Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 148378-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"

опубликован
01.08.2017

Номер законопроекта:148378-5
Дата внесения законопроекта в ГД:11.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/148378-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по промышленности
Дата изменения статуса/фазы:01.08.2017
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №148378-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции"

Дата заседания 14.07.2017, номер заседания 56, строк в стенограмме 8320

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1697 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1698 законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу

1699 отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с

1700 принятием Федерального закона "О защите конкуренции".

1701

1702 Пожалуйста, Алексей Владимирович Балыбердин.

1703

1704 БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1705

1706 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я напомню, что в первом

1707 чтении законопроект был принят аж в 2009 году, во втором - 7 июля 2017 года.

1708

1709 Основной целью законопроекта является устранение несоответствия норм ряда

1710 федеральных законов Федеральному закону "О защите конкуренции". Изменения

1711 затрагивают тринадцать федеральных законов и законов Российской Федерации.

1712

1713 Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по нему нет.

1714 Комитет просит поддержать его и принять.

1715

1716 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут выступления от фракций по мотивам, коллеги? Нет.

1717

1718 Ставится на голосование законопроект под пунктом 15 повестки дня.

1719

1720 Просьба включить режим голосования.

1721

1722 Покажите результаты.

1723

1724 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 25 сек.)

1725 Проголосовало за 396 чел.88,0 %

1726 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1727 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1728 Голосовало 396 чел.

1729 Не голосовало 54 чел.12,0 %

1730 Результат: принято

1731

1732 Федеральный закон принят.

1733

Дата заседания 07.07.2017, номер заседания 54, строк в стенограмме 9018

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции" (принят в первом чтении 20 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3031 28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

3032 законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу

3033 отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с

3034 принятием Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад члена комитета

3035 по экономической политике Алексея Владимировича Балыбердина.

3036

3037 Пожалуйста.

3038

3039 БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3040

3041 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект ещё более

3042 выдержанный: он был принят в первом чтении 20 февраля 2009 года, после чего

3043 работа над ним была приостановлена. Основной целью законопроекта является

3044 устранение несоответствия норм ряда федеральных законов нормам Федерального

3045 закона "О защите конкуренции". Уточняются название антимонопольного закона,

3046 название антимонопольного органа (где-то он до сих пор называется

3047 Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых

3048 экономических структур) и соответствующие ссылки. Изменения затрагивают ряд

3049 законов, не буду все их перечислять.

3050

3051 В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению была ещё раз проведена

3052 инвентаризация законодательства для выявления устаревших ссылок на

3053 антимонопольный закон. В результате из текста законопроекта исключена статья

3054 об изменении нормы Закона "О товарных биржах и биржевой торговле" в связи с

3055 тем, что он утратил силу с 2014 года. Одновременно законопроект дополнен

3056 новыми статьями, уточняющими антимонопольную терминологию, которая содержится

3057 в законах "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об инвестиционной

3058 деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных

3059 вложений" и "О газоснабжении в Российской Федерации".

3060

3061 К данному законопроекту поступило двенадцать поправок, десять из них комитет

3062 предлагает поддержать, а две - отклонить.

3063

3064 Предлагаю проголосовать.

3065

3066 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

3067

3068 Ставится на голосование таблица поправок № 1.

3069

3070 Включите режим голосования.

3071

3072 Покажите результаты.

3073

3074 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 59 сек.)

3075 Проголосовало за 326 чел.72,4 %

3076 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3077 Воздержалось 1 чел.0,2 %

3078 Голосовало 327 чел.

3079 Не голосовало 123 чел.27,3 %

3080 Результат: принято

3081

3082 Принимается.

3083

3084 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.

3085

3086 Ставится на голосование таблица поправок № 2.

3087

3088 Включите режим голосования.

3089

3090 Покажите результаты.

3091

3092 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 25 сек.)

3093 Проголосовало за 331 чел.73,6 %

3094 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3095 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3096 Голосовало 331 чел.

3097 Не голосовало 119 чел.26,4 %

3098 Результат: принято

3099

3100 Принимается.

3101

3102 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.

3103

3104 Включите режим голосования.

3105

3106 Покажите результаты.

3107

3108 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 49 сек.)

3109 Проголосовало за 383 чел.85,1 %

3110 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3111 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3112 Голосовало 383 чел.

3113 Не голосовало 67 чел.14,9 %

3114 Результат: принято

3115

3116 Принимается во втором чтении.

3117

Дата заседания 20.02.2009, номер заседания 75, строк в стенограмме 6613

О проекте федерального закона № 148378-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

439 ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической

440 политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

441

442 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Прошу разрешить пункты 6 и 7

443 доложить одновременно, чтобы не повторяться. Докладчики те же, общий предмет

444 регулирования.

445

446 Спасибо.

447

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

722 Депутат Фёдоров Евгений Алексеевич предложил также пункты 6 и 7 рассматривать

723 в процедуре одного доклада и одного содоклада. Есть возражения у депутатов?

724 Нет. Не ставлю на голосование.

725

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1139 Меня проинформировали, что подошёл докладчик по пунктам 6 и 7, я предлагаю

1140 тогда перейти к их обсуждению. Нет возражений, коллеги? По пунктам 6 и 7 у

1141 нас совмещённый доклад, мы так договорились. Пункт 6, проект федерального

1142 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и

1143 некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", и пункт 7,

1144 проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные

1145 акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите

1146 конкуренции". Докладчик - официальный представитель правительства

1147 руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев.

1148

1149 Пожалуйста.

1150

1151 АРТЕМЬЕВ И. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

1152 руководитель Федеральной антимонопольной службы.

1153

1154 Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию представляется

1155 правительственный законопроект, связанный с внесением изменений в закон "О

1156 защите конкуренции", а также в некоторые другие законодательные акты

1157 Российской Федерации. Эти два законопроекта представляют собой большую часть

1158 так называемого второго антимонопольного пакета, который был разработан по

1159 поручению председателя правительства, одобрен на заседании правительства. Он

1160 включает в себя следующие основные компоненты.

1161

1162 Во-первых, уточняется сфера применения закона "О защите конкуренции" к

1163 сделкам, совершаемым за пределами территории Российской Федерации, так

1164 называемый принцип территориальности. Нам с вами абсолютно небезразлично, кто

1165 и каким образом приобретает наши заводы в Российской Федерации, и, если

1166 сделки совершаются в оффшорах и могут создаваться монопольные структуры,

1167 когда за счёт сделок по слиянию и поглощению в России будут создаваться

1168 монополии, такая сделка может быть предотвращена на основании представленных

1169 вашему вниманию поправок, поскольку антимонопольный орган, как и

1170 антимонопольные органы других стран мира, получает право согласовывать такие

1171 сделки. Это является просто унификацией нашего законодательства с

1172 международным законодательством.

1173

1174 Вообще, большая часть различных новелл, которые предусмотрены в

1175 представляемом вам сегодня пакете, связана не столько, скажем так, с

1176 какими-то дополнительными санкциями по отношению к хозяйствующим субъектам,

1177 сколько с санкциями в отношении государственных чиновников. К сожалению, наш

1178 десятилетний опыт говорит о том, что более 50 процентов всех нарушений

1179 совершают не естественные монополии, не хозяйствующие субъекты и вообще не

1180 предприниматели, а, к сожалению, государственные чиновники. И основной

1181 элемент тех поправок, которые мы сегодня будем обсуждать, заключается в том,

1182 что впервые будет введена дисквалификация для государственных чиновников,

1183 которые нарушают антимонопольное законодательство, а также вводится

1184 достаточно жёсткий контроль за так называемыми государственными преференциями

1185 отдельным компаниям. И вот эта часть является центральной в представленном

1186 вам правительством законопроекте.

1187

1188 Дело в том, что практика предоставления преференций отдельным компаниям,

1189 действующим на рынке, очень широко распространена в нашей стране. Мы имеем

1190 сегодня статистику о сотнях случаев, когда отдельная компания получает,

1191 например, субсидии из бюджета, а её конкуренты не получают ничего, отдельная

1192 компания получает льготную ставку по арендной плате, а её конкуренты не

1193 получают. Есть и очень много случаев выдачи так называемых информационных

1194 преференций, когда для того, чтобы заблаговременно подготовиться к

1195 какому-нибудь тендеру, для того, чтобы участвовать в конкурсе на

1196 распределение государственных средств, одна компания узнаёт все условия

1197 тендера за четыре месяца, а другой их сообщают за два дня, и так далее, и

1198 тому подобное. Вот такие действия государственных чиновников приводят к

1199 ограничению конкуренции на различных рынках. И, как я уже говорил, всё это

1200 носит массовый характер. Законопроект, который предложен сегодня вашему

1201 вниманию, обязывает антимонопольный рынок пресекать такие действия,

1202 возвращать незаконно переданное в качестве преференций имущество в

1203 государственную казну, наказывать государственных чиновник, которые действуют

1204 таким образом.

1205

1206 Кроме того, целый ряд новаций направлен на то, чтобы поддержать

1207 предпринимательство в условиях кризиса. Дело всё в том, что антимонопольный

1208 орган по-прежнему, хотя после принятия закона 2006 года и в меньшей степени,

1209 является определённым барьером для различных сделок, например по слиянию и

1210 поглощению в бизнессфере. Мы предлагаем сегодня пойти дальше и освободить ещё

1211 примерно одну треть компаний путём повышения порога контроля за экономической

1212 концентрацией с 3 миллиардов до 7 миллиардов рублей. Что это значит? Это

1213 значит, что компании, чьи активы после принятия нами этого закона будут

1214 меньше 7 миллиардов рублей, могут не обращаться за разрешением в

1215 антимонопольный орган по сделкам по слиянию и поглощению. Почему это важно?

1216 Это важно в связи с тем, что сегодня антимонопольные органы действительно

1217 рассматривают эти сделки от тридцати до девяноста дней. Это важно, это

1218 необходимо делать, но нас сегодня должен интересовать только самый-самый

1219 крупный бизнес. Ни среднего бизнеса, ни даже относительно крупного бизнеса

1220 нам для контроля уже не надобно. Мы должны следить за такими предприятиями,

1221 как "Газпром", "Роснефть". Вовсе не нужно заставлять многие предприятия

1222 проходить эту утомительную процедуру, согласовывая с нами различную

1223 документацию.

1224

1225 Кроме того, мы очень серьёзно либерализуем этим законом так называемую

1226 ситуацию с вертикальными соглашениями, это когда определённая ситуация

1227 складывается по системе продаж между производителями и дилерами. Мы даём

1228 сегодня значительно большую свободу дилерам по конкурентным отношениям в этой

1229 сфере и устраняем целый ряд запретов.

1230

1231 Ещё одна, может быть вторая по важности, проблема, которую мы с вами пытаемся

1232 решить этим законопроектом, заключается в том, что впервые законодатель

1233 установит так называемые основы правил недискриминационного доступа к

1234 инфраструктуре. Мы с вами хорошо знаем - вы встречаетесь со своими

1235 избирателями, неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу, -

1236 как тяжело малому предпринимателю, например, подключиться к электрическим

1237 сетям, как трудно нашим нефтяникам войти в газотранспортную систему газового

1238 хозяйства, как трудно получить слоты в некоторых аэропортах для того, чтобы

1239 компании-авиаперевозчики имели возможность как конкуренты выполнять те или

1240 иные рейсы. Всё это связано с тем, что собственники, и прежде всего

1241 естественные монополии, очень часто не пускают компании, предпринимателей к

1242 своей инфраструктуре. А без этой инфраструктуры, например подачи

1243 электроэнергии, бизнес просто невозможен.

1244

1245 Впервые в закон о конкуренции вводится специальный раздел, в котором

1246 устанавливаются основы правил недискриминационного доступа. Естественные

1247 монополии при наличии экономической и технической возможности будут просто

1248 обязаны всех подключать по правилам, которые будут установлены

1249 законодательством Российской Федерации, и отказать не смогут. А если это

1250 будет происходить, то антимонопольный орган может применять очень

1251 существенные санкции по отношению к этим компаниям. И я вам могу сказать,

1252 что, по нашей статистике, ежегодно только в сфере энергетики в связи с

1253 неподключением мы возбуждаем в целом по всей системе около тысячи двухсот

1254 дел. Это только то, что дошло до нас, это только там, где мы смогли вмешаться

1255 и навести элементарный порядок. А о скольких тысячах случаев информация не

1256 дошла до нас и компании вынуждены были отказаться от своих инвестиционных

1257 проектов, были разрушены, уничтожены именно из-за такой позиции естественных

1258 монополий? Прежде всего это касается малого бизнеса. Если вы примете этот

1259 закон, появится возможность от имени правительства помогать таким компаниям и

1260 мы будем самые серьёзные санкции применять в отношении тех компаний, которые

1261 будут нарушать эти правила.

1262

1263 Я ознакомил вас с самыми основными положениями предлагаемого законопроекта.

1264

1265 Законопроект о внесении изменений в другие законы в связи с принятием закона

1266 о конкуренции носит чисто технический характер. Он не несёт какой-то

1267 смысловой нагрузки, кроме уточнения соответствующих новелл для гармонизации

1268 законодательства в связи с законом 2006 года.

1269

1270 А вообще, хотел бы, уважаемые депутаты, попросить вас не только рассмотреть

1271 этот законопроект, но и иметь в виду, что уже подписана председателем

1272 правительства по решению правительства новая редакция статьи 178 Уголовного

1273 кодекса, которая будет в ближайшее время вноситься к вам для рассмотрения. Из

1274 всего антимонопольного пакета то, что мы сейчас рассматриваем, это примерно

1275 половина. Ещё одна часть будет рассмотрена в правительстве в ближайшее время.

1276 В целом работа по всем позициям антимонопольного законодательства может быть

1277 завершена, если вы сочтёте это возможным, наверное, до лета, с учётом того,

1278 что ещё один законопроект будет внесён в ближайшее время на ваше

1279 рассмотрение.

1280

1281 Спасибо большое за внимание.

1282

1283 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич, присаживайтесь.

1284

1285 Содоклад по двум законопроектам сделает Евгений Алексеевич Фёдоров,

1286 председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству.

1287

1288 ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое.

1289

1290 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение

1291 представляются два проекта федеральных законов, внесённых Правительством

1292 Российской Федерации: "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите

1293 конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и

1294 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в

1295 связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции". Комитет по

1296 экономической политике и предпринимательству рассмотрел оба законопроекта и

1297 отмечает следующее.

1298

1299 По первому законопроекту. Законопроект направлен на создание дополнительных

1300 возможностей по защите конкуренции в Российской Федерации и предусматривает

1301 внесение нескольких принципиальных изменений в Федеральный закон "О защите

1302 конкуренции". Комитет поддерживает концепцию законопроекта. По тексту

1303 законопроекта имеются следующие замечания.

1304

1305 Законопроект расширяет возможности устанавливать факт монопольно высокой

1306 (низкой) цены с использованием затратного критерия при отсутствии

1307 сопоставимого товарного рынка. Вместе с тем использование только затратного

1308 критерия повышает риск ошибки правоприменения. По мнению комитета, эти

1309 определения нуждаются в уточнении в направлении установления большего

1310 количества критериев признания цены товара монопольно высоко (низкой).

1311

1312 Законопроектом уточняются основания и порядок предоставления государственных

1313 и муниципальных преференций. Эти изменения имеют большое значение для

1314 обеспечения конкуренции на региональных рынках. Комитет отмечает

1315 необходимость учесть при доработке законопроекта ко второму чтению изменения

1316 статей 19, 20, предложенные принятым в первом чтении проектом федерального

1317 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".

1318

1319 Законопроект определяет полномочия антимонопольного органа по проведению

1320 проверок, конкретизирует действия должностных лиц при проведении проверок по

1321 фиксации доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений,

1322 выявленных в ходе проверок. Таким образом, расширяются возможности

1323 антимонопольного органа устанавливать факты ограничения конкуренции.

1324 Представляется необходимым при доработке законопроекта предусмотреть нормы,

1325 позволяющие сбалансировать расширение полномочий антимонопольного органа и

1326 предотвращающие злоупотребление такими полномочиями, в том числе при

1327 обжаловании решений и предписаний антимонопольного органа.

1328

1329 Вносимые законопроектом изменения в главу 7 "Контроль экономической

1330 концентрации" имеют целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Эти

1331 изменения направлены также на снижение административных барьеров.

1332

1333 Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку

1334 на средний бизнес и сосредоточиться на серьёзных нарушениях антимонопольного

1335 законодательства. С учётом отмеченных замечаний Комитет по экономической

1336 политике и предпринимательству поддерживает законопроект.

1337

1338 По второму законопроекту. Основной целью законопроекта является устранение

1339 несоответствий норм ряда федеральных законов, в которых установлены

1340 антимонопольные требования в сфере регулирования этих законов, Федеральному

1341 закону "О защите конкуренции" и исключение положений, дублирующих нормы

1342 Федерального закона "О защите конкуренции". Комитет считает необходимым

1343 поддержать этот законопроект.

1344

1345 Таким образом, комитет рекомендует Государственной Думе принять оба

1346 представленных законопроекта в первом чтении. Прошу поддержать.

1347

1348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть вопросы? Вижу: раз, два, три,

1349 четыре... - четыре вопроса. Объявляю: депутат Коломейцев, депутат Иванов,

1350 депутат Иванов второй и депутат Медведев... Извините, ещё Романов. Пять

1351 вопросов. Подводим черту? Подводим черту.

1352

1353 Депутат Коломейцев Николай Васильевич. Кому вопрос?

1354

1355 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, вопрос такого порядка. Безусловно,

1356 эти поправки надо принимать. Но как вы считаете, какие поправки надо принять,

1357 чтобы в будущем предотвратить ситуацию, которая у нас сложилась: наши

1358 олигархические монополизированные структуры в долг купили имущество за

1359 рубежом, сегодня они за него не могут рассчитаться, а мы, вместо того чтобы

1360 финансировать экономику реальную, платим их долги за выкуп и модернизацию

1361 имущества, находящегося в других странах? Как вы считаете, можно ли это

1362 законодательно и с помощью вашей службы предотвратить на будущее?

1363

1364 Спасибо.

1365

1366 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое, уважаемый Николай Васильевич.

1367

1368 В нашей части вопрос звучит, наверное, следующим образом: что может привести

1369 к негативным последствиям с точки зрения произвола монополий в условиях

1370 экономического кризиса? Мы действительно наблюдаем сегодня ситуацию, когда

1371 многие компании пытаются пройти по головам других компаний, утопить их, чтобы

1372 вылезти самим, найти какое-то более благоприятное положение. Именно поэтому,

1373 когда обсуждался на заседании правительства вопрос о втором антимонопольном

1374 пакете, идеологически правительство приняло решение, что в условиях кризиса,

1375 наоборот, нужно не ослаблять антимонопольную политику, а ужесточать её, и мы

1376 сегодня пытаемся это делать. И вот тот законопроект, который сегодня

1377 представлен, во-первых, как раз направлен на то, чтобы не допустить таких

1378 ситуаций, когда монополист, обладая огромной рыночной властью, будет

1379 по-прежнему в этих кризисных условиях уничтожать малый и средний бизнес, и

1380 ещё в большей степени, чем раньше, а, во-вторых, при оказании соответствующей

1381 поддержки специальные нормы так называемой государственной помощи, которые

1382 действуют в законе, требуют равного и объективного подхода при предоставлении

1383 государственных субсидий, собственно, денег из государственного бюджета. Вот,

1384 например, ситуация с поддержкой, скажем, компаний авиаперевозчиков изначально

1385 была такой, что правительство определялось, как поступить, какие компании

1386 поддержать. Мы настаивали на том, чтобы были выработаны общие критерии,

1387 которые должны были быть применены в равной степени ко всем компаниям.

1388 Скажем, количество людей, которое перевозит компания, - это объективный

1389 критерий, или другие критерии. Они были применены, тогда и получился тот

1390 список компаний, который был объективен и по которому можно было предоставить

1391 государственную помощь. И это было сделано не потому, что кто-то кому-то

1392 понравился или на кого-то показали пальцем, что вот им нужно дать деньги, а

1393 другому почему-то отказать, а на основании соответствующих критериев, в

1394 равной степени применяемых ко всем. В этом принцип антимонопольного

1395 законодательства. И как я уже говорил, те недостатки закона 2006 года,

1396 которые есть в этом отношении, при предоставлении государственных

1397 преференций, государственной помощи устраняются пакетом, который вы сейчас

1398 рассматриваете.

1399

1400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов.

1401

1402 РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.

1403

1404 Уважаемый Игорь Юрьевич, две детали. Принципиально, конечно, в России

1405 давным-давно надо было принимать законодательные меры, которые ограничивают

1406 аппетиты монополий - монополизация рынка у нас чудовищно велика, - но есть

1407 две грани, которые хотел бы уточнить.

1408

1409 Вот сейчас, с 1 января, под мощным лоббистским давлением естественных

1410 монополий правительство снова приняло решение о скачке коммунальных и иных

1411 тарифов - энергетических, газовых и прочих. Кризис заставляет в чём-то

1412 пятиться, но если брать крупно, то эта ситуация для населения и для реального

1413 сектора экономики всё равно крайне тяжёлая, непосильная. Будут ли у вашего

1414 ведомства новые, дополнительные законодательные инициативы, чтобы в этом

1415 вопросе более чётко защищались интересы большинства населения и производства?

1416

1417 И второе... (Микрофон отключён.)

1418

1419 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения вопроса.

1420

1421 РОМАНОВ В. С. Насторожила ваша фраза, что любой может подсоединиться, скажем,

1422 к сетям естественных монополий. Когда мы обсуждали пакет по энергетике, эта

1423 фраза тоже была произнесена. Но этого нельзя делать! Речь идёт о

1424 профессионально подготовленных субъектах экономики, а не просто о любом

1425 субъекте, который может подсоединиться?

1426

1427 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.

1428

1429 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Валентин Степанович, если позволите, я на второй

1430 вопрос отвечу. Речь идёт, конечно, о квалифицированных пользователях, и речь

1431 идёт о соблюдении тех правил, которые установлены законодательством

1432 Российской Федерации. Эти правила достаточно корректные и сложные, и, кроме

1433 того, есть система лицензирования и всего остального, поэтому здесь не

1434 произойдёт каких-то изменений. Если я неточно выразился, прошу меня извинить.

1435

1436 Теперь что касается вашего основного вопроса, связанного с тарифным

1437 регулированием. Есть тарифы, которые регулируются Правительством Российской

1438 Федерации. И вы знаете, что из-за кризиса планы повышения тарифов были очень

1439 существенно скорректированы в сторону уменьшения, это действительно так. Наши

1440 же полномочия в сфере тарифного регулирования ограничены законом 2006 года.

1441 Если до принятия закона "О защите конкуренции" в 2006 году антимонопольный

1442 орган имел право возбуждать дела против РЭК, даже против Федеральной службы

1443 по тарифам, когда нам казалось, что тариф, который устанавливается, является

1444 необоснованным, и это решалось через судебные процессы, то в 2006 году

1445 правительство решило, что негоже двум органам правительства выяснять

1446 отношения между собой в судах, и с нашего согласия записали в статью 6

1447 следующую фразу: не может быть признана монопольно высокой ценой цена,

1448 установленная в рамках своих полномочий государственным регулятором тарифов.

1449 В этом отношении вся наша практика стала равна нулю. Этот вопрос

1450 дискуссионный на самом деле, можно его детально обсуждать, но позиция

1451 правительства в 2006 году была именно такой, и мы, естественно, исполнили

1452 волю правительства.

1453

1454 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

1455

1456 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, вот у вас в законопроекте предлагается

1457 в статье 6 часть 2 изложить в следующей редакции: "Цена товара может быть

1458 признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для

1459 производства и реализации такого товара расходов и прибыли..." В связи с этим

1460 вопрос: каким образом вы определяете, что прибыль слишком высока? Знакомы ли

1461 вы с законопроектом, который уже более чем полгода лежит в Государственной

1462 Думе, с законопроектом ЛДПР, в котором говорится о государственном

1463 регулировании цен, тарифов, оптовых, розничных надбавок на основные

1464 продовольственные, сырьевые и промышленные товары и услуги? Ведь без этого

1465 никак нельзя определить, кто и сколько будет накручивать.

1466

1467 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович, что касается регулирования

1468 тарифов и надбавок, особенно в отношении надбавок могу сказать, что для нашей

1469 большой страны, с учётом логистики, трудностей доставки в отдалённые регионы,

1470 есть большая возможность не угадать, с так сказать, лимитацией вот этих самых

1471 надбавок и это может привести к дефициту соответствующих товаров во многих

1472 регионах, поэтому мы считаем, что только в некоторых случаях это может

1473 применяться, и то с очень большой осторожностью.

1474

1475 Что касается того, как мы определяем прибыль и используем ли мы только

1476 затратный метод, на самом деле мы понимаем, что в Российской Федерации

1477 определить реальный уровень себестоимости услуги или товара практически

1478 невозможно, поэтому мы давно уже пользуемся и ретроспективным методом, и

1479 методом анализа по сопоставимым рынкам, в том числе на международном уровне.

1480 То есть для сравнения соответствующих цен и анализа обоснованности этих цен

1481 мы используем весь арсенал современных средств, существующих в экономической

1482 науке, имеющийся сегодня у налоговых инспекций и антимонопольных органов во

1483 всём мире.

1484

1485 Для того чтобы статья действительно не содержала только затратные методы - и

1486 уважаемый Евгений Алексеевич говорил о замечаниях комитета по этому поводу, -

1487 мы уже готовим и с комитетом обсуждаем большой блок поправок именно в статью

1488 6 (и такое пожелание тоже прозвучало в вашем вопросе), куда будут внесены

1489 очень существенные изменения. Будет внесено туда - это то, что мы делаем по

1490 затратному методу, - не меньше пяти дополнительных методов анализа, которыми

1491 могут пользоваться компании, в том числе защищаясь от нас самих. Мы обязаны

1492 будем использовать эти методы, и мы с удовольствием будем это делать, мы уже

1493 это делаем. Надо прописать это в законе, и всё, что сегодня современный

1494 анализ позволяет сделать, мы в законе пропишем.

1495

1496 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста.

1497

1498 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1499

1500 Уважаемый Игорь Юрьевич, мы в основном слышим сейчас о вашей деятельности,

1501 когда вы боретесь за снижение цен на бензин. Это, конечно, правильно, но

1502 здесь, я думаю, имеется небольшой резерв, потому что здесь есть объективные

1503 показатели, невозможно сравнивать сейчас снижение цен на бензин, допустим, в

1504 США и в России. А вот есть другое направление - это деятельность торговых

1505 сетей. Как говорят некоторые специалисты, у них прибыль достигает 50-100

1506 процентов. Если это так, то тогда, наверное, надо говорить об отсутствии

1507 конкуренции. Есть ли предмет для вмешательства вашей службы в деятельность

1508 торговых сетей? Если предмета такого нет, то как можно тогда снижать такие

1509 аппетиты торговых сетей? Может быть, законодательным путём?

1510

1511 Спасибо.

1512

1513 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Спасибо большое.

1514

1515 Уважаемый Анатолий Семёнович, вопрос с торговыми сетями действительно очень

1516 серьёзный. В правительстве существуют разные точки зрения, одна из них

1517 заключается в том, что не надо допускать излишнего вмешательства в

1518 деятельность торговых сетей, потому что это ухудшит инвестиционный климат. Но

1519 мы не придерживаемся этой точки зрения. Мы считаем, что в настоящее время

1520 торговые сети занимаются дискриминационной практикой в отношении фермеров, в

1521 отношении отечественных товаропроизводителей. И заключается это в их

1522 договорной практике, они используют сегодня то, что в России очень слаба

1523 товаропроизводящая система.

1524

1525 Сегодня реально нам в городах нужно магазинов, в том числе и шаговой

1526 доступности, в два раза больше, чем мы имеем. Создаётся дефицит

1527 инфраструктуры. Из-за того что создаётся дефицит инфраструктуры, собственно,

1528 торговые сети и обладают этой рыночной властью, которую они начинают

1529 использовать. Мы насчитали двадцать семь видов различных дискриминационных

1530 пунктов в договорах, которые они навязывают своим контрагентам. Это

1531 бесконечные бонусы, это различного рода условия.

1532

1533 Я приведу один пример только - существует так называемый гарантированный

1534 маржинальный доход во всех договорах наших торговых сетей с производителями.

1535 Если ты вот с этой сетью договариваешься по такой-то цене продавать свой

1536 товар, то, если ты продашь свой товар дешевле в другой сети, ты должен первой

1537 сети доплатить разницу. То есть даже когда есть возможность дешевле продать

1538 товар, по сути дела, производитель лишён этой возможности, потому что он тут

1539 же будет оштрафован торговой сетью. Это чисто антиконкурентная вещь.

1540

1541 Наша проблема заключается в том, что согласно действующему законодательству

1542 мы вправе вмешиваться только в отношении монополий, то есть когда доля на

1543 рынке тех или иных компаний превышает 35 процентов. Доля торговых сетей

1544 нигде, за исключением Х5 в Петербурге, не превышает 35 процентов. В этом

1545 смысле у нас нет полномочий этим заниматься. Но есть простое решение этого

1546 вопроса, оно дебатируется сейчас в правительстве: если снизить порог

1547 доминирования, то есть сделать не 35 процентов для торговых сетей, а, скажем,

1548 15 процентов, то в этом случае мы будем иметь право эту дискриминационную

1549 практику пресекать, в том числе большими штрафами.

1550

1551 Сегодня этот вопрос на уровне правительства пока не решён. Мы считаем, что

1552 сделать это нужно. Мы не навязываемся, не говорим, что очень хотим, мечтаем

1553 эту функцию выполнять сами, можно отдать эту функцию Роспотребнадзору либо

1554 другим организациям, но это надо решить, потому что сегодня эта дискриминация

1555 присутствует, мы в этом убеждены.

1556

1557 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев Юрий Германович.

1558

1559 МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1560

1561 Спасибо, Олег Викторович.

1562

1563 Уважаемый Игорь Юрьевич, у меня вопрос такого порядка. Мы с вами буквально

1564 два года назад приняли новый вариант закона "О защите конкуренции", над

1565 которым очень много и долго работали. И в течение этого времени, двух лет с

1566 небольшим, мы уже четырежды вносили различные поправки в этот закон. Сегодня

1567 пятый раз мы пытаемся что-то в нём изменить. Это что, качество нашей с вами

1568 работы? Почему я говорю "нашей"? Потому что я тоже принимал в ней активное

1569 участие. А может быть, виноват не сам закон, а механизм его реализации,

1570 система, или есть вопросы к работе самой ФАС? Давайте будем всесторонне

1571 оценивать ситуацию по защите прав конкуренции, не только с точки зрения

1572 самого закона, но и с точки зрения организации этой работы. Какова ваша точка

1573 зрения?

1574

1575 АРТЕМЬЕВ И. Ю. Уважаемый Юрий Германович, во-первых, большое спасибо за

1576 помощь, которую вы оказали, когда принимался в 2006 году закон о конкуренции.

1577

1578 Во-вторых, моя точка зрения заключается в следующем. Наверное, здесь не без

1579 недостатков и в работе самой ФАС, но, по-моему, в обществе происходит

1580 стремительная переоценка ценностей и приходит понимание, какой вред экономике

1581 и даже общей системе нашего государства может нанести вот этот самый произвол

1582 монополий. Если, скажем, раньше, до закона 2006 года, антимонопольный орган

1583 мог после многомесячных разбирательств наложить максимальный штраф 500 тысяч

1584 рублей на компанию, например, "Газпром"... Да, и я всё время говорю, что надо

1585 было просто наш орган распустить и закрыть. Потому что это бессмысленно -

1586 накладывать штраф 500 тысяч рублей на "Газпром", судебными разбирательствами

1587 загружать судебную систему и содержать большой штат чиновников Федеральной

1588 антимонопольной службы.

1589

1590 Иными словами, тогда система ценностей и вот эта особенность действия

1591 монопольных структур в нашей стране была недооценена. А в последние три -

1592 четыре года мы видим стремительную переоценку, мы видим, что система

1593 государственно-монополистического капитализма стала вызывать большую тревогу

1594 у граждан, у депутатов, в правительстве. И именно благодаря этому,

1595 собственно, и происходит стремительный прогресс в законодательстве.

1596

1597 Конечно, Юрий Германович, мы с 2006 года до 2009 года ещё не так много

1598 наработали и не так много мы сделали как антимонопольный орган, но все

1599 понимают сегодня, что то, что происходит на рынке бензина, на рынке

1600 продовольствия, авиационного топлива и так далее, особенно в условиях

1601 кризиса, накладывает самые серьёзные ограничения на экономическую

1602 деятельность в нашей стране и создаёт огромные проблемы для российских

1603 граждан. Я связываю необходимость внесения таких поправок прежде всего именно

1604 с этим.

1605

1606 В целом это очень позитивная тенденция - то, что такие изменения вносятся

1607 благодаря прежде всего Государственной Думе и Совету Федерации, что мы

1608 получаем от вас инструменты. И с нас надо спрашивать, законом 2006 года вы

1609 нам дали большие полномочия, и мы перед вами ответственны за то, что мы

1610 делаем. Вот эти поправки окончательно расставят все точки над "i", и вы

1611 сможете спрашивать с нас и за цены монополистов, и за то, как мы пресекаем их

1612 недобросовестную деятельность.

1613

1614 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Есть ли желающие

1615 выступить? Да, есть. Депутаты Коломейцев, Жириновский, Рохмистров, Медведев -

1616 четыре выступления.

1617

1618 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

1619

1620 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1621

1622 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он действительно был первый, Владимир Вольфович, я

1623 знаю, что вы всегда хотите выступать...

1624

1625 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1626

1627 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, он уступает вам.

1628

1629 Пожалуйста, Владимир Вольфович, вам слово.

1630

1631 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1632

1633 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть в этом справедливость.

1634

1635 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я буду сюда выходить и вас обвинять, потому что бесполезно

1636 обвинять Федеральную антимонопольную службу. Пока будет монополия на власть,

1637 никогда наши чиновники успеха не добьются.

1638

1639 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1640

1641 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, выступаем.

1642

1643 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ЦК КПСС разрушил Советский Союз, а сегодня ваш ЦК разрушает

1644 Российскую Федерацию! Вот в этом смысле как бы претензии к Федеральной

1645 антимонопольной службе, она не ведёт борьбу с монополистами, она их

1646 прикрывает, но тут большой вины их нет. Им звонят и говорят: оставьте в

1647 покое, товарищи.

1648