Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 114089-5 О внесении изменений в главу 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

О внесении изменений в главу 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

в первом чтении
27.03.2009

Номер законопроекта:114089-5
Комментарий законопроекта:о возможности введения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения государственной безопасности визового режима для въезда и пребывания в Российской Федерации в отношении граждан иностранных государств, с которыми
Дата внесения законопроекта в ГД:20.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/114089-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:27.03.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1892-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Багдасаров Семен Аркадьевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №114089-5 О внесении изменений в главу 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

о возможности введения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения государственной безопасности визового режима для въезда и пребывания в Российской Федерации в отношении граждан иностранных государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый порядок перемещения граждан, а также в отношении прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств лиц без гражданства

Дата заседания 27.03.2009, номер заседания 83, строк в стенограмме 7470

О проекте федерального закона № 114089-5 "О внесении изменений в главу 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (о возможности введения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения государственной безопасности визового режима для въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации в отношении граждан иностранных государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый порядок перемещения граждан, а также в отношении прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств лиц без гражданства).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6552 Переходим к рассмотрению пункта 16 порядка работы Государственной Думы. О

6553 проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 5 Федерального

6554 закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской

6555 Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Доклад депутата Государственной

6556 Думы Семёна Аркадьевича Багдасарова.

6557

6558 Пожалуйста.

6559

6560 БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".

6561

6562 Уважаемые депутаты, я вначале проинформирую вас, о каких, собственно,

6563 изменениях идёт речь, а потом обосную, почему я решил выступить с данным

6564 законопроектом.

6565

6566 Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15 августа 1996 года "О

6567 порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В

6568 целях обеспечения безопасности Российской Федерации уполномоченные

6569 федеральные органы исполнительной власти в случае обострения ситуации с

6570 наркотрафиком в Российской Федерации, а также при возникновении вооружённых

6571 конфликтов или угрозы масштабных актов терроризма на территории государств, с

6572 которыми установлен безвизовый порядок перемещения граждан, имеют право

6573 вводить визовый режим перемещения для граждан и лиц без гражданства этих

6574 государств. Порядок принятия решения о введении визового режима и перечень

6575 уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, имеющих право

6576 принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6577 Если порядок введения визового режима предусмотрен международными договорами

6578 Российской Федерации, то решение о введении визового режима принимается с

6579 учётом этих договоров. Теперь обоснование.

6580

6581 Первое, наркотрафик. Мы очень много тут в последнее время выступали и

6582 считаем, что на сегодняшний день ситуация не просто критическая, она

6583 предельно критическая. То, что происходит, и то, что мы на этом фоне,

6584 наоборот, зачастую занимаемся либерализацией того безвизового режима, который

6585 существует, - это говорит о том, что на сегодняшний день этот вопрос у нас

6586 находится, я бы сказал, в теневом таком состоянии.

6587

6588 Я хотел бы напомнить вам, товарищи, что в год от употребления наркотиков

6589 умирает не менее тридцати тысяч человек, а наркоманами становятся восемьдесят

6590 пять тысяч человек, возрастной минимум, с которого начинается приём

6591 наркотиков, и не просто наркотиков, а опиумной группы, сейчас составляет

6592 шесть лет, то есть дети с шести лет уже приобщаются к наркотикам. Если на

6593 этом фоне не принимается никаких решений, то, знаете, это или говорит о том,

6594 что международные договора о безвизовом режиме с рядом стран, в том числе с

6595 СНГ, которые мы заключали, не работают, или говорит о том, что абсолютно

6596 безразлично относятся к этим позициям те люди, которые должны этим

6597 заниматься.

6598

6599 Что на сегодняшний день происходит реально? На сегодняшний день не существует

6600 никаких, абсолютно никаких преград для перевозки наркотиков в Российскую

6601 Федерацию. Дело в том, что согласно договорам о безвизовом режиме на

6602 территорию России могут въезжать граждане этих государств даже без

6603 загранпаспортов, с внутренними паспортами своих стран, поэтому вообще проблем

6604 при перевозке наркотиков не существует.

6605

6606 Недавно на открытой части обсуждения этого вопроса в Комитете по безопасности

6607 руководитель госнаркоконтроля Виктор Петрович Иванов привёл два достаточно

6608 существенных примера. В Ленинграде задерживают гражданина Таджикистана,

6609 зарегистрированного в Твери, и у него конфискуют 126 килограммов героина.

6610 Выясняется, что в течение года человек трижды пересёк, пользуясь безвизовым

6611 режимом, границу и, соответственно, завёз это. По некоторым данным, есть

6612 наркодилеры, которые по сто раз в год пересекают границу, пользуясь

6613 безвизовым режимом, то есть они только и делают, что ездят туда-сюда и возят

6614 наркотики.

6615

6616 Так сколько же наркотиков ввозится? Я в прошлый раз вам привёл исчисление в

6617 опиумной массе, так сказать, перевожу в эквивалент героина: до 400 тонн

6618 героина ввозится в Россию, и при этом реально задерживается не более 10 -

6619 максимум, по самым оптимистическим подсчётам, 15 процентов. Для сравнения я

6620 приведу вам в пример Соединённые Штаты Америки. В год ввозится на территорию,

6621 точнее, делается попытка ввоза на территорию Соединённых Штатов Америки около

6622 350-400 тонн кокаина, то есть наркотика менее опасного, чем героин, причём до

6623 половины его задерживается соответствующими службами. При этом Соединённые

6624 Штаты имеют хорошо оборудованную границу с Мексикой (одна из главных причин -

6625 это наркотрафик). У них есть проблема: морскими путями доставляется. Но этого

6626 мало, правительство, руководство США понимает, что в условиях депрессии, к

6627 сожалению, появляется всё больше и больше людей, которые могут прибегать к

6628 наркотикам. И в связи с этим буквально два дня назад руководством Соединённых

6629 Штатов принято решение о создании так называемой юго-восточной

6630 разведывательной службы США (туда входят представители Министерства

6631 национальной безопасности и ФБР), в задачу которой будет входить борьба,

6632 усиление борьбы с наркотрафиком. И на это выделяется 720 миллионов долларов.

6633 А мы в это же время принимаем решение о ещё большей либерализации

6634 российско-казахстанской границы, через которую идёт до 90 процентов

6635 наркотиков. То есть на сегодняшний день, по сути, идёт уничтожение нации.

6636

6637 Я вам скажу, что существует ещё ряд договоров, которые предусматривают, как

6638 ни парадоксально, возможность ввоза в Россию без различных международных

6639 договоров, например, продукции сельского хозяйства. Так вот, также есть ряд

6640 примеров, когда один и тот же человек является и грузоотправителем капусты

6641 какой-то, и получателем её в России. Ему не нужны никакие документы, кроме

6642 справки, выданной в Узбекистане или Таджикистане, что он выращивает капусту.

6643 Он садится в фургон, в котором из 10 тонн груза 1 тонна - опиум, и везёт в

6644 Россию. Никто не останавливает.

6645

6646 Доходит до абсолютного абсурда. Например, один человек из Таджикистана

6647 отправляет получателю в Санкт-Петербург сухофрукты, и он там помечает, что

6648 эти сухофрукты для детского сада, но, видать, перепутали ту часть

6649 сухофруктов, которая с наркотиками, взяли и отправили в детский сад в

6650 Санкт-Петербурге, где это и обнаружилось. Слушайте, о чём мы говорим?! При

6651 этом у нас продолжает существовать безвизовый режим, всё существует. В

6652 дальнейшем подобная ситуация вообще, если честно... Это носит

6653 антигосударственный характер, и мы должны, вынуждены принять какие-то меры по

6654 пресечению подобных вещей.

6655

6656 Об эффективности визового режима. Я приведу один факт. Как известно, до 80

6657 процентов всех наркотиков опиумной группы (а я вам сказал, что это такое:

6658 3,5-4 тысячи тонн опиумных наркотиков - это где-то 350-400 тонн героина,

6659 сумасшедшая цифра!) ввозится через афгано-таджикскую границу. Но есть другая

6660 граница, это не наша граница, речь о границе с Туркменией. У них тоже 800 с

6661 лишним километров, почти 900 километров границы с Афганистаном. Но с

6662 Туркменией у нас визовый режим, и благодаря этому доля так называемого

6663 туркменского героина составляет не более 10 процентов, то есть на порядки,

6664 порядки меньше, чем из той страны, с которой у нас существует безвизовый

6665 режим.

6666

6667 Я вам скажу, я проанализировал ситуацию, вот, например, Соединённые Штаты. С

6668 кем они имеют безвизовый режим? Нет ни одной страны, с территории которой

6669 туда потенциально могли бы или ввозиться наркотики, или проникать какие-то

6670 международные террористические группы. Нет такой возможности для

6671 стратегических партнёров США на Ближнем Востоке, Саудовской Аравии, стран

6672 Персидского залива, Пакистана, Египта, естественно, ни для Колумбии, Перу,

6673 Боливии, с территории которых мог бы поступать кокаин. И наверное,

6674 политическая судьба того конгрессмена или сенатора США, который предложил бы

6675 ввести безвизовый режим, например с Колумбией, я думаю, была бы решена.

6676

6677 У нас же это норма, мы совершенно спокойно смотрим на это. Я считаю, что нам

6678 необходимо в этом плане принять соответствующие меры и наконец задействовать

6679 такие механизмы, которые позволяли бы вводить хотя бы временный визовый

6680 режим. Сейчас госнаркоконтролю при такой лавине наркотиков, которая идёт,

6681 практически невозможно разобраться, что происходит, им надо хотя бы два-три

6682 месяца дать, чтобы они разобрались, куда этот наркотик идёт. Тот же человек,

6683 о котором я говорил, который 126 килограмм героина провёз, он в течение года

6684 перемещался по двадцати регионам России. И нормально всё. Какие проблемы? По

6685 своему таджикскому паспорту внутреннему. Слушайте, это поощрение наркомафии,

6686 нельзя это делать!

6687

6688 Второй вопрос - международный терроризм. Ни для кого не секрет, что на

6689 территории целого ряда государств, в первую очередь государств Средней и

6690 Центральной Азии, с которыми у нас нет визового режима, существует целый ряд

6691 террористических организаций. Я не буду их перечислять, однако все эти

6692 террористические организации присутствуют на территории России. Ещё в апреле

6693 прошлого года бывший директор Федеральной службы безопасности Патрушев

6694 приводил на совещании в Ханты-Мансийске пример, что в Приволжско-Уральском

6695 регионе только за достаточно короткий срок было арестовано восемьдесят членов

6696 двух организаций. Не буду их называть, но это организации, имеющие корни в

6697 Центральной Азии. Новый директор тоже относительно недавно говорил: сколько

6698 можем терпеть?! Иногда говорят: ну, есть они и есть, ну, не взрывают, ничего

6699 не творят, и хорошо. Так ли это?

6700

6701 Я вам приведу пример. Нечто подобное было и в странах Запада, в Лондоне.

6702 Англичанам давно говорили: нельзя терпеть на вашей территории некие

6703 представительства, чуть ли не в открытую действующие штабы этих радикальных

6704 групп. В Лондоне до недавнего времени был мировой штаб "Хизб ут-Тахрир

6705 аль-Ислами", а руководство Великобритании это игнорировало. Чем это

6706 обернулось? Это обернулось террористическими актами в Лондоне. Для Франции

6707 это обернулось массовыми беспорядками с активным участием мигрантов, которые

6708 нанесли существенный ущерб.

6709

6710 И когда руководству Федеральной миграционной службы задают вопрос, а может ли

6711 это быть у нас, руководство отвечает: у нас, как в Париже, погромов не будет.

6712 Я абсолютно согласен: у нас, как в Париже, погромов не будет, у нас будет в

6713 десять раз хуже. У нас будет с большими, огромными жертвами, потому что

6714 количества нелегальных мигрантов у нас никто не знает. Если спросить ФМС,

6715 называют общее количество мигрантов: десять миллионов. Пронин выступает и

6716 говорит, что нет, ещё больше. То есть приблизительно от десяти до пятнадцати

6717 миллионов, значительная часть их не учтена. У нас могут быть погромы больше,

6718 более страшные погромы, особенно с учётом кризиса и обостряющихся отношений

6719 на фоне нехватки рабочих мест, увольнений людей без соответствующего

6720 содержания, их неспособности улететь куда-то и влияния на них в этих закрытых

6721 сообществах радикальных группировок. Мы придём к этому рано или поздно.

6722

6723 Я уже не говорю о том, что центральноазиатские радикальные группы, они

6724 доктринёры такие, пусть не обижаются на меня отдельные коллеги, но вот у них

6725 это как-то очень всё расписано. Так вот, согласно некоторым доктринёрским

6726 позициям одного из лидеров и идеологов радикальных групп на Ближнем Востоке -

6727 не буду опять называть фамилию, чтобы не смущать людей, - для того, чтобы

6728 приступить к активным действиям, в том числе к террористическим актам, надо

6729 пройти три этапа. Первый этап - это пропаганда и вовлечение в свою группу

6730 каких-то членов, второй - организационный, после этого можно перейти к

6731 активным действиям. На основании своего анализа делаю вывод: мы сейчас

6732 присутствуем при окончании второго этапа. Скажите, кто будет нести

6733 ответственность в случае возникновения у нас хотя бы такой ситуации, как на

6734 Западе, в том же Лондоне и Париже? Наверное, никто, все скажут, что это

6735 произошло случайно. И снова будем терять людей, а потом награждать отдельных

6736 граждан. Сколько же это может продолжаться?!

6737

6738 Поэтому я считаю, что менять подобную ситуацию необходимо. Особенно опасно...

6739 Я вам приведу пример, что имеется в виду в этом законе. В 2005 году в

6740 Узбекистане прошли известные андижанские события. Что сделало руководство

6741 Узбекистана? Оно разминировало границу с Киргизией и сняло колючую проволоку.

6742 (Вот, кстати, безвизовый режим между странами СНГ - колючая проволока, мины.

6743 Каримов защищается в отличие от нас.) Они разминировали, сняли колючую

6744 проволоку - и огромная толпа народа рванула в Киргизию, значительная часть

6745 экстремистских сил оказалась в России. Мы сейчас все обсуждаем, сейчас, вы

6746 знаете, проходит конференция ШОС по афганскому вопросу, параллельно

6747 американцы это обсуждают, поскольку ситуация ухудшается.

6748

6749 Как же мы защитим безопасность своих граждан при подобном открытии границ?

6750 Это, я вам скажу, безответственность в высшей степени. Даже более важный

6751 вопрос, чем какие-то финансовые, экономические, - это стабилизация ситуации,

6752 потому что терроризм, наркомафия и так далее, это всё слилось воедино. Я

6753 считаю, что данный вопрос нужно решать и данный закон должен быть рано или

6754 поздно принят. Другое дело, примем ли мы, действуя в соответствии с

6755 международным договором, сейчас, опередив события, и спасём какую-то часть

6756 людей, или мы это сделаем, когда уже погибнут люди. Ну, я понимаю, на фоне

6757 тридцати или скольких-то тысяч погибших от наркотиков, если от теракта

6758 погибнут сотня-две... Ну, какая разница - чуть больше, чуть меньше? Я считаю,

6759 что подобное отношение абсолютно неправильное.

6760

6761 Многие говорят, что принятие подобного закона может повлиять на

6762 внешнеполитические отношения с нашими союзниками. Уважаемые депутаты

6763 Государственной Думы, именно подобный безвизовый режим способствует падению

6764 авторитета России в ряде государств. Я вам приведу только один пример.

6765

6766 Тот же Таджикистан в докризисный период вывозил в год до 2 миллиардов

6767 долларов, здесь работало свыше миллиона человек, это протестный электорат. И

6768 что мы видим там? Мало кто знает, что господин Рахмон, в общем-то, оскорбил

6769 наше руководство. Такого дипломаты вообще не знают, я спрашивал в МИДе: а как

6770 это называется? Они говорят: не знаем. Когда 2 февраля господин Рахмон должен

6771 был прибыть на встречу с нашим президентом Медведевым, он просто не приехал.

6772 Не по какой-то там дипломатической причине - он просто не приехал. Когда

6773 начались переговоры уже в 20-х числах февраля и был поднят снова вопрос, как

6774 быть с нашей авиабазой, он говорит: да нет проблем, раньше 5 миллионов

6775 просили, постройте одну гидроэлектростанцию - и мы вам дадим. Электростанция

6776 стоит 800 миллионов долларов. Это издевательство полное!

6777

6778 Это показывает отсутствие, абсолютное отсутствие правильной концепции внешней

6779 политики на постсоветском пространстве. И поэтому говорить, что вот это

6780 испортит... Нет, это даёт, наоборот, небольшую палочку, которой можно

6781 эффективно воздействовать на наших псевдосоюзников.

6782

6783 Демографический фактор. Говорят, у нас людей не хватает, поэтому вот это

6784 нужно. Это не нужно. Я не поленился посчитать, сколько же осталось

6785 русскоязычного населения - русских, украинцев, белорусов в государствах

6786 Закавказья и Центральной Азии. Не менее семи с половиной миллионов, это без

6787 Прибалтики, естественно, без Украины и Белоруссии. Давайте их вернём назад.

6788 Но этим же никто не занимается! Руководитель ФМС говорит, когда его

6789 спрашивают, сколько там в 2007 или 2008 году переехало: девятьсот человек.

6790 Слушайте, девятьсот человек из семи с половиной миллионов! А может, нам

6791 создать, как в Израиле, "Сохнут" или министерство абсорбции и в кратчайшие

6792 сроки вернуть русскоязычное население и таким образом решить демографическую

6793 проблему, вопрос с армией и так далее?

6794

6795 Я прекрасно понимаю, есть юридические и технические проблемы, но, я считаю,

6796 юридические и технические проблемы не должны вредить безопасности государства

6797 и здоровью нашей нации.

6798

6799 Спасибо.

6800

6801 Председательствует Первый заместитель

6802 Председателя Государственной Думы

6803 О. В. Морозов

6804

6805 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пятнадцатиминутный доклад.

6806

6807 Содоклад Владимира Николаевича Плигина. Если он тоже будет выступать

6808 пятнадцать минут, у него есть такое право, то мы не уложимся в регламент.

6809

6810 ПЛИГИН В. Н. Мы попробуем что-нибудь сделать с регламентом.

6811

6812 Уважаемые коллеги, очень сложно, очень сложно возражать против того, что

6813 говорил Семён Аркадьевич. Семён Аркадьевич называл правильные проблемы,

6814 которые стоят перед обществом, перед государством. Эти проблемы связаны с

6815 борьбой с наркотрафиком, с незаконным оборотом, видимо, денежных средств и

6816 тому подобным, и все это поддерживают.

6817

6818 Я не говорю пока сейчас об инструментах решения. Но вот эта яркость... Какое

6819 отношение эта яркость имеет к тому законопроекту, который находится у вас? Да

6820 никакого совершенно! Всё дело в том, что в законопроекте ставится всего лишь

6821 вопрос о том, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в

6822 случае обострения проблем с наркотрафиком, возникновения вооружённых

6823 конфликтов могут установить безвизовый порядок перемещения граждан, имеют

6824 право вводить визовый режим перемещения для граждан или лиц без гражданства

6825 этих государств. Уполномоченные органы государственной власти Российской

6826 Федерации, не более того. Мне представляется, что Семён Аркадьевич, такой

6827 опытный человек, который является действительно знатоком проблем Средней

6828 Азии, всего лишь воспользовался этим текстом для того, чтобы поставить

6829 проблемы. Текст никакого отношения к решению проблем не имеет.

6830

6831 Позвольте остановиться только на одной, юридической, части этого

6832 законопроекта. Необходимо отметить, что в силу установленного статьёй 15

6833 Конституции Российской Федерации приоритета юридической силы международных

6834 договоров Российской Федерации над актами федерального законодательства

6835 очевидно, что возможное установление в федеральном законе "О порядке выезда

6836 из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" нормы,

6837 предусматривающей одностороннюю замену с нашей стороны безвизового режима

6838 въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан и для лиц без

6839 гражданства на визовый режим в рамках решения неких исполнительных органов

6840 Российской Федерации, если и может являться юридически корректным, то только

6841 в том случае, если такие односторонние действия предусматриваются в

6842 соответствующих международных договорах.

6843

6844 Нужно, конечно, оценить имеющиеся международные договоры, и мы прекрасно

6845 понимаем, что существует иной механизм принятия решений о прекращении

6846 визового обмена. В части договоров это имеется, и они принимаются в ином

6847 порядке, в частности в рамках решения Президента Российской Федерации. Это

6848 всё достаточно подробно отражено в заключении нашего комитета. Однако,

6849 уважаемые коллеги, есть совершенно другая проблема. Нужно очень корректно

6850 всегда относиться к тем вопросам, которые мы ставим в связи со странами

6851 нашего ближнего зарубежья.

6852

6853 Российская Федерация, с моей точки зрения, должна принимать решения в этой

6854 области, чётко учитывая сложные политические и социально-экономические

6855 последствия такого рода решений. Мы крайне не заинтересованы в том, чтобы все

6856 страны, которые находятся в нашем окружении, каким-то образом "скатывались" в

6857 страны с ослабленным режимом. Те, кто заинтересован, могут прочитать доклады,

6858 которые касаются стран с ослабленным режимом. Соответственно, любые резкие,

6859 непродуманные шаги во взаимоотношениях с такими странами, особенно в

6860 одностороннем порядке, совершенно недопустимы.

6861

6862 Ещё раз, уважаемые коллеги: когда мы даём оценку этим странам, или когда мы

6863 говорим о наркоторговцах, или когда мы говорим о представителях каких-то

6864 террористических объединений, давайте очень чётко и последовательно разделять

6865 народы этих стран и действительно преступников. Это очень важно. Поэтому

6866 когда даётся оценка, то нужно понимать, что эта оценка, особенно

6867 транслируемая туда, - эта оценка вызывает негативное отношение народов. И

6868 соответственно это негативное отношение затем сказывается на наших

6869 двусторонних отношениях, накладывается на эмоциональный фон взаимоотношений

6870 народов. Нужно понимать, что большинство этих народов совсем недавно

6871 составляли единый народ, о чём мы неоднократно здесь говорили. Они продолжают

6872 себя ощущать единым народом. И мне кажется, что главная заинтересованность

6873 Российской Федерации как раз и заключается в формировании позитивного

6874 отношения к Российской Федерации, сохранении этих эмоциональных связей. В

6875 противном случае если это происходить не будет, то все пограничные

6876 государства могут превратиться в негативно относящиеся к нам государства. И

6877 уж в данной ситуации Семён Аркадьевич, как человек, я думаю, с блестящим

6878 военным образованием, прекрасно понимает последствия этой ситуации,

6879 последствия прозрачных границ и тому подобное. Таким образом, с моей точки

6880 зрения, реальное обеспечение безопасности и защиты национальных интересов

6881 Российской Федерации может быть осуществлено только в адекватном

6882 взаимодействии с пограничными государствами, в уважительном взаимодействии с

6883 пограничными государствами.

6884

6885 Позвольте, пожалуйста, отметить ещё следующее. С моей точки зрения,

6886 необходимо честно признать, что в сегодняшних условиях вследствие целого ряда

6887 неблагоприятных факторов, связанных в конечном счёте с недостаточными

6888 гарантиями трудовых, социальных и иных прав иностранных граждан, которые

6889 находятся на территории Российской Федерации в соответствии с законом, мы

6890 достаточно часто формируем неблагоприятное отношение к нашему государству и

6891 обществу. И особенно вызывает сожаление тот факт, что такая негативная

6892 ситуация в наибольшей степени касается иностранных граждан из стран СНГ.

6893 Особенно проблемным становится то, что мы формируем аналогичное негативное

6894 отношение у молодых представителей иностранных граждан из стран СНГ.

6895

6896 Поэтому полагаю, что, несмотря на всю эмоциональность доклада, данный

6897 законопроект, конечно, не может быть принят. И вы знаете, меня иногда просто

6898 поражает другая беспомощность. Мы говорим о том, что конкретный человек,

6899 конкретный иностранный гражданин, путешествуя по Российской Федерации,

6900 перевозит наркотики и прочее. Мы тратим огромные денежные средства на

6901 поддержание правоохранительного аппарата Российской Федерации. У нас в нём

6902 заняты миллионы людей. Мы являемся наиболее милитаризированной с этой точки

6903 зрения страной. В странах, находящихся почти на военном положении,

6904 значительно меньше милитаризирован аппарат. Значит, мы должны ставить вопрос

6905 об эффективности действия данных государственных органов. Это же не некое

6906 сочетание, это же не некое пожелание просто присутствовать на работе, это

6907 должна быть работа, это должна быть реальная оперативная работа. Поэтому, с

6908 моей точки зрения, проблема может быть решена таким образом.

6909

6910 Поэтому каждый раз, ставя вопросы о взаимоотношениях со странами СНГ, мы

6911 должны тщательно продумывать, какого результата мы хотим достигнуть, хотим ли

6912 мы получить результат тактический или мы хотим получить результат

6913 стратегический - добрососедские отношения с нормальными режимами вокруг наших

6914 границ.

6915

6916 Спасибо.

6917

6918 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.

6919

6920 Уважаемые коллеги, есть вопросы, я вижу. Депутат Иванов Сергей Владимирович,

6921 больше я не вижу рук.

6922

6923 Пожалуйста.

6924

6925 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

6926

6927 Два вопроса: один - к докладчику, второй - к содокладчику.

6928

6929 Вопрос к докладчику. Семён Аркадьевич, многие наши граждане ездят на Украину

6930 и обратно, и там, на границе, злые таможенники и пограничники, несмотря на

6931 безвизовый режим, трясут всех, как липку обдирают, можно сказать, - сам не

6932 раз попадал в такую ситуацию. Наличие визы как поборет, так скажем, людей,

6933 занимающихся наркотрафиком?

6934

6935 И к Владимиру Николаевичу вопрос. Владимир Николаевич, никто не собирается

6936 сталкивать лбами народы, ведь здесь чётко сказано, что такая ситуация

6937 возможна только в случае обострения ситуации, при возникновении вооружённых

6938 конфликтов или угрозы масштабных актов терроризма. В чём тут проблема-то? Я

6939 не вижу проблемы. Никто не станет этих людей пускать просто так, без визы,

6940 если страна находится на грани вооружённого конфликта.

6941

6942 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багдасаров.

6943

6944 БАГДАСАРОВ С. А. Во-первых, в чём отличие безвизового режима от визового?

6945 Сейчас гражданин того или иного государства, допустим СНГ, может к нам

6946 въезжать по внутреннему паспорту, и, по сути, его никто не контролирует на

6947 границе, то есть не ставит даже на учёт. Наличие же визового режима

6948 обеспечивает этот контроль и контроль за его перемещением по территории

6949 Российской Федерации. Это очень важное отличие, это позволяет нам

6950 контролировать ситуацию. Сейчас же мы это не можем делать, сейчас он въехал

6951 по обычному паспорту - и растаял на территории. Отсюда и такое огромное

6952 количество нелегальных мигрантов, что никто не может ответить сколько, в том

6953 числе и Федеральная миграционная служба.

6954

6955 Спасибо.

6956

6957 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

6958

6959 ПЛИГИН В. Н. Такое количество незаконных мигрантов у нас совершенно по другим

6960 причинам. И, как правило, когда говорят про кого-то "незаконные мигранты",

6961 никакого отношения большинство этих людей к незаконным мигрантам не имеют.

6962 Они оказались десять и более лет на территории Российской Федерации в

6963 результате тех катаклизмов, которые были в своё время связаны с проблемами

6964 расформирования Советского Союза. Это первое.

6965

6966 Есть более позорные ситуации для нас: когда мы у наших собственных граждан

6967 отнимаем достаточно часто паспорта, потому что не можем до конца решить

6968 вопрос гражданства.

6969

6970 Ещё одно. Семён Аркадьевич вновь пытается говорить о визовом режиме, но мы

6971 говорим о конкретном законопроекте. В нём речь идёт исключительно о передаче

6972 уполномоченным органам Российской Федерации полномочий по восстановлению

6973 визового режима, то есть это, естественно, более низкий уровень, какие-то

6974 конкретные уполномоченные органы, видимо МВД, возможно, МИД или

6975 госнаркоконтроль. Мне представляется, что межгосударственные отношения, при

6976 всём уважении к каждому из этих ведомств, нельзя спускать на ведомственный

6977 уровень. Ещё раз хочу сказать, проблемы, которые ставит Семён Аркадьевич, -

6978 это оправданные проблемы, другое дело, что они не решаются этими методами или

6979 просто создают какое-то, знаете ли, ощущение беспомощности у тех органов и

6980 организаций, которые должны заниматься этой проблемой.

6981

6982 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич.

6983

6984 Есть ли желающие выступить? Нет. Я надеюсь, что тогда у нас нет нужды сейчас

6985 продолжать обсуждение в режиме... Нет, есть.

6986

6987 Пожалуйста, Багдасаров.

6988

6989 Тогда пускай готовится Плигин.

6990

6991 БАГДАСАРОВ С. А. Я со всем уважением отношусь к Владимиру Николаевичу как к

6992 юристу, к его юридическим обоснованиям, но абсолютно не согласен с его

6993 позицией.

6994

6995 Уважаемый Владимир Николаевич, ни одна спецслужба в мире, какая бы она ни

6996 была, не в состоянии контролировать огромные границы. С Казахстаном у нас

6997 граница 7,5 тысячи километров, это абсолютно открытая граница - кто будет её

6998 контролировать, какая спецслужба? Я вам недаром привёл в пример Соединённые

6999 Штаты, где затрачиваются огромные деньги и вроде бы всё нормально, но они

7000 создают дополнительные структуры для этого контроля. При чём тут "хорошо или

7001 плохо работают"? Они не в состоянии это делать! Это невозможно делать! Это

7002 первое.

7003

7004 Второе, по поводу нелегальных мигрантов. Владимир Николаевич, вы не можете не

7005 знать, что у нас только для одной Москвы предполагалась квота на этот год

7006 пятьсот тысяч человек, сейчас сократили до двухсот пятидесяти тысяч человек.

7007 На самом деле каждый раз въезжают ровно столько, сколько хотят. Поэтому то,

7008 что вы говорите, - что много лет кто-то живёт и так далее, - это не

7009 соответствует, мягко говоря, действительности. Мы каждый год получаем

7010 огромные порции, сотни тысяч, если не миллионы, людей, которые сюда приезжают

7011 с чуждой культурой, зачастую с другими мыслями, и, вообще, зачастую это люди,

7012 которые не должны быть здесь.

7013

7014 Что касается нашей внешней политики и окружения дружественными странами, то,

7015 извините меня за откровенность, Россия за последние годы оказала огромную

7016 помощь всем окружающим странам: в том числе благодаря безвизовому режиму

7017 отсюда вывозились миллиарды долларов. В среднем в 10 миллиардов долларов

7018 оценивается ежегодный вывоз отсюда. Но многие из этих стран относятся к

7019 Соединённым Штатам Америки, которые вкладывают в десятки раз меньше, намного

7020 лучше, при этом визовый режим между этими странами и США существует. Это

7021 говорит о том, что наша политика, которая была основана на тех постулатах, о

7022 которых вы говорите, - открытость, доброта, оказание помощи и так далее -

7023 потерпела крах. Значит, надо выстраивать совершенно другую систему отношений

7024 с этими странами, в основе которых лежали бы строго национальные интересы

7025 Российской Федерации, и тогда будет всё иначе.

7026

7027 Кроме того, вы, видать, невнимательно меня слушали. Я сказал, что у нас

7028 только в Закавказье и Центральной Азии находится до семи с половиной

7029 миллионов русскоязычного населения. Ну и давайте с ними работать, это и есть

7030 наш потенциал, это и есть наши люди. А сейчас что получается? Кто-то может

7031 спокойно приехать сюда, раствориться, а для того, чтобы приехать русскому

7032 человеку из Ташкента, надо... В один конец билет стоит 150 евро. Для него это

7033 неподъёмная цена, тем более что русскоязычное население не живёт сплочённой

7034 общиной, как узбеки и таджики, которые собирают деньги и посылают сюда людей

7035 за заработком. Поэтому не надо это путать.

7036

7037 На сегодняшний день эта политика потерпела крах, и надо это признать. Вы не

7038 хотите это признать. У нас образовался целый круг людей, которые считают, что

7039 именно вот так надо относиться - по-доброму, по-хорошему, открыто, и тогда

7040 всё будет нормально. Назовите мне хоть одну страну, с которой у нас хорошие,

7041 нормальные отношения. Нет такой страны! Я по любой стране готов с вами

7042 поспорить и больше чем уверен, что выиграю этот спор.

7043

7044 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Плигин.

7045

7046 ПЛИГИН В. Н. Прежде всего, у нас существуют нормальные отношения с целым

7047 рядом стран СНГ и существует очень уважительное отношение у народов этих

7048 стран к России. Опросы показывают, что обычно до 90 процентов граждан этих

7049 стран позитивно относятся к России. Это первое.

7050

7051 Второй момент. Действительно, надо ставить проблемы национальной политики

7052 России, в том числе в рамках стран СНГ, к ним надо национально ответственно

7053 относиться с учётом наших собственных интересов, но какое отношение к этому

7054 имеет законопроект, предлагающий передачу решения о визовых режимах на

7055 уровень органов исполнительной власти Российской Федерации? Никакого. Поэтому

7056 вот этот серьёзный разговор сводить к этом?