Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 139447-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
28.06.2009

Номер законопроекта:139447-5
Комментарий законопроекта:в части установления ответственности за нарушение сроков предоставления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции
Дата внесения законопроекта в ГД:12.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/139447-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата изменения статуса/фазы:28.06.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:124-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №139447-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части установления ответственности за нарушение сроков предоставления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции

Дата заседания 11.06.2009, номер заседания 100, строк в стенограмме 6728

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1491 Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 3, проект

1492 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

1493 Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному,

1494 арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина.

1495

1496 Пожалуйста.

1497

1498 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1499

1500 Спасибо.

1501

1502 Уважаемые коллеги, данный законопроект мы приняли во втором чтении 8 мая

1503 этого года. При подготовке его к третьему чтению возникла необходимость

1504 рассмотрения ещё одной поправки. 2 июня этого года комитет рассмотрел эту

1505 поправку и просит палату вернуть законопроект во второе чтение.

1506

1507 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение комитета вернуть законопроект во

1508 второе чтение для принятия одной поправки. Ставлю на голосование данное

1509 предложение. Кто за?

1510

1511 Включите режим голосования.

1512

1513 Покажите результаты голосования.

1514

1515 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 42 сек.)

1516 Проголосовало за 350 чел.77,8%

1517 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1518 Воздержалось 0 чел.0,0%

1519 Голосовало 350 чел.

1520 Не голосовало 100 чел.22,2%

1521 Результат: принято

1522

1523 Принято.

1524

1525 Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович, докладывайте по поправке.

1526

1527 ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.

1528

1529 Уважаемые коллеги, дополнительная поправка, которую предлагается рассмотреть,

1530 устанавливает, что протоколы об административных правонарушениях в

1531 соответствии с новой статьёй Кодекса об административных правонарушениях,

1532 которая предусматривает ответственность руководителя судебно-экспертного

1533 учреждения или эксперта за невыполнение требований арбитражного суда, суда

1534 общей юрисдикции, а также административную ответственность оператора почтовой

1535 связи за нарушение правил оказания услуг почтовой связи, будет рассматривать

1536 служба судебных приставов, а также служба судебных приставов будет

1537 рассматривать дела об административных правонарушениях. В ранее

1538 представленной редакции было предусмотрено, что данные протоколы и дела об

1539 административных правонарушениях будет рассматривать специальный

1540 уполномоченный орган по надзору в области связи. Но с учётом того, что служба

1541 судебных приставов имеет более разветвлённую систему и гораздо больше своих

1542 подразделений на местах, было бы гораздо удобнее и эффективнее, чтобы и

1543 протоколы, и дела об административных правонарушениях, которые вводятся

1544 настоящим законопроектом, рассматривала именно служба судебных приставов.

1545

1546 Комитет рассмотрел указанную поправку и предлагает её одобрить.

1547

1548 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1549

1550 Ставится на голосование озвученная поправка. Кто за? Прошу голосовать.

1551

1552 Включите режим голосования.

1553

1554 Покажите результаты голосования.

1555

1556 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 33 сек.)

1557 Проголосовало за 408 чел.90,7%

1558 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1559 Воздержалось 0 чел.0,0%

1560 Голосовало 408 чел.

1561 Не голосовало 42 чел.9,3%

1562 Результат: принято

1563

1564 Принято.

1565

1566 С учётом принятой поправки ставится на голосование данный проект федерального

1567 закона во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать.

1568

1569 Включите режим голосования.

1570

1571 Покажите результаты голосования.

1572

1573 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 06 сек.)

1574 Проголосовало за 406 чел.90,2%

1575 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1576 Воздержалось 0 чел.0,0%

1577 Голосовало 406 чел.

1578 Не голосовало 44 чел.9,8%

1579 Результат: принято

1580

1581 Принято.

1582

1583 Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.

1584

1585 ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.

1586

1587 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл

1588 правовую, юридико-техническую, лингвистическую экспертизы в Правовом

1589 управлении, каких-либо замечаний нет. Законопроект готов для принятия в

1590 третьем чтении. Комитет просит поддержать решение о принятии его в третьем

1591 чтении.

1592

1593 Спасибо.

1594

1595 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет, выносим проект федерального

1596 закона на "час голосования".

1597

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1774 Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Ставится на голосование в

1775 третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1776 законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1777

1778 Включите режим голосования.

1779

1780 Покажите результаты голосования.

1781

1782 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 21 сек.)

1783 Проголосовало за 409 чел.90,9%

1784 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1785 Воздержалось 0 чел.0,0%

1786 Голосовало 409 чел.

1787 Не голосовало 41 чел.9,1%

1788 Результат: принято

1789

1790 Принято.

1791

Дата заседания 22.05.2009, номер заседания 96, строк в стенограмме 9892

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

990 ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

991

992 Спасибо.

993

994 Уважаемый Борис Вячеславович, просьба снять с рассмотрения вопросы 5 и 16

995 порядка работы сегодняшнего заседания.

996

997 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

998

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1285 Груздев Владимир Сергеевич от имени комитета предложил пункты 5 и 16 сегодня

1286 не рассматривать. Не будет возражений? Не будет.

1287

Дата заседания 08.05.2009, номер заседания 92, строк в стенограмме 5290

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции; принят в первом чтении 25 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1070 Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1071 законодательные акты Российской Федерации". Докладывает член Комитета по

1072 гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

1073 Дмитрий Фёдорович Вяткин.

1074

1075 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1076

1077 Спасибо.

1078

1079 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён

1080 12 декабря прошлого года Президентом Российской Федерации, приняли мы его в

1081 первом чтении 25 февраля этого года. Напомню, что законопроект устанавливает

1082 ответственность в виде штрафа руководителя государственного

1083 судебно-экспертного учреждения или эксперта за нарушение сроков проведения и

1084 предоставления в суды общей юрисдикции, арбитражные суды экспертных

1085 заключений. Предусматривается также установить административную

1086 ответственность оператора почтовой связи за нарушение сроков и порядка

1087 доставки судебных извещений. Кроме того, устанавливается невозможность отказа

1088 эксперта от проведения экспертизы, если она назначена в соответствии с

1089 законом арбитражным судом или судом общей юрисдикции. Все эти меры направлены

1090 на недопущение затягивания рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и

1091 арбитражных судах.

1092

1093 К законопроекту поступили поправки. Двадцать мы принимаем, в том числе

1094 поправки правительства, и они содержатся в таблице поправок, рекомендуемых к

1095 принятию. Одиннадцать поправок находятся в таблице поправок, рекомендуемых к

1096 отклонению. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера по

1097 законопроекту не имеется.

1098

1099 Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному

1100 законодательству рекомендует принять данный законопроект во втором чтении.

1101

1102 Спасибо.

1103

1104 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 включает в себя двадцать

1105 одобренных поправок. Есть замечания по этой таблице? Нет. Ставится на

1106 голосование таблица 1.

1107

1108 Пожалуйста, включите режим голосования.

1109

1110 Покажите результаты.

1111

1112 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 51 сек.)

1113 Проголосовало за 389 чел.86,4%

1114 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1115 Воздержалось 1 чел.0,2%

1116 Голосовало 390 чел.

1117 Не голосовало 60 чел.13,3%

1118 Результат: принято

1119

1120 Принимается таблица.

1121

1122 Таблица вторая, одиннадцать отклонённых поправок. Будем ли обсуждать какую-то

1123 из них? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2.

1124

1125 Включите режим голосования.

1126

1127 Покажите результаты.

1128

1129 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 26 сек.)

1130 Проголосовало за 385 чел.85,6%

1131 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1132 Воздержалось 0 чел.0,0%

1133 Голосовало 386 чел.

1134 Не голосовало 64 чел.14,2%

1135 Результат: принято

1136

1137 Принимается таблица.

1138

1139 Обсуждаемый законопроект ставится на голосование во втором чтении.

1140

1141 Включите режим голосования.

1142

1143 Пожалуйста, покажите результаты.

1144

1145 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 56 сек.)

1146 Проголосовало за 405 чел.90,0%

1147 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1148 Воздержалось 2 чел.0,4%

1149 Голосовало 407 чел.

1150 Не голосовало 43 чел.9,6%

1151 Результат: принято

1152

1153 Законопроект принят во втором чтении.

1154

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1447 ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1448

1449 При голосовании по пункту 5 произошёл технический сбой, и я прошу учесть, что

1450 голосовала за, чтобы это было отражено.

1451

1452 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.

1453

1454 ЯРОВАЯ И. А. Спасибо.

1455

Дата заседания 25.02.2009, номер заседания 76, строк в стенограмме 6473

О проекте федерального закона № 139447-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (об установлении ответственности за нарушение сроков представления экспертных заключений и вручения судебной корреспонденции).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1637 Уважаемые коллеги, следующим мы будем рассматривать пункт 13. Это блок

1638 законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. О проекте федерального

1639 закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской

1640 Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации

1641 в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста.

1642

1643 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

1644 Государственной Думе.

1645

1646 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На

1647 ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении

1648 изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который был

1649 внесён Президентом Российской Федерации. Законопроект направлен на то, чтобы

1650 установить дополнительные гарантии для тех граждан, которые обращаются в

1651 судебные инстанции, для того чтобы их спорные вопросы были рассмотрены в

1652 разумные сроки.

1653

1654 Как вы знаете, мы являемся членами Совета Европы и признали для себя

1655 юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Требование, чтобы судебные

1656 споры рассматривались в разумные сроки, является в том числе и требованием,

1657 которое вытекает из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тем

1658 не менее известно, что у нас судопроизводство тянется иногда достаточно

1659 долго, и поэтому президентом был внесён проект федерального закона, которым

1660 предложено решить два блока проблем. Во-первых, предлагается урегулировать

1661 отношения, связанные с производством экспертиз, которые назначаются судами,

1662 и, во-вторых, усовершенствовать те правоотношения, которые связаны со

1663 своевременным извещением участников дела о времени и месте судебного

1664 заседания или о месте совершения отдельного процессуального действия. Вот эти

1665 два блока поправок, которые предлагаются Президентом Российской Федерации,

1666 направлены на одно - на то, чтобы сократить сроки рассмотрения гражданских

1667 дел.

1668

1669 В соответствии с действующим законодательством - это предусмотрено и

1670 Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской

1671 Федерации", и Гражданским процессуальным кодексом, и Арбитражным

1672 процессуальным кодексом - судебные постановления и поручения судов, в том

1673 числе и о проведении экспертизы, являются обязательными для всех без

1674 исключения, но на практике складывается такая ситуация, когда экспертные

1675 учреждения нередко отказываются проводить экспертизу, обосновывая это

1676 следующими причинами. Во-первых, жалуются на то, что у них недостаточно

1677 кадров и недостаточно оборудования, для того чтобы проводить своевременную и

1678 качественную экспертизу, либо аргументируют свой отказ тем, что участники

1679 гражданско-правовых или арбитражных споров, которые обратились с просьбой или

1680 с требованием провести экспертизу, не обеспечили своевременную оплату

1681 проведения этой экспертизы. В настоящее время, несмотря на то что это не

1682 соответствует требованиям процессуального законодательства, ответственность

1683 за совершение таких нарушений законодательством не предусмотрена. Анализ

1684 практики, которая складывается, показывает, что более 60 процентов дел

1685 приостанавливаются производством, в связи с тем что не проведена

1686 соответствующая экспертиза. И естественно, подобная ситуация не может не

1687 тревожить. Необходимо всё-таки обеспечить эффективное гражданское

1688 судопроизводство.

1689

1690 Поэтому в настоящее время предлагается внести ряд взаимосвязанных поправок в

1691 следующие акты: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации,

1692 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О

1693 государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

1694 Законодательно предлагается закрепить возможность применения к экспертам и

1695 экспертным учреждениям, которые не обеспечили своевременное проведение

1696 экспертизы, штрафных санкций. Штрафную санкцию предлагается установить в

1697 размере до 5 тысяч рублей. Кроме того, предлагается предусмотреть обязанность

1698 суда общей юрисдикции указывать в определении о назначении экспертизы дату

1699 подготовки экспертного заключения и его представления в суд, что тоже

1700 позволит дисциплинировать экспертов и экспертные учреждения при проведении

1701 соответствующих экспертиз. Это один блок поправок.

1702

1703 Второй блок поправок направлен на то, чтобы предотвратить откладывание

1704 гражданских дел по причине несвоевременного извещения участников гражданских

1705 правоотношений о времени и месте проведения соответствующих процессуальных

1706 действий. Предлагается внести изменения в нормы, которые регулируют отношения

1707 по доставке и вручению письменной корреспонденции. Кроме того, предполагается

1708 установить административную ответственность за нарушение сроков доставки и

1709 порядка вручения адресату судебных повесток. В настоящее время действуют

1710 Правила оказания услуг почтовой связи, которые утверждены постановлением

1711 Правительства Российской Федерации, но в этих правилах не предусмотрен такой

1712 специальный вид почтовой корреспонденции, как судебные повестки. Они идут в

1713 общем правовом режиме, как извещения с уведомлением о доставке. Этими

1714 правилами установлена такая норма: информация о невручении или неполучении

1715 адресатом соответствующего извещения доводится до суда по истечении одного

1716 месяца. Кроме того, у нас в процессуальном законодательстве по многим

1717 процессуальным действиям установлен предельный срок - один месяц. И для того

1718 чтобы вот эти нестыковки ликвидировать и ускорить процедуру прохождения

1719 документов в суде, предлагается внести соответствующие изменения в

1720 Федеральный закон "О почтовой связи".

1721

1722 Проектом уточняется, что соответствующие правила... Хочу вам напомнить, что в

1723 настоящее время принят федеральный закон, которым решение вопроса об

1724 установлении правил с уровня правительства передано на уровень

1725 соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть на

1726 уровень Министерства связи и массовых коммуникаций. В случае принятия

1727 предлагаемых нами поправок министерство связи примет новые, уточнённые

1728 правила оказания услуг почтовой связи, в которых будут установлены более

1729 оперативные, более быстрые сроки по извещению участников гражданского

1730 судопроизводства.

1731

1732 С учётом того, что предусмотренные меры оптимизируют сроки рассмотрения

1733 гражданских дел и направлены на то, чтобы обеспечить судебные гарантии защиты

1734 прав граждан, прошу вас поддержать поправки, тот законопроект, который внесён

1735 президентом, и проголосовать за его принятие в первом чтении.

1736

1737 Спасибо за внимание.

1738

1739 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь.

1740

1741 Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и

1742 процессуальному законодательству Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста.

1743

1744 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как справедливо

1745 отметил в своём докладе Гарри Владимирович, в настоящее время основной

1746 причиной приостановления производства по гражданским делам, а следовательно,

1747 и длительного рассмотрения дел судами общей юрисдикции является назначение

1748 экспертизы, без которой, вне всякого сомнения, обойтись нельзя и которая

1749 играет важнейшую роль при разрешении того или иного гражданского дела.

1750

1751 При этом следует отметить, что в определении арбитражного суда о назначении

1752 экспертизы указывается срок, в течение которого должны быть проведена

1753 экспертиза и представлено заключение. А что касается назначения экспертизы в

1754 судах общей юрисдикции, то Гражданский процессуальный кодекс не

1755 предусматривает обязательного положения о том, что в определении суда о

1756 назначении экспертизы должна указываться дата её проведения, указывается

1757 только дата назначения экспертизы. В этой связи законопроектом предлагается

1758 внести изменение в статью 80 Гражданского процессуального кодекса Российской

1759 Федерации в части необходимости указания в определении суда о назначении

1760 экспертизы также и даты, не позднее которой экспертное заключение должно быть

1761 подготовлено и представлено в суд.

1762

1763 Также на сегодняшний день ни в процессуальном законодательстве, ни в

1764 законодательстве об административной ответственности не предусмотрена

1765 ответственность экспертов или экспертных учреждений за непроведение или

1766 несвоевременное проведение экспертизы и представление экспертного заключения

1767 в суд. Как показывает практика, основными причинами, по которым эксперт и

1768 экспертные учреждения отказываются от проведения назначенной судом

1769 экспертизы, тем более если дата её проведения чётко не обозначена в

1770 определении суда, является неоплата или несвоевременная оплата сторонами

1771 расходов на проведение этой экспертизы.

1772

1773 Ввиду необходимости законодательного разрешения такой ситуации,

1774 законопроектом предусмотрено, что эксперт не вправе отказаться от проведения

1775 порученной ему экспертизы в установленные судом сроки, мотивируя это отказом

1776 стороны оплатить расходы по производству экспертизы, и если до проведения

1777 экспертизы не будет произведена оплата, эксперт будет обязан в любом случае

1778 её провести в установленный судом срок.

1779

1780 Наряду с длительным проведением экспертизы ещё одной причиной, по которой

1781 затягивается производство по делам в судах, которые рассматривают гражданские

1782 дела, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, является неизвещение или

1783 несвоевременное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте

1784 судебного разбирательства по вине операторов почтовой связи. Законопроект

1785 предусматривает установление административной ответственности за нарушение

1786 оператором почтовой связи правил в части сроков доставки и порядка вручения

1787 адресату судебных извещений, а также несвоевременного информирования суда о

1788 невозможности вручить такую корреспонденцию.

1789

1790 Комитет отмечает, что данный законопроект был поддержан Высшим Арбитражным

1791 Судом (с учётом замечаний и предложений), Верховным Судом (без предложений и

1792 замечаний), Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам,

1793 Комитетом Совета Федерации по промышленной политике. Законопроект поддержан

1794 семьюдесятью субъектами Российской Федерации.

1795

1796 В проекте постановления Государственной Думы предлагается установить срок

1797 подачи поправок - тридцать дней.

1798

1799 Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному

1800 законодательству рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.

1801

1802 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.

1803

1804 Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Ну, если только две руки, записываться не

1805 будем. Коломейцев и Иванов.

1806

1807 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

1808

1809 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1810

1811 Два вопроса к Гарри Владимировичу. Уважаемый Гарри Владимирович, считаете ли

1812 вы достаточным наказание в 5 тысяч, если иногда от решения судьи или от

1813 эксперта зависит судьба миллионных исков?

1814

1815 И второе. Правильным ли будет наказание почтового оператора, если он просто

1816 не может вручить, скажем, субъекту повестку о явке, потому что тот не

1817 открывает дверь или его нет дома?

1818

1819 МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, что касается вопроса о

1820 том, достаточен ли размер штрафа в 5 тысяч рублей. Здесь невозможно

1821 установить какую-то пропорцию в зависимости от размера иска, потому что речь

1822 идёт о применении штрафа к тем лицам, которые проводят экспертизу, а это либо

1823 физическое лицо, либо юридическое лицо. И понятно, что, если экспертиза

1824 проводится в рамках многомиллионного дела, возложить штраф на человека,

1825 кратный или там в какой-то пропорции к цене вопроса, значит просто похоронить

1826 человека. А у нас вся логика применения в том числе и штрафных санкций должна

1827 быть направлена на то, чтобы обеспечивать карательным механизмом

1828 стимулирование правомерного поведения, а не на то, чтобы человека загонять в

1829 такую ситуацию, из которой он в принципе никогда не выберется. Поэтому здесь

1830 говорить о пропорции, или соотношении, применительно к размеру спора,

1831 наверное, не совсем корректно.

1832

1833 И второе, относительно того, когда повестка не вручается. В данном случае,

1834 видимо, это я не совсем точно довёл до вашего сведения информацию. Речь идёт

1835 о том, что, если лицо, которому адресована судебная повестка, её не получило

1836 по причинам, которые оператору не известны, оператор уведомляет по адресу

1837 лицо, что на его имя поступила соответствующая судебная повестка. Человек не

1838 приходит, через какое-то время направляется повторная судебная повестка, и,

1839 например, через семь дней оператор обязан уведомить соответствующий суд, что

1840 в течение семи дней со дня вручения первичной повестки о направлении

1841 судебного извещения лицо данную повестку не получило. И тогда будет

1842 считаться, что лицо надлежащим образом уведомлено, и у суда уже не будет

1843 такой причины для переноса рассмотрения гражданского дела.

1844

1845 Спасибо.

1846

1847 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, вопрос.

1848

1849 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

1850

1851 Вопрос такой. Не совсем понятен механизм, то есть обязать эксперта провести

1852 экспертизу, конечно, можно, но резонно встаёт вопрос: а на какие, так скажем,

1853 деньги, если оплата не произведена? Ведь зачастую экспертизы могут требовать

1854 определённых финансовых затрат. Эксперт что, из своего кошелька должен это

1855 оплачивать?

1856

1857 И второе. Не кажется ли вам, Гарри Владимирович, что судебное сообщество

1858 хитрит, и довольно сильно, потому что они очень часто на практике сейчас

1859 используют такие уведомления, как телефонограмма. Секретарша звонит, говорит,

1860 мол, здравствуйте, я ваша тётя, секретарша, состоится такое-то заседание

1861 тогда-то и там-то. Всё, делают отметку в журнале, и этого для суда

1862 достаточно, чтобы проводить слушание дела без присутствия того или иного

1863 субъекта процесса. А теперь вот мы всё сваливаем на почтовиков.

1864

1865 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1866

1867 МИНХ Г. В. Что касается оплаты экспертизы. В настоящее время обязанность по

1868 оплате заказываемой экспертизы лежит на сторонах, и предусмотрена

1869 определённая процедура, для того чтобы обеспечить оплату этой экспертизы за

1870 счёт участников гражданского судопроизводства. Деньги переводятся на депозит,

1871 и в том случае, если все эти процедуры соблюдены, проблемы не возникает. Но

1872 очень часто экспертизы назначаются по решению судебной инстанции, и в этой

1873 ситуации, конечно же, возникает вопрос: на кого возлагать расходы за

1874 проведение этой экспертизы? И здесь следует учитывать то, что мы должны

1875 обеспечить своевременное качественное рассмотрение дела по существу, а если

1876 для этого необходимо проведение соответствующей экспертизы, то тогда

1877 возникает та самая коллизия, о которой вы говорите.

1878

1879 При этом я хотел бы напомнить, что в настоящее время в соответствии с

1880 законодательством у нас экспертные учреждения, судебные экспертные учреждения

1881 - это государственные учреждения, они созданы государством как собственником,

1882 и поэтому здесь речь идёт, по сути дела, о взаимоотношениях внутри одного

1883 кармана, скажем так, государственного кармана. Если же кто-либо из участников

1884 пожелает провести экспертизу не в государственном, а в каком-то другом

1885 экспертном учреждении, то тогда, конечно же, он обязан возместить её

1886 стоимость, и тогда такая ситуация здесь не должна возникнуть.

1887

1888 Но повторю, в настоящее время проблема ведь не в том, будет или не будет

1889 оплачена экспертиза, а в том, что сейчас в рамках действующего

1890 законодательства даже нет основания для того, чтобы отказаться от проведения

1891 экспертизы. И при этом я хотел бы напомнить, что и в рамках тех дел, которые

1892 были рассмотрены в Европейском Суде по правам человека, отсутствие денег для

1893 проведения экспертизы - это касается как дел, в которых Российская Федерация

1894 участвовала, была одной из сторон, так и дел по другим государствам,

1895 например, в отношении Австрии было аналогичное дело - не является основанием

1896 для освобождения государства от ответственности за то, чтобы обеспечить

1897 рассмотрение дела в разумные сроки. Поэтому мы здесь пытаемся эту ситуацию

1898 сбалансировать.

1899

1900 И второе. Я не думаю, что здесь можно говорить о лукавстве судебной власти,

1901 потому что телефонограмма и вот это анонимное обращение секретаря судьи или

1902 секретаря судебного заседания... (Микрофон отключён.)

1903

1904 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавьте, пожалуйста.

1905

1906 МИНХ Г. В. Это то, что процессуальным законодательством не предусмотрено. Мы

1907 с вами сейчас, так сказать, идём в логике процессуального законодательства, и

1908 там предусмотрено судебное извещение. И мы пытаемся ускорить рассмотрение

1909 дел, для того чтобы предотвратить такой вариант переноса судебных заседаний,

1910 как в связи с неизвещением участников гражданского судопроизводства.

1911

1912 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1913

1914 Уважаемые коллеги, есть ли желание у кого-то выступить? Одна рука.

1915 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

1916

1917 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1918

1919 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно поддерживая

1920 концептуально этот законопроект, я тем не менее хотел бы ещё раз обратить

1921 внимание представителя президента на то, что сегодня примерно треть

1922 обращений, по крайней мере ко мне, как раз касается вопроса необъективного

1923 затягивания судебных разбирательств в части деления имущества, и, как

1924 правило, в этой ситуации очень большое воздействие оказывает кошелёк одного

1925 из участников процесса. Поэтому 5 тысяч заплатить эксперту для того, чтобы он

1926 затянул донельзя экспертизу, - это, я думаю, не проблема в таком судебном

1927 процессе. Поэтому я, вообще-то, предлагаю более глубоко рассмотреть проблему,

1928 в том числе и в части привлечения экспертов к ответственности за

1929 необъективное затягивание или необъективное проведение экспертизы, потому что

1930 это, с моей точки зрения, имеет очень широкое распространение.

1931

1932 И по второй части. Понимаете, вот вы своим ответом ещё больше утвердили во

1933 мне сомнение, что ответчик будет всё-таки надлежащим образом уведомлён,

1934 потому что дважды принесённое непонятно куда уведомление уже приводит к

1935 рассмотрению в судебном заседании вопроса без уведомлённого надлежащим

1936 образом ответчика или истца. Поэтому мне кажется, что здесь, может быть,

1937 следует более широко задействовать институт участковых инспекторов, которые в

1938 отличие, например, от почтового агента должны лучше, по идее (и по закону),

1939 знать свой участок и имеют больший доступ в помещения к тем, кого надо

1940 уведомить. Мне кажется, ситуация будет более контролируемой при реализации

1941 этих предложений.

1942

1943 Мы поддерживаем концепцию, но всё-таки предлагаем рассмотреть вот эти

1944 поправки.

1945

1946 Председательствует Первый заместитель

1947 Председателя Государственной Думы

1948 О. В. Морозов

1949

1950 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1951

1952 Представитель президента у нас уже выступал, представитель правительства на

1953 выступлении не настаивает. Хотел бы докладчик ещё что-то в заключительном

1954 слове сказать? Гарри Владимирович, пожалуйста. Нет. Содокладчик Дмитрий

1955 Фёдорович Вяткин также не настаивает.

1956

1957 Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект

1958 федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты

1959 Российской Федерации".

1960

1961 Включите режим голосования.

1962

1963 Покажите результаты голосования.

1964

1965 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 31 сек.)

1966 Проголосовало за 445 чел.98,9%

1967 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1968 Воздержалось 1 чел.0,2%

1969 Голосовало 446 чел.

1970 Не голосовало 4 чел.0,9%

1971 Результат: принято

1972

1973 Принято.

1974