Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 134962-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта

в первом чтении
05.06.2009

Номер законопроекта:134962-5
Дата внесения законопроекта в ГД:03.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/134962-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Дата изменения статуса/фазы:05.06.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2230-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Государственный Совет Республики Татарстан
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №134962-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта

Дата заседания 05.06.2009, номер заседания 98, строк в стенограмме 7817

О проекте федерального закона № 134962-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6484 Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

6485 законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов

6486 государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении

6487 высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта". Доклад

6488 представителя Государственного Совета Республики Татарстан депутата

6489 Государственной Думы Ильдара Ирековича Гильмутдинова.

6490

6491 Пожалуйста, Ильдар Ирекович.

6492

6493 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6494

6495 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законодательная

6496 инициатива Государственного Совета Республики Татарстан, которую мы сейчас

6497 обсуждаем, обусловлена целым рядом проблем, складывающихся сегодня в системе

6498 высшего профессионального образования как в нашей республике, так и в других

6499 субъектах Российской Федерации.

6500

6501 Принцип демократического государственно-общественного характера образования,

6502 автономности образовательных учреждений - это, безусловно, большое завоевание

6503 демократии в сфере высшего образования, однако принцип автономии высшего

6504 учебного заведения не должен пониматься как некая гарантия бесконтрольности и

6505 безнаказанности вуза. Он не означает выведения вуза из-под контроля органов,

6506 наделённых соответствующими полномочиями, и предполагает применение

6507 установленных законами санкций в случае нарушения вузом условий

6508 образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.

6509

6510 Вместе с тем в настоящее время в субъектах Российской Федерации складывается

6511 прямо противоположная ситуация. Контролирующий федеральный орган в лице

6512 Рособрнадзора находится в Москве и просто физически не в состоянии обеспечить

6513 контроль за всеми высшими учебными заведениями страны и своевременно

6514 отреагировать на многочисленные жалобы и обращения, которые поступают из

6515 регионов России. При этом в вузах обучаются в основном студенты из того

6516 субъекта Федерации, в котором этот вуз расположен. Соответственно, их

6517 родители со своими претензиями и тревогами в первую очередь обращаются в

6518 республиканские органы образования, а те не имеют возможности хоть как-то

6519 помочь в данной ситуации: нет полномочий, они не предусмотрены законом. В

6520 результате вузы продолжают осуществлять свою деятельность с нарушениями, а у

6521 жителей региона появляется недоверие к местной региональной власти, которая,

6522 по их мнению, не в состоянии решить их проблемы.

6523

6524 В данном законопроекте применён принцип, аналогичный изложенному в части 5

6525 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного

6526 самоуправления в Российской Федерации", то есть субъект имеет право по своему

6527 желанию за свои деньги путём принятия своего закона осуществлять полномочия

6528 по контролю и надзору за высшим образовательным учреждением в части выявления

6529 нарушений и представления этой информации Рособрнадзору для принятия

6530 необходимых мер. Ещё раз хочу подчеркнуть: именно участвовать, а не принимать

6531 решение, выявлять нарушения и сообщать информацию в Москву в Рособрнадзор для

6532 принятия решений.

6533

6534 Другая проблема. В последние годы в республике обозначился перекос в сторону

6535 профессиональной подготовки специалистов гуманитарного цикла. При острой

6536 нехватке специалистов инженерно-технического направления 97 процентов

6537 коммерческих вузов, находящихся в нашей республике, готовят специалистов

6538 гуманитарного цикла. Здесь явно просматривается желание заработать быстрые

6539 деньги. При этом складывается парадоксальная ситуация: родители платят за

6540 обучение своего ребёнка якобы престижной профессии, а их ребёнок, ещё не

6541 закончив вуз, уже потенциальный безработный, так как в республике уже

6542 переизбыток людей данной профессии. К примеру, в настоящее время такая

6543 ситуация сложилась с юристами, экономистами, педагогами. Аналогичная

6544 ситуация, наверное, и в других регионах России. В связи с этим предлагаемый

6545 законопроект даст возможность региональным органам образования вместе с

6546 вузами активно регулировать процесс формирования перспективных направлений

6547 профессиональной подготовки кадров, а также участвовать (ещё раз говорю - не

6548 решать, а участвовать) в определении контрольных цифр приёма в вуз в

6549 соответствии с реальными потребностями субъектов Российской Федерации.

6550 Окончательное решение за Министерством образования и науки.

6551

6552 С учётом сложившейся ситуации в Государственном Совете Республики Татарстан

6553 было принято решение разработать и внести в Государственную Думу Федерального

6554 Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект

6555 федерального закона, который мы сегодня с вами рассматриваем, в части

6556 наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации

6557 полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории

6558 этого субъекта.

6559

6560 Проект закона был подготовлен с учётом изменений, внесённых в Закон

6561 Российской Федерации "Об образовании", в Федеральный закон "О высшем и

6562 послевузовском профессиональном образовании", и результатов контрольных

6563 мероприятий, проведённых по линии Рособрнадзора, за соблюдением высшими

6564 учебными заведениями, их филиалами и представительствами требований

6565 законодательства, а также необходимости проведения обучения с учётом

6566 потребностей экономики субъекта Российской Федерации.

6567

6568 С учётом изложенного прошу уважаемых депутатов Государственной Думы

6569 поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики

6570 Татарстан.

6571

6572 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6573

6574 Содоклад по данному законопроекту от Комитета по образованию сделает Гаджимет

6575 Керимович Сафаралиев. Пожалуйста.

6576

6577 САФАРАЛИЕВ Г. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6578

6579 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые

6580 депутаты! Комитет Государственной Думы по образованию на своём заседании 23

6581 апреля этого года самым тщательным образом с участием представителей

6582 Государственного Совета Республики Татарстан и представителей Министерства

6583 образования Татарстана рассмотрел этот законопроект.

6584

6585 Ну, о концепции уже мой коллега, Ильдар Ирекович, рассказал, поэтому это

6586 освобождает меня от повторения. Скажу по сути. Дело в том, что принятие

6587 предлагаемого закона приведёт к дублированию полномочий федеральных органов

6588 государственной власти, первое, и, второе, к увеличению контрольной нагрузки

6589 на высшие учебные заведения. Следует отметить, что действующим

6590 законодательством уже предусмотрены нормы, в соответствии с которыми органы

6591 государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного

6592 самоуправления в лице своих представителей или непосредственно участвуют в

6593 процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, в том

6594 числе и высших учебных заведений, так что эта функция имеется. Они участвуют

6595 в осуществлении государственного контроля за качеством образования, это

6596 прописано в подпункте 2 пункта 3 статьи 38 Закона "Об образовании", а также в

6597 пункте 2 статьи 26 Федерального закона "О высшем и послевузовском

6598 профессиональном образовании", участвуют в выборах ректоров и в формировании

6599 госзаказа на подготовку специалистов. Так что те вопросы, которые поставлены

6600 здесь, в общем-то, все решаются в той или иной форме.

6601

6602 Также пунктом 11 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании"

6603 предусмотрено, что государственные "образовательные учреждения высшего

6604 профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за

6605 счёт средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приёму

6606 обучающихся их целевой приём в соответствии с договорами с органами

6607 государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия

6608 им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования". Принятие

6609 других норм, регламентирующих формирование контрольных цифр приёма, комитет

6610 считает нецелесообразным. Кроме того, размещение государственного заказа

6611 осуществляется на конкурсной основе. При этом согласование заявок проходит

6612 все стадии процедуры согласования со всеми заинтересованными структурами

6613 власти. Практически то, что подаётся из регионов, рассматривается в

6614 министерстве и всё определяется по той заявке, которую дал регион.

6615

6616 По вопросу передачи контрольно-надзорных полномочий в области высших учебных

6617 заведений органам государственной власти субъектов Российской Федерации также

6618 следует отметить, что Федеральным законом № 258-ФЗ "О внесении изменений в

6619 отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

6620 совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что полномочия по

6621 контролю и надзору в сфере образования относятся к компетенции Российской

6622 Федерации. В то же время предусмотрена передача исполнения значительной части

6623 контрольно-надзорных полномочий органам государственной власти субъектов

6624 Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета.

6625 Сохранение у федерального органа исполнительной власти контрольно-надзорных

6626 полномочий в отношении высших учебных заведений обусловлено необходимостью

6627 усиления контроля со стороны Российской Федерации за исполнением

6628 законодательства в области предоставления высшего образования, а также

6629 необходимостью обеспечения единообразных подходов при осуществлении

6630 контрольно-надзорных полномочий в области высшего образования. Положения

6631 258-го федерального закона в части осуществления контрольно-надзорных

6632 полномочий вступили в силу с 1 января 2009 года, и принятие законопроекта

6633 негативным образом может повлиять на складывающуюся практику осуществления

6634 контрольно-надзорных полномочий в области образования.

6635

6636 Правительство Российской Федерации не поддержало представленный законопроект.

6637 Правовое управление Аппарата Госдумы также прислало заключение с

6638 существенными замечаниями. Хотя я хотел бы сказать, в комитете отмечалось,

6639 что в принципе в этом есть определённое рациональное зерно, но в том виде, в

6640 котором законопроект представлен, он не может быть принят.

6641

6642 На основании этого Комитет Госдумы по образованию предлагает отклонить проект

6643 федерального закона, предлагаемый Госсоветом Республики Татарстан.

6644

6645 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока оставайтесь, Гаджимет Керимович, на трибуне.

6646

6647 Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов.

6648

6649 Присаживайтесь.

6650

6651 Есть желающие выступить? Тоже нет. Всё понятно.

6652

6653 У Белякова вопрос. Беляков Антон Владимирович, пожалуйста.

6654

6655 БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.

6656

6657 Ну, если позволите, вы мне задали вопрос, мне кажется, будет справедливо,

6658 если я на него отвечу. У меня складывается впечатление по манере ведения

6659 сегодняшнего мероприятия, что партия власти всё больше...

6660

6661 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите, пожалуйста, микрофон.

6662

6663 Это не вопрос.

6664

6665 Я просто попрошу службу безопасности и аппарат обратить на это внимание.

6666 Вместо того чтобы действительно реагировать нормально, вы пытаетесь ещё

6667 оправдываться.

6668

6669 Коллеги, кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу

6670 определиться голосованием.

6671

6672 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6673

6674 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я решу этот вопрос, но не с вами уже, а с руководством

6675 аппарата.

6676

6677 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6678

6679 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы даже не понимаете, почему я задала этот вопрос?

6680

6681 Покажите результаты голосования.

6682

6683 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 41 сек.)

6684 Проголосовало за 15 чел.3,3%

6685 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6686 Воздержалось 0 чел.0,0%

6687 Голосовало 16 чел.

6688 Не голосовало 434 чел.96,4%

6689 Результат: не принято

6690

6691 Не принято.

6692