Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 141028-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

у Президента РФ
25.12.2008

Номер законопроекта:141028-5
Комментарий законопроекта:О возможности для семей воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, займам, в том числе ипотечным, независимо от срока, истекшего со
Дата внесения законопроекта в ГД:17.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/141028-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:25.12.2008
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:288-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №141028-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

О возможности для семей воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, займам, в том числе ипотечным, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка)

Дата заседания 19.12.2008, номер заседания 63, строк в стенограмме 8988

О проекте федерального закона № 141028-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении семьям возможности воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребёнка).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3782 Коллеги, у нас в рамках первого чтения пункт 26 поставлен на фиксированное

3783 время. Мы рассматриваем пункт 26, законопроект "О внесении изменений в

3784 Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей,

3785 имеющих детей". Слово для доклада предоставляется официальному представителю

3786 Правительства Российской Федерации статс-секретарю - заместителю министра

3787 здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрию Викторовичу

3788 Воронину.

3789

3790 Прошу вас, Юрий Викторович.

3791

3792 ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

3793 статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития

3794 Российской Федерации.

3795

3796 Спасибо.

3797

3798 Уважаемые депутаты Государственной Думы, представленный на ваше рассмотрение

3799 проект федерального закона разработан в целях оказания материальной поддержки

3800 семьям, имеющим детей, заключившим по 31 декабря 2010 года включительно

3801 кредитный договор (договор займа) на приобретение или строительство жилого

3802 помещения.

3803

3804 Вы знаете, что Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной

3805 поддержки семей, имеющих детей" предусматривает в качестве одного из

3806 направлений распоряжения средствами или частью средств материнского семейного

3807 капитала возможность их направления на улучшение жилищных условий. При этом

3808 распорядиться указанными средствами федеральным законом допускается не ранее

3809 чем по истечении трёх лет со дня рождения или усыновления второго, третьего

3810 ребёнка или последующих детей. С учётом срока введения в действие этого

3811 закона, 1 января 2007 года, это означает в практическом плане возможность

3812 распоряжения указанными средствами не ранее чем с 1 января 2010 года.

3813

3814 В условиях роста процентных ставок по кредитам особую остроту приобретает

3815 вопрос материальной поддержки семей, имеющих детей, нуждающихся в улучшении

3816 жилищных условий, которые, не дожидаясь возможности использования на эти цели

3817 средств материнского семейного капитала, решили приобрести или построить

3818 жилое помещение с привлечением средств, предоставляемых кредитной

3819 организацией по кредитному договору или договору займа. Проектом

3820 представляемого федерального закона предусматривается возможность для семей,

3821 которые заключили соответствующие договора по 31 декабря 2010 года

3822 включительно, воспользоваться правом на распоряжение средствами или частью

3823 средств материнского семейного капитала независимо от срока, истекшего со дня

3824 рождения или усыновления второго, третьего ребёнка или последующих детей,

3825 направив указанные средства на погашение основного долга и уплату процентов

3826 по кредитам или займам, в том числе ипотечным.

3827

3828 С учётом предусматриваемого проектом федерального закона срока его вступления

3829 в силу, 1 января 2009 года, предлагаемые изменения в федеральный закон

3830 позволяют распорядиться средствами материнского семейного капитала уже в 2009

3831 году.

3832

3833 С учётом необходимости предоставления гражданам возможности в максимально

3834 сжатые сроки воспользоваться средствами материнского семейного капитала для

3835 погашения взятых кредитов на приобретение или строительство жилья проектом

3836 федерального закона предлагается минимизировать сроки перевода средств

3837 материнского (семейного) капитала по указанному направлению их использования,

3838 а именно не позднее двух месяцев с даты принятия решения территориальным

3839 органом Пенсионного фонда по заявлению о распоряжении. Это в свою очередь

3840 потребует корректировки механизмов перевода средств материнского (семейного)

3841 капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, что нашло

3842 отражение в предлагаемых проектом федерального закона поправках в статью 9

3843 этого закона.

3844

3845 Более детально вопросы, связанные с переводом средств материнского

3846 (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда,

3847 будут урегулированы в рамках последующей корректировки постановления

3848 Правительства Российской Федерации об утверждении правил перевода средств

3849 материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет

3850 Пенсионного фонда Российской Федерации. Учитывая огромную социальную

3851 значимость данного решения, просим поддержать данный законопроект.

3852

3853 Спасибо.

3854

3855 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3856

3857 Слово для содоклада предоставляется Фариде Исмагиловне Гайнуллиной.

3858

3859 Включите микрофон.

3860

3861 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по

3862 труду и социальной политике рассмотрел данный законопроект. Доклад

3863 официального представителя правительства Юрия Викторовича Воронина избавляет

3864 меня от необходимости излагать предлагаемые законопроектом нормы. Лишь

3865 отмечу, исходя из ситуации, складывающейся в экономике, что действительно

3866 законопроект предложен своевременно, он актуален. У Правового управления

3867 Аппарата Государственной Думы замечаний по нему не имеется. Законопроект

3868 предполагает расходы федерального бюджета, которые необходимо будет направить

3869 и реализовать через бюджет Пенсионного фонда и его региональные отделения, в

3870 пределах 26 миллиардов рублей.

3871

3872 Юрий Николаевич, исходя из социальной значимости данного законопроекта

3873 комитет предлагает рассмотреть его сегодня в первом чтении и в целом.

3874

3875 Прошу, уважаемые коллеги, поддержать это предложение.

3876

3877 Спасибо.

3878

3879 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово для содоклада предоставляется депутату Карпович

3880 Наталье Николаевне.

3881

3882 Включите микрофон, пожалуйста.

3883

3884 КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3885

3886 Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по

3887 вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона о

3888 материнском капитале. Комитет был определён ответственным за прохождение его

3889 в Государственной Думе ещё в 2006 году и все эти годы плотно работал по этому

3890 законодательству, в том числе 10 апреля 2008 года были проведены

3891 парламентские слушания. Ряд вопросов, касающихся материнского капитала,

3892 сегодня уже решён. Принятие данной законодательной инициативы в условиях

3893 экономического кризиса, безусловно, очень актуально. Хотелось бы сказать

3894 только об одном дополнении - о внесении в постановление Правительства

3895 Российской Федерации номер 862 дополнения, что материнским капиталом, который

3896 пойдёт на погашение кредита по ипотеке, может воспользоваться законный

3897 супруг. Чаще всего эти ипотечные кредиты и залоги оформлены, конечно же, на

3898 мужей женщин, которые находятся в отпуске по уходу за вторым и третьим

3899 ребёнком.

3900

3901 Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей данный

3902 законопроект поддерживает, считает его актуальным и своевременным и просит

3903 коллег поддержать принятие данного законопроекта.

3904

3905 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3906

3907 Коллеги, вопросы есть? Вопросы есть, вижу руки.

3908

3909 Прошу включить режим записи на вопросы.

3910

3911 Покажите, пожалуйста, список.

3912

3913 Депутат Рябов.

3914

3915 РЯБОВ Н. Ф. Юрий Викторович, бесспорно, данный законопроект необходимо

3916 поддержать и хоть как-то направить в нужное русло материнский капитал,

3917 который пока никак не может быть использован, но это что, судороги перед

3918 смертью или осознанное решение, подсказанное кризисом? Если ни то ни другое,

3919 а рациональное предложение, то почему в прошлый раз не поддержали инициативу

3920 нижегородского правительства о расширении права использовать материнский

3921 капитал, в частности, на высокотехнологичное лечение самого ребёнка? Хотелось

3922 бы услышать, чем вы руководствовались, принимая решение.

3923

3924 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к кому?

3925

3926 РЯБОВ Н. Ф. А я сказал, к Юрию Викторовичу.

3927

3928 ВОРОНИН Ю. В. Спасибо за вопрос.

3929

3930 Вы знаете, тема о направлениях использования материнского (семейного)

3931 капитала очень подробно обсуждалась при принятии этого закона, и то

3932 направление, о котором вы говорите, также детально рассматривалось. Тем не

3933 менее Государственной Думой было принято решение о трёх направлениях

3934 использования, которые зафиксированы в законе, и перечень не расширяется,

3935 просто сокращается срок наступления права использования по одному из

3936 направлений.

3937

3938 Вообще же, что касается необходимости поддержки, если требуется

3939 высокотехнологичное лечение, то данная проблема решается другим способом -

3940 увеличением квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Это

3941 решение принято, и мы полагаем, что данный способ помощи гораздо более

3942 эффективен, чем дробление средств материнского (семейного) капитала,

3943 направление его на множество целей.

3944

3945 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, прошу, ваш вопрос.

3946

3947 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.

3948

3949 Спасибо, Юрий Николаевич.

3950

3951 У меня также к Юрию Викторовичу вопрос. Правильно тут сказано, это социально

3952 значимая инициатива. Право такое даётся, но у нас часто бывает, что право

3953 есть, а реализовать его невозможно. Скажите, пожалуйста, при подготовке

3954 законопроекта, вообще-то, определялось, на какое количество семей это будет

3955 распространяться? И в связи с этим: для чего ввели временной барьер - право

3956 имеют только те, кто до такого-то числа взял этот ипотечный кредит? Не

3957 получится так, что право мы пропишем, а семей таких, которые взяли этот

3958 кредит и у которых есть этот семейный капитал, вообще-то, и не найдётся на

3959 самом деле? Откуда взялась цифра "27 миллиардов рублей"? Или это опять общие

3960 подходы и общие рассуждения? Я прошу сказать конкретно, на сколько семей...

3961 (Микрофон отключён.)

3962

3963 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович, прошу. Вопрос понятен.

3964

3965 ВОРОНИН Ю. В. По данным Пенсионного фонда, порядка девяноста тысяч семей

3966 получили сертификат, дающий право на использование средств семейного

3967 капитала, и исходя именно из этой численности и оценки того, кто из них уже

3968 мог воспользоваться ипотечным кредитом или займом, были произведены

3969 необходимые расчёты бюджетных средств.

3970

3971 Что же касается вашего вопроса о сроках, то я хотел бы обратить внимание на

3972 то, что записанный здесь срок возможности использования средств материнского

3973 (семейного) капитала на погашение кредита или займа по договорам, заключённым

3974 по 31 декабря 2010 года включительно, - это льготная норма, а не

3975 ограничительная, поскольку мы даём возможность не только вот сейчас, в 2009

3976 году, воспользоваться этой возможностью, но и до конца 2010 года, то есть

3977 страхуясь на тот случай, если сложности с финансированием будут сохраняться в

3978 течение более длительного периода времени.

3979

3980 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, ваш вопрос.

3981

3982 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К представителю комитета вопрос.

3983

3984 Вот почему эта путаница - семейный и материнский капитал? Надо как-то в одном

3985 ключе нам всё называть, потому что ведь где-то останется у чиновников на

3986 местах понимание, что это только лишь материнский капитал, и будут проблемы с

3987 реализацией права других членов семьи. Могут же быть разводы, смерти, и

3988 вообще это может превратиться в отцовский капитал в случае, допустим, смерти

3989 роженицы или оставления детей на попечение отца. Здесь-то кто нам мешает

3990 выдерживать единую линию? Семейный капитал, семейный, не материнский, семье,

3991 на семью даём. Почему комитет это не отшлифует, понятия эти, которые могут

3992 вызывать на местах споры и ошибки?

3993

3994 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина, пожалуйста.

3995

3996 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый коллега Жириновский, речь идёт ведь только о

3997 перенесении сроков рассмотрения. Это нормы базового закона, и сегодня они не

3998 подлежат ревизии.

3999

4000 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, прошу вас, ваш вопрос.

4001

4002 ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса, Юрий Викторович, к вам.

4003

4004 Первый. Одно дело - квартира в Москве, другое дело - квартира или дом в

4005 областном центре, третье - в сельской местности, они разные по стоимости. В

4006 процентном отношении чем-то ограничивается доля средств, которую могут взять

4007 родители на погашение ипотечного кредита?

4008

4009 И второй. Вы, наверное, знаете: чтобы получить материальную помощь, скажем, в

4010 региональном управлении социальной защиты, там 500 рублей, надо собрать кучу

4011 справок, кучу, месяц-полтора иногда собирают, собирают, чтобы получить эти

4012 500 рублей, потом махнут рукой и скажут: жили плохо и будем жить дальше! Не

4013 предусматривается ли какой-то упрощённый порядок получения этих средств?

4014

4015 ВОРОНИН Ю. В. Первый вопрос. Здесь нет никаких ограничений в части долей

4016 использования. В законе предусмотрены три направления, и уже право матери или

4017 иного лица, имеющего право на распоряжение семейным капиталом, в случаях,

4018 предусмотренных законом, определиться, полностью или частично использовать

4019 семейный капитал, в частности, на погашение этого кредита.

4020

4021 Что же касается документооборота, то в отношении использования средств

4022 материнского (семейного) капитала на жилищные цели, а также и на другие, есть

4023 принятые постановления правительства, там требуется небольшое количество

4024 документов. У нас сведений о том, что какие-то сложности может вызвать

4025 подтверждение права, нет, поэтому мы полагаем, что проблем в этом отношении

4026 возникнуть не должно. Процедура решения этого вопроса достаточно понятная,

4027 прозрачная.

4028

4029 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, черту подводим под вопросами. Есть

4030 необходимость высказаться по данному законопроекту? Много рук вижу.

4031

4032 Прошу включить режим записи на выступления.

4033

4034 Покажите, пожалуйста, результаты записи.

4035

4036 Коломейцев Николай Васильевич, прошу вас.

4037

4038 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я не согласился бы с

4039 коллегами по поводу позитивности этого законопроекта. Почему? Потому, что, с

4040 моей точки зрения, вот этот законопроект - яркое отражение отсутствия

4041 системного подхода к погашению последствий финансового кризиса и яркий

4042 образчик лоббирования финансовыми структурами расходования даже этих святых

4043 детских денег. Вдумайтесь, сколько стоил материнский капитал, когда его

4044 учредили, на что он должен был быть использован и сколько сегодня стоит

4045 ипотека, какой объём возмещения возможен за счёт этого капитала?!

4046

4047 Но я хотел бы обратить ваше внимание на второй момент. Мы с вами слышали

4048 выступления политических лидеров и руководителей исполнительных органов

4049 власти о том, что на время финансового кризиса будет заморожена выплата

4050 ипотечных кредитов и это бремя возьмёт на себя государство. Так? Отнюдь нет.

4051 Получается, что ту морковочку, которую дали, теперь надо этим жирным

4052 банковским котам отдать, понимаете? Причём отдать за значительно меньшую

4053 полезную функцию, так сказать, чем они могли бы выполнить.

4054

4055 Мне кажется, что в данной ситуации мы с вами должны ещё раз обратить внимание

4056 правительства на следующее. У нас уже не просто ветерок, у нас шторм

4057 финансовый, но до настоящего времени в правительстве, у президента

4058 отсутствует кризисный штаб, который должен определить последовательность

4059 принятия мер по локализации финансового кризиса. Мы по-прежнему продолжаем

4060 финансовым структурам бессмысленно отдавать деньги. Почему я так говорю? Ну

4061 отдадите вы на погашение долгов безработным родителям, а дальше что?

4062 Заплатили вы за четыре месяца или полгода, а дальше что?

4063

4064 С моей точки зрения, мы обязаны потребовать... и я просто удивлён вот немоте,

4065 скажем так, и глухоте большинства в вопросе о необходимости срочного

4066 приглашения премьер-министра на "правительственный час" с его докладом о

4067 конкретных мерах, потому что то, что нам предлагают, носит, как правило,

4068 ангажированный, несистемный и бессмысленный характер. Почему? Потому что 5,5

4069 триллиона раскассировали, а в реальном секторе денег нет. И самое страшное,

4070 что нет ответственных: а кто же виноват в том, что не проследили? Я убеждён,

4071 что и вот эти крохи по сравнению с 5,5 триллиона - 27 миллиардов, - они тоже

4072 достанутся финансовым акулам, которые даже не поперхнутся детскими деньгами.

4073

4074 Нам надо понять: причина кризиса в том, что мы, Центробанк и правительство

4075 неправильной кредитно-денежной политикой заставили финансовые структуры взять

4076 38 процентов от ВВП кредитной массы под сложные проценты за рубежом, именно

4077 поэтому сегодня средства идут на погашение их процентных издержек, а не на

4078 локализацию кризиса, именно поэтому в следующем году мы будем вынуждены в три

4079 раза больше платить по этим же процентам. И опять деньги... их сколько ни

4080 давайте - это бессмысленное дело.

4081

4082 С нашей точки зрения, нам необходимо во всеуслышание сказать, что ошиблись

4083 финансовые власти. Надо выкупить долги, забрав в пользу государства

4084 собственность тех, кто эти долги расплодил. Надо заменить это денежной массой

4085 нашей и отдать в финансовые структуры, чтобы те могли финансировать реальный

4086 сектор. Вот тогда мы не будем материнский капитал бесполезно использовать,

4087 вот тогда мы сможем возродить работу реального сектора, потому что он у нас

4088 искусственно остановлен. У нас нет переизбытка товаров - мы с вами одеваемся

4089 и обуваемся, кушаем, ездим на чужих товарных ресурсах, вывозя сырьё сегодня

4090 за бесценок.

4091

4092 Поэтому, с нашей точки зрения, принятие этого закона ни на что не повлияет

4093 позитивно. Это просто даст возможность отдельным финансовым структурам, ну,

4094 ещё кусочек отщипнуть от тех скудных ресурсов, которые тают, как снег в

4095 весеннем половодье.

4096

4097 Спасибо.

4098

4099 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева Елена Владимировна, прошу вас.

4100

4101 АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.

4102

4103 Уважаемые коллеги, конечно, всё, что мы сейчас услышали, наверное, правильно,

4104 но правильно опять же с одной стороны. Дело в том, что мы говорим о

4105 конкретных людях, которые попали в трудную жизненную ситуацию уже сейчас или

4106 попадут в неё в ближайшие два-три месяца. Мы должны дать людям возможность

4107 выбирать: будут они использовать материнский капитал для погашения и закрытия

4108 своих проблем или не будут они его использовать в ближайшее время. То есть

4109 это возможность выбора, и её мы должны предоставить.

4110

4111 Но я абсолютно не согласна с представителем министерства. Дело в том, что

4112 время идёт и оно диктует свои правила. И когда наша фракция ставила вопрос о

4113 том, что необходимо разрешить использовать материнский капитал в том числе на

4114 лекарственное обеспечение и лечение детей, и многие депутаты, оппозиция, нас

4115 поддержали в этом, то вы, министерство, почему-то посчитали, что не нужно это

4116 делать.

4117

4118 Поясняю, что скоро будет необходимость использования этих денег по одной

4119 простой причине: перестанут платить зарплаты, сократят зарплаты. Что тогда

4120 должны делать эти родители для спасения своих детей? Мы говорим: нужно

4121 увеличить квоты. Да, нужно увеличить квоты. Но не всегда медицина на

4122 территории Российской Федерации способна спасти жизнь ребёнка, тогда родители

4123 вынуждены получать такую помощь за границей. И тут государство открещивается,

4124 не готово помогать ни деньгами, ни тем самым материнским капиталом, который

4125 родители могли бы использовать для этого.

4126

4127 Я полностью поддерживаю депутата Лекареву. Почему? Она предлагает пригласить

4128 сюда Фурсенко, и это опять же можно связать с вопросом о материнском

4129 капитале. Те родители, которые усыновили второго, третьего и последующего

4130 ребёнка, взяли в свою семью, могли бы получить этот материнский капитал. Мы

4131 своих детей отдаём за границу. Фурсенко не расскажет о механизмах, о том, как

4132 это происходит, я расскажу депутатам об этом. На территории Российской

4133 Федерации действуют агентства иностранных государств, которые взимают деньги

4134 на территории своего государства, того, где они аккредитованы, и эти деньги

4135 они потом везут и платят нашим чиновникам за усыновление наших детей. Причём

4136 отбирают самых лучших, самых здоровых. У меня есть документы, представители

4137 других государств нам говорят: ребята, вы даёте справку ребёнку, что он

4138 болен, болен неизлечимо, а к нам на осмотр привозят здорового ребёнка. Вот

4139 как работает наше министерство!

4140

4141 Поэтому депутаты фракции ЛДПР в очередной раз... В том созыве мы вносили

4142 законопроект о том, чтобы отменить деятельность иностранных агентств по

4143 усыновлению на территории Российской Федерации, но фракция "Единая Россия"

4144 нас не поддержала. Теперь вы, депутаты, говорите о том, что это необходимо

4145 сделать. Мы в очередной раз вносим такой законопроект. Надеемся, что депутат

4146 Козловский вместе со своим Комитетом по международным делам поддержит нас и

4147 депутат Яровая, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", тоже поддержит нас. В прошлом

4148 созыве, несмотря на все наши договорённости, несмотря на необходимость

4149 принятия этого закона, вы в момент голосования все проголосовали против.

4150

4151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.

4152

4153 ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, данный законопроект решает некоторые

4154 вопросы очень ограниченного количества семей по очень ограниченному кругу

4155 сделок по приобретению жилья. В этом плане, если он решает вопросы хоть

4156 какого-то количества семей, наша фракция будет голосовать за.

4157

4158 Но я прошу обратить ваше внимание на то, почему наша фракция так настаивала

4159 на рассмотрении нашего законопроекта о досрочном использовании материнского

4160 капитала на цели жилищного строительства, который был внесён в

4161 Государственную Думу более двух недель назад и отфутболен. Дело в том, что

4162 правительственный законопроект разрешает использовать средства материнского

4163 капитала исключительно на то жильё, которое приобретается на основе кредитов,

4164 ипотечных кредитов и других кредитов, но в основном ипотечных, потому что

4165 жильё приобретается по ипотечным кредитам. Я вам скажу, что лишь 17 процентов

4166 жилья приобретается с использованием ипотеки, то есть кредита. Это означает,

4167 что гипотетически только 17 процентов семей, которые решили использовать

4168 материнский капитал на приобретение жилья, может подпасть под этот закон.

4169 Отмечу, что использование материнского капитала на жилищное строительство

4170 означает не только приобретение жилья, это и прямое жилищное строительство,

4171 это приобретение земельных участков, приобретение дачных участков и дачных

4172 домиков, а также под улучшение жилищных условий подпадает модернизация жилья.

4173 Поэтому здесь изначально чрезвычайно сужена возможность использования

4174 материнского капитала на цели жилищного строительства. Практически максимум

4175 5-7 процентов семей могли бы и готовы были бы использовать материнский

4176 капитал на цели жилищного строительства. Это что касается населения, так

4177 сказать.

4178

4179 Теперь с точки зрения антикризисных мер. Я хочу сказать о том, что каждый раз

4180 правительство предлагает полумеры. Но, вы знаете, полумеры в условиях кризиса

4181 не приведут даже к полувыходу из него, они просто провалят это направление.

4182 Это предложено только для галочки, это профанация, так сказать, это такой

4183 мизерный вариант, и реального влияния в целях преодоления кризиса эти

4184 полумеры оказать не смогут. Я уже сказала, что это 5-7 процентов от

4185 гипотетически возможного использования материнского капитала на цели

4186 жилищного строительства, значит, это 5-7 процентов от потенциально возможного

4187 спроса на рынке строительных услуг. Каковы цели, помимо решения жилищных

4188 проблем? Это формирование спроса на строительные услуги, чтобы

4189 противодействовать спаду в этой отрасли и создать мультипликативные эффекты

4190 на рынке строительных материалов, в обрабатывающей промышленности. Но если вы

4191 на 5 процентов предлагаете меры, вместо того чтобы предложить на 100

4192 процентов, то у вас эффекта с точки зрения расширения спроса не будет. Ещё

4193 раз повторяю, в условиях кризиса профанация ничего не даст и полумеры даже к

4194 полувыходу не приведут, это будет просто провал этих мер.

4195

4196 Приведу здесь пример, который мы недавно рассматривали, - снижение налогов.

4197 Вы помните, что фракция "Справедливая Россия" активно настаивала на снижении

4198 налога на добавленную стоимость до 10 процентов и введении налоговых каникул

4199 для малого бизнеса. Что предложило правительство? Формально оно пошло на

4200 снижение налогов, но фактически это профанация. Потому что на падающем рынке

4201 предложили снижение налога на прибыль на 4 процента, что, когда идёт

4202 обвальное снижение налога на прибыли, никакого стимулирующего эффекта не

4203 даёт, и снижение ставки по упрощённой системе налогообложения отдали на откуп

4204 субъектам Федерации, у которых идёт обвальное сокращение налоговой базы и

4205 которые, естественно, никаких льгот не дают. Опять же галочку поставили, что

4206 якобы приняли антикризисные меры и предложили некоторое снижение налогов, но

4207 по факту то снижение налогов, которое предложено, никакого реального мощного

4208 стимулирующего антикризисного эффекта иметь не будет.

4209

4210 И в заключение хочу сказать следующее. Уже неоднократно называлась цифра по

4211 антикризисным мерам правительства - 5,5 триллиона рублей. Можно спорить,

4212 сколько уже потрачено и сколько заявлено, но тем не менее 5,5 триллиона

4213 рублей - это практически весь бюджет по расходам за текущий 2008 год. Это

4214 огромная цифра, и те реальные резервы на преодоление кризиса, которые у нас

4215 имеются, во многом растрачены уже. Поэтому все дальнейшие меры по преодолению

4216 кризиса должны быть очень внимательно рассмотрены с точки зрения

4217 эффективности их воздействия как на решение социальных проблем, так и на

4218 стимулирование экономики, преодоление спада производства.

4219

4220 И в заключение я хочу ещё сказать, что нельзя смотреть на преодоление кризиса

4221 из окошечка банка. Нужно думать о том, как помочь населению широкомасштабно и

4222 как поддержать экономику тоже широкомасштабно.

4223

4224 Спасибо.

4225

4226 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, прошу.

4227

4228 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Юрий Николаевич.

4229

4230 Уважаемые коллеги, я попросил слова для выступления только лишь из тех

4231 соображений, чтобы мы немножко поумерили пыл своих

4232 агитационно-пропагандистских выступлений, говоря о том, какое великое

4233 социальное благо мы делаем, принимая сейчас этот законопроект. У меня нет

4234 никаких сомнений, я уверен, что подавляющее большинство в этом зале

4235 проголосует за этот законопроект. Но мы не должны рождать никаких иллюзий в

4236 нашем обществе, ибо самое страшное для нас сегодня - это породить иллюзии,

4237 надежду на что-то, а после этого все эти надежды перечеркнуть теми же

4238 статьями закона, которые предлагается принять.

4239

4240 Я не зря задавал вопрос уважаемому Юрию Викторовичу, на какое количество

4241 членов нашего общества, на какое количество семей будет распространяться

4242 действие этого закона. И опять в очередной раз убеждаюсь, что все эти

4243 антикризисные меры - это, в общем-то, такое импульсивное решение, которое

4244 вдруг кому-то приходит в голову. Я получил ответ, что сегодня только

4245 девяносто тысяч семей оформили право на материнский (семейный) капитал. Ну и

4246 что, вы верите в то, что все эти девяносто тысяч оформили ипотечный кредит?

4247 Да нет же, конечно. И вы думаете, что в следующем, 2009 году все кинутся

4248 оформлять эти ипотечные кредиты? Да если бы они и кинулись оформлять эти

4249 ипотечные кредиты, то кто бы им дал их?

4250

4251 Поэтому цель моего сегодняшнего выступления не столько говорить по сути, или

4252 содержанию, этого законопроекта, - я думаю, выступавшие передо мной коллеги

4253 довольно подробно об этом сказали - сколько подчеркнуть, чтобы все прекрасно

4254 понимали - и сидящие в этом зале, и правительство, которое вносит эти

4255 законопроекты, и в первую очередь наше общество, которое слышит этот разговор

4256 и сегодня столкнётся с информацией, что вот такой законопроект, слава богу,

4257 приняли... Хотелось бы, чтобы не рождалась очередная какая-то иллюзия,

4258 надежда у людей, что это так облегчит их жизнь и сейчас позволит им каким-то

4259 образом выйти из сложного семейного финансового положения, с которым они уже

4260 столкнулись или с которым столкнутся в будущем году.

4261

4262 Правительству и министерству здравоохранения в первую очередь, поскольку вы

4263 находитесь на острие вот этих вопросов, просто пожелание всё-таки не

4264 поддаваться вот на такие волюнтаристические предложения, когда говорят, давай

4265 примем это, давай примем то, давай тем улучшим положение или этим поможем, а

4266 в, общем-то, выходить сюда с разумными предложениями, с расчётами, с

4267 обоснованиями. Тут правильно было сказано: даже если это на одну семью будет

4268 распространяться, давайте примем и это. А вообще, надо было бы министерству,

4269 в целом правительству и Государственной Думе действительно в рабочем порядке

4270 внести такое предложение, которое позволило бы уже утверждённый материнский

4271 (семейный) капитал разумно использовать в ближайшее время семьям, которые

4272 имеют на него право, поскольку тот кризис, который происходит в стране и пик

4273 которого мы ожидаем в будущем году, действительно обесценит эти деньги.

4274

4275 Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но, как и все предыдущие, я должен

4276 подчеркнуть, он абсолютно не проработан - ни экономически, ни социально.

4277

4278 Спасибо.

4279

4280 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я напомню: мы приняли решение провести перерыв

4281 с трёх до четырёх часов, так что работаем до трёх часов.

4282

4283 Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.

4284

4285 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Какая память у вас короткая! Приняли распорядок - до трёх,

4286 нет, говорят, перерыв, голодные - идите в столовую. В три часа пойдёте, а в

4287 четыре вернётесь - и до упора.

4288

4289 Теперь к вам, Фарида Исмагиловна. Я задаю вопрос по тексту этого

4290 законопроекта, вы меня отсылаете к базовому. В тексте этого законопроекта

4291 написано: материнский (семейный)... И вот чиновник с такими же взглядами, как

4292 у вас... Придёт дедушка, желающий позаботиться о своей дочери (она будет

4293 болеть), ему скажут: дедушка, ты чего пришёл, здесь написано "материнский",

4294 вот пускай она, мать, придёт. Ведь об этом вы не думаете! Нам с вами здесь

4295 всё легко, но сколько бюрократов сидит на местах, которые как раз и цепляются

4296 к этому: товарищ, вы пришли не по адресу. И я уж не говорю о том, что

4297 недопустимо заместителю Председателя Госдумы говорить: тыр, тыр, и всё.

4298 Отвечайте, вы депутат, так отвечайте на вопрос, излож