Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 153108-5 О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

в первом чтении
08.05.2009

Номер законопроекта:153108-5
Комментарий законопроекта:в части уточнения перечня объектов, приватизация которых запрещена
Дата внесения законопроекта в ГД:22.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/153108-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по собственности
Профильный комитет:Комитет ГД по собственности
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:08.05.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2066-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Артюхов Вадим Витальевич, Член СФ
Гусев Владимир Кузьмич, Член СФ
Починок Александр Петрович, Член СФ
Салтыков Анатолий Иванович, Член СФ
Толкачев Олег Михайлович, Член СФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №153108-5 О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"

в части уточнения перечня объектов, приватизация которых запрещена

Дата заседания 08.05.2009, номер заседания 92, строк в стенограмме 5290

О проекте федерального закона № 153108-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части уточнения перечня объектов, приватизация которых запрещена).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4572 Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30

4573 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального

4574 имущества". Доклад члена Совета Федерации Починка Александра Петровича.

4575

4576 Пожалуйста, Александр Петрович.

4577

4578 ПОЧИНОК А. П., член Совета Федерации.

4579

4580 Уважаемая Любовь Константиновна, дорогие депутаты! Я рискну оторвать у вас

4581 три минуты вот по какому поводу.

4582

4583 Действительно, было серьёзное обсуждение этого законопроекта. Я принимаю

4584 замечания, которые изложены в заключении профильного комитета. Судьба

4585 конкретно этого законопроекта понятна, но выяснилось, что проблема намного

4586 серьёзнее, чем мы думали, и над её решением работать. Поэтому моё выступление

4587 - это приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

4588

4589 Что выяснилось? Выяснилось, что помимо защиты интересов жителей, которых

4590 снабжают объекты инфраструктуры приватизируемых предприятий - и

4591 действительно, нужно защищать их интересы, - необходимо защищать интересы

4592 предприятий тоже, потому что очень часто возникает ситуация, когда, например,

4593 99,9 процента мощностей энергетической инфраструктуры работает на

4594 предприятие, тот же самый электрометаллургический завод, а 0,1 процента - на

4595 два домика, которые стоят рядом. И этим пользуются в том числе и в различных

4596 рейдерских схемах. Это первое.

4597

4598 Второе. Наше законодательство оказалось с очень серьёзной дыркой - оно

4599 посвящено целым объектам, а вот с дробными есть проблема. Смотрите, жилой

4600 дом, в нём, внутри, детский садик. Вот как быть? Когда мы обрушиваем систему

4601 защиты жилого дома, мы забываем про интересы детского садика, который внутри.

4602

4603 Честно признаюсь, что после заседания комитета мы не нашли пока точных

4604 формулировок и не сделали грамотных выводов, позволяющих очень быстро

4605 подготовить законопроект. Я боюсь, что работа предстоит довольно долгая.

4606

4607 Я понимаю, что этот законопроект сейчас будет отклонён, но ещё раз призываю к

4608 тому, чтобы нам сесть и подумать, как быть в этом случае. И явно в

4609 законодательство о приватизации в этой части придётся вносить точечные, очень

4610 грамотные изменения, определяющие судьбу сетей, которые работают одновременно

4611 и на предприятие, и на граждан, на жилой фонд, судьбу объектов, которые

4612 используются частью в целях производственных, частью как жилой фонд, судьбу

4613 объектов, которые являются одновременно объектами социальной инфраструктуры и

4614 обслуживают население.

4615

4616 Вот всё, что я хотел сказать.

4617

4618 Поздравляю вас с наступающим нашим великим праздником!

4619

4620 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.

4621

4622 Содоклад от комитета сделает Евгений Исаакович Богомольный. Пожалуйста,

4623 Евгений Исаакович.

4624

4625 БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4626

4627 Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Александр Петрович

4628 достаточно чётко рассказал, в чём заключается законопроект.

4629

4630 Добавлю несколько слов. В соответствии с Федеральным законом "О приватизации

4631 государственного и муниципального имущества" при преобразовании

4632 государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные

4633 общества приватизация объектов транспорта и энергетики, предназначенных для

4634 обслуживания жителей соответствующего населённого пункта, а также жилищного

4635 фонда и объектов его инфраструктуры не допускается. Указанные объекты

4636 подлежат передаче в муниципальную собственность.

4637

4638 Законопроектом предлагается снять все ограничения на приватизацию объектов

4639 электросетевого хозяйства и объектов электроэнергетики, входящих в состав

4640 имущественного комплекса унитарного предприятия. Кроме того, термин "объекты

4641 инфраструктуры жилищного фонда" предлагается заменить закрытым перечнем сетей

4642 инженерно-технического обеспечения и инженерных систем, обеспечивающих жилые

4643 помещения, - электроосвещение, газоснабжение, хозяйственно-питьевое и горячее

4644 водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция.

4645

4646 Комитет по собственности не может поддержать концепцию законопроекта по

4647 следующим основаниям. В связи с тем что законодательство Российской Федерации

4648 об электроэнергетике не содержит определения понятия "объекты электросетевого

4649 хозяйства и объекты электроэнергетики, предназначенные для обслуживания

4650 жителей соответствующего населённого пункта", на практике возникнут проблемы

4651 с идентификацией указанных объектов, что может привести к отчуждению в

4652 частную собственность неопределённого круга объектов, в том числе

4653 предназначенных для обеспечения нужд граждан соответствующих населённых

4654 пунктов.

4655

4656 Реализация законопроекта может повлечь за собой передачу в частную

4657 собственность объектов электроэнергетики и электросетевого хозяйства,

4658 используемых для нужд населения, что приведёт к существенному удорожанию их

4659 услуг, а значит, стоимости электроэнергии для населения. В связи с этим с

4660 учётом осуществлённого в настоящее время государственного регулирования

4661 тарифов на потребляемую населением электрическую энергию их неконтролируемое

4662 повышение вызовет рост дотационных расходов местных бюджетов, средств,

4663 направляемых акционерным обществам - собственникам объектов

4664 электроэнергетики. Такие расходы не предусмотрены местными бюджетами. Таким

4665 образом, увеличится объём субсидий, предоставляемых из бюджетов

4666 соответствующих субъектов Российской Федерации.

4667

4668 Принятие законопроекта также может повлечь за собой негативные последствия

4669 для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с

4670 ростом стоимости их подключения к местным электросетям.

4671

4672 Комитет по собственности не поддерживает положение законопроекта в части

4673 установления конечного перечня инженерных сетей, подлежащих передаче в

4674 муниципальную собственность. В частности, кроме указанных сетей существуют

4675 иные сети - телефонные сети, сети радиосвязи, система телевизионных антенн,

4676 локальные компьютерные сети, сети пожарной сигнализации и многие другие.

4677 Некоторые из таких сетей могут быть в собственности третьих лиц, например

4678 Ростелекома, а другие - входить в состав имущества приватизированного

4679 унитарного предприятия и передаваться в муниципальную собственность.

4680

4681 Таким образом, формирование закрытого перечня сетей представляется

4682 экономически нецелесообразным. Кроме того, Комитет по собственности считает

4683 необходимым учесть, что инженерные сети предназначены для обслуживания не

4684 только жилых, но и нежилых помещений, которые также могут входить в состав

4685 многоквартирных жилых домов, что предполагает использование всех сетей.

4686

4687 С учётом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной

4688 Думе законопроект отклонить.

4689

4690 Доклад окончен. Спасибо за внимание.

4691

4692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне.

4693

4694 Есть ли вопросы? Два вопроса.

4695

4696 Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович.

4697

4698 РОХМИСТРОВ М. С. В обоих докладах прозвучали абсолютно здравые мысли. Но вот

4699 мне непонятно, почему сегодня у нас совершенно дикие вещи происходят в тех

4700 монополиях, которые отвечают за электроснабжение и всё остальное.

4701

4702 Я уже неоднократно говорил, что, например, в Москве в каждом метре жилого

4703 дома коммуникации - это входной билет. Это пошло с рынков, когда стояли

4704 братки лысые и брали на рынок: хочешь торговать - мне давай деньги, а там

4705 аренду будешь платить. Вот самое дикое у нас - это плата за подключение. В

4706 каждом метре жилой площади в Москве - от тысячи до полутора тысяч долларов...

4707 Вот с этим что-то надо делать, вообще! Монополии сидят, и никто их не

4708 наказывает. И здесь вроде всё законно, вроде не приватизировано, но кто тогда

4709 деньги-то получает эти? Куда они, вообще, деваются? Кто-нибудь этим

4710 занимался?

4711

4712 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, вы ответите? Пожалуйста.

4713

4714 ПОЧИНОК А. П. К огромному сожалению, эта тема совершенно другого

4715 законодательства.

4716

4717 Я, как член одного из самых старых в Москве ТСЖ и опять-таки как

4718 представитель Российского государственного социального университета, скажу,

4719 что и там, и там сталкивался с этой проблемой. Она безумна, и цифры могут

4720 быть ещё выше, чем те, которые вы называли. Но это законодательство об

4721 энергетике. Вот там действительно нужно думать, как ограничивать, как сделать

4722 нормальную легальную плату за подключение и как изменить порядок, когда мы с

4723 вами вынуждены строить те же самые подстанции, а потом дарить их дяде просто

4724 потому, что мы не имеем права их эксплуатировать. Есть тема.

4725

4726 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4727

4728 Евгений Исаакович, вы ответите на вопрос или достаточно?

4729

4730 БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Вопрос риторический и, в общем-то, не касается данного

4731 законопроекта.

4732

4733 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4734

4735 Беляков Антон Владимирович, ваш вопрос.

4736

4737 БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.

4738

4739 Вопрос к докладчику. Александр Петрович, в пояснительной записке к

4740 законопроекту говорится о возможности заключения концессионных договоров в

4741 случае приватизации владельцами с органами местного самоуправления, что

4742 позволит сохранить управляемость на рынке коммунальных услуг. А заключаются

4743 ли такие соглашения, есть ли готовность заключать такие соглашения, есть ли

4744 запросы и предложения? Просто сама по себе идея не нова, но непонятно...

4745 Во-первых, нет механизма обязывать заключать такие соглашения, и непонятно,

4746 готовы ли энергетики такие соглашения заключать. Просто это интерес... Так

4747 как тема педалируется, то хотелось бы понять ваше мнение, на чём оно

4748 основано.

4749

4750 ПОЧИНОК А. П. Есть готовность, но нет сейчас законодательной возможности. А

4751 на каком материале мы это можем утверждать уверенно? Мы посмотрели подробно

4752 ситуацию в Москве. Была масса случаев в последние годы при приватизации

4753 предприятия из-за этой статьи закона о приватизации: из него вычленялись

4754 электрические сети, энергоснабжающие мощности, и возникала совершенно дикая

4755 ситуация, когда предприятие не могло существовать. Собственники предприятий

4756 говорят простую вещь: "Мы согласны заключить концессионное соглашение в том

4757 случае, если к предприятию привязаны соседние дома, согласны оговаривать

4758 уровень тарифов, согласны оговаривать специальные условия обслуживания,

4759 защиту интересов жителей, которые живут вокруг, но дайте нам, в конце концов,

4760 то, что составляет неотъемлемую часть нашего предприятия, то, что строилось

4761 как одно целое". Так что здесь как раз интерес есть, и это можно

4762 прорабатывать, если будет продвижение закона.

4763

4764 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4765

4766 Вопросы закончились.

4767

4768 Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Исаакович.

4769

4770 Коллеги, есть ли желающие выступить? Рохмистров Максим Станиславович и

4771 депутат Гартунг. По три минуты достаточно будет? Но у нас тогда останутся два

4772 вопроса нерассмотренными. Достаточно трёх минут.

4773

4774 Пожалуйста, Максим Станиславович Рохмистров.

4775

4776 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, у любой медали есть две стороны, и даже

4777 в этом законопроекте, и в общем и в целом я соглашаюсь с мнением комитета,

4778 что его не надо принимать в том виде, в каком он представлен, но там есть

4779 здоровое зерно, потому что очень часто сталкиваются с тем, что создаются за

4780 счёт предприятий, за огромные деньги, те или иные объекты инфраструктуры (это

4781 везде, собственно говоря, и в Москве, и так далее) и просто отдаются в

4782 качестве подарка предприятиям энергетического комплекса. И этим же

4783 предприятиям за то, чтобы подключиться к электроэнергии и получить право

4784 покупать у них электроэнергию, такой входной билет ты тоже потом оплатишь.

4785 Да, сетки есть. Во всём мире за это в тюрьму сажают.

4786

4787 Я встречался не так давно с министром строительства Вьетнама. Это страна

4788 понимаете какая. Когда я ему сказал, что у нас есть плата за подключение, он

4789 чуть с ума не сошёл. Говорит: у вас что, ещё кто-то что-то строит?

4790

4791 Поэтому тот бред, который у нас происходит в отрасли, все сетевые компании

4792 (водоканалы, электроэнергия, газ) - это всё подпадает целиком и полностью под

4793 статью о вымогательстве, когда с предприятий, с жителей, со всех людей

4794 вымогают деньги за право покупать тот или иной товар, где есть монополист. И

4795 в первую очередь об этом должна кричать антимонопольная служба, а она у нас

4796 молчит, только мелочовочкой какой-то занимается.

4797

4798 У нас за последние пятнадцать лет посмотрите, сколько построено

4799 электростанций. Кто их эксплуатирует и в каком состоянии они находятся? И

4800 потом каждый из нас, а также государство оплачивает входной билет. Никто с

4801 этим ничего не делает. У нас есть целая программа, касающаяся доступного

4802 жилья. Когда оно станет доступным, то сразу можно будет на 30 процентов

4803 снизить стоимость жилья в любом городе. Уберите плату, входные билеты

4804 уберите, уберите бандитов от входа на рынок - и тогда будет проще жить.

4805

4806 В то же время, когда предприятия строят объекты инфраструктуры и у них эти

4807 объекты забирают без всякой компенсации, с какой стати я должен за свой счёт

4808 создавать основные средства производства для какой-то компании, которая потом

4809 на этом будет получать прибыль? То есть опять же непонятная ситуация, поэтому

4810 в этом плане необходимо работать, вносить, наверное, серьёзный пакет

4811 законопроектов, которые смогут отрегулировать все эти вещи и не будут... Либо

4812 пускаете предприятия, которые продавцы сами строят, и они обеспечивают

4813 необходимые объёмы, либо уж тогда передавайте в собственность то, что

4814 построили, или там на каких-то... (Микрофон отключён.)

4815

4816 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4817

4818 Гартунг Валерий Карлович, включите микрофон, пожалуйста.

4819

4820 ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".

4821

4822 Спасибо.

4823

4824 Уважаемые коллеги, я не буду повторять уже высказанные доводы и за, и против,

4825 хочу только обратить ваше внимание на то, что проблема, обозначенная авторами

4826 законопроекта, актуальна. И к сожалению, мы очень часто сталкиваемся в Думе с

4827 ситуацией, когда комитеты, признавая наличие проблемы, говорят, что вот этим

4828 способом её решать неправильно, а ничего взамен не предлагают. Мы каждый день

4829 по нескольку законопроектов отклоняем на этом основании. Но ведь у нас даже

4830 поговорка есть: "Два юриста - три мнения", поэтому, знаете, у меня

4831 предложение: изменить подход к законодательным инициативам, которые исходят

4832 не от членов комитета, а от других авторов, может быть, брать их за основу,

4833 во втором чтении дорабатывать и всё-таки двигать наше законотворчество в

4834 нужном направлении, иначе мы так и будем стоять на одном месте.

4835

4836 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4837

4838 Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет.

4839 Есть ли желание высказаться с заключительным словом? Нет.

4840

4841 Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу

4842 определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить.

4843

4844 Покажите результаты голосования.

4845

4846 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 45 сек.)

4847 Проголосовало за 4 чел.0,9%

4848 Проголосовало против 1 чел.0,2%

4849 Воздержалось 0 чел.0,0%

4850 Голосовало 5 чел.

4851 Не голосовало 445 чел.98,9%

4852 Результат: не принято

4853

4854 Не принято.

4855