Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 141018-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

у Президента РФ
28.04.2009

Номер законопроекта:141018-5
Комментарий законопроекта:в части установления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей
Дата внесения законопроекта в ГД:16.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/141018-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по культуре
Комитет ГД по образованию
Комитет ГД по охране здоровья
Дата изменения статуса/фазы:28.04.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:71-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №141018-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

в части установления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей

Дата заседания 15.04.2009, номер заседания 87, строк в стенограмме 8555

О проекте федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1083 Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. Пункт 3.

1084

1085 По ведению - Карпович Наталья Николаевна.

1086

1087 КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1088

1089 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Просим вас поддержать

1090 законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях

1091 прав ребёнка в Российской Федерации". В ходе дополнительных консультаций по

1092 тексту законопроекта мы подготовили поправки. Так как законопроект прошёл

1093 процедуру второго чтения и подготовлен к рассмотрению сегодня в третьем

1094 чтении, просим, руководствуясь частью четвёртой статьи 125 Регламента,

1095 поставить на голосование вопрос о возвращении проекта федерального закона "О

1096 внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в

1097 Российской Федерации" к процедуре второго чтения.

1098

1099 Спасибо.

1100

1101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас докладчик по данному вопросу

1102 Мизулина Елена Борисовна. Она будет выступать?

1103

1104 Пожалуйста, Мизулина Елена Борисовна. У вас что, другое мнение? Не

1105 возвращать? Пожалуйста.

1106

1107 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

1108 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

1109

1110 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Только что в соответствии с

1111 Регламентом Наталья Николаевна озвучила предложение относительно возвращения

1112 к процедуре второго чтения, чтобы мы могли проголосовать за две поправки.

1113

1114 Одна поправка чисто редакционная, а вторая поправка связана с необходимостью

1115 урегулирования вопроса, той неопределённости, которая была выявлена в ходе

1116 подготовки законопроекта к третьему чтению. Речь идёт о том, что меры,

1117 связанные с порядком пребывания детей в общественных местах, могут

1118 распространяться также на транспортные средства общего пользования. В ходе

1119 консультаций выяснилось, что маршруты следования транспортных средств общего

1120 пользования могут проходить по территориям двух и более субъектов Российской

1121 Федерации, и, соответственно, возник вопрос: как быть, если в каком-то

1122 субъекте введут эти меры, а в каком-то нет? Потому что согласно нашей

1123 концепции субъект Федерации может вообще не вводить меры по упорядочению

1124 пребывания детей в общественных местах, если всё в порядке с правами детей в

1125 этом субъекте Российской Федерации. Поправка, которую мы вам предлагаем,

1126 заключается в том, чтобы соглашением между субъектами Российской Федерации...

1127

1128 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1129

1130 МИЗУЛИНА Е. Б. Давайте я договорю, осталось два слова буквально.

1131

1132 ...чтобы соглашением между субъектами Российской Федерации такой вопрос мог

1133 быть урегулирован. Мы просили бы поддержать предложение о возвращении к

1134 процедуре второго чтения и затем уже проголосовать эти две поправки.

1135

1136 Спасибо.

1137

1138 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1139

1140 Ставится на голосование предложение возвратить законопроект к процедуре

1141 второго чтения. Кто за? Прошу голосовать.

1142

1143 Включите режим голосования.

1144

1145 Покажите результаты голосования.

1146

1147 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 42 сек.)

1148 Проголосовало за 399 чел.88,7%

1149 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1150 Воздержалось 0 чел.0,0%

1151 Голосовало 400 чел.

1152 Не голосовало 50 чел.11,1%

1153 Результат: принято

1154

1155 Принято.

1156

1157 Пожалуйста, Елена Борисовна. В принципе вы сформулировали эти поправки.

1158

1159 МИЗУЛИНА Е. Б. Да, я уже сформулировала.

1160

1161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть две поправки, которые

1162 предложено принять. Есть ли необходимость их обсуждать? Нет. Ставится на

1163 голосование...

1164

1165 Жириновскому Владимиру Вольфовичу включите микрофон, пожалуйста.

1166

1167 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пусть ваш заместитель, который сидит, смотрит в зал, а не в

1168 бумаги, потому что мы здесь сидим, на галёрке... и тяжело сюда посмотреть. Я

1169 возражал против этого места.

1170

1171 Елена Борисовна, зачем создавать сложности? Вы сразу неправильно написали:

1172 дети, находящиеся в общественном транспорте. Если бы вы дали точную

1173 формулировку: в городском транспорте... При чём здесь другие субъекты? При

1174 чём здесь междугородние автобусы? Это вообще недопустимо - вмешиваться в

1175 нахождение детей в междугороднем транспорте. А если они возвращаются от

1176 родственников, то мы будем позволять их штрафовать? Вот ты едешь в автобусе,

1177 въехал в город уже в половине одиннадцатого - мы оштрафуем твоих родителей.

1178 На городском транспорте! Но и это тоже недопустимо - дети тоже могут долго

1179 ехать, автобус может поздно подойти на остановку. Что мы проблемы создаём?!

1180 Вообще нужно убрать эту позицию про транспорт! Находятся в транспорте -

1181 молодцы, значит, возвращаются домой или туда, где они будут ночевать. А вы

1182 создаёте коллизию, которая будет только чревата... Да ещё и соглашения между

1183 субъектами! Сейчас все... (Микрофон отключён.)

1184

1185 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1186

1187 МИЗУЛИНА Е. Б. Можно отвечать, да?

1188

1189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна.

1190

1191 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Владимир Вольфович, если мы не примем эти поправки,

1192 мы создадим проблему. Пример - Москва и Московская область, где городской

1193 транспорт фактически пересекает границу Москвы и Московской области. Если в

1194 Москве закон принимают, а в Московской области нет, то тогда и будут

1195 оштрафовывать детей. Если мы принимаем вот эти поправки, то без заключения

1196 специального соглашения между субъектами Российской Федерации, по территориям

1197 которых проходит такой общественный транспорт, невозможно привлечение к

1198 административной ответственности ни родителей этих детей, ни, естественно,

1199 водителей транспортных средств, которые допускают незаконный провоз детей, то

1200 есть он не будет считаться незаконным.

1201

1202 Поэтому мы просили бы поддержать эти поправки. Они устраняют те проблемы,

1203 которые вы сейчас справедливо заметили.

1204

1205 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1206

1207 Нет больше вопросов.

1208

1209 Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

1210 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1211

1212 Включите режим голосования.

1213

1214 Покажите результаты голосования.

1215

1216 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 37 сек.)

1217 Проголосовало за 394 чел.87,6%

1218 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1219 Воздержалось 6 чел.1,3%

1220 Голосовало 401 чел.

1221 Не голосовало 49 чел.10,9%

1222 Результат: принято

1223

1224 Принято.

1225

1226 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

1227 внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в

1228 Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1229

1230 Включите режим голосования.

1231

1232 Покажите результаты голосования.

1233

1234 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 15 сек.)

1235 Проголосовало за 407 чел.90,4%

1236 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1237 Воздержалось 0 чел.0,0%

1238 Голосовало 408 чел.

1239 Не голосовало 42 чел.9,3%

1240 Результат: принято

1241

1242 Принято.

1243

1244 Пожалуйста, предложение.

1245

1246 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правовая и

1247 лингвистическая экспертизы этого законопроекта проведены, и мы просили бы

1248 вынести его на "час голосования" в третьем чтении.

1249

1250 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1251

1252 Афанасьева Елена Владимировна и Останина Нина Александровна будут выступать

1253 по мотивам. Сейчас я запишу.

1254

1255 Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1256

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6714 Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

6715 "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".

6716

6717 Перед голосованием по мотивам - депутат Афанасьева Елена Владимировна. До

6718 трёх минут.

6719

6720 АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.

6721

6722 Уважаемые коллеги, суть нашего законопроекта - установление ряда мер по

6723 содействию физическому, духовному и нравственному воспитанию детей и

6724 формированию у них навыков или тяги к здоровому образу жизни. Конечно, суть

6725 благая, но в то же время, пытаясь реализовать данные меры, мы опять спускаем

6726 всё на регионы. Мы разрешаем, даём им возможность вводить или уменьшать:

6727 хочешь - вводи административную ответственность для юридических лиц или

6728 родителей, хочешь - не вводи. И в том случае, если ты нарушил закон, но такая

6729 ответственность на уровне субъекта не введена, значит, ты не понесёшь

6730 никакого наказания, получается, можно действовать и дальше в том же самом

6731 русле. Также получается, что вроде бы закон на федеральном уровне будет

6732 существовать, но никто не прогнозирует, как он будет действовать на уровне

6733 субъектов Российской Федерации, хотя, конечно, примеры положительные такие

6734 есть уже в субъектах.

6735

6736 Другое противоречие в этом законе, которое хотелось бы отметить, - это статья

6737 14. Вот пункт 1 и пункт 2 говорят о том, что существуют виды информации,

6738 которые не рекомендованы для детей в возрасте до шестнадцати лет: реклама

6739 алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганда социального, расового,

6740 национального, религиозного неравенства, печатная продукция, видео- и

6741 аудиопродукция, которая пропагандирует элементы жестокости, насилия,

6742 употребление наркотиков, антиобщественные действия. Мы, фракция ЛДПР,

6743 считаем, что необходимо именно вот здесь установить возрастной ценз

6744 восемнадцать лет, а не как сейчас - шестнадцать лет. Однако, если посмотреть

6745 новую статью 14-1, которую мы с вами сегодня принимаем, видно, что мы не

6746 меняем статью 14 как таковую, и вот этот возраст - шестнадцать лет -

6747 остаётся, что логически неправильно по отношению к предложенной новой статье

6748 14-1, где установлен другой возрастной ценз - до восемнадцати лет.

6749

6750 Закон, который ограничивает право детей в возрасте до восемнадцати лет

6751 находиться в определённых местах, вообще, вызывает большой резонанс. И вот в

6752 последнюю неделю, которую мы работали в регионах, очень много было обращений

6753 наших избирателей - родителей, которые имеют детей-подростков в возрасте

6754 шестнадцати - семнадцати лет. Они выражают как бы своё удивление: что вы

6755 хотите сделать этим законом? Они не понимают, как будут применяться санкции,

6756 не понимают, каким образом и куда будут, так скажем, увозить их детей, если

6757 их застали на улице после 22 часов, не понимают, каким образом будут

6758 взиматься штрафы, если они будут установлены. В то же время наши избиратели

6759 говорят о другой вещи: вы, депутаты Государственной Думы, в очередной раз

6760 действуете в интересах определённых ведомств, в данном случае - ведомств

6761 правоохранительных, потому что именно эти ведомства должны защищать...

6762 (Микрофон отключён.)

6763

6764 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6765

6766 Останина Нина Александровна, по мотивам.

6767

6768 ОСТАНИНА Н. А. Спасибо.

6769

6770 Уважаемые коллеги, несомненно, обсуждаемый нами законопроект - один из самых

6771 заметных из тех, которые вносились в Государственную Думу в последнее время.

6772 И не только потому, что его внёс президент, а ещё и по той причине, что он

6773 касается значительной части нашего общества - детей, которых насчитывается у

6774 нас в России двадцать шесть миллионов на сегодняшний день. На самом деле мы

6775 ещё даже в третьем чтении законопроект не приняли, а он уже оброс слухами,

6776 домыслами, состоялись публичные обсуждения закона, неоднократно высказывались

6777 различные мнения - от прямого "за" до "категорически против".

6778

6779 Но мне хотелось бы сказать о другом. Наша фракция в первом и втором чтениях

6780 поддерживала законопроект и сейчас солидарно проголосует за. Просто мы

6781 считаем нужным высказать своё особое мнение не только в отношении этого

6782 закона, а в отношении государственной детской политики вообще, точнее, об

6783 отсутствии таковой, о чём сказал президент Медведев - о том, что в России нет

6784 современной системы защиты детства. Первое предложение, исходившее от него, -

6785 как раз вот эти поправки в закон, которые мы с вами сейчас рассматриваем. Но

6786 будет очень плохо, если мы остановимся на этом, сделаем только этот первый

6787 шаг, а дальнейшие шаги сделаны не будут, ибо это действительно не вся

6788 государственная детская политика. В любом случае, если мы сейчас не

6789 позаботимся о том, чтобы помочь регионам реализовать предоставленную им

6790 возможность организовать альтернативные формы досуга для наших детей, которых

6791 мы убрали с улицы, выделением для этого специальных средств, то грош цена

6792 этому закону, получается, много шума из ничего. В любом случае наша фракция

6793 считает, что путь здесь только один - изменить социальную политику

6794 кардинальным образом, а именно детскую политику. И в этом смысле, самое

6795 главное, оценку, наверное, власти давать не по тому, сколько процентов

6796 проголосуют в регионах за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", а по тому, сколько мест в

6797 различных детских учреждениях приходится на одного ребёнка, проживающего в

6798 данном регионе. Вот это будет критерий оценки власти.

6799

6800 Мы сегодня уже обсуждали поправки в закон о бюджете во втором чтении. Мы

6801 видели, как прошли предложенные депутатами нашей фракции социальные поправки,

6802 которые касаются детей. Поэтому возникают большие опасения, что вот этот

6803 закон будет носить характер пиара, так сказать, и желаемого результата не

6804 принесёт. Да, мы уберём детей с улицы, но мы не защитим ни нравственное, ни

6805 духовное здоровье наших детей и, пожалуй, не защитим тех людей, которые

6806 находятся на улице, от самих детей, которые озлобленными выйдут туда.

6807

6808 Поддерживая данный законопроект, я всё-таки призываю партию большинства в

6809 Государственной Думе внимательней отнестись к тем предложениям в плане

6810 поддержки детей, с которыми мы выходим. У нас должна быть государственная

6811 детская политика, но сегодня в России этой политики нет.

6812

6813 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6814

6815 Коллеги, кто за то, чтобы принять в третьем чтении проект федерального закона

6816 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка

6817 в Российской Федерации"?

6818

6819 Включите режим голосования.

6820

6821 Покажите результаты.

6822

6823 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 17 сек.)

6824 Проголосовало за 409 чел.90,9%

6825 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6826 Воздержалось 0 чел.0,0%

6827 Голосовало 409 чел.

6828 Не голосовало 41 чел.9,1%

6829 Результат: принято

6830

6831 Принято.

6832

Дата заседания 27.03.2009, номер заседания 83, строк в стенограмме 7470

О проекте федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

496 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

497 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

498

499 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Просим исключить из

500 сегодняшней повестки пункт 3, о проекте федерального закона "О внесении

501 изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в

502 Российской Федерации", для проведения дополнительных консультаций.

503

504 Спасибо.

505

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

780 Депутат Мизулина просит снять пункт 3 с рассмотрения. Никто не настаивает на

781 ином решении? Нет.

782

Дата заседания 25.03.2009, номер заседания 82, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1267 Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении. Пункт 7, проект федерального

1268 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав

1269 ребёнка в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам

1270 семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной.

1271

1272 Пожалуйста, Елена Борисовна.

1273

1274 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

1275 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

1276

1277 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию

1278 предлагается законопроект, который был внесён Президентом Российской

1279 Федерации 16 декабря прошлого года и был принят Государственной Думой в

1280 первом чтении 28 января этого года.

1281

1282 На данный законопроект поступила пятьдесят одна поправка, из которых сорок

1283 девять комитет включил в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и просил

1284 бы Государственную Думу их поддержать. Две поправки включены в таблицу

1285 поправок, рекомендуемых к отклонению, комитет также просил бы утвердить и эту

1286 таблицу.

1287

1288 Я напомню вам, уважаемые коллеги, что этот законопроект касается защиты

1289 духовного и нравственного воспитания и здоровья детей в Российской Федерации

1290 путём введения норм, которые предусматривают полномочия субъектов Российской

1291 Федерации по созданию условий для сферы досуга, организации общественных

1292 мест, где могут находиться дети, и которые наделяют субъекты Российской

1293 Федерации полномочием своими законами определять и устанавливать меры,

1294 упорядочивающие пребывание детей в общественных местах в ночное время, а

1295 также в общественных местах, которые связаны исключительно с продажей

1296 алкогольных напитков либо с эксплуатацией интереса к сексу.

1297

1298 Все поправки, которые поступили на данный законопроект, а среди них и

1299 поправки от семи законодательных органов власти субъектов Российской

1300 Федерации, условно можно разделить на две группы: первая группа - это

1301 содержательные поправки, вторая группа - юридико-технические поправки,

1302 которые устраняют противоречия, приводят к единообразию терминологию самого

1303 законопроекта.

1304

1305 О каких содержательных поправках идёт речь?

1306

1307 Во-первых, я напомню, что когда мы голосовали в первом чтении, то в этом

1308 законопроекте было предусмотрено, что меры, упорядочивающие пребывание детей

1309 в общественных местах, могут вводиться законом субъекта Российской Федерации

1310 применительно к детям младше четырнадцати лет. Поправками, которые мы вам

1311 представляем, - это поправки 9, 15 и 31 в таблице рекомендуемых к принятию -

1312 предлагается повысить возраст детей до восемнадцати лет, то есть такого рода

1313 ограничительные меры, упорядочивающие меры могут вводиться законом субъекта

1314 Российской Федерации относительно детей в возрасте до восемнадцати лет,

1315 субъектам Российской Федерации предоставляются полномочия по снижению этого

1316 возраста до шестнадцати лет применительно к пребыванию детей в общественных

1317 местах в ночное время. Напомню также, что, когда мы с вами принимали этот

1318 законопроект в первом чтении, комитет оговорил возможность и целесообразность

1319 внесения такого рода поправок, ссылаясь в том числе и на статистические

1320 данные, связанные с совершением преступлений. Достаточно сказать, что 75

1321 процентов преступлений и иных правонарушений, которые совершают

1322 несовершеннолетние, приходится на несовершеннолетних в возрасте шестнадцати -

1323 семнадцати лет, то есть такого рода поправки обоснованны.

1324

1325 Вторая содержательная поправка, которая очень важна, касается наделения

1326 субъектов Российской Федерации полномочиями устанавливать законом субъекта

1327 Российской Федерации порядок уведомления родителей, иных законных

1328 представителей или лиц, которые осуществляют мероприятия с участием детей, об

1329 обнаружении ребёнка в общественных местах в нарушение установленных законом

1330 субъекта правил, а также порядок доставления таких детей к месту проживания

1331 родителям, иным законным представителям либо к месту проведения мероприятия

1332 лицам, осуществляющим такое мероприятие, например учителям. Если же родители

1333 отсутствуют, невозможно установить их местонахождение либо есть

1334 обстоятельства, препятствующие этому (например, обнаруживается, что родители

1335 находятся дома и, скажем так, там неприличная компания и идёт пьянка), то

1336 законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено доставление

1337 такого ребёнка в специализированные учреждения для несовершеннолетних,

1338 нуждающихся в социальной реабилитации, ну, в так называемые социальные

1339 реабилитационные центры для несовершеннолетних по месту обнаружения ребёнка.

1340 Порядок пребывания там детей урегулирован другим законом, но может

1341 регулироваться и законом субъекта.

1342

1343 Что же касается поправок, которые комитет рекомендует к отклонению, их две.

1344 Одна поправка, скажем так, немножко противоречивая, потому что группа членов

1345 Совета Федерации предложила не распространять на физкультурно-оздоровительные

1346 учреждения вот такого рода порядок пребывания детей в ночное время. Однако

1347 эти же авторы внесли другую поправку - и мы с ней согласились, - которая

1348 фактически относит физкультурно-оздоровительные учреждения к перечню тех

1349 общественных мест, где могут вводиться законом субъекта Российской Федерации

1350 меры, защищающие детей и упорядочивающие их пребывание в этих местах,

1351 поэтому, конечно, сделано предпочтение в пользу этой поправки.

1352

1353 Поправкой 2 из таблицы отклонённых предлагается включить в этот перечень ещё

1354 и дворы, и подъезды домов, то есть чтобы и для этих мест можно было

1355 устанавливать ограничения. Комитет не рекомендует её принимать, потому что на

1356 самом деле перечень мест, относительно которых будут вводиться такие

1357 ограничения, федеральным законом полностью не установлен, он не является

1358 исчерпывающим, предусмотрено только, что эти места будут определяться в

1359 субъектах в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Органы

1360 местного самоуправления применительно к каждому поселению будут создавать

1361 такие перечни на основании рекомендаций экспертных комиссий. Они тоже будут

1362 создаваться в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Мы

1363 полагаем, что такого рода уточнение - это избыточная детализация, что,

1364 наверное, не соответствует общей рамочной концепции данного проекта

1365 федерального закона.

1366

1367 Комитет просил бы поддержать данный законопроект во втором чтении.

1368

1369 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1370

1371 Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит сорок девять поправок. Нужно ли

1372 отдельно обсуждать какие-либо из них?

1373

1374 Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.

1375

1376 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.

1377

1378 Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу вынести на отдельное голосование

1379 поправку 15.

1380

1381 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1382

1383 Всё, других предложений нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок,

1384 рекомендованных комитетом к принятию, без поправки 15. Кто за? Прошу

1385 голосовать.

1386

1387 Включите режим голосования.

1388

1389 Покажите результаты голосования.

1390

1391 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 24 сек.)

1392 Проголосовало за 402 чел.89,3%

1393 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1394 Воздержалось 0 чел.0,0%

1395 Голосовало 402 чел.

1396 Не голосовало 48 чел.10,7%

1397 Результат: принято

1398

1399 Принято.

1400

1401 Смолин Олег Николаевич, по 15-й поправке, пожалуйста.

1402

1403 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Поправка 15

1404 касается как раз того вопроса, о котором говорила уважаемая Елена Борисовна.

1405 Речь идёт о повышении возраста, до которого дети не могут находиться в

1406 общественных местах, а также на улицах, в транспорте, до восемнадцати лет. Я

1407 напомню, что, когда мы в первом чтении принимали законопроект, действительно

1408 Президент Российской Федерации предлагал установить возраст на уровне

1409 четырнадцати лет. Если не изменяет память, уважаемая Елена Борисовна при

1410 обсуждении законопроекта в первом чтении называла порог в шестнадцать лет.

1411 Это можно было бы понять.

1412

1413 Что касается восемнадцати лет, у меня по этому поводу, мягко говоря, большие

1414 сомнения. Объясняю: у нас довольно много детей в возрасте до восемнадцати лет

1415 учатся на вечерних отделениях средних специальных учебных заведений,

1416 некоторые даже поступают в вузы, довольно много детей, которые учатся на

1417 вечерних курсах при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Если

1418 они не успевают до 22 часов вернуться домой, они подпадают под действие этого

1419 закона. Кроме того, у нас довольно часто дети бывают на спортивных

1420 мероприятиях. Скажем, хоккей чаще всего начинают в семь часов вечера,

1421 примерно два с половиной часа длится матч, если после этого человек не

1422 успевает доехать до дому, он подпадает под действие этого закона.

1423

1424 Я предложил бы данную поправку не принимать и вернуться к тому положению,

1425 которое было при принятии законопроекта в первом чтении, то есть, другими

1426 словами, согласиться с президентскими юристами.

1427

1428 Спасибо.

1429

1430 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна, ваша позиция.

1431

1432 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просили бы

1433 оставить поправку 15 в той редакции, в которой она здесь представлена.

1434 Обращаем ваше внимание, что она связана с 31-й поправкой, а она

1435 предусматривает возможность снижения этого возраста законом субъекта

1436 Российской Федерации до шестнадцати лет. То есть это надо решать

1437 применительно к каждому населённому пункту.

1438

1439 Можно было бы согласиться с логикой Олега Николаевича, вообще оставить только

1440 четырнадцать лет, но, помимо тех данных, которые я приводила, что усиливается

1441 опасность совершения правонарушений и преступлений самими детьми, очень

1442 велика опасность совершения преступлений в отношении детей. Тенденция роста

1443 числа насильственных преступлений в отношении детей, и в первую очередь в

1444 вечернее и ночное время, - к сожалению, это реальность. Не случайно сегодня

1445 мы проводим специальный "правительственный час", на который пригласили наших

1446 ведущих специалистов в этой сфере, представителей министерств и Генеральной

1447 прокуратуры Российской Федерации.

1448

1449 Нам надо выбирать: или мы предусмотрим меры, наделим, точнее, этим законом

1450 субъекты Российской Федерации полномочиями защищать детей с учётом тех

1451 условий, которые есть в субъектах (где-то снизят, где-то нет, соответственно,

1452 этот возраст), либо мы с вами тогда, получится, ничего не сделаем, а будем

1453 только продолжать говорить о растущей опасности и угрозе жизни и здоровью

1454 детей.

1455

1456 Кстати, Олег Николаевич, вы тоже в Омской области работаете, а, я думаю,

1457 Омская область здесь не исключение. Небольшой посёлок Алабата, полторы тысячи

1458 жителей. Совсем недавно мы с ними разговаривали о законопроектах. Я говорю:

1459 "Вот мы сейчас президентский законопроект рассматриваем, но он же вас не

1460 касается, потому что у вас поселение небольшое, все друг друга знают. У вас

1461 же нет никаких ночных заведений, ночных баров". Они говорят: "Как нет? Целых

1462 три ночных бара". То есть это мнение жителей даже таких маленьких отдалённых

1463 населённых пунктов, в которых, казалось бы, такой опасности нет.

1464

1465 Поэтому пусть субъекты Российской Федерации в соответствии с законами решат.

1466 Где есть опасность - значит, они оставят восемнадцать лет (и мы говорим о

1467 том, что детей надо защищать до восемнадцати лет, исключение этим законом

1468 сделано только в соответствии с Гражданским кодексом в отношении тех детей,

1469 которые вступили в брак, то есть они получили полную дееспособность), нет

1470 опасности - значит, снизят до шестнадцати лет.

1471

1472 Мы просили бы эту поправку принять, уважаемые депутаты, это в интересах

1473 детей.

1474

1475 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 15. Кто за? Прошу

1476 голосовать.

1477

1478 Включите режим голосования.

1479

1480 Покажите результаты голосования.

1481

1482 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 19 сек.)

1483 Проголосовало за 327 чел.72,7%

1484 Проголосовало против 2 чел.0,4%

1485 Воздержалось 0 чел.0,0%

1486 Голосовало 329 чел.

1487 Не голосовало 121 чел.26,9%

1488 Результат: принято

1489

1490 Принято.

1491

1492 Вторая таблица содержит две поправки. Нужно ли их обсуждать отдельно? Нет.

1493 Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к

1494 отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

1495

1496 Включите режим голосования.

1497

1498 Покажите результаты голосования.

1499

1500 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 58 сек.)

1501 Проголосовало за 351 чел.78,0%

1502 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1503 Воздержалось 0 чел.0,0%

1504 Голосовало 351 чел.

1505 Не голосовало 99 чел.22,0%

1506 Результат: принято

1507

1508 Принято.

1509

1510 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

1511 внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в

1512 Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1513

1514 Включите режим голосования.

1515

1516 Покажите результаты голосования.

1517

1518 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 36 сек.)

1519 Проголосовало за 410 чел.91,1%

1520 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1521 Воздержалось 1 чел.0,2%

1522 Голосовало 411 чел.

1523 Не голосовало 39 чел.8,7%

1524 Результат: принято

1525

1526 Принято. Спасибо.

1527

Дата заседания 28.01.2009, номер заседания 70, строк в стенограмме 5102

О проекте федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1422 Блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Пункт 8. О проекте

1423 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных

1424 гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Доклад временно исполняющего

1425 обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в

1426 Государственной Думе Андрея Александровича Подавалова.

1427

1428 Пожалуйста.

1429

1430 ПОДАВАЛОВ А. А., временно исполняющий обязанности полномочного представителя

1431 Президента Российской Федерации в Государственной Думе.

1432

1433 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В

1434 соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации

1435 Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект

1436 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных

1437 гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".

1438

1439 Целью законопроекта является, с одной стороны, защита детей от негативного

1440 воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и

1441 нравственное развитие, а с другой - предотвращение правонарушений,

1442 совершаемых несовершеннолетними. В связи с этим законопроектом предлагается

1443 установить ряд мер по содействию развитию детей, формированию у них навыков

1444 здорового образа жизни, а также профилактических мер, связанных с

1445 предупреждением подростковой преступности. К числу таких мер прежде всего

1446 относится создание благоприятных условий для физического, духовного и

1447 нравственного развития детей.

1448

1449 Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной

1450 власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления

1451 предписывается создавать благоприятные условия для деятельности организаций

1452 культуры, учреждений и организаций, предназначенных для образования,

1453 воспитания, развития и оздоровления детей, для детского и семейного отдыха,

1454 развлечения и досуга детей, объектов социальной инфраструктуры для детей.

1455

1456 В свою очередь родители обязаны заботиться о развитии своих детей. Лица,

1457 осуществляющие мероприятия с участием детей, также должны способствовать их

1458 физическому, интеллектуальному и духовному развитию, а органы государственной

1459 власти и органы местного самоуправления - оказывать названным лицам

1460 содействие в этом деле. Это с одной стороны.

1461

1462 С другой стороны, законопроект позволяет самим субъектам Федерации

1463 определяться с тем, как защищать здоровье и нравственность детей и в каком

1464 объёме применять профилактические меры. Так, субъекты Российской Федерации

1465 вправе своими законами устанавливать меры по недопущению негативного

1466 воздействия на здоровье и развитие детей. Это, во-первых, меры по недопущению

1467 нахождения лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, в помещениях,

1468 предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера,

1469 алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в

1470 иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и

1471 нравственному развитию ребёнка. Во-вторых, это меры по недопущению нахождения

1472 лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, в ночное время в определённых

1473 общественных местах без сопровождения родителей либо лиц, осуществляющих

1474 мероприятия с участием детей. При этом субъекты Российской Федерации с учётом

1475 местных и иных традиций вправе определять места, нахождение в которых может

1476 нанести вред развитию ребёнка, а также иные места, нахождение в которых лиц,

1477 не достигших возраста четырнадцати лет, в ночное время не допускается без

1478 сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

1479

1480 В свою очередь органы местного самоуправления законами субъектов Российской

1481 Федерации могут наделяться правом определять на территории соответствующего

1482 муниципального образования конкретные места, нахождение в которых лиц, не

1483 достигших возраста четырнадцати лет, не допускается. Для оценки предложений

1484 по определению указанных мест в соответствии с законодательством субъекта

1485 Российской Федерации создаются экспертные комиссии. Кроме того, субъектам

1486 Российской Федерации предоставляется право с учётом сезона года,

1487 климатических условий и иных обстоятельств сокращать период ночного времени,

1488 в течение которого не допускается нахождение лиц, не достигших возраста

1489 четырнадцати лет, в общественных местах без сопровождения родителей либо лиц,

1490 осуществляющих мероприятия с участием детей. За несоблюдение установленных

1491 требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития

1492 детей субъекты Российской Федерации вправе своими законами устанавливать

1493 административную ответственность. Таковы основные, концептуальные положения

1494 законопроекта.

1495

1496 В заключение призываю вас к конструктивному обсуждению президентской

1497 инициативы. Убеждён, что предлагаемые главой государства меры будут

1498 способствовать формированию у подрастающего поколения навыков здорового

1499 образа жизни и оградят детей от возможного негативного воздействия на их

1500 развитие. Кроме того, введение возрастных ограничений на пребывание

1501 несовершеннолетних в общественных местах в ночное время позволит улучшить

1502 ситуацию с безнадзорностью детей, а также снизить криминальную активность

1503 несовершеннолетних.

1504

1505 Прошу поддержать концепцию законопроекта. Благодарю за внимание.

1506

1507 Председательствует Первый заместитель

1508 Председателя Государственной Думы

1509 О. В. Морозов

1510

1511 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович.

1512

1513 Содоклад сделает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей

1514 Елена Борисовна Мизулина.

1515

1516 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

1517 женщин и детей, фракция "Справедливая Россия".

1518

1519 Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Я бы хотела

1520 обратить внимание, самое главное, на то, что впервые в истории

1521 Государственной Думы, впервые за время существования нашего комитета мы

1522 рассматриваем законопроект по профилю деятельности комитета, внесённый

1523 Президентом Российской Федерации. И я могу сказать, что мы в комитете просто

1524 счастливы, что Президент Российской Федерации внёс по очень спорной, сложной

1525 и очень важной теме сам, лично этот законопроект. И я прошу этот момент

1526 учесть, поскольку фактически это новая страница в истории законодательной

1527 деятельности Государственной Думы и нашего комитета, безусловно.

1528

1529 Андрей Александрович очень подробно осветил содержание законопроекта, поэтому

1530 я не хотела бы останавливаться на содержании - если будут вопросы, я отвечу,

1531 - а я хотела бы обратить ваше внимание на несколько моментов, тем более что

1532 это активно обсуждается сейчас в прессе.

1533

1534 Один момент связан с тем, что пресса сейчас называет этот законопроект, и

1535 очень активно, законом о комендантском часе. Это не так. Особенность

1536 законопроекта президента в отличие от множества законопроектов, которые по

1537 этой теме вносились в Государственную Думу, - в комитете до недавнего

1538 времени, до внесения Президентом Российской Федерации рассматриваемого

1539 законопроекта, находилось четыре законопроекта, один из них уже был

1540 подготовлен группой депутатов нынешнего созыва для внесения, - заключается в

1541 том, что в отличие от всех ранее внесённых и ранее рассматривавшихся Думой

1542 законопроектов президентский законопроект содержит не только перечень мер,

1543 которые упорядочивают пребывание детей в общественных местах в ночное время и

1544 в некоторых общественных местах в любое время дня - не запрещает, а

1545 упорядочивает, это очень важно, - законопроект президента содержит ряд

1546 положений буквально новаторских и очень важных для нас. Они носят позитивный

1547 характер - не ограничительный, не запретительный. В частности, это положение,

1548 которое расширяет цели государственной политики, осуществляемой в интересах

1549 детей. Впервые к таким целям отнесена защита детей от негативного воздействия

1550 на их физическое, интеллектуальное, психическое развитие (это конвенционные

1551 нормы, их до сих пор в нашем российском законодательстве не было). Это

1552 наконец-то решение вопроса - и ликвидация правового пробела - о том, какие же

1553 органы власти какого уровня должны заниматься созданием специальной

1554 социальной инфраструктуры для семейного отдыха, для детского отдыха, для

1555 досуга. Как бы это парадоксально ни звучало, мы об этом много говорим, но в

1556 российском законодательстве ни за кем до сих пор такие полномочия не

1557 закреплены.

1558

1559 И вторая часть законопроекта, как справедливо сказал Андрей Александрович, -

1560 это собственно меры, упорядочивающие пребывание детей в различных

1561 общественных местах, смысл которых оградить ребёнка от насилия, которое по

1562 отношению к нему может быть совершено, с одной стороны, а с другой стороны,

1563 не допустить ситуаций, когда ребёнок окажется без присмотра и будет втянут в

1564 совершение преступления или иных правонарушений.

1565

1566 Вот для сведения скажу, что, по данным МВД, которые представлены в наш

1567 комитет, ежегодно от различных преступлений страдает более девяноста четырёх

1568 тысяч детей и ежегодно на две-три тысячи увеличивается число пострадавших

1569 детей. Пятая часть детей, страдающих от насилия, причём от преступного

1570 насилия, - это малолетние дети, 11 процентов - это дети, которые пострадали

1571 от самой страшной формы насилия - сексуального насилия. Почти во всех случаях

1572 дети оказываются без присмотра взрослых в общественных местах в дневное или в

1573 позднее, вечернее, ночное, время. Что касается совершения правонарушений

1574 самими несовершеннолетними, - уважаемые депутаты, тоже прошу обратить

1575 внимание на эту тревожную ситуацию, - по данным МВД, число правонарушений,

1576 преступлений, совершаемых несовершеннолетними, к сожалению, не снижается, а в

1577 отдельные годы, если взять период начиная с 2000 года, в последние годы имеет

1578 место и увеличение по некоторым категориям.

1579

1580 В то же время в двадцати двух субъектах Российской Федерации, которые

1581 попытались принять свои законы, упорядочивающие пребывание детей в

1582 общественных местах, имеются яркие доказательства необходимости принятия

1583 федерального закона, проект которого мы сейчас рассматриваем, и наделения

1584 субъектов правом вводить ограничительные меры, в том числе меры

1585 административной ответственности. Посмотрите, в Краснодарском крае в августе

1586 2008 года вступил в силу их местный закон. Так вот, за период с августа по

1587 декабрь по сравнению с аналогичным периодом 2007 года сократилось число

1588 правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, с семисот до двухсот...

1589 Извините, пожалуйста. На территории Краснодарского края число безнадзорных

1590 детей, выявляемых, обнаруживаемых после 22 часов, сократилось с семисот

1591 человек до двухсот, число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,

1592 сократилось на 22 процента, то есть более чем на одну пятую часть, на 8,5

1593 процента сократилось число преступлений, совершаемых в отношении детей. В

1594 Ивановской области, где был введён такой закон, число грабежей, совершённых с

1595 участием несовершеннолетних, сократилось на 16 процентов, разбоев - на 12,7

1596 процента, количество преступлений в отношении детей в Ивановской области

1597 сократилось на 25 процентов!

1598

1599 Эти цифры лучше всего доказывают, как важен этот законопроект. Поэтому

1600 практически все субъекты Российской Федерации обращались и направляли свои

1601 отзывы в наш комитет по тем законопроектам по этой теме, которые находились

1602 на рассмотрении. Я могу только сказать, что, как только президент внёс

1603 рассматриваемый законопроект, и Самарская, и Астраханская, и Ивановская думы

1604 отозвали свои законопроекты, ибо законопроект, предложенный президентом,

1605 качественно отличается от тех, которые мы рассматривали ранее.

1606

1607 На этот законопроект из сорока субъектов Российской Федерации поступили

1608 положительные отзывы. Наш комитет, безусловно, дал положительное заключение

1609 по этому законопроекту, и, если вы посмотрели документы, мы обращаем внимание

1610 только на один вопрос, который мы будем согласовывать ко второму чтению. С

1611 аналогичным предложением выступило и Законодательное Собрание Пензенской

1612 области. По законопроекту, предложенному президентом, предлагается вводить и

1613 разрешать субъектам Российской Федерации вводить правила пребывания детей в

1614 ночное время или в любое время дня в общественных местах, предназначенных

1615 исключительно для оборота продукции сексуального характера, алкогольной

1616 продукции, не достигших возраста четырнадцати лет. Законодательное Собрание

1617 Пензенской области предлагает устанавливать меры для лиц, не достигших

1618 шестнадцати лет, наш Комитет по делам национальностей предложил восемнадцать

1619 лет. Комитет, который я представляю, предлагает ввести меры по недопущению

1620 пребывания в общественных местах, где эксплуатируется интерес к сексу либо

1621 предназначенных исключительно для продажи алкогольной продукции и напитков,

1622 изготавливаемых на её основе, детей, не достигших возраста восемнадцати лет.

1623 Ряд действующих законов - и Трудовой кодекс, и закон об ограничении оборота

1624 алкогольной продукции - устанавливают возраст восемнадцать лет и для

1625 привлечения к труду в этих заведениях, и для продажи такого рода продукции. И

1626 для посещения детьми в ночное время общественных мест предлагается установить

1627 возраст шестнадцать лет, а не четырнадцать, но с наделением субъектов

1628 Российской Федерации правом - с учётом местных особенностей, уровня

1629 правонарушений и так далее - своими законами снижать этот возраст до

1630 четырнадцати лет, поскольку, вы понимаете, Конституция Российской Федерации

1631 не разрешает субъектам Российской Федерации своими законами при отсутствии

1632 федерального закона вводить какие-либо ограничения, в том числе и повышать

1633 возраст детей, на которых могут распространяться такие ограничения. Но это

1634 вопрос, который может и должен обсуждаться ко второму чтению, он не

1635 препятствует тому, чтобы сегодня мы приняли рассматриваемый законопроект в

1636 первом чтении. И мы призываем вас, уважаемые депутаты, поддержать этот

1637 законопроект, проголосовать за его принятие.

1638

1639 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1640

1641 Теперь вопросы, потом выступления.

1642

1643 Включите запись на вопросы. Покажите, пожалуйста, список.

1644

1645 Пять желающих задать вопрос. Депутат Шлегель, пожалуйста.

1646

1647 ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1648

1649 Уважаемые коллеги, у меня вопрос к содокладчику. Конечно, прекрасный

1650 законопроект, и нужно отметить, что в этой ситуации инициатива и опыт

1651 Краснодарского края сыграли очень важную роль. Но дело в том, что помимо

1652 этого есть ещё некоторые сложности в этой сфере, в сфере защиты

1653 несовершеннолетних детей от тех или иных факторов. Что делать с тем, что у

1654 нас происходит на телевидении? Что делать с тем, что практически любой

1655 несовершеннолетний может совершенно свободно купить сигареты или алкоголь?

1656

1657 На мой взгляд, есть масса вопросов, которые неоднократно выносились на

1658 обсуждение палаты и которые должны быть решены вместе с проблемами, решаемыми

1659 этим законопроектом. Почему мы к ним не возвращаемся и... (Микрофон

1660 отключён.)

1661

1662 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роберт Александрович, вопрос Елене Борисовне или

1663 докладчику? Содокладчику.

1664

1665 Елена Борисовна, пожалуйста, отвечайте.

1666

1667 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Роберт Александрович, спасибо за вопрос. То, о чём

1668 вы говорите, не относится к предмету рассматриваемого законопроекта, но я с

1669 радостью могу вам сообщить, что и законопроект, связанный с усилением

1670 административной ответственности за продажу детям алкогольной и табачной

1671 продукции, и законопроект о защите детей от информации, причиняющей вред их

1672 здоровью и развитию, вчера внесены в Государственную Думу группой депутатов,

1673 в которую вошли председатели шести комитетов Государственной Думы, уважаемые

1674 Олег Викторович Морозов и Надежда Васильевна Герасимова. Так что в скором

1675 времени мы будем рассматривать и эти законопроекты. Внесены они именно в

1676 поддержку рассматриваемого сегодня законопроекта, чтобы создать возможность

1677 для обеспечения единого правового комплекса защиты детей.

1678

1679 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна, ваш вопрос.

1680

1681 ОСТАНИНА Н. А. Я хочу адресовать свой вопрос представителю президента.

1682 Уважаемый Андрей Александрович, в одной из статей закона говорится о том, что

1683 главная его цель - создавать условия для деятельности организаций культуры,

1684 образования, воспитания, развития, оздоровления и так далее. Между тем в

1685 финансово-экономическом обосновании говорится, что этот закон не потребует

1686 расходов из федерального бюджета. Вот как вы себе мыслите: в условиях

1687 нынешней финансово-экономической ситуации, в условиях кризиса найдут ли

1688 регионы возможность для создания условий для деятельности учреждений

1689 культуры, воспитания и так далее? Не целесообразно ли рассмотреть вопрос о

1690 том, чтобы выделить средства из федерального бюджета, целевые средства, для

1691 поддержки детей и молодёжи, для развития досуговых учреждений в регионах?

1692

1693 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович, отвечайте.

1694

1695 ПОДАВАЛОВ А. А. В субъектах есть региональные программы, а всё это

1696 финансирование будет осуществляться за счёт средств прежде всего субъекта и

1697 тех средств, которые выделены и предусмотрены федеральным бюджетом на эти

1698 цели в рамках субсидий.

1699

1700 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.

1701

1702 РЯБОВ Н. Ф. Елена Борисовна выразила тут очень, так скажем, радостное

1703 отношение к этому законопроекту, я тоже поддерживаю её радостное отношение,

1704 но к Андрею Александровичу у меня вопрос.

1705

1706 Андрей Александрович, а после принятия такого закона выгонят ли с работы

1707 министра образования Фурсенко? Или, может, вы хотя бы поставите такой вопрос

1708 перед президентом нашей страны? Ведь министр не только не создаёт в системе

1709 образования условий для получения точных и верных знаний, но и не

1710 обеспечивает духовного, нравственного и физического воспитания подрастающего

1711 поколения.

1712

1713 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович.

1714

1715 ПОДАВАЛОВ А. А. Ну, это в компетенции правительства находится.

1716

1717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, вы хотели что-то добавить?

1718

1719 МИЗУЛИНА Е. Б. Нет, я считаю, что ответ абсолютно...

1720

1721 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, понятно.

1722

1723 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.

1724

1725 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1726

1727 Уважаемый Андрей Александрович, вот вы доложили законопроект. Не могли бы вы

1728 пояснить следующее? Вот сегодня, по данным социологов, родители, даже

1729 добросовестные родители, не более двенадцати минут общаются со своими детьми.

1730 Вот вы предлагаете их всех посадить дома смотреть телевизор. Рекомендую вам

1731 сегодня, несмотря на вашу занятость, включить каналы "RU.ТV", "Box TV" и

1732 посмотреть бегущую строку, что там предлагают тринадцати-четырнадцатилетним

1733 детям. Как вы считаете, почему не последовало инициативы президента о

1734 создании национального совета по морали, почему? Если мы не будем

1735 контролировать ТВ, то... Ведь дети видят полную методику подготовки

1736 преступления во всех сериалах. Вот если вы посмотрите, то увидите там и как

1737 организовать наркоторговлю, и как уколоться, и как напиться, и как ограбить

1738 банк. Вот что президент по этому поводу думает и почему он не поддержал

1739 законопроект по?.. (Микрофон отключён.)

1740

1741 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Александрович, это выступление Николая

1742 Васильевича, вы можете потом в заключительном слове на него отреагировать,

1743 или, если хотите, сейчас отвечайте, пожалуйста.

1744

1745 ПОДАВАЛОВ А. А. Я, наверное, после отреагирую.

1746

1747 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот правильно.

1748

1749 Так, других вопросов нет.

1750

1751 Елена Борисовна, присаживайтесь.

1752

1753 Есть ли желающие выступить? Раз, два, три, четыре руки, я называю: Карпович,

1754 Горькова, Плетнёва, Останина. Никого не пропустил? Подводим черту.

1755

1756 Пожалуйста, Нина Александровна Останина. Давайте с вас начнём, так пойдём,

1757 как всегда, слева направо.

1758

1759 ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Олег Викторович.

1760

1761 Я хочу сразу подчеркнуть, что наша фракция всегда поддерживала разумные

1762 президентские инициативы, особенно если они касались детей и молодёжи. Но к

1763 сожалению, законов этих крайне мало, о чём уже говорила Елена Борисовна.

1764

1765 А что касается вынесенного сегодня на обсуждение законопроекта о поправках в

1766 закон "Об основных гарантиях прав ребёнка", то у меня он, честно говоря,

1767 особого восторга не вызывает, как и у моих коллег по фракции, потому что

1768 носит крайне осторожный, я бы даже сказала, популистский характер. В народе

1769 говорят: замах на рубль, а удар на копейку. Закон слишком неконкретен и не

1770 ставит перед собой глобальных целей по защите прав ребёнка. Ведь о чём в

1771 законе идёт речь? Первое, я цитирую, чтобы региональные власти создавали

1772 условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций,

1773 предназначенных для образования, воспитания, развития и оздоровления детей, а

1774 также оказывали содействие родителям, педагогам и социальным работникам.

1775

1776 Обращаю ваше внимание, уважаемый Андрей Александрович, вот вы представляли

1777 этот законопроект, но ни одна федеральная целевая программа, касающаяся детей

1778 и молодёжи, на сегодняшний день не действует. У нас нет программы "Дети

1779 России", она не пролонгирована, а программа "Молодёжь России..." закрыта, как

1780 сказали, из-за её нецелесообразности.

1781

1782 Ну и второе положение этого закона: запретить детям, не достигшим

1783 четырнадцати лет, находиться в ночное время без сопровождения взрослых в

1784 общественных местах, в том числе на улице, не допускать присутствия детей в

1785 казино, ночных клубах, питейных заведениях. Нужны ли эти меры, которые многие

1786 педагоги-практики и детские психологи называют, мягко говоря, дискуссионными?

1787 Наверное, нужны, но в ряду других, более конкретных, кардинальных,

1788 существенных, финансово подкреплённых мер, подкреплённых президентом и

1789 правительством.

1790

1791 О каких условиях для деятельности организаций культуры, учреждений и

1792 организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития и

1793 оздоровления, может идти речь, если правительство даже под президентский

1794 законопроект не выделило ни копейки из бюджета? Государство победившего

1795 капитализма все восемнадцать лет только тем и занималось, что отнимало у

1796 наших детей бесплатный досуг. В итоге в стране повсеместно ликвидированы

1797 бесплатные школьные кружки, спортивные секции, дома творчества, другие очаги

1798 культуры, места отдыха и познавательного досуга детей. Всё теперь только за

1799 деньги, всё для состоятельных родителей и их детей! Какие там бесплатные

1800 кружки, если вопреки Конституции образование становится платным, закрываются

1801 школы?! На селе школа - это единственный очаг образования и культуры, детям

1802 пойти просто некуда!

1803

1804 Давайте спросим себя: кто в основном сейчас, что называется, болтается на

1805 улице после 22-23 часов? В основном это трудные подростки, дети из

1806 неблагополучных семей, на которых родители или махнули рукой, или не могут

1807 сами с ними справиться. Мы этих родителей собираемся штрафовать?

1808

1809 А может, всё-таки сначала попытаться такой семье помочь? И что государство

1810 предлагает сегодня четырнадцати-шестнадцатилетним ребятам, у которых, как

1811 говорят психологи, очень развит половой инстинкт и которых буквально тянет на

1812 улицу, - сидеть по вечерам у телевизора, о чём говорил мой коллега

1813 Коломейцев, где с утра до вечера крутятся либо мыльные оперы, либо боевики

1814 либо показывают жестокость и насилие, или смотреть пошлейший "Секс с Анфисой

1815 Чеховой", любоваться, как любительница олигархов Ксюша Собчак укладывает

1816 обитателей "Дома-2" по постелям, а наутро спрашивает их об ощущениях?

1817

1818 Не я первая сказала, что ребёнка сегодня надо защищать в первую очередь от

1819 государственных средств массовой информации. Но мы сегодня обсуждаем этот

1820 законопроект, и я хочу спросить у своих коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ": а какую

1821 позицию заняли вы, уважаемые депутаты, когда мы обсуждали законопроект о

1822 создании общественного совета на телевидении? Сегодня вы горячо поддерживаете

1823 данный законопроект, где говорится о защите нравственного и духовного

1824 здоровья. Ну что, тогда давайте сопоставим итоги нашего голосования и вашу

1825 позицию по этому закону. Получается, пусть телевидение и дальше совращает и

1826 развращает наших детей, калечит их души.

1827

1828 В одной из недавних публикаций в центральной газете я обратила внимание

1829 властей на то, что только в одной Москве каждый вечер выходят на панель

1830 примерно пятьдесят тысяч несовершеннолетних девочек. А как эту социальную

1831 язву лечить? Для меня совершенно очевидно, что это промысел и его крышуют

1832 милиция и власть. Что будет после принятия данного закона? Будем гонять и

1833 штрафовать родителей четырнадцатилетних ребят, при этом делая вид, что

1834 малолетних "ночных бабочек" не существует, потому что они находятся под

1835 крышей блюстителей порядка?

1836

1837 Наша фракция поддержит этот законопроект, но предупреждает: пользы от него

1838 будет очень немного. И очень жаль, что самых острых проблем защиты прав наших

1839 детей этот закон не решает. Мы, депутаты фракции КПРФ, убеждены: решить

1840 проблему можно только одним способом - полностью изменить социальную политику

1841 государства, и в первую очередь в отношении детей. Эта политика должна

1842 включать в себя следующие первоочередные шаги.

1843

1844 Возвращение на федеральный уровень защиты семьи, материнства и детства путём

1845 адресного финансирования социальных пособий семьям с детьми из федерального

1846 бюджета, уважаемый Андрей Александрович. Другого пути просто нет, ибо в

1847 условиях финансового кризиса региональные бюджеты лишены возможности

1848 финансировать содержание очагов культуры и досуговых учреждений.

1849

1850 Необходимо также разработать федеральную программу по ликвидации социального

1851 сиротства, детского бродяжничества и беспризорности.

1852

1853 Необходимо принять основополагающий государственный документ - детский

1854 кодекс, который гарантировал бы каждому российскому ребёнку право на

1855 достойную жизнь, воспитание в семье, бесплатное образование.

1856

1857 Необходимо также разработать критерий оценки всех уровней власти по

1858 количеству детских и юношеских досуговых учреждений, возможно, ввести

1859 норматив соответствия количества таких учреждений численности детей в

1860 городском районе, в посёлке. Активнее развивать формы организации досуга по

1861 месту жительства, чтобы, выйдя за порог квартиры или дома, ребёнок мог

1862 выбрать, куда ему интереснее пойти, а не бесцельно слоняться по улице.

1863

1864 Необходим также госзаказ на профильную подготовку и переподготовку

1865 специалистов в области детства - социальных педагогов, работников,

1866 психологов. В органах опеки, в комиссиях по делам несовершеннолетних дефицит

1867 таких специалистов.

1868

1869 Необходимо также организовать работу горячей телефонной линии "Ребёнок в

1870 опасности". И сделать так, чтобы этот телефон, как 01, 02 и 03, знали все - и

1871 дети, и родители.

1872

1873 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва.

1874

1875 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я тоже не

1876 разделяю вот этот пафос, что наконец-то, ура, ура, президент сам лично внёс

1877 такой хороший законопроект в Государственную Думу. Ну, я думаю, что не сам он

1878 лично его написал, потому что, судя по последним выступлениям Медведева, если

1879 бы он почитал этот законопроект, мне кажется, он тоже был бы недоволен им. А

1880 в качестве примера я могу привести следующее.

1881

1882 Однажды вот так же, только другой председатель комитета докладывал закон о

1883 молодёжной политике. Там не было совершенно никакой конкретики, но он был

1884 принят также на ура. И что изменилось? Да ничего не изменилось, всё как было,

1885 так и есть.

1886

1887 Я для тех, кто недавно пришёл в Государственную Думу, для новых депутатов,

1888 просто напоминаю, какие инициативы мы проявляли, в частности наша фракция, по

1889 защите детства. Вот несколько примеров.

1890

1891 Была программа "Дети России". В самое трудное время, когда собственность

1892 передавалась из рук в руки, когда ещё не было у нас нормального бюджета, всё

1893 равно программа "Дети России" была, она работала. Потом, когда у нас

1894 появилось много денег, эту программу свели практически к нулю.

1895

1896 Дальше посмотрим. Было наше предложение о бесплатном посещении детьми музеев,

1897 которые тоже воспитывают определённые моральные качества у детей, - 122-м

1898 законом всё это отменили. Было предложение от нашей фракции об увеличении

1899 пособий детям. Это же не пособия, это уже смех, просто бы уж отменили эти 100

1900 рублей и не позорились. Тем не менее не было поддержано партией власти.

1901

1902 Было наше предложение об учебниках, об образовательном стандарте. Тоже

1903 говорили, что хватит, времена другие, пусть учитель сам выбирает. Теперь,

1904 слава богу, президент с искренним возмущением - я вчера посмотрела и

1905 порадовалась - говорил о том, какое безобразие, вообще, у нас в учебниках и в

1906 ЕГЭ, которые предлагают детям. А ведь ещё не так давно я вносила

1907 постановление в связи с тем, что бывший мэр нашей столицы Попов писал о

1908 Великой Отечественной войне всякую гадость. И это постановление партия власти

1909 просто-напросто выбросила в корзину, в нарушение Регламента даже и не

1910 рассматривала, потому что тогда не надо было об этом говорить.

1911

1912 Я вносила закон о льготах на проезд для детей, для того чтобы они могли

1913 поехать на экскурсии и так далее, - то же самое, отменён 122-м законом.

1914 Вносила также предложение о пособиях на школьную форму. Ну нельзя, когда один

1915 ребёнок, из богатой семьи, одет так, а из бедной выглядит совершенно иначе,

1916 они же ненавидят друг друга. То же самое, не прошло. Три раза вносила!

1917

1918 О детских организациях. Говорим, ну чем же плохи были пионерские организации?

1919 Нет, даже пионервожатым льготы не установили, как учителям, нет, не надо

1920 этого ничего. О питании школьников. Каждый раз при принятии бюджета наша

1921 фракция вносит этот пункт - ни разу не принято. О поддержке спортивных школ и

1922 сооружений - то же самое, вносили - тоже ничего не надо.

1923

1924 Очень много детей у нас вывозят за рубеж. Я понимаю, за этим крутятся

1925 коррумпированные деньги. Долго спорили, у кого будет эта база данных, - или в

1926 министерстве образования, или в министерстве соцразвития. То же самое -

1927 сколько ни спорили, сколько ни говорили, что только государство, которое себя

1928 не уважает, отправляет детей по такому маршруту, за рубеж, всё это

1929 продолжается и по сей день. О беспризорности сколько говорили и ещё о

1930 многом-многом другом - ничего не произошло.

1931

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2442 АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.

2443

2444 Уважаемый Олег Викторович, по законопроекту "О внесении изменений в

2445 Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской

2446 Федерации", пункт 8 порядка работы, депутат Ветров из фракции ЛДПР голосовал

2447 за.

2448

2449 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимаем к сведению.

2450