Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 147414-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

у Президента РФ
18.07.2009

Номер законопроекта:147414-5
Дата внесения законопроекта в ГД:10.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/147414-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по безопасности
Профильный комитет:Комитет ГД по безопасности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по охране здоровья
Комитет ГД по промышленности
Дата изменения статуса/фазы:18.07.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:177-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №147414-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Дата заседания 24.06.2009, номер заседания 101, строк в стенограмме 9901

О проекте федерального закона № 147414-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1315 Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1316 законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

1317 контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных

1318 веществ". Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Владимира

1319 Ильича Колесникова.

1320

1321 Пожалуйста.

1322

1323 КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1324

1325 Спасибо.

1326

1327 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Представленный законопроект

1328 № 147414-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

1329 Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров

1330 наркотических средств и психотропных веществ" принят во втором чтении 11 июня

1331 текущего года. Законопроект подготовлен Комитетом по безопасности к третьему

1332 чтению с учётом всех принятых во втором чтении поправок.

1333

1334 Прошу, уважаемые коллеги, поддержать проект постановления Государственной

1335 Думы.

1336

1337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич.

1338

1339 Нет замечаний. Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1340

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1681 Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О

1682 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

1683 связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических

1684 средств и психотропных веществ". Кто за? Прошу голосовать.

1685

1686 Включите режим голосования.

1687

1688 Покажите результаты голосования.

1689

1690 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 01 сек.)

1691 Проголосовало за 444 чел.98,7%

1692 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1693 Воздержалось 0 чел.0,0%

1694 Голосовало 444 чел.

1695 Не голосовало 6 чел.1,3%

1696 Результат: принято

1697

1698 Принято.

1699

Дата заседания 11.06.2009, номер заседания 100, строк в стенограмме 6728

О проекте федерального закона № 147414-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (принят в первом чтении 8 апреля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2761 Коллеги, есть готовность у Владимира Ильича Колесникова доложить сейчас

2762 законопроект, который идёт следующим. Нет возражений? Просто он у нас стоял

2763 на фиксированное время. Проект федерального закона "О внесении изменений в

2764 отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

2765 совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и

2766 психотропных веществ", второе чтение.

2767

2768 Пожалуйста.

2769

2770 КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2771

2772 Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию во втором

2773 чтении предлагается проект закона № 147414-5 "О внесении изменений в

2774 отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

2775 совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и

2776 психотропных веществ". Это очень важный законопроект. Он направлен на

2777 ужесточение контроля за оборотом тех веществ, с помощью которых могут

2778 производить наркотики, в том числе относящиеся к категории тяжёлых.

2779 Законопроект направлен на устранение ряда правовых пробелов и противоречий,

2780 создающих предпосылки для утечки прекурсоров в сфере нелегального оборота, а

2781 также на достижение более полного соответствия законодательству Российской

2782 Федерации, международным правовым актам и складывающейся в мире практике их

2783 реализации. Предлагаемая законопроектом система мер по предупреждению

2784 нелегального использования прекурсоров соответствует требованиям

2785 международных документов и европейской практике контроля за оборотом веществ,

2786 часто используемых для незаконного изготовления наркотических средств или

2787 психотропных веществ, но самое главное - нашей складывающейся оперативной

2788 обстановке.

2789

2790 Главная идея законопроекта заключается в дифференциации мер контроля

2791 применительно к трём группам прекурсоров. Принцип дифференциации мер

2792 контроля, применяемых в сфере оборота веществ, часто используемых при

2793 незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ,

2794 законодательно закреплён во всех странах Европейского союза. Законопроектом

2795 предлагается ввести таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской

2796 Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры

2797 контроля, таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации

2798 ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля, и

2799 таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в

2800 отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.

2801

2802 Все ранее высказанные принципиальные замечания нами, уважаемые коллеги,

2803 учтены или устранены. К проекту поступили поправки от членов Совета Федерации

2804 Озерова, Маслова и Оганяна. Поправки подготовлены в Комитете по безопасности

2805 в тесном взаимодействии со специалистами ФСКН России. Поправки направлены на

2806 учёт замечаний комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы,

2807 поступивших к первому чтению, учёт замечаний, содержащихся в письме

2808 Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина, на

2809 уточнение, сокращение и упорядочение мер контроля, предусмотренных

2810 законопроектом.

2811

2812 Подготовленный ко второму чтению законопроект был направлен в Правовое

2813 управление Аппарата Государственной Думы, заключение Правового управления не

2814 содержит замечаний.

2815

2816 Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает вам, уважаемые

2817 коллеги, утвердить таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию и к

2818 отклонению, и принять законопроект во втором чтении.

2819

2820 Спасибо за внимание.

2821

2822 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2823

2824 Двадцать одна поправка в таблице 1. Никто не настаивает на обсуждении? Нет.

2825 Ставлю на голосование таблицу 1.

2826

2827 Включите режим голосования.

2828

2829 Покажите результаты.

2830

2831 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 45 сек.)

2832 Проголосовало за 378 чел.84,0%

2833 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2834 Воздержалось 0 чел.0,0%

2835 Голосовало 378 чел.

2836 Не голосовало 72 чел.16,0%

2837 Результат: принято

2838

2839 Принимается таблица.

2840

2841 Две поправки рекомендованы к отклонению. Будем обсуждать? Нет. Ставлю на

2842 голосование таблицу 2.

2843

2844 Включите режим голосования.

2845

2846 Покажите результаты.

2847

2848 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 15 сек.)

2849 Проголосовало за 323 чел.71,8%

2850 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2851 Воздержалось 0 чел.0,0%

2852 Голосовало 323 чел.

2853 Не голосовало 127 чел.28,2%

2854 Результат: принято

2855

2856 Принимается таблица.

2857

2858 Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

2859

2860 Пожалуйста, включите режим голосования.

2861

2862 Покажите результаты.

2863

2864 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 46 сек.)

2865 Проголосовало за 403 чел.89,6%

2866 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2867 Воздержалось 0 чел.0,0%

2868 Голосовало 403 чел.

2869 Не голосовало 47 чел.10,4%

2870 Результат: принято

2871

2872 Принято.

2873

Дата заседания 09.06.2009, номер заседания 99, строк в стенограмме 7376

О проекте федерального закона № 147414-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (принят в первом чтении 8 апреля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

670 ГУРОВ А. И., председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам

671 и вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

672

673 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с непредвиденной

674 командировкой докладчика, заместителя председателя Комитета по безопасности

675 Колесникова Владимира Ильича, в Дагестан, где был совершён террористический

676 акт, прошу вас перенести пункт 4, проект закона "О внесении изменений в

677 отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

678 совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и

679 психотропных веществ", на 11 июня.

680

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

901 Депутат Гуров просит перенести рассмотрение пункта 4 на 11 июня, на четверг.

902 Также нет возражений.

903

Дата заседания 08.04.2009, номер заседания 85, строк в стенограмме 6917

О проекте федерального закона № 147414-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2018 Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые

2019 законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

2020 контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных

2021 веществ". Докладывает официальный представитель Правительства Российской

2022 Федерации первый заместитель директора Федеральной службы Российской

2023 Федерации по контролю за оборотом наркотиков Владимир Александрович Каланда.

2024

2025 КАЛАНДА В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

2026 первый заместитель директора Федеральной службы Российской Федерации по

2027 контролю за оборотом наркотиков.

2028

2029 Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию

2030 предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые

2031 законодательные акты в связи с совершенствованием контроля за оборотом

2032 прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ". Представляемый

2033 проект разработан во исполнение решения Совета Безопасности, утверждённого

2034 Президентом Российской Федерации 22 июня 2007 года.

2035

2036 В первую очередь разработка законопроекта вызвана необходимостью приведения

2037 национального законодательства в соответствие с требованиями международных

2038 антинаркотических конвенций, участником которых является Российская

2039 Федерация. В настоящее время все прекурсоры, подлежащие контролю в Российской

2040 Федерации, внесены в список IV перечня наркотических средств, психотропных

2041 веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,

2042 утверждённый постановлением правительства № 681, без учёта степени

2043 общественной опасности незаконного оборота наркотических средств и

2044 психотропных веществ, изготавливаемых с помощью подобных прекурсоров. К тому

2045 же не учитываются широта распространения незаконного использования этих

2046 наркотических средств на территории Российской Федерации, объёмы

2047 использования конкретных прекурсоров в промышленности, народном хозяйстве, а

2048 также то, составляет ли это вещество основную часть молекулы наркотика или

2049 является только реагентом или растворителем в процессе его синтеза.

2050

2051 Вместе с тем статья 12 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота

2052 наркотических средств и психотропных веществ 1988 года предусматривает

2053 установление дифференцированного подхода к мерам контроля за оборотом

2054 прекурсоров в зависимости от тех признаков, о которых я уже сказал. Однако в

2055 Российской Федерации установленные правила оборота и мер ответственности за

2056 их нарушение едины для всех прекурсоров, что не соответствует общепринятой

2057 мировой практике и создаёт так называемые административные барьеры для

2058 развития химической и иных отраслей промышленности, а также не способствует

2059 эффективности контроля за оборотом прекурсоров.

2060

2061 Разработанным проектом федерального закона предлагается в соответствии с

2062 требованиями конвенции 1988 года и общепринятой мировой практикой установить

2063 различные меры контроля за оборотом прекурсоров посредством разделения списка

2064 IV перечня на три таблицы, как это было рекомендовано ещё в 1991 году в

2065 докладе Целевой оперативной группы по химическим веществам. Предлагаемая

2066 дифференциация мер контроля за оборотом прекурсоров тесным образом связана с

2067 необходимостью введения института лицензирования некоторых из них. Об этом

2068 прямо говорится в пункте 8 названной конвенции 1988 года, где предусмотрено

2069 лицензирование деятельности, связанной с оборотом прекурсоров. На основании

2070 данного пункта статьёй 30 федерального закона предусмотрено - это я говорю о

2071 действующем федеральном законе № 3-ФЗ "О наркотических средствах и

2072 психотропных веществах", - что юридические лица могут приобретать и

2073 использовать в собственном производстве прекурсоры, внесённые в список IV,

2074 при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако до настоящего

2075 времени лицензирование деятельности, связанной с оборотом прекурсоров,

2076 Федеральным законом № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

2077 не предусмотрено.

2078

2079 С учётом изложенного предлагается внести соответствующее дополнение в пункт 1

2080 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов

2081 деятельности", а также в статьи 4 и 30 федерального закона № 3-ФЗ об

2082 отнесении деятельности, связанной с оборотом отдельных прекурсоров (они будут

2083 указаны в так называемой таблице I), за исключением перманганата калия, к

2084 лицензируемой, что также согласуется с общепринятой мировой практикой.

2085

2086 Кроме необходимости приведения национального законодательства в соответствие

2087 с требованиями норм международного права разработку законопроекта обусловило

2088 также несовершенство действующей нормативно-правовой базы в области контроля

2089 за оборотом прекурсоров, которая содержит ряд правовых пробелов и

2090 противоречий, создающих реальные предпосылки для утечки прекурсоров в сферу

2091 нелегального оборота. Так, пункт 1 статьи 28 федерального закона № 3-ФЗ,

2092 определяющий особенности ввоза (вывоза) наркотических средств,

2093 предусматривает необходимость наличия лицензии на такой вид деятельности, как

2094 ввоз (вывоз), однако лицензирование ввоза (вывоза) каких-либо товаров как

2095 вида деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2096 Статья 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

2097 содержит прямое указание на то, что данный закон не распространяется на

2098 осуществление внешнеэкономических операций.

2099

2100 Представляемый законопроект устраняет данные противоречия и предусматривает

2101 введение лицензий на право ввоза (вывоза), выдаваемых федеральным органом

2102 исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование

2103 внешнеторговой деятельности, - это Минпромторг России, - а также разрешений и

2104 сертификатов, выдаваемых специальными уполномоченными органами в порядке,

2105 установленном Правительством Российской Федерации, что соответствует

2106 требованиям Федерального закона № 164-ФЗ "Об основах государственного

2107 регулирования внешнеторговой деятельности".

2108

2109 Практика лицензирования внешнеторговых операций с прекурсорами

2110 свидетельствует, что в настоящее время требует законодательной регламентации

2111 вопрос осуществления контроля в отношении химической продукции, в состав

2112 которой входит один или несколько прекурсоров. Законопроектом предлагается

2113 отнести смеси веществ, содержащие прекурсоры, к понятию "препарат",

2114 закреплённому в статье 1 федерального закона № 3-ФЗ. Необходимо отметить, что

2115 при этом указанные предложения о включении прекурсов в понятие "препарат"

2116 приведёт определение данного понятия в соответствие с положениями пункта 5

2117 статьи 2 федерального закона № 3-ФЗ, согласно которому препараты могут

2118 содержать в своём составе не только наркотические средства или психотропные

2119 вещества, но и их прекурсоры.

2120

2121 К числу нововведений законопроекта следует отнести включение в статью 28

2122 названного федерального закона положения, согласно которому до осуществления

2123 вывоза прекурсоров федеральный орган исполнительной власти по контролю за

2124 оборотом наркотических средств направляет в соответствующий компетентный

2125 орган страны, в которую осуществляется вывоз, предварительное уведомление о

2126 вывозе прекурсоров в порядке, установленном международными договорами

2127 Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного

2128 оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

2129

2130 Данная норма призвана обеспечить реализацию предусмотренного названной

2131 конвенцией механизма обмена предварительными уведомлениями об экспорте

2132 прекурсоров, являющегося неотъемлемой частью проводимых с участием России

2133 международных операций по контролю за оборотом наркотических средств,

2134 психотропных веществ и их прекурсоров.

2135

2136 Одним из важнейших элементов контроля за оборотом прекурсоров является

2137 система их учёта, однако в настоящее время статьёй 37 федерального закона №

2138 3-ФЗ юридические лица представляют отчётность только о деятельности,

2139 связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что не

2140 позволяет в полной мере осуществлять контроль за процессом оборота

2141 прекурсоров. В связи с этим проектом предлагается законодательно определить

2142 необходимость представления отчётности об обороте прекурсоров, включённых в

2143 таблицы I и II, внеся соответствующие дополнения в статью 37 федерального

2144 закона № 3-ФЗ.

2145

2146 Наконец, существенным элементом противодействия незаконному обороту

2147 наркотических средств и их прекурсоров является деятельность компетентных

2148 органов, связанная с проведением оперативных мероприятий.

2149

2150 Действующим законодательством возможность использования без лицензии оборота

2151 прекурсоров при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не

2152 предусмотрена, предусмотрен только оборот наркотических средств и

2153 психотропных веществ.

2154

2155 С учётом реальной потенциальной возможности использования прекурсоров

2156 наркотических средств в незаконном обороте законопроектом предлагается

2157 дополнить ими перечень веществ, используемых при осуществлении

2158 оперативно-розыскной деятельности.

2159

2160 Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в

2161 постановления Правительства Российской Федерации № 681, № 527 и № 644,

2162 которые регламентируют оборот наркотических средств и психотропных веществ.

2163

2164 Кроме того, во исполнение федерального закона в случае его принятия

2165 потребуется разработка и принятие пяти новых постановлений Правительства

2166 Российской Федерации. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие

2167 этого закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

2168

2169 На основании изложенного прошу депутатов Государственной Думы принять

2170 представленный законопроект в первом чтении.

2171

2172 Спасибо за внимание.

2173

2174 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Владимир Александрович.

2175

2176 Доклад сделает член Комитета по безопасности Валентин Васильевич Бобырев.

2177

2178 Пожалуйста, на трибуну.

2179

2180 БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2181

2182 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Концепцию рассматриваемого

2183 законопроекта подробно изложил представитель Правительства России, поэтому я

2184 подробно на этом останавливаться не буду.

2185

2186 В настоящее время в законодательстве Российской Федерации, регулирующем

2187 оборот наркотических средств и психотропных веществ, имеется ряд правовых

2188 пробелов и противоречий, которые создают предпосылки для утечки прекурсоров в

2189 сферу нелегального оборота и их последующего использования для приготовления

2190 наркотиков. Кроме того, действующие правовые нормы в данной сфере не в полной

2191 мере соответствуют международным правовым актам. В связи с этим внесение

2192 соответствующих изменений в базовый Федеральный закон "О наркотических

2193 средствах и психотропных веществах", а также в Федеральный закон "О

2194 лицензировании отдельных видов деятельности" актуально и необходимо.

2195

2196 В разработанном и предлагаемом Правительством Российской Федерации

2197 законопроекте система мер по предупреждению нелегального использования

2198 прекурсоров в целом направлена на устранение указанных пробелов в правовом

2199 регулировании.

2200

2201 Концепция законопроекта заключается в установлении дифференциации мер

2202 контроля применительно к трём группам прекурсоров, которые включены в так

2203 называемый список IV. Это список прекурсоров, оборот которых ограничен и в

2204 отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с

2205 законодательством Российской Федерации.

2206

2207 Предлагается разбить указанный список IV на следующие три таблицы,

2208 применительно к каждой группе. Таблица I прекурсоров включает прекурсоры, в

2209 отношении которых устанавливаются особые меры контроля, таблица II -

2210 прекурсоры, в отношении которых устанавливаются общие меры контроля, и

2211 таблица III - прекурсоры, в отношении которых допускается исключение

2212 некоторых мер контроля.

2213

2214 Вместе с тем неясно, в соответствии с какими критериями будут формироваться

2215 данные таблицы прекурсоров. Кроме того, законопроект недостаточно чётко

2216 определяет меры контроля в отношении каждой группы прекурсоров.

2217

2218 Следует отметить, что при отсутствии в законопроекте подобных условий и

2219 критериев Правительство Российской Федерации не будет ограничено в

2220 полномочиях по формированию указанных таблиц и установлению мер контроля. По

2221 нашему мнению, при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно

2222 дополнить его соответствующими нормами.

2223

2224 Почему это важно, уважаемые коллеги? Потому что предполагаемый объём мер

2225 регулирования оборота прекурсоров, включённых в таблицы I и II, достаточно

2226 велик. Необходимо, чтобы состав этих таблиц не был избыточным, в противном

2227 случае меры регулирования могут создать препятствие для осуществления

2228 легальной деятельности с использованием прекурсоров, например, в

2229 промышленности.

2230

2231 Кроме того, ряд норм законопроекта нуждается в уточнении и корректировке, на

2232 что указано в заключении Комитета по безопасности и также подтверждается

2233 заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы. Концепция

2234 законопроекта поддержана комитетами-соисполнителями - Комитетом по

2235 промышленности и Комитетом по охране здоровья. Высказанные ими замечания

2236 будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.

2237

2238 Необходимо также отметить, что законопроект предусматривает разработку и

2239 принятие подзаконных актов Правительством Российской Федерации и

2240 уполномоченными органами исполнительной власти, о чём было сказано

2241 представителем правительства.

2242

2243 Предстоит внести изменения и в законодательство Российской Федерации в части

2244 дифференциации ответственности за незаконный оборот прекурсоров применительно

2245 к установленным группам и с учётом общественной опасности их нелегального

2246 оборота. Поэтому вызывает сомнение реальность установленного законопроектом

2247 срока вступления закона в силу - девяносто дней. Полагаем, что данный срок

2248 целесообразно увеличить по согласованию с Правительством России при

2249 подготовке законопроекта ко второму чтению.

2250

2251 Исходя из этого, уважаемые депутаты, Комитет по безопасности предлагает

2252 принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.

2253

2254 Благодарю за внимание.

2255

2256 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Васильевич. Задержитесь на трибуне, я

2257 вижу есть вопросы. Раз, два, три... Четыре вопроса, больше рук я не вижу.

2258 Подводим черту.

2259

2260 Депутат Локоть, пожалуйста.

2261

2262 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

2263

2264 Уважаемый Владимир Александрович, понятно, что законопроект в определённом

2265 смысле расширяет возможности транзита, вывоза, ввоза, так я понимаю,

2266 прекурсоров из Российской Федерации, в Российскую Федерацию, но у нашей

2267 страны особое географическое положение, и мы оказались на пути транзита

2268 наркотиков, наркотических средств, и так далее. Существуют ли какие-то

2269 гарантии, что мы не создадим лазейки, дыры в законодательстве, через которые

2270 эти потоки все и хлынут? Думаю, закономерный вопрос.

2271

2272 Спасибо.

2273

2274 КАЛАНДА В. А. Вы имеете в виду, не создадим ли мы предпосылки для

2275 бесконтрольного транзита через территорию Российской Федерации прекурсоров?

2276 Дело в том, что транзит через территорию Российской Федерации прекурсоров

2277 данным законопроектом не предусмотрен, его нет в Российской Федерации.

2278 Поэтому никакой опасности подвергнуться какой-то массовой атаке, так скажем,

2279 наркокартелей, использующих Российскую Федерацию в качестве площадки для

2280 транзита, этот законопроект не создаёт.

2281

2282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина.

2283

2284 ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Владимиру Александровичу.

2285

2286 Уважаемый Владимир Александрович, не отрицая необходимости дифференциации мер

2287 контроля, хотела бы задать вопрос о сути самих мер. Вот из вашего доклада, из

2288 самого закона вытекает, что есть только одна мера - учёт. А что вообще

2289 представляют собой эти меры и насколько они адекватны общественной опасности,

2290 связанной со свободным оборотом материала, который называется прекурсорами?

2291

2292 КАЛАНДА В. А. Спасибо за вопрос.

2293

2294 Мы подготовили... Я думаю, что у депутатов, наверное, этого нет, но вот в

2295 справочных материалах есть таблицы, которые определяют меры контроля за

2296 оборотом прекурсоров. Как я уже говорил, предлагается выделить их в три

2297 таблицы. В таблицу I войдут пятнадцать прекурсоров, которые используются при

2298 изготовлении таких наркотических средств, как героин, наркотических средств

2299 амфитаминового ряда, как кокаин, то есть наиболее распространённых

2300 наркотических средств, используемых на территории Российской Федерации. Это

2301 первое. И второй критерий отнесения к этой таблице: прекурсоры, которые, как

2302 я уже упоминал, являются составной частью наркотического средства, то есть

2303 они при переработке переходят в наркотики. В связи с этим по первой группе

2304 прекурсоров к мерам контроля мы предлагаем отнести деятельность, связанную с

2305 производством, изготовлением, переработкой, хранением, использованием,

2306 реализацией и приобретением прекурсоров, которая должна подлежать

2307 лицензированию. Порядок допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом

2308 прекурсоров, должен определяться Правительством Российской Федерации. Отчёт о

2309 деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, монополия внешней торговли,

2310 ввоз и вывоз осуществляются только федеральными государственными унитарными

2311 предприятиями. Это я говорю по первой таблице. Правила производства,

2312 изготовления, переработки, реализации, приобретения, использования и хранения

2313 устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, допускается

2314 приобретение и использование в собственном производстве и хранение в

2315 количествах, не превышающих производственные нужды, то есть не допускается

2316 держать излишек, не обусловленный необходимостью промышленного или иного

2317 производства. Принимаются меры нетарифного регулирования. Обеспечиваются

2318 условия для сохранности прекурсоров и для безопасности связанной с ними

2319 деятельности. Любые операции подлежат регистрации в специальных журналах.

2320 Существует и обязанность информировать о подозрительных обстоятельствах в

2321 отношении заказов на прекурсоры.

2322

2323 В отношении прекурсоров, включённых в таблицы II и III, эти меры применяются

2324 уже не в полном объёме. Так, по таблице III у нас всего четыре вида мер

2325 контроля за оборотом прекурсоров. Это прекурсоры, которые, как правило,

2326 относятся к так называемой группе растворителей, то есть они широко

2327 используются в химической промышленности, поэтому нет смысла их, так скажем,

2328 особо контролировать.

2329

2330 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Николай Васильевич.

2331

2332 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2333

2334 Уважаемый Владимир Александрович, ваш руководитель буквально недавно на

2335 полузакрытых слушаниях в Государственной Думе выразил серьёзную, обоснованную

2336 озабоченность в связи с увеличением афганского наркотрафика. Скажите,

2337 пожалуйста, почему в этом законе?.. И он обещал: вот мы скоро внесём закон,

2338 который сделает так, чтобы по тридцать пять тысяч у нас от передозировки

2339 ежегодно не умирали. Когда будет этот закон? Потому что в этом законопроекте

2340 я не увидел мер, которые бы кардинально исправляли ситуацию с

2341 наркопотреблением в нашей стране и уменьшали поток афганского наркотрафика.

2342

2343 Спасибо.

2344

2345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович ответит, хотя, похоже, это не

2346 имеет отношения к данному законопроекту.

2347

2348 Пожалуйста.

2349

2350 КАЛАНДА В. А. Спасибо за вопрос.

2351

2352 Действительно, данный законопроект имеет иной предмет правового

2353 регулирования. Если говорить о той проблематике, которую вы подняли, то

2354 скажу, что в настоящее время Федеральной службой по контролю за оборотом

2355 наркотиков разработан ряд изменений как в действующее уголовное

2356 законодательство, так и в закон № 3-ФЗ "О наркотических средствах и

2357 психотропных веществах". Предполагается их рассмотрение в Государственном

2358 антинаркотическом комитете, а затем мы внесём их в правительство в

2359 установленном порядке. Предусматривается и дифференциация форм

2360 ответственности за контрабанду наркотических средств в зависимости от объёма

2361 и количества ввозимого на территорию Российской Федерации наркотического

2362 вещества, и установление повышенной ответственности за вовлечение

2363 несовершеннолетних или распространение наркотиков среди них и так далее, там

2364 целый комплекс мер.

2365

2366 Если говорить, так скажем, об ограничении афганского наркотрафика на

2367 территорию Российской Федерации, то, к сожалению, правовыми мерами на

2368 сегодняшний день его, наверное, очень тяжело ограничить, хотя некоторые

2369 положения мы включаем в межведомственные соглашения с государствами стран

2370 Центральной Азии и с самим Афганистаном. С Афганистаном межправительственное

2371 соглашение о сотрудничестве в целях борьбы с незаконным оборотом

2372 наркотических средств было подписано 16 марта текущего года.

2373

2374 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2375

2376 Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. Последний вопрос.

2377

2378 ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Владимиру Александровичу.

2379

2380 Безусловно, Владимир Александрович, закон этот нужен, но есть некоторое

2381 опасение, так как вещество, которое включает в себя несколько прекурсоров,

2382 закон приравнивает к понятию "препарат", так я понимаю? Этих трёх списков мы

2383 не видим, поэтому должны полностью довериться правительству. Вдруг получится

2384 так, что некоторые препараты, содержащие небольшое количество наркотиков...

2385 Они же в аптеках продаются, для того чтобы люди могли их покупать. И будет,

2386 может быть, ограничение доступа, уже одно время и так был ажиотаж.

2387 Валокордин, корвалол, даже марганцовка та же самая будут по рецептам. Не

2388 получится ли так? Вот единственное у меня опасение.

2389

2390 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2391

2392 КАЛАНДА В. А. Нет, так не получится. Во-первых, у нас есть так называемая

2393 группа... Вы говорите о лекарственных наркотических препаратах, но на

2394 сегодняшний день вопрос их изготовления не относится к данному законопроекту.

2395 Вы правильно говорите о том, что вы не видите этих трёх списков.

2396 Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации уже

2397 разработан. Я могу сказать, что планируется, что пятьдесят шесть прекурсоров,

2398 которые у нас на сегодняшний день находятся в обороте на территории

2399 Российской Федерации, будут подлежать контролю. Те прекурсоры, которые

2400 используются при изготовлении лекарственных наркотических средств, они есть

2401 как в таблице 1, так и в таблице 2, так и в таблице 3. Но я могу сказать, что

2402 на сегодняшний день все прекурсоры, которые связаны с изготовлением,

2403 например, лекарственных средств, содержащих морфин, и так подлежат жёсткому

2404 контролю в связи с отнесением их к списку 4. Поэтому никаких новаций в части

2405 ужесточения требований к изготовлению лекарственных наркотических средств ни

2406 законопроектом, ни постановлением правительства не предусматривается.

2407

2408 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2409

2410 Уважаемые коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Есть два выступления:

2411 депутат Багдасаров и депутат Коломейцев.

2412

2413 Пожалуйста, депутат Багдасаров, с места.

2414

2415 БАГДАСАРОВ С. А. Я считаю, что этот законопроект очень важный и, конечно,

2416 надо за него голосовать. Я сделаю небольшие пояснения, поскольку тут говорят,

2417 что вот в аптеках будут какие-то проблемы. Дело в том, что речь идёт о

2418 больших объёмах. Я могу ошибиться, пусть тогда меня представитель

2419 госнаркоконтроля поправит, но, если не ошибаюсь, для изготовления 500 тонн

2420 героина нужно 10 тысяч тонн этих самых прекурсоров. То есть речь идёт о

2421 больших объёмах. Это первое.

2422

2423 Второе. Почему обратили внимание на этот закон? Тут было сказано: привести в

2424 соответствие с международным законодательством. Но ещё надо добавить

2425 следующее. На Западе очень активно спекулируют тем, что у нас нет такого

2426 закона, который ставит под особый контроль эти химические вещества, а раз

2427 так, мы чуть ли не занимаемся доставкой этих самых прекурсоров в Афганистан.

2428 Называются всякие мифические маршруты - через Украину, Белоруссию и ещё бог

2429 знает как. В Афганистане, как известно, нет химической промышленности, но

2430 действительно есть много опиума. И естественно, откуда-то эти химические

2431 вещества поступают как в Афганистан, так и в некоторые сопредельные страны

2432 для изготовления высококачественных наркотиков, в том числе героина. Есть

2433 спекуляции на эту тему.

2434

2435 В случае принятия данного закона мы, во-первых, снимаем этот вопрос и в наш

2436 адрес данные обвинения уже не могут поступать, во-вторых, мы действительно

2437 принимаем меры по ужесточению контроля. Может, кто-то не понял, на самом деле

2438 идёт ужесточение контроля для недопущения того, чтобы эти химические

2439 вещества, будем называть их по-русски, вывозились за пределы России с целью

2440 изготовления наркотиков. Поэтому данный закон, наоборот, создаёт условия для

2441 сокращения производства наркотиков за пределами Российской Федерации, и таким

2442 образом он влияет на общий объём наркотиков, которые поступают к нам. Это две

2443 составляющие части: с одной стороны, это сырец-опий в различных вариациях, а

2444 с другой стороны, этот сырец не может превратиться в героин или нечто

2445 подобное, если нет химических веществ. Естественно, отрезая вторую

2446 составляющую, мы создаём затруднения для тех, кто этим занимается. Поэтому

2447 законопроект более чем актуален и, естественно, надо голосовать за него.

2448

2449 Спасибо.

2450

2451 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2452

2453 Коломейцев Николай Васильевич.

2454

2455 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно,

2456 закон принимать надо. Но, с моей точки зрения, принятие любых законов, в

2457 которых содержится указание на необходимость принятия нескольких

2458 постановлений правительства в качестве отсылочных норм, малопродуктивно.

2459 Почему? Потому что закон должен быть, вообще-то, прямого действия, чтобы был

2460 понятен всем субъектам правоприменения этого закона, тогда он будет работать,

2461 когда же мы там делаем отсылки: в течение такого-то времени принять тем-то,

2462 этим... Вот, с моей точки зрения, любой закон должен отвечать критерию. На

2463 сегодня тридцать пять тысяч наших граждан погибли от передозировки

2464 наркотиков. С моей точки зрения, представитель правительства в основу своего

2465 доклада должен заложить, что сегодня вот так, а в случае принятия и

2466 реализации этого закона через год, через два будет вот так за счёт вот этого.

2467 Тогда будет понятно, в противном случае... Зачастую наши законы используются

2468 теми, кто их должен обходить, эти законы, в части лоббирования и увеличения

2469 количества случаев вот этих незаконных действий.

2470

2471 В части соглашения с Афганистаном. Да с кем там заключать договора?! Там

2472 каждая наркобанда сама себе правительство.

2473

2474 Поэтому, с моей точки зрения, наверное, впереди всего... Наркоконтроль

2475 ответственен за это, я на слушаниях чувствовал озабоченность, но я не вижу

2476 государственной озабоченности. Мы потеряли и теряем колоссальное количество

2477 своих граждан от наркопотока афганского. В год 7 тысяч 700 тонн сырца-опия

2478 производится и перерабатывается, большая часть поступает на нашу территорию,

2479 а наркоконтроль с правительством пока никаких законов на эту тему не вносят.

2480 Поэтому, поддерживая этот закон, я всё-таки обращаюсь к официальному

2481 представителю правительства: надо ускорить принятие законов, если нужны

2482 комплексные меры, вносите через президента комплексные, но ускоренные меры по

2483 предотвращению наркогибели нашей страны.

2484

2485 Спасибо.

2486

2487 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2488

2489 Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Я обращаюсь к представителю

2490 президента: настаиваете ли вы на выступлении? Нет. Представитель

2491 правительства? Нет. С заключительным словом хотел бы выступить официальный

2492 представитель правительства? Нет. Содокладчик? Также нет.

2493

2494 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

2495 некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с

2496 совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и

2497 психотропных веществ".

2498

2499 Включите режим голосования.

2500

2501 Покажите результаты.

2502

2503 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 19 сек.)

2504 Проголосовало за 441 чел.98,0%

2505 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2506 Воздержалось 0 чел.0,0%

2507 Голосовало 441 чел.

2508 Не голосовало 9 чел.2,0%

2509 Результат: принято

2510

2511 Принимается.

2512