Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 107369-5 О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

в первом чтении
10.02.2012

Номер законопроекта:107369-5
Комментарий законопроекта:по вопросу об ограничении круга лиц, имеющих право проводить предвыборную агитацию от имени кандидата, избирательного объединения
Дата внесения законопроекта в ГД:08.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/107369-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:10.02.2012
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:99-6 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Самарская Губернская Дума
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №107369-5 О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

по вопросу об ограничении круга лиц, имеющих право проводить предвыборную агитацию от имени кандидата, избирательного объединения

Дата заседания 10.02.2012, номер заседания 8, строк в стенограмме 6531

О проекте федерального закона № 107369-5 "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части ограничения круга лиц, имеющих право проводить предвыборную агитацию от имени кандидата, избирательного объединения).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4505 Следующий законопроект - 12-й пункт повестки дня, о проекте федерального

4506 закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "Об основных

4507 гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

4508 Российской Федерации". Самарская Губернская Дума доверила представлять

4509 законопроект депутату Владимиру Николаевичу Плигину.

4510

4511 Пожалуйста.

4512

4513 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Субъект права

4514 законодательной инициативы предлагает внести изменение в статью, которую

4515 обозначил Александр Дмитриевич, регулирующую правила проведения предвыборной

4516 агитации, а также агитации по вопросам референдума, при этом предлагается

4517 ограничить круг лиц, имеющих право проводить предвыборную агитацию от имени

4518 кандидата, избирательного объединения.

4519

4520 Комитет отмечает, что предлагаемые изменения по своей концептуальной

4521 направленности противоречат пункту 4 статьи 48 настоящего федерального

4522 закона, которым установлено право кандидата, избирательного объединения

4523 самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации,

4524 самостоятельно проводить её, а также в установленном законом порядке

4525 привлекать для её проведения иных лиц, что реализуется путём заключения

4526 договоров с гражданами, юридическими лицами и оплачивается из средств

4527 избирательного фонда.

4528

4529 Согласно пунктам 1 и 3 статьи 43 федерального закона избирательное

4530 объединение, выдвинувшее кандидатов, вправе назначать доверенных лиц, которые

4531 осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их

4532 избирательного объединения. Исходя из положений пункта 2 статьи 39, пункта 3

4533 статьи 43, пункта 3 статьи 58 федерального закона агитационную деятельность

4534 от имени кандидата вправе осуществлять доверенные лица, назначенные данным

4535 кандидатом, а уполномоченные представители, назначаемые кандидатами,

4536 осуществляют деятельность по финансовым вопросам.

4537

4538 Таким образом, мы полагаем, что ограничения, предлагаемые редакцией пункта

4539 5-1, который должен был бы быть включён в статью 48 "Предвыборная агитация,

4540 агитация по вопросам референдума" вслед за пунктом 5, характеризующим расходы

4541 на проведение предвыборной агитации, являются излишними. Просим законопроект

4542 не принимать.

4543

4544 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4545

4546 Есть ли вопросы к докладчику? Есть.

4547

4548 Включите режим записи на вопросы.

4549

4550 Покажите список.

4551

4552 Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.

4553

4554 НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, прошедшие выборы в Государственную

4555 Думу показали, что даже без данного закона некоторые чиновники... Вот,

4556 например, мэр Новокузнецка Смолега, собирая коллективы, призывал в открытую

4557 голосовать за определённую партию, сити-менеджер Ижевска, используя бюджетные

4558 деньги, также призывал поддержать необходимую партию, губернатор Челябинской

4559 области - то же самое, оказывал давление на коллективы, используя своё

4560 служебное положение. В связи с этим вопрос: если вы предлагаете не

4561 поддерживать данный законопроект, тогда каким образом вообще планируется

4562 наведение порядка в данном вопросе со стороны вашего комитета?

4563

4564 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, видимо, в этом и была цель -

4565 назвать просто конкретных лиц и конкретные обстоятельства, и такого рода

4566 заявление вы сделали. Нам представляется, что имеющиеся нормативные

4567 материалы, в частности статья 58 закона, о котором мы говорим, статья 48,

4568 статья 43, регулирующая статус доверенных лиц, точно определяют, каким

4569 образом ведётся данная работа, и в излишнем регулировании нет необходимости.

4570

4571 Что касается существа вопроса, то, как вы знаете, в соответствии с

4572 постановлением Государственной Думы создаётся рабочая группа на паритетных

4573 началах, и возможно, ваше утверждение будет интересно её членам.

4574

4575 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Дегтярёв Михаил Владимирович.

4576

4577 ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.

4578

4579 Владимир Николаевич, я хотел бы обратить внимание всех депутатов, что комитет

4580 в 2008 году принял этот законопроект Самарской Губернской Думы, и уже было

4581 положительное заключение в 2008 году, где говорилось (дословно) о том, что

4582 "законопроект разработан в целях восполнения правового пробела", то есть он

4583 отнюдь не предполагает ограничений, как вы сегодня всем нам доказывали, прав

4584 партий. Поэтому у меня вопрос: у нас другие специалисты теперь работают в

4585 комитете или, может быть, другой председатель в комитете - с чем связано, что

4586 за три года изменилась позиция по этому вопросу?

4587

4588 ПЛИГИН В. Н. Мы считаем, что в рамках того регулирования, развитого

4589 регулирования, которое установлено законом, все эти вещи в настоящее время

4590 предельно конкретно урегулированы в совокупности всего избирательного

4591 законодательства, и поэтому мы предлагаем в связи с этим данный законопроект

4592 в настоящее время отклонить.

4593

4594 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4595

4596 Уважаемые коллеги, мы сейчас, наверное, прервём рассмотрение этого вопроса:

4597 время - 17 часов. Объявляется "час голосования". Прошу быть внимательными.

4598

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4794 Возвращаемся к рассмотрению 12-го вопроса. Продолжаем задавать вопросы.

4795

4796 Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.

4797

4798 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Владимир Николаевич, в действующем избирательном

4799 законодательстве существует норма, которой, по-моему, недовольны все,

4800 оппозиция особенно, - норма, запрещающая участвовать в дебатах депутатам всех

4801 уровней, а ведь это люди, которые избираются, которые умеют в таких ситуациях

4802 говорить. Надо отдать должное власти - это очень хитрый ход. Не потому ли

4803 отклоняется этот законопроект, что есть там в статье оговорка "иных лиц"?

4804 Может быть, именно потому, что открывается доступ и депутатскому корпусу для

4805 участия в дебатах?

4806

4807 ПЛИГИН В. Н. Вы говорите о статье 55 закона "О выборах депутатов..." в

4808 настоящее время, о пункте 8. Это совершенно различные статьи, совершенно не

4809 поэтому отклоняется, это другая природа. Если вы посчитаете необходимым

4810 изменить природу данной статьи, пожалуйста, вносите предложения, мы их будем

4811 обсуждать. Наш случай не соотносится с этими запрещениями.

4812

4813 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.

4814

4815 ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.

4816

4817 Владимир Николаевич, вы, как председатель комитета по конституционному

4818 законодательству, наверняка знаете, что наше избирательное законодательство

4819 далеко, мягко говоря, от совершенства. Наверняка при принятии данного решения

4820 - отклонить законопроект - вы не учитывали то, что существует на практике,

4821 когда руководитель избирательного объединения в региональном отделении

4822 вынужден давать доверенность уполномоченному представителю по финансовым

4823 вопросам, при этом он сам и является таким финансовым уполномоченным

4824 представителем избирательного объединения. Так вот, существуют определённые

4825 проблемы с нотариусами, поскольку в Основах законодательства о нотариате и в

4826 инструкциях, утверждённых Минюстом, есть положения, запрещающие, чтобы

4827 доверенное лицо и доверитель являлись одним и тем же физическим лицом, а

4828 зачастую такие ситуации имеют место. И при отклонении данного законопроекта

4829 такие лица, как руководители избирательных объединений в регионах, будут

4830 существенно поражены в правах, поскольку не смогут представлять свои

4831 региональные отделения при решении финансовых вопросов и заключать все

4832 договоры без доверенности.

4833

4834 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, я должен сказать, что

4835 избирательное законодательство Российской Федерации, в том числе данный

4836 закон, является одним из самых, давайте употребим это слово, динамичных

4837 законодательных актов, в него вносится, в том числе по предложениям депутатов

4838 Государственной Думы из различных фракций, довольно много изменений. Кроме

4839 того, избирательное законодательство является объёмным само по себе, иногда,

4840 с моей точки зрения, оно исключительно технологичное, но эта исключительная

4841 технологичность вызвана как раз направленностью этого законодательства на

4842 защиту от возможных нарушений, создаёт технологию действий участников

4843 избирательного процесса.

4844

4845 Что касается возможности выдачи доверенностей, совмещения в одном лице того,

4846 кто будет осуществлять полномочия, и того, на чьё имя должна выдаваться

4847 доверенность на осуществление этих полномочий, законопроектом, предлагаемым к

4848 отклонению, эти вопросы не затрагиваются. Порядком совершения нотариусами

4849 некоторых действий в рамках заверения документов в избирательном процессе мы

4850 занимались, такого рода предложения есть. Если у вас есть предложения по

4851 определению или уточнению порядка выдачи документа, дающего право на

4852 совершение юридических действий в данной ситуации, готовьте их, мы обсудим.

4853

4854 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4855

4856 Депутат Коломейцев Николай Васильевич.

4857

4858 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, вот в развитие вопроса Тамары

4859 Васильевны: не собираетесь ли вы придать всё-таки этой ситуации динамику,

4860 потому что это абсурдно, когда партия выдвигает своего кандидата на ту или

4861 иную должность, а из агитационного процесса в пользу этого кандидата

4862 исключается наиболее активная часть партии? Вот вы динамику будете 28 февраля

4863 придавать решению этого вопроса или нет, ваш комитет?

4864

4865 Спасибо.

4866

4867 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, вы, возможно, знаете больше, чем

4868 знаю я, поскольку вы, наверное, имели в виду, что динамику решению этого

4869 вопроса следует придать при обсуждении возможного проекта закона о внесении

4870 изменений в закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

4871 Собрания Российской Федерации". Я не знаю, поступил ли к настоящему времени

4872 данный законопроект в Государственную Думу. Мне представляется, что в рамках

4873 обсуждения редакций этого закона такой вопрос вы можете поставить в том или

4874 ином варианте, и тогда мы это действительно будем обсуждать. Я бы не хотел

4875 при рассмотрении точечного вопроса, а именно в связи с введением редакции

4876 пункта 5-1, останавливаться на этой глобальной проблеме, заслуживающей, по

4877 всей видимости, особого внимания, поскольку этот вопрос поднимался уважаемой

4878 Тамарой Васильевной и вами. Я не хотел бы в рамках обсуждения этого пункта

4879 решать данный вопрос.

4880

4881 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4882

4883 Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.

4884

4885 Включите режим записи на выступления.

4886

4887 Покажите список.

4888

4889 Пять человек. Хорошо.

4890

4891 Депутат Бессонов Владимир Иванович.

4892

4893 БЕССОНОВ В. И. Уважаемые товарищи, Самарская Губернская Дума ничего другого

4894 не придумала, как попытаться ограничить возможность проведения агитации.

4895 Вообще, в Самарской области интересные события происходят, там отстранены от

4896 работы двадцать прокуроров, это руководство прокуратуры Самарской области. И

4897 в Тольятти, что интересно, несмотря на то что беспартийный лидер партии был

4898 там пять раз и вложили туда 4 миллиарда долларов, в завод, выборы проиграли.

4899 Что интересно, председатель территориальной комиссии, пока "честно"

4900 подсчитывал голоса в пользу "ЕДИНОЙ РОССИИ", сохранял должность, а сейчас

4901 честно посчитал - выиграла КПРФ, и уже зачищают председателя комиссии,

4902 зачищают мэра города... ну, это с нашей точки зрения неправильно.

4903

4904 Сегодня много выступлений депутатов, недовольных законом "Об основных

4905 гарантиях избирательных прав...", предлагается большое количество поправок в

4906 этот закон. А что нужно для того, чтобы не вносили поправки? А нужна простая

4907 вещь: необходимо, чтобы закон "Об основных гарантиях..." заработал, чтобы

4908 заработал он в той форме, в которой есть, тогда будет меньше вноситься

4909 поправок. Вот статья 77 закона чётко регламентирует порядок отмены в

4910 участковой избирательной комиссии результатов голосования в случае нарушения

4911 порядка голосования и в случае нарушения порядка подсчёта голосов, в том

4912 числе воспрепятствования наблюдению, но практика показывает: когда наши

4913 товарищи обращаются в суд после выборов в Государственную Думу, суд заявляет,

4914 что их права не нарушены, и отказывается рассматривать по существу.

4915

4916 Статья 66 этого закона чётко регламентирует порядок голосования, причём все

4917 прекрасно знают о том, что члены комиссии и с правом совещательного голоса, и

4918 с правом решающего голоса в своих правах равны, но что интересно? На

4919 практике, когда приходит избиратель и член комиссии от оппозиционной партии

4920 желает ознакомиться с его паспортными данными, то члены комиссии от "ЕДИНОЙ

4921 РОССИИ" заявляют: вы не имеете права. Добились всё-таки, посмотрели

4922 паспортные данные - а гражданин, оказывается, просто не имеет права

4923 голосовать в этой участковой комиссии, и если бы заработала норма закона и

4924 нарушение порядка голосования в этой части было признано судом и были

4925 отменены результаты голосования, то председатель участковой комиссии на

4926 следующих выборах уже более ответственно относился бы к порядку голосования.

4927

4928 Статья 68 чётко регламентирует порядок подсчёта голосов. Многие из здесь

4929 присутствующих не знают... процедура прописана достаточно квалифицированно и

4930 позволяет правильно посчитать голоса избирателей, но она сплошь и рядом не

4931 исполняется. Вот маленький факт. Когда подсчитывают голоса избирателей по

4932 спискам избирателей и подводят итоги, у члена комиссии с правом решающего

4933 голоса есть мощный инструмент: после подведения итогов вносятся результаты в

4934 протокол об итогах голосования, в его увеличенную копию, и только после этого

4935 член комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности

4936 подсчёта. Это о чём говорит? О том, что хоть до утра он имеет право

4937 убеждаться, он обладает этим правом, и если он лишён этого права - а это

4938 происходит сплошь и рядом, - то появляются основания для отмены результата

4939 выборов в этой участковой комиссии. А практика показывает, что списки едят,

4940 воруют, увозят, прячут, куда угодно девают, ведут двойные списки - это всё,

4941 так сказать, является основанием для аннулирования результатов голосования.

4942

4943 У нас в Ростовской области после выборов депутатов городской Думы было

4944 возбуждено шесть уголовных дел, но следствие - и Бастрыкину мы об этом

4945 говорили, когда он здесь присутствовал, - абсолютно бездействует! Проверить

4946 участковую избирательную комиссию и посмотреть, что же там происходит на

4947 самом деле, - как дважды два четыре, но следствие два года тянется, и не

4948 привлекают к ответственности виновных. Причём, что интересно: пресекли вброс,

4949 тридцать один избирательный бюллетень помят, следствие их изымает, подписи

4950 членов комиссии есть, печать участковой комиссии есть, но когда на этом

4951 участке подводят итоги - всё сходится, полный порядок на этом участке.

4952

4953 То же самое - прокуратура: проявляет полное безволие, не заставляет следствие

4954 работать в интересах соблюдения закона. И что интересно: в этой части мы

4955 доверяем генеральному прокурору, чей сын замешан в скандалах! Сейчас в

4956 Ростовской области ничего другого не придумали, как прокурора Ростовской

4957 области, который пытается навести порядок, привлекает чиновников к

4958 ответственности, не допускает нарушения закона на территории Ростовской

4959 области, в тот момент, когда он заболел, временно отстранить от должности.

4960

4961 Ну, и последнее. Суды не принимают законных решений сегодня, и по большому

4962 счёту доверия к судам нет, по части нарушений выборного законодательства

4963 собраны все доказательства для того, чтобы аннулировать результаты, но, к

4964 сожалению, суды не принимают должных решений.

4965

4966 Наша фракция не будет голосовать за эти предложения, потому что они

4967 несерьёзные, они ограничивают демократию и ограничивают возможность

4968 голосования на выборах разных уровней.

4969

4970 Спасибо за внимание.

4971

4972 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4973

4974 Депутат Гудков Геннадий Владимирович.

4975

4976 ГУДКОВ Г. В. Уважаемые коллеги, я буду выступать от имени фракции

4977 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

4978

4979 Понятно, что тема вроде бы техническая, но сказать кое-что хочется. Но прежде

4980 всего давайте обратим внимание на нашу с вами работу. Мы с вами - парламент,

4981 высший законодательный орган страны, и вот смотрите, сейчас ни одной

4982 телекамеры, по-моему, ни одного фотокорреспондента, хотя мы обсуждаем

4983 вопросы, в общем-то, достаточно важные. Я уже много раз об этом говорил,

4984 хотя, наверное, в Думе этого созыва говорю в первый раз. Может быть,

4985 действительно мы начнём с того, чтобы не только депутаты имели обязанность

4986 находиться в зале и голосовать в пять часов, давайте, наверное, договоримся и

4987 с теле- и радиоканалами, с редакторами, чтобы всё-таки их представители тоже

4988 работали здесь до положенного времени, по крайней мере электронных СМИ,

4989 которые не связаны временем выхода тиражей и так далее, и тому подобное?

4990 Страна должна знать и плюсы, и минусы нашей работы. Если уж мы, высший

4991 законодательный орган страны, не пользуемся вниманием электронных средств

4992 массовой информации, то о чём вообще можно говорить? На самом деле во всех

4993 странах, даже в самых бедных, даже в тех странах, где нет такого количества

4994 ай-падов, мобильных телефонов и так далее, и тому подобное, давно

4995 организована прямая трансляция заседаний парламента, и поверьте, народ

4996 смотрит, особенно те моменты, которые вызывают повышенный интерес.

4997

4998 Теперь по сути вопроса. Знаете, что сейчас происходит с нашей Государственной

4999 Думой? Я с искренним сожалением об этом говорю: центр интереса общества

5000 сместился от нас в совершенно другое место, и не секрет, что им стала улица.

5001 Почему? Потому что мы с вами, дорогие товарищи, к сожалению, страдаем

5002 болезнью, которая называется мелкотемье, все важные актуальные вопросы мы

5003 как-то так обходим, на мой взгляд, не очень, так сказать, уклюже, если можно

5004 так выразиться, и, по большому счёту, занимаемся теми вопросами, которые

5005 абсолютно никакого интереса для наших граждан не представляют. Вот, допустим,

5006 этот законопроект. Понятно, что мы не будем голосовать за него, мы поддержим

5007 его отклонение по одной простой причине - хватит регулировать и так до

5008 предела зарегулированное избирательное законодательство! Здесь всё и так

5009 понятно, это вызывает соответствующую реакцию, и она, к счастью, общая у всех

5010 здесь сидящих, у всех фракций, представляющих различные политические партии.

5011 Ну почему мы с вами не можем взять и обсудить действительно важные

5012 законопроекты, действительно серьёзные проблемы, которые возникали сегодня в

5013 связи с выборами? Ведь на улицы выходят сотни тысяч людей, которые отстаивают

5014 разные точки зрения, диаметрально противоположные, нагнетается градус

5015 гражданского противостояния, а мы обсуждаем технические вопросы и не находим

5016 времени для того, чтобы обсудить то, что интересует людей!

5017

5018 Вот мы обсуждаем здесь, кто может вести предвыборную агитацию от имени

5019 кандидата, стоит ли ограничивать, не стоит, но ведь, дорогие товарищи, у нас

5020 сегодня уже на финише бурный спурт, если так можно выразиться, президентской

5021 избирательной кампании - что мы видим? Лидер партии - честно говоря, я ему

5022 верю - говорит: давайте проведём честные выборы. А что получается? Какие

5023 доверенные лица, зачем мы тут говорим о каких-то доверенных лицах, о чём-то

5024 третьестепенной значимости, если наши губернаторы - или, точнее, ваши

5025 губернаторы - уже вызывают людей на ковёр! Вот только что состоялось

5026 очередное совещание в правительстве Московской области, и губернатор

5027 Московской области в очередной раз поставил перед своим аппаратом задачу

5028 добиться конкретных результатов голосования на президентских выборах - победы

5029 в первом туре, назван чёткий конкретный процент. Такое может быть? Что, Борис

5030 Громов у нас провидец, он видит будущее на полтора месяца вперед? Или это уже

5031 результат административного воздействия и готовящихся каких-то там

5032 подтасовок? Я боюсь даже слово это произносить с учётом того, что всё-таки мы

5033 президента выбираем!

5034

5035 Все в Интернете - миллионы просмотров - смотрят интервью председателя

5036 самарской участковой избирательной комиссии, который заявляет во

5037 всеуслышание, что они получили указание обеспечить 70 процентов одному из

5038 кандидатов - догадываетесь кому - в этой избирательной кампании. Весь

5039 Интернет гудит - депутаты сидят и молчат! Давайте мы это обсудим, разберёмся,

5040 что происходит: либо этот человек врёт, либо тогда нужно сейчас вызывать всех

5041 этих губернаторов на Госсовет - пусть его проводит президент - и делать

5042 накачку, чтобы этого не было, иначе мы с вами получим не только вторую

5043 Болотную, а может быть, ещё что-то - второй 91-й год прямо сразу!

5044

5045 Поэтому совершенно недопустимо сегодня, на мой взгляд, вот это мелкотемье,

5046 надо обсуждать серьёзные вопросы. И уж если мы говорим об избирательном

5047 законодательстве, надо немедленно исключить административный фактор, надо

5048 немедленно поставить на место губернаторов, которые привыкли к тому, что

5049 доклад важнее здравого смысла.

5050

5051 Следующий вопрос. Мы говорим о дебатах, о том, кто имеет право выступать,

5052 агитировать от имени кандидата. Дорогие товарищи, а у нас с вами сегодня

5053 дебатов-то нет, у нас сегодня кандидаты спокойно отказываются или вместо них

5054 выходят какие-то третьестепенные лица. Дебаты превращаются, по большому

5055 счёту, в перепалку, в которой, в этом оре четыре на четыре, восемь на восемь,

5056 двадцать шесть на двадцать шесть, вообще невозможно понять, кто о чём и что

5057 говорит, кто что вспомнил и какие у кого ассоциации возникли. Ну не надо

5058 изобретать велосипед, давайте мы изучим мировой опыт и пропишем, как должны

5059 идти дебаты между кандидатами от различных политических партий, различных

5060 политических объединений или кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения,

5061 давайте мы это обсудим, потому что сегодня у нас с вами это проблема.

5062

5063 Мы с вами говорим о политической реформе, и я благодарен Владимиру

5064 Николаевичу, который собирает рабочую группу. Мы с вами говорим о грядущей

5065 политической реформе или о начавшейся политической реформе - товарищи

5066 дорогие, ну я сегодня вынужден с этой трибуны сказать, что это тоже,

5067 вообще-то, похоже на декорацию, на декоративные изменения. Но мы с вами

5068 сегодня видим, что губернаторов, которых мы должны очень скоро избирать, в

5069 ускоренном порядке переназначают. Владимир Николаевич, разве мы не получим

5070 закон, который не будет работать в ближайшие два-три года, потому что все

5071 губернаторы к этому времени будут переназначены на пятилетний или на

5072 шестилетний - у кого сколько - срок? Что это такое? Давайте мы сегодня

5073 обратимся к президенту - вот сидит Гарри Владимирович, уважаемый наш коллега

5074 по многим Думам, пусть он передаст предложение Президенту России объявить

5075 мораторий на назначение и переназначение губернаторов до того момента, когда

5076 вступит в действие новый закон. Я надеюсь, там не будет никакого

5077 президентского фильтра и это будут действительно прямые, честные, нормальные

5078 выборы глав регионов населением, а то многие наши граждане Российской

5079 Федерации уже и фамилий своих губернаторов не знают, они даже под пытками эту

5080 фамилию выдать не смогут, потому что они её просто не знают, - такие у них

5081 лидеры!

5082

5083 И конечно, мы сегодня должны не только обсудить изменения в избирательное

5084 законодательство, касающиеся избрания губернаторов, мы должны с вами

5085 разобраться, что у нас на местном уровне происходит. Мы говорим, что мы

5086 восстанавливаем выборность, и в то же время сейчас, вот в эти месяцы, в эти

5087 часы, интенсивно идёт кампания по ускоренному назначению мэров. То есть мы

5088 отменяем мэрские выборы, мы вводим назначаемость, мы формируем опять этот

5089 институт сити-менеджеров, не прижившийся в России, - у нас просто нет такой

5090 культуры, - а потом эти сити-менеджеры бегают по всей стране и за рубеж

5091 убегают, и мы не можем разобраться, кто обокрал муниципалитеты окончательно.

5092

5093 Давайте мы эти вопросы обсудим, ну что мы выносим те вопросы, которые, по

5094 большому счёту, выеденного яйца не стоят?! Это большая проблема, а мы

5095 обсуждаем здесь, кто может выступать от имени кандидата, - это вообще вопрос

5096 154-й степени важности!

5097

5098 Мы, конечно, не будем поддерживать такой законопроект, мы против

5099 бюрократизации избирательного законодательства, потому что это уже привело к

5100 деградации политических партий, общественных объединений, гражданского

5101 движения. Мы, конечно, не поддержим, но, дорогие товарищи, давайте всё-таки

5102 работать по существу, давайте сделаем так, чтобы парламент действительно был

5103 и местом для дискуссий, и местом для принятия политических решений, и местом

5104 для обращения к народу, - вот тогда, наверное, мы будем выполнять свою роль,

5105 чтобы сделать Россию демократической, свободной и, главное, стабильной.

5106

5107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5108

5109 Депутат Вяткин Дмитрий Фёдорович, пожалуйста.

5110

5111 ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.

5112

5113 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Во-первых, от имени

5114 фракции и как заместитель председателя Комитета по конституционному

5115 законодательству и государственному строительству я хочу поблагодарить всех

5116 выступивших от всех фракций за поддержку заключения комитета. Нет сомнения,

5117 что комитет работает профессионально, и когда действительно вопрос

5118 заключается в том, что инициатива... ну, что её не надо поддерживать, то все,

5119 когда это совершенно очевидно, её и не поддерживают.

5120

5121 Но я хотел бы обратить внимание ещё и вот на что. К сожалению, у нас

5122 сложилась практика в Государственной Думе, когда до действительно очень

5123 важных вопросов, которые мы могли бы и должны были бы обсудить, просто

5124 очередь не доходит, коллеги, потому что по любому мало-мальскому вопросу,

5125 даже вот по этому... Это технический законопроект - это правда, и чего тут

5126 копья ломать? Если вы даже сегодняшнюю повестку посмотрите, там есть более

5127 дискуссионные вопросы, коллеги, а мы превращаем обсуждение любого, даже

5128 технического законопроекта в полноценные дебаты. В общем-то, это оправданно,

5129 и мы прекрасно понимаем, что Государственная Дума, думская трибуна,

5130 действительно является площадкой, ареной для дискуссий, в том числе

5131 политических, но всё-таки у нас есть очень важная функция, а именно

5132 законотворческая деятельность. Это определённый процесс, это технология, она,

5133 конечно, не отменяет дискуссионной составляющей, но всё-таки мы должны

5134 понять, что время не резиновое и что есть определённое количество вопросов,

5135 важных вопросов, которые мы должны рассмотреть. И вот сегодня, когда коллеги

5136 задавали вопрос, почему вот, дескать, комитет - это не касалось, правда,

5137 нашего комитета, это касалось комитета, в котором я работал в прошлом созыве,

5138 - так долго не мог рассмотреть вопрос... да по одной-единственной причине -

5139 потому что зачастую рассмотрение действительно важных, нужных законопроектов,

5140 которые, казалось бы, являются техническими, тонет в бесполезных и

5141 бессмысленных дебатах, в переливании из пустого в порожнее. Вот это

5142 действительно проблема, коллеги.

5143

5144 Спасибо огромное за поддержку заключения комитета. От имени фракции, конечно

5145 же, предлагаю отклонить данную законодательную инициативу и призываю всех

5146 очень внимательно относиться к тому времени, которое у нас есть здесь для

5147 работы, для обсуждения вопросов, очень важных для наших сограждан, и ценить

5148 это время, а то как бы нам в конце созыва не сказать, что мы потратили это

5149 время в пустых разговорах.

5150

5151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5152

5153 Депутат Дегтярёв Михаил Владимирович.

5154

5155 На рабочем месте включите микрофон.

5156

5157 ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, наконец-то дошла очередь до депутата от

5158 Самарской области, который в 2009 году как депутат Самарской Губернской Думы

5159 вместе со всеми другими фракциями - и КПРФ, и "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", и

5160 "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" - в Самарской Губернской Думе голосовал за этот

5161 законопроект.

5162

5163 Вот мы двадцать пять минут сейчас слушали вообще не пойми что! Кто-нибудь

5164 этот законопроект вообще читал? Заключения комитета от 2009 года и от 2012-го

5165 сравнивал кто-нибудь? У меня ощущение, что господин Бессонов вообще по другой

5166 теме выступал, по-моему, по 13-му вопросу. И поэтому я предлагаю всем

5167 коллегам - я буду выступать две минуты - рассмотреть законопроект,

5168 предложенный Самарской Губернской Думой, в трёх аспектах. Первый - имиджевый.

5169 У нас, у Государственной Думы, на сегодняшний день имидж такой: место, где

5170 законопроекты пылятся годами, - раз, где решения меняются в зависимости от

5171 политической конъюнктуры и принимаются в угоду определённым политическим

5172 силам - два. Этот законопроект, повторю, внесли в 2009 году три, точнее,

5173 четыре фракции в Самарской Губернской Думе - те же самые, что в этом зале

5174 заседают, все голосовали за.

5175

5176 Второй аспект, который нужно посмотреть, как раз партийный - когда в регионах

5177 фракции голосуют за, а в Государственной Думе те же фракции заворачивают

5178 законопроекты с мест. Фракция ЛДПР в этом смысле последовательна,

5179 вертикальна, мы знаем, что у нас в регионах происходит, и мы поддерживаем

5180 законопроект.

5181

5182 А третий аспект - самый важный, правовой. Как раз таки, опираясь на

5183 заключения комитетов, хочу обратить внимание: коллеги, это никакое не

5184 ограничение демократии, а восполнение правового пробела - раз и конкретизация

5185 законодательства - два, почитайте внимательно, что написано! На сегодняшний

5186 день агитируют все подряд, угодные власти, - граждане, мэры, чиновники,

5187 учителя, и никто за это не несёт ответственности. Мы, Самарская Губернская

5188 Дума, предлагаем, чтобы агитировать за партию имели право доверенные лица,

5189 уполномоченные, сами кандидаты и руководители избирательных объединений и

5190 чтобы никто другой за партии и кандидатов не агитировал, - какое же это

5191 ограничение?

5192

5193 Поэтому нужно поддержать, и прошу все фракции учесть сказанное мною при

5194 голосовании. И не нужно нам ничего выдумывать, нужно просто опираться на

5195 заключение комитета от 2009 года, которое положительное, вот и всё. Мы

5196 голосуем за и вас призываем. И в Самаре об этом узнают, я вам это гарантирую!

5197

5198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5199

5200 По ведению - депутат Диденко Алексей Николаевич.

5201

5202 ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, произошло нарушение Регламента.

5203 Я напомню норму, часть четвёртая статьи 56: "Каждый депутат Государственной

5204 Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от

5205 неё, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание

5206 депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление

5207 депутата". Я очень рад, что не я один слушаю выступления депутатов, и у меня

5208 тоже сложилось впечатление, что глубокоуважаемый коллега Бессонов, ну,

5209 совершил некий фальстарт и выступил по 13-му вопросу. Поэтому я призываю всех

5210 всё-таки уважать своих коллег, внимательно слушать их выступления до конца и,

5211 если что, поправлять.

5212

5213 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5214

5215 Ну, может, он зато по 13-му не будет выступать.

5216

5217 У представителей президента, правительства нет желания выступить? Нет.

5218 Комитет? Нет желания.

5219

5220 Поскольку "час голосования" уже объявлен, ставлю на голосование в первом

5221 чтении данный проект закона.

5222

5223 Прошу включить режим голосования.

5224

5225 Покажите результаты.

5226

5227 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 06 сек.)

5228 Проголосовало за 60 чел.13,3 %

5229 Проголосовало против 50 чел.11,1 %

5230 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5231 Голосовало 110 чел.

5232 Не голосовало 340 чел.75,6 %

5233 Результат: не принято

5234

5235 Законопроект отклонён.

5236