Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 115185-5 О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года

О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года

у Президента РФ
27.10.2008

Номер законопроекта:115185-5
Комментарий законопроекта:о мерах по предупреждению банкротства банков, осуществляемых с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Дата внесения законопроекта в ГД:21.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/115185-5
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:27.10.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:175-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Зеленский Юрий Борисович, Депутат ГД
Исаев Юрий Олегович, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Шипунов Константин Борисович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №115185-5 О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года

о мерах по предупреждению банкротства банков, осуществляемых с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"

Дата заседания 23.10.2008, номер заседания 49, строк в стенограмме 2212

О проекте федерального закона № 115185-5 "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1078 Пункт 6. О проекте федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления

1079 стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Доклад

1080 председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.

1081

1082 Пожалуйста.

1083

1084 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект был разработан во

1085 исполнение поручения Председателя Правительства России при активном участии

1086 Министерства финансов, Министерства экономического развития, Центрального

1087 банка и агентства по страхованию вкладов. Данный законопроект о

1088 дополнительных мерах относится, наверное, к тому пакету срочных мер, которые

1089 необходимо принять для разрешения ситуации на нашем финансовом рынке и для

1090 стабилизации банковской системы.

1091

1092 Теперь о сути предлагаемых мер. Законопроектом предусмотрено, что Банк России

1093 вправе предложить Агентству по страхованию вкладов принять участие в

1094 осуществлении мер по предупреждению банкротства банков, которые являются

1095 участниками системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской

1096 Федерации. Банк России в ходе осуществления банковского надзора вправе

1097 принять подобное решение. При этом я хотел бы подчеркнуть, что меры, которые

1098 предлагаются в законопроекте, не носят обязательного характера, мы не вменяем

1099 Банку России такой обязанности. Ещё раз повторяю, что Банк России вправе

1100 принять подобное решение по санации при наличии признаков неустойчивого

1101 финансового положения банков, при выявлении ситуации, которая угрожает

1102 стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов.

1103 Для этого Банк России может принять решение о проведении оценки финансового

1104 состояния банка для решения вопроса о целесообразности участия агентства в

1105 осуществлении мер по предупреждению банкротства проблемного банка. Данная

1106 оценка проводится совместно представителями Банка России и Агентства по

1107 страхованию вкладов.

1108

1109 В случае принятия агентством мотивированного решения об отказе от участия в

1110 предупреждении банкротства так называемого проблемного банка, Банк России

1111 применяет к банку те меры, которые сейчас предусмотрены федеральными

1112 законами. Если же агентство принимает предложение Банка России, меры по

1113 предупреждению банкротства проблемного банка осуществляются на основании

1114 плана, который должен быть направлен агентством в Банк России в срок до

1115 десяти дней максимально. Но, естественно, я думаю, это будет значительно

1116 быстрее. Решение о согласовании (утверждении) либо об отказе в согласовании

1117 (утверждении) данного плана должно быть принято Комитетом банковского надзора

1118 в течение следующих десяти дней максимально. Думаю, что это также будет

1119 занимать один-два дня.

1120

1121 Теперь несколько слов непосредственно о мерах, которые может осуществлять

1122 Агентство по страхованию вкладов, в целях предупреждения банкротства банков.

1123

1124 Первое. Оказание финансовой помощи тем инвесторам, которые заинтересованы в

1125 приобретении акций либо долей в уставном капитале проблемных банков.

1126

1127 Второе. Агентство может оказать финансовую помощь банкам, которые приобретают

1128 имущество и обязательства проблемного банка или их часть.

1129

1130 Третье. Непосредственное приобретение акций либо долей в уставном капитале

1131 проблемного банка и оказание ему финансовой помощи при условии такого

1132 приобретения.

1133

1134 Четвёртое. Агентство может организовать торги по продаже имущества

1135 проблемного банка, которое будет являться обеспечением исполнения

1136 обязательств банка, в том числе и перед Банком России.

1137

1138 Кроме того, агентство может исполнять функции временной администрации на

1139 основании решения Банка России.

1140

1141 Финансирование предусмотренных мероприятий предполагается осуществлять в

1142 первую очередь за счёт средств инвесторов, агентства, Банка России, оно также

1143 может - подчёркиваю: может - осуществляться за счёт средств федерального

1144 бюджета, которые будут направлены в качестве имущественного взноса Российской

1145 Федерации в имущество агентства. Сегодня мы такую поправку приняли - о

1146 направлении средств в размере 200 миллиардов рублей.

1147

1148 Агентство вправе обратиться в Банк России с заявлением о предоставлении

1149 кредита до пяти лет. Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий

1150 по предупреждению банкротства банков за счёт средств фонда обязательного

1151 страхования вкладов. Предельный размер указанного финансирования утверждается

1152 в порядке, который устанавливается советом директоров агентства.

1153

1154 Я хотел бы подчеркнуть, что финансирование мероприятий по предупреждению

1155 банкротства банка за счёт средств фонда обязательного страхования вкладов

1156 может осуществляться только при соблюдении следующих условий. Условие первое:

1157 если осуществление финансирования указанных мероприятий приведёт к уменьшению

1158 затрат фонда обязательного страхования вкладов в случае ликвидации банка. И

1159 второе условие: если осуществление финансирования указанных мероприятий не

1160 повлияет на устойчивость фонда обязательного страхования вкладов.

1161

1162 Кроме того, хотел бы отметить, что выделение средств федерального бюджета на

1163 осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков с участием

1164 агентства осуществляется путём внесения имущественного взноса Российской

1165 Федерации в имущество агентства, не являющееся фондом обязательного

1166 страхования вкладов. Таким образом, мы сознательно разделяем средства

1167 федерального бюджета, выделенные на реализацию данного законопроекта, и

1168 средства Агентства по страхованию вкладов, так как одной из основных целей

1169 этого законопроекта является недопущение банкротства банков, это главное, а

1170 следовательно, предотвращение страховых случаев, возмещаемых из фонда

1171 страхования вкладов, то есть мы это разделили.

1172

1173 Комитет рассмотрел данный законопроект и предлагает принять его в первом

1174 чтении и в целом.

1175

1176 Прошу поддержать.

1177

1178 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1179

1180 По Регламенту сейчас процедура вопросов возможна.

1181

1182 Пожалуйста, прошу включить режим записи на вопросы.

1183

1184 Покажите список записавшихся.

1185

1186 Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

1187

1188 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Жириновский по карточке Иванова.

1189

1190 Вот вопрос такой. Агентство в данном случае выступает как посредник. Оно

1191 может принять предложение Центробанка по проверке или принятию каких-то

1192 дополнительных мер, а может, и не будет этого делать. А почему Центробанк не

1193 может это делать сам? Зачем мы вводим посредника сейчас? Ведь это опять

1194 чиновники! И почему же комитет по надзору Банка России уходит в сторону? Вот

1195 в чём причина, зачем нужен очередной посредник для осуществления этих

1196 функций, почему не можем без него обойтись?

1197

1198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1199

1200 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Владимир Вольфович, Центральный банк как

1201 действует на сегодняшний день? Он, если видит, что состояние банка

1202 угрожающее, реально сделать ничего не может. Он может либо, вот как в

1203 создавшейся ситуации, оказывать прямую поддержку банкам - мы приняли вот те

1204 специальные меры, - то есть расходовать на это средства, золотовалютные

1205 резервы, либо подталкивать какие-то государственные банки к приобретению этих

1206 проблемных банков. Это единственное, что он может делать на сегодняшний

1207 момент, иначе Центральный банк должен отзывать лицензию. Вот данным законом

1208 вводится абсолютно рыночный механизм, который принят везде в мире.

1209

1210 Ранее, когда готовили первый закон по страхованию вкладов, рассматривалась

1211 такая возможность, и в нём были отдельные глава, часть, раздел, посвящённые

1212 санации. Тогда посчитали, что вводить это преждевременно, сейчас всё-таки

1213 вернулись к этому, поняли, что необходимо принять эти меры. Это просто

1214 рыночный механизм, который поможет сэкономить государству деньги, потому что

1215 агентство может, как я уже говорил, привлекать инвесторов и использовать

1216 значительно больше механизмов, чем это может делать непосредственно

1217 Центральный банк.

1218

1219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин Сергей Иванович.

1220

1221 ШТОГРИН С. И. Спасибо.

1222

1223 Владислав Матусович, правильно ли я понимаю, что мы возвращаем агентству

1224 некоторые функции, которые были у Агентства по реструктуризации кредитных

1225 организаций, которое мы создали в 1999 году? Это одна часть вопроса.

1226

1227 А вторая вот в чём состоит. Правильно ли я понял, что любое лицо может прийти

1228 в агентство и попросить кредит на пять лет без обеспечения, заявить, что

1229 хочет оказать помощь вот такому-то банку, оздоровить его и поставить на ноги,

1230 или нет?

1231

1232 РЕЗНИК В. М. По первой части вашего вопроса: вы совершенно правы. Мы в

1233 определённой степени возвращаем агентству часть тех полномочий, которые были

1234 у Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

1235

1236 Что касается второй части. По прозрачной процедуре, если будет проблемный

1237 банк и его решат продать, то да, наверное, можно будет обратиться в

1238 агентство. Оно будет заниматься поиском инвесторов, если такой путь будет

1239 принят, и этот банк будет продан инвесторам, может быть, в максимально

1240 короткие сроки. Самое главное, что при этом будет происходить следующее:

1241 акционеры проблемного банка банк потеряют, а в отношении вкладчиков и

1242 кредиторов банк выполнит свои обязательства. При этих условиях он может быть

1243 продан и третьему лицу.

1244

1245 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович.

1246

1247 ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".

1248

1249 Владислав Матусович, уважаемый, у меня два вопроса. Первый вопрос: примерно

1250 какая сумма бюджетных денег уже задействована на оказание помощи банковской

1251 системе?

1252

1253 И второй вопрос. Согласно заявлению председателя правительства те деньги,

1254 которые выделялись крупнейшим банкам не только под задачи решения своих

1255 проблем, но и под то, чтобы они как бы их просочили на нижние уровни - в

1256 регионы и к более мелким банкам, они не сработали. И принятие этого

1257 законопроекта не означает ли, что мы расписываемся в своей беспомощности - не

1258 можем спасти банки среднего и нижнего уровня - и как бы уже идём на массовое

1259 банкротство средних и мелких банков?

1260

1261 Спасибо.

1262

1263 РЕЗНИК В. М. Нет, не так. Естественно, речь идёт не об отдельной мере, а о

1264 комплексе мер. И вот данная мера - то, что мы даём возможность рыночным путём

1265 санировать банки, - она ни в малейшей степени не противоречит ранее принятым

1266 мерам по обеспечению нормального межбанка, по повышению ликвидности

1267 банковской системы. Эта мера только дополняет.

1268

1269 И хочу сказать следующее. По-моему, позавчера или вчера Сберегательный банк

1270 получил первый субординированный кредит в размере 150 миллиардов рублей,

1271 соответственно, я думаю, в банковской системе это, наверное, уже с

1272 сегодняшнего дня ощущается. И ВЭБ соответственно тоже подготовил, принял

1273 заявки, идёт рассмотрение. Поэтому в этом отношении идёт нормальная,

1274 достойная работа, и нет оснований считать, что мы имеем проблемы с мелкими и

1275 средними банками.

1276

1277 А по сумме я точно вам не могу сказать, сколько на сегодняшний день выделено

1278 непосредственно денег уже ВЭБ и Сберегательному банку, но могу сказать, что

1279 деньги, за которые мы проголосовали при принятии предыдущих законов, они в

1280 конце этой недели, на этой неделе, в банки, и в ВЭБ, и в Сберегательный банк,

1281 поступят. Поэтому полагаю, что в ближайшее время мы сможем ответить палате на

1282 вопрос, сколько денег выведено в систему, поинтересуюсь этим.

1283

1284 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волчек Денис Геннадьевич.

1285

1286 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

1287

1288 Иванов по карточке Волчека.

1289

1290 Уважаемый Владислав Матусович, вы сказали, что данный законопроект

1291 подготовлен по поручению председателя правительства. Вы сказали, что в

1292 соответствии с данным законопроектом - я читал его и вашу пояснительную

1293 записку - в это агентство могут быть выделены и средства федерального

1294 бюджета. И мне очень странно, почему же всё-таки в результате ни Правовое

1295 управление не заметило, что требуется заключение правительства, ни от

1296 правительства нет официального заключения?

1297

1298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

1299

1300 РЕЗНИК В. М. Я готов ответить на этот вопрос, потому что вы абсолютно

1301 правильно сказали: могут быть выделены. Именно поэтому. Там нет

1302 обязательности выделения этих средств, они "могут быть выделены". Поэтому и

1303 не требуется заключения правительства. То есть эти 200 миллиардов, за которые

1304 вы сегодня проголосовали, могут быть выделены, а могут быть и не выделены.

1305

1306 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.

1307

1308 РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.

1309

1310 Совершенно ясно, что глубина кризиса и масштабы его далеко не исчерпаны.

1311 Оценки в мировой прессе идут очень строгие по отношению к миру и к России. На

1312 этом фоне я задаю себе вопрос. В 92-м году десятки миллионов людей -

1313 вкладчики - были "одеты и обуты", запомнили на всю жизнь, что такое быть

1314 брошенным своим государством. В чём состоит - ещё раз повторите чётко,

1315 Владислав Матусович, - ответственность? Кто будет отвечать за то, что сейчас

1316 мы будем судорожно пытаться сохранять в том числе и недееспособные банки? И

1317 не появится ли соблазн, повторяю, здесь новой мутной волны коррупции?

1318 Повторяю: в чём ответственность тех, кто потом должен будет итоги подводить?

1319

1320 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Валентин Степанович, в своём докладе я сказал о

1321 двух существенных условиях, при которых вообще возможна санация банков.

1322 Первое условие (я процитирую его): если осуществление финансирования

1323 указанных мероприятий приведёт к уменьшению затрат фонда обязательного

1324 страхования вкладов в случае ликвидации банка, то есть экономически это

1325 должно быть выгодно. И второе условие: если осуществление вот этих

1326 мероприятий по санации банков не повлияет на устойчивость фонда обязательного

1327 страхования вкладов. Поэтому только при этих условиях могут быть приняты меры

1328 по санации. В ином варианте банк лишается лицензии и идёт просто выплата из

1329 фонда обязательного страхования вкладов. Это главное.

1330

1331 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна.

1332

1333 ЛЕКАРЕВА В. А. Уважаемый Владислав Матусович, развейте, пожалуйста, мои

1334 сомнения. Вы сказали, что в числе дополнительных мер для укрепления

1335 стабильности банковской системы будете использовать рыночный механизм,

1336 который принят во всём мире, дабы сэкономить государству денег. Но речь ведь

1337 идёт не об экономии денег, а о том, как без потерь и без тяжёлых последствий

1338 выйти из финансового и банковского кризиса.

1339

1340 Не рассматриваете ли вы такие форсированные меры, которые будут

1341 способствовать сосредоточению огромных средств в крупных банках, что создаст

1342 им, естественно, конкурентное преимущество? Что станет с мелкими и средними

1343 банками? Их вкладчики с большой надеждой на вас смотрят.

1344

1345 Спасибо.

1346

1347 РЕЗНИК В. М. По первой части вашего вопроса я могу сказать только следующее:

1348 не могу с вами согласиться, будет именно экономия государственных средств в

1349 случае принятия решения о санации. Я только сейчас отвечал на этот вопрос

1350 Валентину Степановичу.

1351

1352 На вторую часть вашего вопроса отвечу: нет, я так не считаю.

1353

1354 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.

1355

1356 КАШИН В. И. Уважаемый Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, почему мы с

1357 вами не принимали вот таких отчаянных мер, когда банкротились уникальные,

1358 выдающиеся предприятия, в том числе предприятия военно-промышленного

1359 комплекса, научно-исследовательские институты? Почему сегодня вот так

1360 судорожно мы пытаемся спасать тысячи банков, которые, по большому счёту, не

1361 приносят пользу России?

1362

1363 И второе. На наш взгляд (и хотелось бы ваше мнение об этом услышать), этот

1364 законопроект, безусловно, необходимо проверить на коррупционность.

1365

1366 И ответьте, пожалуйста (я задавал и министру финансов этот вопрос), какие же

1367 механизмы гарантируют возврат средств, которые пойдут из бюджета на

1368 предупреждение банкротства банков?

1369

1370 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Владимир Иванович, по первому вопросу - зачем

1371 надо принимать дополнительные меры по стабилизации ситуации в банковской

1372 системе - могу сказать, что прежде всего...

1373

1374 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1375

1376 РЕЗНИК В. М. Я не знаю, о каких предприятиях вы говорите, надо уточнить,

1377 может быть, но могу ответить, почему необходимо так заботиться о стабильности

1378 и устойчивости банковской системы. Дело в том, что, если что-то произойдёт с

1379 банковской системой, как раз и будут происходить те самые банкротства,

1380 вставать серьёзные проблемы перед всеми предприятиями. Кровеносная система,

1381 сосуды должны быть чистыми, должны нормально работать, если где-то появляется

1382 тромб, надо хирургическим путём аккуратно его удалять. Этот закон и направлен

1383 на то, чтобы поддерживать нормальную ситуацию в банковской системе,

1384 правильно, рыночным путём её санировать, не тратя государственные деньги, и

1385 таким образом заботиться и о промышленных предприятиях, естественно.

1386

1387 Что касается второй части вашего вопроса, Владимир Иванович, я ещё раз

1388 напомню то, что я говорил, отвечая на вопрос Валентина Ивановича Романова:

1389 это возможно только в случаях, когда есть экономическая выгода. В иной

1390 ситуации эти деньги не будут тронуты.

1391

1392 Спасибо.

1393

1394 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ещё раз Коломейцев Николай Васильевич.

1395

1396 ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.

1397

1398 По карточке Коломейцева - Илюхин.

1399

1400 Я хотел бы задать, уважаемый Владислав Матусович, может быть, вопрос не

1401 совсем по концепции данного законопроекта, но тем не менее он близок к этому.

1402 Если не сможете сегодня ответить, просил бы подготовить информацию, если она

1403 у вас есть, к следующему заседанию.

1404

1405 Речь идёт о том, что мы для стабилизации своего финансового рынка

1406 задействовали средства из Стабфонда и различных других фондов. Но наш

1407 Стабфонд помещён в ценные бумаги зарубежных государств, в значительной части

1408 помещён. Есть ли у вас сегодня информация о том, что уже ряд финансовых

1409 структур зарубежных государств, чьи акции мы скупили, например Соединённых

1410 Штатов Америки и так далее, оказались банкротами и не могут с нами

1411 рассчитаться, как говорится, по этим акциям?

1412

1413 РЕЗНИК В. М. У меня, естественно, такой информации нет, и могу сказать точно,

1414 что её никогда и не будет. Почему? По той причине, Виктор Иванович, что не

1415 вкладываются наши золотовалютные резервы, средства Стабилизационного фонда,

1416 Резервного фонда, да никакие наши средства не вкладываются в те бумаги,

1417 которые подвержены какому-нибудь риску, мы вкладываем средства только в

1418 триповые, поэтому такого не будет. Даже те бумаги, которые были вложены в

1419 американские ипотечные агентства, гарантировались американским

1420 правительством, и, естественно, все выплаты прошли. Поэтому того, о чём вы

1421 говорите, теоретически не может быть.

1422

1423 Спасибо.

1424

1425 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич.

1426

1427 КАШИН Б. С. Владислав Матусович, вы два или три раза уже назвали условия, на

1428 которых будет производиться вот эта стабилизация, сказали, что будут большие

1429 убытки, если просто ликвидировать банк, и, второе, что сохранится

1430 стабильность фонда. Но это относится только к финансированию этих мероприятий

1431 за счёт фонда обязательного страхования вкладов, а ведь есть возможность

1432 помогать и за счёт бюджета. Поэтому я вас хотел бы спросить о следующем. Вот

1433 мы имеем конкретный банк: какие максимальные объёмы бюджетных средств

1434 теоретически могут быть по этому закону истрачены на его стабилизацию?

1435

1436 РЕЗНИК В. М. Во-первых, мы говорим не о стабилизации, а о санации, здесь есть

1437 как бы некоторая разница, это не синонимы. Это первый момент. Второе, что я

1438 хотел бы сказать. Всего выделяется - мы проголосовали за это - 200 миллиардов

1439 рублей. Каждый банк, который попадёт в ситуацию, когда он будет подлежать

1440 санации, будет специально изучаться и комитетом банковского надзора, и

1441 агентством по страхованию вкладов, и по каждому будет приниматься

1442 индивидуальное решение. Одному банку может понадобиться 20 миллиардов,

1443 другому банку - 100 миллионов... ну не 100 миллионов, видимо, больше, но

1444 говорить о каком-то конкретном лимите, наверное, не приходится, это дело

1445 банка и агентства.

1446

1447 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1448

1449 Вопросы завершились. Спасибо, Владислав Матусович.

1450

1451 Есть ли желающие выступить? Я вижу четыре руки: Жириновский Владимир

1452 Вольфович, Аксаков, Кашин и ещё Кашин. Может быть, ограничимся одним Кашиным,

1453 потому что ещё есть Медведев Павел Алексеевич? Тогда будет по одному

1454 выступлению от фракции. Не будете возражать? Господа Кашины, пожалуйста,

1455 может быть, вы определитесь, кто из вас будет выступать? Борис Сергеевич

1456 Кашин.

1457

1458 Пожалуйста.

1459

1460 КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я всё-таки начну с того, что докладчик

1461 неточно изложил суть законопроекта. Речь идёт о том, что могут быть потрачены

1462 бюджетные средства, вовсе не ограниченные теми средствами, которые пойдут на

1463 страхование вкладов физических лиц. Вообще, речь идёт о чрезвычайном законе,

1464 содержащем некий механизм предупреждения банкротства банков с последующим

1465 переделом собственности в банковской сфере.

1466

1467 Члены нашего комитета только на заседании во вторник увидели этот

1468 тридцатистраничный текст, но авторы увидели его, я так понимаю, накануне.

1469 Даже крайней спешкой нельзя оправдать тот факт, что нам этот законопроект

1470 навязывают сразу в трёх чтениях, без какой-либо экспертной оценки. Он

1471 подготовлен фактически Центральным банком и исполнительной властью, но

1472 Центральный банк давно от нас прячется и отвечать на серьёзные вопросы не

1473 хочет. А вопрос серьёзный об источнике средств решения проблем банковской

1474 сферы, который здесь запланирован. Как указано в статье 10 законопроекта,

1475 помимо возможных средств инвесторов, средств Агентства по страхованию вкладов

1476 и Банка России это могут быть и средства федерального бюджета. И вот самое

1477 существенное, что объём этих средств, в том числе бюджетных, которые придётся

1478 задействовать, в законопроекте никак не ограничен и абсолютно неясен.

1479

1480 Какие проблемы возникают в связи с этим законопроектом? В нём говорится о

1481 защите кредиторов банка, но ничего не говорится о защите интересов граждан

1482 Российской Федерации, налогоплательщиков, которые вынуждены расплачиваться за

1483 чужие ошибки. Это первая стратегическая проблема этого законопроекта.

1484

1485 Вторая проблема - это абсолютная непрозрачность принятия решения о передаче

1486 имущества и обязательств одного банка другому, которое будет приниматься

1487 чиновниками и которое должно быть, как декларировано в законопроекте,

1488 осуществлено на принципах добросовестности, разумности действий временной

1489 администрации, эквивалентности размера передаваемых обязательств стоимости

1490 передаваемого имущества, но, по существу, здесь возможна неконтролируемая

1491 игра с методикой оценки собственных средств проблемного банка, большой

1492 простор для злоупотреблений и коррупции. И по существу, законопроект не имеет

1493 ничего общего с рыночными механизмами и является попыткой просто

1494 заштукатурить грубые ошибки, допущенные Центральным банком в кредитной

1495 политике и прогнозировании. Вместо того чтобы сделать правильные выводы из

1496 допущенных ошибок, Центральный банк использует ситуацию для дальнейшего

1497 расширения своих прав и получения более причудливых новых возможностей.

1498

1499 Я в этой связи напомню статью принятого нами закона о дополнительных мерах по

1500 поддержке финансовой системы Российской Федерации, который на днях вступил в

1501 силу и по которому Центральному банку предоставлено право компенсировать

1502 любым коммерческим банкам убытки по сделкам с другими банками, у которых была

1503 отозвана лицензия. Это совершенно, я думаю, уникальный механизм, который

1504 Центральному банку добавлен.

1505

1506 Вообще, в целом назрела необходимость проанализировать результаты работы

1507 Центрального банка, сделать его реально подконтрольным Государственной Думе.

1508 И наверное, пора собрать экспертов - может быть, тех банкиров, которые прошли

1509 этот кризис без потерь, - и посоветоваться, вообще, что же делать. Может

1510 быть, даже Геращенко надо вспомнить и пригласить. А так действовать - это

1511 значит транжирить государственные средства.

1512

1513 Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект.

1514

1515 Спасибо.

1516

1517 Председательствует Первый заместитель

1518 Председателя Государственной Думы

1519 О. В. Морозов

1520

1521 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, пожалуйста, от фракции ЛДПР.

1522

1523 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Во-первых, то, что докладчик сказал в ответ на вопрос

1524 депутата Илюхина, что всё в порядке, - это не совсем, наверное, правильный

1525 ответ. Я думаю, что половина средств потеряна уже из-за того, что мы вложили

1526 их в зарубежные ценные бумаги. Вся Америка на ушах: у них всё рухнуло... А

1527 вот мы такие умные: вложили средства в такие ценные бумаги, и у нас, таким

1528 образом, всё под контролем.

1529

1530 Там есть облигации краткосрочные (на две-три недели) и долгосрочные (на пять

1531 - десять лет). Мы даже этого не знаем - куда наш министр вложил деньги. В

1532 краткосрочные облигации - тогда мы можем деньги изъять. Если вложили деньги в

1533 долгосрочные (на пять - десять лет) - мы этих денег вообще никогда не увидим,

1534 ибо в Америке 4 ноября будет последний президент... У них будет другая

1535 страна, другая валюта, всё будет другое. Они намечают обмен долларов: своим

1536 гражданам будут обменивать доллары без ограничения, а зарубежным держателям

1537 долларов, в том числе и нам с вами, как государственным или частным лицам, -

1538 с проверкой, а сколько они будут проверять, это их дело, это может быть и

1539 год, и два, и три. Поэтому делать вот такие заявления, что всё в порядке...

1540 Начался кризис, а мы говорим: а у нас всё в порядке. За рубежом "в порядке" -

1541 как раз там всё и рухнуло. Я бы остерегался это делать.

1542

1543 Что касается этого законопроекта, то в каждой статье, а всего одиннадцать

1544 статей, написано: вправе делать... Что такое по-русски: вправе определять

1545 функции и полномочия? То есть можно делать, а можно не делать. В каждой

1546 статье заложили вот такую норму: агентство вправе... А вот не захочет - и вы

1547 ничего не скажете, так как написано "вправе". Надо написать "обязано" или

1548 "делает" - вот тогда это будет правильная с точки зрения русского и

1549 юридического языка норма. В этом смысле заложена в каждую статью возможность,

1550 что агентство не будет что-то делать. Если туда позвонят, придут, дадут

1551 конвертик, то они могут сказать: хорошо, мы не будем делать, - ибо закон этот

1552 не обязывает его делать.

1553

1554 Посмотрите срок действия закона. Написано: действует до 31 декабря 2011 года

1555 включительно. Что это такое? Что, 31 декабря он не действует, в последний

1556 день 2011 года?! По норме русского языка "по" означает включительно, а если

1557 "до" какой-то даты - это не включительно. Поэтому это тоже неправильно.

1558

1559 Ну и наконец, о том, что в данном случае агентство выступает как посредник,

1560 то есть оно может принять предложение банка на осуществление тех действий,

1561 которые связаны с кризисным положением в каком-то банке, а может и не принять

1562 предложение. Видите, что опять заложили! Вначале агентство вообще может

1563 проигнорировать позицию Центрального банка, а если оно всё-таки примет

1564 предложение банка по анализу деятельности какого-то другого, то оно может

1565 осуществлять какие-то действия, а может и не осуществлять. Надо, чтобы

1566 Центральный банк устанавливал этот план, а мы размываем функции: Центральный

1567 банк не может, а агентство - вправе, в зависимости от того, хочет оно или не

1568 хочет. Я думаю, формулировка не совсем правильная. И в данном случае это как

1569 бы временная администрация у агентства, и они будут... Полномочия им дали

1570 хорошие, в том числе получать любые документы, проверять всю деятельность

1571 банка. Поэтому здесь, с одной стороны, можно усматривать, что это как скорая

1572 помощь, которая примет какие-то меры, а лечить будет потом Центральный банк,

1573 с другой стороны, это такой народный контроль: посмотрят и потом доложат

1574 Центральному банку ситуацию с тем банком, в отношении которого приняты меры

1575 по его санации, так сказать, по акциям, по уставному капиталу, по всем

1576 расчётам, по имуществу и так далее. Получается, что в какой-то степени

1577 агентство подменяет Центральный банк.

1578

1579 В политической ситуации это означает смуту, когда президент не правит,

1580 правительство не правит и Госдума не принимает законы. Если захотят, могут:

1581 могут нам дать предложение принять закон и могут не дать, мы вправе собраться

1582 на заседание и вправе не собраться. Если речь идёт о чрезвычайной ситуации в

1583 финансовой сфере, то формулировки должны быть, конечно, другие, ибо такие

1584 относятся к более спокойному периоду.

1585

1586 Единственный плюс, который радует, - и поэтому мы вынуждены будем

1587 проголосовать - то, что это всё-таки скорая помощь. Какие бы ни были плохие

1588 врачи скорой помощи, они приезжают к тому больному, которому надо быстрее

1589 оказать эту помощь, потому что потом, в больнице, неизвестно что будет,

1590 скажут: поздно пришли. Поэтому пускай будет создано агентство. Но

1591 формулировки здесь такие, которые позволяют этому агентству не работать: или

1592 Центральный банк не будет с ним сотрудничать как надо, или банки не смогут

1593 правильно понять функции. В данном случае получается подмена: уже есть

1594 Центральный банк, есть комитет по надзору. Что же у нас сплошные функции -

1595 всё контролёры, контролёры, контролёры? А на выходе не всегда получается

1596 хороший продукт.

1597

1598 Может быть, второпях это делали, а может быть, специально заложили опять в

1599 каждую статью формулировки, анализ которых позволяет агентству не принимать

1600 тех мер, которы