Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 149335-5 О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

у Президента РФ
05.04.2009

Номер законопроекта:149335-5
Комментарий законопроекта:по вопросу полномочий прокурора в гражданском процессе
Дата внесения законопроекта в ГД:12.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/149335-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата изменения статуса/фазы:05.04.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:43-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №149335-5 О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

по вопросу полномочий прокурора в гражданском процессе

Дата заседания 18.03.2009, номер заседания 80, строк в стенограмме 6645

О проекте федерального закона № 149335-5 "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о полномочиях прокурора в гражданском процессе).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4527 Законопроекты третьего чтения. Пункт 4, проект федерального закона "О

4528 внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса

4529 Российской Федерации". Дмитрий Фёдорович Вяткин докладывает от Комитета по

4530 гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

4531

4532 ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4533

4534 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный

4535 законопроект был внесён Президентом Российской Федерации 12 января этого

4536 года, рассмотрен нами в первом чтении 13 февраля и во втором - 13 марта этого

4537 года. Законопроект направлен на расширение полномочий прокурора в гражданском

4538 процессе и на обеспечение конституционных прав граждан, тех прав, которые

4539 закреплены в Конституции. Предлагаемые изменения касаются статей 45 и 131

4540 Гражданского процессуального кодекса.

4541

4542 Законопроект прошёл лингвистическую и юридико-техническую экспертизы,

4543 замечаний по нему не имеется, поэтому комитет рекомендует принять его в

4544 третьем чтении.

4545

4546 Спасибо.

4547

4548 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу комитета? Нет.

4549 Выносим законопроект на "час голосования".

4550

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4567 Объявляется "час голосования". Ставлю на голосование проект федерального

4568 закона "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального

4569 кодекса Российской Федерации". Комитет за.

4570

4571 Включите режим голосования.

4572

4573 Покажите результаты голосования.

4574

4575 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 41 сек.)

4576 Проголосовало за 411 чел.91,3%

4577 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4578 Воздержалось 1 чел.0,2%

4579 Голосовало 412 чел.

4580 Не голосовало 38 чел.8,4%

4581 Результат: принято

4582

4583 Поддерживается законопроект.

4584

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4792 ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4793

4794 Спасибо, Олег Викторович.

4795

4796 Я по 4-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в

4797 статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации",

4798 нажал кнопку "воздержался", на самом деле я голосовал за. Прошу учесть.

4799

4800 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимаем к сведению.

4801

Дата заседания 13.03.2009, номер заседания 79, строк в стенограмме 6678

О проекте федерального закона № 149335-5 "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о полномочиях прокурора в гражданском процессе; принят в первом чтении 13 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1794 Законопроекты второго чтения. Пункт 7, проект федерального закона "О внесении

1795 изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской

1796 Федерации". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина.

1797

1798 ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный

1799 законопроект был внесён Президентом Российской Федерации 12 января 2009 года,

1800 и в первом чтении мы за него проголосовали 13 февраля этого года. Проект

1801 направлен на расширение полномочий прокурора в гражданском процессе по

1802 закрытому перечню оснований, а именно: прокурор в соответствии с этим

1803 законопроектом будет иметь право подавать исковые заявления в защиту основных

1804 конституционных прав и социальных прав граждан, перечень которых мы и

1805 устанавливаем.

1806

1807 Предлагаемые изменения предоставят прокурору право обратиться в суд с

1808 заявлением в защиту таких прав граждан, как право на труд, пенсионное

1809 обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь,

1810 образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в

1811 государственном и муниципальном фондах, на основании обращения к нему

1812 граждан. Во всех остальных случаях обращение прокурора в суд с заявлением в

1813 защиту прав, свобод и законных интересов граждан по-прежнему будет возможно в

1814 случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и

1815 другим уважительным причинам не может реализовать своё право на судебную

1816 защиту самостоятельно.

1817

1818 К принятию были рекомендованы комитетом две поправки. Первая поправка

1819 родилась в результате работы над текстом законопроекта, и в статью 45 были

1820 внесены изменения юридико-технического характера. Вторая поправка касается

1821 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса и связана с тем, что в случае

1822 обращения прокурора с иском в защиту прав гражданина к форме и содержанию

1823 искового заявления добавляется указание на обращение гражданина к прокурору.

1824 Кроме того, комитетом были рекомендованы к отклонению две поправки, которые

1825 вошли в таблицу отклонённых поправок.

1826

1827 В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и

1828 процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять

1829 указанный законопроект во втором чтении.

1830

1831 Спасибо.

1832

1833 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1834

1835 Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок, рекомендованных к принятию,

1836 состоящей из трёх поправок? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 1? Прошу

1837 проголосовать.

1838

1839 Покажите результаты голосования.

1840

1841 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 44 сек.)

1842 Проголосовало за 391 чел.86,9%

1843 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1844 Воздержалось 0 чел.0,0%

1845 Голосовало 391 чел.

1846 Не голосовало 59 чел.13,1%

1847 Результат: принято

1848

1849 Принято.

1850

1851 Таблица 2 состоит из двух поправок, рекомендованных к отклонению. Есть ли

1852 вопросы по данной таблице? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и

1853 принять таблицу отклонённых поправок? Прошу проголосовать.

1854

1855 Покажите результаты голосования.

1856

1857 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 22 сек.)

1858 Проголосовало за 338 чел.75,1%

1859 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1860 Воздержалось 0 чел.0,0%

1861 Голосовало 338 чел.

1862 Не голосовало 112 чел.24,9%

1863 Результат: принято

1864

1865 Принято.

1866

1867 Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу

1868 определиться голосованием.

1869

1870 Включите режим голосования.

1871

1872 Покажите результаты голосования.

1873

1874 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 51 сек.)

1875 Проголосовало за 449 чел.99,8%

1876 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1877 Воздержалось 1 чел.0,2%

1878 Голосовало 450 чел.

1879 Не голосовало 0 чел.0,0%

1880 Результат: принято

1881

1882 Принято.

1883

Дата заседания 13.02.2009, номер заседания 73, строк в стенограмме 6631

О проекте федерального закона № 149335-5 "О внесении изменения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о полномочиях прокурора в гражданском процессе; внесён Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2167 Уважаемые коллеги, рассматриваем пункты 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, это четыре

2168 альтернативных законопроекта. Они касаются внесения изменений в статьи

2169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

2170

2171 По пункту 4.1 доклад делает полномочный представитель Президента Российской

2172 Федерации Гарри Владимирович Минх.

2173

2174 При обсуждении данного вопроса присутствует заместитель Генерального

2175 прокурора Российской Федерации Сабир Гаджиметович Кехлеров.

2176

2177 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

2178 Государственной Думе.

2179

2180 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

2181 Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией был внесён

2182 проект федерального закона "О внесении изменения в статью 45 Гражданского

2183 процессуального кодекса Российской Федерации". Целью данного законопроекта

2184 является совершенствование механизма, обеспечивающего процессуальные гарантии

2185 защиты прав граждан. Я бы хотел напомнить, уважаемые депутаты Государственной

2186 Думы, о том, что в своём прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Дмитрий

2187 Анатольевич Медведев подчеркнул, что Российская Федерация является социальным

2188 государством и Российская Федерация будет продолжать выполнять те

2189 обязательства, которые она на себя берёт, в том числе и в социальной сфере.

2190 Исходя их этих положений Конституции и Послания Федеральному Собранию и с

2191 учётом той ситуации, которая складывается сейчас, особенно в сфере социальных

2192 прав граждан, президентом и был внесён данный законопроект.

2193

2194 Я хочу вам напомнить, что в действующей редакции статьи 45 Гражданского

2195 процессуального кодекса предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с

2196 иском в защиту прав конкретного гражданина только в том случае, если этот

2197 гражданин по объективным причинам сам не может обеспечить свою судебную

2198 защиту. Перечень этих уважительных причин носит приблизительный характер, не

2199 исчерпывающий, и поэтому на практике возникает очень часто ситуация - и

2200 правоприменительная практика вплоть до уровня решений Верховного Суда

2201 подтверждает это, - когда прокурорам суды отказывают в таком варианте

2202 судебной защиты прав граждан, в том случае если они не могут доказать, что

2203 гражданин, ну, например, в силу своей недостаточной грамотности, в том числе

2204 в правовой сфере, в силу достаточно серьёзной зависимости от работодателя, в

2205 силу каких-то других обстоятельств сам не решается обратиться с иском в суд.

2206

2207 И с учётом того что в настоящее время, как вы знаете, идёт достаточно

2208 серьёзное сокращение штатов, численности работников и всё это достаточно

2209 серьёзно влияет на наименее защищённые в социальном отношении слои населения,

2210 предлагается дополнить абзац второй части первой статьи 45 положением о том,

2211 что прокурор вправе обратиться по заявлению соответствующего гражданина с

2212 иском в суд по исчерпывающему перечню социальных прав граждан. На наш взгляд,

2213 это будет совершенствовать механизмы судебной защиты граждан. Хочу напомнить,

2214 уважаемые депутаты, что обязанностью государства является создание в том

2215 числе и государственных механизмов судебной защиты прав граждан. Как раз

2216 наиболее, так сказать, деликатные социальные права, наиболее уязвимые

2217 предлагается гарантировать, в том числе и через - я так бы её назвал -

2218 правозащитную функцию прокуратуры. Перечень этих социальных прав обозначен в

2219 нашем законопроекте. Повторю, он носит исчерпывающий характер, это прежде

2220 всего право на труд, право на пенсионное обеспечение, ну и целый ряд других

2221 важнейших социальных прав.

2222

2223 Вот с учётом изложенного я бы просил, уважаемые депутаты, проголосовать и

2224 концептуально поддержать эту инициативу Президента Российской Федерации.

2225

2226 Спасибо.

2227

2228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2229

2230 Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание, что у нас есть письменное

2231 обращение депутата Гудкова Геннадия Владимировича с просьбой рассмотреть

2232 пункт 4.2 без его участия. Поэтому я приглашаю сейчас на трибуну докладчика

2233 по пункту 4.3. Это представитель Государственного Совета Республики Татарстан

2234 Зямил Габдулхаевич Ягудин.

2235

2236 Пожалуйста, на трибуну.

2237

2238 Также проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский

2239 процессуальный кодекс Российской Федерации".

2240

2241 ЯГУДИН З. Г., представитель Государственного Совета Республики Татарстан.

2242

2243 Уважаемые депутаты, рассматриваемый вами проект федерального закона состоит

2244 из трёх статей. Он направлен на расширение полномочий прокуроров в

2245 гражданском процессе, а также на увеличение до трёх лет срока, в течение

2246 которого судебные постановления могут быть обжалованы в суде надзорной

2247 инстанции.

2248

2249 С учётом того что предыдущий доклад был подробным, не хотел бы занимать много

2250 времени, так как необходимые материалы у вас имеются. В то же время хотел бы

2251 отметить, что с нашей точки зрения, предусмотренная в статье 45 Гражданского

2252 процессуального кодекса Российской Федерации модель участия прокуроров в

2253 гражданском процессе нуждается в совершенствовании. Сегодня изложенные в

2254 данной статье нормы не позволяют прокурору на основании обращений граждан по

2255 своему усмотрению обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан на

2256 труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства, отцовства,

2257 детства и некоторых других социальных прав. Согласитесь, что защита этих прав

2258 сегодня имеет социальное значение.

2259

2260 Уважаемые депутаты, сейчас вами рассматривается несколько законопроектов,

2261 направленных на совершенствование механизма защиты таких прав, в том числе и

2262 проект закона, внесенный президентом нашей страны. На наш взгляд, принятие

2263 концепции данного законопроекта в первом чтении даёт возможность учитывать и

2264 конструктивные предложения Государственного Совета Республики Татарстан в

2265 ходе подготовки его ко второму чтению. И в итоге он будет способствовать

2266 совершенствованию процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан в

2267 гражданском процессе.

2268

2269 Благодарю вас за внимание.

2270

2271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зямил Габдулхаевич, присаживайтесь.

2272

2273 Пункт 4.4 был внесён депутатом Райковым в период исполнения им полномочий

2274 депутата Государственной Думы, поэтому мы сейчас заслушаем члена Комитета по

2275 гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

2276 Дмитрия Фёдоровича Вяткина.

2277

2278 Пожалуйста.

2279

2280 ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.

2281

2282 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наверное, я не только коснусь

2283 рассматриваемого законопроекта, но и выскажу мнение комитета по всем четырём

2284 законопроектам. Все четыре рассматриваемых сегодня альтернативных

2285 законопроекта направлены на расширение полномочий прокуратуры, прокурора в

2286 гражданском процессе в судах общей юрисдикции. При этом три из них, которые

2287 внесены Государственным Советом Республики Татарстан и нашими коллегами -

2288 депутатами Государственной Думы, практически идентично излагают новую

2289 редакцию статьи 45 Гражданского процессуального кодекса и предлагают

2290 предоставить право прокурору обращаться с исковыми заявлениями в отношении

2291 неограниченного круга лиц в том случае, если требуется защита государственных

2292 интересов или интересов органов местного самоуправления. Это касается всех

2293 трёх законопроектов, о которых мы говорим.

2294

2295 Если говорить о законопроекте, который предложен нашим коллегой Райковым в

2296 период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, следует

2297 отметить, что предоставление прокурору таких прав приведёт фактически к

2298 возможности неограниченного вмешательства прокурора в судебные

2299 разбирательства. Мы считаем, что данное расширение полномочий не согласуется

2300 с концепцией гражданского судопроизводства в Российской Федерации, которая

2301 отражена в статье 19 Конституции России и в статье 12 Гражданского

2302 процессуального кодекса Российской Федерации и которая основана на принципах

2303 состязательности и равноправия сторон.

2304

2305 Кроме того, в гражданском процессе существует такое понятие, как принцип

2306 диспозитивности, в соответствии с которым каждое лицо вправе самостоятельно

2307 выбирать те или иные методы защиты своих прав. В то же время из текстов

2308 законопроектов и пояснительных записок неясно, какими основаниями должен

2309 руководствоваться прокурор для принятия решения о необходимости своего

2310 вступления в процесс, учитывая тот факт, что такое решение ещё до начала

2311 судебного разбирательства предопределяет позицию государства в споре между

2312 сторонами, ставя стороны в заведомо неравное положение. А если мы представим

2313 себе, что прокурор получит возможность обращаться по любым делам, по любым

2314 вопросам для защиты прав неограниченного круга лиц, то может возникнуть такая

2315 ситуация, когда раздел имущества, скажем, между супругами, даже находящимися

2316 в браке, будет происходить без их ведома. Законопроекты, которые предложены

2317 нашими коллегами из Республики Татарстан и нашими коллегами депутатами

2318 Госдумы, не предусматривают обязательности обращения гражданина к прокурору

2319 за защитой своих прав. Именно это предусмотрено законопроектом, который

2320 внесён Президентом Российской Федерации.

2321

2322 Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что законопроект, внесённый

2323 Государственным Советом Республики Татарстан, предполагает увеличение до трёх

2324 лет срока обращения в надзорную инстанцию, о чём сказал докладчик. И в этой

2325 связи необходимо отметить, что в соответствии с Европейской конвенцией о

2326 защите прав человека и основных свобод, постановлением Пленума Верховного

2327 Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года установлен шестимесячный

2328 срок для обращения с жалобой в суд надзорной инстанции. Как указано в

2329 пояснительной записке к этому законопроекту, авторы предлагают приравнять

2330 срок обращения с жалобой в суд надзорной инстанции к сроку исковой давности,

2331 однако здесь речь идёт о разных вещах. Срок исковой давности устанавливается

2332 для первого обращения гражданина за защитой своих прав, а срок обращения в

2333 суд надзорной инстанции касается только пересмотра тех судебных дел, по

2334 которым решения уже вступили в законную силу. Приравнивать данные сроки друг

2335 к другу было бы некорректно.

2336

2337 Законопроектом, который внесли наши коллеги Гудков, Хинштейн, Сысоев,

2338 Харитонов и Семаго, помимо того что предусматривается аналогичное предыдущему

2339 законопроекту изменение статьи 45, предлагается предоставить прокуратуре

2340 право внесения надзорного представления непосредственно в суд надзорной

2341 инстанции, минуя предварительную проверку судьёй наличия оснований для

2342 возбуждения надзорного производства.

2343

2344 Комитет не согласен с данным предложением, так как предоставление такого

2345 права внесения надзорного представления непосредственно в суд надзорной

2346 инстанции означает ограничение принципа состязательности. В настоящий момент

2347 такие обращения проходят предварительную проверку судьёй надзорной инстанции,

2348 который выносит соответствующее суждение о том, истребовать дело в надзор или

2349 не истребовать. В том случае, если в суд надзорной инстанции будет обращаться

2350 прокурор, в соответствии с данным законопроектом это дело должно быть в любом

2351 случае истребовано и пересмотрено. Это может нарушить принцип равноправия

2352 сторон, потому что те лица, те участники процесса, в отношении которых

2353 прокурор не обратился в суд надзорной инстанции, будут несколько ущемлены в

2354 правах.

2355

2356 Проект федерального закона, который внесён Президентом Российской Федерации,

2357 также направлен на расширение полномочий прокурора в гражданском процессе.

2358 Однако его принципиальное отличие от трёх законопроектов, о которых я

2359 говорил, заключается в том, что очерчен круг прав, в защиту которых прокурор

2360 имеет право выступать и подавать исковое заявление для защиты интересов

2361 граждан. Перечень этих прав был уже приведён в докладе полномочного

2362 представителя президента в Государственной Думе. Напомню, что это права на

2363 труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства,

2364 медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на

2365 жилище в государственном и муниципальном фондах. И защита именно этих прав

2366 граждан в настоящее время, в настоящей непростой экономической ситуации, с

2367 моей точки зрения, очень важна.

2368

2369 Ведя приём граждан как у себя в регионах, от которых мы избраны, так и в

2370 Москве, в приёмной Государственной Думы, мы регулярно сталкиваемся с тем, что

2371 очень многие граждане не имеют возможности в силу материального положения, в

2372 силу того, что они, естественно, не обладают достаточным набором юридических

2373 знаний, защитить свои права и составить нормальное исковое заявление. Они

2374 обращаются в прокуратуру, однако в настоящий момент прокуратура лишена такого

2375 права. И перечень этих ограничений известен. С учётом конституционного

2376 принципа, определяющего Российскую Федерацию как социальное государство, а

2377 также с учётом большой социальной значимости указанных вопросов внесение

2378 предлагаемых изменений представляется актуальным.

2379

2380 В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и

2381 процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в

2382 первом чтении проект федерального закона № 149335-5, который внесён

2383 Президентом Российской Федерации, и отклонить проекты федеральных законов №

2384 452745-4, № 365313-4 и № 164814-4, которые внесены соответственно Госсоветом

2385 Республики Татарстан, а также нашими коллегами депутатами Государственной

2386 Думы.

2387

2388 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2389

2390 Есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутаты Коломейцев, Лебедев, Иванов,

2391 Гайнуллина и Емельянов. Всё, да? Никого не забыл?

2392

2393 Пожалуйста, депутат Коломейцев.

2394

2395 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2396

2397 Уважаемый Гарри Владимирович, конечно, поправка эта нужна, ваши

2398 предшественники, внося проект ГПК, много наворочали, отняв права у

2399 прокуратуры. Вы в своём докладе сказали об исчерпывающем перечне вопросов, по

2400 которым это будет возможно сделать. Вы сами-то имеете этот перечень? Дело в

2401 том, что, учитывая технологию принятия, если вы не внесёте эти поправки, то

2402 вряд ли, предложенные другими, они пройдут. Есть ли у вас исчерпывающий

2403 перечень, о котором вы говорили?

2404

2405 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович... Гарри Владимирович,

2406 пожалуйста.

2407

2408 МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, перечень есть, он содержится

2409 непосредственно в тексте законопроекта. Могу его ещё раз зачитать - это

2410 защита следующих социальных прав граждан: на труд, пенсионное обеспечение,

2411 охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование,

2412 благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и

2413 муниципальном фондах.

2414

2415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лебедев, пожалуйста. Нет, Лебедев Игорь

2416 Владимирович.

2417

2418 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Гарри Владимирович, вопрос к вам.

2419

2420 Концептуально мы поддерживаем предлагаемое вами изменение, но есть вопрос.

2421 Вот понятно, что это изменение расширяет полномочия прокурора и предоставляет

2422 ему право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав граждан, и если

2423 учитывать социальную значимость этого вопроса, то данная поправка

2424 представляется довольно актуальной. Но при этом мы тут же ограничиваем

2425 прокурора в этом праве, говоря о том, что он может это делать только в том

2426 случае, если поступят соответствующие обращения от этих граждан.

2427

2428 Вот в связи с этим вопрос. Статья 45 и так в принципе ограничивает прокурора,

2429 в ней говорится о том, что прокурор имеет право выступать в суде только в том

2430 случае, если гражданин не может реализовать это своё право самостоятельно.

2431 Может быть, хотя бы в области социальных вопросов дадим право прокурору

2432 обращаться в суд без соответствующего обращения гражданина?

2433

2434 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.

2435

2436 МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Владимирович, я думаю, что такой подход здесь не

2437 совсем корректен, так как люди, которые обращаются к прокурору с

2438 соответствующим заявлением, являются полностью правоспособными. И по сути

2439 дела, если бы мы дали возможность прокурору выступать в защиту прав граждан

2440 без их обращения, то это, возможно, привело бы на практике к прямо

2441 противоположным результатам. То есть человек, который и не предполагает, и не

2442 потому, что он не понимает, что его выгнали с работы незаконно, тут-то всё

2443 понятно, а потому, что он думает: ну да, ситуация вот таким образом

2444 сложилась, но это нормально... И при этом сам человек выбирает, что ему с

2445 точки зрения соотношения разных интересов выгоднее (в хорошем смысле этого

2446 слова) - вступать в борьбу со своим оппонентом или не вступать, а может быть,

2447 уступить здесь, но на каком-то другом участке отыграть свои потери. Здесь

2448 такая деликатная сфера, а прокуроры - это всё-таки люди, которые имеют

2449 определённую ментальность, и они тогда пойдут, как тот самый бульдозер, и

2450 наворочают такого, что, может быть, мы, наоборот, достигнем прямо

2451 противоположного эффекта.

2452

2453 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Анатолий Семёнович.

2454

2455 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2456

2457 Уважаемый Гарри Владимирович, с учётом того что будет принят тот

2458 законопроект, который представляли вы, вопрос к вам.

2459

2460 Ну, на первый взгляд кажется, что данный законопроект является очень

2461 социально важным, но я сомневаюсь, что на практике он будет именно таковым. Я

2462 также сомневаюсь в том, что он соответствует гражданскому законодательству.

2463

2464 Во-первых, есть ли статистика количества дел в судах по искам о защите

2465 социальных прав, то есть справятся ли органы прокуратуры с тем потоком

2466 заявлений, если он сейчас хлынет в прокуратуру?

2467

2468 И второе. На мой взгляд, нарушается конституциональный принцип гражданского

2469 судопроизводства о равноправии сторон. Прокурор как представитель государства

2470 является заведомо более сильной стороной. С учётом этого, может быть,

2471 следовало бы пойти по пути предоставления гражданам (ну, малоимущим, может

2472 быть) бесплатной адвокатской помощи?

2473

2474 Спасибо.

2475

2476 МИНХ Г. В. Анатолий Семёнович, во-первых, я уже сказал, что в данном случае

2477 речь идёт о прокурорской правозащитной функции, как это ни парадоксально

2478 звучит, то есть прокурор выступает здесь в роли адвоката - того самого

2479 бесплатного квалифицированного адвоката - в отношении социально незащищённых

2480 слоёв населения. И здесь я, наоборот, вижу одни плюсы, потому что те

2481 бесплатные адвокаты, которые у нас существуют в рамках оказания этой

2482 помощи... Как вы знаете, это довольно тяжкое бремя, которое воспринимается

2483 адвокатским сообществом как нагрузка, как тяжкий крест, и этот крест они

2484 несут без должного энтузиазма, потому что он не подогревается соответствующим

2485 вознаграждением. Здесь же прокурорские работники будут действовать в рамках

2486 своих должностных обязанностей, в рамках тех средств, которые за счёт

2487 федерального бюджета уже предусмотрены, и в рамках той штатной численности,

2488 которая есть. Почему? Потому что сейчас прокурорские работники обращаются с

2489 исками в суд, по сути дела, это действительно их обязанность, они доводят

2490 дело до суда, иногда до Верховного Суда Российской Федерации. Тот объём прав,

2491 который предполагается к обязательной защите через механизм прокурорского

2492 участия в этом процессе, он уже сейчас реализуется, только КПД его близок к

2493 нулю. Реально дополнительной нагрузки не будет. Единственное, дополнительная

2494 нагрузка возможна в силу финансово-экономической ситуации в стране, но это

2495 объективная реальность, от неё мы никуда не денемся. А сам механизм

2496 прокурорский уже заточен на эту работу, он работает, но повторяю: мы хотим

2497 просто коэффициент полезного действия увеличить существенно.

2498

2499 Спасибо.

2500

2501 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Емельянов.

2502

2503 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия".

2504

2505 У меня вопрос к представителю президента.

2506

2507 Уважаемый Гарри Владимирович, фракция "Справедливая Россия", безусловно,

2508 поддержит этот законопроект, он имеет отчётливую социальную направленность,

2509 но всё-таки развейте некоторые сомнения. Несколько лет назад, когда мы

2510 принимали ГПК, мы много обсуждали этот вопрос, и победила концепция

2511 ограничения участия прокурора в гражданском процессе. Прошло несколько лет -

2512 что изменилось, почему мы меняем концепцию?

2513

2514 И тесно связан с этим второй вопрос. Когда мы ограничивали права прокурора,

2515 то во многом это было сделано по просьбе бизнеса, потому что зачастую эти

2516 права отдельные недобросовестные представители прокуратуры использовали для

2517 того, чтобы обращаться в суд в интересах одной из сторон хозяйственного

2518 спора, содействовать одной из сторон. Каковы гарантии в этом законопроекте,

2519 что эта практика не повторится? А то я смотрю, что сегодня день какой-то

2520 нехороший: пятница, 13-е. Не будет ли это очередным силовым средством

2521 кошмарить бизнес, не будет ли?.. (Микрофон отключён.)

2522

2523 МИНХ Г. В. Спасибо, уважаемый Михаил Васильевич.

2524

2525 Во-первых, пятница, 13-е. Видимо, тогда надо было переносить пленарное

2526 заседание на другой день, потому что вся работа у нас получается, говоря

2527 непарламентским языком, псу под хвост. Ну, конечно же, это не так.

2528

2529 Теперь по существу тех вопросов, которые вы задавали. Я не думаю, что мы

2530 сейчас меняем или ломаем концепцию Гражданского процессуального кодекса,

2531 потому что концептуально всё-таки и по Конституции, и по всему нашему

2532 законодательству в этой сфере прав и свобод человека логика такова, что

2533 человек должен сам передвигать свои ноги, руки, шевелить головой, чтобы

2534 участвовать в этом соревновании, не важно, каком - социалистическом,

2535 капиталистическом или другом. Но есть определённые категории граждан, которые

2536 в силу объективных, субъективных причин не могут на равных участвовать в этой

2537 гонке, поэтому государственный механизм, гарантирующий защиту, в том числе и

2538 через суд, и через квалифицированную юридическую поддержку, он от этой

2539 концепции не отходит. Вызвано это прежде всего тем, что, как уже и

2540 содокладчик говорил, как уже и я говорил, ситуация достаточно серьёзно

2541 изменилась - и экономическая, и финансовая, - естественно, на социальную

2542 сферу это тоже оказывает серьёзное давление, поэтому сейчас мы как раз и

2543 предложили (в январе был внесён этот законопроект) принять законопроект в

2544 первом чтении.

2545

2546 Что касается проблем с бизнесом, то, я думаю, здесь надо просто сравнивать

2547 два субъекта спорных правоотношений - предпринимателя и человека. Как вы

2548 понимаете, в этой связке при всём формально-юридическом равенстве говорить о

2549 фактическом равноправии не приходится, поэтому здесь делается попытка

2550 сбалансировать вот это фактическое неравенство через юридические преференции.

2551

2552 Спасибо.

2553

2554 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, время истекает. Я обращаюсь к залу:

2555 будут ли желающие выступать в прениях? Будут. До перерыва мы не успеем

2556 завершить рассмотрение, поэтому я объявляю перерыв до 12.30. После перерыва

2557 продолжим обсуждение.

2558

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2580 По ведению - Жириновский Владимир Вольфович.

2581

2582 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я возвращаюсь к обсуждению повестки дня, в ситуации в

2583 Татарии. Я просил бы членов фракции КПРФ сперва получить правильную

2584 информацию: я говорил о неправильной позиции "Справедливой России".

2585 Республиканский избирком не выносил отрицательного решения, и Чуров приехал,

2586 чтобы разобраться. И благодаря его приезду решение положительное - в пользу и

2587 КПРФ, и ЛДПР. Проблема "Справедливой России" в том, что они плохо знают

2588 закон. Обратились с этой необоснованной жалобой, поднялся шум, естественно,

2589 пытаются остановить эти ролики, но для того и приехал председатель ЦИК -

2590 чтобы помочь и КПРФ, и ЛДПР. И всё уже восстановлено: ролики пойдут в обычном

2591 режиме. То есть нельзя нападать на председателя ЦИК просто так, он специально

2592 приехал туда. Мало того, когда его спросили о том, надо ли встречаться

2593 Шаймиеву с Зюгановым, он сказал: надо. Он КПРФ помог дважды, а вы на него

2594 нападаете. Поэтому нападайте на "Справедливую Россию", вот они... (Микрофон

2595 отключён.)

2596

2597 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.

2598

2599 Уважаемые депутаты, продолжаем рассматривать четыре альтернативных

2600 законопроекта.

2601

2602 Прошу включить запись на выступления.

2603

2604 Покажите, пожалуйста, список записавшихся на выступления.

2605

2606 Пожалуйста, депутат Шеин.

2607

2608 ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".

2609

2610 Очень хороший законопроект. Мы много лет ждали, когда будет принято

2611 соответствующее решение. И то, что на протяжении практически восьми лет по

2612 современному законодательству прокуратура была лишена возможности помогать

2613 гражданам в их спорах, конечно, повлекло за собой массовое нарушение

2614 гражданских прав в Российской Федерации. Поэтому я хотел поблагодарить

2615 руководство Гарри Владимировича за работу и поздравить Сабира Гаджиметовича и

2616 его коллег с тем, что сегодня такое решение принимается.

2617

2618 Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на необходимость, с нашей точки

2619 зрения, расширить одну диспозицию, которая изложена в президентском

2620 законопроекте, а именно то, что прокуратура получает право обращаться с

2621 заявлениями в интересах граждан в случаях нарушения социальных прав граждан -

2622 на труд, пенсионное обеспечение... и дальше написано: на жилище в

2623 государственном и муниципальном фондах. Вот такое ограничение представляется

2624 не вполне обоснованным по следующим причинам. Сегодня 85 процентов жилищного

2625 фонда в Российской Федерации приватизировано. Это не означает, что люди не

2626 имеют проблем с нарушениями их прав. Существуют ситуации, когда идёт захват

2627 частными компаниями земельных участков под жилыми массивами, включая

2628 многоэтажные дома. Существуют ситуации с общежитиями. Сотни общежитий в 90-е

2629 годы перешли под контроль частных собственников, частных компаний, и сегодня

2630 эти частные компании пытаются жителей этих общежитий выселить. Хочу обратить

2631 внимание на то, что было создано даже целое движение жителей общежитий,

2632 объединившее четыреста общежитий по Российской Федерации. И в основном это

2633 здания, отнюдь не находящиеся в государственной и муниципальной

2634 собственности. И с нашей точки зрения, представляется необходимым, чтобы

2635 прокуратура получила право и возможность не стоять в стороне, а напрямую

2636 участвовать в данных очень сложных процессах, которые вызывают большое

2637 социальное напряжение в Российской Федерации. Поэтому ко второму чтению мы,

2638 скорее всего, будем вносить поправку о том, чтобы снять ограничения,

2639 касающиеся государственного и муниципального фондов, предоставив возможность

2640 прокуратуре защищать права граждан независимо от того, о каком конкретно

2641 фонде идёт речь.

2642

2643 И напоследок ещё раз хотелось бы сказать, что сегодняшнее решение - это

2644 большая победа здравого смысла и большое поражение комитета по

2645 законодательству и господина Крашенинникова (его, по-моему, нет сегодня в

2646 зале), который все восемь лет категорически сопротивлялся принятию этих

2647 поправок в гражданское законодательство.

2648

2649 Спасибо.

2650

2651 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.

2652

2653 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Илюхину Виктору Ивановичу.

2654

2655 ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.

2656

2657 Уважаемые коллеги, нашей фракции вообще нравится идея, мысль, которая здесь

2658 высказана, относительно внесения этих изменений в Уголовно-процессуальный

2659 кодекс, и мы поддержим законопроекты - не один, а два законопроекта - ещё по

2660 одной причине.

2661

2662 Я откровенно хочу сказать, что мне понравились слова представителя президента

2663 о том, что на первое место должен быть поставлен человек, а потом уже бизнес,

2664 деньги и всё остальное. Если бы мы придерживались вот этой философской

2665 логики, большой философии, я бы сказал, многих изъянов в нашем

2666 законодательстве не было бы. Мы забыли, к сожалению, за последние пятнадцать

2667 лет, что человек должен стоять во главе угла, и здесь, в парламенте, и везде

2668 на первом месте должен быть человек, а не рубль, не деньги и так далее.

2669

2670 Я хотел бы отметить одну особенность. По сути дела, то, что мы с вами

2671 обсуждаем, было в советском процессуальном законодательстве. И в уголовном

2672 законодательстве были такие понятия, и в гражданском. Но ведь на волне вот

2673 той разнузданной, я бы сказал, демократии выплеснули всё, выплеснули, как

2674 говорится, и то полезное, того ребёнка, которого мы пытались как-то

2675 вырастить.

2676

2677 У меня есть ещё одно предложение. Мы поддержим президентский вариант, но я

2678 хотел бы отметить, что нам нравится и вариант Государственного Совета

2679 Республики Татарстан - более жёстко прописан, более конкретно прописан. И я

2680 бы хотел обратиться к представителям нашего комитета: отклонив вариант

2681 Государственного Совета Республики Татарстан, посмотрите повнимательней при

2682 подготовке законопроекта ко второму чтению этот вариант, из него можно взять

2683 очень дельные предложения. Там очень жёстко прописаны сроки рассмотрения,

2684 вопрос вмешательства прокурора, в хорошем смысле вмешательства, в этот

2685 процесс.

2686

2687 Но я хотел бы одновременно обратиться и к представителю президента. Вы

2688 знаете, Гарри Владимирович, конечно, законопроекты, которые вносит президент,

2689 проходят в Государственной Думе без каких-либо серьёзных осложнений. Я бы

2690 предложил подумать ещё над одной мыслью в развитие вот этого вашего

2691 законопроекта: а почему бы не предоставить прокурору право на надзорное

2692 обжалование судебных решений? Это было бы только в интересах гражданина. Ну

2693 давайте вспомним: когда такое право было у прокуроров, ведь сотни тысяч

2694 решений, незаконных судебных решений, отменялись и восстанавливалась

2695 справедливость в отношении гражданина и человека! Я понимаю, сегодня, как

2696 говорится, на первое место в нашем правосудии выходит равенство сторон, спор.

2697 Не говорю о кассационных протестах, но подумайте о надзорных протестах, когда

2698 спор там уже за чертой, закончен, когда вынесено судебное решение. Я думаю, и

2699 ещё раз говорю, что это в интересах граждан, и, наверное, большинство в

2700 Государственной Думе вас поддержало бы.

2701

2702 Мы будем голосовать как за президентский вариант, так и за вариант

2703 Государственного Совета Татарстана.

2704

2705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.

2706

2707 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Москалец.

2708

2709 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2710

2711 Уважаемые коллеги, Президент Российской Федерации, как вы уже услышали из

2712 доклада его представителя, предлагает расширить перечень случаев участия

2713 прокурора в деле и не распространять ограничения на защиту социальных прав

2714 граждан. Авторы других трёх законопроектов, альтернативных законопроектов,

2715 предлагают наделить прокурора, по сути, абсолютным правом обращения в суд по

2716 любым вопросам.

2717

2718 К сожалению, авторы этих трёх законопроектов ошибаются, считая, что

2719 предложения по такому полномочию прокурора будут способствовать

2720 совершенствованию механизма обеспечения защиты прав, свобод граждан в

2721 гражданском процессе. Тут как раз всё будет с точностью до наоборот, так как

2722 это будет приводить не только к дезориентации общества, не только к

2723 камуфлированию деятельности государственных органов, но и к подрыву

2724 конституционного положения о том, что Российская Федерация - это правовое

2725 государство, так как в правовом государстве есть такие принципы, как

2726 разделение властей и их самостоятельность. И с другой стороны, не будет

2727 правового государства, если человек сам не станет самостоятельным субъектом

2728 права. Предложениями этих трёх проектов законов мы, можно сказать, двигаем

2729 всю систему усилий по строительству правового государства, по сути дела,

2730 назад.

2731

2732 Полагаю, мы поступаем правильно, принимая решение, направленное на расширение

2733 возможностей прокурорского надзора в целях повышения эффективности выполнения

2734 главной для прокуратуры задачи - задачи надзора за соблюдением Конституции

2735 Российской Федерации, так как если этого не произойдёт, то правовой нигилизм

2736 будет продолжать душить Конституцию как закон прямого действия, имеющий

2737 высшую юридическую силу. Полагаю, наша задача, задача парламента, должна

2738 состоять в том, чтобы побудить органы прокуратуры находить новые подходы в

2739 процессе реализации своих целей и выходить на качественно новые уровни в

2740 своей деятельности. Не думаю, что притягивание системы прокуратуры, так

2741 сказать, к текучке жизни будет кому-то на пользу. Такой подход в лучшем

2742 случае может помочь в решении задачи одного дня, но абсолютно не работает на

2743 перспективу.

2744

2745 Предлагаю, уважаемые коллеги, поддержать законопроект, внесённый Президентом

2746 Российской Федерации, и отклонить остальные три проекта законов как

2747 недостаточно определённые по последствиям их практического применения.

2748

2749 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

2750

2751 Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Будут ли выступать полномочные

2752 представители президента и правительства? Полномочный представитель

2753 президента желает выступить.

2754

2755 Пожалуйста, включите микрофон Гарри Владимировичу.

2756

2757 МИНХ Г. В. Спасибо.

2758

2759 Прежде всего я хотел бы поблагодарить, уважаемые депутаты, за как минимум

2760 концептуальную поддержку той инициативы, которая была внесена президентом и

2761 представлена мною на ваше рассмотрение.

2762

2763 Что касается тех предложений, которые прозвучали, я думаю, что надо будет их

2764 посмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Но, мне кажется,

2765 ряд предложений несколько шире, чем предмет законопроекта не только нашего,

2766 но и всех альтернативных законопроектов о месте и роли прокуратуры в системе

2767 власти. Поэтому, я думаю, что всё, что касается каких-то технологических

2768 аспектов совершенствования деятельности прокуратуры в рамках вот этого блока

2769 защиты социальных прав, мы, безусловно, будем рассматривать, а всё, что

2770 выходит за рамки предмета правового регулирования данной инициативы, я

2771 предложил бы отложить и рассмотреть в дальнейшем.

2772

2773 Спасибо за поддержку. Я прошу вас, уважаемые депутаты Государственной Думы,

2774 поддержать ту инициативу, которая была внесена Президентом России.

2775

2776 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.

2777

2778 Считают ли нужным другие докладчики выступить с заключительным словом?

2779

2780 Пожалуйста, Зямила Габдулхаевич.

2781

2782 Включите, пожалуйста, микрофон в ложе правительства.

2783

2784 ЯГУДИН З. Г. Уважаемые депутаты, я считаю, что состоялся откровенный и

2785 интересный разговор. Спасибо за то, что услышали предложения Государственного

2786 Совета Республики Татарстан. Я думаю, если они будут учтены в процессе

2787 дальнейшей работы над проектом закона, который вы сегодня принимаете в первом

2788 чтении, мы будем благодарны вам, потому что будет создаваться действенный

2789 механизм защиты прав в гражданском судопроизводстве.

2790

2791 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2792

2793 Дмитрий Фёдорович Вяткин? Не желает.

2794

2795 Уважаемые депутаты, переходим к рейтинговому голосованию. Ставится на

2796 голосование законопроект 4.1, проект федерального закона "О внесении

2797 изменения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской

2798 Федерации".

2799

2800 Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)

2801

2802 Ставится на голосование пункт 4.2, проект федерального закона "О внесении

2803 изменений в статьи 45, 254, 281, 286, 376, 377, 380, 381, 382, 383

2804 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

2805

2806 Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)

2807

2808 Ставится на голосование пункт 4.3, проект федерального закона "О внесении

2809 изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

2810

2811 Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)

2812

2813 Ставится на голосование пункт 4.4 порядка работы, проект федерального закона

2814 "О внесении изменения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса

2815 Российской Федерации".

2816

2817 Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)

2818

2819 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по всем четырём законопроектам.

2820

2821 Первым было голосование по пункту 4.1, по проекту федерального закона "О

2822 внесении изменения в статью 45 Гражданского процессуального кодекса

2823 Российской Федерации".

2824

2825 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 01 сек.)

2826 Проголосовало за 448 чел.99,6%

2827 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2828 Воздержалось 0 чел.0,0%

2829 Голосовало 448 чел.

2830 Не голосовало 2 чел.0,4%

2831

2832 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 4.2, по проекту

2833 федерального закона "О внесении изменений в статьи 45, 254, 281, 286, 376,

2834 377, 380, 381, 382, 383 Гражданского процессуального кодекса Российской

2835 Федерации".

2836

2837 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 44 сек.)

2838 Проголосовало за 41 чел.9,1%

2839 Проголосовало против 2 чел.0,4%

2840 Воздержалось 2 чел.0,4%

2841 Голосовало 45 чел.

2842 Не голосовало 405 чел.90,0%

2843

2844 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 4.3, по проекту

2845 федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс

2846 Российской Федерации".

2847

2848 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 15 сек.)

2849 Проголосовало за 69 чел.15,3%

2850 Проголосовало против 2 чел.0,4%

2851 Воздержалось 0 чел.0,0%

2852 Голосовало 71 чел.

2853 Не голосовало 379 чел.84,2%

2854

2855 Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 4.4, по проекту

2856 федерального закона "О внесении изменения в статью 45 Гражданского

2857 процессуального кодекса Российской Федерации".

2858

2859 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 48 сек.)

2860 Проголосовало за 4 чел.0,9%

2861 Проголосовало против 3 чел.0,7%

2862 Воздержалось 1 чел.0,2%

2863 Голосовало 8 чел.

2864 Не голосовало 442 чел.98,2%

2865

2866 Уважаемые депутаты, в соответствии с рейтинговым голосованием проходит проект

2867 федерального закона "О внесении изменения в статью 45 Гражданского

2868 процессуального кодекса Российской Федерации" (пункт 4.1. повестки дня):

2869 четыреста сорок восемь голосов "за".

2870