Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 10383-6 О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

в первом чтении
17.05.2013

Номер законопроекта:10383-6
Комментарий законопроекта:по вопросу отстранения избирательной комиссией членов участковой комиссии от участия в ее работе
Дата внесения законопроекта в ГД:20.01.2012
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/10383-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:17.05.2013
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2245-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Алимова Ольга Николаевна, Депутат ГД
Андреев Андрей Анатольевич, Депутат ГД
Зюганов Геннадий Андреевич, Депутат ГД
Корниенко Алексей Викторович, Депутат ГД
Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Обухов Сергей Павлович, Депутат ГД
Рашкин Валерий Федорович, Депутат ГД
Решульский Сергей Николаевич, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Соловьев Вадим Георгиевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №10383-6 О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

по вопросу отстранения избирательной комиссией членов участковой комиссии от участия в ее работе

Дата заседания 17.05.2013, номер заседания 99, строк в стенограмме 6073

О проекте федерального закона № 10383-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке отстранения членов участковой избирательной комиссии от участия в её работе).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5154 16-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в

5155 статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав

5156 и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает

5157 Алексей Викторович Корниенко.

5158

5159 КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ.

5160

5161 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона,

5162 названный Иваном Ивановичем, разработан фракцией КПРФ в целях повышения

5163 гарантий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов

5164 участковых комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также

5165 иных лиц, которым законом предоставлено право присутствовать на избирательных

5166 участках в день голосования.

5167

5168 Согласно действующей норме член участковой комиссии может быть отстранён от

5169 работы комиссии, а наблюдатели и иные лица могут быть удалены из помещения

5170 для голосования в случае любого нарушения законов о выборах, референдумах по

5171 мотивированному решению участковой или вышестоящей комиссии. Предлагается

5172 установить, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса не

5173 может быть отстранён от участия в её работе по решению самой избирательной

5174 комиссии, при этом основания для досрочного освобождения от обязанностей и

5175 немедленного прекращения полномочий членов комиссий с правом решающего голоса

5176 перечислены соответственно в пунктах 6 и 8 статьи 29 Федерального закона "Об

5177 основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

5178 граждан Российской Федерации", которые данным законопроектом не изменяются.

5179

5180 Также предлагается установить норму, в соответствии с которой члены

5181 участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут быть

5182 отстранены от участия в их работе, а наблюдатели и иные лица - удалены из

5183 помещения для голосования только после составления протокола об

5184 административном правонарушении по решению суда в случае нарушения законов о

5185 выборах, референдумах в Российской Федерации.

5186

5187 Избирательные комиссии в своей деятельности должны быть максимально

5188 независимы и беспристрастны, законодательство должно исключать любые

5189 возможности ущемления прав представителей одних политических сил со стороны

5190 других. При этом следует учитывать, что избирательная комиссия - орган, в

5191 который входят представители различных политических сил, отстаивающих

5192 зачастую противоположные политические интересы, и в связи с этим недопустимо

5193 оставлять за избирательной комиссией право по собственному усмотрению

5194 отстранять кого-либо из членов комиссии от работы, в том числе за малейшие

5195 неумышленные нарушения. При этом никаких гарантий прав отстраняемого или

5196 удаляемого из помещения лица не предусмотрено, и даже если впоследствии

5197 проводящие проверку правоохранительные органы не обнаружат в его действиях

5198 признаков состава административного правонарушения или преступления, все

5199 важные решения к этому моменту будут приняты без участия данного лица. Для

5200 исключения случаев политической предвзятости справедливо будет изъять из

5201 компетенции избирательной комиссии предусмотренное пунктом 12 статьи 64

5202 полномочие отстранять по собственному усмотрению от работы комиссии членов с

5203 правом решающего голоса, в отношении же остальных лиц такое решение может

5204 быть принято только после соблюдения надлежащих судебных процедур.

5205

5206 Нам необходимо в законодательном поле предоставить равные возможности для

5207 работы всем участникам избирательного процесса, чтобы они могли выполнять

5208 свои функции ответственно и добросовестно, а для этого нужно предусмотреть

5209 соответствующие гарантии для всех участников этого процесса, которые позволят

5210 избежать ущемления их прав независимо от политической принадлежности, поэтому

5211 хочу обратиться к коллегам-депутатам с предложением рассмотреть и принять

5212 положительное решение по данной инициативе, нормы которой позволяют

5213 политическим партиям, избирателям, объединениям, членам избирательных

5214 комиссий, наблюдателям в полной мере реализовать свои полномочия.

5215

5216 Благодарю за внимание.

5217

5218 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Викторович.

5219

5220 С содокладом выступает Владимир Александрович Поневежский.

5221

5222 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии

5223 с Регламентом Государственной Думы была произведена рассылка законопроекта,

5224 имеются заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и

5225 официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Законопроектом

5226 предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях

5227 избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

5228 Федерации", исключив возможность отстранения члена участковой избирательной

5229 комиссии с правом решающего голоса от участия в её работе по решению

5230 избирательной комиссии, а также установив возможность отстранения члена

5231 участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, удаления

5232 наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования по решению избирательной

5233 комиссии только после составления протокола об административном

5234 правонарушении по решению суда.

5235

5236 Уважаемые коллеги, статьёй 29 федерального закона устанавливается статус

5237 субъектов, которые реализуют государственно-властные полномочия в ходе

5238 избирательного процесса, и конкретизируется их правовое положение. В целях

5239 установления гарантий членам избирательных комиссий, наблюдателям, а также

5240 иным лицам, которым законом предоставлено право присутствовать на

5241 избирательных участках в день голосования, пунктом 12 статьи 64 федерального

5242 закона установлено, что указанные лица отстраняются, удаляются из помещения

5243 для голосования, если они нарушают законы о выборах, референдумах.

5244 Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей

5245 комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают

5246 исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстранённого

5247 члена участковой избирательной комиссии, а также удалённого наблюдателя и

5248 иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Полагаем,

5249 что существующий порядок удаления лиц, которым законом предоставлено право

5250 присутствовать на избирательном участке в день голосования, наиболее полно

5251 соответствует принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий,

5252 что является гарантией конституционного права граждан на участие в выборах и

5253 референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с

5254 действующим федеральным законодательством.

5255

5256 Уважаемые коллеги, представленный законопроект вызывает правовую

5257 неопределённость, так как вместо требования о немедленном отстранении от

5258 участия в работе участковой комиссии члена участковой комиссии и удалении из

5259 помещения для голосования наблюдателей и иных лиц, если они нарушают

5260 законодательство о выборах, референдумах, предлагается установить возможность

5261 отстранения члена участковой комиссии от участия в её работе, а для

5262 наблюдателей и иных лиц - возможность удаления их из помещения для

5263 голосования. Отсутствие императивного характера данной правовой нормы может

5264 поставить под угрозу достоверность итогов голосования на соответствующем

5265 избирательном участке.

5266

5267 Кроме того, представленная редакция законопроекта не в полной мере

5268 согласуется с положениями действующего законодательства, так как необходимо

5269 учитывать, что за нарушение законодательства о выборах и референдумах

5270 предусматривается не только административная, но и уголовная ответственность,

5271 при этом согласно статьям 28.2, 28.4, 28.6 Кодекса Российской Федерации об

5272 административных правонарушениях для привлечения к административной

5273 ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах не во

5274 всех случаях требуется составление протокола об административном

5275 правонарушении.

5276

5277 Также следует отметить, что затрагиваемый законопроектом вопрос получил

5278 правовое регулирование в проекте федерального закона № 232119-6 "О выборах

5279 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",

5280 внесённом Президентом Российской Федерации.

5281

5282 Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному

5283 законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый

5284 законопроект отклонить. Также хочу сообщить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не

5285 поддерживает данный законопроект.

5286

5287 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.

5288

5289 Включите режим записи на вопросы.

5290

5291 Покажите список.

5292

5293 Савельев Дмитрий Иванович.

5294

5295 САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Александрович, каждые выборы мы, члены оппозиционных

5296 партий, сталкиваемся с неправомерными действиями комиссий, пишем жалобы, но

5297 когда уже произведены подсчёты, оспорить результаты выборов практически

5298 невозможно. Уже даже президент говорит в послании о том, что выборы надо

5299 сделать более прозрачными и более, так сказать, понятными всем, чтобы

5300 успокоить общество. Если действующей власти нечего бояться, нечего скрывать,

5301 то почему бы на законодательном уровне не закрепить подобные нормы, дабы и

5302 Болотную в будущем предотвратить? Ведь возможно десятикратное усиление

5303 протестных движений после очередных выборов!

5304

5305 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на центральной трибуне.

5306

5307 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Дмитрий Иванович, ну мы же не против того, чтобы выборы

5308 проходили демократически и чтобы не были допущены нарушения, просто мы

5309 считаем, что всё уже достаточно отрегулировано в законодательстве, если

5310 происходят нарушения при подсчёте голосов на выборах, составляется протокол

5311 избирательной комиссией и удаляют... Зачем ждать, пока будет принято судебное

5312 решение, и, тем самым, дезорганизовывать выборный процесс? Достаточно решения

5313 комиссии. Никто же не говорит о том, что нужно бездействовать, но я считаю,

5314 что достаточно решения избирательной комиссии.

5315

5316 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.

5317

5318 НИЛОВ О. А. Владимир Александрович, а не считаете ли вы, что имеет место

5319 лукавая ущербность в действующем законодательстве, которая как раз

5320 заключается в том, о чём вы сказали, - что почему-то именно комиссия

5321 устанавливает нарушения закона о выборах, а не полиция, которая присутствует

5322 также на каждом участке и потом только исполняет решение комиссии. Почему бы

5323 в законе не поручить полиции устанавливать и пресекать факт нарушения и потом

5324 отвечать за свои действия? Потому что полиция потом говорит: "А мы-то при

5325 чём? Приняла-то решение комиссия". Вот в чём здесь лукавость. А комиссия, вы

5326 сами понимаете, состоит из представителей разных партий и общественности. Эту

5327 специально созданную законодательную конструкцию нужно сломать: пусть полиция

5328 и отвечает за все действия по удалению наблюдателей и членов с решающим

5329 голосом. Не считаете ли вы, что это нужно сделать?

5330

5331 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Олег Анатольевич, я считаю, что то, что вы

5332 предлагаете, - это ещё более репрессивный метод проведения выборного

5333 процесса. Почему? Потому что полиция, в том числе участковая, не до конца

5334 понимает сам избирательный процесс, а вы предлагаете поручить участковому

5335 вмешиваться в него. Я считаю, что это недопустимо. Именно избирательная

5336 комиссия, куда входят специалисты, представители всех общественных

5337 объединений и партий, именно она должна принимать подобные решения. Я считаю,

5338 это наиболее демократический метод. Это во-первых. А во-вторых, я не думаю,

5339 что у нас закон лукавый, зря вы так.

5340

5341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

5342

5343 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Александрович, ну вы же опытнейший

5344 прокурор, вот перед вами сидит депутат, который участвует двадцать пять лет в

5345 выборах, на прошлых выборах члены комиссии не поймали ни одного жулика, а я

5346 поймал сто сорок девять! К сожалению, Олег Александрович Нилов не знает, что,

5347 вообще-то, документирование преступления на участке - в подследственности

5348 Следственного комитета, но вы это знаете, я вам докладываю: я, как член

5349 редколлегии федеральной газеты, лично поймал человека за руку - двести

5350 бюллетеней переделанных, которые не успели вбросить, переделанные списки,

5351 однако до настоящего времени - полтора года прошло - ни одна волосиночка не

5352 упала с головы человека, который это делал, хотя всё было задокументировано.

5353

5354 Но вы же приняли закон о том, что на пять лет участковые избирательные

5355 комиссии... В том числе в Коми, где вы проработали много лет, есть "семейная"

5356 комиссия от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и есть два представителя других партий...

5357 (Микрофон отключён.)

5358

5359 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Я не понимаю, какое это имеет отношение к законопроекту? О

5360 чём ваш вопрос?

5361

5362 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5363

5364 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас не дискуссия.

5365

5366 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Николай Васильевич, вы приводите примеры фальсификации,

5367 которые фиксируются избирательной комиссией, представителями различных партий

5368 и объединений, либо наблюдателями и должны фиксироваться Следственным

5369 комитетом, и ещё вы, насколько я понимаю, недовольны тем, каким образом

5370 принимаются процессуальные решения по этим фактам, но какое это имеет

5371 отношение к этому законопроекту? Ведь этот законопроект, который внесли ваши

5372 коллеги, да и вы также, предполагает, что если нарушается выборный процесс,

5373 то только по решению суда лицо будет удалено, а у нас выборы-то проводятся,

5374 по-моему, всего... сколько часов? Ограниченное время. И выборы будут сорваны

5375 на этом участке. Гораздо, я считаю, правильней и оперативней - и комитет

5376 также считает, - когда комиссия составляет протокол об удалении с

5377 избирательного участка, а полиция исполняет, а то, что вы говорите...

5378 (Микрофон отключён.)

5379

5380 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5381

5382 Коллеги, я напоминаю, у нас сейчас процедура вопросов и ответов.

5383

5384 Диденко Алексей Николаевич.

5385

5386 ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.

5387

5388 Владимир Александрович, вопрос такого свойства. Если член комиссии с правом

5389 решающего голоса нарушает избирательное законодательство, то другие члены

5390 комиссии, как это предусмотрено законодательством, определяют степень его

5391 вины, констатируют, что он нарушил избирательное законодательство, то есть

5392 выполняют роль судьи и дают оценку действий члена комиссии на предмет

5393 соответствия или несоответствия федеральному или местному законодательству.

5394 Тогда возникает вопрос: если государство уполномочило их юридически оценивать

5395 деятельность члена комиссии, то кто будет оценивать законность деятельности

5396 самих членов этой комиссии, которые принимают решение?

5397

5398 ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Вышестоящая избирательная комиссия может оценить действие

5399 нижестоящей избирательной комиссии либо суд, вы же знаете.

5400

5401 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5402

5403 Включите режим записи на выступления.

5404

5405 Покажите список.

5406

5407 Трое желающих выступить.

5408

5409 Коллеги, может быть, договоримся таким образом: мы завершим рассмотрение

5410 этого вопроса, потом рассмотрим два законопроекта по сокращённой процедуре и

5411 одно протокольное поручение, нет возражений? Хорошо.

5412

5413 Диденко Алексей Николаевич.

5414

5415 Всем ставьте режим по семь минут.

5416

5417 ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу сказать, что

5418 мы, фракция ЛДПР, поддержим данный законопроект, поскольку этот законопроект,

5419 один из немногих, порождён практикой выборов, которые проходят у нас по всей

5420 стране постоянно - и в прошедшее воскресенье были выборы, - а теперь будут

5421 проходить в единый день голосования. Но тем не менее... Меняются процедуры,

5422 меняются даты, меняются какие-то принципы, одно же остаётся неизменным: с 8

5423 до 20 часов в день голосования на избирательном участке один человек наделён

5424 всей полнотой государственной власти, и это председатель участковой

5425 избирательной комиссии. Если вы полистаете и Конституцию Российской

5426 Федерации, и кодифицированные акты, и федеральные законы, в том числе

5427 касающиеся выборов, вы нигде не найдёте такого положения, однако получается

5428 так, что председатель участковой избирательной комиссии уполномочен давать

5429 указания другим членам комиссии, уполномочен давать указания участковому

5430 полицейскому, который присутствует на избирательном участке, то есть в день

5431 голосования он царь и бог, он одновременно и судья, и адвокат, и прокурор, он

5432 обладает абсолютно безграничной властью, которая, возможно, даже больше

5433 власти президента, поскольку президента избирают на выборах, а эти выборы

5434 "делают" председатели участковых избирательных комиссий, и проблема здесь

5435 кроется как раз в том, что наш закон порочен в части наделения полномочиями

5436 тех лиц, которые принимают решения на участке в день голосования.

5437

5438 Безусловно, тот, кто участвовал в выборах, знает такую порочную практику, что

5439 у нас огромные очереди и в Следственном комитете, и в приёмных ФСБ, и в

5440 приёмных прокуратуры, и в судах различного уровня, но в день голосования,

5441 будь то федеральные выборы или выборы уровня субъектов, вы не дозвонитесь ни

5442 в одну структуру - ни в ФСБ, ни в прокуратуру, ни в Следственный комитет, ни

5443 в один из судов: там постоянно либо сняты трубки и идёт гудок "занято", либо

5444 тебя куда-то переадресовывают и ты не можешь решить свой вопрос по существу.

5445 В связи с этим абсолютно не гарантировано право членов комиссий, избирателей,

5446 избирательных объединений, политических партий какие-то нарушения, незаконные

5447 решения, принятые комиссией, обжаловать в вышестоящие комиссии, в суд, в

5448 прокуратуру, в иные органы, уполномоченные вести такую деятельность.

5449

5450 Я недаром задал вопрос, кто будет оценивать деятельность самой комиссии, и

5451 совершенно справедливо было сказано, что это суд, - на самом деле у нас в

5452 соответствии с Конституцией высшим органом, который признаёт человека

5453 виновным в совершении преступлений и правонарушений, является суд, но тогда я

5454 не понимаю, почему комитет по конституционному законодательству даёт такое

5455 заключение и говорит, что степень вины отдельно взятого члена участковой

5456 избирательной комиссии, соответствие его деятельности нормам законодательства

5457 оценивает сама комиссия, а когда речь идёт о двух-трёх членах комиссии, то

5458 это должен делать суд. Будет вполне справедливо, если давать такую оценку и

5459 принимать решение об ограничении свободы и усечении правового статуса члена

5460 комиссии, о выдворении его за пределы участка будет высший орган, который

5461 уполномочен на это Конституцией и имеет соответствующие функции в

5462 соответствии с системой разделения властей, - совершенно логично, если это

5463 будет либо суд, либо орган, который уполномочен на составление протоколов об

5464 административных правонарушениях, в данном случае речь идёт об органах

5465 полиции. Юридически предусмотренная процедура привлечения лиц к определённого

5466 вида юридической ответственности совершенно справедлива, поэтому позиция

5467 комитета не совсем понятна.

5468

5469 Другой вопрос. Почему-то коллеги из комитета по конституционному

5470 законодательству не учитывают, что у нас существенно поменялся принцип

5471 формирования участковых избирательных комиссий. В какой-то степени можно

5472 закрыть глаза на ту вакханалию, которая творилась 4 декабря, в меньшей

5473 степени 4 марта 2011 и 2012 годов соответственно, - пошёл определённый

5474 процесс, у нас теперь участковые избирательные комиссии формируются на пять

5475 лет. Если раньше у партий и у других субъектов выдвижения было достаточно

5476 мало времени на то, чтобы узнать членов своей комиссии, то теперь на это есть

5477 пять лет и сами члены комиссии в состоянии оценить своих коллег на предмет их

5478 адекватности, психического здоровья, отношения к определённым криминальным

5479 структурам (вы знаете, что сейчас судимые люди не могут быть членами

5480 участковых избирательных комиссий). Тогда это была, так сказать, поточная

5481 деятельность: за тридцать дней нужно было сформировать сто тысяч участковых

5482 избирательных комиссий, и горькая, но практика - многие члены комиссий

5483 знакомились в день голосования на участках, а сейчас они пять лет работают

5484 плечом к плечу, лицом к лицу, и неужели есть необходимость сохранения такой

5485 жёсткой санкции - в день голосования выкидывать своего коллегу с

5486 избирательного участка?! Ну, на мой взгляд, это совершенно недопустимая

5487 практика!

5488

5489 Почему-то когда мы меняли процедуру формирования комиссий, активно её

5490 обсуждали, вносили предложения, то говорили, что это хорошо, однако у нас до

5491 момента назначения членов участковых избирательных комиссий в избирательном

5492 процессе поменялось всё, но всё, что после их назначения, остаётся

5493 неизменным, а ведь другой порядок формирования влияет на качественный состав

5494 комиссий, на характер их деятельности, на их правовой статус. Члена

5495 участковой избирательной комиссии сейчас и уволить по трудовому

5496 законодательству нельзя, однако председатель в любой момент, когда ему что-то

5497 покажется, может взять и вышвырнуть его за пределы избирательного участка, и

5498 если взять, к примеру, обычного члена комиссии где-нибудь в сельской

5499 местности, то, безусловно, он не защищён и жаловаться ему особо некуда. Мы

5500 знаем - например, в Москве и Московской области партия ЛДПР сталкивалась с

5501 этим - случаи, когда депутаты прошлого созыва Государственной Думы, снова

5502 выдвигавшиеся кандидатами в депутаты, были выдворены за пределы участковой

5503 избирательной комиссии. И такое положение дел, когда только у комиссии есть

5504 право на такие санкции, как удалять или отстранять от участия в её работе,

5505 представляется абсолютно недемократичным, потому что в случае выявления

5506 нарушений членом комиссии или наблюдателем они сами всё-таки должны иметь

5507 возможность апеллировать к председателю, чтобы собрали комиссию,

5508 отреагировали на нарушение. Сейчас же практика такая: если кто-то подаёт

5509 голос, начинает говорить о нарушениях, о том, что процесс идёт незаконно, то

5510 есть фактически заявляет о нарушениях, немедленно собирается избирательная

5511 комиссия, ставится на голосование вопрос о том, что данный член комиссии,

5512 наблюдатель или иное лицо, уполномоченное находиться на участке, препятствует

5513 работе комиссии (это самая распространённая мотивация для удаления), все

5514 молча голосуют, поскольку это определённая группа лиц, объединённая общим

5515 умыслом, и человека выдворяют. Подобная практика недопустима!

5516

5517 Мы считаем, что принятие данного проекта закона будет дополнительной

5518 гарантией избирательных прав, и фракция ЛДПР обязательно проголосует за него.

5519

5520 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.

5521

5522 Коломейцев Николай Васильевич.

5523

5524 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, у нас с вами короткая

5525 память. Основными причинами дестабилизации ситуации в Северной Африке, или

5526 так называемой арабской весны, были следующие: первая, которую в принципе

5527 Макфол, являющийся нынче послом у нас, в основу пиар-технологий вкладывал, -

5528 это коррупция, вторая - нечестные выборы. У нас оба этих фактора некоторые

5529 тоже пытались использовать, но только, правда, на Болотной не было тех, кто

5530 поймал. Но у нас есть и ещё одна причина. Вообще-то, в любой стране

5531 фальсификация на выборах - это захват власти, который, как известно, в любой

5532 нормальной стране карается по полной. К тому же у нас можно классифицировать

5533 ещё одно преступление: если приписаны голоса и за каждый голос партия

5534 получает по 50 рублей, то, значит, происходит хищение государственных средств

5535 в особо крупных размерах, а если ещё организованной группой сделано, то это

5536 ещё утяжеляется.

5537

5538 Страшно другое... Вот, к сожалению, коллега Поневежский наверняка ни разу не

5539 участвовал в выборах, находясь на передовой, а перед вами стоит человек,

5540 который дошёл до Страсбургского суда, потому что всегда баллотировался в

5541 одномандатных округах и, если удавалось мне подсчитать, всегда выигрывал: и

5542 на выборах в Государственную Думу, и на выборах в областное собрание, - но к

5543 сожалению, в последнее время у нас возникло колоссальное недоверие общества

5544 вообще к избирательной системе и к власти, которое прежде всего зиждется на

5545 необъективности элементарного подсчёта голосов. А откуда ему быть,

5546 элементарному подсчёту голосов, если из выборов в выборы пойманного на

5547 выборах жулика переназначают в ту же комиссию председателем? Но мы с вами

5548 пошли дальше: у нас примерно сто тысяч избирательных участков, и во многих

5549 сельских населённых пунктах уже некого поставить на избирательный участок.

5550 Почему? Потому что с успехом оптимизировали школы, поликлиники, больницы и

5551 там уже бюджетников не осталось, понимаете? Теперь во многих местах комиссии

5552 формируются по семейному или кумовскому принципу, но разве кумовской принцип

5553 когда-нибудь обеспечивал объективность? Какая же это политическая

5554 конкуренция, если от одной партии - семья, а от другой - один человек? Семья

5555 всегда проголосует, чтобы его убрать, - это же мафия!

5556

5557 С моей точки зрения, если мы с вами действительно хотим уберечь нашу страну

5558 от будущих катаклизмов, основанных на необъективности подсчёта голосов, и

5559 хотим вернуть веру в выборы, то чего вы боитесь? Мы ведь ничего такого

5560 сверхъестественного не просим, мы просто предлагаем дополнительную защиту

5561 члену участковой избирательной комиссии, чтобы не такие же, как он, члены

5562 избирательной комиссии против него голосовали, субъективно его оценивали и

5563 отстраняли. Вы посмотрите, у меня есть куча документов, когда комиссия,

5564 председатель комиссии и секретарь, не зная законов, удаляли председателя,

5565 секретаря или члена региональной комиссии - на что у них вообще никакого

5566 права нет! - и полицейские, еще меньше знающие закон, выполняли требования

5567 председателя и выносили, в том числе в столице нашей Родины, в Москве. Вы

5568 понимаете, до чего мы с вами дожили?! Ну, получается, что я тогда должен

5569 взять отряд Николая Щорса и прийти с саблями наголо, чтобы обеспечивать

5570 объективность подсчёта, так, что ли?! По моему мнению, аргументация комитета

5571 вообще не выдерживает никакой критики, потому что в данной ситуации

5572 обеспечить объективность подсчёта невозможно.

5573

5574 Кроме того, к сожалению, уважаемый прокурор не знает, что в избирательном

5575 законодательстве, в базовом законе "Об основных гарантиях избирательных

5576 прав...", установлена прямая обязанность прокурора, работников суда

5577 круглосуточно находиться на месте и иметь дежурного прокурора, следователя. К

5578 сожалению, такая его свободная трактовка даже законодателями приводит к тому,

5579 о чём говорил коллега Диденко, - что вы никого найти не сможете. Я и из

5580 ванной вытаскивал высших должностных лиц региона, чтобы они правосудие

5581 вершили!

5582

5583 Мне кажется, что если мы за объективность, если мы за то, чтобы люди верили в

5584 выборы, а не в силу автомата, то мы должны обеспечить прозрачность

5585 избирательного процесса. Если мы хотим стимулировать участие партий в

5586 выборах, то надо деньги платить только за объективно полученные голоса, а не

5587 давать необоснованно деньги за неполученные голоса.

5588

5589 Кроме того, почему мы не доверяем вышестоящей комиссии? Мы же предлагаем, что

5590 члена комиссии, кроме суда, может отстранить вышестоящая комиссия, но для

5591 этого нужны основания, а не просто заявления типа "вы мне не понравились",

5592 как это зачастую бывает. Вот смотрите, только в Ростовской области...

5593 Извините, может, я повторюсь, но вам не я, "Вести 24" показали! Вот Чечню

5594 пинают, что там незаконно, а в Ростовской области 146 процентов явка на

5595 выборах, вам это показали "Вести 24", завесив экран с результатами

5596 голосования. Как это получается? А получается так: на самом деле ввели данные

5597 и даже первичные протоколы сфальсифицировали, а результат не устроил, тогда

5598 начали переписывать, переделывать, но ГАС "Выборы" - машина-дура, она уже

5599 зафиксировала 100 процентов, поэтому когда 46 процентов перерисовываются и

5600 делается второй ввод, явка в результате получается 146 процентов. Понимаете,

5601 да? Но где же объективность? А когда начинают сверять протоколы, получается:

5602 в городе Шахты 18 тысяч приписано, в городе Батайске 7,5 тысячи приписано, в

5603 городе Новошахтинске 5 тысяч приписано, и я могу так продолжать далее. Вы

5604 понимаете, на тысячи счёт идёт, а умножьте на 50 рублей - получается, идёт

5605 воровство бюджетных денег!

5606

5607 Мы в законопроекте предлагаем простую, понятную норму: запретить произвол

5608 участковой избирательной комиссии. Я считаю, что это будет первичная мера,

5609 которая позволит вернуть доверие к комиссии и, естественно, к результатам

5610 выборов. Призываю всех быть внимательными и под командой Раисы Васильевны

5611 проголосовать за принятие нашего закона.

5612

5613 Спасибо за внимание.

5614

5615 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.

5616

5617 Романович Александр Леонидович.

5618

5619 РОМАНОВИЧ А. Л., ФРАКЦИЯ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5620

5621 Уважаемые коллеги, уже добрый вечер! Я приношу свои извинения, что задерживаю

5622 вас в пятницу, в свободное время, уже после шести часов, но я обращаю

5623 внимание оставшихся в зале, что мы сегодня обсуждаем чрезвычайно важное

5624 предложение, тем более в преддверии тех событий, которые предстоят в

5625 ближайшее лето. Летом об этом никто думать не будет, а вот 8 сентября всё это

5626 возникнет.

5627

5628 Мои коллеги, которые сегодня находились здесь, в зале, уже достаточно много

5629 сказали и привели много примеров и в пользу одной позиции, и в пользу другой.

5630 Я сегодня просто восхищён Владимиром Александровичем: ему довелось по многим

5631 законам выступать, защищать позицию комитета, но, к сожалению по логике,

5632 будем так говорить, очень трудно защищать позицию, которую сейчас вы

5633 высказали.

5634

5635 Я вам расскажу об одном случае, который произошёл 4 декабря, на прошлых

5636 выборах, и закончилась эта история в апреле этого года, она касается

5637 юридической стороны вопроса и осуждения человека на два года.

5638

5639 На одном из участков в городе Ступино - я возглавляю московскую областную

5640 организацию партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - наш человек, руководитель местного

5641 отделения, депутат местного собрания, кандидат в депутаты областной Думы,

5642 присутствовал при подсчёте голосов. По решению председателя избирательной

5643 комиссии его рекомендовано было удалить из зала, где проходит голосование, и

5644 сказали, что есть решение избирательной комиссии. Это было сказано наряду,

5645 который там присутствовал, и этот наряд попытался выдворить его из зала. А он

5646 гвардеец, метр восемьдесят пять, офицер ФАПСИ бывший, милиционеры подошли к

5647 нему - ну, у нас сегодня полицейские небольшого роста, щупленькие такие - и

5648 попытались его вывести. Состоялась небольшая... ну, не потасовка - "обмен

5649 любезностями", его забрали в участок и выпустили на следующее утро.

5650

5651 Коллеги, обращаю внимание, что законного решения избирательной комиссии не

5652 было. Почему? Потому что это решение подписали не все, кто должен был

5653 подписать. Потом в течение полутора лет шли суды, и он в суде доказал, что

5654 решения избирательной комиссии не было, и суд сказал, что не было решения, но

5655 решение суда о правонарушении, что он оказал сопротивление сотрудникам

5656 полиции при его выдворении с этого участка, осталось. Закончилось это дело

5657 тем, что че?

Дата заседания 23.04.2013, номер заседания 94, строк в стенограмме 6272

О проекте федерального закона № 10383-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о порядке отстранения членов участковой избирательной комиссии от участия в её работе).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1107 ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.

1108

1109 Уважаемый Сергей Евгеньевич, в связи с отсутствием докладчика от имени

1110 фракции прошу перенести на завтра вопросы 33 и 34 повестки дня.

1111

1112 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1113

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1150 Анатолий Евгеньевич Локоть предлагает вопросы 33 и 34 рассмотреть завтра. Не

1151 возражаем?

1152