Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 155209-5 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

у Президента РФ
29.12.2010

Номер законопроекта:155209-5
Дата внесения законопроекта в ГД:27.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/155209-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам молодежи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по культуре
Комитет ГД по охране здоровья
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:29.12.2010
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:436-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Беднов Александр Викторович, Депутат ГД
Борзова Ольга Георгиевна, Депутат ГД
Васильев Владимир Абдуалиевич, Депутат ГД
Вторыгина Елена Андреевна, Депутат ГД
Герасимова Надежда Васильевна, Депутат ГД
Ивлиев Григорий Петрович, Депутат ГД
Исаев Андрей Константинович, Депутат ГД
Карпович Наталья Николаевна, Депутат ГД
Мизулина Елена Борисовна, Член СФ
Морозов Олег Викторович, Член СФ
Мукабенова Марина Алексеевна, Депутат ГД
Останина Нина Александровна, Депутат ГД
Плигин Владимир Николаевич, Депутат ГД
Роднина Ирина Константиновна, Депутат ГД
Яковлева Татьяна Владимировна, Депутат ГД
Яровая Ирина Анатольевна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №155209-5 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Дата заседания 21.12.2010, номер заседания 201, строк в стенограмме 9431

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1522 5-й вопрос. О проекте федерального закона "О защите детей от информации,

1523 причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад председателя Комитета по

1524 вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной.

1525

1526 Пожалуйста.

1527

1528 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

1529 женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1530

1531 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение

1532 выносится законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их

1533 здоровью и развитию".

1534

1535 Комитет просит вернуться к рассмотрению этого законопроекта во втором чтении

1536 и выносит на рассмотрение Государственной Думы таблицу поправок,

1537 рекомендуемых к принятию. В эту таблицу включена сорок одна поправка.

1538 Необходимость возврата ко второму чтению обусловлена тем, что после принятия

1539 законопроекта во втором чтении... А я напомню, что от имени комитета мы

1540 обещали: если выявятся внутренние противоречия или какие-то пробелы в этом

1541 законопроекте, мы обязательно добросовестно предложим Государственной Думе

1542 возвратиться к рассмотрению его во втором чтении.

1543

1544 Так вот, после принятия законопроекта во втором чтении выяснилось, что,

1545 изменив, например, время трансляции по телевидению передач, которые содержат

1546 информацию, не рекомендуемую к просмотру детям, мы попали в своеобразный

1547 коллапс: если бы мы сегодня не предложили поправки в статью 13 данного

1548 законопроекта, то получилось бы, что до 22 часов нельзя распространять,

1549 например, порнографию, а после 22.00 можно. Поэтому естественно, что

1550 взаимосвязанные поправки 26 и 32 связаны с необходимостью устранить такое

1551 противоречие и обезопасить наших детей, чтобы само принятие закона не могло

1552 рассматриваться как некая легализация распространения порнографии в России.

1553

1554 Вторая группа поправок, которые подготовлены нами в рамках согласования

1555 позиций с Правительством Российской Федерации, - это поправки, связанные с

1556 тем, кто будет надзирать. Я напомню, что во втором чтении в июне мы

1557 согласились с вариантом четырёх надзирающих органов в зависимости от вида

1558 продукции: применительно к тому, что распространяется посредством

1559 телевидения, радио, Интернета, - Минкомсвязи, то, что касается кино- и

1560 видеопродукции, - Министерство культуры, то, что касается продукции,

1561 распространяемой в образовательных учреждениях, - министерство образования, и

1562 Роспотребнадзор осуществляет надзор в части соблюдения прав граждан. Сегодня

1563 мы предлагаем другой вариант (это совокупность поправок 9, 11, 12, 34, 35,

1564 37, 38 и 39), когда один орган будет осуществлять надзор за исполнением

1565 законодательства о защите детей от информации, - уполномоченный

1566 Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

1567 Соответственно, наверное, это правильный подход.

1568

1569 Третья группа поправок, которые согласованы нами в рамках проведения

1570 консультаций с правительством, связана с проведением экспертизы. Я напомню,

1571 что порядок проведения экспертизы информационной продукции, за который мы

1572 проголосовали, состоял в том, что эксперты и экспертные учреждения будут

1573 проводить экспертизу, если с инициативой её проведения выступают орган

1574 надзирающий (направляет обращение), общественная организация, гражданин,

1575 которые в этом случае должны будут за свой счёт оплатить эту экспертизу.

1576 Перечень экспертных учреждений должно было утверждать правительство. Сегодня

1577 предлагается другой вариант, он, на взгляд комитета, лучше, потому что этот

1578 вариант практически устраняет возможность коррупции в этой сфере. Направлять

1579 на экспертизу будет только орган надзирающий, но общественные организации,

1580 граждане могут к нему обращаться. Экспертиза будет осуществляться экспертными

1581 организациями и экспертами, которые будут проходить аккредитацию, то есть

1582 так, как сегодня проходят аккредитацию все другие экспертные организации,

1583 осуществляющие экспертизу в других сферах.

1584

1585 Ну и последняя группа содержательных поправок. Здесь одна поправка, она

1586 касается вступления в силу настоящего закона. Этот срок был предусмотрен - и

1587 мы проголосовали во втором чтении - с 1 сентября 2011 года. С правительством

1588 согласовали небольшую отсрочку по введению в действие - с 1 сентября 2012

1589 года. В частности, это связано с тем, что после принятия данного закона мы с

1590 вами должны будем принять ещё закон, которым вносятся поправки в ряд других

1591 федеральных законов, а правительство должно подготовить подзаконные акты,

1592 которые касаются того, как будет размещаться знак информационной продукции,

1593 какого цвета, какого размера, на печатной продукции, на сайте в Интернете, на

1594 экране телевизора. То есть вот эти моменты технические тоже потребуют

1595 времени.

1596

1597 Мы просили бы, уважаемые коллеги, поддержать рекомендации нашего комитета,

1598 проголосовать за этот законопроект и затем принять его ещё и в третьем

1599 чтении, поскольку проведены правовая, лингвистическая экспертизы, согласован

1600 текст, подготовлено постановление и для третьего чтения.

1601

1602 И, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, от имени комитета я

1603 хотела бы высказать благодарность Анне Владиславовне Поповой, Елене Борисовне

1604 Абросимовой, которые очень серьёзно и неформально работали с этим

1605 законопроектом, и Ольге Валентиновне Пристанской, советнику уполномоченного

1606 по правам ребёнка в Российской Федерации.

1607

1608 Комитет убеждён, что этот законопроект отвечает современным требованиям,

1609 фактически вводит в России, так сказать, создаёт дружественную среду по

1610 отношению к детям и предлагает родителям, вещателям, издателям стать

1611 партнёрами в том, чтобы обеспечить безопасную среду для детей с точки зрения

1612 поступающей к детям информации. Этот законопроект - подсказка для

1613 добросовестных родителей, с тем чтобы, ориентируясь на те знаки, которые

1614 будут размещаться на информационной продукции, предлагать её своим детям либо

1615 ограждать их от её поступления.

1616

1617 Спасибо большое.

1618

1619 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.

1620

1621 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

1622

1623 Уважаемый Борис Вячеславович, я не понял: мы во втором или в третьем чтении

1624 рассматриваем? Мы же должны были вернуть для начала во второе, наверное,

1625 потом только рассматривать.

1626

1627 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, мы будем возвращать, а как же.

1628

1629 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А то уже доклад по второму чтению... (Микрофон отключён.)

1630

1631 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, предложение комитета - вернуть

1632 законопроект к процедуре второго чтения. Я его ставлю на голосование.

1633

1634 Включите режим голосования.

1635

1636 Покажите результаты голосования.

1637

1638 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 25 сек.)

1639 Проголосовало за 359 чел.79,8 %

1640 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1641 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1642 Голосовало 359 чел.

1643 Не голосовало 91 чел.20,2 %

1644 Результат: принято

1645

1646 Принято.

1647

1648 Обсуждаем таблицу поправок, здесь сорок одна поправка. Есть ли необходимость

1649 вынести какие-либо поправки на отдельное голосование? Нет.

1650

1651 Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

1652 принятию. Прошу голосовать.

1653

1654 Включите режим голосования.

1655

1656 Покажите результаты голосования.

1657

1658 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 07 сек.)

1659 Проголосовало за 351 чел.78,0 %

1660 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

1661 Воздержалось 0 чел.0,0 %

1662 Голосовало 351 чел.

1663 Не голосовало 99 чел.22,0 %

1664 Результат: принято

1665

1666 Принято.

1667

1668 Уважаемые коллеги, я выношу проект федерального закона на "час голосования".

1669 Если есть необходимость кому-то выступить по мотивам, можно сейчас

1670 записаться. Селезнёв Валерий Сергеевич, Коломейцев Николай Васильевич - два

1671 человека. 5-й вопрос выносим на "час голосования".

1672

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7448 По пункту 5 Селезнёв выступает по мотивам.

7449

7450 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, по пункту 5 сегодня мы скакали: сначала с

7451 третьего чтения на второе перескочили, во втором рассмотрели таблицы и опять

7452 вернулись очень быстро к третьему чтению. Вообще, сегодня такой вот

7453 удивительно скоростной день. Если какие-то вопросы, которые я буду сейчас

7454 поднимать, неактуальны, я буду очень рад этому, но должен сказать, что

7455 законопроект вызывает неудовлетворение по ряду вопросов.

7456

7457 Во-первых, остаётся непонятным, почему из-под действия закона выводится сфера

7458 рекламы. В рекламных роликах, все знают, часто присутствуют образы и

7459 стереотипы, которые даже взрослым противно смотреть. Там и сцены насилия, и

7460 грубая брань, и эпизоды откровенно эротического содержания. Достаточно

7461 напомнить рекламный ролик, в котором обезумевшая девица с огромной дубиной

7462 гонится за бедным поросёнком. Вот как дети к этому относятся, когда она этого

7463 поросёнка разбивает и потом, радостно сокрушив его на части, из него денежку

7464 достаёт для того, чтобы за что-то заплатить?

7465

7466 Во-вторых, непонятно, в чьих интересах увеличен с шестидесяти до девяноста

7467 дней срок проведения экспертизы. Наверное, в интересах производителей

7468 сомнительной продукции, которые смогут продолжать гнать её на рынок целый

7469 квартал. Даже шестидесяти дней много для того, чтобы распознать порнографию

7470 или, скажем, присутствие в компьютерной игре сцен насилия.

7471

7472 В-третьих, и это, пожалуй, главное, о чём говорила уважаемая Елена Борисовна

7473 Мизулина, - это то, что недостаточно внятно прописаны механизмы контроля и

7474 надзора, проведения экспертизы: какой-то уполномоченный правительством орган.

7475 Что за орган, до сих пор неизвестно, насколько я понимаю. Закон должен иметь

7476 прямое действие и не отсылать за разъяснением к ключевым положениям других

7477 нормативных актов, а без этого механизма контроля, что является ключевой

7478 составляющей, закон не будет работать.

7479

7480 Вот если эти, так сказать, недочёты законопроекта учтены каким-то образом, то

7481 фракция ЛДПР с удовольствием проголосует за этот нужный для защиты детей от

7482 информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, законопроект.

7483

7484 Спасибо.

7485

7486 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина.

7487

7488 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, проголосовав сегодня в третьем чтении за

7489 данный законопроект, - а наша фракция это сделает, - мы, к сожалению, не

7490 поставим точку в вопросе о защите детей, наших детей, от информации,

7491 причиняющей вред их здоровью, физическому и нравственному.

7492

7493 Я напомню, что работа над данным законопроектом проходила в течение

7494 двенадцати лет. К сожалению, не хватило двенадцати лет, чтобы, повторяю,

7495 сегодня поставить точку, по той простой причине, что нормы закона вступают в

7496 силу только с 1 сентября 2012 года. Поэтому правоприменители сейчас не

7497 получат в свои руки документ, который позволил бы им всё-таки разговаривать

7498 на языке закона с теми, кто пытается пропагандировать с помощью электронных

7499 носителей, печатной продукции жестокость, насилие, агрессию и порно.

7500

7501 Но закон имеет свои плюсы. Замечательно, что впервые мы в соответствии с

7502 международным законодательством проводим, так сказать, водораздел между

7503 взрослым и детским временем, здорово, что мы впервые разработали

7504 классификацию в соответствии с возрастом, которая существует уже в

7505 международной практике. Кстати, это ни у кого вопросов не вызывает, и ничего

7506 нового мы здесь не придумали. Замечательно, что есть орган, с помощью

7507 которого можно дать экспертную оценку данной печатной продукции. Но плохо,

7508 что дан расширительный перечень печатной продукции, который включает в себя

7509 кроме литературы научной, учебной ещё и иную литературу, представляющую

7510 художественную ценность, это позволяет расширительно трактовать данное

7511 положение, позволяет включить сюда любую литературу, которую недобросовестный

7512 изготовитель захочет направить нашим детям.

7513

7514 И я сожалею, что у нас получился такой законодательный разрыв. Дело в том,

7515 что этот законопроект не предполагает каких-либо норм, позволяющих наказывать

7516 недобросовестного изготовителя или пропагандиста продукции, в которой

7517 содержатся сцены жестокости или насилия. Почему-то этот законопроект не

7518 сопровождается поправками в соответствующие статьи Уголовного кодекса,

7519 Кодекса об административных правонарушениях. Почему такой законодательный

7520 разрыв у нас образовался? За то время, пока вступит в силу этот закон...

7521

7522 К сожалению, не отдельные нормы законопроекта, а весь законопроект носит

7523 такой отлагательный характер. Пройдёт больше года, и я так полагаю, что сцены

7524 жестокости и насилия, которые продолжают транслироваться у нас по

7525 телевидению, вполне возможно, трансформируются, будем говорить, ещё не один

7526 раз на Тверской площади. В этой связи вызывает сожаление, что пошли на поводу

7527 у тех, кто... у того лобби, которое предложило отложить вступление этого

7528 закона в силу.

7529

7530 Спасибо.

7531

7532 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно ли я понимаю, что мы сейчас должны поставить

7533 на голосование сначала этот законопроект во втором чтении, поскольку мы

7534 возвращались к этой процедуре, да?

7535

7536 Ставится на голосование во втором чтении законопроект о защите детей...

7537

7538 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

7539

7540 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет такой процедуры.

7541

7542 Ставится на голосование во втором чтении проект закона "О защите детей от

7543 информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

7544

7545 Включите режим голосования.

7546

7547 Покажите результаты.

7548

7549 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 41 сек.)

7550 Проголосовало за 445 чел.98,9 %

7551 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7552 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7553 Голосовало 445 чел.

7554 Не голосовало 5 чел.1,1 %

7555 Результат: принято

7556

7557 Принято.

7558

7559 Ставится на голосование этот законопроект в третьем чтении.

7560

7561 Включите режим голосования.

7562

7563 Покажите результаты.

7564

7565 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 06 сек.)

7566 Проголосовало за 442 чел.98,2 %

7567 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7568 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7569 Голосовало 442 чел.

7570 Не голосовало 8 чел.1,8 %

7571 Результат: принято

7572

7573 Принято.

7574

Дата заседания 11.06.2010, номер заседания 169, строк в стенограмме 6493

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1655 Переходим к пункту 12 - проекту федерального закона "О защите детей от

1656 информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад председателя

1657 Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной.

1658

1659 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

1660 женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1661

1662 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам семьи,

1663 женщин и детей предлагает вашему вниманию законопроект, который был принят в

1664 первом чтении 24 июня 2009 года. Сразу же после принятия данного

1665 законопроекта в первом чтении нашим комитетом была создана временная рабочая

1666 группа, в которую вошли сорок пять человек, в том числе пять представителей

1667 комитетов Государственной Думы: Комитета по культуре, Комитета по

1668 информационной политике, информационным технологиям и связи, Комитета по

1669 экономической политике и предпринимательству, Комитета по охране здоровья и

1670 Комитета по делам молодёжи. И мы хотим выразить им благодарность за

1671 конструктивную и содержательную работу. Кроме того, в состав этой группы

1672 вошли представители одиннадцати федеральных органов исполнительной власти, в

1673 сферу деятельности которых так или иначе входят вопросы, затрагиваемые в

1674 данном законопроекте, а также эксперты и специалисты Академии Генпрокуратуры,

1675 Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П.

1676 Сербского, НИИ МВД, Общественного совета Центрального федерального округа,

1677 Российской ассоциации электронных коммуникаций, Некоммерческого партнёрства

1678 поставщиков программных продуктов и горячих линий в Интернете РОЦИТ и

1679 "Дружественный Рунет".

1680

1681 На законопроект поступило сто тридцать три поправки, сто шесть из которых

1682 включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, две поправки

1683 розданы отдельно, но их комитет тоже рекомендует к принятию, и двадцать пять

1684 поправок рекомендованы к отклонению. К числу поправок, которые рекомендуются

1685 к отклонению, относятся в основном технические поправки, связанные, например,

1686 с тем, на каком расстоянии от детского учреждения может продаваться та или

1687 иная печатная продукция, либо со временем распространения информации по

1688 телевидению и радио. Также в отклонённые попали поправки, которые относятся к

1689 тексту, исключённому при подготовке законопроекта ко второму чтению.

1690

1691 Основной принцип, который заложен в этом законопроекте, изменениям не

1692 подвергся, а основной принцип, напоминаю вам, уважаемые коллеги, это

1693 саморегулирование. Если распространитель или производитель информации придёт

1694 к выводу, что в той информационной продукции, которую он распространяет, есть

1695 информация, вообще не рекомендуемая детям или не рекомендуемая детям какой-то

1696 определённой возрастной группы... То есть осуществление возрастной

1697 классификации, определение возрастной группы, категории информационной

1698 продукции осуществляет сам распространитель либо производитель.

1699

1700 И, как мы говорили вам при рассмотрении данного законопроекта в первом

1701 чтении, этот законопроект построен на принципе солидарности распространителей

1702 и производителей информационной продукции и родителей. Там, где действуют

1703 аналогичные законы, - в европейских странах, в Австралии, Канаде, Соединённых

1704 Штатах Америки - подавляющее большинство родителей очень благодарны за такого

1705 рода предложения.

1706

1707 Итак, какие предлагаются изменения по сравнению с первым чтением?

1708 Применительно к сфере действия закона. Мы вывели из-под действия этого закона

1709 отношения, связанные с распространением информационной продукции, содержащей

1710 статистическую информацию или иную информацию, не причиняющую вреда здоровью

1711 и развитию детей, то есть перечень открытый: оценивать, есть информация,

1712 причиняющая вред здоровью или развитию детей, или нет, будет производитель

1713 или распространитель.

1714

1715 Мы вывели из-под действия этого закона отношения, связанные с рекламой.

1716 Обращаю специально на это внимание, потому что именно в этой части

1717 законопроект был предметом больших споров. Реклама не поддаётся возрастной

1718 классификации. Вся реклама, которая распространяется открыто в доступных для

1719 детей местах, должна относиться к так называемой универсальной категории, то

1720 есть быть безвредной для детей. У нас в комитете есть письмо от руководителя

1721 Федеральной антимонопольной службы, который подтверждает, что приведение

1722 рекламы в соответствие с нашим законом можно осуществить в рамках закона "О

1723 рекламе". Такого рода поправки мы предложим вам во втором чтении ко второму

1724 законопроекту, который тоже был принят 24 июня, но сегодня пока не выносится

1725 на рассмотрение, ибо его содержание зависит от того, что будет принято в том

1726 законопроекте, который мы вам предлагаем сегодня.

1727

1728 Также из-под действия этого закона выведен оборот информационной продукции,

1729 имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную

1730 ценность (это термин из Гражданского кодекса). Мы посылали официальный запрос

1731 в Министерство культуры, и Министерство культуры нам ответило, что такого

1732 рода экспертиза проводится Министерством культуры и проблем с отнесением той

1733 или иной продукции к категории информационной продукции, имеющей особую,

1734 точнее, значительную художественную, культурную или историческую ценность,

1735 нет, эта процедура отлажена.

1736

1737 Выведено также распространение информации, недопустимость ограничения

1738 распространения которой установлена Федеральным законом "Об информации,

1739 информационных технологиях и о защите информации". Что это за информация?

1740 Это, например, нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы

1741 граждан, нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов

1742 государственной власти.

1743

1744 Второй важный момент данного законопроекта. Какие изменения предусмотрены

1745 применительно к классификации информационной продукции? Во-первых, если вы

1746 помните, в первом чтении законопроект содержал указания на то, как должны

1747 выглядеть эти знаки на информационной продукции. Вариант, который мы вам

1748 раздали во втором чтении, этих знаков не содержит. Графическое или текстовое

1749 изображение знака будет определяться либо техническим регламентом, ну,

1750 например, применительно к печатной продукции, либо в порядке, определяемом

1751 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством,

1752 например, в отношении того, что касается Интернета, но возрастная

1753 классификация во всяком случае должна будет осуществляться в соответствии с

1754 данным законом.

1755

1756 Мы убрали категорию "универсальная", потому что она всё равно не подвергается

1757 маркировке, так как не представляет опасности для детей, и в этом смысле не

1758 совсем подпадает под действие данного законопроекта. Осталось пять групп, в

1759 соответствии с которыми должна будет классифицироваться информационная

1760 продукция, которая может содержать какую-то информацию, нежелательную для

1761 детей любого возраста либо для детей определённой возрастной группы. Группы

1762 такие: для детей, не достигших шести лет, старше шести лет, старше двенадцати

1763 лет, старше шестнадцати и старше восемнадцати лет. Относительно выбора такого

1764 рода классификации хочу сказать, что в зарубежном законодательстве существуют

1765 разные классификации, в некоторых странах они разные в зависимости от вида

1766 информационной продукции, например, в Соединённых Штатах Америки три вида

1767 классификации, в Германии - два. Мы выбрали классификацию, учитывая и

1768 исследования наших учёных, и зарубежный опыт. Мы направляли официальный

1769 запрос в государственный научный центр имени Сербского и получили официальное

1770 подтверждение того, что классификация, выбранная нами, - до шести, старше

1771 шести, старше двенадцати, старше шестнадцати лет и запрещённая для детей -

1772 соответствует мировым требованиям, мировым стандартам, следовательно, она

1773 корректна и допустима. Кроме того, применительно к классификации

1774 информационной продукции сделаны изъятия в части классификации кинофильмов

1775 или кинопродукции, где нет возрастных ограничений сегодня "6-" и "6+", но

1776 есть, выделяется специальная категория - "14+". И в сфере образования есть

1777 особенности классификации, связанные с тем, что учебники и учебные пособия

1778 издаются для разных классов, то есть более дробная классификация.

1779

1780 Что касается требований к обороту информационной продукции, по сравнению с

1781 первым чтением следующие изменения. Мы оговорили, что информационная

1782 продукция (требование осталось) распространяется с определённым знаком

1783 информационной продукции, отражающим возраст. Поскольку мы сегодня

1784 графическое изображение знака не даём, возможно, технический регламент пойдёт

1785 по пути более дробного знака. Это применяется в ряде стран, где наряду с

1786 возрастом указывается ещё, какие сцены (насилия, сексуального характера,

1787 порнографического характера) или грубые слова, нежелательные для детей

1788 определённого возраста, есть в этой информационной продукции, чтобы родители

1789 и другие взрослые, кто работает с детьми, могли определиться. Исключение

1790 сделано, то есть эта продукция распространяется без знака, для учебников и

1791 учебных пособий, телепрограмм и телепередач в прямом эфире, информационной

1792 продукции, распространяемой посредством радиовещания, и периодических

1793 печатных изданий общественно-политического и производственно-практического

1794 характера. Термин не произвольный, взят из стандартов на печатную продукцию,

1795 утверждённых правительством. К общественно-политическим, например, относятся

1796 журналы "Власть", "Российская Федерация сегодня", а к

1797 производственно-практическим - "Экономика...", "Право..." и так далее.

1798

1799 Из законопроекта ко второму чтению в рамках согласования с Правительством

1800 Российской Федерации ушли все требования, связанные с маркировкой продукции,

1801 потому что это будет регламентироваться техническими регламентами либо

1802 применительно к Интернету специальными постановлениями.

1803

1804 Что касается оборота отдельных видов информационной продукции, появились

1805 следующие изменения. Применительно к печатной к продукции - указано, что знак

1806 информационной продукции на печатной продукции будет размещаться в

1807 соответствии с требованиями техрегламента и с основными требованиями, которые

1808 установлены в данном законе, то есть осуществляться возрастная классификация

1809 - обращаю ваше внимание - будет только в соответствии с данным законом.

1810 Запрещается распространять информационную продукцию, не разрешённую для

1811 детей, то есть предназначенную фактически только для совершеннолетних, в

1812 детских учреждениях и на расстоянии менее чем 100 метров от территорий

1813 указанных организаций (дан их перечень, я для простоты сокращаю).

1814 Информационная продукция, запрещённая для детей, должна распространяться

1815 только в запечатанном виде. Не допускается размещать на первой странице, на

1816 обложке печатной продукции информацию, запрещённую для детей. К запрещённой

1817 относится - я вам уже говорила, перечень её дан в законе, - например,

1818 информация порнографического характера и так далее.

1819

1820 Что появилось нового в отношении распространения посредством телевещания?

1821 Установлено, что знак в углу кадра - в течение пятнадцати секунд перед

1822 началом трансляции и после каждого её прерывания (в первом чтении было пять

1823 минут). В дневное время запрещается распространять информацию на телевидении,

1824 если она запрещена для детей, а в ночное время - оно определено после

1825 двадцати двух вечера до шести утра - только со специальными сигналами. В

1826 дневное время возможно распространять эту информацию, но на платной основе и

1827 с применением декодирующих технических устройств.

1828

1829 Применительно к радиовещанию. В дневное время запрещённая для детей продукция

1830 не подлежит распространению и сопровождается обязательно сообщением...

1831

1832 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, это второе чтение, и у нас на 11.15,

1833 на фиксированное время, поставлен правительственный закон, а вы докладываете

1834 законопроект второго чтения уже тринадцать минут. Я обращаю ваше внимание на

1835 это.

1836

1837 МИЗУЛИНА Е. Б. Хорошо, тогда, уважаемые коллеги, я подчиняюсь тому, что

1838 рекомендовал председательствующий. И соответственно, от имени комитета прошу

1839 вас поддержать законопроект, поддержать таблицу поправок, рекомендуемых к

1840 принятию, и таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению.

1841

1842 И хотела бы от комитета выразить благодарность Правовому управлению, Марине

1843 Николаевне Ласточкиной и Семёновой Ларисе Васильевне, они и их специалисты

1844 очень ответственно в течение нескольких месяцев работали с текстом.

1845

1846 Спасибо.

1847

1848 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, сто шесть поправок, рекомендованных к принятию

1849 комитетом, двадцать пять поправок комитет рекомендует отклонить. Есть ли

1850 замечания по таблице 1? Нет замечаний.

1851

1852 Ставлю на голосование таблицу 1.

1853

1854 Включите режим голосования.

1855

1856 Покажите результаты.

1857

1858 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 42 сек.)

1859 Проголосовало за 401 чел.89,1%

1860 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1861 Воздержалось 1 чел.0,2%

1862 Голосовало 402 чел.

1863 Не голосовало 48 чел.10,7%

1864 Результат: принято

1865

1866 Принято.

1867

1868 Таблица 2, отклонённые поправки. Есть замечания? Нет.

1869

1870 Ставится на голосование таблица 2. Голосуйте, коллеги.

1871

1872 Покажите результаты.

1873

1874 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 17 сек.)

1875 Проголосовало за 363 чел.80,7%

1876 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1877 Воздержалось 0 чел.0,0%

1878 Голосовало 363 чел.

1879 Не голосовало 87 чел.19,3%

1880 Результат: принято

1881

1882 Принимается таблица.

1883

1884 Коллеги, у нас есть ещё две поправки, автором которых является Елена

1885 Борисовна. Они розданы на отдельном листочке и касаются Интернета, о чём было

1886 сказано в докладе. Комитет поддержал эти две поправки. Есть замечания по этим

1887 поправкам? Есть.

1888

1889 Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.

1890

1891 КАШИН Б. С., фракция КПРФ.

1892

1893 Я просто хотел уточнить, что такое телематические услуги связи, во-первых?

1894

1895 И во-вторых, стиль такой вот у этой поправки (собственно, он и в тексте

1896 оставался), что реализовать её будет трудно. Я, конечно, не беру на себя

1897 ответственность против голосовать, просто поясните, пожалуйста, вот 2-ю

1898 поправку я имею в виду.

1899

1900 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна.

1901

1902 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемые коллеги, что касается редакции в части

1903 телематических услуг, так называются теперь в соответствии с постановлением

1904 правительства 2007 года услуги связи, услуги Интернета и другие услуги,

1905 предоставляемые с помощью мобильной связи. Это поправка Минкомсвязи, это

1906 соответствует подзаконным актам или актам правительства в части оказания

1907 телематических услуг. Термин этот раскрыт, ещё раз говорю, в постановлении

1908 2007 года, поэтому мы в законопроекте его не раскрывали.

1909

1910 Суть этой поправки не в этой части, не в части телематических услуг, а в том,

1911 что в основном тексте у нас прямо сказано, что знак информационной продукции,

1912 указывающий возрастную категорию, на всех... на веб-сайте, на первой странице

1913 сайта должен быть размером не менее 5 процентов... Здесь же мы пишем, что

1914 порядок нанесения знака будет определяться уполномоченным правительством

1915 федеральным органом исполнительной власти, потому что для того, чтобы

1916 сертифицировать в соответствии с этим законом и нанести знак на все сайты,

1917 понадобится достаточно большое количество времени, хотя в Великобритании, где

1918 с 2008 года действует такой закон, три миллиарда сайтов проклассифицированы,

1919 и только с этим знаком - для какого возраста они не рекомендуются. Так что мы

1920 надеемся, что правительство достаточно быстро примет соответствующий

1921 документ, который будет учитывать и сложности тех провайдеров и операторов

1922 связи, которые работают в сети Интернет, с тем чтобы они имели адекватную

1923 возможность для реализации этого закона. Мы просим поддержать, эта поправка

1924 согласована и с представителями интернет-сообщества, и с Минкомсвязи.

1925

1926 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу, розданную на отдельном

1927 листке. Мы её как таблицу проголосуем, поскольку замечаний нет.

1928

1929 Включите режим голосования.

1930

1931 Покажите результаты.

1932

1933 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 07 сек.)

1934 Проголосовало за 404 чел.89,8%

1935 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1936 Воздержалось 0 чел.0,0%

1937 Голосовало 404 чел.

1938 Не голосовало 46 чел.10,2%

1939 Результат: принято

1940

1941 Принято.

1942

1943 Коллеги, ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

1944

1945 Включите режим голосования.

1946

1947 Покажите результаты.

1948

1949 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 36 сек.)

1950 Проголосовало за 448 чел.99,6%

1951 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1952 Воздержалось 0 чел.0,0%

1953 Голосовало 448 чел.

1954 Не голосовало 2 чел.0,4%

1955 Результат: принято

1956

1957 Принято.

1958

Дата заседания 21.05.2010, номер заседания 165, строк в стенограмме 5854

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

772 МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,

773 женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

774

775 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! По просьбе Министерства

776 экономического развития прошу перенести рассмотрение вопроса 10 на 2 июня:

777 требуется небольшое техническое согласование. Мы просили бы перенести на 2

778 июня, большая просьба.

779

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

906 Мизулина Елена Борисовна просит 10-й вопрос перенести на 2 июня. Нет

907 возражений? Нет.

908

Дата заседания 24.06.2009, номер заседания 101, строк в стенограмме 9901

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

9026 Мы с вами ещё поставили на дополнительное рассмотрение пункты 25 и 26. Проект

9027 федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их

9028 здоровью и развитию". Совет Государственной Думы принял решение вчера о том,

9029 чтобы рассмотреть эти законопроекты с одним докладчиком и содокладчиком,

9030 поэтому Надежда Васильевна Герасимова сейчас доложит оба законопроекта, а

9031 Елена Борисовна Мизулина от комитета сделает содоклад сразу по двум

9032 законопроектам.

9033

9034 Пожалуйста, Надежда Васильевна.

9035

9036 ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему

9037 вниманию предлагается проект федерального закона "О защите детей от

9038 информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который направлен на

9039 реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере.

9040 Актуальность разработки и принятия данного закона обусловлена особой

9041 уязвимостью детей в условиях интенсивного развития новых информационных

9042 технологий. Законопроект носит межотраслевой характер и предназначен для

9043 единообразного комплексного правового регулирования отношений, связанных с

9044 защитой детей от любых видов информации, причиняющей вред их здоровью и

9045 развитию, публично распространяемой на любых видах носителей, в том числе

9046 электронных.

9047

9048 Сложившаяся к настоящему времени агрессивная информационная среда оказывает

9049 на несовершеннолетних растлевающее и психотравмирующее воздействие. Это

9050 подтверждается результатами многих социологических, криминологических

9051 исследований, в том числе опросов, проведённых в 2004-2008 годах Академией

9052 Генеральной прокуратуры России. Если в 2004 году на вопрос, считаете ли вы,

9053 что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие, жестокость,

9054 преступность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному

9055 поведению, положительно ответили 34 процента опрошенных студентов, то в 2008

9056 году - уже 67 процентов из них. Из числа опрошенных в прошлом году

9057 старшеклассников каждый второй заявил, что подобные фильмы и телепередачи

9058 порождают злость, раздражение, агрессивность, способствуют привыканию к

9059 преступности и антиобщественному поведению, побуждают к насилию, жестокости в

9060 отношениях с окружающими, способствуют совершению подростками преступлений.

9061 От 30 до 40 процентов школьников считают, что такая информация вызывает

9062 ощущение страха и незащищённости перед преступностью, служит образцом для

9063 подражания, формирует готовность к совершению преступлений.

9064

9065 Выявлено нарушение прав несовершеннолетних при размещении рекламы, реализации

9066 ауди- и видеопроизведений, журналов эротического и порнографического

9067 содержания. Нарушается запрет на пропаганду наркотических средств, нарушаются

9068 нормативы при предоставлении детям услуг доступа к сети Интернет в

9069 компьютерных клубах, интернет-кафе. Кроме того, недостаточно обеспечена

9070 безопасность детской игровой среды.

9071

9072 Сложившемуся положению способствуют и существенные пробелы в законодательном

9073 регулировании на федеральном уровне правовых гарантий обеспечения защиты

9074 нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. В

9075 России, в отличие от многих стран мира, отсутствует комплексный федеральный

9076 закон. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные

9077 несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры,

9078 публичные зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные

9079 требования к содержанию печатной, аудио-, видеопродукции, предназначенной для

9080 разных возрастных групп детей с учётом их психофизиологических особенностей и

9081 опасности.

9082

9083 Предлагаемый сегодня законопроект опирается на общепризнанные международные

9084 правовые и конституционные принципы, провозглашающие допустимость ограничения

9085 законом свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в

9086 интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях

9087 предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты

9088 прав детей. При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты

9089 обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, учтены практика

9090 Европейского Суда по правам человека и современный зарубежный опыт

9091 законодательства, который предусматривает даже уголовную ответственность за

9092 распространение среди детей вредной для них информации.

9093

9094 В основу законопроекта положен конституционный принцип признания приоритета

9095 охраны прав и законных интересов ребёнка. Законопроект не предусматривает

9096 предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами,

9097 государственными органами или организациями. Законопроект не регулирует

9098 отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение

9099 которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными

9100 законами.

9101

9102 Законопроект закрепляет определение базовых, ключевых понятий в сфере

9103 информационной безопасности детей, позволяющих максимально сузить сферу

9104 субъективного и произвольного толкования норм закона при его применении. Он

9105 устанавливает дифференцированный правовой режим оборота двух видов

9106 причиняющей вред здоровью и развитию детей информации: оборот которой

9107 запрещён среди детей (полный перечень указан в предлагаемом законопроекте), а

9108 также ограничен законом среди несовершеннолетних определённых возрастных

9109 групп.

9110

9111 Законопроект состоит из шести глав и двадцати пяти статей. В нём определены

9112 возрастная квалификация информационной продукции и порядок её осуществления;

9113 требования к обороту информационной продукции в соответствии с возрастными

9114 категориями; общие требования к экспертизе информационной продукции; органы

9115 государственной власти, которые осуществляют полномочия по надзору и контролю

9116 за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей

9117 вред здоровью.

9118

9119 Также вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении

9120 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

9121 принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред

9122 их здоровью и развитию". Его принятие обусловлено необходимостью реализации

9123 мер, заложенных в законопроекте, о котором я сейчас говорила. Предлагается

9124 внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных

9125 правонарушениях и три федеральных закона: "Об основных гарантиях прав ребёнка

9126 в Российской Федерации", "О рекламе" и "Об информации, информационных

9127 технологиях и о защите информации".

9128

9129 Законопроектом устанавливаются дополнительные гарантии информационной

9130 безопасности несовершеннолетних при распространении рекламы, в частности,

9131 вводится запрет на её размещение в учебной литературе и учебных пособиях,

9132 устанавливается сокращённый режим распространения рекламы в детских и

9133 образовательных телепередачах и радиопередачах, увеличивается расстояние, в

9134 пределах которого не должна размещаться реклама алкогольной продукции, пива,

9135 напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий,

9136 курительных принадлежностей вблизи детских, образовательных, медицинских,

9137 санаторно-курортных, оздоровительных и других социально-культурных

9138 учреждений.

9139

9140 Законопроект предусматривает принятие органами государственной власти

9141 субъектов Российской Федерации мер по защите ребёнка от распространения

9142 печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой

9143 форме, в том числе в форме пропаганды.

9144

9145 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется

9146 новыми четырьмя статьями, которыми устанавливаются новые составы

9147 административных правонарушений и меры административного наказания граждан,

9148 юридических лиц и родителей.

9149

9150 Принятие рассматриваемого законопроекта усилит защиту прав ребёнка на охрану

9151 физического и психического здоровья, духовного и нравственного развития,

9152 охрану семьи, будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании

9153 детей и их защите от негативной информации, а также предупреждению

9154 антиобщественного поведения несовершеннолетних.

9155

9156 Уважаемые депутаты, предложенные к рассмотрению законопроекты поддержаны с

9157 замечаниями, которые будут учтены ко второму чтению, ГПУ Президента

9158 Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, пятью комитетами

9159 Государственной Думы: Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом

9160 по делам молодёжи, Комитетом по охране здоровья, Комитетом по культуре,

9161 Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи,

9162 Общественной палатой Российской Федерации, семьюдесятью восемью субъектами

9163 Российской Федерации. В разработке приняли участие тридцать четыре эксперта и

9164 специалиста, учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной

9165 Думы. Законопроекты не требуют финансовых затрат. Прошу вас, уважаемые

9166 депутаты, поддержать законопроекты в первом чтении.

9167

9168 Спасибо за внимание.

9169

9170 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Пока присаживайтесь.

9171

9172 Содоклад от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей сделает председатель

9173 комитета Елена Борисовна Мизулина.

9174

9175 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я

9176 постараюсь очень коротко, потому что я понимаю, что все устали.

9177

9178 Уважаемые коллеги, работа над этим законопроектом в комитете длится уже

9179 десять лет. Впервые ровно десять лет назад были проведены парламентские

9180 слушания, когда обсуждался вопрос о необходимости разработки данного

9181 законопроекта. Комитет Государственной Думы предыдущего созыва в 2005 году

9182 провёл парламентские слушания, на которых был представлен первый вариант

9183 такого законопроекта. И тогда же была создана рабочая группа, которую

9184 возглавила Нина Александровна Останина. Эта группа подготовила оба

9185 законопроекта уже для Государственной Думы нынешнего созыва. В апреле

9186 прошлого года наш комитет продолжил работу, был создан большой экспертный

9187 совет из тридцати четырёх человек, который к концу прошлого года завершил

9188 согласования по данному законопроекту. И сегодня мы вам представили именно

9189 пакет из двух законопроектов.

9190

9191 Один из них основной, о нём очень подробно рассказала Надежда Васильевна.

9192 Второй предлагает поправки в четыре закона пока, но вы понимаете, что

9193 пакетный принцип состоит в том, что то, что ко второму чтению останется в

9194 основном законопроекте, соответственно будет внесено в законопроект о

9195 внесении изменений в действующее федеральное законодательство, чтобы

9196 устранить противоречия.

9197

9198 Я обращу ваше внимание, может быть, только на один момент, чтобы быть краткой

9199 и предотвратить возможные недоразумения, связанные с разговорами, которые

9200 вокруг этого законопроекта ходили.

9201

9202 Несколько вариантов за десять лет предлагались, как оценивать продукцию с

9203 точки зрения нанесения вреда детям. Предлагалось создать совет по

9204 нравственности или какой-то экспертный совет, но это не очень хороший

9205 принцип, это обычно очень коррупционноёмкая структура. Предлагался вариант

9206 обязательной экспертизы всей продукции, но это нереально, потому что где же

9207 взять такое количество экспертов? Кроме того, это очень дорого, фактически

9208 это нанесло бы очень большой вред развитию информационного пространства и

9209 просто нереально, это абсурдно.

9210

9211 Принцип, который заложен в законопроекте и о котором сказала Надежда

9212 Васильевна, предлагается осуществлять в соответствии с критериями

9213 применительно к шести возрастным группам детей, а они разработаны в

9214 соответствии с педагогическими, социологическими, психическими и медицинскими

9215 рекомендациями, которые дали наши эксперты в экспертном совете. Предлагаются

9216 критерии оценки той или иной информационной продукции, а осуществлять эту

9217 оценку будет собственник информационной продукции, производитель её либо

9218 распространитель. В соответствии с этими критериями и надо маркировать,

9219 выставлять знаки возрастной классификации, но не на всю продукцию, опять же.

9220 Например, на рекламу не будет выставляться знак возрастной классификации,

9221 хотя реклама не должна содержать информацию сексуального или

9222 порнографического характера, на художественную литературу тоже не будет

9223 выставляться знак возрастной классификации.

9224

9225 Что касается телепродукции. Здесь будут специальные сигналы, специальные

9226 знаки, они расписаны в данном законопроекте, и, соответственно, с ними тоже

9227 можно ознакомиться. Вы, я думаю, будете иметь возможность, если сегодня

9228 поддержите, ко второму чтению внимательно посмотреть, каким образом будут

9229 вноситься предупреждения для родителей и педагогов относительно того, какая

9230 информация, или информационная продукция, детям не рекомендуется. То есть

9231 здесь заложен принцип порядочности, презумпции порядочности производителя и

9232 распространителя. Но второй законопроект, который связан с поправками в

9233 действующее законодательство и вводит несколько новых составов

9234 административных правонарушений, предполагает следующее: если обнаружится,

9235 что вы распространяете продукцию, которая запрещена для детей, либо

9236 неправильно её классифицировали, неправильно определили знак возрастной

9237 классификации и распространяете среди той возрастной группы, где она не

9238 рекомендуется, то в этом случае при наличии экспертного заключения - а

9239 экспертное заключение могут дать органы, осуществляющие надзор или контроль

9240 за этой информационной продукцией в разных сферах (например, в Министерстве

9241 культуры это надзор за кинопродукцией), и это всё в законопроекте тоже

9242 расписано - можно инициировать обращение в суд, с тем чтобы привлечь к

9243 административной ответственности и, скажем так, ограничить, запретить или

9244 изъять из оборота продукцию, которая распространяется в нарушение

9245 установленных данным законом правил.

9246

9247 В любом случае это упорядочение процедуры распространения информации, это её

9248 прозрачность, это возможность оградить наших детей от хаотичного потока

9249 информации со страниц печатных изданий, и в том числе периодических, по

9250 телевидению и радио, в Интернете, который сегодня фактически выливается на

9251 наших детей. Это давно надо было сделать, и не случайно десять лет пытались

9252 разработать этот законопроект и работали над ним, но вот сегодня итог

9253 предложен, получено согласование. Мы бы очень просили поддержать эти

9254 законопроекты, и наш комитет обещает, что ко второму чтению мы в максимальной

9255 степени учтём все замечания, которые будут высказаны и которые уже, кстати,

9256 поступили.

9257

9258 Спасибо за внимание. Я готова ответить на вопросы.

9259

9260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста.

9261

9262 ИЗ ЗАЛА. А второй законопроект вы сегодня будете докладывать?

9263

9264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А их уже вместе доложили, Николай Васильевич.

9265

9266 Покажите, пожалуйста, список: шесть человек.

9267

9268 ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции!

9269

9270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции.

9271

9272 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста, от фракции ЛДПР.

9273

9274 ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к обоим докладчикам.

9275

9276 Не так давно по инициативе президента мы приняли закон, который ввёл так

9277 называемый в народе "комендантский час", согласно которому после 22 часов

9278 дети должны сидеть дома.

9279

9280 Сейчас мы, скорее всего, примем законопроект, согласно которому детям,

9281 видимо, нельзя будет смотреть телепередачи, пользоваться Интернетом и читать

9282 книги, если в них содержится информация, которая может причинить вред их

9283 здоровью. Мы согласны, что какие-то из этих мер действительно должны быть

9284 приняты, потому что эта проблема назрела. Но что вы предлагаете взамен? Что

9285 детям делать после школы? Кружков нет, секций нет, спорта нет. Если Юрий

9286 Михайлович не обеспечит всю страну ракетками для игры в большой теннис, то

9287 что же делать детям - просто сидеть дома под крылом у родителей?

9288

9289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Елене Борисовне, пожалуйста.

9290

9291 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Игорь Владимирович, ну вы же не первый год в

9292 Государственной Думе и знаете, что одним законом абсолютно все проблемы не

9293 решишь. Этот законопроект направлен только на то, чтобы информационное

9294 пространство, в котором растёт и формируется ребёнок, было для него

9295 безопасным. Посмотрите законопроект. Если вы что-то посчитаете избыточным, мы

9296 будем обсуждать ко второму чтению.

9297

9298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция КПРФ, кто задаёт вопрос? Коломейцев Николай

9299 Васильевич, пожалуйста.

9300

9301 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

9302

9303 Уважаемые докладчики, вот мне такой наивный вопрос задали депутаты из

9304 Московской городской Думы. Они пытались по суду закрыть передачу "Дом-2". Вы

9305 знаете, что результат был отрицательным. Они меня просили, чтобы я спросил у

9306 милых докладчиц, какой статьёй этого закона в случае его принятия следователь

9307 сможет воспользоваться, чтобы всё-таки вот эту богадельню закрыть.

9308

9309 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я вам сразу скажу, что я ни разу

9310 не видела передачу "Дом-2", мне просто неинтересно. Поэтому я не смогу

9311 оценить с точки зрения того, под какие критерии подпадает эта передача и на

9312 какую, соответственно, возрастную группу она рассчитана.

9313

9314 В данном случае... Вот смотрите, если бы действовал сейчас этот закон, то те,

9315 кто эту передачу выпускает, должны были бы определить возрастную

9316 классификацию этой передачи и выпускать её с обязательным сигналом, который

9317 размещается в определённом углу (у нас здесь об этом написано) перед началом

9318 передачи. Видимо, она могла бы идти с 23 часов до шести утра, если судить по

9319 публикациям (я сама не могу вам сказать, не знаю), и сопровождаться вот этими

9320 звуковыми сигналами. И любое другое распространение этой информации послужило

9321 бы причиной для того, чтобы органы надзора, в данном случае министерство

9322 Щёголева и его службы или неправительственные организации, могли обратиться

9323 за получением экспертного заключения. Экспертное заключение обязательно в

9324 этом случае должно быть представлено по поводу передачи "Дом-2", чтобы можно

9325 было обратиться в суд. И если суд признает, что действительно не

9326 соответствует данному закону и порядку распространение этой информации, то

9327 тогда можно будет привлечь к административной ответственности и запретить,

9328 или ограничить, или ещё что-то... обязать соблюдать данный закон. Сейчас

9329 такого закона нет, и поэтому естественно, что, так сказать, очень много

9330 усмотрения было в суде.

9331

9332 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мне позволят мои коллеги, я тоже хотела бы задать

9333 вопрос. Елена Борисовна, вы сказали, что прошло очень много времени, почти

9334 десять лет, прежде чем эти два законопроекта появились. Как вы думаете,

9335 сколько пройдёт времени до подписи президента под этими законами?

9336

9337 МИЗУЛИНА Е. Б. Любовь Константиновна, благодаря тому, что поддержали девять

9338 министерств, и благодаря авторскому составу (фактически все фракции

9339 Государственной Думы, большинство авторов представляют большинство

9340 Государственной Думы), я очень надеюсь, что мы сможем сделать это до конца

9341 года, во всяком случае, то, что зависит от нашего комитета и Надежды

9342 Васильевны - она курирует наш комитет, - мы сделаем всё, чтобы эти поправки

9343 максимально подготовить и принять в осеннюю сессию.

9344

9345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

9346

9347 Кто хотел бы выступить, уважаемые коллеги? Останина Нина Александровна и от

9348 ЛДПР Иванов Сергей Владимирович.

9349

9350 Пожалуйста, Останина Нина Александровна.

9351

9352 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, буквально вчера меня попросили

9353 прокомментировать этот законопроект журналисты Би-би-си, и главный вопрос,

9354 который они задали: вообще будут ли лишать лицензий телеканалы, которые

9355 пропагандируют секс, порно, жестокость, насилие? То есть то, о чём говорил

9356 сегодня мой коллега Николай Васильевич, от чего мы хотим защитить наших детей

9357 этим законом. Я ответила: нет. Они спросили: а какой размер штрафа? Ну, он

9358 смехотворный: для физических лиц - от 1,5 до 5 тысяч рублей, а для

9359 юридических - 30-50 тысяч рублей или конфискация оборудования на срок от

9360 шестидесяти до девяноста дней. Понятно, что никого сильно это не напугало,

9361 поэтому я думаю, что сегодня в связи с принятием этого законопроекта можно

9362 поздравить наших журналистов - они и дальше будут жить спокойно, я имею в

9363 виду недобросовестные, конечно, средства массовой информации.

9364

9365 О том, что закон нужен, убеждать в этом зале никого не надо, кроме, конечно,

9366 Валерия Комиссарова, которого и сейчас нет, потому что он считает, что всё

9367 может сделать саморегулируемое журналистское сообщество, и даже хартию

9368 подписал в 2005 году, только от этого ничего не изменилось. Вопрос в том,

9369 какой закон нам нужен. Нужен закон, который бы делал производство и

9370 распространение такого рода продукции невыгодным для производителей и

9371 распространителей. И санкции должны быть настолько жёсткими, чтобы из страха

9372 потерять средство массовой информации просто никому не повадно было

9373 пропагандировать секс, жестокость и насилие.

9374

9375 Елена Борисовна сказала, что закон действительно уже десять лет

9376 разрабатывается в Думе, только судьба у него примерно такая, как описала

9377 Оксана Генриховна: другие авторы появились - спасибо, Елена Борисовна, что

9378 вспомнили меня сегодня, только мне пришлось коленопреклонённо просить каждого

9379 из новых высокопоставленных авторов, чтобы в авторский коллектив включили

9380 руководителя рабочей группы. К сожалению, пострадал не только состав

9381 авторского коллектива, но и, главное, содержание закона. Получилось так, что

9382 в данном случае, как говорится, вместе с водой ребёнка выплеснули. Вот Елена

9383 Борисовна уже сказала, что основное базовое положение прежнего закона - о

9384 создании единого координирующего органа - было отвергнуто новым авторским

9385 коллективом. И что теперь, куда теперь, к какому полномочному органу

9386 обращаться? Здесь и минкульт, и минобразования, и минздрав. Куда обращаться,

9387 когда нарушаются права детей с точки зрения защиты их от подобной информации?

9388

9389 А что касается мер, о которых я говорила, ну что же, я думаю, что,

9390 действительно, сильно не пострадает ни "Первый канал", куда сейчас

9391 перебралась Ксюша Собчак и хозяйкой которого является, ни другие

9392 распространители подобного рода продукции.

9393

9394 Вызывает вопросы также и состав экспертной группы, потому что никаких санкций

9395 к экспертам за недобросовестные заключения, по сути дела, не

9396 предусматривается. Поэтому, Елена Борисовна, я бы поспорила с вами, когда вы

9397 сказали, что в основе закона должна лежать презумпция порядочности, - не

9398 презумпция порядочности, а неотвратимость наказания... (Микрофон отключён.)

9399

9400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

9401

9402 Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

9403

9404 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

9405

9406 Уважаемые коллеги, я постараюсь коротко. Фракция ЛДПР безусловно поддержит

9407 эти законопроекты, конечно, принять можно любой законопроект, только вот, как

9408 говорили классики, строгость российских законов смягчается необязательностью

9409 их исполнения. Вы прекрасно помните, что мы приняли закон, запрещающий

9410 распивать пиво в общественных местах. Работает? Нет, не работает. У нас в

9411 законе записано, что дети должны заботиться о своих престарелых родителях.

9412 Работает? Тоже не всегда работает. Всё почему? Потому что вот, например, с

9413 принятием данного закона, я представляю себе, какие тягомотные будут суды,

9414 где создатели, допустим, сериала, там, "Улицы разбитых фонарей", "Ментов",

9415 будут доказывать, что этот сериал воспитывает в детях мужество, отвагу,

9416 порядочность и так далее, и тому подобное. В то же самое время любой психолог

9417 вам скажет, что, поглядев на весь этот мордобой, который на экране

9418 происходит, убийства и так далее... Вы заметьте, уже ведь вот все эти

9419 сообщения о том, что где-то разбились, погибли люди, воспринимаются так,

9420 мимоходом, абсолютно не обращает никто на это внимание, тем более дети. И,

9421 причём, заметьте, в мире существует огромное количество передач про природу,

9422 про путешествия, на другую подобную тематику. Они интересные, ведь их даже на

9423 спутник загоняют, и практически без рекламы там обходятся, то есть у этой

9424 категории программ есть свои потребители.

9425

9426 То, что происходит сейчас у нас в средствах массовой информации, извините,

9427 иначе, как натуральным растлением нашего народа, не назовёшь. И сейчас от

9428 чего страдают, кстати, все патриархальные общества, те же самые

9429 мусульманские? Там точно так же внедряется вся эта поп-культура: что можно не

9430 слушаться старших, можно выпивать, можно употреблять наркотики. Это такая

9431 лёгкая жизнь, которая является стереотипом Запада. Она туда внедряется,

9432 оттуда всякие волнения и идут.

9433

9434 Поэтому данные законы, к сожалению, как не работали, так и работать не будут.

9435 Вы вспомните, в прошлом созыве, когда у нас здесь был заместитель министра

9436 внутренних дел, я спрашивал, как обстоит дело с распространением порнографии

9437 на вокзалах. Ну, провели рейд. Ну и что? Продавалась и продаётся дальше. На

9438 вопрос, заданный милиции: почему вы не принимаете меры, они говорят:

9439 слушайте, это такая тягомотина - надо купить эту кассету, составить акт,

9440 отдать на экспертизу, а к какому выводу придёт экспертиза, ещё не известно.

9441 Хотя даже по одной наклейке на этой кассете - тут даже и к бабке не ходи -

9442 ясно, что это такое.

9443

9444 Уважаемые коллеги, ещё раз повторяю, мы, конечно, можем принять любой закон,

9445 но сделать так, чтобы это было невыгодно, вот как нам коллега сейчас

9446 говорила, - этого никогда не будет. К сожалению, подглядывать в замочную

9447 скважину - все эти низменные инстинкты, так скажем, в природе человеческой,

9448 есть у нас от Бога, а есть от животного. Поэтому нужно, как ни крути, сделать

9449 так, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы его граждане больше

9450 любили сериалы, например, про путешествия, научно-популярные передачи, а не

9451 вот ту лабуду, которую нам показывают.

9452

9453 Мы поддерживаем, но работать он не будет.

9454

9455 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

9456

9457 По ведению - депутат Гильмутдинов.

9458

9459 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

9460

9461 Уважаемая Любовь Константиновна, комитет по спорту просит вас 7-ой вопрос...

9462 ровно одна минута нужна будет. Прошу поддержать. (Шум в зале.) Одна минута,

9463 ровно одна минута, поддержите спортсменов.

9464

9465 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у меня есть компромиссное решение: если

9466 депутат Гильмутдинов в одну минуту не укладывается, то закон автоматически

9467 переносится на пятницу. Согласны?

9468

9469 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

9470

9471 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. У представителей правительства и президента

9472 есть желание высказаться по данному законопроекту? Нет.

9473

9474 Требуется ли заключительное слово? Не требуется.

9475

9476 Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О защите детей

9477 от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 25?

9478

9479 Включите режим голосования.

9480

9481 Покажите результаты.

9482

9483 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 13 мин. 44 сек.)

9484 Проголосовало за 440 чел.97,8%

9485 Проголосовало против 0 чел.0,0%

9486 Воздержалось 1 чел.0,2%

9487 Голосовало 441 чел.

9488 Не голосовало 9 чел.2,0%

9489 Результат: принято

9490

9491 Принято.

9492

9493 Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект, связанный с

9494 предыдущим, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи

9495 с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей

9496 вред их здоровью и развитию", пункт 26? Прошу проголосовать.

9497

9498 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

9499

9500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, вообще уже и повестку на пятницу начнём

9501 рассматривать, чего там?

9502

9503 Покажите результаты.

9504

9505 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 14 мин. 19 сек.)

9506 Проголосовало за 443 чел.98,4%

9507 Проголосовало против 1 чел.0,2%

9508 Воздержалось 0 чел.0,0%

9509 Голосовало 444 чел.

9510 Не голосовало 6 чел.1,3%

9511 Результат: принято

9512

9513 Принято.

9514