Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 104470-5 О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

в Совете Федерации
13.10.2008

Номер законопроекта:104470-5
Комментарий законопроекта:о срочных мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:01.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/104470-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:13.10.2008
Статус законопроекта:Рассмотрение закона в Совете Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации
Принятое решение (формулировка):закон одобрен
Тип документа решения:Постановление СФ
Наименование документа решения:324-СФ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Ананьев Дмитрий Николаевич, Член СФ
Исаев Юрий Олегович, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №104470-5 О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

о срочных мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации

Дата заседания 10.10.2008, номер заседания 46, строк в стенограмме 5647

О проекте федерального закона № 104470-5 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о предоставлении кредитов без обеспечения на срок не более шести месяцев в целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2337 Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 46

2338 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...".

2339 Докладывает Владислав Матусович Резник.

2340

2341 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется таблица

2342 поправок к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 46

2343 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации...". Коллеги,

2344 эта таблица поправок рекомендована Комитетом по финансовому рынку к принятию,

2345 прошу её рассмотреть. Здесь только одна-единственная поправка, она

2346 редакционная, к тексту первого чтения, поэтому, в общем, особо здесь

2347 докладывать нечего.

2348

2349 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, одна поправка, одна таблица. Есть ещё одна

2350 поправка, по которой мы потом обменяемся мнениями. По таблице есть замечания?

2351 Нет. Ставится на голосование таблица 1, состоящая из одной поправки.

2352

2353 Включите режим голосования.

2354

2355 Покажите результаты голосования.

2356

2357 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 46 сек.)

2358 Проголосовало за 329 чел.73,1%

2359 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2360 Воздержалось 0 чел.0,0%

2361 Голосовало 329 чел.

2362 Не голосовало 121 чел.26,9%

2363 Результат: принято

2364

2365 Принимается поправка.

2366

2367 Уважаемые депутаты, в зале роздана поправка, подготовленная депутатом

2368 Лекаревой Верой Александровной. Я обращаюсь к депутатам: настаивает ли кто-то

2369 на том, чтобы не рассматривать эту поправку, поскольку она роздана сейчас в

2370 зале? Как мы и делали при предыдущем обсуждении. Никто не настаивает, тогда

2371 рассматриваем.

2372

2373 Кто будет докладывать по этой поправке? Пожалуйста, Владислав Матусович,

2374 тогда прокомментируйте, нет депутата Лекаревой...

2375

2376 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2377

2378 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А где она?

2379

2380 Дмитриева хочет доложить по поправке Лекаревой. Под псевдонимом. Пожалуйста,

2381 Оксана Генриховна.

2382

2383 ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".

2384

2385 Я не хочу докладывать по поправке Лекаревой. Вера Александровна вынуждена

2386 была отойти. Она сказала, что поскольку ошибка вкралась при печатании этой

2387 поправки, то она не настаивает на её рассмотрении.

2388

2389 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, понятно, понятно. Извините меня за мой комментарий.

2390 Принимается ваше предложение.

2391

2392 Ставится на голосование во втором чтении данный проект федерального закона.

2393

2394 Включите режим голосования.

2395

2396 Покажите результаты.

2397

2398 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11час. 37 мин. 13 сек.)

2399 Проголосовало за 347 чел.77,1%

2400 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2401 Воздержалось 0 чел.0,0%

2402 Голосовало 347 чел.

2403 Не голосовало 103 чел.22,9%

2404 Результат: принято

2405

2406 Законопроект принят во втором чтении.

2407

2408 Микрофон включите, пожалуйста.

2409

2410 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, этот законопроект прошёл все

2411 необходимые экспертизы - технические, юридические, лингвистические, - есть

2412 заключение Правового управления. Законопроект подготовлен к третьему чтению,

2413 прошу вынести его на "час голосования" и проголосовать в третьем чтении.

2414

2415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения у коллег? Нет.

2416

2417 Объявляется "час голосования". И в рамках данной процедуры ставится на

2418 голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения

2419 в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации

2420 (Банке России)".

2421

2422 Включите режим голосования.

2423

2424 Покажите результаты.

2425

2426 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 12 сек.)

2427 Проголосовало за 379 чел.84,2%

2428 Проголосовало против 56 чел.12,4%

2429 Воздержалось 0 чел.0,0%

2430 Голосовало 435 чел.

2431 Не голосовало 15 чел.3,3%

2432 Результат: принято

2433

2434 Закон принят в третьем чтении.

2435

Дата заседания 08.10.2008, номер заседания 45, строк в стенограмме 6640

О проекте федерального закона № 104470-5 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о предоставлении кредитов без обеспечения на срок не более шести месяцев в целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

544 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

545 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

546

547 Глубокоуважаемые коллеги, прошу перенести пункты 11 и 12 на пятницу, не

548 рассматривать сегодня, а рассмотреть в пятницу.

549

550 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна.

551

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

777 Резник Владислав Матусович, как председатель комитета, просит перенести

778 пункты 11 и 12 на пятницу. Не будет возражений? Не будет, договорились.

779

Дата заседания 03.10.2008, номер заседания 44, строк в стенограмме 5108

О проекте федерального закона № 104470-5 "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о предоставлении кредитов без обеспечения на срок не более шести месяцев в целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

446 Второе. Прошу исключить из повестки пункты 12 и 13, как противоречащие статье

447 104 Конституции и поданные с нарушением статьи 105 Регламента.

448

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

517 АПАРИНА А. В., фракция КПРФ.

518

519 Я поддерживаю предложение Коломейцева Николая Васильевича исключить сегодня

520 пункты 12 и 13 из повестки дня, перенести их обсуждение.

521

522 Но, Борис Вячеславович, если эти вопросы останутся, - а я напоминаю, что это

523 вопросы о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской

524 Федерации и о Центральном банке Российской Федерации, касающиеся срочных мер

525 по стабилизации финансовой системы Российской Федерации, - предлагаю,

526 учитывая их значимость, организовать прямое транслирование по телевидению,

527 чтобы граждане России выслушали разные точки зрения. Тем самым мы будем

528 выполнять решение правительства о ликвидации финансовой безграмотности. Пусть

529 слушают, что это за законы и что они дают простым гражданам.

530

531 Спасибо.

532

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

834 Теперь конкретно по порядку работы. Предлагает Коломейцев исключить пункты 12

835 и 13 порядка работы. Ну, эти вопросы идут по линии Комитета по финансовому

836 рынку, поэтому я хотел бы послушать Резника Владислава Матусовича.

837

838 Пожалуйста, ваша позиция.

839

840 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

841 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

842

843 Глубокоуважаемые коллеги, если следовать логике Николая Васильевича

844 Коломейцева, то... эта логика является такой же, какая была у большевиков во

845 время Первой мировой войны, то есть желание поражения своей стране. Эти

846 законы нам абсолютно необходимы, потому что они стабилизируют нашу финансовую

847 систему, поэтому исключать их нельзя, их, наоборот, надо принимать, и

848 принимать быстрее.

849

850 Спасибо.

851

852 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

853

854 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я вам напомню, что в Америке, породившей

855 финансовый кризис, в который Кудрин нас втянул, на самом деле обсуждается

856 предложение президента уже две недели. У нас же в нарушение статьи 104

857 Конституции, статьи 105 Регламента... откройте, здесь есть необходимый

858 перечень документов. Я хотел бы посмотреть заключение правительства - 50

859 миллиардов долларов по карманам своим товарищам без залога раздать! Я хотел

860 бы посмотреть заключение комиссии по борьбе с коррупцией при принятии законов

861 коррупционного плана. Я хотел бы посмотреть, вообще-то, как у нас выполняется

862 Регламент. У нас Конституция Российской Федерации в части законодательной

863 инициативы грубейшим образом внесением этих законов нарушается. У нас вчера

864 не министру финансов, подчёркиваю, не председателю правительства, а четырём

865 депутатам, которые лучше них знают ситуацию, пришла в голову мысль внести

866 законы! Вы их почитайте, что там за законы, - я более циничных законов не

867 видел. Они из двух статей, из шести статей. Там написано: своим товарищам

868 раздать без залога 50 миллиардов долларов. Ничего себе предложение! Поэтому я

869 считаю, что эти законы должны быть возвращены без рассмотрения как внесённые

870 с нарушением статьи 105 Регламента.

871

872 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов Андрей Викторович, просьба прокомментировать.

873 Пожалуйста.

874

875 ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в

876 Государственной Думе.

877

878 Уважаемые коллеги, если комментировать ситуацию, связанную с рассмотрением

879 сегодня двух законопроектов, направленных на стабилизацию финансовой системы

880 Российской Федерации, то я хочу напомнить, что они внесены действительно

881 депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в соответствии с заявлением Председателя

882 Правительства Российской Федерации о необходимости именно таких мер, которые

883 отражены в данных законопроектах, направленных на стабилизацию ситуации.

884 Поэтому я считаю, что никаких оснований для обвинений у коллеги Коломейцева

885 не существует.

886

887 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

888

889 Уважаемые коллеги, ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева

890 Николая Васильевича не рассматривать сегодня пункты 12 и 13. Кто за это

891 предложение? Прошу голосовать.

892

893 Включите режим голосования.

894

895 Покажите результаты голосования.

896

897 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 51 сек.)

898 Проголосовало за 55 чел.12,2%

899 Проголосовало против 3 чел.0,7%

900 Воздержалось 1 чел.0,2%

901 Голосовало 59 чел.

902 Не голосовало 391 чел.86,9%

903 Результат: не принято

904

905 Не принято, вопросы остаются в порядке работы.

906

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2109 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, переходим к пункту 13. Проект

2110 федерального закона "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О

2111 Центральном банке Российской Федерации...". Докладчик тот же - Владислав

2112 Матусович Резник. Пожалуйста.

2113

2114 РЕЗНИК В. М. Приношу свои извинения Николаю Васильевичу Коломейцеву. Я

2115 ошибся, я Бориса Сергеевича Кашина имел в виду.

2116

2117 Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется второй законопроект,

2118 направленный также на поддержку финансовой системы, финансовой стабильности у

2119 нас в стране, - это проект закона о внесении изменения в статью 46 закона "О

2120 Центральном банке...", суть которого заключается в том, что Центральный банк

2121 получит право предоставлять российским кредитным организациям, имеющим

2122 рейтинг рейтингового агентства, в порядке и на условиях, которые установлены

2123 Советом директоров, кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев.

2124 Требования к таким кредитным организациям, которые будут иметь право на

2125 получение указанных кредитов, включая требования к уровню их рейтинга, будут

2126 устанавливаться Советом директоров.

2127

2128 Коллеги, абсолютно необходимая мера, которая даст возможность нашим средним и

2129 мелким банкам получить достаточную ликвидность в течение короткого времени.

2130 Это то, о чём многие банки - в том числе это консолидированное мнение обеих

2131 банковских ассоциаций - просили в течение долгого-долгого времени. Поэтому

2132 законопроект простой, в отличие от первого законопроекта он не носит срочного

2133 характера, то есть он принимается не на конкретный период времени. Полное

2134 право Центрального банка и в будущем иметь такие возможности. Комитет

2135 предлагает поддержать законопроект в первом чтении.

2136

2137 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2138

2139 Есть вопросы? Вижу две руки, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Тогда

2140 записываемся.

2141

2142 Включите режим записи.

2143

2144 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2145

2146 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я увидел восемь рук, поэтому так и говорю. Если по две

2147 поднимают, то четыре.

2148

2149 Покажите результаты записи. Как я сказал, восемь желающих.

2150

2151 Депутат Зубов, пожалуйста.

2152

2153 ЗУБОВ В. М. Не будем придираться к такой мелочи: всё-таки этот закон тоже на

2154 срок, на шесть месяцев, здесь написано, не более шести месяцев по тексту.

2155 Скажу по существу. Значит, можно выдать... Вообще, это фундаментальная вещь -

2156 выдача кредита под залог. Это же во многом принципиально меняет всю

2157 банковскую систему в стране. Здесь сказано, что выдавать кредиты тем, кто

2158 имеет рейтинг рейтингового агентства. В связи с этим хочется напомнить, что

2159 есть разные рейтинговые агентства - международные, экспертные, местные,

2160 ассоциаций. Тут не прописано, каких рейтинговых. Но вопрос у меня самый

2161 важный вот в чём: а какова официальная позиция Центрального банка по

2162 принципиальнейшему вопросу для функционирования банковской системы,

2163 официальная позиция?

2164

2165 РЕЗНИК В. М. Могу отвечать? Начну с первого вашего вопроса. Этот закон не

2166 носит срочного характера в отличие от предыдущего законопроекта, поскольку

2167 тот заканчивает своё действие 31 декабря 2009 года. Этот же закон, если мы

2168 примем, будет действовать постоянно. Это первый момент.

2169

2170 Во-вторых, ответ по позиции Центрального банка. Естественно, Центральный банк

2171 поддерживает данный законопроект, участвовал в его разработке и просит

2172 скорейшим образом принять данный законопроект. Кроме того, хотел бы ещё

2173 отметить... Да, пожалуй, достаточно.

2174

2175 Спасибо.

2176

2177 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2178

2179 Юрчик Владислав Григорьевич.

2180

2181 ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ.

2182

2183 Спасибо.

2184

2185 Скажите, пожалуйста, под какие проценты Центральный банк будет выдавать

2186 кредиты?

2187

2188 РЕЗНИК В. М. Полагаю, что под рыночные.

2189

2190 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назаров Андрей Геннадьевич.

2191

2192 НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Владислав Матусович, хотя по прогнозам кризис

2193 продлится около трёх лет, почему-то вы не ограничиваете действие закона по

2194 времени. Но самое главное даже не в этом, а в том, что все решения будут

2195 приниматься Советом директоров. Суммы гигантские, гарантии - честное слово. В

2196 случае невозврата данных кредитных средств кто будет за это отвечать? Ну и,

2197 соответственно, не логичнее ли было бы, если бы из-под юрисдикции Совета

2198 директоров вывели хотя бы определение перечня рейтинговых агентств?

2199

2200 Спасибо.

2201

2202 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2203

2204 РЕЗНИК В. М. По первой части вашего вопроса. Мы располагаем примерно такой

2205 информацией: до начала вот этой финансовой бури, кризиса, который сейчас

2206 идёт, кредиты, которые выдавал Центральный банк банкам под залог, даже

2207 ломбардный, возвращались всегда. И на самом деле потребности брать залог в

2208 таком объёме всё равно не было, поскольку у банков есть форы, которые

2209 находятся в Центральном банке, и в принципе этого хватило бы на погашение

2210 средств в случае невозврата. Поэтому рисков на самом деле не было и раньше,

2211 можно и нужно было выдавать эти кредиты без залогов. Такие споры давно шли, в

2212 том числе и в Национальном банковском совете, на заседаниях совета и в

2213 разговорах в Совете директоров Центрального банка. Это первое.

2214

2215 Второе. Вводить в закон рейтинговые агентства, наверное, нет смысла, потому

2216 что мы же не будем прописывать там, к примеру, "S" либо "Moody's...". Нет

2217 смысла, потому что сегодня это одни, а завтра другие агентства у нас

2218 появятся. Это просто не прописать, поэтому мы это отдаём Совету директоров.

2219

2220 Спасибо.

2221

2222 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов Валентин Степанович.

2223

2224 РОМАНОВ В. С. Вопрос такой. Нас много лет уверяли в том, что у нас лучший

2225 министр финансов за столетие, что у нас очень эффективная деятельность

2226 руководства Центрального банка. Мировой финансовый кризис назревал в течение

2227 длительного времени, долги Соединённых Штатов - 10 триллионов - должны были

2228 по крайней мере в последние два года руководство России терзать. Отсюда мои

2229 вопросы.

2230

2231 Первое. Почему критерии не оформляются в законе?

2232

2233 Второе. Почему в проекте закона нет мер ответственности в случае, если снова

2234 эти деньги рухнут? Это гигантские суммы, они ведь не Центробанку принадлежат,

2235 это труд нашего народа.

2236

2237 И третье. Почему не заложена отчётность руководства правительства и

2238 Центробанка перед Думой, коли уж мы идём в таком лихорадочном режиме на такие

2239 гигантские шаги?

2240

2241 РЕЗНИК В. М. Начну с последнего. У нас всегда есть возможность получить

2242 необходимую информацию, пригласить представителей Центрального банка,

2243 пригласить представителей правительства - нам это расскажут.

2244

2245 Что касается ответственности. Я полагаю, что Совет директоров Центрального

2246 банка, когда будет принимать соответствующее решение, будет подходить к этому

2247 более чем осторожно. И хотел бы поблагодарить прежде всего ещё и Центральный

2248 банк, который согласен взять на себя такую ответственность - ответственность

2249 абсолютно необходимую для разрешения тех проблем, которые сегодня есть в

2250 финансовой системе. Я, например, на себя такую ответственность брать не очень

2251 хотел бы, не позавидую им, но они берут, спасибо им за это.

2252

2253 Ну а что касается критериев, которые необходимо прописать, с моей точки

2254 зрения, я уже ответил на этот вопрос: критерии такие в законе прописать, к

2255 сожалению, невозможно, потому что ситуация может меняться.

2256

2257 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович.

2258

2259 БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.

2260

2261 Уважаемый Владислав Матусович, много говорят о поддержке малых и средних

2262 банков, в том числе региональных, но, к сожалению, деньги, которые выделяются

2263 Центральным банком, не доходят почему-то до регионов, к большому сожалению.

2264 Можно ли выяснить порядок в связи с этим? Это будут выделяться деньги

2265 аппаратом центральным, либо всё-таки филиалы Центрального банка будут на

2266 местах решать, как что кому? И можно ли будет в дальнейшем перечень

2267 организаций, которые обратились за помощью, публиковать?

2268

2269 Спасибо.

2270

2271 РЕЗНИК В. М. Я не знаю, можно ли публиковать перечень организаций, которые

2272 обратились за помощью. Наверное, эти организации могут сами объявлять, что

2273 обратились за помощью, если захотят.

2274

2275 Что касается средств. Ну, вот комплекс мер, которые сейчас предлагаются, -

2276 это расшивка проблем межбанка, то есть тот кредит доверия... Если Центральный

2277 банк будет гасить банкам, которые заключают кредитные соглашения с теми

2278 кредитными организациями, которые могут быть лишены лицензии (то есть могут

2279 стать банкротами), то те, кто на межбанке, будут получать компенсацию от

2280 Центрального банка. Это одна мера в первом законе. И вторая мера облегчает

2281 доступ к средствам без залогов, потому что залоги, которые нужны, далеко не у

2282 всех есть. Я считаю, это повышение ликвидности у малых, средних банков, и,

2283 естественно, такие банки прежде всего в регионах находятся. Поэтому считаю,

2284 что при осуществлении комплекса этих мер результат будет достигнут.

2285

2286 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2287

2288 Обухов Сергей Павлович.

2289

2290 ОБУХОВ С. П. Уважаемый Владислав Матусович, вот вы говорите про

2291 ответственность, снимаете шапку перед Центральным банком, а вы готовы взять

2292 на себя ответственность, что ваш законопроект соответствует статье 104

2293 Конституции, где говорится о необходимости того, что на финансовые

2294 законопроекты должны обязательно быть в наличии заключения Правительства

2295 Российской Федерации?

2296

2297 РЕЗНИК В. М. Я хотел бы уточнить. Не финансовые законопроекты должны иметь

2298 заключение, а те законопроекты, которые изменяют бюджетные обязательства, или

2299 налоги... так или иначе - бюджетные обязательства. В данной ситуации этого не

2300 происходит. И я готов на себя взять ответственность, что здесь не требуется

2301 заключения правительства, что подтверждает и заключение Правового управления

2302 Аппарата Государственной Думы, которое в соответствии с Регламентом даётся.

2303

2304 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич Коломейцев.

2305

2306 КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.

2307

2308 Вопрос к авторам законопроекта, ну и в большей степени для сведения наших

2309 избирателей. На здравоохранение в проекте федерального бюджета на 2009 год

2310 выделено около 450 миллиардов рублей при потребности в России втрое больше.

2311 При этом известно, что смертность населения в 1,3 раза превышает рождаемость.

2312 Сегодня авторы законопроекта в трёх чтениях сразу лихо требуют на поддержку

2313 банковской системы 1,3 триллиона рублей. Почему такой двойной стандарт,

2314 двойной подход к проблемам большинства населения и к проблемам банковской

2315 системы? Можно ли рассчитывать, что во втором чтении бюджета на 2009 год

2316 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", правительство страны будут столь же щедро выделять

2317 средства на здоровье населения?

2318

2319 Спасибо.

2320

2321 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Виктор Андреевич, я хотел бы отметить, что

2322 данный законопроект направлен на сохранение сбережений граждан, на поддержку

2323 наших с вами избирателей. У нас, если я не ошибаюсь, боюсь неточно сказать,

2324 более 70 процентов граждан имеют счета в банках, и в России, в наших банках,

2325 которые мы поддерживаем. Поэтому я предлагаю всем поддержать этот

2326 законопроект. Законопроект направлен на сбережение банковских вкладов нашего

2327 населения. Если рухнет банковская система, то понятно, что будет, к каким

2328 отрицательным последствиям это приведёт. Это первое.

2329

2330 Во-вторых, что касается тех средств, которые выделяются из резерва

2331 Центрального банка. Это рыночные депозиты, рыночная ситуация, и здесь

2332 абсолютно никаких бюджетных средств, из бюджета, никуда не выделяется. Здесь

2333 нет бюджетных средств.

2334

2335 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. Последний вопрос.

2336

2337 ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.

2338

2339 Уважаемый Владислав Матусович, у меня один такой вопрос. За последние полтора

2340 года фактически это уже третий кризис ликвидности. Помните, в августе

2341 прошлого года, когда была очень серьёзная волна кризиса ликвидности, мы

2342 потеряли где-то порядка 20 миллиардов долларов. Специалисты, да и депутаты

2343 нашей фракции говорили, что это только начало, что всё идёт к более

2344 серьёзному, более тяжёлому, более страшному кризису. В сентябре мы ещё

2345 столько же потеряли, кризис... в ноябре 2007-го - вторая волна кризиса

2346 ликвидности. И вот в марте (можно было гадать: март или апрель, вернее, март)

2347 в этом году - ещё одна волна кризиса. Это были волны одна за другой, то есть

2348 цепь, и было ясно, прослеживалось, что наступает страшный финансовый кризис и

2349 мировой, и у нас. И тут же я читаю в сегодняшней повестке дня: "в части

2350 принятия срочных мер по стабилизации финансовой системы". Откуда?.. (Микрофон

2351 отключён.)

2352

2353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович.

2354

2355 РЕЗНИК В. М. Могу отвечать? Спасибо.

2356

2357 Я не очень понимаю, что значит "мы потеряли 20 миллиардов"? Какие 20

2358 миллиардов, кто потерял, что это за утверждение? Не очень понимаю. Бюджет

2359 никаких 20 миллиардов не терял, Центральный банк не терял. Я не очень понял,

2360 о чём вы говорите. Это первое.

2361

2362 Во-вторых, я считаю, что всему своё время. Вот настал момент, когда надо

2363 принять такой закон, настанет другой момент - может быть, потребуются иные

2364 меры. Но в данный момент меры, которые предлагаются, необходимы, и они

2365 проблему решат.

2366

2367 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, присаживайтесь, Владислав Матусович.

2368

2369 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Раз, два,

2370 три, четыре, пять. Прозвучало предложение: по одному от фракции. Ставлю на

2371 голосование данное предложение.

2372

2373 Включите, пожалуйста, режим голосования.

2374

2375 У нас все фракции смогут высказаться, есть рука и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",

2376 и от фракции "Справедливая Россия" и от ЛДПР, и от КПРФ.

2377

2378 Покажите результаты.

2379

2380 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 43 сек.)

2381 Проголосовало за 311 чел.87,6%

2382 Проголосовало против 44 чел.12,4%

2383 Воздержалось 0 чел.0,0%

2384 Голосовало 355 чел.

2385 Не голосовало 0 чел.0,0%

2386 Результат: принято

2387

2388 Принято.

2389

2390 Уважаемые депутаты, я вынужден сразу же поставить на голосование и другой

2391 вопрос. У нас осталось тринадцать минут и четыре выступления. Даже если по

2392 три минуты, то мы всё равно выходим за рамки, тем более вот Коломейцев

2393 настаивает на десяти. Поэтому я предлагаю продлить время до завершения

2394 обсуждения данного вопроса. Объясню почему: потому, что у нас 12.30 -

2395 фиксированное время, если мы сейчас не продлим, тогда мы будем вынуждены в

2396 12.30 начать обсуждение одиннадцати альтернативных законопроектов, и только

2397 потом мы сможем вернуться к этой теме. Я ставлю на голосование предложение

2398 президиума: продлить время до завершения обсуждения вопроса. И плюс

2399 выступления до пяти минут.

2400

2401 Включите режим голосования.

2402

2403 Покажите результаты.

2404

2405 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 52 сек.)

2406 Проголосовало за 318 чел.70,7%

2407 Проголосовало против 11 чел.2,4%

2408 Воздержалось 0 чел.0,0%

2409 Голосовало 329 чел.

2410 Не голосовало 121 чел.26,9%

2411 Результат: принято

2412

2413 Принято.

2414

2415 Четыре выступления по пять минут.

2416

2417 От фракции КПРФ - депутат Коломейцев Николай Васильевич. Приготовиться

2418 депутату Свистунову.

2419

2420 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые товарищи депутаты, всем вам, и присутствующим, и

2421 отсутствующим, раздали вот такой красивый буклет - здесь Конституция, закон о

2422 статусе и Регламент. Я утверждаю, что в этом зале вот этот документ выброшен

2423 в урну, и не исполняется. Почему?

2424

2425 Тут некоторые депутаты утверждают, что якобы здесь не затрагиваются

2426 финансовые интересы страны. Я напомню: вы сначала приняли в первом чтении

2427 федеральный бюджет, который предполагает в течение трёх лет изъятие из

2428 бюджета в виде профицита от 1,5 до 2 триллионов рублей. Я вам напомню, что вы

2429 в этом году уже 2,5 триллиона рублей, "лишние" деньги, которые отняли у своих

2430 избирателей, отправили туда. Я напомню депутату Свистунову о том, что

2431 монетарного золота, золотовалютных резервов у Российской Федерации всего 3

2432 процента, а у финансового банкрота США, у которого 35 триллионов общий долг,

2433 8,5 тысячи тонн в кубышке лежит, в каждой стране Европы, старой Европы, от

2434 1,5 до 2 тысяч тонн золота лежит. У России, великой, могучей и единой пока,

2435 400 тонн.

2436

2437 Второй момент. Вы посмотрите, этот закон полностью опровергает желание

2438 президента бороться с коррупцией, потому что междусобойчик, который творится

2439 в нашем финансовом секторе, когда банкиры, вместо того чтобы заниматься

2440 реальным сектором, увлеклись игрой на бирже и именно оттуда принесли вирус

2441 неликвидности и все прочие беды, он заключается в чём? Вот здесь наша фракция

2442 в течение полугода, с февраля, вам говорила о "Фредди Мак" и "Фанни Мей".

2443 Говорили вам: дайте, пожалуйста, депутатам прочитать информацию, какие же

2444 обязательства есть у России в связи с её членством во всевозможных клубах. Вы

2445 рекомендовали писать запросы. Я следовал вашим рекомендациям и писал запросы.

2446 И что интересно, господин Кудрин, который наплевал на всех нас 1 октября, вот

2447 тут пишет (могу вам зачитать) о том, что да, корпоративный внешний долг

2448 растёт, да, более трети - это госкорпорации, но это никак не повлияет на

2449 финансовую устойчивость страны.

2450

2451 Но интересное дело, вот Счётная палата, - видите? - а вот ещё аудитор Счётной

2452 палаты, и вот он пишет, Владислав Матусович, для вас о том, что потери страны

2453 только на курсовой разнице за восемь месяцев размещения средств Стабфонда

2454 составляют 53 миллиарда рублей.

2455

2456 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2457

2458 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минутку, минутку. За восемь месяцев, подчёркиваю. А сколько

2459 мы потеряли от неэффективных вложений в бумажки, которые ничем не обеспечены,

2460 этого не знает никто.

2461

2462 Меня и моих коллег чрезвычайно удручает и возмущает ваше отношение вообще к

2463 своей стране и к своим избирателям. Вы понимаете, вы просто цинично берёте

2464 деньги и раздаёте своим друзьям. Я это утверждаю, так сказать, в эфир.

2465 Почему? Потому что нельзя давать! Как это без залога вы даёте кредит?

2466 Собрались Резник, Греф и ещё кто-то и дали кому-то кредит, ничего себе,

2467 безвозвратный!

2468

2469 Поэтому все эти вопросы, с моей точки зрения, на фоне коллапса экономики и

2470 платежей сегодня выглядят наивными. Я что-то не слышал о том, что

2471 правительство, обеспокоенное финансовым кризисом, создало чрезвычайную

2472 комиссию по погашению или по кредитованию естественных наших реальных

2473 отношений в экономике. Сегодня ведь из денег, которые вы выделяете, ни одной

2474 копейки не дошло до реального производителя. Более того, выделенные деньги

2475 опять пойдут на погашение убытков биржевых спекулянтов. Вы уже это сделали в

2476 98-м году, я вам напомню, вы возместили, к сожалению, все убытки жуликов,

2477 которые ОФЗ, ГКО и все прочие дела покупали, потом вы им компенсировали, а

2478 вклады гражданам до 91-го года, которым сегодня семьдесят, восемьдесят,

2479 восемьдесят пять лет, вы компенсировать не желаете вместе с Грефом.

2480

2481 Мы ни в коем случае не будем голосовать за этот преступный закон

2482 коррупционный. И призываем всех вас задуматься вообще над тем, почему

2483 принимаются законы вот на такую тему и правительство бездействует в этой

2484 ситуации.

2485

2486 Спасибо.

2487

2488 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, только, пожалуйста, поосторожнее с

2489 такими выражениями, как безвозвратные кредиты, а то ведь люди не понимают,

2490 что вы шутите, сейчас опять у нас рынок зашатается.

2491

2492 Свистунов, пожалуйста.

2493

2494 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2495

2496 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет там ничего про безвозвратные кредиты.

2497

2498 СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо вам большое, Николай Васильевич, за напоминание о

2499 бюджете и так далее.

2500

2501 А мне тут на ум сразу фраза пришла такая. Тоже хочу напомнить вам только одно

2502 слово любимого вашего лидера Никиты Сергеевича Хрущёва: волюнтаризм. Почему?

2503 Потому что вместо того, чтобы поддержать, всячески поддержать нашу банковскую

2504 систему, которой сейчас по сравнению, кстати, с американской, вообще-то,

2505 хорошо, но трудновато, вместо этого всячески нужно это всё дело зарубить,

2506 более того, с огульной критикой, совершенно огульной, не понимая, о чём идёт

2507 речь.

2508

2509 Кстати, этот законопроект нам всем депутатам Госдумы нужно было принять

2510 давным-давно. Вот когда грянул кризис, вдруг получилось так, что Ассоциация

2511 российских банков, Ассоциация региональных банков России, всё деловое

2512 сообщество требуют от Центрального банка прямой поддержки банковской системы,

2513 а оказалось, у него нет для этого инструмента, законодательно нет этого

2514 инструмента, есть только сделки РИПО, и всё. То есть нами, депутатами

2515 Государственной Думы, никогда не был задан этот вопрос: как же будет

2516 функционировать финансовая наша система в нормальной экономике, как во всём

2517 мире? Во всём мире экономика кредитуется центральным банком, вот откуда

2518 берутся деньги в экономике. У нас она не кредитуется Центральным банком. У

2519 нас происходит финансирование экономики за счёт выкупа валютной выручки, за

2520 счёт прихода в страну валюты. Вот поэтому эти кризисы плавно идут, потому что

2521 сокращается приход валюты в стране - всё, ликвидности на рынке меньше,

2522 увеличивается - ликвидности больше, а прямого кредитования Центрального банка

2523 нет.

2524

2525 И вот наконец-таки появляется этот закон - и что же мы здесь слышим? Ни в

2526 коем случае его не принимать, ни в коем случае его не принимать, пусть эти

2527 банки, которые на сегодняшний день, между прочим, держат все сбережения наших

2528 граждан, потому что сбережения наших граждан в основном находятся в банках...

2529 Вы представляете себе социальные последствия падения хоть небольшого банка,

2530 пусть в маленьком городе? Это же не сравнить ни с какими, я не знаю, скажем,

2531 другими кризисами, когда население в полном составе выходит на улицы и

2532 требует вернуть вклады. Вот этот закон как раз направлен на то, чтобы этого

2533 не происходило. И он очень вовремя принимается, принимается в очень важный

2534 момент, позволяя разблокировать кризис ликвидности, который существует между

2535 банками сейчас.

2536

2537 Поэтому фракция ЛДПР предлагает не идти на поводу у некоторых волюнтаристов и

2538 поддержать этот законопроект, принять его, даже сразу можно в трёх чтениях.

2539

2540 Спасибо.

2541

2542 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2543

2544 Грачёв от фракции "Справедливая Россия".

2545

2546 И дайте мне сигнал, кто... Медведев от "ЕДИНОЙ РОССИИ" потом? Хорошо.

2547

2548 ГРАЧЁВ И. Д., фракция "Справедливая Россия".

2549

2550 Уважаемые коллеги, чтобы избежать обвинений в волюнтаризме, несколько

2551 профессиональных замечаний. Понятно, что любой кредит имеет риск невозврата,

2552 очевидная совершенно вещь. И совершенно очевидно, что они разные - для

2553 кредита, обеспеченного залогом и не обеспеченного. То есть это принципиально

2554 разные вещи.

2555

2556 И в этом смысле профессиональное обсуждение этого закона довольно простое.

2557 Люди, которые его предлагают, должны сказать: мы спасём 5 процентов банков,

2558 при этом надёжность системы упадёт на столько-то. Пусть они это скажут, пусть

2559 предъявят расчёты. Выясняется, что ничего подобного нет. Поэтому, конечно, мы

2560 вынуждены и некоторые общие соображения высказать.

2561

2562 Ну, например, о кризисе в Соединённых Штатах. Вот если посмотреть, а что

2563 делают интегрально, так сказать, Соединённые Штаты на выходе из этого

2564 кризиса, то первое очевидно совершенно: они сливают убытки на другие страны.

2565 Очевидно совершенно, что это происходит. И предыдущий закон, если его

2566 опять-таки с точки зрения сохранения денег проанализировать, довольно простой

2567 - это слив нам их рисков, слив нам их убытков интегрально, так сказать.

2568

2569 Вот этот закон в этом плане чуть-чуть сложнее. Действительно, большинство

2570 мер, которые Соединённые Штаты сегодня проводят, - это резкое повышение

2571 надёжности системы в целом - по ипотеке, по банкам, по всему, - в том числе

2572 иногда за счёт казённого управления системой, в том числе за счёт отсечения

2573 неработающих элементов, резкого и решительного. То есть надёжно систему

2574 усиливают - цель такая. И понятно, почему такая цель ставится.

2575

2576 Говорят президенты Франции, Германии, наш премьер о том, что в будущем

2577 финансовая система будет другой. И понятно, что в ней принципиальное значение

2578 - место любой страны определяется надёжностью её системы - будет определяться

2579 тем, что она выстроит дальше, в какой мере надёжную систему. Ну так вот,

2580 профессионально, в отличие от министра финансов и некоторых наших коллег,

2581 поскольку я делал законодательство об ипотеке, я внимательнейшим образом

2582 анализировал риски вложений в залоговые системы, в беззалоговые системы

2583 конкретно для России: они разные, они зависят от оценок рыночной стоимости,

2584 от погрешностей оценивания рыночной стоимости объектов, которая в России пока

2585 очень большая. И конкретно для России риски вложений в беззалоговую систему в

2586 десять раз превышают риски вложений в нормальную залоговую систему, например,

2587 в ипотеку с 70-процентным покрытием в десять раз превышают.

2588

2589 Я готов это доказывать расчётами, но, к сожалению, у нас в Думе это не очень

2590 принято. А это сделать довольно легко. Это надо собрать все суждения самых

2591 что ни на есть лучших консалтинговых фирм, которые они делают по Газпрому, по

2592 Роснефти, по разным нашим структурам, на шесть месяцев вперёд, на год вперёд,

2593 посмотреть разброс этих суждений и тем самым оценить реальные риски, не

2594 фантастические, а прямо в документах, каковы риски оценивания этих объектов в

2595 нашей стране. Ещё раз фиксирую, что беззалоговое кредитование в десять раз

2596 более рискованно в нашей стране, чем кредитование с залогом, и это никак не

2597 зависит от уровня компетентности жюри, которое определяет решение. Это

2598 связано просто с погрешностями оценивания в нашей стране, с тем, что ещё

2599 рынок не раскрутился, не развит.

2600

2601 Каждый знает, что и в технике, и в экономике, если мы систему в целом

2602 анализируем, надёжность в целом определяется самым слабым элементом. И если

2603 мы сохраняем эти слабые элементы, вводим сейчас в систему из каких-то

2604 соображений в десять раз более рискованные, то понятно, что примерно в этих

2605 же пропорциях падает надёжность системы в целом. На самом деле более точный

2606 счёт, конечно, нужен: не в десять раз падает надёжность системы, но порядок

2607 будет такой. И соответственно, чтобы такой закон считать приемлемым, нужно

2608 доказывать, что 90 процентов банков у нас вылетают в трубу сегодня и что в

2609 результате принятия этого закона они спасутся, что, совершенно очевидно, не

2610 так.

2611

2612 Поэтому, конечно, профессионально за этот закон голосовать нельзя, абсолютно

2613 нельзя. Это закон, который делает нашу систему в кризисной ситуации

2614 сверхненадёжной, особенно если там бессрочные какие-то... (Микрофон

2615 отключён.)

2616

2617 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат

2618 Медведев Юрий Германович. С места, да, Юрий Германович?

2619

2620 Включите микрофон.

2621

2622 МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2623

2624 Уважаемый Олег Викторович, у нас два Медведева, Павел Алексеевич есть ещё.

2625

2626 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказал: Юрий Германович.

2627

2628 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Я хотел пройти к трибуне, но коли вы мне дали слово, позвольте

2629 мне тоже выступить.

2630

2631 Первое. Я не хочу соглашаться с теми оценками, которые прозвучали из уст

2632 моего коллеги Николая Васильевича Коломейцева. Я восемь лет в Государственной

2633 Думе, и восемь лет вы Россию хороните. Сегодня вы сказали: пока единая

2634 Россия. Вы что, хотите её расколоть, как раскололи Советский Союз, на

2635 пятнадцать или на восемьдесят девять субъектов Российской Федерации и создать

2636 отдельные, суверенные государства?

2637

2638 И такие слова, как "циничное", "преступное", из ваших уст, любого из

2639 выступающих, постоянно звучат. Это можно один раз проглотить, два раза

2640 проглотить, но в конце концов надоедает нам слушать такие заявления. Как-то

2641 немножко поаккуратнее будьте, обращаясь к нам, и поаккуратнее называйте,

2642 называйте своими именами. И, Николай Васильевич, в конце концов нас тоже

2643 прорвёт. Вы думаете, у нас меньше запас таких слов, что ли? Не обижайте нас,

2644 пожалуйста. Мы тоже с людьми встречаемся, у нас есть свои избиратели и так

2645 дальше, и так дальше. Это первое.

2646

2647 Второе. Конечно, ситуация очень непростая сегодня сложилась на финансовом

2648 рынке. Все реально понимают, что есть чистый отток капитала, что идёт сжатие

2649 текущего счёта: у нас за семь месяцев этот счёт сократился на 25 проц