Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 140332-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предп

О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предп

в первом чтении
08.04.2009

Номер законопроекта:140332-5
Комментарий законопроекта:в части уточнения отдельных положений упомянутых Федеральных законов
Дата внесения законопроекта в ГД:15.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/140332-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по собственности
Профильный комитет:Комитет ГД по собственности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:08.04.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:1911-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Законодательное Собрание Ленинградской области
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №140332-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

в части уточнения отдельных положений упомянутых Федеральных законов

Дата заседания 08.04.2009, номер заседания 85, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 140332-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений законов; внесён Законодательным собранием Ленинградской области).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, что мы сейчас начнём рассматривать

4151 пункт 13.1. Когда заявление уже будет на руках у депутатов, мы посоветуемся,

4152 прервём рассмотрение законопроекта и приступим к обсуждению заявления, потому

4153 что это действительно очень срочный документ. Не будет возражений? Не будет.

4154

4155 Пункт 13.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4156 закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в

4157 государственной собственности субъектов Российской Федерации или в

4158 муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего

4159 предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

4160 Российской Федерации". Доклад Ивана Дмитриевича Грачёва.

4161

4162 Пожалуйста, Иван Дмитриевич.

4163

4164 ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, федеральный закон № 159-ФЗ о льготной

4165 приватизации имущества для малых предприятий рекламировали как закон, который

4166 принесёт предпринимателям счастье, при этом сегодняшняя оценка большинства

4167 предпринимателей, безусловно, обратная, то есть большинство его воспринимает

4168 как чрезвычайно вредный закон. Я уже приводил статистику: около 5 процентов

4169 предпринимателей могут реально воспользоваться льготным режимом; около 30

4170 процентов уже сегодня испытывают проблемы с тем, что у них отберут, наверное,

4171 эту собственность, по крайней мере ощущают, что речь идёт о том, что у них

4172 эту собственность отберут; остальные пока оценивают его нейтрально, но не

4173 видят для себя шансов воспользоваться этим законом в плане льготного

4174 получения имущества.

4175

4176 Соответственно, я думаю, чрезвычайно важно всем, в том числе и "ЕДИНОЙ

4177 РОССИИ", понимать, что это самые взрывоопасные люди. Это люди, у которых есть

4178 деньги, есть опыт работы организационной, и я думаю, что их недовольство,

4179 конечно, будет иметь... Когда отнимают собственность, человек реагирует

4180 всегда жёстко на такие вещи. Недовольство, несомненно, будет выливаться в

4181 агрессивные формы, я совершенно уверен в этом. Я этого не хочу, поэтому ещё

4182 раз призываю подумать о том, чего они, предприниматели, от нас сегодня

4183 требуют. В списке требований по этому закону есть три "железных" пункта.

4184

4185 Первый пункт - это то, что касается так называемых надлежащих арендаторов.

4186 Когда закон принимался, мы говорили, что ваша формулировка того, что право

4187 имеет только человек, который надлежащим образом осуществляет платежи по

4188 аренде, является неточной юридически, она обязательно приведёт к тому, что

4189 субъективно будут объявлять одних ненадлежащими арендаторами, а других

4190 надлежащими (близких, вероятно). Так оно и происходит. Нам отвечали, что в

4191 судах разберутся, но, к сожалению, триста тысяч людей в суды загонять нельзя,

4192 во-первых, а во-вторых, не очень разбираются. Мы предлагаем точную и

4193 однозначную формулировку, которая концептуально очень проста: любой

4194 арендатор, у которого нет долгов на момент принятия этого закона, является

4195 надлежащим арендатором.

4196

4197 Два других пункта требований - это площади и время рассрочки. Если мы говорим

4198 про какой-то льготный выкуп, но стартуя с рыночной цены, то понятно, что за

4199 год, как это планируется в Москве, человек не может справиться с этой

4200 рыночной стоимостью. Он улучшал помещение, оно стало достаточно дорогим, а

4201 ему говорят: возьми и за год его выкупи по цене рыночной. Абсолютно

4202 невозможно. Поэтому резонное предложение, если мы действительно хотим что-то

4203 дельное и полезное сделать для этих предпринимателей, - сделать достаточно

4204 длинный срок. Мы записали: десять лет.

4205

4206 По площади. Вот московская цифра - 100 метров. Понятно, что ни одно

4207 нормальное производственное предприятие не может иметь такую площадь. Это

4208 совершенно узкая группа, в основном торговых посреднических предприятий, для

4209 которых, может быть, меньше всего и нужно этот закон делать. Мы

4210 зафиксировали: до 5 тысяч квадратных метров. Это в принципе может быть

4211 предприятие из ста человек, которое действительно имеет складские помещения и

4212 производство, то есть это реалистичная цифра.

4213

4214 Что нам комитет на это ответил? Он, конечно, дал резолюцию отклонить в части

4215 ненадлежащих арендаторов. Позиция комитета осталась такой туманной: то, что

4216 есть сегодня, вроде как устраивает. Хотя в частных беседах представители

4217 комитета, конечно же, говорят, что эта позиция обязательно нуждается в

4218 изменении и уточнении. В части площади и в части времени комитет так

4219 сформулировал свои возражения: откуда вы, собственно, взяли 5 тысяч метров и

4220 десять лет? Понятно, что такие ограничения всегда достаточно условны.

4221

4222 Но тем не менее на сегодняшний день есть регионы, которые зафиксировали вот

4223 эти позиции - площадь и время - в своих региональных законах. Если эту

4224 практику проанализировать и применить способ, который часто применяют

4225 статистики, - отбросив крайние, предельные значения, зафиксировать наилучшие

4226 оценки, - то это как раз и будут десять лет и 5 тысяч метров, потому что там

4227 крайнее значение - пятнадцать лет было у некоторых регионов, а у некоторых

4228 регионов было и 10 тысяч метров. Соответственно, лучшее обоснование,

4229 по-моему, трудно придумать для каких-либо разумных ограничений в этой части.

4230

4231 Вот, собственно, вся концепция законопроекта, за который мы вас призываем

4232 проголосовать.

4233

4234 Спасибо за внимание.

4235

4236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4237

4238 Пункт 13.2, уважаемые коллеги, законопроект "О внесении изменений в

4239 Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,

4240 находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации

4241 или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего

4242 предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

4243 Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего

4244 предпринимательства в Российской Федерации" Законодательное Собрание

4245 Ленинградской области просит рассмотреть без участия своего представителя.

4246

4247 Пункт 13.3 повестки дня - это законодательная инициатива Ярославской

4248 областной Думы, проект закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального

4249 закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в

4250 государственной собственности субъектов Российской Федерации или в

4251 муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего

4252 предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

4253 Российской Федерации". Докладчик, который был назначен ранее, также просит

4254 рассмотреть законопроект без своего участия.

4255

4256 Пункт 13.4 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в

4257 Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,

4258 находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации

4259 или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего

4260 предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

4261 Российской Федерации", член Совета Федерации Андрей Юрьевич Молчанов также

4262 просит рассмотреть без своего участия.

4263

4264 Доклад по всем законопроектам - пунктам 13.1, 13.2, 13.3 и 13.4 повестки дня

4265 - сделает Алексей Михайлович Плахотников, член Комитета по собственности.

4266

4267 Пожалуйста.

4268

4269 ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4270

4271 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На рассмотрение

4272 Государственной Думы представлено четыре альтернативных проекта федеральных

4273 законов, которые по своему содержанию являются во многом идентичными.

4274

4275 Схожесть их в том, что они предусматривают внесение изменений в пункт 2

4276 статьи 3 упомянутого федерального закона, согласно действующей редакции

4277 которого преимущественное право выкупа арендуемого государственного и

4278 муниципального имущества предоставляется субъектам малого и среднего

4279 предпринимательства, надлежащим образом перечислявшим арендную плату в

4280 течение всего срока аренды такого имущества. Но об этой схожести чуть

4281 попозже, сейчас хочу остановиться на иных положениях рассматриваемых

4282 законопроектов.

4283

4284 Комитет по собственности не поддержал законопроект депутатов Государственной

4285 Думы Дмитриевой и других, которым предусмотрено введение единого для всей

4286 страны ограничения максимальной площади выкупаемых помещений - 5 тысяч

4287 квадратных метров, а также максимального срока предоставления рассрочки при

4288 оплате стоимости выкупаемого имущества - десять лет.

4289

4290 Напомню, что согласно действующей редакции федерального закона такие

4291 показатели устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Согласно

4292 федеральному закону номер 159 к сфере его действия относятся объекты

4293 недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности субъектов

4294 Российской Федерации и в муниципальной собственности. В этой связи с учётом

4295 положений статей 71, 72, 73, 114, 132 Конституции Российской Федерации, а

4296 также правовых норм федеральных законов "Об общих принципах организации

4297 законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

4298 власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации

4299 местного самоуправления в Российской Федерации" установление конкретных

4300 максимальных показателей площади помещений и срока рассрочки является

4301 предметом ведения субъектов Российской Федерации, которые должны учитывать

4302 специфику социально-экономического развития региона, величину средней площади

4303 помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, их

4304 складывающуюся рыночную стоимость и иные условия. В субъектах Российской

4305 Федерации соответствующие законы приняты, вступили в силу и действуют, и в

4306 большинстве случаев достаточно успешно.

4307

4308 Положение законопроекта Законодательного собрания Ленинградской области о

4309 конкурсном порядке заключения договоров оценки выкупаемого недвижимого

4310 имущества не соответствует правовым нормам Федерального закона "О размещении

4311 заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для

4312 государственных и муниципальных нужд", согласно которому указанные договора

4313 могут заключаться не только на конкурсной основе, но и иными предусмотренными

4314 данным федеральным законом способами. На практике, как правило, согласно

4315 этому федеральному закону формируется муниципальный заказ и через аукцион

4316 проводится оценка предлагаемого к продаже имущества.

4317

4318 Норма указанного законопроекта о расширении сферы его применения на

4319 юридические лица, единственным учредителем которых является физическое лицо,

4320 ранее арендовавшее соответствующее помещение в качестве индивидуального

4321 предпринимателя, в целом заслуживает поддержки. Однако необходимо иметь в

4322 виду отсутствие юридической правопреемственности по правам и обязанностям, в

4323 том числе в части договоров аренды между индивидуальным предпринимателем и

4324 вновь созданным юридическим лицом, даже в случае если его единственным

4325 учредителем является указанный индивидуальный предприниматель.

4326

4327 Юридически неопределённым является использование в законопроекте понятия

4328 "ранее", поскольку остаётся неясным, какой временной промежуток имели в виду

4329 авторы законопроекта. В этой связи замечание: в законопроекте формулировка

4330 нуждается в существенной переработке.

4331

4332 Законопроектом Законодательного собрания Ленинградской области предлагается

4333 также включить в Федеральный закон "О развитии малого и среднего

4334 предпринимательства в Российской Федерации" положение о том, что

4335 государственное или муниципальное имущество, включённое в перечни объектов

4336 недвижимого имущества, предназначенного для предоставления в аренду и

4337 пользование субъекта малого и среднего предпринимательства, передаётся

4338 последним без проведения торгов.

4339

4340 Комитет по собственности отмечает, что указанное предложение противоречит

4341 Федеральному закону "О защите конкуренции", в соответствии с которым

4342 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования и иных

4343 договоров в отношении государственного и муниципального имущества может быть

4344 осуществлено только по результатам проведения конкурсов и аукционов. При этом

4345 до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения

4346 торгов договоров аренды, заключённых до 1 июля 2008 года с субъектами малого

4347 и среднего предпринимательства. Кроме того, в законопроекте упоминаются

4348 только договора аренды, в то время как в упомянутом федеральном законе

4349 указаны в том числе договора безвозмездного пользования. В этой связи

4350 соответствующие поправки необходимо вносить в статью 17-1 Федерального закона

4351 "О защите конкуренции", а не в Федеральный закон "О развитии малого и

4352 среднего предпринимательства...".

4353

4354 Ну и в заключение хочу вернуться к схожим положениям всех четырёх

4355 законопроектов, которые предусматривают реформирование в той или иной форме

4356 пункта 2 статьи 3. Проблема здесь есть. Вместе с тем предлагаю отклонить

4357 указанные изменения. У Комитета по собственности есть более эффективное и

4358 радикальное решение проблемы: мы предложили полностью исключить пункт 2

4359 статьи 3 федерального закона номер 159 о том, что условием предоставления

4360 преимущественного права на выкуп арендуемого имущества является тот факт, что

4361 плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение

4362 срока аренды.

4363

4364 Таким образом, реализация права на выкуп полностью перестанет зависеть от

4365 наличия задолженности по арендной плате независимо от времени её

4366 возникновения. Комитетом подготовлена соответствующая поправка, и планируется

4367 её включение в ближайшее время при рассмотрении во втором чтении проекта

4368 федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты

4369 Российской Федерации". Кроме того, указанной поправкой предлагается отменить

4370 обязательный залог выкупаемого в рассрочку помещения и отнести решение о

4371 применении или неприменении залога на договорные отношения сторон.

4372

4373 С учётом изложенного Комитет по собственности принял решение рекомендовать

4374 Государственной Думе отклонить все представленные законопроекты.

4375

4376 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, пока оставайтесь на

4377 трибуне.

4378

4379 Коллеги, есть ли вопросы? Два вопроса: Олег Васильевич Шеин и Анатолий

4380 Евгеньевич Локоть.

4381

4382 Пожалуйста, Олег Васильевич.

4383

4384 ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".

4385

4386 Спасибо большое.

4387

4388 У меня вопрос к представителю комитета.

4389

4390 Конечно, информация, которую вы сейчас сообщили, не может не радовать, вместе

4391 с тем хотелось уточнить: не готов ли комитет рассмотреть возможность

4392 корректировки нашего закона в том смысле, чтобы разрешить приватизацию через

4393 преимущественное право выкупа для арендаторов тех помещений, которые включены

4394 в так называемый реестр поддержки малого бизнеса? Не секрет, что сейчас

4395 местные органы власти в этот реестр, в который входят помещения, запрещённые

4396 к приватизации, включают по максимальному перечню всё, что только находится в

4397 этих городах, чтобы предприниматели-арендаторы, не могли воспользоваться

4398 преимущественным правом выкупа.

4399

4400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович.

4401

4402 ПЛАХОТНИКОВ А. М. Наверное, где-то такое есть. Если вы знаете где, то

4403 сообщите в Комитет по собственности. Вот у нас на сегодняшний день следующая

4404 информация из регионов. Почти во всех регионах установлен перечень

4405 предпринимателей, которые могут пользоваться этим правом, например, в Тамбове

4406 - это двести тридцать человек, в Воронеже - семьсот семьдесят. Проведена

4407 почти во всех регионах рыночная оценка этого имущества. Цены где-то от 17

4408 тысяч до 44 тысяч, вот примерно такая стоимость, я не беру Москву и столицы

4409 наших областей. На сегодняшний день отказы от того, чтобы приватизировать,

4410 единичные, ну, где-то, мы отмечаем, 3 процента составляют те предприниматели,

4411 которые не собираются выкупать имущество. Всё остальное идёт... Ну, если уж

4412 взять по цифрам, то, например, в Тамбове двадцать шесть договоров заключено

4413 на 7 тысяч квадратных метров, это примерно 170 миллионов рублей. Посчитайте,

4414 получается стоимость квадратного метра примерно 25 тысяч рублей, это неплохо.

4415 В Воронеже уже заключено шестьдесят шесть договоров. Первые проплаты уже

4416 пошли, первые предприниматели без рассрочки выкупают имущество. Правда,

4417 единицы, но выкупают.

4418

4419 Что касается вашего замечания. Такое мы отмечали, я не могу сейчас сказать

4420 точно, по-моему, в Твери даже обращались в прокуратуру через

4421 предпринимательские сообщества, для того чтобы вот этот налёт снять. Если у

4422 вас есть такая информация, давайте мы вместе поработаем.

4423

4424 Что касается изменений в закон, то мы постоянно мониторим работу этого

4425 закона. Но всего три месяца закон действует, он только-только набирает силу.

4426

4427 Вот те два момента, о которых я говорил... Пункт 2 статьи 3 мы будем

4428 отменять. Поэтому я всех депутатов призываю поддержать наше предложение по

4429 этому вопросу.

4430

4431 Спасибо.

4432

4433 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.

4434

4435 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

4436

4437 Уважаемый Алексей Михайлович, вы сказали, что мониторите, вы сказали, что

4438 довольно успешно закон действует. Но я уже как-то выступал и говорил: закон

4439 мёртвый, в Новосибирске закон не работает, потому что менее 1 процента

4440 хозяйствующих субъектов малого предпринимательства могут воспользоваться этим

4441 законом, ну, исходя из реальных условий. Я не буду комментировать, в

4442 общем-то, вы сказали достаточно подробно об этом. Поэтому хотелось бы

4443 услышать всё-таки какую-то статистику, если она есть, действительно реальную

4444 статистику: какой процент малых предпринимателей в стране уже

4445 воспользовались, планируют воспользоваться и имеют возможности

4446 воспользоваться этим? Это один момент.

4447

4448 И второй момент. Предложение комитета очень важное, оно действительно во

4449 многом разрешает противоречия, о которых мы говорим, спорим. Но где гарантия,

4450 что это пройдёт? Из опыта прохождения этого закона - пять лет он проходил...

4451 (Микрофон отключён.)

4452

4453 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4454

4455 Пожалуйста, Алексей Михайлович.

4456

4457 ПЛАХОТНИКОВ А. М. Анатолий Евгеньевич, вы вспомните, как мы с вами голосовали

4458 за него: проголосовали за четыреста тридцать три человека. Если мы эту

4459 поправку - она в конце апреля будет, я в этом уверен и хочу, чтобы вы её

4460 поддержали, - проголосуем опять так же, то, естественно, она будет работать.

4461

4462 Что касается Новосибирска. Вот этот закон, если внимательно посмотреть

4463 некоторые его пункты, как лакмусовая бумажка: как относится руководство того

4464 или иного региона к малому и среднему бизнесу. Вот сегодня приводили пример.

4465 Псковская область: 50 метров - один год рассрочки. Вот так псковичи,

4466 псковская администрация относится к малому и среднему бизнесу. А если,

4467 например, взять другие регионы, там 5 тысяч, 3 тысячи квадратных метров - до

4468 пяти лет рассрочки. Вот там так к малому бизнесу относятся. Что касается

4469 Новосибирска, я возьму на заметку, вам потом расскажу, как это делается, но я

4470 думаю, что немножко не так.

4471

4472 Что касается статистики, то на сегодняшний день в большинстве регионов

4473 определены списки предпринимателей, которым будет предоставлено это право

4474 отсрочки. Примерно в 30 процентах субъектов закончена рыночная оценка этого

4475 имущества, начинается заключение договоров. Ну, где-то 20 процентов договоров

4476 заключено и примерно 5 процентов выкупленного имущества. Это вот по той

4477 статистике, которую я собираю, моей личной.

4478

4479 Ну, три месяца... давайте мы потом вернёмся, пусть хотя бы девять месяцев

4480 пройдёт. В городе Тамбове 1-2 июня будет проходить наше выездное заседание.

4481 Одним из вопросов будет именно мониторинг практики применения этого закона,

4482 предложения по изменению этого закона. Приглашаю всех депутатов принять

4483 участие в нём.

4484

4485 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь.

4486

4487 Коллеги, есть ли желание выступить у кого-то?

4488

4489 С места, да, Анатолий Евгеньевич? Пожалуйста, с места, депутат Локоть.

4490

4491 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

4492

4493 Уважаемый Алексей Михайлович, я многое знаю об истории этого законопроекта,

4494 поскольку являюсь одним из его соавторов. И что касается тех требований,

4495 которые в результате в законе этом закреплены, - я ещё раз хочу обратить на

4496 это внимание - это не мнение властей, это не отношение глав муниципалитетов и

4497 мэрий (в этом отношении, кстати, мы довольно плотно в Новосибирске работаем,

4498 там самые благожелательные настроения, хотят, чтобы закон заработал), это

4499 отношение прокуратуры. Сегодня никто из глав муниципалитетов голову в петлю

4500 совать не хочет, потому что очень много противоречий и на каждое неверное

4501 действие, если чуть-чуть где-то муниципалитет каким-то распоряжением нарушает

4502 закон, прокуратура тут же реагирует, выражает своё отношение. Поэтому есть

4503 отношение прокуратуры, и сказано: у вас написано "надлежащим образом" - как

4504 понимать эту запись? А таким образом её следует понимать: чтобы в течение вот

4505 этих лет ни на один день оплата эта не была бы задержана. В Новосибирске

4506 таких предприятий из тысячи аж четырнадцать. Всё, на этом закончилось

4507 действие этого закона. Поэтому я и говорю, что закон мёртвый, по крайней мере

4508 в отношении Новосибирска. Я не знаю, как в других местах он работает, но вот

4509 эта норма - это просто барьер, и перепрыгнуть через него никак нельзя. Что

4510 изменится в течение года? Ну вряд ли что-то изменится в этом отношении.

4511

4512 Я хочу сказать нашему коллеге депутату Грачёву, что здесь не этот закон, не

4513 159-й ставит в такое положение и заставляет заниматься этим вопросом малое

4514 предпринимательство, а 131-й закон, статья 50 которого требует приватизации

4515 имущества, не связанного с исполнением полномочий муниципальных, это касается

4516 131-го закона, именно он является вот таким толчком. И вот этот 159-й закон -

4517 это ответная мера, рождённая стремлением разрешить эту проблему, постараться

4518 создать такие условия для малого предпринимательства, чтобы они вот эту

4519 приватизацию без ущерба для себя проходили, с преференциями. Было всё

4520 заложено в этом законе, когда он был законопроектом, там всё решалось - и

4521 вопросы площади решались, и вот эти условия были более мягкие.

4522

4523 Я хочу ещё раз напомнить или, может, кому-то открыть глаза, как всё это было.

4524 Дело в том, что мы приняли этот законопроект и в первом чтении, и во втором

4525 потом чтении, но именно московская исполнительная власть, именно мэрия Москвы

4526 тогда за ночь сумела поставить - ну, извините за непарламентское выражение -

4527 на уши всех, и мы вынуждены были... вернее, не мы вынуждены были, а парламент

4528 на пленарном заседании возвращал законопроект из третьего во второе чтение,

4529 вносил поправки, и в результате он тогда принял вот такой вид, какой он

4530 сегодня имеет. Вот так дорога, что называется, в ад, она выложена вот этими

4531 самыми намерениями хорошими. Потому, наверное, сам закон и особенно тех, кто

4532 пытался разрешить эту проблему, ругать-то не надо, потому что намерения были

4533 самые благие. Именно исходя из этого наша фракция сегодня будет голосовать за

4534 все четыре альтернативных законопроекта, именно потому, что нет никакой

4535 гарантии, что за ночь опять кто-то не позвонит из правительства или из

4536 какого-нибудь субъекта Федерации и не заставит Думу отказаться от этих своих

4537 хороших намерений разрешить эту важную проблему. Это вопрос, в конце концов,

4538 собираемся мы поддерживать наше малое предпринимательство не на словах или не

4539 собираемся, просто толчём воду в ступе.

4540

4541 В предыдущем периоде мы пять лет ходили вокруг этой проблемы, пять лет! Мы не

4542 хотим, чтобы следующий цикл продлевался ещё на пять лет, поэтому мы будем

4543 голосовать последовательно за все четыре законопроекта, хотя они, конечно, не

4544 в равной степени решают эту проблему.

4545

4546 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.

4547

4548 ШЕИН О. В. Я бы не стал критиковать комитет, потому что комитет в рамках тех

4549 ресурсов, которые у него имеются, делает всё возможное, и отметил бы для

4550 начала, что решена принципиальная задача: наложен мораторий на ту

4551 принудительную распродажу непонятным лицам помещений, которые используются

4552 арендаторами, и это само по себе, конечно, во многом людям помогло и дало

4553 некоторую стабильность.

4554

4555 Бесспорно, наша фракция будет голосовать за те законопроекты, которые сегодня

4556 предлагаются. Вместе с тем я бы хотел обратить внимание комитета на несколько

4557 вещей.

4558

4559 Первое. Нам по-любому необходимо - и просьба это сделать в рамках тех

4560 изменений, которые комитет настроен осуществлять, - расширить сами сроки

4561 действия закона. На сегодняшний день закон распространяется лишь на тех

4562 предпринимателей, которые подают заявки о готовности воспользоваться

4563 преимущественным правом выкупа не позднее чем 1 июля 2010 года. Но реально -

4564 вот коллега Локоть говорил про Новосибирск, я могу сказать про Астрахань -

4565 большое количество предпринимателей лишены возможности подачи таких заявок

4566 под самыми надуманными предлогами. Например, вот у меня в городе мэрия

4567 сообщает, что создаёт некую комиссию, надо ждать, когда эта комиссия будет

4568 сформирована, и только после сформирования комиссии можно будет туда

4569 обращаться. Это опять-таки время. Поэтому большая просьба к комитету

4570 вернуться к теме, которую мы обсуждали в этом зале месяц назад, и продлить

4571 срок действия закона, например, до 2011 года. Это первое.

4572

4573 Второе. Ещё раз хочу обратить внимание на необходимость корректировки

4574 указанной 3-й статьи в части предоставления предпринимателям права на выкуп

4575 по преимущественной схеме помещений, которые определены как включённые в

4576 перечень для поддержки предпринимателей. Потому что сегодня есть тенденции, и

4577 не только в моём городе, но и в ряде других городов, когда эти списки

4578 расширяют до невозможности, с тем чтобы никому не дать права

4579 преимущественного выкупа, а потом настаёт июль 2010 года - и кто заявки не

4580 подал, соответственно, могут идти на торги.

4581

4582 И последний момент, о котором хотелось сказать, тоже обратить внимание

4583 комитета. Абсолютно правильная норма в законе о том, что таким правом могут

4584 воспользоваться предприниматели, которые работают не менее трёх лет в

4585 помещении, поскольку иначе очевидно, что чиновники могут сами себе сдать в

4586 аренду эти помещения, а потом воспользоваться преимущественным правом выкупа.

4587 Почему бы нам такое право не предоставить тем предпринимателям, у которых

4588 этот срок - три года - наступает сегодня, не в момент принятия закона, а

4589 сегодня? Если предприниматель два с половиной года проработал в помещении до

4590 момента принятия нашего закона, почему бы не разрешить ему тоже

4591 воспользоваться таким преимущественным правом?

4592

4593 Большая просьба к комитету: пригласить в рабочем порядке меня и коллегу

4594 Локотя, поскольку мы вместе с ним этим вплотную занимаемся, перед тем, как

4595 комитет будет предлагать свой законопроект Госдуме, чтобы просто в рабочем

4596 режиме обсудить наши предложения. Я надеюсь, что часть из них комитет сочтёт

4597 целесообразным принять.

4598

4599 Спасибо.

4600

4601 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4602

4603 Рохмистров Максим Станиславович.

4604

4605 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемая Любовь Константиновна, коллеги! Я, как один из

4606 соавторов этого законопроекта, могу сказать, что он шёл очень тяжело, очень

4607 долго и реально опоздал со своим вступлением в действие. Если бы он нормально

4608 вступил в действие в тот момент, когда был внесён в Думу, наверное, сегодня в

4609 рамках кризиса у нас была бы создана некая группа стабильно работающих малых

4610 предприятий. Арендная плата - это достаточно серьёзная нагрузка на те малые

4611 предприятия, которые есть. Кроме того, сейчас тем предприятиям, которые

4612 занимают отдельные здания, поскольку у нас никак не произойдёт слияние

4613 объекта и земли, ещё в дополнение к этой рыночной арендной плате и землю в

4614 аренду вешают.

4615

4616 Данный законопроект - это один из немногих законопроектов, в создании

4617 которого участвовали все фракции, в том числе и Председатель Государственной

4618 Думы там соавтором является. Но то, что получилось в законе, я считаю, это не

4619 помощь малым предприятиям, а только декларация помощи. Во-первых, закон не

4620 выгоден субъектам. Мы им отдаём всю полноту принятия решений изначально.

4621 Субъектам выгодно сдавать в аренду имущество, а не получать разовые платежи,

4622 да ещё и с рассрочкой на несколько лет, по выкупу этих помещений. Поэтому

4623 нарушения есть, нарушения будут, и закон не будет работать, пока в нём не

4624 появятся нормы прямого действия. А нормы прямого действия надо принимать

4625 именно здесь, в здании Государственной Думы, потому что здесь в первую

4626 очередь голова болит не о бюджете своего субъекта или ещё чего-то, а голова

4627 болит о развитии предприятий.

4628

4629 Наша фракция всегда выступала за то, чтобы, во-первых, был закон прямого

4630 действия, чтобы нельзя было, как здесь неоднократно говорили, использовать

4631 всякие ухищрения, которые не дают реализовываться закону. Те цифры, которые

4632 здесь называли, - они просто смешные, понимаете? То есть 7 тысяч квадратных

4633 метров выкуплено в лучшем регионе страны. В Москве, я думаю, и 1 тысячи нет,

4634 в других регионах тоже. До смешного доходят со всякими ухищрениями: не

4635 принимают заявления, включают фонды развития малого бизнеса, которые не

4636 подлежат приватизации, только аренде малыми предприятиями. Делается всё и

4637 будет делаться, чтобы закон не работал, и не будет работать закон, даже если

4638 мы примем все три, все четыре альтернативных законопроекта. Они не решают

4639 проблему, потому что всё равно у нас принимает решение лицо, не

4640 заинтересованное в его реализации. Субъект не заинтересован. Это может быть

4641 личное убеждение какого-то руководителя субъекта, и тогда там что-то

4642 двигается, но субъект экономически не заинтересован в работе этого закона.

4643 Это федеральная программа, её надо осуществлять из Государственной Думы, в

4644 том числе говорить о том, кто является добросовестным, а кто

4645 недобросовестным. Трактование здесь возможно любое, по-разному трактуется и

4646 прокуратурой, и комитетами по управлению имуществом.

4647

4648 И второе. Посмотрите статистику. Кого у нас больше всего из чиновников

4649 сажают? Сажают у нас больше всего, горят, что называется, руководители

4650 комитетов по управлению государственным имуществом субъектов. Больше всего

4651 нарушений законодательства, больше всего коррупции именно там. И мы им отдаём

4652 всю полноту власти в вопросе помощи и поддержки малого предприятия! Не будут

4653 они этого делать никогда!

4654

4655 Ещё раз я призываю Государственную Думу вернуться к этим вопросам, сделать

4656 законом прямого действия, не отдавать на откуп субъектам поддержку малого

4657 бизнеса. Потому что сегодня это сохранение рабочих мест, это создание условий

4658 на рабочих местах, это вообще основа сущест?