Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 138667-5 О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

у Президента РФ
05.04.2009

Номер законопроекта:138667-5
Комментарий законопроекта:в части предоставления общественным объединениям, не являющимися политическими партиями, права принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований
Дата внесения законопроекта в ГД:10.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/138667-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Профильный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Дата изменения статуса/фазы:05.04.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:42-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Бурносов Александр Леонидович, Депутат ГД
Емельянов Михаил Васильевич, Депутат ГД
Попов Сергей Александрович, Член СФ
Тараканов Павел Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №138667-5 О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

в части предоставления общественным объединениям, не являющимися политическими партиями, права принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований

Дата заседания 13.03.2009, номер заседания 79, строк в стенограмме 6678

О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1084 Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26

1085 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных

1086 гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

1087 Российской Федерации". Доклад Сергея Александровича Попова.

1088

1089 Пожалуйста, Сергей Александрович.

1090

1091 ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных

1092 объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1093

1094 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня в окончательном

1095 варианте к третьему чтению предлагается законопроект "О внесении изменений в

1096 статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный

1097 закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

1098 референдуме граждан Российской Федерации". В среду мы с вами рассматривали

1099 данный законопроект во втором чтении. Все материалы к третьему чтению готовы.

1100 В заключении Правового управления замечаний правового, лингвистического и

1101 юридико-технического характера не имеется. Комитет предлагает принять данный

1102 законопроект в третьем чтении.

1103

1104 Спасибо.

1105

1106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы у представителей депутатских объединений есть?

1107 Есть вопрос у Владимира Вольфовича Жириновского.

1108

1109 Включите, пожалуйста, микрофон.

1110

1111 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данном законопроекте речь идёт о том, чтобы и другие

1112 организации могли совместно с политической партией формировать списки

1113 кандидатов, но мы же с вами ещё до сих пор не приняли закон о том, чтобы

1114 голосование на выборах в муниципальные органы шло по партийным спискам. Вот

1115 как это состыковать? Они имеют право, а закон о том, что партии сами имеют

1116 право это делать, мы ещё не приняли. Если я что-то не понимаю, объясните, в

1117 чём дело.

1118

1119 ПОПОВ С. А. Владимир Вольфович, мы и в первом, и во втором чтениях эту тему

1120 рассматривали. Речь сегодня идёт о том, что мы доверяем субъектам самим

1121 определяться, по какой схеме проводить выборы на уровне местного

1122 самоуправления. И у нас с вами уже есть практика, когда выборы проходили и по

1123 одномандатным округам, и по смешанной системе, и по спискам. Данный

1124 законопроект, вы правильно это подметили, определяет именно порядок участия

1125 общественных объединений в формировании списков партий там, где выборы

1126 проходят или по смешанной системе, или по спискам. Тот законопроект, о

1127 котором вы говорите, к данному отношения не имеет.

1128

1129 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь.

1130

1131 Также выносим на "час голосования".

1132

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1676 Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26

1677 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных

1678 гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

1679 Российской Федерации".

1680

1681 По мотивам - Локоть Анатолий Евгеньевич.

1682

1683 ЛОКОТЬ А. Е. Фракция будет голосовать против этого законопроекта, так же как

1684 голосовала в первых двух чтениях.

1685

1686 Ещё раз нашу позицию обозначим. Первое. Никто сегодня не запрещает

1687 общественным организациям выдвигаться и идти на выборы по партийным спискам

1688 либо просто от партии выдвигаться в избирательных округах, таких запретов

1689 нет. Более того, мы приводили при первом чтении примеры широкого

1690 сотрудничества с общественными организациями. У нас в КПРФ очень много

1691 выдвиженцев от различных общественных движений, и депутаты сегодня успешно

1692 работают на разных уровнях власти. Такие же примеры приводили и другие

1693 партии, в частности фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Итак, никто не запрещает.

1694

1695 Второе. Мы вносим изменения, мы вводим законопроектом норму в норму, которой

1696 сегодня не существует в федеральном законе: законопроект, который

1697 предполагает избрание по партийным спискам депутатов на уровне местного

1698 самоуправления, застрял в Государственной Думе, скоро год исполнится, как он

1699 в недрах Государственной Думы обсуждается и дальше первого чтения сдвинуться

1700 не может. Возникает вопрос: а для чего же данный законопроект, вообще говоря,

1701 нужен? На наш взгляд, ситуация заключается в том, что в ходе избирательной

1702 кампании по округам при мажоритарной системе на результаты решающее влияние

1703 оказывают всё больше и больше финансовые ресурсы, то есть количество денег,

1704 вложенных в избирательную кампанию, а в ходе голосования по партийным спискам

1705 решающее значение порой имеет административный ресурс. И этот законопроект -

1706 это подарок административному ресурсу. Сегодня общественные организации имеют

1707 возможность реализовать своё право по Конституции быть избранными по

1708 партийным спискам, а вот когда данный законопроект будет законом,

1709 административный ресурс получит такой механизм, что закрепостит общественные

1710 движения, и они будут обслуживать, конечно, только одну партию - партию

1711 власти, как бы она ни называлась, какая бы партия у власти ни находилась.

1712

1713 Мы против этого, мы считаем, что это нарушение демократических норм,

1714 заложенных в нашей Конституции, и, конечно, будем голосовать против.

1715

1716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1717

1718 Жириновский Владимир Вольфович от фракции ЛДПР, по мотивам.

1719

1720 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хочу тоже высказать отрицательное отношение к данному

1721 проекту закона. Почему? Я не знаю, почему депутат Локоть, а до этого Кашин не

1722 назвали вещи своими именами: Чернобыльская АЭС - там диверсия была, господа

1723 коммунисты, специально, чтобы помочь разрушить Советский Союз. И лётчик Руст

1724 сел потом тоже - всё это одного поля ягодки.

1725

1726 Так вот, здесь для чего это делается? Во-первых, это нарушает закон "О

1727 политических партиях". Политические партии не обязаны кого-то обязательно

1728 включать в свои списки, это решают партийные организации. Представьте

1729 ситуацию: идёт собрание партийной организации любой партии, приходит группа

1730 товарищей и говорит, что они будут участвовать по вашим спискам в выборах.

1731 Всё равно что приходит человек в чужую семью и говорит: теперь я у вас буду

1732 второй папа, или вторая мама, или хотя бы будем вместе обедать. Что в этой

1733 семье скажут? Это мошенничество. Вы создайте свою семью и обслуживайте себя.

1734 Теперь мы законом заставляем политическую партию принять группу товарищей в

1735 свой список. И это уже делается внаглую! Заместитель губернатора

1736 Краснодарского края нам так и сказал: включите наших людей в ваш список на

1737 выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края - пройдёт список, не

1738 включите - не пройдёт. Мы не включили, и список не прошёл. А теперь появится

1739 ещё и закон, вот по закону нас и будут просить включать чужих людей в свой

1740 список. То есть, конечно, это попытка навязать политическим партиям нужных,

1741 своих людей. Но не вижу в этом смысла. Какой смысл? Мы же с вами тиражируем

1742 предательство и коррупцию. Сегодня есть блестящие возможности... ведь за

1743 деньги перекупают нормальных членов партии на местах, членов избиркомов или

1744 просто во фракциях переводят туда-сюда.

1745

1746 Ну и, самое главное, когда я также задал вопрос докладчику, депутату Попову,

1747 он мне ответил, что это разные законы. Депутат Локоть не слышит этого и

1748 повторяет то же самое, что я говорил: мол, где закон о выборах по партийным

1749 спискам? Но, оказывается, это разные уровни, разные уровни выборов.

1750 Представляете, если мы, депутаты, не можем разобраться, участие в каких

1751 выборах мы определяем данным законом, то что поймут наши граждане? Смотрите:

1752 для участия в выборах в представительные органы муниципальных образований. И

1753 есть ещё органы местного самоуправления. И кто нам точно скажет, какой

1754 посёлок относится к местному самоуправлению, а какой - к муниципальному

1755 образованию? У нас же их десятки тысяч, десятки тысяч! И всё не по-русски

1756 пишем: муниципальное образование. Кто мешает всё это назвать нормально:

1757 выборы на селе и выборы в городе? Всё... (Микрофон отключён.)

1758

1759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1760

1761 Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона, пункт 5, в

1762 третьем чтении? Прошу проголосовать.

1763

1764 Покажите результаты.

1765

1766 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 58 сек.)

1767 Проголосовало за 353 чел.78,4%

1768 Проголосовало против 57 чел.12,7%

1769 Воздержалось 0 чел.0,0%

1770 Голосовало 410 чел.

1771 Не голосовало 40 чел.8,9%

1772 Результат: принято

1773

1774 Принято.

1775

Дата заседания 11.03.2009, номер заседания 78, строк в стенограмме 2832

О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований; принят в первом чтении 21 января 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1310 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26

1311 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных

1312 гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

1313 Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по делам

1314 общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович

1315 Марков.

1316

1317 МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1318

1319 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем

1320 подготовленный ко второму чтению законопроект, важный для развития

1321 партийно-политической системы страны и системы выборов. Его принятие позволит

1322 решить важные задачи, связанные с повышением роли общественных объединений в

1323 нашей стране, и создаст правовой механизм для того, чтобы представители

1324 общественных объединений имели реальную возможность представлять интересы

1325 граждан в органах местного самоуправления.

1326

1327 В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению мы получили шестнадцать

1328 поправок, которые включены в таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к

1329 принятию.

1330

1331 Также мы получили заключение Общественной палаты Российской Федерации.

1332 Предложения Общественной палаты нашли своё отражение в поправках, вынесенных

1333 на обсуждение.

1334

1335 Десять поправок носят юридико-технический характер. Наиболее характерная из

1336 этих юридико-технических поправок - это изменение названия законопроекта.

1337 Дело в том, что наше Правовое управление обратило внимание разработчиков на

1338 то, что когда вносятся изменения не более чем в две статьи, то номера этих

1339 статей указываются в заголовке. Это всё было учтено.

1340

1341 Кроме того, коллеги, вы, возможно, заметили, что в поправках, предложенных к

1342 принятию, появился термин "соглашение" вместо термина "договор (иной

1343 документ)", который использовался раньше. Дело в том, что политическая партия

1344 совместно с общественным объединением заключает соглашение в письменной

1345 форме, в котором чётко прописывает порядок их взаимодействия при выдвижении

1346 кандидатов на выборах в муниципальные органы власти. Термин "договор" в

1347 большей степени свойственен гражданско-правовым отношениям, в то время как

1348 термин "соглашение" является универсальным, в том числе активно используется

1349 и в конституционно-правовой сфере.

1350

1351 Заслуживает внимания поправка, которая даёт политической партии возможность

1352 манёвра на этапе формирования списка кандидатов на муниципальных выборах. В

1353 соглашении должны быть записаны основания, по которым политическая партия

1354 вправе отклонить ту или иную кандидатуру, предложенную общественным

1355 объединением. Дело в том, что рядом партий во время обсуждения законопроекта

1356 в первом чтении предъявлялись претензии к законопроекту в связи с тем, что

1357 здесь партия ставится в вынужденное положение, так сказать, второе чтение

1358 снимает эти озабоченности. Поправка позволяет политической партии

1359 контролировать ситуацию по включению в список кандидатов от общественных

1360 объединений, достойных представлять эту партию.

1361

1362 Поправками также расширяется круг общественных объединений, с которыми могут

1363 быть созданы объединения или союзы с юридической точки зрения. По

1364 действующему законодательству участвовать в выборах могли общественные

1365 объединения в форме общественной организации и общественного движения, а

1366 законопроект расширяет перечень объединений, добавляя общественные фонды,

1367 общественные учреждения и органы общественной самодеятельности. Как вы

1368 знаете, различные общественные организации принимают различные юридические

1369 формы в связи с особенностями их деятельности, особенностями налогообложения

1370 и бюрократической регламентации.

1371

1372 Мы можем сказать, что в целом этот закон повышает роль гражданского общества

1373 в общественно-политической жизни страны и в этом смысле будет действовать в

1374 русле предложений президента Дмитрия Медведева. Расширяя политическую основу

1375 для общественно-политических процессов, в том числе и выборов, он будет

1376 содействовать укреплению демократических институтов. Кроме того, благодаря

1377 закону укрепляется взаимодействие политических партий и общественных

1378 организаций. Мы предполагаем, что в результате политические партии будут

1379 более укоренены в обществе и станут более сильными.

1380

1381 Уважаемые коллеги, комитет подробно обсудил на своём заседании таблицу 1.

1382 Законопроект "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О

1383 политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях

1384 избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

1385 Федерации" подготовлен ко второму чтению, и комитет предлагает депутатам его

1386 принять.

1387

1388 Спасибо за внимание.

1389

1390 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Сергей Александрович доложил суть

1391 предлагаемых поправок. Шестнадцать поправок в таблице 1. Все они

1392 рекомендованы к принятию. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний.

1393

1394 Ставится на голосование... А, нет, есть.

1395

1396 Депутату Коломейцеву включите микрофон.

1397

1398 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поправку 3 прошу вынести на отдельное голосование.

1399

1400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1401

1402 Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 3.

1403

1404 Включите режим голосования.

1405

1406 Сергей Александрович, не уходите, вам придётся сейчас комментировать.

1407

1408 Покажите результаты.

1409

1410 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 00 сек.)

1411 Проголосовало за 350 чел.77,8%

1412 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1413 Воздержалось 0 чел.0,0%

1414 Голосовало 351 чел.

1415 Не голосовало 99 чел.22,0%

1416 Результат: принято

1417

1418 Итак, пятнадцать поправок из шестнадцати приняты.

1419

1420 Поправка 3. Пожалуйста, обосновывайте вашу позицию, депутат Коломейцев

1421 Николай Васильевич.

1422

1423 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1424

1425 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Почему эта поправка не может

1426 быть принята? Потому что у нас есть базовый законопроект, принятый в первом

1427 чтении 17 октября, который предполагает избрание по спискам. Сегодня

1428 фактически все, за исключением десятка муниципалитетов, которые сами записали

1429 себе в устав положение о возможности выборов по спискам, такой возможности в

1430 соответствии с федеральным законом не имеют. Поэтому данный законопроект, ну,

1431 скажем, не имеет почвы для обсуждения без принятия главного закона, который в

1432 соответствии с посланием президента будет предполагать необходимость избрания

1433 по партийным спискам. Таким образом, эта поправка не имеет смысла.

1434

1435 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.

1436

1437 МАРКОВ С. А. Вы знаете, коллеги, этот вопрос концептуальный, и всё это уже

1438 обсуждалось в рамках первого чтения. Кроме того, я подчёркиваю, что согласно

1439 этому законопроекту партия имеет возможность кандидатуры отклонить, должна

1440 иметь возможность их отклонить, а списки...

1441

1442 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1443

1444 МАРКОВ С. А. Ну как их нет?

1445

1446 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1447

1448 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, прошу вас с места не дискутировать. Дано

1449 обоснование со стороны комитета, оно может нравиться или не нравиться, но оно

1450 прозвучало.

1451

1452 Ставится на голосование поправка 3 из таблицы принятых. Депутат Коломейцев

1453 против, он предлагает её отклонить.

1454

1455 Включите режим голосования.

1456

1457 Покажите результаты.

1458

1459 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 00 сек.)

1460 Проголосовало за 354 чел.78,7%

1461 Проголосовало против 44 чел.9,8%

1462 Воздержалось 0 чел.0,0%

1463 Голосовало 398 чел.

1464 Не голосовало 52 чел.11,6%

1465 Результат: принято

1466

1467 Палата подтвердила позицию комитета, и поправка остаётся в таблице принятых.

1468

1469 Ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении.

1470

1471 Включите режим голосования.

1472

1473 Покажите результаты.

1474

1475 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 34 сек.)

1476 Проголосовало за 349 чел.77,6%

1477 Проголосовало против 57 чел.12,7%

1478 Воздержалось 0 чел.0,0%

1479 Голосовало 406 чел.

1480 Не голосовало 44 чел.9,8%

1481 Результат: принято

1482

1483 Законопроект принят во втором чтении.

1484

Дата заседания 21.01.2009, номер заседания 68, строк в стенограмме 7093

О проекте федерального закона № 138667-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (предоставление общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, права принимать участие в формировании совместно с политической партией списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

440 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

441

442 Спасибо.

443

444 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот сегодня у нас будет

445 рассматриваться законопроект, который позволяет, так скажем, общественным

446 организациям совместно с партиями принимать участие в выборах в органы

447 местного самоуправления. Борис Вячеславович, ну зачем мы, так сказать, за уши

448 тащим эти организации, если они не хотят участвовать в этих выборах, да и на

449 уровне местного самоуправления они вообще не присутствуют? К тому же мы с

450 вами давным-давно в первом чтении приняли законопроект (вот коллега Шеин,

451 кстати, его активно продвигал) о том, чтобы выборы в органы местного

452 самоуправления проходили по смешанной системе или по партийной системе. Вот

453 это будет реальное представительство партий и граждан в органах власти. А мы,

454 я не знаю... Может, даже не стоит рассматривать данный законопроект?

455

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

891 Иванов Сергей Владимирович. Это заявление или вы предлагаете пункт 9 сегодня

892 не рассматривать?

893

894 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

895

896 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снять с рассмотрения пункт 9.

897

898 Уважаемые коллеги, есть ли другое мнение или поставить на голосование? Попов

899 Сергей Александрович здесь присутствует. Пожалуйста, скажите несколько слов.

900

901 Включите микрофон депутату Попову.

902

903 Пожалуйста, Сергей Александрович.

904

905 ПОПОВ С. А. На самом деле мы никакой аргументации против не услышали, проект

906 закона полностью готов для рассмотрения. Прошу оставить.

907

908 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Иванова Сергея

909 Владимировича снять сегодня с рассмотрения 9-й пункт. Кто за? Прошу

910 голосовать.

911

912 Включите режим голосования.

913

914 Покажите результаты голосования.

915

916 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 02 сек.)

917 Проголосовало за 92 чел.20,4%

918 Проголосовало против 10 чел.2,2%

919 Воздержалось 2 чел.0,4%

920 Голосовало 104 чел.

921 Не голосовало 346 чел.76,9%

922 Результат: не принято

923

924 Предложение не принято.

925

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2793 Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

2794 закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях

2795 избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

2796 Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Александровича

2797 Попова.

2798

2799 ПОПОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему

2800 вниманию представляется законопроект, подготовленный рядом депутатов, который

2801 позволил бы решить очень важные задачи, связанные с повышением роли

2802 общественных объединений в нашей стране. В частности, он создаёт правовые

2803 механизмы, для того чтобы представители общественных организаций реально

2804 могли войти в муниципальную власть, могли представлять интересы граждан,

2805 отстаивать их интересы, могли обеспечивать нормальный контроль за

2806 деятельностью органов власти на уровне муниципалитета и поселения.

2807

2808 Данный законопроект, как мы считаем, реализует ту задачу, которую поставил

2809 президент Дмитрий Анатольевич Медведев в своём послании, где говорится, что в

2810 действующем законодательстве нормы об участии общественных объединений в

2811 выборах на местном уровне существуют, но они пока недейственны.

2812

2813 Суть законопроекта заключается в следующем. Мы предлагаем, чтобы право

2814 выдвигать списки на выборах на уровне местного самоуправления имели только

2815 партии. Таким образом мы приводим в соответствие всю систему выдвижения по

2816 спискам, начиная с федерального уровня, регионального уровня до местного

2817 самоуправления.

2818

2819 Мы проанализировали ситуацию, которая сегодня складывается с участием

2820 общественных объединений в выборах, попросили специально Центральную

2821 избирательную комиссию, чтобы она дала нам анализ. И анализ этой ситуации

2822 следующий: с 2004 по 2008 год всего в восьми субъектах Российской Федерации

2823 самостоятельно списки выдвигали восемнадцать общественных объединений, причём

2824 в 2007 году ни одно общественное объединение вообще не выдвигало никаких

2825 списков. Хочу сказать, что в результате за пять лет по спискам прошло всего

2826 одиннадцать кандидатов на уровне местного самоуправления. То есть норма есть,

2827 но она сегодня реально не работает.

2828

2829 Когда мы беседовали с представителями общественных объединений, то

2830 спрашивали, в чём причина, почему есть сложности, трудности участия в

2831 выдвижении самостоятельных списков. Ответ следующий: это достаточно затратный

2832 механизм, необходимо собирать подписи, вносить залог, принимать участие в

2833 избирательной кампании, платить за рекламу, СМИ, надо иметь сеть агитаторов.

2834

2835 Это достаточно сложно и затратно, поэтому мы предлагаем, чтобы общественные

2836 объединения могли участвовать в выборах по спискам политических партий. Мы

2837 определили, что нормальный вариант участия - 15 процентов, при этом партия и

2838 общественное объединение заключают определённый союз, создают, так сказать,

2839 содружество для совместного участия в выборах, если общественное объединение

2840 отвечает требованиям законодательства - не менее года регистрации - и сможет

2841 предложить своих кандидатов в список политической партии. Таким образом,

2842 политическая партия будет нести ответственность за кандидатов, которых

2843 предложило общественное объединение, но общественное объединение в данном

2844 случае как бы освобождается от этих накладных расходов, которые сегодня

2845 реально существуют.

2846

2847 Уважаемые коллеги, мы посмотрели ситуацию. У нас на уровне поселений,

2848 местного самоуправления минимальное количество депутатов - семь человек, как

2849 правило, от семи до пятнадцати, поэтому мы и предлагаем норму, что если эти

2850 15 процентов будут составлять меньше единицы, то один кандидат от данного

2851 общественного объединения должен обязательно войти в список.

2852

2853 Эти изменения мы предлагаем внести в закон "О политических партиях". Сразу

2854 хочу сказать о том, что мы предусматриваем, что у партий остаётся право

2855 выдвигать свои списки на уровне съезда регионального, местного отделения,

2856 соответственно, то есть партия сама определяет, на каком уровне партийного

2857 руководства она может предложить данный список.

2858

2859 Хотелось бы также отметить, что сегодня у нас достаточно пассивное участие в

2860 целом на выборах в органы местного самоуправления и партий, и уж тем более

2861 общественных объединений. В то же время мы не трогаем норму об участии

2862 общественных объединений в выдвижении своих кандидатов по одномандатным

2863 округам. Поэтому разговоры, которые появились, они есть и в прессе

2864 сегодняшней, допустим... Общественные объединения спокойно могут выдвигать

2865 своих кандидатов, как выдвигали их до сих пор. Мы предполагаем, что данные

2866 механизмы, данные предложения, которые оформлены в нашей законодательной

2867 инициативе, позволят реально повысить активность общественных объединений и

2868 смогут создать необходимую правовую базу для их участия в выборах в органы

2869 местного самоуправления.

2870

2871 Заодно хотелось бы отметить, что сегодня в подавляющем большинстве случаев

2872 выборы в органы местного самоуправления проходят по одномандатным округам,

2873 больше 50 процентов реально, где-то всего 25 процентов - по смешанной системе

2874 и, по нашим подсчётам, где-то 3-4 процента - это чисто по спискам.

2875

2876 Поэтому наш законопроект не обязывает напрямую ни партию, ни общественное

2877 объединение заключать такой союз, в то же время партия должна быть

2878 заинтересована в том, чтобы опираться на более широкие слои, привлекать более

2879 широкий кадровый состав. Это европейская, общемировая практика, и борьба на

2880 выборах на уровне муниципалитетов для всех партий во всех странах является

2881 первоочередной задачей. Без победы на выборах на уровне муниципалитета

2882 говорить о победе на выборах на уровне региона, Федерации достаточно сложно.

2883 Именно этим и обусловлены наши предложения. Мы достаточно подробно обсуждали

2884 их со многими общественными объединениями, с Общественной палатой, комитет

2885 сегодня доложит позицию Общественной палаты.

2886

2887 Предлагаем данный законопроект поддержать. Спасибо.

2888

2889 Председательствует Первый заместитель

2890 Председателя Государственной Думы

2891 О. В. Морозов

2892

2893 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Александрович.

2894

2895 Это у нас был уже содоклад? Это был доклад. И содоклад у нас делает Марков

2896 Сергей Александрович, член Комитета по делам общественных объединений и

2897 религиозных организаций.

2898

2899 С места? Нет. На трибуну, пожалуйста.

2900

2901 МАРКОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы

2902 обсуждаем очень важную, нужную и своевременную законодательную инициативу

2903 депутатов трёх фракций, представленных в Государственной Думе, которая должна

2904 помочь общественным организациям, местным органам власти оперативно решать

2905 самые главные и жизненно важные проблемы людей, потому что местное

2906 самоуправление - самая близкая к человеку власть. Вы прекрасно знаете

2907 проблемы, которые есть у местного самоуправления. В общем-то, большинство

2908 едины в том, что местное самоуправление должно развиваться, но по-прежнему

2909 оно находится в состоянии абсолютно нас не удовлетворяющем.

2910

2911 Очень важная проблема - это, конечно, недостаточная общественная активность

2912 граждан. И этот законопроект ориентирован на то, как сделать так, чтобы

2913 общественные организации, общественные структуры имели возможность более

2914 эффективно войти в избирательную кампанию и добиться всё-таки поддержки

2915 избирателей.

2916

2917 Предыдущая практика показала, что, хотя общественные организации имели

2918 формальное право создать некую коалицию и пойти по спискам в рамках коалиции,

2919 однако за пять лет таким правом воспользовались только восемнадцать раз, это

2920 учитывая все вот эти десять тысяч муниципальных образований России. Понятно,

2921 что это норма практически неработающая. Законопроектом предлагается новый

2922 механизм, который позволяет общественным организациям воспользоваться

2923 ресурсами политических партий и через эти ресурсы быть представленными, войти

2924 в муниципалитеты.

2925

2926 Одновременно я отмечу, что одна из важнейших проблем формирования местных

2927 органов власти заключается в том, что зачастую граждане недостаточно

2928 самоорганизованны, и в этих условиях реально криминальные и полукриминальные

2929 структуры раньше других организовываются и имеют возможность войти в эти

2930 структуры, тем самым, по сути дела, их дискредитируя и разграбляя бюджеты. И

2931 вот этот механизм позволяет отсечь эти криминальные структуры от воздействия

2932 на местные органы власти, что особенно важно, если этим местным органам

2933 власти будет предоставлена возможность больше влиять на операции с земельными

2934 участками, что, собственно, является одной из важнейших целей.

2935

2936 Если мы усилим контроль общефедеральных партийных структур, это позволит

2937 сделать более чистым местное самоуправление и тем самым как бы подвинуть в

2938 том числе и общественные организации к участию в этих партийных структурах.

2939 То есть это даёт возможность воспользоваться ресурсами партийных структур и

2940 одновременно укрепляет политические партии, как бы их принуждая, подталкивая

2941 к тому, чтобы пойти в регион, ближе к людям, непосредственно в муниципальные

2942 образования. Это одновременно очищает местные органы власти от влияния

2943 криминальных структур, что и создаёт, как мы говорим... Мы выражаем это в

2944 такой формуле: авторам законопроекта удалось найти юридически корректную

2945 форму для участия общественных объединений совместно с политическими партиями

2946 в формировании списка кандидатов.

2947

2948 Ну, достаточно часто поднимается вопрос об одномандатниках. Хотелось бы

2949 подчеркнуть, что этот законопроект никоим образом не умаляет роли

2950 одномандатников в муниципальных образованиях, поскольку, в общем-то, ясно,

2951 что одномандатники важны там, на земле.

2952

2953 Дело в том, что практика того, как осуществляется законодательство (и всё это

2954 остаётся), заключается в том, что в 80 процентах регионов в основном

2955 одномандатники, в 17 процентах регионов смешанная система и только в 3

2956 процентах - чисто по партийным спискам. Практика, я думаю, нас подвигнет к

2957 тому, чтобы всё-таки везде иметь смешанную систему, и поэтому одномандатники

2958 остаются. А если в общем корпусе брать депутатов муниципальных образований, я

2959 думаю, что около 80 процентов так и останутся одномандатниками, а может быть,

2960 даже и больше.

2961

2962 Надо сказать о том, что представленный законопроект не требует расходов из

2963 федерального бюджета, что очень важно в условиях нынешнего, как вы знаете, по

2964 сути дела, секвестра бюджетов всех уровней, который проходит в связи с

2965 кризисом. Кроме того, получено сорок пять отзывов от субъектов Российской

2966 Федерации, из них сорок три положительные. Это такие региональные, по сути

2967 дела, лидеры, как Москва, Московская область, республики Татарстан,

2968 Башкортостан, Дагестан. Кроме того, Общественная палата представила

2969 заключение своего экспертного совета, в котором также поддерживается этот

2970 законопроект. Поэтому, уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать этот

2971 законопроект и принять его в первом чтении.

2972

2973 Спасибо за внимание.

2974

2975 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Нет, подождите секундочку, пока

2976 останьтесь на трибуне, Сергей Александрович.

2977

2978 У нас очень много рук. Я прошу записаться.

2979

2980 Покажите список, пожалуйста.

2981

2982 Шестнадцать записавшихся.

2983

2984 ИЗ ЗАЛА. Через одного!..

2985

2986 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Через одного мы не можем, давайте пока по два вопроса

2987 от фракции зафиксируем. Если будет кто-то настаивать, тогда ещё дадим

2988 возможность.

2989

2990 Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович.

2991

2992 ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.

2993

2994 Лебедев по карточке Рохмистрова.

2995

2996 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2997

2998 ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к авторам законопроекта. Уважаемый Сергей

2999 Александрович, на сегодняшний день действующее законодательство, во-первых,

3000 позволяет любому гражданину Российской Федерации обратиться в любую

3001 политическую партию, и партия обязана рассмотреть его кандидатуру в качестве

3002 кандидата на выборах. Во-вторых, любой гражданин в соответствии с

3003 Конституцией имеет право вступить в любую политическую партию и, таким

3004 образом, от её имени принимать участие в выборах. В связи с этим, по нашему

3005 мнению, ваш законопроект является лишним. Скажите, пожалуйста, какую мину

3006 замедленного действия вы нам закладываете этим законопроектом и какое ещё

3007 административное давление на политические партии в период избирательной

3008 кампании мы будем испытывать в случае его принятия?

3009

3010 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Сергей Александрович Попов.

3011

3012 ПОПОВ С. А. Спасибо большое за вопрос.

3013

3014 На самом деле никто граждан в соответствии с пассивным избирательным правом

3015 не лишает возможности участия. И я думаю, что это нормальное дополнение к

3016 более широким нормам об участии через партийные структуры. С моей точки

3017 зрения, логика сегодняшнего развития партийно-политической системы

3018 подсказывает, что партии, если они хотят стать мощными политическими

3019 структурами, должны активнее работать на уровне местного самоуправления. Если

3020 партия ограничивает своё участие только федеральным и региональным уровнями,

3021 то это в принципе неправильно. Многие партии, безусловно, испытывают

3022 определённые сложности с кадровым резервом, то есть с составом тех

3023 потенциально возможных кандидатов, которые могли бы быть предложены в состав

3024 муниципальных органов власти.

3025

3026 Наше предложение как раз и стимулирует партии для более активного

3027 взаимодействия с общественными организациями на местах. Мало этого, если вы

3028 обратите внимание, мы в законопроекте не ограничиваем, допустим, что

3029 общественное объединение должно дружить только с одной партией. Это право

3030 любой общественной организации - заключать договорные отношения с одной, с

3031 двумя, с тремя партиями, с теми, на кого они опираются, кого они хотят

3032 поддерживать. Поэтому, с нашей точки зрения, с точки зрения всех авторов, это

3033 серьёзное продвижение вперёд. Мы выстраиваем единую систему участия партий по

3034 партийным спискам в выборах всех уровней.

3035

3036 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста, ваш вопрос.

3037

3038 ЛОКОТЬ А. Е. Локоть по карточке Илюхина.

3039

3040 Уважаемый Сергей Александрович, всё, что сказано в качестве агитации за этот

3041 законопроект, мы на сто процентов поддерживаем. Более того, если посмотреть

3042 практику сегодняшнего участия общественных организаций в выборных кампаниях,

3043 то, что касается КПРФ, у нас всё здесь нормально и всё очень даже хорошо: у

3044 нас вот на федеральном уровне есть представитель, Олег Николаевич Смолин,

3045 который не является членом партии, но представляет Всероссийское общество

3046 инвалидов. Это нормально. На областном, на городском, на муниципальном

3047 уровнях я могу приводить примеры по Новосибирску с обществом ветеранов, с тем

3048 же обществом инвалидов, с другими общественными организациями - здесь всё в

3049 соответствии с законодательством, у нас это сегодня существует. До сих пор

3050 было соревнование между нами, между политическими партиями, за влияние на

3051 общественные организации, а сейчас законопроектом предлагается... (Микрофон

3052 отключён.)

3053

3054 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

3055

3056 Но укладывайтесь. Владимир Вольфович сегодня уже делал замечание. Вопрос

3057 задайте.

3058

3059 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, я принимаю замечание.

3060

3061 Вопрос, Сергей Александрович: в выборный период имеет ли право общественная

3062 организация - скажем, общество ветеранов, совет ветеранов - заключить договор

3063 с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" и КПРФ и направить своих кандидатов в тот избирательный

3064 список и в другой избирательный список?

3065

3066 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович.

3067

3068 МАРКОВ С. А. Да, общественная организация имеет право направить в две партии,

3069 даже и в три одновременно, и в четыре - в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", в

3070 "Справедливую...", в КПРФ и в ЛДПР. Общественные организации больше

3071 поощряются, чтобы работать с политическими партиями, и тем самым мы получаем

3072 возможность, кстати сказать, в большей степени взломать некий лёд отчуждения,

3073 который зачастую существует у общественных организаций по отношению к

3074 политическим партиям, и тем самым косвенно усиливаем эти общественные

3075 организации, одновременно происходит усиление политических партий.

3076

3077 Одновременно мы двигаемся к общемировой системе, когда партии действуют,

3078 окружённые морем союзных общественных организаций. У некоторых из них есть

3079 твёрдые союзники. Если говорить о компартии, вы же знаете, что знаменитые

3080 фестивали французской коммунистической партии, по сути дела, являются

3081 фестивалями общественных организаций, тесно сотрудничающих с французской

3082 компартией. Там уже французской компартии нет, а фестивали всё есть. А есть

3083 организации, которые сотрудничают одновременно с разными политическими

3084 партиями и в разные политические партии направляют своих специалистов. Я бы,

3085 например, мог назвать аграрные организации, союзы автомобилистов и так далее.

3086 Всё это работает.

3087

3088 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Островский Алексей Владимирович.

3089

3090 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

3091

3092 Иванов по карточке Островского.

3093

3094 К содокладчику вопрос. Вот смотрите, тут Сергей Александрович, когда

3095 докладывал, говорил о десятках тысяч муниципальных образований. Вот десятки

3096 тысяч - это такие, как Клюквинский сельсовет в моей Курской области, где

3097 двести пятьдесят избирателей. Вряд ли там представители общества кролиководов

3098 будут выдвигать свои кандидатуры вместе с какой-то партией. Нет этих

3099 выборов-то, по партийным спискам. Это первое.

3100

3101 Но у меня другой вопрос. Вот смотрите: не менее 15 процентов. Не будет ли

3102 сделано так, что во втором чтении вы это утвердите или, как просит местное

3103 самоуправление, увеличите эту цифру? Потом эти товарищи... Вы знаете, по

3104 многим законам, если в списке остаётся меньше какого-то количества

3105 кандидатов, весь список аннулируется.

3106

3107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вопрос: не будет ли это использоваться в

3108 качестве технологии снятия списка? Кто отвечает?

3109

3110 Сергей Александрович Попов, пожалуйста.

3111

3112 ПОПОВ С. А. Не будет, потому что на самом деле, если вы обратили внимание,

3113 требования к общественным объединениям самые минимальные: они должны быть

3114 зарегистрированы в течение одного года. Других требований не предъявляется.

3115

3116 Я же вам называл цифры, сколько человек у нас входит в состав

3117 законодательного собрания на местном уровне: семь, девять, одиннадцать - до

3118 пятнадцати. Поэтому в списке партии, как правило, шесть, семь, восемь, девять

3119 человек. Если два человека будут представлять общественное мнение, что в этом

3120 может быть плохого?

3121

3122 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3123

3124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, настаивают на ответе по той части

3125 вопроса, где спрашивалось: что, если все они выйдут из списка?

3126

3127 Ответ же очевиден: только же 15 процентов, норма-то не превышена.

3128

3129 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3130

3131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, просят вас ответить, а не меня.

3132 Вопрос Попову или Маркову?

3133

3134 Марков теперь отвечает. Пожалуйста.

3135

3136 МАРКОВ С. А. Излагаю свою позицию. Вопрос понятный и закономерный.

3137 Действительно, если очень большое количество отдаётся общественной

3138 организации и она в какой-то момент принимает решение выйти из какого-то

3139 списка, то список аннулируется. Действительно, вопрос закономерный, и именно

3140 поэтому не должны быть очень большие проценты, чтобы как раз не позволять

3141 использовать такую ситуацию. Это первое.

3142

3143 С другой стороны, мне кажется, есть предложения наших коллег о том, чтобы

3144 увеличить эту норму и сделать так, чтобы всё-таки не 15 процентов, а больше

3145 имели возможность быть представленными. Такая точка зрения тоже

3146 высказывается, и она имеет право на существование. Но если говорить о каждом

3147 конкретном случае, это зависит от конкретной партийной организации. Закон

3148 разрешает, предположим, чтобы были те или иные проценты, но не заставляет это

3149 делать. Каждый, формируя список, должен понимать, с кем из союзников он его

3150 формирует. Если он возьмёт и напихает туда ненадёжных союзников, а они его

3151 бросят, это его политическая ошибка. Не надо допускать политические ошибки.

3152 Закон не может предусмотреть абсолютно все политические ошибки, которые

3153 делают оппоненты, беря на себя те или иные неправильные обязательства и

3154 заключая союзы с ненадёжными партнёрами. Я могу сказать это не только в связи

3155 с этим законом. Если вы будете заключать союзы политические с ненадёжными

3156 партнёрами, то никакие законы не позволят вам победить.

3157

3158 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3159

3160 Настаивает на выступлении по ведению Федоткин Владимир Николаевич.

3161 Пожалуйста. Что там у нас по ведению?

3162

3163 ФЕДОТКИН В. Н. Я прошу прощения, но, когда вы объявили запись на вопросы, я

3164 нажал кнопку, а она почему-то не сработала.

3165

3166 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я дам вам возможность задать вопрос.

3167

3168 Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.

3169

3170 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

3171

3172 Уважаемый Сергей Александрович, весь пафос объяснения понятен. А не пробовали

3173 ли вы с Плигиным поговорить, почему он в течение более полугода не вносит

3174 законопроект, которым предполагается как раз введение в муниципальных

3175 образованиях выборов по спискам? Потому что сегодня во всей России единицы

3176 муниципальных образований приняли уставы, по которым избираются по партийным

3177 спискам.

3178

3179 И второе. Ваш пафос в отношении криминалитета не оправдан, так как 99

3180 процентов бюджетов муниципальных образований и поселений являются

3181 дотационными, поэтому там бюджета-то никакого и нет. И тем более нет влияния

3182 общественных организаций, если там нет политических партий.

3183

3184 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Сергей Александрович, пожалуйста, вам вопрос.

3185

3186 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3187

3188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попову? Да, Попову. Про криминал, правда, говорил

3189 Марков.

3190

3191 Пожалуйста, Попов Сергей Александрович.

3192

3193 ПОПОВ С. А. Спасибо ещё раз за вопрос.

3194

3195 Мы с Плигиным говорили. Кстати, комитет Плигина поддержал данный

3196 законопроект.

3197

3198 С моей точки зрения, навязывать регионам выбор модели с федерального уровня

3199 неправильно. Это право региона - определяться. Можно, конечно, на федеральном

3200 уровне принять любой закон, жёстко регламентирующий форму участия в выборах,

3201 но, раз мы Федерация, это право должно остаться за субъектом. Это моя личная

3202 позиция.

3203

3204 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3205

3206 Пожалуйста, депутат Марков.

3207

3208 МАРКОВ С. А. Добавлю по поводу криминалитета.

3209

3210 Вы знаете, я занимался этим вопросом, скажем так, специально примерно три

3211 года назад, ну, просто у нас была большая программа. Я не думаю, что ситуация

3212 принципиально изменилась с тех пор. Я могу сказать, что всё-таки влияние

3213 криминалитета на махинации с землёй на уровне муниципалитетов - одна из

3214 важнейших проблем, которую никоим образом нельзя недооценивать. И я сказал

3215 бы, что попытки криминальных групп вклиниться в местное самоуправление

3216 являются одной из тех вещей, которые парализуют как раз местное

3217 самоуправление и не дают возможности...

3218

3219 Поэтому логика очень жёсткая: чем большую преграду мы ставим вот этим

3220 попыткам криминальных групп туда вклиниться, тем больше открывается

3221 возможностей дать больше бюджетам местного самоуправления. Эта ситуация

3222 наиболее ярко проявляется в тех регионах, где земля очень дорогая, но в

3223 принципе она везде работает.

3224

3225 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.

3226

3227 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот вы предлагаете заключать договора с общественными

3228 организациями на местах, но мы же уже ставили здесь вопрос о том, какой смысл

3229 этим организациям вступать в какие-то союзы с партиями. Вы сами намекаете,

3230 что можно со всеми партиями договоры заключить. Какова будет роль этих людей,

3231 если они будут бегать под знамёнами разных партий? Кто им мешает вступить в

3232 партию там и по партийным спискам или просто от имени этой партии

3233 участвовать? В чём проблема? Зачем это нужно?

3234

3235 И второе, самое главное. Закон не обязывает, партия может не заключать

3236 договор, не вступать... Тогда зачем такой закон нужен? Какие санкции? А если

3237 партия не будет заключать договор? Тот обратился, а она не будет заключать.

3238 Что тогда будем делать? Закон же должен предусматривать санкции. Что, эту

3239 партию к выборам не допустите? В чём смысл закона? Вы будете наказывать

3240 политические партии или вы даёте вариант: можете заключать, а можете не

3241 заключать? Какой смысл в данном случае этой законодательной инициативы?

3242 Санкций нет. Партия может заключать, а может не заключать. Договорные

3243 отношения... (Микрофон отключён.)

3244

3245 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович.

3246

3247 ПОПОВ С. А. Владимир Вольфович, спасибо за вопрос.

3248

3249 Вы затронули очень щепетильную тему: какая грань, какая степень жёсткости

3250 должна быть вообще во взаимоотношениях в гражданском обществе? То есть я даже

3251 хочу эту проблему выше поднять. Ну вот коллеги из фракции КПРФ приводили

3252 примеры, что по федеральным спискам у них прошли представители общественных

3253 объединений. Могу сказать, что по спискам "ЕДИНОЙ РОССИИ" прошло тридцать

3254 шесть представителей общественных объединений, которые сегодня участвуют в

3255 работе Государственной Думы. То есть на самом деле это работа персональная,

3256 индивидуальная, и никого обязать нельзя. И мы не предусматривали эти санкции,

3257 потому что, по меньшей мере, как-то не очень серьёзно на муниципальном уровне

3258 в том случае, когда общественное объединение не очень сильное, но у них есть

3259 потенциальные лидеры, есть нормальные люди, которые выражают интересы

3260 определённых групп населения, которые могут представлять эти группы, их

3261 интересы в Законодательном Собрании, лишить их такой возможности. А сегодня

3262 они фактически её лишены. Мы уже говорили о том, что действующая норма

3263 законодательства не работает.

3264

3265 А во-вторых, прошу прощения, я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы с вами

3266 выстраиваем единую систему вертикали участия партий в выборах, начиная с

3267 федерального уровня и кончая региональным и местным.

3268

3269 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна.

3270

3271 РОХМИСТРОВ М. С. Рохмистров по карточке Афанасьевой.

3272

3273 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров.

3274

3275 РОХМИСТРОВ М. С. Здесь всё-таки не было ответа на вопрос Игоря Владимировича,

3276 поэтому я его сформулирую несколько иным образом: не является ли этот

3277 законопроект, так сказать, поводом для привлечения дополнительных денег на

3278 избирательные кампании через общественные организации, так как поступление

3279 денег на партийные счета достаточно прозрачное, но можно накачать

3280 общественные организации и соответственно, так как есть договор, использовать

3281 эти деньги?

3282

3283 И второй вопрос: не является ли этот законопроект поводом для того, чтобы

3284 переложить ответственность за членов партий, которые идут как бы под

3285 знамёнами определённых партий?.. Там столько членов, что проверить всех не

3286 успевают. Вот не для того ли он предложен, чтобы переложить ответственность

3287 за этих людей, как, например, сейчас вскрылось, что в Рязанской области один

3288 глава районной администрации уже восемь лет как гражданин Соединённых Штатов,

3289 и несёт за него ответственность одна?.. (Микрофон отключён.)

3290

3291 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович Марков.

3292

3293 МАРКОВ С. А. На первый вопрос отвечаю коротко: не является. И на второй -

3294 тоже коротко: не является.

3295

3296 Если говорить чуть более развёрнуто... Поймите, законопроект направлен на

3297 решение одной конкретной проблемы, которая заключается в том, что

3298 общественные организации должны быть представлены на муниципальном уровне.

3299 Как это сделать лучше? Они могут войти в качестве одномандатников, и у них

3300 это право по-прежнему остаётся. Второй вариант - идти по спискам. До сих пор

3301 они могли делать это, создавая прежде всего свои коалиции, но в реальности

3302 они не пользуются этим.

3303

3304 А по новому законопроекту они поощряются к тому, чтобы, так сказать, вступить

3305 в союз с политической партией, воспользоваться её ресурсами и на этих

3306 ресурсах партии оказаться избранными в муниципальные органы. Одновременно они

3307 поощряются и к тому, чтобы работать с политическими партиями, тем самым

3308 усиливая политические партии. То есть мы, решая одну проблему, давая более

3309 реалистические возможности общественным организациям быть представленными в

3310 муниципальных органах, одновременно решаем и другую проблему - проблему

3311 укрепления политических партий, чтобы они дошли наконец до земли, так

3312 сказать, до корней. Вот эти проблемы решаются!

3313

3314 В том, что касается спихивания ответственности, махинаций и так далее... Вы

3315 знаете, насколько я понимаю, спихивание ответственности, махинации будут при

3316 любых законах.

3317

3318 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3319

3320 Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич, последний вопрос.