Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 149566-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

у Президента РФ
21.04.2011

Номер законопроекта:149566-5
Комментарий законопроекта:в части приведения Федерального закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 25.10.2001
Дата внесения законопроекта в ГД:13.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/149566-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по безопасности
Профильный комитет:Комитет ГД по безопасности
Дата изменения статуса/фазы:21.04.2011
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:78-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Бобырев Валентин Васильевич, Депутат ГД
Гришанков Михаил Игнатьевич, Депутат ГД
Луговой Андрей Константинович, Депутат ГД
Розуван Алексей Михайлович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №149566-5 О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

в части приведения Федерального закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 25.10.2001

Дата заседания 08.04.2011, номер заседания 222, строк в стенограмме 7057

О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (проект № 149566-5; приведение закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1186 Отклонённые федеральные законы. 7-й вопрос. О Федеральном законе "О внесении

1187 изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и

1188 обвиняемых в совершении преступлений", в редакции согласительной комиссии.

1189 Доклад сопредседателя согласительной комиссии Алексея Михайловича Розувана.

1190

1191 Пожалуйста.

1192

1193 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1194

1195 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Указанный закон был принят

1196 Государственной Думой 2 июня 2010 года, отклонён Советом Федерации 9 июня

1197 2010 года. Согласительная комиссия 25 марта текущего года на совместном

1198 заседании выработала текст федерального закона в редакции согласительной

1199 комиссии, который выносится сегодня на ваше рассмотрение.

1200

1201 Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Правовое

1202 управление Аппарата Государственной Думы замечаний по закону не имеют.

1203

1204 Вношу предложение принять Государственной Думе федеральный закон в редакции

1205 согласительной комиссии.

1206

1207 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1208

1209 Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента,

1210 полномочному представителю правительства? Нет. Выносим 7-й вопрос на "час

1211 голосования".

1212

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5661 Пункт 7. В редакции согласительной комиссии ставится на голосование

5662 Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под

5663 стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Голосуйте,

5664 коллеги.

5665

5666 Покажите результаты.

5667

5668 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 39 сек.)

5669 Проголосовало за 409 чел.90,9 %

5670 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5671 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5672 Голосовало 409 чел.

5673 Не голосовало 41 чел.9,1 %

5674 Результат: принято

5675

5676 Принято.

5677

Дата заседания 09.03.2011, номер заседания 215, строк в стенограмме 4716

О проекте постановления Государственной Думы № 509152-5 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (проект № 149566-5)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1088 Отклонённые федеральные законы. О проекте постановления Государственной Думы

1089 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в

1090 Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в

1091 совершении преступлений". Владимир Ильич Колесников докладывает.

1092

1093 КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1094

1095 Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

1096

1097 Уважаемые коллеги, названный федеральный закон был принят Государственной

1098 Думой 2 июня прошлого года и отклонён Советом Федерации 9 июня 2010 года.

1099

1100 Напомню, что закон направлен на приведение федерального законодательства в

1101 соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от

1102 25 октября 2001 года в части совершенствования правового регулирования

1103 проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с

1104 защитниками. Иначе говоря, федеральный закон устанавливает перечень вещей и

1105 предметов, которые адвокат вправе проносить на территорию следственного

1106 изолятора.

1107

1108 При отклонении данного федерального закона Совет Федерации предложил

1109 Государственной Думе создать согласительную комиссию и начать согласительные

1110 процедуры. Сопредседателем согласительной комиссии от Совета Федерации избран

1111 председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам

1112 Анатолий Григорьевич Лысков.

1113

1114 Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе

1115 принять постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии

1116 по данному федеральному закону.

1117

1118 Спасибо за внимание.

1119

1120 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по

1121 выступлению? Всё понятно. Выносим на "час голосования".

1122

1123 Спасибо, Владимир Ильич, присаживайтесь.

1124

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3599 Проект постановления "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О

3600 внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей

3601 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Ставится в редакции

3602 комитета.

3603

3604 Включите режим голосования.

3605

3606 Покажите результаты.

3607

3608 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 56 сек.)

3609 Проголосовало за 438 чел.97,3 %

3610 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3611 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3612 Голосовало 438 чел.

3613 Не голосовало 12 чел.2,7 %

3614 Результат: принято

3615

3616 Принято.

3617

Дата заседания 02.06.2010, номер заседания 166, строк в стенограмме 7744

О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1191 Коллеги, переходим к обсуждению повестки дня. Законопроекты третьего чтения.

1192 Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

1193 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

1194 преступлений". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Михайлович

1195 Розуван.

1196

1197 А для депутата Лебедева даю разъяснение: первый раз Макаров выступал как

1198 представитель комитета, а после вашего выступления я дал ему слово по ведению

1199 один раз, только один. Прошу проверить по стенограмме.

1200

1201 Пожалуйста, депутат Розуван.

1202

1203 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1204

1205 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен

1206 на приведение федерального законодательства в соответствие с постановлением

1207 Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14 в

1208 части совершенствования правового регулирования проведения свиданий

1209 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками.

1210 Законопроект принят Государственной Думой во втором чтении 21 мая текущего

1211 года.

1212

1213 Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту

1214 не имеет. В этой связи Комитет Государственной Думы по безопасности

1215 предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении.

1216

1217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1218

1219 Есть ли у фракций желание выступить по мотивам обсуждаемой темы? Нет.

1220

1221 У нас сегодня единственный законопроект третьего чтения, поэтому я объявляю

1222 "час голосования" и в рамках "часа голосования" ставлю данный законопроект на

1223 голосование в третьем чтении.

1224

1225 Включите режим голосования.

1226

1227 Покажите результаты.

1228

1229 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 21 сек.)

1230 Проголосовало за 373 чел.82,9%

1231 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1232 Воздержалось 0 чел.0,0%

1233 Голосовало 373 чел.

1234 Не голосовало 77 чел.17,1%

1235 Результат: принято

1236

1237 Принимается.

1238

Дата заседания 21.05.2010, номер заседания 165, строк в стенограмме 5854

О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1667 Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

1668 закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

1669 преступлений". Доклад члена Комитета по безопасности Алексея Михайловича

1670 Розувана.

1671

1672 Пожалуйста.

1673

1674 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1675

1676 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект

1677 направлен на приведение норм федерального законодательства в соответствие с

1678 постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001

1679 года № 14-П в части совершенствования правового регулирования проведения

1680 свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками.

1681 Он принят Государственной Думой во втором чтении 12 марта текущего года,

1682 однако после принятия законопроекта во втором чтении состоялось обсуждение

1683 законопроекта со всеми заинтересованными сторонами ещё раз, в том числе и с

1684 адвокатами, и комитетом принято решение принять поправку к законопроекту,

1685 согласно которой адвокатам будет позволено пользоваться в специально

1686 отведённых для этого помещениях в местах содержания под стражей своей

1687 множительной техникой и фотоаппаратурой для копирования материалов уголовного

1688 дела.

1689

1690 В связи с этим Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает

1691 вернуть законопроект к процедуре второго чтения, внести в него две поправки,

1692 а затем принять законопроект во втором чтении.

1693

1694 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1695

1696 Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение комитета вернуть

1697 законопроект к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать.

1698

1699 Включите режим голосования.

1700

1701 Покажите результаты голосования.

1702

1703 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 52 сек.)

1704 Проголосовало за 387 чел.86,0%

1705 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1706 Воздержалось 0 чел.0,0%

1707 Голосовало 387 чел.

1708 Не голосовало 63 чел.14,0%

1709 Результат: принято

1710

1711 Принято.

1712

1713 Уважаемые коллеги, здесь две поправки, нужно ли их отдельно обсуждать? Нет.

1714 Ставлю на голосование таблицу поправок 1, рекомендованных комитетом к

1715 принятию. Кто за? Прошу голосовать.

1716

1717 Включите режим голосования.

1718

1719 Покажите результаты голосования.

1720

1721 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 38 сек.)

1722 Проголосовало за 376 чел.83,6%

1723 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1724 Воздержалось 0 чел.0,0%

1725 Голосовало 376 чел.

1726 Не голосовало 74 чел.16,4%

1727 Результат: принято

1728

1729 Принято.

1730

1731 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона,

1732 обозначенный в пункте 4 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.

1733

1734 Включите режим голосования.

1735

1736 Покажите результаты голосования.

1737

1738 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 15 сек.)

1739 Проголосовало за 381 чел.84,7%

1740 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1741 Воздержалось 0 чел.0,0%

1742 Голосовало 381 чел.

1743 Не голосовало 69 чел.15,3%

1744 Результат: принято

1745

1746 Принято.

1747

1748 Пока предложения комитета по процедуре третьего чтения не поступало, значит,

1749 остаётся законопроект, принятый во втором чтении.

1750

Дата заседания 12.03.2010, номер заседания 147, строк в стенограмме 5723

О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; принят в первом чтении 18 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2268 Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

2269 закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

2270 преступлений". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Михайлович

2271 Розуван.

2272

2273 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2274

2275 Уважаемые коллеги, 19 ноября текущего года Конституционный Суд Российской

2276 Федерации напомнил Государственной Думе, что его постановление от 25 октября

2277 2001 года № 14-П в части совершенствования правового регулирования проведения

2278 свиданий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками

2279 до сих пор не реализовано Государственной Думой. Рассматриваемый законопроект

2280 концептуально направлен на приведение федерального законодательства в

2281 соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской

2282 Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении 18 сентября прошлого

2283 года.

2284

2285 Законопроект вносит в Федеральный закон "О содержании под стражей

2286 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" перечень предметов,

2287 запрещённых к проносу адвокатом в следственные изоляторы при проведении им

2288 свидания с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления. Подчеркну,

2289 что законопроект не вносит каких-либо новых запретов для адвокатов, а только

2290 переводит эти запреты из ведомственной инструкции Минюста в ранг закона.

2291 Запреты эти действовали до принятия постановления Конституционного Суда и

2292 действуют по настоящее время. Так, в соответствии со статьёй 15 Федерального

2293 закона "О содержании под стражей..." в местах содержания устанавливается

2294 режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение

2295 ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач,

2296 предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

2297

2298 Технические средства связи, компьютеры, кино-, фото-, аудио-, видео- и

2299 множительная аппаратура не включены в перечень предметов первой

2300 необходимости, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе.

2301 Желание адвокатского сообщества получить разрешение на пользование во время

2302 свиданий с подозреваемым средствами коммуникации, фото-, видео- или

2303 аудиоаппаратурой не может быть реализовано в рамках данного законопроекта,

2304 поскольку нарушает его концепцию, принятую Государственной Думой в первом

2305 чтении и заключающуюся только в приведении законодательства в соответствие с

2306 указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.

2307

2308 В таблице поправок 2, предлагаемых комитетом к отклонению, одна поправка,

2309 депутатов Гудкова и Стальмахова. Поясню причину предлагаемого отклонения

2310 данной поправки. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект,

2311 который уже авторами законодательной инициативы перевносился в

2312 Государственную Думу по причине отрицательного заключения на его первую

2313 редакцию ГПУ Президента Российской Федерации. В первой редакции законопроекта

2314 дополнение части 1 статьи 18 предложено было изложить в следующем виде:

2315 защитникам запрещается проносить на территорию места содержания под стражей и

2316 пользоваться во время свиданий техническими средствами связи, компьютерами,

2317 кино-, фото-, аудио- и множительной аппаратурой без разрешения начальника

2318 места содержания под стражей или лица, его замещающего. Однако, по мнению ГПУ

2319 президента, данная норма должна соответствовать постановлению

2320 Конституционного Суда Российской Федерации, в котором указано, что реализация

2321 возможности свидания обвиняемого с защитником не должна ставиться в

2322 зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в

2323 производстве которых находится уголовное дело, и содержать полный,

2324 исчерпывающий перечень запрещённых к использованию защитником во время

2325 свиданий с подозреваемым и обвиняемым технических средств.

2326

2327 В письме Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, поступившем в

2328 адрес Комитета Государственной Думы по безопасности, содержится утверждение,

2329 что решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 13

2330 установлено, что адвокат вправе пользоваться техническими средствами, в том

2331 числе и при посещении доверителей в местах содержания под стражей, однако в

2332 указанном решении Верховного Суда Российской Федерации не установлен перечень

2333 предметов и вещей, которые разрешено проносить адвокатам в исправительные

2334 учреждения для использования при свидании с осуждёнными в целях оказания им

2335 юридической помощи.

2336

2337 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2338

2339 РОЗУВАН А. М. Любовь Константиновна, дело в том, что этот законопроект дважды

2340 перевносился, очень большое противодействие адвокатского лобби. Здесь много

2341 было вопросов со стороны депутатов, поэтому... Если, как говорится, всё всем

2342 понятно, я заканчиваю.

2343

2344 ГПУ Президента Российской Федерации в данной редакции законопроект

2345 поддерживает. Комитет Государственной Думы по безопасности на недавнем

2346 заседании утвердил поправку ГПУ, в которой адвокату по его требованию

2347 предоставляются платные услуги по копированию материалов уголовного дела в

2348 следственном изоляторе. Правовое управление Аппарата Государственной Думы

2349 замечаний по законопроекту в предложенной редакции не имеет.

2350

2351 Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе

2352 утвердить таблицы поправок к законопроекту и принять законопроект во втором

2353 чтении. Доклад закончен, я уложился в регламент.

2354

2355 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2356

2357 Коллеги, у нас в таблице 1 три поправки, которые комитет поддержал. Есть

2358 замечания? Нет... Есть поднятая рука? Нет.

2359

2360 Ставлю на голосование таблицу 1.

2361

2362 Включите режим голосования.

2363

2364 Михаил Петрович Ненашев, вы так рукой не машите, а то я вам слово буду

2365 предоставлять.

2366

2367 Покажите результаты голосования.

2368

2369 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 23 сек.)

2370 Проголосовало за 367 чел.81,6%

2371 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2372 Воздержалось 0 чел.0,0%

2373 Голосовало 367 чел.

2374 Не голосовало 83 чел.18,4%

2375 Результат: принято

2376

2377 Принимается.

2378

2379 По отклонённой поправке Алексей Михайлович подробнейшим образом объяснял нам

2380 и то, и другое. Есть замечания? Ставится на голосование отклонённая поправка.

2381

2382 Включите режим голосования.

2383

2384 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2385

2386 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Секундочку, Гудков выносит поправку на отдельное

2387 голосование.

2388

2389 Тогда, пожалуйста, обосновывайте. Депутат Гудков, пожалуйста.

2390

2391 ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.

2392

2393 У нас действительно были бурные дебаты на заседании Комитета по безопасности.

2394 Я не отношусь к адвокатскому лобби, но я считаю, что ограничение защитника

2395 даже в элементарных бытовых приборах, каковыми являются фотоаппарат и

2396 видеокамера, с учётом нарушений прав заключённых в наших изоляторах,

2397 встречающихся достаточно часто, в общем-то, отбрасывает нас назад. Этот

2398 вопрос можно было бы отрегулировать, была бы на то воля и желание, в том

2399 числе ГУИНа, который, к сожалению, в техническом отношении отстаёт

2400 очень-очень сильно и не способен обеспечить современной оргтехникой.

2401

2402 Но дело даже не в этом, дело в том, что фиксация, скажем, определённых

2403 издержек в обращении с заключёнными и методов, которыми иногда получают

2404 показания, в общем-то, даёт возможность защищать права человека. Поэтому я

2405 никак не могу понять, почему наша попытка ограничить, скажем, предоставление

2406 оргтехники следственными изоляторами той техникой, которая ими проверена и не

2407 может иметь двойного, тройного назначения, вызывает отторжение. От тюрьмы и

2408 от сумы, как говорится в России, не зарекайся. Я бы на самом деле предложил

2409 всё-таки подумать и проголосовать за эту поправку.

2410

2411 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2412

2413 Комитет очень подробно обосновал свою позицию в докладе, поэтому, я думаю, не

2414 требуется повторного обоснования.

2415

2416 Итак, есть точка зрения депутата Гудкова, который предлагает принять

2417 отклонённую поправку. Ставлю на голосование предложение Гудкова. Кто за то,

2418 чтобы принять данную поправку? Комитет не поддержал её.

2419

2420 Включите режим голосования.

2421

2422 Покажите результаты.

2423

2424 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 39 сек.)

2425 Проголосовало за 93 чел.20,7%

2426 Проголосовало против 23 чел.5,1%

2427 Воздержалось 0 чел.0,0%

2428 Голосовало 116 чел.

2429 Не голосовало 334 чел.74,2%

2430 Результат: не принято

2431

2432 Отклоняется поправка.

2433

2434 Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

2435

2436 Включите режим голосования.

2437

2438 Покажите результаты.

2439

2440 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 07 сек.)

2441 Проголосовало за 371 чел.82,4%

2442 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2443 Воздержалось 0 чел.0,0%

2444 Голосовало 371 чел.

2445 Не голосовало 79 чел.17,6%

2446 Результат: принято

2447

2448 Принимается законопроект во втором чтении.

2449

Дата заседания 11.12.2009, номер заседания 129, строк в стенограмме 7859

О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П; принят в первом чтении 18 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3953 ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы просим перенести рассмотрение пункта 22

3954 для доработки законопроекта. Приношу извинения, что не успел это сделать во

3955 время обсуждения проекта повестки.

3956

3957 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, я так могу поступить. Учитывая, что мы

3958 повестку принимали и пока пункт в повестке дня, нам, видимо, нужно

3959 определиться голосованием. Правительство считает, что данный законопроект

3960 нуждается ещё в доработке. Консультации шли в течение сегодняшнего дня,

3961 поэтому... А, есть возражение.

3962

3963 Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.

3964

3965 ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, у меня не то чтобы возражение... Может быть,

3966 Андрей Викторович всё-таки подробнее объяснит, что случилось-то так внезапно,

3967 какой вопрос возник, что нужно проект снимать?

3968

3969 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что там какие-то вопросы, которые требуют

3970 обсуждения... Пожалуйста, Андрей Викторович.

3971

3972 ЛОГИНОВ А. В. Нет, на самом деле ничего не случилось. Уже не первый раз мы

3973 переносим рассмотрение данного законопроекта. Текст не меняется. Речь идёт об

3974 исполнении, о приведении законодательства в соответствие с решением

3975 Конституционного Суда. Но обращаю ваше внимание на то, что предложенный

3976 вариант вызывает возражения в аппарате правительства и в администрации

3977 президента.

3978

3979 Мы обсуждали этот вопрос на совещаниях - не на специальных совещаниях по

3980 данной теме, а на совещаниях по текущему законодательному процессу, - и

3981 позиция была такая: с учётом сложности этого вопроса, необходимости

3982 обсуждения его с участием представителей Следственного комитета, Министерства

3983 юстиции, даже адвокатского сообщества, потому что возражения в основном ими

3984 инициируются, то есть с учётом того что всё это требует обстоятельного

3985 обсуждения, мы предлагали принятие решения перенести на январь.

3986 Соответствующее предложение было внесено представителем президента в

3987 Государственной Думе, и правительство просто заявляет о поддержке этого

3988 предложения.

3989

3990 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по этому вопросу, Николай Васильевич? Пожалуйста,

3991 Коломейцев.

3992

3993 А потом будем голосованием определяться.

3994

3995 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

3996

3997 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На основании какой статьи

3998 Регламента мы не 20-й пункт рассматриваем, а 22-й?

3999

4000 И второе. На основании какой статьи Регламента представитель правительства,

4001 присутствующий на Совете Думы, имеет право вмешиваться в утверждённый порядок

4002 работы? Я вот понять не могу.

4003

4004 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас представитель правительства вправе

4005 высказываться по повестке дня, вносить предложения. Это делается практически

4006 на каждом заседании. Даже сегодня утром, если я не ошибаюсь, два таких

4007 предложения от правительства поступили.

4008

4009 Я предлагаю прекратить регламентную потасовку и содержательно обсудить данную

4010 тему. Правительство считает, что законопроект нуждается в дальнейшей

4011 доработке с участием комитета, аргументы были высказаны. Я могу сделать

4012 только одно: поставить данный вопрос на голосование, и палата определится.

4013 Ставится на...

4014

4015 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4016

4017 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет, пожалуйста. Кто представляет комитет?

4018

4019 Алексей Михайлович Розуван, пожалуйста.

4020

4021 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4022

4023 Ну, конечно, я несколько удивлён, потому что никаких официальных предложений

4024 не поступало. Письмо было от адвокатского сообщества, но оно полностью

4025 противоречит концепции данного законопроекта, поэтому мы эти предложения не

4026 сможем учесть, я об этом хотел сказать в своём выступлении. Но уж коли

4027 какие-то вопросы возникли, давайте отложим, только, может, не на январь, а на

4028 неделю: доработать, уточнить и принимать, потому что очень уж затянулось дело

4029 с этим законопроектом.

4030

4031 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня такое предложение, коллеги. Я считаю, ну,

4032 необязательно сейчас соглашаться с правительством в том, чтобы непременно на

4033 январь перенести. Давайте мы сейчас, если палата поддержит предложение

4034 правительства, снимем с обсуждения и рекомендуем комитету, правительству и

4035 президентской стороне продолжить консультации и на ближайшем Совете нас

4036 проинформировать об итогах этих консультаций. Как раз в понедельник будет

4037 возможность обсудить эту тему ещё раз на соответствующих заседаниях - в

4038 комиссии по законопроектной работе правительства, на совещании у главы

4039 администрации президента, - и мы во вторник сможем дату определить.

4040

4041 Ставлю на голосование предложение правительства не рассматривать сегодня

4042 пункт 22. За это нужно проголосовать.

4043

4044 Включите режим голосования.

4045

4046 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4047

4048 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не 22-й. По повестке высказался представитель

4049 правительства. Мы сейчас будем 20-й пункт рассматривать, Николай Васильевич.

4050

4051 Покажите результаты.

4052

4053 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 44 сек.)

4054 Проголосовало за 311 чел.69,1%

4055 Проголосовало против 1 чел.0,2%

4056 Воздержалось 0 чел.0,0%

4057 Голосовало 312 чел.

4058 Не голосовало 138 чел.30,7%

4059 Результат: принято

4060

4061 Откладываем рассмотрение данного законопроекта и продолжаем обсуждать вопросы

4062 по повестке дня.

4063

Дата заседания 18.09.2009, номер заседания 111, строк в стенограмме 7511

О проекте федерального закона № 149566-5 "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (приведение закона в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5576 Переходим к пункту 29. О проекте федерального закона "О внесении изменений в

5577 статьи 16 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и

5578 обвиняемых в совершении преступлений". Докладывает Алексей Михайлович Розуван

5579 от Комитета по безопасности. Мы с вами установили сегодня утром такой

5580 порядок.

5581

5582 РОЗУВАН А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект

5583 направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с

5584 постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001

5585 года в части совершенствования правового регулирования проведения свиданий

5586 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с защитниками.

5587

5588 Указанным постановлением признано не соответствующим Конституции Российской

5589 Федерации положение пункта 15 части второй статьи 16 Федерального закона "О

5590 содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений",

5591 допускающее регулирование конституционного права на помощь адвоката

5592 ведомственными нормативными актами. Основываясь на названном постановлении,

5593 Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим пункт 146 Правил

5594 внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной

5595 системы в части установления порядка проведения свиданий подозреваемых и

5596 обвиняемых с защитниками.

5597

5598 В связи с изложенным предлагается внести изменения в статью 18 Федерального

5599 закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

5600 преступлений" в части включения в неё положений, регулирующих порядок

5601 проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками, ранее

5602 закреплённых в ведомственном нормативном правовом акте, а также в пункт 15

5603 части второй статьи 16 данного федерального закона в части приведения его в

5604 соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда Российской

5605 Федерации.

5606

5607 На законопроект имеется положительное заключение Государственного правового

5608 управления Президента Российской Федерации и официальный отзыв правительства.

5609 В указанных заключении и официальном отзыве отмечается, что предлагаемый

5610 законопроектом запрет на использование защитниками во время свиданий

5611 компьютеров, множительной аппаратуры, а также фото- и видеоаппаратуры требует

5612 дополнительной аргументации. В связи с этим необходимо отметить, что в

5613 указанных постановлениях и решениях судов сам по себе запрет для адвокатов

5614 проносить в следственные изоляторы и пользоваться во время свиданий

5615 техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и

5616 множительной аппаратурой не оспаривается.

5617

5618 Согласно статье 15 Федерального закона "О содержании под стражей

5619 подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в местах содержания

5620 под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав

5621 подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а

5622 также выполнение задач, предусмотренные УПК Российской Федерации. Обязанности

5623 по соблюдению режима возложены на администрацию и сотрудников мест содержания

5624 под стражей.

5625

5626 Согласно части шестой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей

5627 подозреваемых и обвиняемых..." при наличии достаточных оснований подозревать

5628 лиц, в том числе и защитников, в попытке проноса запрещённых предметов,

5629 веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе

5630 производить их досмотр, досмотр вещей и одежды, изъятие предметов,

5631 запрещённых к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми.

5632 Компьютеры, фото-, видео- и множительная аппаратура относятся к запрещённым

5633 для подозреваемых и обвиняемых предметам. Наличие указанных запрещённых

5634 предметов у адвоката во время свиданий с подозреваемыми и обвиняемыми,

5635 которые проводятся без ограничений их числа и продолжительности, не исключает

5636 возможности их использования, что является нарушением требований режима

5637 изоляции, вытекающих из самой сущности меры пресечения в виде заключения под

5638 стражу.

5639

5640 Современные компьютерные технологии позволяют использовать персональные

5641 компьютеры и как средства связи, что может воспрепятствовать расследованию по

5642 уголовному делу. Кроме того, персональные компьютеры, фото-, видеоаппаратура

5643 имеют возможность аудио- и видеофиксации, что может привести к незаконной

5644 передаче информации лицам, не получившим в установленном порядке на это

5645 разрешение.

5646

5647 Таким образом, принятие законопроекта будет иметь большое практическое

5648 значение для организации деятельности мест содержания под стражей,

5649 способствовать укреплению режима и достижению задач уголовного

5650 судопроизводства.

5651

5652 В официальном отзыве правительства Российской Федерации также отмечается, что

5653 принятие законопроекта в предлагаемой редакции повлечёт необходимость

5654 оснащения мест содержания под стражей техническими средствами, необходимыми

5655 для надлежащей реализации защитником полномочий по защите прав и интересов

5656 подозреваемых и обвиняемых.

5657

5658 В связи с этим следует отметить, что согласно пункту 7 части первой статьи 53

5659 УПК Российской Федерации право защитника на снятие за свой счёт копий с

5660 материалов уголовного дела наступает только по окончании предварительного

5661 расследования. При этом защитник не лишён права фиксировать с помощью

5662 технических средств содержащуюся в материалах дела информацию помимо свидания

5663 с подзащитным в следственном изоляторе, например в следственных изоляторах

5664 органов внутренних дел. Следует отметить, что действующее законодательство не

5665 предоставляет адвокатам безусловного права на использование компьютеров при

5666 оказании юридической помощи подзащитным, содержащимся в следственных

5667 изоляторах.

5668

5669 Вместе с тем Федеральная служба исполнения наказаний выражает готовность в

5670 случае принятия законопроекта дооборудовать за счёт имеющихся бюджетных

5671 ассигнований следственные изоляторы средствами множительной техники для

5672 предоставления защитникам возможности снятия за свой счёт копий с материалов

5673 уголовного дела. По предварительным данным, потребуется закупка около двухсот

5674 таких средств.

5675

5676 Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту

5677 не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует

5678 Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

5679

5680 Доклад закончен.

5681

5682 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5683

5684 Уважаемые коллеги, при обсуждении присутствует заместитель министра юстиции

5685 Российской Федерации Юрий Иванович Калинин.

5686

5687 Есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть. Один вопрос у депутата

5688 Плетнёвой... А, нет, ещё депутат Москалькова, депутат Драпеко. Три. Никого не

5689 пропустил? Итак, три женщины атакуют Розувана.

5690

5691 Пожалуйста, Тамара Васильевна.

5692

5693 ПЛЕТНЁВА Т. В. Алексей Михайлович, я никоим образом не хочу защищать тех, кто

5694 попал в тюрьму, но там люди разные есть. Есть настоящие преступники, которых

5695 вообще, может, защищать не надо, а есть ведь люди, которые требуют защиты,

5696 есть невиновные, всякие есть. Поэтому скажите, пожалуйста, неужели нельзя в

5697 законе всё прописать? Почему мы всё время относим к подзаконным актам (вот

5698 количество свиданий и так далее) или говорим о том, что использование техники

5699 приведёт к каким-то нарушениям? Или почему говорим: давайте успокоимся, там

5700 наши изоляторы сделают всё, поставят? Вы знаете, ничего они не сделают, там

5701 денег нет, я знаю. У меня там дочь работает, и я знаю, она это всё видит и

5702 рассказывает мне, и я бываю в тюрьмах. Скажите, пожалуйста, почему нам нельзя

5703 чётко в законе всё прописать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, и всё

5704 правильно было?

5705

5706 РОЗУВАН А. М. Можно отвечать?

5707

5708 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.

5709

5710 РОЗУВАН А. М. Объясняю вам, что как раз мы и прописываем в этом законе,

5711 который обсуждаем, то, что прописано в ведомственной инструкции Министерства

5712 юстиции. Этим законопроектом, который сегодня выносится на ваше рассмотрение,

5713 мы абсолютно ничего нового не прописываем, абсолютно не лишаем заключённых

5714 каких-то прав. То есть то, что было прописано в ведомственной инструкции,

5715 сейчас будет в рамках закона, на что нам указал Конституционный Суд. Поэтому

5716 абсолютно никакие права не нарушаются.

5717

5718 Другой вопрос, что рассмотрение этого законопроекта в комитете высветило

5719 проблему, что надо оснастить следственные изоляторы большим количеством

5720 множительной техники, чтобы в соответствии с законом адвокаты могли

5721 использовать её для того, чтобы копировать материалы уголовного дела и так

5722 далее, но когда это разрешено этим же законом.

5723

5724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Москалькова.

5725

5726 МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Было совершенно правильно замечено, что для реализации

5727 этого закона необходимы дополнительные финансовые средства. У меня вопрос:

5728 имеется ли заключение правительства по данному вопросу и какие финансовые

5729 средства необходимы для его реализации? Это первый вопрос.

5730

5731 Второй вопрос. На этапе производства по уголовному делу, предварительного

5732 следствия адвокат, который приступает к защите, до выполнения статьи 217

5733 вправе знакомиться с материалами дела, в которых участвует обвиняемый,

5734 подозреваемый. Сейчас ему приходится от руки переписывать достаточно объёмные

5735 документы, поскольку техники этой... (Микрофон отключён.)

5736

5737 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время, но ещё вам 15 секунд.

5738 Пожалуйста, укладывайтесь в отведённое время.

5739

5740 МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Такой вопрос. В чём логика, когда в рамках статьи 217 можно

5741 применять технические средства и фотографировать материалы, что облегчает

5742 защиту, а по другим нельзя?

5743

5744 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович.

5745

5746 РОЗУВАН А. М. Начну с последнего вашего вопроса. Это не предмет рассмотрения

5747 сегодняшнего законопроекта. Может быть, я с вами и соглашусь, но давайте

5748 будем это рассматривать в другом ракурсе.

5749

5750 Что касается первой части вопроса, то я уже в своём докладе сказал, что

5751 Министерство юстиции в рамках тех ассигнований, которые выделены для

5752 министерства, готово закупить двести аппаратов с множительными функциями, для

5753 того чтобы дооснастить все следственные изоляторы и их было достаточное

5754 количество, чтобы копировать материалы для защиты обвиняемых и подозреваемых,

5755 которые проходят по уголовным делам.

5756

5757 А по части второй - это уже отдельная тема.

5758

5759 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко.

5760

5761 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".

5762

5763 Одно из главных конституционных прав гражданина Российской Федерации - это

5764 право на защиту. Мне кажется, что ваш законопроект снижает возможности

5765 обвиняемых и их адвокатов осуществлять защиту и, таким образом, умаляет

5766 статью Конституции.

5767

5768 На сегодняшний день в переполненных следственных изоляторах недостаточно

5769 комнат для встреч адвокатов и защищаемых ими людей. Я говорю это совершенно

5770 ответственно. Я только что получила письмо от группы адвокатов о том, что

5771 сегодня даже в суде не могут обеспечить протоколами заседаний обвиняемых и

5772 адвокатов. Повсеместно нарушаются нормы Уголовно-процессуального кодекса,

5773 потому что согласно статье 217 обязаны предоставлять, но... (Микрофон

5774 отключён.)

5775

5776 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, ещё нужно время вам, да? У вас

5777 полминуты.

5778

5779 ДРАПЕКО Е. Г. Присутствие адвоката на предварительных слушаниях и на

5780 предварительном следствии - это тоже норма, которая повышает возможности

5781 защиты, а вы сегодня умаляете роль адвоката на этой стадии судопроизводства.

5782 Поэтому я считаю, что закон ваш вредный и принимать его не надо.

5783

5784 РОЗУВАН А. М. Уважаемая Елена Григорьевна, вы сами себе противоречите. Мы

5785 сегодняшним законопроектом нормативный акт, которым регулируется право

5786 подозреваемого и обвиняемого на защиту, вводим в ранг закона, чтобы защитник,

5787 подозреваемый и обвиняемый руководствовались в отношении того, каким образом

5788 проводить свидание подозреваемого и обвиняемого с защитником, не приказом

5789 Минюста, не нормативным актом, а законом. И эти все вопросы данным законом

5790 регулируются. До сегодняшнего дня то, что изложено в этом законе,

5791 регулировалось приказом Министерства юстиции, и Конституционный Суд сказал,

5792 что это неправильно, и мы с этим согласились, для чего сегодня на ваше

5793 рассмотрение выносим законопроект. А вы говорите, что мы пытаемся нарушить

5794 права обвиняемых, подозреваемых и защитников. Наоборот, мы их права будем

5795 защищать законом.

5796

5797 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы завершены. Алексей Михайлович, вы

5798 можете присаживаться.

5799

5800 Настаивает ли кто-то на выступлении? Москалькова. Пожалуйста, с места.

5801

5802 МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые коллеги, я считаю, что данный законопроект внесён

5803 с нарушением Конституции, потому что Конституция чётко определяет, что

5804 законопроекты, требующие расходов, должны вноситься вместе с заключением. Это

5805 заключение первоначально должно готовиться Минюстом, вноситься

5806 правительством, и странно, что мы в отношении этого законопроекта делаем

5807 исключение.

5808

5809 И второе. Я согласна с коллегой, что данный законопроект снижает уровень

5810 гарантий права на защиту, потому что хоть и не исключается возможность

5811 адвокатов знакомиться и снимать копии с документов, касающихся обвиняемого,

5812 подозреваемого, но это просто издевательство, когда адвоката заставляют от

5813 руки переписывать тома, огромные тома документов. У следственных изоляторов

5814 не было, и мы уверены, что особенно в условиях кризиса и нет возможности

5815 закупить эту технику, как нет возможности обеспечить и многие другие права и

5816 гарантии обвиняемым. На сегодняшний день даже нет возможности обеспечить

5817 каждого койко-местом, чтобы у каждого обвиняемого было своё спальное место,

5818 не говоря уж о технике. Поэтому законопроект, на наш взгляд, можно

5819 рассматривать только после того, как правительство даст заключение, посчитав

5820 все расходы на обеспечение следственных изоляторов соответствующей

5821 копировальной и съёмочной техникой.

5822

5823 Спасибо за внимание.

5824

5825 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5826

5827 Больше никто не настаивает на выступлении. Докладчик, я так понимаю, не

5828 настаивает на заключительном слове.

5829

5830 Ставится на голосование проект закона, обозначенный в пункте 29, первое

5831 чтение.

5832

5833 Включите режим голосования.

5834

5835 Покажите результаты.

5836

5837 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 56 сек.)

5838 Проголосовало за 394 чел.87,6%

5839 Проголосовало против 8 чел.1,8%

5840 Воздержалось 0 чел.0,0%

5841 Голосовало 402 чел.

5842 Не голосовало 48 чел.10,7%

5843 Результат: принято

5844

5845 Принято.

5846