Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 142731-5 О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации

О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации

в первом чтении
15.05.2009

Номер законопроекта:142731-5
Комментарий законопроекта:о посреднической деятельности по усыновлению детей
Дата внесения законопроекта в ГД:19.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/142731-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:15.05.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2105-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Афанасьева Елена Владимировна, Член СФ
Горькова Ирина Петровна, Депутат ГД
Журко Василий Васильевич, Депутат ГД
Лебедев Игорь Владимирович, Депутат ГД
Останина Нина Александровна, Депутат ГД
Свистунов Аркадий Николаевич, Депутат ГД
Хесин Михаил Яковлевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №142731-5 О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации

о посреднической деятельности по усыновлению детей

Дата заседания 15.05.2009, номер заседания 94, строк в стенограмме 7549

О проекте федерального закона № 142731-5 "О внесении изменения в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации" (о посреднической деятельности по усыновлению детей).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3722 Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 126-1

3723 Семейного кодекса Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной

3724 Думы Елена Владимировна Афанасьева.

3725

3726 АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, прежде чем начать доклад по

3727 законопроекту, хочу вам сообщить, что Государственная Дума за последние пять

3728 лет по данному вопросу пять раз делала обращения в Правительство Российской

3729 Федерации, было пять постановлений Генеральной прокуратуры, но, к сожалению,

3730 воз и ныне там, даже, наверное, стало хуже.

3731

3732 Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения

3733 в статью 126-1 Семейного кодекса Российской Федерации". Данный проект закона

3734 касается исключения нормы, предусматривающей возможность осуществления

3735 посреднической деятельности на территории Российской Федерации органов или

3736 организаций иностранных государств при усыновлении российских детей

3737 иностранными гражданами.

3738

3739 Хочу сразу пояснить, что российское законодательство, а именно Семейный

3740 кодекс, пункт 1 статьи 126-1, говорит о том, что посредническая деятельность

3741 по усыновлению детей не допускается, то есть запрещается. В то же время пункт

3742 2 этой же статьи устанавливает исключение, то есть не признаёт посреднической

3743 деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и

3744 попечительства и органов исполнительной власти Российской Федерации, с чем мы

3745 полностью согласны, так как это их прямая обязанность. Но этот же пункт

3746 кодекса непонятно почему признаёт посреднической деятельностью деятельность

3747 специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по

3748 усыновлению детей. Эту часть пункта 2 статьи 126-1 мы предлагаем исключить из

3749 Семейного кодекса.

3750

3751 Если разобрать данный пункт подробнее, по составным частям, то мы увидим

3752 следующее. Ещё раз повторяю, что мы согласны с тем, что нельзя считать

3753 посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки

3754 и попечительства, но в данной статье упоминание этих органов излишне, так как

3755 статьи 121 и 122 Семейного кодекса говорят о том, что этот вид деятельности -

3756 их обязанность, усыновление и устройство детей в семьи. Данный пункт появился

3757 в Семейном кодексе в 1998 году, и мы считаем, что он появился не случайно,

3758 видимо, для того, чтобы было скрыто его истинное предназначение, а именно

3759 деятельность иностранных агентств по усыновлению детей. Всё звучит, можно

3760 сказать, очень благородно: деятельность специально уполномоченных

3761 иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но

3762 если разобраться подробнее, то вот эти органы, эти агентства, которые

3763 действуют на территории Российской Федерации, официально ни одно иностранное

3764 государство на усыновление детей не уполномочило.

3765

3766 Агентства действуют на территории России на основании рекомендательных писем,

3767 которые выдаются каким-то органом, который выдаёт им какую-то лицензию на

3768 территории своего государства. На территории России представительство этих

3769 агентств регистрируется без образования юридического лица, так как заявляет о

3770 гуманитарном характере своей деятельности. На самом деле они преследуют

3771 совершенно иные цели: собирают данные на детей, подбирают детей, они, можно

3772 сказать, подкатывают к нашим чиновникам, вплоть до судов.

3773

3774 Следующий непонятный принцип, который заложен в данном пункте, - это принцип

3775 взаимности в деятельности таких агентств. Для нас этот принцип не имел

3776 значения, не имеет значения и в ближайшем будущем никакого значения иметь не

3777 будет. Российские граждане практически не усыновляют детей за границей, и

3778 наших агентств на территории иностранных государств по усыновлению детей нет.

3779 А для того, чтобы иметь возможность, например, отслеживать дальнейшую судьбу

3780 нашего малыша, усыновлённого иностранными гражданами, необходимы двусторонние

3781 договоры.

3782

3783 Такой договор подписан между Российской Федерацией и Италией. Но большинство

3784 наших детей вывозится в Соединённые Штаты Америки, 60 процентов детей уезжают

3785 на постоянное место жительства туда. И к сожалению, перспективы заключения

3786 такого договора со Штатами вообще призрачны. И когда такой договор будет

3787 заключён, никто не знает. Американская сторона постоянно уклоняется от

3788 заключения такого договора, уже не первый год.

3789

3790 Порядок деятельности иностранных агентств и порядок контроля устанавливаются

3791 Правительством Российской Федерации. Что происходит в реальности?

3792 Постановление правительства 2000 года ограничивало деятельность таких

3793 агентств. Например, в банке данных они могли получить информацию после того,

3794 как предоставят документы на усыновителя. После получения направления в

3795 детское учреждение будущий усыновитель должен был сам посетить это детское

3796 учреждение. Да, агентства могли сдать документы в суд, но в суде будущий

3797 усыновитель должен был присутствовать лично.

3798

3799 Вместо того чтобы усилить контроль за деятельностью этих агентств,

3800 правительство принимает 4 ноября 2006 года постановление, которым расширяются

3801 полномочия агентств на территории Российской Федерации, причём эти полномочия

3802 противоречат многим законам Российской Федерации, например визовая поддержка,

3803 присутствие в суде, а также легализуется право взимать плату. То есть

3804 агентства должны теперь просто предоставить документы, которые будут

3805 подтверждать оплату их услуг. Хочу ещё раз заметить: по закону Российской

3806 Федерации все усыновления российскими гражданами, иностранными гражданами

3807 происходят абсолютно бесплатно.

3808

3809 Неоднократно за последние годы Генеральная прокуратура говорила о том, что в

3810 деятельности агентств существуют нарушения и неразбериха. Мы это слышали и от

3811 представителя Генпрокуратуры на пленарных заседаниях, мы это слышали не раз

3812 на заседаниях комитетов. Тем не менее тот довод, который приводит

3813 правительство в своём заключении, я считаю несостоятельным. Правительство

3814 говорит о том, что мы не сможем отслеживать судьбу наших детей. Хочу сказать,

3815 что на сегодняшний день речь идёт об отчётах, которые должны предоставлять

3816 агентства по усыновлению, о том, как проживают наши усыновлённые дети в

3817 семьях, и на сегодняшний день эти отчёты - полнейшая фикция. Во-первых, мы

3818 никого не можем обязывать предоставлять такие отчёты, а во-вторых, даже если

3819 этот отчёт будет предоставлен и будет носить отрицательный характер, мы

3820 ничего не сможем предпринять. Мы не сможем влиять на судьбу нашего ребёнка на

3821 территории другого государства. Этот ребёнок может передаваться и раз, и два,

3822 и три в другие семьи, если принимающая страна решит передать его из одной

3823 семьи в другую. Мы не сможем даже вернуть его на территорию нашей страны.

3824

3825 В ответ на отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике и

3826 здравоохранению хочу отметить, что само по себе запрещение на территории

3827 России деятельности иностранных агентств по усыновлению не будет

3828 препятствовать усыновлению иностранными гражданами в Российской Федерации,

3829 потому что Семейный кодекс другими статьями это предусматривает - это статья

3830 124 и статья 165. Мы не требуем того, чтобы запретили международное

3831 усыновление, мы требуем запретить деятельность иностранных агентств, которые

3832 в своей работе оказывают, по сути дела, посреднические услуги.

3833

3834 Уважаемые коллеги, для принятия вами решения хочу привести лишь некоторые

3835 цифры, которые, в общем-то, говорят о масштабе проблемы. За последние

3836 тринадцать лет из России было вывезено около восьмидесяти тысяч детей. Если

3837 учесть, что каждый из них в будущем будет иметь по одному ребёнку, по одному

3838 внуку, то вы сами понимаете, каков будет размер невосполнимых потерь

3839 человеческих для Российской Федерации - это около трёхсот тысяч человек, это

3840 только от тех, которые уже усыновлены иностранными семьями.

3841

3842 Есть ряд регионов, которые, по сути дела, из года в год - не хотелось бы это

3843 слово произносить, тем не менее - являются поставщиками российских детей для

3844 иностранного усыновления, причём, я думаю, министерство образования знает эти

3845 регионы (эти цифры открыты, они размещены на сайтах), знает прокуратура. И я

3846 думаю, что есть чем заняться этим двум органам, надо поработать с

3847 чиновниками, которые занимаются вопросами усыновления на территории

3848 Российской Федерации. Приморский край, Кировская, Тульская области - там

3849 уровень иностранного усыновления даже выше, чем внутрироссийский. Из-за

3850 нехватки времени нет возможности перечислить все регионы, тем не менее скажу,

3851 что внутри страны вопросами усыновления органы социальной защиты, органы

3852 опеки и попечительства практически не занимаются.

3853

3854 Мы уже давно говорим о том, что убивают наших детей на территории, например,

3855 Америки, мы все эти случаи знаем. Нам страна-усыновитель говорит: да, мы

3856 наказываем тех родителей, которые являются детоубийцами, наше наказание от

3857 десяти лет и выше. Но если посмотреть статьи, по которым отбывают наказание

3858 эти горе-родители, то в принципе по ним все эти родители будут освобождены

3859 через полтора-два года условно-досрочно.

3860

3861 Согласно результатам опросов, которые были проведены в 2000 году и в этом

3862 году, количество россиян, которые выступают против иностранного усыновления,

3863 увеличилось с 22 процентов до 32 процентов, а количество тех, кто раньше

3864 безоговорочно принимал иностранное усыновление как норму жизни, наоборот,

3865 уменьшилось с 12 процентов до 9.

3866

3867 Уважаемые коллеги, ещё раз к вам обращаюсь с просьбой поддержать этот

3868 законопроект и помнить о том, что случаи, когда мы отдаём ребёнка на

3869 усыновление за границу, должны быть единичными, это не должно быть бизнесом,

3870 поставлено на поток. Причём хочу отметить, что регионы, видимо, эту проблему

3871 понимают. Этот законопроект получил шестьдесят три положительных отзыва и

3872 двадцать один отрицательный отзыв.

3873

3874 Спасибо.

3875

3876 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад первого заместителя председателя

3877 Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Натальи Николаевны Карпович.

3878

3879 КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3880

3881 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, действительно, тема

3882 очень сложная, болезненная. И очень неприятно, что именно на этой теме

3883 пытаются делать пиар люди, которые говорят вроде бы хорошие вещи, но...

3884 Предлагая такой законопроект, они берут на себя огромную ответственность.

3885

3886 Я приведу только четыре конкретных основания, по которым этот законопроект

3887 принимать нельзя. Первое - предлагаемым законопроектом нарушаются все нормы

3888 международного права, все соглашения, заключённые сегодня Российской

3889 Федерацией, что приведёт нас к невыполнению международных обязательств.

3890

3891 Второе. Законопроектом ликвидируется тот механизм, с помощью которого сегодня

3892 осуществляется контроль за условиями проживания детей, усыновлённых

3893 иностранными гражданами, находящихся на их воспитании. Вы говорите, что

3894 контроль этот не действует. Так вот, из шестнадцати случаев летального исхода

3895 детей девять смертей наступило именно при усыновлении, в процедуре которого

3896 агентства не участвовали, это было независимое усыновление, которое вы сейчас

3897 так усиленно лоббируете.

3898

3899 Третий фактор. Это независимое усыновление иностранными гражданами, о котором

3900 вы говорите, без агентств... Как же они, не говоря на русском языке, находят

3901 этих детей, общаются? И какая коррупция должна быть без присутствия

3902 иностранных фирм, адвокатов и переводчиков, вот то, что вы сейчас пытаетесь

3903 сделать?!

3904

3905 Вернёмся к договору, который вы упомянули. Договор, который заключён сегодня

3906 с Италией, предложен другим странам и готовится к ратификации Госдумой в

3907 третьем квартале. Договор является прозрачным, по нему страны берут

3908 ответственность на себя, обязаны взаимодействовать и вести переговоры об

3909 условиях жизни усыновлённого ребёнка, который находится на территории другого

3910 государства.

3911

3912 Давайте не искажать факты, мы 18 марта здесь очень подробно всё это

3913 обсуждали. И я сейчас всех очень прошу: не нужно нагнетать обстановку, нужно

3914 работать для заключения международных двусторонних договоров, которые

3915 полностью решают эту проблему, не нарушая прав ребёнка, а защищая их.

3916

3917 Что касается усыновления в России, у нас положительная динамика: сегодня всё

3918 больше детей усыновляется здесь. Законодательством установлен приоритет: если

3919 ребёнок не смог обрести семью на территории России, только в этом случае он

3920 усыновляется иностранцами, и никак по-другому.

3921

3922 Уважаемые коллеги, я приглашаю вас всех к работе по заключению двусторонних

3923 международных договоров, которые необходимы, а не вот к этому популизму,

3924 который сейчас выражался с трибуны.

3925

3926 Спасибо большое.

3927

3928 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3929

3930 Подождите, Наталья Николаевна, лучше постойте, я думаю, могут быть вопросы к

3931 вам, тем более я вижу руки.

3932

3933 Так, Локоть... О, тогда давайте запишемся. Много вопросов.

3934

3935 Включите режим записи.

3936

3937 Покажите список записавшихся.

3938

3939 Депутат Локоть.

3940

3941 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

3942

3943 Уважаемая Наталья Николаевна, я оставляю на вашей совести выражение насчёт

3944 популизма, потому что если мы начнём разбираться, у кого из депутатов и

3945 фракций больше популизма в выступлениях, то это будет... нас очень далеко эта

3946 логика заведёт. Здесь вопрос принципиальный в том, как ставить эту задачу и в

3947 чём видеть проблему. А вопрос у меня заключается в следующем: почему мы

3948 признаём первенство международного права перед нашим правом, нашей

3949 перспективой, нашими проблемами, нашей Российской Федерации? Меня не как

3950 политика и даже не как человека, а просто как гражданина глубоко оскорбляет

3951 сам факт того, что существует этот институт международного усыновления, когда

3952 из нашей страны вывозят детей. Это сделана щёлка, дыра, с помощью которой,

3953 какие бы вы там договора ни заключали, фактически узаконивается такая

3954 работорговля нашими детьми... (Микрофон отключён.)

3955

3956 КАРПОВИЧ Н. Н. Я с уважением отношусь к вам, но скажите мне, пожалуйста: а

3957 почему вы не взяли в семью ребёнка из детского дома? Национальное усыновление

3958 - пожалуйста, у каждого есть право, возьмите ребёнка, и дети не будут

3959 находиться в детском доме. Сегодня в Российской Федерации...

3960

3961 ИЗ ЗАЛА. Хороший пример популизма!

3962

3963 КАРПОВИЧ Н. Н. У меня есть ребёнок из детского дома... (Шум в зале.)

3964

3965 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, задан был вопрос, в вопросе прозвучал упрёк,

3966 депутат отвечает на этот упрёк. Ну что вы, коллеги? Всё законно.

3967

3968 ИЗ ЗАЛА. Она популизмом занимается!

3969

3970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите как. (Шум в зале.) Да, может быть,

3971 действительно ещё кто-то возьмёт сегодня ребёнка после этого.

3972

3973 Пожалуйста, депутат Останина.

3974

3975 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Наталья Николаевна, когда вы называли авторов этого

3976 законопроекта лоббистами, вам в голову не приходил тот факт, что кроме двух

3977 известных способов усыновления - через иностранное агентство и независимое -

3978 есть ещё и нормальный государственный способ решить детскую проблему. Ну,

3979 например, из существующих ныне иностранных агентств только два

3980 государственные - одно итальянское и одно французское, там нет так называемых

3981 некоммерческих организаций, подобных тем, которые действуют на территории

3982 Российской Федерации, - пятьдесят восемь агентств из Соединённых Штатов. Как

3983 вы относитесь к созданию государственной структуры, которая координировала бы

3984 вопросы усыновления, как российского, так и международного? Почему это

3985 отдаётся на откуп каким-то коммерческим структурам - независимым, зависимым

3986 агентствам и так далее?

3987

3988 КАРПОВИЧ Н. Н. Вы абсолютно правы, это наша общая проблема, и мы вам очень

3989 благодарны. Нам с вами, вообще, нужна структура, которая будет заниматься

3990 семьёй и детьми, и в том числе усыновлением. Усыновление никто не разделяет

3991 на международное и национальное. Ребёнок вправе получить семью, и если он её

3992 не получил на территории России и у него есть возможность получить родителей

3993 за границей, то наша с вами задача обеспечить его безопасность. Мы с вами

3994 говорим действительно об одном - о защите интересов ребёнка.

3995

3996 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев, пожалуйста.

3997

3998 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо.

3999

4000 Первый вопрос у меня к автору. Уважаемая Елена Владимировна, вот не первый

4001 раз мы обсуждаем эту проблему, и не первый раз комитет, отказывая в принятии

4002 законопроекта, ссылается на международные документы, на международное право.

4003 Вопрос такой: в других странах, когда решается вопрос об усыновлении детей

4004 иностранцами, какое-то внимание обращается на эти международные документы,

4005 как к ним относятся?

4006

4007 И вопрос к представителю комитета. Уважаемая Наталья Николаевна, шестьдесят

4008 три субъекта поддержали данный законопроект, 75 процентов нашей страны

4009 высказываются в его поддержку. Скажите, что ещё нужно комитету?

4010

4011 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Афанасьева Елена Владимировна.

4012

4013 АФАНАСЬЕВА Е. В. Да, безусловно, обращается внимание на эти акты. Хочу

4014 сказать, что мы гаагскую конвенцию не ратифицировали. Она, кстати,

4015 упоминается в заключении Правового управления - нам замечание делают. И

4016 правильно, потому что если кто-то внимательно ознакомился с этим документом,

4017 а не со слов Натальи Николаевны, то наверняка заметил, что эта конвенция

4018 защищает права усыновителей, а не усыновлённого.

4019

4020 Следующий момент. Даже те страны, которые ратифицировали этот документ,

4021 например Китай, всё же себя подстраховывают, потому что никто до конца не

4022 доверяет этой конвенции - они заключают двусторонние договора по этому

4023 вопросу, и они добились такого договора, например, с Америкой. А вот другой

4024 документ, который как раз и должен защищать права ребёнка, - Конвенция о

4025 правах ребёнка, не ратифицирован в столь демократичной стране, как Америка.

4026 Америка не считает нужным ратифицировать этот документ, потому что в принципе

4027 права человека как таковые её не интересуют - это вот столетняя демократия,

4028 даже двухсотлетняя демократия.

4029

4030 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Николаевна.

4031

4032 КАРПОВИЧ Н. Н. Во-первых, давайте начнём "со слов Натальи Николаевны". Я ни

4033 разу в этом зале не сказала, что я за гаагскую конвенцию. Я противник

4034 гаагской конвенции, я говорила об этом всегда и никогда не призывала... А

4035 ссылалась я сейчас на Конвенцию о правах ребёнка, это совершенно иной

4036 документ (говорю это для профессионалов, тех коллег, которые понимают, о чём

4037 идёт речь). И я как раз сказала, что самое главное сейчас из того, что

4038 достигнуто, - это первый договор, который будет внесён к нам на ратификацию,

4039 который решает все проблемы. Действительно, никогда у нас ещё не было такого

4040 документа, который защищал бы интересы ребёнка. Я абсолютно уверена, что за

4041 международными двусторонними договорами будущее, с их помощью мы будем знать,

4042 что происходит с нашими детьми, как они живут, и будем осуществлять контроль

4043 по взаимной договорённости с тем государством, с которым мы подписываем

4044 договор. Это первое и, наверное, самое главное из того, что я хотела сказать.

4045

4046 По поводу того, почему комитет отклоняет. Потому что сегодня в соответствии с

4047 тем механизмом, который существует, есть и прозрачность, и мы понимаем, что

4048 происходит с детьми. Вы можете голословно утверждать, что это липовые отчёты,

4049 но эти отчёты есть, и те агентства, которые не представляют через консульский

4050 отдел вовремя отчёты, лишаются лицензии. Есть вопрос временной: лишают только

4051 на полгода, а потом могут либо продлить, либо нет, и я абсолютно согласна с

4052 Еленой Владимировной, что здесь нужно ужесточать. Но в данном случае мы

4053 заинтересованы только в одном - чтобы наши дети сегодня получили семью и были

4054 защищены. Я думаю, что никто в этом зале не скажет, что это популизм, потому

4055 что мы все с вами этим занимаемся и сейчас поэтому об этом и говорим.

4056

4057 И на сегодняшний день я очень прошу своих коллег: не нужно делать вот такие

4058 выводы. Комитет действительно принял решение только из-за того, что вы

4059 предлагаете убрать механизм, который сегодня, до момента подписания договоров

4060 с другими странами, регулирует эти отношения. Америке и всем остальным

4061 государствам эти договора предложены на рассмотрение, с Францией, с Испанией

4062 сейчас ведутся переговоры. И то, что вы предлагаете сегодня не поддерживать

4063 данный законопроект, этим вы призываете Россию не выполнять свои

4064 обязательства. Есть и отзыв официальный Правительства Российской Федерации, и

4065 мнение президентской стороны. Сегодня иного механизма, чем тот, который есть,

4066 не существует. И пока не подписаны эти договора, мы с вами не можем вот так

4067 просто взять и зачеркнуть то, что сегодня защищает интересы наших детей.

4068

4069 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, ваш вопрос.

4070

4071 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Правильно ли я понимаю представителей комитета, что все

4072 свои силы вы бросаете на то, чтобы обеспечить благоприятные условия для ещё

4073 большего вывоза детей за границу, чтобы как можно больше было правовых

4074 документов, был контроль? А может быть, наоборот, поставить вопрос: чтобы не

4075 было вообще необходимости их отправлять за рубеж, чтобы здесь они

4076 оставались?! И может быть, ещё раз поставить вопрос о том, что и в семью не

4077 надо их отдавать никому на усыновление, пускай в нормальных государственных

4078 учреждениях воспитываются? Потому что другая семья всё равно остаётся чужой

4079 для ребёнка. Вот в этом плане комитет должен работать. Мы же с вами

4080 национальный парламент, а не международная благотворительная организация, мы

4081 должны защищать интересы России. Вы предлагаете защищать документы, которые

4082 позволят ещё быстрее и больше отправлять детей за рубеж. Вот эта ваша позиция

4083 ведь неправильная.

4084

4085 КАРПОВИЧ Н. Н. Дети должны обретать семью, и те социальные учреждения,

4086 которые есть, действительно должны становиться лучше. Если ребёнок не обрёл

4087 семью, он должен быть защищён государством. Эта позиция абсолютно правильная,

4088 Владимир Вольфович. Я думаю, что это проблема не только комитета, но и всех

4089 нас, парламентариев.

4090

4091 Я ещё раз подчёркиваю, что никто не делает акцент на международном

4092 усыновлении, не говорит, что оно должно быть первичным. Наоборот, мы говорим

4093 о целом институте усыновления. Первое - это национальное усыновление. И в

4094 Конституции, и в других российских законах говорится о том, что приоритет за

4095 гражданином России в усыновлении. Мы рассматриваем случаи, когда ребёнок

4096 передаётся на усыновление за границу через агентства или усыновляется путём

4097 независимого усыновления. В законопроекте предлагается исключить агентства,

4098 которые участвуют в усыновлении детей. Это нарушение той системы, которая

4099 есть. Я подчёркиваю, мы не говорим о том, что должно быть больше

4100 международного усыновления, наоборот, я вам привожу положительную динамику: у

4101 нас на 50 процентов сократилось международное усыновление. Но для нас сегодня

4102 важно не сломать институт усыновления в целом.

4103

4104 Спасибо.

4105

4106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин Владимир Николаевич.

4107

4108 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Елене Владимировне Афанасьевой. Вы сказали в

4109 начале своего выступления, что по данному вопросу Дума, как я понял, пять раз

4110 обращалась в правительство, выражая тревогу, и практически пять раз, как вы

4111 выразились, мы не получили поддержки. Вы не можете прокомментировать, какова

4112 примерно была аргументация президента, правительства, которые не разделили

4113 тревогу и не поддержали обращение депутатов, наверное, предшествующей Думы?

4114

4115 И тот же самый вопрос у меня к представителю правительства (сегодня что-то

4116 они молчат): почему вот такой серьёзный вопрос не поддерживался пять раз

4117 правительством?

4118

4119 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточняю: наверное, не вопрос, а законопроект.

4120

4121 Кто отвечает? Пожалуйста.

4122

4123 АФАНАСЬЕВА Е. В. Было пять постановлений по этому поводу. Одно из последних

4124 мы рассматривали уже в этой Думе, практически два месяца назад, после

4125 очередного убийства нашего ребёнка на территории Америки.

4126

4127 Ссылаются, как всегда, на одно: если мы перестанем так работать, запретим

4128 деятельность агентств на территории России, мы потеряем схему отчётности и

4129 потеряем, в общем-то, связь с нашими детьми. Я считаю, что это не совсем

4130 верно, потому что, я ещё раз поясню, данные отчёты на сегодняшний день не

4131 имеют большого значения: даже получив отрицательный отчёт, мы не можем

4132 предпринять никаких действий. Почему? Потому что нет двустороннего договора,

4133 вот из-за чего.

4134

4135 Я хочу сказать, что, если сейчас Дума проголосует за этот законопроект,

4136 никакой механизм разрушен не будет. Это стимулирует наши органы, в том числе

4137 министерство образования, к подготовке договоров. Наталья Николаевна сказала,

4138 что готовится, рассматривается договор с Америкой. Полтора месяца назад,

4139 перед тем как Фурсенко пришёл сюда к нам на "правительственный час", я

4140 получила ответ из Министерства образования и науки, где чёрным по белому было

4141 написано, что пока рассматривают возможность подготовки такого договора, то

4142 есть писали не о том, что он существует и его предложили на рассмотрение

4143 другой стороне, а о том, что в министерстве только рассматривают вообще

4144 возможность заключения такого договора.

4145

4146 Поэтому, к сожалению, всё это как-то робко... Ведь вы все понимаете,

4147 агентство бесплатно не работает, это частная лавочка, там работают люди,

4148 которые зарабатывают на этом деньги. И по оценкам специалистов, усыновление

4149 российского ребёнка в 2008 году стоило, то есть за услуги они брали, от 100

4150 до 150 тысяч долларов.

4151

4152 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, будете отвечать на вопрос? Это на

4153 усмотрение представителя правительства. Не понял...

4154

4155 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4156

4157 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горькова.

4158

4159 ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.

4160

4161 Уважаемая Елена Владимировна, у меня также к вам вопрос: можете ли вы

4162 привести конкретные данные именно по регионам Российской Федерации о

4163 количестве российских детей, которые были усыновлены иностранными гражданами?

4164

4165 АФАНАСЬЕВА Е. В. Да, могу, эти данные открыты, они опубликованы, размещены на

4166 сайте Министерства образования и науки. Я хотела бы сегодня озвучить

4167 некоторые цифры, я подготовила анализ по 2005-2008 годам. Вот все говорят,

4168 что у нас уменьшилось количество детей, переданных на усыновление за границу,

4169 но тем не менее регионы, которые продолжают в большей степени отдавать детей

4170 на усыновление за пределы страны, есть. Например, Карелия: 2005 год - внутри

4171 страны отдали на усыновление тридцать шесть детей, за границу отдали

4172 девяносто восемь детей; 2006 год - внутри страны отдали двадцать девять

4173 детей, за границу отдали сто четырнадцать детей; 2008 год - внутри страны

4174 отдали тридцать восемь детей, за границу отдали девяносто пять детей.

4175 Кемерово: 2005 год - внутри страны отдали сто пятьдесят пять детей, за

4176 границу отдали триста восемьдесят детей; 2008 год - внутри страны отдали сто

4177 восемьдесят четыре ребёнка, за границу отдали двести шестьдесят восемь детей.

4178 Приморский край, Кировская, Тульская области - иностранное усыновление

4179 больше, чем внутрироссийское. Ставропольский, Пермский края, Свердловская,

4180 Тверская области - почти равное количество детей, отданных на усыновление

4181 внутри страны и за границу, это около трёхсот детей ежегодно.

4182

4183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы закончили процедуру вопросов и ответов.

4184

4185 Присаживайтесь, Наталья Николаевна.

4186

4187 По ведению - депутат Крашенинников.

4188

4189 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.

4190

4191 Уважаемые коллеги, я предлагаю объявить перерыв после рассмотрения данного

4192 вопроса, а после перерыва предлагаю работать по следующему регламенту:

4193 выступления от фракций по пять минут, от каждой фракции по одному человеку.

4194

4195 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас остаётся пять минут до конца. Первая

4196 часть предложения: работать до завершения данного вопроса. С этим все

4197 согласны? По второй части предложения - по пять минут от фракций выступать -

4198 возражения есть? Есть возражения.

4199

4200 Павел Владимирович, я не буду ставить на голосование это предложение. Дадим

4201 фракциям возможность выступить столько, сколько они хотят.

4202

4203 Пожалуйста, кто от фракции КПРФ выступает? Нина Александровна Останина.

4204

4205 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, наверное, свежи в памяти ещё аргументы,

4206 которые приводились здесь при обсуждении обращения в правительство 18 марта.

4207 Вполне безобидный проект обращения обсуждался, речь шла о приостановлении

4208 усыновления американскими гражданами российских детей до заключения

4209 двустороннего договора. Но, наверное, многие, кто включился в эту тему,

4210 обратили внимание, что, первое, зал разделился на две неравные части, и с

4211 одного раза нетрудно догадаться, какие это неравные части, и второе,

4212 аргументы, которые приводились против проекта этого обращения, сегодня были

4213 повторены слово в слово.

4214

4215 Ну, первое - это некие международные обязательства, которые нарушит Россия,

4216 если вдруг примет поправки в статью 126 российского Семейного кодекса.

4217 Никакие международные обязательства мы не нарушим, потому что, кроме

4218 Конвенции о правах ребёнка, которая тоже устанавливает приоритет

4219 национального усыновления, другого какого-либо документа Россия никогда не

4220 подписывала.

4221

4222 Второе. Всякая страна сама вправе определять механизм усыновления детей,

4223 решение сиротской проблемы. Года два назад у нас была парламентская делегация

4224 из Франции, её депутаты говорили, что они вообще не тратят на решение этой

4225 проблемы ни рубля, никаких средств по той простой причине, что у них в рамках

4226 парламента существует специальная комиссия, которая занимается проблемами

4227 усыновления, но это государственная структура. На сегодня, по данным

4228 Генеральной прокуратуры, в России действует пятьдесят восемь международных

4229 агентств, всё это некоммерческие организации, и только две - государственные

4230 структуры, Франция и Италия создали эти государственные структуры, которые

4231 занимаются вопросами усыновления.

4232

4233 Из уст в уста кочует обманчивое утверждение о том, что существует только два

4234 пути решения проблемы усыновления и российского, и зарубежного. Это исходит

4235 из уст министра, которому доверено решать проблемы международного

4236 усыновления, потому что лицензии э