Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 111730-5 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
23.11.2009

Номер законопроекта:111730-5
Дата внесения законопроекта в ГД:15.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/111730-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Профильный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Комитет ГД по энергетике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по промышленности
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Комитет ГД по энергетике
Дата изменения статуса/фазы:23.11.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:261-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Гудков Геннадий Владимирович, Депутат ГД
Гусев Владимир Кузьмич, Член СФ
Драганов Валерий Гаврилович, Депутат ГД
Журко Василий Васильевич, Депутат ГД
Ищенко Александр Николаевич, Депутат ГД
Кашин Владимир Иванович, Депутат ГД
Комарова Наталья Владимировна, Депутат ГД
Коргунов Олег Николаевич, Депутат ГД
Липатов Юрий Александрович, Член СФ
Межевич Валентин Ефимович, Член СФ
Оганян Оганес Арменакович, Депутат ГД
Орлов Виктор Петрович, Член СФ
Осадчий Сергей Юрьевич, Депутат ГД
Панов Валерий Викторович, Депутат ГД
Рыжков Николай Иванович, Член СФ
Туголуков Евгений Александрович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №111730-5 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата заседания 11.11.2009, номер заседания 122, строк в стенограмме 8063

О проекте федерального закона № 111730-5 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1515 Вопрос 2. О проекте федерального закона "Об энергосбережении и о повышении

1516 энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные

1517 законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по

1518 природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Владимировны

1519 Комаровой. Пожалуйста.

1520

1521 КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным

1522 ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1523

1524 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом подготовлен для

1525 рассмотрения Государственной Думой в третьем чтении проект федерального

1526 закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о

1527 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". У

1528 Правового управления замечаний правового, юридико-технического и

1529 лингвостилистического характера не имеется. Комитет по природным ресурсам,

1530 природопользованию и экологии предлагает принять рассматриваемый закон.

1531

1532 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1533

1534 Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1535

1536 Кашин Владимир Иванович выступит по мотивам.

1537

1538 ИЗ ЗАЛА. И Таскаев!

1539

1540 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. И Комарова. Записал.

1541

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1653 Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". По вопросу 2 по мотивам

1654 записались три депутата.

1655

1656 Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.

1657

1658 КАШИН В. И. Спасибо большое.

1659

1660 Уважаемые коллеги, обсуждение этого законопроекта, конечно, имеет

1661 положительное значение. Мы осознаём, что вопросы экологии занимают сегодня

1662 всё больше и больше внимания нашего населения и депутатов. Но будет ли

1663 работать этот закон, который направлен в большей степени на систему

1664 бюрократических издержек, на нормативную составляющую - на всевозможные

1665 реестры, обследования и так далее, и тому подобное? Давайте подумаем, сколько

1666 же нам необходимо точной измерительной техники, сколько необходимо

1667 специалистов, для того чтобы здания, сооружения, строения соответствовали

1668 требованиям эффективности, обозначенным в законопроекте. Когда-то академик

1669 Глушков сказал, что любое дело у нас проходит через пять вещей - это шумиха,

1670 неразбериха, поиск виновных, наказание невиновных и награждение непричастных.

1671

1672 И в данной ситуации действие этого закона может повлиять, конечно, на

1673 коррупционные издержки, поскольку именно от результатов этого обследования,

1674 от этого реестра будут зависеть и субсидии, и соответствующие суммы и так

1675 далее. Поэтому нужна ли нам вот такая система? Мы с вами недавно видели

1676 телесюжет по телевидению о том, как какие-то дельцы сумели создать установку,

1677 на которую из бюджета был направлен не один десяток миллионов рублей, а

1678 корреспонденты, которые испытывали эту установку, так и не смогли согреть

1679 чайник.

1680

1681 У нас сегодня есть прекрасные наработки, - возьмите того же нашего Жореса

1682 Алфёрова - касающиеся эффективной, экономически выгодной системы освещения.

1683 Этот вопрос должен решаться в комплексе. Вопросы тепловой изоляции при

1684 строительстве жилья, промышленные технологии - над всем этим просто надо

1685 работать, анализировать данные и внедрять в конкретное производство, а не

1686 надумывать то, что не будет работать, то, что, как говорится, будоражит в

1687 большей степени население. Пользы от этого закона, к сожалению, будет мало. И

1688 в этой связи мы не считаем возможным голосовать за этот законопроект.

1689

1690 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Таскаев Владимир Павлович.

1691

1692 ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, данный законопроект, конечно, необходим

1693 нашей стране, так как эффективность от принятия этого закона, возможно, будет

1694 достаточной. Но своевременно ли мы его принимаем и кто посчитал экономическую

1695 сущность, экономический эффект от принятия данного закона? Что мы выиграем,

1696 если мы его примем?

1697

1698 Сегодня энергосберегающие приборы, лампы производят в основном Китайская

1699 Народная Республика и Германия. Куда уйдут средства российского народа,

1700 выделенные на покупку данных приборов и лампочек? Мы понимаем, что всё уйдёт

1701 за границу. То есть сегодня нами не подготовлен плацдарм для производства

1702 данного оборудования.

1703

1704 Хотелось бы сказать ещё и о том, что, когда я всё-таки попросил поддержать

1705 моё протокольное поручение об экономическом эффекте, почему-то депутаты не

1706 поддержали, хотя, конечно, нужно было запросить такую информацию в Минфине и

1707 в других структурах, которые могли бы эти расчёты сделать.

1708

1709 Я могу привести несколько характеристик. Энергосберегающие лампы

1710 действительно имеют высокий КПД, и это достоинство, имеют длительный срок

1711 службы, если будет непрерывный цикл эксплуатации, без частого включения и

1712 выключения. Правда, нужно ещё учитывать, где эта лампа будет работать, - если

1713 на морозе, то практически она не работает, а у нас в стране достаточно

1714 суровый климат. Сила светового потока у неё выше, чем у лампы накаливания с

1715 аналогичной мощностью, и при этом экономия электроэнергии, по представленным

1716 мне данным, 75 процентов, хотя это тоже немножечко сомнительно. Это всё

1717 положительное, достоинства.

1718

1719 А вот недостатки данных приборов следующие. Невысокий срок эксплуатации в

1720 реальных условиях бытового применения, это связано с использованием широко

1721 распространённых выключателей с подсветкой, что приводит к периодическому,

1722 раз в несколько секунд, кратковременному зажиганию ламп и значительно

1723 сокращает срок их эксплуатации. Спектр излучения энергосберегающих ламп может

1724 вызвать искажение светопередачи, а это не только приводит к неправильной

1725 светопередаче, но и вызывает усталость глаз. Возникают проблемы с электронной

1726 частью и при экстремальных температурах: некоторые лампы при низкой

1727 температуре, минус 10 градусов, не зажигаются. Можно говорить об

1728 электросмоге, создаваемом встроенным электронным балластом, - некоторые

1729 источники рекомендуют соблюдать минимальное расстояние в 50 сантиметров между

1730 лампой и головой. Не рекомендуется использовать такие электролампы в

1731 настольных лампах и в детских комнатах. Имеет место повышенное

1732 кратковременное, 0,1 секунды, потребление электроэнергии при включении -

1733 потребляемая при этом энергия равняется пятисекундной работе лампы в обычном

1734 режиме. Таким образом, применение таких ламп в режиме кратковременного

1735 включения нецелесообразно. Время достижения лампой максимального излучения

1736 может достигать четырёх и более минут после включения в зависимости от

1737 качества лампы, а при низких температурах максимум вообще может не

1738 достигаться. Благодаря применению электронных компонентов люминесцентные

1739 лампы, в отличие от ламп накаливания, неустойчивы... (Микрофон отключён.)

1740

1741 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Три минуты закончились.

1742

1743 Комарова Наталья Владимировна, пожалуйста.

1744

1745 КОМАРОВА Н. В. * Уважаемые коллеги, прежде всего отвечу на вопросы, которые

1746 здесь прозвучали.

1747

1748 Мы год подготавливали законопроект ко второму чтению, и за этот период не

1749 только на площадке Государственной Думы, но и в Правительстве Российской

1750 Федерации, лично Президентом Российской Федерации очень широко обсуждался

1751 этот вопрос. Больше того, Правительством Российской Федерации подготовлено

1752 уже больше десятка проектов актов федерального значения, которые должны быть

1753 приняты, для того чтобы закон заработал именно с момента его принятия или с

1754 момента вступления в действие названных в законе отложенных норм.

1755

1756 Закон не содержит упоминания о регистре, но в законе есть норма о том, что

1757 Правительство Российской Федерации должно установить требования к тем новым

1758 лампам, которые предлагаются, а также определить условия, при которых будут

1759 утилизироваться такого рода осветительные приборы.

1760

1761 Каждый день миллионы россиян слышат такое объявление: "Конечная остановка,

1762 поезд дальше не идёт..." При этом никто не пытается сеять вокруг этого смуту

1763 или на буксире тащить обратно, по уже пройденному маршруту, это

1764 автотранспортное средство или поезд. Какие сегодня есть варианты развития

1765 предприятий-аутсайдеров с мизерной эффективностью? Первый сценарий -

1766 модернизироваться и выходить на рынок с качественной энергоэффективной

1767 продукцией, произведённой на базе энергосберегающих технологий, предлагать

1768 потребителям соответствующего уровня качества товары, работы и услуги. Второй

1769 - при сохранении инертности в лучшем случае попасть в музей, где уже хранятся

1770 отслужившие своё керосинки и лучины. Мы, принимая рассматриваемый закон, даём

1771 возможность нашей промышленности и сетевым компаниям развиваться по первому

1772 варианту, предложенный инновационный сценарий обеспечен необходимыми

1773 правовыми, экономическими и организационными стимулами.

1774

1775 Для начала не мешало бы открыто сказать, как обстоят дела в этой сфере

1776 сегодня. Пока мы спорим здесь, цены действительно растут, но теплее и светлее

1777 в квартирах не становится. Тарифы "подоржавели", и такая ситуация устраивает

1778 поставщиков энергоресурсов, поскольку при нынешней тарифной модели в случае

1779 снижения потерь вся экономия у них изымается. Но это никак не устраивает ни

1780 население, ни государство, которым приходится субсидировать покрытие этих

1781 потерь, в том числе в случаях, когда для сохранения показателей поставщики

1782 вынуждают людей, по сути, отапливать улицы.

1783

1784 Наука и образование получат заказ на инновационные технологии и разработки в

1785 промышленных объёмах, бизнес - устойчивый тренд спроса на новую линейку

1786 товаров, потребитель - возможность выбрать ту продукцию, которая

1787 гарантированно обеспечит экономию ресурсов. Мы поддерживаем этот

1788 законопроект, потому что это тот документ, который... (Микрофон отключён.)

1789

1790 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Отличный доклад,

1791 отличное выступление.

1792

1793 Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект

1794 федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической

1795 эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

1796 Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1797

1798 Включите режим голосования.

1799

1800 Покажите результаты голосования.

1801

1802 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 52 сек.)

1803 Проголосовало за 322 чел.71,6%

1804 Проголосовало против 52 чел.11,6%

1805 Воздержалось 1 чел.0,2%

1806 Голосовало 375 чел.

1807 Не голосовало 75 чел.16,7%

1808 Результат: принято

1809

1810 Принято.

1811

Дата заседания 23.10.2009, номер заседания 119, строк в стенограмме 7391

О проекте федерального закона № 111730-5 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 21 ноября 2008 года с наименованием "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1526 Уважаемые коллеги, у нас на 11 часов, на фиксированное время, поставлен пункт

1527 13. Это блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. О проекте

1528 федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической

1529 эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

1530 Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по природным ресурсам,

1531 природопользованию и экологии Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста.

1532

1533 КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным

1534 ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1535

1536 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По масштабам

1537 энергоэффективность - это, без преувеличения, второе дно отечественной

1538 энергосистемы, а впрочем, и экономики Российской Федерации. Использовать этот

1539 резерв можно только за счёт комплексной политики, правовые основы которой

1540 заложены в представленном вашему вниманию проекте федерального закона "Об

1541 энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении

1542 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1543

1544 В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило сто

1545 двадцать семь поправок, из них семьдесят две поправки мы предлагаем

1546 поддержать. В числе законодательных решений, предложенных комитетом для

1547 принятия, выделю несколько ключевых блоков.

1548

1549 Первое - комплекс первоочередных мер, обеспечивающих для потребителей право и

1550 возможность экономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных

1551 товаров и услуг. В их числе введение обязательного информирования

1552 потребителей об энергоэффективности, включая информацию о классе

1553 энергетической эффективности приобретаемых ими бытовых энергетических

1554 устройств в соответствующей маркировке на этикетке товара; оснащение

1555 многоквартирных домов, зданий, сооружений, как существующих, так и вводимых в

1556 эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта,

1557 приборами учёта энергоресурсов с установлением срока их введения,

1558 исполнителей и ответственности; введение требований по энергоэффективности

1559 новых зданий, строений и сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без

1560 соответствия установленным требованиям; введение классов энергоэффективности

1561 зданий с обязательным информированием о классе энергоэффективности (например,

1562 если речь идёт о многоквартирном доме, то размещение соответствующей

1563 информации на фасаде его); создание системы государственного информационного

1564 обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической

1565 эффективности, распространение социальной рекламы, пропагандирующей

1566 правильное потребление энергоресурсов; возможность установления запретов или

1567 ограничений оборота на территории Российской Федерации товаров с высокой

1568 энергоёмкостью при условии введения в оборот более энергоэффективных аналогов

1569 в количестве, удовлетворяющем потребительский спрос. В частности, с 1 января

1570 2011 года предлагается ввести запрет на производство, импортирование и

1571 продажу ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Предусматривается

1572 возможность - уже возможность - с 2013 года ограничить оборот ламп

1573 накаливания мощностью 75 ватт и больше и с 2014 года - мощностью 25 ватт и

1574 больше.

1575

1576 Отмечу, что для обеспечения безопасности людей и сохранения окружающей среды

1577 в соответствии с законопроектом Правительством Российской Федерации должны

1578 быть определены требования к осветительным устройствам, к электрическим

1579 лампам и утверждены правила утилизации используемых осветительных устройств,

1580 электрических ламп, а с 1 января 2011 года должна быть запущена

1581 соответствующая государственная программа, включающая в том числе систему

1582 приёма использованных ламп у населения.

1583

1584 Второй блок объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в

1585 госсекторе, в том числе устанавливается обязанность бюджетных организаций

1586 снижать объёмы потребления энергоресурсов не менее чем на 3 процента ежегодно

1587 в течение пяти лет от уровня 2009 года. За бюджетной организацией сохраняются

1588 средства, сэкономленные благодаря проведению мероприятий по энергосбережению

1589 и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения, в том числе

1590 в фонд оплаты труда.

1591

1592 Предоставляется возможность введения обязательных требований по закупке

1593 наиболее энергоэффективных товаров для государственных и муниципальных нужд,

1594 запрещается закупка для государственных и муниципальных нужд ламп накаливания

1595 любой мощности с 1 января 2011 года, а также устанавливается обязанность

1596 разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для

1597 государственных компаний, бюджетных организаций и учреждений, а также для

1598 регионов и муниципалитетов, причём этот процесс увязан с бюджетным процессом

1599 в Российской Федерации.

1600

1601 Третья опорная точка - это отношения между государством и бизнесом. Для

1602 переключения бизнеса на энергоэффективную политику предлагаются экономические

1603 инструменты, в том числе предоставление налоговых льгот в виде возможности

1604 применения повышенных коэффициентов к норме амортизации, инвестиционного

1605 налогового кредита, а также возмещения процентов по кредитам на реализацию

1606 проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Кроме

1607 того, предоставляется возможность применения дифференцированных тарифов на

1608 энергоресурсы в зависимости от эффективности их использования. Для всех

1609 предприятий вводится обязанность по учёту энергетических ресурсов.

1610 Организации, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов

1611 превышают 10 миллионов рублей, предлагается обязать до 31 декабря 2012 года и

1612 далее не реже одного раза в пять лет проходить энергетические обследования,

1613 по результатам которых будет выпускаться энергетический паспорт предприятия,

1614 который фиксирует продвижение этого предприятия по шкале энергоэффективности.

1615

1616 Отмечу, что в ходе подготовки и предварительных обсуждений законопроекта

1617 прорабатывались все возможные препятствия и побочные эффекты при его

1618 реализации. В частности, чтобы не допустить появления лазеек для

1619 коррупционных схем, институт энергосервисных обследований был построен на

1620 механизме саморегулируемых организаций с вовлечением малого и среднего

1621 бизнеса. С учётом того что предстоит сформировать новый рынок услуг по

1622 проведению энергетических обследований, саморегулируемые организации

1623 используются как инструмент тиражирования инноваций, типовых проработок и

1624 мероприятий, выстраивается целая сеть по распространению профессионального

1625 опыта. Государство, в свою очередь, обеспечит контроль за деятельностью

1626 саморегулируемых организаций путём проведения как плановых, так и внеплановых

1627 проверок.

1628

1629 Для подзарядки интереса поставщиков энергоресурсов к энергосбережению и

1630 повышению энергоэффективности в законопроекте заложены основы формирования

1631 нового высокотехнологичного и прибыльного сегмента российской экономики -

1632 энергетического сервиса, развитие которого позволит поставщикам

1633 переориентироваться на перспективный источник получения дохода.

1634

1635 Предусмотрена система снятия с потребителей первоначальной финансовой

1636 нагрузки, которая окупается через два-три месяца, в частности, в виде

1637 предоставления гражданам рассрочки и бюджетных субсидий на установку приборов

1638 учёта используемых энергетических ресурсов. С момента введения учёта

1639 потребитель будет оплачивать только реально израсходованные ресурсы, а не

1640 компенсировать потери сетевой компании, как это происходит сегодня.

1641

1642 Под многоступенчатый контроль взята система тарифов, в частности, выстроена

1643 цепочка поэтапного перевода тарифов на энергоресурсы на долгосрочное, не

1644 менее трёх лет, регулирование, за исключением холодного водоснабжения и

1645 утилизации твёрдых бытовых отходов, в отношении которых только

1646 предусматривается возможность такого долгосрочного тарифного регулирования.

1647

1648 Реализация законопроекта позволит обеспечить заказами и гарантированным

1649 спросом отечественную науку, промышленность и систему образования. В свою

1650 очередь, разрабатываемые пилотные проекты по энергосбережению и

1651 энергоэффективности, реализация которых координируется рабочей группой при

1652 Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и

1653 технологическому развитию экономики России, - "Новый свет",

1654 "Энергоэффективный квартал", "Малая комплексная энергетика" и другие -

1655 призваны инвентаризировать уже имеющиеся отечественные разработки технологий

1656 и обеспечить смычку инновационных идей с бизнесом в каждом из секторов,

1657 открывая новые рынки.

1658

1659 Обращу особое внимание на поправку, которая роздана сегодня в зале. Она

1660 жёстко регламентирует сроки издания Правительством Российской Федерации и

1661 федеральными органами власти нормативных правовых актов, которые необходимы

1662 для того, чтобы закон в случае его принятия заработал в полную силу уже

1663 начиная с 1 января 2010 года.

1664

1665 Доклад закончен.

1666

1667 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1668

1669 Уважаемые коллеги, первая таблица содержит семьдесят две поправки. Нужно ли

1670 отдельно обсуждать какую-либо из них? Нет.

1671

1672 Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

1673 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1674

1675 Включите режим голосования.

1676

1677 Покажите результаты голосования.

1678

1679 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 40 сек.)

1680 Проголосовало за 317 чел.70,4%

1681 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1682 Воздержалось 0 чел.0,0%

1683 Голосовало 318 чел.

1684 Не голосовало 132 чел.29,3%

1685 Результат: принято

1686

1687 Принято.

1688

1689 Вторая таблица содержит пятьдесят пять поправок. Есть ли необходимость

1690 какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет.

1691

1692 Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к

1693 отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

1694

1695 Включите режим голосования.

1696

1697 Покажите результаты голосования.

1698

1699 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 23 сек.)

1700 Проголосовало за 316 чел.70,2%

1701 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1702 Воздержалось 0 чел.0,0%

1703 Голосовало 316 чел.

1704 Не голосовало 134 чел.29,8%

1705 Результат: принято

1706

1707 Принято.

1708

1709 Прошу теперь определиться по поправке, которая роздана в зале. Комитет

1710 предлагает её принять. Других нет мнений? Нет. Ставится на голосование

1711 поправка, розданная в зале. Кто за? Прошу голосовать.

1712

1713 Включите режим голосования.

1714

1715 Покажите результаты голосования.

1716

1717 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 01 сек.)

1718 Проголосовало за 315 чел.70,0%

1719 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1720 Воздержалось 0 чел.0,0%

1721 Голосовало 315 чел.

1722 Не голосовало 135 чел.30,0%

1723 Результат: принято

1724

1725 Принято.

1726

1727 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "Об

1728 энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении

1729 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за?

1730 Прошу голосовать.

1731

1732 Включите режим голосования.

1733

1734 Покажите результаты голосования.

1735

1736 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 40 сек.)

1737 Проголосовало за 321 чел.71,3%

1738 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1739 Воздержалось 1 чел.0,2%

1740 Голосовало 322 чел.

1741 Не голосовало 128 чел.28,4%

1742 Результат: принято

1743

1744 Принято.

1745

1746 Спасибо, Наталья Владимировна.

1747

Дата заседания 21.11.2008, номер заседания 57, строк в стенограмме 8708

О проекте федерального закона № 111730-5 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

477 РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.

478

479 Спасибо.

480

481 Я предлагаю снять с повестки дня вопросы 20 и 21. Если вы, уважаемые

482 депутаты, изучали отзывы Правового управления, Комитета по энергетике, то

483 знаете, что они отрицательные. И авторы этих законопроектов просто обязаны

484 после таких отзывов снять их самостоятельно, но я вынужден поставить этот

485 вопрос.

486

487 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

488

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

794 Рябов Николай Фёдорович предлагает не рассматривать сегодня 20-й и 21-й

795 пункты. Председатель комитета Комарова Наталья Владимировна, пожалуйста.

796

797 Включите микрофон.

798

799 КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным

800 ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

801

802 Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Оба законопроекта

803 подготовлены к рассмотрению в первом чтении. Мы получили отзывы от всех

804 комитетов-соисполнителей Государственной Думы. В этих документах

805 поддерживается предложение о принятии их в первом чтении и даются замечания,

806 которые комитеты предлагают учесть ко второму чтению. Правовое управление

807 Аппарата Государственной Думы не вправе давать оценку, принимать или не

808 принимать законопроекты в первом чтении, они этого и не делают. Мы благодарны

809 Правовому управлению за глубокий анализ текстов законопроектов, это нам

810 поможет подготовить эти законопроекты ко второму чтению. Пришли отзывы от

811 двадцати пяти субъектов Российской Федерации, во всех отзывах эти

812 законопроекты поддерживаются.

813

814 В этой связи предлагаю подготовленные к рассмотрению законопроекты оставить в

815 повестке дня сегодняшнего заседания и обсудить их в установленном порядке.

816

817 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

818

819 Ставится на голосование предложение депутата Рябова снять пункты 20 и 21. Кто

820 за? Прошу голосовать.

821

822 Включите режим голосования.

823

824 Покажите результаты голосования.

825

826 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 53 сек.)

827 Проголосовало за 71 чел.15,8%

828 Проголосовало против 58 чел.12,9%

829 Воздержалось 0 чел.0,0%

830 Голосовало 129 чел.

831 Не голосовало 321 чел.71,3%

832 Результат: не принято

833

834 Не принято.

835

836 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

837

838 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, не принято.

839

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4576 20-й пункт. О проекте федерального закона "Об энергосбережении и повышении

4577 энергетической эффективности". Докладывает депутат Государственной Думы

4578 Наталья Владимировна Комарова.

4579

4580 КОМАРОВА Н. В. Уважаемые коллеги, авторы... Ой, прошу прощения, Олег

4581 Викторович, заволновалась...

4582

4583 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что случилось?

4584

4585 КОМАРОВА Н. В. Мы с комитетом это согласовали и хотим предложить 20-й и 21-й

4586 вопросы представить одним докладом.

4587

4588 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И одним содокладом?

4589

4590 КОМАРОВА Н. В. Да.

4591

4592 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения у депутатов? Нет. Значит, мы исходим из

4593 того, что Наталья Владимировна докладывает сразу пункты 20 и 21.

4594

4595 Пожалуйста.

4596

4597 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4598

4599 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Допускает, если палата соглашается.

4600

4601 Ставлю на голосование предложение депутата Комаровой, потому что возражает

4602 депутат Коломейцев.

4603

4604 Включите режим голосования.

4605

4606 Покажите результаты.

4607

4608 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 30 сек.)

4609 Проголосовало за 320 чел.71,1%

4610 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4611 Воздержалось 1 чел.0,2%

4612 Голосовало 321 чел.

4613 Не голосовало 129 чел.28,7%

4614 Результат: принято

4615

4616 Приняли.

4617

4618 Очень шумно в зале, коллеги.

4619

4620 Пожалуйста, Наталья Владимировна.

4621

4622 КОМАРОВА Н. В. Спасибо большое.

4623

4624 Уважаемые коллеги, авторы рассматриваемых законопроектов предлагают с целью

4625 снижения энергоёмкости валового внутреннего продукта, обеспечения

4626 рационального и экологически ответственного использования энергии и

4627 энергетических ресурсов ввести соответствующие механизмы принуждения и

4628 поддержки. Оценивая современный уровень государственного управления в данной

4629 сфере, следует отметить следующее.

4630

4631 Планирование не применяется. Учёт характеризуется неполнотой покрытия, низкой

4632 достоверностью из-за отсутствия методической базы, множественностью форм

4633 статистической отчётности. Данные учёта не интегрированы в систему

4634 государственного управления. Из инструментов нормирования в соответствии со

4635 статьёй 6 Федерального закона "Об энергосбережении" действует требование об

4636 обязательной сертификации энергопотребляющей продукции любого назначения и

4637 энергетических ресурсов на соответствующие показатели энергоэффективности.

4638 Нормирование расходов топлива для целей электро- и теплогенерации, а также

4639 потерь в сетях осуществляется индивидуальными актами Минэнерго. Надзор в

4640 данной сфере фрагментарен. Отсутствует чёткость в определении состава

4641 правонарушения и ответственности за него: в Кодексе об административных

4642 правонарушениях всего одна статья - статья 9.12, и та с размытым содержанием.

4643 Администрирующие процедуры непрозрачны.

4644

4645 В связи с изложенным предлагается ввести следующее. Первое - единое

4646 императивное нормирование энергоэффективности энергических устройств и

4647 материалов. Это статьи 5 и 7 главы 2 законопроекта "Об энергосбережении и

4648 повышении энергетической эффективности". Второе - единую форму отчётности,

4649 которая дифференцируется по типу потребителя. Данные сведения размещаются в

4650 форме документированной информации в государственном реестре

4651 энергосбережения. Этой теме посвящена статья 9 законопроекта, о котором я

4652 сказала выше. Третье - систему надзора, полностью покрывающую все

4653 регулирующие нормы законодательства об энергоэффективности, при этом

4654 устанавливающую состав правонарушения и ответственность за него. Это статья

4655 9, часть 6, статья 10, части 4 и 5, статья 16, а также статья 3 законопроекта

4656 и статья 5 законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные

4657 акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической

4658 эффективности российской экономики". Четвёртое - планирование повышения

4659 энергосбережения, экологической и энергетической эффективности на

4660 государственном и муниципальном уровнях. Это статьи 13 и 14 проекта

4661 федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической

4662 эффективности". Статьёй 4 проекта федерального закона "О внесении изменений в

4663 законодательные акты..." Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

4664 дополняется новой статьёй 10-1.

4665

4666 Законопроекты вводят в законодательство Российской Федерации понятия

4667 экологически чистых технологий и повышения экологической эффективности,

4668 устанавливают положения о формировании перечня наилучших существующих

4669 технологий, а также об экологическом аудите.

4670

4671 В законопроектах определяются инструменты повышения энергоэффективности и

4672 экологической эффективности. Технологии и устройства нормируются по уровню

4673 энергетической эффективности: энергорасточительные, с допустимым уровнем

4674 эффективности и с высокой эффективностью. Использование первого из названных

4675 разрешается вплоть до полной технической амортизации, второго - допускается,

4676 но не поощряется. При этом в первых двух случаях взыскивается плата за

4677 использование расточительных и допустимых технологий - сбор, размер которого

4678 определён заявленным предельным объёмом потребления ресурсов устройством и

4679 уровнем его эффективности.

4680

4681 Технологии и устройства с высокой энергетической и экологической

4682 эффективностью, их разработка и использование субсидируются государством в

4683 соответствии с бюджетным законодательством и налоговым законодательством.

4684 Этому посвящены соответствующие статьи обоих законопроектов.

4685

4686 Авторы законопроекта благодарны комитетам Государственной Думы и Совета

4687 Федерации, субъектам Российской Федерации, Правительству Российской

4688 Федерации, которые с большой заинтересованностью отнеслись к поднятой нами

4689 теме и дали в своих отзывах и заключениях глубокий анализ наших предложений.

4690

4691 В завершение замечу, мы намеренно дали широкий круг предложений,

4692 предусмотрели жёсткие требования и сроки реализации законов. Многие из

4693 замечаний, поступивших в комитет по рассматриваемым законопроектам, были

4694 посвящены именно этим вопросам.

4695

4696 В этой связи подчеркну, мы считаем правильным и справедливым... Мы примем

4697 активное участие в подготовке ко второму чтению, надеемся, рабочая группа,

4698 Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии определят

4699 разумные, учитывающие время, необходимое для реализации предложенных мер,

4700 сроки, усилят законопроекты экономическими инструментами влияния вместо

4701 административных, тем самым устранят излишние препятствия, которые, возможно,

4702 мы предусмотрели, и не допустят усиления административного давления на

4703 организации, осуществляющие свою деятельность в реальных секторах экономики.

4704

4705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

4706

4707 Содоклад по двум законопроектам сделает заместитель председателя Комитета по

4708 природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергей Юрьевич Осадчий.

4709

4710 Включите микрофон Сергею Юрьевичу.

4711

4712 ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4713

4714 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по

4715 природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проекты

4716 федеральных законов № 111730-5 и № 111741-5 и поддерживает концепции данных

4717 законопроектов.

4718

4719 Наталья Владимировна уже подробно доложила о содержании данных проектов

4720 законов, я хочу отметить только следующее. Проект федерального закона №

4721 111730-5 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"

4722 предлагает систему мер, обеспечивающих энергосбережение, энергетическую

4723 эффективность процессов и устройств, рациональное использование природных

4724 ресурсов и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Проект же

4725 федерального закона № 111741-5 предусматривает внесение в ряд федеральных

4726 законов изменений, что необходимо для реализации проекта федерального закона

4727 № 111730-5.

4728

4729 Комитет и соисполнители поддерживают данные законопроекты. На законопроекты

4730 поступило двадцать пять положительных отзывов от субъектов Российской

4731 Федерации. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе

4732 принять данные законопроекты в первом чтении. Прошу поддержать позицию

4733 комитета.

4734

4735 Благодарю за внимание.

4736

4737 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4738

4739 По ведению - депутат Коломейцев.

4740

4741 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

4742

4743 Уважаемый Олег Викторович, у нас глава 13 Регламента чётко прописывает

4744 порядок рассмотрения проектов законов в первом, во втором и в третьем

4745 чтениях. Вот мне лично непонятно: два законопроекта доложили, у них разные

4746 номера, как это будет в стенограмме отражаться и как задавать вопросы - по

4747 каждому в отдельности или тоже обобщать вопрос по двум законопроектам в один

4748 и одному докладчику? Вот как мы будем рассматривать, какой порядок?

4749

4750 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас есть норма Регламента, которую

4751 мы выполнили, реализуя предложения депутата Комаровой: она гласит, что палата

4752 имеет право принять иное решение, нежели то, которое прописано в Регламенте.

4753 Мы такое решение приняли.

4754

4755 Что касается вопроса депутата Коломейцева, то я даю разъяснение: вопросы мы

4756 задаём с указанием докладчика или содокладчика, которому адресован вопрос, и

4757 указывайте, пожалуйста, в рамках какой темы, какого законопроекта. То есть вы

4758 говорите, что у вас вопрос по первому законопроекту или по второму.

4759

4760 Итак, вопросы. Коллеги, запишитесь, пожалуйста, вернее, поднимите сначала

4761 руку. У нас по меньшей мере трое желающих: депутат Маслюков, депутат Федоткин

4762 и кто? Депутат Эдель.

4763

4764 Пожалуйста, депутат Маслюков.

4765

4766 Я никого не упустил? Нет, больше никто не настаивает.

4767

4768 МАСЛЮКОВ Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,

4769 фракция КПРФ.

4770

4771 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я не знаю, кому мне задавать

4772 вопросы, потому что они пересекаются между комитетами и правительством.

4773

4774 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда, значит, отвечать будут все.

4775

4776 МАСЛЮКОВ Ю. Д. Хорошо, тогда ко всем вопросы.

4777

4778 Первый вопрос: почему в этом законе ни слова не сказано о том, как

4779 производится электроэнергия? То есть наши энергогенерирующие компании,

4780 работающие на газе, на угле, на нефти, на мазуте и так далее, и так далее...

4781 ясно, что там 20 процентов энергии, которая используется, выбрасывается в

4782 воздух. Дальше. Принята схема развития этих мощностей - почему-то решением

4783 правительства, а не законом, - и там было предусмотрено, что в октябре должна

4784 появиться программа обеспечения необходимым современным оборудованием...

4785 (Микрофон отключён.)

4786

4787 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, чтобы Юрий Дмитриевич сумел задать

4788 вопрос.

4789

4790 МАСЛЮКОВ Ю. Д. На эту тему ни слова не говорят. Вот первый вопрос заключается

4791 в том, как авторы смотрят на эту проблему, потому что она несоизмеримо

4792 больше, чем проблема, охваченная этими законами.

4793

4794 Второе. Вводится государственная электрическая полиция, которая опутает всё,

4795 включая сельское хозяйство, городских жителей, малые, средние, крупные

4796 предприятия, вообще все объекты энергопотребления. Хорошо ли себе

4797 представляют авторы, что введение реестров, где должно быть

4798 задокументировано... шесть очень крупных документов, - что это превратится в

4799 вал бумаг, который перекроет, так сказать, всю возможную эффективность от

4800 исполнения этого закона?

4801

4802 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, начнём с представителя правительства. У нас при

4803 обсуждении присутствует заместитель министра экономического развития

4804 Российской Федерации Станислав Сергеевич Воскресенский.

4805

4806 Пожалуйста.

4807

4808 ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С., заместитель министра экономического развития Российской

4809 Федерации.

4810

4811 Спасибо. Вопросы совершенно справедливые.

4812

4813 Первое, по генерирующим компаниям. У нас в понятие "устройство" в этом

4814 законопроекте входит и непосредственно оборудование, которое генерирует и

4815 вырабатывает электроэнергию, поэтому этот вопрос, нам кажется, там решён.

4816 Если он решён там невнятно, можем это как-то дополнить.

4817

4818 Что касается второго вопроса, это тоже совершенно справедливо. Но вместе с

4819 тем Наталья Владимировна, как мне кажется, отметила в своём выступлении, что

4820 ко второму чтению, чтобы, как коллега правильно отметил, у нас по стране не

4821 ездила энергетическая полиция и вся страна не была бы опутана новыми

4822 административными барьерами, акцент сместится в сторону того, что давление на

4823 бизнес будет существенно сокращено и закон будет в основном направлен на

4824 госсектор.

4825

4826 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4827

4828 Хотят ли что-либо добавить Наталья Владимировна и Сергей Юрьевич?

4829

4830 Сергей Юрьевич Осадчий, пожалуйста. У него есть добавление.

4831

4832 ОСАДЧИЙ С. Ю. Я хотел бы также добавить, что авторы законопроекта в данном

4833 случае предлагают субсидировать - это в общем-то, основная цель - лиц,

4834 разрабатывающих и внедряющих энергосберегающие технологии и производящих

4835 энергию из вторичных возобновляемых энергетических ресурсов, а также

4836 альтернативных источников топлива. То есть основная цель, в общем-то, в этом.

4837

4838 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4839

4840 Пожалуйста, депутат Федоткин, ваш вопрос.

4841

4842 ФЕДОТКИН В. Н. Спасибо, Олег Викторович.

4843

4844 У меня вначале предложение, а потом вопрос. Вот в названии нашего второго

4845 законопроекта звучит: о повышении энергетической и экологической

4846 эффективности российской экономики. Мне кажется, целесообразнее на первое

4847 место поставить экологическую эффективность, а уже на второе место -

4848 энергетическую. Вот у нас сейчас электроэнергия вырабатывается на атомных

4849 станциях, и из-за этого уже на территории России находится свыше 100

4850 миллионов кубических метров жидких радиоактивных отходов и около 15 миллионов

4851 тонн твёрдых радиоактивных отходов. В сорока трёх субъектах они находятся, то

4852 есть заражение идёт ужасное, это одна из причин болезней и сокращения жизни.

4853

4854 В связи с этим вопрос: какие меры предусматриваются, чтобы в погоне за

4855 эффективностью экономической не только ликвидировать уже то, что натворили,

4856 но и остановить дальнейшее радиационное заражение среды?

4857

4858 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель правительства отвечает, Станислав

4859 Сергеевич Воскресенский. Пожалуйста.

4860

4861 ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Спасибо за вопрос. Он совершенно справедливый и, несмотря

4862 на то, что он, казалось бы, касается названия законопроекта, очень

4863 содержательный.

4864

4865 Мы умышленно поставили вначале энергетическую эффективность, а потом

4866 экологическую, эту уловку я сейчас поясню. Дело в том, что само по себе

4867 обеспечение энергоэффективности уже автоматически влияет в том числе на

4868 повышение экологической безопасности, потому что энергоэффективные

4869 технологии, как правило, более экологичны. То есть в этом смысле здесь не

4870 было игры слов, это логичная, как нам кажется, позиция.

4871

4872 Спасибо, это, мне кажется, правильный вопрос.

4873

4874 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Комарова. Вот особенно по поводу

4875 заражения возмущается Владимир Николаевич.

4876

4877 КОМАРОВА Н. В. Я хочу дополнить комментарий представителя правительства тем,

4878 что - и комитет это отметил, и авторы с этим согласны - экологическую

4879 составляющую, экологическое направление в теме, которую мы подняли,

4880 необходимо усилить. И это, безусловно, произойдёт ко второму чтению.

4881

4882 А в отношении того, какое первое слово указано, какое второе, комментарий уже

4883 прозвучал.

4884

4885 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4886

4887 Депутат Эдель Игорь Олегович, пожалуйста, ваш вопрос.

4888

4889 ЭДЕЛЬ И. О., фракция КПРФ.

4890

4891 Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к кому-нибудь.

4892

4893 Распространяются ли положения данного законопроекта на квартиры, загородные

4894 дома и устройства, применяемые там физическими лицами? После принятия данного

4895 закона ждать ли нашим избирателям в гости булгаковских персонажей: я к вам,

4896 товарищ, и вот по какому делу? Ведь когда создали экологическую милицию, они

4897 же по палаткам побежали, они не пошли на крупные предприятия, чтобы те не

4898 были экологически грязными и поощряли разработчиков каких-то новых

4899 технологий. Вот, пожалуйста, ответьте.

4900

4901 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать на этот вопрос? Пожалуйста,

4902 представитель правительства Станислав Сергеевич Воскресенский.

4903

4904 ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Да, распространяются в части помощи населению, потому что

4905 уже сейчас мы по поручению первого вице-премьера Шувалова разрабатываем так

4906 называемые социальные пакеты энергоэффективности, то есть те инструменты,

4907 которые помогут семьям в их квартирах снизить энергопотребление. Вот в этой

4908 части распространяются, в части кнута не распространяются.

4909

4910 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Комарова.

4911

4912 КОМАРОВА Н. В. Авторы считают одним из самых важных плюсов этого

4913 законопроекта те нормы, которые регулируют взаимоотношения власти, бюджетов и

4914 населения, и прежде всего методами, которые стимулировали бы не посредством

4915 наказания, а посредством неких привилегий, чтобы каждый из нас принимал меры

4916 и жил рачительно, используя те ресурсы, которые предоставлены, как энергию,

4917 так и энергетическое сырьё.

4918

4919 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4920

4921 Процедура первого чтения. Вопросы заданы, ответы даны. Есть ли желающие

4922 выступить? Депутат Рябов Николай Фёдорович. Больше рук я не вижу. Подводим

4923 черту. А, ещё депутат Хесин. Два выступления: депутаты Рябов и Хесин.

4924

4925 Пожалуйста, Николай Фёдорович.

4926

4927 РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.

4928

4929 Уважаемые депутаты, сейчас мы рассматриваем очередной законопроект, и от

4930 того, как мы с вами проголосуем, будет зависеть не только судьба

4931 законопроекта - это даже не вызывает сомнений, - но и наша дальнейшая жизнь,

4932 работа нашей промышленной индустрии и в конечном итоге даже наши домашние

4933 хозяйства, если таковые у нас есть. Об этом говорится в статье 12, часть 1, и

4934 в ответах представителей правительства и комитета.

4935

4936 Конечно, депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ" сейчас выполнят команду и проголосуют

4937 за, в этом нет сомнений, но прежде чем это сделать, пусть каждый задаст себе

4938 вопрос: а изучал ли он законопроект № 111730-5 "Об энергосбережении и

4939 повышении энергетической эффективности" или хотя бы прочитал или нет? Если

4940 нет, тогда я призываю вас сейчас в это короткое время ещё раз

4941 проанализировать этот ужасный законопроект. Итак, законопроект состоит из

4942 шести глав - девятнадцати статей, в которых восемьдесят семь частей. О чём

4943 они говорят? Что хотим мы этим законопроектом улучшить, сможем ли сберечь

4944 либо сохранить наши жизни? По большому счёту ничего - не сбережём ни газ, ни

4945 нефть, ни уголь, никакой энергоэффективности не достигнем, потому что даже

4946 базовая терминология законопроекта неточно отображает понятия, что такое

4947 энергетические ресурсы, энергетические устройства и какие помещения подпадают

4948 под действие закона.

4949

4950 Законопроект также предусматривает введение ряда мер, которые создадут

4951 условия для сохранения невозобновляемых природных ресурсов. Речь идёт об

4952 энергетических ресурсах, и я напоминаю, что это нефть, газ, уголь, атомное

4953 топливо. И какие же это меры? О них, родимых, гласит статья 4 законопроекта.

4954 В этой статье так наверчено и накручено, что, как в народе говорят, без

4955 пол-литра и не разберёшься. А придётся, уважаемые депутаты, вникнуть в суть

4956 этих мер, которые в условиях рыночных отношений - а вы ведь, кроме

4957 коммунистов, все рыночники... Вводить запретительные меры по потребляемой

4958 энергии по меньшей мере неэффективно, а по большому счёту - глупо. Так вот, в

4959 числе этих мер есть такая мера, как определение нормативной энергоёмкости

4960 технологических процессов и помещений. Вы вдумайтесь - нормативная

4961 энергоёмкость! Каким образом будут эту нормативную энергоёмкость

4962 устанавливать, ясно только одному богу, а не авторам законопроекта, ибо в

4963 законопроекте ответа на этот вопрос вы не найдёте, потому что нормативная

4964 энергоёмкость технологического процесса - это какое-то среднее количество

4965 единиц энергии, необходимое для осуществления единицы соответствующего

4966 технологического процесса, причём ещё при условии использования в таком

4967 процессе энергосберегающих технологий. Вы что-нибудь поняли - где, что,

4968 когда? Нет. Вот и потребители и изготовители ничего не поймут.

4969

4970 Я не буду вас утомлять определением коэффициента энергоэффективности

4971 устройств, выпускаемых нашей промышленностью или ввозимых в страну. Но если

4972 коэффициент энергоэффективности не соответствует необходимому уровню,

4973 установленному в соответствии с настоящим законопроектом, то вы не сможете

4974 выпускать и ввозить в нашу страну устройства. А это означает, что, если

4975 какой-то чиновник эти коэффициенты установил, вы обязаны в них укладываться.

4976

4977 А далее? Все пользователи устройств и помещений (кстати, на помещения тоже

4978 устанавливается коэффициент энергоэффективности) обязаны представлять в

4979 уполномоченный орган государственной власти сведения о коэффициентах

4980 энергоэффективности. И если вы уклоняетесь от представления таких сведений

4981 либо представляете сведения, не соответствующие действительности, будьте

4982 любезны, несите за это ответственность. Если у вас коэффициент

4983 энергоэффективности не соответствует достаточному уровню - уровню, который

4984 опять устанавливает чиновник, - вы будете за это платить, о чём в докладе

4985 говорилось, а размер платежа за это опять же установит чиновник. Куда ни кинь

4986 - везде грабят. Как говорил небезызвестный крестьянин из фильма "Чапаев":

4987 белые пришли - грабят, сейчас вроде свои - опять собираются грабить.

4988

4989 А статья 8 что требует от производителя? Во-первых, если вы не определили

4990 энергоёмкость устройств, эксплуатировать их нельзя. И второе - запретят

4991 эксплуатацию помещений, если коэффициент энергоэффективности не соответствует

4992 необходимому уровню, установленному уполномоченным органом, зато, будь

4993 любезен, отчитайся перед этим уполномоченным органом за количество

4994 использованных энергетических ресурсов или энергии. И порядок этого контроля

4995 за своевременностью и полнотой внесения платежа пользователями устройств и

4996 помещений, а также основания и порядок применения мер ответственности за

4997 несвоевременное внесение данного платежа опять будет определять чиновник. Вот

4998 вам и рынок, вот вам и рыночные отношения, которые должны работать и

4999 регулировать! В рыночных условиях много потребил - плати много, хочешь меньше

5000 - экономь. Вот и весь закон.

5001

5002 А теперь об уполномоченном органе. Орган, он и есть орган, органы бывают

5003 разные - голубые, красные... А вот в законопроекте на вопрос, что это за

5004 уполномоченный орган и какого он цвета, ни в одной статье, где есть

5005 упоминание, мы ответа не находим, хотя говорится как об уполномоченном органе

5006 государственной власти. Тогда кто его формирует или назначает, за счёт каких

5007 средств он будет функционировать? Хотя в финансово-экономическом обосновании

5008 закона в пункте 1 находим ответ на этот вопрос: этот уполномоченный орган

5009 всё-таки оказывается федеральным органом исполнительной власти,

5010 осуществляющим полномочия государственного регулирования в области

5011 электроэнергетики и промышленности. И без каких-либо расчётов, подчёркиваю,

5012 названа сумма, составляющая 80 миллионов рублей, которая должна выделяться на

5013 осуществление его функций. Надо сказать, скромненькая такая суммочка. А в

5014 части 1 статьи 11 законопроекта предусмотрены условия предоставления субсидий

5015 как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, но какие это

5016 суммы, ни в законопроекте, ни в обосновании не указывается. А субсидии будут

5017 выделяться из федерального бюджета на соответствующие годы. Покажите мне это

5018 правительство, которое согласует такое финансово-экономическое обоснование

5019 без предварительных расчётов и правительственного отзыва на этот

5020 законопроект!

5021

5022 И далее. Законопроектом предлагаются меры, содействующие повышению

5023 энергетической эффективности в домашних - подчёркиваю, в домашних - или

5024 подсобных хозяйствах, планирование и осуществление адресной поддержки

5025 отдельным категориям населения для приобретения энергоэффективных устройств.

5026 Возникают вопросы: это что, мы всё население будем субсидировать, а если нет,

5027 что это за отдельные группы населения, о которых говорится в законопроекте,

5028 которым мы будем оказывать поддержку, и кто будет определять эту группу?

5029 Опять государственный уполномоченный орган.

5030

5031 Всё это настолько несерьёзно и коррумпированно, что если мы хотим

5032 выглядеть... Я этого не говорил, вы сами об этом подумали. Все мы должны

5033 проголосовать против принятия этого закона. Это будет правильно и логично. А

5034 авторы закона пусть не ломают голову об энергоэффективных технологиях,

5035 оборудовании, энергетических устройствах. Производители уже стали внедрять

5036 энергосберегающие установки и технологии, а рост цен на энергоресурсы всех

5037 повернул в нужном направлении, называемом энергосберегающее.

5038

5039 В общем, закон не работоспособен, и если вы изучали отзыв Правового

5040 управления на обсуждаемый законопроект, то должны были обратить внимание на

5041 заключение, где сказано: "Текст законопроекта нуждается в существенной

5042 правовой, юридико-технической и лингвостилистической доработке, в том числе в

5043 унификации терминологии". А в заключении правительства, которое пришло только

5044 что, сегодня, написано: предлагаемые принципы, в основу которых положено

5045 нормирование энергоёмкости энергетических процессов и помещений, обязательное

5046 определение коэффициента энергоэффективности устройств, энергоёмкость которых

5047 превышает 3 тысячи ватт, назначение уполномоченного органа исполнительной

5048 власти, наделённого многочисленными полномочиями по нормированию, контролю и

5049 учёту энергоэффективности каждого устройства и помещения, приведут к усилению

5050 административного давления на малый и средний бизнес (да и на большой),

5051 потребуют издания большого числа подзаконных актов, что неоправданно усложнит

5052 реализацию положений федерального закона. Отрицательный отзыв, кстати, дан и

5053 Комитетом Государственной Думы по энергетике.

5054

5055 И последнее. Если этот закон будет принят, то он будет одним из самых

5056 коррумпированных законов. Вот уж где раздолье организовывать различные, пусть

5057 даже не прямые взятки, а высокооплачиваемые консультации: как выполнить все

5058 бессмысленные предлагаемые законом меры и не остановить при этом

5059 производство, а в собственной квартире не остаться без освещения?

5060

5061 Спасибо.

5062

5063 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.

5064

5065 Пожалуйста, депутат Хесин.

5066

5067 ХЕСИН М. Я., фракция ЛДПР.

5068

5069 Уважаемые коллеги, у меня есть два замечания.

5070

5071 Первое. Законопроект не учитывает задач по экономии такого ресурса, как вода.

5072 Хотел бы обратить внимание, что ежегодно на коммунальные нужды потребляется

5073 15 миллиардов кубометров воды. Это означает забор, очистку, транспортировку

5074 15 миллиардов тонн воды. Для сравнения: весь объём грузов, которые перевозят

5075 "Российские железные дороги", - 2 миллиарда тонн. Поэтому экономия,

5076 сокращение потерь воды в трубопроводах и у потребителей - это прямая экономия

5077 электроэнергии, которая тратится на перекачку ненужных миллиардов тонн.

5078

5079 Второе замечание также относится к близкой мне сфере - строительство и ЖКХ.

5080 Законопроект в качестве стимулирования энергосбережения предполагает в

5081 основном штрафные санкции. В развитых странах больше рассчитывают на

5082 налоговые стимулы. Приведу свежий пример. 3 октября 2008 года уходящий

5083 президент Буш подписал закон о чрезвычайных мерах по стабилизации экономики,

5084 где в числе прочего предусмотрены дополнительные меры по стимулированию

5085 участия населения в повышении энергоэффективности своего жилья: каждый, кто

5086 установит новые энергосберегающие двери, окна, утеплит стены, получит скидку

5087 в 500 долларов с подоходного налога.

5088

5089 Поэтому я считаю, что ко второму чтению законопроект об энергосбережении и

5090 второй законопроект, который вносит изменения в смежное законодательство,

5091 должны быть дополнены налоговыми стимулами для наших граждан, которые будут

5092 участвовать своими средствами в утеплении своих помещений. Это тем более

5093 важно, что оказание финансовой поддержки из фонда содействия модернизации ЖКХ

5094 на капитальный ремонт требует участия жильцов в объёме не менее 5 процентов

5095 от стоимости ремонта. Налоговые стимулы для граждан в части энергосбережения

5096 были бы очень кстати.

5097

5098 Надеюсь, что наши замечания будут учтены комитетом при доработке

5099 законопроектов ко второму чтению.

5100

5101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.

5102

5103 Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось.

5104

5105 Я обращаюсь к представителям правительства и президента: настаиваете ли вы на

5106 участии в дискуссии? Вернее, так: докладч?

Дата заседания 19.11.2008, номер заседания 56, строк в стенограмме 7522

О проекте федерального закона № 111730-5 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

631 А также прошу исключить пункты 23 и 24 из повестки нашего заседания в связи с

632 отсутствием заключения Правительства Российской Федерации.

633

634 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 23 и 24, да? Сейчас я посмотрю. Хорошо. Тогда мы

635 к этому вопросу вернёмся.

636

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1065 Пожалуйста, Наталья Владимировна Комарова, ваше объяснение от имени комитета.

1066 Это ваши законопроекты, я имею в виду, докладывает ваш комитет.

1067

1068 КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным

1069 ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1070

1071 Уважаемый Николай Фёдорович, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги!

1072 Правовое управление Аппарата Государственной Думы не усматривает

1073 необходимости в наличии заключений на эти законопроекты, комитет также это не

1074 определил. В связи с этим предлагаем рассмотреть данные законопроекты на

1075 сегодняшнем заседании.

1076

1077 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает оставить в повестке дня. Ставится на

1078 голосование предложение депутата Рябова.

1079

1080 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1081

1082 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, вы что-то хотите добавить к тому,

1083 что вы уже сказали? Вы сказали, вы объяснили, я даже процитировал вас, что

1084 эти законы надо снять с рассмотрения, потому что отсутствует заключение

1085 правительства. Какая ещё мотивация? У вас другая мотивация? Но если не будет

1086 другой мотивации, я выключу вам микрофон.

1087

1088 Пожалуйста, включите микрофон Рябову Николаю Фёдоровичу.

1089

1090 РЯБОВ Н. Ф. Олег Викторович, надо пояснять комитету правильно. А пояснять

1091 что? Законопроектом предусматриваются дополнительные затраты, в частности там

1092 стоит цифра "80 миллионов" субсидий, а это требует по 104-й статье

1093 согласования с правительством, заключения.

1094

1095 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович, пленарное заседание - это не то

1096 место, где выясняется вопрос, требуется ли финансовое обоснование... вернее,

1097 является ли достоверным финансовое обоснование, прав ли комитет, который

1098 настаивает на том, что не нужно заключения правительства. Правительство не

1099 настаивает на том, что оно должно дать заключение на этот законопроект. Я не

1100 вижу, чтобы руку поднимал Логинов. Ваша точка зрения выслушана. Ставлю на

1101 голосование ваше предложение снять с рассмотрения пункты 23 и 24. Обоснование

1102 дано. Комитет против.

1103

1104 Включите режим голосования.

1105

1106 Покажите результаты.

1107

1108 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 11 сек.)

1109 Проголосовало за 61 чел.13,6%

1110 Проголосовало против 4 чел.0,9%

1111 Воздержалось 0 чел.0,0%

1112 Голосовало 65 чел.

1113 Не голосовало 385 чел.85,6%

1114 Результат: не принято

1115

1116 Законопроекты остаются в повестке дня.

1117