Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 149982-5 О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации

О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации

у Президента РФ
09.02.2009

Номер законопроекта:149982-5
Дата внесения законопроекта в ГД:14.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/149982-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Дата изменения статуса/фазы:09.02.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:17-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Васильев Юрий Викторович, Депутат ГД
Володин Вячеслав Викторович, Депутат ГД
Морозов Олег Викторович, Член СФ
Пехтин Владимир Алексеевич, Депутат ГД
Рязанский Валерий Владимирович, Член СФ
Хор Глеб Яковлевич, Депутат ГД
Чилингаров Артур Николаевич, Депутат ГД
Шуба Виталий Борисович, Член СФ
Яковлева Татьяна Владимировна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №149982-5 О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Дата заседания 16.01.2009, номер заседания 67, строк в стенограмме 4754

О проекте федерального закона № 149982-5 "О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1899 Уважаемые коллеги, я хочу обратиться к вам вот с каким предложением. Дело в

1900 том, что у нас начиная с 7-го вопроса, с 12.30 время фиксированное. По 8-му

1901 вопросу докладчик в зале отсутствует, но мы не можем предъявить ему

1902 претензии, потому что докладчик может явиться ровно в 12.30. Поэтому я

1903 предлагаю рассмотреть сейчас 9-й вопрос. Есть возражения? Нет. Проект

1904 федерального закона "О порядке применения статей 132 и 139 Бюджетного кодекса

1905 Российской Федерации".

1906

1907 Пожалуйста, Виталий Борисович.

1908

1909 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1910

1911 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, секундочку, Владимир Вольфович, на трибуне

1912 докладчик. Пожалуйста, не мешайте.

1913

1914 Виталий Борисович, докладывайте.

1915

1916 ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1917

1918 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В декабре прошлого года мы

1919 приняли Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О

1920 федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В

1921 статье 25 в законе о бюджете, который подписан и вступил в действие, мы дали

1922 право Правительству Российской Федерации по результатам исполнения бюджета в

1923 2009 году направить средства в размере до 325 миллиардов рублей на выполнение

1924 мероприятий, связанных с поддержкой финансового сектора, рынка труда и

1925 различных отраслей экономики. Вместе с тем сегодня действуют две статьи

1926 Бюджетного кодекса Российской Федерации, это статьи 132 и 139, которыми

1927 блокируется выполнение ранее принятого нами решения. Вот в этом кратко суть

1928 закона - устранить коллизию.

1929

1930 И сразу же хочу акцентировать ваше внимание на том, что ни в коей мере мы не

1931 передаём правительству право принятия вольного решения в части выделения и

1932 распределения субсидий для субъектов Российской Федерации. Мы чётко записали:

1933 только на поддержку различных секторов экономики, финансовой сферы и рынка

1934 труда.

1935

1936 Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесённый депутатами Государственной

1937 Думы законопроект и поддерживает его. Рассмотрело законопроект также Правовое

1938 управление Аппарата Государственной Думы - замечаний нет. Поэтому я от имени

1939 комитета и авторов законодательной инициативы предлагаю принять названный

1940 законопроект в первом чтении и в целом. Необходимо, чтобы норма, которую мы

1941 уже приняли, она имеет законодательную основу, работала с 1 января текущего

1942 года.

1943

1944 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы. Так, давайте

1945 запишемся. Я вижу пять рук как минимум.

1946

1947 Включите режим записи на вопросы.

1948

1949 Я всем дам возможность задать вопрос, так что не волнуйтесь.

1950

1951 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1952

1953 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я говорю: всем дам возможность, вы не волнуйтесь.

1954

1955 Покажите список.

1956

1957 Кашин Борис Сергеевич.

1958

1959 КАШИН Б. С. Виталий Борисович, у меня такой вопрос. Из тех 325 миллиардов, о

1960 которых вы сказали, которыми может правительство распоряжаться, куда пошли

1961 деньги? Есть у вас информация? В частности, сколько израсходовано на

1962 поддержку фондового рынка и других секторов нашим правительством?

1963

1964 Спасибо.

1965

1966 ШУБА В. Б. Я могу ответить. Мне кажется, я сказал в своём докладе, что ни

1967 одним рублём из суммы до 325 миллиардов правительство не воспользовалось, оно

1968 не выполнило норму Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009

1969 год...", потому что это исполнить невозможно ввиду того, что запрещает

1970 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Мы должны разблокировать ранее

1971 принятое решение, чтобы оно исполнялось.

1972

1973 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.

1974

1975 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

1976

1977 Уважаемый Виталий Борисович, всё-таки мне хотелось бы уточнить: каким образом

1978 Государственная Дума, депутаты Государственной Думы будут получать информацию

1979 о том, сколько куда направлено, на какие цели пошли средства, если мы не

1980 будем это обсуждать в виде законов, как того требует Бюджетный кодекс?

1981

1982 ШУБА В. Б. Спасибо за вопрос.

1983

1984 Во-первых, все изменения, связанные с расходованием средств федерального

1985 бюджета, должны пройти через соответствующие решения об изменениях в закон о

1986 федеральном бюджете. То есть правительство по итогам исполнения бюджета 2009

1987 года в конце 2009 года нам внесёт проект федерального закона о внесении

1988 изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на

1989 плановый период 2010 и 2011 годов". Это первое направление, по которому мы

1990 будем контролировать использование этих средств, если они будут, конечно,

1991 расходоваться. А второе направление - это имеющийся механизм финансового

1992 контроля через Счётную палату. И третье - в соответствии с нормой Бюджетного

1993 кодекса нами создана рабочая группа, которая следит за тем, как правительство

1994 выполняет решения Государственной Думы.

1995

1996 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.

1997

1998 ОСТАНИНА Н. А. Виталий Борисович, буквально в конце года правительство

1999 приняло решение о направлении в регионы 43,7 миллиарда рублей на борьбу с

2000 последствиями финансового кризиса. В частности, речь идёт о борьбе с

2001 безработицей. Шувалов заявил о том, что 12 января якобы эти деньги уже ушли в

2002 заявленные регионы, таких регионов семь. Мы у себя не принимали решение об

2003 изменениях в бюджет по поводу этих средств. Скажите, это средства из этих 325

2004 миллиардов рублей, о которых вы говорите, либо речь идёт о каких-то других

2005 деньгах, которые прошли мимо парламента?

2006

2007 И в "Российской газете", на что любезно указала Фарида Исмагиловна, которая

2008 взяла на себя полномочия толковать в том числе и за ваш профильный комитет,

2009 приводится методика распределения этих средств между регионами. То есть не

2010 получается ли, что мы сегодня задним числом утверждаем, де-факто, то, что уже

2011 случилось, и правительство уже... (Микрофон отключён.)

2012

2013 ШУБА В. Б. Спасибо за вопрос.

2014

2015 Вы говорите совершенно о других деньгах. 2008 год, Федеральный закон "О

2016 федеральном бюджете на 2008 год..." исполнен, и все расходы осуществлялись в

2017 соответствии с решениями, которые мы с вами приняли. Та норма, о которой я

2018 сейчас говорю, вступает в действие с 1 января 2009 года, если мы разблокируем

2019 ранее принятые нами решения. Норма закона о бюджете на 2009 год начинает

2020 работать с 1 января 2009 года.

2021

2022 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы дополнить представитель правительства? Нет, не

2023 настаивает представитель правительства.

2024

2025 Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

2026

2027 ЛОКОТЬ А. Е. Виталий Борисович, вас не настораживает, я имею в виду комитет

2028 прежде всего, вот такая тенденция, что мы всё больше и больше полномочий

2029 отдаём Правительству Российской Федерации в решении финансовых вопросов? В

2030 конце прошлого созыва Думы, помните, мы решали эти вопросы, ограничили

2031 возможности Счётной палаты по контролю за бюджетом, в этом созыве внесли

2032 изменения в Бюджетный кодекс, мы уже передали часть полномочий Министерству

2033 финансов по распределению средств, и вот ещё один рычаг мы передаём туда,

2034 причём не всему правительству, а именно тому блоку, который сегодня жёстко

2035 критикуют (в том числе в "Российской газете" устами Лужкова, вот буквально в

2036 последние дни там была очень жёсткая статья о монетаристском курсе), а мы

2037 отдаём им полномочия. Вот эта тенденция - она не очень понятна.

2038

2039 Спасибо.

2040

2041 ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, я ещё раз акцентирую ваше внимание на том, что

2042 нами решение уже принято, оно зафиксировано в Федеральном законе "О

2043 федеральном бюджете на 2009 год...", но норма не может работать по той

2044 причине, что Бюджетный кодекс, статьи 132 и 139, толкует иначе действия

2045 правительства в данной ситуации. Мы своим законопроектом как раз и даём право

2046 правительству, всему Правительству Российской Федерации, потому что это

2047 коллегиальный орган, принимать решения по вопросам, связанным с

2048 регулированием рынка труда, поддержкой финансового сектора, поддержкой

2049 отраслей экономики, в пределах той суммы, которую мы уже определили. Механизм

2050 контроля, ещё раз говорю, у нас есть, он вполне достаточный.

2051

2052 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.

2053

2054 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.

2055

2056 Уважаемый Виталий Борисович, какое-то несоответствие в ваших ответах. Мы дали

2057 правительству право направить 325 миллиардов, и никто ему не мешает

2058 направлять эти средства согласно Бюджетному кодексу. Не надо говорить, что

2059 это заблокировано.

2060

2061 В связи с этим я хочу услышать от вас: официально с каким запросом

2062 правительство обратилось в Государственную Думу по поводу того, что эти две

2063 статьи блокируют выполнение этого решения? Именно эти две статьи определяют

2064 порядок направления этих средств. И я не пойму, если полномочий у

2065 правительства не хватает, почему правительство само не выступило с

2066 предложением и не внесло такой законопроект? Скажите нам: с каким официальным

2067 документом правительство обратилось в Думу и попросило депутатов подготовить

2068 этот законопроект?

2069

2070 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович.

2071

2072 ШУБА В. Б. В Конституции определены субъекты права законодательной

2073 инициативы, в данном случае девять депутатов Государственной Думы

2074 воспользовались своим правом.

2075

2076 Что касается статьи 132, - я боюсь, что не очень точно буду цитировать, - то

2077 она гласит, что распределение субсидий осуществляется в соответствии с

2078 принятыми федеральными законами и (или) решениями Правительства Российской

2079 Федерации. Поэтому мы толкуем статьи 132 и 139 и говорим, что мы даём право

2080 правительству не вносить проект федерального закона о внесении изменений

2081 относительно суммы средств в размере до 325 миллиардов рублей в закон о

2082 федеральном бюджете.

2083

2084 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство хотело бы уточнить. Пожалуйста.

2085

2086 ЛОГИНОВ А. В. Я просто хочу подтвердить то, что сказал докладчик.

2087 Действительно, эти статьи не противоречат друг другу, тут речь не идёт об их

2088 противоречии, речь идёт о том, что обе эти статьи будут исполняться, но в

2089 рамках этих 325 миллиардов могут появляться новые направления, новые виды

2090 субсидий, и для оперативности принятия решений - в частности, это может быть

2091 поддержка рынка труда и аналогичные меры по преодолению кризисных последствий

2092 - это необходимо прописать. Данный законопроект предлагает предоставить

2093 правительству только на этот сложный, непростой период возможность

2094 оперативного принятия решений по этим новым видам субсидий. По действующему

2095 Бюджетному кодексу мы обязаны это всё предусматривать в законе о федеральном

2096 бюджете. Необходимость принятия подобного рода решений путём внесения

2097 изменений в закон о федеральном бюджете требует достаточно большого,

2098 продолжительного времени, и деньги могут с опозданием прийти непосредственно

2099 в регионы к получателям этих денежных средств.

2100

2101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.

2102

2103 ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Виталий Борисович, речь идёт о сумме, равной

2104 консолидированному бюджету пятнадцати центральных областей. Пятнадцати!

2105 Сегодня я предложил принять протокольное поручение, где прошу, чтобы

2106 правительство нам дало оперативную информацию о мерах поддержки российского

2107 товаропроизводителя на текущий год. Мы, наша фракция, и в прошлом году

2108 ставили этот вопрос, но нам так ничего и не ответили ни письменно, ни устно.

2109 Возникают вопросы: если у них нет никакого документа по оперативной поддержке

2110 товаропроизводителя, тогда на что они будут выделять деньги? Или они скрывают

2111 от нас что-то, хитрят?

2112

2113 Не кажется ли вам, что вначале нужно запросить информацию о мерах оперативной

2114 поддержки, запланированных хотя бы на полгода, а потом уже давать под них

2115 деньги? Пусть они не в мае, а в апреле эти деньги потратят, но мы должны в

2116 принципе знать, на что уходят деньги пятнадцати центральных областей. А мы

2117 так даём деньги: куда хотите, туда и давайте, а мы потом утвердим. Мне

2118 кажется, нужно наоборот: вначале стулья, а потом уже деньги.

2119

2120 ШУБА В. Б. Уважаемый Владимир Николаевич, я ещё раз напоминаю о том, что

2121 решение нами уже принято, оно нашло отражение в Федеральном законе "О

2122 внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009

2123 год...", это статья 25: Правительство Российской Федерации по результатам

2124 исполнения федерального бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году в

2125 установленном Правительством Российской Федерации порядке средства

2126 федерального бюджета в размере до 325 миллиардов рублей на реализацию мер по

2127 поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, а также по

2128 предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда. То есть мы

2129 дали это право, но правительство этим правом воспользоваться сегодня не

2130 может, поэтому мы даём такое толкование статьи 132: правительство может это

2131 делать, с одной стороны, путём внесения изменения в закон о федеральном

2132 бюджете, во-вторых, как там написано, решением правительства и, в-третьих, вы

2133 можете распределять эти средства в соответствии с собственным решением.

2134

2135 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2136

2137 Коломейцев Николай Васильевич.

2138

2139 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

2140

2141 Уважаемый Виталий Борисович, скажите, пожалуйста, является ли этот закон

2142 следствием принятого впопыхах непродуманного предыдущего закона? И не

2143 считаете ли вы, что мы на самом деле ущемляем права президента? Почему?

2144 Потому что любое изменение федерального закона о бюджете, одного из базовых,

2145 обязательно проходит подписание президентом. Складывается впечатление, что

2146 определённая группа, пользуясь неопытностью президента, пытается, вообще-то,

2147 резко сократить его права и возможности. И в данной ситуации получается, что

2148 мы уже у Думы отняли большую часть контрольных функций, говоря о наделении

2149 её такими функциями, - это и Счётная палата, это и вопросы перераспределения

2150 полномочий. Если мы в трёх чтениях можем за десять минут принять любой закон,

2151 то почему мы хотим, чтобы определённые товарищи без закона распределяли

2152 средства? И почему нет у нас заключения?.. (Микрофон отключён.)

2153

2154 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.

2155

2156 ШУБА В. Б. Прежде всего, заключения Правительства Российской Федерации не

2157 требуется.

2158

2159 Но, Олег Викторович, мне кажется, вы должны были остановить задающего вопрос

2160 по той причине, что главе Российской Федерации была дана оценка, которая не

2161 соответствует действительности. Он Президент Российской Федерации, более

2162 того, всенародно избранный президент. Мы вносим изменения в федеральный

2163 закон, в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Президент закон подписывает,

2164 вводит его в действие. Если президент будет не согласен с нашей

2165 законодательной инициативой, он воспользуется своим конституционным правом и

2166 не подпишет, отклонит принятый нами федеральный закон.

2167

2168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы.

2169

2170 Пожалуйста, присаживайтесь, Виталий Борисович.

2171

2172 Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Иванов, депутат Рябов, депутат

2173 Плетнёва. Всё, подводим черту.

2174

2175 Пожалуйста, депутат Рябов.

2176

2177 РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.

2178

2179 Спасибо, Олег Викторович.

2180

2181 Спасибо Андрею Викторовичу за чёткую и честную позицию, которую он довёл до

2182 депутатов, относительно принятия этого закона. Он чётко и ясно пояснил, что

2183 всё-таки это не поправка к тем решениям, о которых говорил депутат Шуба, а

2184 действительно изъятие тех полномочий, которыми обладают депутаты

2185 Государственной Думы. Спасибо ещё раз, Андрей Викторович.

2186

2187 Но мы знаем и другое: несмотря на все те меры, которые сейчас принимаются

2188 правительством для сохранения устойчивости нашей экономики, падение пока так

2189 и не остановлено.

2190

2191 Как мы знаем из официальных заявлений членов правительства, в том числе и

2192 доблестного министра финансов Кудрина, 5,5 триллиона рублей бюджетных

2193 средств, взятых из Стабфонда, они отдали банкам. Мы, депутаты, уже который

2194 раз ставили вопрос, просили отчитаться, где эти денежки и на решение каких

2195 государственных, национальных вопросов эта огромная сумма потрачена, - мы так

2196 и не услышали, как говорится, где деньги. Вот и сейчас подготовлен и

2197 протаскивается очередной авантюрный законопроект, который позволит чиновникам

2198 из Минфина принимать самостоятельные решения, кому дать, а кому кукиш

2199 показать. Так не годится! Принцип "одна голова хорошо, а две лучше" в данной

2200 ситуации очень уместен. Почему господин Кудрин должен распоряжаться

2201 самостоятельно бюджетными деньгами? Тем более он доказал свою полную

2202 несостоятельность как экономист-финансист, ведь в течение восьми лет, когда

2203 была пауза, были определённые поступления в бюджет денег, которые необходимо

2204 было пустить на развитие производительных сил страны, чтобы подготовить

2205 экономику страны к мировому кризису, он эти денежки превращал фактически в

2206 долговой мешок, и сейчас бюджет страны задыхается от долгов. Только в 2009

2207 году надо возвратить иностранным кредиторам более 400 миллиардов долларов!

2208 Поясняю: банки взяли кредиты, компании взяли кредиты и эти денежки надо

2209 возвратить. Вот те 5,5 триллиона, которые господин Кудрин отдал банкам, они

2210 сейчас и уходят за границу, возвращаются, а не идут в реальный сектор

2211 экономики. И если мы отдадим полномочия правительству относительно применения

2212 статей Бюджетного кодекса, неизвестно куда эти денежки пойдут, потому что

2213 указанная в пояснительной записке форма распределения этих денег очень

2214 обширная. Вот эти 400 миллиардов долларов - это фактически весь

2215 стабилизационный резерв нашей страны. А теперь этим законом мы хотим

2216 предоставить Кудрину право самостоятельно, причём ещё и ещё раз,

2217 распоряжаться деньгами. Это вопросы, которые всё-таки должны решаться вместе

2218 со всеми депутатами Государственной Думы.

2219

2220 Было бы ещё полбеды, если бы он распределил эти денежки и остановил падение

2221 производства, но не те дыры затыкает сегодня правительство, это не даёт

2222 существенных результатов для остановки спада промышленного производства.

2223 Заткнув одну дыру, конечно, можно спасти тонущий корабль, а другую - только

2224 отсрочить гибель на несколько мгновений. Вот пока правительство страны, в том

2225 числе и главный финансист Кудрин, принимает решения, которые частично

2226 приостанавливают гибель нашего корабля - экономики нашей страны, но полностью

2227 эти решения не спасают и не спасут. Что же необходимо делать в данной

2228 ситуации? В данной конкретной ситуации необходимо усилить и ужесточить как

2229 раз контроль за расходованием бюджетных средств. Депутаты должны не только

2230 контролировать, но и непосредственно участвовать в выделении этих средств,

2231 определять, куда и на какие нужды эти деньги уходят.

2232

2233 Второе. Как вы умеете - я в первую очередь обращаюсь к депутатам "ЕДИНОЙ

2234 РОССИИ" - готовить и проталкивать законы, именно в таком быстром режиме

2235 принять закон о национализации предприятий, и не просто принять закон, а

2236 национализировать их.

2237

2238 Третье. Принять закон о замораживании цен на газ, нефть и продукты их

2239 переработки, электроэнергию, железнодорожные перевозки.

2240

2241 Принять закон о стопроцентном субсидировании ипотечного кредита с целью

2242 возрождения строительного комплекса.

2243

2244 Это, безусловно, не полный перечень тех мер, которые необходимо принять и над

2245 которыми нужно работать правительству. А законы, которые мы сейчас в срочном

2246 порядке принимаем, не решают и не решат проблем, не предотвратят провал

2247 экономики нашей страны.

2248

2249 Спасибо.

2250

2251 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва.

2252

2253 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В общем-то,

2254 кажется, такой маленький закон, состоящий из одной-двух статей, но он очень

2255 важный.

2256

2257 Я помню, как в эпоху эйфории от демократии в начале 90-х, когда пытались мы

2258 все тут роль парламента повысить, мы распределяли впервые инвестиционные

2259 программы. Каждый комитет рассматривал их! Потому что депутат избирается от

2260 округа, он знает все предприятия, которые в округе работают, знает всю

2261 ситуацию экономическую. И тогда, конечно, мы очень активно участвовали в

2262 распределении средств хотя бы на капитальный ремонт, на строительство. А вы

2263 вспомните, денег-то вообще почти тогда не было. Мы без бюджета работали,

2264 знаете и вы, Олег Викторович, вообще без бюджета в первой Думе были, но тем

2265 не менее роль депутатского корпуса всё-таки какая-то была. Вот вы посмотрите:

2266 сейчас, когда приходят к нам представители правительства и мы что-нибудь

2267 нелицеприятное говорим в их адрес, они парируют: а это вы сами принимали. И

2268 Зурабов так тысячу раз говорил: а мы только исполняем. Поэтому вот этот

2269 закон, я считаю, очень важный, и деньги за этим огромные. А ссылка докладчика

2270 на то, что мы ведь уже дали им такое право - ну очень плохо, что дали,

2271 отвечать будем все вместе.

2272

2273 Сейчас ситуация ещё труднее, мне кажется, чем была в начале 90-х, потому что

2274 неизвестно, что впереди, а тот мешок денег, который правительство накапливало

2275 и в связи с которым рассказывало нам басни и про фонды будущих поколений, и

2276 про прочие, - этот мешок быстренько-быстренько тает. И мы по лицам наших

2277 правителей на заседаниях всё это видим. У нас нет информационных программ,

2278 которые рассказывали бы нам, что происходит в регионах. Нам рассказывают про

2279 трубу уже на протяжении трёх месяцев. Вот труба, труба... Вместо того чтобы

2280 решать вопрос, не разжигать вражду между братскими народами, нам весь новый

2281 год всё про это...

2282

2283 Я уже говорила, что нельзя... Путин сам выступал 4 декабря и говорил, что

2284 нельзя ни в коем случае, ссылаясь на кризис, закрывать предприятия. Что

2285 делают наши предприниматели? Да им сегодня очень выгодно приостановить

2286 работу, ничего не платить, а дальше, мол, посмотрим, как дело обернётся. Я

2287 обращалась к Грефу на протяжении двух месяцев по вопросу о том, чтобы

2288 предприятию, очень важному в строительном бизнесе, уже, по сути дела, на

2289 четыре пятых построенному, дать кредит. Он даже не отвечает на звонки, потому

2290 что мы никто тут, мы для них люди с улицы. Вот что правительство сказало, то

2291 в этом зале - всё, аксиома. Все поднимают руки - и за, и вперёд, и давайте с

2292 песнями. А отвечать, я повторяю, будем все вместе.

2293

2294 Закон очень важный, и если бы мы сегодня проявили волю... Кстати, нам, как

2295 Сергей Николаевич Решульский правильно говорил, даже не дали документ: кто у

2296 нас это просит, на какие цели, куда. И наша фракция будет голосовать,

2297 естественно, против таких решений.

2298

2299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2300

2301 Уважаемые депутаты, у нас две минуты осталось. Ещё одно выступление, и надо

2302 будет принимать решение. Ещё есть право на заключительное слово. Поэтому

2303 предложение такое: может быть, мы продлим время до завершения рассмотрения

2304 данного вопроса? Никто не настаивает на голосовании? Нет. Договорились.

2305

2306 Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.

2307

2308 ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, ну, уже было сказано, как всё плохо, как не

2309 стоит ничего делать, это с одной стороны. С другой стороны, фракция ЛДПР,

2310 конечно, понимает, что в кризисный год решения надо принимать оперативно. Мы

2311 с этим полностью согласны. И когда принимали бюджет на 2009 год, между

2312 прочим, эта тема всплывала - что будет такое, но на это как-то никто внимания

2313 не обратил, а мы особо и не настаивали.

2314

2315 С другой стороны, а зачем, спрашивается, покушаться на конституционное

2316 полномочие Государственной Думы, которое, заметьте, прописано в Конституции -

2317 принятие федерального бюджета на текущий год - это полномочие Государственной

2318 Думы, - если у нас и так, как правило, происходит следующее: сегодня

2319 законопроект внесли, завтра его рассмотрели, послезавтра уже приняли и

2320 подписали? Можно было по крайней мере сохранить лицо, однако почему-то по

2321 этому пути не пошли, не знаю почему.

2322

2323 Второй момент. Вот сегодня фракция ЛДПР внесла законопроект об отмене

2324 транспортного налога для пенсионеров, которые владеют транспортным средством

2325 старше десяти лет. Ну пошлины повышают, вот мы, со своей стороны, и решили

2326 как-то помочь пенсионерам. Правительство пишет нам официальный отзыв: да вы

2327 что делаете, ведь тут же начнут на пенсионеров оформлять все свои

2328 транспортные средства, уклоняясь от налогов, а под транспортным средством

2329 подразумеваются и вертолёт, и самолёт, и катер, и яхта.

2330

2331 Где вы видели такого пенсионера? Может быть, среди персональных

2332 правительственных пенсионеров такие есть, но мы-то заботились о других людях.

2333 Поэтому, извините, но здесь мы тоже вправе сказать: а мы вам, товарищи, уже

2334 не доверяем. Ведь 325 миллиардов - это, извините, как говорится, не баран

2335 чихнул, это огромные средства. И заметьте, от чего мы с вами отказываемся,

2336 уважаемые коллеги? Мы с вами отказываемся от того, чтобы определить, на какие

2337 цели, на каких условиях, по каким критериям будут отобраны субъекты, которые

2338 получат эти субсидии. Мы от этого отказываемся. Но в итоге нам говорят: всё

2339 нормально, Конституция здесь ни при чём, там написано, что Госдума принимает

2340 бюджет - вы его и принимаете, а разрабатываем мы, и не ваше вроде как дело

2341 соваться в эти тонкие вещи, вроде как с калашным рылом в охотный ряд. Хотя мы

2342 на Охотном ряду и сидим. Вернее... ну вы сами знаете эту поговорку.

2343

2344 Поэтому вы извините, уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ

2345 РОССИИ", данный законопроект фракция ЛДПР не поддерживает, и всю

2346 ответственность за то, что потом эти средства будут разворованы... Ведь

2347 заметьте, как, по словам Виталия Борисовича уважаемого, мы будем проверять:

2348 через год нам скажут, кто получил эти деньги, на какие цели, на каких

2349 условиях. А потом окажется, что кто-то чей-то родственник, кто-то чей-то

2350 знакомый, кто-то ещё каким-то боком имеет отношение к данной теме. Это не

2351 государственный подход, уважаемые коллеги, в конце концов, мы Государственная

2352 Дума или филиал правительства по штампованию этих законов?! Я считаю, что мы

2353 всё-таки Государственная Дума, нам надо сохранять лицо, и от таких полномочий

2354 отказываться нам грех, иначе избиратели нас не поймут. Поэтому, уважаемые

2355 коллеги, мы призываем вас не голосовать за данный законопроект.

2356

2357 Спасибо.

2358

2359 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Виталий

2360 Борисович Шуба просит дать возможность выступить с заключительным словом.

2361 Прокомментируйте все критические выступления в адрес авторов, пожалуйста. Вы

2362 один из них.

2363

2364 ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз возвращаю

2365 вас к тексту законопроекта. Мы даём порядок применения пунктов 3 и 4 статьи

2366 132, пунктов 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса. Зачитываю один из пунктов

2367 статьи 132 Бюджетного кодекса: "Распределение субсидий бюджета субъектов

2368 Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном

2369 бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами

2370 Правительства Российской Федерации". Своим законом мы как раз вводим контроль

2371 за действиями правительства. Мы говорим: своими правовыми актами вы можете

2372 принять решение по расходованию средств в объёме до 325 миллиардов рублей,

2373 только выделяя субсидии на поддержку рынка труда, на поддержку финансового

2374 сектора и отраслей экономики. Другие субсидии должны проходить через

2375 федеральный закон.

2376

2377 Спасибо.

2378

2379 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают

2380 на участии в дискуссии?

2381

2382 По ведению - Решульский. По ведению, Сергей Николаевич.

2383

2384 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я по ведению и хочу сказать. Нам не надо, наверное, лукавить

2385 друг перед другом. Я ведь не зря задал вопрос Виталию Борисовичу: как - устно

2386 ли, письменно ли, с каким письмом - правительство обратилось к нам, чтобы эту

2387 проблему решить? Ну пусть Логинов Андрей Викторович хоть попросит: депутаты,

2388 не можем работать, примите этот закон. Ну что мы тянем губы, когда нас не

2389 целуют? К нам же никто не обращался, в конце-то концов! Ну объясните мне,

2390 Виталий Борисович, кто к вам обратился, к авторам, чтобы вы такой

2391 законопроект внесли, использовав своё право законодательной инициативы? Ну не

2392 просит правительство! Вот представитель правительства стоит (или сидит), он

2393 говорит, что это и не надо вроде бы, но если мы примем, они будут рады.

2394

2395 Спасибо. Я просто по ведению высказался.

2396

2397 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это всё-таки возвращение к тому вопросу, на который

2398 Виталий Борисович, как мне представляется, несколько раз уже давал ответ.

2399

2400 Что касается правительства, то вот Логинов тянет руку. Пожалуйста.

2401

2402 ЛОГИНОВ А. В. Сергей Николаевич, вы сегодня при обсуждении повестки дня

2403 сделали ряд очень справедливых замечаний в отношении Регламента

2404 Государственной Думы.

2405

2406 В том же тексте Регламента написано, что полномочный представитель

2407 правительства принимает участие в заседаниях - пленарных заседаниях, в

2408 заседаниях комитета - без специального письменного поручения правительства.

2409

2410 Вопрос о принятии данного законопроекта обсуждался с нами, при нашем участии,

2411 с самого начала, когда эта тема только возникла. На самом деле законопроект

2412 надо было принимать ещё в конце прошлого года. Просто конец сессии был такой

2413 напряжённый, что данный вопрос не был рассмотрен. Те нормы, которые мы

2414 принимаем сегодня, конечно же, должны быть рассмотрены по возможности

2415 оперативно, и необходимость принятия этого законопроекта мы также обсуждали

2416 вчера на Совете Государственной Думы, где была высказана просьба

2417 правительства поддержать эту инициативу.

2418

2419 Если вы считаете, что нужно... Мы соответствующую информацию, нашу позицию

2420 довели до бюджетного комитета. Если вы считаете, что правительству

2421 необходимо, когда речь идёт о затрагивающих его законодательных инициативах,

2422 особым образом фиксировать это на пленарном заседании, хотя об этом было

2423 сказано докладчиком, вашим колл