Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 145626-5 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

у Президента РФ
27.07.2010

Номер законопроекта:145626-5
Дата внесения законопроекта в ГД:27.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/145626-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:27.07.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:224-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №145626-5 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Дата заседания 02.07.2010, номер заседания 173, строк в стенограмме 10642

О проекте федерального закона № 145626-5 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1520 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, пока вы комментировали наши

1521 выступления, нам в зале (вот посмотрите) раздали два документа от Комитета по

1522 финансовому рынку объёмом семьдесят листов мелким шрифтом и предлагают

1523 принять во втором чтении. Так мы что, будем работать по повестке или будем

1524 читать сейчас эти семьдесят страниц, чтобы принять? Дайте нам время, хотя бы

1525 пару дней, прочитать. Я прошу, просто настаиваю сегодня этот вопрос не

1526 рассматривать и прошу моё предложение проголосовать, а то вначале

1527 проголосуем, а потом будем читать и насмешим всю страну. Вот документ, я вам

1528 показываю, семьдесят страниц мелкого текста.

1529

1530 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос 8, так я понимаю. Вы о 8-м вопросе говорите?

1531 Если вы говорите, что вам что-то раздали... Какой это вопрос повестки дня?

1532 8-й. Вы предлагаете снять с рассмотрения вопрос 8 сегодняшнего порядка

1533 работы. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович, прокомментируйте.

1534

1535 Включите микрофон председателю комитета.

1536

1537 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, всё сделано в соответствии с

1538 Регламентом. А материалы вам раздали, в том числе уважаемому коллеге

1539 Федоткину, для того чтобы, когда будет обсуждаться отдельно розданная

1540 поправка, было удобнее смотреть непосредственно текст на месте.

1541

1542 Спасибо.

1543

1544 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1545

1546 Вы настаиваете на голосовании? Ну, зря настаиваете. Дело в том, что всё

1547 сделано по Регламенту, а для удобства вам ещё и на бумажном носителе подали

1548 документы на рабочее место. У нас на сайте все эти материалы были размещены в

1549 соответствии с Регламентом.

1550

1551 Уважаемые коллеги, голосуем за это предложение. Кто за то, чтобы снять с

1552 рассмотрения вопрос 8 порядка работы по предложению Федоткина Владимира

1553 Николаевича? Прошу голосовать.

1554

1555 Включите режим голосования.

1556

1557 Покажите результаты голосования.

1558

1559 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 37 сек.)

1560 Проголосовало за 54 чел.12,0%

1561 Проголосовало против 4 чел.0,9%

1562 Воздержалось 0 чел.0,0%

1563 Голосовало 58 чел.

1564 Не голосовало 392 чел.87,1%

1565 Результат: не принято

1566

1567 Не принято.

1568

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1751 Пункт 8. О проекте федерального закона "О противодействии неправомерному

1752 использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении

1753 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад

1754 заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Лианы Витальевны

1755 Пепеляевой.

1756

1757 Пожалуйста.

1758

1759 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1760

1761 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сегодня мы должны были

1762 рассматривать данный проект федерального закона в третьем чтении, однако в

1763 связи с тем, что появилась дополнительная существенная поправка - она роздана

1764 коллегам в зале, - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит вернуть данный законопроект

1765 к процедуре второго чтения. Проект соответствующего постановления тоже

1766 депутатам роздан. Я прошу председательствующего поставить данный вопрос на

1767 голосование.

1768

1769 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1770

1771 Уважаемые коллеги, комитет предлагает вернуть законопроект к процедуре

1772 второго...

1773

1774 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1775

1776 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция предлагает вернуть законопроект к процедуре

1777 второго чтения. Я ставлю на голосование это предложение. Кто за?

1778

1779 Включите режим голосования.

1780

1781 Покажите результаты голосования.

1782

1783 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 12 сек.)

1784 Проголосовало за 312 чел.69,3%

1785 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1786 Воздержалось 0 чел.0,0%

1787 Голосовало 312 чел.

1788 Не голосовало 138 чел.30,7%

1789 Результат: принято

1790

1791 Принято, законопроект возвращён к процедуре второго чтения.

1792

1793 Пожалуйста, по поправкам, Лиана Витальевна.

1794

1795 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Поскольку поправка внесена председателем комитета Владиславом

1796 Матусовичем Резником, я прошу предоставить ему слово для обоснования

1797 поправки.

1798

1799 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Резнику.

1800

1801 РЕЗНИК В. М. Спасибо.

1802

1803 Глубокоуважаемые коллеги, в тексте законопроекта, принятого во втором чтении,

1804 есть статья 4 "Инсайдеры", и в материале, розданном вам, который вызвал

1805 удивление у депутата Федоткина, вы сейчас можете это увидеть. В пункте 9

1806 данной статьи, статьи 4, к числу инсайдеров отнесена также и Генеральная

1807 прокуратура, органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Хотя по

1808 сути органы прокуратуры и являются потенциальными инсайдерами, действующая

1809 система и иерархия органов власти не позволяют нам сейчас однозначно отнести

1810 Генеральную прокуратуру к инсайдерам одним лишь включением её в

1811 соответствующий список. В силу особого правового положения Генеральной

1812 прокуратуры и её места в системе госорганов Генеральная прокуратура по своему

1813 статусу ближе к судебной системе, к судебной власти, на это, в общем,

1814 указывает и местонахождение соответствующей статьи в Конституции. Задача

1815 Генеральной прокуратуры - надзирать, а не быть органом, подлежащим надзору.

1816 Тем более, что судебную власть мы исключили из списка инсайдеров, не включили

1817 туда.

1818

1819 После длительных консультаций с Генеральной прокуратурой, с президентской

1820 стороной, с правительством, с независимыми экспертами мы всё-таки приняли

1821 решение на данный момент предложить исключить органы Генеральной прокуратуры

1822 из списка инсайдеров и решить этот вопрос в другое время, тем более что

1823 статья, в которой в список инсайдеров включена Генеральная прокуратура,

1824 начнёт работать через год. Этот год нужно потратить на выработку комплексного

1825 решения.

1826

1827 Поэтому, коллеги, предложение: взамен ранее принятой поправки 6 принять

1828 предложенную вам сейчас поправку и соответственно статью 5 законопроекта,

1829 принятого в первом чтении, изложить в предлагаемой мной редакции, текст вам

1830 роздан. Прошу поддержать мою поправку, коллеги.

1831

1832 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1833

1834 Есть ли необходимость выступить с противоположным мнением? Коломейцев Николай

1835 Васильевич, пожалуйста.

1836

1837 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

1838

1839 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот это и есть образчик

1840 циничного и неправомерного трактования Регламента. Почему? Ладно бы там

1841 правительство увидело, оно у нас невнимательное, так сказать, но когда

1842 комитет в лице председателя, который готовит этот законопроект, предлагает

1843 поправки в день рассмотрения в третьем чтении - это, с моей точки зрения,

1844 вообще недопустимая вещь. Значит, комитет очень поверхностно готовит

1845 законопроекты, и, вероятно, там есть ещё куча блох, которые потом вылезут в

1846 кучу поправок. Почему? Потому что, мне кажется, у нас значительная часть

1847 законопроектов, подготовленных Комитетом по финансовому рынку,

1848 рассматривается в пожарном порядке, причём, как правило, в трёх чтениях - без

1849 вопросов, обсуждения и так далее. Вот отсюда и последствия. Кроме того,

1850 многие законопроекты в этом комитете рассматриваются опросным путём - без

1851 приглашения депутатов даже на заседание комитета, ну, по крайней мере, наших

1852 депутатов, от фракции КПРФ.

1853

1854 Поэтому я считаю, что эту поправку принимать нельзя, как и весь закон, его

1855 надо отложить и, вообще-то, более серьёзно поработать вместе с

1856 правительством, чтобы потом десять раз не вносить поправки.

1857

1858 Спасибо.

1859

1860 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1861

1862 Пожалуйста, Лиана Витальевна, прокомментируйте позицию.

1863

1864 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Николай Васильевич, не очень корректно вы рассказали о

1865 ситуации с данным проектом федерального закона. Пять лет над ним работало

1866 правительство, больше года - рабочая группа, в состав которой входило

1867 пятьдесят экспертов, в том числе представители партии, которую вы

1868 представляете. Мы проводили десятки, просто десятки заседаний по согласованию

1869 всех позиций, это один из самых сложных законопроектов, на мой взгляд,

1870 которые рассматривает Государственная Дума. Поэтому говорить о том, что

1871 данный законопроект рассматривается опросным путём и комитет не тщательно

1872 подошёл к его подготовке, не очень корректно.

1873

1874 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1875

1876 Ставится на голосование поправка депутата Резника. Кто за то, чтобы её

1877 принять? Прошу голосовать.

1878

1879 Включите режим голосования.

1880

1881 Покажите результаты голосования.

1882

1883 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 37 сек.)

1884 Проголосовало за 316 чел.70,2%

1885 Проголосовало против 57 чел.12,7%

1886 Воздержалось 1 чел.0,2%

1887 Голосовало 374 чел.

1888 Не голосовало 76 чел.16,9%

1889 Результат: принято

1890

1891 Принято.

1892

1893 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

1894 противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и

1895 манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные

1896 акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1897

1898 Включите режим голосования.

1899

1900 Покажите результаты голосования.

1901

1902 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 19 сек.)

1903 Проголосовало за 317 чел.70,4%

1904 Проголосовало против 1 чел.0,2%

1905 Воздержалось 0 чел.0,0%

1906 Голосовало 318 чел.

1907 Не голосовало 132 чел.29,3%

1908 Результат: принято

1909

1910 Принято.

1911

1912 Пожалуйста, Лиана Витальевна, о готовности к третьему чтению.

1913

1914 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Текст

1915 данного проекта федерального закона полностью готов к рассмотрению в третьем

1916 чтении.

1917

1918 Вчера на заседании комитета мы приняли решение направить заблаговременно в

1919 Правовое управление данный проект федерального закона, подготовленный ко

1920 второму чтению, с учётом предыдущих поправок и поправки Резника, которая

1921 сегодня была принята. Все необходимые экспертизы прошли, и законопроект готов

1922 к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит Думу его поддержать.

1923

1924 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1925

1926 Будут ли замечания? Рохмистров записался на выступление по мотивам.

1927

1928 Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1929

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2433 8-й вопрос. По мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич.

2434

2435 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2436

2437 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Все мы помним, как после

2438 дефолта 98-го года была создана комиссия Совета Федерации, которая, кстати

2439 говоря, после почти годового рассмотрения указала, что главными виновниками

2440 дефолта являются торговцы инсайдерской информацией. Их фамилии: ныне покойный

2441 Гайдар, Чубайс, Кириенко, Немцов и председатель Центробанка Дубинин. Кстати

2442 говоря, Совет Федерации тогда принял постановление, которое рекомендовало

2443 запретить занимать государственные должности этим людям, продавшим

2444 инсайдерскую информацию, кстати говоря, зарубежным финансовым учреждениям.

2445

2446 Да, безусловно, никто не будет возражать, что такой закон необходим, но

2447 обратите внимание, 1998 год, а сегодня 2000 год и мы в принципе, не возражая

2448 против принятия концепции такого закона, считаем недопустимым грубейшее

2449 нарушение Регламента нашей Государственной Думы в части рассмотрения и этого,

2450 и других вопросов, когда их рассматривают по форме "туды-сюды". То есть

2451 сначала в ускоренном темпе принимаем в первом и во втором чтениях... Кстати

2452 говоря, после второго чтения законопроект проходит лингвистическую и

2453 юридико-техническую экспертизы, и мне непонятно, как принятая полчаса назад

2454 во втором чтении поправка уже включена в текст и, оказывается, на него уже

2455 есть заключение Правового управления. Мне кажется, это попахивает, вообще-то,

2456 таким формальным отношением к нашей деятельности. И мы считаем, что такая

2457 профанация не прибавляет авторитета нашей законодательной деятельности.

2458 Кстати говоря, многие комитеты, которые принимают... Вот сегодня мы будем

2459 принимать ещё ряд поправок в закон о фонде содействия. Я специально его ещё

2460 раз с утра поднял. Вы понимаете, это закон, который дал полномочия корпорации

2461 с ограниченным сроком действия. А не является ли это тоже, вообще-то,

2462 влиянием, в том числе и на инсайдерскую информацию, ведь мы даём

2463 суперполномочия по присвоению государственных функций фирме, которая

2464 существует ограниченный период времени?

2465

2466 Мы считаем, что в данном законопроекте не прописана должная ответственность

2467 чиновников, которые допускают и сегодня торговлю инсайдерской информацией. Мы

2468 убеждены, что нельзя побороть коррупцию, если не будет возвращена процедура

2469 конфискации имущества. Мы убеждены, что нельзя побороть коррупцию, если

2470 нет... (Микрофон отключён.)

2471

2472 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, по мотивам.

2473 Пожалуйста.

2474

2475 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, действительно достаточно проработанный

2476 законопроект, если бы не последняя поправка, которая была сегодня нами

2477 принята. Почитайте, в законопроекте определено, что такое инсайдерская

2478 информация. Вот каждый пункт, который указан в определении инсайдерской

2479 информации, относится к Генеральной прокуратуре. Особенность нашей страны в

2480 том, что заявления, особенно Генеральной прокуратуры, существенным образом

2481 сказываются на любом рынке, на любой компании, на стоимости любых активов.

2482 Владение этой информацией, использование этой информации существенно влияют

2483 на стоимость тех или иных активов, которыми у нас на рынке торгуют.

2484 Вспомните, например, как у нас здесь выступал министр Кудрин. Начал он

2485 выступление так хорошо, что у нас произошёл практически моментально, в

2486 течение часа, обвал фондового рынка. Когда он закончил доклад, выступил с

2487 заключительным словом, акции снова поднялись. Определённая группа лиц на этом

2488 заработала огромные деньги в течение одного дня. Видимо, они обладали

2489 информацией о том докладе, который был здесь нам озвучен. Аналитики сделали

2490 вывод, что все изменения курсов акций, которые были в тот день, связаны с

2491 выступлением министра финансов в Государственной Думе. Вот сегодня мы

2492 оставляем за Генеральной прокуратурой возможность подобным образом

2493 манипулировать ценами на рынке ценных бумаг, валюты и так далее. Сегодня

2494 информация из Генеральной прокуратуры, её заявления либо ещё что-то

2495 существенным образом могут сказаться на рынке. Поэтому последняя поправка, на

2496 наш взгляд, открыла поле как раз для того, чтобы этими манипуляциями можно

2497 было заниматься. Может быть, просто зарплату поднять определённому ведомству,

2498 но включить их в этот законопроект?

2499

2500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2501

2502 Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О

2503 противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и

2504 манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные

2505 акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

2506

2507 Включите режим голосования.

2508

2509 Покажите результаты голосования.

2510

2511 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 27 сек.)

2512 Проголосовало за 312 чел.69,3%

2513 Проголосовало против 3 чел.0,7%

2514 Воздержалось 1 чел.0,2%

2515 Голосовало 316 чел.

2516 Не голосовало 134 чел.29,8%

2517 Результат: принято

2518

2519 Принято.

2520

Дата заседания 18.06.2010, номер заседания 171, строк в стенограмме 8117

О проекте федерального закона № 145626-5 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 17 апреля 2009 года с наименованием "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1082 Кто за то, чтобы исключить пункт 20 порядка работы? Прошу голосовать.

1083

1084 Включите режим голосования.

1085

1086 Покажите результаты голосования.

1087

1088 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 24 сек.)

1089 Проголосовало за 57 чел.12,7%

1090 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1091 Воздержалось 0 чел.0,0%

1092 Голосовало 57 чел.

1093 Не голосовало 393 чел.87,3%

1094 Результат: не принято

1095

1096 Не принято.

1097

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6730 Пункт 20 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона

6731 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и

6732 манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные

6733 акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по

6734 финансовому рынку Лианы Витальевны Пепеляевой.

6735

6736 Пожалуйста.

6737

6738 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

6739

6740 Уважаемые коллеги, проект данного федерального закона направлен на

6741 закрепление системы мер по предотвращению неправомерного использования

6742 инсайдерской информации и манипулирования рынком, на усиление защиты прав и

6743 интересов инвесторов. Он подготовлен ко второму чтению. Рабочая группа

6744 готовила его на протяжении года. В неё входили около шестидесяти экспертов:

6745 депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов

6746 исполнительной власти, представители саморегулируемых организаций, бизнес- и

6747 медиасообществ. Две таблицы поправок. В таблице 1 двадцать семь поправок,

6748 которые комитет рекомендует к принятию, и в таблице 2 сорок две поправки,

6749 которые мы рекомендуем к отклонению.

6750

6751 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6752

6753 Уважаемые депутаты, таблица 1 содержит двадцать семь поправок. Есть ли

6754 возражения по данным поправкам? Есть.

6755

6756 Пожалуйста, включите микрофон депутату Кашину Борису Сергеевичу.

6757

6758 КАШИН Б. С. Прошу отдельно обсудить поправку 7 из таблицы принятых.

6759

6760 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Из таблицы 1 выносится поправка 7. Без поправки 7

6761 ставится на голосование таблица 1. Кто за? Прошу определиться голосованием.

6762

6763 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6764

6765 Покажите, пожалуйста, результаты.

6766

6767 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 53 сек.)

6768 Проголосовало за 314 чел.69,8%

6769 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6770 Воздержалось 0 чел.0,0%

6771 Голосовало 314 чел.

6772 Не голосовало 136 чел.30,2%

6773 Результат: принято

6774

6775 Принято.

6776

6777 Пожалуйста, Борис Сергеевич Кашин, обоснуйте поправку 7.

6778

6779 КАШИН Б. С. В целом законопроект очень нужный, и рабочая группа, и

6780 Федеральная служба по финансовым рынкам провели большую работу по его

6781 подготовке. В то же время мы отмечаем определённую спешку, которая заставляет

6782 нас воздержаться от голосования по этому законопроекту. Не урегулированы до

6783 конца вопросы взаимоотношений с Центральным банком, есть опасение, что этот

6784 законопроект может быть использован как определённый рычаг воздействия

6785 правительства на Центральный банк.

6786

6787 В поправке 7 говорится о другом, говорится о манипулировании рынком. И здесь

6788 вот тоже есть опасение, что эти формулировки, которые найдены, либо не будут

6789 способны действительно отразить реальные нарушения на рынке, либо будут

6790 мешать нормальной рыночной деятельности на бирже. В частности, в статье 6 -

6791 вообще, весь закон полностью переписан - есть описания действий, являющихся

6792 манипулированием рынком. И вот подпункт 5, одно из этих нарушений:

6793 неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах

6794 сделок за счёт или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на

6795 момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи. Я

6796 не буду продолжать до конца читать. Это буквально описана реальная

6797 деятельность маркетмейкера на бирже, это, так скажем, то, за что на биржах

6798 доплачивают ещё дилеру, чтобы он выполнял эти функции, тем самым поддерживал

6799 ликвидность. Поэтому вот такое отнесение этого действия к манипулированию

6800 рынком вряд ли оправданно.

6801

6802 В целом я ещё раз хочу сказать, что мы поддерживаем концепцию этого

6803 законопроекта, он очень нужный, но определённая спешка здесь наблюдается.

6804

6805 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6806

6807 Пожалуйста, Лиана Витальевна.

6808

6809 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Три позиции. Позиция первая. Спешка отсутствует, потому что

6810 целый год рабочая группа из шестидесяти экспертов работала над данным

6811 проектом федерального закона. Как итог - практически сейчас никаких замечаний

6812 нет. В то время, когда мы готовили и принимали документ в первом чтении, пять

6813 комитетов Государственной Думы кроме нашего профильного комитета обращали

6814 внимание на огромное количество проблем, которые требуют решения. Замечания

6815 учтены.

6816

6817 Вторая позиция. Вы говорили о Центральном банке и о вашей обеспокоенности

6818 возможным нарушением, как я понимаю, особого конституционно-правового статуса

6819 Центрального банка. Но в статье 6 - поправка 7, которую мы рекомендуем к

6820 принятию, - вопросы деятельности Центрального банка вообще не затрагиваются.

6821 Эта статья посвящена другой теме - манипулированию рынком. На сегодняшний

6822 день семь составов манипулирования рынком предусмотрены в качестве

6823 проблемных. И именно семь составов - это те составы, которые, мы считаем,

6824 недопустимы при работе на организованных рынках, мы считаем их нарушением и

6825 манипулированием рынком. Три состава мы выделили отдельно и указали, что эти

6826 действия не являются манипулированием рынком.

6827

6828 А то, о чём вы сказали, - это не деятельность маркетмейкеров. Деятельность

6829 маркетмейкеров исключена совершенно из сферы регулирования, потому что это

6830 нормальная их профессиональная деятельность. То, что мы указали, - это есть

6831 состав правонарушения манипулирования рынком. Дословно, до каждой запятой, с

6832 экспертами, с биржами мы согласовывали составы манипулирования рынком, и цель

6833 наша была единственная - пресечь реально манипулирование и дать возможность

6834 профессионалам работать.

6835

6836 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

6837

6838 Ставится на голосование поправка 7 из таблицы 1. Комитет предлагает её

6839 принять, депутат Кашин предлагает отклонить.

6840

6841 Включите режим голосования.

6842

6843 Покажите результаты голосования.

6844

6845 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 14 сек.)

6846 Проголосовало за 313 чел.69,6%

6847 Проголосовало против 47 чел.10,4%

6848 Воздержалось 0 чел.0,0%

6849 Голосовало 360 чел.

6850 Не голосовало 90 чел.20,0%

6851 Результат: принято

6852

6853 Поправка принята.

6854

6855 Таблица 2 содержит сорок две поправки, предложенные к отклонению. Есть ли

6856 возражения у депутатов по данным пунктам? Нет. Ставится на голосование

6857 таблица 2. Кто за? Прошу определиться голосованием.

6858

6859 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6860

6861 Покажите результаты голосования.

6862

6863 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 53 сек.)

6864 Проголосовало за 314 чел.69,8%

6865 Проголосовало против 1 чел.0,2%

6866 Воздержалось 0 чел.0,0%

6867 Голосовало 315 чел.

6868 Не голосовало 135 чел.30,0%

6869 Результат: принято

6870

6871 Принято.

6872

6873 Ставится на голосование законопроект из пункта 20. Кто за принятие данного

6874 законопроекта во втором чтении? Прошу определиться голосованием.

6875

6876 Включите, пожалуйста, режим голосования.

6877

6878 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

6879

6880 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 28 сек.)

6881 Проголосовало за 315 чел.70,0%

6882 Проголосовало против 0 чел.0,0%

6883 Воздержалось 1 чел.0,2%

6884 Голосовало 316 чел.

6885 Не голосовало 134 чел.29,8%

6886 Результат: принято

6887

6888 Законопроект принят во втором чтении.

6889

Дата заседания 17.04.2009, номер заседания 88, строк в стенограмме 6544

О проекте федерального закона № 145626-5 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2793 Переходим к пункту 15, проект федерального закона "О противодействии

2794 неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию

2795 рынком". Докладывает официальный представитель Правительства Российской

2796 Федерации заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам

2797 Александр Юрьевич Синенко.

2798

2799 СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2800 заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.

2801

2802 Спасибо, Олег Викторович.

2803

2804 Добрый день, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации выносит

2805 на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О

2806 противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и

2807 манипулированию рынком". Основная задача проекта состоит в создании

2808 эффективных правовых основ воспрепятствованию недобросовестным действиям

2809 участников рынков, прежде всего товарных и финансовых. В чём опасность таких

2810 действий? Следует подчеркнуть, что и использование инсайда, и манипулирование

2811 подрывают основы любого организованного рынка, препятствуют справедливому

2812 ценообразованию на рынках и в конечном итоге подрывают доверие инвесторов.

2813 Именно поэтому все страны с развитыми финансовыми системами имеют эффективное

2814 законодательство, которое борется с использованием инсайда и

2815 манипулированием. Соответственно, если Российская Федерация ставит перед

2816 собой цель создания самостоятельного и конкурентоспособного финансового

2817 центра, нам также просто необходимо это законодательство.

2818

2819 Основные идеи проекта закона. Сфера действия - это товарные и финансовые

2820 рынки. Предлагается сделать ряд исключений. Данный закон не применяется, в

2821 частности, в отношении действий Центрального банка по реализации функций по

2822 осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики и по защите и

2823 обеспечению устойчивости рубля. Помимо этого, предлагается не применять

2824 данный федеральный закон в отношении выполнения государственными органами

2825 функций по управлению государственным долгом. Это особые публичные функции,

2826 которые, на наш взгляд, не должны подпадать под действие данного закона.

2827

2828 Основные понятия, используемые в проекте федерального закона. Прежде всего,

2829 что такое инсайдерская информация? Предлагается под инсайдерской информацией

2830 понимать сведения, которые являются достоверными и нераскрытыми, то есть

2831 неизвестными широкому кругу лиц, раскрытие которых может существенным образом

2832 повлиять на цены либо финансовых инструментов, либо товаров.

2833

2834 Самый простой пример инсайдерской информации. Например, совет директоров

2835 акционерного общества принимает решение о рекомендации по величине

2836 дивидендов. Это та информация, которая может в любом случае повлиять

2837 существенным образом на рост цен или, наоборот, на их падение, она не должна

2838 быть доступна неограниченному кругу лиц какое-то время, не подлежит

2839 раскрытию. Она является в том числе и достоверной, отвечает этому признаку.

2840

2841 Очень важно подчеркнуть, чем инсайдерская информация отличается от смежных

2842 понятий, потому что очень часто при обсуждении в профильных комитетах нам

2843 задавали именно такой вопрос. Отличие инсайдерской информации, например, от

2844 банковской тайны, от коммерческой тайны состоит в том, что и банковская, и

2845 коммерческая, и иная тайна подлежит именно сохранению. Должны быть проведены

2846 все допускаемые законом действия для того, чтобы эта информация осталась

2847 тайной, чтобы она не стала достоянием неограниченного круга лиц. Инсайдерская

2848 информация на финансовом и товарном рынках, напротив, - это та информация,

2849 которая достаточно короткое время должна сохраняться, не допускается её

2850 распространение, чтобы она могла стать достоянием третьих лиц, но она

2851 подлежит обязательному раскрытию.

2852

2853 Поясню опять же на примере решения совета директоров по рекомендации

2854 относительно размеров дивидендов. Принимает совет директоров это решение,

2855 определённое время даётся на раскрытие этой информации, после раскрытия эта

2856 информация инсайдерской не может быть признана, она может использоваться

2857 всеми участниками для каких-либо операций.

2858

2859 Далее. Кто такие инсайдеры? В проекте закона, в статье 5, чётко определены

2860 категории лиц, которые подпадают под это определение. Всего тринадцать

2861 позиций, основные - это юридические лица, которые включены в перечень

2862 производителей товаров, имеющих долю на рынке более 35 процентов; это,

2863 конечно же, профессиональные участники рынка ценных бумаг; это физические

2864 лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации на основании трудовых

2865 соглашений или гражданско-правовых договоров; это члены органов управления

2866 юридических лиц, информационные агентства; ну и, естественно, особую

2867 категорию инсайдеров в силу закона составляют государственные и муниципальные

2868 служащие, а также сотрудники Центрального банка.

2869

2870 Помимо этого, проектом закона предлагается ввести достаточно важную категорию

2871 - так называемых вторичных инсайдеров. Это те лица, которые в том или ином

2872 случае стали обладателями этой информации. Почему, на наш взгляд, необходимо,

2873 очень важно и принципиально выделение данной категории? Все мы понимаем, что,

2874 скорее всего, люди, которые получили доступ к информации, не будут её

2875 использовать напрямую, а постараются передать кому-то для неправомерного

2876 использования. Вот в целях предотвращения подобного рода нарушений и вводится

2877 понятие "вторичный инсайдер".

2878

2879 Далее. Основные ограничения, которые накладываются на обладателей

2880 инсайдерской информации. Очень важно подчеркнуть, что само обладание

2881 инсайдерской информацией не является наказуемым, преследоваться по закону

2882 должно именно неправомерное использование этой информации, например, для

2883 того, чтобы совершать операции на рынке, в том числе ценных бумаг, для того,

2884 чтобы передавать эту информацию либо давать рекомендации на основе этой

2885 информации для последующего её использования.

2886

2887 Проект федерального закона предусматривает целый ряд мер, которые составляют

2888 механизм контроля за инсайдерской информацией. Прежде всего, это ведение

2889 списков инсайдеров. Данная обязанность возлагается на юридические лица.

2890 Соответственно лица, которые попали в данный перечень, должны быть уведомлены

2891 о том, что они попали в такой список. Естественно, такой список, такой реестр

2892 инсайдеров может вестись только в отношении первичных, потому что в отношении

2893 вторичных это невозможно сделать, невозможно определить заранее тот круг лиц,

2894 которые могут подпасть под понятие вторичных инсайдеров.

2895

2896 Помимо этого юридические лица должны обязательно утверждать правила,

2897 устанавливающие порядок доступа к инсайдерской информации, её охраны. Ну, и

2898 ещё одно обязательство предлагается возложить на юридические лица - создание

2899 структурного подразделения или назначение должностного лица, которые будут

2900 заниматься как раз вопросами охраны и соблюдения требований закона в этой

2901 сфере.

2902

2903 Это основные идеи в отношении именно инсайдерской информации, ограничений её

2904 использования и мер, направленных на предотвращение незаконного применения

2905 данных схем. Теперь в отношении манипулирования. Это чрезвычайно сложный

2906 механизм. В Российской Федерации с 2002 года уже действует ряд норм, которые

2907 направлены на воспрепятствование манипулированию ценами на финансовых рынках.

2908 За это время у Федеральной службы по финансовым рынкам накопились

2909 определённые проблемы, но и определённый опыт есть: мы уже понимаем, каким

2910 образом необходимо реформировать данный институт. Это мы и предлагаем сделать

2911 как раз в проекте рассматриваемого закона.

2912

2913 Прежде всего, что предлагается понимать под манипулированием ценами как на

2914 финансовых, так и на товарных рынках? Как нам кажется, мы предложили

2915 единственно верный методологический приём: дать общее определение, что

2916 является манипулированием, а затем перечислить конкретные схемы, которые в

2917 любом случае будут квалифицироваться именно как манипулирование ценами.

2918 Поэтому общее определение звучит следующим образом: манипулирование ценами -

2919 это действия одного или более лиц, в результате которых либо поддерживается,

2920 либо увеличивается спрос, цена, предложение или объём торгов. Далее идёт, как

2921 я уже говорил, именно конкретный исчерпывающий перечень схем, которые будут в

2922 любом случае восприниматься как манипулирование. Достаточно назвать наиболее

2923 часто встречающиеся модели манипулирования: это распространение через

2924 средства массовой информации ложных или вводящих в заблуждение сведений,

2925 которые оказывают влияние на цены, это совершение сделок с существенным

2926 отклонением цены и (что мы уже на практике неоднократно видели на нашем

2927 рынке) это совершение сделок, в результате которых не меняются владельцы

2928 ценных бумаг. Особую роль в вопросах, связанных с противодействием, с

2929 профилактикой манипулирования ценами, предлагается отвести организаторам

2930 торговли, или биржам, потому что именно на биржевых площадках происходят эти

2931 нарушения. Соответственно, проект закона предлагает наделить биржи как

2932 правами, связанными с ведением мониторинга нестандартных сделок, так и

2933 обязанностью уведомлять Федеральную службу по финансовым рынкам о тех

2934 сведениях, которые были выявлены и которые могут квалифицироваться как

2935 манипулирование.

2936

2937 Очень важен вопрос, связанный с полномочиями ФСФР и иных федеральных органов

2938 исполнительной власти в части противодействия вот этому недобросовестному

2939 поведению. Проект закона предусматривает как уже традиционно присущие ФСФР

2940 полномочия, я кратко их назову: возможность проведения проверок, истребования

2941 документов, проведения опросов, необходимых для выявления всех фактов, так и

2942 специфические - это аннулирование лицензии, передача сведений в

2943 правоохранительные органы и, если потребуется, проверка с применением мер

2944 оперативно-розыскной деятельности, такое право также появляется в проекте

2945 федерального закона. Естественно, не силами ФСФР - ФСФР не ставит вопрос о

2946 получении доступа к мерам оперативно-розыскной деятельности, - а с

2947 привлечением соответствующих уполномоченных органов внутренних дел.

2948

2949 Далее. Очень важен вопрос, связанный с ответственностью, которую предлагается

2950 ввести за подобного рода нарушения. Мы все понимаем, что эффективность

2951 законодательства может быть обеспечена только соответствующими комплексными

2952 мерами ответственности, поэтому проект федерального закона предлагает ввести

2953 достаточно жёсткую гражданско-правовую ответственность в виде права на

2954 возмещение убытков, которые были причинены недобросовестным поведением тех

2955 или иных участников торгов. Помимо этого, напомню, сейчас Правительство

2956 Российской Федерации уже внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект

2957 федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс, который

2958 предусматривает ответственность за манипулирование ценами и инсайдерской

2959 информацией.

2960

2961 Коллеги, проект очень сложный, но, на наш взгляд, очень важный, он вызвал

2962 огромный резонанс при его обсуждении в профильных комитетах, большая была

2963 дискуссия в прессе. Мы понимаем, что он затрагивает большое количество лиц, к

2964 нему есть масса и вопросов, и предложений. Мы просим поддержать проект,

2965 принять его в первом чтении, понимая, что ко второму чтению, очевидно,

2966 потребуются достаточно существенные его изменения и доработка.

2967

2968 Спасибо.

2969

2970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь.

2971

2972 Содоклад делает Лиана Витальевна Пепеляева, заместитель председателя Комитета

2973 по финансовому рынку.

2974

2975 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость

2976 создания законодательных механизмов борьбы с инсайдерской торговлей и

2977 манипулированием ценами на организованных рынках сомнений не вызывает. Данный

2978 проект федерального закона направлен на решение именно этих задач, и поэтому

2979 Комитет Государственной Думы по финансовому рынку концептуально его

2980 поддерживает.

2981

2982 Вместе с тем в представленной редакции законопроект вызывает ряд существенных

2983 вопросов, в нём есть ряд недостатков, которые, с нашей точки зрения, требуют

2984 устранения.

2985

2986 Первое. Особую обеспокоенность вызывают понятия и термины, определяемые

2987 законопроектом. Формулировки некоторых базовых понятий являются нечёткими,

2988 допускают оценочные категории. К числу проблемных относятся такие ключевые

2989 понятия, как "инсайдер", "инсайдерская информация", "производные финансовые

2990 инструменты", "манипулирование рынком", "нестандартные сделки". Так как в

2991 дальнейшем предполагается установление серьёзной административной и уголовной

2992 ответственности за нарушение закона об инсайде, с нашей точки зрения,

2993 необходимо из текста проекта закона любые оценочные категории исключить.

2994

2995 Второе. Вызывает вопросы субъектный состав правоотношений. К числу инсайдеров

2996 и вторичных инсайдеров отнесён широкий круг лиц. В частности, практически все

2997 работники компаний могут быть признаны инсайдерами, включая технический

2998 персонал. В определённых случаях все акционеры открытых акционерных обществ

2999 могут быть признаны инсайдерами. Рейтинговые агентства, средства массовой

3000 информации также в определённых случаях могут быть признаны инсайдерами. С

3001 нашей точки зрения, данные положения законопроекта требуют дополнительной

3002 проработки ко второму чтению, в том числе с учётом специфики работы

3003 экономических СМИ.

3004

3005 Третий момент. Мы считаем, что очень важно детально проработать положения,

3006 которые определяют полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам,

3007 особенно в части, касающейся доступа к сведениям, составляющим банковскую

3008 тайну.

3009

3010 Эти и другие замечания изложены в заключении профильного комитета - Комитета

3011 по финансовому рынку, а также в заключениях комитетов по собственности, по

3012 строительству и земельным отношениям, по гражданскому, уголовному,

3013 арбитражному и процессуальному законодательству.

3014

3015 Вместе с тем, понимая огромную востребованность данного закона, понимая

3016 необходимость регулирования данной группы отношений, Комитет по финансовому

3017 рынку считает необходимым поддержать его и предлагает Государственной Думе

3018 принять законопроект при рассмотрении его в первом чтении.

3019

3020 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока задержитесь.

3021

3022 Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы: раз, два... Много рук, давайте

3023 тогда запишемся.

3024

3025 Включите режим записи.

3026

3027 Или, может быть, давайте по одному вопросу от фракции зададим?

3028

3029 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3030

3031 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По два? Чтобы по два, у вас рук не хватило.

3032

3033 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3034

3035 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас хватило, у вас там их примерно шестьдесят. Ну, на

3036 два - тридцать, на два - так примерно и выйдет.

3037

3038 Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич.

3039

3040 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

3041

3042 Александр Юрьевич, у меня к вам вопрос. Когда на заседании комитета

3043 обсуждали, было уже ясно, что вот эти базовые понятия - "инсайдерская

3044 торговля" и "манипулирование рынком" - определены недостаточно чётко, но то,

3045 что вы сегодня сказали, мне показалось совсем неудовлетворительным, в

3046 частности определение инсайдерской торговли: пользование информацией, которая

3047 потом должна быть раскрыта. Я конкретный вопрос вам хочу задать. Допустим,

3048 сотрудник клиринговой компании понимает, что крупный клиент собирается

3049 закупать или уже методически закупает какие-то, допустим, акции. Это,

3050 конечно, очень важная информация, которая позволяет заработать нечестным

3051 путём огромные деньги. По вашему определению это не инсайдерская информация.

3052 Вот что это тогда?

3053

3054 Спасибо.

3055

3056 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает?

3057

3058 Пожалуйста, Синенко.

3059

3060 СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, у нас присутствует руководитель Федеральной

3061 службы по финансовым рынкам, поэтому если есть желание ему задать вопрос, то

3062 он готов. Это он сам меня попросил сказать. Если вопрос ко мне, то... На наш

3063 взгляд, определение, которое предлагается в проекте федерального закона, в

3064 данном случае позволяет в том числе и эту информацию отнести к инсайдерской с

3065 соответствующими запретами на её использование. Поэтому тому, кто станет

3066 обладателем этой информации, будет запрещено её использовать для совершения

3067 операций на финансовом либо товарном рынках, передавать её для использования

3068 третьим лицам или давать какие-то рекомендации на её основе.

3069

3070 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3071

3072 Пожалуйста, депутат Багаряков.

3073

3074 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

3075

3076 Вопрос к Миловидову Владимиру Дмитриевичу. Скажите, пожалуйста, за основу

3077 этого законопроекта, разработанного правительством, взят закон какой-то

3078 другой страны или это вновь разработанный документ, с нуля?

3079

3080 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Дмитриевич.

3081

3082 МИЛОВИДОВ В. Д., руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам.

3083

3084 Спасибо за вопрос.

3085

3086 В этой сфере с нуля разработать закон невозможно в силу того, что в мире

3087 накоплен достаточно большой опыт регулирования подобных отношений. Я уже

3088 однажды говорил, по-моему, на заседании комитета, что первый закон о

3089 противодействии манипулированию рынком за рубежом был принят в Англии в 1725

3090 году. Поэтому, естественно, весь опыт, накопленный в мире, при подготовке

3091 этого законопроекта был использован, но, разумеется, он существенным образом

3092 скорректирован с учётом практики, имеющейся в России и, безусловно, с учётом

3093 наших особенностей.

3094

3095 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович.

3096

3097 ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. У меня вопросы к представителю комитета.

3098

3099 Уважаемая Лиана Витальевна, Конституция - основной закон Российской

3100 Федерации. Статья 29 говорит о правах на информацию, на свободу массовой

3101 информации, на свободу выражения мнений. В заключениях практически всех

3102 комитетов, а также в заключении Общественной палаты говорится, что

3103 предлагаемый законопроект противоречит данной статье Конституции.

3104 Законодательство Российской Федерации, а также наш Регламент запрещают

3105 Государственной Думе принимать законопроекты, которые противоречат

3106 Конституции. Тем не менее ваш комитет рекомендует данный законопроект к

3107 принятию. Вот я бы хотел узнать, проводилась ли какая-то правовая работа по

3108 проверке соответствия данного законопроекта Конституции? И учитывая то, что

3109 все комитеты высказываются однозначно, что он ей противоречит, как так

3110 получается, что ваш комитет всё-таки рекомендует его принять?

3111

3112 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Игорь Владимирович, спасибо за вопросы.

3113

3114 Я уже говорила в своём содокладе, что понятие, касающееся инсайдеров,

3115 вторичных инсайдеров, вызывает у нас очень большую обеспокоенность, в том

3116 числе приводила в качестве одного из примеров средства массовой информации и

3117 говорила о необходимости дополнительного рассмотрения данного вопроса ко

3118 второму чтению. Безусловно, мы должны дать возможность экономическим СМИ

3119 работать в полном объёме, учитывать специфику работы СМИ, потому что именно

3120 они распространяют информацию, но при этом мы должны сделать таким образом,

3121 чтобы не допустить возможность незаконного распространения информации,

3122 инсайдерской информации. Это мы будем делать, это отмечено в заключении, в

3123 том числе нашего комитета, как один из ключевых моментов.

3124

3125 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.

3126

3127 РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос и к комитету, и к правительству. Не делаются

3128 ли в законопроекте попытки вывести из-под удара основных носителей

3129 инсайдерской информации? Потому что, если мы возьмём опыт Соединённых

3130 Штатов... Там, например, министр сельского хозяйства, если данные его

3131 ежегодного доклада станут известны до момента его опубликования, уходит в

3132 отставку. Если данные по заключению государственных контрактов на закупку

3133 вооружения или чего-либо ещё, о чём принято решение на тендерном комитете,

3134 становятся известны до того, как они официально будут опубликованы, то этим

3135 занимается сенатская комиссия. А у нас вот основные носители - это и

3136 Центральный банк, и Минфин, но не в части каких-то мелких чиновников, а

3137 имеются в виду руководители - законопроектом как-то выводятся из-под этого,

3138 выводятся из-под ответственности. Потому что вот... (Микрофон отключён.)

3139

3140 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна.

3141

3142 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Безусловно, это та же самая проблема, которая касается

3143 определения круга инсайдеров. По мнению комитета, требует дополнительного

3144 обоснования - и это указано в заключении комитета - выведение из-под действия

3145 законопроекта вопросов, связанных с деятельностью Центрального банка,

3146 правительства, органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления.

3147 Мы считаем необходимым дополнительно это исследовать. В заключении комитета

3148 это отмечено.

3149

3150 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич. Он не успел записаться, а

3151 руку поднимал.

3152

3153 КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3154

3155 Второй раз задаю вопрос: скажите, а можно на русский язык перевести название

3156 этого закона? Ну представьте, вдруг кто-то в Урюпинске захочет прочитать

3157 газету, узнать, чем занимается депутат. Что такое "инсайдерская"?

3158

3159 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич хочет, чтобы ему перевели на

3160 русский язык слово "инсайд".

3161

3162 КУЛИК Г. В. Да. Это первое.

3163

3164 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть офсайд, есть инсайд.

3165

3166 КУЛИК Г. В. Второе. Я хотел бы вас попросить, представители правительства:

3167 ради Христа, не упоминайте вы сейчас нам хоть тут, в России, об огромном

3168 опыте регулирования рынка ценных бумаг, который накопил Запад. Мы видим, чем

3169 этот опыт закончился, поэтому это совершенно не аргумент, это антиаргумент. И

3170 честно говоря, я бы не принимал такой законопроект, я бы его отложил.

3171

3172 А уж если дальше рассуждать, то я просто обращаюсь и к вам, Олег Викторович,

3173 и ко всем депутатам: если мы хотим по-человечески что-то сделать... (Микрофон

3174 отключён.)

3175

3176 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.

3177

3178 Геннадий Васильевич, вы выступаете или вопрос задаёте?

3179

3180 КУЛИК Г. В. Нет-нет, вопрос задаю.

3181

3182 Готово ли правительство назвать его просто: о противодействии манипулированию

3183 на рынках ценных бумаг - и туда вложить всё, чтобы нас в очередной раз не

3184 привели к тому, что сделали вы сегодня?

3185

3186 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительство, Александр Юрьевич,

3187 прокомментируйте.

3188

3189 СИНЕНКО А. Ю. Спасибо за вопрос. Нам неоднократно его задавали, и каждый раз

3190 я предлагал тем, кто спрашивал, представить свой вариант, мы же не нашли

3191 ничего другого в данном случае, потому что манипулирование и инсайдерская

3192 информация - это абсолютно разные понятия. Но если будут конкретные и

3193 конструктивные предложения, то, я думаю, во втором чтении можно будет

3194 поправить.

3195

3196 Но, коллеги, обратите внимание: если в русском языке находятся какие-то

3197 удачные эквиваленты, они и остаются, в том числе и в законах, а если нет, то

3198 мы вынуждены просто заимствовать те понятия, которых у нас нет.

3199

3200 Я напомню просто один случай, мы тут как раз с Владимиром Дмитриевичем его

3201 вспоминали. Вы, наверное, помните, что Хрущёв запретил использование слова

3202 "меню" и заменил его "разблюдовкой", потребовал, чтобы во всех ресторанах и

3203 столовых лежал лист с названием "разблюдовка". Ну и где эта "разблюдовка"

3204 теперь? Кому-то из присутствующих слово "меню" слух режет? Нет.

3205 Профессионалам "инсайд" слух тоже не режет.

3206

3207 А по поводу Урюпинска... Ну что делать? Пусть учатся.

3208

3209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лиана Витальевна, вы хотели что-то добавить.

3210 Пожалуйста.

3211

3212 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Да. Спасибо, Олег Викторович.

3213

3214 Уважаемые коллеги, мы также разделяем обеспокоенность, которую вы

3215 высказывали. При подготовке к первому чтению мы несколько раз рассматривали

3216 разными группами данный проект федерального закона, даже когда готовили к

3217 первому чтению. Абсолютно убеждены, что, когда текст будет готов к

3218 рассмотрению во втором чтении, мы должны будем провести парламентские

3219 слушания. Многие моменты у нас тоже вызывают обеспокоенность, и мы над ними

3220 будем работать тщательно, над каждым абзацем.

3221

3222 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь, Лиана Витальевна.

3223

3224 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить?

3225

3226 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3227

3228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Действительно, давайте по одному от фракции.

3229

3230 Пожалуйста, кто от фракции КПРФ? Депутат Багаряков.

3231

3232 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

3233

3234 Уважаемые коллеги...

3235

3236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас разные точки зрения?

3237

3238 БАГАРЯКОВ А. В. Можно говорить?

3239

3240 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

3241

3242 БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.

3243

3244 Уважаемые коллеги, мы согласны с идеей необходимости установления

3245 ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и

3246 манипулирование рынком. С учётом того, что большинство цивилизованных стран

3247 имеют подобные нормы, похвально желание авторов соответствовать определённым

3248 международным требованиям. Например, в США из тридцати преступлений, наиболее

3249 известных, признанных самыми серьёзными за последнее время, двадцать пять

3250 подпадают под сферу действия этого закона, кстати.

3251

3252 Так вот, анализ текста показывает, что законопроект содержит серьёзные

3253 изъяны, на которые уже было обращено внимание. Мы также считаем, что сам

3254 текст законопроекта нуждается в кардинальной доработке. Так, устанавливается

3255 ответственность СМИ за распространение недостоверных сведений, даже если эти

3256 сведения содержались в пресс-релизе или интервью и были опубликованы ошибочно

3257 с последующим опровержением.

3258

3259 Далее. Предлагается ввести полную имущественную ответственность юридических

3260 лиц за вред, причинённый действиями их сотрудников, даже в случае, если эти

3261 действия были самоуправством.

3262

3263 И ещё более сомнительным выглядит выведение из-под действия законопроекта

3264 вопроса, связанного с деятельностью Центрального банка, правительства,

3265 органов госвласти, а также лиц, действующих от их имени. То есть фактически

3266 разработчики предлагают установить для власти одни правила игры, а для всех

3267 остальных - другие. Считаем подобное недопустимым.

3268

3269 Исходя из того, что из всего текста законопроекта лишь только одно название

3270 отражает его суть, а всё остальное подготовлено очень поверхностно и вызывает

3271 огромное количество замечаний, фракция воздержится от голосования по этому

3272 вопросу, хотя признаёт, что проблема эта действительно актуальная и её нужно

3273 решать.

3274

3275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев от фракции ЛДПР?

3276

3277 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3278

3279 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свистунов, пожалуйста.

3280

3281 СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.

3282

3283 Вот Геннадий Васильевич очень хорошо здесь начал свой вопрос - с того, что же

3284 это означает. Я специально взял выписку из словаря, что означает слово

3285 "инсайд". Первое значение - внутренний; второе - внутри; жаргон

3286 (американский, кстати) - "в тюрьме"; если это как наречие используется -

3287 близко, вблизи, в кругу. И финансовый жаргон американский - конфиденциальная

3288 информация, секретные сведения, а также человек, обладающий таковой

3289 информацией. Это вот перевод.

3290

3291 А теперь по сути. Здесь в данном случае мы заимствуем не просто слово, а

3292 целый институт из, скажем так, международного права, и прежде всего, конечно,

3293 англосаксонского. Почему целый институт, а не просто слово? Потому что это

3294 большущий пласт, связанный с защитой прав инвесторов и защитой всех тех, кто

3295 работает на открытых рынках, и тех, кто привлекает средства посредством

3296 открытых рынков, связан с этой защитой. Вот, в частности, можно зачитать,

3297 например, как эту же инсайдерскую информацию трактует директива ЕС: публично

3298 не раскрытая, обладающая известной ценностью, относящаяся к одному или

3299 нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким

3300 таким инструментам. Похожие формулировки также в законодательстве и

3301 Великобритании, и Америки, и Германии. Наши разработчики в данном случае в

3302 своём определении тоже дают формулировку, похожую на эту директиву ЕС. Но

3303 здесь нужно учитывать ещё юридическую политику, вопросы правоприменения. Как

3304 потом это будет применяться? Дело в том, что и в Европе, а особенно в Америке

3305 эти дела об инсайдерской информации рассматриваются специальными судьями, то

3306 есть слишком широкая трактовка предполагает как бы индивидуальный подход

3307 судьи, а у нас там будет и уголовная ответственность, и административная

3308 ответственность. Позволить себе иметь отдельный суд - ну я не знаю, для нашей

3309 страны это... не было такого аналога в данном случае. Поэтому

3310 правоприменительная практика может пойти по пути очень широкому в данном

3311 случае. Закон требует конкретизации в этих местах. Поэтому наше, особенно

3312 уголовное, право идёт по пути очень чёткого описания случаев применения

3313 уголовной ответственности, дабы в как можно большей степени исключить

3314 судебные ошибки.

3315

3316 Кроме того, в законе дан ряд совершенно новых понятий - например финансовые

3317 инструменты, хотя об этом нужно говор?