Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 131572-5 О внесении изменений в статьи 17-1 и 28 Федерального закона "О защите конкуренции"

О внесении изменений в статьи 17-1 и 28 Федерального закона "О защите конкуренции"

в первом чтении
13.02.2009

Номер законопроекта:131572-5
Комментарий законопроекта:в части дополнения случаев неприменения конкурсного порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - по решению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Дата внесения законопроекта в ГД:26.11.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/131572-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Профильный комитет:Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по собственности
Дата изменения статуса/фазы:13.02.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1713-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Германенко Владимир Сергеевич, Член СФ
Гусев Владимир Кузьмич, Член СФ
Оганян Оганес Арменакович, Депутат ГД
Починок Александр Петрович, Член СФ
Рыжков Николай Иванович, Член СФ
Толкачев Олег Михайлович, Член СФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №131572-5 О внесении изменений в статьи 17-1 и 28 Федерального закона "О защите конкуренции"

в части дополнения случаев неприменения конкурсного порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - по решению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Дата заседания 13.02.2009, номер заседания 73, строк в стенограмме 6631

О проекте федерального закона № 131572-5 "О внесении изменений в статьи 17-1 и 28 Федерального закона "О защите конкуренции" (о заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества по решению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; внесён членами Совета Федерации О. М. Толкачёвым, В. К. Гусевым, О. А. Оганяном, Н. И. Рыжковым, А. П. Починком и В. С. Германенко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3588 Переходим к рассмотрению четырёх альтернативных законопроектов. Пункт 10.1. О

3589 проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О

3590 защите конкуренции". Докладывает депутат Государственной Думы Ильдар

3591 Нуруллович Габдрахманов.

3592

3593 Пожалуйста.

3594

3595 ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3596

3597 Спасибо, Надежда Васильевна.

3598

3599 Уважаемые коллеги, в соответствии с действующим законодательством любое

3600 государственное или муниципальное имущество, которое передаётся во владение

3601 или пользование, должно передаваться только по результатам торгов. Это могут

3602 быть как аукционы, так и конкурсы. Вместе с тем в действующем

3603 законодательстве содержится ряд исключений из этого общего правила. Они, в

3604 частности, распространяются на то имущество, которое передаётся для

3605 государственных органов власти, для Центрального банка, государственных

3606 внебюджетных фондов. Есть ряд и других исключений.

3607

3608 В данном случае мы предлагаем этот список расширить, включив в него также то

3609 имущество, которое передаётся, в частности, государственным и муниципальным

3610 учреждениям, торгово-промышленным палатам. Также мы предлагаем включить в

3611 этот перечень государственные корпорации и имущество, которое предназначено

3612 для целей оказания услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи.

3613 Учитывая важные функции, которые выполняют эти организации в экономике и

3614 социальной сфере страны, мы считаем, что принятие этих мер необходимо. Более

3615 того, во многих случаях мы устраним вот эту бессмысленную передачу

3616 государственных средств из одного кармана в другой.

3617

3618 Также нашим законопроектом предусматривается внесение изменений в части

3619 оказания государственной или муниципальной помощи в целях осуществления

3620 отдельных видов деятельности. Мы считаем, что необходимо в этот перечень

3621 также дополнительно включить некоммерческие организации, которые тоже

3622 выполняют важные социальные функции и целью деятельности которых не является

3623 извлечение прибыли.

3624

3625 Безусловно, все меры, которые сегодня уже предусмотрены действующим

3626 законодательством и обставлены определёнными ограничениями, сохраняются. Что

3627 имеется в виду? Что государственная или муниципальная помощь может

3628 оказываться только при соответствующем одобрении Федеральной антимонопольной

3629 службы, и соответственно, такая помощь не нарушит общую конкурентную среду на

3630 том или ином рынке.

3631

3632 Кроме того, мы предлагаем в перечне целей оказания государственной или

3633 муниципальной помощи также упомянуть не только те малые предприятия, которые

3634 осуществляют приоритетные виды деятельности, но и абсолютно все малые

3635 предприятия.

3636

3637 И последнее нововведение данного законопроекта заключается в том, что мы

3638 предлагаем сократить срок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой

3639 ходатайства соответствующего органа государственной власти, который

3640 предлагает оказать государственную или муниципальную помощь, с двух месяцев

3641 до одного месяца.

3642

3643 В целом, мы считаем, данный законопроект должен положительно сказаться на

3644 социально-экономической ситуации в стране.

3645

3646 Спасибо.

3647

3648 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Ильдар Нуруллович.

3649

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3678 Уважаемые депутаты, Терентий Владимирович Мещеряков, представитель

3679 Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, просит рассмотреть законопроект

3680 без своего участия, поэтому приступаем сразу к рассмотрению пункта 10.3, о

3681 проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 17-1 и 28

3682 Федерального закона "О защите конкуренции", который член Совета Федерации

3683 Олег Михайлович Толкачёв доверил представлять депутату Государственной Думы

3684 Сергею Юрьевичу Осадчему.

3685

3686 Пожалуйста, Сергей Юрьевич.

3687

3688 ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3689

3690 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! В проекте федерального

3691 закона вносятся изменения в две статьи Федерального закона "О защите

3692 конкуренции". Указанный закон определяет особенности заключения договоров

3693 аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного

3694 управления в отношении государственного и муниципального имущества и

3695 устанавливает закрытый перечень случаев, когда указанные права на это

3696 имущество могут быть предоставлены без проведения конкурсов или аукционов.

3697

3698 Законопроектом предлагается расширить данный перечень и предоставить

3699 субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления право

3700 заключения договоров владения или пользования государственным имуществом

3701 субъектов Российской Федерации или муниципальным имуществом без проведения

3702 конкурсов или аукционов.

3703

3704 Авторы просят поддержать данный законопроект.

3705

3706 Спасибо за внимание.

3707

3708 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Присаживайтесь.

3709

3710 Переходим к рассмотрению альтернативного законопроекта. Пункт 10.4, о проекте

3711 федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона

3712 "О защите конкуренции". Доклад депутата Государственной Думы Ильдара

3713 Мансуровича Гималетдинова.

3714

3715 ГИМАЛЕТДИНОВ И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3716

3717 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение

3718 выносится проект федерального закона № 139370-5 "О внесении изменений в

3719 статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции".

3720

3721 В нашем законопроекте мы предлагаем дополнить статью 17-1 следующим

3722 положением: в случае "предоставления прав на это имущество организациям

3723 федеральной почтовой связи". Почему? Единственный федеральный оператор

3724 почтовой связи в Российской Федерации - ФГУП "Почта России" - имеет

3725 разветвлённую инфраструктуру в каждом регионе страны, включая самые

3726 отдалённые и труднодоступные территории. В настоящее время ФГУП "Почта

3727 России" арендует недвижимое имущество площадью около 900 тысяч квадратных

3728 метров, где располагаются отделения почтовой связи. При этом большая часть

3729 арендуемой площади находится либо в государственной, либо в муниципальной

3730 собственности и, следовательно, в настоящее время может сдаваться в аренду

3731 исключительно при соблюдении конкурсных процедур. В настоящее время из шести

3732 тысяч девятисот тридцати одного заключённого договора шесть тысяч сто десять

3733 договоров заключены сроком до года и требуют перезаключения по результатам

3734 конкурсов и аукционов.

3735

3736 Таким образом, при заключении договоров аренды на условиях торгов либо

3737 существенно повышается ставка арендной платы, либо победителями торгов будут

3738 признаваться организации, обладающие бо льшими финансовыми возможностями,

3739 чем федеральный оператор почтовой связи. По предварительным расчётам, при

3740 предоставлении имущества по итогам торгов дополнительные расходы доходят до 4

3741 миллиардов рублей в год. В условиях оказания всеми отделениями почтовой связи

3742 универсальных услуг почтовой связи, являющихся убыточными для предприятия,

3743 содержание отделений почтовой связи на фоне пятикратного увеличения расходов

3744 по аренде помещения экономически нецелесообразно, в результате чего

3745 значительная часть отделений почтовой связи будут закрыты. При этом будут

3746 ликвидированы не только нерентабельные отделения почтовой связи в сельских

3747 населённых пунктах, но и отделения в городах, где арендные ставки на

3748 недвижимость традиционно высоки. Сокращение существенной части сети объектов

3749 почтовой связи неблагоприятным образом отразится на доступности почтовых

3750 услуг для населения и организаций, включая органы пенсионного обеспечения и

3751 социальной защиты, правопорядка и безопасности, органы судебной системы.

3752 Отсутствие возможности регулярной доставки пенсий, пособий и иных социальных

3753 выплат населению в установленные законодательством сроки с помощью почтовой

3754 связи приведёт к увеличению социальной напряжённости в обществе. Увеличатся

3755 сроки прохождения воинской корреспонденции (в 2008 году доставлено более

3756 сорока пяти миллионов писем солдат-срочников), а также сроки доставки

3757 извещений о состоянии пенсионных страховых счетов, корреспонденции,

3758 необходимой для получения материнского капитала. Сократятся возможности

3759 иностранных граждан в плане постановки на миграционный учёт почтовым

3760 отправлением.

3761

3762 С учётом значимости почтовой связи для государства принятие проекта

3763 федерального закона "О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона

3764 "О защите конкуренции" позволит сохранить существующую инфраструктуру ФГУП

3765 "Почта России" и продолжить оказывать услуги почтовой связи населению и

3766 организациям на территории всей страны.

3767

3768 Спасибо за внимание.

3769

3770 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Мансурович. Присаживайтесь.

3771

3772 С содокладом выступит член Комитета по экономической политике и

3773 предпринимательству Хафиз Миргазямович Салихов.

3774

3775 Пожалуйста.

3776

3777 САЛИХОВ Х. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3778

3779 Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет по экономической

3780 политике и предпринимательству рассмотрел все четыре альтернативных

3781 законопроекта. В законопроектах предлагается, как уже было сказано в

3782 докладах, расширить перечень организаций, в отношении которых конкурсный

3783 порядок заключения договоров на аренду государственного и муниципального

3784 имущества не применяется.

3785

3786 Комитет отмечает необходимость внесения таких изменений в статью 17-1 Закона

3787 "О защите конкуренции". В этой связи, однако, наиболее полно, мы считаем, эту

3788 проблему решает законопроект, внесённый депутатами Голушко и Габдрахмановым,

3789 где, в частности, предлагается не применять конкурсный порядок в случае

3790 предоставления в аренду государственного или муниципального имущества

3791 торгово-промышленным палатам, государственным и муниципальным учреждениям и

3792 государственным корпорациям, а также, как докладывал господин Гималетдинов,

3793 установить изъятие из конкурсного порядка предоставления имущества для целей

3794 оказания услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

3795

3796 В Государственную Думу поступает очень много обращений о внесении изменений в

3797 статью 17-1 в отношении некоммерческих организаций, выполняющих социальные

3798 функции. В связи с этим и для того, чтобы расширить возможности субъектов

3799 Российской Федерации в использовании государственной и муниципальной помощи

3800 для реализации задач социального характера, комитет считает необходимым

3801 внести изменения в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и

3802 расширить цели предоставления государственной и муниципальной помощи. Как раз

3803 законопроект, внесённый депутатами Голушко и Габдрахмановым, такие изменения

3804 и предлагает.

3805

3806 Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству

3807 рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О

3808 внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", предложенный

3809 депутатами Голушко и Габдрахмановым, а остальные три альтернативных

3810 законопроекта отклонить.

3811

3812 Прошу поддержать.

3813

3814 Спасибо.

3815

3816 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Подождите, пожалуйста, на трибуне,

3817 могут быть вопросы.

3818

3819 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов.

3820

3821 Присаживайтесь, пожалуйста.

3822

3823 Есть ли желающие выступить? Есть.

3824

3825 Пожалуйста, включите микрофон депутату Рохмистрову.

3826

3827 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

3828

3829 Уважаемые депутаты, этот закон достаточно важен, тут просто наболело, и то,

3830 что появилось четыре альтернативных законопроекта, как раз это подтверждает.

3831

3832 К сожалению, мы здесь не руководствуемся указом Петра I, в котором он сказал,

3833 что государственным людям следует говорить по ненаписанному, чтобы дурь

3834 каждого видна была. Вот поэтому у нас и появляются такие законы, как закон "О

3835 защите конкуренции", который в условиях кризиса, наверное, ещё больше убил и

3836 малый, и средний бизнес, и общественные организации.

3837

3838 Многие ещё не столкнулись с теми подводными камнями, которые имеет этот

3839 закон, потому что он даёт возможность чиновникам трактовать его по-своему.

3840 Все законопроекты говорят о том, что надо вносить изменения. Конечно,

3841 обязательно надо. Я надеюсь, что в рамках второго чтения мы существенно

3842 расширим статьи 17 и 19, потому что сегодня мы столкнулись проблемами в связи

3843 с тем, что данный закон фактически отменил статью 621 Гражданского кодекса. О

3844 чём эта статья? О преимущественном праве на заключение договора аренды.

3845 Сегодня малым предприятиям, которые вложились в ремонт помещений, - вы ведь

3846 знаете, что сдаются в аренду у нас малым предприятиям подвалы и так далее, -

3847 этот закон говорит: вот закончился у вас срок аренды, давайте на конкурс. И

3848 как он будет участвовать в этом конкурсе, если он вложил средства в ремонт, а

3849 неотделимые улучшения арендованного имущества не учитываются ни в договоре

3850 аренды, ни в конкурсе? Поэтому надо посмотреть эту статью и в рамках второго

3851 чтения, наверное, дополнить и в этой части.

3852

3853 Я считаю, что этот закон ущемляет права в том числе и субъектов Российской

3854 Федерации при предоставлении в аренду помещений на внеконкурсной основе

3855 определённым структурам. Я не говорю о коммерческих структурах. Как у нас

3856 будет конкурировать фонд помощи детям, больным лейкемией, с какой-нибудь

3857 сетевой компанией на общем конкурсе? Либо если субъекты будут проводить

3858 отдельные конкурсы, как разъяснила сегодня ФАС, например, благотворительные

3859 фонды - отдельный конкурс, политические партии - отдельный конкурс, то как,

3860 например, ЛДПР, КПРФ и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" при своих финансовых возможностях

3861 будут на конкурсе брать помещение в аренду? Понимаете, да, о чём я говорю? С

3862 этим тоже необходимо... А неоднозначность законопроекта - то, что не

3863 прописано, кому на конкурсе, кому на аукционе, - даёт возможность чиновникам,

3864 ну, наверное, зарабатывать на этом. Поэтому статью 17 надо расширять, вносить

3865 туда серьёзные поправки, которые будут касаться и социально значимых

3866 структур, политических партий в том числе, и общественных организаций, и

3867 благотворительных фондов. Я считаю, что перечень организаций, которым надо

3868 предоставить возможность без конкурса брать в аренду помещения, надо

3869 расширять.

3870

3871 И следующая статья. Тут никто не сказал о том, что даже коммерческие

3872 организации... Ну, понятно, в Москве конкурс большой, но они постоянно

3873 сталкиваются с такой проблемой, что, например, помещение - это одна комната

3874 20 метров и надо проводить конкурс, чтобы сдать её в аренду, а стоимость

3875 проведения конкурса превышает годовую арендную плату даже в Москве, я уже не

3876 говорю там про город Урюпинск или ещё какой-то, где тоже должны проводить

3877 конкурсы. Никто не хочет там принимать участие в конкурсе, чтобы занять эту

3878 комнату в 20 метров, но конкурс будет проводиться постоянно, пока не появятся

3879 два участника, потому что иначе в соответствии с законом "О защите

3880 конкуренции" они не имеют право эту комнату сдать.

3881

3882 Ну, до маразма-то доводить, наверное, ситуацию не надо. По определённым

3883 регионам, наверное, надо дать право субъектам принимать какие-то решения.

3884 Надо доверять всё-таки и своим коллегам, законодательным собраниям, пускай в

3885 рамках местного закона это будут решать. А маразм этот заключается в том,

3886 что, вот представляете, где-то муниципальная власть не может сдать помещение

3887 под парикмахерскую - никто не хочет брать это помещение, ну никто! Один

3888 человек изъявил желание сделать там парикмахерскую, и вот этому человеку надо

3889 найти ещё кого-нибудь и уговорить его тоже принять участие в конкурсе, чтобы

3890 ему это помещение занять. Сегодня по государственному имуществу огромное

3891 количество конкурсов проводится, тратятся огромные бюджетные средства, с тем

3892 чтобы сдать помещения, причём арендная плата не окупит проведение конкурса.

3893

3894 Поэтому законопроект надо принимать, а во втором чтении... Собственно говоря,

3895 надо принимать любой законопроект, потому что мы концептуальное решение

3896 принимаем сейчас. Все четыре законопроекта хоть и альтернативные, но

3897 концептуально они все об одном и том же - о внесении изменений в закон "О

3898 защите конкуренции", в статью 17. А наполнение этих изменений, я думаю, во

3899 втором чтении будет достаточно бурно обсуждаться. Поэтому призываю депутатов

3900 поддержать и принять участие в серьёзной доработке этой статьи закона, с тем

3901 чтобы сделать её однозначной, чтобы она работала в интересах людей, граждан и

3902 для развития нашей страны.

3903

3904 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам, Максим Станиславович.

3905

3906 Будут ли выступать полномочные представители президента и правительства? Нет.

3907 Переходим к рейтинговому голосованию.

3908

3909 Уважаемые депутаты, голосуем по пункту 10.1 порядка работы Государственной

3910 Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

3911 "О защите конкуренции". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом

3912 чтении?

3913

3914 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3915

3916 Переходим к голосованию по пункту 10.2, о проекте федерального закона "О

3917 внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". Кто за то,

3918 чтобы принять законопроект в первом чтении?

3919

3920 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3921

3922 Переходим к голосованию по пункту 10.3, о проекте федерального закона "О

3923 внесении изменений в статьи 17-1 и 28 Федерального закона "О защите

3924 конкуренции". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении?

3925

3926 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3927

3928 Переходим к голосованию по пункту 10.4, о проекте федерального закона "О

3929 внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции".

3930 Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении?

3931

3932 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3933

3934 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 10.1, первому из

3935 альтернативных законопроектов.

3936

3937 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 14 сек.)

3938 Проголосовало за 418 чел.92,9%

3939 Проголосовало против 1 чел.0,2%

3940 Воздержалось 1 чел.0,2%

3941 Голосовало 420 чел.

3942 Не голосовало 30 чел.6,7%

3943

3944 Четыреста восемнадцать голосов "за".

3945

3946 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по законопроекту под пунктом

3947 10.2.

3948

3949 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 51 сек.)

3950 Проголосовало за 41 чел.9,1%

3951 Проголосовало против 6 чел.1,3%

3952 Воздержалось 0 чел.0,0%

3953 Голосовало 47 чел.

3954 Не голосовало 403 чел.89,6%

3955

3956 Сорок один голос "за".

3957

3958 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 10.3.

3959

3960 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 27 сек.)

3961 Проголосовало за 37 чел.8,2%

3962 Проголосовало против 4 чел.0,9%

3963 Воздержалось 0 чел.0,0%

3964 Голосовало 41 чел.

3965 Не голосовало 409 чел.90,9%

3966

3967 Тридцать семь голосов "за".

3968

3969 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 10.4.

3970

3971 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 01 сек.)

3972 Проголосовало за 63 чел.14,0%

3973 Проголосовало против 4 чел.0,9%

3974 Воздержалось 0 чел.0,0%

3975 Голосовало 67 чел.

3976 Не голосовало 383 чел.85,1%

3977

3978 Шестьдесят три голоса "за".

3979

3980 Уважаемые депутаты, принят в первом чтении проект федерального закона "О

3981 внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", пункт 10.1.

3982