Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 138004-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

у Президента РФ
14.02.2009

Номер законопроекта:138004-5
Дата внесения законопроекта в ГД:09.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/138004-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:14.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:21-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №138004-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Дата заседания 28.01.2009, номер заседания 70, строк в стенограмме 5102

О проекте федерального закона № 138004-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1007 Вопрос 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1008 законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка

1009 формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". С

1010 докладом выступит первый заместитель председателя Комитета по

1011 конституционному законодательству и государственному строительству Александр

1012 Петрович Москалец. Пожалуйста.

1013

1014 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1015

1016 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Внесённый Президентом

1017 Российской Федерации законопроект определяет новый подход к вопросам

1018 формирования Совета Федерации. Теперь кандидатом для избрания или назначения

1019 членом Совета Федерации может быть только лицо, избранное в законодательный

1020 (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

1021 или в представительный орган муниципального образования.

1022

1023 Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у

1024 Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет по

1025 конституционному законодательству и государственному строительству

1026 рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект принять в

1027 третьем чтении.

1028

1029 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1030

1031 Нет замечаний по докладу? Выносим проект федерального закона на "час

1032 голосования". Локоть записался для выступления по мотивам голосования.

1033

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1112 Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". По пункту 3 по мотивам

1113 выступает Локоть Анатолий Евгеньевич. До трёх минут.

1114

1115 Пожалуйста.

1116

1117 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, данный законопроект затрагивает

1118 фундаментальные вопросы формирования законодательной власти. Чем должен

1119 заниматься Совет Федерации? Какое место он занимает в институтах власти

1120 сегодня у нас? Как он может исполнять свои очень большие полномочия? А я

1121 напоминаю: по Конституции - вплоть до объявления войны. Вот такое

1122 впечатление, что федеральная власть чёткого представления об этом месте

1123 Совета Федерации сегодня не имеет. Отсюда и разные точки зрения, которые

1124 высказываются в том числе и с этой трибуны. Ну, скажем, вот депутат

1125 Жириновский высказывался по этому поводу, говорил, что Совет Федерации совсем

1126 не нужен.

1127

1128 Другая крайность реализована сегодня: Совет Федерации фактически назначается.

1129 Он как формируется? Он формируется путём назначения. Вообще говоря, парадокс:

1130 законодательный орган, часть парламента страны, Федерального Собрания,

1131 верхняя палата, формируется практически назначением и так же, как

1132 исполнительная власть, оказывает влияние на формирование самого себя, потому

1133 что досрочный отзыв членов Совета Федерации производится после представления

1134 Председателя Совета Федерации.

1135

1136 Ну, вообще говоря, Александр Петрович, если вы делаете замечание, то я хочу

1137 сказать, что такая форма реализована, в истории известна. Допустим, во

1138 французской монархии это палата пэров, пожалуйста, в Англии, в английской

1139 монархии - Палата лордов. Это существует, но это никак не относится к

1140 демократии, которая продекларирована в нашей Конституции. Конструкция нашей

1141 законодательной власти сегодня, прямо скажем, нечёткая и весьма странная.

1142 Отсюда и вот этот тезис о том, что парламент - не место для дискуссий. Вот уж

1143 где он на 100 процентов реализован, так это действительно в Совете Федерации.

1144

1145 Какова цель данного законопроекта? Какие стратегические задачи он решает?

1146 Подрезать полномочия Миронова? Ну, может быть, это и важно, но всё-таки

1147 вопрос-то принципиальный, а не о выяснении отношений внутри политической

1148 элиты в Российской Федерации.

1149

1150 Фактически данный законопроект предлагает менять шило на мыло. Я подчёркиваю:

1151 любой гражданин Российской Федерации может быть избран в любой

1152 законодательный орган субъекта Федерации, и, таким образом, члены Совета

1153 Федерации нынешние могут пересесть в следующий состав Совета Федерации.

1154

1155 Мы выступаем за прямые выборы Совета Федерации, это принципиальная позиция

1156 КПРФ, и поэтому за данный законопроект мы голосовать не будем.

1157

1158 Спасибо.

1159

1160 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам - Жириновский Владимир

1161 Вольфович.

1162

1163 Включите микрофон.

1164

1165 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. То, что мы много раз возвращаемся к принципам формирования

1166 Совета Федерации, лишний раз подтверждает правильность тезиса ЛДПР, что этот

1167 орган абсолютно лишний именно для нашей страны, поскольку задумка, что он

1168 будет представлять регионы, может быть реализована через депутатский корпус,

1169 который также избирается в регионах. С самого первого дня, с начала

1170 функционирования этого органа уже был грубо нарушен принцип Конституции о

1171 разделении властей, поскольку губернаторы входили в состав Совета Федерации

1172 наряду с председателями Законодательных Собраний.

1173

1174 Вот вам простой пример. Только приняли Конституцию - и тут же её нарушают:

1175 представители исполнительной власти автоматически участвуют в работе

1176 законодательного органа. Потом меняли. Решили ввести ценз оседлости,

1177 поскольку была критика, что в Совете Федерации большая часть членов этого

1178 органа никакого отношения не имеет к тем субъектам, которые они представляют.

1179 Теперь отменяем. Почему? Потому что надо, чтобы туда можно было направить и

1180 тех, кто не проживает постоянно. Ну неудобно просто снова так делать,

1181 волюнтаристским путём, поэтому привязываем к выборам, что если он прошёл

1182 через выборы... Но смысл всё-таки остаётся прежний, и мнение нашей фракции -

1183 это ненужный орган. Огромные деньги тратятся впустую, он ничего не делает. Мы

1184 принимаем законы. Если раз в пять лет они заворачивают закон, мы всегда можем

1185 преодолеть вето Совета Федерации через конституционное большинство. Поэтому в

1186 этом смысле это традиция, которую переняли, переписывая устройство западных

1187 парламентов. Там это есть - сенаторы или Палата лордов. У нас этого никогда

1188 не было. Вот Украина пошла по другому пути: однопалатный парламент. Греция...

1189 Очень много стран, где однопалатный парламент. Поэтому эта вторая палата -

1190 просто расход наших средств. И сколько бы ни мучились с принятием законов о

1191 принципах формирования, никакого толку не будет. Это орган, куда мы

1192 направляем проштрафившихся бывших министров, губернаторов. Может быть, и

1193 уважаемые люди есть, и они действительно могут свой опыт использовать, но для

1194 этого они могут по партийным спискам оказаться здесь, в Госдуме, и

1195 участвовать в создании законов.

1196

1197 Когда закон пришёл в верхнюю палату, бесполезно его переделывать, за него

1198 палата только голосует, и редкие случаи отклонения могут быть легко

1199 преодолимы. Поэтому, если есть уважаемые, хорошие люди, которых надо

1200 пристроить, пусть они участвуют в выборах в Государственную Думу, а мы с

1201 вами... (Микрофон отключён.)

1202

1203 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект

1204 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

1205 Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета

1206 Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за? Прошу

1207 голосовать.

1208

1209 Включите режим голосования.

1210

1211 Покажите результаты голосования.

1212

1213 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 03 сек. )

1214 Проголосовало за 352 чел.78,2%

1215 Проголосовало против 61 чел.13,6%

1216 Воздержалось 0 чел.0,0%

1217 Голосовало 413 чел.

1218 Не голосовало 37 чел.8,2%

1219 Результат: принято

1220

1221 Принято.

1222

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3299 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, я прошу для стенограммы записать,

3300 что депутаты Останина и Стародубцев голосовали по вопросу 3, о порядке

3301 формирования Совета Федерации, против.

3302

3303 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению ваше уточнение.

3304

Дата заседания 23.01.2009, номер заседания 69, строк в стенограмме 6147

О проекте федерального закона № 138004-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (принят в первом чтении 24 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1189 Пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1190 законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка

1191 формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

1192 Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному

1193 законодательству и государственному строительству Александр Петрович

1194 Москалец.

1195

1196 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня мы

1197 рассматриваем внесённый Президентом Российской Федерации законопроект об

1198 изменении порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания

1199 Российской Федерации. При обсуждении его в первом чтении мы с вами отмечали,

1200 что реализация законопроекта позволит сформировать Совет Федерации таким

1201 образом, что в нём будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного

1202 избрания, имеющие опыт работы с избирателями. Кроме того, следует отметить,

1203 что Конституция Российской Федерации в целях уравновешения таких основ нашей

1204 государственности, как демократия, суверенитет, государственная целостность и

1205 федерализм, допускает различные варианты наделения полномочиями органов и

1206 должностных лиц публичной власти. Руководствуясь смыслом этих положений

1207 Конституции и международных правовых актов, являющихся составной частью

1208 правовой системы Российской Федерации, мы с вами вправе избирать наиболее

1209 эффективные и соразмерные конституционным целям механизмы организации

1210 государственной власти, в том числе при наделении полномочиями органов

1211 государственной власти и должностных лиц, обеспечивая при этом

1212 сбалансированное сочетание полномочий и интересов Российской Федерации, с

1213 одной стороны, и субъектов Российской Федерации - с другой.

1214

1215 Представляя вам, уважаемые коллеги, законопроект ко второму чтению,

1216 информирую, что он в максимальной степени сохранил первоначальную

1217 направленность и смысл. Ко второму чтению поступило восемь поправок, из них

1218 четыре мы рекомендуем принять и четыре отклонить. Поправки, рекомендуемые к

1219 принятию, вносят уточнение в технологию оформления согласия на избрание или

1220 назначение членом Совета Федерации и сложение полномочий депутата

1221 законодательного органа нижестоящего уровня. Мотивы к отклонению четырёх

1222 поправок состоят в том, что эти поправки как в определённой степени

1223 дезавуируют позиции законопроекта, так и содержат подходы, усложняющие

1224 практику применения закона.

1225

1226 С учётом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и

1227 государственному строительству рекомендует Государственной Думе утвердить

1228 таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении.

1229

1230 Спасибо.

1231

1232 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас две таблицы. В первой таблице

1233 четыре поправки, которые комитет рекомендует принять. Есть ли желание

1234 обсудить какую-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 1.

1235

1236 Включите режим голосования.

1237

1238 Покажите результаты.

1239

1240 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 40 сек.)

1241 Проголосовало за 344 чел.76,4%

1242 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1243 Воздержалось 1 чел.0,2%

1244 Голосовало 345 чел.

1245 Не голосовало 105 чел.23,3%

1246 Результат: принято

1247

1248 Таблица принимается.

1249

1250 Вторая таблица, четыре поправки. Есть замечания по этим поправкам? Депутат

1251 Иванов и депутат Лебедев. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

1252

1253 ИВАНОВ С. В. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2.

1254

1255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И, пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович.

1256

1257 ЛЕБЕДЕВ И. В. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 1 и поправку

1258 4.

1259

1260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, поправки 1, 2 и 4 вынесены на

1261 отдельное голосование. Ставлю на голосование данную таблицу, за исключением

1262 данных поправок.

1263

1264 Включите режим голосования.

1265

1266 Покажите результаты.

1267

1268 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 46 сек.)

1269 Проголосовало за 341 чел.75,8%

1270 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1271 Воздержалось 0 чел.0,0%

1272 Голосовало 341 чел.

1273 Не голосовало 109 чел.24,2%

1274 Результат: принято

1275

1276 Принимается таблица.

1277

1278 Пожалуйста, депутат Иванов, ваше обоснование по поправке 2.

1279

1280 ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, я прошу прощения, может быть, будет логичнее

1281 сначала дать слово Игорю Владимировичу, он обоснует поправку 1, а потом я

1282 обосную поправку 2?

1283

1284 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лебедев. Сначала поправка 1, потом поправка

1285 4. Мы не будем так: 1-я, потом 2-я, - он обоснует поправки 1 и 4, потом вы.

1286

1287 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

1288

1289 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предложение президента по

1290 изменению порядка формирования Совета Федерации обусловлено прежде всего тем,

1291 что мы хотим в Совете Федерации видеть профессионалов, людей, имеющих

1292 отношение к тому субъекту, от которого они туда избираются. К сожалению, на

1293 сегодняшний день складывается ситуация, что зачастую действующие члены Совета

1294 Федерации не имеют никакого отношения к тем субъектам, которые представляют,

1295 и не имеют никакого опыта законодательной работы.

1296

1297 Предлагаемый нам во втором чтении законопроект эту ситуацию не меняет. Да, мы

1298 говорим о том, что кандидатом в члены Совета Федерации может стать депутат,

1299 но при этом мы не говорим о том, что депутатом можно стать по партийному

1300 списку и тогда депутат может не иметь никакого опыта работы с избирателями, и

1301 даже опыта избрания, уважаемый Александр Петрович, он не будет иметь, - хотя

1302 вы только что сказали, что у них будет опыт работы с избирателями, -

1303 поскольку по партийному списку он может числиться в рядах кандидатов и просто

1304 пройти, поскольку список получит определённое количество мест. Поэтому мы

1305 предлагаем ввести определённый ценз для действующих депутатов, который

1306 выражается в том, что, чтобы стать кандидатом в члены Совета Федерации, нужно

1307 не просто являться депутатом законодательного собрания или муниципального, но

1308 ещё иметь определённый опыт работы в данном законодательном органе - не менее

1309 четырёх лет. То есть в случае принятия нашей поправки кандидатом в члены

1310 Совета Федерации от соответствующего субъекта может являться депутат, имеющий

1311 опыт работы в данном законодательном органе не менее четырёх лет.

1312

1313 К тому же предлагаемый законопроект отменяет так называемый ценз оседлости,

1314 который, кстати, по предложению опять-таки президента мы не так давно ввели,

1315 а сейчас отменяем. Ценз оседлости хотя бы обеспечивал условие, что член

1316 Совета Федерации должен иметь какое-то отношение к субъекту, но мы и это

1317 отменяем. То есть на сегодняшний день опять возвращаемся к процедуре, когда

1318 любой гражданин, не имеющий никакого отношения ни к законодательной работе,

1319 ни к субъекту Российской Федерации, может, став депутатом заксобрания

1320 соответствующего субъекта, потом стать членом Совета Федерации.

1321

1322 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятна точка зрения.

1323

1324 Пожалуйста, мнение комитета.

1325

1326 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в поправке 1 депутат Иванов предлагает в

1327 статье 1 дополнить требования к кандидату в члены Совета Федерации, которые

1328 есть в законопроекте и которые мы рассматривали в первом чтении, условием,

1329 что членом Совета Федерации может быть человек, который имеет опыт работы не

1330 менее четырёх лет депутатом законодательного (представительного) органа

1331 государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом

1332 представительного органа муниципального образования с численностью населения

1333 не менее трёхсот тысяч человек. Но мы сразу хотим отметить следующее

1334 обстоятельство: та ситуация, которую мы сейчас обсуждаем, - это не

1335 единственный этап при рассмотрении той или иной кандидатуры члена Совета

1336 Федерации. Это первоначальный этап.

1337

1338 Но вот смотрите, какова вообще у нас ситуация по стране в этой части. Вот мы

1339 взяли сведения, скажем, по последним выборам в ста крупных городах нашей

1340 страны, отобрали города, где численность избирателей около трёхсот тысяч

1341 человек или свыше трёхсот тысяч человек. Так вот из ста крупнейших городов

1342 России только сорок четыре имеют численность свыше трёхсот тысяч избирателей,

1343 во всех остальных - меньше. А если говорить вообще о численности населения в

1344 областных, краевых, республиканских центрах субъектов, то надо отметить, что

1345 двадцать центров субъектов имеют численность населения менее трёхсот тысяч

1346 человек. Я вот эти цифры привожу для чего? Найти муниципальное образование с

1347 численностью не менее трёхсот тысяч человек не так уж и легко. А если мы

1348 пропишем это как норму, то представьте себе, какой тогда уровень, вообще-то,

1349 откровенной дискриминации мы допустим.

1350

1351 Я закончу свои доводы таким моментом. Ведь законодательное собрание... На

1352 следующем этапе будет уже решаться вопрос, следует остановиться на этом

1353 кандидате или на другом кандидате. Я уже говорил о соотношении мнения центра

1354 и мнения субъекта Российской Федерации. И здесь, я думаю, наиболее

1355 компромиссная формула прописана в предлагаемом нами варианте, а не в том,

1356 который предлагается данной поправкой. Поэтому комитет предлагает её

1357 отклонить.

1358

1359 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1. Комитет профильный

1360 против.

1361

1362 Включите режим голосования.

1363

1364 Покажите результаты.

1365

1366 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 41 сек.)

1367 Проголосовало за 38 чел.8,4%

1368 Проголосовало против 2 чел.0,4%

1369 Воздержалось 0 чел.0,0%

1370 Голосовало 40 чел.

1371 Не голосовало 410 чел.91,1%

1372 Результат: не принято

1373

1374 Остаётся в таблице отклонённых данная поправка.

1375

1376 Поправка 4. Пожалуйста, Игорь Владимирович Лебедев, обосновывайте.

1377

1378 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, вы сейчас давали обоснование от

1379 имени комитета по той поправке, которую вынес коллега Иванов. Это вопрос

1380 Сергея Владимировича, он сейчас будет выступать. А я в своей поправке говорил

1381 о введении ценза опыта работы, а не о численности муниципального округа.

1382

1383 Что касается поправки 4. Мы не первый раз уже за последние два года принимаем

1384 изменения в порядок формирования Совета Федерации и каждый раз делаем это под

1385 кого-то. Сначала мы затягивали с введением ценза оседлости, чтобы дать

1386 возможность кому-то успеть избраться членом Совета Федерации, потом мы стали

1387 вводить ограничения для милиционеров, для военнослужащих, чтобы они не

1388 подпадали под действие ценза оседлости, опять под кого-то, сейчас президент

1389 предлагает ещё раз изменить порядок формирования, и опять мы откладываем это

1390 на два года. То есть мы тем самым опять кому-то даём возможность в течение

1391 этих двух лет избраться, стать членом Совета Федерации, ну а потом уже

1392 вводится этот закон в действие. Мы считаем, что предложение президента нужно

1393 вводить в действие как можно быстрей, в связи с чем предлагаем изменить

1394 существующую редакцию, которая предполагает ввести его в действие с 1 января

1395 2011 года. Мы предлагаем своей поправкой ввести его в действие с 1 января

1396 2010 года.

1397

1398 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1399

1400 Пожалуйста, комитет.

1401

1402 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Игорь Владимирович, ну, конечно, с привлечением

1403 специалистов Центральной избирательной комиссии мы в аппарате комитета

1404 определили положение дел и объём предстоящих выборов в субъектах Российской

1405 Федерации и наиболее оптимальным всё-таки считаем вступление в силу данного

1406 закона именно с 1 января 2011 года, а не с 1 января 2010 года. 2011 год - это

1407 начало серьёзного подведения итогов очередного политического периода, это

1408 предстоящие выборы в Государственную Думу и президента, эти сроки никто не

1409 отменял, и исходя из этих позиций мы предлагаем данную поправку отклонить.

1410

1411 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы

1412 отклонённых. Комитет против.

1413

1414 Включите режим голосования.

1415

1416 Покажите результаты.

1417

1418 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 32 сек.)

1419 Проголосовало за 40 чел.8,9%

1420 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1421 Воздержалось 0 чел.0,0%

1422 Голосовало 41 чел.

1423 Не голосовало 409 чел.90,9%

1424 Результат: не принято

1425

1426 Отклоняется поправка.

1427

1428 Сергей Владимирович Иванов, поправка 2. О ней уже шла речь в ответе.

1429 Пожалуйста.

1430

1431 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

1432

1433 Уважаемые коллеги, вот крайне странно такое отношение к голосованию. Я

1434 удивляюсь, почему коммунисты не поддерживают нас. Вот то, что сейчас

1435 происходит, - это полное дезавуирование Послания Президента Российской

1436 Федерации, которое он огласил перед Федеральным Собранием.

1437

1438 Мы чего хотим, вообще, добиться? Чтобы в Совете Федерации находились

1439 нормальные люди. И для того здесь сидят четыреста пятьдесят умных и светлых

1440 голов, которые должны предусмотреть все возможные лазейки, чтобы не дать

1441 никому из людей, которые недостойны, представлять тот или иной субъект в

1442 Совете Федерации. А мы на эти лазейки показываем и указываем, как тот или

1443 иной нехороший дядя, который недостоин там находиться, может их обойти! Я уже

1444 не говорю о том, что выборы проходят не только в 2011 году, уважаемый

1445 Александр Петрович, а выборы проходят дважды в год у нас, постоянно. Это

1446 первое.

1447

1448 Второе. Смотрите, что получается. Почему мы говорим о численности триста

1449 тысяч? Кстати, это не наша новелла, вы, по-моему, ещё на своём съезде об этом

1450 говорили, Борис Вячеславович говорил, что это очень маленькая цифра. Что

1451 такое местное самоуправление? Возьмите мой Клюквинский, допустим, родной

1452 сельский совет. Там двести пятьдесят избирателей. В органы местного

1453 самоуправления избирается от него какой-нибудь депутат, который купил сто

1454 человек, и всё нормально, выиграл выборы. И что, он имеет право стать членом

1455 Совета Федерации? Такой он великий и хороший? Его нигде не знают, кроме этого

1456 Клюквинского сельского совета. Он там колодец, может быть, выкопал, конечно,

1457 это хорошо, но тем не менее этого недостаточно.

1458

1459 Почему мы уравниваем депутатов законодательного органа субъекта Федерации с

1460 депутатами органа местного самоуправления? Ведь численность населения просто

1461 несопоставима. И когда в субъекте Федерации выборы проводятся по партийным

1462 спискам, если вся эта область знает этого человека и он действительно

1463 известная личность, это понятно, это нормально. Когда, извините, - вы

1464 приводили статистику по городам - его нигде не знают, кроме своего города,

1465 своего округа, где численность населения, избирателей, двадцать пять, может

1466 быть, пятнадцать тысяч человек, где здесь резон, скажите, пожалуйста? Мы вам

1467 предлагаем один вариант, второй вариант. Вот то, что Игорь Владимирович

1468 говорил (вы не обосновали, отвечая): он избирался по партийным спискам,

1469 предоставил документы, всё, раз - и подали кандидатуру в Совет Федерации. Его

1470 знать никто не знает, никакого горнила выборов он не проходил, да и какое

1471 может быть горнило выборов, когда численность двести пятьдесят человек в этом

1472 местном самоуправлении! (Я для примера говорю, есть, конечно, и больше.) О

1473 чём речь вообще идёт?! Если мы хотим, чтобы нормально всё было, чтобы

1474 послание президента исполнялось, мы обязаны поддержать эти поправки, обязаны!

1475 Иначе это просто профанация, и будет то же самое, что было, то есть это

1476 фиговый листок. Я предлагаю поддержать обе поправки, вернуться к голосованию.

1477

1478 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не можем возвращаться к голосованию, потому что

1479 никаких процедурных нарушений не было.

1480

1481 А что касается данной поправки, пожалуйста, Александр Петрович, отвечайте.

1482

1483 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, в принципе наши доводы здесь

1484 практически те же, что я приводил, обосновывая поправку 1, но дополнительно

1485 могу ещё обратить внимание на следующее. Есть постановление Конституционного

1486 Суда Российской Федерации, где он отмечает (это как раз по теме обсуждаемых

1487 вопросов), что нам необходимо обеспечивать всё-таки баланс полномочий и

1488 интересов Российской Федерации, с одной стороны, и субъектов Российской

1489 Федерации, с другой. Ведь смотрите, если пойти на принятие этой поправки, мы

1490 вообще создадим прецедент, который создаст и другие невнятные ситуации.

1491 Например, сегодня минимальный возраст для избрания депутатом Государственной

1492 Думы - двадцать один год. Ну и представьте себе вот даже на этом примере:

1493 отнимем четыре года - семнадцать лет, человек ещё не достиг дееспособности. Я

1494 могу ещё анализировать на примере гражданского законодательства и системы

1495 других законодательств. Поэтому тот критерий, который вы предлагаете, чтобы

1496 имел опыт работы не менее четырёх лет... Вы знаете, всё-таки оставим это

1497 решать самим субъектам Российской Федерации. Поэтому мы эту поправку

1498 предлагаем отклонить.

1499

1500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обоснование дано. Ставится на

1501 голосование поправка 2 из таблицы отклонённых. Комитет против.

1502

1503 Включите режим голосования.

1504

1505 Покажите результаты голосования.

1506

1507 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 23 сек.)

1508 Проголосовало за 46 чел.10,2%

1509 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1510 Воздержалось 0 чел.0,0%

1511 Голосовало 46 чел.

1512 Не голосовало 404 чел.89,8%

1513 Результат: не принято

1514

1515 Поправка отклоняется.

1516

1517 Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.

1518

1519 Включите режим голосования.

1520

1521 Покажите результаты.

1522

1523 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 54 сек.)

1524 Проголосовало за 350 чел.77,8%

1525 Проголосовало против 55 чел.12,2%

1526 Воздержалось 0 чел.0,0%

1527 Голосовало 405 чел.

1528 Не голосовало 45 чел.10,0%

1529 Результат: принято

1530

1531 Законопроект принимается во втором чтении.

1532

Дата заседания 24.12.2008, номер заседания 64, строк в стенограмме 9912

О проекте федерального закона № 138004-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5681 Рассматриваем сначала пункт 28, а потом пункт 35. Проект федерального закона

5682 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в

5683 связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального

5684 Собрания Российской Федерации". Докладывает полномочный представитель

5685 Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александр Сергеевич

5686 Косопкин.

5687

5688 Пожалуйста.

5689

5690 КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

5691 Государственной Думе.

5692

5693 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В

5694 соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации

5695 Президент Российской Федерации внёс на ваше рассмотрение в Государственную

5696 Думу проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые

5697 законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка

5698 формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

5699

5700 Это очередной проект закона, реализующий политические установки, обозначенные

5701 в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября

5702 текущего года. Как вы помните, Дмитрий Анатольевич Медведев заявил тогда о

5703 необходимости принятия мер по дальнейшему повышению уровня и качества

5704 народного представительства во власти. В этой связи предлагается формировать

5705 Совет Федерации только из числа лиц, избранных в законодательные

5706 (представительные) органы государственной власти субъектов Российской

5707 Федерации или в представительные органы муниципальных образований,

5708 расположенных на территории соответствующих субъектов. Это основная идея

5709 законопроекта.

5710

5711 Теперь несколько подробнее о его новеллах. Первое. Предлагается отменить так

5712 называемый ценз оседлости, то есть требование к кандидату в сенаторы

5713 проживать в представляемом им регионе в общей сложности не менее десяти лет.

5714 С этой целью вносится изменение в часть вторую статьи 1 действующего закона

5715 "О порядке формирования Совета Федерации...". Предлагается установить, что

5716 кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете

5717 Федерации может быть гражданин России, являющийся депутатом законодательного

5718 (представительного) органа государственной власти субъекта Российской

5719 Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования,

5720 расположенного на территории данного субъекта. После избрания (назначения)

5721 членом Совета Федерации он обязан сложить полномочия депутата

5722 соответствующего законодательного (представительного) органа. Для реализации

5723 данной нормы в ряд статей закона "О порядке формирования Совета Федерации..."

5724 вносятся некоторые коррективы. Так, кандидат для избрания (назначения) в

5725 качестве представителя в Совете Федерации обязан представить в

5726 соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации

5727 заявление с обязательством в случае его избрания (назначения) сенатором

5728 сложить полномочия депутата и прекратить иную деятельность, несовместимую со

5729 статусом члена Совета Федерации.

5730

5731 Вторая новелла. Как вы помните, в своё время мы вносили в закон "О порядке

5732 формирования Совета Федерации..." уточнения, касающиеся применения нормы о

5733 десятилетнем сроке проживания на территории соответствующего субъекта к

5734 отдельным категориям граждан, а именно: военнослужащим, прокурорам,

5735 работникам правоохранительных органов и некоторым другим. Поскольку теперь

5736 требования к сроку проживания отменяются, предлагается признать утратившими

5737 силу соответствующие нормы законов.

5738

5739 Третья позиция. Это положение законопроекта является принципиально важным с

5740 точки зрения обеспечения баланса законодательной и исполнительной ветвей

5741 государственной власти субъектов Российской Федерации. Действующий ныне

5742 порядок формирования верхней палаты парламента предусматривает процедуру

5743 своего рода согласования или одобрения законодательным органом субъекта

5744 кандидатуры члена Совета Федерации, внесённой руководителем высшего

5745 исполнительного органа государственной власти данного субъекта, то есть указ

5746 (постановление) высшего должностного лица (руководителя высшего

5747 исполнительного органа государственной власти) субъекта о назначении

5748 представителя в Совет Федерации от этого органа вступает в силу, если две

5749 трети от общего числа депутатов законодательного органа не проголосуют против

5750 назначения данного представителя в Совет Федерации. В связи с тем что

5751 предлагаемый законопроектом порядок предусматривает возможность рассмотрения

5752 кандидатур для избрания (назначения) в Совет Федерации исключительно из числа

5753 депутатов, упомянутая процедура теряет смысл, поэтому часть третью статьи 5

5754 закона "О порядке формирования Совета Федерации..." предлагается признать

5755 утратившей силу.

5756

5757 Четвёртая позиция. Законопроект, на наш взгляд, позволит поставить точку в

5758 давнем споре о пределах вмешательства Совета Федерации как палаты в целом в

5759 решение вопроса о полномочиях сенаторов. В этой связи предлагается

5760 установить, что полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня его

5761 избрания (назначения) соответствующим органом государственной власти субъекта

5762 Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к

5763 осуществлению своих полномочий со дня подтверждения получения Советом

5764 Федерации документов, предусмотренных статьёй 8 данного федерального закона.

5765 Это документы, подтверждающие освобождение его от обязанностей, несовместимых

5766 со статусом члена Совета Федерации. Такой подход совершенно логичен с учётом

5767 того, что согласно проекту кандидатуры в состав Совета Федерации будут

5768 отбираться из числа граждан, прошедших процедуру публичного избрания, которые

5769 не только представляют органы власти субъекта, но и заручились доверием

5770 населения представляемого ими региона. Соответствующие изменения вносятся в

5771 часть первую статьи 3 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и

5772 статусе депутата Государственной Думы...".

5773

5774 Пятое. Проектом уточняется порядок досрочного прекращения полномочий члена

5775 Совета Федерации избравшим (назначившим) его органом государственной власти

5776 субъекта Федерации. Предлагается установить, что в этом случае не требуется

5777 представления Председателя Совета Федерации. Вносится изменение, согласно

5778 которому орган государственной власти субъекта, принявший решение о

5779 прекращении полномочий своего представителя в палате, телеграммой уведомляет

5780 Совет Федерации о своём решении.

5781

5782 Вступление в силу данного федерального закона предусматривается с 1 января

5783 2011 года. Члены Совета Федерации, избранные (назначенные) до дня вступления

5784 в силу данного федерального закона, продолжают осуществлять свои полномочия

5785 впредь до избрания (назначения) нового члена Совета Федерации - представителя

5786 от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5787

5788 Таковы вкратце основные положения законопроекта, внесённого на ваше

5789 рассмотрение Президентом Российской Федерации. Надеюсь, как всегда, на

5790 конструктивное обсуждение. Хочу подчеркнуть, что реализация законопроекта

5791 позволит сформировать Совет Федерации таким образом, что в нём будут работать

5792 граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с

5793 избирателями. Главное, что они будут представлять не только органы власти

5794 субъекта Федерации, но и непосредственно его население.

5795

5796 Ещё один момент, на который хочу обратить внимание. Предлагаемый порядок

5797 формирования Совета Федерации позволит укрепить законодательную составляющую

5798 его деятельности, ведь в обновлённом виде Совет Федерации будет состоять из

5799 тех, кто не только прошёл этап политической борьбы, но и имеет достаточно

5800 хорошую школу законотворчества. Несомненно, всё это будет способствовать

5801 повышению качества и эффективности работы российского парламента в целом.

5802

5803 Доклад окончен. Спасибо за внимание.

5804

5805 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.

5806

5807 Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному

5808 законодательству и государственному строительству Александр Петрович

5809 Москалец.

5810

5811 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5812

5813 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Как известно, рассматриваемая

5814 тема обсуждается не впервые, и поэтому полагаю наиболее целесообразным

5815 рассмотреть её через призму требований основного закона страны - Конституции.

5816 Тем более, что использование республиканского потенциала Конституции - это не

5817 только актуальная, но и абсолютно своевременная задача дальнейшего

5818 формирования системы разделения властей, а также сдержек и противовесов между

5819 ними.

5820

5821 Безусловное требование современности - это выход российской государственности

5822 на новый уровень развития, ибо нам нужны и устойчивая политическая система,

5823 и, конечно же, внятное государство. Сегодня правильно ставится вопрос о

5824 формате Совета Федерации, так как, если честно признаться, при существующей

5825 системе его формирования регионы России, я имею в виду субъекты Российской

5826 Федерации, являются, по сути, проигравшей стороной, практически утратившей

5827 влияние на законодательный процесс в рамках формируемой ими палаты, и имеют в

5828 связи с этим меньше возможностей для решения своих проблем. Да и на практике

5829 вы, уважаемые депутаты, видите, что очень редкие законодательные инициативы

5830 субъектов Российской Федерации докладывают в Государственной Думе

5831 представители этих субъектов, являющиеся членами Совета Федерации.

5832

5833 А между тем Конституция предполагает такой порядок осуществления

5834 государственной власти, который исключает диктат и подчинение, и он должен

5835 строиться на основе широкого участия гражданского общества в управлении всеми

5836 делами в государстве. Не может быть речи о каких-то приоритетных формах

5837 демократии, так как в Конституции напрямую говорится, что народ осуществляет

5838 свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

5839 органы местного самоуправления. Прошу заметить, именно через органы

5840 государственной власти, а не через советы народных депутатов, как это было у

5841 нас ранее. И таким образом, новая Конституция отказалась от верховенства как

5842 представительных, так и исполнительных и судебных органов власти. Каждый

5843 государственный орган осуществляет свою функцию, при этом они

5844 взаимодействуют, ограничивают и сдерживают друг друга.

5845

5846 Хотя и тезисно, но все эти моменты я указал лишь для того, чтобы максимально

5847 понятными стали мотивация, обоснования автора рассматриваемого законопроекта

5848 - Президента Российской Федерации. К сожалению, мы должны признать, что Совет

5849 Федерации, его руководство всё время пытается встать над кем-то или над

5850 чем-то. Но как нельзя встать выше народа - единственного источника власти,

5851 так нельзя встать и выше регионов, так сказать. Совет Федерации состоит из

5852 представителей регионов и должен отражать их интересы, а не какие-то другие,

5853 свои.

5854

5855 К сожалению, завышенный уровень самооценки Совета Федерации сегодня явно

5856 заметен даже и непрофессионалу. К примеру, возьмите - вот он у меня имеется -

5857 доклад Совета Федерации за 2007 год о состоянии законодательства в Российской

5858 Федерации и обратите внимание хотя бы на одну фразу на странице 27. Я зачитаю

5859 дословно, чтобы вам было всё понятно и чтобы это было абсолютно объективно.

5860 Вот смотрите, в декабре 2007 года состоялись выборы нового состава

5861 Государственной Думы. За несколько дней до них Совет Федерации определил дату

5862 президентских выборов в 2008 году. Здесь написано, читаю дословно: "2007 год

5863 был отмечен особой ролью Совета Федерации, которую он сыграл в обеспечении

5864 преемственности государственной власти". Закрываю кавычки. Ну что тут

5865 скажешь? Просто удивительно! Ведь такая самооценка формируется даже при том,

5866 что в соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О выборах Президента

5867 Российской Федерации", если Совет Федерации не назначит выборы президента,

5868 выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией, то есть

5869 в стране ничего не случится, если так называемая особая (в кавычках) роль и

5870 не будет выполнена вовсе. Видимо, и в связи с такими оценками многими

5871 экспертами отмечается необычная лёгкость манипулирования даже этим в целом

5872 важным органом власти.

5873

5874 Следует признать, что вопрос о формировании Совета Федерации неоднократно и в

5875 разных вариантах поднимался на самых высоких уровнях, но дезавуирование

5876 изначальной идеи было столь сильным, что в итоге дело сводилось, по сути, к

5877 юридически безразличному решению. Я думаю, вы помните, что в 2007 году было

5878 заявлено, причём, кстати говоря, под аплодисменты и наши с вами в том числе,

5879 что следует принять правовую норму, согласно которой субъекты Российской

5880 Федерации должны представлять граждане, прожившие в нём не менее десяти лет.

5881 Однако усилиями Совета Федерации и дальнейшими поправками, изменениями и

5882 дополнениями вводились такие исключения из общего правила, что главная идея

5883 просто повисла. В результате вопрос всё больше и больше запутывался.

5884

5885 Однако ведь чего проще - изучить Конституцию, увидеть, понять, что

5886 Конституция представителями в Совет Федерации от каждого субъекта считает

5887 лиц, уже участвующих в управлении делами в субъекте Российской Федерации, то

5888 есть являющихся депутатами в законодательных (представительных) органах

5889 субъекта, иные варианты являются лишь навязыванием чьей-то воли. А,

5890 вообще-то, вариант, когда орган власти субъекта поручает какому-то

5891 гражданину, не входящему в состав органов власти субъекта, войти в состав

5892 Совета Федерации, с правовой точки зрения не что иное, как превышение

5893 полномочий.

5894

5895 Ещё немало можно говорить о сути проблемы, но мы видим, что внесённый 9

5896 декабря текущего года законопроект полностью отвечает на эти и другие

5897 вопросы. Ключевой момент законодательного предложения заключается в том, что

5898 кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя Совета

5899 Федерации может быть только тот, кто уже является депутатом органа власти

5900 того или иного уровня в субъекте Российской Федерации. Таким образом,

5901 основная для Совета Федерации предварительная процедура публичного избрания

5902 будет выполнена.

5903

5904 Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству

5905 поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует

5906 Государственной Думе принять его в первом чтении.

5907

5908 Спасибо.

5909

5910 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Хотя нет, Александр

5911 Петрович, как вы хотите отвечать на вопросы - с трибуны или с места? Ну

5912 оставайтесь на трибуне.

5913

5914 Предлагаю записаться на вопросы. Давайте запишемся и посмотрим, может, у нас

5915 и не будет желающих задать вопросы.

5916

5917 Включите режим записи.

5918

5919 Покажите список записавшихся. Двадцать шесть человек. Давайте по два вопроса

5920 от фракции. (Шум в зале, выкрики.) Настаивают - по одному.

5921

5922 "Справедливая Россия" по одному хочет или по два? По одному.

5923

5924 Ставлю на голосование предложение: по одному вопросу от фракции.

5925

5926 Включите режим голосования.

5927

5928 Покажите результаты.

5929

5930 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 56 сек.)

5931 Проголосовало за 284 чел.98,6%

5932 Проголосовало против 4 чел.1,4%

5933 Воздержалось 0 чел.0,0%

5934 Голосовало 288 чел.

5935 Не голосовало 0 чел.0,0%

5936 Результат: принято

5937

5938 Кто будет задавать вопрос от фракции КПРФ? Сергей Николаевич Решульский,

5939 пожалуйста.

5940

5941 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вообще, такой судьбоносный закон, и, судя по той информации

5942 и докладам, которые мы услышали, его надо бы детально обсудить.

5943

5944 У меня вопрос к Александру Сергеевичу Косопкину. Александр Сергеевич,

5945 уважаемый, после такого разгромного доклада, с которым выступил Александр

5946 Петрович Москалец, не считаете ли вы возможным не откладывать реформирование

5947 Совета Федерации до 2011 года, а прямо в ближайшее время принять решение о

5948 том, чтобы этот порядок формирования работал уже с января 2009 года?

5949 Складывается впечатление, по крайней мере у меня, я не знаю, как у коллег,

5950 возникает желание просто распустить Совет Федерации, поскольку он полностью

5951 не соответствует своими действиями Конституции Российской Федерации и закону.

5952

5953 Спасибо.

5954

5955 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.

5956

5957 КОСОПКИН А. С. Сергей Николаевич, ну я хотел бы, чтобы мы здесь оценочную и

5958 эмоциональную часть чуть отбросили. Вот вы уловили, я так чувствую, эти вещи,

5959 когда Александр Петрович говорил, но он у нас большой оратор. Я же могу

5960 просто напомнить то, что говорил Дмитрий Анатольевич Медведев. Когда он

5961 предложил, чтобы представительство именно тех людей, которые проходят горнило

5962 выборов, было как можно выше в Совете Федерации, он тем не менее подчеркнул,

5963 что хотел бы, чтобы изменение сегодняшнего состава Совета Федерации не было

5964 революционным, чтобы этот процесс проходил постепенно, чтобы законодательная

5965 работа не была остановлена и чтобы новые люди появлялись постепенно в этом

5966 органе. Поэтому и выбрана такая дата - 2011 год.

5967

5968 Спасибо.

5969

5970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета хотят добавить. Пожалуйста.

5971

5972 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Николаевич, почему я против того, чтобы сразу

5973 принять всё это, как вы говорите, почти мгновенно? Мы с вами тоже виноваты в

5974 том, что допустили такую ситуацию. Вот смотрите, есть Конституция, в которой

5975 записаны вопросы ведения Совета Федерации. Например, там записано, что он

5976 утверждает Генерального прокурора. Но мы с вами знаем, что он утверждает и

5977 заместителя Генерального прокурора, и председателя следственного комитета. А

5978 где в Конституции эти полномочия? Их нет. Мы с вами их предоставили Совету

5979 Федерации через соответствующие федеральные законы, которые сами же здесь

5980 приняли, поэтому этот воз уж давайте будем везти вместе.

5981

5982 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, от фракции ЛДПР. Пожалуйста.

5983

5984 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня к представителю комитета вопрос. Если мы вводим

5985 закон с 1 января 2011 года и полномочия продлили до пяти лет, то обновление

5986 начнётся только в 2016 году. Правильно я понимаю вас? До 2011 года они снова

5987 себя переназначат и с 2011-го по 2015-й, пять лет, они будут по старой

5988 схеме... То есть они семь лет будут находиться в Совете Федерации, и только в

5989 2016 году появится возможность по новому закону начать обновление верхней

5990 палаты. Правильно или нет?

5991

5992 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.

5993

5994 МОСКАЛЕЦ А. П. Владимир Вольфович, мы не предполагаем, что это будет какая-то

5995 одноразовая акция: весь Совет Федерации, полторы с лишним сотни человек,

5996 взяли и выставили за дверь и туда это же количество опять назначили. Нет, это

5997 будет происходить постепенно. Да, мы определяем, когда это начнётся, это там

5998 написано, а затем по мере возникновения вопросов, в зависимости от того, как

5999 субъекты будут решать эту проблему, она будет, так сказать, накатываться на

6000 Совет Федерации.

6001

6002 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Осадчий, от фракции "ЕДИНАЯ

6003 РОССИЯ".

6004

6005 ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6006

6007 Уважаемый Александр Сергеевич, у меня такой чисто, может быть, технический

6008 вопрос, но тем не менее я считаю, что он важен. Во многих субъектах, ну,

6009 может, не во многих, будут проходить выборы в октябре. Закон, судя по вашему

6010 докладу, вступает в силу с 2011 года. Как вы считаете, можно ли

6011 распространить действие данного закона на выборы, которые будут проходить в

6012 октябре, потому что соответственно будет проходить и смена представителей в

6013 Совете Федерации?

6014

6015 КОСОПКИН А. С. Ответ примерно такой же самый, какой был дан двум депутатам,

6016 которые уже задавали подобный вопрос. Коль мы вводим в полном объёме закон с

6017 1 января 2011 года, то эти выборы будут проходить ещё по старому закону,

6018 вернее, формирование Совета Федерации из представителей регионов будет

6019 проходить по старому закону.

6020

6021 Владимир Вольфович говорил, что формирование фактически начнётся с 2016 года.

6022 Оно начнётся с 2011-го, Владимир Вольфович. Начиная с 2011 года будут

6023 заканчиваться сроки полномочий законодательных органов и высших должностных

6024 лиц, вот тогда и начнут, так сказать, поступать новые члены в Совет

6025 Федерации, в верхнюю палату, начиная с 2011-го, а не с 2016-го.

6026

6027 Спасибо.

6028

6029 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева, от фракции...

6030

6031 Нет, Грешневиков, пожалуйста.

6032

6033 ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия".

6034

6035 Спасибо.

6036

6037 Вопрос к докладчику. Уважаемый Александр Сергеевич, где гарантии при отмене

6038 ценза оседлости, что Совет Федерации будет сформирован конкретно

6039 представителями регионов? Ведь сегодня действительно десять лет нужно прожить

6040 в регионе, а по вашей норме любой житель Москвы, тот или иной политик,

6041 приезжает в маленький район, в его поддержку включается административный

6042 ресурс, телевидение с утра до вечера показывает его добрые дела - и в

6043 результате в Совет Федерации попадает не представитель региона, а

6044 представитель той влиятельной партии, которая пожелает из Москвы направить в

6045 Совет Федерации через регион своего представителя.

6046

6047 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.

6048

6049 КОСОПКИН А. С. Анатолий Николаевич, это тот же самый философский вопрос.

6050 Избирают-то люди, избирает население, и они, конечно, вправе избрать того,

6051 кто им больше приглянётся. А все ограничения по выборам, допустим, депутатов

6052 Госдумы, вы прекрасно знаете, есть. Точно такие же ограничения есть и по

6053 выборам в законодательный орган субъекта Федерации, в представительный орган

6054 местного самоуправления. Везде на уровне субъектов есть свои нормативные

6055 документы, поэтому ограничивают они, не ограничивают, здесь уже принимать

6056 решение будут там, внизу. То есть это, как я уже сказал, вопрос философский.

6057 Я думаю, главное, чтобы в Совет Федерации прошли люди, которые были избраны

6058 народом, чтобы из них была сформирована верхняя палата Федерального Собрания.

6059

6060 Спасибо.

6061

6062 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалец хотел бы добавить. Пожалуйста.

6063

6064 МОСКАЛЕЦ А. П. Был вопрос: а какие гарантии? Уважаемые коллеги, если

6065 посмотрите этот законопроект, вы увидите, что гарантии заложены прямо в нём.

6066 Вот я назову только одну из этих гарантий. Смотрите, сегодня мы имеем

6067 достаточно сильный режим воздействия со стороны Председателя Совета Федерации

6068 на подбор кандидата в члены Совета Федерации. Заметьте - об этом говорил

6069 сейчас и Косопкин Александр Сергеевич, - что теперь по представлению

6070 Председателя Совета Федерации эти вопросы решаться вообще не будут. Я не буду

6071 далее раскрывать эти вопросы, прошу поддержать законопроект в первом чтении.

6072

6073 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Петрович.

6074

6075 Вопросы у нас закончились. Выступления от фракций.

6076

6077 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6078

6079 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, извините.

6080

6081 Есть ли желающие выступить? Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь

6082 - я вижу восемь рук.

6083

6084 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6085

6086 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы внести предложение?

6087

6088 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

6089

6090 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение всем дать выступить.

6091

6092 Пожалуйста, Тимченко.

6093

6094 ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам

6095 местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6096

6097 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Есть предложение предоставить

6098 слово одному депутату от фракции.

6099

6100 Спасибо.

6101

6102 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ещё другое предложение.

6103

6104 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

6105

6106 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

6107

6108 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Учитывая злободневность и

6109 важность закона, я предлагаю сократить время выступления в два раза и дать

6110 слово всем желающим. Как раз одинаково будет: что по десять минут четверо,

6111 что по пять...

6112

6113 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Тимченко: по

6114 одному выступлению от фракции до десяти минут, как у нас записано в

6115 Регламенте. Если оно не пройдет, будем голосовать предложение депутата

6116 Коломейцева.

6117

6118 Включите режим голосования.

6119

6120 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

6121

6122 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 38 сек.)

6123 Проголосовало за 337 чел.98,3%

6124 Проголосовало против 6 чел.1,7%

6125 Воздержалось 0 чел.0,0%

6126 Голосовало 343 чел.

6127 Не голосовало 0 чел.0,0%

6128 Результат: принято

6129

6130 По одному выступлению от фракции.

6131

6132 Кто от фракции КПРФ выступает? Депутат Локоть, пожалуйста.

6133

6134 ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, я считаю, плохой пример и крайне плохой

6135 прецедент, когда мы сегодня такой законопроект в таком формате обсуждаем. В

6136 таких условиях неизбежен законодательный брак, потому что мы не даём

6137 возможности внимательно обсудить, внимательно проанализировать данный

6138 законопроект и данную проблему. А проблема-то серьёзная, и об этом говорю не

6139 я, об этом говорили основные докладчики, выступавшие сегодня с трибуны. Как

6140 же мы эту проблему собираемся сегодня обсуждать?! Показываем народу, как к

6141 ней надо подходить.

6142

6143 Надо сказать, что Президент Российской Федерации более последователен по

6144 отношению к этой проблеме, во всяком случае к проблеме формирования верхней

6145 палаты - Совета Федерации, чем мы, депутатский корпус. Напоминаю, что мы

6146 создали комиссию решением Государственной Думы, с тем чтобы инициативы

6147 президента, высказанные им в послании, претворить в законодательные акты.

6148 Сколько раз собралась эта комиссия? А ведь рассматривается уже второй

6149 законопроект, который реализует инициативу президента. Напомню, первую

6150 инициативу, законопроект о залоге, мы уже рассмотрели.

6151

6152 Сегодня мы рассматриваем вторую инициативу, которая прошла мимо этой

6153 комиссии. Я тут без претензий, президент действительно проводит свою линию,

6154 ну а мы работаем как работаем. Надо сказать, что мы разделяем заявленную цель

6155 данного законопроекта - усиление народного представительства в

6156 законодательной власти, верховной законодательной власти Российской

6157 Федерации, но давайте посмотрим, как она реализуется в данном законопроекте.

6158

6159 Вы действительно отменяете десятилетний ценз и предлагаете, чтобы

6160 законодательное собрание избиралось из числа депутатов, избранных в местном

6161 самоуправлении либо на уровне субъекта Российской Федерации. Напоминаю,

6162 уважаемый Александр Сергеевич, Конституция запрещает ограничивать

6163 избирательные права любого гражданина на территории Российской Федерации, и

6164 поэтому любой гражданин Российской Федерации может избираться в любые

6165 законодательные (представительные) органы на территории Российской Федерации.

6166 Таким образом, данная мера заявленной задачи ну никак не решает.

6167 Действительно, любой московский чиновник или представитель, который сегодня в

6168 Совете Федерации работает, приедет в территорию, договорится с губернатором,

6169 с местной властью, великолепно его пропустят через средства массовой

6170 информации, и он будет избран. Технологии сегодня есть, и я не хочу к этому

6171 вопросу больше возвращаться. Таким образом, все старания свелись к нулю.

6172

6173 Вообще, данный законопроект направлен на закрепление права большинства,

6174 причём навсегда и вопреки мнению меньшинства. То есть никогда мнение

6175 меньшинства не будет учитываться, и голос оппозиции, который и сегодня слабо

6176 слышится, при реализации данного законопроекта не будет услышан никогда.

6177

6178 Надо признать действительно правоту докладчиков в том, что сегодня Совет

6179 Федерации отличается отсутствием политической воли. Нет политической воли.

6180 Посмотрите, как проходят заседания: ну никто там не выступает, нет дискуссий,

6181 даже таких, как у нас здесь, в Государственной Думе. Там их никто не

6182 ограничивает, они сами себя ограничивают и не спорят, дружно голосуют за все

6183 те законопроекты, которые предлагаются. Сегодня этот фильтр, так называемый

6184 фильтр законодательства, действительно не со стороны территорий, а со стороны

6185 исполнительной власти. Я напомню, в советское время вторая палата

6186 формировалась немножко по другому принципу, чем первая, для того чтобы

6187 наиболее полно представлять избирателей в законодательной власти, в

6188 парламенте страны, - национальности, народы различные. Это был вообще очень

6189 демократичный подход и, на наш взгляд, самый правильный.

6190

6191 Мы считаем, что сегодня нельзя формировать таким образом Совет Федерации и

6192 строить законодательство, чтобы делать фильтр, очередной фильтр, но только не

6193 для избирателей, не со стороны избирателей и не со стороны субъектов

6194 Российской Федерации, этот фильтр будет со стороны большинства, то есть

6195 партии власти.

6196

6197 И последнее, что я хотел бы сказать. Вот совершенно правильная здесь была

6198 критика сегодняшнего Совета Федерации - только благодаря кому он был так

6199 сформирован? Кто правила эти задал? Не то ли самое большинство, в том числе в

6200 Государственной Думе, провело поправки в законодательство? И вот он, Совет

6201 Федерации, сегодня таким образом сформирован и, как говорится, как может, так

6202 и работает.

6203

6204 Мы считаем, что Совет Федерации должен формироваться прямым голосованием.

6205 Только в этом случае он будет выражать интересы избирателей и непоср?