Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 136312-5 О потребительском кредите (займе)

О потребительском кредите (займе)

у Президента РФ
21.12.2013

Номер законопроекта:136312-5
Дата внесения законопроекта в ГД:05.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/136312-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:21.12.2013
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:353-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Аксаков Анатолий Геннадьевич, Депутат ГД
Волчек Денис Геннадьевич, Депутат ГД
Гартунг Валерий Карлович, Депутат ГД
Михеев Олег Леонидович, Депутат ГД
Мукабенова Марина Алексеевна, Депутат ГД
Мурга Андрей Юрьевич, Депутат ГД
Савельев Дмитрий Иванович, Депутат ГД
Терентьев Александр Васильевич, Депутат ГД
Тумусов Федот Семёнович, Депутат ГД
Четвериков Александр Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №136312-5 О потребительском кредите (займе)

Дата заседания 13.12.2013, номер заседания 134, строк в стенограмме 7184

О проекте федерального закона № 136312-5 "О потребительском кредите (займе)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1795 12-й вопрос, проект федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

1796 Докладывает Наталья Викторовна Бурыкина.

1797

1798 БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект прошёл все экспертизы,

1799 просьба поддержать в третьем чтении.

1800

1801 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1802

1803 Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.

1804

1805 Выносим на "час голосования".

1806

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5740 12-й пункт, проект федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

5741

5742 По мотивам выступает Борис Сергеевич Кашин.

5743

5744 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

5745

5746 Уважаемые депутаты, к сожалению, у нас ещё не изжита практика, когда комитеты

5747 прямо следуют инициативам исполнительной власти и никакой самостоятельности в

5748 решении вопросов, волнующих граждан, не проявляют, но в данном случае мы

5749 имеем обратный пример, очень позитивный. Сегодня премьер-министр Медведев

5750 заявил, что надо ограничить рост процентов по потребительским кредитам, но

5751 как раз поручение, которое дал Медведев, уже выполняется этим законом. И надо

5752 сказать, что одна из его наилучших, так скажем, сторон - это именно решение

5753 вопроса с ростовщическими сделками, то есть Центральный банк будет определять

5754 средние ставки по крупнейшим кредиторам, и не более чем на треть будет

5755 возможность повысить эти ставки.

5756

5757 Я хочу сказать, что здесь есть определённый вклад оппозиции, потому что мы

5758 этот вопрос и в комитете, и на заседании Думы ставили. И кто-то, может быть,

5759 помнит, что, когда утверждали новое руководство Центрального банка, они

5760 сказали: дайте нам полномочия, создайте мегарегулятор, чтобы мы могли

5761 регулировать не только банки, но и микрофинансовые организации, другие

5762 небанковские организации, и мы с ростовщическими сделками разберёмся. Вот в

5763 данном случае разобрались.

5764

5765 Кроме того, важно отметить, что законом определяется максимальная величина

5766 неустойки как 20 процентов от стоимости кредита. И вот депутат Лазарев привёл

5767 сегодня пример, что реальные дела в судах сейчас бывают по размеру неустойки

5768 250-300 процентов, теперь 20 процентов.

5769

5770 В законе есть не очень, так сказать, отработанные моменты, связанные с

5771 переменной процентной ставкой, и нельзя исключать того, что у нас не появятся

5772 кредитные договора, в которых ставка будет определяться по фазе Луны:

5773 допустим, в начале лунного месяца - маленькая, к концу - большая. Переменная

5774 процентная ставка у нас ограничена пока не очень чётким образом, но в любом

5775 случае надо следить за реализацией этого закона. Мы можем записать в актив

5776 Государственной Думы существенный шаг в решении вопроса, о котором много

5777 говорят люди и, в общем-то, требуют от нас сделать что-то конкретное. Так что

5778 фракция КПРФ поддержит этот законопроект.

5779

5780 Спасибо за внимание.

5781

5782 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5783

5784 Ставлю законопроект на голосование.

5785

5786 Включите режим голосования.

5787

5788 Покажите результаты.

5789

5790 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 00 сек.)

5791 Проголосовало за 440 чел.97,8 %

5792 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5793 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5794 Голосовало 440 чел.

5795 Не голосовало 10 чел.2,2 %

5796 Результат: принято

5797

5798 Закон принят.

5799

Дата заседания 11.12.2013, номер заседания 133, строк в стенограмме 6807

О проекте федерального закона № 136312-5 "О потребительском кредите (займе)" (принят в первом чтении 23 апреля 2013 года с наименованием "О потребительском кредитовании").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1313 Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении. 4-й пункт, проект

1314 федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Доклад заместителя

1315 председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Геннадьевича Аксакова.

1316

1317 Пожалуйста.

1318

1319 АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1320

1321 Уважаемые коллеги, доброе утро! Меня просили говорить только по таблицам

1322 поправок, но всё-таки законопроект очень важный, поэтому скажу несколько

1323 слов.

1324

1325 Комитет очень плотно поработал над законопроектом, и тот документ, который

1326 вам представлен... отмечу только несколько моментов, о которых, я считаю, вам

1327 необходимо знать, для того чтобы при встречах с избирателями отвечать на

1328 вопросы.

1329

1330 Очень детально описывается, как формируется полная стоимость кредита,

1331 устанавливается ограничение полной стоимости кредита. Центральный банк должен

1332 ежеквартально рассчитывать среднее рыночное значение полной стоимости

1333 кредита, и банки - и не только банки, но и микрофинансовые организации,

1334 кредитные кооперативы - не могут при предоставлении кредита устанавливать

1335 проценты больше трети этого среднего рыночного значения и так далее, и так

1336 далее. Законопроект направлен на защиту слабой стороны кредитного договора.

1337

1338 Вам представлено две таблицы поправок к этому законопроекту. Таблица № 1

1339 включает двадцать поправок, рекомендуемых к принятию. Прошу их поддержать.

1340

1341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1,

1342 предлагаемых комитетом к принятию? Нет.

1343

1344 Ставится на голосование таблица поправок № 1.

1345

1346 Включите режим голосования.

1347

1348 Покажите результаты.

1349

1350 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 35 сек.)

1351 Проголосовало за 294 чел.65,3 %

1352 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1353 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1354 Голосовало 294 чел.

1355 Не голосовало 156 чел.34,7 %

1356 Результат: принято

1357

1358 Принимается таблица поправок № 1.

1359

1360 Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.

1361

1362 АКСАКОВ А. Г. В таблице № 2 восемьдесят две поправки, рекомендуемые к

1363 отклонению. Предлагаю поддержать решение комитета.

1364

1365 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок

1366 № 2?

1367

1368 Ставится на голосование таблица поправок № 2.

1369

1370 Включите режим голосования.

1371

1372 Покажите результаты.

1373

1374 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 12 сек.)

1375 Проголосовало за 237 чел.52,7 %

1376 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1377 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1378 Голосовало 237 чел.

1379 Не голосовало 213 чел.47,3 %

1380 Результат: принято

1381

1382 Принимается решение по таблице поправок № 2.

1383

1384 Законопроект выносится на "час голосования".

1385

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5420 Далее голосуются законопроекты второго чтения. 4-й вопрос, проект

5421 федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

5422

5423 Включите режим голосования.

5424

5425 Покажите результаты.

5426

5427 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 22 сек.)

5428 Проголосовало за 299 чел.66,4 %

5429 Проголосовало против 2 чел.0,4 %

5430 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5431 Голосовало 301 чел.

5432 Не голосовало 149 чел.33,1 %

5433 Результат: принято

5434

5435 Принят во втором чтении.

5436

Дата заседания 23.04.2013, номер заседания 94, строк в стенограмме 6272

О проекте федерального закона № 136312-5 "О потребительском кредитовании".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3868 Коллеги, у нас на 16 часов поставлены 26-й вопрос, проект федерального закона

3869 "О потребительском кредитовании", и 27-й вопрос, проект федерального закона

3870 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в

3871 связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании".

3872 Докладчик предлагает рассматривать их вместе, так как они взаимосвязаны. Нет

3873 возражений? Нет. Тогда слово Анатолию Геннадьевичу Аксакову.

3874

3875 Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.

3876

3877 АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3878

3879 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, что в последние годы

3880 потребительское кредитование растёт очень быстрыми темпами, в прошлом году,

3881 скажем, его объёмы увеличились на 40 процентов. Если сравнить кредитование,

3882 например, реального сектора и юридических лиц, то юридических лиц

3883 прокредитовали с ростом на 12 процентов, а физических лиц - с ростом на 40

3884 процентов. Объём кредитов, предоставленных физическим лицам, достиг 8

3885 триллионов рублей, из них 2 триллиона - это ипотечные кредиты.

3886

3887 Рост потребительского кредитования показывает, что есть правовая

3888 неурегулированность взаимоотношений между банками и физическими лицами.

3889 Особенно отчётливо это проявилось в период кризиса, когда резко выросло

3890 количество судебных исков и со стороны банков к заёмщикам - физическим лицам,

3891 и со стороны физических лиц к банкам. Причём зачастую по одинаковым вопросам

3892 судами принимались взаимоисключающие решения, что ещё раз подтверждает

3893 правовую неурегулированность этих взаимоотношений.

3894

3895 Вашему вниманию предлагается законопроект, который мы разрабатывали вместе с

3896 правительством, вернее, дорабатывали вместе с правительством, вместе с Высшим

3897 Арбитражным Судом и Верховным Судом. Этот законопроект устанавливает как раз

3898 правовые условия взаимоотношений физических лиц - заёмщиков и кредитных

3899 организаций. Он определяет объём информации, которую кредитные организации

3900 должны предоставить физическому лицу - заёмщику, права и гарантии заёмщиков

3901 при получении, использовании и возврате кредитов, а также условия для

3902 снижения рисков кредитных организаций при выдаче кредитов физическим лицам.

3903 Причём очень важно как раз то, что устанавливается столь большой перечень

3904 информации, которую необходимо представлять заёмщикам, поскольку многие

3905 проблемы могли бы сниматься на начальном этапе получения кредита заёмщиками,

3906 так как возникали только из-за того, что не было необходимой информации и

3907 заёмщик не мог принять ответственное решение. В законопроекте определено

3908 двадцать четыре элемента информации, которые банки обязаны представлять

3909 заёмщику: сумма, срок, лимит кредитования, процентная ставка, правила

3910 пользования банковской картой, перечень возможных видов обеспечения,

3911 информация о возможном увеличении платежей заёмщика в случае перемены

3912 процентной ставки, возможные уступки кредита третьим лицам и так далее.

3913 Напомню, что в действующем законе "О защите прав потребителей" речь идёт

3914 только о трёх элементах информации: о сумме кредита, сумме всех платежей

3915 заёмщика и графике платежей.

3916

3917 Законопроект подробно регулирует содержание договора потребительского

3918 кредита. Все его условия разделены на индивидуальные и общие. Общие условия

3919 договора разрабатываются банком в одностороннем порядке и предназначены для

3920 многократного применения, именно поэтому в законе предусмотрены специальные

3921 механизмы контроля таких условий. Если заёмщик считает эти условия

3922 несправедливыми, он вправе на этом основании оспорить их в суде и признать

3923 недействительными. В общих условиях договора потребительского кредита

3924 запрещается устанавливать обязанность заёмщика пользоваться дополнительными

3925 услугами кредитора или третьих лиц, за исключением случаев, когда их оказание

3926 является бесплатным для заёмщика.

3927

3928 В индивидуальных условиях оговариваются особенности сделки конкретного

3929 заёмщика, сумма кредита, срок и график платежей. Таким образом, внимание

3930 заёмщика будет сконцентрировано именно на тех положениях договора, которые

3931 касаются его личных обстоятельств.

3932

3933 Я хотел бы отметить, что в законопроекте урегулированы очень многие проблемы,

3934 которые беспокоили как раз заёмщиков. Например, заёмщику предоставляется

3935 право в течение десяти дней отказаться от кредита без всяких штрафных

3936 санкций. Это делается для того, чтобы человек мог воспользоваться так

3937 называемым периодом охлаждения: часто бывает так, что люди в порыве эмоций

3938 берут кредит, чтобы купить какую-то вещь, а потом в течение определённого

3939 промежутка времени, например десяти дней, понимают, что либо не потянут этот

3940 кредит, либо он им вообще не нужен, и вот предоставляется такая возможность

3941 досрочного возврата кредита в течение десяти дней без всяких штрафных

3942 санкций. Если же деньги привлекаются для целевого кредитования, например для

3943 покупки квартиры, то есть ипотечный кредит берётся, то период охлаждения

3944 составляет тридцать дней, в течение которых можно вернуть кредит без всяких

3945 штрафных санкций.

3946

3947 Законопроект предусматривает возможность досрочного возврата либо части

3948 кредита, либо полной суммы кредита, но для этого надо за тридцать дней до

3949 соответствующего дня возврата кредита предупредить банк о том, что такой

3950 возврат состоится.

3951

3952 Урегулируется такая проблема, которая также часто вызывает у заёмщиков

3953 возмущение, как долговая пирамида. Частенько бывало так, что если заёмщик не

3954 возвращал средства вовремя, включался счётчик, набегали пени, штрафы и потом,

3955 когда у него появлялась определённая сумма денег и он готов был погасить

3956 часть кредита, в первую очередь - частенько бывало так - деньги шли на

3957 погашение пеней и штрафов, и в результате, сколько бы он ни платил, этот

3958 заёмщик, сумма долга не уменьшалась. Так вот, в законопроекте прямо

3959 прописывается, что если не хватает денег на полное погашение обязательств, то

3960 деньги идут прежде всего на погашение тела кредита и процентов по кредиту и

3961 только потом уже на уплату штрафов и пеней. При этом оговариваются

3962 ограничения по штрафам и пеням. Сейчас частенько бывает так, что штрафы

3963 оказываются больше, чем сумма кредита, - естественно, это тоже вызывает

3964 возмущение, - так вот, в законопроекте прописано, что неустойка не может

3965 превышать меньшую из величин: либо это двойная ставка рефинансирования - на

3966 сегодня это 16,5 процента, - либо две трети того процента, под который

3967 выдавался кредит этому заёмщику. Скажем, если кредит был выдан по ставке 30

3968 процентов, то две трети - 20 процентов, соответственно, применяется меньшая

3969 величина - две ставки рефинансирования, 16,5 процента. Если ставка была 15

3970 процентов, то две трети - это 10 процентов, значит, меньшая величина - 10

3971 процентов. Естественно, это решение в пользу заёмщика, и долговая пирамида,

3972 которая сейчас многих беспокоит, не будет возникать.

3973

3974 Необходимо отметить, что в этом законопроекте прописано, что информация о

3975 полной стоимости кредита (причём эта норма вводится не только для банков, но

3976 и - в сопутствующем законопроекте прописано - для кредитных кооперативов)

3977 указывается в правом верхнем углу договора крупным шрифтом - настолько

3978 заметным, чтобы человек сразу же видел, сколько ему будет стоить этот кредит

3979 и, соответственно, мог принять ответственное решение: брать такой кредит или

3980 не брать.

3981

3982 Я мог бы перечислить ещё ряд предложений, которые зафиксированы в этих двух

3983 документах и направлены на то, чтобы, во-первых, урегулировать

3984 взаимоотношения банка и заёмщика, во-вторых, защитить заёмщика как слабую

3985 сторону договора между банком и физическим лицом, ну и в-третьих, всё-таки

3986 снять и риски кредитных организаций при предоставлении кредитов физическим

3987 лицам, для того чтобы они имели полное понимание, в каких рамках работают, и,

3988 соответственно, могли определиться, как им выдавать кредиты и стоит ли

3989 выдавать кредиты определённым категориям заёмщиков, притом что дела в судах

3990 можно проиграть.

3991

3992 Очень важный момент - паспорт потребительского кредита. Это паспорт, в

3993 котором описаны индивидуальные условия договора - все важнейшие, существенные

3994 условия договора между банком и заёмщиком на двух страницах, и, прочитав эти

3995 две страницы, человек уже будет видеть, что ему предстоит, и опять же он

3996 должен сделать ответственный выбор: брать такой кредит или не брать.

3997

3998 Документ подписали представители различных фракций, мы активно

3999 взаимодействовали с правительством и учли практически все его замечания, учли

4000 замечания Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, замечания комитета. На

4001 наш взгляд, законопроект готов к принятию в первом чтении, и мы уже готовы

4002 работать вместе с вами над его подготовкой ко второму чтению.

4003

4004 Спасибо за внимание. Прошу поддержать.

4005

4006 Председательствует Председатель Государственной Думы

4007 С. Е. Нарышкин

4008

4009 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

4010

4011 Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.

4012

4013 Пожалуйста, включите режим записи.

4014

4015 Покажите список.

4016

4017 Сергей Владимирович Иванов.

4018

4019 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

4020

4021 Спасибо.

4022

4023 Анатолий Геннадьевич, ну, судя по тому, как вы представили эти два

4024 законопроекта, тут есть за что проголосовать, но хотелось бы некоторые

4025 уточнения услышать. Вот что входит в понятие "полная стоимость кредита"? Если

4026 на последней странице, а не в правом верхнем углу, как вы сказали, окажется

4027 напечатанное мелким шрифтом какое-то дополнительное условие, то будет ли это

4028 являться основанием для пересмотра условий кредитования?

4029

4030 АКСАКОВ А. Г. Ну, во-первых, кредитная организация не имеет права прописывать

4031 никаких дополнительных условий. Если они будут прописаны, то они будут

4032 считаться ничтожными.

4033

4034 Полная стоимость кредита включает в себя и процент, и все дополнительные,

4035 сопутствующие платежи, которые заёмщик должен осуществлять. Часто может быть

4036 указана даже большая цифра, чем придётся заплатить заёмщику: иногда полную

4037 стоимость кредита - например, при обслуживании кредитов, выдаваемых с помощью

4038 пластика, при использовании платёжных карт - трудно подсчитать, так вот в

4039 этих случаях банк должен указать максимальную сумму, которую придётся

4040 заплатить заёмщику при наиболее сложных для него, при наиболее нагрузочных

4041 обстоятельствах.

4042

4043 Председательствует Первый заместитель

4044 Председателя Государственной Думы

4045 И. И. Мельников

4046

4047 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4048

4049 Федоткин Владимир Николаевич.

4050

4051 ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.

4052

4053 Уважаемый Анатолий Геннадьевич, согласитесь, что человек берёт кредит, когда

4054 у него просто нет денег на крайне нужный ему товар или услугу - он не может

4055 заплатить, а без него, без этого товара, не может обойтись, - но вместо

4056 решения проблемы человека мы загоняем его в долговую яму.

4057

4058 Вопрос мой такого плана. По-прежнему каждый день сплошь и рядом, во всех

4059 областях закрываются предприятия. Человек взял этот потребительский кредит, а

4060 ситуация сложилась так, что он оказался без работы, без нормальной зарплаты,

4061 у него изменились условия не по его вине - какие последствия будут для него в

4062 этом случае? Отдать кредит он уже не может - он приобрёл вещь, но заплатить

4063 за неё не может не по своей вине - ну ситуация в стране такая: завод закрыли,

4064 и человек остался никому не нужным. Как в этой ситуации ему дальше

4065 действовать по закону?

4066

4067 АКСАКОВ А. Г. Владимир Николаевич, мы с вами в первом чтении приняли

4068 законопроект о банкротстве заёмщиков - физических лиц, и вот тот

4069 законопроект, который мы ранее приняли, как раз регулирует ситуацию, о

4070 которой вы сказали: потеря работы либо снижение заработной платы, снижение

4071 доходов и невозможность платить по кредиту. То есть мы упреждающе подошли к

4072 решению той проблемы, которую вы обозначили, и вместе с вами будем эту

4073 проблему решать при рассмотрении этого законопроекта уже во втором и в

4074 третьем чтениях. Он предусматривает реструктуризацию долга на пять лет и

4075 создание условий для возможности погашения кредита в течение этих пяти лет,

4076 то есть там очень серьёзное решение, направленное на защиту прав заёмщика.

4077

4078 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4079

4080 Плетнёва Тамара Васильевна.

4081

4082 ПЛЕТНЁВА Т. В. Анатолий Геннадьевич, конечно, кредиты - это вещь очень

4083 привлекательная. Сегодня даже те, которые знают заведомо, что не смогут

4084 заплатить, всё равно идут на этот шаг. И вы понимаете, чем это потом

4085 заканчивается.

4086

4087 А вопрос у меня следующий: нельзя ли прописать, чтобы ставки по кредиту были

4088 гораздо ниже нынешних, чтобы это был твёрдый процент? Это первый вопрос.

4089

4090 И второй вопрос. Если, например, заёмщик готов выплатить кредит гораздо

4091 раньше, платит он полную стоимость кредита или всё-таки есть какие-то

4092 возможности уменьшения этой суммы?

4093

4094 АКСАКОВ А. Г. Во-первых, законопроектом, как я уже сказал, предусмотрена

4095 возможность досрочного погашения кредита либо части кредита, и банк обязан

4096 всё пересчитать, в том числе сумму, которую заёмщик должен заплатить, и

4097 проценты, которые, естественно, уменьшаются, поскольку платятся с меньшей

4098 суммы. Это всё банк должен пересчитать и направить заёмщику, это всё в

4099 законопроекте урегулировано.

4100

4101 Что касается административного установления верхнего предела процентной

4102 ставки по кредитам, это можно сделать только формально, реально же это

4103 приведёт к тому, что всевозможные левые фирмочки, которые не имеют лицензии,

4104 начнут выдавать кредиты, поскольку потребность в них существует, и под очень

4105 высокий процент. Вы знаете, что сегодня есть такая не очень хорошо

4106 регулируемая часть, как микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, и

4107 там дают займы под очень высокий процент. То есть административными путями

4108 эту проблему не решить.

4109

4110 Почему высокий процент? У нас девятьсот с лишним банков, и это говорит об

4111 очень высокой конкуренции - коллеги из вашей фракции даже говорили, что у нас

4112 слишком много банков, - так вот при такой высокой конкуренции тем не менее

4113 такие высокие процентные ставки. Стоимость привлечения кредитов очень

4114 высокая: процент по вкладам у нас 10 процентов, даже больше бывает,

4115 соответственно, это уже в процентной ставке сидит.

4116

4117 Далее. Риски невозврата кредитов очень высоки, и это тоже влияет на то, что

4118 проценты высокие. Вы же сами говорите: потерял работу, снизилась заработная

4119 плата... Это риски? Это риски. И то, что мошенники действуют на рынке, и то,

4120 что нет такого закона, который бы урегулировал взаимоотношения, - всё это

4121 риски, которые сидят как раз в процентной ставке по кредиту.

4122

4123 Нам надо сделать так, чтобы рисков было меньше: принимать законы, скажем, не

4124 позволяющие выводить активы, обеспечение, о регистрации движимого имущества.

4125 Например, берут автомобиль в кредит и дальше его продают третьему лицу,

4126 которое не ведает, что автомобиль находится в залоге, а узнать о том, что он

4127 в залоге находится, никак нельзя. Для этого надо принять закон, вернее,

4128 урегулировать этот вопрос, в том числе правовыми методами. Соответственно,

4129 вот этот риск перепродажи автомобиля третьему лицу, он закладывается

4130 кредиторами в процентную ставку.

4131

4132 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь.

4133

4134 Есть ли желающие выступить? Нет.

4135

4136 Выносим вопросы на "час голосования".

4137

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5464 26-й вопрос, проект федерального закона "О потребительском кредитовании".

5465

5466 Включите режим голосования.

5467

5468 Покажите результаты.

5469

5470 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 37 сек.)

5471 Проголосовало за 347 чел.77,1 %

5472 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5473 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5474 Голосовало 347 чел.

5475 Не голосовало 103 чел.22,9 %

5476 Результат: принято

5477

5478 Принят в первом чтении.

5479

5480 27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые

5481 законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

5482 закона "О потребительском кредитовании".

5483

5484 Включите режим голосования.

5485

5486 Покажите результаты.

5487

5488 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 07 сек.)

5489 Проголосовало за 349 чел.77,6 %

5490 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5491 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5492 Голосовало 349 чел.

5493 Не голосовало 101 чел.22,4 %

5494 Результат: принято

5495

5496 Законопроект принят в первом чтении.

5497