Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 118733-5 О внесении изменений в статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании"

О внесении изменений в статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в первом чтении
25.03.2009

Номер законопроекта:118733-5
Комментарий законопроекта:в части недопущения конкурсного отбора в государственные и муниципальные образовательные учреждения общего образования на ступенях начального общего и основного образования, а также недопустимость при поступлении на указанные ступени общего образован
Дата внесения законопроекта в ГД:29.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/118733-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:25.03.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1874-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Мельников Иван Иванович, Депутат ГД
Мизулина Елена Борисовна, Член СФ
Останина Нина Александровна, Депутат ГД
Плетнева Тамара Васильевна, Депутат ГД
Смолин Олег Николаевич, Депутат ГД
Хованская Галина Петровна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №118733-5 О внесении изменений в статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании"

в части недопущения конкурсного отбора в государственные и муниципальные образовательные учреждения общего образования на ступенях начального общего и основного образования, а также недопустимость при поступлении на указанные ступени общего образования отбора обучающихся на основании различного рода тестов

Дата заседания 25.03.2009, номер заседания 82, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 118733-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об установлении запрета на приём в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступенях начального общего и основного общего образования по результатам каких-либо конкурсных испытаний, а также по результатам какого-либо тестирования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5801 Пункт 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и

5802 18 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает депутат

5803 Государственной Думы Смолин Олег Николаевич.

5804

5805 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Вашему вниманию

5806 предлагается проект федерального закона, который может коснуться каждого из

5807 вас через ваших детей, внуков или правнуков. О чём идёт речь? Речь идёт о

5808 том, что в последнее время, на мой взгляд, в нарушение Конституции и

5809 действующего законодательства, начиная с начальной школы, а иногда даже

5810 детского сада, сложилась система конкурсного отбора наших детей.

5811

5812 Кто сомневается, что такая система на самом деле существует, может почитать

5813 сегодняшнюю газету "Известия", она вышла как будто специально к рассмотрению

5814 нашего законопроекта. И я позволю себе короткие выдержки, читаю: "Самый

5815 беглый обзор положения малышей-абитуриентов в 2009 году, проведённый

5816 "Известиями", показал: "поступить" ребёнка в престижную московскую школу едва

5817 ли не сложнее, чем в университет...". И дальше цитата: " - Сколько вашему

5818 ребёнку? - Шесть лет. - К сожалению, к нам вы уже опоздали - надо было

5819 приходить год назад, - ошарашили корреспондента "Известий" в Центре

5820 образования № 548 "Царицыно", - подготовка в нашу школу занимает два года. Да

5821 и не факт, что в прошлом году вы бы к нам попали - конкурс в дошколку четыре

5822 человека на место. - Сколько стоит? - В этом году 4500 рублей в месяц, в

5823 следующем году будет 5000 рублей. Кризис". И дальше приводится масса фактов

5824 такого же рода.

5825

5826 С нашей точки зрения, уважаемые коллеги, это абсолютно неконституционно и

5827 абсолютно вредно. Нашим законопроектом предлагается запретить подобного рода

5828 конкурсный отбор. Таким образом мы хотим решить следующие проблемы.

5829

5830 Первое. Мы хотим обеспечить равные стартовые возможности детей на уровне

5831 дошкольного образования и школы. Мы против того, чтобы детей с детства делили

5832 на сорта.

5833

5834 Второе. Мы хотим значительно уменьшить коррупцию. Как вы все прекрасно

5835 понимаете, там, где незаконный конкурс, там очень часто бывает и коррупция, -

5836 сверх того, что платят впрямую, платят ещё кому-то, кто принимает

5837 соответствующие решения. А, как вы знаете, сейчас Государственная Дума очень

5838 озабочена уменьшением коррупции в нашей стране.

5839

5840 Третье. Мы хотим защитить психологическое здоровье ребёнка, его учебную

5841 мотивацию. В той же самой статье в "Известиях", о которой я говорил,

5842 приводятся высказывания, пожалуй, самого знаменитого детского физиолога,

5843 директора Института возрастной физиологии Марьяны Безруких, которая говорит,

5844 что подобная практика травмирует ребёнка. До 80 процентов детей не готовы к

5845 тем требованиям, которые предъявляют продвинутые школы, незаконно

5846 предъявляют, и это с детства формирует комплекс неудачника. Кроме того, если

5847 вы с детства начинаете заниматься с ребёнком вместо игры непосредственно тем,

5848 чем должны заниматься только в школе, вы отбиваете у него мотивацию к учению,

5849 может быть, навсегда, как считает главный физиолог России.

5850

5851 Четвёртое. Мы считаем, что наш закон идёт во исполнение Конституции, которая

5852 устанавливает, между прочим, что у нас общедоступное и бесплатное дошкольное

5853 образование и общее образование. Фактически же при такой системе происходит

5854 переход к тринадцатилетней школе, где два первых года платные.

5855

5856 Наконец, пятое. Мы считаем, что это вопрос не только образования, это вопрос

5857 национальной безопасности. Те, кто когда-нибудь изучал политическую науку,

5858 знают, что таким образом мы формируем закрытый тип политической элиты, а

5859 закрытый тип политической элиты - это признак конфликтного общества, которое

5860 чревато не только конфликтами, но и прямыми революциями. Казалось бы, дети, а

5861 вот какие далекоидущие последствия.

5862

5863 Теперь хочу сказать несколько слов о наших оппонентах. Правительство нас

5864 восхитило: нам предлагают отклонить этот законопроект, поскольку он

5865 соответствует Конституции. Раньше нам предлагали отклонять законопроекты на

5866 том основании, что Конституции они не соответствуют. Теперь говорят,

5867 Конституцией это предусмотрено, поэтому законопроект не нужен. То, что

5868 Конституция нарушается на каждом шагу, никого не волнует.

5869

5870 Родной Комитет по образованию меня слегка удивил. Нам говорят о том, что

5871 проблема решена, поскольку требуется в соответствующих статьях закона, чтобы

5872 местные власти обеспечивали необходимое количество учебных мест. Они

5873 обеспечивают необходимое количество учебных мест, но при этом возникает

5874 образовательная сегрегация и, если угодно, образовательный апартеид: дети

5875 богатых попадают в одни школы, дети бедных, менее подготовленные, в другие

5876 школы.

5877

5878 А вот субъекты Российской Федерации меня порадовали. Все заключения субъектов

5879 Российской Федерации или просто положительные, или с небольшими замечаниями.

5880

5881 Порадовал меня и комитет-соисполнитель. Я благодарю Комитет по вопросам

5882 семьи, женщин и детей, который дал положительное заключение, и лично Елену

5883 Борисовну Мизулину, которая дала согласие стать нашим соавтором по этому

5884 законопроекту.

5885

5886 Повторяю: по существу мы не получили ни одного отрицательного отзыва, кроме

5887 отзыва правительства и отзыва комитета, который вынужден был следовать отзыву

5888 правительства. По существу отрицательный отзыв правительства означает

5889 оправдание существующей практики нарушения конституционных прав ребёнка,

5890 поэтому мы не можем согласиться с подобной позицией.

5891

5892 Мы призываем вас поддержать этот законопроект. Подумайте, в конце концов, о

5893 ваших собственных детях, внуках и правнуках.

5894

5895 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5896

5897 Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по образованию

5898 Григорию Артёмовичу Балыхину.

5899

5900 Пожалуйста, Григорий Артёмович.

5901

5902 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной

5903 Думы! Представленный одним из авторов этого законопроекта, Олегом

5904 Николаевичем Смолиным, проект федерального закона "О внесении изменений в

5905 статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" рассмотрен

5906 Комитетом по образованию.

5907

5908 Авторы предлагают дополнить статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об

5909 образовании" положением, запрещающим приём в государственные и муниципальные

5910 образовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего

5911 образования по результатам каких-либо конкурсных испытаний, а также по

5912 результатам какого-либо тестирования. Откровенно скажу, что комитет разделяет

5913 позицию авторов, высказанную в пояснительной записке, в части того, что общее

5914 образование является общедоступным, бесплатным и общеобязательным. Поэтому

5915 право поступления в указанные образовательные учреждения не может быть

5916 ограничено ни результатами конкурса, ни результатами разного рода испытаний.

5917 Здесь мы с этой позицией согласны.

5918

5919 Но утверждение Олега Николаевича, что в заключении правительства сказано о

5920 том, что законопроект соответствует Конституции Российской Федерации... Это

5921 не совсем так. В заключении правительства сказано, что эта норма

5922 предусмотрена Конституцией Российской Федерации, которая имеет высшую

5923 юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

5924 Подчёркиваю: прямое действие. Причём в Законе Российской Федерации "Об

5925 образовании" эта норма регулируется учредителем и уставами образовательных

5926 учреждений.

5927

5928 В своём заключении на данный законопроект комитет отмечает, что в

5929 соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об

5930 образовании" правила приёма граждан в государственные и муниципальные

5931 образовательные учреждения на всех ступенях общего образования, как я уже

5932 сказал, регулируются учредителем и уставами образовательных учреждений.

5933

5934 Хочу подчеркнуть, что ещё в 1994 году (и я здесь не согласен с Олегом

5935 Николаевичем, который сказал, что только в последние годы сложилась вот такая

5936 порочная система), а также в 2000 году отмечалось в письмах Минобразования и

5937 Минобразования и науки, которые были направлены в органы управления

5938 образованием, что проведение конкурсного отбора в различных формах -

5939 экзамены, собеседование, тестирование - при приёме детей в первый класс

5940 общеобразовательных учреждений является нарушением указанного закона. Если

5941 это право нарушается, то, с нашей точки зрения, это означает, что органы

5942 управления образованием в субъектах Российской Федерации (это их полномочия)

5943 не осуществляют должный контроль и не принимают меры по недопущению

5944 ограничения прав граждан при получении общего образования. Очевидно, что

5945 факты проведения конкурсного отбора в школу связаны не с отсутствием

5946 надлежащей нормы в законе, а с отсутствием должных санкций за её нарушение.

5947

5948 И в этой связи я хочу подчеркнуть, что в настоящее время на рассмотрение в

5949 Государственную Думу поступил внесённый Правительством Российской Федерации

5950 проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации

5951 об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации

5952 "Об образовании" в части установления административной ответственности за

5953 нарушение законодательства Российской Федерации в области образования. Этим

5954 законопроектом предусматривается ответственность должностных лиц за нарушение

5955 законодательства об образовании и ограничение права граждан на получение

5956 образования, в том числе в части приёма в образовательные учреждения.

5957

5958 Справочно отмечу, что за нарушение порядка приёма в образовательные

5959 учреждения общего образования и профессионального образования

5960 предусматриваются штрафы и даже дисквалификация должностных лиц, если такие

5961 нарушения будут установлены.

5962

5963 Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве не поддерживает

5964 законопроект, считая, что поднятый вопрос не требует дополнительного

5965 законодательного регулирования.

5966

5967 На основании вышеизложенного комитет предлагает отклонить представленный

5968 законопроект.

5969

5970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и

5971 содокладчику? Есть. Депутат Локоть и депутат Федоткин - подводим черту.

5972

5973 Пожалуйста, депутат Локоть.

5974

5975 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! Ну вы знаете, что

5976 в Сибири сложилась своя система учёбы. В частности, в Новосибирском

5977 университете Сибирского отделения Академии наук сложилась такая практика,

5978 когда по всей Сибири набирают школьников в физматшколу (конечно, их

5979 тестируют, конечно, их как-то проверяют, их называют "фэмэшата"), с тем чтобы

5980 потом из них выращивать тех студентов, тех будущих учёных, которые составят

5981 славу нашей отечественной науки. Не повредит ли, не сломает ли данный

5982 законопроект эту традиционную школу подготовки высших специалистов в Сибири?

5983

5984 Спасибо.

5985

5986 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин. С места.

5987

5988 СМОЛИН О. Н. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос, от сибиряка

5989 сибиряку. Мало того, мои родители (отец - математик, мама - литератор)

5990 работали в специальной математической школе, правда, в городе Омске, а не в

5991 Новосибирске.

5992

5993 Конечно нет. Если вы обратили внимание, мы говорим о том, что конкурсный

5994 отбор не должен осуществляться в начальной школе и в основной школе. Что

5995 касается старшей школы, то таких ограничений нет. Если это прописано

5996 недостаточно внятно, мы готовы ещё рассмотреть этот вопрос при подготовке ко

5997 второму чтению. Безусловно, в те школы, где установлены программы повышенной

5998 сложности, - и только в этом случае - могут дети отбираться, во всех

5999 остальных случаях оправдания этому нет.

6000

6001 Спасибо.

6002

6003 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин.

6004

6005 ФЕДОТКИН В. Н. Григорий Артёмович, у меня к вам вопрос. Я слушал ваши

6006 аргументы против принятия этого закона и услышал только одно: это вопрос

6007 муниципальных образований, а не наш, они вот такие-сякие, разэтакие, нарушают

6008 Конституцию, нарушают законы, вроде бы они нехорошие. У меня создалось

6009 впечатление, что муниципальные образования живут в одной стране, а мы в

6010 другой, и нам безразлично, что они делают. Если правительство скажет да,

6011 тогда мы примем, если скажет нет, тогда нет. У вас какие-то другие аргументы

6012 есть, кроме как обвинять муниципальные образования? Если есть, то назовите

6013 хотя бы один-два.

6014

6015 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Артёмович, пожалуйста, хотя вопрос

6016 риторический.

6017

6018 БАЛЫХИН Г. А. Нет, в моём содокладе не было прямого обвинения. Я говорил об

6019 этом только по той причине, что дошкольное и общее образование находятся в

6020 компетенции субъектов Российской Федерации, естественно, органов управления

6021 образованием.

6022

6023 Я хочу, отвечая на ваш вопрос, сказать о другом. Если мы пойдём путём

6024 внесения запретительных норм в Закон "Об образовании" или в другие отраслевые

6025 законы, то мы далеко зайдём. Во-первых, запретительные меры - это

6026 неэффективный путь борьбы с нарушениями, если они не влекут за собой никакой

6027 административной ответственности.

6028

6029 Я говорил, что сейчас в Думе рассматривается законопроект о внесении поправок

6030 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, где

6031 предусматриваются конкретные меры наказания для тех, кто нарушает

6032 Конституцию, нарушает закон. А так мы действительно зайдём далеко. Почему,

6033 допустим, в этом законопроекте авторы не предлагают запретить платность, хотя

6034 Олег Николаевич в своём докладе об этом говорил? Почему мы тогда не запретим

6035 бесконкурсное поступление в высшие учебные заведения? Мы что, не знаем, что у

6036 нас есть случаи, когда обходится конкурс, когда человек принимается на первый

6037 курс на специальность, где нет конкурса, а потом в этот же год переводится на

6038 специальность, где конкурс был двадцать человек на место? Мы что, о таких

6039 фактах не знаем? Тогда почему эти нормы не вносятся? Мы так далеко зайдём,

6040 уважаемые коллеги.

6041

6042 Мы должны сейчас сделать так, чтобы законопроект, о котором я уже говорил и

6043 по которому наш комитет является соисполнителем, был принят. Он не всеми, в

6044 том числе и депутатами, поддерживается, но тем не менее надо идти по этому

6045 пути, потому что запретить, внести запретительную норму и не потребовать

6046 какого-то наказания за нарушение - это всё бесполезно.

6047

6048 Спасибо.

6049

6050 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Журова. Я не увидел, когда смотрел в зал. А,

6051 нет, Иванов... Вы будете выступать? Да, будет выступать.

6052

6053 Ваш вопрос, Светлана Сергеевна, пожалуйста.

6054

6055 ЖУРОВА С. С., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ

6056 РОССИЯ".

6057

6058 Мой вопрос Олегу Николаевичу. Он, наверное, в продолжение вопроса Анатолия

6059 Евгеньевича насчёт неких опасений по поводу общего образования, потому что в

6060 спортивных школах олимпийского резерва есть две составляющие: образовательная

6061 и спортивная, но именно по спортивной составляющей проводятся тестовые

6062 соревнования, спортсмен должен выполнить тестовые нормы, чтобы попасть в эту

6063 школу. Получается, на основании такого закона это будет запрещено делать

6064 вообще или тогда все могут учиться в образовательной школе, но при этом не

6065 участвовать в спортивных соревнованиях. То есть это будет некое непонимание,

6066 неправильная трактовка закона в этом случае.

6067

6068 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин. С места.

6069

6070 СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Светлана Сергеевна, за вопрос.

6071

6072 Я повторяю то, что уже говорил Анатолию Евгеньевичу. Конечно, когда речь идёт

6073 о специальной подготовке спортсмена, данный закон не для этого случая. Это

6074 как раз тот случай, когда возможен и, более того, нужен отбор людей с

6075 соответствующими способностями, он не из тех случаев из газеты "Известия",

6076 про которые я вам читал и которые стали абсолютно типичными для крупных

6077 городов.

6078

6079 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

6080

6081 Присаживайтесь, пожалуйста, Григорий Артёмович.

6082

6083 У нас сейчас процедура вопросов и ответов. Я напоминаю, что сегодня среда,

6084 поэтому я и не говорю ничего о времени. Мы сейчас должны просто закончить

6085 рассмотрение вопроса, который мы начали обсуждать.

6086

6087 А вот Асеев что-то хочет предложить. По ведению - Асеев. Пожалуйста, Владимир

6088 Михайлович.

6089

6090 АСЕЕВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я понимаю, что все

6091 устали, но я предлагаю, учитывая, что у нас четырнадцать протокольных

6092 поручений, всё-таки рассмотреть их на сегодняшнем заседании.

6093

6094 Спасибо.

6095

6096 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточняю: не четырнадцать, а десять.

6097

6098 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6099

6100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, тем не менее депутат Асеев

6101 предлагает сейчас завершить этот вопрос и рассмотреть десять протокольных

6102 поручений, которые уже подготовил наш секретариат. Соглашаемся? Есть

6103 возражения. Тогда я ставлю на голосование.

6104

6105 Ставится на голосование предложение депутата Асеева.

6106

6107 Включите режим голосования.

6108

6109 Покажите результаты голосования.

6110

6111 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 10 сек.)

6112 Проголосовало за 235 чел.52,2%

6113 Проголосовало против 20 чел.4,4%

6114 Воздержалось 0 чел.0,0%

6115 Голосовало 255 чел.

6116 Не голосовало 195 чел.43,3%

6117 Результат: принято

6118

6119 Принято.

6120

6121 Теперь выступления по рассматриваемому закону. У нас два выступления: депутат

6122 Локоть и депутат Иванов.

6123

6124 Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.

6125

6126 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Я очень коротко.

6127

6128 Вообще, проблема поднята очень важная, и возникшая проблема свойственна

6129 только нашему времени, когда началось расслоение по имущественному признаку,

6130 по доходам семей, когда начали разделяться школы: появились сначала частные,

6131 платные, затем всякие элитные школы. И вот отсюда такая постановка этого

6132 вопроса.

6133

6134 Все мы учились, и у всех нас богатый опыт, свой во всяком случае,

6135 десятилетней учёбы в школе. Давайте вспомним время, в которое мы учились.

6136 Вообще говоря, вот этого разделения никогда не было. Мы поступали все в любую

6137 школу, какую хотели, ну, рядом, и это разделение шло только после восьмого

6138 класса, когда начиналась профориентация, тогда проводился конкурс. И я думаю,

6139 неправомерно ставить вопрос о том, чтобы убрать тогда конкурс при поступлении

6140 в вузы. Здесь есть принципиальное отличие, потому что либо мы ставим вопрос о

6141 равенстве среднего общего образования... Для нормального развивающегося

6142 общества, которое претендует сегодня на передовые позиции в культурном, в

6143 образовательном плане на мировом уровне, мы должны ставить вопрос именно так:

6144 среднее общее образование доступное и равное. И права здесь, безусловно,

6145 должны быть равны, и какие-то разделения здесь, конечно, недопустимы.

6146

6147 Я думаю, что условия подбора в специальные учебные заведения, когда речь идёт

6148 о ФМШ, либо о спортивных школах, либо о школах с каким-то другим уклоном,

6149 требуют, наверное, специальной разработки, и во втором чтении это можно

6150 учесть и что-то подправить. А так я считаю, что данная законодательная

6151 инициатива заслуживает всяческого одобрения и внимания и предлагаю голосовать

6152 за.

6153

6154 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.

6155

6156 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, как

6157 удобно у нас трактуется Конституция: подаёшь законопроект, а тебе его

6158 возвращают и говорят, что он не соответствует Конституции, потому что кто-то

6159 решил, что требуются там какие-то финансовые затраты. Здесь другая ситуация:

6160 вроде всё соответствует Конституции, зачем конкретизировать? Вот это очень

6161 странная позиция. Мне кажется, Григорий Артёмович должен понимать. Не надо

6162 конкретизировать, вы говорите, вы солидарны с правительством... Ну тогда

6163 давайте вспомним Конституцию, пункт 1 статьи 3 - власть в России принадлежит

6164 кому? Народу. Давайте распустим все силовые ведомства, органы государственной

6165 власти, управления - зачем конкретизировать? Народ сейчас будет осуществлять

6166 свою власть непосредственно. Про опосредованно я уже говорить не буду. В

6167 Конституции записано, что у нас власть разделяется на исполнительную,

6168 судебную и законодательную и все они независимы друг от друга. Есть такое?

6169 Есть. Однако то, что сейчас происходит, - извините, полное подмятие под себя

6170 властью исполнительной власти законодательной: правительство за - мы тоже за,

6171 правительство против - мы тоже против. Ну, не мы, а большинство имеется в

6172 виду. Может быть, тогда перестанем законопроекты в комитеты направлять, а

6173 будем отправлять их в соответствующие структуры правительства и оттуда

6174 получать заключения? Вам не кажется, что это странно? У нас написано в

6175 Конституции много чего: цензура запрещена, бесплатное образование

6176 гарантируется. Ну и что, это исполняется, что ли? Ничего это не исполняется

6177 абсолютно.

6178

6179 Данный законопроект абсолютно правильный и своевременный. Если мы эту норму

6180 конкретизируем, а не будем ждать, пока вы соизволите принять в

6181 административном кодексе какие-то там небольшие штрафы, потому что там будут

6182 отмазываться за те же самые взятки (извините за такое высказывание), это

6183 будет гораздо лучше. И надо будет следить за исполнением данного закона. А

6184 все те штрафы, которые будут приняты, - ну, они, знаете, может, повлияют на

6185 кого-то, может, не повлияют, но люди найдут способы уклониться от них.

6186 Поэтому мы будем голосовать за.

6187

6188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6189

6190 Сергей Владимирович, не в службу, а в дружбу: после заседания назовите мне

6191 хотя бы один пример, один парламент, где парламентское большинство голосует

6192 против правительства, которое оно поддерживает. Ну хотя бы один пример. Это

6193 уже мне лично, это просьба.

6194

6195 Теперь, уважаемые коллеги, заключительное слово депутата Смолина. Пожалуйста.

6196

6197 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В заключение я

6198 хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что нарушения прав ребёнка,

6199 нарушения Конституции стали массовой практикой. Я вам привёл примеры. Таких

6200 примеров, если бы Министерство образования и науки этим озаботилось, можно

6201 было бы привести огромное количество, это не частные случаи. Это первое.

6202

6203 Второе. Нам говорят, что министерство рассылало инструктивные письма. Мы

6204 рады. Но после этого массовая практика стала ещё более массовой. Значит,

6205 инструктивных писем явно недостаточно.

6206

6207 Третье. Нам говорят, что новый закон, который мы сейчас рассматриваем, -

6208 закон о внесении изменений в административный кодекс - покончит с этой

6209 массовой практикой. Не покончит. Почему? Этот закон предусматривает наказание

6210 за нарушение порядка приёма, а школы установят порядок приёма, который будет

6211 предусматривать - он и сейчас у них существует и благополучно предусматривает

6212 - конкурсный отбор в лучшем случае по тому, как родители уже успели

6213 поднатаскать своего ребёнка, в худшем случае - по кошелькам родителей.

6214 Поэтому, если мы примем этот закон, тогда действительно они вынуждены будут

6215 установить порядок приёма, исключающий такие возможности, и действительно

6216 заработает закон о внесении изменений в Кодекс об административных

6217 правонарушениях. В противном случае ничего не будет.

6218

6219 И последнее. Ещё раз: коллеги, я считаю, что фактически позиция правительства

6220 оправдывает существующие нарушения, само ничего не делает и законодательные

6221 инициативы на эту тему принимать не даёт. Поэтому для того, чтобы вы не

6222 столкнулись на личном опыте с подобного рода нарушениями, я прошу вас

6223 поддержать этот законопроект. Как все признают, он полностью соответствует

6224 Конституции.

6225

6226 Спасибо.

6227

6228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении

6229 изменений в статьи..."...

6230

6231 А, прошу прощения, содокладчик просит выступить с заключительным словом.

6232

6233 Балыхин, пожалуйста.

6234

6235 БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Олег Викторович.

6236

6237 Я хочу отреагировать на заключительное слово Олега Николаевича и сказать о

6238 том, что я не согласен, и комитет тоже, с тем, что правительство, дав

6239 отрицательное заключение на этот законопроект, поддерживает массовость

6240 нарушений при приёме и, грубо говоря, злоупотребления. Это не соответствует

6241 действительности. А подтверждением тому, что министерство и правительство

6242 беспокоит эта проблема, как раз и является внесение законопроекта - это

6243 правительственный законопроект, я об этом говорил в своём содокладе,

6244 правительство внесло достаточно непопулярный законопроект - об

6245 административной ответственности за нарушение законодательства в области

6246 образования. Это первое.

6247

6248 Второе. Вы говорите, что учредитель и школа установят такие правила, которые

6249 будут допускать нарушения. Но, Олег Николаевич, вы же прекрасно знаете, что и

6250 учредитель, и школа не могут устанавливать правила, противоречащие нормам

6251 Конституции и нашим законам в области образования.

6252

6253 И я хочу Анатолию Евгеньевичу сказать о том, что вы неправильно поняли мой

6254 тезис о конкурсе в высшие учебные заведения, я отнюдь не об этом говорил. Я

6255 говорил о том, что по аналогии, если есть нарушения при приёме в детский сад

6256 или в начальную школу, то есть факты и случаи, когда допускается

6257 бесконкурсный, я подчёркиваю, бесконкурсный приём в высшие учебные заведения,

6258 и я об этом сказал. Поэтому я говорю, что тогда, наверное, нужно принимать

6259 закон о том, чтобы запретить бесконкурсность, а не наоборот, культивировать

6260 бесконкурсное зачисление в высшие учебные заведения. Я в качестве примера

6261 сказал.

6262

6263 Спасибо.

6264

6265 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6266

6267 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

6268 статьи 16 и 18 Закона Российской Федерации "Об образовании". Комитет не

6269 поддерживает данную инициативу.

6270

6271 Включите режим голосования.

6272

6273 Покажите результаты.

6274

6275 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 22 сек.)

6276 Проголосовало за 130 чел.28,9%

6277 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6278 Воздержалось 0 чел.0,0%

6279 Голосовало 130 чел.

6280 Не голосовало 320 чел.71,1%

6281 Результат: не принято

6282

6283 Законопроект отклоняется.

6284