Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 155219-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

у Президента РФ
21.07.2011

Номер законопроекта:155219-5
Дата внесения законопроекта в ГД:27.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/155219-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам молодежи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по культуре
Комитет ГД по охране здоровья
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Дата изменения статуса/фазы:21.07.2011
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:252-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Беднов Александр Викторович, Депутат ГД
Борзова Ольга Георгиевна, Депутат ГД
Васильев Владимир Абдуалиевич, Депутат ГД
Вторыгина Елена Андреевна, Депутат ГД
Герасимова Надежда Васильевна, Депутат ГД
Ивлиев Григорий Петрович, Депутат ГД
Исаев Андрей Константинович, Депутат ГД
Карпович Наталья Николаевна, Депутат ГД
Мизулина Елена Борисовна, Член СФ
Морозов Олег Викторович, Член СФ
Мукабенова Марина Алексеевна, Депутат ГД
Останина Нина Александровна, Депутат ГД
Плигин Владимир Николаевич, Депутат ГД
Роднина Ирина Константиновна, Депутат ГД
Яковлева Татьяна Владимировна, Депутат ГД
Яровая Ирина Анатольевна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №155219-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Дата заседания 06.07.2011, номер заседания 243, строк в стенограмме 7425

О проекте федерального закона № 155219-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2172 Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

2173 законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

2174 закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

2175 развитию". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей

2176 Елены Борисовны Мизулиной.

2177

2178 Пожалуйста.

2179

2180 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты!

2181 Законопроект, который предлагается вашему вниманию, был принят в первом

2182 чтении 12 мая 2009 года. Это законопроект пакетный, он идёт вместе с законом,

2183 который уже сегодня принят, это Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от

2184 информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

2185

2186 При первом чтении в этом законопроекте, который мы сегодня рассматриваем,

2187 содержалось четыре поправки в четыре закона: в Федеральный закон "Об основных

2188 гарантиях прав ребёнка...", Кодекс об административных правонарушениях,

2189 Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "Об информации,

2190 информационных технологиях и о защите информации".

2191

2192 С 2009 года при комитете работала межведомственная рабочая группа с участием

2193 представителей всех министерств. После окончательного принятия базового

2194 закона мы получили возможность доработать и данный законопроект. Поступило

2195 двадцать девять поправок, из них двадцать четыре включены в таблицу поправок

2196 1, рекомендованных комитетом к принятию, пять - в таблицу поправок,

2197 рекомендованных к отклонению.

2198

2199 Какие основные изменения претерпел законопроект ко второму чтению? Во-первых,

2200 появилась новая статья, это поправки в Закон "О средствах массовой

2201 информации", безусловно, связанные с базовым законом. Предусматривается

2202 введение правил распространения периодических печатных изданий, если

2203 нарушаются требования федерального закона о защите детей от вредной

2204 информации. Если имеют место такие факты, может быть прекращено

2205 распространение на основании заявления федерального органа исполнительной

2206 власти, осуществляющего надзор за соблюдением данного законодательства. Кроме

2207 того, предусматривается, что теперь в выходных данных периодического издания,

2208 если оно касается детей, будет указываться возрастной знак.

2209

2210 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к поправкам, Елена Борисовна.

2211

2212 МИЗУЛИНА Е. Б. Хорошо.

2213

2214 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит двадцать четыре

2215 поправки. Есть ли замечания по ним? Есть ли необходимость обсуждать? Нет.

2216 Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к

2217 принятию.

2218

2219 Включите режим голосования.

2220

2221 Покажите результаты голосования.

2222

2223 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 34 сек.)

2224 Проголосовало за 325 чел.72,2 %

2225 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2226 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2227 Голосовало 325 чел.

2228 Не голосовало 125 чел.27,8 %

2229 Результат: принято

2230

2231 Принято.

2232

2233 Таблица 2 содержит пять поправок. Есть ли необходимость их обсуждать? Нет.

2234 Ставится на голосование таблица 2 - поправок, рекомендованных комитетом к

2235 отклонению.

2236

2237 Включите режим голосования.

2238

2239 Покажите результаты голосования.

2240

2241 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 05 сек.)

2242 Проголосовало за 323 чел.71,8 %

2243 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

2244 Воздержалось 0 чел.0,0 %

2245 Голосовало 323 чел.

2246 Не голосовало 127 чел.28,2 %

2247 Результат: принято

2248

2249 Принято.

2250

2251 И дополнительно розданная поправка депутата Карпович Натальи Николаевны.

2252

2253 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2254

2255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, скажите.

2256

2257 МИЗУЛИНА Е. Б. Это не дополнительная поправка, Борис Вячеславович, это 24-я

2258 поправка из таблицы 1, таблицы принятых. Там просто техническая...

2259

2260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, то есть та поправка, которая дополнительно

2261 роздана, она уже вошла в перечень таблицы 1.

2262

2263 Елена Борисовна, после принятия во втором чтении вы нам предложите принять

2264 его и в третьем.

2265

2266 Уважаемые коллеги, мы рассмотрели законопроект, выносим 10-й вопрос на "час

2267 голосования".

2268

2269 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

2270

2271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы ещё во втором чтении не приняли, Нина Александровна.

2272

2273 Присаживайтесь.

2274

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6267 Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

6268 законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

6269 закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

6270 развитию", второе чтение. Голосуйте, тем более что я один из авторов.

6271

6272 Покажите результаты.

6273

6274 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 26 сек.)

6275 Проголосовало за 405 чел.90,0 %

6276 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6277 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6278 Голосовало 405 чел.

6279 Не голосовало 45 чел.10,0 %

6280 Результат: принято

6281

6282 Принято.

6283

6284 Законопроект готов к третьему чтению. Есть замечания?

6285

6286 Ставлю на голосование в третьем чтении... Остановите голосование.

6287

6288 По мотивам - Останина.

6289

6290 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я затрудняюсь назвать какой-либо закон, на

6291 который был бы такой социальный заказ, как на закон о защите детей от средств

6292 массовой информации. Достаточно назвать правоприменителей, родителей, самих

6293 детей и даже журналистское сообщество, которое поменяло свою позицию за годы

6294 работы над этим законопроектом. Достаточно сравнить два события, Олег

6295 Викторович, наверное, одно из них вы помните, потому что сами были

6296 организатором тут журналистов, когда они подписывали хартию журналистскую,

6297 говоря о том, что саморегулирующее сообщество журналистское само решит

6298 проблемы. А теперь мы читаем открытые письма Минкина в газете "Московский

6299 комсомолец", и он говорит о том, что депутаты вообще не имеют политической

6300 воли, не понимают, чего нужно сегодняшним детям, и если дальше они будут

6301 заигрывать с журналистами накануне выборов и относить вступление этого закона

6302 в силу на 2012 год, то производители продукции окончательно превратят наших

6303 детей в зомби. Потому что ещё ровно год, как предложили сегодня Елена

6304 Борисовна Мизулина и депутат Карпович, вот этот закон в силу не вступит. И

6305 ровно год производители будут изготавливать детские игры стоимостью от 30 до

6306 60 рублей, доступные всем детям, их будут продавать в супермаркетах, и дети

6307 наши будут похожи на боевиков. Тогда не надо удивляться, почему взрослые

6308 боятся детей и убирают их с улиц. Мы уже меньше животных боимся, чем групп

6309 организованных подростков, которые выходят на улицы и создают "бригады".

6310

6311 Так вот благодаря этому закону, оттого что мы сами дали послабление... Теперь

6312 уже почему-то ФАС и Минэкономразвития диктуют нам, какие и когда должны

6313 вступать в силу законы. Сколько можно идти на поводу у Федеральной

6314 антимонопольной службы и Минэкономразвития? Ведь посмотрите, уступили в

6315 отношении рекламы: сначала отнесли её на 300 метров от учебных заведений,

6316 зданий и так далее, потом на 100 метров, а теперь вообще вывели рекламу

6317 из-под действия Закона "О средствах массовой информации". Что ещё надо?

6318 Согласились на то, чтобы произведения художественной литературы и иные

6319 произведения... Под словом "иные" хоть что понимай, печатай в том числе и

6320 порно, и какую угодно литературу. Мы боимся, что даже этот кастрированный

6321 закон сейчас вступит в силу - относим это на 2012 год!

6322

6323 Голосуя за него, мы, по сути дела, оказываемся заложниками политического

6324 шантажа, потому что те же депутаты, авторы этих поправок, согласно которым

6325 закон вступает в силу с 2012 года, будут говорить: смотрите, коммунисты

6326 голосовали против защиты детей от средств массовой информации! Но закон-то

6327 вступит в силу в 2012 году, после выборов депутатов в Думу, после

6328 президентских выборов. Поэтому ещё раз говорю: мы проголосуем сегодня за этот

6329 законопроект, но пусть на совести тех депутатов, которые инициируют

6330 вступление в силу с 2012 года, будут, наверное, искалеченные судьбы и

6331 испорченное здоровье наших детей.

6332

6333 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении.

6334

6335 Включите режим голосования.

6336

6337 Покажите результаты.

6338

6339 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 01 сек.)

6340 Проголосовало за 441 чел.98,0 %

6341 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6342 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6343 Голосовало 441 чел.

6344 Не голосовало 9 чел.2,0 %

6345 Результат: принято

6346

6347 Принимается законопроект в третьем чтении.

6348

6349 По ведению - Мизулина Елена Борисовна.

6350

6351 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, Нина

6352 Александровна, не вводите в заблуждение депутатов: я не являюсь автором этой

6353 поправки. Во-вторых, не вводите в заблуждение депутатов, что это усечённый

6354 законопроект: это нормальный, хороший законопроект. Да, в нём есть часть

6355 норм, которые не могут быть введены с 1 сентября этого года, но есть нормы,

6356 которые могут быть введены. В этом моя принципиальная позиция.

6357

6358 То, что вы не работали над этим законопроектом в нынешней Думе, - это правда.

6359 И вы просто обижены, что не работали...

6360

6361 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Я вынужден остановить вас,

6362 потому что это не по ведению. Будем считать, что это справка.

6363

Дата заседания 24.06.2009, номер заседания 101, строк в стенограмме 9901

О проекте федерального закона № 155219-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

9026 Мы с вами ещё поставили на дополнительное рассмотрение пункты 25 и 26. Проект

9027 федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их

9028 здоровью и развитию". Совет Государственной Думы принял решение вчера о том,

9029 чтобы рассмотреть эти законопроекты с одним докладчиком и содокладчиком,

9030 поэтому Надежда Васильевна Герасимова сейчас доложит оба законопроекта, а

9031 Елена Борисовна Мизулина от комитета сделает содоклад сразу по двум

9032 законопроектам.

9033

9034 Пожалуйста, Надежда Васильевна.

9035

9036 ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему

9037 вниманию предлагается проект федерального закона "О защите детей от

9038 информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который направлен на

9039 реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере.

9040 Актуальность разработки и принятия данного закона обусловлена особой

9041 уязвимостью детей в условиях интенсивного развития новых информационных

9042 технологий. Законопроект носит межотраслевой характер и предназначен для

9043 единообразного комплексного правового регулирования отношений, связанных с

9044 защитой детей от любых видов информации, причиняющей вред их здоровью и

9045 развитию, публично распространяемой на любых видах носителей, в том числе

9046 электронных.

9047

9048 Сложившаяся к настоящему времени агрессивная информационная среда оказывает

9049 на несовершеннолетних растлевающее и психотравмирующее воздействие. Это

9050 подтверждается результатами многих социологических, криминологических

9051 исследований, в том числе опросов, проведённых в 2004-2008 годах Академией

9052 Генеральной прокуратуры России. Если в 2004 году на вопрос, считаете ли вы,

9053 что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие, жестокость,

9054 преступность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному

9055 поведению, положительно ответили 34 процента опрошенных студентов, то в 2008

9056 году - уже 67 процентов из них. Из числа опрошенных в прошлом году

9057 старшеклассников каждый второй заявил, что подобные фильмы и телепередачи

9058 порождают злость, раздражение, агрессивность, способствуют привыканию к

9059 преступности и антиобщественному поведению, побуждают к насилию, жестокости в

9060 отношениях с окружающими, способствуют совершению подростками преступлений.

9061 От 30 до 40 процентов школьников считают, что такая информация вызывает

9062 ощущение страха и незащищённости перед преступностью, служит образцом для

9063 подражания, формирует готовность к совершению преступлений.

9064

9065 Выявлено нарушение прав несовершеннолетних при размещении рекламы, реализации

9066 ауди- и видеопроизведений, журналов эротического и порнографического

9067 содержания. Нарушается запрет на пропаганду наркотических средств, нарушаются

9068 нормативы при предоставлении детям услуг доступа к сети Интернет в

9069 компьютерных клубах, интернет-кафе. Кроме того, недостаточно обеспечена

9070 безопасность детской игровой среды.

9071

9072 Сложившемуся положению способствуют и существенные пробелы в законодательном

9073 регулировании на федеральном уровне правовых гарантий обеспечения защиты

9074 нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. В

9075 России, в отличие от многих стран мира, отсутствует комплексный федеральный

9076 закон. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные

9077 несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры,

9078 публичные зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные

9079 требования к содержанию печатной, аудио-, видеопродукции, предназначенной для

9080 разных возрастных групп детей с учётом их психофизиологических особенностей и

9081 опасности.

9082

9083 Предлагаемый сегодня законопроект опирается на общепризнанные международные

9084 правовые и конституционные принципы, провозглашающие допустимость ограничения

9085 законом свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в

9086 интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях

9087 предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты

9088 прав детей. При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты

9089 обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, учтены практика

9090 Европейского Суда по правам человека и современный зарубежный опыт

9091 законодательства, который предусматривает даже уголовную ответственность за

9092 распространение среди детей вредной для них информации.

9093

9094 В основу законопроекта положен конституционный принцип признания приоритета

9095 охраны прав и законных интересов ребёнка. Законопроект не предусматривает

9096 предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами,

9097 государственными органами или организациями. Законопроект не регулирует

9098 отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение

9099 которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными

9100 законами.

9101

9102 Законопроект закрепляет определение базовых, ключевых понятий в сфере

9103 информационной безопасности детей, позволяющих максимально сузить сферу

9104 субъективного и произвольного толкования норм закона при его применении. Он

9105 устанавливает дифференцированный правовой режим оборота двух видов

9106 причиняющей вред здоровью и развитию детей информации: оборот которой

9107 запрещён среди детей (полный перечень указан в предлагаемом законопроекте), а

9108 также ограничен законом среди несовершеннолетних определённых возрастных

9109 групп.

9110

9111 Законопроект состоит из шести глав и двадцати пяти статей. В нём определены

9112 возрастная квалификация информационной продукции и порядок её осуществления;

9113 требования к обороту информационной продукции в соответствии с возрастными

9114 категориями; общие требования к экспертизе информационной продукции; органы

9115 государственной власти, которые осуществляют полномочия по надзору и контролю

9116 за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей

9117 вред здоровью.

9118

9119 Также вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении

9120 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с

9121 принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред

9122 их здоровью и развитию". Его принятие обусловлено необходимостью реализации

9123 мер, заложенных в законопроекте, о котором я сейчас говорила. Предлагается

9124 внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных

9125 правонарушениях и три федеральных закона: "Об основных гарантиях прав ребёнка

9126 в Российской Федерации", "О рекламе" и "Об информации, информационных

9127 технологиях и о защите информации".

9128

9129 Законопроектом устанавливаются дополнительные гарантии информационной

9130 безопасности несовершеннолетних при распространении рекламы, в частности,

9131 вводится запрет на её размещение в учебной литературе и учебных пособиях,

9132 устанавливается сокращённый режим распространения рекламы в детских и

9133 образовательных телепередачах и радиопередачах, увеличивается расстояние, в

9134 пределах которого не должна размещаться реклама алкогольной продукции, пива,

9135 напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий,

9136 курительных принадлежностей вблизи детских, образовательных, медицинских,

9137 санаторно-курортных, оздоровительных и других социально-культурных

9138 учреждений.

9139

9140 Законопроект предусматривает принятие органами государственной власти

9141 субъектов Российской Федерации мер по защите ребёнка от распространения

9142 печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой

9143 форме, в том числе в форме пропаганды.

9144

9145 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется

9146 новыми четырьмя статьями, которыми устанавливаются новые составы

9147 административных правонарушений и меры административного наказания граждан,

9148 юридических лиц и родителей.

9149

9150 Принятие рассматриваемого законопроекта усилит защиту прав ребёнка на охрану

9151 физического и психического здоровья, духовного и нравственного развития,

9152 охрану семьи, будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании

9153 детей и их защите от негативной информации, а также предупреждению

9154 антиобщественного поведения несовершеннолетних.

9155

9156 Уважаемые депутаты, предложенные к рассмотрению законопроекты поддержаны с

9157 замечаниями, которые будут учтены ко второму чтению, ГПУ Президента

9158 Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, пятью комитетами

9159 Государственной Думы: Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом

9160 по делам молодёжи, Комитетом по охране здоровья, Комитетом по культуре,

9161 Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи,

9162 Общественной палатой Российской Федерации, семьюдесятью восемью субъектами

9163 Российской Федерации. В разработке приняли участие тридцать четыре эксперта и

9164 специалиста, учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной

9165 Думы. Законопроекты не требуют финансовых затрат. Прошу вас, уважаемые

9166 депутаты, поддержать законопроекты в первом чтении.

9167

9168 Спасибо за внимание.

9169

9170 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Пока присаживайтесь.

9171

9172 Содоклад от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей сделает председатель

9173 комитета Елена Борисовна Мизулина.

9174

9175 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я

9176 постараюсь очень коротко, потому что я понимаю, что все устали.

9177

9178 Уважаемые коллеги, работа над этим законопроектом в комитете длится уже

9179 десять лет. Впервые ровно десять лет назад были проведены парламентские

9180 слушания, когда обсуждался вопрос о необходимости разработки данного

9181 законопроекта. Комитет Государственной Думы предыдущего созыва в 2005 году

9182 провёл парламентские слушания, на которых был представлен первый вариант

9183 такого законопроекта. И тогда же была создана рабочая группа, которую

9184 возглавила Нина Александровна Останина. Эта группа подготовила оба

9185 законопроекта уже для Государственной Думы нынешнего созыва. В апреле

9186 прошлого года наш комитет продолжил работу, был создан большой экспертный

9187 совет из тридцати четырёх человек, который к концу прошлого года завершил

9188 согласования по данному законопроекту. И сегодня мы вам представили именно

9189 пакет из двух законопроектов.

9190

9191 Один из них основной, о нём очень подробно рассказала Надежда Васильевна.

9192 Второй предлагает поправки в четыре закона пока, но вы понимаете, что

9193 пакетный принцип состоит в том, что то, что ко второму чтению останется в

9194 основном законопроекте, соответственно будет внесено в законопроект о

9195 внесении изменений в действующее федеральное законодательство, чтобы

9196 устранить противоречия.

9197

9198 Я обращу ваше внимание, может быть, только на один момент, чтобы быть краткой

9199 и предотвратить возможные недоразумения, связанные с разговорами, которые

9200 вокруг этого законопроекта ходили.

9201

9202 Несколько вариантов за десять лет предлагались, как оценивать продукцию с

9203 точки зрения нанесения вреда детям. Предлагалось создать совет по

9204 нравственности или какой-то экспертный совет, но это не очень хороший

9205 принцип, это обычно очень коррупционноёмкая структура. Предлагался вариант

9206 обязательной экспертизы всей продукции, но это нереально, потому что где же

9207 взять такое количество экспертов? Кроме того, это очень дорого, фактически

9208 это нанесло бы очень большой вред развитию информационного пространства и

9209 просто нереально, это абсурдно.

9210

9211 Принцип, который заложен в законопроекте и о котором сказала Надежда

9212 Васильевна, предлагается осуществлять в соответствии с критериями

9213 применительно к шести возрастным группам детей, а они разработаны в

9214 соответствии с педагогическими, социологическими, психическими и медицинскими

9215 рекомендациями, которые дали наши эксперты в экспертном совете. Предлагаются

9216 критерии оценки той или иной информационной продукции, а осуществлять эту

9217 оценку будет собственник информационной продукции, производитель её либо

9218 распространитель. В соответствии с этими критериями и надо маркировать,

9219 выставлять знаки возрастной классификации, но не на всю продукцию, опять же.

9220 Например, на рекламу не будет выставляться знак возрастной классификации,

9221 хотя реклама не должна содержать информацию сексуального или

9222 порнографического характера, на художественную литературу тоже не будет

9223 выставляться знак возрастной классификации.

9224

9225 Что касается телепродукции. Здесь будут специальные сигналы, специальные

9226 знаки, они расписаны в данном законопроекте, и, соответственно, с ними тоже

9227 можно ознакомиться. Вы, я думаю, будете иметь возможность, если сегодня

9228 поддержите, ко второму чтению внимательно посмотреть, каким образом будут

9229 вноситься предупреждения для родителей и педагогов относительно того, какая

9230 информация, или информационная продукция, детям не рекомендуется. То есть

9231 здесь заложен принцип порядочности, презумпции порядочности производителя и

9232 распространителя. Но второй законопроект, который связан с поправками в

9233 действующее законодательство и вводит несколько новых составов

9234 административных правонарушений, предполагает следующее: если обнаружится,

9235 что вы распространяете продукцию, которая запрещена для детей, либо

9236 неправильно её классифицировали, неправильно определили знак возрастной

9237 классификации и распространяете среди той возрастной группы, где она не

9238 рекомендуется, то в этом случае при наличии экспертного заключения - а

9239 экспертное заключение могут дать органы, осуществляющие надзор или контроль

9240 за этой информационной продукцией в разных сферах (например, в Министерстве

9241 культуры это надзор за кинопродукцией), и это всё в законопроекте тоже

9242 расписано - можно инициировать обращение в суд, с тем чтобы привлечь к

9243 административной ответственности и, скажем так, ограничить, запретить или

9244 изъять из оборота продукцию, которая распространяется в нарушение

9245 установленных данным законом правил.

9246

9247 В любом случае это упорядочение процедуры распространения информации, это её

9248 прозрачность, это возможность оградить наших детей от хаотичного потока

9249 информации со страниц печатных изданий, и в том числе периодических, по

9250 телевидению и радио, в Интернете, который сегодня фактически выливается на

9251 наших детей. Это давно надо было сделать, и не случайно десять лет пытались

9252 разработать этот законопроект и работали над ним, но вот сегодня итог

9253 предложен, получено согласование. Мы бы очень просили поддержать эти

9254 законопроекты, и наш комитет обещает, что ко второму чтению мы в максимальной

9255 степени учтём все замечания, которые будут высказаны и которые уже, кстати,

9256 поступили.

9257

9258 Спасибо за внимание. Я готова ответить на вопросы.

9259

9260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста.

9261

9262 ИЗ ЗАЛА. А второй законопроект вы сегодня будете докладывать?

9263

9264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А их уже вместе доложили, Николай Васильевич.

9265

9266 Покажите, пожалуйста, список: шесть человек.

9267

9268 ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции!

9269

9270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции.

9271

9272 Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста, от фракции ЛДПР.

9273

9274 ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к обоим докладчикам.

9275

9276 Не так давно по инициативе президента мы приняли закон, который ввёл так

9277 называемый в народе "комендантский час", согласно которому после 22 часов

9278 дети должны сидеть дома.

9279

9280 Сейчас мы, скорее всего, примем законопроект, согласно которому детям,

9281 видимо, нельзя будет смотреть телепередачи, пользоваться Интернетом и читать

9282 книги, если в них содержится информация, которая может причинить вред их

9283 здоровью. Мы согласны, что какие-то из этих мер действительно должны быть

9284 приняты, потому что эта проблема назрела. Но что вы предлагаете взамен? Что

9285 детям делать после школы? Кружков нет, секций нет, спорта нет. Если Юрий

9286 Михайлович не обеспечит всю страну ракетками для игры в большой теннис, то

9287 что же делать детям - просто сидеть дома под крылом у родителей?

9288

9289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Елене Борисовне, пожалуйста.

9290

9291 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Игорь Владимирович, ну вы же не первый год в

9292 Государственной Думе и знаете, что одним законом абсолютно все проблемы не

9293 решишь. Этот законопроект направлен только на то, чтобы информационное

9294 пространство, в котором растёт и формируется ребёнок, было для него

9295 безопасным. Посмотрите законопроект. Если вы что-то посчитаете избыточным, мы

9296 будем обсуждать ко второму чтению.

9297

9298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция КПРФ, кто задаёт вопрос? Коломейцев Николай

9299 Васильевич, пожалуйста.

9300

9301 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

9302

9303 Уважаемые докладчики, вот мне такой наивный вопрос задали депутаты из

9304 Московской городской Думы. Они пытались по суду закрыть передачу "Дом-2". Вы

9305 знаете, что результат был отрицательным. Они меня просили, чтобы я спросил у

9306 милых докладчиц, какой статьёй этого закона в случае его принятия следователь

9307 сможет воспользоваться, чтобы всё-таки вот эту богадельню закрыть.

9308

9309 МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я вам сразу скажу, что я ни разу

9310 не видела передачу "Дом-2", мне просто неинтересно. Поэтому я не смогу

9311 оценить с точки зрения того, под какие критерии подпадает эта передача и на

9312 какую, соответственно, возрастную группу она рассчитана.

9313

9314 В данном случае... Вот смотрите, если бы действовал сейчас этот закон, то те,

9315 кто эту передачу выпускает, должны были бы определить возрастную

9316 классификацию этой передачи и выпускать её с обязательным сигналом, который

9317 размещается в определённом углу (у нас здесь об этом написано) перед началом

9318 передачи. Видимо, она могла бы идти с 23 часов до шести утра, если судить по

9319 публикациям (я сама не могу вам сказать, не знаю), и сопровождаться вот этими

9320 звуковыми сигналами. И любое другое распространение этой информации послужило

9321 бы причиной для того, чтобы органы надзора, в данном случае министерство

9322 Щёголева и его службы или неправительственные организации, могли обратиться

9323 за получением экспертного заключения. Экспертное заключение обязательно в

9324 этом случае должно быть представлено по поводу передачи "Дом-2", чтобы можно

9325 было обратиться в суд. И если суд признает, что действительно не

9326 соответствует данному закону и порядку распространение этой информации, то

9327 тогда можно будет привлечь к административной ответственности и запретить,

9328 или ограничить, или ещё что-то... обязать соблюдать данный закон. Сейчас

9329 такого закона нет, и поэтому естественно, что, так сказать, очень много

9330 усмотрения было в суде.

9331

9332 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мне позволят мои коллеги, я тоже хотела бы задать

9333 вопрос. Елена Борисовна, вы сказали, что прошло очень много времени, почти

9334 десять лет, прежде чем эти два законопроекта появились. Как вы думаете,

9335 сколько пройдёт времени до подписи президента под этими законами?

9336

9337 МИЗУЛИНА Е. Б. Любовь Константиновна, благодаря тому, что поддержали девять

9338 министерств, и благодаря авторскому составу (фактически все фракции

9339 Государственной Думы, большинство авторов представляют большинство

9340 Государственной Думы), я очень надеюсь, что мы сможем сделать это до конца

9341 года, во всяком случае, то, что зависит от нашего комитета и Надежды

9342 Васильевны - она курирует наш комитет, - мы сделаем всё, чтобы эти поправки

9343 максимально подготовить и принять в осеннюю сессию.

9344

9345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.

9346

9347 Кто хотел бы выступить, уважаемые коллеги? Останина Нина Александровна и от

9348 ЛДПР Иванов Сергей Владимирович.

9349

9350 Пожалуйста, Останина Нина Александровна.

9351

9352 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, буквально вчера меня попросили

9353 прокомментировать этот законопроект журналисты Би-би-си, и главный вопрос,

9354 который они задали: вообще будут ли лишать лицензий телеканалы, которые

9355 пропагандируют секс, порно, жестокость, насилие? То есть то, о чём говорил

9356 сегодня мой коллега Николай Васильевич, от чего мы хотим защитить наших детей

9357 этим законом. Я ответила: нет. Они спросили: а какой размер штрафа? Ну, он

9358 смехотворный: для физических лиц - от 1,5 до 5 тысяч рублей, а для

9359 юридических - 30-50 тысяч рублей или конфискация оборудования на срок от

9360 шестидесяти до девяноста дней. Понятно, что никого сильно это не напугало,

9361 поэтому я думаю, что сегодня в связи с принятием этого законопроекта можно

9362 поздравить наших журналистов - они и дальше будут жить спокойно, я имею в

9363 виду недобросовестные, конечно, средства массовой информации.

9364

9365 О том, что закон нужен, убеждать в этом зале никого не надо, кроме, конечно,

9366 Валерия Комиссарова, которого и сейчас нет, потому что он считает, что всё

9367 может сделать саморегулируемое журналистское сообщество, и даже хартию

9368 подписал в 2005 году, только от этого ничего не изменилось. Вопрос в том,

9369 какой закон нам нужен. Нужен закон, который бы делал производство и

9370 распространение такого рода продукции невыгодным для производителей и

9371 распространителей. И санкции должны быть настолько жёсткими, чтобы из страха

9372 потерять средство массовой информации просто никому не повадно было

9373 пропагандировать секс, жестокость и насилие.

9374

9375 Елена Борисовна сказала, что закон действительно уже десять лет

9376 разрабатывается в Думе, только судьба у него примерно такая, как описала

9377 Оксана Генриховна: другие авторы появились - спасибо, Елена Борисовна, что

9378 вспомнили меня сегодня, только мне пришлось коленопреклонённо просить каждого

9379 из новых высокопоставленных авторов, чтобы в авторский коллектив включили

9380 руководителя рабочей группы. К сожалению, пострадал не только состав

9381 авторского коллектива, но и, главное, содержание закона. Получилось так, что

9382 в данном случае, как говорится, вместе с водой ребёнка выплеснули. Вот Елена

9383 Борисовна уже сказала, что основное базовое положение прежнего закона - о

9384 создании единого координирующего органа - было отвергнуто новым авторским

9385 коллективом. И что теперь, куда теперь, к какому полномочному органу

9386 обращаться? Здесь и минкульт, и минобразования, и минздрав. Куда обращаться,

9387 когда нарушаются права детей с точки зрения защиты их от подобной информации?

9388

9389 А что касается мер, о которых я говорила, ну что же, я думаю, что,

9390 действительно, сильно не пострадает ни "Первый канал", куда сейчас

9391 перебралась Ксюша Собчак и хозяйкой которого является, ни другие

9392 распространители подобного рода продукции.

9393

9394 Вызывает вопросы также и состав экспертной группы, потому что никаких санкций

9395 к экспертам за недобросовестные заключения, по сути дела, не

9396 предусматривается. Поэтому, Елена Борисовна, я бы поспорила с вами, когда вы

9397 сказали, что в основе закона должна лежать презумпция порядочности, - не

9398 презумпция порядочности, а неотвратимость наказания... (Микрофон отключён.)

9399

9400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

9401

9402 Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

9403

9404 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

9405

9406 Уважаемые коллеги, я постараюсь коротко. Фракция ЛДПР безусловно поддержит

9407 эти законопроекты, конечно, принять можно любой законопроект, только вот, как

9408 говорили классики, строгость российских законов смягчается необязательностью

9409 их исполнения. Вы прекрасно помните, что мы приняли закон, запрещающий

9410 распивать пиво в общественных местах. Работает? Нет, не работает. У нас в

9411 законе записано, что дети должны заботиться о своих престарелых родителях.

9412 Работает? Тоже не всегда работает. Всё почему? Потому что вот, например, с

9413 принятием данного закона, я представляю себе, какие тягомотные будут суды,

9414 где создатели, допустим, сериала, там, "Улицы разбитых фонарей", "Ментов",

9415 будут доказывать, что этот сериал воспитывает в детях мужество, отвагу,

9416 порядочность и так далее, и тому подобное. В то же самое время любой психолог

9417 вам скажет, что, поглядев на весь этот мордобой, который на экране

9418 происходит, убийства и так далее... Вы заметьте, уже ведь вот все эти

9419 сообщения о том, что где-то разбились, погибли люди, воспринимаются так,

9420 мимоходом, абсолютно не обращает никто на это внимание, тем более дети. И,

9421 причём, заметьте, в мире существует огромное количество передач про природу,

9422 про путешествия, на другую подобную тематику. Они интересные, ведь их даже на

9423 спутник загоняют, и практически без рекламы там обходятся, то есть у этой

9424 категории программ есть свои потребители.

9425

9426 То, что происходит сейчас у нас в средствах массовой информации, извините,

9427 иначе, как натуральным растлением нашего народа, не назовёшь. И сейчас от

9428 чего страдают, кстати, все патриархальные общества, те же самые

9429 мусульманские? Там точно так же внедряется вся эта поп-культура: что можно не

9430 слушаться старших, можно выпивать, можно употреблять наркотики. Это такая

9431 лёгкая жизнь, которая является стереотипом Запада. Она туда внедряется,

9432 оттуда всякие волнения и идут.

9433

9434 Поэтому данные законы, к сожалению, как не работали, так и работать не будут.

9435 Вы вспомните, в прошлом созыве, когда у нас здесь был заместитель министра

9436 внутренних дел, я спрашивал, как обстоит дело с распространением порнографии

9437 на вокзалах. Ну, провели рейд. Ну и что? Продавалась и продаётся дальше. На

9438 вопрос, заданный милиции: почему вы не принимаете меры, они говорят:

9439 слушайте, это такая тягомотина - надо купить эту кассету, составить акт,

9440 отдать на экспертизу, а к какому выводу придёт экспертиза, ещё не известно.

9441 Хотя даже по одной наклейке на этой кассете - тут даже и к бабке не ходи -

9442 ясно, что это такое.

9443

9444 Уважаемые коллеги, ещё раз повторяю, мы, конечно, можем принять любой закон,

9445 но сделать так, чтобы это было невыгодно, вот как нам коллега сейчас

9446 говорила, - этого никогда не будет. К сожалению, подглядывать в замочную

9447 скважину - все эти низменные инстинкты, так скажем, в природе человеческой,

9448 есть у нас от Бога, а есть от животного. Поэтому нужно, как ни крути, сделать

9449 так, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы его граждане больше

9450 любили сериалы, например, про путешествия, научно-популярные передачи, а не

9451 вот ту лабуду, которую нам показывают.

9452

9453 Мы поддерживаем, но работать он не будет.

9454

9455 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

9456

9457 По ведению - депутат Гильмутдинов.

9458

9459 ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

9460

9461 Уважаемая Любовь Константиновна, комитет по спорту просит вас 7-ой вопрос...

9462 ровно одна минута нужна будет. Прошу поддержать. (Шум в зале.) Одна минута,

9463 ровно одна минута, поддержите спортсменов.

9464

9465 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у меня есть компромиссное решение: если

9466 депутат Гильмутдинов в одну минуту не укладывается, то закон автоматически

9467 переносится на пятницу. Согласны?

9468

9469 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

9470

9471 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. У представителей правительства и президента

9472 есть желание высказаться по данному законопроекту? Нет.

9473

9474 Требуется ли заключительное слово? Не требуется.

9475

9476 Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О защите детей

9477 от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 25?

9478

9479 Включите режим голосования.

9480

9481 Покажите результаты.

9482

9483 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 13 мин. 44 сек.)

9484 Проголосовало за 440 чел.97,8%

9485 Проголосовало против 0 чел.0,0%

9486 Воздержалось 1 чел.0,2%

9487 Голосовало 441 чел.

9488 Не голосовало 9 чел.2,0%

9489 Результат: принято

9490

9491 Принято.

9492

9493 Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект, связанный с

9494 предыдущим, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи

9495 с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей

9496 вред их здоровью и развитию", пункт 26? Прошу проголосовать.

9497

9498 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

9499

9500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, вообще уже и повестку на пятницу начнём

9501 рассматривать, чего там?

9502

9503 Покажите результаты.

9504

9505 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 14 мин. 19 сек.)

9506 Проголосовало за 443 чел.98,4%

9507 Проголосовало против 1 чел.0,2%

9508 Воздержалось 0 чел.0,0%

9509 Голосовало 444 чел.

9510 Не голосовало 6 чел.1,3%

9511 Результат: принято

9512

9513 Принято.

9514