Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 155656-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

у Президента РФ
07.05.2009

Номер законопроекта:155656-5
Комментарий законопроекта:в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования
Дата внесения законопроекта в ГД:28.01.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/155656-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Профильный комитет:Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Дата изменения статуса/фазы:07.05.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:90-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №155656-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования

Дата заседания 24.04.2009, номер заседания 90, строк в стенограмме 6997

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4947 Пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4948 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

4949 Федерации". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по вопросам

4950 местного самоуправления Сергей Николаевич Егоров.

4951

4952 ЕГОРОВ С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4953

4954 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается

4955 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

4956 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4957 Он был принят во втором чтении 22 апреля текущего года.

4958

4959 В соответствии с Регламентом Государственной Думы Комитетом по вопросам

4960 местного самоуправления с участием Правового управления законопроект

4961 подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний правового,

4962 лингвистического и юридико-технического характера по тексту не имеется. В

4963 связи с этим предлагается законопроект вынести на "час голосования" для

4964 принятия его как закона.

4965

4966 Спасибо.

4967

4968 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания у депутатов? По мотивам выступит

4969 Жириновский по этому законопроекту.

4970

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5631 Пункт 14. По мотивам от фракции ЛДПР - депутат Жириновский.

5632

5633 Пожалуйста, Владимир Вольфович.

5634

5635 Включите микрофон в президиуме.

5636

5637 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот закон касается расширения контрольных функций

5638 представительного органа муниципального образования. С одной стороны, вроде

5639 бы хорошо, что появятся контрольные функции у представительных органов, но, с

5640 другой стороны, это не придаст уверенности действиям главы администрации,

5641 исполнительной власти, поскольку любые его действия могут повлечь за собой

5642 начало процедуры его отставки. Мне кажется, честнее было бы просто перейти к

5643 назначению глав администраций муниципальных образований, но здесь есть

5644 конвенция, которую мы подписали, об органах местного самоуправления, значит,

5645 его изберут с большим трудом, и потом он будет находиться меж двух огней: или

5646 вышестоящий орган субъекта, то есть губернатор, в любой момент может

5647 потребовать его отставки, или же местный представительный орган.

5648

5649 Вот я уже говорил, в Рязанской области победил, избран главой поселения

5650 Сапожково (есть такое место) наш человек. Распределяют деньги: всем раздали

5651 по 250 миллионов, нашему субъекту - в тысячу раз меньше. Вот что он должен

5652 делать? Население будет недовольно, и депутаты потребуют его отставки, потому

5653 что он что-то там не делает.

5654

5655 Проблема в том, что мы иногда принимаем правильные законы, но действующие

5656 законы не всегда дают положительный результат. И вот этот закон позволит

5657 убирать всех глав администраций, которые будут проводить ту линию, которую от

5658 них требуют избиратели. Мы будем сталкиваться с ситуацией, когда просто не

5659 будут давать деньги этому региону. То же самое, когда депутаты не те

5660 оказались в какой-то районной думе, вышестоящий орган уже субъекта Российской

5661 Федерации угрожает: раз вы проголосовали не за тех, мы вам денег не дадим.

5662 Это плохо.

5663

5664 Мы уже видим тенденцию, когда хотят и депутатов избирать меньше по партийным

5665 спискам. Вот уже Мосгордума хочет выборы провести, чтобы было меньше

5666 депутатов, избранных по партийным спискам, на местах где-то хотят

5667 восстановить мажоритарную систему, специально задерживают закон о выборах по

5668 партийным спискам депутатов муниципальных органов или органов самоуправления.

5669 Это плохая тенденция, мы только-только выстроили партийную систему, в том

5670 числе вот только что приняли в третьем чтении закон о равном доступе. И

5671 кстати, меня поражает позиция депутатов "Справедливой России", которые

5672 говорят: плохо всё, но голосовать будем. Это чудовищно! Раскритиковали

5673 полностью законопроект, но говорят: голосовать будем. О чём это говорит? Вот

5674 о такой фиктивной позиции фракции. Это плохо.

5675

5676 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

5677

5678 Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О

5679 внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации

5680 местного самоуправления в Российской Федерации" в третьем чтении.

5681

5682 Включите режим голосования.

5683

5684 Покажите результаты.

5685

5686 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 51 сек.)

5687 Проголосовало за 348 чел.77,3%

5688 Проголосовало против 57 чел.12,7%

5689 Воздержалось 0 чел.0,0%

5690 Голосовало 405 чел.

5691 Не голосовало 45 чел.10,0%

5692 Результат: принято

5693

5694 Принимается.

5695

Дата заседания 22.04.2009, номер заседания 89, строк в стенограмме 6761

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2538 Решение по 12-му вопросу принято. Переходим к обсуждению 13-го вопроса. О

2539 проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

2540 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2541 Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава

2542 Степановича Тимченко.

2543

2544 Пожалуйста.

2545

2546 ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам

2547 местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

2548

2549 Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

2550 предлагается проект федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в

2551 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в

2552 Российской Федерации". Законопроект направлен на расширение контрольных

2553 функций представительного органа муниципального образования, был внесён в

2554 Государственную Думу Президентом Российской Федерации и принят в первом

2555 чтении 20 марта 2009 года.

2556

2557 При подготовке законопроекта ко второму чтению комитетом была проведена

2558 большая работа, организованы обсуждения в экспертном сообществе, на

2559 заседаниях Конгресса муниципальных образований, Всероссийского совета

2560 местного самоуправления, Совета по местному самоуправлению при Председателе

2561 Государственной Думы. В результате обсуждения все предложения и замечания

2562 были сформулированы в виде поправок. В комитет поступило двадцать четыре

2563 поправки, пять из них комитет рекомендовал к принятию, и они сведены в

2564 таблицу 1, девятнадцать поправок рекомендуется к отклонению, и они сведены в

2565 таблицу 2.

2566

2567 Нужно сказать, что большинство поправок, которые рекомендуются к принятию,

2568 вобрали в себя практически все предложения, которые прозвучали на

2569 вышеперечисленных мною форумах. Они касаются прежде всего конкретизации

2570 перечня оснований для возбуждения процедуры удаления главы муниципального

2571 образования в отставку. Сейчас этот перечень закрыт, определён чёткий круг

2572 оснований, по которым может быть инициирован процесс удаления главы в

2573 отставку: наличие просроченной задолженности по бюджетным обязательствам;

2574 нецелевое использование субвенций, выделенных муниципальным образованиям;

2575 неисполнение в течение трёх и более месяцев своих обязанностей. Ещё одно

2576 дополнение, инновация, что тоже было в числе предложений членов экспертного

2577 сообщества, субъектов права законодательной инициативы, - предметная оценка

2578 деятельности: двукратное неудовлетворительное признание деятельности главы

2579 муниципального образования тоже может стать основанием для удаления главы

2580 муниципального образования в отставку. Также уточнён срок повторного

2581 рассмотрения данного вопроса. В комитет поступили разные предложения по

2582 поводу изменения срока повторного рассмотрения. Если помните, в первом чтении

2583 был срок один месяц, были предложения сократить срок до двух недель, также

2584 были предложения по увеличению срока повторного рассмотрения до трёх, шести

2585 месяцев. Однако комитет рекомендует в таблице поправок компромиссный,

2586 серединный вариант: увеличить срок до двух месяцев.

2587

2588 Что касается поправок, рекомендуемых к отклонению, то они либо носят слишком

2589 ограничительный характер - например, предлагалось запретить главе, удалённому

2590 в отставку, в дальнейшем избираться в органы местного самоуправления, что,

2591 безусловно, может являться нарушением конституционных прав любого гражданина

2592 Российской Федерации, - либо учтены в тех поправках, которые мы сегодня

2593 рекомендуем для принятия.

2594

2595 Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что сегодня в зале

2596 роздана поправка депутата Егорова Сергея Николаевича, которая не вошла в

2597 таблицы, сформированные комитетом Государственной Думы. Данная поправка

2598 направлена на уточнение предмета отчёта главы муниципального образования в

2599 зависимости от того, является ли он одновременно главой администрации или не

2600 является. Комитет, как я сказал, поправку не рассматривал, но, на мой взгляд,

2601 предложение достаточно здравое, и я считаю, что его можно поддержать

2602 отдельным голосованием при рассмотрении поправок.

2603

2604 С учётом изложенного прошу рассмотреть таблицы 1 и 2 поправок, а также

2605 поправку, розданную депутатом Егоровым отдельно.

2606

2607 Спасибо.

2608

2609 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.

2610

2611 По таблице поправок 1 будут ли замечания или предложения вынести на отдельное

2612 голосование? Нет. Тогда ставлю на голосование таблицу 1 поправок,

2613 рекомендованных к принятию. Пожалуйста, голосуйте.

2614

2615 Покажите результаты, пожалуйста.

2616

2617 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 30 сек.)

2618 Проголосовало за 318 чел.70,7%

2619 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2620 Воздержалось 0 чел.0,0%

2621 Голосовало 318 чел.

2622 Не голосовало 132 чел.29,3%

2623 Результат: принято

2624

2625 Принято.

2626

2627 По таблице поправок 2 будут ли замечания у кого-то или предложения вынести на

2628 отдельное голосование? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2 поправок,

2629 рекомендованных к отклонению.

2630

2631 Включите режим голосования.

2632

2633 Покажите результаты голосования.

2634

2635 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 10 сек.)

2636 Проголосовало за 344 чел.76,4%

2637 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2638 Воздержалось 0 чел.0,0%

2639 Голосовало 344 чел.

2640 Не голосовало 106 чел.23,6%

2641 Результат: принято

2642

2643 Принято.

2644

2645 Давайте поставим на голосование вопрос, будем ли рассматривать поправку

2646 Егорова, розданную в зале.

2647

2648 ИЗ ЗАЛА. В повестку включена она.

2649

2650 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включена в повестку? Хорошо.

2651

2652 Ставится на отдельное голосование поправка Егорова. Комитет рекомендует

2653 принять.

2654

2655 Включите, пожалуйста, режим голосования.

2656

2657 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.

2658

2659 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 55 сек.)

2660 Проголосовало за 353 чел.78,4%

2661 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2662 Воздержалось 0 чел.0,0%

2663 Голосовало 353 чел.

2664 Не голосовало 97 чел.21,6%

2665 Результат: принято

2666

2667 Принято.

2668

2669 Ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором

2670 чтении.

2671

2672 Включите режим голосования.

2673

2674 Покажите результаты.

2675

2676 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 28 сек.)

2677 Проголосовало за 353 чел.78,4%

2678 Проголосовало против 57 чел.12,7%

2679 Воздержалось 0 чел.0,0%

2680 Голосовало 410 чел.

2681 Не голосовало 40 чел.8,9%

2682 Результат: принято

2683

2684 Принято.

2685

Дата заседания 20.03.2009, номер заседания 81, строк в стенограмме 7304

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3609 Уважаемые коллеги, переходим к законопроектам первого чтения. Проект

3610 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих

3611 принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3612 Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в

3613 Государственной Думе Гарри Владимирович Минх.

3614

3615 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

3616 Государственной Думе.

3617

3618 Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

3619

3620 Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается

3621 законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, "О внесении

3622 изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного

3623 самоуправления в Российской Федерации". Хочу напомнить вам, что данный

3624 законопроект также подготовлен в целях реализации тех положений, которые были

3625 высказаны Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному

3626 Собранию Российской Федерации в ноябре прошедшего года. Напомню также, что

3627 речь шла об усилении ответственности, как выразился президент, муниципальных

3628 начальников. Данная законодательная инициатива как раз и содержит несколько

3629 новелл, которые направлены на решение задач в этом направлении.

3630

3631 Первая новелла посвящена тому, что представительный орган муниципального

3632 образования наделяется правом заслушивать ежегодные отчёты главы

3633 муниципального образования и главы местной администрации о результатах их

3634 деятельности, и в том числе о решении вопросов, поставленных представительным

3635 органом. И симметрично этому праву на главу муниципального образования и

3636 главу местной администрации возлагается соответствующая обязанность. Хочу

3637 напомнить вам, что это в принципе очень похоже на ту новеллу, которая была

3638 внесена в Конституцию Российской Федерации, и на то, что нам предстоит

3639 услышать 2 апреля текущего года. Это первая новелла.

3640

3641 И второе, что законопроектом предлагается, - это ввести институт удаления

3642 главы муниципального образования в отставку. Предполагается, что реализация

3643 этого института возможна при наличии следующих оснований. Во-первых, тогда,

3644 когда решения, действие или бездействие главы муниципального образования

3645 повлекли за собой негативные финансовые последствия. Прежде всего, когда

3646 возникает просроченная задолженность муниципального образования по исполнению

3647 своих долговых или бюджетных обязательств. Во-вторых, когда существует факт

3648 нецелевого расходования бюджетных средств, переданных для осуществления

3649 отдельных государственных полномочий. Таким основанием являются также

3650 решения, нарушающие требования Конституции, федеральных законов и иных

3651 нормативных правовых актов, если такое нарушение было установлено судебной

3652 властью.

3653

3654 Кроме того, основаниями для удаления главы муниципального образования в

3655 отставку могут служить и ситуации, когда в течение длительного времени, более

3656 трёх месяцев, глава муниципального образования не исполняет по разным

3657 причинам свои обязанности по решению вопросов местного значения, по

3658 осуществлению полномочий, предусмотренных федеральным законом и уставом

3659 муниципального образования, а именно: не подписывает и не обнародует

3660 нормативные правовые акты, принятые представительным органом, не издаёт в

3661 пределах своих полномочий собственные правовые акты, а также если глава

3662 муниципального образования в течение этого же длительного периода времени не

3663 выполняет свои обязанности по обеспечению реализации органами местного

3664 самоуправления отдельных государственных полномочий, которые были им переданы

3665 федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации.

3666

3667 В законопроекте также достаточно подробно описывается процедура, в

3668 соответствии с которой осуществляется удаление главы муниципального

3669 образования в отставку. Я хотел бы обратить внимание на то, что всего два

3670 субъекта могут выступить с подобной инициативой. Во-первых, это сами депутаты

3671 представительного органа, при этом количественные параметры - не менее одной

3672 трети состава представительного органа. И во-вторых, инициатором такого

3673 обращения может выступить высшее должностное лицо субъекта Российской

3674 Федерации. Как в первом, так и во втором случае решение об этом принимается

3675 самим представительным органом муниципального образования.

3676

3677 После того как принимается решение о такой инициативе, информация об этом на

3678 следующий день должна быть доведена до сведения главы муниципального

3679 образования, в отношении которого эта процедура начинается, также об этом

3680 должно быть уведомлено высшее должностное лицо, если, конечно, инициатор - не

3681 это высшее должностное лицо.

3682

3683 При рассмотрении вопроса об удалении в отставку заслушивается - опять же

3684 повторюсь, если это инициатива самих депутатов, - мнение высшего должностного

3685 лица, но оно только учитывается. Единственное исключение, когда мнение

3686 высшего должностного лица должно быть рассмотрено как согласие на удаление в

3687 отставку, это в случае, когда речь идёт о нереализации переданных

3688 государственных полномочий. В таком случае это решение высшего должностного

3689 лица уже становится обязательным элементом, чтобы удалить главу

3690 муниципального образования в отставку. Решение об удалении главы

3691 муниципального образования считается принятым, если за него проголосовали не

3692 менее двух третей из состава представительного органа.

3693

3694 Для того чтобы обеспечить гарантии соблюдения прав этого лица - главы

3695 муниципального образования, предусмотрен ряд норм в законопроекте. Прежде

3696 всего, как я уже сказал, глава муниципального образования должен быть

3697 заблаговременно уведомлен о том, что в отношении него такая процедура

3698 начинается, уведомляется он также о времени и месте рассмотрения этого

3699 вопроса. Далее - глава муниципального образования должен иметь право

3700 высказать свою точку зрения, участвовать в обсуждении этого вопроса, когда он

3701 будет рассматриваться. Одновременно он имеет право представлять свои доводы,

3702 аргументы, в том числе и в письменной форме. В случае, когда решение

3703 состоится, глава муниципального образования, в отношении которого возбуждён

3704 вопрос об удалении в отставку, имеет право на то, чтобы его особое мнение,

3705 если он его зафиксирует в письменной форме, было опубликовано одновременно с

3706 опубликованием решения об удалении этого главы муниципального образования в

3707 отставку. Если же решение об удалении в отставку не состоится, не будет

3708 принято, то повторно ставить вопрос об удалении главы муниципального

3709 образования в отставку можно будет не ранее чем через месяц после

3710 рассмотрения этого вопроса.

3711

3712 Хочу отметить, что положения законопроекта, которые предусматривают институт

3713 удаления в отставку, не распространяются на так называемых сити-менеджеров,

3714 то есть на тех глав местных администраций, которые осуществляют свои

3715 полномочия на основе контракта.

3716

3717 Вот кратко те новеллы, которые содержатся в предложенном президентом

3718 законопроекте. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать данную инициативу

3719 Президента Российской Федерации.

3720

3721 Спасибо.

3722

3723 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.

3724

3725 Содоклад сделает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления

3726 Вячеслав Степанович Тимченко.

3727

3728 ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам

3729 местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3730

3731 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Полномочный представитель

3732 Президента Российской Федерации в Государственной Думе достаточно подробно

3733 изложил суть законопроекта. Тем не менее я считаю своим долгом по поручению

3734 членов комитета изложить позицию комитета по внесённому на ваше рассмотрение

3735 законопроекту.

3736

3737 5 ноября 2008 года, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием,

3738 Президент Российской Федерации отметил необходимость повышения

3739 ответственности руководителей органов местного самоуправления за качество их

3740 работы и результат. В частности, президент подчеркнул, что представительные

3741 органы муниципальных образований должны иметь реальную возможность более

3742 действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности

3743 руководителей муниципалитетов. В развитие этого постулата 28 января 2009 года

3744 президентом был внесён в Государственную Думу соответствующий законопроект.

3745

3746 Комитет по вопросам местного самоуправления провёл достаточно серьёзную

3747 работу по предварительному рассмотрению данного законопроекта. Законопроект

3748 был направлен во все субъекты Российской Федерации, обсуждение прошло в

3749 общественных организациях. На своём заседании 12 марта мы рассмотрели данный

3750 законопроект, а также позиции всех заинтересованных сторон. Нужно сказать,

3751 что все участники обсуждения отмечали актуальность и необходимость принятия

3752 данного законопроекта. У нас имеется официальная позиция Общественной палаты

3753 Российской Федерации, Общероссийского конгресса муниципальных образований,

3754 Всероссийского совета местного самоуправления, учёных, экспертов,

3755 журналистов.

3756

3757 Ознакомившись с результатами состоявшихся обсуждений, комитет пришёл к

3758 единодушному мнению, что идея расширения контрольных функций представительных

3759 органов муниципального образования заслуживает поддержки. Подконтрольность

3760 исполнительных органов местного самоуправления представительным органам

3761 предусмотрена и Европейской хартией местного самоуправления. Контроль со

3762 стороны представительного органа за исполнительными органами и должностными

3763 лицами местного самоуправления, полномочия по решению вопросов местного

3764 значения закреплены в 131-м федеральном законе. Однако имеющееся сегодня

3765 правовое регулирование недостаточно функционально и не позволяет реально

3766 оценить деятельность глав муниципальных образований и глав администраций, что

3767 и послужило поводом для внесения сегодняшней законодательной инициативы.

3768

3769 Рассматривая данную законодательную инициативу, комитет отмечает

3770 необходимость дальнейшего совершенствования отдельных положений

3771 законопроекта. У вас, уважаемые коллеги, имеется заключение нашего комитета.

3772 Мы ко второму чтению намерены доработать отдельные статьи, в частности

3773 касающиеся процедуры удаления в отставку, а также последствий этого.

3774

3775 На законопроект получены положительные отзывы более чем из шестидесяти

3776 субъектов Российской Федерации. Также положительное заключение с предложением

3777 поддержать данный законопроект получено от Общественной палаты. С учётом

3778 изложенного Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает

3779 Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.

3780

3781 Спасибо за внимание.

3782

3783 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне, Вячеслав

3784 Степанович.

3785

3786 Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся. Я вижу минимум пять рук, а

3787 это уже значит, что нужна запись. Правда, Лебедев поднял две руки, я,

3788 наверное, поэтому посчитал, что их пять.

3789

3790 Покажите результаты записи.

3791

3792 Девять желающих задать вопрос. Ну, давайте... Вот депутат Жириновский

3793 предлагает: по одному вопросу от фракции. Ну, по два, если будет

3794 необходимость. Депутат Плетнёва, пожалуйста.

3795

3796 ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.

3797

3798 У меня вопрос к Гарри Владимировичу.

3799

3800 Было бы понятно, уважаемый Гарри Владимирович, если бы губернатор избирался

3801 всенародно и потом имел бы возможность назначать глав районов и отстранять

3802 их. Никаких вопросов по поводу причин отстранения у меня, например, нет,

3803 потому что действительно нарушений много. Но с какой стати узкий круг лиц из

3804 двух третей депутатов будет отстранять избранного всенародно главу

3805 муниципального образования? Понимаете? А тем более губернатор, который, по

3806 сути дела, назначается? Я считаю, что это противоречит Конституции, это

3807 неправильно совершенно!

3808

3809 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Вопрос стоит так: с

3810 какой стати?

3811

3812 МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, конечно, у вас в большей степени был

3813 не вопрос, а утверждение, и я с вашим утверждением абсолютно не согласен. У

3814 нас нет такого принципа, который использован в известном произведении Николая

3815 Васильевича Гоголя, юбилей которого, как вы знаете...

3816

3817 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3818

3819 МИНХ Г. В. Нет, вы точно по Гоголю, потому что...

3820

3821 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас каждый имеет право говорить так, как он

3822 считает нужным. Сейчас отвечает представитель президента.

3823

3824 МИНХ Г. В. Логика, мол, я тебя породил, я тебя и убью - она с точки зрения

3825 Конституции Российской Федерации не работает. Мы с вами знаем, что у нас

3826 различные институты прекращения деятельности тех или иных должностных лиц,

3827 тех или иных органов власти, они несимметричны процедуре замещения этих

3828 должностей. Это во-первых.

3829

3830 Во-вторых, я хочу ещё раз напомнить вам Европейскую хартию местного

3831 самоуправления, зачитаю вам статью 3 "Понятие местного самоуправления": "Под

3832 местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов

3833 местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и

3834 управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в

3835 интересах местного населения". И дальше очень важно: "Это право

3836 осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путём

3837 свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или

3838 собрания могут иметь подотчётные им исполнительные органы". Вот из этой

3839 логики абсолютно однозначно вытекает, что органы представительные - они

3840 первичны, они преобладающи, и это контрольное полномочие абсолютно

3841 адекватно... (Микрофон отключён.)

3842

3843 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович, хотите добавить что-то?

3844

3845 ТИМЧЕНКО В. С. Я просто хотел дополнить, что всё-таки представительный орган

3846 потому и называется представительным, что он представляет интересы всего

3847 населения и имеет такие же права, как всё население, в отношении действия

3848 даже всенародно избранного главы.

3849

3850 А что касается губернатора, обращаю ваше внимание, что инициатива об

3851 отрешении, об удалении в отставку предоставляется губернатору только в том

3852 случае, если у него есть претензии по переданным государственным полномочиям,

3853 но ни по каким другим.

3854

3855 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я так понимаю, сейчас депутат Лебедев от

3856 фракции ЛДПР. По два вопроса от фракции - это было ваше предложение, я его

3857 реализую.

3858

3859 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3860

3861 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, тогда я сейчас поставлю на голосование: по одному

3862 вопросу от фракции, поскольку было и такое предложение. Я среагировал, как

3863 ведущий, на предложение, прозвучавшее из рядов фракции КПРФ, сказали: по два

3864 вопроса, я согласился. Ставлю на голосование предложение депутатов от КПРФ:

3865 по два вопроса от фракции.

3866

3867 Включите режим голосования.

3868

3869 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3870

3871 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Было предложение Жириновского, возразили из ваших

3872 рядов...

3873

3874 Покажите, пожалуйста, результаты.

3875

3876 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 26 сек.)

3877 Проголосовало за 300 чел.97,7%

3878 Проголосовало против 6 чел.2,0%

3879 Воздержалось 1 чел.0,3%

3880 Голосовало 307 чел.

3881 Не голосовало 0 чел.0,0%

3882 Результат: принято

3883

3884 По два вопроса от фракции.

3885

3886 Пожалуйста, депутат Лебедев от фракции ЛДПР.

3887

3888 ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.

3889

3890 Спасибо.

3891

3892 У меня вопрос к докладчику.

3893

3894 Уважаемый Гарри Владимирович, как будет решаться вопрос о последствиях

3895 отставки главы муниципального образования в плане того, будет ли иметь право

3896 отстранённый глава выставлять свою кандидатуру на ближайших выборах на этот

3897 же пост?

3898

3899 МИНХ Г. В. Здесь ответ достаточно очевиден: никакого запрета на его участие в

3900 выборах главы муниципального образования законопроект не предусматривает.

3901 Поэтому если он не согласится с тем решением, которое было принято

3902 представительным органом, он может реализовать своё право быть избранным на

3903 эту должность.

3904

3905 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шубина, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3906

3907 ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3908

3909 Спасибо.

3910

3911 Я думаю, многие подтвердят, что во время приёма люди часто к нам приходили и

3912 говорили: ну сделайте что-нибудь, чтобы можно было решить законодательно

3913 вопрос об отрешении от должности либо выражении недоверия главе

3914 администрации. И я полагаю, что данный проект закона как раз отвечает чаяниям

3915 тех людей, которые об этом говорили.

3916

3917 Но у меня вопрос к Вячеславу Степановичу. Я посмотрела заключения

3918 Общественной палаты и нашего Государственно-правового управления. На мой

3919 взгляд, там существенные замечания. В частности, замечание ГПУ о возможности

3920 обжалования в судебном порядке решений органов местного самоуправления.

3921 Какова позиция комитета?

3922

3923 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Любовь Фёдоровна.

3924

3925 Когда я завершал своё выступление, я сказал, что нам перед вторым чтением

3926 предстоит работа в части урегулирования некоторых вопросов процедуры удаления

3927 в отставку. Я как раз и имел в виду вопросы, касающиеся возможных судебных

3928 разбирательств, а также процедуры подсчёта голосов при принятии решений. Ну и

3929 ряд других замечаний в заключениях и Общественной палаты, и Правового

3930 управления Аппарата Государственной Думы, и ряда экспертов, которые принимали

3931 участие в работе комитета.

3932

3933 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков от фракции "Справедливая Россия".

3934

3935 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3936

3937 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, хотел бы добавить что-то представитель

3938 президента.

3939

3940 Пожалуйста, Гарри Владимирович.

3941

3942 МИНХ Г. В. Да, я, если можно, хотел бы немного дополнить ответ. Во-первых,

3943 Любовь Фёдоровна, я не уверен, что есть какие-то претензии со стороны

3944 Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

3945

3946 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Думы, Правового управления Аппарата Государственной

3947 Думы.

3948

3949 МИНХ Г. В. Она так сказала.

3950

3951 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, Любовь Фёдоровна оговорилась, видимо.

3952

3953 МИНХ Г. В. Это первое замечание, техническое.

3954

3955 А во-вторых, я хотел бы просто, говоря о возможности судебного обжалования,

3956 обратить внимание, например, на практику Федеративной Республики Германия.

3957 Там вопросы местного значения, вопросы регулирования муниципального уровня

3958 отнесены к компетенции земель. Например, в положении об органах местного

3959 самоуправления земли Баден-Вюртемберг вообще предусмотрена очень любопытная

3960 конструкция, когда в принципе вопрос о вине главы муниципального образования

3961 даже не ставится. Потому что речь может идти о том, что вот это лицо, которое

3962 замещает эту должность, в силу своих профессиональных, личностных

3963 характеристик на каком-то этапе перестаёт отвечать требованиям населения, в

3964 его деятельности даже могут возникнуть существенные недостатки в плане

3965 управления, и это является основанием для того, чтобы досрочно прекратить его

3966 полномочия, а так как нет вопроса вины, то и вопрос о судебной защите в этом

3967 отношении тоже требует каких-то дополнительных обсуждений. Поэтому здесь

3968 такого однозначного понимания я бы не отметил.

3969

3970 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий по списку от фракции... А, да, депутат

3971 Беляков от фракции "Справедливая Россия", пожалуйста.

3972

3973 БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.

3974

3975 Уважаемые коллеги, но я в порядке ремарок две вещи для начала сказал бы. Я

3976 очень хорошо помню, как мы продлевали срок полномочий президента на два года,

3977 и тогда мы говорили, что Россия идёт своим путём и не нужно равняться на

3978 Запад. Сегодня у нас совершенно другая по этому поводу позиция. Это первое.

3979

3980 И второе. Вот лично я действительно согласен с рядом депутатов в том, что у

3981 этого закона, к несчастью, есть перспектива попасть под раздачу в

3982 Конституционном Суде.

3983

3984 Если позволите, теперь несколько конкретных вопросов к докладчику и

3985 содокладчику. На основании Федерального закона "Об общих принципах

3986 организации местного самоуправления..." у нас существует две возможности быть

3987 главой местной администрации. Первая - это избранный глава. И вторая - это

3988 председатель представительного органа этого же образования, который

3989 избирается из числа членов представительного органа, да ещё и обладает правом

3990 решающего голоса. Как быть с отречением вот такого руководителя

3991 муниципального образования? Это первый вопрос.

3992

3993 Второй вопрос. Нет... (Микрофон отключён.)

3994

3995 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович, вам придётся переделегировать свой

3996 второй вопрос кому-то из фракции.

3997

3998 Вячеслав Степанович, вы ответите или Гарри Владимирович? Гарри Владимирович,

3999 пожалуйста.

4000

4001 МИНХ Г. В. Вопрос был: как быть? Если я правильно понял, суть вопроса:

4002 означает ли утрата одного статуса автоматическую утрату и второго? Так,

4003 скорее всего?

4004

4005 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4006

4007 МИНХ Г. В. Ради бога, у него право решающего голоса остаётся. Но в любом

4008 случае...

4009

4010 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он полномочия утрачивает.

4011

4012 МИНХ Г. В. Он утрачивает статус главы местной администрации или главы

4013 муниципального образования. Все остальные его статусные характеристики как

4014 были, так и остаются. Просто в том случае, если рассматривается вопрос о его

4015 удалении в отставку, - обращаю внимание, не отрешении от должности, а

4016 удалении в отставку, это иной институт - он не ведёт это заседание и не

4017 подписывает те решения, которые там принимаются. Всё, он не является

4018 лишенцем, так сказать, в другой его ипостаси.

4019

4020 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4021

4022 Вячеслав Степанович, вы хотите что-то добавить? Нет.

4023

4024 Пошли дальше. От фракции КПРФ - депутат Коломейцев.

4025

4026 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

4027

4028 Уважаемый Гарри Владимирович, сравнение мэров германского и российского

4029 совершенно некорректно, потому что у них совершенно разные функции.

4030

4031 А теперь вопрос. Скажите, пожалуйста, в какой степени предлагаемый вами закон

4032 соответствует главе 8 Конституции Российской Федерации в части вмешательства

4033 в дела местного самоуправления со стороны высшего должностного лица субъекта

4034 Российской Федерации? Статья 133 прямо говорит о том, что права местного

4035 самоуправления должны защищаться судом. Так как мы с вами передали тридцать

4036 семь полномочий, а финансово их не обеспечили, мы можем в любой момент любого

4037 снять с работы за неисполнение необеспеченных нами обязательств. Ваш

4038 предшественник, представлявший здесь реформу местного самоуправления, Козак,

4039 ныне вице-премьер, обещал нам ещё лет шесть назад обеспечить финансово в

4040 части дополнительных налогов местного самоуправления, которые до сих пор не

4041 даны.

4042

4043 МИНХ Г. В. Никаких противоречий с точки зрения Конституции я не вижу, Николай

4044 Васильевич. Я вам сейчас прочитаю текст действующей статьи 21.

4045

4046 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4047

4048 МИНХ Г. В. И 130-ю, и 12-ю статьи Конституции могу вам процитировать, это не

4049 проблема. Но послушайте статью 21 "Государственный контроль за осуществлением

4050 органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий".

4051 Написано: "Органы государственной власти осуществляют контроль за

4052 осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных

4053 полномочий...". Это действующая редакция, и никто её пока не оспорил и не

4054 пытался оспорить в Конституционном Суде.

4055

4056 И второе. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в

4057 формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и

4058 освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается

4059 в случаях и порядке, установленных статьёй 37 настоящего федерального закона.

4060 Это действующая редакция.

4061

4062 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

4063

4064 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет у нас такой процедуры. Николай

4065 Васильевич...

4066

4067 МИНХ Г. В. Поэтому в данном случае речь идёт о том, что глава муниципального

4068 образования в рамках осуществления отдельных государственных полномочий не

4069 является лицом, решающим вопросы местного значения. Это государственные

4070 полномочия, абсолютно подконтрольные. И это ровно в логике Конституции,

4071 потому что в той же главе 8 написано о том, что органы местного

4072 самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. И

4073 вы их не путайте с вопросами местного значения.

4074

4075 Напомню вам слова Владимира Ильича Ленина о том, что вопросы местного

4076 значения (как он их характеризовал) - это вопросы на уровне лужения

4077 умывальников (я извиняюсь), это не вопросы государственных полномочий.

4078

4079 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горькова, от фракции ЛДПР.

4080

4081 А, секундочку, хотел бы добавить Вячеслав Степанович.

4082

4083 ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Николай Васильевич, я хотел бы предложить вам

4084 перейти к нам в Комитет по вопросам местного самоуправления и активно

4085 заниматься реформированием. Судя по вашей позиции... Дело в том, что в нашем

4086 комитете работают прекрасные специалисты, в том числе Анатолий Евгеньевич

4087 Локоть, ваш коллега, из наших рядов вырастают хорошие кадры. Ирина Петровна

4088 Горькова работала раньше в нашем комитете, сегодня она пошла на повышение и

4089 стала заместителем председателя в другом комитете. У нас есть перспектива для

4090 развития, пожалуйста, приглашаем вас.

4091

4092 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горькова Ирина Петровна.

4093

4094 ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.

4095

4096 Вячеслав Степанович, спасибо за тёплые слова, крайне польщена.

4097

4098 И всё-таки у меня вопрос опять к Гарри Владимировичу.

4099

4100 Уважаемый Гарри Владимирович, ответьте, пожалуйста. Если глава муниципального

4101 образования, в отношении которого совет депутатов принял решение об

4102 отстранении, не согласен, высказал своё особое мнение, которое было

4103 опубликовано согласно данному законопроекту в прессе, и всё-таки подаёт в суд

4104 и если суд всё-таки примет решение о том, что действительно неправильное в

4105 отношении него было принято решение, то каким образом будет процедура

4106 возврата происходить? И вообще, это предусматривается? Ведь это вполне

4107 возможно.

4108

4109 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.

4110

4111 МИНХ Г. В. Я уже частично ответил на этот вопрос и привёл пример, который не

4112 очень понравился уважаемому Николаю Васильевичу. Я понимаю, что русскому

4113 здорово, то немцу смерть, и, видимо, наоборот. Но пока, по крайней мере в

4114 этом законопроекте, о судебной защите речь не идёт.

4115

4116 Но, отвечая на этот вопрос, я хотел бы обратить внимание на следующее. Если

4117 принимается, например, решение об отставке правительства, вправе ли

4118 правительство обратиться в суд за защитой своего права на продолжение

4119 осуществления профессиональной деятельности? Отвечаю кратко: нет.

4120

4121 И в том примере, о котором я говорил, возможно, речь не идёт о вине, а речь

4122 идёт о том, что население не может в силу каких-то причин объективно

4123 реализовать право на местное самоуправление через представительный орган,

4124 потому что главы нет. А вы знаете такие примеры из практики. Вот недавно у

4125 нас появился глава города Орла и был задержан в приёмной одного из судей. Его

4126 год не было, а вы представляете, что такое год не было лица, которое

4127 подписывает нормативно-правовые акты, принимаемые представительным органом, в

4128 частности бюджет. Вот сегодня нам предстоит рассмотрение поправок в

4129 федеральный бюджет, в бюджетное законодательство, а у нас все бюджеты, вплоть

4130 до уровня муниципального, идут в трёхлетнем режиме. Вот в этой ситуации,

4131 представляете, мы переходим на годичное бюджетирование, и надо вносить

4132 поправки в бюджет, а должностного лица нет три месяца, полгода, год... А вы

4133 говорите - давайте ещё, может быть, судебную защиту...

4134

4135 Вот тоже один пример могу привести - он был в журнале "Российская Федерация"

4136 опубликован, - когда глава Нижнего Волочка в силу разных процессуальных

4137 возможностей через обжалование в суд, действуя якобы правомерно, довёл до

4138 того, что у него полномочия уже истекли, - дата выборов, вы знаете, единый

4139 день 1 марта, а кассационное обжалование в Верховном Суде назначено на 4

4140 марта - и выборы не состоялись.

4141

4142 Поэтому здесь, я говорю, надо ещё семь раз подумать, чтобы один раз отмерить,

4143 чтобы говорить о том, что необходимо этого бедного человека защитить, если