Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 119643-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество

у Президента РФ
30.12.2008

Номер законопроекта:119643-5
Комментарий законопроекта:в части реализации залога
Дата внесения законопроекта в ГД:30.10.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/119643-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по собственности
Профильный комитет:Комитет ГД по собственности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:30.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:306-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Плескачевский Виктор Семенович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №119643-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество

в части реализации залога

Дата заседания 26.12.2008, номер заседания 65, строк в стенограмме 4617

О проекте федерального закона № 119643-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество" (принят в первом чтении 12 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3429 Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые

3430 законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

3431 порядка обращения взыскания на заложенное имущество". Доклад заместителя

3432 председателя Комитета по собственности Юрия Германовича Медведева.

3433 Пожалуйста.

3434

3435 МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3436

3437 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет подготовил ко

3438 второму чтению данный законопроект. Я только остановлюсь на тех новеллах,

3439 которые предлагаются ко второму чтению с учётом обсуждения, которое

3440 состоялось при принятии в первом чтении.

3441

3442 Во-первых, мы изменили название данного законопроекта, он сейчас называется

3443 несколько по-иному: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты

3444 Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания

3445 на заложенное имущество".

3446

3447 В данном законопроекте можно выделить три блока предложений. Первый блок -

3448 это внесение изменений в законы "О залоге", "Об ипотеке (залоге

3449 недвижимости)", связанных с реализацией отдельных видов заложенного

3450 имущества. Второй блок - это внесение изменений в Гражданский кодекс, где

3451 предполагается уточнить порядок обращения взыскания, реализации предмета

3452 залога. И третий блок - это уточнение положений закона "О несостоятельности

3453 (банкротстве)", регулирующих порядок удовлетворения залоговых требований

3454 кредиторов в деле о банкротстве. Естественно, это потребовало изменения и

3455 некоторых норм закона "Об исполнительном производстве".

3456

3457 Я ещё раз хочу повторить, что мы подготовили данный законопроект ко второму

3458 чтению с учётом того обсуждения, которое состоялось при рассмотрении в первом

3459 чтении, и тех поправок, которые поступили от субъектов права законодательной

3460 инициативы.

3461

3462 Комитет, в частности, решил следующее. Мы чётко прописали нормы о

3463 невозможности во внесудебном порядке наложить взыскание на жилые помещения,

3464 принадлежащие физическим лицам. Это то, о чём мы с вами говорили. Хотя в

3465 тексте к первому чтению это было, но, может быть, не совсем полно и ёмко

3466 изложено, а сейчас эта норма изложена очень конкретно.

3467

3468 Второе. Комитет уточнил нормы исполнительного производства в ходе обращения

3469 взыскания на заложенное имущество. Соответствующие поправки внесены в Основы

3470 законодательства Российской Федерации о нотариате.

3471

3472 Третье. Мы прописали переходные положения в части применения положений закона

3473 к возбуждённым делам о банкротстве. О чём я хотел бы здесь сказать?

3474 Предполагаемая норма, которая выносится на ваше рассмотрение, будет

3475 применяться только к процедурам, введённым после вступления закона в силу. То

3476 есть закон обратной силы не имеет, как говорится, дедушкиной оговорки здесь

3477 нет.

3478

3479 И четвёртое. В законопроект не включены нормы о возможности обратить

3480 взыскание на имущество по договорам, заключённым до принятия настоящего

3481 законопроекта.

3482

3483 Вот основные принципиальные изменения, которые мы предлагаем в таблице 1. У

3484 вас есть и таблица 2. В первой таблице поправки предлагаются к принятию, там

3485 двенадцать поправок, а во второй - к отклонению, там тридцать поправок.

3486

3487 Спасибо за внимание.

3488

3489 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость отдельно обсудить

3490 какие-либо поправки из таблицы 1? Нет. Ставится на голосование таблица 1

3491 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.

3492

3493 Включите режим голосования.

3494

3495 Покажите результаты голосования.

3496

3497 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 09 сек.)

3498 Проголосовало за 323 чел.71,8%

3499 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3500 Воздержалось 1 чел.0,2%

3501 Голосовало 324 чел.

3502 Не голосовало 126 чел.28,0%

3503 Результат: принято

3504

3505 Принято.

3506

3507 Таблица 2, здесь тридцать поправок. Есть ли необходимость отдельного

3508 обсуждения поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок,

3509 рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

3510

3511 Включите режим голосования.

3512

3513 Покажите результаты голосования.

3514

3515 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 52 сек.)

3516 Проголосовало за 317 чел.70,4%

3517 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3518 Воздержалось 0 чел.0,0%

3519 Голосовало 317 чел.

3520 Не голосовало 133 чел.29,6%

3521 Результат: принято

3522

3523 Принято.

3524

3525 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

3526 внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в

3527 связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное

3528 имущество". Кто за? Прошу голосовать.

3529

3530 Включите режим голосования.

3531

3532 Покажите результаты голосования.

3533

3534 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 31 сек.)

3535 Проголосовало за 329 чел.73,1%

3536 Проголосовало против 28 чел.6,2%

3537 Воздержалось 1 чел.0,2%

3538 Голосовало 358 чел.

3539 Не голосовало 92 чел.20,4%

3540 Результат: принято

3541

3542 Принято.

3543

3544 Юрий Германович, у вас есть предложение по третьему чтению? Пожалуйста.

3545

3546 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет

3547 подготовил данный законопроект к третьему чтению, материалы у вас есть.

3548 Лингвистическая экспертиза данного документа проведена, замечаний у Правового

3549 управления нет. Прошу поддержать позицию комитета: принять законопроект в

3550 третьем чтении.

3551

3552 Спасибо.

3553

3554 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Возражений нет? Нет. В рамках "часа

3555 голосования" ставится на голосование в третьем чтении данный проект

3556 федерального закона. Кто за? Прошу голосовать.

3557

3558 Включите режим голосования.

3559

3560 Покажите результаты голосования.

3561

3562 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 32 сек.)

3563 Проголосовало за 337 чел.74,9%

3564 Проголосовало против 30 чел.6,7%

3565 Воздержалось 0 чел.0,0%

3566 Голосовало 367 чел.

3567 Не голосовало 83 чел.18,4%

3568 Результат: принято

3569

3570 Принято.

3571

Дата заседания 12.12.2008, номер заседания 61, строк в стенограмме 7860

О проекте федерального закона № 119643-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся процедуры реализации залога).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2888 И мы начинаем работу с законопроекта первого чтения. Пункт 15. О проекте

2889 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

2890 несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты

2891 Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Виктор

2892 Семёнович Плескачевский.

2893

2894 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по

2895 собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2896

2897 Спасибо.

2898

2899 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию

2900 законопроект направлен на обеспечение прав залоговых кредиторов, прежде всего

2901 для целей расширения использования залога в качестве обеспечения кредита. На

2902 сегодняшний день сложилась ситуация, когда, по существу, реализация залога

2903 кредитором в случае неисполнения заёмщиком своих обязательств подчас

2904 растягивается на годы, а иногда практически невозможна. Понятно, что в этом

2905 случае, особенно в условиях кризиса, это приводит к резкому сокращению

2906 доверия и резкому сокращению использования кредита для хозяйственного

2907 оборота.

2908

2909 К законопроекту поступило большое количество замечаний, в том числе от

2910 предпринимателей, от банкиров, от депутатских групп, от двух судов. С большей

2911 частью замечаний мы согласны. Я хотел бы отметить самое главное: все сошлись

2912 во мнении, что недостаточно чётко в этом законопроекте прописано, что он не

2913 касается частных интересов граждан. Он касается только предпринимательской

2914 сельскохозяйственной деятельности. Понятно, что это особенно актуально

2915 сегодня, в условиях кризиса. И вчера, возможно, вы слышали, Андрей

2916 Викторович, представитель правительства, сказал, что этот законопроект входит

2917 в пакет антикризисных мер. Мы попытаемся учесть все замечания, чтобы принять

2918 его в этом году.

2919

2920 Прошу поддержать, принять законопроект в первом чтении.

2921

2922 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Виктор Семёнович.

2923

2924 Содоклад от Комитета по собственности сделает Юрий Германович Медведев.

2925

2926 Для сведения, Николай Васильевич Коломейцев, для вас персонально меня

2927 проинформировала наша регламентная группа: 12 часов 30 минут и 12 секунд -

2928 это момент начала регистрации.

2929

2930 Пожалуйста, Юрий Германович.

2931

2932 МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2933

2934 Спасибо.

2935

2936 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я, честно говоря, надеялся, что

2937 Виктор Семёнович, как автор, несколько больше скажет о том документе, который

2938 он представляет, раскроет основные положения этого проекта закона, поэтому

2939 первоначально я хотел в своём выступлении остановиться только на

2940 принципиальных вопросах, но, видимо, придётся сказать немножко больше.

2941

2942 Комитет рассмотрел данный законопроект, автором которого является Виктор

2943 Семёнович Плескачевский, и мы поддержали его и просим вас принять его в

2944 первом чтении.

2945

2946 Действительно, сегодня, на наш взгляд, сложилась такая ситуация, что основные

2947 идеи данного документа позволяют более широко и эффективно использовать залог

2948 как способ обеспечения исполнения обязательств, что вполне соответствует

2949 современному состоянию и потребностям финансового рынка. Действующее

2950 залоговое право уже не соответствует условиям, когда кредиты не возвращаются,

2951 о чём говорил автор, а предмет залога подвержен риску утраты или гибели. Но

2952 что ещё важнее - сегодня быстро и значительно снижается его цена. Это

2953 положение называется ситуацией падающего рынка.

2954

2955 Я попробую дать небольшое пояснение в связи с этим. В настоящее время

2956 обращение взыскания на заложенное имущество в основном происходит в судебном

2957 порядке, а его последующая реализация - на основании решения суда. И

2958 правильно здесь отмечалось, что это происходит в течение длительного периода,

2959 с большими издержками, и неизвестно в конечном итоге, каким будет решение

2960 суда, следовательно, возникают проблемы как у кредитора, так и у того, кто

2961 берёт кредит. Для того чтобы избежать таких рисков, кредитор вынужден

2962 завышать стоимость кредита, при этом страдает та и другая сторона.

2963

2964 Чтобы учесть интересы банков и заёмщиков, поддержать стимул для кредитования,

2965 в проекте закона содержатся нормы по регламентации внесудебной реализации

2966 заложенного имущества, как движимого, так и недвижимого (там есть подробное

2967 описание, я не буду об этом говорить), то есть данный законопроект предлагает

2968 решать эти вопросы, если есть обоюдное согласие как заёмщика, так и

2969 кредитора, во внесудебном порядке. Такой подход позволит упростить процедуру

2970 обращения взыскания на заложенное имущество, упростить процедуру реализации

2971 заложенного имущества, сократить сроки удовлетворения требований кредитора в

2972 ходе дела о банкротстве и так далее.

2973

2974 Кроме всего прочего, в этом законопроекте предлагается внести изменения в ряд

2975 законов, не только в закон о банкротстве, но и в Гражданский кодекс, а также

2976 предлагается ещё ряд новелл. Суть их заключается в том, чтобы удовлетворять

2977 требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника, в ходе дела о

2978 банкротстве, то есть предлагается изменять содержание прав залогового

2979 кредитора в ходе дела о банкротстве в зависимости от процедуры банкротства.

2980 Также уточняется порядок процедуры реализации, когда в ходе конкурсного

2981 производства происходит удовлетворение требований залогодержателя. То есть

2982 проектом предлагается обособить предмет залога в конкурсной массе и уточнить

2983 порядок удовлетворения требований, в соответствии с которым в ходе

2984 конкурсного производства требования залогодержателя удовлетворяются за счёт

2985 реализации предмета залога. Определён также порядок реализации этой нормы.

2986

2987 Заканчивая своё выступление, я хотел бы, подытоживая, сказать, что принятие

2988 этого закона позволит устранить противоречие в законодательстве,

2989 усовершенствовать порядок удовлетворения требований залогодержателя,

2990 удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом

2991 имущества должника, и реализацию обращения взыскания на предмет залога.

2992

2993 Я уже говорил, что комитет рассмотрел этот законопроект и предлагает принять

2994 его в первом чтении. Позиция правительства по данному законопроекту

2995 позитивная. Есть замечания Правового управления Аппарата Государственной

2996 Думы, профильных комитетов и комитетов-соисполнителей. Насколько я понял,

2997 автор законопроекта не возражает против того, чтобы учесть некоторые

2998 замечания и доработать законопроект ко второму чтению, также с учётом тех

2999 поправок, которые, может быть, поступят от вас, уважаемые коллеги, по данному

3000 законопроекту.

3001

3002 Спасибо за внимание.

3003

3004 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Германович, пока задержитесь на трибуне,

3005 я вижу, что есть вопросы, возможно, они будут вам адресованы.

3006

3007 Коломейцев, Федоткин, Иванов, Свистунов - четыре вопроса. Или больше?

3008 Запишитесь, пожалуйста, на вопросы, и мне будет удобней.

3009

3010 Включите режим записи.

3011

3012 Покажите, пожалуйста, запись.

3013

3014 Коломейцев Николай Васильевич.

3015

3016 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

3017

3018 Вопрос к автору законодательной инициативы.

3019

3020 Уважаемый Виктор Семёнович, скажите, пожалуйста, почему вы именно такие

3021 законы всегда активизируете во время кризисных ситуаций, спровоцированных

3022 неквалифицированной кредитно-денежной политикой? Суть-то вопроса в чём? Вы

3023 предлагаете процедуру реализации залога, но сегодня кредитно-денежная

3024 политика никакая и фактически нельзя пролонгировать даже ранее заключённые

3025 кредитные соглашения. Искусственно создана ситуация, а вы тут подсуетились -

3026 и сразу давай отнимать имущество. Поэтому скажите, пожалуйста, вы в контексте

3027 развития кризиса внесли законопроект или он просто поздно попал на стол

3028 законодателей?

3029

3030 И второй вопрос. Назовите мне, сколько предприятий всё-таки прошло через

3031 процедуру оздоровления во время внедрения вашего закона о банкротстве, потому

3032 что я, к сожалению, таких не знаю.

3033

3034 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Ну, с последнего вопроса начну, по поводу банкротства.

3035 Дело в том, что в странах с развитой экономикой большинство банкротств в суде

3036 - по инициативе должника. 98 процентов банкротств... Это означает, что

3037 предприятие находится не в таком ужасном состоянии, как сегодня, когда за

3038 него берётся кредитор, а в таком, когда должник сознаёт свою ответственность

3039 и сам понимает, что нужно начинать процедуру банкротства как способ защиты от

3040 недобросовестных кредиторов, то есть когда предприятие находится в лучшем

3041 положении. Это первое обстоятельство, послужившее причиной того, что у нас

3042 мало фактов финансового оздоровления.

3043

3044 Второе обстоятельство. В течение пятнадцати лет, предшествовавших принятию

3045 действующего закона о банкротстве, государственная экономика, государство

3046 кредитовало через налоги огромное количество предприятий, вам это хорошо

3047 известно. Большая часть сегодняшних банкротств - в связи с ужасным

3048 хозяйственным состоянием этих предприятий, поэтому фактов финансового

3049 оздоровления мало.

3050

3051 И третье обстоятельство. Вопрос действительно очень важный. Сегодня налоговая

3052 инспекция является основным представителем государства в процессе

3053 банкротства. Нетрудно догадаться, что здесь возникают конфликты интересов:

3054 налоговика как мытаря, заставляющего платить налоги, и предприятия, желающего

3055 своего финансового оздоровления. Это тоже фактор, который быстрее

3056 подталкивает предприятия к конкурсному производству.

3057

3058 Теперь по существу законопроекта. На самом деле он действительно обсуждался

3059 много лет, но как-то всё время откладывали решение этой проблемы, которая

3060 заключается в строгом балансе интересов заёмщиков и заимодавцев. Ни для кого

3061 не секрет, что сегодня большая часть хозяйствующих субъектов легко берёт

3062 долги и не очень хорошо их отдаёт, но при этом понимает, что несовершенство

3063 закона фактически защищает их право на это. Это приводит к тому, что резко

3064 повышается ставка по кредитам, в том числе и для добросовестных заёмщиков,

3065 потому что не все, к счастью, такие неисполнительные. Но проблема обострилась

3066 во время кризиса. И я должен вам сказать, что большинство банков идёт не по

3067 пути быстрой реализации залога - сегодня практика такова, - а по пути

3068 составления соглашения о реструктуризации долга. И многие банки идут на то,

3069 чтобы упростить исполнение обязательств, исполнение кредита в тех ситуациях,

3070 когда им кажется добросовестным поведение заёмщика.

3071

3072 Законопроект просто крайне важен сегодня, в кризисной ситуации, потому что он

3073 требует, чтобы деньги быстрее пришли в экономику. А не дают их потому, что

3074 нет доверия.

3075

3076 Спасибо.

3077

3078 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3079

3080 Пожалуйста, Юрий Германович хотел что-то добавить.

3081

3082 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Николай Васильевич, вопрос, что вы задавали, мы тоже в той или

3083 иной степени обсуждали в комитете, и примерно так же шёл у нас разговор.

3084 Действительно, проблема эта возникла давно, но её не ставили ни кредитор, ни

3085 заёмщик. Почему? Потому что шёл процесс роста стоимости активов, незавершёнки

3086 и так далее, все вроде были удовлетворены. Чем процесс дольше затягивается,

3087 тем больше стоимость активов, которые переходят или попадают на продажу, на

3088 публичный конкурс, хотя в конечном итоге, может быть, кто-то и страдает.

3089 Следовательно, сейчас, когда действительно ситуация непредсказуемая и каждый

3090 день идёт снижение стоимости активов, процесс надо упростить, но это не

3091 значит не защитить кредитора или кредитополучателя. Здесь все механизмы... Вы

3092 сказали, что мы пытаемся отобрать что-то, ничего здесь не отбирается, здесь,

3093 наоборот, всё настолько подробно прописывается, что, я думаю, в этой ситуации

3094 мы защищаем и ту и другую сторону. Если кто-то считает, что какая-то сторона

3095 не очень защищена, давайте вместе подумаем, как к этой теме подойти.

3096

3097 Спасибо.

3098

3099 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич.

3100

3101 ГОНЧАР Н. Н. У меня вопрос к Юрию Германовичу.

3102

3103 Юрий Германович, вы делали акцент на том, что всё это будет - я имею в виду

3104 заключение подобных соглашений - с согласия сторон, и прежде всего заёмщика.

3105 Скажите, пожалуйста, а сегодня, в рамках действующего законодательства при

3106 наличии такого согласия подобного рода процедура может быть осуществлена и

3107 может ли быть скорректирован при наличии такого согласия кредитный договор,

3108 внесена норма, о которой вы говорили?

3109

3110 Спасибо.

3111

3112 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. В принципе, конечно, это возможно. Представьте, я - кредитор,

3113 вы - кредитозаёмщик и мы с вами договорились, что на определённых условиях вы

3114 получаете кредит, но даёте мне, условно говоря, квартиру, или недостроенный

3115 нефтекомплекс, или ещё что-то, не знаю, что вы строите или покупаете. Только

3116 сама процедура при этом законодательно не будет обеспечена. И в этой

3117 ситуации, если на каком-то этапе вы посчитаете нужным вернуться на прежнюю

3118 позицию, может возникнуть то или иное судебное решение, которое не устроит ни

3119 ту ни другую сторону, коль законодатель это не прописал. Но если есть

3120 нотариально заверенная договорённость, обоюдное согласие, то, следовательно,

3121 есть возможность это решить более публично, более открыто, более защищённо в

3122 судебном порядке.

3123

3124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свистунов, пожалуйста... Извините,

3125 Плескачевский хотел дополнить.

3126

3127 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Я хотел бы пояснить, что в сегодняшнем гражданском

3128 законодательстве, по существу, такая возможность не допускается. Собственно

3129 говоря, на это и направлен законопроект - дать возможность, заключив

3130 соглашение, работать вместе и быть защищённым, а сегодня такое соглашение

3131 практически невозможно.

3132

3133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аркадий Николаевич Свистунов.

3134

3135 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

3136

3137 Уважаемый Виктор Семёнович, вот вы отметили в своём выступлении, что много

3138 всяких разных поправок, замечаний, но при всём при этом законопроект не

3139 затрагивает интересов физических лиц, то есть не нарушает их. Хотя тут есть

3140 одно такое положение: исключается норма о невозможности обращения взыскания

3141 на предмет ипотеки, на залог, при "несоразмерности требований кредитора

3142 стоимости заложенного имущества", а вводится императивная норма, что

3143 "взыскание невозможно, если сумма долга составляет менее 5 процентов от

3144 оценки предмета".

3145

3146 Вопрос: почему именно такая цифра - 5 процентов? Человек платил кредит,

3147 ипотеку, десять лет, почти выплатил, осталось выплатить там 6 процентов, и

3148 вот он подпадает под эту норму. Может быть, всё-таки эта диспозитивная норма

3149 о несоразмерности лучше, когда судья может вникнуть в эти вопросы и более...

3150 (Микрофон отключён.)

3151

3152 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Хора - Плескачевский.

3153

3154 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Да, Аркадий Николаевич. Дело в том, что в первом чтении,

3155 когда принимается концепция, любую цифру можно поставить в скобочки, она

3156 представляет собой предмет обсуждения: 5, 10, 20 - не важно. В данном случае

3157 вы можете подготовить вашу поправку. Но нам показалось, и практика это

3158 подтверждает, что простое указание несоразмерности и отнесение к компетенции

3159 суда определения критериев этой несоразмерности гораздо более субъективно.

3160 Как нам представляется, закон должен уменьшать неопределённость, а не

3161 увеличивать её, поэтому появилась норма: вместо несоразмерности - конкретные

3162 критерии обстоятельства.

3163

3164 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.

3165

3166 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

3167

3168 Уважаемый Юрий Германович, скажите, пожалуйста, а не рассматривал ли ваш

3169 комитет такую ситуацию? Вот вы сказали, что сейчас резко падают в цене

3170 залоги, но кризис (которого у нас, как известно, нет) - явление временное, и

3171 потом наступает другая ситуация, когда всё опять начинает расти в цене, между

3172 тем эта норма в законе сохранится, и не возьмёт человек кредит, потому что

3173 ему скажут: либо подписывайся под нормой, что мы сможем продать твой растущий

3174 в цене залог, либо ничего не получишь. И тогда нам что, придётся отменять

3175 данный закон?

3176

3177 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает?

3178

3179 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Я в самом начале сказал, что законопроект рассматривает тему,

3180 которая назрела давно. Она связана не только с сегодняшней кризисной

3181 ситуацией, просто кризисная ситуация требует ускорить процесс принятия

3182 подобного закона. В любом случае тот правовой пробел, который сложился давно,

3183 нужно было урегулировать законом. А потом ведь мы этот законопроект

3184 рассматриваем только в одном узком аспекте, только с одной стороны. Вот вы

3185 задаёте вопрос о взаимоотношениях между кредитором и кредитополучателем, но в

3186 принципе рамки этого законопроекта несколько шире, я об этом говорил. Я

3187 думаю, что данный закон мы принимаем не только с учётом сегодняшней ситуации,

3188 он должен и может действовать тогда, когда у нас все эти сложные последствия

3189 кризиса и на финансовом рынке, и в экономике будут преодолены.

3190

3191 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.

3192

3193 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, наверное, к обоим докладчикам. Очень серьёзная

3194 проблема (я поднимал этот вопрос на той неделе) сложилась с малым бизнесом.

3195 Их сегодня буквально разоряют путём выкупа недвижимости. Практически все они

3196 живут на кредиты, берут кредиты, а в условиях кризиса вернуть кредит очень

3197 сложно. Не приведёт ли подобный закон к тому, что у малого бизнеса, в

3198 общем-то, отберут всё, что у него есть (площади под какими-то предприятиями

3199 маленькими, помещения небольшие), и мы этот слой экономики просто уничтожим?

3200 Какие здесь защитные механизмы предусмотрены?

3201

3202 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Германович.

3203

3204 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Я бы немножко уточнил ту оценку, которую вы высказали, - мол,

3205 малый бизнес живёт в основном за счёт кредитов. Вообще, в целом наша

3206 экономика только на 30 процентов кредитуется, я имею в виду - в финансовых

3207 организациях, всё остальное - это или внутренние ресурсы, или ресурсы

3208 нефинансовой организации, то есть взаимные какие-то... вернее, в долг берут

3209 друг у друга. Что касается малого бизнеса, он вообще кредитуется в пределах

3210 10-15 процентов. Сегодня это, к сожалению, так, это плохо, но это так.

3211 Поэтому этот законопроект не преследует цель ухудшить положение малого

3212 бизнеса по сравнению с сегодняшним, наоборот, если внимательно посмотрите,

3213 поймёте, что предлагается увеличить финансирование. Если мы три года назад

3214 выделяли из федерального бюджета 1 миллиард для поддержки малого бизнеса, то

3215 на следующий год просматривается в тридцать раз больше. Следовательно, это не

3216 связано... Мы не заставляем ничего выкупать. Да, есть закон, который

3217 стимулирует приобретение в собственность малым бизнесом арендованного

3218 помещения, но и он не предусматривает такой обязаловки, просто надо

3219 определяться, что тебе выгоднее - приобрести в собственность или продолжать

3220 арендовать. А что касается этого законопроекта, то у него совершенно другая

3221 направленность.

3222

3223 Спасибо.

3224

3225 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плескачевский (ему тоже был задан этот вопрос) - по

3226 карточке Хора.

3227

3228 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. К сожалению, Владимир Николаевич, не наша с вами,

3229 наверное, вина в том, что на сегодняшний день сложилась ситуация, которая

3230 характеризуется так: кому должен, всем прощаю. То есть кредиты берут не

3231 всегда с тем, чтобы вовремя отдавать. Особенно возможно злоупотребление

3232 правом владельца имущества, которое стало обеспечением кредита. Закон как раз

3233 и направлен на то, чтобы эти ситуации немножко скорректировать.

3234

3235 Я подозреваю, что, действительно, после принятия этого закона во вновь

3236 заключаемых кредитных договорах, скорее всего, будет оговорка о внесудебном

3237 порядке реализации. Но хочу сказать вам, что это не отменяет права заёмщика,

3238 если он посчитал, что нарушена процедура, со своей стороны обратиться в суд

3239 и, по существу, вернуться к судебной процедуре рассмотрения этих отношений.

3240

3241 К сожалению, действительно малый бизнес сегодня практически не кредитуется,

3242 не выпускает ценных бумаг и оказывается в результате в банкротстве, когда

3243 банкротится огромное количество кредиторов, в том числе и кредиторов с

3244 имуществом, которое стало обеспечением по конкретному кредиту. Наверное,

3245 нужно прикладывать усилия, для того чтобы после принятия закона те, кто

3246 согласен поступиться своим имуществом и по этой причине закладывает это

3247 имущество для получения кредита, имел возможность это сделать, чтобы более

3248 урегулированными стали кредитные отношения. В конечном итоге выиграют всегда

3249 добросовестный заёмщик и заимодавец.

3250

3251 Спасибо.

3252

3253 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3254

3255 Вопросы были заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Коломейцев,

3256 депутат Грачёв, депутат Свистунов. Никого не пропустил, коллеги? Три

3257 выступления.

3258

3259 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

3260

3261 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович.

3262

3263 Уважаемые коллеги, вообще-то, изречение, что благими намерениями вымощена

3264 дорога в ад, всем известно. И мне кажется, что мы как в театре абсурда: с

3265 одной стороны, у нас идёт резкое схлопывание реального сектора в силу

3266 отсутствия реального кредитования, а с другой стороны, мы тут же,

3267 подсуетившись, одним даём беззалоговые колоссальные кредиты, более 5,5

3268 триллиона, которые неизвестно куда девают, и с них, оказывается, даже

3269 правительство не может спросить; с другой - мы резко, быстро пытаемся сделать

3270 так, чтобы в отношении остатков производства можно было под надуманным

3271 предлогом изменить собственника. Почему? Потому что у нас сегодня в

3272 правительстве - я этого вообще понять не могу - гайдаровщина процветает

3273 вовсю. У нас ни одно отраслевое министерство не может принимать актов по

3274 распоряжению имуществом, у нас непонятный фонд федерального имущества

3275 распоряжается имуществом всех отраслей народного хозяйства, коррупционно

3276 распоряжаясь и изменяя управляющих на предприятиях. Поэтому, по нашему

3277 мнению, сегодня надо наложить мораторий на принятие законов, которые могли бы

3278 вводить новые положения и позволять облегчённо, так сказать, отнимать

3279 имущество. Мы считаем, что сегодня правительству надо внести закон о

3280 чрезвычайной ситуации и в условиях чрезвычайной ситуации не рассказывать об

3281 отсутствии кризиса, а денно и нощно думать, как его избежать и ликвидировать

3282 возникшие последствия. Мы же видим, что группа депутатов активно лоббирует

3283 интересы тех, кто желал бы побыстрее раскассировать скопившиеся

3284 золотовалютные резервы и Стабилизационной фонд, при этом вторая группа

3285 товарищей пытается убедить нас в том, что нельзя адекватно сегодняшней

3286 инфляции индексировать все пенсии, социальные и другие выплаты, третья же

3287 группа, увидев, что тут костерок разгорается и можно поживиться, начинает

3288 активизировать внесение поправок в закон, которые изменяют процедуры

3289 банкротства, смены собственников.

3290

3291 Поэтому мы, фракция КПРФ, будем голосовать категорически против этого

3292 законопроекта, потому что, с нашей точки зрения, ни одна процедура закона о

3293 банкротстве и оздоровлении предприятий - подчёркиваю вторую часть - не дала

3294 позитивных результатов, их фактически используют как таран по разрушению

3295 остатков реального, производящего сектора экономики.

3296

3297 Спасибо.

3298

3299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3300

3301 Пожалуйста, депутат Свистунов, ваше выступление.

3302

3303 СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемые депутаты, по поводу вот этого законопроекта

3304 необходимо сказать следующее. Конечно, закон в части упрощения процедуры

3305 взыскания залогов, с одной стороны, а с другой стороны, защиты прав

3306 кредиторов и залогодателей рынку нужен. Обсуждался он давно, различные

3307 предложения были от, скажем так, коммерческого сообщества, и, наверное,

3308 принимать его надо, хотя был прав совершенно Николай Васильевич, когда,

3309 выступая передо мной, сказал, что на сегодняшний день ожидают немножко других

3310 законов, особенно в части ипотеки. Почему я в своём вопросе обратил внимание

3311 авторов законопроекта именно вот на этот важный пункт? Потому что сейчас все

3312 обсуждают, что же будет с ипотекой. Правительство и президент дают гарантию,

3313 заверяют наших граждан: не переживайте, мы примем меры к тому, чтобы

3314 облегчить это бремя ипотеки, особенно тем, кто потеряет работу, или тем, у

3315 кого упадут доходы, которые они получают. У партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть

3316 организация "Молодая гвардия...", в Петербурге, например, они выступили с

3317 инициативой и возле банков выставляют пикеты, побуждая банкиров

3318 присоединиться добровольно к мораторию на выплаты по ипотеке и по другим

3319 кредитам граждан и так далее. Наша страна ожидает именно такого закона, чтобы

3320 была ясность, были гарантии вот в этой части гражданам прописаны, а вместо

3321 этого появляется этот законопроект, в котором убирается норма о соразмерности

3322 требований кредитора на заложенное имущество и вводится норма о том, что

3323 всего-навсего 5 процентов... Это же жизненная ситуация вполне: человек десять

3324 лет платил за кредит честно, на сегодняшний день в кризисную ситуацию попал,

3325 у него в результате может получиться 5,5 или 6 процентов, но есть

3326 императивная норма - и всё, будут продавать, и никакой суд ничем не поможет в

3327 данной ситуации. Оставить норму о несоразмерности требований - тогда можно

3328 как-то оценить, можно взвесить и принять решение в защиту в данном случае

3329 заёмщика, пострадавшего в результате форс-мажорных обстоятельств. Нет, вместо

3330 этого вносится этот законопроект.

3331

3332 Действительно, этот законопроект, может, и не очень своевременный, его лучше

3333 доработать, подойти более взвешенно, более профессионально, что ли, чтобы в

3334 нём меньше было таких казусов, которые и так напряжённую ситуацию, скажем

3335 так, будут раскачивать ещё больше.

3336

3337 Мы, безусловно, не поддерживаем этот законопроект.

3338

3339 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3340

3341 Депутат Грачёв Иван Дмитриевич.

3342

3343 ГРАЧЁВ И. Д., фракция "Справедливая Россия".

3344

3345 Уважаемые коллеги, я счёл необходимым на трибуну выйти, потому что, с моей

3346 точки зрения, вопрос чрезвычайно важный. И даже момент, может быть, важный,

3347 потому что идёт серия законов содержания людоедского, которые, с моей точки

3348 зрения, проходят без серьёзного обсуждения.

3349

3350 Фракция "Справедливая Россия" законопроект рассмотрела и в социальном плане,

3351 и в профессиональном и будет голосовать против этого законопроекта. Я его

3352 назвал бы законом по обомжествлению среднего класса России, то есть

3353 совершенно очевидно, что в результате принятия этого закона, в частности

3354 статьи 5-2, будет достаточно массовое выкидывание людей из квартир. Коллега

3355 Плескачевский тут сказал, что, может быть, это на физических лиц не

3356 распространяется, но мы-то законопроект вот этот рассматриваем, и коллега

3357 Медведев абсолютно точно сказал, что на квартиры распространяется эта

3358 история. То есть это закон о массовом изъятии собственности у среднего

3359 класса, о массовом выселении людей, которые из-за кризиса, не по их вине

3360 возникшего, не смогут расплатиться. Но если провести профессиональный анализ

3361 базовой истории, действительно, должен быть баланс интересов кредитной

3362 организации и того, кто получает кредит и отдаёт залог банку, эта проблема в

3363 первой и во второй Думе отчаянно обсуждалась, то есть мы в мучениях искали

3364 этот баланс. (Вот, к сожалению, нет Кулика здесь, нет Лукьянова, коллег, с

3365 которыми мы пришли к решению.) В моём законопроекте было написано, что из

3366 единственной квартиры никогда нельзя выселить на улицу, а любое выселение,

3367 как правило, за редкими исключениями, - только через суд. И что, помешал этот

3368 баланс развитию ипотеки? Да никак! Ипотека все эти годы развивалась в режиме

3369 50 процентов в год в среднем, а иногда и в режиме удвоения, так сказать.

3370 Следовательно, это был замечательный баланс на данном этапе. Выселенных почти

3371 нет, единицы по регионам, а ипотека развивается - по 50 процентов в год. Нет

3372 стратегически никакого основания менять этот баланс.

3373

3374 Относительно того, что это антикризисное решение. Что в кризисе ипотеки

3375 главное? Две проблемы. Первая - это отсутствие длинных низкопроцентных денег

3376 в стране. О чём мы говорили? Что без стройсберкасс фондовый рынок не

3377 обеспечит в России ещё пятнадцать лет должного количества длинных

3378 низкопроцентных денег. Решает эту проблему закон? Да ни в малейшей степени!

3379 Вторая проблема - резкое снижение потока клиентов, то есть людей, фирм,

3380 способных выплачивать ипотечные кредиты, мало. Решает эту проблему

3381 представленный законопроект? Наоборот, он увеличивает риски для клиентов и,

3382 соответственно, уменьшает поток потенциальных вкладчиков. Очевидно

3383 совершенно, что в данной ситуации это кризисный закон, а не антикризисный.

3384

3385 Ну, есть ещё и третье, может быть, немножко субъективное. Недели две назад

3386 журналисты ко мне подходят и говорят: "Уважаемый Иван Дмитриевич,

3387 прокомментируйте предлагаемые "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" законы, направленные на

3388 улучшение положения клиентов ипотеки, которые не могут расплатиться". Я

3389 отвечаю: "Да не знаю я таких законов! Я знаю, наоборот, два закона прямо

3390 противоположных: первый - о массовом выселении без суда, а второй - об

3391 одностороннем изменении процентов по вкладам в случае форс-мажора". Они мне:

3392 "Да нет, вы, наверное, отстали от жизни, если утверждаете, что ничего

3393 подобного нет, а есть прямо противоположное". Ну так вот, выясняется, что от

3394 жизни я не отстал, что именно эти законы идут. Журналисты, если они слушают,

3395 должны прямо зафиксировать, что если этот законопроект пройдёт в таком виде,

3396 в каком он представлен, то это значит, что и этим журналистам, и их друзьям и

3397 близким, и всем остальным грозит выселение из квартир, которые они занимают,

3398 потому что получить (как это написано в статье 5 этого законопроекта)

3399 нотариально заверенное согласие этого человека на внесудебный порядок

3400 взыскания заложенного имущества банком нынче очень просто. Если человек в

3401 тяжёлой ситуации, к нему придут и скажут: вот вариант с такими процентами,

3402 вот вариант с такими процентами, подписывай, пожалуйста. И 90 процентов наших

3403 граждан подпишут такое соглашение. А через три месяца он вылетит из этой

3404 квартиры, имея долг всего, допустим, тысячу д?

Дата заседания 05.12.2008, номер заседания 59, строк в стенограмме 6993

О проекте федерального закона № 119643-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся процедуры реализации залога).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

575 И второй момент, Борис Вячеславович. Пункт 26 - о внесении изменений в закон

576 "О несостоятельности (банкротстве)" - прошу снять с рассмотрения, поскольку

577 нам до сих пор так и не раздали эти документы. А то у нас становится

578 традицией: документов нет, но голосуем. Наверное, так неправильно. Не

579 наверное, а наверняка.

580

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

731 ХАРИТОНОВ Н. М., фракция КПРФ.

732

733 Уважаемый Вячеслав Борисович, уважаемые депутаты! Наверное, не все обратили

734 внимание на повестку дня. Вопрос 14. Речь идёт о внесении изменений в

735 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)...". Ну, есть у нас

736 прецедент: за неделю мы приняли судьбоносные законы о продлении полномочий

737 президента, депутатов, но не можем мы всё подряд принимать в считанные дни!

738 Этот законопроект не рассылали, никто его не читал. Когда государство

739 пытается как бы, наоборот, национализировать и взять под государственную

740 опеку, мы под шумок пытаемся внести поправки, которые позволят растащить

741 жирные куски, оставшиеся в стране! Прошу снять, Борис Вячеславович, с

742 рассмотрения.

743

744 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Назовите номер.

745

746 ХАРИТОНОВ Н. М. 26.

747

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1014 Федоткин Владимир Николаевич просит снять с рассмотрения пункт 26, потому что

1015 не были розданы материалы. Вот у меня справка: материалы были вчера выданы в

1016 15.30, и здесь стоят подписи. Так что, уважаемые коллеги, вчера в 15.30 всё

1017 было роздано, здесь стоят подписи всех уполномоченных лиц.

1018

1019 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1020

1021 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну уточнение, да. Если говорить конкретно, то материалы

1022 для Федоткина Владимира Николаевича до сих пор лежат в ящике: через дырочки

1023 видно, что это так.

1024

1025 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1026

1027 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что я могу сказать?! Но тем не менее пункт 26

1028 Федоткин Владимир Николаевич просит снять с рассмотрения. Я обязан поставить

1029 этот вопрос на голосование. Кто за то, чтобы снять с рассмотрения пункт 26?

1030 Прошу голосовать.

1031

1032 Включите режим голосования.

1033

1034 Покажите результаты голосования.

1035

1036 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 48 сек.)

1037 Проголосовало за 54 чел.12,0%

1038 Проголосовало против 11 чел.2,4%

1039 Воздержалось 0 чел.0,0%

1040 Голосовало 65 чел.

1041 Не голосовало 385 чел.85,6%

1042 Результат: не принято

1043

1044 Предложение не принято.

1045

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1202 ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Борис Вячеславович, я остаюсь при своём мнении. На

1203 самом деле по пункту 26 повестки дня документы раздавали во время

1204 регистрации, поэтому я настаиваю на голосовании по этому пункту. Я понимаю,

1205 что дана команда продавить этот законопроект, но я действую по Регламенту:

1206 документы раздали при регистрации. Это подтвердят депутаты не только из

1207 фракции КПРФ.

1208

1209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, я также вам по ведению отвечаю, что

1210 по предложению Федоткина Владимира Николаевича - это было седьмое

1211 предложение, высказанное при обсуждении проекта порядка работы, - мы уже

1212 проголосовали по 26-му вопросу и он остался в повестке дня.

1213