Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 143847-5 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о нал

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о нал

в первом чтении
21.05.2010

Номер законопроекта:143847-5
Дата внесения законопроекта в ГД:23.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/143847-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям
Дата изменения статуса/фазы:21.05.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3700-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Беляков Антон Владимирович, Член СФ
Грачёв Иван Дмитриевич, Депутат ГД
Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Левичев Николай Владимирович, Депутат ГД
Михеев Олег Леонидович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №143847-5 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)

Дата заседания 21.05.2010, номер заседания 165, строк в стенограмме 5854

О проекте федерального закона № 143847-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5200 По пункту 20 не вижу докладчика в зале, переносим на следующее заседание

5201 из-за его отсутствия. По пункту 21 также не вижу докладчика Шеина в зале,

5202 также переносим... Есть докладчик по 20-му пункту. Проект федерального закона

5203 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

5204 и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй

5205 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты

5206 Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу

5207 отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части

5208 налогового стимулирования инновационной деятельности)". Доклад Дмитриевой

5209 Оксаны Генриховны.

5210

5211 ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5212

5213 Спасибо.

5214

5215 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

5216 предлагается законопроект, который и Правительством Российской Федерации

5217 отклонён, и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в лице Комитета по бюджету и налогам его не

5218 поддержала (очевидно, аналогичный законопроект в самом скором времени будет

5219 внесён самим правительством), хотя нормы данного законопроекта по сути никем

5220 не опровергаются, поскольку законопроект предлагает налоговые льготы

5221 субъектам инновационной деятельности. Законопроектом предлагается налоговая

5222 льгота научным организациям, инновационным предприятиям, учреждениям высшей

5223 школы по следующим налогам: по единому социальному налогу снижение ставки до

5224 15,5 процента и восстановление льготы по земельному налогу и налогу на

5225 имущество. Также предлагается принципиально другой режим для научных

5226 организаций и инновационных предприятий в части упрощённой системы

5227 налогообложения: для научных организаций и инновационных предприятий

5228 предлагается верхний предел по переходу на упрощённую систему налогообложения

5229 поднять с 60 миллионов рублей, как для всех малых предприятий, до 200

5230 миллионов рублей, чтобы практически все инновационные предприятия могли

5231 подпадать под эту упрощённую систему налогообложения и могли её применять.

5232

5233 Кроме того, предлагается для этого типа предприятий в рамках упрощённой

5234 системы налогообложения сделать пониженные ставки: не 15 процентов, а 5

5235 процентов по системе "доходы минус расходы" и не 6 процентов, а 3 процента в

5236 случае, если объектом налогообложения являются доходы.

5237

5238 Предлагается также освободить от налогообложения все типы операций в части

5239 финансирования научных и образовательных учреждений на благотворительной

5240 основе, то есть освободить все эти средства и у организации-донора, и у

5241 реципиента, который получает безвозмездно как денежные средства, так и

5242 имущество. Это относится как к предприятиям научным и инновационным, так и к

5243 фондам поддержки науки и образования.

5244

5245 Я думаю, что это такой основополагающий и системный пакет, который

5246 предполагает системные меры по поддержке научных организаций и инновационных

5247 предприятий, поэтому мне непонятна позиция ни правительства, ни партии

5248 "ЕДИНАЯ РОССИЯ", когда на фоне бесконечных заявлений о стимулировании науки и

5249 инноваций предлагается отклонить данный законопроект, хотя он проработан до

5250 деталей. У нас уже есть опыт подобных ситуаций, когда правительство отклоняло

5251 наши законопроекты, а затем переписывало от себя предложенные нами варианты,

5252 и не только текст законопроекта, но и финансово-экономическое обоснование,

5253 вплоть до второго знака после запятой. Ну, примерно то же самое и здесь. Мне

5254 представляется, что вопрос здесь в скорости принятия решений, в

5255 непротиворечивости налоговых льгот и в качестве подготовленного

5256 законопроекта. Потому что уже не первый раз затягивается принятие

5257 законопроекта. Правительство хочет ещё, плюс вот к нашим нормам, тем, которые

5258 они у нас заимствовали, придумать что-то своё, и вот это своё получается

5259 плохое - оно не действует, как не действует, например, норма об

5260 инвестиционной премии по вложениям в науку и инновации, которая принята, но

5261 не работает. Не работает и не будет работать, потому что неграмотно сделана,

5262 не отвечает тем потребностям, которые есть в данный момент, не основана на

5263 предпочтениях реальных субъектов инновационной деятельности. А наш

5264 законопроект как раз направлен на то, чтобы наиболее простым и

5265 профессиональным способом - через налоговые преференции - реально поддержать

5266 инновационный бизнес и научные организации. Поэтому я призываю всех

5267 проголосовать за данный законопроект, поскольку не вижу никаких оснований за

5268 него не голосовать, если говорить по сути. И если вдруг он сейчас не будет

5269 принят в первом чтении, я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, как будут

5270 голосовать потом те же самые депутаты, когда аналогичный законопроект с

5271 перерывом в год, в два или в три будет внесён от другого субъекта права

5272 законодательной инициативы.

5273

5274 И поскольку этот законопроект направлен на поддержку инновационной

5275 деятельности, - а мы знаем, что для стимулирования науки и инноваций очень

5276 важны права интеллектуальной собственности, и те, кто занимался наукой и

5277 инновациями, знают, что это принципиальный момент для стимулирования науки и

5278 инноваций - закрепление прав интеллектуальной собственности... Парадокс

5279 заключается в том, что при стимулировании науки и инноваций у нас постоянно

5280 имеет место плагиат, да ещё с ухудшениями, что касается тех законов, которые

5281 направлены именно на стимулирование науки и инноваций.

5282

5283 Спасибо.

5284

5285 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад от Комитета по бюджету и налогам сделает

5286 Василий Васильевич Копылов.

5287

5288 Пожалуйста, Василий Васильевич.

5289

5290 КОПЫЛОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5291

5292 Спасибо, Любовь Константиновна.

5293

5294 Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в несколько

5295 глав Налогового кодекса в части предоставления налоговых послаблений научным

5296 организациям и инновационным предприятиям. В частности, предлагается изменить

5297 ставки единого социального налога для научных организаций и инновационных

5298 предприятий. Данное предложение комитетом не поддерживается в связи с тем,

5299 что с 1 января 2010 года глава 24 кодекса признана утратившей силу.

5300

5301 Предложение не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль

5302 организаций доходы в виде средств и имущества, безвозмездно полученных на

5303 ведение уставной деятельности научных организаций либо на ведение уставной

5304 деятельности фондов поддержки научной и научно-технической деятельности,

5305 также не поддерживается, так как эта норма частично учтена в действующей

5306 редакции пункта 1 статьи 251 кодекса.

5307

5308 Авторы законопроекта предлагают также внести изменения в главу 26-2 кодекса в

5309 части увеличения для налогоплательщиков - научных организаций и инновационных

5310 предприятий - предельного размера доходов, ограничивающего право на переход

5311 на упрощённую систему налогообложения, с 15 до 200 миллионов рублей и

5312 предельного размера доходов, ограничивающего право на применение указанного

5313 специального налогового режима, с 20 до 400 миллионов рублей. Комитет

5314 отмечает, что в настоящее время указанные предельные размеры доходов для всех

5315 категорий налогоплательщиков, отвечающих условиям, закреплённым в главе 26-2

5316 кодекса, составляют 45 и 60 миллионов рублей соответственно. Учитывая тот

5317 факт, что упрощённая система налогообложения предназначена исключительно для

5318 субъектов малого предпринимательства, настоящие предельные размеры доходов

5319 представляются оптимальными.

5320

5321 Идея уменьшения налоговых ставок по данному налогу для научных организаций и

5322 инновационных предприятий также не находит поддержки. С 1 января 2009 года

5323 субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные

5324 налоговые ставки по указанному налогу в случае, если объектом налогообложения

5325 являются доходы, уменьшенные на величину расходов в пределах от 5 до 15

5326 процентов в зависимости от категории налогоплательщика. Авторы законопроекта

5327 предлагают освободить от уплаты налога на имущество организаций и земельного

5328 налога организации высшего образования и научные организации. Налог на

5329 имущество организаций и земельный налог являются региональным и местным

5330 налогами соответственно. Предлагаемая законопроектом мера может быть

5331 реализована на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных

5332 образований, так как кодексом закреплено право субъектов Российской Федерации

5333 и представительных органов муниципальных образований устанавливать налоговые

5334 льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

5335

5336 Следует отметить, что все предлагаемые законопроектом законодательные меры

5337 предусматривают выпадение доходов бюджетов различных уровней бюджетной

5338 системы Российской Федерации, однако в финансово-экономическом обосновании

5339 представлены только суммы выпадающих доходов, а источники компенсации при

5340 этом не указываются.

5341

5342 Исходя из вышеизложенного рассматриваемый проект федерального закона

5343 предлагается отклонить.

5344

5345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Васильевич. Пока оставайтесь на

5346 трибуне.

5347

5348 Есть ли вопросы у коллег? Нет вопросов.

5349

5350 Присаживайтесь.

5351

5352 Есть ли желающие выступить?

5353

5354 Горькова Ирина Петровна, пожалуйста.

5355

5356 ГОРЬКОВА И. П. Уважаемые коллеги, данный законопроект наряду со льготами по

5357 различным видам налогов предлагает также освободить от уплаты налога на

5358 имущество организаций, земельного налога организации высшего образования,

5359 научные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном

5360 Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

5361 Налог на имущество организаций и земельный налог в соответствии со статьями

5362 14 и 15 Налогового кодекса являются соответственно региональным и местным

5363 налогами. В статьях 372 и 387 кодекса закреплено, что при установлении налога

5364 на имущество организаций и земельного налога соответственно субъектам

5365 Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований, а

5366 также органам государственной власти городов федерального значения Москвы и

5367 Санкт-Петербурга предоставлено право определять налоговые льготы, основания и

5368 порядок их применения налогоплательщиками. Таким образом, предлагаемая

5369 законопроектом мера может быть реализована посредством принятия

5370 соответствующих законов субъектов Российской Федерации, а также нормативных

5371 правовых актов представительных органов муниципальных образований и законов

5372 городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5373

5374 Расширение перечня льгот по региональным и местным налогам, устанавливаемых

5375 на федеральном уровне, ведёт к значительным потерям доходов местных бюджетов.

5376 По оценкам специалистов, федеральные льготы по всем региональным и местным

5377 налогам могут достигать 60 миллиардов рублей в год. Кроме того, данное

5378 предложение не соответствует концепции проводимой бюджетной и налоговой

5379 политики, направленной на последовательное обеспечение соблюдения

5380 закреплённого в статье 31 Бюджетного кодекса принципа самостоятельности

5381 бюджетов. Также и в своём Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010-2012

5382 годах Президент Российской Федерации указывал на необходимость упорядочения и

5383 сокращения устанавливаемых на федеральном уровне льгот по региональным и

5384 местным налогам.

5385

5386 На основании этого фракция ЛДПР поддерживать данный законопроект не будет.

5387

5388 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5389

5390 От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Грачёв Иван Дмитриевич.

5391

5392 ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, я думаю, что зафиксировать всё-таки нужно

5393 такую развилку: или мы просто говорим и дальше об инновационном развитии

5394 страны, или мы какие-то шаги вот так же, как по шахтам, осуществляем, берём и

5395 принимаем - маленький, но шаг. Развилка довольно простая: либо строится

5396 система кормушек... Я уже говорил о том, что можно двумя способами

5397 поддерживать инновационные предприятия. И пока страна по такому пути идёт:

5398 создаём одну кормушку, вторую кормушку, по-разному называем. Понятно, что в

5399 нашей стране таким способом до инноваторов, ну, максимум 1 процент дойдёт из

5400 того, что выделяется из бюджета. Это один способ. А второй - это совершенно

5401 чёткие налоговые преференции. Ключевая из них сегодня - это, конечно, единый

5402 социальный налог. Каждый, кто читает материалы по Сколкову, видит, что, как

5403 только потребовали со стороны президента дать результаты, тут же поняли, что

5404 там нужны эти самые налоговые льготы по единому социальному налогу, что

5405 по-другому там никакого иннограда не будет. То есть это абсолютно необходимое

5406 условие для любых предприятий, у которых хорошая доля зарплаты, а все

5407 инновационные предприятия только такими и должны быть.

5408

5409 Ну и, соответственно, сегодня мы с вами и определяемся, кто действительно

5410 намерен какие-то шаги в части инновационного развития делать, а кто и дальше

5411 будет просто говорить на эту тему.

5412

5413 Спасибо за внимание.

5414

5415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Дмитриевич.

5416

5417 Максимова Надежда Сергеевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5418

5419 МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5420

5421 Спасибо, Любовь Константиновна.

5422

5423 Уважаемые коллеги, не хочется, чтобы у присутствующих сложилось мнение, что

5424 депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не разделяют озабоченность и желание авторов

5425 законопроекта помогать нашей науке, но на самом деле есть ещё другие вводные,

5426 помимо тех аргументов, которые были представлены комитетом в связи с

5427 отклонением этого законопроекта.

5428

5429 Хочу сказать, что ежегодно до составления федерального бюджета на предстоящий

5430 год правительство формирует и представляет нам на рассмотрение основные

5431 направления налоговой политики, это один из документов, который служит

5432 основой при планировании федерального бюджета и при подготовке проектов

5433 бюджетов субъектов Российской Федерации. И надо сказать, что вот в этих

5434 основных направлениях на 2009, 2010 и 2011 годы как раз основное - это

5435 создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, поддержка

5436 инноваций и модернизации в Российской Федерации. Подчеркиваю, это основные

5437 направления на среднесрочную перспективу, и мы постепенно движемся в этом

5438 направлении.

5439

5440 В последние годы было немало сделано в этом плане, коротко остановлюсь на

5441 этом. Например, сокращён до одного года срок принятия к вычету расходов на

5442 НИОКРы при определении налоговой базы налогоплательщиков по налогу на прибыль

5443 организаций, отменено ограничение по списанию расходов на

5444 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые не дали

5445 положительного результата, до этого к вычету эта сумма расходов не

5446 принималась. Мы до 1,5 процента от выручки, в три раза, увеличили норматив

5447 расходов на НИОКРы, которые осуществляются в форме отчислений на формирование

5448 Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов. Мы

5449 приняли норму, по которой введён повышающий коэффициент, позволяющий учесть в

5450 расходах по налогу на прибыль организаций в полтора раза больше затрат на

5451 НИОКРы, чем было раньше. У нас с вами есть норма, которая даёт возможность

5452 получить инвестиционный налоговый кредит при проведении НИОКРов и

5453 технического перевооружения. У нас освобождена от налога на добавленную

5454 стоимость передача исключительных прав и прав на основе лицензионного

5455 договора на изобретения, промышленные образцы и программы для ЭВМ, ноу-хау и

5456 так далее, не буду всё перечислять.

5457

5458 Я хочу сказать, что сейчас в соответствии с этим планом основных направлений

5459 мы ожидаем от правительства внесения законопроекта и сейчас ведётся работа и

5460 с экспертами, и с бизнес-сообществом в части уточнения порядка учёта расходов

5461 на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, потому что

5462 сегодня нормального порядка не существует и практически отнесение расходов

5463 регулируется письмами Министерства финансов. Мы эту норму рассмотрим и

5464 законодательно закрепим уже в этом году.

5465

5466 Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что это план на среднесрочную перспективу.

5467 Мы будем двигаться в том направлении, которое сегодня предложено автором. И

5468 не исключено, что такие предложения действительно будут вноситься, но в

5469 соответствии с этим планом.

5470

5471 Я благодарю за внимание. Хочу сказать, что... (Микрофон отключён.)

5472

5473 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас трёхминутный регламент был сегодня

5474 предложен по обсуждению.

5475

5476 Оксана Генриховна, будет ли заключительное слово? Пожалуйста.

5477

5478 ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Любовь Константиновна.

5479

5480 Мне кажется, что Надежда Сергеевна Максимова, как человек порядочный, в

5481 общем-то, чётко сказала, что в реальности будет: будет всё то же самое, но по

5482 плану, не по-нашему. А мы, подготовив этот законопроект два года назад,

5483 очевидно, сделали это раньше плана, вот то, о чём я говорила. И причём, я ещё

5484 раз хочу обратить внимание, на законы нет интеллектуальной собственности. Мы

5485 с вами говорим о стимулировании инноваций, важнейшим элементом которого

5486 являются права интеллектуальной собственности, которые должны быть закреплены

5487 за создателем, инноватором. Мы плохо отрегулировали эти права, и парадокс

5488 заключается в том, что даже в законах о стимулировании инноваций у нас сплошь

5489 и рядом речь идёт о заимствовании, скажем так, интеллектуальной

5490 собственности. Даже тут, в двух-трёх законах, не можем права интеллектуальной

5491 собственности отрегулировать.

5492

5493 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5494

5495 Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Нет.

5496

5497 Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за то, чтобы

5498 принять его в первом чтении? Прошу определиться голосованием.

5499

5500 Покажите результаты голосования.

5501

5502 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 16 сек.)

5503 Проголосовало за 94 чел.20,9%

5504 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5505 Воздержалось 1 чел.0,2%

5506 Голосовало 95 чел.

5507 Не голосовало 355 чел.78,9%

5508 Результат: не принято

5509

5510 Не принято.

5511