Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 136700-5 О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии

О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии

у Президента РФ
28.02.2009

Номер законопроекта:136700-5
Дата внесения законопроекта в ГД:08.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/136700-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по обороне
Дата изменения статуса/фазы:28.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:29-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №136700-5 О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии

Дата заседания 13.02.2009, номер заседания 73, строк в стенограмме 6631

О проекте федерального закона № 136700-5 "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1010 Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 3. О

1011 проекте федерального закона "О ратификации Протокола о механизме оказания

1012 военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о

1013 коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или

1014 совершения акта агрессии". Доклад официального представителя Президента

1015 Российской Федерации первого заместителя министра обороны Российской

1016 Федерации Александра Петровича Колмакова.

1017

1018 Пожалуйста.

1019

1020 КОЛМАКОВ А. П., официальный представитель Президента Российской Федерации,

1021 первый заместитель министра обороны Российской Федерации.

1022

1023 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Вашему вниманию

1024 предлагается проект федерального закона "О ратификации Протокола о механизме

1025 оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора

1026 о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или

1027 совершения акта агрессии", внесённый Президентом Российской Федерации.

1028

1029 Законопроектом предусматривается подтверждение обязательств Российской

1030 Федерации перед государствами - членами ОДКБ по вопросам механизма оказания

1031 этим государствам военно-технической помощи в случаях возникновения угрозы

1032 агрессии или совершения акта агрессии. Протокол о механизме оказания

1033 военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях возникновения

1034 угрозы агрессии или совершения акта агрессии разработан в соответствии со

1035 статьёй 4 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и статьёй

1036 10 Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между

1037 государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая

1038 1992 года.

1039

1040 Предусмотренная протоколом военно-техническая помощь означает предоставление

1041 продукции военного назначения на безвозмездной или льготной основе в целях

1042 поддержания и восстановления боеготовности вооружённых сил стороны в случаях

1043 возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии против указанной

1044 стороны, либо когда сторона применяет своё право на индивидуальную

1045 самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН, либо когда сторона стала

1046 объектом актов терроризма или других угроз суверенитету и территориальной

1047 целостности.

1048

1049 Протоколом предусмотрены реэкспортные обязательства государств - участников

1050 ОДКБ в отношении полученной в качестве военно-технической помощи продукции

1051 военного назначения, а также возможность осуществления контроля за целевым

1052 использованием такой продукции.

1053

1054 Реализация протокола отвечает национальным интересам Российской Федерации, в

1055 том числе с точки зрения обеспечения российского военного присутствия на

1056 постсоветском пространстве в регионах коллективной безопасности.

1057

1058 Представленный проект федерального закона согласован с Министерством

1059 иностранных дел Российской Федерации, Минфином, Минюстом, Минэкономразвития,

1060 Минтрансом, Росаэронавигацией, ФСТЭК и Федеральной службой по

1061 военно-техническому сотрудничеству. Он не предусматривает признания

1062 утратившими силу, приостановления действия, изменения, дополнения или

1063 принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.

1064 Реализация федерального закона не потребует дополнительных затрат из

1065 федерального бюджета.

1066

1067 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые товарищи депутаты! Учитывая

1068 изложенное, Минобороны России предлагает принять закон "О ратификации

1069 Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам -

1070 членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях

1071 возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии".

1072

1073 Благодарю за внимание.

1074

1075 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Пока присаживайтесь.

1076

1077 С содокладом выступит председатель Комитета по делам Содружества Независимых

1078 Государств и связям с соотечественниками Алексей Владимирович Островский.

1079

1080 Пожалуйста.

1081

1082 ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам

1083 Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция

1084 ЛДПР.

1085

1086 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги!

1087 Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект, и мы

1088 считаем, что настоящий протокол относится к числу значимых для обеспечения

1089 национальной безопасности России.

1090

1091 Настоящим протоколом определены международно-правовые принципы и нормы

1092 оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случаях

1093 возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии, столь необходимые

1094 для адекватного противодействия современным вызовам и угрозам, в том числе

1095 крупномасштабным актам международного терроризма.

1096

1097 Протокол выдержан в надлежащем тоне, соответствующем ранее подписанным

1098 международным документам по формированию системы коллективной безопасности. В

1099 его основу положены международные обязательства государств - членов ОДКБ,

1100 вытекающие из действия статьи 4 Договора о коллективной безопасности от 15

1101 мая 1992 года о предоставлении необходимой помощи одной из сторон в случае

1102 совершения против неё агрессии. При этом военно-техническая помощь

1103 осуществляется, как уже сказал официальный представитель президента, в

1104 соответствии с Уставом ООН и правом стороны на индивидуальную или

1105 коллективную оборону.

1106

1107 Вчера Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками

1108 провел парламентские слушания, на которых состоялся крайне заинтересованный

1109 разговор по проблемам интеграции на постсоветском пространстве. Пользуясь

1110 случаем, уважаемые коллеги, мне хотелось бы довести до вашего сведения, что

1111 на парламентских слушаниях фактически Организация Договора о коллективной

1112 безопасности была отмечена как одна из дееспособных, если не самая

1113 дееспособная интеграционная структура на постсоветском пространстве.

1114

1115 Полагаю необходимым также обратить внимание на то, что положения настоящего

1116 протокола свидетельствуют о дальнейшем развитии отношений между государствами

1117 - членами данной организации. Организация приобретает черты

1118 военно-политического союза, и по мере усиления его военной мощи роль ОДКБ как

1119 фактора сдерживания будет, безусловно, возрастать, что, несомненно, станет

1120 определяющим для геополитической стабильности в Евразии.

1121

1122 Уважаемые коллеги, не открою большого секрета: сегодня Россия является

1123 основным поставщиком продукции военного назначения. Мы в комитете считаем,

1124 что вступление в силу данного протокола закрепит лидирующие позиции России

1125 как в целом в Содружестве Независимых Государств, так, безусловно, и в данной

1126 военно-политической организации.

1127

1128 Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать настоящий протокол.

1129 Наши соисполнители - комитеты Государственной Думы по обороне и по

1130 безопасности - также поддерживают ратификацию. Ратификация настоящего

1131 протокола имеет исключительную важность для национальной безопасности нашей

1132 страны и имеет также практическое значение для ОДКБ.

1133

1134 Спасибо.

1135

1136 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Владимирович.

1137

1138 Уважаемые коллеги, можно задать вопросы докладчику и содокладчику. Будут ли

1139 вопросы? Если две руки: записались Локоть Анатолий Евгеньевич и Лебедев Игорь

1140 Владимирович.

1141

1142 Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.

1143

1144 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, вчера на "круглом столе"

1145 прозвучала информация, да это, в общем-то, известно, что мы оказываем

1146 довольно большую военно-техническую помощь странам - членам ОДКБ, причём

1147 зачастую размера этой помощи граждане, проживающие в этих странах, даже не

1148 представляют. Они не знают об этой помощи, у них иногда создаётся очень

1149 превратное мнение о роли России в ОДКБ. У меня вопрос: выставляем ли мы

1150 какие-то политические, военные условия, когда собираемся помогать этим

1151 государствам, этим странам? Собираемся ли мы проводить информационное

1152 сопровождение этой нашей помощи, которую мы оказываем, повторяю, сегодня в

1153 довольно больших размерах?

1154

1155 Спасибо.

1156

1157 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1158

1159 КОЛМАКОВ А. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, объём оказанной Министерством

1160 обороны российской безвозмездной помощи иностранным государствам - членам

1161 ОДКБ в 2008 году составил: Киргизии - 362,5 миллиона рублей, Таджикистану -

1162 315 миллионов 470 тысяч, Узбекистану - 320 миллионов. Конечно, мы в первую

1163 очередь обеспечиваем своё политическое присутствие на территории государств

1164 постсоветского пространства, планируется проведение соответствующих

1165 мероприятий военной направленности. Я считаю, что в дальнейшем мы должны это

1166 развивать, тем более что 4 февраля здесь по этой теме был саммит глав

1167 государств, входящих в ОДКБ. Политические решения мы обязаны поддерживать по

1168 разным направлениям и по всем составляющим.

1169

1170 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1171

1172 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.

1173

1174 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

1175

1176 У меня вопрос к первому заместителю министра обороны.

1177

1178 Уважаемый Александр Петрович, как будут действовать эти коллективные силы в

1179 рамках этого соглашения в случае, скажем, возникновения конфликта между

1180 Арменией и Азербайджаном, если учитывать, что Армения является членом этого

1181 соглашения, а с Азербайджаном у Российской Федерации имеются стратегические

1182 партнёрские отношения? Или, скажем, как будут действовать эти коллективные

1183 силы в случае возникновения конфликта между Узбекистаном и Таджикистаном? Оба

1184 эти государства являются членами этого соглашения.

1185

1186 КОЛМАКОВ А. П. Задачи, которые будут решаться с утверждением этого протокола,

1187 - они определяют порядок и условия оказания военно-технической помощи в

1188 следующих случаях: при заблаговременно выявленной подготовке к агрессии,

1189 планировании крупномасштабных актов международного терроризма и других угроз

1190 безопасности, суверенитету и территориальной целостности одного или

1191 нескольких государств, при совершении агрессии. Вы привели конкретные

1192 примеры, но в любом случае это будет решаться на уровне глав государств,

1193 принимающих политические решения. И я считаю, что те силы быстрого

1194 реагирования, которые создаются в рамках ОДКБ, будут руководствоваться

1195 политическими решениями государств.

1196

1197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1198

1199 Есть ли желающие выступить? Багдасаров Семён Аркадьевич и Жириновский

1200 Владимир Вольфович - двое записались.

1201

1202 Включите микрофон.

1203

1204 А, к трибуне пройдите, пожалуйста.

1205

1206 БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".

1207

1208 Уважаемые депутаты, я считаю, что данное соглашение является одним из

1209 наиважнейших в деле укрепления нашего влияния на постсоветском пространстве.

1210 Как мы знаем, относительно недавно было подписано также соглашение о создании

1211 коллективных сил оперативного развёртывания в рамках Договора о коллективной

1212 безопасности. Соглашение, точнее, протокол, который мы сегодня будем

1213 ратифицировать, на самом деле теснейшим образом связан с этим соглашением,

1214 которое, я думаю, в ближайшее время мы с вами будем ратифицировать.

1215

1216 Насколько это важно? Я вам скажу так: на самом деле сегодня идёт война на

1217 постсоветском пространстве. Понятно, что это соглашение не просто, так

1218 сказать, привязывается к этим странам, а конкретно направлено на Центральную

1219 Азию в связи с событиями в Афганистане. Причём, я должен сказать, соглашение

1220 составлено профессионально. В частности, тут есть статья 15, где

1221 предусматривается, что если поставки грузов будут где-то приостановлены, на

1222 территории какого-то другого государства, то это государство понесёт

1223 соответствующую материальную ответственность.

1224

1225 Я должен сказать, что договор исходит из жизни реальной, а не надуманной. У

1226 нас в своё время были активные поставки вооружения для так называемых бойцов

1227 Северного альянса, а также по просьбе Узбекистана и Таджикистана. Причём

1228 ситуация была достаточно интересная и странная: мы как бы оказывали помощь и

1229 проузбекским силам, и протаджикским силам, и при этом были известные

1230 отношения между руководством Узбекистана и руководством Таджикистана. Мало

1231 того, на той стороне границы, в Афганистане, непростая складывалась ситуация:

1232 две бывшие враждебные группировки, объединившись против общего врага, вошли в

1233 союз, который возглавили ориентированные на Узбекистан на основании

1234 исламского движения Афганистана Абдул-Рашид Дустум и Саид-Мансур Надири, а

1235 там - Ахмад-Шах Масуд. Так что же происходило? Когда грузы шли по территории

1236 Узбекистана для Ахмад-Шаха, то узбекское руководство останавливало эти

1237 железнодорожные грузы и под всякими предлогами задерживало, и,

1238 соответственно, российская сторона несла потери. В данном соглашении это

1239 предусмотрено в статье 15. Единственное, что мне непонятно, так это то,

1240 почему тут не говорится о железнодорожных составах, так как на самом деле

1241 значительные поставки, естественно, будут осуществляться по железной дороге.

1242 Это, конечно, определённый недостаток.

1243

1244 Исходя из этого нашего печального опыта, где было много чего непонятного,

1245 статья 17 и статья 18 предусматривают, что то, что мы поставим, нельзя будет

1246 продавать в другие государства. После известных баткенских событий министр

1247 обороны Кыргызстана, приехав в Москву, просил Министерство обороны России

1248 возобновить поставки боеприпасов и вооружения, представив огромный список, на

1249 что ему сказали: "У вас же остались запасы из вашего бывшего фрунзенского

1250 корпуса". Последовал ответ: "Ну мы же их продали в Афганистан!" Вот данное

1251 соглашение предусматривает, чтобы подобного не было, то есть это взято из

1252 жизни.

1253

1254 Контроль за расходами в связи с этими всеми делами также нашёл отражение в

1255 этом соглашении, то есть это глубоко положительное соглашение, которое мы

1256 должны ратифицировать. В то же время, естественно, возникают вопросы.

1257

1258 Вопрос первый. Запасы вооружения и боеприпасов у нас на складах. Как

1259 известно, подобные запасы создаются на первое время войны, до того, как

1260 развернётся наша военная промышленность. Дело в том, что у нас самих тут есть

1261 проблемы, особенно по артиллерийским боеприпасам, потому что, во-первых, в

1262 большом количестве они были затрачены на учениях, на войне на Кавказе,

1263 во-вторых, через пятнадцать лет, как правило, артиллерийские боеприпасы

1264 нуждаются в обновлении. И у нас в этом плане, конечно, серьёзная проблема. Я

1265 ниже остановлюсь на некоем предложении.

1266

1267 Второй вопрос. В общем-то, союзники по Договору о коллективной безопасности

1268 далеко не бедные в этом плане. Ну, взять Армению: шестьдесят тысяч человек в

1269 вооружённых силах, а запасы... Вся 7-я общевойсковая армия там осталась. Мало

1270 того, в ходе войны за Нагорный Карабах был взят под контроль город Агдам, где

1271 находились крупнейшие фронтовые склады Закавказского военного округа. Что

1272 такое фронтовые склады? Ну, это когда весь Закавказский округ предполагалось

1273 развернуть, а на седьмой или восьмой день, грешным делом, забыли. (Должны

1274 были выйти к Персидскому заливу в ходе войны с Ираном.) Вот представляете,

1275 всё это досталось стране, где всего шестьдесят тысяч человек в вооружённых

1276 силах.

1277

1278 Большие запасы вооружения имеет Узбекистан. Я тут как-то уже останавливался

1279 на том, что мы там оставили бронетанковую технику. Огромные запасы

1280 боеприпасов, которые были в ТуркВО, остались в Узбекистане, плюс выводимая из

1281 Афганистана значительная часть вооружения оставалась в Узбекистане. То есть

1282 они не бедные.

1283

1284 К чему это я говорю? Давайте будем честными. Вот это соглашение может начать

1285 работать достаточно быстро. Нам необходимо будет его реализовывать. Я не

1286 знаю, как будет развиваться ситуация в Афганистане в зависимости от этого. У

1287 меня есть предложение, в том числе и к руководству Министерства обороны,

1288 создавать на особо опасных направлениях склады с боеприпасами и вооружениями

1289 на паритетных основаниях, то есть 50 процентов нашей загрузки - 50 процентов

1290 загрузки Таджикистана, Узбекистана и так далее. Уже сейчас понятно, где нам

1291 нужно эти склады создавать: по дуге Куляб - Мургаб - Ош - Фергана - Термез.

1292 Известные места, везде есть в той или иной степени соответствующая

1293 возможность поставки туда боеприпасов, и можно создавать склады.

1294

1295 Что это нам даст? Первое. Это даст Российской Федерации возможность выполнить

1296 свои юридические обязательства, не искать у нас долго, где взять те или иные

1297 боеприпасы, которых у самих уже нет. Второе. Это повысит степень

1298 ответственности наших союзников. Третье. В случае переброски войск - а она

1299 должна быть очень быстрая в соответствии с соглашением о силах быстрого

1300 развёртывания, которое недавно подписали руководители государств, и в том

1301 числе наш президент, - мы сможем быстро развернуть части и оказать

1302 соответствующее воздействие на прифронтовой полосе. Если мы не успеем это

1303 сделать, дальнейшее развитие ситуации может приобрести необратимый характер.

1304 По некоторым оценкам, на территории Афганистана и Пакистана находятся от

1305 полутора до двух тысяч боевиков только одной "Исламской партии Туркестана".

1306 Если они войдут и мы их не остановим на границе быстро, моментально, то в

1307 глубине территории их ожидает, извините за выражение, мобилизационный ресурс

1308 в сорок - пятьдесят тысяч человек. Всё будет зависеть от вооружений, и потом

1309 никакой корпус быстрого реагирования не сработает, а качество вооружённых сил

1310 наших союзников мы знаем, оно было продемонстрировано в зоне боёв, когда

1311 триста - четыреста человек гоняли всю киргизскую армию и столько же

1312 приблизительно гоняли узбекскую армию в Сурхандарьинской области.

1313

1314 Поэтому нам надо очень серьёзно к этому подойти и уже сейчас предусмотреть

1315 такие моменты. Если мы, не предусмотрев это, ратифицируем соглашение, как и

1316 другое, то будем, как всегда, в пожарном режиме проводить те или иные

1317 мероприятия. Я предлагаю это соглашение ратифицировать. Ещё раз подчёркиваю,

1318 что оно учитывает накопившийся опыт в этом направлении.

1319

1320 А когда говорят о конфликте между Арменией и Азербайджаном... Да,

1321 действительно, ситуация такая, что мы должны будем оказать... Но я вам скажу,

1322 что сейчас там другая опасность возникает: прошло сообщение, что под эгидой

1323 Турции Армения и Азербайджан по нагорно-карабахскому конфликту договорились

1324 по многим направлениям. Это говорит о том, что наше военное ведомство как раз

1325 впереди всех, а вот наши политические ведомства - Министерство иностранных

1326 дел, агентство по СНГ, бог знает ещё кто - они где-то отстают. Сейчас Турция

1327 уже берёт на себя задачу помирить Армению с Азербайджаном. И мы видим, что

1328 президент Армении Саркисян относится с большим благоговением к

1329 премьер-министру Эрдогану. В Давосе, когда он поругался с израильским

1330 президентом, рядом с ним был президент Армении. Идут события другие.

1331

1332 Я, кстати, хотел бы вот что сказать: мы трижды за последнее время заслушивали

1333 Министерство обороны по вопросу реформирования, но ни разу здесь не были ни

1334 министр иностранных дел, ни руководитель нового агентства по СНГ, которое уже

1335 третий месяц существует, - хоть бы рассказали, какая концепция там

1336 выработана, - не было руководителя Федеральной миграционной службы, никого.

1337 Эти военные соглашения могут работать только при одном условии - если будет

1338 создана соответствующая политическая ситуация на постсоветском пространстве.

1339 В противном случае вся тяжесть ложится на плечи наших военных, а потом мы

1340 говорим: вы там не сработали, там не сработали! Сейчас пока это соглашение (я

1341 так понимаю, что скоро ещё одно поступит) впереди, а политической

1342 составляющей, о чём можно было говорить, нет. Мало того, когда вчера на

1343 закрытых слушаниях я послушал некоторых наших руководителей исполнительной

1344 власти, то мне стало грустно, стало не по себе: когда высокопоставленный

1345 товарищ зачитывает две-три бумажки... Я ничего не запомнил из того, что они

1346 сказали, - вот честное слово! - хотя вроде бы и с памятью всё хорошо, и

1347 что-то понимаю, но... Единственное, было прекрасное выступление высокого

1348 профессионала Бордюжи, который болеет за это, у которого наболело, который

1349 честно охарактеризовал ситуацию как катастрофическую на постсоветском

1350 пространстве. Все остальные относятся к этому спустя рукава.

1351

1352 Я считаю необходимым в кратчайший срок нам поднять этот вопрос - что у нас

1353 творится на постсоветском пространстве - и решать совместными усилиями МИДа,

1354 агентства вновь созданного, Федеральной миграционной службы, потому что всё

1355 это связано. А надо сказать, что Министерство обороны делает своё дело, если

1356 другие не справляются, надо дать им возможность его решать.

1357

1358 При этом соглашение очень хорошее, профессионально подготовлено, предлагаю

1359 его ратифицировать.

1360

1361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1362

1363 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

1364

1365 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Почему мы всегда выступаем вдвоём - Багдасаров и я? Да

1366 потому, что мы это прошли, прошли это своей жизнью и кровью. Вы нас туда

1367 направили, и потом мы оттуда бежали. Знаем, что такое Средняя Азия,

1368 Закавказье, царская армия, Советская армия и сегодня Российская армия.

1369

1370 Это соглашение можно и нужно ратифицировать, но вы все должны хорошо

1371 понимать, что эти соглашения - это соглашения о войне. Мы разрешим потом

1372 убивать сотни тысяч, миллионы людей, потому что речь о военно-технической

1373 помощи. Для чего она оказывается? Для ведения войны. То есть за всеми такими

1374 соглашениями, которые США заключают с теми же странами, возможно, и мы,

1375 маячат последствия - это гибель сотен тысяч, миллионов граждан. Поэтому не

1376 надо ратифицировать подобного рода соглашения с особой улыбкой. Мы разрешаем

1377 убивать, и не всегда виноваты те, кого мы загнали в горы, в партизаны, или же

1378 наши солдаты. А виноваты те, кто принимает решение о том, каким быть

1379 государству, не думая, из чего состоит это государство.

1380

1381 В чём опасность этого соглашения? В том, что в состав этих коллективных сил

1382 ОДКБ входят практически враждебные по своему духу, по истории государства.

1383 Они вечно воевали друг с другом - и Узбекистан, и Киргизия, и Таджикистан, и

1384 Казахстан, - но там было хорошее государственное устройство. Там были

1385 (географические названия) Хивинское ханство, Бухарское ханство, Кокандское

1386 ханство, многонациональные, поэтому там войны особой не было, были стычки на

1387 рынке, где-нибудь в кишлаке. А когда туда пришла советская власть и устроила

1388 вот эти государства, пять государств среднеазиатских, тогда и получили

1389 ситуацию такую, что сегодня мы с вами должны оказывать помощь.

1390

1391 Ещё одна хитрость, которая за этими цифрами стоит, - военно-техническая

1392 помощь. Это значит, что сотни миллионов долларов, даже миллиарды долларов мы

1393 с вами потеряем. Это ведь и вооружение, и транспорт, и питание, и переброска,

1394 то есть мы отрываем от себя эти деньги, чтобы предотвратить возможные угрозы,

1395 которые могут идти с Юга. И здесь опять же вина тех, кто принимал решение в

1396 91-м году. Вот они, помощники Ельцина, ему говорили: давайте отцепим

1397 четырнадцать лишних вагонов. Какое образование у этих людей?! Они понимали,

1398 что они делали? Они вообще не знали, что такое Средняя Азия! Они на карте не

1399 нашли бы, где Ташкент, Душанбе, Бишкек, Алма-Ата и так далее. А решение

1400 приняли: отцепили вагоны!

1401

1402 А теперь даже верблюдов не пускают через Украину - братскую, родную,

1403 славянскую, православную. Даже на животных отыгрываются! Сегодня наши моряки

1404 прилетят в Киев, их могут арестовать там, ещё и допрашивать, и до Петербурга

1405 они долго не доберутся.

1406

1407 Есть угрозы, которые таит в себе вот эта ситуация со Средней Азией, поскольку

1408 мы их разделили на национальные клетки, а народы живут там, где получилось. И

1409 поэтому в Киргизии живут узбеки и таджики, в Узбекистане живут киргизы и

1410 таджики. И Таджикистан, смотрите, Таджикистан уже обещает базу для США. А

1411 Узбекистан дрейфует подальше от этого нашего с вами ОДКБ, так сказать,

1412 наполовину он в ОДКБ, наполовину с другой структурой. И Туркмения всегда была

1413 нейтральная, Ниязов хвалился: всё, мы нейтральные. А сегодня новый президент

1414 уже даёт базы. Вот это борьба между США и Россией за Среднюю Азию, борьба, в

1415 которой мы виноваты сами. Они от нас никуда не уходили в 91-м году, мы их

1416 вытолкнули, выпихнули. Такого в истории человечества не было, чтобы огромную

1417 часть своего государства с населением в пятьдесят миллионов, где половина

1418 русских, просто выпихивать из своей страны. А теперь соглашение, за которое

1419 нужно платить, и получать гробы оттуда.

1420

1421 Вот мурманские милиционеры погибли в Назрани. У нас с вами что, есть

1422 соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Ингушетией? Мы снова туда

1423 даём огромные деньги, и снова там будут гибнуть русские милиционеры. Это что

1424 за страна, вообще? Страна, которая убивает своих граждан сама и сама платит

1425 деньги за эти убийства. Такого нет нигде в мире!

1426

1427 В Дагестан направляют нормального налоговика - его к работе не допускают. Это

1428 что за страна, где руководитель налоговой службы даже с ОМОНом не может войти

1429 в кабинет рабочий? С ОМОНом! Тогда какая цена будет вашему соглашению? Вы

1430 туда кого поставите? Как вы будете его реализовывать, когда на территории

1431 собственной страны убивают ваших милиционеров, прокуроров, судей и не пускают

1432 на работу направленного из Москвы налоговика? Что, вы думаете, вас сюда

1433 пустят, если вы направите из Москвы ваши десантные войска? Поэтому думайте,

1434 когда занимаетесь государственным устройством. Бумажки можно наштамповать, у

1435 вас этих бумажек... Похоронки выписываете. И потом солдат их родители

1436 пытаются похоронить, всю жизнь пытаются найти какие-то деньги.

1437

1438 Нельзя, чтобы вот так просто решали государственные вопросы. В 22-м решили:

1439 СССР создаём. Ну, создали. И распустили сами ещё, главное. Ладно бы

1440 враждебные силы пришли и разгромили Советский Союз. Сами создали игрушку и

1441 сами сказали: а теперь мы распускаем. Ну это чудовищно вообще, чудовищно! И

1442 никто не отвечает за это.

1443

1444 И сейчас опять. Заключить можно соглашение, документ хороший, всё написано. Я

1445 просто вам говорю о последствиях: это документы, за которыми стоят заранее

1446 финансовые траты, те гробы с солдатами, которые мы будем получать оттуда, из

1447 Средней Азии, из Афганистана.

1448

1449 Поэтому здесь проблема заключается в том, что плохо знают географию наши

1450 товарищи, которым мы доверяем управлять государством, не знают вообще, какие

1451 там народы живут и что происходит. Это последние уже... При Ельцине создали

1452 эти республики снова. Хотя бы тогда ликвидировали их, создали бы

1453 территориальные образования. Нет, оставили и ещё пообещали: суверенитета -

1454 сколько хотите. Вот суверенитет в Татарии: партия есть - лидера нет. Всё,

1455 лидер партии не участвует в выборах. Тогда и партия не участвует, тогда

1456 демократию закрывайте, Конституцию отменяйте. Нет, Конституция есть, а партии

1457 нет, потому что это Татария. Ни в одном русском регионе до этого не дошли,

1458 хотя там тоже бывает... Ненецкий автономный округ - там тоже решили: вообще

1459 не будете участвовать. Здесь ролики не нужны, а в Ненецком округе сказали: не

1460 будет участвовать ваша партия, список не зарегистрируем. И внаглую не

1461 зарегистрировали. Через Москву мы это всё делаем. Страна, которой управляет

1462 только Москва. Значит, власть нашего президента - на территории города

1463 Москвы. А там уже что хотят, то и делают: убивают, на работу не пускают,

1464 Конституцию отменяют, ролики снимают, делают всё, что хочешь. Вот такое

1465 государство вы устроили, а потом генералы будут вам списки давать, сколько

1466 погибло за то, чтобы сохранить это государство.

1467

1468 Слова о военно-техническом сотрудничестве надо воспринимать правильно. Это

1469 поставка вооружения, это личный состав, а цель - цель убить. Поэтому конечная

1470 цель этого соглашения - количество трупов, которое будет потом

1471 подсчитываться, ибо военная помощь оказывается только через вооружённые силы,

1472 через то, чтобы обязательно погибали наши солдаты и так далее.

1473

1474 Поэтому, конечно, ратифицировать можно, но надо, чтобы думали наши

1475 специалисты и в Министерстве обороны, и в МИДе, и те, кто отвечает за

1476 устройство страны, и когда празднуют принятие Конституции... Пятнадцатилетие

1477 Конституции празднуют - и не дают выступить тем, кто её принимал. Вот

1478 оригинально! А дают слово тем, кто разрушал. Шахрай с Ельциным разрушали

1479 Советский Союз - он выступает на праздновании пятнадцатилетия Конституции.

1480 Как хорошо! Это же сегодня всё происходит! Не надо думать про прошлые годы,

1481 это сейчас происходит! Сегодня мы снова даём слово тем, кто разрушает, а не

1482 тем, кто укрепляет страну. В этом наша с вами беда. Даём им крупные

1483 структуры. Они уже наприватизировали в 92-м году, а сегодня они просят нас

1484 снова заплатить за их объекты: они ими управлять не могут. Вместо того чтобы

1485 забрать всю промышленность в свои руки, национализировать полностью, мы

1486 сейчас заплатим им, и они снова будут её разбазаривать. Это в экономике...

1487 Всё вместе это называется так: не умеем управлять собственной страной! Не

1488 умеем! Вот это мы должны понять. Поэтому нам с вами "двойку" надо ставить.

1489

1490 А генералы на последнем этапе будут трупы считать. Вот на это мы сегодня даём

1491 деньги... (Микрофон отключён.)

1492

1493 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить с заключительным

1494 словом?

1495

1496 Пожалуйста, Александр Петрович.

1497

1498 КОЛМАКОВ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, я благодарен выступавшим за то,

1499 что они обратили внимание на всю серьёзность данной проблемы. Это лишний раз

1500 обязывает Министерство обороны тщательно продумывать все свои действия,

1501 связанные с реализацией протокола по совместным действиям. В то же время

1502 благодарю и за поддержку.

1503

1504 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1505

1506 Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона и выносим

1507 его на "час голосования".

1508

1509 Я объявляю "час голосования". Ставится на голосование проект федерального

1510 закона "О ратификации Протокола о механизме оказания военно-технической

1511 помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности

1512 в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии". Кто

1513 за? Прошу голосовать.

1514

1515 Включите режим голосования.

1516

1517 Покажите результаты голосования.

1518

1519 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 47 сек.)

1520 Проголосовало за 449 чел.99,8%

1521 Проголосовало против