Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 146450-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

у Президента РФ
17.07.2009

Номер законопроекта:146450-5
Комментарий законопроекта:в части распространения права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Дата внесения законопроекта в ГД:30.12.2008
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/146450-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по образованию
Профильный комитет:Комитет ГД по образованию
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Дата изменения статуса/фазы:17.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:148-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №146450-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

в части распространения права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Дата заседания 26.06.2009, номер заседания 102, строк в стенограмме 8559

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1532 Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

1533 Федерации "Об образовании".

1534

1535 Григорий Артёмович Балыхин от Комитета по образованию, пожалуйста.

1536

1537 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

1538 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1539

1540 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по образованию

1541 подготовил к рассмотрению в третьем чтении проект закона "О внесении

1542 изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Законопроект был

1543 внесён Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой во

1544 втором чтении 24 июня текущего года. К третьему чтению законопроект прошёл

1545 правовую, лингвистическую, юридико-техническую экспертизы, замечаний у

1546 Правового управления Аппарата Государственной Думы нет.

1547

1548 С учётом изложенного Комитет по образованию рекомендует принять законопроект

1549 в третьем чтении.

1550

1551 Спасибо.

1552

1553 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли замечания? Есть. Я понимаю

1554 так, Олег Николаевич Смолин записывается на выступление по мотивам от

1555 фракции. Смолин - по мотивам от фракции.

1556

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1675 Пункт 4. По мотивам голосования от фракции КПРФ - депутат Смолин.

1676

1677 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Как представителю

1678 оппозиционной фракции, мне приятно сказать, что мы поддержим эту

1679 законодательную инициативу, которая принадлежит правительству, как мы готовы

1680 поддерживать любые законодательные инициативы социального характера, и в

1681 частности расширяющие доступ к образованию, вне зависимости от того, кто их

1682 будет вносить. Действительно, законопроект предусматривает возможность

1683 компенсации расходов на образование в дошкольных образовательных учреждениях

1684 не только государственных, но и негосударственных. Это правильно. Это

1685 правильно, поскольку это расширяет доступ граждан к негосударственному

1686 образованию и к образованию дошкольному вообще.

1687

1688 Я напомню, уважаемые коллеги, что в 90-х годах мы очень сильно разрушили

1689 отечественную систему дошкольного образования, в революционном пылу

1690 утверждая, что детские сады - это проклятые советские колхозы и что каждая

1691 мама сама лучше подготовит своего ребёнка к школе. Оказалось всё ровно

1692 наоборот - качество подготовки к школе значительно ухудшилось. Между тем

1693 развитые страны во многом взяли на вооружение советскую систему, и в

1694 некоторых странах, например в Бельгии, дошкольное образование проходят

1695 приблизительно 95 процентов всех детей, то есть дети политической элиты тоже.

1696

1697 Вместе с тем мы хотели бы обратить внимание правительства на следующее:

1698 сделав один шаг, нужно делать и следующие шаги. Напомню, что в процессе так

1699 называемой монетизации начиная с 2005 года в Российской Федерации отменено

1700 положение статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", которое

1701 предусматривало возможность такой же компенсации расходов на образование

1702 детей в негосударственных школах. В итоге в тех субъектах Российской

1703 Федерации, где были приняты соответствующие законы, проблема решилась, в тех

1704 субъектах Российской Федерации, где соответствующие законы не приняты,

1705 негосударственные школы и те, кто учится в этих школах, пострадали.

1706 Существует стандартное заблуждение, будто в России в негосударственных школах

1707 учатся только дети экономически богатых слоёв населения. Это неверно.

1708 Существуют, например, православные школы, в которых учатся в том числе и дети

1709 из неблагополучных семей. Существуют также школы, в которых обучают детей с

1710 ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, пользуясь случаем, мы

1711 призываем правительство быть последовательным и вернуть в закон положение о

1712 финансировании аккредитованной негосударственной школы.

1713

1714 И наконец, последнее. Можно сделать и третий шаг, и следовало бы сделать и

1715 третий шаг. В правительственных программах в последнее время зафиксировано

1716 положение о праве доступа к бюджетному финансированию на конкурсной основе

1717 наиболее продвинутых негосударственных вузов. Я думаю, что, если за первым

1718 шагом последуют два следующих, это будет правильно. Мы, представляя левые

1719 политические взгляды, поддерживаем негосударственный сектор образования в той

1720 мере, в какой он расширяет доступ к образованию наших граждан вообще.

1721

1722 Прошу поддержать законопроект.

1723

1724 Спасибо.

1725

1726 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование

1727 законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об

1728 образовании" в третьем чтении.

1729

1730 Включите режим голосования.

1731

1732 Покажите результаты.

1733

1734 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 12 сек.)

1735 Проголосовало за 410 чел.91,1%

1736 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1737 Воздержалось 0 чел.0,0%

1738 Голосовало 410 чел.

1739 Не голосовало 40 чел.8,9%

1740 Результат: принято

1741

1742 Принято.

1743

Дата заседания 24.06.2009, номер заседания 101, строк в стенограмме 9901

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; принят в первом чтении 25 марта 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1934 Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской

1935 Федерации "Об образовании". Доклад заместителя председателя Комитета по

1936 образованию Ирины Константиновны Родниной.

1937

1938 Пожалуйста.

1939

1940 РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1941

1942 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной

1943 Думы по образованию подготовил к рассмотрению во втором чтении принятый в

1944 первом чтении 25 марта 2009 года проект федерального закона № 146450-5 "О

1945 внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об

1946 образовании" с новым наименованием - "О внесении изменений в Закон Российской

1947 Федерации "Об образовании".

1948

1949 Законопроект внесён в Государственную Думу Правительством Российской

1950 Федерации 30 декабря 2008 года. Позволю себе напомнить, что реализация закона

1951 позволит создать реальный механизм установления доступного для всех категорий

1952 граждан Российской Федерации размера родительской платы за содержание детей в

1953 дошкольных образовательных учреждениях вне зависимости от того, в каких

1954 образовательных учреждениях содержатся дети - государственных или

1955 негосударственных.

1956

1957 На законопроект поступило шесть поправок, из них пять комитет рекомендует к

1958 принятию и одну - к отклонению. Поправки, рекомендованные к принятию, можно

1959 разделить на две группы. Первая носит кодификационный и юридико-технический

1960 характер, это поправки 1 и 2.

1961

1962 Для юридической чистоты текст законопроекта дополнен изменениями в статью

1963 52-1 и аналогичными изменениями в статью 52-2, поэтому изменено наименование

1964 законопроекта. В случае упоминания в наименованиях законопроектов трёх или

1965 более статей согласно юридической технике название должно иметь такой вид,

1966 как это предложено сейчас.

1967

1968 И вторая группа поправок носит лингвистический и уточняющий характер, это

1969 поправки 3, 4 и 5. В частности, поправка 5 связана с определением среднего

1970 размера родительской платы. Средний размер родительской платы за содержание

1971 ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,

1972 реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,

1973 определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1974 Поправка в части определения среднего размера родительской платы предлагается

1975 к отклонению, по сути учтена, но формально не может быть принята в

1976 предложенной автором редакции.

1977

1978 Комитет предлагает рассмотреть таблицы поправок.

1979

1980 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1981

1982 Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит пять поправок. Нужно ли отдельно

1983 обсуждать какие-либо из них? Нет.

1984

1985 Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к

1986 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1987

1988 Включите режим голосования.

1989

1990 Покажите результаты голосования.

1991

1992 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 31 сек.)

1993 Проголосовало за 394 чел.87,6%

1994 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1995 Воздержалось 0 чел.0,0%

1996 Голосовало 394 чел.

1997 Не голосовало 56 чел.12,4%

1998 Результат: принято

1999

2000 Принято.

2001

2002 Таблица 2 содержит одну поправку. Нужно ли её обсуждать? Нет.

2003

2004 Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к

2005 отклонению. Кто за? Прошу голосовать.

2006

2007 Включите режим голосования.

2008

2009 Покажите результаты голосования.

2010

2011 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 11 сек.)

2012 Проголосовало за 340 чел.75,6%

2013 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2014 Воздержалось 0 чел.0,0%

2015 Голосовало 340 чел.

2016 Не голосовало 110 чел.24,4%

2017 Результат: принято

2018

2019 Принято.

2020

2021 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

2022 внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании". Кто за?

2023 Прошу голосовать.

2024

2025 Включите режим голосования.

2026

2027 Покажите результаты голосования.

2028

2029 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 46 сек.)

2030 Проголосовало за 407 чел.90,4%

2031 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2032 Воздержалось 0 чел.0,0%

2033 Голосовало 407 чел.

2034 Не голосовало 43 чел.9,6%

2035 Результат: принято

2036

2037 Принято.

2038

Дата заседания 25.03.2009, номер заседания 82, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 146450-5 "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4161 У нас, уважаемые коллеги, следующий вопрос поставлен на фиксированное время.

4162 Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 52 и

4163 52-2 Закона Российской Федерации "Об образовании" докладывает официальный

4164 представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь -

4165 заместитель министра образования и науки Российской Федерации Юрий Петрович

4166 Сентюрин.

4167

4168 СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

4169 статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской

4170 Федерации.

4171

4172 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется

4173 проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона

4174 Российской Федерации "Об образовании".

4175

4176 Одним из приоритетных направлений государственной политики в области

4177 образования на сегодняшний день является обеспечение общедоступности

4178 дошкольного образования как одного из факторов улучшения демографической

4179 ситуации, сложившейся в стране. В 2007/08 учебном году в Российской Федерации

4180 функционировали сорок семь тысяч двести двадцать пять образовательных

4181 учреждений, которые реализовывали основную общеобразовательную программу

4182 дошкольного образования. В этих дошкольных образовательных учреждениях

4183 числилось около пяти миллионов четырёхсот тысяч воспитанников.

4184

4185 Задача общедоступности дошкольного образования решается сегодня на всех

4186 уровнях исполнительной власти - федеральном, региональном и муниципальном, -

4187 и при этом по двум основным направлениям: посредством создания достаточного

4188 количества мест в образовательных учреждениях такого типа, а также через

4189 обеспечение финансовой доступности дошкольного образования для родителей, а

4190 именно через установление доступного для всех категорий граждан страны

4191 размера родительской платы за содержание детей в указанных учреждениях.

4192

4193 С целью регулирования размера родительской платы в стране уже приняты

4194 определённые меры. Я напомню, уважаемые коллеги, что были внесены изменения в

4195 законодательство, которыми ограничен размер родительской платы, введена

4196 компенсация части родительской платы за посещение детьми дошкольных

4197 образовательных учреждений (государственных и муниципальных). В настоящее

4198 время выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в

4199 дошкольных образовательных учреждениях названных категорий успешно

4200 осуществляются во всех субъектах Российской Федерации.

4201

4202 Вместе с тем, согласно поступающей из регионов информации, указанной

4203 социальной льготой - компенсацией части родительской платы - не охвачена

4204 значительная часть граждан страны, которые направляют своих

4205 детей-дошкольников в учреждения, не являющиеся государственными или

4206 муниципальными. По данным Росстата, количество таких детей составляет около 3

4207 процентов от общей численности детей дошкольного возраста, охваченных

4208 услугами дошкольного образования. Напомню, что общая численность - это пять

4209 миллионов четыреста тысяч воспитанников, а 3 процента - это около ста

4210 шестидесяти тысяч детей. С целью реализации принципа социального равенства

4211 граждан Российской Федерации в сфере дошкольного образования предполагается

4212 распространить вышеназванную меру социальной поддержки на тех граждан, дети

4213 которых получают дошкольное образование и воспитание в негосударственных

4214 образовательных учреждениях. Собственно говоря, это и является сутью

4215 представленного вашему вниманию проекта федерального закона.

4216

4217 Для выплаты компенсации части родительской платы за содержание и образование

4218 детей дошкольного возраста в негосударственных образовательных учреждениях в

4219 текущем 2009 году и в последующие годы потребуются средства из федерального

4220 бюджета, которые оцениваются экспертами в следующих объёмах: 2009 год - 265

4221 миллионов 867 тысяч рублей, 2010 год - 290 миллионов 347 тысяч рублей. Для

4222 этого не предполагается привлекать дополнительные расходы из бюджетной

4223 системы, а предлагается использовать экономию средств федерального бюджета,

4224 которые предназначены для выплаты в текущем и в последующие годы компенсации

4225 части родительской платы за содержание ребёнка в государственном или

4226 муниципальном образовательном учреждении.

4227

4228 Законопроект прошёл все необходимые согласования в системе исполнительной

4229 власти и был одобрен правительством. Просьба поддержать. Доклад закончен.

4230

4231 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Петрович.

4232

4233 И на трибуну для содоклада я приглашаю председателя Комитета по образованию

4234 Григория Артёмовича Балыхина.

4235

4236 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

4237 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4238

4239 Спасибо огромное, Олег Викторович.

4240

4241 Глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы, представленный вам

4242 законопроект "О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской

4243 Федерации "Об образовании", внесённый в Государственную Думу Правительством

4244 Российской Федерации, рассмотрен и поддержан Комитетом по образованию.

4245 Комитет отмечает в своём решении, что обеспечение общедоступного дошкольного

4246 образования является одним из приоритетных направлений государственной

4247 политики Российской Федерации.

4248

4249 Юрий Петрович сделал достаточно подробный, пространный доклад по этому

4250 вопросу. Я в своём содокладе хочу остановиться лишь на некоторых моментах. И

4251 прежде всего я хочу напомнить о том, что с целью обеспечения доступности

4252 дошкольного образования статья 52 Закона Российской Федерации "Об

4253 образовании" была дополнена пунктом 6 (федеральный закон от 5 декабря 2006

4254 года), которым введена новая форма материальной поддержки семей,

4255 воспитывающих детей дошкольного возраста, - это компенсация части

4256 родительской платы за содержание ребёнка в соответствующем образовательном

4257 дошкольном учреждении. И Юрий Петрович об этом подробно сказал.

4258

4259 Хочу доложить о том, что комитет считает важным шагом распространение

4260 аналогичной меры социальной поддержки на тех граждан, дети которых получают

4261 дошкольное образование и воспитание в негосударственных образовательных

4262 учреждениях. Реализация законопроекта позволит, по нашему мнению, создать

4263 реальный механизм установления доступного для всех категорий граждан

4264 Российской Федерации размера родительской платы за содержание детей в

4265 дошкольных образовательных учреждениях вне зависимости от того, в каких -

4266 государственных или негосударственных - образовательных учреждениях

4267 содержатся дети, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации

4268 всего общества.

4269

4270 Средства на реализацию законопроекта Правительством Российской Федерации

4271 предусмотрены в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011

4272 годов за счёт той экономии, которая появилась в рамках реализации

4273 приоритетного национального проекта "Образование". Таким образом, уважаемые

4274 депутаты, принятие данного закона позволит, на наш взгляд, более полно

4275 реализовать положение Конституции Российской Федерации, провозглашающей

4276 Россию социальным государством.

4277

4278 Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи,

4279 женщин и детей, этот комитет является соисполнителем по данному

4280 законопроекту. Законопроект поддержан органами законодательной власти

4281 пятидесяти двух субъектов Российской Федерации и органами исполнительной

4282 власти пятидесяти одного субъекта Российской Федерации. Комитет предлагает

4283 одобрить концепцию представленного проекта и принять законопроект в первом

4284 чтении.

4285

4286 Благодарю за внимание.

4287

4288 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4289

4290 Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Запишемся тогда.

4291

4292 Включите режим записи.

4293

4294 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4295

4296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только у вас во фракции человек пять. Это я реагирую на

4297 реплику Коломейцева, что четыре человека...

4298

4299 Покажите список записавшихся.

4300

4301 Депутат Смолин, пожалуйста.

4302

4303 СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий

4304 Петрович, говорю сразу: мы поддерживаем этот законопроект, но возникает

4305 вопрос по аналогии. До принятия так называемого закона о монетизации в законе

4306 "Об образовании" была норма, согласно которой родителям компенсировалось

4307 обучение детей и в негосударственной школе. Скажите, пожалуйста, не считаете

4308 ли вы, что сейчас настало время вернуться к этому положению, продолжая

4309 инициативу правительства по детским садам? Дело в том, что после монетизации

4310 в разных регионах России ситуация сложилась очень разная: где-то выплачивают

4311 компенсации, где-то не выплачивают, где-то прокуратура опротестовывает...

4312 Короче говоря, не считаете ли вы, что можно теперь пойти по линии поддержки

4313 негосударственной школы?

4314

4315 Спасибо.

4316

4317 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.

4318

4319 Уважаемый Олег Николаевич, правительство в настоящее время руководствуется в

4320 своих действиях в области образования набором антикризисных мер, которые

4321 имеют широкий охват и направлены на поддержку и защиту всех категорий

4322 граждан, в частности тех, кто обучается сегодня в образовательных

4323 учреждениях. Поэтому наше министерство как часть правительства открыто для

4324 любых инициатив, цель которых - поддержка и содействие достойной жизни и

4325 образованию наших граждан. Если такой законопроект поступит сегодня к нам, мы

4326 будем готовы взаимодействовать с инициаторами этого законодательного акта в

4327 том русле, которое вы определили в своём вопросе.

4328

4329 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин.

4330

4331 ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Петрович, у меня к вам два вопроса. Вы знаете, что, к

4332 сожалению, продолжается тенденция сокращения числа государственных и

4333 муниципальных детских дошкольных учреждений и роста числа частных учреждений.

4334 В частных, как правило, плата больше, причём значительно больше, чем в

4335 муниципальных, значит, и компенсировать мы им будем в большем размере. Не

4336 правильнее ли было бы всё-таки побороться в своё время и сохранить

4337 муниципальные учреждения, тогда бы на то же число детей мы сегодня тратили

4338 меньше денег для компенсации платы?

4339

4340 И второе. В своё время (это был 2007 год) мы, наша фракция, предлагали

4341 принять закон, запрещающий перепрофилирование муниципальных дошкольных

4342 учреждений в частные. Он, к сожалению, не был принят. Что вы делаете, чтобы

4343 сохранить оставшиеся муниципальные детские дошкольные учреждения? Вот два

4344 вопроса.

4345

4346 Спасибо.

4347

4348 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо.

4349

4350 Что касается вашего вопроса о размере компенсации части родительской платы,

4351 хочу сказать, что, независимо от того, какое дошкольное образовательное

4352 учреждение будет посещать ребенок - государственное, муниципальное или

4353 частное, - размер компенсации определяется не по той сумме, которую вносят

4354 родители, а определяется как процент от средней сложившейся в регионе платы

4355 за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Это означает,

4356 что такой дифференциации, которую вы обозначили в вопросе, на практике не

4357 будет. Это первое.

4358

4359 Что касается второй части вопроса, по поводу сокращения сети. По нашим

4360 данным, сегодня имеет место уже другая тенденция: сеть не сокращается, а,

4361 наоборот, сеть государственных и муниципальных дошкольных образовательных

4362 учреждений расширяется. Сегодня, наоборот, идёт возврат бывших дошкольных

4363 образовательных учреждений, которые используются не по профилю, в систему

4364 государственной и муниципальной власти. И поэтому я, докладывая информацию в

4365 привязке к обсуждаемому законопроекту, сказал, что сегодня и на федеральном,

4366 и на региональном, и на муниципальном уровне решается задача охвата

4367 дошкольными образовательными услугами как можно большего количества наших

4368 граждан через увеличение количества мест в соответствующих дошкольных

4369 образовательных учреждениях. Мы на уровне министерства эту деятельность и эту

4370 тенденцию всемерно стараемся поддерживать.

4371

4372 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина Нина Александровна, ваш вопрос.

4373

4374 ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, в данном

4375 законопроекте речь идёт о 3 процентах детей, имеются в виду дети, которые не

4376 охвачены государственными учреждениями и получают образование в

4377 негосударственных. Есть ещё одна категория детей, которые ни в одном, ни в

4378 другом случае не задействованы, так называемые домашние дети. Вы говорили об

4379 антикризисных мерах. Есть ли региональная практика выплат семьям, которые

4380 воспитывают или дают образование своим детям вне этих учреждений? И не

4381 предполагается ли такая антикризисная мера на федеральном уровне?

4382

4383 Спасибо.

4384

4385 СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.

4386

4387 Пока, по нашим данным, в регионах подобная практика отсутствует, по крайней

4388 мере не имеет широкого распространения. Вместе с тем хочу отметить, что

4389 сегодня на эту тему идут размышления, ведутся дискуссии, каким образом и для

4390 оставшейся части наших граждан, которые имеют детей дошкольного возраста, но

4391 в силу разных причин не могут их поместить в дошкольное образовательное

4392 учреждение (содержат и воспитывают, как вы сказали, в домашних условиях, и

4393 одновременно находятся в очередях, ожидая места в системе дошкольного

4394 образовательного учреждения), компенсировать эту ситуацию. Я не хочу сказать

4395 "их услугу", наверное, это будет неправильно, а - компенсировать эту

4396 ситуацию. Сегодня на этот счёт идут размышления, ведутся дискуссии. Пока нет

4397 конкретной концепции, как это сделать, и нет пока проекта конкретного

4398 законодательного акта на этот счёт, но я думаю, что итогом этих дискуссий и

4399 размышлений должен появиться какой-то из названых мною документов.

4400

4401 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста.

4402

4403 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".

4404

4405 Спасибо, Олег Викторович.

4406

4407 Уважаемые коллеги, у меня вопрос в продолжение вопроса Останиной Нины

4408 Александровны. Наш комитет проводил парламентские слушания, и статистика

4409 обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями - в среднем около 50

4410 процентов по регионам. Но у меня вопрос касается той категории граждан,

4411 которые проживают в сёлах, где вообще нет дошкольных образовательных

4412 учреждений. Ведь по Конституции каждый ребёнок должен по крайней мере пройти

4413 основную общеобразовательную программу дошкольного образования, фактически

4414 нарушается конституционный принцип. И у меня вопрос к Юрию Петровичу: как

4415 быть в этом случае? Может быть, разрешить бабушкам, дедушкам, имеющим

4416 педагогическое образование, самим осуществлять эту общеобразовательную

4417 программу дошкольного образования с полной компенсацией в размерах,

4418 установленных для предыдущей категории?

4419

4420 СЕНТЮРИН Ю. П. Уважаемый Виктор Евграфович, я хочу сказать, что и сегодня

4421 действующее законодательство родителям, дедушкам, бабушкам, лицам, замещающим

4422 родителей, не запрещает заниматься воспитанием своих детей. Более того, в

4423 законе написано о том, что родители несут ответственность за воспитание

4424 своего ребёнка.

4425

4426 В этом смысле я хочу сказать, что дошкольное образование, о котором мы

4427 говорим, отличается от домашнего воспитания тем, что в отношении

4428 общеобразовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных

4429 учреждениях, должны существовать согласно принятому недавно закону

4430 федеральные требования по условиям такого воспитания и по тому, как должна

4431 строиться эта программа. Соответственно, мы можем понять, что в отношении

4432 домашнего воспитания такие требования реализовать невозможно, даже, как вы

4433 сказали, если разрешить им заниматься таковым.

4434

4435 Что касается вопросов компенсации, то об этом я сказал, отвечая на вопрос

4436 Нины Александровны.

4437

4438 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4439

4440 Григорий Артёмович, присаживайтесь.

4441

4442 Есть ли желающие выступить? Вижу: Олег Николаевич Смолин и Иванов Сергей

4443 Владимирович. Двое, да? Никого не упустил, коллеги? Нет. Подводим черту:

4444 Смолин, Иванов.

4445

4446 Смолину, пожалуйста, включите микрофон.

4447

4448 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Как я уже говорил,

4449 фракция поддержит этот законопроект, как мы поддерживаем любые законопроекты,

4450 направленные на реализацию знаменитого лозунга ООН и ЮНЕСКО "Образование для

4451 всех". Действительно, этот законопроект позволит большему числу наших детей

4452 получить дошкольное образование. В этой связи хотел бы напомнить два

4453 обстоятельства.

4454

4455 Первое. Дошкольное образование действительно оказалось частью системы, в

4456 большей степени пострадавшей от того, что у нас называется реформами, а на

4457 самом деле представляет собой разрушение прежней системы в 90-х годах. Причём

4458 многие тогда полагали, что каждая мама сможет лучше подготовить своего

4459 ребёнка к школе, и в результате уровень подготовки к школе резко снизился. А

4460 дошкольное образование в Советском Союзе представляло собой не проклятые

4461 советские колхозы, как многие думали, а некий аналог развитых стран. Напомню,

4462 что, например, во Фландрии 94 процента всех детей проходят через дошкольное

4463 образование. Значит, и дети значительной части политической элиты тоже через

4464 него проходят, не ограничиваясь семейным воспитанием.

4465

4466 Второе. Все знают, но, наверное, не все помнят статью 43 Конституции:

4467 дошкольное образование в России общедоступно и бесплатно. Возникает вопрос: а

4468 как реализуется статья 43 Конституции в условиях, когда не хватает детских

4469 садов, а это тормозит начавшийся демографический рост, как можно получить

4470 общедоступное бесплатное образование в учреждениях, которые сами не являются

4471 ни общедоступными, ни бесплатными, за которые нужно платить?

4472

4473 Мы считаем, что этот законопроект является шагом вперёд, расширяет

4474 возможности получения дошкольного образования, но шагом только первым, и за

4475 ним должны последовать следующие шаги, которые мы неоднократно предлагали

4476 сделать. Мы считаем, что начинать действительную модернизацию образования в

4477 России нужно как раз с того, чтобы восстановить систему дошкольного

4478 образования. Именно в это время закладываются основы личности ребёнка.

4479

4480 Мы поддержим законопроект. Спасибо.

4481

4482 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.

4483

4484 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

4485

4486 Уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Петрович! В принципе всё сказано правильно.

4487 Были действительно времена, когда из детских садов делали опорные пункты

4488 милиции или пункты, где располагалось МЧС, потом спохватились - да,

4489 действительно не хватает. Данный законопроект в какой-то степени, может быть,

4490 и поможет расширить сеть дошкольных учреждений, однако, вы знаете, в условиях

4491 нашего российского рынка, который и рынком-то назвать довольно сложно...

4492 Уважаемый Юрий Петрович, всё-таки хочу обратить ваше внимание на тот момент,

4493 если вы отвлечётесь, что сейчас, когда у нас произошёл кризис, везде, по

4494 всему миру, на Западе цены снизились, потому что и нефть в три раза

4495 подешевела, и спрос упал, и так далее, и тому подобное, вы не хуже меня всё

4496 знаете, - везде, кроме России. Поэтому когда вы говорите, что точно так же

4497 будут платить компенсацию по средней, так скажем, величине по региону, то у

4498 нас, у фракции ЛДПР, возникают сильные подозрения: а не подскочит ли плата за

4499 эти дошкольные образовательные учреждения именно на величину этой

4500 компенсации? Как у нас сделали все наши отечественные товаропроизводители,

4501 воспользовавшись тем, что импортные товары резко подорожали, поскольку

4502 произошёл скачок цен. Вот если, Юрий Петрович, вы на это внимание обратите,

4503 то, я думаю, это позволит нам всё-таки и закон улучшить, и избежать ситуации,

4504 которая имеет место в других отраслях промышленности.

4505

4506 Спасибо.

4507

4508 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4509

4510 Коллеги, состоялось обсуждение. Настаивают ли докладчик и содокладчик на

4511 заключительном слове? Нет. Представители президента и правительства? Нет.

4512

4513 Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Все

4514 поддерживают.

4515

4516 Включите режим голосования.

4517

4518 Покажите результаты.

4519

4520 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 47 сек.)

4521 Проголосовало за 436 чел.96,9%

4522 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4523 Воздержалось 0 чел.0,0%

4524 Голосовало 436 чел.

4525 Не голосовало 14 чел.3,1%

4526 Результат: принято

4527

4528 Законопроект принят в первом чтении.

4529