Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 132821-5 О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран

О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран

у Президента РФ
22.12.2008

Номер законопроекта:132821-5
Дата внесения законопроекта в ГД:29.11.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/132821-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:22.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:255-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №132821-5 О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран

Дата заседания 10.12.2008, номер заседания 60, строк в стенограмме 9033

О проекте федерального закона № 132821-5 "О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4495 И напоминаю вам, что по пунктам 13, 14, 15, 16 и 17 у нас есть

4496 договорённость: мы приняли вчера на Совете решение, что будет один доклад по

4497 всем вопросам и один содоклад. Поэтому, если никто не возражает и мы не будем

4498 пересматривать решение Совета - а я вижу, что никто не возражает, - я

4499 приглашаю на трибуну Андрея Николаевича Клепача.

4500

4501 Мы рассматриваем пункт 13, о проекте федерального закона "О ратификации

4502 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и

4503 компенсационных мер по отношению к третьим странам", пункт 14, о проекте

4504 федерального закона "О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного

4505 регулирования в отношении третьих стран", пункт 15, о проекте федерального

4506 закона "О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании",

4507 пункт 16, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о единых

4508 правилах определения страны происхождения товаров", и пункт 17, о проекте

4509 федерального закона "О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах

4510 в отношении третьих стран". Слово официальному представителю правительства

4511 заместителю министра экономического развития Российской Федерации Андрею

4512 Николаевичу Клепачу. Пожалуйста.

4513

4514 КЛЕПАЧ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

4515 заместитель министра экономического развития Российской Федерации.

4516

4517 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые господа депутаты! Разрешите мне сделать

4518 единый доклад по всем этим пунктам.

4519

4520 Так же как и предыдущее соглашение, эти проекты соглашений были подписаны

4521 главами правительств ещё в январе 2006 года, тем не менее мы выносим их на

4522 ратификацию только сейчас, поскольку прорабатывался весь план законопроектной

4523 работы по формированию таможенного союза в целом, и время и параметры этих

4524 соглашений, они соответственно... То есть когда их нужно ратифицировать и в

4525 увязке с какими следующими соглашениями, которые мы в дальнейшем вам внесём,

4526 - это стало ясно фактически только к лету.

4527

4528 Теперь позвольте мне коротко остановиться на каждом из этих документов.

4529

4530 Первое. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и

4531 компенсационных мер по отношению к третьим странам. Как следует из названия,

4532 это соглашение устанавливает порядок введения и применения единых мер защиты

4533 внутреннего рынка таможенного союза от демпингированного и субсидированного

4534 импорта товаров. По сути дела, это соглашение прямого действия и содержит

4535 достаточно подробные правила проведения антидемпинговых расследований,

4536 критерий оценки угроз для внутреннего таможенного рынка. Это соглашение

4537 базируется на тех нормах, которые действуют у нас в России и учитывают весь

4538 опыт международного законодательства.

4539

4540 Второе. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении

4541 третьих стран. Здесь речь идёт о таких мерах нетарифного регулирования, как

4542 количественное ограничение внешней торговли, то есть режим введения квот,

4543 лицензирование, запреты использования государственной монополии. Это

4544 соглашение носит рамочный характер, здесь говорится только о том, что эти

4545 полномочия переходят к Единой таможенной комиссии. В то же время в

4546 дальнейшем, уже за рамками этого соглашения, должен быть подготовлен целый

4547 ряд дополнительных договоров, которые регламентируют, как будет

4548 осуществляться лицензирование, как мы будем действовать с помощью механизма

4549 квотирования, то есть количественных ограничений, и другие вопросы. Поэтому

4550 сейчас это соглашение носит рамочный характер.

4551

4552 Третье. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании. Оно

4553 устанавливает порядок формирования и применения единого таможенного тарифа,

4554 то есть направлено на выравнивание таможенных ставок в отношении третьих

4555 стран. Кроме того, оно определяет случаи предоставления тарифных льгот,

4556 преференций, ну и предусматривает передачу органам таможенного союза

4557 полномочий по ведению единого таможенного тарифа. Ведётся достаточно большая

4558 практическая работа по согласованию тарифов между Россией, Казахстаном и

4559 Белоруссией. Если говорить о ставках тарифов с Белоруссией, то сейчас они

4560 согласованы уже практически на 90 с лишним процентов, с Казахстаном пока

4561 согласовано порядка 45 процентов таможенных ставок.

4562

4563 Четвёртое. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих

4564 стран. Речь идёт о том, что комиссия таможенного союза получает полномочия по

4565 формированию сводного перечня, в который включаются все товары, облагаемые

4566 вывозными таможенными пошлинами в отношениях с третьими странами. По сути

4567 дела, но это соглашение сохраняет, так сказать, для России, для других стран

4568 возможность изменения вывозных пошлин. В этом плане мы сохраняем свой

4569 суверенитет, но дальнейшие изменения этих ввозных пошлин должны происходить с

4570 информированием комиссии таможенного союза и наших стран-партнёров, то есть

4571 установление самих размеров ставок в данном случае является свободным

4572 полномочием каждой отдельной страны - члена таможенного союза, но список

4573 товаров, по которым эти вывозные пошлины устанавливаются, становится

4574 компетенцией комиссии таможенного союза.

4575

4576 Пятое. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров.

4577 Собственно говоря, оно направлено на упрощение таможенных процедур и

4578 формирует правила, удостоверяющие, из какой страны товары, поступающие на

4579 таможенную территорию, мы получили. Действие соглашения не распространяется

4580 на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран. По этим

4581 странам предполагается подписать отдельное соглашение уже 12 декабря 2008

4582 года на заседании межгоссовета ЕврАзЭС.

4583

4584 Все соглашения, по сути дела, содержат положения о том, чтобы передать

4585 органам таможенного союза осуществление части полномочий Российской

4586 Федерации, поэтому подлежат ратификации.

4587

4588 Что касается начала применения соглашений. Для того, чтобы они начали

4589 действовать после ратификации Россией - Белоруссия эти соглашения

4590 ратифицировала, Казахстан находится в процессе, - для того, чтобы они

4591 вступили в силу, после их ратификации требуется ещё специальное решение

4592 высшего органа таможенного союза. Поэтому прошу поддержать принятие

4593 федеральных законов о ратификации.

4594

4595 Спасибо за внимание.

4596

4597 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

4598

4599 Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по делам Содружества

4600 Независимых Государств и связям с соотечественниками Анатолий Александрович

4601 Корендясев.

4602

4603 КОРЕНДЯСЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4604

4605 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В дополнение к тому, что было

4606 изложено представителем правительства и моей коллегой по комитету, хотелось

4607 бы также коротко изложить позицию комитета по пяти представленным

4608 законопроектам о ратификации соглашений.

4609

4610 В качестве преамбулы хотелось бы напомнить присутствующим, что 6 октября 2007

4611 года были подписаны договоры о создании единого экономического пространства и

4612 таможенного союза и о создании Комиссии таможенного союза, 27 октября этого

4613 года мы с вами их ратифицировали, и тем самым был дан старт вот этому

4614 процессу подготовки на уровне правительства законопроектов и соглашений в

4615 рамках таможенного союза. К настоящему времени разработан регламент работы

4616 комиссии в качестве единого наднационального органа трёх государств с

4617 делегированием ему части суверенных полномочий в таможенной сфере. Хотелось

4618 бы отметить этот факт как реальное воплощение интеграционного процесса в

4619 рамках СНГ не на словах, а на деле.

4620

4621 Создание единого таможенного пространства - это один из краеугольных факторов

4622 на пути создания единого экономического пространства. 25 января этого года в

4623 Москве главы трёх государств, упомянутых в соглашениях, подписали

4624 соответствующие проекты соглашений (их шесть), которые оформляют единую

4625 таможенную тарифную политику и создают правовую базу для начала

4626 функционирования Комиссии таможенного союза в сферах экспорта и импорта

4627 товаров. Само название этих соглашений вполне конкретно определяет сферы их

4628 применения в едином таможенном союзе.

4629

4630 Я не буду подробно говорить, поскольку аргументация была приведена, хотелось

4631 бы отметить лишь то, что предлагаемые к ратификации соглашения устанавливают

4632 порядок формирования и применения всех этих специальных мер для оформления

4633 таможенного союза, что позволит странам-участницам более активно

4634 взаимодействовать в экономической сфере не только между собой, но и в рамках

4635 СНГ, в рамках других международных экономических формирований.

4636

4637 Комитет рассмотрел на своём заседании представленные законопроекты о

4638 ратификации соглашений и рекомендует Государственной Думе их ратифицировать.

4639 Соисполнитель, Комитет Государственной Думы по экономической политике и

4640 предпринимательству, также поддерживает их, и Комитет Государственной Думы по

4641 бюджету и налогам дал положительное заключение.

4642

4643 Ратификация настоящих соглашений отвечает политическим и экономическим

4644 интересам, потребностям национальной безопасности Российской Федерации и

4645 будет способствовать укреплению добрососедских отношений между Россией,

4646 Белоруссией, Казахстаном и другими странами ЕврАзЭС. Уважаемые коллеги,

4647 просьба поддержать, ратифицировать настоящие соглашения.

4648

4649 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пока, Анатолий Александрович, задержитесь на

4650 трибуне, я вижу, есть вопросы. Я вижу, три вопроса: у Коломейцева, Локотя и

4651 Федоткина. Я никого не упустил? Подводим черту.

4652

4653 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

4654

4655 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

4656

4657 Вопрос к Андрею Николаевичу.

4658

4659 Уважаемый Андрей Николаевич, вы сказали, что все законы рамочные и будут

4660 приниматься ещё, но прозвучала основная мысль о том, что мы будем

4661 делегировать полномочия какому-то чиновнику. Не кажется ли вам, что это

4662 противоречит концепции президентского послания в части противодействия

4663 коррупции? Потому что концентрация полномочий у должностного лица при

4664 многозначности трактования законов всегда приводит к коррупции. Вот почему

4665 нельзя закон разработать таким образом, чтобы он чётко регламентировал права,

4666 обязанности и ответственность?

4667

4668 Спасибо.

4669

4670 КЛЕПАЧ А. Н. Спасибо за вопрос.

4671

4672 Мне кажется, что здесь опасения излишни. В каком плане? У нас сейчас есть

4673 национальные таможенные органы, которые решают все эти вопросы. В данном

4674 случае речь идёт о том, что часть полномочий передаётся от национального

4675 таможенного органа и правительства в наднациональный орган, у которого тоже

4676 достаточно прозрачные и чёткие правила поведения. При этом если мы возьмём

4677 первое соглашение, о применении специальных защитных, антидемпинговых и

4678 компенсационных мер, то оно вообще носит достаточно подробный характер.

4679 Остальные соглашения рамочные, но эта рамочность не означает, что они не

4680 прозрачны. Просто в соответствии с тем планом законодательной,

4681 нормативно-правовой деятельности по подготовке таможенного союза, который

4682 согласован, утверждён, требуется принятие ещё целого ряда дополнительных

4683 соглашений и международных правил, чтобы они работали. Часть из них также

4684 будет проходить через вас и обязательно через правительство и наднациональный

4685 орган. Поэтому там всё прозрачно, просто, я бы сказал, нужна ещё очень

4686 большая такая черновая работа, организационная, чтобы это всё работало, чтобы

4687 это было не на бумаге. Вот это очень серьёзно. Но эта работа вся прозрачна и

4688 будет сделана.

4689

4690 Спасибо.

4691

4692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Локоть.

4693

4694 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

4695

4696 Уважаемый Андрей Николаевич, некоторое время назад разразился большой

4697 скандал, когда Минэкономразвития, которое возглавлял тогда ещё, правда,

4698 Герман Греф, приняло решение об ограничении реализации некоторых видов

4699 продукции, произведённых в Республике Беларусь, на территории Российской

4700 Федерации. В какой степени мы сегодня гарантированы от обмена подобными

4701 "любезностями", потому что те решения очень болезненно сказались на наших

4702 взаимоотношениях, на построении союза в целом, ну и на наших интеграционных

4703 связях? И даст ли гарантию этот пакет законов, чтобы не было больше подобных

4704 действий?

4705

4706 Спасибо.

4707

4708 КЛЕПАЧ А. Н. Честно говоря, я не могу догадаться даже, о каких искусственных

4709 ограничениях идёт речь, потому что у нас как бы режим торговли...

4710

4711 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4712

4713 КЛЕПАЧ А. Н. Сейчас. Подождите. Можно мне договорить?

4714

4715 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихо, тихо. Коллеги, что за манера такая? Дайте

4716 человеку ответить.

4717

4718 КЛЕПАЧ А. Н. У нас с Белоруссией нет никаких количественных ограничений в

4719 торговле и нет никаких таможенных ограничений, ну, на уровне вывозных или

4720 ввозных пошлин. Есть специальный режим, который в Белоруссии установили, по

4721 распределению пошлин от экспорта нефтепродуктов, полученных из нашей нефти,

4722 которую мы поставляем в Белоруссию. Но это вообще не режим, условно говоря,

4723 пошлин.

4724

4725 Кроме этого, действительно, как в семейных отношениях возникают конфликты,

4726 так и в отношениях с Белоруссией у нас возникают определённые спорные

4727 вопросы, чаще всего в последнее время. Я занимаюсь сельским хозяйством, и

4728 Алексей Васильевич, по-моему, выступая здесь, постоянно ссылался на примеры

4729 то с сахаром, который, как выяснилось, на две трети был не белорусским, то с

4730 сухим молоком, то с другим чем-то. Поэтому здесь не меняем, не вводим никаких

4731 количественных ограничений. Есть определённые правила регистрации, условно

4732 говоря, того сахара, который идёт в Россию из Белоруссии, или ещё чего-то. Но

4733 это какие-то спорные моменты, которые возникают в отношениях между странами

4734 достаточно часто, и всё-таки мы находим здесь общий язык. Поэтому, на мой

4735 взгляд, - может быть, меня коллеги поправят - у нас сейчас, на данный момент,

4736 никаких жёстких конфликтов нет, никакие ограничения количественные, тем более

4737 связанные с тарифным регулированием, не действуют. Более того, у нас есть

4738 система так называемых балансов Союзного государства и по сахару, по

4739 нефтепродуктам, которые утверждаются. И, собственно говоря, эти балансы

4740 являются своеобразными индикаторами для взаимных поставок.

4741

4742 Спасибо.

4743

4744 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин Владимир Николаевич.

4745

4746 ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Николаевич, у меня тоже к вам вопрос. В документах,

4747 которые нам раздали, уже при первом чтении обращаешь внимание на то, что они

4748 пестрят очень, ну, благозвучными выражениями, например: позволит обеспечить

4749 защиту, создаст благоприятные условия, обеспечит рационализацию и так далее.

4750 Почитаешь - ну прямо всё, сейчас примем и больше к этой проблеме не будем

4751 возвращаться, всё будет прекрасно. Всего этого не было. В связи с этим

4752 вопрос: какую-то количественную оценку эти документы имеют? Например, до их

4753 принятия Россия в год несёт убытки прямые и косвенные, скажем, в размере 100

4754 миллиардов рублей, их принятие позволит эти убытки сократить, скажем, до 10

4755 миллиардов рублей. Это первый вопрос. Количественно как-то это можно

4756 выразить?

4757

4758 И второй вопрос: их реализация потребует дополнительных затрат из бюджета или

4759 нет?

4760

4761 КЛЕПАЧ А. Н. Я сказал бы так: мы подходим к тому, что таможенный союз - это,

4762 во-первых (и, собственно говоря, это позиция и комитета Госдумы),

4763 политический выбор, политический выбор не только в том смысле, что это чистая

4764 политика, а потому, что это создаёт действительно другой тип союзнических

4765 отношений России, Белоруссии и Казахстана. И поэтому чистая выгода

4766 экономическая - это не только то, что связано, собственно, с торговлей, она

4767 как бы шире, это шаг в целом комплексе всех отношений стратегического

4768 партнёрства.

4769

4770 Если говорить об эффекте таможенного союза и этих соглашений, которые

4771 являются важнейшим элементом, чтобы таможенный союз работал, я сказал бы так.

4772 Даны специалистами оценки. В частности, одним из ваших бывших коллег Сергеем

4773 Юрьевичем Глазьевым была дана оценка: насколько я сейчас помню, по-моему, 200

4774 с лишним миллиардов долларов до 2015 года. Я сейчас не готов ни подтверждать,

4775 ни оспаривать эти цифры, но просто фиксирую, что есть определённые оценки

4776 выгоды, связанные с высвобождением потенциала развития взаимной торговли.

4777

4778 Что касается стоимости этих соглашений, затрат на них. Сами эти соглашения,

4779 их принятие, не стоят денег, но помимо этого работа по реализации, по

4780 реформированию таможенного союза и по обустройству единой таможенной границы

4781 (потому что мы должны выносить таможенную границу на границы Казахстана и

4782 Белоруссии) будет стоить денег. Сколько и как - пока ответить не могу, это

4783 будет ещё просчитываться, но чтобы всё работало, придётся вкладывать и

4784 деньги.

4785

4786 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4787

4788 Анатолий Александрович, вы можете присаживаться.

4789

4790 Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Нет.

4791

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4853 Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о применении

4854 специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к

4855 третьим странам". Ратификация.

4856

4857 Включите режим голосования.

4858

4859 Покажите результаты.

4860

4861 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 25 сек.)

4862 Проголосовало за 429 чел.95,3%

4863 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4864 Воздержалось 0 чел.0,0%

4865 Голосовало 429 чел.

4866 Не голосовало 21 чел.4,7%

4867 Результат: принято

4868

4869 Принимается.

4870

4871 Ставится на голосование пункт 14 - проект федерального закона "О ратификации

4872 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих

4873 стран".

4874

4875 Включите режим голосования.

4876

4877 Покажите результаты.

4878

4879 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 01 сек.)

4880 Проголосовало за 429 чел.95,3%

4881 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4882 Воздержалось 1 чел.0,2%

4883 Голосовало 430 чел.

4884 Не голосовало 20 чел.4,4%

4885 Результат: принято

4886

4887 Принято.

4888

4889 Ставится на голосование пункт 15 - проект федерального закона "О ратификации

4890 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании".

4891

4892 Включите режим голосования.

4893

4894 Покажите результаты.

4895

4896 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 38 сек.)

4897 Проголосовало за 434 чел.96,4%

4898 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4899 Воздержалось 0 чел.0,0%

4900 Голосовало 434 чел.

4901 Не голосовало 16 чел.3,6%

4902 Результат: принято

4903

4904 Принимается.

4905

4906 Ставится на голосование пункт 16 - проект федерального закона "О ратификации

4907 Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров".

4908

4909 Включите режим голосования.

4910

4911 Покажите результаты.

4912

4913 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 13 сек.)

4914 Проголосовало за 430 чел.95,6%

4915 Проголосовало против 3 чел.0,7%

4916 Воздержалось 0 чел.0,0%

4917 Голосовало 433 чел.

4918 Не голосовало 17 чел.3,8%

4919 Результат: принято

4920

4921 Принимается.

4922

4923 Ставится на голосование пункт 17 - проект федерального закона "О ратификации

4924 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран".

4925

4926 Включите режим голосования.

4927

4928 Покажите результаты.

4929

4930 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 48 сек.)

4931 Проголосовало за 437 чел.97,1%

4932 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4933 Воздержалось 1 чел.0,2%

4934 Голосовало 438 чел.

4935 Не голосовало 12 чел.2,7%

4936 Результат: принято

4937

4938 Принято.

4939