Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 118280-5 О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

в первом чтении
22.04.2009

Номер законопроекта:118280-5
Комментарий законопроекта:в части предоставления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:28.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/118280-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:22.04.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2011-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Жириновский Владимир Вольфович, Депутат ГД
Иванов Сергей Владимирович, Депутат ГД
Лебедев Игорь Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №118280-5 О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

в части предоставления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Дата заседания 22.04.2009, номер заседания 89, строк в стенограмме 6761

О проекте федерального закона № 118280-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о наделении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4417 Переходим к рассмотрению вопроса 26. О проекте федерального закона "О

4418 внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах

4419 организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

4420 государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата

4421 Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.

4422

4423 Пожалуйста.

4424

4425 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему

4426 вниманию предлагается законопроект, внесённый депутатами фракции ЛДПР

4427 Жириновским, Лебедевым и Ивановым, который предусматривает изменения в закон

4428 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

4429 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

4430 Федерации". Ну, вкратце поясню, в чём дело.

4431

4432 Этим законопроектом предполагается в обязательном порядке наделить депутатов

4433 Государственной Думы и членов Совета Федерации, избранных от соответствующих

4434 территорий, правом вносить законопроекты, то есть быть субъектами права

4435 законодательной инициативы, также в субъектах Российской Федерации. Вы все

4436 прекрасно знаете, что огромное количество законодательных инициатив к нам

4437 поступает из субъектов Российской Федерации. Мы с вами все их рассматриваем,

4438 к сожалению, большинство из них почему-то отклоняется, чаще ссылаются на то,

4439 что недостаточно проработано, опыта недостаточно и так далее. Ну, это

4440 небольшие детали. Тем не менее мы с вами не считаем, что органы

4441 законодательной власти субъекта Российской Федерации вторгаются в наши

4442 полномочия, как-то их ущемляют и так далее.

4443

4444 Ну вот три точки зрения, вернее, три повода я вам могу привести. Например, ко

4445 мне, как к депутату Государственной Думы, обращаются жители Курской области,

4446 которые меня в принципе знают, с просьбой внести законопроект в Курскую

4447 областную Думу. Я этого сделать не могу, потому что уставом не предусмотрено

4448 и в законе этого нет. С другой стороны, во многих субъектах Российской

4449 Федерации такое право предоставлено депутатам Государственной Думы от данного

4450 региона и членам Совета Федерации, которые представляют данный регион в

4451 Совете Федерации. То есть тут уже неравноправие.

4452

4453 Второй момент, вы все это прекрасно знаете. Когда вы приезжаете к себе в

4454 регион, вас обязательно приглашают присутствовать на заседаниях вашего

4455 местного законодательного органа. Вы можете взять там слово, выступить по

4456 законопроекту, всё это предполагается, однако вы лишены права внести, так

4457 скажем, свою законодательную инициативу. То есть опять же логики нет:

4458 выступать вы можете, обсуждать можете, принимать участие в прениях право у

4459 вас есть, а вот стать субъектом права законодательной инициативы вы не

4460 можете.

4461

4462 Ну и третий момент. Ещё раз говорю, мы своим законопроектом ни в коей мере не

4463 покушаемся на полномочия органов законодательной власти субъектов Федерации.

4464 Наш законопроект говорит о том, что мы можем внести законопроект, а собрание

4465 депутатов того или иного края, области, в общем, субъекта Федерации, оно

4466 вольно, скажем так, рассмотреть его и либо принять, либо отклонить, что в

4467 принципе, я считаю, абсолютно нормально, абсолютно логично. Это как бы

4468 дополняет: они вносят законопроекты к нам в Государственную Думу, мы вносим

4469 законопроекты в их законодательное собрание.

4470

4471 Но, к сожалению, уважаемые коллеги, из-за той мелочной опеки, под которую нас

4472 уже многие годы берёт наше любимое правительство, не позволяется

4473 Государственной Думе принять данный законопроект, потому что правительство

4474 прислало отрицательное заключение. Кстати, вот к чести вашего комитета хочу

4475 отметить, что комитет по конституционному законодательству очень грамотный

4476 дал отзыв. То есть он понимает, что этот законопроект не затрагивает никаких

4477 основ. Правительству мы с вами даём законопроекты по бюджету, если какие-то

4478 обязательства мы изменяем, чтобы они представили заключение, в Верховный Суд

4479 даём, чтобы они дали заключение, если мы пытаемся изменить Уголовный кодекс

4480 или другие кодексы, связанные с наказаниями. Здесь-то что мы пытаемся

4481 сделать? Абсолютно ничего такого, мы пытаемся здесь только наладить

4482 конструктивную работу с субъектами Федерации именно таким образом - нет,

4483 правительство нам это запрещает!

4484

4485 Не заслуживает хороших слов заключение Комитета по делам Федерации и

4486 региональной политике. Вот они пишут в своём заключении: необходимо отметить,

4487 что согласно части второй статьи 1 Федерального закона "О статусе члена

4488 Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." депутатом

4489 Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом

4490 представитель народа, а не субъекта Российской Федерации. Очень глубокая

4491 мысль, поскольку, если следовать такой логике, получается, в субъекте

4492 Федерации народ у нас не живёт. С этим согласиться абсолютно невозможно!

4493 Точно такой же народ за нас с вами голосовал, и голосовал примерно, если

4494 взять соотношение, в той же пропорции. Вспомните, допустим, раньше система

4495 была - по округам, практически два представителя или сколько-то от субъекта

4496 Федерации в Госдуме - это в сумме было общее собрание, полностью все

4497 депутаты. Поэтому здесь всё абсолютно равнозначно.

4498

4499 Дальше они пишут: также следует обратить внимание на то, что принятие

4500 предложенного законопроекта приведёт к возникновению неопределённости при

4501 применении данных норм, поскольку согласно части первой статьи 8 Федерального

4502 закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной

4503 Думы..." депутат Государственной Думы может поддерживать связь с избирателями

4504 не только в одном субъекте Российской Федерации, но и в нескольких. Но мы в

4505 принципе это и предлагаем, никакой неопределённости здесь нет. Когда мы с

4506 вами перешли на выборы по партийной системе, у нас округа стали не такими,

4507 какими они были раньше, допустим, мой округ - курско-орловский, то есть за

4508 нашу партию и за мою кандидатуру в том числе голосовали избиратели как

4509 Курской области, так и Орловской. Поэтому здесь всё логично, и никакой

4510 крамолы я здесь не вижу.

4511

4512 Уважаемые коллеги, есть ещё один шанс принять решение в пользу всех

4513 депутатов, повторяю, поскольку, если вы заинтересованы в работе с

4514 избирателями у себя в регионе, это только в наших интересах, и ещё один шанс

4515 показать, что Государственная Дума хоть какую-то толику самостоятельности ещё

4516 имеет, сохранила.

4517

4518 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.

4519

4520 Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной

4521 политике Гульнары Ильдусовны Сергеевой. Пожалуйста.

4522

4523 СЕРГЕЕВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4524

4525 Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На заседании комитета мы

4526 внимательно и обстоятельно рассмотрели обсуждаемый законопроект, внесённый

4527 депутатами Государственной Думы Жириновским, Лебедевым, Ивановым.

4528

4529 Поскольку Сергей Владимирович в своём докладе довольно подробно и

4530 обстоятельно изложил суть внесённого законопроекта, полагаю, нет

4531 необходимости ещё раз останавливаться на его содержании. Действительно,

4532 комитет не поддерживает данный законопроект, и прежде всего по юридическим

4533 основаниям, на которые я хотела бы обратить внимание. Прежде всего речь о

4534 приоритетности существующих законов. Конституцией Российской Федерации, часть

4535 3 статьи 5, определено, что федеративное устройство Российской Федерации

4536 основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами

4537 государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти

4538 субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьёй 73 Конституции

4539 закреплено, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой

4540 государственной власти, за исключением полномочий, отнесённых к ведению

4541 Российской Федерации либо предмета совместного ведения Российской Федерации и

4542 субъектов Российской Федерации. В статье 77 Конституции указано, что система

4543 органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается

4544 ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя

4545 Российской Федерации и общими принципами организации представительных и

4546 исполнительных органов государственной власти. Таким образом, исходя из

4547 названных мной норм, везде определяется принцип самостоятельности субъектов.

4548 Он прослеживается и в нормах других законодательных актов. В Федеральном

4549 законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

4550 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

4551 в статье 1 также закреплено самостоятельное осуществление органами

4552 государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им

4553 полномочий.

4554

4555 В статье 6, в которую предлагается внести поправку законопроектом,

4556 действительно указано, что в органе государственной власти субъекта

4557 Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит депутатам,

4558 высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, представительным

4559 органам местного самоуправления. Но я хотела бы обратить внимание, что

4560 действительно в соответствии с этой статьёй у субъектов Российской Федерации

4561 есть возможность самостоятельно решать вопрос о предоставлении членам Совета

4562 Федерации, как представителям субъектов Российской Федерации, права

4563 законодательной инициативы в указанном органе, прописав это в своих

4564 конституциях. Таким образом, определено, что сами субъекты Российской

4565 Федерации могут предоставить такое право членам Совета Федерации.

4566

4567 Здесь Сергеем Владимировичем было отмечено, что в заключении комитета есть

4568 такая формулировка: депутат Государственной Думы является представителем

4569 народа. Такое определение дано не случайно. Действительно, в законе "О

4570 статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." не

4571 случайно указано на то, что депутатом Государственной Думы является избранный

4572 в соответствии с федеральным законом представитель народа, а не субъекта

4573 Российской Федерации, как следует из пояснительной записки, а что касается

4574 члена Совета Федерации, то это как раз представитель субъекта. Вот это

4575 разграничение уже есть сегодня в законе. Кроме того, в этой же статье

4576 определено, что депутат Государственной Думы уполномочен осуществлять свои

4577 законодательные и иные полномочия именно в Государственной Думе. Поэтому

4578 вызывает сомнение возможность наделения его законодательными полномочиями в

4579 законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

4580

4581 Следует обратить внимание, что авторы предлагают предоставить право

4582 законодательной инициативы в законодательном органе власти депутатам

4583 Государственной Думы, которым данный субъект определён для работы фракцией в

4584 Государственной Думе.

4585

4586 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гульнара Ильдусовна, 14 часов, нам надо объявлять

4587 перерыв. Вопрос у меня: вам много ещё нужно времени?

4588

4589 СЕРГЕЕВА Г. И. Одну секунду, я заканчиваю.

4590

4591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

4592

4593 СЕРГЕЕВА Г. И. Действительно, в законе определено, что депутат

4594 Государственной Думы может поддерживать связь с избирателями не только в

4595 одном субъекте, но и в некоторых субъектах, а также на части территории

4596 одного субъекта, что и наблюдается в некоторых регионах. Поэтому предоставить

4597 ему эти полномочия будет уже сложно.

4598

4599 Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству данный

4600 проект не поддерживает. Наш комитет рекомендует отклонить данный

4601 законопроект.

4602

4603 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.

4604

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4625 Уважаемые коллеги, предлагается завершить рассмотрение 26-го вопроса и после

4626 этого перейти к 37-му, который был назначен на фиксированное время, а дальше

4627 22-й и 23-й, как положено по регламенту.

4628

4629 Мы рассмотрение 26-го вопроса завершили на докладах и содокладах, поэтому

4630 нужно переходить к вопросам. Есть ли желающие задать вопросы по 26-му пункту

4631 докладчику и содокладчику? Вижу: Лебедев...

4632

4633 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.

4634

4635 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

4636

4637 У меня вопрос к представителю комитета.

4638

4639 Вы в своём выступлении очень часто ссылались на Конституцию, в которой, как

4640 вы сказали, написано, что существует разграничение полномочий между

4641 федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, в

4642 связи с чем вы считаете неправильным дать депутату Государственной Думы право

4643 вносить законопроекты в законодательные собрания субъектов. Но при этом вам

4644 не кажется нелогичным, что законодательное собрание субъекта имеет право

4645 вносить в Государственную Думу любой законопроект? То есть получается, что

4646 это работает только в одну сторону.

4647

4648 И второй маленький вопрос, тоже связанный с Конституцией. Вы говорили о

4649 самостоятельности субъектов, но ведь никто и не утверждает, что

4650 законодательная инициатива депутата Государственной Думы будет обязательна

4651 для принятия, она будет, может быть, рассмотрена субъектом и так же

4652 отклонена, как и другие. Самостоятельность при этом не нарушается ведь.

4653

4654 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4655

4656 Депутату Сергеевой включите микрофон.

4657

4658 СЕРГЕЕВА Г. И. Спасибо за вопрос.

4659

4660 Что касается первого вопроса. Обратите, пожалуйста, внимание, если мы говорим

4661 о законодательных собраниях субъектов, то там тоже есть право законодательной

4662 инициативы у органов местного самоуправления. Есть право законодательной

4663 инициативы и у органов субъектов Федерации - это уже внесение в

4664 Государственную Думу. Этот принцип соблюдается с нижних законодательных

4665 органов до высших.

4666

4667 Что касается второго вопроса. Да, действительно, мы говорим о том, что

4668 принцип самостоятельности субъектов должен соблюдаться. И если мы ведём

4669 разговор о том, что у нас федеративное устройство государства, то, конечно

4670 же, обязательна ссылка на Конституцию, которая является высшим законом, и в

4671 данном случае мы должны придерживаться этого принципа во всех своих

4672 действиях. Понятно, что законодательная инициатива может быть принята, может

4673 быть не принята, но какая необходимость в этом, если есть в законодательных

4674 собраниях депутаты, которые могут воспользоваться этим своим правом

4675 законодательной инициативы?

4676

4677 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы на оба вопроса ответили, да? Спасибо.

4678

4679 Ещё вопрос у депутата Рохмистрова. Пожалуйста.

4680

4681 РОХМИСТРОВ М. С. Вот здесь, конечно, ответили, на вопрос: пожалуйста,

4682 используйте местных депутатов. А если партия не прошла в данном субъекте?

4683 Каким образом партия будет использовать своих депутатов, если их нет в данном

4684 конкретном субъекте?

4685

4686 Второе. Вы здесь сослались в своих ответах на то, что... А вот губернатор

4687 имеет право вносить в муниципальные органы законодательную инициативу?

4688

4689 И ещё вопрос. Ограничение права депутатов, так сказать, в обратную сторону в

4690 своё время сказывается отрицательно и выражается в том, что у нас зачастую

4691 идёт расхождение между федеральным законодательством и законодательством

4692 субъектов, и устраняются все эти вещи крайне неоперативно. А депутаты могли

4693 бы, я думаю, вполне без ущерба какого-то, нарушений... (Микрофон отключён.)

4694

4695 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4696

4697 Включите, пожалуйста, микрофон Сергеевой.

4698

4699 СЕРГЕЕВА Г. И. Мы в ходе таких рассуждений тогда придём к выводу, что нам

4700 нужно вообще всё законодательство перекраивать. Если уж есть Конституция и

4701 есть законы, которыми мы в своё время установили эти два принципа -

4702 федеративное устройство и самостоятельность, - то надо, наверно, их и дальше

4703 проводить. И в основном вы всегда говорили о том - я имею в виду не вас, а

4704 вашу фракцию, - что самостоятельность должна быть у субъектов. Сейчас

4705 получается, мы должны вообще все законы пересматривать.

4706

4707 Кроме того, я прошу обратить внимание, я в своём выступлении ссылалась на то,

4708 что есть закон о статусе депутата - это положение пока не отменено, поэтому

4709 нужно, наверное, сначала его в первую очередь рассматривать, - где говорится

4710 о том, что депутат Госдумы является представителем народа и должен работать

4711 непосредственно в Государственной Думе.

4712

4713 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4714

4715 Семёнов Павел Владимирович, пожалуйста.

4716

4717 СЕМЁНОВ П. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4718

4719 Спасибо. Можно вопрос Иванову Сергею Владимировичу?

4720

4721 Уважаемый Сергей Владимирович, не кажется ли вам, что данная инициатива

4722 создаст затруднения в работе законодательных собраний субъектов Российской

4723 Федерации, в связи с тем что региональным депутатам некогда будет заниматься

4724 своими обязанностями, так как им придётся работать над огромным количеством

4725 законодательных инициатив депутатов Государственной Думы?

4726

4727 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4728

4729 Иванову Сергею Владимировичу включите микрофон, пожалуйста.

4730

4731 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Павел Владимирович, я, честно говоря, не видел, чтобы

4732 вал законопроектов поступал в субъекты Федерации, это во-первых. Во-вторых,

4733 как вы знаете, в довольно большом количестве субъектов Федерации такое право

4734 предоставлено депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.

4735 Поэтому я не считаю, что это как-то нарушит работу законодательных органов

4736 власти субъектов Федерации. В конце концов их для того и избирали, чтобы они

4737 принимали законопроекты и работали с избирателями.

4738

4739 Спасибо.

4740

4741 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.

4742

4743 Есть ли желающие выступить? Или у вас вопросы? Выступить. Давайте запись

4744 проведём.

4745

4746 Включите режим записи, пожалуйста.

4747

4748 Покажите, пожалуйста, запись.

4749

4750 Да, всего девять выступающих.

4751

4752 Пожалуйста, депутат Эверстов, по ведению.

4753

4754 ЭВЕРСТОВ М. И. Я предлагаю по одному человеку от фракции, и этим

4755 ограничиться. Прошу проголосовать.

4756

4757 Спасибо.

4758

4759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда нужно проголосовать, чтобы установить режим.

4760 Предлагается по одному выступлению от фракции до пяти минут...

4761

4762 Включите режим голосования.

4763

4764 Покажите результаты.

4765

4766 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 04 сек.)

4767 Проголосовало за 310 чел.97,8%

4768 Проголосовало против 7 чел.2,2%

4769 Воздержалось 0 чел.0,0%

4770 Голосовало 317 чел.

4771 Не голосовало 0 чел.0,0%

4772 Результат: принято

4773

4774 Предложение принято. Спасибо.

4775

4776 Москалец Александр Петрович от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Пожалуйста, Александр

4777 Петрович.

4778

4779 Включите микрофон на рабочем месте.

4780

4781 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вы уже услышали от докладчика и

4782 содокладчика, что ещё Комитет по конституционному законодательству и

4783 государственному строительству являлся соисполнителем по данному

4784 законопроекту. И в дополнение к обоснованиям авторов и ответственного

4785 комитета мы отмечаем, что рассматриваемый законопроект, к сожалению, не

4786 учитывает правовую природу формирования палат парламента Российской

4787 Федерации.

4788

4789 Всё-таки ведь действительно член Совета Федерации - это представитель

4790 субъекта Российской Федерации, а депутат Государственной Думы - это

4791 представитель народа. Докладчик критиковал эту позицию, но, уважаемые

4792 коллеги, это есть первая позиция Федерального закона "О статусе члена Совета

4793 Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", а в неё мы не

4794 предлагаем никаких изменений. И совершенно несопоставимая получается у нас

4795 правовая ситуация.

4796

4797 Кроме того, не нужно путать всё-таки формы деятельности депутата

4798 Государственной Думы с его законодательными и иными полномочиями, так как эти

4799 полномочия предусмотрены Конституцией и осуществляются именно в

4800 Государственной Думе, что не раз здесь подчёркивалось. В связи с этим следует

4801 отметить и то, что законодательный орган субъекта Российской Федерации

4802 работает по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения, и не

4803 учитывать требований и статьи 10, и глав 3, 5 и 8 Конституции - это не только

4804 невозможно, это, я скажу, даже опасно.

4805

4806 И вот с учётом этих обстоятельств в комитете по конституционному

4807 законодательству и отдельно, и в связи с другими направлениями неоднократно

4808 проводилось обсуждение поставленного вопроса, но так же, как и вот в этом

4809 случае, было высказано отрицательное мнение, скажем, о наделении прокуроров

4810 правом законодательной инициативы, так как это не только разрушает

4811 конституционные принципы деятельности органов прокуратуры, но и не

4812 соответствует самому закону о прокуратуре, его концепции. Всё-таки лучше,

4813 уважаемые коллеги, тщательно делать своё дело, в пределах своих полномочий

4814 исполнять свои обязанности и не вторгаться в другие, не предусмотренные

4815 Конституцией, сферы. И поэтому мы предлагаем рассматриваемый законопроект

4816 отклонить.

4817

4818 Спасибо.

4819

4820 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

4821

4822 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Абсолютно не могу согласиться с предыдущим выступлением,

4823 как и с заключениями других комитетов, и с позицией представителя комитета,

4824 который выступал с содокладом. Полное отсутствие логики!

4825

4826 Депутат Государственной Думы - депутат высшего органа государственной власти,

4827 а мы его ограничиваем: он не может выступить с законодательной инициативой в

4828 нижестоящем органе. При чём здесь Конституция? Конституция эти отношения

4829 никак не регулирует. И зачем играть словами, что в одном случае депутат -

4830 представитель народа, а в другом случае он как бы осуществляет свои функции

4831 на уровне субъекта Российской Федерации? Это ну просто непонимание правовой

4832 сути вопроса и логики построения. Это как раз должно быть автоматически

4833 заложено в полномочиях депутата. Его избрали, в том числе и население того

4834 субъекта Российской Федерации, в законодательный орган которого он хочет

4835 внести какой-то проект закона. Речь же не идёт о том, чтобы вторгаться в

4836 исполнительную структуру власти. Вот президент, который вправе действовать в

4837 масштабах всей страны, не будет же говорить, что вот там есть сельсовет, там

4838 - глава администрации района, там - мэр города или губернатор, потому что он

4839 - это вышестоящая инстанция. Так и депутаты Госдумы...

4840

4841 И надо исходить из практики нашей. Незаконно, как раз в нарушение Конституции

4842 и закона о политических партиях, представителей оппозиционных партий не

4843 пропускают искусственно в некоторые местные парламенты (вот, например, в

4844 Карачаево-Черкесии, о чём я уже говорил) и продают наши места. И что-то

4845 депутата Москальца это не волнует, когда на глазах у всего человечества

4846 торгуют депутатскими мандатами. Это нормально, это можно делать. А когда мы

4847 не имеем там ни одного своего представителя, то, естественно, мы не можем

4848 никак воздействовать на принятие законов на местах в регионе. То же самое

4849 можно сказать о Татарии. Поэтому мы этим законом и даём возможность депутату

4850 функционировать по всей вертикали законодательной власти. Тогда зачем

4851 вертикаль-то выстраивали? Вертикаль идёт снизу вверх, и никогда полномочия

4852 вышестоящего органа не могут быть ниже полномочий нижестоящего органа.

4853

4854 И какая здесь разница: представитель народа или вопросы, связанные с жизнью

4855 граждан в отдельном субъекте Российской Федерации? Что, депутаты Госдумы

4856 занимаются законотворчеством абстрактно, философски, просто для России, для

4857 народа России? Да мы все законы принимаем для граждан, которые проживают в

4858 конкретных субъектах Российской Федерации. Поэтому нет никакой логики

4859 абсолютно. Наоборот, нужно приветствовать это, потому что, по идее, депутаты

4860 Государственной Думы должны по интеллекту быть выше депутатов местного

4861 парламента, раз они оказались выше по вертикали власти. Ведь наверх должны

4862 проходить более умные, лучше соображающие. Как доктор наук должен быть умнее

4863 преподавателя без учёной степени (или мы должны учёную степень подвергать

4864 сомнению, считать, что она фальшивая), как врач, доктор медицины, наверное,

4865 должен быть лучше, чем ординатор, начинающий, так и у депутатов высшего

4866 органа власти, наверное, должно быть больше знаний и больше навыков, и они

4867 могли бы помочь местному парламенту принять более правильные законы.

4868

4869 А здесь такая позиция: депутат Госдумы - всё, сиди в Москве и не вздумай ещё

4870 помогать нижестоящим парламентам. Мало этого, встречаться не дают! Приезжает

4871 депутат Госдумы и не может встретиться с депутатами какой-то областной Думы

4872 или какого-то местного законодательного органа власти. Не только не даёте

4873 возможности помочь им в законотворчестве - встретиться не даёте, и не только

4874 с ними! Если депутат Госдумы - представитель народа, что же вы мешаете ему с

4875 народом-то встретиться?! И здесь, в зале Государственной Думы, начинаете нам

4876 говорить про Конституцию - давайте её соблюдать!

4877

4878 В городе Сочи в воскресенье давайте соблюдать её. Что у вас там за такое

4879 досрочное голосование? Так сказать, с ума сошёл весь город Сочи и не хочет до

4880 воскресенья подождать. Десятки автобусов всё едут, и досрочно голосуют они.

4881 Что, в воскресенье мор наступит в Сочи? Или из Абхазии привозите избирателей

4882 ваших, которые никакого отношения не имеют к городу Сочи?

4883

4884 Давайте соблюдать законы и не мешать депутатам Госдумы функционировать в

4885 масштабах всей страны. А вы говорите: давайте ещё не будем принимать закон,

4886 чтоб помочь депутату. Он автоматически имеет право законодательной

4887 инициативы. Если он в Госдуме может вносить законы, то тем более по всей

4888 вертикали вниз он имеет полное право. Вы мешаете... (Микрофон отключён.)

4889

4890 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.

4891

4892 ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".

4893

4894 Фракция "Справедливая Россия" поддержит данную законодательную инициативу

4895 наших коллег по нескольким причинам, помимо тех, которые уже называли.

4896

4897 Во-первых, действительно депутат Государственной Думы Федерального Собрания

4898 обладает в силу своего нахождения здесь и работы в комитетах в этом здании

4899 дополнительной информацией, которая по факту отсутствует у депутатов

4900 региональных. Это не означает, что он умнее региональных депутатов, но

4901 означает, что он более информирован, поэтому его инициативы действительно

4902 исходят в том числе и из тенденций развития общероссийского законодательства.

4903

4904 В качестве небольшой иллюстрации я, например, здесь привёл бы всем известный

4905 и неоднократно обсуждавшийся закон о преимущественном праве арендаторов на

4906 выкуп. Вслед за федеральным законом должны были появиться соответствующие

4907 региональные законы, и как раз модельный вариант, разработанный комитетом,

4908 мог бы применяться очень эффективно и в территориях Российской Федерации,

4909 учитывая в том числе полемику, которая звучала в зале. Между тем отсутствие

4910 необходимой связки (видимо, партийные каналы не сработали у одной известной

4911 партии), отсутствие достаточной связки между Федеральным Собранием и

4912 региональными парламентами, не позволило принять нормальные законы на местах,

4913 по крайней мере на значительной части территорий. Это первая причина.

4914

4915 Причина вторая. Действительно, депутат, даже избранный сегодня не от

4916 одномандатного избирательного округа, а от региональной группы, партийного

4917 списка, фактически является представителем, делегатом от данного субъекта

4918 Федерации в Федеральном Собрании. И если у нас по местным уставам территорий

4919 правом законодательной инициативы обладают органы местного самоуправления,

4920 избранные подчас, если мы говорим о сельской местности, буквально несколькими

4921 тысячами голосов, то уж тем более, наверное, рационально такое же право

4922 законодательной инициативы предоставить депутату, избранному по списку, где в

4923 рамках данного региона этот список получил десятки тысяч голосов, если даже

4924 не сотни.

4925

4926 Что касается контртезиса о том, что региональные парламенты в результате

4927 будут завалены большим количеством инициатив, то я так не думаю. Наверное,

4928 большинство сидящих в зале согласится с тем, что, если мы посмотрим на

4929 количество инициатив депутатского корпуса, вносимых в том числе в Госдуму

4930 Российской Федерации, оно сегодня существенно меньше, чем несколько лет

4931 назад. И не надо ожидать, что будет большой всплеск законотворческой

4932 деятельности на региональном уровне, который существенно застопорит работу

4933 региональных парламентов. О том, что это поможет качественно усилить данную

4934 работу, в этом наша фракция не сомневается, поэтому поддерживает настоящий

4935 законопроект.

4936

4937 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.

4938

4939 ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.

4940

4941 Первое. Выступление Гульнары Ильдусовны совсем меня не убедило, абсолютно.

4942 Во-первых, в Конституции ничего не прописано по этому поводу. Там ни одного

4943 слова нет о том, что нельзя предоставлять депутатам высшего законодательного

4944 собрания слово или право на законодательную инициативу в низшем. Абсолютно

4945 нет! Там зато есть, прописаны принцип разделения властей и создание

4946 законодательной вертикали, вот это есть. Что у нас, кстати, в жизни

4947 получается всё с точностью до наоборот. Возьмём принцип разделения властей.

4948 Скажите, пожалуйста, на каком основании исполнительная власть возглавляет на

4949 выборах, имеет право возглавлять законодательный орган?.. Почему, на каком

4950 основании губернатор становится вдруг тем лицом, которое ведёт себе послушных

4951 депутатов в своё законодательное собрание? Нарушается принцип разделения

4952 властей. Все молчат, всё нормально, всё правильно.

4953

4954 Здесь вообще Александр Петрович сегодня меня поразил, сказав, что вот вы

4955 лучше тут занимайтесь тем, чем вам положено, и не лезьте куда не надо. А

4956 недавно президент говорил совершенно обратное - что нужно дать депутатам

4957 право контроля. А какое же мы можем право контроля иметь, особенно депутаты

4958 от оппозиции, когда зачастую в тех самых законодательных собраниях, в работе

4959 которых мы участвуем, считают, что нам не просто права законодательной

4960 инициативы нельзя давать, но даже слова нельзя давать, даже вопрос позволяют

4961 задать неохотно? Знаете, как болезненно всё это воспринимается?

4962

4963 Поэтому то, что сегодня предложил депутат Иванов, совершенно обоснованно. И я

4964 вам сейчас зачитаю эту статью 6, которую мы сегодня обсуждаем, поправку

4965 вносим. Смотрите, что здесь написано: "Право законодательной инициативы в

4966 законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта

4967 Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу

4968 субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа

4969 государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным

4970 органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской

4971 Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным

4972 органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации -

4973 представителям от законодательного (представительного) и исполнительного

4974 органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации,

4975 общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории

4976 данного субъекта".

4977

4978 Посмотрите: любому гражданину! Посмотрите, какие широкие полномочия, но там

4979 ни слова не сказано о депутатах Государственной Думы. Я считаю, что вопрос,

4980 который мы сегодня рассматриваем, не требует ни денег, ничего, но он

4981 политический, он совершенно политический. Не дай бог, если депутат, который

4982 избран от этого региона, особенно от оппозиции, будет вносить законопроект,

4983 который там совсем рассматривать не просто не могут, а не хотят даже, и народ

4984 об этом будет знать. Вот в чём главная причина! А мы ищем всегда, цинично

4985 выискиваем какие-то конституционные нормы, что это нельзя, это невозможно и

4986 так далее.

4987

4988 Я считаю, что совершенно правильно сегодня мы вносим эту поправку и

4989 рассматриваем её так горячо, потому что она касается каждого депутата,

4990 особенно того, кто избран от региона. Безусловно, в нашей Государственной

4991 Думе всё больше и больше людей, которые никогда в данном регионе не жили,

4992 жить не собираются и не собираются туда даже приезжать никогда, потому что им

4993 очень просто в следующий раз пройти по спискам своего объединения, особенно

4994 от партии власти, и спокойно представлять здесь любой регион. Почему здесь

4995 прописано, что члену Совета Федерации можно? А потому, что в Совете Федерации

4996 такие люди сидят, которых оттуда рекомендуют и которые, естественно, против

4997 выступать не будут.

4998

4999 Поэтому не надо лукавить. Вопрос, который сегодня депутат Иванов поднял, -

5000 это очень важный вопрос. Мы с вами сами себе постоянно урезаем все

5001 полномочия. Вы знаете, ситуация меняется, когда-то вот там сидела фракция

5002 "Выбор России", потом "Наш дом - Россия", и все вот так же, что бы ни

5003 сказали, повторяли "а" и следом сразу опять "б" - молча. Сегодня другая

5004 ситуация, и вы думаете, так будет всегда? Мы себе урезали возможности

5005 выступления, мы себе урезали в Регламенте всё, что только можно урезать, сами

5006 себе, потому что нас просят... (Микрофон отключён.)

5007

5008 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров, по ведению. Пожалуйста.

5009

5010 РОХМИСТРОВ М. С. У меня вот претензии к председательствующему.

5011

5012 Во-первых, я думаю, что Гульнару Ильдусовну надо было остановить, когда она

5013 говорила о том, что перекраивать законодательство - нечего нам этим

5014 заниматься. Я воспринимаю это как призыв к тому, чтобы все депутаты ушли из

5015 Государственной Думы, потому что нам деньги платят за то, что мы перекраиваем

5016 законодательство, и каждый день мы этим и занимаемся, собственно говоря, -

5017 тем, что вносим поправки в действующие законы и принимаем новые законы.

5018

5019 И вторая позиция. Я считаю неправильным, когда большинство в Государственной

5020 Думе используется для того, чтобы прекратить обсуждение тех или иных

5021 законопроектов и заткнуть рот желающим выступить, как правило, оппозиции. Вот

5022 использование большинства я считаю недопустимым и призываю обратить на это

5023 внимание представителя президента, потому что у нас президент по Конституции

5024 является гарантом соблюдения Конституции, законодательства. Каждый депутат

5025 имеет право выступать по тем или иным законам. А норма, когда голосуется

5026 предложение выступать по одному от фракции, в то время как желающих выступить

5027 очень много... (Микрофон отключён.)

5028

5029 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик и содокладчик хотели бы выступить с

5030 заключительным словом? Докладчик - да, содокладчик - тоже.

5031

5032 Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.

5033

5034 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Валерий Афонасьевич.

5035

5036 Уважаемые коллеги, для начала я всё-таки хотел бы отметить выступление

5037 Александра Петровича Москальца. Ваш начальник более корректно и грамотно в

5038 заключении комитета заметил: "Просим учесть высказанные замечания при

5039 рассмотрении данного законопроекта" - и не советовал, как вы, сидеть на одном

5040 месте ровно и не соваться не в своё дело. Это, конечно, Александр Петрович,

5041 не очень красиво прозвучало, извините.

5042

5043 Второе, коллеги. Ещё раз говорю: в любом случае в любом деле должна быть

5044 логика. В некоторых законодательных собраниях, то есть в некоторых субъектах,

5045 депутатам Государственной Думы такое право предоставляется, в других - нет.

5046 Где равенство депутатов? Нет, и, значит, нет логики.

5047

5048 Ещё момент. Допустим, за Жириновского в Курской области проголосовали около

5049 восьмидесяти тысяч человек, что в два раза больше, чем за любого из депутатов

5050 Курской областной Думы, но Жириновский не имеет права внести туда какой-то

5051 законопроект, хотя за него вообще по России проголосовало огромное количество

5052 избирателей, а этот депутат имеет. Где же логика? Логики нет. Любое

5053 общественное объединение может это сделать - мы не можем.

5054

5055 Вы говорите о каком-то нарушении принципа разделения властей и ссылаетесь на

5056 Конституцию. Коллеги, ну извините, ни один человек в здравом уме и твёрдой

5057 памяти не скажет, что у нас законодательная или судебная власть независима от

5058 исполнительной. Исполнительная власть, используя весь свой административный

5059 ресурс, - весь, заметьте, административный ресурс! - привела определённых

5060 людей в законодательную власть, в Государственной Думе получила

5061 конституционное большинство. То же самое касается и власти судебной,

5062 назначения судей. Кому они будут подчиняться, если они назначаются, зависят

5063 от тех, кто их назначил? И вы говорите о каком-то соблюдении Конституции! Вот

5064 здесь вмешательство одной власти в дела другой, вот об этом надо говорить!

5065

5066 Мы ни одну запятую не можем изменить без положительного заключения

5067 правительства. Если, не дай бог, мы сейчас дойдём до 40-го вопроса, который

5068 тоже я докладываю, вы вообще ахнете. Просто-напросто элементарные вещи, но

5069 правительство нам указывает: нет, не лезьте, не ваше дело! Вам деньги за что

5070 платят - за то, что вы по рядам пробежались, кнопки нажали и ушли домой

5071 довольные, так получается? Вот я не за это зарплату получаю.

5072

5073 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.

5074

5075 Включите микрофон Гульнаре Ильдусовне Сергеевой.

5076

5077 СЕРГЕЕВА Г. И. Логика в ссылке на Конституцию есть, и прежде всего

5078 юридическая, поскольку федеративное устройство государства, как я уже

5079 отмечала, когда ссылалась на Конституцию, основано на разграничении

5080 полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов

5081 государственной власти субъектов. Поэтому мы и говорим о том, что по

5082 действующему законодательству, по сегодняшнему, депутат Государственной Думы

5083 осуществляет свои полномочия именно в органе государственной власти

5084 Российской Федерации, в связи с этим ссылка на Конституцию.

5085

5086 Что касается статьи 6, которая здесь упоминалась, того, что членам Совета

5087 Федерации предоставлено такое право, то это связано с тем, что у нас заложен

5088 принцип самостоятельности субъектов. И действительно, в статье 6 сказано, что

5089 именно субъект вправе своим законом дать право законодательной инициативы

5090 тому кругу, который определён в этой статье. И упоминаются там члены Совета

5091 Федерации прежде всего потому, что они являются представителями субъектов, а

5092 депутат Государственной Думы не является представителем субъекта согласно

5093 статье 6.

5094

5095 И последнее, по поводу изменений в законодательстве. Да, действительно, я

5096 упоминала о том, что если мы сейчас говорим о принципах, которые предлагались

5097 депутатами ЛДПР, то, получается, нужно тогда изменять многие законы, и прежде

5098 чем вносить изменения в эту статью, необходимо тогда изменять и статью 6, где

5099 указано, что депутат Госдумы осуществляет свои законодательные полномочия и

5100 все свои полномочия именно в Государственной Думе.

5101

5102 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гульнара Ильдусовна.

5103

5104 Представитель президента, представитель правительства хотят выступить по

5105 этому вопросу? Нет.

5106

5107 Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении

5108 рассматриваемый законопроект?

5109

5110 Включите режим голосования.

5111

5112 Покажите результаты.

5113

5114 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 06 сек.)

5115 Проголосовало за 132 чел.29,3%

5116 Проголосовало против 4 чел.0,9%

5117 Воздержалось 0 чел.0,0%

5118 Голосовало 136 чел.

5119 Не голосовало 314 чел.69,8%

5120 Результат: не принято

5121

5122 Не принято.

5123