Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 100311-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
22.04.2010

Номер законопроекта:100311-5
Комментарий законопроекта:в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций
Дата внесения законопроекта в ГД:18.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/100311-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по собственности
Дата изменения статуса/фазы:22.04.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:65-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Ананьев Дмитрий Николаевич, Член СФ
Исаев Юрий Олегович, Депутат ГД
Коваль Александр Павлович, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Плескачевский Виктор Семенович, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №100311-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций

Дата заседания 09.04.2010, номер заседания 153, строк в стенограмме 6175

О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1005 Пункт 4, "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации

1006 страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты

1007 Российской Федерации". Докладывает Лиана Витальевна Пепеляева.

1008

1009 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1010

1011 Уважаемые коллеги, проект федерального закона регулирует вопросы банкротства

1012 финансовых организаций, то есть профессиональных участников рынка ценных

1013 бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и других. В

1014 значительной степени нормы закона направлены на предотвращение банкротства, и

1015 в нём предусмотрены специальные механизмы для этого.

1016

1017 Комитет подготовил проект федерального закона к рассмотрению в третьем

1018 чтении. Проведены все необходимые экспертизы, и Комитет Государственной Думы

1019 по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять законопроект.

1020

1021 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров по мотивам и депутат Кашин Борис

1022 Сергеевич также по мотивам. Два выступления.

1023

1024 Объявляется "час голосования".

1025

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1148 По пункту 4 по мотивам - депутат Рохмистров от фракции ЛДПР.

1149

1150 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

1151

1152 Уважаемые депутаты, хороший закон, много хорошего принимается, но есть и те

1153 вещи, на которые фракция ЛДПР не может не обратить внимания.

1154

1155 Не принято к рассмотрению комитетом огромное количество поправок,

1156 подготовленных депутатами. И собственно говоря, почему комитет, если есть

1157 желание у депутатов побольше поработать с этим законопроектом, не продлил

1158 срок рассмотрения этих поправок? Считаю, что, когда готовится такой

1159 фундаментальный законопроект, для того чтобы он полностью решал те проблемы,

1160 которые сегодня возникают, было бы логично продлить срок рассмотрения

1161 поправок и рассмотреть все поправки, которые подготовлены депутатами.

1162

1163 Есть ещё один вопрос. Вот тут есть такой маленький казус, к которому мы

1164 обязательно с вами вернёмся, - это изменение уставного фонда, которое у нас,

1165 к сожалению, имеет достаточно небольшой переходный период. Вот в своё время

1166 мы столкнёмся с тем, что многие страховые компании не смогут изменить,

1167 уложиться в этот отведённый период. И мы либо будем продлевать, либо

1168 подставим под ликвидацию большое количество страховых компаний. Вот этот

1169 маленький подводный камень наводит на мысль, что данное ограничение сделано в

1170 интересах ряда крупнейших страховых компаний с целью освобождения рынка от

1171 конкуренции.

1172

1173 Законопроект в целом отражает необходимость ряда изменений и действительно

1174 вносит полезные для нашего общества изменения в действующее законодательство,

1175 но в то же время то, что комитет не рассмотрел все поправки депутатов,

1176 которые, возможно, решили бы все проблемы, выльется в то, что мы опять и

1177 опять будем возвращаться к этому законопроекту в случае его принятия в

1178 качестве закона, потому что инициативы депутатов будут складываться в

1179 законопроекты, которыми будут вноситься изменения в только что принятый

1180 закон.

1181

1182 В связи с этим хотелось бы обратиться к комитетам, которые рассматривают

1183 подобные законопроекты, с просьбой всё-таки иногда продлевать срок

1184 рассмотрения поправок, с тем чтобы наиболее полно учитывать ту ситуацию,

1185 которая складывается в нашем обществе.

1186

1187 Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект.

1188

1189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Борис Сергеевич от фракции КПРФ.

1190

1191 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

1192

1193 Законопроект регулирует процедуру финансового оздоровления и банкротства

1194 финансовых организаций. Безусловно, тема важная, законопроект нужен, но нужен

1195 хороший законопроект.

1196

1197 Для примера вспомним, к чему привели дыры в регулировании банкротства

1198 коммерческих банков. Только "КИТ-Финанс" 135 миллиардов рублей стоил. Вот

1199 вчера премьер Путин проводил пресс-конференцию и говорил: университеты по 300

1200 миллионов получат. Ему бы провести пресс-конференцию с теми, как он говорит,

1201 жирными котами, которые из бюджета сотни миллиардов рублей уже выбрали. И это

1202 в значительной степени из-за того, что вот эти процедуры не урегулированы

1203 надлежащим образом. Поэтому, казалось бы, надо выводы сделать и самым

1204 внимательным образом отнестись к тексту законопроекта. А что мы здесь видим?

1205 Сто страниц - каждое ведомство туда впихнуло, грубо говоря, то, что ему

1206 казалось целесообразным. И в результате мы видим, что сходные вопросы, когда,

1207 допустим, аналогичный финансовый дефицит имеется у страховой компании,

1208 пенсионного фонда или другой финансовой организации, регулируются совершенно

1209 по-разному.

1210

1211 У нас здесь в качестве надзорных органов выступают и Министерство финансов, и

1212 ФСФР, и Минздравсоцразвития, и Центробанк, и каждый орган действует своим,

1213 понятным ему путём. В результате получается отсталый законопроект. Если в

1214 Европе сейчас вводится единый регулятор и для банков, и для страховых

1215 компаний, и для пенсионных фондов, то мы всё продолжаем расширять различия

1216 между законодательными нормами, относящимися к ним. Это недопустимая

1217 совершенно политика. И в качестве примера мы пытались привлечь внимание к

1218 тому, что за этими нормами стоит, когда вносили поправку.

1219

1220 Применительно к пенсионным фондам, смотрите, здесь вводится обязательство

1221 надзорного органа подавать в арбитражный суд в случае недостаточности средств

1222 пенсионных резервов для исполнения обязательств фондов перед вкладчиками. Но

1223 само понятие недостаточности нигде как следует не прописано, а ведь в законе

1224 о пенсионных фондах предусмотрена сохранность пенсионных средств. Значит,

1225 если, грубо говоря, в течение одного года эти средства несколько упали, то

1226 заинтересованные силы могут трактовать эту норму как необходимость подать в

1227 суд иск о банкротстве. И вот таких вещей там много. Поэтому законопроект

1228 сырой, мы за него голосовать не будем.

1229

1230 Спасибо.

1231

1232 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, обозначенный а

1233 пункте 4 повестки дня. Третье чтение.

1234

1235 Включите режим голосования.

1236

1237 Покажите результаты.

1238

1239 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 50 сек.)

1240 Проголосовало за 350 чел.77,8%

1241 Проголосовало против 22 чел.4,9%

1242 Воздержалось 0 чел.0,0%

1243 Голосовало 372 чел.

1244 Не голосовало 78 чел.17,3%

1245 Результат: принято

1246

1247 Принято.

1248

Дата заседания 07.04.2010, номер заседания 152, строк в стенограмме 6207

О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций; принят в первом чтении 21 января 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1965 Законопроекты второго чтения. "О внесении изменений в Закон Российской

1966 Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации и отдельные

1967 законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владислав Матусович

1968 Резник. Второе чтение, таблица поправок.

1969

1970 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

1971 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1972

1973 Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается таблица поправок к

1974 проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

1975 Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные

1976 законодательные акты Российской Федерации". У вас есть одна таблица поправок,

1977 все они рекомендуются к принятию. Соответственно, коллеги, комитет предлагает

1978 поддержать данную таблицу.

1979

1980 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в таблице двадцать одна поправка, все

1981 рекомендованы к принятию. Есть замечания? Есть, у Кашина Бориса Сергеевича.

1982 Какую поправку вы выносите?

1983

1984 КАШИН Б. С. Поправку 4 отдельно обсудим.

1985

1986 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1 без поправки 4.

1987

1988 Включите режим голосования.

1989

1990 Покажите результаты.

1991

1992 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 52 сек.)

1993 Проголосовало за 342 чел.76,0%

1994 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1995 Воздержалось 0 чел.0,0%

1996 Голосовало 342 чел.

1997 Не голосовало 108 чел.24,0%

1998 Результат: принято

1999

2000 Таблица принимается.

2001

2002 Включите микрофон депутату Кашину Борису Сергеевичу.

2003

2004 КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я бы мог вынести на отдельное голосование и

2005 аргументировать многие поправки, потому что на самом деле от того, что мы

2006 принимали в первом чтении, живого места не осталось. Всё, что мы сейчас

2007 рассматриваем, - это новый материал.

2008

2009 В чём здесь опасность? Президент даёт указание ускорить принятие ключевых

2010 законов по финансовому рынку - а это действительно важные законы, - и вот в

2011 спешке начинают реализовывать такие поручения. Чем это может обернуться, мы

2012 видели на примере антикризисных мер правительства.

2013

2014 Я сегодня прочитал, что в 135 миллиардов обходится государству санация только

2015 "КИТ Финанс". Это один из примеров того, к чему может привести спешка при

2016 принятии подобных законов.

2017

2018 О чём конкретно идёт речь вот в этой поправке? Вводится новое понятие

2019 "актуарный дефицит" - это ключевое понятие, которое действительно необходимо

2020 для того, чтобы решить вопрос, нужно банкротить пенсионный фонд или не нужно.

2021 То же самое относится к страховым компаниям. Дальше прописывается процедура и

2022 говорится, что при недостаточности средств пенсионных фондов надзорный орган,

2023 в данном случае ФСФР, обязан в течение десяти дней обратиться в арбитражный

2024 суд с иском о банкротстве этого пенсионного фонда. Процедура выяснения того,

2025 что действительно средств недостаточно, не прописана. Мы предлагали включить

2026 всего несколько слов - о том, что необходимо наличие актуарного заключения. В

2027 законе уже вводится понятие "актуарный дефицит", и почему нельзя было учесть

2028 вот это наше предложение, совершенно непонятно. Это один из примеров того,

2029 как здесь регулируются важнейшие вопросы - банкротство страховых компаний и

2030 пенсионных фондов. Вообще такая система, когда вдруг появляется во втором

2031 чтении совершенно новый текст и посмотреть и принять участие в его

2032 усовершенствовании возможности реально нет, очень опасна. И это только один

2033 из примеров, их можно было бы продолжить.

2034

2035 В связи с этим фракция КПРФ голосовать за данный законопроект не будет и

2036 обращает ваше внимание на то, что спешка здесь может привести к крайне

2037 неприятным последствиям.

2038

2039 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по поправке 4, Владислав Матусович.

2040

2041 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Борис Сергеевич, я, наверное, уже в пятый раз с

2042 этой трибуны обращаюсь к вам с предложением посещать заседания комитета, на

2043 которых обсуждаются эти темы. К сожалению, видимо, по тем или иным причинам

2044 не всегда вы находите такую возможность. Очень жалко. На заседании комитета

2045 ваш коллега по фракции вносил соответствующую поправку, правда, не за вашей

2046 подписью, а за своей. Это коллега Багаряков, он, наверное, вам об этом

2047 рассказывал. Мы внимательнейшим образом обсудили в комитете эту поправку, и

2048 содержательно все с ней согласны, и я согласен и буду готов после принятия

2049 отдельного закона по актуарной деятельности её поддержать. Законопроект по

2050 актуарной деятельности находится, как вы знаете, в Комитете по собственности.

2051 В ближайшее время он будет принят, и только после этого можно принимать ту

2052 поправку, которую предлагал коллега Багаряков, видимо, и вы тоже. Коллега

2053 Багаряков снял её, поэтому я не очень понимаю, что вы выносите на обсуждение.

2054 Вы вообще не хотите, чтобы эту поправку поддерживали, то есть хотите принять

2055 закон без этой поправки? Непонятно.

2056

2057 Коллеги, я предлагаю поддержать данную поправку и поддержать данный

2058 законопроект. А Борису Сергеевичу всё-таки я пожелал бы, чтобы у него была

2059 возможность чаще ходить на заседания комитета, тогда фракция, которую вы

2060 представляете, будет поддерживать такие законы.

2061

2062 Спасибо.

2063

2064 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок,

2065 рекомендованных комитетом к принятию. Комитет предлагает её поддержать,

2066 депутат Кашин предлагает её отклонить.

2067

2068 Включите режим голосования.

2069

2070 Покажите результаты.

2071

2072 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 58 сек.)

2073 Проголосовало за 313 чел.69,6%

2074 Проголосовало против 56 чел.12,4%

2075 Воздержалось 0 чел.0,0%

2076 Голосовало 369 чел.

2077 Не голосовало 81 чел.18,0%

2078 Результат: принято

2079

2080 Принимается поправка.

2081

2082 Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

2083

2084 Включите режим голосования.

2085

2086 Покажите результаты.

2087

2088 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 27 сек.)

2089 Проголосовало за 316 чел.70,2%

2090 Проголосовало против 36 чел.8,0%

2091 Воздержалось 0 чел.0,0%

2092 Голосовало 352 чел.

2093 Не голосовало 98 чел.21,8%

2094 Результат: принято

2095

2096 Законопроект принят во втором чтении.

2097

2098 Есть какое-то предложение у комитета, да?

2099

2100 Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне.

2101

2102 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет просит поставить рассмотрение

2103 законопроекта в третьем чтении на 9 апреля.

2104

2105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению предложение комитета.

2106

Дата заседания 21.01.2009, номер заседания 68, строк в стенограмме 7093

О проекте федерального закона № 100311-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (об особенностях проведения процедуры банкротства и о мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5881 О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

5882 Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые

5883 другие законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя

5884 Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.

5885

5886 Пожалуйста, Владислав Матусович.

5887

5888 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

5889 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5890

5891 Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, который

5892 предусматривает уточнение перечня финансовых организаций, установление

5893 особенностей банкротства различных финансовых организаций, установление

5894 порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности, то

5895 есть банкротства, финансовых организаций.

5896

5897 Нормы действующего в настоящее время законодательства о банкротстве имеют

5898 общий характер, они не учитывают специфику деятельности каждого вида

5899 финансовых организаций и не дают чёткого определения самому понятию

5900 "финансовые организации", особенно для целей законодательства о банкротстве.

5901 Действующим законодательством не закреплены механизмы, которые способствуют

5902 защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с

5903 финансовыми организациями, в случае банкротства последних. Вообще, к

5904 финансовым организациям данным законопроектом отнесены страховые организации,

5905 профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные

5906 фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных

5907 фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

5908

5909 В отношении финансовых организаций законопроектом устанавливаются основания

5910 применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в

5911 рамках мер по предупреждению этого банкротства. Законопроектом предусмотрены

5912 такие меры по предупреждению банкротства финансовых организаций, как

5913 разработка и реализация плана финансового оздоровления, а также введение

5914 временной администрации. Одновременно закреплены порядок введения и

5915 прекращения деятельности временной администрации, её состав, сроки

5916 деятельности, права и обязанности. Также предусматривается изменение

5917 положения о рассмотрении дел о банкротстве финансовой организации в части

5918 сроков, круга лиц, участвующих в деле и процессе по делу о банкротстве, круга

5919 субъектов подачи заявления о признании финансовой организации банкротом,

5920 процедур банкротства, применяемых к финансовой организации. Ну, я думаю, что

5921 Виктор Семёнович Плескачевский, делая содоклад, об этом скажет чуть

5922 подробнее.

5923

5924 Кроме того, вносятся изменения в порядок очерёдности удовлетворения

5925 требований кредиторов третьей очереди при процедуре банкротства страховой

5926 организации. Устанавливается порядок процедуры передачи страхового портфеля

5927 страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства

5928 этой организации или в ходе процедур самого банкротства, если таковое

5929 наступает.

5930

5931 Законопроектом предусматривается обязанность федерального органа

5932 исполнительной власти по регулированию соответствующего вида деятельности

5933 принимать участие в процессе по делу о банкротстве финансовой организации.

5934 Кроме того, предусматривается право арбитражного суда привлекать к участию в

5935 процессе по делу о банкротстве соответствующую саморегулируемую организацию

5936 финансовых организаций или соответствующее профессиональное объединение

5937 страховщиков. Об этом также в своём содокладе Виктор Семёнович Плескачевский

5938 расскажет, видимо, более подробно.

5939

5940 В отношении негосударственных пенсионных фондов законопроектом предусмотрено

5941 уточнение конкурсной массы. Кроме прочих, вот этот законопроект, предлагаемый

5942 вашему вниманию, содержит положения, которые вносят изменения и в ряд

5943 законодательных актов, требующих изменения в связи с принятием этого закона.

5944

5945 Внесение в российское законодательство изменений, предлагаемых в

5946 законопроекте, будет способствовать повышению эффективности мер по

5947 предупреждению банкротства финансовых организаций и проведению процедур их

5948 банкротства как механизма пропорционального удовлетворения требований

5949 кредиторов. Кроме того, если мы примем данный законопроект, мы сможем

5950 повысить степень защиты материальных прав граждан, являющихся клиентами

5951 финансовых организаций, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело

5952 о банкротстве или введена процедура банкротства.

5953

5954 К законопроекту имеется достаточно большой ряд замечаний, в основном

5955 уточняющих его, и замечаний юридико-технического характера, которые не

5956 затрагивают концепцию законопроекта и не препятствуют его принятию в первом

5957 чтении. Во втором чтении, естественно, потребуется достаточно большая работа,

5958 что мы и намерены проделать. С учётом сказанного Комитет по финансовому рынку

5959 предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и приглашает всех

5960 принять участие в работе над законопроектом ко второму чтению.

5961

5962 Спасибо.

5963

5964 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

5965

5966 Содоклад сделает председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович

5967 Плескачевский.

5968

5969 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по

5970 собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5971

5972 Спасибо.

5973

5974 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

5975 предлагается очень важный, на мой взгляд, законопроект, один из самых важных

5976 в пакете мер по антикризисному управлению. Поэтому я хочу привлечь ваше

5977 внимание к нему и учесть ваши замечания и предложения в работе над ним.

5978

5979 Дело в том, что на сегодняшний день у нас сложилась очень непростая ситуация

5980 на финансовых рынках, все это прекрасно понимают. Более того, это

5981 распространилось уже на всю остальную экономику. Для огромного количества

5982 финансовых организаций сегодня существует риск банкротства. Но в этой

5983 ситуации только кредитные организации, исключительно кредитные организации

5984 имеют специальный порядок процедуры банкротства. Финансовыми организациями мы

5985 считаем организации, отличные от производственных палаток, производственных,

5986 торговых предприятий прежде всего тем, что у них отношение собственных

5987 средств к активам, находящимся в управлении, на хранении и в разных формах

5988 распоряжения, установлено законом, например в банковской среде это один к

5989 двадцати. Собственно говоря, это единственная причина, по которой все

5990 финансовые организации... Скажу так: вот поведение обычного арбитражного

5991 управляющего, который банкротит, например, депозитарий, где находятся на

5992 хранении акции, допустим, РАО "ЕЭС..." или ОАО "РЖД", представить очень

5993 трудно. И мы много и давно говорили о том, что сегодня все остальные

5994 финансовые организации находятся как бы без присмотра в первую очередь в этой

5995 части.

5996

5997 Кроме того, вторая проблема, с этим согласится большинство специалистов,

5998 состоит в следующем. В начале 90-х годов, когда существовало всего полторы

5999 финансовые услуги, разным ведомствам - именно разным ведомствам - было

6000 поручено не только регулировать, но и строить регулирование финансовых

6001 рынков. В результате ипотека у нас оказалась в Госстрое, лизинг оказался в

6002 Минпромнауке, страхование - в Минфине, банковский сектор - в Центральном

6003 банке, биржи - кто где. При этом, естественно, к сегодняшнему дню каждое из

6004 этих ведомств без согласования друг с другом построило какое-то там своё

6005 регулирование, они во многом сегодня асинхронны и противоречат друг другу.

6006 Любой грамотный человек понимает, что финансовые рынки - это на самом деле

6007 финансовый рынок, как переливающиеся сосуды, пенсионный, страховой,

6008 банковский и так далее.

6009

6010 Весь мир уже давно пошёл по пути так называемых мегарегуляторов, а у нас,

6011 увы, заседают антикризисные комиссии, которые сегодня только пытаются найти

6012 единый подход к проблемам финансовых институтов, создать единый

6013 инструментарий, единую терминологию.

6014

6015 Этот законопроект как бы подталкивает к решению ещё одной проблемы, он первый

6016 в этом блоке, он вводит единые принципы подхода в отношении управляющих

6017 компаний, брокеров. Я думаю, что, безусловно, необходимо принять его в первом

6018 чтении, хотя над ним предстоит огромная работа. И я не уверен, что мы успеем

6019 в ближайшее время, в те сроки, которые нам ставит сегодня правительство,

6020 потому что необходимо реализовать всё то, что существует в планах, и это

6021 работа скрупулёзная. Почему? Прежде всего потому, что до сегодняшнего дня

6022 только банки имеют свой план счетов или бухгалтерского учёта. Подчёркиваю,

6023 что сегодня все остальные финансовые организации заполняют ту же самую

6024 простыню из ста регистров бухгалтерского учёта под названием "баланс", что и

6025 любая производственная палатка, любое частное предприятие и так далее.

6026

6027 И нерешение проблемы, когда различная форма учёта активов собственных и

6028 несобственных, находящихся на хранении, проблемы вкладчиков, инвесторов и так

6029 далее, не позволяет сегодня в процессе банкротства аккуратно разделить эти

6030 активы и выделить то, что входит в конкурсную массу, и то, что не входит в

6031 конкурсную массу. Этой проблемой, скажу вам по секрету, никто до сих пор не

6032 занимался вообще, ни Минфин, ни кто-либо другой. Без решения этой проблемы

6033 аккуратное банкротство будет, мягко говоря, затруднено.

6034

6035 Сегодня финансовая сфера фактически исключена из сферы действия

6036 саморегулируемых организаций, потому что нас, скажем так, правительство

6037 убедило (в кавычках) не включать финансовую сферу в саморегулирование. Почему

6038 мы считали, что это необходимо? Потому что саморегулирование подразумевает

6039 создание как минимум механизма компенсационного фонда, то есть механизма

6040 солидарной ответственности, если угодно, механизма, аналогичного системе

6041 гарантирования вкладов, и в силу этого обстоятельства саморегулируемая

6042 организация, являющаяся соответчиком за каждого возможного банкрота,

6043 принимает участие в процедуре банкротства, не позволяет за копейки продавать

6044 из их активов, оказывается заинтересованной и, самое главное... Вот на

6045 примере той модели, которой коснулся сегодня Владислав Матусович, можно

6046 пояснить. Допустим, происходит банкротство страховой компании и возникает

6047 проблема, как распорядиться обязательствами компании и оставшимися

6048 неразворованными, извините, активами, которые являются обеспечением этих

6049 обязательств. При надзоре саморегулируемой организации она могла бы на

6050 конкурсной основе передать их другой компании под другие условия для защиты

6051 интересов вкладчиков, страховщиков и так далее, то есть обеспечить такой

6052 плавный переход. Но все эти механизмы существуют только как концепция,

6053 которая обсуждается Минэкономразвития уже в течение лет пяти-шести.

6054

6055 Комитет по собственности поддерживает концепцию этого законопроекта и, как я

6056 уже сказал, приглашает к работе всех заинтересованных лиц. Это касается не

6057 только начинающего на самом деле зарождаться финансового рынка, но и его

6058 участников, в первую очередь частных лиц, вкладчиков, инвесторов, акционеров

6059 и так далее. Пока всё равно риск, скажем так, несанкционированного,

6060 недобросовестного распоряжения их активами при существующей модели, увы,

6061 остаётся. Мы считали и считаем, что, например, законодательство о банкротстве

6062 кредитных организаций тоже в своё время должно стать частью закона о

6063 банкротстве, чтобы не было, так скажу, слишком много особых порядков.

6064

6065 Комитет по собственности поддерживает законопроект, рекомендует принять его в

6066 первом чтении с учётом высказанных замечаний и необходимости доработки ко

6067 второму, а также, может быть, ещё одной итерации к осени, если будет желание

6068 у участников внести дополнения и изменения в этот законопроект.

6069

6070 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович.

6071

6072 Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы у депутата Федоткина и у Лебедева

6073 Игоря Владимировича. Два вопроса.

6074

6075 Пожалуйста, депутат Федоткин. Первый вопрос.

6076

6077 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к любому из докладчиков. За последние полгода мы

6078 слышали о сотнях случаев, когда предприятия промышленности, строительства,

6079 сельского хозяйства останавливали свои производства и находились в стадии

6080 банкротства, а вот о финансовых организациях я что-то не слышал, ни об одном

6081 случае, но именно о них мы печёмся. Скажите, пожалуйста, за последние полгода

6082 сколько банков закрылось, остановило свою деятельность или обанкротилось?

6083 Чтобы можно было сравнить, что происходит в реальном секторе, а что в

6084 финансовом.

6085

6086 Спасибо.

6087

6088 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович Плескачевский ответит. С места.

6089

6090 Пожалуйста, включите микрофон.

6091

6092 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Прежде всего, когда мы употребляем слово "печёмся" в этом

6093 контексте, это значит, что мы печёмся не о финансовых организациях, а о тех

6094 миллионах людей, которые стали участниками этих организаций как страхователи,

6095 как держатели своих небольших пакетов акций, вкладчики и многие-многие

6096 другие, то есть о тех, кто сегодня оказался участником рынка финансовых

6097 услуг, пенсионной системы например (потому что страшно представить пока, по

6098 действующим нормам, банкротство пенсионного фонда). Конечно, проблема

6099 банкротства всё равно стоит остро, в том числе и для реального сектора, но я

6100 хотел подчеркнуть в своём выступлении, что это две разные темы: если

6101 банкротство конкретного предприятия сводится к проблемам для его работников

6102 или так называемых стейкхолдеров - связанных с ним лиц, то банкротство любой

6103 финансовой организации, как правило, затрагивает как минимум тысячи, миллионы

6104 людей.

6105

6106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6107

6108 И второй вопрос - Игорь Владимирович Лебедев.

6109

6110 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Любовь Константиновна.

6111

6112 У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Владислав Матусович, статья

6113 391 Гражданского кодекса говорит о том, что при переводе должником своего

6114 долга на третье лицо необходимо получение согласия кредитора. Предлагаемый

6115 вами законопроект вносит в эту статью изменение, вводит исключение, что, на

6116 наш взгляд, вступает в противоречие с концепцией данной статьи. На это,

6117 кстати, указывает и комитет-соисполнитель, комитет Павла Владимировича

6118 Крашенинникова. При дальнейшей работе над законопроектом будет что-то

6119 изменено в этом отношении? Или вы всё равно настаиваете на изменении

6120 Гражданского кодекса в этой части?

6121

6122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.

6123

6124 Микрофон включите.

6125

6126 РЕЗНИК В. М. Вы знаете, если мы сможем убедить наших коллег во всех ветвях

6127 власти изменить Гражданский кодекс, в том числе и коллег из комитета Павла

6128 Владимировича Крашенинникова, то, наверное, мы будем всё-таки стараться это

6129 сделать. Если не получится, тогда в этой части мы согласимся с позицией

6130 комитета-соисполнителя и оставим это как есть. Хотя, конечно, проблемы есть,

6131 и для упрощения решения этого вопроса, наверное, лучше было бы изменить.

6132

6133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6134

6135 Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Так, два человека. По

6136 сколько минут дадим? По десять? У нас ещё один вопрос. Я предлагаю по три.

6137 Семнадцать протокольных поручений у нас, я вам напоминаю.

6138

6139 Кто за это предложение? Прошу проголосовать.

6140

6141 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

6142

6143 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 50 сек.)

6144 Проголосовало за 317 чел.100,0%

6145 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6146 Воздержалось 0 чел.0,0%

6147 Голосовало 317 чел.

6148 Не голосовало 0 чел.0,0%

6149 Результат: принято

6150

6151 Принято.

6152

6153 От фракции КПРФ, пожалуйста.

6154

6155 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

6156

6157 Любовь Константиновна, хорошо, что вы не так часто ведёте наши собрания, о

6158 таком важном законопроекте, о котором только что нам доложили, необходимо

6159 серьёзно говорить, и за три минуты мне сложно будет, как говорится,

6160 высказаться.

6161

6162 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас, вообще, не собрание, а пленарное заседание, это

6163 для уточнения.

6164

6165 КАШИН Б. С. Нынешний кризис выявил ряд проблем в деятельности страховых

6166 организаций, пенсионных фондов и других финансовых структур. Очевидно, что

6167 многие из них находятся сейчас на грани банкротства и нужны срочные меры, для

6168 того чтобы как-то сгладить последствия этих банкротств для экономики и

6169 граждан.

6170

6171 На днях я посмотрел интернет-сайт партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и прочитал там

6172 высказывание заместителя руководителя администрации президента Суркова:

6173 кризис не преодолеть, высылая на борьбу с ним вялое ополчение счетоводов. Я

6174 рассматриваю это высказывание как запоздалую оценку работы в кризисных

6175 условиях чиновников министерств финансово-экономического блока. И эта оценка

6176 напрямую относится к рассматриваемому законопроекту.

6177

6178 В чём дело, если совсем кратко говорить? Если о медицине мы закон принимаем,

6179 то представить его текст без упоминания врача невозможно. Что является

6180 аналогом врача для страховых компаний, пенсионных фондов? Во всём мире таким

6181 аналогом является актуарий - специалист по страховой финансовой математике.

6182 Именно актуарное заключение профессионала и есть диагноз болезни страховой

6183 компании, пенсионного фонда, и его заключение должно играть ключевую роль для

6184 целей настоящего законопроекта.

6185

6186 К сожалению, наша исполнительная власть крайне мало сделала за последние

6187 пятнадцать лет, чтобы это важнейшее звено, необходимое для нормального

6188 функционирования страховых компаний, пенсионных фондов, начало реально

6189 действовать. И сейчас эта проблема встала с полной остротой. Тем не менее её

6190 пытаются здесь опять замять, правильно сказал депутат Плескачевский, что у

6191 нас совершенно разнородное законодательство, и пытаются, как говорится,

6192 обойти эту проблему - отсутствие реального критерия оценки деятельности

6193 страховых компаний, пенсионных фондов. Это делают по-разному: для страховых

6194 компаний по-одному, для пенсионных фондов по-другому.

6195

6196 Кстати, в законе есть упоминание о некотором актуарном дефиците как основании

6197 для того, чтобы начать процедуру оздоровления пенсионного фонда, но только

6198 нет вообще этого понятия, что такое актуарный дефицит, неизвестно ни

6199 специалистам, ни в одном нормативном акте нет. Таким образом, реально в

6200 ближайшее время этот закон действовать не будет. И этот бухгалтерский подход

6201 - основной недостаток законопроекта. Это компании, которые работают в

6202 условиях неопределённости, и надо иметь специальные математические методы для

6203 анализа их устойчивости. Не учитывать этого нельзя, поэтому мы не будем

6204 поддерживать законопроект.

6205

6206 Спасибо.

6207

6208 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6209

6210 И ещё кто-то у нас хотел высказаться? Свистунов, да? Пожалуйста.

6211

6212 Включите микрофон депутату Свистунову.

6213

6214 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

6215

6216 Уважаемые коллеги, тема, затронутая этим законопроектом, сегодня очень важна.

6217 Но здесь я не соглашусь с авторами законопроекта в части вот именно концепции

6218 этого законопроекта. Концептуальная ошибка кроется в статье 180 закона о

6219 банкротстве, куда вносятся изменения. Там предусмотрено, что банкротство

6220 финансовых организаций регулируется отдельным законодательством, именно

6221 отдельным, и подчёркнуто это. Да, так сложилось, что пока отдельное

6222 законодательство существует только в отношении кредитных организаций. И

6223 наверное, это сложилось из-за того, что наиболее чётко прописано

6224 регулирование именно кредитных организаций - с отдельным балансом, с

6225 нормативами, понятными и чёткими для всех, то есть это наиболее проработанное

6226 законодательство. И наверное, так исторически и было, потому что правильно,

6227 полторы услуги там было, как сказал Виктор Семёнович, на других сегментах

6228 рынка, и, в общем-то, не было такой необходимости.

6229

6230 Однако сегодня, если посмотреть на финансовый рынок, это уже не полторы

6231 услуги, это целый ряд, скажем так, измеряемый трёхзначной цифрой, пенсионных

6232 фондов, это огромное количество страховых компаний, это огромное количество

6233 управляющих компаний и довольно значительные финансовые средства. Особенно

6234 это важно в том случае, когда... Вот у нас сейчас произошли на фондовом рынке

6235 такие события, в общем-то, упал фондовый рынок, и соответственно активы и

6236 пенсионных фондов, размещённые в ценных бумагах, и страховых компаний, и

6237 ПИФов (паевых инвестиционных фондов), и других практически, ну, не то чтобы

6238 обнулились, но потерпели значительные убытки. Если присутствует специальное

6239 регулирующее законодательство, например, о достаточности собственных средств,

6240 о нормативах ликвидности и тому подобных вещах, то многие из этих организаций

6241 уже стоят на пороге банкротства. Ну, здесь мы это сейчас не поймём, потому

6242 что статистики не видим, но тем не менее этот вопрос актуален. И тем более в

6243 данном случае этот вопрос, на мой взгляд, потребует именно специального

6244 законодательства по каждой отрасли. То есть для страховых компаний это должен

6245 быть свой закон, для пенсионных фондов это должен быть свой закон, для

6246 профучастников рынка ценных бумаг это должен быть свой закон, потому что

6247 везде нормативы достаточности собственных средств будут разные, нормативы по

6248 ликвидности также будут разные и механизмы юридического привлечения средств

6249 клиентов и размещения резервов тоже будут отличаться. И соответственно...

6250 (Микрофон отключён.)

6251

6252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6253

6254 Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет.

6255 Есть ли желание выступить с заключительным словом? Тоже нет.

6256

6257 Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу

6258 определиться голосованием.

6259

6260 Покажите результаты.

6261

6262 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 56 сек.)

6263 Проголосовало за 314 чел.69,8%

6264 Проголосовало против 24 чел.5,3%

6265 Воздержалось 0 чел.0,0%

6266 Голосовало 338 чел.

6267 Не голосовало 112 чел.24,9%

6268 Результат: принято

6269

6270 Принято.

6271