Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 140018-5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российс

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российс

у Президента РФ
30.12.2008

Номер законопроекта:140018-5
Комментарий законопроекта:об уточнении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации
Дата внесения законопроекта в ГД:15.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/140018-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:30.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:310-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №140018-5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных актов Российской Федерации"

об уточнении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации

Дата заседания 24.12.2008, номер заседания 64, строк в стенограмме 9912

О проекте федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

870 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

871

872 Спасибо.

873

874 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я всё-таки предлагаю

875 прекратить практику раздачи очень важных налоговых законопроектов перед

876 заседанием, потому что нет возможности ознакомиться с серьёзнейшими

877 документами. В связи с этим предлагаю снять законопроекты, обозначенные в

878 пунктах 7, 11, 15, 22, 30 и 31, как внесённые с нарушением Регламента

879 Государственной Думы.

880

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1255 Коломейцев Николай Васильевич предложил сегодня не рассматривать пункты 7,

1256 11, 15, 22 и 31 в связи с поздней раздачей документов. Нужно ли нам обсуждать

1257 каждый вопрос отдельно, уважаемые коллеги? Тогда ещё раз мы включим микрофон

1258 Коломейцеву Николаю Васильевичу, потом послушаем коллегу из комитета по

1259 Регламенту.

1260

1261 Пожалуйста.

1262

1263 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1264

1265 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наш Регламент

1266 предусматривает, что не могут рассматриваться законопроекты, которые розданы

1267 депутатам меньше чем за три дня до их рассмотрения. Здесь же предлагается

1268 целая группа законопроектов, которыми вводится доверительное управление

1269 средствами Резервного фонда, которыми вводятся резервные фонды при наличии

1270 там таких... уже давно даны им, главам администраций субъектов Федерации...

1271 Этими законопроектами предлагаются изменения Бюджетного кодекса, Налогового

1272 кодекса, масса других вопросов, касающихся колоссальных финансовых ресурсов.

1273 С нашей точки зрения, эта гонка непонятная связана прежде всего с тем, что

1274 теневая группа определённых людей пытается провести коррупционные законы,

1275 которые позволят им незаконно расхищать государственные ресурсы. Мы

1276 настаиваем на том, чтобы законы, особенно касающиеся бюджета и налогов,

1277 обязательно рассматривались только при условии раздачи текстов минимум за три

1278 дня. В противном случае у нас получается следующее. Вот я год ставил вопрос

1279 об эффективности использования золотовалютных резервов - наконец-то и до

1280 ваших депутатов это дошло в вашем внутреннем клубе, и они возмущены. Год

1281 ставил вопрос о том, чтобы всё-таки разобрались, эффективно ли используются

1282 вложенные в "Фанни Мэй" и "Фредди Мак" средства, тоже не принимали

1283 протокольные поручения - сегодня опять же дошло.

1284

1285 Для того чтобы не было недоразумений в будущем, я предлагаю снять незаконно

1286 внесённые сегодня в повестку дня законопроекты, прочитать их внимательно и в

1287 пятницу внести и рассмотреть.

1288

1289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Асеев Владимир Михайлович.

1290

1291 АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1292

1293 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данные законопроекты прошли

1294 Совет Государственной Думы, и было принято решение рассматривать их сегодня.

1295 Депутат считает, что нарушены какие-то статьи Регламента. Моё мнение, что

1296 ничего не нарушено. Но решение можно принять голосованием. Я прошу

1297 проголосовать этот вопрос.

1298

1299 Спасибо.

1300

1301 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение Коломейцева Николая

1302 Васильевича не рассматривать сегодня пункты 7, 11, 15, 22 и 31 повестки дня.

1303 Кто за? Прошу голосовать.

1304

1305 Включите режим голосования.

1306

1307 Покажите результаты голосования.

1308

1309 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 06 сек.)

1310 Проголосовало за 77 чел.17,1%

1311 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1312 Воздержалось 0 чел.0,0%

1313 Голосовало 77 чел.

1314 Не голосовало 373 чел.82,9%

1315 Результат: не принято

1316

1317 Не принято.

1318

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2305 Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт

2306 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс

2307 Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный

2308 кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и

2309 приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации

2310 отдельных законодательных актов Российской Федерации". Доклад первого

2311 заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Виталия Борисовича

2312 Шубы.

2313

2314 Пожалуйста.

2315

2316 ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2317

2318 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ровно неделю назад мы

2319 рассмотрели обозначенный в повестке дня законопроект и приняли его в первом

2320 чтении. Комитет по бюджету и налогам подготовил законопроект к рассмотрению

2321 на пленарном заседании во втором чтении.

2322

2323 Несколько слов о сути законопроекта. Законопроект связан с двумя последующими

2324 законопроектами: "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового

2325 кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О

2326 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Эти

2327 законопроекты направлены на поддержку экономики и прежде всего, я бы сказал,

2328 на поддержку регионов. В соответствии с теми решениями, которые мы приняли, у

2329 регионов потеря налоговых доходов около 80 миллиардов рублей. Принимая эти

2330 законопроекты, а прежде всего принимая законопроект "О внесении изменений в

2331 Бюджетный кодекс Российской Федерации...", мы дополнительно передаём регионам

2332 с федерального уровня порядка 60 миллиардов рублей. Следующим законопроектом

2333 - о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации - мы ещё

2334 дополнительно 50 миллиардов налоговых доходов передаём бюджетам субъектов

2335 Российской Федерации. Также мы даём возможность как субъектам Российской

2336 Федерации, так и федеральному правительству давать гарантии хозяйствующим

2337 субъектам на привлечение кредитных ресурсов.

2338

2339 Уважаемые коллеги, по законопроекту, принятому в первом чтении, поступило

2340 сорок поправок, они рассмотрены комитетом. Есть два блока поправок, один блок

2341 поправок комитет предлагает поддержать, второй блок поправок - отклонить.

2342 Прошу приступить к обсуждению блоков поправок.

2343

2344 Председательствует Первый заместитель

2345 Председателя Государственной Думы

2346 О. В. Морозов

2347

2348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Значит, у нас две таблицы - таблица 1 и

2349 таблица 2. Таблица 1 включает тридцать одну поправку, которые поддерживаются

2350 комитетом. Есть ли замечания? Есть по этой таблице замечания. Сначала от

2351 правительства.

2352

2353 Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна Нестеренко, заместитель министра финансов

2354 Российской Федерации.

2355

2356 НЕСТЕРЕНКО Т. Г., заместитель министра финансов Российской Федерации.

2357

2358 Правительство Российской Федерации просит вынести на отдельное голосование

2359 поправку 28.

2360

2361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 28.

2362

2363 Депутат Коломейцев Николай Васильевич.

2364

2365 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2366

2367 Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 11 и 15, две.

2368

2369 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 11 и 15.

2370

2371 Так, я никого не пропустил? Больше я рук не вижу.

2372

2373 Уважаемые депутаты, ставится на голосование таблица 1, это поправки, принятые

2374 комитетом, за исключением поправок 28, 11 и 15.

2375

2376 Включите режим голосования.

2377

2378 Покажите результаты.

2379

2380 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 24 сек.)

2381 Проголосовало за 326 чел.72,4%

2382 Проголосовало против 1 чел.0,2%

2383 Воздержалось 0 чел.0,0%

2384 Голосовало 327 чел.

2385 Не голосовало 123 чел.27,3%

2386 Результат: принято

2387

2388 Таблица принимается.

2389

2390 Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. Поправка 28 из таблицы принятых.

2391

2392 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Уважаемые депутаты, данная поправка регулирует вопросы,

2393 связанные с предоставлением субъектам Российской Федерации, не получающим

2394 дотации, права предоставлять кредиты юридическим лицам. Но кроме некоторых,

2395 даже редакционных, проблем и неточностей, которые есть в этой поправке,

2396 имеется множество вопросов, которые можно задать авторам этой поправки, но я

2397 не хотела бы на этом останавливаться, хочу сразу сказать концептуально.

2398

2399 Правительство Российской Федерации не поддерживает, исходя из тех

2400 концептуальных положений, которые лежат в основе Бюджетного кодекса и которые

2401 заключаются в том, что бюджеты используются только на расходные

2402 обязательства, связанные с выполнением полномочий публично-правовых

2403 образований, а таких полномочий публично-правовых образований, как

2404 кредитование экономики, не зафиксировано ни в одном законе. Поэтому мы

2405 считаем, что тех инструментов поддержки экономики, которые есть в Бюджетном

2406 кодексе, которые прозрачны, которые понятны, - кому, сколько, на каких

2407 условиях предоставляются субсидии или дотации - этих инструментов, включая

2408 гарантии, которые мы сейчас рассмотрели, вполне достаточно, чтобы субъект

2409 выполнял свои полномочия. А вот это разделение субъектов - дотационное,

2410 недотационное кредитование непонятно каких юридических лиц, - ещё раз

2411 подчёркиваем, нарушает базовые принципы Бюджетного кодекса. Правительство

2412 просит не поддерживать эту поправку.

2413

2414 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прежде чем я попрошу от комитета прокомментировать,

2415 пожалуйста, один из авторов поправки, Гончар.

2416

2417 Включите микрофон на карточку Зиновьева.

2418

2419 ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2420

2421 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Возражения правительства,

2422 точнее, их смысл (он изложен) состоит в том, что предоставление бюджетных

2423 кредитов юридическим лицам является одним из видов предпринимательской

2424 деятельности. Это абсолютно не так, потому что предпринимательская

2425 деятельность - это деятельность по извлечению прибыли. И если из бюджета

2426 субъекта Федерации даётся кредит хлебопекарной промышленности под 4 процента

2427 годовых (инфляция - 14,5), а коммерческие банки дают под 20-24 процента, то

2428 это не предпринимательская деятельность.

2429

2430 Для того чтобы было понятно, я приведу один пример. 3-й мелькомбинат, который

2431 муку мелет. Ему нужно для стодневного цикла 45 тысяч тонн зерна, цена - 6,5

2432 рубля за тонну. Ему нужен кредит 300 миллионов рублей (хлебокомбинаты

2433 задерживают платежи), ещё необходимо, хоть умри, 100 миллионов - всего 400.

2434 Как это дают сейчас коммерческие банки в городе Москве? 400 миллионов под

2435 тройной по стоимости залог, то есть 1 миллиард 200 миллионов (а вся стоимость

2436 основных фондов комбината - 1 миллиард 870 миллионов) и проценты - 20-24

2437 процента. Говорят: а субъект Федерации из бюджета может субсидировать

2438 процентную ставку. Совершенно верно, безвозвратно тем же коммерческим банкам

2439 нужно отдать 20-24 процента (да и кредит не найдёшь), а можно сделать за 4

2440 процента.

2441

2442 Конечно, субъекты Федерации, используя свои бюджеты, сделают всё для того,

2443 чтобы обеспечить снабжение хлебом, но у нас есть возможность предоставить

2444 субъектам Российской Федерации право осуществлять ту практику, которая у нас

2445 уже была и оправдала себя. Убедительная просьба к коллегам не откладывать

2446 этот вопрос, мы всё равно к нему вернёмся, и поддержать поправку 28 сейчас.

2447

2448 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета.

2449

2450 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2451

2452 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас нет такой процедуры. Точки зрения за и

2453 против, мнение комитета - и голосуем. У нас вот такая процедура, коллеги.

2454

2455 ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, поправка находится в блоке поправок,

2456 поддержанных комитетом. Вместе с тем я должен отметить, передать тот дух

2457 обсуждения, который был на заседании комитета при рассмотрении всех поправок

2458 к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Голосование прошло в поддержку

2459 этой поправки: плюс один голос...

2460

2461 А те аргументы, которые приводило правительство, - я думаю, что они сегодня

2462 ещё более убедительные, - говорят о том, что, конечно, эта норма может

2463 подпадать и под действие закона о коррупции. Бюджетный фонд не является

2464 кредитной организацией, и орган исполнительной власти не является кредитной

2465 организацией, а в данном случае начнётся выборочная раздача бюджетных денег,

2466 то есть денег населению под тот процент, под который посчитают нужным.

2467

2468 Можно говорить, конечно, что парламенты субъектов Федерации поставят этот

2469 вопрос под контроль, но мы опять-таки сомневаемся, что контроль будет

2470 действенным. Сама идеология бюджетного законодательства не позволяет

2471 принимать эту норму.

2472

2473 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение, точки зрения

2474 за и против высказаны. Ставится на голосование поправка 28 из таблицы

2475 принятых. Правительство предлагает её отклонить, комитет согласно комментарию

2476 Виталия Борисовича эту позицию поддержал. Ставится на голосование данная

2477 поправка.

2478

2479 Включите режим голосования.

2480

2481 Покажите результаты.

2482

2483 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 55 сек.)

2484 Проголосовало за 100 чел.22,2%

2485 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2486 Воздержалось 0 чел.0,0%

2487 Голосовало 100 чел.

2488 Не голосовало 350 чел.77,8%

2489 Результат: не принято

2490

2491 Поправка отклоняется.

2492

2493 Поправка 11. Депутат Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич.

2494

2495 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2496

2497 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данной поправкой группы

2498 депутатов предлагается введение дополнительной статьи - 81-1, - которой

2499 предполагается создание резервного фонда субъектов Федерации. Но вы знаете,

2500 что действиями правительства и нашими субъекты уже приведены к дефицитным

2501 бюджетам. Поэтому законное создание дополнительного резервирования приведёт к

2502 недофинансированию обязательств субъектов Федерации.

2503

2504 И второе. Те, кто внимательно изучает законодательство субъектов, прекрасно

2505 знают, что во многих субъектах и без вашей поправки созданы фонды

2506 непредвиденных расходов согласно их законам. И с нашей точки зрения, она

2507 является надуманной и вообще мешающей деятельности субъектов Федерации. Мы

2508 предлагаем её не поддерживать.

2509

2510 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция правительства.

2511

2512 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство поддерживает данную поправку и считает, что

2513 тот комментарий, который сейчас прозвучал, относительно некоторых субъектов,

2514 которые действуют не в соответствии с Бюджетным кодексом, не может быть

2515 основанием для принятия законодательной нормы.

2516

2517 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У комитета есть необходимость прокомментировать.

2518

2519 ШУБА В. Б. Я хочу напомнить Николаю Васильевичу, что бюджетное

2520 законодательство запрещает создание каких-либо резервных фондов и

2521 внебюджетных фондов. Эта поправка продиктована жизнью. Субъектам Федерации

2522 необходимо исполнять публично-правовые обязательства, то есть те

2523 обязательства, которые они взяли перед населением. Вы понимаете, сегодня

2524 никто не может уверенно сказать, как будет развиваться экономика, как будут

2525 формироваться бюджеты субъектов Российской Федерации, но мы обязаны выполнить

2526 обязательства перед населением. Для этого мы должны иметь достаточно средств,

2527 чтобы исполнить обязательства, потому что, возможно, нам придётся принимать

2528 дополнительные меры по усилению социальной поддержки населения.

2529

2530 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка

2531 11. Депутат Коломейцев предлагает её отклонить, правительство и комитет

2532 просят её поддержать.

2533

2534 Включите режим голосования.

2535

2536 Покажите результаты.

2537

2538 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 38 сек.)

2539 Проголосовало за 314 чел.69,8%

2540 Проголосовало против 53 чел.11,8%

2541 Воздержалось 3 чел.0,7%

2542 Голосовало 370 чел.

2543 Не голосовало 80 чел.17,8%

2544 Результат: принято

2545

2546 Поправка остаётся в таблице принятых.

2547

2548 Пожалуйста, депутат Коломейцев. Поправка 15.

2549

2550 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поправка

2551 касается дополнения статьи 96-11 пунктом 4-1. Предполагается дать

2552 Министерству финансов право выступать учредителем доверительного управления,

2553 средствами фонда, а также распоряжаться этими средствами. Насколько я

2554 информирован, подкомитет и Виталий Борисович Шуба на заседании комитета

2555 выступали против принятия такой поправки, и председатель комитета - а-а, его

2556 нет в соавторах - тоже выступал против, и каким образом она попала в список

2557 принятых поправок, никому не известно.

2558

2559 С нашей точки зрения, тот отчёт, который мы заслушали, об эффективности

2560 использования средств золотовалютных резервов, средств Стабфонда, когда было

2561 сказано, что до апреля мы поручим Счётной палате всё-таки проверить

2562 эффективность и внести предложения, даёт нам право и возможность не наделять

2563 Минфин дополнительными полномочиями по распоряжению средствами фонда, и тем

2564 более по учреждению доверительных органов, которые могут таким образом

2565 использовать так называемый резервный фонд, что нечего будет резервировать.

2566

2567 Мы предлагаем отклонить эту поправку. Спасибо.

2568

2569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович, тем более что к вам

2570 персонально обратились.

2571

2572 ШУБА В. Б. Спасибо.

2573

2574 Николай Васильевич, законопроект принят в первом чтении. Решено, что средства

2575 Фонда национального благосостояния передаются в доверительное управление.

2576 Когда я докладывал о законопроекте в первом чтении, позицию комитета, я

2577 сказал, что мы считаем неактуальным - можете проверить стенограмму - принятие

2578 такого решения. После дальнейших консультаций с правительством,

2579 дополнительного обсуждения на заседании комитета мы подтвердили, что в

2580 редакции первого чтения эта норма не может быть принята. И вот наш коллега

2581 Макаров подготовил предложения, которые как раз и направлены на то, чтобы

2582 усилить контроль за использованием средств Фонда национального

2583 благосостояния.

2584

2585 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка

2586 15. Депутат Коломейцев предлагает её отклонить, комитет предлагает оставить

2587 её в таблице принятых.

2588

2589 Включите режим голосования.

2590

2591 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

2592

2593 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 21 сек.)

2594 Проголосовало за 315 чел.70,0%

2595 Проголосовало против 59 чел.13,1%

2596 Воздержалось 0 чел.0,0%

2597 Голосовало 374 чел.

2598 Не голосовало 76 чел.16,9%

2599 Результат: принято

2600

2601 Поправка остаётся в таблице принятых.

2602

2603 Уважаемые депутаты, у нас есть таблица 2, в ней шесть поправок, которые

2604 комитет рекомендует отклонить. Есть ли замечания по этой таблице? Нет

2605 замечаний. Ставится на голосование таблица 2.

2606

2607 Включите режим голосования.

2608

2609 Покажите результаты.

2610

2611 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 02 сек.)

2612 Проголосовало за 306 чел.68,0%

2613 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2614 Воздержалось 1 чел.0,2%

2615 Голосовало 307 чел.

2616 Не голосовало 143 чел.31,8%

2617 Результат: принято

2618

2619 Принимается таблица 2.

2620

2621 Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2622 Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении

2623 изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования

2624 бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством

2625 Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" во

2626 втором чтении.

2627

2628 Включите режим голосования.

2629

2630 Покажите результаты.

2631

2632 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 48 сек.)

2633 Проголосовало за 318 чел.70,7%

2634 Проголосовало против 36 чел.8,0%

2635 Воздержалось 0 чел.0,0%

2636 Голосовало 354 чел.

2637 Не голосовало 96 чел.21,3%

2638 Результат: принято

2639

2640 Законопроект принят во втором чтении.

2641

2642 От комитета просят слова.

2643

2644 Включите микрофон на центральной трибуне.

2645

2646 ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и

2647 налогам подготовил к третьему чтению обсуждаемый законопроект с учётом

2648 принятых нами решений, то есть та поправка, которая была вынута из блока

2649 поддержанных, - мы проголосовали против - учтена в тексте законопроекта.

2650 Можно проголосовать в третьем чтении.

2651

2652 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по этому

2653 предложению комитета? Нет.

2654

2655 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2656

2657 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Стоп, пока я говорю... Когда я такой вопрос

2658 задаю, предполагается, что палата может не согласиться с предложением

2659 комитета рассматривать законопроект в третьем чтении. Таких возражений я не

2660 услышал, а по мотивам сейчас я дам слово. Я вижу, что на выступлении по

2661 мотивам настаивают депутат Коломейцев от фракции КПРФ и депутат Дмитриева от

2662 фракции "Справедливая Россия". Подводим черту.

2663

2664 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

2665

2666 Виталий Борисович, вы можете присесть.

2667

2668 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, если

2669 внимательно вчитаться в только что розданный текст законопроекта и учесть те

2670 разногласия, которые возникли в очень монолитном коллективе комитета по

2671 бюджету, то можно предположить, что проект закона вносит массу противоречий в

2672 нашу жизнь. Мы считаем, что на самом деле правительству и Минфину надо

2673 заниматься не этим. Сегодня надо - чтобы более убедительно выглядел Виталий

2674 Борисович на трибуне - всё-таки подумать над системой мер, чтобы быть

2675 уверенными в том, что бюджеты субъектов Федерации обязательно будут

2676 наполнены. Для их наполнения срочно надо, чтобы МВД не дубинками дубасило

2677 протестующих против лишения доходов, а арестовало трёх-четырёх банкиров,

2678 которые не финансируют реальный сектор. Вот как только реальный сектор начнёт

2679 финансироваться, сразу у нас и бюджеты будут опять профицитными в субъектах

2680 Федерации, и Минфин опять будет Стабфонд наполнять и вывозить его средства в

2681 "Фанни Мэй" и "Фредди Мак", и все другие моменты у нас будут исправляться.

2682 Если же мы будем по-прежнему слушать депутатов, которые за ночь напридумывают

2683 на три или на четыре страницы поправок, фактически ничего не решающих, то

2684 будем просто изводить лес на бумагу, но не решать проблемы.

2685

2686 Мы всё-таки предлагаем не голосовать за этот законопроект, а поручить

2687 Комитету по бюджету и налогам и Минфину срочно разработать реальные

2688 антикризисные меры. Или раздать тогда всем АКМ, как предложил Путин.

2689

2690 Спасибо.

2691

2692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Дмитриева.

2693

2694 ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".

2695

2696 Уважаемые коллеги, данным законопроектом вносятся изменения в порядок

2697 выделения субсидий. Раньше субсидии могли быть выделены юридическим лицам,

2698 которые не являются автономными государственными учреждениями и

2699 государственными учреждениями, только по закону. Порядок и целевая

2700 направленность субсидий определялись в соответствующем законе, и было видно,

2701 на что выделяется субсидия: то ли это субсидирование процентных ставок по

2702 кредитам сельскохозяйственным организациям или каким-либо другим, то ли она

2703 дармовая, подарок юридическому негосударственному лицу без возвращения

2704 государству эквивалента в виде акций или долей в этом предприятии. В такой

2705 редакции, в какой вносится изменение в Бюджетный кодекс, - это действительно

2706 ворота для коррупции и для предоставления не по закону, а по усмотрению

2707 правительства субсидий различным юридическим лицам. Это первое.

2708

2709 Второе, по Фонду национального благосостояния. Вы знаете, что партия

2710 "Справедливая Россия" в принципе была против политики формирования

2711 Стабилизационного фонда и изъятия денег, нефтедолларов, невкладывания их в

2712 экономику страны и нерешения за счёт них социальных проблем. Но нам говорили,

2713 что это деньги на чёрный день и на решение социальных проблем, когда этот

2714 чёрный день наступит. Вот этот чёрный день наступил - так и используйте эти

2715 деньги для решения антикризисных проблем, для поддержки Пенсионного фонда и

2716 решения социальных вопросов. Нет, Фонд национального благосостояния через

2717 доверительное управление предлагается сжечь, практически сжечь на фондовом

2718 рынке!

2719

2720 Мы против того, чтобы сейчас средства Стабилизационного фонда в том или ином

2721 виде использовались для поддержки фондового рынка. Это бесполезная трата

2722 средств. И по сути, и по форме мы против этого предложения, особенно в

2723 условиях кризиса, поэтому мы против принятия данного закона.

2724

2725 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования"

2726 обсуждаемый законопроект ставится на голосование в третьем чтении.

2727

2728 Включите режим голосования.

2729

2730 Покажите результаты.

2731

2732 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 25 сек.)

2733 Проголосовало за 314 чел.69,8%

2734 Проголосовало против 38 чел.8,4%

2735 Воздержалось 1 чел.0,2%

2736 Голосовало 353 чел.

2737 Не голосовало 97 чел.21,6%

2738 Результат: принято

2739

2740 Принято.

2741

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2843 ФЕДОТКИН В. Н. Олег Викторович, когда мы голосовали в третьем чтении 11-й

2844 пункт, это проект федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в

2845 Бюджетный кодекс...", нам неожиданно раздали два листка с каким-то новым

2846 текстом и новыми поправками к этому законопроекту, причём непонятно, кто их

2847 подготовил. У меня вопрос. Мы уже проголосовали к тому моменту за

2848 законопроект во втором чтении, голосовали в третьем чтении. Эти поправки что,

2849 вошли автоматически без нашего голосования или они какое-то значение будут

2850 иметь в будущем? Как появился документ, вошедший в закон после голосования?

2851 Кто-то объяснит мне этот факт? Вот я держу... (Микрофон отключён.)

2852

2853 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К пункту 11 эти документы раздавались не перед

2854 голосованием, а утром, и поэтому все депутаты...

2855

2856 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2857

2858 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что это? К какому?

2859

2860 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2861

2862 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне говорят, что в зале раздавались материалы до

2863 голосования. Вы настаиваете на отмене результатов голосования?

2864

2865 Шуба Виталий Борисович, дайте разъяснения, пожалуйста.

2866

2867 ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, после голосования законопроекта во втором

2868 чтении я сказал, что Комитет по бюджету и налогам подготовил законопроект к

2869 третьему чтению. Но при этом была учтена поправка, и вы сейчас это видите,

2870 изъятая из текста законопроекта, розданного для рассмотрения во втором

2871 чтении, 28-я поправка. Это новая статья в тексте второго чтения. То есть мы

2872 проголосовали с учётом принятых решений.

2873

2874 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

2875

2876 Коллеги, в данном случае текст, который вы получили, технологически решает

2877 проблему подготовки законопроекта к третьему чтению без той поправки, которую

2878 мы с вами изъяли, проголосовав против неё.

2879

2880 По ведению - депутат Коломейцев.

2881

2882 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2883

2884 Уважаемый Олег Викторович, я точно помню, вы поставили на голосование сначала

2885 таблицу 1 принятых поправок, из неё вынесли три поправки - 11, 17-ю, которые

2886 я предложил вынести, и 28-ю - Татьяна Геннадьевна. Потом вы поставили на

2887 голосование таблицу непринятых поправок, и всё, а потом во втором чтении.

2888 Никаких дополнительных поправок, можете стенограмму посмотреть, мы не

2889 рассматривали.

2890

2891 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, вы всё правильно говорите, Николай

2892 Васильевич, вы такой знаток Регламента. Мы тем самым своим голосованием

2893 изъяли из итогового текста поправку 28. И вот для того чтобы в тексте её не

2894 было, вам и раздали этот текст без поправки 28 к третьему чтению, комитет это

2895 и сделал. Регламентные процедуры соблюдены.

2896

Дата заседания 17.12.2008, номер заседания 62, строк в стенограмме 8697

О проекте федерального закона № 140018-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6903 Пункт 21, проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс

6904 Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный

6905 кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и

6906 приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации

6907 отдельных законодательных актов Российской Федерации". Доклад представителя

6908 Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской

6909 Федерации Татьяны Геннадьевны Нестеренко.

6910

6911 Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.

6912

6913 НЕСТЕРЕНКО Т. Г., представитель Правительства Российской Федерации,

6914 заместитель министра финансов Российской Федерации.

6915

6916 Уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации

6917 внесло на ваше рассмотрение проект федерального закона, который на самом деле

6918 является частью блока законопроектов, предлагаемых нами к рассмотрению на

6919 сегодняшнем пленарном заседании в первом чтении. Первый из них - о внесении

6920 поправок в Бюджетный кодекс. Предлагается несколько блоков поправок,

6921 направленных в том числе на создание дополнительных механизмов, которые

6922 способствовали бы оперативности деятельности правительства в рамках

6923 реализации антикризисных мер, устраняли бы некоторые неточности в действующей

6924 редакции Бюджетного кодекса и создавали дополнительные условия для

6925 стимулирования и скорейшего осуществления расходов, в том числе

6926 инвестиционного характера.

6927

6928 На что хотелось бы обратить внимание прежде всего? Бюджетный кодекс

6929 оперативно реагирует, и в предлагаемых поправках это предусмотрено, на те

6930 решения, которые приняты парламентом. В рамках антикризисных мероприятий

6931 принято решение о снижении налоговой нагрузки на юридические лица, в том

6932 числе были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение

6933 амортизационной премии, налогового вычета при приобретении жилья, а также

6934 предоставление субъектам права снижать ставку упрощённого налога.

6935

6936 Эти новации, которые были приняты парламентом в поддержку реального сектора

6937 экономики, привели к выпадению доходов в сумме 83,8 миллиарда рублей из

6938 бюджетов субъектов Российской Федерации. Естественно, наша первостепенная

6939 задача - вместе с вами принять меры по компенсации субъектам Российской

6940 Федерации выпадающих доходов. Один из блоков поправок в Бюджетный кодекс как

6941 раз и направлен на компенсацию этих выпадающих доходов, в том числе за счёт

6942 изменения нормативов распределения акцизов на горюче-смазочные материалы,

6943 зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сейчас норматив - 60

6944 процентов, правительство предлагает 100 процентов этих акцизов передать для

6945 распределения субъектам Российской Федерации по тому же принципу и в том же

6946 порядке, которые предусмотрены в решении парламента. У нас эти акцизы в

6947 основном формируются в восьми нефтедобывающих регионах, дальше существует

6948 система вторичного перераспределения по нормативам зачисления доходов от

6949 уплаты акцизов для конкретных субъектов Российской Федерации в зависимости от

6950 протяжённости автомобильных дорог, количества транспорта и так далее. Не буду

6951 на этом останавливаться.

6952

6953 Государственная Дума и трёхсторонняя комиссия всегда очень внимательно следят

6954 за соответствием нормативов распределения тому реальному положению, которое

6955 складывается в субъектах. В целом это решение компенсирует субъектам

6956 Российской Федерации 60 миллиардов рублей. Как мы видим, всё-таки не всё - 83

6957 миллиарда выпадающих доходов, 60 миллиардов компенсируется. Не всё только

6958 потому, что Бюджетный кодекс в рамках этих поправок не может урегулировать

6959 вопросы, связанные с налогом на прибыль. В блоке поправок есть наши же

6960 предложения, которые, мы надеемся, сегодня будут рассматриваться в первом

6961 чтении, о внесении изменений в Налоговый кодекс, что также принесёт

6962 дополнительные доходы бюджетам субъектов Российской Федерации.

6963

6964 Следующий блок поправок касается нефтегазовых доходов. Одни из них направлены

6965 на изменение подхода к зачислению нефтегазовых доходов, полученных в декабре.

6966 На сегодняшний день Бюджетный кодекс говорит о том, что нефтегазовые доходы

6967 декабря зачисляются в Резервный фонд, если он недобран по нормативам, или в

6968 Фонд национального благосостояния. Мы предлагаем с учётом складывающейся

6969 ситуации в связи с изменением цены на нефть, с риском того, что мы, исходя из

6970 прогноза, не будем добирать даже плановый нефтегазовый трансферт, уже

6971 нефтегазовые доходы декабря направить на нефтегазовый трансферт в рамках тех

6972 бюджетных нормативов, которые зафиксированы в бюджете 2009 года. Это

6973 изменение тоже позволит сделать более устойчивым исполнение бюджета в рамках

6974 необходимых изменений.

6975

6976 Следующее. В рамках использования нефтегазовых доходов правительство

6977 предлагает расширить инструменты управления средствами Фонда национального

6978 благосостояния и ввести такой вид управления средствами Фонда национального

6979 благосостояния, как доверительное управление. Этот вопрос, доверительное

6980 управление средствами Фонда национального благосостояния, конечно, вызывает

6981 дискуссии. Мы считаем, что создание инструментов и возможности передачи

6982 средств фонда в доверительное управление в рамках положений Гражданского

6983 кодекса и тех ограничений, которые будут прописаны в Бюджетном кодексе,

6984 послужит более эффективному использованию средств Фонда национального

6985 благосостояния. Уже обсуждаются поправки в этой части, мы готовы

6986 рассматривать их ко второму чтению.

6987

6988 Следующий блок поправок направлен как раз на содействие антикризисным мерам,

6989 в том числе предлагается уточнить Бюджетный кодекс в части предоставления

6990 гарантий реальному сектору экономики. Сейчас механизм государственных

6991 гарантий излишне усложнён, и очень часто кредитные организации не могут в

6992 связи с отсутствием ликвидных залогов кредитовать реальный сектор экономики,

6993 а государственные гарантии в том режиме, который прописан в Бюджетном

6994 кодексе, дать чрезвычайно сложно. Мы предлагаем несколько упростить этот

6995 порядок предоставления гарантий.

6996

6997 Мы предлагаем также внести изменения в порядок предоставления субсидий

6998 юридическим лицам в рамках антикризисных мер. Парламент предоставил право

6999 правительству 175 миллиардов рублей направить на антикризисные мероприятия. И

7000 если антикризисные мероприятия касаются, например, инвестиций, то решение по

7001 взносам в уставные капиталы парламент уже дал право правительству принимать

7002 самому, не проводя это через закон. Такая же ситуация у нас с субсидиями

7003 юридическим лицам. Если в рамках этих 175 миллиардов мы принимаем решение по

7004 субсидиям, нужно в рамках этих мероприятий тоже дать право правительству

7005 самому определять порядок предоставления субсидий, не проводя через закон.

7006

7007 Ряд поправок касается расширения полномочий главных распорядителей средств

7008 федерального бюджета. Основная цель этих поправок - это расширение прав

7009 распорядителей в рамках инвестиционного процесса, увеличение сметной

7010 стоимости строек и объектов - вместо 600 миллионов, которые указаны сейчас в

7011 Бюджетном кодексе, указать 1,5 миллиарда. Мы рассчитываем постепенно всё

7012 больше и больше прав предоставлять главным распорядителям бюджетных средств,

7013 как и увеличивать их ответственность за исполнение бюджета.

7014

7015 Мы также предлагаем расширить права правительства по предоставлению субсидий

7016 регионам на инвестиции. Сейчас у нас в Бюджетном кодексе такое право дано

7017 только в случае, если такие субсидии предусматриваются в рамках ФЦП. Мы

7018 предлагаем, чтобы и по другим решениям правительства и президента такие

7019 субсидии субъектам могли быть предоставлены. Ну, в основном это касается, как

7020 правило, каких-то праздничных мероприятий. Нет такой ФЦП, касающейся,

7021 допустим, празднования юбилея Ярославской области, но надо начинать помогать

7022 региону, а прав нормативных нет.

7023

7024 И ряд поправок направлен на устранение неопределённостей и внутренних

7025 противоречий, которые существуют сейчас в Бюджетном кодексе. Для того чтобы

7026 просто сократить время, я не буду сейчас их перечислять.

7027

7028 Правительство просит поддержать законопроект в первом чтении. Готовы работать

7029 с депутатами в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.

7030

7031 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна, присаживайтесь.

7032

7033 Содоклад от комитета Виталия Борисовича Шубы.

7034

7035 ШУБА В. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет

7036 Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального

7037 закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и

7038 Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской

7039 Федерации в части регулирования бюджетного процесса...".

7040

7041 Мы считаем, что законопроект очень актуален, и прежде всего выделяем, я бы

7042 сказал, региональную составляющую этого законопроекта. Вот плохо, что нет

7043 сейчас Владимира Николаевича Федоткина, который в течение всего дня

7044 беспокоился о защите регионов.

7045

7046 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7047

7048 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ.Да, хорошо, Николай Васильевич, передайте ему,

7049 пожалуйста, что в части поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации

7050 будет сделано, если мы примем этот законопроект.

7051

7052 Первое. Передаётся акциз на горюче-смазочные материалы, дизельное топливо и

7053 моторные масла - ставка, зачисляемая в бюджеты субъектов Федерации,

7054 увеличится с 60 процентов до 100 процентов. Это дополнительно 60 миллиардов

7055 рублей в субъекты Российской Федерации.

7056

7057 Следующая мера будет озвучена в законопроекте, который будет докладывать

7058 Татьяна Геннадьевна и по которому от комитета выступит Андрей Михайлович

7059 Макаров.

7060

7061 Далее. Даётся право субъектам Российской Федерации участвовать в программах

7062 по развитию регионов, то есть участвовать в инвестиционных проектах.

7063 Снимается такое ограничение, что если объект не утверждён Федеральной

7064 адресной инвестиционной программой, как программой, утверждённой

7065 правительством, то правительство не может софинансировать объекты. Снимается

7066 это ограничение - правительство может направлять финансовые ресурсы из

7067 средств федерального бюджета на финансирование строительства таких объектов.

7068

7069 Буквально вчера в рамках комиссии, которая была образована Государственной

7070 Думой, мы обсуждали вопрос о перемещении средств с 2008-го на 2009-й, с

7071 2009-го на 2010 год. Мы обратили внимание, что перемещаются довольно

7072 серьёзные суммы. Одна из причин - у правительства очень забюрократизирован

7073 процесс принятия решений. И эти предложения направлены на то, чтобы увеличить

7074 сумму финансирования того или иного объекта капитального строительства от 600

7075 миллионов рублей до 1,5 миллиардов рублей. То есть даётся право главному

7076 распорядителю бюджетных средств самостоятельно в рамках своей бюджетной

7077 росписи принимать решения, а не пропускать это решение через распоряжение

7078 правительства. Без внесения в Федеральную адресную инвестиционную программу

7079 это позволяет оперативно принимать решения и оперативно расходовать

7080 финансовые ресурсы на цели, которые обозначены в программе.

7081

7082 Следующая норма. Все средства, которые идут по разделу межбюджетных

7083 трансфертов, не уходят в Резервный фонд или Фонд национального

7084 благосостояния, а передаются регионам на следующий финансовый год и являются

7085 дополнительным финансированием по направлениям, которые определены в законе о

7086 федеральном бюджете. Даётся также право регионам самостоятельно принимать

7087 решения в части поддержки юридических лиц, организаций и предприятий, которые

7088 ведут свою хозяйственную деятельность на территории того или иного субъекта

7089 Российской Федерации. Сегодня такого права у регионов нет. Я ещё раз говорю:

7090 этот закон прежде всего направлен на то, чтобы поддержать субъекты Российской

7091 Федерации.

7092

7093 Вместе с тем Комитет по бюджету и налогам отмечает, что мы считаем

7094 неактуальным передавать в доверительное управление средства Фонда

7095 национального благосостояния. Мы считаем, что опасно рисковать сегодня этими

7096 средствами по той причине, что Фонд национального благосостояния участвует в

7097 формировании пенсионных накоплений и средства этого фонда расходуются на

7098 финансирование дефицита Пенсионного фонда.

7099

7100 И ещё одна норма, которая предлагается к исключению, - это пункт 3 статьи 79

7101 Бюджетного кодекса. Эта норма предполагается к исключению ввиду того (это

7102 объяснение, которое дано в пояснительной записке), что главные распорядители

7103 бюджетных средств не успевают расписать по объектам сумму, которая идёт на

7104 финансирование того или иного инвестиционного проекта. Мы считаем, что как

7105 временная эта норма может быть принята. Ну, полагаю, что ещё будет дискуссия

7106 с правительством при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором

7107 чтении.

7108

7109 Комитет отмечает, что принятие перечисленных изменений Бюджетного кодекса

7110 позволит и внести изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на

7111 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". То есть все нормативные

7112 акты, которые сегодня есть у нас в пакете, это три проекта закона, должны

7113 корреспондироваться между собой.

7114

7115 Комитет по бюджету и налогам просит вас поддержать законопроект, внесённый

7116 правительством.

7117

7118 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7119

7120 Есть ли вопросы? Два вопроса, три.

7121

7122 Пожалуйста, первый - Рябов Николай Фёдорович.

7123

7124 РЯБОВ Н. Ф. Татьяна Геннадьевна, мы понимаем, что данное перераспределение

7125 доходов по субъектам Российской Федерации, конечно, полезное дело, и, судя по

7126 всему, это вызвано кризисной ситуацией в стране, но каким образом будут

7127 наполняться доходы государства на решение государственных задач? В первую

7128 очередь, скажем, на оборону страны, на обеспечение безопасности наших граждан

7129 и так далее, что, так скажем, связано с государственными функциями. Каким

7130 образом всё-таки мы надеемся сохранить затратную статью на государственные

7131 функции?

7132

7133 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Одно из действий, одна из обязанностей правительства и

7134 государства в целом - вместе с парламентом принимать решения, которые были бы

7135 направлены на поддержку реального сектора экономики. Сейчас в рамках

7136 антикризисных мер, естественно, вместе с парламентом приняты беспрецедентные

7137 меры, в том числе по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Это

7138 важнейшая составляющая, потому что это и рынок труда, и будущие налоги. Это

7139 всё равно косвенные расходы, ну, как бы государства в целом, не как суверена,

7140 а в целом, значит, в том числе социума людей, которые проживают и получают и

7141 рабочие места, и блага. Снижение налогов чрезвычайно важно с точки зрения

7142 действий государства.

7143

7144 Компенсация выпадающих доходов субъектов Российской Федерации вытекает из

7145 требований Бюджетного кодекса. Мы обязаны были это сделать, если такие

7146 решения приводят к компенсации.

7147

7148 Что касается федеральных расходов, то, естественно, для Федерации на момент

7149 кризиса опять же с учётом законодательства, с учётом действия парламента

7150 приняты решения о хороших, вполне адекватных резервах. В том числе Резервный

7151 фонд должен нам позволить на какой-то промежуток времени обеспечить

7152 выполнение действующих обязательств в случае снижения цены на нефть, которая

7153 приводит к выпадающим доходам. То есть резервы созданы. Я думаю, что в начале

7154 следующего года мы, наверное, вернёмся к пересмотру бюджета, какая-то часть,

7155 возможно, и будет пересмотрена. Но на сегодняшний день есть гарантии, что мы

7156 сделаем всё, чтобы исполнить обязательства Российской Федерации, федеральные

7157 обязательства полностью, уверенность такая есть.

7158

7159 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7160

7161 Жириновский Владимир Вольфович.

7162

7163 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Тоже докладчику вопрос.

7164

7165 Все эти поправки хорошо смотрятся. Вы даёте больше свободы, больше прав, то

7166 есть сперва вы закручивали гайки, сейчас вы их отпускаете. С чем это связано

7167 - или с недоверием к потребителям, к исполнителям бюджета, или же с

7168 незнанием, непониманием, или просто вы боялись чего-то и пытались сэкономить

7169 деньги? Вы же понимаете, что омертвили экономику, а сейчас вы её оживляете.

7170 Вы то не даёте кислородом дышать, то говорите: дадим побольше, ты уже посинел

7171 весь, чуть-чуть тебе ещё добавим. А чего же сразу не дать полную свободу? Вы

7172 же понимаете, что у них кризис перепроизводства и огромное количество денег,

7173 а у нас кризис недопроизводства и опять же не хватает денег. То есть

7174 совершенно две противоположные системы: там переели, мы до сих пор не можем

7175 дать нормально нашим гражданам покушать. С чем связано? Вы не умеете, не

7176 хотите, боитесь? Закручиваете гайки - откручиваете, закручиваете -

7177 откручиваете. Вот такая игра нам с вами пользы не приносит. Все хорошие

7178 законы, а что их раньше было не принять? Когда уже падает экономика...

7179 (Микрофон отключён.)

7180

7181 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.

7182

7183 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Да, Владимир Вольфович, в этих законах, конечно, нет прямого

7184 закручивания. Я понимаю, что вы образно сказали в части

7185 закручивания-откручивания гаек. Мы должны, насколько мы можем в рамках

7186 действующего законодательства, принять те решения, которые позволяли бы...

7187 Например, раньше не было необходимости быстро и в таком объёме предоставлять

7188 государственные гарантии. Предприятия-заёмщики имели вполне адекватные

7189 ресурсы, чтобы гарантировать компенсацию по кредитам. А сейчас в связи с

7190 кризисом цена бумаг просто упала, все активы изменили цену свою. И

7191 получается, что банковская система и реальный сектор экономики вошли в

7192 жесточайший противовес в части возможностей взаимодействия друг с другом. И

7193 именно в этот момент государство вступает с теми мерами, которые оно может

7194 адекватно принять. Просто в прошлом таких мер и не требовалось. Сектор

7195 экономики настолько сильно кредитовался, что в принципе не было

7196 необходимости, Владимир Вольфович, такие решения принимать.

7197

7198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

7199

7200 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

7201

7202 Уважаемая Татьяна Геннадьевна, если достоверны сайты Минфина и Центробанка, а

7203 я их каждое утро смотрю, то получается странная ситуация: в экономике нет

7204 денег, бюджетные полномочия не исполняются, но пополняются Резервный фонд,

7205 Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы. В то же время вы

7206 вот предлагаете сегодня вроде как налоговые послабления или добавки регионам.

7207 Но насколько это адекватно? Лично я не верю, что при падающих ценах на нефть

7208 акцизами вы компенсируете 60 миллиардов. А почему ещё 25 миллиардов вы

7209 оставляете на дефицит бюджета? Я знаю, что сейчас уже предложено

7210 министерствам, ведомствам и регионам сократить свои бюджетные пожелания на 15

7211 процентов. Скажите, пожалуйста, кто всё-таки координирует в нашем

7212 правительстве, в Минфине, финансовую политику, решает, кому давать, кому не

7213 давать? Премьер побывал на "Ростсельмаше", деньги пообещал... (Микрофон

7214 отключён.)

7215

7216 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7217

7218 Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.

7219

7220 НЕСТЕРЕНКО Т. Г. В рамках поправок в Бюджетный кодекс компенсируется только

7221 часть выпадающих доходов, я уже об этом сказала в своём выступлении, а вторая

7222 часть проходит через другой законопроект - о внесении изменений в Налоговый

7223 кодекс, который мы будем буквально через один законопроект рассматривать. В

7224 целом, в совокупности данное предложение полностью, с лихвой компенсирует

7225 выпадающие доходы. Конечно, в некоторых субъектах Российской Федерации,

7226 которые особенно были завязаны на экспортную продукцию - на металл, на нефть,

7227 - падение, или снижение, темпов роста значительней, чем у ранее существующих

7228 депрессивных. Получается, что сейчас в худшей ситуации оказались достаточно

7229 активные регионы, депрессивные же потихонечку жили за счёт дотаций и сейчас

7230 живут - у них и роста большого не было, но и снижения особого не наблюдается.

7231 Это действительно проблема. И мы сейчас думаем над тем, чтобы при ближайшем

7232 обсуждении в парламенте поправок к бюджету в первую очередь рассматривать

7233 вопросы (кроме тех, которые мы сейчас рассмотрели в рамках компенсации

7234 доходов) о дополнительной финансовой помощи регионам, у которых чрезвычайные,

7235 большие последствия от финансового кризиса.

7236

7237 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7238

7239 Пожалуйста, Виталий Борисович.

7240

7241 ШУБА В. Б. Уважаемый Николай Васильевич, первая часть вашего вопроса, я так

7242 понял, заключалась в следующем: почему мы наполняем Резервный фонд и Фонд

7243 национального благосостояния? Бюджетные полномочия федеральный бюджет

7244 исполняет на 100 процентов, и недофинансированных мандатов нет - Татьяна

7245 Геннадьевна подтвердит это. Можем задать вопрос Счётной палате - Счётная

7246 палата также это подтвердит. Есть вопрос неосвоения по вине бюджетополучателя

7247 или главного распорядителя бюджетных средств, о чём мы говорили вчера и на

7248 заседании комиссии, которую мы сформировали.

7249

7250 Я ваше внимание обращаю на то, что мы законопроектом, который сейчас

7251 обсуждаем, вносим изменения в Бюджетный кодекс и говорим, что не зачисляем

7252 нефтегазовый трансферт в Резервный фонд, он пойдёт на формирование

7253 нефтегазового трансферта 2009 года. Конструкцию вы знаете. Мы разделяем

7254 доходы нефтегазовые и ненефтегазовые, 10 процентов от прогнозируемого ВВП - в

7255 Резервный фонд, затем формируем по нормативу нефтегазовый трансферт. Есть

7256 опасения, что мы не сформируем на должном уровне нефтегазовый трансферт,

7257 чтобы обеспечить реализацию тех расходных обязательств, которые мы с вами

7258 приняли. В связи с этим принимаются как раз меры, чтобы не доначислять

7259 средства в Резервный фонд, а сохранить деньги. И они должны сформировать

7260 нефтегазовый трансферт в следующем году.

7261

7262 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь,

7263 пожалуйста.

7264

7265 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7266

7267 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я видела, что было три руки, извините, не надо.

7268

7269 Есть ли желающие выступить? Два, Жириновский и Дмитриева Оксана Генриховна.

7270

7271 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

7272

7273 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я специально этот вопрос задал вам, Татьяна Геннадьевна.

7274 Ведь ваше объяснение не устраивает меня. Вы понимаете, что мы делаем сейчас?

7275 Мы разрешаем сейчас использовать деньги бюджетные, даём больше прав и так

7276 далее. Но так экономика не будет развиваться. Нельзя бежать в мешках, ну

7277 снимите вы мешки с экономики! А почему так происходит? Я объясняю. Вот левые

7278 фракции всегда мною недовольны. Ведь экономика, политика, демократия - это

7279 один процесс. Если мы делаем искусственные партии... Вам нужна партия - мы

7280 вам сделаем. Можем навязывать обществу: да, вот эта партия нужна, ей название

7281 дадут, лидера... Но может такая партия функционировать? Нет. Впустую

7282 потраченные деньги. Так и в экономике вы делаете. Это всё одно и то же.

7283 Социалистическая экономика - мёртвая, она раздаточная. Теперь мы начинаем

7284 делать свободную экономику, и вы сперва всё ограничиваете, так сказать, по

7285 старой памяти своей, а теперь немножко даёте дышать. Не получится результата,

7286 потому что у нас с вами разные модели. Я не беру Америку, она всем надоела,

7287 вот, например, Турция рядом - ну всё разрешают делать! Человек ночью построил

7288 дом, если утром он закрыл крышей любой, хоть из фанеры, из жести, - всё, его

7289 дом. У нас - прописка, регистрация. Ты не там построил, не на те деньги -

7290 бульдозер сносит дом. Ну ни в одной стране мира этого не делают! Это что,

7291 экономика? Стоят прекрасные дома - их бульдозером сносят, красиво! Судебные

7292 приставы, прокуроры говорят: мы накажем. У нас при социализме была мёртвая

7293 экономика, а сейчас экономика с наказанием, так сказать: не то сделал - мы

7294 тебя накажем. Так не пойдёт!

7295

7296 С вашими деньгами, которые накопила страна, можно конфетку сделать из России.

7297 А посмотрите настроения людей по всей стране, начиная с этого зала. При таких

7298 деньгах всё опять стоит, опять все недовольны, опять все хмурые, и известны

7299 даже какие-то печальные случаи и так далее.

7300

7301 Не получается у вас. Вы понимаете, всё время мы заворачиваем гайки, и

7302 экономика не может развиваться. Вы можете в части демократии завернуть, царь

7303 завернул - советская власть, чем кончилось, всем ясно. А в экономике как вам

7304 доказать? Какой нужен коллапс? Вы посмотрите, ведь сегодня падение экономики

7305 - 11 процентов, а к весне будет 30-40. Мы идём быстрее к кризису, чем во

7306 время дефолта. Значит, десять лет назад ничему не научились, мы ошибки

7307 повторяем, а результаты могут быть ещё хуже, чем во время дефолта. Во время

7308 Великой депрессии в Америке всего на 20 процентов упало производство, и что

7309 они стали делать, какие у них начались процессы и какие меры они принимали?

7310

7311 Конечно, за это можно проголосовать, поправки в Бюджетный кодекс, налоги,

7312 каникулы уменьшить, добавить, но это, повторяю ещё раз, бег в мешках. А они

7313 бегут без мешков. Мы всё равно будем отставать всё время, все наши люди не

7314 уверены, не знают, не могут, боятся. И закон о борьбе с коррупцией

7315 выхолащивают, потому что, если его запустить на полную катушку, нужно

7316 арестовывать каждый день по тысяче человек. Значит, будет имитация, ну, пять

7317 человек арестуем, про пятерых что-то такое скажем. Вот это проблема.

7318

7319 Экономика - она требует свободы. Ведь на чём выигрывают американцы? Говорят:

7320 делайте что хотите, денег сколько хотите. У американцев финансовая резервная

7321 система, она печатает денег сколько надо. Везде дефицит. Вы хвалитесь

7322 профицитом. Везде дефицит. Как может быть профицит вообще? Вы понимаете,

7323 невозможно вообще, чтобы было уменьшение расходов. Как может быть доходов

7324 больше, чем расходов? Это же издевательство над экономикой. А вы хвалитесь:

7325 ваш министр - лучший министр в мире. Ни один министр такого не сделал нигде в

7326 мире. Всегда тратится больше, чем получается денег.

7327

7328 Поэтому таким путём мы с вами рывка не сделаем. И это ваша вина - вина

7329 Министерства финансов и министерства экономики.

7330

7331 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста.

7332

7333 ДМИТРИЕВА О. Г. Владимир Вольфович говорил четыре минуты. Сколько у меня

7334 времени?

7335

7336 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Столько же.

7337

7338 ДМИТРИЕВА О. Г. Хорошо, спасибо.

7339

7340 Я вернусь к тексту принимаемого законопроекта.

7341

7342 Это изменения в Бюджетный кодекс, часть из которых носит явно по времени

7343 антикризисный характер, то есть они связаны с принятием мер в связи с

7344 ликвидацией последствий финансового кризиса. Что это за меры? В частности,

7345 предлагается дать право правительству без закона предоставлять субсидии

7346 предприятиям, организациям, которые не являются государственными, казёнными

7347 предприятиями и не являются автономными государственными организациями. По

7348 Бюджетному кодексу субсидии организациям такого вида предоставляются в

7349 исключительных случаях, могут предоставляться, только если в законе чётко

7350 прописан порядок, оговорено специальным законом, кому они выделяются. Сейчас

7351 это право предоставляется правительству.

7352

7353 Что такое субсидия? Это значит, что передаются негосударственному предприятию

7354 средства без возвращения государству эквивалента стоимости. Вы ему отдаёте

7355 деньги, а в обмен акции или доли не получаете, то есть это просто подарок со

7356 стороны государства некой негосударственной структуре. С точки зрения бюджета

7357 это, на мой взгляд, по форме и в принципе полностью противоречит идеологии

7358 Бюджетного кодекса, потому что, если бюджетные средства предоставляются, это

7359 должно увеличивать государственную собственность. А с точки зрения

7360 преодоления последствий кризиса получается следующая ситуация. У нас чисто

7361 экономический кризис, связанный с тем, что сократился экспортный спрос на

7362 нашу продукцию. Что мы должны делать? Мы должны замещать внешний экспортный

7363 спрос расширением внутреннего спроса через госзаказ и через прямое увеличение

7364 расходов населения, чтобы они составляли платёжеспособный спрос. Мы должны

7365 расширять внутренний спрос. Значит, государство что должно делать? Оно должно

7366 все средства, как бюджетные, так и Фонда национального благосостояния,

7367 Резервного фонда, который на чёрный день откладывается, направлять на

7368 увеличение государственных расходов в самой прямой форме: госзаказ и

7369 социальные расходы. А что мы делаем? Мы 175 миллиардов субсидий направляем на

7370 фондовый рынок либо отдельным предприятиям. При этом это никак не влияет

7371 (никак не влияет!) на поддержку реальной экономики, потому что, когда вы

7372 должны сделать госзаказ, вы сохраняете рабочие места, вы закупаете продукцию,

7373 а если фондовый рынок - вы покупаете акции, вы деньги собственнику даёте

7374 (собственнику!), а отнюдь не предприятию, это никак не связано с

7375 производством, поэтому это концептуально неправильная вещь. И так же, как мы

7376 выясняли сейчас при обсуждении предыдущего законопроекта, куда делись

7377 триллионы, выделенные банкам, потом мы будем выяснять, куда денутся эти 175

7378 миллиардов, которые пойдут на некую поддержку финансового рынка. Поэтому это

7379 неправильно по сути, исходя из идеологии Бюджетного кодекса, и совершенно

7380 неправильно концептуально с точки зрения борьбы с экономическим кризисом.

7381

7382 Второй момент. Фонд национального благосостояния, который передаётся в

7383 управление специализированным финансовым организациям. Опять же ссылаюсь на

7384 предыдущий законопроект: мы посылаем представителей Центрального банка,

7385 потому что мы не в состоянии проконтролировать, как практически используются

7386 средства в государственных банках. А сейчас другим законопроектом мы средства

7387 Фонда национального благосостояния передаём специализированным финансовым

7388 организациям - через месяц туда тоже будем посылать проверяющих. Это по

7389 форме.

7390

7391 Теперь по сути. То же самое: Фонд национального благосостояния в условиях

7392 кризиса, и всё должно быть направлено на расширение внутреннего спроса. Что

7393 же будет делать Фонд национального благосостояния? Он весь будет размещён на

7394 фондовом рынке. Опять же средства, вместо того чтобы поддерживать экономику,

7395 поддерживать население (а население - это значит и платёжеспособный спрос),

7396 пойдут на различные операции на фондовом рынке, которые к реальной экономике

7397 имеют очень отдалённое отношение.

7398

7399 Поэтому здесь и по форме совершенно неправильно, поскольку эта передача

7400 средств, по сути бюджетных, специализированным... (Микрофон отключён.)

7401

7402 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.

7403

7404 Коллеги, есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет.

7405

7406 Я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы принять его в

7407 первом чтении?

7408

7409 Покажите результаты голосования.

7410

7411 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИ