Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 104459-5 О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации

О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации

у Президента РФ
13.10.2008

Номер законопроекта:104459-5
Комментарий законопроекта:в части принятия срочных мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:30.09.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/104459-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:13.10.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:173-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Ананьев Дмитрий Николаевич, Член СФ
Исаев Юрий Олегович, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №104459-5 О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации

в части принятия срочных мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации

Дата заседания 10.10.2008, номер заседания 46, строк в стенограмме 5647

О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1546 Уважаемые коллеги, сейчас пункт 12, но я напоминаю, что мы на 11 часов

1547 назначили рассмотрение проекта в фиксированное время. Поэтому сейчас мы

1548 рассмотрим пункт 12, если успеем. Я приглашаю на трибуну Владислава

1549 Матусовича Резника, председателя Комитета по финансовому рынку. Он доложит

1550 законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы

1551 Российской Федерации".

1552

1553 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

1554 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1555

1556 Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется подготовленный ко

1557 второму чтению законопроект "О дополнительных мерах по поддержке финансовой

1558 системы Российской Федерации" (в части принятия срочных мер по стабилизации

1559 финансовой системы).

1560

1561 У нас, коллеги, есть таблица, точнее, простите, поправки, розданные в зале,

1562 которые не прошли через комитет: они были подготовлены уже после заседания

1563 комитета, поэтому рассмотреть их комитет не смог. Они являются плодом

1564 совместной деятельности правительства, президентской стороны и комитета, они

1565 достаточно подготовлены и розданы в зале. Поэтому есть просьба рассмотреть их

1566 сейчас.

1567

1568 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас такая ситуация. Мы сейчас

1569 голосуем таблицу 1 - это шесть поправок, которые комитет рассмотрел, - а

1570 потом будем обсуждать отдельно поправки, которые розданы в зале.

1571

1572 У вас замечание по таблице 1? Пожалуйста, депутат Федоткин.

1573

1574 ФЕДОТКИН В. Н. У меня, вообще, вопросы к президиуму и к вам. Как можно сейчас

1575 принимать поправки?! Их даже на руках нет, только сейчас раздают! Как мы

1576 будем голосовать, если ползала их ещё не имеет на руках?! Даже не читали,

1577 даже не видели!

1578

1579 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 на руках имеется?

1580

1581 ФЕДОТКИН В. Н. Вот только сейчас раздают, ещё нет её, только что, две секунды

1582 назад, начали раздавать, в основном никому ещё не дали.

1583

1584 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 есть. Тогда я предлагаю...

1585

1586 ФЕДОТКИН В. Н. Вот разносят её!

1587

1588 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, таблица 1 роздана. Это вам раздают поправки,

1589 которые подготовлены депутатами.

1590

1591 По таблице 1 есть замечания? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица

1592 1.

1593

1594 Включите режим голосования.

1595

1596 Покажите результаты голосования.

1597

1598 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 39 сек.)

1599 Проголосовало за 331 чел.73,6%

1600 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1601 Воздержалось 0 чел.0,0%

1602 Голосовало 331 чел.

1603 Не голосовало 119 чел.26,4%

1604 Результат: принято

1605

1606 Принято.

1607

1608 Теперь что касается этой таблицы. Вообще, у нас есть процедура. Палата может

1609 сейчас принять решение и не рассматривать поправки, которые раздаются в зале,

1610 либо, поскольку они розданы... Мы всегда сталкиваемся с такой проблемой: если

1611 таблицы или отдельные поправки раздаются в зале, значит, по ним комитет, как

1612 правило, не имеет позиции, поэтому мы их обсуждаем в зале и принимаем то или

1613 иное решение в ходе дискуссии. Итак, берём поправки, которые розданы в зале.

1614 Поправка 1 (внесена депутатами Резником и Пепеляевой) - это поправка в статью

1615 1.

1616

1617 Пожалуйста, Владислав Матусович, ваш комментарий.

1618

1619 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данная поправка касается возможности

1620 Банка развития и внешнеэкономической деятельности, или Внешэкономбанка, со

1621 дня вступления в силу этого закона до 31 декабря 2009 года включительно

1622 предоставлять различным организациям, кредитным и некредитным,

1623 удовлетворяющим соответствующим требованиям, тем, которые имеют кредиты от

1624 иностранных кредиторов, - предоставлять таким организациям средства в виде

1625 кредитов и займов для того, чтобы эти организации, в свою очередь, гасили

1626 свои обязательства перед своими кредиторами. Размер этих средств может быть

1627 равен 50 миллиардам долларов, не более этой суммы. Все требования к

1628 соответствующим заёмщикам Внешэкономбанка определяются наблюдательным советом

1629 Внешэкономбанка.

1630

1631 Напоминаю, что наблюдательный совет Внешэкономбанка состоит из министров

1632 экономического блока правительства и возглавляется председателем

1633 правительства, поэтому фактически это правительство. Ранее в тексте проекта

1634 закона, принятого в первом чтении, указывался наблюдательный совет

1635 Внешэкономбанка, потом комитет при рассмотрении принял всё-таки решение, что

1636 лучше изменить: правительство. После дальнейших консультаций мы поняли, что,

1637 если это будет проходить через правительство, понадобится распоряжение

1638 правительства. Но распоряжение правительства - это минимум две недели,

1639 поэтому те же самые люди смогут принять это решение значительно быстрее, если

1640 мы укажем: наблюдательный совет Внешэкономбанка. Предлагаем поддержать данную

1641 поправку.

1642

1643 Кроме всего прочего, здесь указана минимальная процентная ставка, по которой

1644 предоставляется кредит. А всё остальное - то же, что было принято в первом

1645 чтении.

1646

1647 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин - другая точка зрения.

1648

1649 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, я ещё раз обращаю внимание: вот

1650 ходят наши специалисты и только ещё разносят эти поправки по залу, сейчас ещё

1651 носят. Ну как же так?! Может, нам вообще документы не давать, а всё будет

1652 проходить без чтения: скажете "да" - проголосуем за, скажете "нет" -

1653 проголосуем против? Ну нельзя же так! Я предлагаю, прошу поставить на

1654 голосование: поправки, которые только сейчас раздают, сегодня вообще не

1655 рассматривать. Ну не идиоты же в конце концов мы?!

1656

1657 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, депутат Федоткин настаивает на том,

1658 чтобы не обсуждать поправки, розданные в зале. Ставлю на голосование

1659 предложение депутата Федоткина. Я должен был это сделать до того, как Резник

1660 докладывал первую поправку. Но депутат настаивает, поэтому я ставлю на

1661 голосование предложение депутата Федоткина: пять поправок, которые розданы в

1662 зале, не рассматривать.

1663

1664 Включите режим голосования.

1665

1666 Покажите результаты голосования.

1667

1668 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 12 сек.)

1669 Проголосовало за 58 чел.12,9%

1670 Проголосовало против 240 чел.53,3%

1671 Воздержалось 1 чел.0,2%

1672 Голосовало 299 чел.

1673 Не голосовало 151 чел.33,6%

1674 Результат: не принято

1675

1676 Не принято. Мы рассматриваем поправки.

1677

1678 Депутат Резник доложил поправку 1, объяснил, в чём её смысл. Есть ли

1679 возражения? Другая точка зрения? Нет. Ставится на голосование данная

1680 поправка, поправка 1 из таблицы, розданной в зале.

1681

1682 Включите режим голосования.

1683

1684 Покажите результаты.

1685

1686 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 59 сек.)

1687 Проголосовало за 327 чел.72,7%

1688 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1689 Воздержалось 0 чел.0,0%

1690 Голосовало 328 чел.

1691 Не голосовало 122 чел.27,1%

1692 Результат: принято

1693

1694 Принимается поправка.

1695

1696 Докладывайте следующую поправку, пожалуйста, Владислав Матусович.

1697

1698 РЕЗНИК В. М. Так, поправка 2 - это изменение статьи 2. В большей степени,

1699 коллеги, здесь редакционные изменения. И есть новое - добавка, в которой

1700 говорится о том, что размещённые в соответствии с настоящей статьёй средства

1701 могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно в целях, которые

1702 указаны в статье 1 настоящего закона.

1703

1704 Первая часть, она, в общем, касается того, на каких условиях размещаются

1705 средства, предоставляемые Банком России. То есть они размещаются на срок один

1706 год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США

1707 сроком на один год. Это более точная формулировка, чтобы не было... ЛИБОР

1708 может быть трёхмесячным, может быть девятимесячным. В данном случае мы точно

1709 указали, что ЛИБОР, рассчитанный на один год. Напоминаю для тех, кто не

1710 помнит, ЛИБОР - это межбанковская ставка, которая высчитывается на лондонском

1711 межбанковском рынке.

1712

1713 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, доложена поправка. Есть ли

1714 возражения? Это уточняющая поправка, смысл уточнения депутат Резник доложил.

1715 Нет замечаний. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок,

1716 розданных в зале.

1717

1718 Включите режим голосования.

1719

1720 Покажите результаты.

1721

1722 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 03 сек.)

1723 Проголосовало за 331 чел.73,6%

1724 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1725 Воздержалось 0 чел.0,0%

1726 Голосовало 331 чел.

1727 Не голосовало 119 чел.26,4%

1728 Результат: принято

1729

1730 Принимается поправка.

1731

1732 По ведению - депутат Федоткин.

1733

1734 ФЕДОТКИН В. Н. У меня, Олег Викторович, один вопрос к комитету по Регламенту.

1735 Пусть скажут, имеет ли юридическую силу наше голосование по вопросам,

1736 поскольку на руках у депутатов не было даже документов, то есть голосовали,

1737 не зная за что.

1738

1739 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ещё раз спрашиваю сейчас наш секретариат: розданы ли

1740 все поправки в зале?

1741

1742 ФЕДОТКИН В. Н. Я прошу спросить комитет по Регламенту, пусть скажут...

1743

1744 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, я задаю вопрос: розданы ли все поправки, вот

1745 эти пять штук, в зале? Есть в зале, у всех на руках.

1746

1747 Тогда я просто напоминаю депутату Федоткину, что это процедура, которую мы

1748 используем пятнадцать лет. В зале раздаются поправки даже в тот момент, когда

1749 идёт обсуждение, иногда эти поправки даже бывают написаны от руки, были и

1750 такие случаи. В таких случаях мы всегда поступаем следующим образом: либо

1751 считаем, что эти поправки таковы, что разобраться в них невозможно, что они

1752 поступили слишком поздно, и тогда палата принимает решение поправки не

1753 рассматривать, либо... Я такое ваше предложение поставил на голосование.

1754

1755 Если у комитета по Регламенту другое объяснение, тогда, пожалуйста, депутат

1756 Асеев.

1757

1758 АСЕЕВ В. М. Олег Викторович, абсолютно такое же объяснение, потому что палата

1759 по любому спорному вопросу принимает решение и это решение является

1760 обязательным к исполнению. Мы решение приняли, и оно имеет юридическую силу.

1761

1762 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, что касается реплики с места депутата

1763 Федоткина, что рассматривается документ, которого у него на руках не имеется:

1764 дайте, пожалуйста, документ депутату Федоткину. Вот мне докладывают, что у

1765 всех есть на руках.

1766

1767 Пожалуйста, поправка 3.

1768

1769 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, поправка 3. Она в большей степени

1770 редакционная, просто уточняется текст, никакого смысла она не меняет. В ней

1771 также идёт речь о том, что Центральный банк обязуется компенсировать

1772 кредитным организациям часть убытков, расходов, которые возникают у них по

1773 сделкам с другими кредитными организациями, которые были совершены со дня

1774 вступления в силу настоящего закона до 31 декабря 2009 года. То есть

1775 фактически это означает, что если один банк по межбанку даст деньги другому

1776 банку и тот не вернёт эти деньги или часть этих денег, то Центральный банк

1777 будет компенсировать, участвовать в компенсации таких потерь. Это необходимо

1778 для того - как вы помните, при первом чтении мы это обсуждали, - чтобы у нас

1779 лучше проходили операции при межбанковском кредитовании.

1780

1781 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть замечания? Есть. Депутат Кашин

1782 Борис Сергеевич.

1783

1784 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

1785

1786 Я, когда выступал по этому законопроекту при первом чтении, говорил, что,

1787 вообще, эта мера крайне коррупционна, во-первых, и, во-вторых, порождает

1788 возможности для махинаций уже на банковском, так сказать, уровне. У меня

1789 вопрос Владиславу Матусовичу: вы знаете прецеденты, где такая форма...

1790

1791 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, у нас нет процедуры вопросов. Вы

1792 можете возражать, высказывать свою точку зрения. Вы считаете, что поправка...

1793

1794 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1795

1796 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо.

1797

1798 Включите микрофон депутату Кашину.

1799

1800 КАШИН Б. С. Где ещё такая форма существует?

1801

1802 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это как возражение будем считать.

1803

1804 Пожалуйста, Резник.

1805

1806 РЕЗНИК В. М. В концепции законопроекта, принятого в первом чтении, как раз и

1807 было предоставление Центральным банком... предусмотрено участие Центрального

1808 банка в гашении убытков иных банков. Сейчас мы эту концепцию не изменяем, то

1809 есть мы за это проголосовали, сейчас мы только уточняем редакционно текст.

1810

1811 Что касается других центральных банков, там значительно более резкие меры

1812 принимаются, по сравнению с которыми это кажется только цветочками.

1813

1814 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 3,

1815 редакционная поправка, о которой доложил депутат Резник.

1816

1817 Включите режим голосования.

1818

1819 Покажите результаты голосования.

1820

1821 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 16 сек.)

1822 Проголосовало за 318 чел.70,7%

1823 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1824 Воздержалось 0 чел.0,0%

1825 Голосовало 318 чел.

1826 Не голосовало 132 чел.29,3%

1827 Результат: принято

1828

1829 Принимается поправка.

1830

1831 Поправка 4.

1832

1833 РЕЗНИК В. М. Эта новелла, прошу обратить на неё внимание, - это действительно

1834 очень серьёзная вещь. Впервые речь идёт о размещении средств Фонда

1835 национального благосостояния, как очень серьёзной мере, и использовании их в

1836 этой кризисной ситуации. Идёт речь о том, что 450 миллиардов рублей Фонда

1837 национального благосостояния будут размещены на депозите во Внешэкономбанке.

1838 Естественно, они размещаются возмездно, они размещаются под проценты, под 7

1839 процентов годовых. Это, собственно говоря, та мера, о которой так много

1840 говорили все, включая уважаемых коллег из оппозиции. То есть я думаю, что за

1841 эту меру, за эту поправку, видимо, все проголосуют.

1842

1843 Как будут размещаться данные средства? Они будут использоваться

1844 Внешэкономбанком исключительно для целей этого закона. Это первое, во

1845 Внешэкономбанке.

1846

1847 Кроме того, следующая мера - Центральный банк размещает 500 миллиардов рублей

1848 в Сбербанке - как субординированный кредит - на десять лет, при этом ставка

1849 уже, правда, 8 процентов годовых. Зачем это надо? Объяснять, видимо, не

1850 нужно. Это серьёзная защита сбережений. Напоминаю: почти 50 процентов счетов,

1851 вкладов наших граждан находится в Сберегательном банке. Соответственно, это

1852 очень серьёзная поддержка населения.

1853

1854 Кроме того, субординированные кредиты и займы, которые здесь указаны, могут

1855 полностью или частично быть предоставлены Центральным банком путём

1856 приобретения у Сберегательного банка облигаций или выпускаемых в пользу

1857 Центрального банка или гарантированных Сберегательным банком еврооблигаций,

1858 которые размещаются или обращаются на территории России и за её пределами.

1859 Достаточно тоже широкие возможности для Сберегательного банка, очень

1860 серьёзные меры по поддержке Сбербанка.

1861

1862 Кроме того, что касается дополнения о Внешэкономбанке. Здесь говорится о том,

1863 что Внешэкономбанк после принятия этого закона и поступления в соответствии с

1864 ним на депозиты из Фонда национального благосостояния 450 миллиардов рублей

1865 использует их следующим образом. 200 миллиардов рублей Внешэкономбанк даёт в

1866 виде субординированного кредита Банку ВТБ. Понятно, что это у нас второй банк

1867 по величине активов, в котором также находятся очень серьёзные средства

1868 граждан и который кредитует наши отечественные предприятия. Кроме того, 25

1869 миллиардов рублей Внешэкономбанк выделяет в качестве субординированного

1870 кредита Россельхозбанку. Зачем это делать, видимо, объяснять также не нужно,

1871 это очень серьёзная мера. Вы помните, что мы из бюджета поддерживали

1872 Россельхозбанк. Всё это происходит по ставке 8 процентов годовых.

1873

1874 Более того, со дня вступления в силу данного закона и по 31 декабря 2009 года

1875 включительно Внешэкономбанк наделяется правом предоставлять субординированные

1876 кредиты без обеспечения на срок десять лет, до 2019 года, по ставке 8

1877 процентов российским кредитным организациям при условии соблюдения ими ряда

1878 следующих условий. Первое - это наличие у кредитной организации на дату

1879 обращения за получением займа рейтинга долгосрочной кредитоспособности не

1880 ниже установленного наблюдательным советом Внешэкономбанка уровня. Второе -

1881 получение кредитной организацией после 1 октября 2008 года от третьих лиц

1882 субординированных кредитов и сумм в оплату взноса в уставный капитал этой

1883 кредитной организации. Общая сумма субординированных кредитов, которые

1884 предоставляются Внешэкономбанком в соответствии с этим законом, не должна

1885 превышать 15 процентов от величины собственных средств (капитала) получателя

1886 кредита, рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100 процентов от общей суммы

1887 средств, которые указаны в подпункте "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи.

1888

1889 На самом деле речь о чём идёт? О том, что субординированный кредит будет

1890 равен сумме капитала. Это очень серьёзная поддержка для российской банковской

1891 системы.

1892

1893 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1894

1895 Уважаемые депутаты, есть ли возражения? Есть. Депутат Кашин Борис Сергеевич.

1896 Я вижу, возражают депутат Гартунг, депутат Романов и депутат Кашин. По

1897 Регламенту мы даём возможность кому-то одному высказать возражения. Кто будет

1898 высказывать?

1899

1900 КАШИН Б. С. В принципе слов нет, честно говоря, вот так скажу. У нас два

1901 новых финансовых гуру: депутаты Резник и Пепеляева. Они уже после заседания

1902 комитета предложили такие фундаментальные меры на многие десятки миллиардов

1903 долларов и без обсуждения раздали сейчас нам все эти поправки в зале. Вот

1904 будем на десять лет давать из народных, как говорится, средств Фонда

1905 национального благосостояния кредиты Сбербанку. Сбербанк у нас вроде бы не

1906 проиграл капитально. Значит, мы даём эти средства, государственные средства,

1907 для поддержки проигравших коммерческих банков. Мы даже не обсуждаем это

1908 нигде, ясно, что здесь депутаты являются, так скажем, подставными фигурами по

1909 отношению к правительству, которое что хочет, то и делает, вообще роль

1910 парламента сведена к нулю. Сама направленность этих поправок ничего общего с

1911 заботами о реальном секторе, заботами о гражданах не имеет. Голосовать за это

1912 совершенно невозможно.

1913

1914 И я всё-таки призываю депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" задуматься. Олег

1915 Викторович говорил, что было рукописное, так сказать, голосование, речь идёт

1916 о многих десятках миллиардов долларов. Но вот в такой форме это просто... Мы

1917 свой парламент опускаем на уровень плинтуса, как говорится.

1918

1919 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Гартунг. По ведению, пожалуйста,

1920 Валерий Карлович.

1921

1922 ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".

1923

1924 Спасибо.

1925

1926 Уважаемый Олег Викторович, я понимаю, что этот закон нужен, и у меня по сути

1927 закона нет возражений, но у меня есть возражения по поводу того, как мы это

1928 делаем сейчас. Надо бы осмысленно решение принимать. Действительно, поправки

1929 появились после заседания комитета, и, например, у меня есть вопросы. Но

1930 чтобы понять, как голосовать... Да, есть вопросы, потому что здесь не всё

1931 прописано. Докладчик просто прочитал текст этих поправок, разъяснений

1932 каких-то дополнительных не дал. Например, по рейтингам: какие рейтинги, кто

1933 их выставляет?

1934

1935 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, поскольку поправки розданы в зале, я

1936 вам предоставляю возможность задать вопрос. Пожалуйста, Гартунг, вопрос,

1937 именно вопрос.

1938

1939 ГАРТУНГ В. К. Спасибо.

1940

1941 У меня есть следующие вопросы. Во-первых, относительно рейтингов хотелось бы

1942 разъяснение получить: рейтинги в каких кредитных организациях, на каком

1943 уровне, кто будет принимать решение? Какие мотивы? Это первое. Второе, ещё

1944 один вопрос: почему на десять лет? Третий вопрос: почему такие процентные

1945 ставки?

1946

1947 Хотелось бы получить ответы на вопросы.

1948

1949 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Владислав Матусович.

1950

1951 РЕЗНИК В. М. Конечно, с удовольствием отвечу.

1952

1953 По первому вопросу я отвечал уже, Валерий Карлович. Ещё раз готов для вас

1954 специально ответить. Рейтинги, требования к рейтингам, к рейтинговым

1955 агентствам, - критерии будут установлены (я это повторял пять минут назад)

1956 наблюдательным советом Внешэкономбанка. Наблюдательный совет Внешэкономбанка

1957 - это (ещё раз повторяю) министры экономического блока, возглавляется он

1958 председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным. Вот на этом

1959 уровне будут выработаны критерии, будет установлено, какие рейтинговые

1960 агентства, какие иностранные, российские, не знаю, ассоциации будут приняты.

1961 Будут определены требования к этим рейтингам, будет ли это "ААА", "АА", "В-"

1962 и так далее. Это всё будет определено, поскольку мы в законе это сделать не

1963 можем. Это будет определено наблюдательным советом Внешэкономбанка.

1964

1965 Почему 7 процентов, а не 8 процентов? Таковы рыночные ставки, потому что под

1966 более жёсткий процент, под большую процентную ставку трудно, но можно

1967 получать кредиты и на внешнем рынке. Поэтому всё-таки должно быть льготное

1968 кредитование, потому что у нас нет первоочередной задачи заработать на этих

1969 деньгах, а есть задача обеспечить стабильность банковской системы.

1970

1971 Вот рядом с вами сидит коллега Аксаков. Он прекрасно понимает и готов

1972 наверняка это подтвердить при необходимости, что российские банки, получая

1973 кредиты с такими цифрами, то есть ЛИБОР плюс 7, будут иметь возможность

1974 нормально кредитовать своих заёмщиков, нашу промышленность.

1975

1976 Почему до 2019 года? Потому что субординированные кредиты - это особый вид

1977 кредитов (если нужно будет, я готов пояснить, что это такое), они даются на

1978 срок не менее пяти - десяти лет. Посчитали, что пяти лет недостаточно, а

1979 десять лет - это нормально. Может быть, в некоторых случаях они даются и на

1980 пятнадцать, и на двадцать, и на двадцать пять лет.

1981

1982 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ.

1983

1984 По ведению - депутат Романов Валентин Степанович.

1985

1986 РОМАНОВ В. С. Олег Викторович и Владислав Матусович! Я, прочитав розданные

1987 документы, сначала решил, что речь идёт о технической опечатке: то нам в

1988 первом чтении говорили о 2009-м, а теперь - о 2019-м. Я не глубоко знаю

1989 проблему и хочу ещё раз услышать от докладчика чёткую аргументацию, что

1990 изменилось за эти три-четыре дня. Ведь этот вопрос в правительстве

1991 обсуждался, экономические лидеры России всё взвешивали и просили стремительно

1992 принять концепцию в первом чтении. Итак, что за три дня изменилось, что надо

1993 аж на десять лет теперь все сроки передвинуть? Я не понял.

1994

1995 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Владислав Матусович.

1996

1997 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Валентин Степанович, когда речь шла о сроке до

1998 2009 года, то мы говорили о депозите в 50 миллиардов долларов во

1999 Внешэкономбанке. Когда мы говорим о сроке до 2019 года, то мы говорим уже о

2000 другом - мы говорим о субординированных кредитах, которые выдаются не за счёт

2001 этих 50 миллиардов, а за счёт других средств. Поэтому здесь ничего не

2002 изменилось, это просто новая, дополнительная мера.

2003

2004 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

2005

2006 Коллеги, всё внимательно обсудили. Ставится на голосование поправка 4. Авторы

2007 предлагают её поддержать. Комитет не рассматривал.

2008

2009 Включите режим голосования.

2010

2011 Пожалуйста, покажите результаты.

2012

2013 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 17 сек.)

2014 Проголосовало за 329 чел.73,1%

2015 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2016 Воздержалось 0 чел.0,0%

2017 Голосовало 329 чел.

2018 Не голосовало 121 чел.26,9%

2019 Результат: принято

2020

2021 Принимается.

2022

2023 Последняя, пятая поправка. Пожалуйста, Владислав Матусович.

2024

2025 У нас проблема. Мы на 11 часов поставили доклад с учётом того, что докладчик

2026 должен быть в 12 часов на важном мероприятии. Поэтому доложите сжато. У вас

2027 там три строчки.

2028

2029 РЕЗНИК В. М. Поскольку в законе сейчас появились нормы, срок действия которых

2030 превышает срок до 31 декабря 2009 года, то, соответственно, меняется и данная

2031 статья. Теперь закон вступает в силу просто с момента его официального

2032 опубликования.

2033

2034 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения? Есть. Федоткин возражает. Не хочет,

2035 чтобы со дня опубликования.

2036

2037 Пожалуйста, Владимир Николаевич.

2038

2039 ФЕДОТКИН В. Н. Дело не в том. Я вот читаю эти поправки сейчас в первый раз, и

2040 у меня всё время возникает вопрос. Вчера Путин Владимир Владимирович сказал,

2041 что нам надо привлекать иностранные кредиты Запада для развития своей

2042 экономики.

2043

2044 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, мы обсуждаем пятую поправку.

2045

2046 ФЕДОТКИН В. Н. Зачем мы отдаём, а потом от них ждём помощи? Поясните,

2047 пожалуйста, свои поправки.

2048

2049 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете не объяснять, Владислав Матусович, это не имеет

2050 отношения к пятой поправке.

2051

2052 Владимир Николаевич, я вам предлагаю тогда следующую процедуру, чтобы вы меня

2053 не обвинили в недемократизме. Когда мы будем обсуждать данный законопроект в

2054 третьем чтении, вы будете иметь возможность выступить по мотивам в течение

2055 трёх минут, если фракция вам доверит это выступление.

2056

2057 Ставится на голосование поправка 5.

2058

2059 Покажите результаты голосования.

2060

2061 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 02 сек.)

2062 Проголосовало за 322 чел.71,6%

2063 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2064 Воздержалось 0 чел.0,0%

2065 Голосовало 322 чел.

2066 Не голосовало 128 чел.28,4%

2067 Результат: принято

2068

2069 Принято.

2070

2071 Все пять поправок, розданных в зале, мы рассмотрели.

2072

2073 Пожалуйста, центральная трибуна.

2074

2075 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые

2076 экспертизы: и юридико-техническую, и лингвистическую. У нас есть заключение

2077 Правового управления к третьему чтению. Прошу вынести законопроект на "час

2078 голосования" и поддержать его в третьем чтении.

2079

2080 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала мы должны проголосовать его во втором чтении.

2081 Ставлю на голосование проект федерального закона во втором чтении.

2082

2083 Включите режим голосования.

2084

2085 Покажите результаты голосования.

2086

2087 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 52 сек.)

2088 Проголосовало за 350 чел.77,8%

2089 Проголосовало против 41 чел.9,1%

2090 Воздержалось 1 чел.0,2%

2091 Голосовало 392 чел.

2092 Не голосовало 58 чел.12,9%

2093 Результат: принято

2094

2095 Принимается.

2096

2097 Комитет предложил рассмотреть сегодня данный законопроект в третьем чтении,

2098 поскольку он прошёл все необходимые процедуры. Есть ли замечания? Нет.

2099

2100 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2101

2102 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот я поэтому и предложил. По мотивам?

2103

2104 Тогда присаживайтесь, Владислав Матусович.

2105

2106 Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" по мотивам

2107 выступает Кашин Борис Сергеевич, после чего мы будем голосовать.

2108

2109 Пожалуйста, Борис Сергее

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4291 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

4292

4293 Уважаемый Олег Викторович, прошу зафиксировать, что по пункту 12 фракция

4294 голосовала за, все заявления от депутатов находятся в техническом отделе.

4295

4296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, они уже подписаны. Спасибо.

4297

Дата заседания 08.10.2008, номер заседания 45, строк в стенограмме 6640

О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

544 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

545 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

546

547 Глубокоуважаемые коллеги, прошу перенести пункты 11 и 12 на пятницу, не

548 рассматривать сегодня, а рассмотреть в пятницу.

549

550 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна.

551

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

777 Резник Владислав Матусович, как председатель комитета, просит перенести

778 пункты 11 и 12 на пятницу. Не будет возражений? Не будет, договорились.

779

Дата заседания 03.10.2008, номер заседания 44, строк в стенограмме 5108

О проекте федерального закона № 104459-5 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

446 Второе. Прошу исключить из повестки пункты 12 и 13, как противоречащие статье

447 104 Конституции и поданные с нарушением статьи 105 Регламента.

448

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

517 АПАРИНА А. В., фракция КПРФ.

518

519 Я поддерживаю предложение Коломейцева Николая Васильевича исключить сегодня

520 пункты 12 и 13 из повестки дня, перенести их обсуждение.

521

522 Но, Борис Вячеславович, если эти вопросы останутся, - а я напоминаю, что это

523 вопросы о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской

524 Федерации и о Центральном банке Российской Федерации, касающиеся срочных мер

525 по стабилизации финансовой системы Российской Федерации, - предлагаю,

526 учитывая их значимость, организовать прямое транслирование по телевидению,

527 чтобы граждане России выслушали разные точки зрения. Тем самым мы будем

528 выполнять решение правительства о ликвидации финансовой безграмотности. Пусть

529 слушают, что это за законы и что они дают простым гражданам.

530

531 Спасибо.

532

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

834 Теперь конкретно по порядку работы. Предлагает Коломейцев исключить пункты 12

835 и 13 порядка работы. Ну, эти вопросы идут по линии Комитета по финансовому

836 рынку, поэтому я хотел бы послушать Резника Владислава Матусовича.

837

838 Пожалуйста, ваша позиция.

839

840 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

841 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

842

843 Глубокоуважаемые коллеги, если следовать логике Николая Васильевича

844 Коломейцева, то... эта логика является такой же, какая была у большевиков во

845 время Первой мировой войны, то есть желание поражения своей стране. Эти

846 законы нам абсолютно необходимы, потому что они стабилизируют нашу финансовую

847 систему, поэтому исключать их нельзя, их, наоборот, надо принимать, и

848 принимать быстрее.

849

850 Спасибо.

851

852 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

853

854 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я вам напомню, что в Америке, породившей

855 финансовый кризис, в который Кудрин нас втянул, на самом деле обсуждается

856 предложение президента уже две недели. У нас же в нарушение статьи 104

857 Конституции, статьи 105 Регламента... откройте, здесь есть необходимый

858 перечень документов. Я хотел бы посмотреть заключение правительства - 50

859 миллиардов долларов по карманам своим товарищам без залога раздать! Я хотел

860 бы посмотреть заключение комиссии по борьбе с коррупцией при принятии законов

861 коррупционного плана. Я хотел бы посмотреть, вообще-то, как у нас выполняется

862 Регламент. У нас Конституция Российской Федерации в части законодательной

863 инициативы грубейшим образом внесением этих законов нарушается. У нас вчера

864 не министру финансов, подчёркиваю, не председателю правительства, а четырём

865 депутатам, которые лучше них знают ситуацию, пришла в голову мысль внести

866 законы! Вы их почитайте, что там за законы, - я более циничных законов не

867 видел. Они из двух статей, из шести статей. Там написано: своим товарищам

868 раздать без залога 50 миллиардов долларов. Ничего себе предложение! Поэтому я

869 считаю, что эти законы должны быть возвращены без рассмотрения как внесённые

870 с нарушением статьи 105 Регламента.

871

872 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович, просьба прокомментировать.

873 Пожалуйста.

874

875 ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

876 Государственной Думе.

877

878 Уважаемые коллеги, если комментировать ситуацию, связанную с рассмотрением

879 сегодня двух законопроектов, направленных на стабилизацию финансовой системы

880 Российской Федерации, то я хочу напомнить, что они внесены действительно

881 депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в соответствии с заявлением Председателя

882 Правительства Российской Федерации о необходимости именно таких мер, которые

883 отражены в данных законопроектах, направленных на стабилизацию ситуации.

884 Поэтому я считаю, что никаких оснований для обвинений у коллеги Коломейцева

885 не существует.

886

887 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

888

889 Уважаемые коллеги, ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева

890 Николая Васильевича не рассматривать сегодня пункты 12 и 13. Кто за это

891 предложение? Прошу голосовать.

892

893 Включите режим голосования.

894

895 Покажите результаты голосования.

896

897 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 51 сек.)

898 Проголосовало за 55 чел.12,2%

899 Проголосовало против 3 чел.0,7%

900 Воздержалось 1 чел.0,2%

901 Голосовало 59 чел.

902 Не голосовало 391 чел.86,9%

903 Результат: не принято

904

905 Не принято, вопросы остаются в порядке работы.

906

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1521 Пункт 11 мы с вами перенесли, поэтому сейчас мы приступаем к блоку

1522 законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Пункт 12. О проекте

1523 федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы

1524 Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку

1525 Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста.

1526

1527 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, проект федерального закона "О

1528 дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"

1529 подготовлен в качестве меры по стабилизации финансовой системы. Целью

1530 законопроекта является предоставление Государственной корпорации "Банк

1531 развития и внешнеэкономической деятельности..." - я буду называть его дальше

1532 Внешэкономбанком - права предоставлять организациям, в том числе и кредитным,

1533 то есть и банкам, и небанкам, кредиты в иностранной валюте, предназначенные

1534 для обслуживания и погашения кредитов и займов, которые были получены этими

1535 организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.

1536 Законопроект предусматривает, что общая сумма указанных кредитов по состоянию

1537 на 31 декабря 2009 года не должна превышать 50 миллиардов долларов.

1538 Предусматривается, что источником данных средств является депозит

1539 Центрального банка во Внешэкономбанке, то есть золотовалютные резервы

1540 Центрального банка. В целях обеспечения возможности предоставления

1541 Внешэкономбанком кредитов законопроектом предусматривается размещение вот

1542 этих 50 миллиардов от Центрального банка на депозите во Внешэкономбанке

1543 сроком на один год по ставке, превышающей только на 1 процент ставку ЛИБОР на

1544 дату размещения депозита, с возможностью дальнейшей пролонгации в

1545 соответствии с условиями кредитных соглашений, которые будет заключать

1546 Внешэкономбанк.

1547

1548 Кроме того, в целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке, а

1549 вы понимаете, что на сегодняшний день ситуация весьма тревожная, поскольку

1550 межбанк труднодоступен, банки не очень доверяют друг другу, сделки

1551 осуществляются трудно и их мало... Так вот, для того чтобы стимулировать

1552 подобные межбанковские сделки, Банку России предоставляется право заключать с

1553 кредитными организациями соглашения, предусматривающие компенсацию Банком

1554 России таким кредитным организациям части убытков, которые могут возникнуть у

1555 них в результате кредитования кредитных организаций, у которых в период

1556 действия этих соглашений может быть отозвана лицензия на осуществление

1557 банковских операций.

1558

1559 Предусматривается, что этот закон имеет временный характер и будет

1560 действовать до 31 декабря 2009 года. Ситуация сейчас такова, что принимать

1561 его, коллеги, необходимо.

1562

1563 Спасибо.

1564

1565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие будут вопросы. Вот только две руки я

1566 вижу... три: Апарина, Коломейцев и Зубов.

1567

1568 Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна.

1569

1570 АПАРИНА А. В. У меня к докладчику вопросы.

1571

1572 Первый. Почему депутаты Государственной Думы не были предварительно

1573 ознакомлены с этим законопроектом? Вы пытались здесь, в общем-то, передёрнуть

1574 факты, вспомнив большевиков, это некорректно. Но дело в том, - я так поняла,

1575 и Николай Васильевич это имел в виду, - что мы не ознакомились. Мы вчера не

1576 имели возможности толком ознакомиться с проектом закона, вот о чём речь. Это

1577 первый вопрос.

1578

1579 Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, проверялись ли эти очень важные для всей

1580 России законы на антикоррупционность нашей комиссией или специалистами и есть

1581 ли заключение? Будьте добры, ответьте, ознакомились ли эксперты с этими

1582 законопроектами и каково их заключение?

1583

1584 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

1585

1586 Глубокоуважаемые коллеги, по первому вопросу. Если бы вы вчера с утра

1587 посмотрели в свои депутатские ящики, то вы нашли бы там данный законопроект.

1588 Он находился у вас в ящике. Вы задали вопрос, могли ли вы вчера его видеть. Я

1589 отвечаю: да, могли.

1590

1591 Теперь, что касается вашего второго вопроса. Пожалуйста, если будут даны

1592 соответствующие поручения, то ко второму чтению вы получите необходимый

1593 отзыв. Кроме того, я думаю, что председатель регламентного комитета лучше

1594 ответит на этот вопрос.

1595

1596 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аршба Отари Ионович, прокомментируйте.

1597

1598 Включите микрофон.

1599

1600 АРШБА О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и

1601 организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1602

1603 Уважаемые коллеги, у меня на руках заключение нашего Правового управления,

1604 согласно которому на законопроекты, обозначенные в пунктах 12 и 13, не

1605 требуется получения заключения правительства. Это первое.

1606

1607 И второе. Норма о проверке на коррупционную составляющую не является

1608 обязательной.

1609

1610 Всё. Спасибо.

1611

1612 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.

1613

1614 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Интересный подход...

1615

1616 Уважаемый Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, а почему 50 миллиардов, а

1617 не 150 или не 700, как в Америке? Это первое.

1618

1619 Второе. Скажите, пожалуйста, почему грубо нарушена статья 105, которая

1620 предусматривает... Вы же сами сказали - золотовалютные резервы, 50

1621 миллиардов. Но в среду нам рассказывают, что, учитывая то, что нет данных по

1622 их использованию, размещению, рассматривать вопрос нельзя, а сегодня вы

1623 предлагаете 50 миллиардов отдать непонятно кому, непонятно подо что, то есть

1624 погасить чужую некомпетентность за счёт золотовалютных резервов. Вот почему

1625 так?

1626

1627 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1628

1629 РЕЗНИК В. М. Готов ответить на ваши вопросы.

1630

1631 По первому вопросу. Почему 50 миллиардов?.. Такой вопрос задавался, и в

1632 комитете мы это также обсуждали. Общая задолженность перед иностранными

1633 кредиторами - та, которую до Нового года, может быть, даже больше, после

1634 Нового года надо будет гасить, - составляет примерно 120 миллиардов долларов,

1635 по тем данным, которые есть у нас. Может быть, я немного ошибаюсь, но

1636 плюс-минус небольшой. По расчётам, вот этой суммы должно хватить. Не будет

1637 хватать - значит, будет пролонгировано. Исходя из этого выбрана сумма порядка

1638 50 миллиардов долларов.

1639

1640 Во-вторых, это абсолютно рыночная сделка в том отношении, что Центральный

1641 банк размещает депозит, как он имеет право делать в иных банках, он размещает

1642 его во Внешэкономбанке, а Внешэкономбанк опять же на рыночных условиях будет

1643 давать соответствующие кредиты. Кроме того, коллеги, я хотел бы вам

1644 напомнить, - а вчера, кстати, один из представителей вашей фракции, Николай

1645 Васильевич, этого не знал или забыл, - что представляет собой Внешэкономбанк

1646 и что определяет наблюдательный совет Внешэкономбанка. Это практически те же

1647 самые министры правительства, и возглавляет наблюдательный совет Председатель

1648 Правительства Российской Федерации. Поэтому теперь у вас есть возможность

1649 знать, кому будут даны эти деньги и кто будет их распределять.

1650

1651 Спасибо.

1652

1653 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста.

1654

1655 ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".

1656

1657 Не вызывает сомнений политическая целесообразность вмешательства государства

1658 в ситуацию на финансовом рынке. Но не только на финансовом рынке, потому что

1659 кризис явно спустился уже на уровень предприятий, затронул инвестиционный

1660 процесс. И политическая целесообразность этого шага не вызывает сомнений уже

1661 не первый месяц. Два технических вопроса по исполнению, проведению этой

1662 политической линии.

1663

1664 Первый вопрос. По каким показателям и когда мы сможем оценить

1665 результативность принимаемого сегодня решения? Ведь в конце концов наша цель

1666 не просто дать потратить деньги, мы хотим достигнуть какой-то определённой

1667 цели. Вот какая цель ставится и как мы её отследим?

1668

1669 И вопрос второй. Закон касается Центрального банка, и смысл принимать

1670 закон... Вот у меня вопрос: почему мы должны принимать?.. (Микрофон

1671 отключён.)

1672

1673 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

1674

1675 ЗУБОВ В. М. Центральный банк независим по Конституции, и его ответственность

1676 за надёжность всей банковской системы закреплена Конституцией, он может сам

1677 принимать такие решения. Зачем принимать закон? Надо просто с Центрального

1678 банка спросить за то, что у нас происходит в банковском секторе, и всё.

1679

1680 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответы.

1681

1682 РЕЗНИК В. М. Я начну со второго вопроса. Если вы посмотрите статью 3,

1683 например, то поймёте, что Центральный банк не имеет права без изменения в

1684 законе делать то, что мы предлагаем, в частности компенсировать часть

1685 расходов, убытков, которые могут возникнуть у кредитных организаций в случае

1686 невозврата им денег, Внешэкономбанку. Вы-то должны знать это! Кроме того,

1687 размещение во Внешэкономбанке миллиарда долларов под 1 процент, что превышает

1688 ставку ЛИБОР, - это, естественно, надо прописывать. Ещё прописывается, что

1689 требования к заёмщикам, указанным в части 1 статьи 1, устанавливаются

1690 наблюдательным советом Внешэкономбанка. Это тоже будет теперь требованием

1691 закона. При этом условием договора о предоставлении кредита может быть

1692 требование к заёмщику привлекать иные кредиты и займы только после

1693 согласования этих сделок с Внешэкономбанком. Понятно, что такие вещи можно

1694 вводить только законом. Также здесь указываются сроки. По-моему, это всё

1695 очевидно.

1696

1697 Что касается вашего первого вопроса, то на него тоже достаточно быстро мы

1698 получим ответ, когда наши банки, наши компании смогут, воспользовавшись этими

1699 деньгами, спокойно погасить свои долги перед иностранными кредиторами. Это

1700 очевидно, потому что в любом случае станет понятно, что будет происходить.

1701

1702 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1703

1704 Присаживайтесь, Владислав Матусович.

1705

1706 Есть ли желающие выступить?

1707

1708 Пожалуйста, включите режим записи на выступления.

1709

1710 Покажите список записавшихся.

1711

1712 Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.

1713

1714 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

1715

1716 Уважаемые депутаты, конечно, сложно комплексно проанализировать ситуацию,

1717 потому что в пожарном порядке вчера был внесён этот законопроект, но мы, я

1718 имею в виду фракцию КПРФ, уже на протяжении последних месяцев неоднократно

1719 при обсуждении законодательных инициатив правительства обращали внимание на

1720 отсутствие анализа и учёта возрастающих финансовых рисков в нашей стране. В

1721 ответ мы слышали от власти и от руководства "ЕДИНОЙ РОССИИ" заявления о том,

1722 что финансовый шторм за рубежом обходит стороной надёжную российскую гавань

1723 (я цитирую) и что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не видит никаких признаков финансового

1724 кризиса в России. Последнее заявление делалось две недели назад. Мы

1725 встречались даже с отказом обсуждать эту тему, с отказом дать депутатам и

1726 обществу объективную информацию о нашем финансовом положении.

1727

1728 Все вы помните, в частности, попытки разобраться с судьбой Стабилизационного

1729 фонда, закончившиеся отказом Кудрина и Игнатьева прибыть на

1730 "правительственный час" 1 октября. Но теперь и эта сверхактуальная тема

1731 отходит на второй план, так как необходимо принимать срочные меры для вывода

1732 банковской системы страны из полупарализованного состояния. Вот тут

1733 исполнительной власти пришлось вспомнить о парламенте. И как бы ей ни

1734 хотелось ограничиться обсуждением ситуации в своём кругу и консультациями с

1735 олигархами, шила в мешке не утаишь, и пора разобраться, почему мы оказались в

1736 столь плачевном положении и что нас может ожидать в будущем.

1737

1738 Нет необходимости подробно разъяснять, что КПРФ выступает за социалистический

1739 путь развития страны, и глубокий финансовый кризис в США - самый серьёзный

1740 повод задуматься о путях развития России. Кстати, не случайно в Китае

1741 газетные статьи сейчас полны заголовками типа "События этого года показали

1742 правильность строя в Китае". Но, не меняя своих стратегических целей, мы

1743 трезво оцениваем сложность международного положения России, когда любая наша

1744 слабость, тем более кризис, может быть использована нашими заклятыми

1745 друзьями. Поэтому КПРФ готова поддержать и вполне рыночные действия власти по

1746 развитию реального сектора экономики, как государственного, так и частного. И

1747 вы знаете, что наша партия неоднократно вносила конкретные предложения в этом

1748 направлении. Но как можно конструктивно взаимодействовать с властью, которая

1749 озабочена в первую очередь и в основном благополучием правящих кланов и

1750 никаких других принципов экономического поведения не имеет?

1751

1752 Когда уничтожались уникальные предприятия и научные коллективы, вмешиваться

1753 власти не позволяла святость рыночных принципов. Когда мы предлагали

1754 кредитовать предприятия реального сектора за счёт средств Стабилизационного

1755 фонда, отказ был также мотивирован нарушением рыночных принципов. Когда

1756 обманутые вкладчики перекрывали улицу, их успокаивали словами о

1757 неотвратимости жёстких законов рынка. Я уже не говорю об обеспечении вкладов

1758 населения и дефолте 1998 года. Но сейчас, когда лопнул надутый властью

1759 фондовый пузырь и пострадали заигравшиеся биржевые спекулянты, президент и

1760 премьер-министр забыли о рыночных принципах и, отодвинув в сторону

1761 Центральный банк и Минфин, сами рулят выводом из кризиса, принимая так

1762 называемые политические решения. Президент и премьер решили диктовать цены на

1763 фондовом рынке, заявив о прямой покупке акций частных компаний за счёт

1764 средств бюджета для поддержания биржевых котировок, и уже зарезервировали 250

1765 миллиардов рублей на эти цели. Это беспрецедентная мера, которая вызывает

1766 смех, так сказать, у профессионалов на Западе. Сразу же рейтинговые агентства

1767 стали пересматривать оценки в сторону понижения рейтинга России.

1768

1769 КПРФ провела митинг у Минфина, требуя прекратить направлять бюджетные

1770 средства на фондовый рынок. Через пару дней газета "Ведомости", которую

1771 трудно заподозрить в симпатиях к коммунистам, близкие к нашим аргументы

1772 против этой затеи изложила в редакционной статье под названием "Набить

1773 чемоданы", то есть биржевым спекулянтам набить чемоданы и уехать отсюда. И

1774 даже Международный валютный фонд призвал российские власти не вмешиваться в

1775 ситуацию на фондовом рынке.

1776

1777 Чем объяснить такое единодушие? Тем, что клановый характер нашей власти,

1778 полуфеодальный, абсолютно непрозрачный метод принятия решений не может быть

1779 понят и оправдан ни с каких принципиальных позиций. Именно в этом, а не в

1780 американской заразе, о которой вдруг заговорил Путин, причины наших проблем.

1781 Хочется спросить власть: а что же вы к этой заразе так стремились прильнуть?

1782 Конъюнктура была благоприятной, при правильной финансовой политике вполне

1783 рыночной, мы могли бы стать действительно крупным финансовым центром, а,

1784 залив пожар водой, как сейчас говорят, точнее, бюджетными средствами, мы

1785 ставим на этой идее крест.

1786

1787 Разрешите в рамках Регламента одну историю из 70-х годов вспомнить. Один мой

1788 товарищ получил премию за свои научные исследования во Франции и, окрылённый,

1789 поехал её получать. Возвращается - плюётся, говорит: "В Париж больше в жизни

1790 не поеду!" Спрашиваю: "Почему?" - "Ну, - говорит, - вручили премию,

1791 попрощались. Пошёл гулять, попал на Пляс Пигаль, пошёл в кино. Никогда такой

1792 гадости не видел!" Я говорю: "А как фильм называется?" - "Бордель". Так вот,

1793 если мы смотрим фильм про бордель, то о нравственности вспоминать не надо. И

1794 если мы берём из западного опыта, где есть действительно много хорошего,

1795 только спекулятивный фондовый рынок и забываем о таких весьма полезных

1796 рыночных вещах, как товарные биржи, если у нас торговля зерном, нефтью и

1797 металлами отдана на откуп спекулянтам, то не надо сейчас говорить о заразе, а

1798 надо подумать о том, какая же у нас политика была, и сделать соответствующие

1799 выводы. Но никаких выводов власть не делает, и такое впечатление, что она

1800 себя считает безгрешной. На днях один олигарх по телевизору нам сообщил, что

1801 вот эти меры, которые мы обсуждаем сегодня, замечательные, а Путин - гигант.

1802 Ни больше ни меньше. Вчера на заседании нашего комитета один уважаемый

1803 депутат назвал руководство Центробанка волшебниками, потому что они сумели

1804 сохранить в таких условиях наш Стабилизационный фонд.

1805

1806 Я вам хочу сказать, что наши оценки действий власти кардинально отличаются от

1807 этих - "гиганты" и "волшебники". Мы, в частности, категорически против

1808 дальнейшего накачивания фондового рынка пенсионными деньгами и деньгами

1809 госкорпораций. Именно это сыграло свою роль, в частности, когда лопнул этот

1810 пузырь. По мнению же власти, всё нормально, и этот законопроект

1811 свидетельствует о том, что никаких выводов не сделано.

1812

1813 Что же здесь предлагается? Здесь предлагается фактически дать ВЭБу

1814 возможность перекредитовать заигравшиеся, занявшие на Западе деньги

1815 корпорации. Но ведь похожая мера уже была внедрена, когда ряду банков были

1816 переданы средства для кредитования мелких банков. И что же? Вчера все, в том

1817 числе председатель нашего комитета, говорили о жалобах мелких банков. Что

1818 здесь меняется? Ничего! Тот же самый механизм - он работать не будет.

1819

1820 И ещё одна позиция в этом документе, которая действительно требует анализа с

1821 точки зрения коррупционности. Если следующий шаг в этом направлении сделать,

1822 - для ясности можно продемонстрировать - так это просто дать возможность

1823 Центробанку на счета каких-то организаций переводить некоторые средства. Это

1824 я утрирую, конечно, но никаких контрольных механизмов здесь нет.

1825

1826 Мне больно об этом говорить, но наш документ резко проигрывает даже в

1827 сравнении с американским документом, с тем, который сейчас обсуждается в

1828 Конгрессе. Тот начинается с того, что такие-то меры принимаются в интересах

1829 домовладельцев, в интересах фондов, университетов, в интересах сохранения

1830 пенсионных накоплений. А здесь это делается в чьих интересах? Вы хоть бы

1831 написали, хотя бы на словах пояснили, что здесь написано. Вот приходите с

1832 серьёзным документом, основанным на понятных принципах, с понятными целями,

1833 тогда его можно будет обсуждать.

1834

1835 А если говорить о нашем правительстве (говорят, что мы против правительства),

1836 вы знаете, из тумана выходит проблема - это правительство "гигантов" и

1837 "волшебников" не способно управлять страной. Мы будем голосовать против этого

1838 законопроекта.

1839

1840 Председательствует Первый заместитель

1841 Председателя Государственной Думы

1842 О. В. Морозов

1843

1844 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.

1845

1846 Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.

1847

1848 Запишитесь по ведению, пожалуйста, если хотите, я уже объявил Дмитриеву

1849 Оксану Генриховну.

1850

1851 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1852

1853 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое нарушение я совершил, Алевтина Викторовна? Я

1854 объявил следующего докладчика - Дмитриеву Оксану Генриховну.

1855

1856 Пожалуйста.

1857

1858 ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".

1859

1860 Поскольку законопроекты, которые требуют выделения средств на уровне 3

1861 процентов от российского валового внутреннего продукта - это, кстати, больше,

1862 чем расходы на национальную оборону, - были розданы депутатам вчера утром и

1863 фракция не смогла эти вопросы обсудить всесторонне, поэтому я буду выражать

1864 мнение своё и ряда профессионалов нашей фракции по данному законопроекту.

1865

1866 Первое. Как мы обсуждаем данный законопроект и порядок? Я уже сказала, что

1867 выделяемые только по данному законопроекту средства - это около 3 процентов

1868 от ВВП. По другим каналам, то, что уже объявлено, я тоже посчитала,

1869 выделяется ещё порядка 75 миллиардов долларов по разным направлениям, это ещё

1870 около 4 процентов от ВВП - 7 процентов от валового внутреннего продукта на

1871 ликвидацию того, что не признаётся кризисом, не называется кризисом.

1872

1873 При этом на 3 процента от ВВП мы получили три странички за два дня, три

1874 странички без финансово-экономического обоснования! Для примера я покажу

1875 документ, который обсуждался в американском Конгрессе, вот это документ по

1876 пакету. Сравните: три странички и вот это. Это - 5 процентов от американского

1877 ВВП, это - 3 процента от нашего. Вот как всесторонне они рассматривают эту

1878 проблему и как мы.

1879

1880 Теперь дальше. Действительно, в законопроекте, который рассматривает

1881 американский Конгресс, полностью всё прописано. Прописано, как будут

1882 приобретаться проблемные акции, назначается специальный генеральный

1883 инспектор, который будет следить за приобретением проблемных акций и их

1884 последующей продажей. Определённая помощь будет оказана домовладельцам.

1885 Отдельно прописана помощь и есть отдельная программа для тех работников

1886 предприятий, которые получили акции предприятий по системе участия в

1887 прибылях. Всё прописано, всё до деталей: где, какие акции, сколько, каков

1888 контроль, каковы будущие потери, каковы будущие прибыли. Таким образом

1889 рассматривается вопрос. При этом прежде всего думают о поддержке рядового

1890 налогоплательщика, о поддержке рядового держателя акций, о поддержке

1891 конкретных предприятий и о плюсах и минусах для бюджета.

1892

1893 Теперь не могу не сказать, почему всё это у нас произошло. Что это значит -

1894 50 миллиардов долларов, которые нужно отдать как кредитным организациям, так

1895 и предприятиям, которые взяли кредиты на Западе и теперь не могут по ним

1896 расплатиться? Помните дискуссии здесь в течение многих лет по поводу

1897 Стабилизационного фонда, когда наши деньги по 3-4 процента ВВП отправлялись

1898 за границу, размещались в иностранных ценных бумагах? И при этом в два раза

1899 примерно каждый год был прирост внешнего частного долга. Помните, сколько на

1900 этой трибуне предупреждали об опасности роста внешнего частного долга не

1901 только депутаты оппозиционных фракций, но и Председатель Счётной палаты?

1902 Говорилось, что в любом случае, с учётом того, что там очень много долгов

1903 квазигосударственных предприятий и государственных - они не называются

1904 корпорациями, но там большая доля государства, - это всё равно будет долг

1905 государства. Мы размещали свои средства под 3-4 процента, а для наших

1906 предприятий и банков, судя по тому, какая у них сейчас задолженность и какие

1907 обязательства по уплате процентов, где-то порядка 10 процентов составляла

1908 стоимость кредита. При этом говорилось, что мы не можем сами давать эти

1909 кредиты нашим предприятиям, потому что мы не можем предъявлять такие

1910 требования к эффективности. Когда они берут на Западе, там банки очень

1911 внимательно смотрят, наши предприятия представляют проектно-сметную

1912 документацию, обосновывают, и у них очень большие требования к эффективности,

1913 к надёжности. Это всё заставляет наши предприятия и банки очень ответственно

1914 действовать и принимать очень эффективные решения. Где эти эффективные

1915 решения, если сейчас эти предприятия и банки не могут расплатиться по своим

1916 долгам? Поэтому мы пожинаем плоды той политики, которая сознательно, несмотря

1917 на все возражения, проводилась в течение нескольких лет.

1918

1919 Теперь ситуация следующая. Те бумаги, в которые мы вложили, наш

1920 Стабилизационный фонд, мы не в состоянии изъять, это понятно, потому что

1921 финансовый кризис коррелирован. Если вдруг сейчас одновременно потребуют свои

1922 бумаги и Япония, которая хранит золотовалютные резервы в американских

1923 преимущественно ценных бумагах, и Китай, и мы, то это будет совершенно

1924 невозможно, потому что финансовые кризисы коррелированны. Получилось так, что

1925 мы теперь должны решать проблемы и гасить долги наших банков и организаций,

1926 которые их набрали из-за того, что мы свои деньги стерилизовали и изымали из

1927 экономики. В том числе тут есть и большая доля спекулятивного капитала, когда

1928 банки брали дешёвые кредиты на Западе, а внутри продавали дороже. Но сколько

1929 спекулятивного капитала, сколько реальных долгов наших корпораций, по которым

1930 мы не можем допустить дефолта, мы не знаем, поскольку нам дают три странички,

1931 а в Америке рассматривают вот такой документ. Поэтому принять

1932 дифференцированное решение, которое следовало бы принять в этой ситуации, мы

1933 не можем, поскольку нет информации.

1934

1935 И в целом мы считаем, что даже те меры, которые приняты, поскольку деньги

1936 дифференцированно идут отдельным крупным структурам, они фактически не

1937 доходят до малых и средних региональных банков, не доходят до предприятий, не

1938 решают проблему блокирования и купирования кризиса. Об этом свидетельствует

1939 то, что на последних аукционах не выбирается весь объём средств. Мне

1940 представляется, что меры, которые предложены, - это опять будет избирательная

1941 помощь отдельным крупным структурам, и нет никакой гарантии, что эта помощь

1942 избирательная реально дойдёт до предприятий, дойдёт до малых и средних

1943 банков, от состояния которых на самом деле реально зависит, будет

1944 разворачиваться кризис или не будет разворачиваться кризис.

1945

1946 Мы считаем, что предложенные меры... Во-первых, недопустимый механизм их

1947 обсуждения и представления материалов. И во-вторых, они вряд ли сыграют ту

1948 роль, которую должны сыграть сейчас в условиях разворачивающегося финансового

1949 кризиса. Мы считаем, что все меры должны быть прежде всего направлены на

1950 поддержку нашей экономики, для того чтобы не допустить спада экономики, для

1951 того чтобы не допустить банкротства предприятий. И мы уже говорили о целом

1952 ряде мер, которые необходимо немедленно принимать. Это прежде всего аварийное

1953 массовое снижение налогов, которое автоматически обеспечивает пополнение

1954 оборотных средств каждого предприятия, и в первую очередь аварийное и

1955 экстренное снижение налога на добавленную стоимость.

1956

1957 Спасибо.

1958

1959 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.

1960

1961 Свистунов Аркадий Николаевич, пожалуйста.

1962

1963 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

1964

1965 Уважаемые коллеги, говоря об этом законопроекте, сразу хотелось бы заметить:

1966 то, о чём так долго говорили большевики, наконец-то свершилось. О чём идёт

1967 речь? Вы все помните, сколько раз здесь критиковалась финансовая политика

1968 нашего правительства: деньги изымаются из экономики, верните деньги в

1969 экономику, почему они размещаются на Западе? И вот наконец перед нами

1970 законопроект, которым предлагается начать этот процесс возврата наших

1971 золотовалютных резервов в нашу же экономику.

1972

1973 Да, он чрезвычайный, носит чрезвычайный характер, но это свершилось. Он

1974 направлен непосредственно на перекредитование наших же предприятий, в

1975 основном, конечно же, промышленных, которые фондировались, привлекали ресурсы

1976 на Западе. И в связи с тем что из-за финансового кризиса проблема

1977 перекредитования этих заимствований сейчас стоит очень остро, необходимость в

1978 этом законопроекте назрела. Хотя, может быть, и не понадобится полностью 50

1979 миллиардов, потому что все эти предприятия проводят свою, в общем-то,

1980 политику по привлечению этих ресурсов и дальше там, на Западе. И может быть,

1981 эта цифра вовсе и не вся будет выбрана, но тем не менее этот инструмент

1982 необходимо использовать в настоящий момент, сегодня. Это действительно

1983 инструмент, потому что, если проанализировать наше законодательство,

1984 оказывается... Вот мы говорим: давайте использовать золотовалютные резервы в

1985 нашей экономике. А если посмотреть, то инструментов-то, каким образом

1986 Центральный банк может это делать, почти и нет. Вот для этого и принимается

1987 этот законопроект.

1988

1989 Кроме того, здесь прозвучала критика по поводу того, как рассматривает

1990 вопросы американский Конгресс и как рассматриваем мы. Даже трудно это

1991 комментировать на самом деле, потому что там речь идёт именно о бюджетных

1992 расходах - принципиальная разница, здесь речь идёт...

1993

1994 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1995

1996 СВИСТУНОВ А. Н. Я прошу прощения, можно я закончу?

1997

1998 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно.

1999

2000 СВИСТУНОВ А. Н. ...здесь речь идёт о том, что это не бюджетные расходы

2001 вообще, вовсе, это средства резервные, которые находятся в наших резервах и

2002 размещены в депозиты и другие инструменты на западных рынках. И мы их точно

2003 так же можем разместить в наших финансовых инструментах, на наших финансовых

2004 рынках. Принципиально важный вопрос. У них речь идёт об эмиссии, у них нет

2005 никаких золотовалютных резервов, это фактически эмиссия американского

2006 доллара. У нас речь идёт о том, чтобы вернуть, частично хотя бы вернуть наши

2007 резервы в чрезвычайной ситуации, подчеркиваю, в нашу же экономику.

2008 Принципиальная разница! И здесь мы слышим только спекуляции на этот счёт.

2009

2010 Вопрос о минимуме информации по заёмщикам, то есть о том, кто будет

2011 пользоваться, так скажем, этим кредитованием. На этот вопрос, вообще,

2012 отвечать должно руководство Внешэкономбанка. Написано чётко в законопроекте,

2013 что решение будет принимать совет директоров. Вы вспомните, эти вещи просто

2014 надо знать: в советы директоров Внешэкономбанка, "Банка развития..." входит

2015 практически всё наше правительство во главе с премьером, с вице-премьером и

2016 так далее, они же будут рассматривать этот законопроект. И мы, как

2017 контрольный орган, можем всегда пригласить их сюда с отчётом, кому

2018 предоставлено, на каких условиях и почему. Более того, превращать Думу,

2019 скажем так, в совет директоров Внешэкономбанка, который будет рассматривать,

2020 кому дать, кому не дать конкретный кредит, я считаю нецелесообразным.

2021

2022 Ещё один момент очень важен в этом законопроекте, он касается разблокирования

2023 финансового кризиса, кризиса доверия, так сказать, на межбанке. Вот вроде бы

2024 и дали деньги в экономику, вроде бы и получили их и три банка - Внешторгбанк,

2025 Сбербанк и Газпромбанк, - но всё равно не происходит, так сказать, расшития

2026 этого, не доходят деньги до малых и средних банков. Почему? Потому что

2027 существует риск, риск невозврата этих денег, риск отзыва лицензий. И вот в

2028 этом законопроекте есть очень хороший пункт: предоставить право Центральному

2029 банку заключать соглашения с банками, понёсшими убытки из-за того, что у

2030 некоторых банков были отозваны лицензии. Это ключевой пункт, который позволит

2031 укрепить доверие и разблокировать застрявшие ресурсы, разблокировать

2032 неработающий межбанк.

2033

2034 Наша фракция ЛДПР поддерживает указанный законопроект, считает его

2035 своевременным, очень важным и очень нужным. Пусть и дальше... Единственный

2036 недостаток - мало. Нужно больше размещать средств, золотовалютных резервов в

2037 наших инструментах, в нашей экономике. Наконец-то эт