Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 1020371-6 О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспеч

О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспеч

опубликован
06.07.2017

Номер законопроекта:1020371-6
Комментарий законопроекта:в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации
Дата внесения законопроекта в ГД:17.03.2016
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1020371-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам собственности
Дата изменения статуса/фазы:06.07.2017
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Арефьев Николай Васильевич, Депутат ГД
Белоусов Вадим Владимирович, Депутат ГД
Васильев Николай Иванович, Депутат ГД
Гаврилов Сергей Анатольевич, Депутат ГД
Иванов Николай Николаевич, Депутат ГД
Никитчук Иван Игнатьевич, Депутат ГД
Щапов Михаил Викторович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №1020371-6 О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"

в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации

Дата заседания 21.06.2017, номер заседания 51, строк в стенограмме 10351

О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2472 14-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении

2473 изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и

2474 муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления

2475 иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое

2476 значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад

2477 Юрия Александровича Петрова.

2478

2479 Пожалуйста, Юрий Александрович.

2480

2481 ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2482

2483 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект

2484 устанавливает запрет на участие офшорных компаний и подконтрольных им лиц в

2485 приватизации, а также в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое

2486 значение для обороны страны и безопасности государства. Законопроект прошёл

2487 все необходимые экспертизы, замечаний нет. Комитет по природным ресурсам,

2488 собственности и земельным отношениям просит принять законопроект в третьем

2489 чтении.

2490

2491 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, желающие выступить по мотивам есть? Есть.

2492

2493 Включите, пожалуйста, режим записи на выступления по мотивам.

2494

2495 Покажите список.

2496

2497 Пожалуйста, Гаврилов Сергей Анатольевич, фракция КПРФ.

2498

2499 ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию

2500 гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,

2501 фракция КПРФ.

2502

2503 Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы рассматриваем очень

2504 необычный для нашей сессии законопроект, законопроект внесён более полугода

2505 назад и имеет принципиальное значение для урегулирования вопросов, связанных

2506 с инвестициями, с иностранными инвестициями и с приватизацией, в нашем

2507 законодательстве. Законопроект внесён членами фракции КПРФ и, что отрадно

2508 отметить, был единодушно поддержан всеми фракциями, что является, на наш

2509 взгляд, достаточно явным проявлением нашей согласованной позиции в деле

2510 защиты национальных интересов в сфере большой приватизации.

2511

2512 Действительно, как совершенно справедливо сказал Юрий Александрович, мы

2513 предполагали установить запрет на участие в приватизации офшорных компаний и

2514 им подконтрольных, а также, что немаловажно, запрет на участие в приобретении

2515 акций, недвижимого имущества, относящегося к производственным активам

2516 предприятий, находящихся в списке стратегических объектов. Напомню, что это

2517 предприятия, жизненно важные для нашего народного хозяйства: "Газпром",

2518 "Транснефть", "Роснефть", "ВТБ", "Совкомфлот", "РЖД". Я считаю, что принятие

2519 этого закона станет серьёзным вкладом в защиту национальных интересов

2520 Российской Федерации и существенно сократит возможности теневого оборота,

2521 связанного с офшорными и подконтрольными компаниями, - в год это около 550

2522 миллиардов долларов - и мы считаем, что это облегчит возможности для

2523 инвесторов, с тем чтобы не только инвестировать в производственные активы

2524 предприятий, но и платить прозрачным образом налоги.

2525

2526 В ответ на весьма недружелюбную критику наших либеральных партнёров хотелось

2527 бы сказать, что мы не сокращаем возможности для инвестирования, мы делаем

2528 просто корпоративную среду более прозрачной и ответственной. Это во-первых.

2529

2530 Во-вторых, мы хотели бы обратить внимание на крайнюю значимость

2531 предотвращения так называемого гринмейла - это когда у нас появляются под

2532 видом офшорных компаний зарубежные фонды, которые используют владение

2533 миноритарными пакетами акций для шантажа крупных стратегических предприятий,

2534 для коммерческого шпионажа, для блокирования серьёзных сделок, в том числе

2535 сделок, связанных с экспортом вооружения и военной техники. Полагаем, что

2536 подобного рода деятельность также должна быть поставлена под жёсткий

2537 контроль.

2538

2539 Кроме того, мы полагаем, что в нынешней ситуации, связанной с кризисом и с

2540 известными санкционными мерами, падение капитализации крупных компаний более

2541 чем в 2 раза делает также достаточно бессмысленной их приватизацию, особенно

2542 миноритарных пакетов, которая, кроме того, не предполагает и инвестиции в

2543 капитал приватизируемых хозяйственных обществ.

2544

2545 Одним словом, мы считаем, что этот закон крайне важен для модернизации в

2546 целом приватизационного законодательства, он послужит оздоровлению в целом

2547 корпоративной среды.

2548

2549 Спасибо за внимание.

2550

2551 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального

2552 закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации

2553 государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке

2554 осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие

2555 стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности

2556 государства", 14-й вопрос нашей повестки, третье чтение.

2557

2558 Включите режим голосования.

2559

2560 Пожалуйста, покажите результаты.

2561

2562 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 22 сек.)

2563 Проголосовало за 418 чел.92,9 %

2564 Проголосовало против 1 чел.0,2 %

2565 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2566 Голосовало 419 чел.

2567 Не голосовало 31 чел.6,9 %

2568 Результат: принято

2569

2570 Федеральный закон принят.

2571

Дата заседания 15.06.2017, номер заседания 49, строк в стенограмме 7064

О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации; принят в первом чтении 20 января 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1569 10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5

1570 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального

1571 имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных

1572 инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для

1573 обеспечения обороны страны и безопасности государства". Доклад первого

1574 заместителя председателя комитета по природным ресурсам Юрия Александровича

1575 Петрова.

1576

1577 Пожалуйста.

1578

1579 ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1580

1581 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что данный

1582 законопроект закрепляет на законодательном уровне требование Президента

1583 России об исключении участия офшорных компаний в приватизации стратегически

1584 значимых предприятий. Никаких ограничений или запретов для добросовестных

1585 приобретателей, включая иностранные компании, не зарегистрированные в

1586 офшорных зонах, законопроект не содержит.

1587

1588 При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены замечания

1589 Государственно-правового управления, Экспертного управления администрации

1590 президента, а также замечание Правительства Российской Федерации. К

1591 законопроекту поступило семь поправок, пять из них вошли в таблицу поправок №

1592 1 и рекомендуются к принятию, две поправки - на отклонение, таблица поправок

1593 № 2.

1594

1595 Прошу проголосовать за данные таблицы и за законопроект во втором чтении.

1596

1597 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1598

1599 Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

1600

1601 Ставится на голосование таблица поправок № 1.

1602

1603 Включите режим голосования.

1604

1605 Покажите результаты.

1606

1607 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 03 сек.)

1608 Проголосовало за 335 чел.74,4 %

1609 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1610 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1611 Голосовало 335 чел.

1612 Не голосовало 115 чел.25,6 %

1613 Результат: принято

1614

1615 Принимается.

1616

1617 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.

1618

1619 Ставится на голосование таблица поправок № 2.

1620

1621 Включите режим голосования.

1622

1623 Покажите результаты.

1624

1625 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 28 сек.)

1626 Проголосовало за 343 чел.76,2 %

1627 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1628 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1629 Голосовало 343 чел.

1630 Не голосовало 107 чел.23,8 %

1631 Результат: принято

1632

1633 Принимается.

1634

1635 Ставится на голосование законопроект во втором чтении.

1636

1637 Включите режим голосования.

1638

1639 Покажите результаты.

1640

1641 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 50 сек.)

1642 Проголосовало за 391 чел.86,9 %

1643 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1644 Воздержалось 1 чел.0,2 %

1645 Голосовало 392 чел.

1646 Не голосовало 58 чел.12,9 %

1647 Результат: принято

1648

1649 Принимается.

1650

Дата заседания 20.01.2017, номер заседания 21, строк в стенограмме 5990

О проекте федерального закона № 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3341 11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5

3342 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального

3343 имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления

3344 иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое

3345 значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

3346 Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов.

3347

3348 ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию

3349 гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,

3350 фракция КПРФ.

3351

3352 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект

3353 находится в русле поиска решений по повышению эффективности нашей экономики и

3354 соответствует по своей сути принятым парламентом России решениям о

3355 деофшоризации экономики. Напомню, что меры, которые принимал парламент

3356 России, достигли значительного эффекта, дали результат с точки зрения

3357 повышения налоговых поступлений, однако на сегодняшний день по-прежнему до 40

3358 процентов негосударственных инвестиций приходится на офшорный сектор и оборот

3359 компаний достигает 50 миллиардов долларов.

3360

3361 Мы полагаем, что следовало бы повысить эффективность принимаемых государством

3362 мер в этом направлении, и основываемся в этом отношении на предложении

3363 президента, высказанном на совещании с членами правительства, о том, что

3364 среди новых владельцев приватизируемых активов не должно быть предприятий,

3365 находящихся в иностранной юрисдикции: неправильно идти на новую приватизацию,

3366 допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики.

3367

3368 Должен сказать, что у нас были позитивные примеры решения имущественных

3369 корпоративных задач. Помните, у нас были проблемы с установлением конечных

3370 собственников (бенефициаров) ряда наших крупных стратегических активов, в том

3371 числе аэропорта Домодедово, которые появились в результате участия офшорных

3372 компаний в приватизации стратегических активов.

3373

3374 Чтобы решить эти задачи, важные и для экономической безопасности, и для

3375 повышения эффективности и прозрачности экономики, в русле тех изменений,

3376 которые мы приняли в корпоративное законодательство, мы вносим следующее

3377 предложение, которое, на наш взгляд, не может не привести к росту

3378 капитализации российских активов, к повышению их прозрачности и к повышению

3379 эффективности их управления, а именно: мы полагаем, что не могут участвовать

3380 в приватизации государственной и муниципальной собственности предприятия,

3381 являющиеся офшорными компаниями, и российские юридические лица, прямо или

3382 косвенно контролируемые офшорными компаниями (помните соответствующие

3383 изменения в Налоговый кодекс в отношении контролируемых иностранных

3384 компаний?). Кроме того, мы полагаем, что не следовало бы разрешать офшорным

3385 компаниям приватизировать новые земельные участки, при этом мы не допускаем

3386 обратной силы закона, соответственно, закон никак не затрагивает существующих

3387 собственников данных активов.

3388

3389 Второе решение параллельно первому и сопутствует ему - это предложение

3390 изменить закон об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие

3391 стратегическое значение для обороны и безопасности страны. Я напомню: по

3392 действующему законодательству запрещено, чтобы иностранные государства,

3393 международные организации и находящиеся под их контролем организации

3394 приобретали стратегические активы (вы знаете перечень стратегических

3395 предприятий, у нас более 800 таких предприятий в соответствии с указом

3396 президента), приобретали имущественный комплекс, блок-пакеты этих

3397 предприятий, - мы полагаем, что подобный запрет должен быть распространён на

3398 офшорные компании и контролируемые ими российские юридические лица. Напомню,

3399 что речь идёт о серьёзных, стратегических предприятиях, системообразующих для

3400 нашей страны, - в сфере ТЭК, "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "РЖД",

3401 Сбербанк, "ВТБ".

3402

3403 Ещё хотелось бы отметить, что наши предложения защищают, а никак не посягают

3404 на права иностранных добросовестных инвесторов, исключая непрозрачные, серые

3405 схемы, которые, к сожалению, до некоторого времени использовались в процессах

3406 приватизации, в том числе для установления контроля над стратегическими

3407 предприятиями.

3408

3409 Просим поддержать данный законопроект в первом чтении.

3410

3411 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.

3412

3413 С содокладом выступает Юрий Александрович Петров, первый заместитель

3414 председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным

3415 отношениям.

3416

3417 ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3418

3419 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по

3420 природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел указанный

3421 законопроект и поддерживает его принятие в первом чтении. Рассматриваемый

3422 законопроект направлен на дальнейшее вытеснение зарубежных офшорных компаний

3423 из сферы обращения российских имущественных активов и находится в общем

3424 контексте мер по деофшоризации российской экономики, последовательно

3425 реализуемых в нашей стране начиная с 2012 года.

3426

3427 Напомню, что важнейшей из них стало принятие законов о контролируемых

3428 иностранных компаниях и об амнистии капиталов. Это способствовало резкому

3429 сокращению чистого оттока капитала из России и уменьшению масштабов

3430 использования офшоров российскими компаниями и гражданами. После пика 2014

3431 года в 153 миллиарда долларов, который был связан с обострением кризиса и

3432 почти двукратной девальвацией рубля, чистый вывоз капитала из страны

3433 сократился до 56,9 миллиарда долларов в 2015 году и до 15,4 миллиарда

3434 долларов в 2016 году. Очередным шагом по деофшоризации экономики стало

3435 подписание 28 декабря 2016 года Президентом Российской Федерации федерального

3436 закона, запрещающего депутатам, чиновникам и сотрудникам силовых ведомств

3437 владеть иностранными активами, в том числе через третьих лиц или через

3438 доверительное управление.

3439

3440 Таким образом, политика деофшоризации российской экономики набирает обороты и

3441 уже начала приносить реальные результаты. Вместе с тем процесс деофшоризации

3442 крайне сложен, для достижения успеха требуется приложить серьёзные усилия,

3443 связанные с системным совершенствованием внутреннего антиофшорного

3444 законодательства и практики его применения, а также с выстраиванием реального

3445 международного сотрудничества.

3446

3447 С точки зрения комитета, очень важно, что рассматриваемый законопроект не

3448 предусматривает введение новых, дополнительных ограничений или запретов в

3449 отношении добросовестных претендентов на приобретение государственного

3450 имущества, включая не относящихся к категории офшорных компаний иностранных

3451 лиц, а также не придаёт проектируемым нормам обратную силу, что исключает

3452 возможность его негативного воздействия на уже заключённые сделки и

3453 соглашения.

3454

3455 В законопроекте имеется ряд положений, требующих доработки в рамках

3456 подготовки проекта ко второму чтению. В частности, это касается конкретизации

3457 аспектов предоставления в собственность земельных участков, внесения

3458 корреспондирующих поправок в части запрета на участие в приватизации офшорных

3459 компаний, уточнения ряда терминов и определений - всё это может, как я уже

3460 сказал, быть предметом рассмотрения во втором чтении.

3461

3462 Законопроект концептуально поддерживается аппаратом Совета Безопасности

3463 Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по экономической политике,

3464 Государственно-правовым управлением и Экспертным управлением Президента

3465 Российской Федерации.

3466

3467 Для стенограммы хочу сказать, что к проекту данного закона в качестве автора

3468 присоединился депутат Государственной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ

3469 РОССИЯ" Белоусов Вадим Владимирович.

3470

3471 Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении.

3472

3473 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович.

3474

3475 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.

3476

3477 Включите режим записи на вопросы.

3478

3479 Покажите список.

3480

3481 Афонский Владимир Игорьевич.

3482

3483 АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3484

3485 Благодарю вас, Иван Иванович.

3486

3487 Сергею Анатольевичу вопросы.

3488

3489 Уважаемый Сергей Анатольевич, два коротких вопроса. Первый: через какой

3490 промежуток времени компания в случае перерегистрации из офшорной зоны сможет

3491 выпасть из сферы действия принимаемого нами закона? И второй: видите ли вы

3492 уже необходимость в каких-то изменениях, в подготовке поправок ко второму

3493 чтению?

3494

3495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон.

3496

3497 ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо за вопросы, уважаемый Владимир Игорьевич.

3498 Действительно, у нас имеется огромный опыт работы над имущественным

3499 законодательством, и я думаю, что... Совершенно очевидно, что после

3500 регистрации российского юридического лица в соответствии с предлагаемым

3501 авторами законом вполне возможно его участие как в инвестициях в

3502 стратегические предприятия, так и в приватизации государственных и

3503 муниципальных активов.

3504

3505 Что касается поправок, то нам действительно есть над чем поработать. Я хотел

3506 попросить вас, уважаемые коллеги, присутствующие в зале, поработать прежде

3507 всего над изменением законодательства о банкротстве, возможно, и об

3508 исполнительном производстве, с тем чтобы сделать наше законодательство более

3509 полным и исчерпывающим.

3510

3511 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3512

3513 Пашин Виталий Львович.

3514

3515 ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.

3516

3517 Сергей Анатольевич, мы, конечно, поддерживаем установление запрета на участие

3518 офшорных компаний в приватизации, но разработан ли механизм отслеживания или

3519 какой-либо проверки юридических лиц, участвующих в приватизации, на предмет

3520 предоставления недостоверных сведений?

3521

3522 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон.

3523

3524 ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое за вопрос: в нём затронута очень серьёзная,

3525 очень важная тема - о достоверности сведений. Должен сказать, что это

3526 обсуждалось на заседании комитета, и я хочу отметить исключительно глубокий

3527 профессиональный подход профильного комитета и лично Николая Петровича и Юрия

3528 Александровича к этому вопросу. Мы обсуждали эту тему и полагаем, что ко

3529 второму чтению это может быть учтено... или даже лучше, я думаю, это сделать

3530 в рамках отдельного закона, напрямую не связанного с изменениями в

3531 имущественное или корпоративное законодательство. Я думаю, что это предмет

3532 другого законодательства, и, может быть, нам как раз нужно поработать с

3533 Василием Ивановичем Пискарёвым по этому вопросу.

3534

3535 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3536

3537 Сапко Игорь Вячеславович.

3538

3539 САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3540

3541 Вопрос Сергею Анатольевичу.

3542

3543 Согласно статье 1 законопроекта покупателями государственного и

3544 муниципального имущества не могут быть юридические лица, контроль над

3545 которыми прямо или косвенно осуществляется офшорной компанией или группой

3546 лиц, в которую входит офшорная компания. В связи с этим прошу пояснить, какие

3547 подразумеваются критерии подконтрольности юридического лица. В данном случае

3548 речь идёт только об учредителях - каким же образом предполагается выявлять

3549 косвенный контроль, и, наконец, не повлечёт ли отсутствие критериев

3550 косвенного контроля офшорной компанией деятельности юридического лица к

3551 необоснованному отказу в приобретении государственного и муниципального

3552 имущества, ну и, соответственно, к каким-то судебным тяжбам?

3553

3554 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич.

3555

3556 ГАВРИЛОВ С. А. Вопрос ваш вполне оправдан. Вообще, это исчерпывающе прописано

3557 в рамках налогового законодательства, в Налоговом кодексе, нашим профильным

3558 комитетом, это, если не ошибаюсь, глава 3-4 Налогового кодекса. Несколько лет

3559 назад, если помните, мы прописали особенности функционирования контролируемых

3560 иностранных компаний и контролирующих лиц - там довольно исчерпывающий набор

3561 критериев. Я напомню, что это оказывает определяющее влияние прежде всего на

3562 распределение прибыли, на заключение хозяйственных договоров, на процесс

3563 принятия решений.

3564

3565 Я думаю, что нам не следует - моя позиция такова - при доработке

3566 законопроекта ко второму чтению затрагивать эту тему и вообще вносить

3567 изменения в действующее налоговое законодательство.

3568

3569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3570

3571 Грищенко Олег Васильевич.

3572

3573 ГРИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3574

3575 Коллега Игорь Вячеславович Сапко задал вопрос - у меня был такой же, поэтому

3576 я свой вопрос снимаю.

3577

3578 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3579

3580 Иванов Максим Анатольевич.

3581

3582 ИВАНОВ М. А. Уважаемый Сергей Анатольевич, вот в связи с вопросом о круге

3583 субъектов, которые не вправе участвовать в приватизации государственного и

3584 муниципального имущества, необходимо отметить, что на практике возникают

3585 ситуации, когда граждане Российской Федерации, являющиеся собственниками

3586 предприятий, выполняющих гособоронзаказ, впоследствии становятся гражданами

3587 иностранного государства, в том числе тех государств, которые проводят

3588 недружественную политику в отношении Российской Федерации. В результате эти

3589 граждане, являясь уже гражданами иностранного государства, имеют доступ к

3590 стратегически важной для России информации.

3591

3592 В связи с этим у меня вопрос: как вы считаете, не целесообразно ли

3593 разработать законодательные меры, направленные на исключение таких ситуаций?

3594

3595 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гаврилову включите микрофон.

3596

3597 ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Максим Анатольевич, это очень важный, серьёзный

3598 вопрос. Если помните, такие довольно сложные прецеденты были у нас более

3599 десяти лет назад, да и в более позднее время, то есть действительно есть

3600 такая проблема. Я думаю, что законодательство об инвестициях в хозяйственные

3601 общества, являющиеся стратегическими предприятиями, более полно учитывает

3602 вашу озабоченность, потому что оно не предусматривает сохранения контроля над

3603 предприятиями при смене собственника, то есть если хозяйственное общество,

3604 добросовестно выполняющее обязательства, например, передаёт, перепродаёт

3605 активы или блок-пакет иностранному или контролируемому иностранным

3606 юридическому лицу. В отношении приватизации такая норма не установлена,

3607 поскольку это нарушило бы действующее хозяйственное право и права участников

3608 хозяйственного оборота.

3609

3610 Тем не менее, поскольку этот вопрос задавался нашими коллегами, я думаю, что

3611 ко второму чтению нам вместе нужно поработать над тем, чтобы, не нарушая прав

3612 добросовестных приобретателей, исключить возможность передачи контрольные

3613 функций по стратегическим предприятиям иностранным юридическим лицам или

3614 собственникам, которые вышли из российской юрисдикции.

3615

3616 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3617

3618 Альшевских Андрей Геннадьевич.

3619

3620 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3621

3622 Уважаемый Сергей Анатольевич, я в продолжение данного вопроса коллеги.

3623

3624 Мы сейчас рассматриваем вопросы в отношении юридических лиц, а не стоит ли

3625 нам подумать и ограничить права физических лиц, которые постоянно или

3626 преимущественно проживают за пределами территории Российской Федерации, но

3627 через те или иные юридические лица, созданные на территории России, могут

3628 принимать участие в подобных мероприятиях, связанных именно с оборонным

3629 комплексом? Какова ваша точка зрения? Есть примеры, я чуть позже о них скажу.

3630

3631 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Анатольевич.

3632

3633 ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос, он в большей степени

3634 относится, естественно, ко второй части нашего законопроекта, а не к первой,

3635 поскольку касается инвестиций в хозяйственные общества, имеющие

3636 стратегическое значение для обороны и безопасности страны. Действительно, у

3637 нас есть такая задача, особенно в сфере предприятий, входящих в круг ОПК и

3638 исполняющих гособоронзаказ.

3639

3640 В своём выступлении Юрий Александрович Петров, на мой взгляд, исчерпывающе

3641 ответил на вопросы по данным проблемам. Они во многом решаются не данным

3642 законодательством, изменения в которое мы сейчас предлагаем, а действующим

3643 антиофшорным законодательством и полностью покрываются им. Если мы считаем,

3644 что этого недостаточно - а на мой взгляд, так и есть, здесь я с вами, Андрей

3645 Геннадьевич, согласен, - давайте самостоятельно доработаем. Или лучше, может

3646 быть, нашему коллеге Андрею Михайловичу Макарову предложим совместно

3647 поработать в данном направлении, поскольку это во многом относится к

3648 компетенции комитета в сфере налогов и бюджета, - я думаю, это будет

3649 правильно. Может быть, это напрямую не относится к данному законопроекту, но

3650 это абсолютно обоснованный подход.

3651

3652 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3653

3654 Есть ли желающие выступить? Есть.

3655

3656 Включите режим записи на выступления.

3657

3658 Покажите список.

3659

3660 Щапов Михаил Викторович, пожалуйста.

3661

3662 ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.

3663

3664 Уважаемые коллеги, представленный законопроект укладывается в логику процесса

3665 деофшоризации, который идёт в нашей стране последние четыре года. Борьба со

3666 злоупотреблениями в офшорной экономике - это важный процесс, в который

3667 вовлечены десятки крупных государств, и для нас это крайне актуальная

3668 проблема. В 90-е годы целые отрасли национальной экономики переходили под

3669 контроль никому не известных лиц и компаний, зарегистрированных в офшорах.

3670

3671 Я представляю здесь Иркутскую область, промышленный регион, который годами

3672 недополучал налоговые отчисления из-за офшоров. То есть отдать стратегические

3673 компании в офшоры - огромная ошибка, негативные последствия которой ещё долго

3674 будут ощущать на себе наши граждане. Представленным законопроектом мы,

3675 возможно, не исправляем эти ошибки, но как минимум создаём условия, чтобы

3676 избежать их в будущем.

3677

3678 Кроме этого, ограничение доступа офшорных компаний к приватизации

3679 госимущества стратегических предприятий - это ещё и вопрос защиты

3680 экономического суверенитета государства. Офшорные компании позволяют скрыть

3681 конечного выгодоприобретателя сделки, что создаёт угрозу экономической

3682 безопасности государства, и речь идёт как о банальной коррупции, когда через

3683 офшоры выводятся средства, так и о более серьёзных негативных последствиях,

3684 когда стратегические госпредприятия могут оказаться под контролем

3685 нежелательных для нашего государства компаний и лиц иностранных организаций,

3686 включая спецслужбы. При этом законопроектом не запрещается принимать участие

3687 в процессах приватизации добросовестным компаниям, то есть принятием данного

3688 закона мы никак не мешаем участию в экономике иностранному капиталу, не

3689 создаём барьеров для иностранных инвестиций.

3690

3691 В связи с этим фракция КПРФ поддерживает законопроект и предлагает принять

3692 его в первом чтении.

3693

3694 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович.

3695

3696 Николаев Николай Петрович. От фракции.

3697

3698 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным

3699 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3700

3701 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем

3702 законопроект, подготовленный и внесённый нашими коллегами из фракции КПРФ, к

3703 которым присоединились коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". И фракция

3704 "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, будет голосовать за этот законопроект, как за

3705 разумный, выдержанный и соответствующий тому, что нам сейчас важно и

3706 необходимо провести.

3707

3708 На одном из последних наших заседаний Николай Васильевич Коломейцев как раз

3709 упомянул о документе Счётной палаты, где описываются первые результаты

3710 приватизации в нашей стране, я поинтересовался этим документом - и вы знаете,

3711 что меня привлекло? Те механизмы, которые были задействованы в начале 90-х

3712 годов. Конечно, надо сказать, что та массовая приватизация, которая началась

3713 в 92-м году, - это, в общем-то, был хаос, и сделать народные предприятия из

3714 всего и вся не получилось. За те двадцать пять лет, которые прошли, конечно,

3715 надо сказать, сам механизм приватизации очень сильно изменился. Приватизация

3716 сегодня - это инструмент, очень чёткий инструмент, который даёт нам

3717 возможность пополнить наш государственный бюджет: только в прошлом году было

3718 привлечено более 1 триллиона рублей, и это те самые средства, которые были

3719 потрачены и сейчас тратятся на поддержку регионов, на выполнение социальных

3720 обязательств. Приватизация сегодня - это тот инструмент, который нам

3721 позволяет увеличивать капитализацию успешных компаний, инструмент, который

3722 сейчас нам позволяет усилить позиции Российской Федерации в самых разных

3723 экономических секторах.

3724

3725 Что приватизируется сейчас? Если посмотреть план приватизации на 2017-2019

3726 годы, то мы видим, что планируется приватизировать: более 500 акционерных

3727 обществ, более 300 государственных унитарных предприятий, федеральных

3728 унитарных предприятий, это компании (и какие!) "Роснефть", "АЛРОСА", "ВТБ",

3729 за которыми стоят десятки тысяч наших граждан - сотрудников этих компаний,

3730 это инфраструктура, это имущественные комплексы, это право на добычу полезных

3731 ископаемых. Это всё играет существенную роль в экономике страны, и понятно,

3732 что мы обязаны знать тех, кто стоит за компаниями, принимающими участие в

3733 приватизации столь важных для страны организаций, предприятий. А офшоры, как

3734 мы знаем, - это как раз те зоны, которые скрывают собственников, истинных

3735 собственников компаний, зарегистрированных в их юрисдикции, поэтому мы часто

3736 даже не можем понять истинных целей участия офшорной компании в приватизации

3737 того или иного предприятия, - и нам важно, что этот законопроект эту проблему

3738 частично, но решает.

3739

3740 Конечно, мы дальше должны добиваться того, чтобы и налоговые поступления, и

3741 прибыль от уже приватизированных компаний оставались в стране, и поэтому,

3742 Юрий Александрович уже говорил, было сделано достаточно много шагов для того,

3743 чтобы противодействовать офшорному бизнесу, чтобы осуществить деофшоризацию

3744 нашей экономики: это и закон о деофшоризации от 2014 года, это и подписание и

3745 ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам,

3746 это и закон о запрете госзакупок в офшорных зонах у офшорных компаний.

3747

3748 Конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня будет голосовать за этот

3749 законопроект. Это станет очередным шагом нашей фракции в той системной

3750 работе, которую мы ведём, по повышению прозрачности приватизационных сделок,

3751 по противодействию вывода капиталов за рубеж, по укреплению благосостояния

3752 нашей страны.

3753

3754 Спасибо за внимание.

3755

3756 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.

3757

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3781 Коллеги, давайте мы закончим обсуждение 11-го вопроса, а потом уже перейдём к

3782 тем законопроектам, которые мы на 16 часов договорились поставить.

3783

3784 Напомню, мы рассматриваем проект закона "О внесении изменений в статью 5

3785 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального

3786 имущества"...". Выступает Гартунг Валерий Карлович.

3787

3788 Пожалуйста.

3789

3790 ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я смотрю, после обеда много энергии, все

3791 соскучились, общаются активно. Давайте мы сейчас всё-таки приступим к работе.

3792

3793 Уважаемый Александр Дмитриевич, вы сказали: "О внесении изменений в статью 5

3794 Федерального закона "О приватизации...". Я продолжу: "...и статью 2

3795 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в

3796 хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения

3797 обороны страны и безопасности государства" - вот так полностью звучит

3798 название этого законопроекта.

3799

3800 Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что

3801 движемся в правильном направлении, понятно, что иллюзий питать не нужно, мол,

3802 мы сейчас примем этот закон и у нас экономика прямо вот в гору пойдет. Нам

3803 много нужных законов надо принять, но понемножку, я думаю, мы дорогу осилим.

3804

3805 Спасибо.

3806

3807 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3808

3809 Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста.

3810

3811 АФОНСКИЙ В. И. Благодарю вас, Александр Дмитриевич.

3812

3813 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все мы знаем, что понятие

3814 "покупать" и понятие "владеть" - это понятия разные. И на мой взгляд, при

3815 подготовке законопроекта ко второму чтению нам с вами очень важно

3816 предусмотреть нормы, которые не позволят будущим владельцам акций, долей

3817 предприятий управлять деятельностью предприятия из офшора после совершения

3818 покупки в случае его перерегистрации. А закон, несомненно, очень важный и

3819 нужный, направлен на деофшоризацию российской экономики, на защиту

3820 государственных интересов, поэтому, как и предыдущие коллеги, предлагаю его

3821 поддержать и продолжить работать над ним ко второму чтению.

3822

3823 Спасибо за внимание.

3824

3825 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3826

3827 Альшевских Андрей Геннадьевич.

3828

3829 АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я почему

3830 задал вопрос по поводу физических лиц, которые или постоянно, или

3831 преимущественно проживают за пределами Российской Федерации, но тем не менее

3832 являются гражданами Российской Федерации? Я хотел бы привести пример: в

3833 городе Екатеринбурге есть достаточно, на мой взгляд, серьёзный завод -

3834 компрессорный. В своё время, когда существовал Советский Союз, таких заводов

3835 было два - в Казахстане и на территории России, и там порядка 90 процентов

3836 продукции выпускают для оборонно-промышленного комплекса - для космоса и для

3837 Военно-Морского Флота, в частности для подводных лодок. Я к чему этот пример

3838 привожу? Понятно, что для собственника, который проживает за пределами

3839 Российской Федерации, труда большого не составит узнать и количество той

3840 продукции, которая выпускается, и направление, то есть для чего. На мой

3841 взгляд, это достаточно серьёзный вопрос, и в будущем, когда мы будем

3842 рассматривать такие законопроекты, мы должны думать, как сделать так, чтобы

3843 данная информация не уходила за рубеж.

3844

3845 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3846

3847 Так, коллеги, все записавшиеся выступили. Заключительное слово автора.

3848

3849 Гаврилову включите микрофон.

3850

3851 ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос

3852 очень сложный, я благодарю за очень содержательное обсуждение. Действительно,

3853 есть ряд задач, которые мы должны решить ко второму чтению, но тем не менее я

3854 хотел бы сказать, что наша инициатива предусматривает достижение следующих

3855 целей: прежде всего, конечно, это не просто деофшоризация, а повышение

3856 качества инвестиций, это реальное улучшение делового климата, прозрачности

3857 нашей суверенной экономики, что, я надеюсь, не может не сказаться на более

3858 значительных темпах её модернизации, и, наконец, это, безусловно, соблюдение

3859 интересов национальной безопасности.

3860

3861 Конечно, я признателен и комитету, и Федеральной службе безопасности, и

3862 администрации президента за очень глубокое, осмысленное и внимательное

3863 сотрудничество при работе над данным законопроектом. Я надеюсь, что ко

3864 второму чтению мы доработаем его в части предотвращения вывода активов в ходе

3865 процедур банкротства и исполнительного производства, и надеюсь на то, что

3866 коллеги, которые сегодня активно высказывались, примут участие в нашей

3867 совместной работе.

3868

3869 Спасибо, друзья.

3870

3871 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3872

3873 От комитета содокладчик? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет.

3874

3875 Ставится на голосование проект федерального закона.

3876

3877 Включите режим голосования.

3878

3879 Покажите результаты.

3880

3881 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 09 сек.)

3882 Проголосовало за 419 чел.93,1 %

3883 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3884 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3885 Голосовало 419 чел.

3886 Не голосовало 31 чел.6,9 %

3887 Результат: принято

3888

3889 Принимается.

3890