Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 110651-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

во втором чтении
10.03.2010

Номер законопроекта:110651-5
Комментарий законопроекта:о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших
Дата внесения законопроекта в ГД:14.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/110651-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:10.03.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3316-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №110651-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших

Дата заседания 10.03.2010, номер заседания 146, строк в стенограмме 5594

О проекте федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потерпевших; принят в первом чтении 21 ноября 2008 года).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1782 Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1783 закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев

1784 транспортных средств". Докладывает Юрий Борисович Зеленский, заместитель

1785 председателя Комитета по финансовому рынку.

1786

1787 ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проектом

1788 федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

1789 обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных

1790 средств" предлагалось предоставить владельцу транспортного средства,

1791 гражданская ответственность которого не застрахована ни в порядке и на

1792 условиях, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании

1793 гражданской ответственности владельцев транспортных средств", ни в рамках

1794 международных систем страхования, участником которых является

1795 профессиональное объединение страховщиков, право въехать на территорию

1796 Российской Федерации, уплатив гарантийный взнос в профессиональное

1797 объединение страховщиков. Актуальность внесения законопроекта была

1798 обусловлена тем, что с 1 января 2009 года Российская Федерация становилась

1799 полноправной участницей международной системы обязательного страхования

1800 гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зелёная карта",

1801 в связи с чем владельцы зарегистрированных в иностранных государствах

1802 транспортных средств, чья гражданская ответственность была застрахована в

1803 рамках указанной международной системы, не должны были при въезде в

1804 Российскую Федерацию приобретать полисы ОСАГО. При этом на таможенные органы

1805 с 1 января 2009 года была возложена функция по контролю за исполнением

1806 владельцами транспортных средств установленной федеральным законом

1807 обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде

1808 транспортных средств в Российскую Федерацию и при их выезде из Российской

1809 Федерации.

1810

1811 Законопроект был принят в первом чтении 21 ноября 2008 года. В течение

1812 установленного постановлением Государственной Думы о принятии названного

1813 законопроекта в первом чтении срока к законопроекту поступило шесть поправок.

1814 Вместе с тем следует отметить, что предложенный законопроектом способ

1815 исполнения установленной федеральным законом обязанности по страхованию

1816 ответственности не нашёл поддержки в Правительстве Российской Федерации,

1817 Администрации Президента Российской Федерации, Правовом управлении Аппарата

1818 Государственной Думы. В числе высказанных по проекту замечаний были такие,

1819 как отсутствие законодательного определения понятия гарантийного взноса,

1820 механизмов внесения и учёта поступления данного взноса профессиональным

1821 объединением страховщиков. Как показал год применения Федерального закона "Об

1822 обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных

1823 средств", вступивших в силу норм по "Зелёной карте", основная проблема

1824 заключается не в отсутствии возможности приобрести полис обязательного

1825 страхования, а в отсутствии должного контроля за исполнением владельцами

1826 транспортных средств при пересечении границы установленной названным

1827 федеральным законом обязанности.

1828

1829 В настоящее время проект такого закона разработан и внесён в Государственную

1830 Думу (справочно: проект № 326388-5 "О внесении изменений в статью 11 Закона

1831 Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и

1832 статью 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской

1833 ответственности владельцев транспортных средств"), в связи с чем

1834 рассматриваемый законопроект утратил актуальность.

1835

1836 В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку

1837 рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона №

1838 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном

1839 страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",

1840 принятый Государственной Думой в первом чтении 21 ноября 2008 года.

1841

1842 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1843

1844 Уважаемые депутаты, по процедуре у нас предполагаются выступления от фракций,

1845 если есть возражения. Нет возражений. Тогда я ставлю на голосование

1846 предложение комитета отклонить принятый в первом чтении проект федерального

1847 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании

1848 гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

1849

1850 Включите режим голосования.

1851

1852 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1853

1854 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы ставим в формулировке: поддержать решение

1855 комитета. Комитет предлагает отклонить.

1856

1857 Покажите результаты.

1858

1859 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 28 сек.)

1860 Проголосовало за 346 чел.76,9%

1861 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1862 Воздержалось 0 чел.0,0%

1863 Голосовало 346 чел.

1864 Не голосовало 104 чел.23,1%

1865 Результат: принято

1866

1867 Законопроект отклонён.

1868

Дата заседания 21.11.2008, номер заседания 57, строк в стенограмме 8708

О проекте федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потерпевших).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5954 Пункт 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

5955 закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев

5956 транспортных средств". Докладывает депутат Государственной Думы Владислав

5957 Матусович Резник.

5958

5959 РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому

5960 рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5961

5962 Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального

5963 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании

5964 гражданской ответственности владельцев транспортных средств", дополняющий

5965 названный федеральный закон положением о гарантийном взносе на финансирование

5966 компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью

5967 или имуществу потерпевших.

5968

5969 Действующий Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской

5970 ответственности владельцев транспортных средств" обязал владельцев

5971 транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации,

5972 страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить

5973 вследствие причинения вреда здоровью, жизни (в первую очередь жизни) или

5974 имуществу других лиц при использовании транспортных средств, следующим

5975 образом. Первое - заключение договоров обязательного страхования (договоров

5976 ОСАГО). Второе - приобретение с 1 января 2009 года полиса "Зелёная карта",

5977 который приравнен к договору ОСАГО и действует на территории нашей страны так

5978 же, как договор ОСАГО. Он предназначен для владельцев тех транспортных

5979 средств, которые въезжают из-за рубежа на территорию нашей страны.

5980

5981 Кроме международных соглашений, в основном основанных на решениях Европейской

5982 экономической комиссии ООН, и соглашения "Зелёная карта" предусматривают и

5983 третий вид страхования, позволяющий обеспечить защиту третьих лиц, - это

5984 гарантийный взнос в соответствующий фонд, из которого может идти выплата

5985 третьему лицу. В каких случаях это используется? Рассмотрим сухопутную

5986 границу Российской Федерации. Мы можем разделить страны, с которыми имеем

5987 сухопутную границу, на три группы. Первая группа - это страны, где действует

5988 соглашение "Зелёная карта", в основном это страны Евросоюза, плюс Белоруссия,

5989 плюс Украина. Вторая группа - страны, где не действует соглашение "Зелёная

5990 карта", но на территории этих стран возможна продажа полисов иностранных

5991 компаний, я имею в виду полисы российских компаний. В обоих случаях

5992 достаточно просто: когда "Зелёная карта" есть, автомобиль въезжает на

5993 территорию Российской Федерации, таможенник убеждается в наличии данного

5994 полиса и пропускает.

5995

5996 Кстати, следует отметить ещё одну важную вещь: нам с вами, видимо,

5997 понадобится вносить изменения и в Таможенный кодекс. Здесь я обратился бы к

5998 Валерию Гавриловичу Драганову: хотя таможня не контролирует наличие полиса

5999 страхования, обязательного страхования, то есть наличие "Зелёной карты", у

6000 таможни на самом деле нет права не пропускать автомобиль, такого полномочия у

6001 неё нет. Поэтому надо будет это специально прописать, и в ближайшее время, -

6002 я обращаюсь как к специалисту к Валерию Гавриловичу - в Таможенном кодексе.

6003

6004 И второй вариант, когда полис российской компании можно приобрести на

6005 территории своей страны: приобрёл, опять же с ним въехал на пограничный

6006 переход, показал таможенному органу и спокойно проехал. Есть третья группа

6007 стран, где ни первый, ни второй вариант, к сожалению, не проходит, - это

6008 такие страны, как Азербайджан, Монголия или Китай. Эти страны не относятся к

6009 системе соглашения "Зелёная карта", и на их территории не продаются, не могут

6010 быть проданы - таково их внутреннее законодательство - полисы, эмитированные

6011 для Китая, или Монголии, или Азербайджана иностранными компаниями, в том

6012 числе российскими. Поэтому с 1 января, если владельцы автомобилей из этих

6013 стран поедут к нам на территорию, у них не будет возможности предъявить ни

6014 полиса "Зелёная карта", ни полиса страхования гражданской ответственности,

6015 эмитированных нашими компаниями. Именно по этой причине вводится так

6016 называемый гарантийный взнос, уплата которого будет произведена в

6017 соответствующий компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков, в

6018 результате чего при наступлении страхового события у РСА будет основание для

6019 выплаты соответствующего возмещения третьему лицу. Естественно, под третьим

6020 лицом мы понимаем наших граждан - владельцев транспортных средств.

6021

6022 Итак, хотел бы подчеркнуть, что, с одной стороны, принятие этого закона

6023 позволит иностранным гражданам из других стран въезжать. С другой стороны,

6024 для того чтобы подтолкнуть их к внесению соответствующих изменений в своё

6025 законодательство, устанавливается, как это и везде в мире принято в таких

6026 случаях, более высокий платёж, примерно в два раза, в виде гарантийного

6027 взноса, чем установлено средней ценой полиса ОСАГО или ценой полиса "Зелёная

6028 карта". Поэтому в этом случае у гражданина, въезжающего на пограничный

6029 переход, будет три возможности: либо предъявить полис "Зелёная карта" или наш

6030 полис, выпущенный российской страховой компанией, либо заплатить двойную

6031 стоимость, либо вернуться назад. Собственно говоря, для этого данный закон и

6032 принимается.

6033

6034 Просьба поддержать законопроект в первом чтении. Во втором чтении мы внесём

6035 ещё некоторые изменения. Закон надо принять, чтобы он начал действовать до 1

6036 января 2009 года.

6037

6038 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6039

6040 Для содоклада я приглашаю члена Комитета по финансовому рынку Александра

6041 Павловича Коваля на трибуну. Пожалуйста.

6042

6043 КОВАЛЬ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6044

6045 Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект

6046 федерального закона, подготовленный депутатом Резником. Законопроект

6047 направлен на упорядоченное осуществление в пунктах пропуска через

6048 государственную границу транспортных средств контроля за исполнением их

6049 владельцами обязанности по страхованию.

6050

6051 В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет полагает, что ряд

6052 положений проекта нуждается в уточнении. Прежде всего это касается расширения

6053 полномочий таможенных органов при осуществлении контроля за исполнением

6054 владельцами транспортных средств обязанностей по страхованию своей

6055 гражданской ответственности. То есть возникает необходимость внесения в

6056 статью 32 закона об ОСАГО норм о контроле за исполнением владельцами

6057 транспортных средств обязанности по страхованию.

6058

6059 Также мы полагаем, что необходимо уточнить порядок взаимодействия

6060 страховщиков и профессионального объединения страховщиков при формировании

6061 резерва текущих компенсационных выплат за счёт гарантийных взносов. Также, с

6062 нашей точки зрения, необходимо рассмотреть и размер этого гарантийного

6063 взноса.

6064

6065 Доработка законопроекта по указанным мною направлениям не нарушает его

6066 концепции, и Комитет по финансовому рынку считает, что законопроект может

6067 быть принят в первом чтении.

6068

6069 Спасибо.

6070

6071 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне.

6072

6073 Есть вопросы. Так, депутат Коломейцев, депутат Юрчик Владислав Григорьевич.

6074 Всё, две руки.

6075

6076 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

6077

6078 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

6079

6080 Уважаемые докладчики, вопрос, наверное, заслуживает внимания. Не могли бы вы

6081 привести статистику: сколько из приехавших к нам иностранцев были виновниками

6082 аварий, сколько в них врезались и каковы убытки, о которых идёт речь?

6083

6084 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть такая статистика?

6085

6086 КОВАЛЬ А. П. Николай Васильевич, к сожалению, такой статистики нет. Данную

6087 ситуацию готов проанализировать и представить вам информацию.

6088

6089 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрчик Владислав Григорьевич.

6090

6091 Включите микрофон Владиславу Григорьевичу.

6092

6093 ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ.

6094

6095 У меня вопрос к докладчику - разработчику проекта. Вы не сможете назвать

6096 сумму, выплачиваемую из собираемых страховыми компаниями средств пострадавшим

6097 автомобилистам?

6098

6099 Спасибо.

6100

6101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете ответить? Пожалуйста. Резник Владислав

6102 Матусович.

6103

6104 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, в рамках подготовки этого

6105 законопроекта, естественно, цифр нет, поскольку иностранцев отдельно не

6106 выделяли. Что касается общих сумм, Александр Павлович, наверное, более точно

6107 скажет, сколько выплачено на сегодняшний день.

6108

6109 КОВАЛЬ А. П. В соответствии с действующим законом 20 процентов - расходы на

6110 ведение дел, 3 процента направляется в резерв для гарантии компенсаций, то

6111 есть 23 процента - это вот то, что сразу остаётся у страховых компаний и в

6112 резервном фонде.

6113

6114 На сегодняшний день, если брать процентное соотношение, непосредственно на

6115 выплаты направляется порядка 57-60 процентов от собранных средств. В ряде

6116 субъектов Российской Федерации - а таких субъектов тринадцать - уровень

6117 убыточности уже превысил критическую черту: там на выплаты направляется

6118 больше 77 процентов, в пяти субъектах на выплаты направляется больше 100

6119 процентов от собранных средств.

6120

6121 Спасибо.

6122

6123 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Состоялась процедура вопросов и ответов. Выступления -

6124 депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Драганов.

6125

6126 Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

6127

6128 ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

6129

6130 Уважаемые коллеги, вы знаете, закон "Об обязательном страховании гражданской

6131 ответственности владельцев транспортных средств" - это довольно сложный

6132 закон. Тут в своём выступлении Владислав Матусович сказал, что закон обязал и

6133 так далее, и тому подобное. Нет, это, наверное, неправильно: это не закон

6134 обязал, это закон навязали, пообещав одно, а потом в законе прописали другое.

6135 Я уже не говорю о том, что мы почему-то должны платить за каждый автомобиль,

6136 хотя страхуется ответственность и ни один автовладелец не в состоянии ездить

6137 на двух автомобилях сразу. Я уже не говорю о ставках, которые утверждены,

6138 хотя нам обещали, что это будет не дороже одной заправки бака бензином. Я не

6139 стану комментировать те цифры, которые сейчас назвал содокладчик, но я хочу

6140 вам привести один пример. Нам сказали: Монголия, Китай и Азербайджан. У нас

6141 довольно большая граница с Китаем, но здесь наверняка немногие знают, что

6142 китайцы вообще наши права не признают, и поэтому если вы захотите поехать в

6143 Китай на своём автомобиле, то вряд ли вам это удастся. Только с китайскими

6144 правами, на китайском языке, если у кого-то они будут.

6145

6146 Поэтому я не вижу необходимости, может быть, есть, конечно, какая-то

6147 необходимость, чтобы деньги остались внутри страны, но, по-моему, не такая,

6148 как нам здесь попытались представить. Мы вряд ли будем поддерживать данный

6149 законопроект.

6150

6151 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6152

6153 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы же будете иметь возможность выступить с

6154 заключительным словом и прокомментировать те моменты, которые прозвучали в

6155 выступлениях.

6156

6157 Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович.

6158

6159 ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.

6160

6161 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Скорее, это справка, чем

6162 выступление. Это очень большая проблема и едва ли не ахиллесова пята, так

6163 сказать, границы - сосредоточение там огромного количества служб, каждая из

6164 которых действует в соответствии с федеральным законом и обязана

6165 администрировать пропуск через границу товаров, имущества, физических лиц и в

6166 широком смысле слова грузов. И следует, конечно, поддержать Федеральную

6167 таможенную службу и правительство в целом, которое настойчиво в последние

6168 два-три года проводит идею оставления на границе двух, максимум трёх служб, в

6169 основном таможенников, пограничников. Остальные службы свои функции должны

6170 выполнять на линии постов контроля. Это, однако, не значит, что ослабляется

6171 контроль. Разработаны правовые акты, правильная технология взаимодействия. И

6172 в этом смысле сегодняшний законопроект очень хорошо вписывается в эту

6173 концепцию, тем более что правительство объявило о том, что в ближайшие годы

6174 вообще собирается сосредоточить контроль на границе и для этого будет

6175 создавать весьма внушительную инфраструктуру, для чего нам придётся - и, я

6176 считаю, мы должны это сделать - выделять немало средств на эти цели. В этой

6177 связи появляется необходимость - и я с удовольствием это сделаю - ввести

6178 коррелирующую норму в тот большой блок поправок, который я подготовил к

6179 внесению в Государственную Думу. Он касается изменений в Таможенный кодекс. Я

6180 подготовлю к 1 декабря норму, коррелирующую содержание этого законопроекта. Я

6181 думаю, это тот случай, когда очень быстро удастся объединить компетенции двух

6182 законов и сделать их взаимодействующими, скажем так. Хотя, наверное, в связи

6183 с принятием сегодняшнего законопроекта будут внесены изменения... будет

6184 записано требование о внесении изменений. Владислав Матусович, вот такое

6185 изменение я вам внесу уже к 1 декабря.

6186

6187 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6188

6189 Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Заключительное слово депутата

6190 Резника.

6191

6192 РЕЗНИК В. М. Спасибо за состоявшийся обмен мнениями.

6193

6194 Я хотел бы обратиться к моему коллеге Сергею Владимировичу Иванову и

6195 отметить, что этот закон никоим образом не касается проблемы выезда из

6196 Российской Федерации и въезда в Китай или в иную страну, он говорит только о

6197 возможности того, как защитить наших с вами граждан в случае нанесения

6198 убытков по вине владельцев транспортных средств, зарегистрированных за

6199 рубежом. Именно этого он касается, а не выезда из России.

6200

6201 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект

6202 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

6203 обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных

6204 средств". Первое чтение.

6205

6206 Включите режим голосования.

6207

6208 Покажите результаты.

6209

6210 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 10 сек.)

6211 Проголосовало за 372 чел.82,7%

6212 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6213 Воздержалось 2 чел.0,4%

6214 Голосовало 375 чел.

6215 Не голосовало 75 чел.16,7%

6216 Результат: принято

6217

6218 Принимается.

6219