Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 141034-5 О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях

О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях

у Президента РФ
01.07.2010

Номер законопроекта:141034-5
Дата внесения законопроекта в ГД:17.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/141034-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по международным делам
Профильный комитет:Комитет ГД по международным делам
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Комитет ГД по энергетике
Дата изменения статуса/фазы:01.07.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:140-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №141034-5 О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях

Дата заседания 09.06.2010, номер заседания 168, строк в стенограмме 6602

О проекте федерального закона № 141034-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1408 Приступаем к 5-му вопросу. Блок "Ратификация международных договоров

1409 Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации

1410 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством

1411 Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных

1412 целях". У нас два доклада. С первым докладом выступит представитель

1413 Правительства Российской Федерации первый заместитель министра иностранных

1414 дел Российской Федерации Андрей Иванович Денисов.

1415

1416 Пожалуйста.

1417

1418 ДЕНИСОВ А. И., представитель Правительства Российской Федерации, первый

1419 заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

1420

1421 Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!

1422 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством

1423 Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных

1424 целях было подписано в Сиднее, в Австралии, в сентябре 2007 года.

1425 Необходимость подписания этого соглашения связана с тем, что действующее

1426 соглашение от 15 февраля 1990 года, то есть подписанное ещё во времена

1427 Советского Союза, в значительной степени утратило свою актуальность,

1428 поскольку содержит ряд ограничений, налагаемых на практическое взаимодействие

1429 предприятий атомных отраслей Российской Федерации и Австралии. Новое

1430 соглашение, подписанное в 2007 году, позволит российским предприятиям

1431 получать заказы на обогащение урана австралийского происхождения. Это выгодно

1432 для России как с точки зрения обеспечения бесперебойной поставки ядерного

1433 топлива на наш внутренний рынок, для наших собственных атомных станций, так и

1434 для предоставления услуг по обогащению урана для партнёров на внешнем рынке.

1435

1436 Кроме того, новое соглашение способствовало бы осуществлению в долгосрочной

1437 перспективе совместной деятельности по широкому спектру направлений в области

1438 мирного использования атомной энергии, включая фундаментальные и прикладные

1439 исследования, разработку, проектирование, строительство, эксплуатацию и вывод

1440 из эксплуатации исследовательских реакторов, то есть весь цикл их жизни,

1441 разработку, строительство атомных электростанций и других установок ядерного

1442 топливного цикла, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными

1443 отходами.

1444

1445 Соглашение подлежит ратификации, поскольку в соответствии с Федеральным

1446 законом "О международных договорах Российской Федерации" оно содержит иные

1447 правила, чем предусмотренные российским законодательством, в части,

1448 касающейся разрешения споров через арбитражный суд. Реализация соглашения

1449 каких-либо дополнительных расходов из федерального бюджета не повлечёт.

1450

1451 В 2008 году соглашение было внесено в австралийский парламент на ратификацию,

1452 однако парламент тогда рекомендовал австралийскому правительству его

1453 ратификацию отложить на более позднее время по политическим соображениям.

1454 Политические соображения касались событий августа 2008 года - нападения

1455 Грузии на Южную Осетию и, соответственно, ответа Российской Федерации. Однако

1456 за истекший период в результате работы, проведённой совместно и Министерством

1457 иностранных дел, и Госкорпорацией "Росатом", 14 мая нынешнего, 2010 года

1458 Австралия таки завершила внутригосударственные процедуры, необходимые для

1459 вступления соглашения в силу.

1460

1461 Уважаемые депутаты, прошу поддержать предложение о ратификации

1462 Государственной Думой соглашения между Правительством России и Правительством

1463 Австралии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

1464 Оно в полной мере отвечает нашим интересам и служит развитию двустороннего

1465 сотрудничества с Австралией в этой важной высокотехнологичной сфере - сфере

1466 мирного использования атомной энергии.

1467

1468 Спасибо.

1469

1470 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Присаживайтесь.

1471

1472 Второй доклад - официального представителя Правительства Российской Федерации

1473 заместителя генерального директора Государственной корпорации по атомной

1474 энергии "Росатом" Николая Николаевича Спасского.

1475

1476 Пожалуйста.

1477

1478 СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

1479 заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной

1480 энергии "Росатом".

1481

1482 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сейчас в мире практически

1483 повсеместно наблюдается значительный рост интереса к развитию атомной

1484 энергетики, открываются серьёзные возможности для продвижения российских

1485 ядерных технологий, материалов и услуг на мировые рынки, а также для

1486 получения доступа к дополнительным источникам сырья. В этой ситуации

1487 Госкорпорация "Росатом" совместно с другими министерствами и ведомствами

1488 последовательно проводит работу по созданию международно-правовой

1489 инфраструктуры для налаживания сотрудничества с иностранными государствами в

1490 этой сфере. Ключевой элемент в этой инфраструктуре - это рамочные

1491 межправительственные соглашения о сотрудничестве в мирном использовании

1492 атомной энергии. Наличие такого соглашения является обязательным условием для

1493 выстраивания сотрудничества с любым иностранным государством. Особое значение

1494 в этой работе мы придаём созданию международно-правовых условий для развития

1495 отношений с ведущими государствами мира в сфере гражданской атомной

1496 энергетики. К числу таких государств относится Австралия.

1497

1498 Несколько фактов. Австралия располагает самыми большими в мире запасами

1499 урана, занимает третье место после Казахстана и Канады по объёмам добычи, это

1500 почти 8 тысяч тонн в прошлом году. Очевидно, что Австралия является

1501 потенциально очень интересным партнёром для российской атомной отрасли,

1502 причём как с точки зрения возможного использования в будущем австралийского

1503 уранового сырья для нужд российской атомной энергетики, так и (сегодня это

1504 главное) для обогащения австралийского урана на российском разделительном

1505 комплексе - а здесь у нас до сих пор главное, ключевое конкурентное

1506 преимущество - для целей поставки на мировой рынок.

1507

1508 Андрей Иванович остановился на обстоятельствах, почему нам требуется новое

1509 межправительственное соглашение. Хотел бы лишь добавить, что специфика

1510 данного соглашения связана с тем, что Австралия имеет очень жёсткое

1511 законодательство, регламентирующее соблюдение режима нераспространения

1512 ядерного оружия. В соответствии с австралийским законодательством для

1513 поставок австралийского урана в ту или иную страну требуется наличие

1514 соглашения с МАГАТЭ о применении гарантий на тех установках, где

1515 перерабатывается австралийский ядерный материал. В соглашении, которое

1516 сегодня представлено на рассмотрение уважаемым депутатам, применена

1517 компромиссная схема контроля, которая полностью отвечает позиции и интересам

1518 России как ядерного государства. В переговорной практике эта схема известна

1519 как так называемая схема замещения. Реально это означает, что ни на одной

1520 российской ядерной установке на практике не потребуется применение гарантий

1521 МАГАТЭ.

1522

1523 Не буду говорить по основным направлениям, поскольку Андрей Иванович отразил

1524 три главных направления: исследования, прикладное направление - конкретная

1525 разработка и строительство реакторов как исследовательских, так и

1526 энергетических, и, конечно, геологоразведка и разработка урановых

1527 месторождений. Буквально одно слово по поводу положения об арбитраже, по

1528 причине которого данное соглашение выносится на ратификацию.

1529

1530 Да, действительно, наличие этой статьи обусловлено обязательным требованием

1531 австралийского законодательства. Данное положение не предусмотрено российским

1532 законодательством, но и не противоречит ему. Мы исходим из того, что механизм

1533 арбитража при его грамотном использовании обеспечивает дополнительную защиту

1534 наших интересов в процессе сотрудничества. Таким образом, с заключением

1535 данного соглашения под наше сотрудничество с Австралией подводится адекватная

1536 современная международно-правовая основа.

1537

1538 Если же говорить в более широком плане, соглашение с Австралией представляет

1539 собой один из заключительных несущих элементов в той инфраструктуре

1540 международного сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии,

1541 которую мы сейчас создаём.

1542

1543 С учётом сказанного, уважаемые депутаты, просим поддержать предложение о

1544 ратификации этого соглашения.

1545

1546 Спасибо большое.

1547

1548 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич.

1549

1550 Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам

1551 Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста.

1552

1553 СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР.

1554

1555 Спасибо.

1556

1557 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! После двух столь детальных

1558 докладов мне остаётся мало что добавить. Комитет по международным делам

1559 детально, подробно рассмотрел данное межправительственное соглашение. В

1560 соглашении содержится развёрнутый перечень направлений и форм сотрудничества,

1561 в частности, фундаментальные и прикладные исследования, научные, технические

1562 и промышленные исследования и разработки, проектирование, строительство и

1563 эксплуатация, а также вывод из эксплуатации различных установок ядерного

1564 топливного цикла, использование ядерных реакторов для производства

1565 электроэнергии, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными

1566 отходами, ядерная безопасность и так далее. Важной особенностью данного

1567 соглашения является закрепление возможности использования в Российской

1568 Федерации австралийского ядерного материала после обработки на российских

1569 предприятиях. В рамках предыдущего соглашения 1990 года ядерный материал из

1570 Австралии может подвергаться за плату обработке на территории России, но не

1571 предназначается для использования внутри страны.

1572

1573 Данное соглашение, его исполнение не потребует изменения действующих или

1574 принятия новых федеральных законов, и его реализация не потребует

1575 дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация соглашения будет

1576 способствовать активизации и развитию многопланового сотрудничества между

1577 Российской Федерацией и Австралией в области использования атомной энергии в

1578 мирных целых, что в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.

1579

1580 В связи с изложенным, уважаемые коллеги, просьба поддержать позицию Комитета

1581 по международным делам и проголосовать за ратификацию данного важного

1582 межправительственного соглашения.

1583

1584 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1585

1586 Уважаемые коллеги, можно задать вопросы соответственно Андрею Ивановичу

1587 Денисову, Николаю Николаевичу Спасскому и Леониду Эдуардовичу Слуцкому.

1588

1589 Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.

1590

1591 Покажите список записавшихся.

1592

1593 Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. Сразу скажите, к кому вопрос.

1594

1595 ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.

1596

1597 У меня вопрос к Андрею Ивановичу.

1598

1599 Уважаемый Андрей Иванович, ответьте, пожалуйста, вот на такой вопрос. Мы

1600 прекрасно поняли, что данное соглашение является правовой основой для

1601 сотрудничества между странами, прекрасно поняли, что без него никак

1602 невозможно это сотрудничество, поняли также, какова будет наша выгода от

1603 этого. А вот скажите о наших обязательствах перед Австралией, я как-то не

1604 очень поняла. Можете ещё раз сказать поподробнее?

1605

1606 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович.

1607

1608 ДЕНИСОВ А. И. Спасибо за вопрос.

1609

1610 Дело в том, что любое соглашение налагает, естественно, обязательства на ту и

1611 на другую сторону, в данном случае и на российскую, и на австралийскую. Эти

1612 обязательства имеют системный характер, они касаются согласованных вопросов,

1613 связанных с принципами и порядком учёта, контроля, физической защиты ядерного

1614 материала австралийского происхождения при его попадании на территорию

1615 Российской Федерации, то есть при его получении российской стороной.

1616 Определённые обязательства того же плана - учёт, контроль, отчётность и так

1617 далее - есть и при движении ядерного материала, перемещении и передаче

1618 третьей стороне. Кроме того, сфера эта деликатная, высокотехнологичная,

1619 поэтому здесь встают вопросы защиты информации, касающейся такого материала,

1620 и ещё целый ряд технических аспектов. Отразить их в соглашении нет

1621 возможности, кроме того, это не соответствует международной практике, поэтому

1622 в целях эффективного выполнения обязательств по соглашению стороны подпишут

1623 меморандум о взаимопонимании, в котором в системном порядке все эти вопросы

1624 будут изложены. Его подписать предполагается в самое ближайшее время, во

1625 всяком случае, в этом году.

1626

1627 Спасибо.

1628

1629 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1630

1631 Селезнёв Валерий Сергеевич.

1632

1633 СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.

1634

1635 Уважаемый Андрей Иванович, вы нас убедили в том, что с экономической точки

1636 зрения это, очевидно, выгодно, особенно для корпорации "Росатом". С точки

1637 зрения безопасности очевидности нет, потому что, насколько я понимаю, в

1638 соглашении не определяется судьба радиоактивных отходов, которые

1639 образовываются в результате обогащения урана. Вот у меня вопрос: каким

1640 образом будет решаться эта проблема? И планируется ли заключение

1641 конкретизирующих межправительственных соглашений по поводу радиоактивных

1642 отходов?

1643

1644 ДЕНИСОВ А. И. В соглашении вопросы обращения с отработавшим ядерным топливом

1645 и радиоактивными отходами фигурируют в том плане, в каком это и предусмотрено

1646 в международных соглашениях. Остальное - это уже вопросы контрактов, вопросы

1647 взаимоотношений субъектов правоотношений.

1648

1649 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна, пожалуйста.

1650

1651 ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1652

1653 Спасибо большое, Борис Вячеславович.

1654

1655 У меня вопрос первый к Андрею Ивановичу.

1656

1657 Скажите, пожалуйста, что касается использования австралийского ядерного

1658 материала, предоставления услуг по обогащению урана на внешнем рынке, есть ли

1659 у нас, у России, конкуренты? И скажите, какие у нас потенциальные партнёры?

1660

1661 А второй вопрос - к Николаю Николаевичу Спасскому. По отработавшему ядерному

1662 топливу у нас были очень жаркие дебаты в третьей Государственной Думе. Не

1663 можете ли вы нам сказать, какую выгоду получила Российская Федерация, как

1664 используются эти средства? И как-то учитываются интересы "чернобыльцев"?

1665 Говорили, что от отработавшего ядерного топлива материальная выгода будет

1666 очень серьёзная.

1667

1668 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Иванович, пожалуйста.

1669

1670 ДЕНИСОВ А. И. Что касается первого вопроса, спасибо за вопрос. Конкурентов у

1671 нас не очень много количественно, потому что это всё-таки сфера высоких

1672 технологий и считанные страны на мировой арене обладают этими технологиями,

1673 тем более возможностью воспроизводить их в промышленных масштабах и делать

1674 предметом международной торговли. Но конкуренты эти очень сильные. Например,

1675 в Европе наш сильнейший конкурент - это Франция, где ядерная отрасль, сфера

1676 мирного использования атомной энергии, энергетика ядерная очень развита. И

1677 более того, они чинят нам достаточно много всякого рода препятствий, это тоже

1678 предмет нашей, так сказать, политической заботы. Вот, пожалуйста, один

1679 пример.

1680

1681 Ещё одна сфера, где тоже велика конкуренция, - это конкуренция за источники

1682 сырья. Ведь наша планета богата разнообразными минеральными ресурсами, но

1683 уранового сырья, пригодного для промышленной разработки, не так и много, и

1684 наша страна, продвинутая в этой области, ощущает определённый дефицит,

1685 поэтому соглашение с Австралией - это ещё и канал доступа к источникам сырья,

1686 что повышает нашу конкурентоспособность. Это что касается конкуренции.

1687

1688 А второй вопрос ещё был, да?

1689

1690 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, пожалуйста.

1691

1692 СПАССКИЙ Н. Н. Спасибо большое.

1693

1694 Уважаемая Вера Александровна, действительно, в вашем вопросе затронуто, по

1695 сути дела, несколько очень серьёзных проблем, поэтому докладываю коротко.

1696

1697 Первое. То, что касается нашей позиции, позиции нашего государства, позиции

1698 госкорпорации по международному сотрудничеству в сфере отработавшего ядерного

1699 топлива, эта позиция определяется нашим законодательством, она очень чёткая:

1700 мы берём на переработку отработавшее ядерное топливо только российского

1701 происхождения, здесь каких-либо исключений не допускается. И хотя в принципе,

1702 что касается мирового рынка, сейчас много говорится о том, что это очень

1703 перспективное направление сотрудничества - переработка отработавшего ядерного

1704 топлива, тем не менее ни на долгосрочную, ни на среднесрочную перспективу эти

1705 вопросы не рассматриваются. Здесь абсолютный приоритет, естественно, наших

1706 природоохранных соображений.

1707

1708 Далее, по поводу тех фондов, которые направляются на помощь "чернобыльцам".

1709 Госкорпорация строжайшим образом следует действующему федеральному

1710 законодательству. У нас есть свои собственные программы, причём как на

1711 корпоративном уровне, так и по нашим дочерним компаниям, например

1712 "Росэнергоатому". Скорее всего... (Микрофон отключён.)

1713

1714 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время продлите, пожалуйста.

1715

1716 СПАССКИЙ Н. Н. Скорее всего, выделить эту рубрику конкретно по направлению

1717 "отработавшее ядерное топливо" будет затруднительно, но по совокупности,

1718 конечно, средства от переработки отработавшего ядерного топлива направляются

1719 в том числе и на помощь "чернобыльцам".

1720

1721 Спасибо.

1722

1723 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1724

1725 Федоткин Владимир Николаевич.

1726

1727 ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.

1728

1729 У меня два вопроса к Андрею Ивановичу или к Николаю Николаевичу, кто из них

1730 ответит.

1731

1732 Первый. Какова экологическая чистота этого закона и вообще этого действия?

1733 Есть ли отрицательное воздействие на экологию в нашей стране? А то деньги

1734 зарабатываем, может быть, но тут же гробим людей. И если есть такое

1735 воздействие, то какие меры предпринимаются, чтобы его не было, ведь,

1736 наверное, деньги не всё решают, всё-таки важнее жизнь человека?

1737

1738 И второе. Мы продаём уран - я знаю, несколько лет назад была совершена

1739 сделка, 500 тонн продали Америке, - а с другой стороны, покупаем. Где логика?

1740

1741 Вот два вопроса. Пожалуйста, ответьте.

1742

1743 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1744

1745 ДЕНИСОВ А. И. Скорее, я попросил бы Николая Николаевича ответить на эти

1746 вопросы.

1747

1748 Что касается второго вопроса. Это качественно разные вещи: одно дело - импорт

1749 уранового сырья, а другое дело - комплексная и технически довольно сложная

1750 сделка с Америкой, когда мы меняем наш высокообогащённый уран, излишки

1751 которого имеются у нас и были накоплены для производства оружейного

1752 наполнения, на низкообогащённый, что связано с необходимостью использования

1753 его на атомных станциях для мирных целей. Так что это немного разные вещи.

1754

1755 Что касается экологии, я бы попросил Николая Николаевича ответить. Со своей,

1756 мидовской точки зрения, только могу сказать, что в такого рода вопросах

1757 экологические требования и стандарты прорабатываются очень строго.

1758 Международные режимы контроля ограничений тоже достаточно строгие. Россия их

1759 выполняет последовательно и в полном объёме. Так что большой проблемы не

1760 вижу, хотя, конечно, с человеческой точки зрения - да, вы правы: это

1761 обращение с опасным материалом, но точно так же, как и с продукцией химии,

1762 биологической продукцией и так далее.

1763

1764 Был ещё один вопрос - о наших партнёрах в области мирного использования

1765 атомной энергии. Таких партнёров у нас достаточно много, круг их расширяется.

1766 И "Росатом" во взаимодействии с нами, с Минэкономразвития, с Министерством

1767 энергетики ведёт в хорошем смысле слова агрессивную политику по предложению

1768 своих услуг на международном атомном рынке. И в общем, эта политика, вы сами

1769 видите, пока ведётся достаточно успешно. Будем надеяться, что так будет и

1770 дальше.

1771

1772 Спасибо.

1773

1774 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.

1775

1776 СПАССКИЙ Н. Н. Владимир Николаевич, два момента по вашему вопросу.

1777

1778 Первый момент. Наш главный интерес в этом соглашении в том, что оно нам даёт

1779 возможность покупать австралийский уран и перерабатывать его на наших

1780 обогатительных комбинатах. Строго говоря, мы ураном не торгуем, здесь я хотел

1781 бы внести ясность. Да, мы выходим на рынок с продуктом в виде обогащённого

1782 уранового продукта, но тем не менее мы прежде всего торгуем - и в этом наше

1783 главное конкурентное преимущество, поскольку у нас самые современные

1784 технологии, самые большие мощности, как знают уважаемые депутаты, - услугами

1785 по обогащению урана. Информация по нашим конкретным объёмам поставок и по их

1786 абсолютным цифрам закрытая, тем не менее, чтобы дать представление об объёме

1787 цифр, я могу сказать, что это порядка 3 миллиардов долларов в год. Причём мы

1788 контролируем значительную часть - опять-таки в зависимости от того, как

1789 подсчитывать, - мирового рынка, порядка 40 процентов, это очень много, очень

1790 серьёзно. Поскольку наши собственные запасы уранового сырья, напомню

1791 уважаемым депутатам, 3,5 тысячи тонн внутри России - наши собственные

1792 месторождения - плюс на сегодняшний день... (Микрофон отключён.)

1793

1794 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время продлите, пожалуйста.

1795

1796 СПАССКИЙ Н. Н. Прошу прощения.

1797

1798 Теперь конкретно по экологии. Поскольку речь идёт о переработке сырья на

1799 наших собственных четырёх обогатительных комбинатах, всё действующее

1800 природоохранное законодательство, в полном объёме, абсолютно все нормы,

1801 естественно, соблюдается. Мы неоднократно докладывали, в том числе при

1802 рассмотрении различных законопроектов, что наши обогатительные комбинаты

1803 отвечают всем строжайшим экологическим требованиям. Депутаты на них

1804 неоднократно бывали, в том числе на Ангарском электролизном химическом

1805 комбинате. Если есть такие вопросы, готовы организовать любое посещение и на

1806 месте доложить реальную ситуацию.

1807

1808 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1809

1810 Грачёв Иван Дмитриевич, пожалуйста.

1811

1812 ГРАЧЁВ И. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1813

1814 Спасибо.

1815

1816 Прежде всего мы считаем, что уран нам нужен, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"

1817 проголосует за этот закон, но тем не менее понятно, что по австралийскому

1818 законодательству, если уран передаётся нам насовсем, так скажем, то должен

1819 быть обеспечен дальнейший международный контроль за тем, чтобы из него не

1820 было сделано оружие. И тогда возникает вопрос: а какие именно объекты

1821 подпадут под этот международный контроль, формальный, компромиссный, но тем

1822 не менее международный контроль. В частности, Ангарск из моего округа

1823 подпадёт или нет?

1824

1825 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.

1826

1827 СПАССКИЙ Н. Н. Спасибо.

1828

1829 Уважаемый Иван Дмитриевич, докладываю. Совершенно точно, действительно будут

1830 иметь формы контроля. Над соглашением мы работали достаточно долго, для того

1831 чтобы договориться о тех формах контроля, которые отвечали бы нашему

1832 законодательству, нашей практике и которые по жизни были бы применимыми.

1833

1834 Как я сказал в докладе, та схема, о которой мы договорились с австралийцами и

1835 которая отражена в соглашении и будет конкретно прописана в меморандуме, о

1836 котором говорил Андрей Иванович, называется схемой замещения. Раз возник

1837 конкретный вопрос, я коротко остановлюсь на том, что это такое. Австралийский

1838 материал может перерабатываться на любой, подчёркиваю, на любой установке в

1839 Российской Федерации, какого-либо применения гарантий МАГАТЭ не требуется.

1840

1841 Что требуется? Для целей проверки эквивалентный по качеству и количеству

1842 ядерный материал размещается на какой-либо из установок, внесённых нашим

1843 правительством в список предприятий, в отношении которых возможно применение

1844 гарантий МАГАТЭ. Это вполне приемлемая, необременительная схема.

1845

1846 О чём конкретно идёт речь? У нас один обогатительный комбинат внесён в список

1847 на применение гарантий - это Ангарский электролизный химический комбинат,

1848 причём он внесён как бы в двух ипостасях: и как комбинат, и как созданный на

1849 его основе Международный центр по обогащению урана. Там всё подготовлено, всё

1850 оборудовано, строжайшим образом обеспечены наши интересы как с точки зрения

1851 режима, так и с точки зрения недопустимости утечки наших передовых

1852 технологий.

1853

1854 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1855

1856 Уважаемые коллеги, есть ли необходимость кому-то выступить по обсуждаемому

1857 вопросу? Нет. Мы обсудили 5-й вопрос, и в рамках "часа голосования" я ставлю

1858 на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между

1859 Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о

1860 сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях". Кто

1861 за? Прошу голосовать.

1862

1863 Включите режим голосования.

1864

1865 Покажите результаты голосования.

1866

1867 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 37 сек.)

1868 Проголосовало за 447 чел.99,3%

1869 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1870 Воздержалось 2 чел.0,4%

1871 Голосовало 449 чел.

1872 Не голосовало 1 чел.0,2%

1873 Результат: принято

1874

1875 Принято.

1876