Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 155717-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

опубликован
08.01.2018

Номер законопроекта:155717-7
Комментарий законопроекта:в части уточнения полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований
Дата внесения законопроекта в ГД:20.04.2017
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/155717-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Профильный комитет:Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Комитет ГД по культуре
Комитет ГД по транспорту и строительству
Дата изменения статуса/фазы:08.01.2018
Статус законопроекта:Опубликование закона
Фаза статуса законопроекта:Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка):
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Азимов Рахим Азизбоевич, Депутат ГД
Бариев Марат Мансурович, Депутат ГД
Баталова Рима Акбердиновна, Депутат ГД
Богуславский Ирек Борисович, Депутат ГД
Борцов Николай Иванович, Депутат ГД
Булавинов Вадим Евгеньевич, Депутат ГД
Бурматов Владимир Владимирович, Депутат ГД
Василенко Александр Борисович, Депутат ГД
Васильев Александр Николаевич, Депутат ГД
Водолацкий Виктор Петрович, Депутат ГД
Выборный Анатолий Борисович, Депутат ГД
Гаджиев Магомед Тажудинович, Депутат ГД
Гаджиев Мурад Станиславович, Депутат ГД
Гильмутдинов Ильдар Ирекович, Депутат ГД
Иванов Валерий Викторович, Депутат ГД
Казакова Ольга Михайловна, Депутат ГД
Качкаев Павел Рюрикович, Депутат ГД
Марданшин Рафаэль Мирхатимович, Депутат ГД
Огуль Леонид Анатольевич, Депутат ГД
Прокопьев Александр Сергеевич, Депутат ГД
Рахматуллина Зугура Ягануровна, Депутат ГД
Сафаралиев Гаджимет Керимович, Депутат ГД
Сидякин Александр Геннадьевич, Депутат ГД
Скоч Андрей Владимирович, Депутат ГД
Смирнов Юрий Валентинович, Депутат ГД
Федяев Павел Михайлович, Депутат ГД
Хайров Ринат Шамильевич, Депутат ГД
Хайруллин Айрат Назипович, Депутат ГД
Антошкин Николай Тимофеевич, Депутат ГД
Гусева Ирина Михайловна, Депутат ГД
Бессарабов Даниил Владимирович, Депутат ГД
Бондарь Оксана Андреевна, Депутат ГД
Брыкин Николай Гаврилович, Депутат ГД
Бузилов Валерий Викторович, Депутат ГД
Гадыльшин Мурад Асфандиарович, Депутат ГД
Гладких Борис Михайлович, Депутат ГД
Грищенко Олег Васильевич, Депутат ГД
Гулевский Михаил Владимирович, Депутат ГД
Данчикова Галина Иннокентьевна, Депутат ГД
Евланов Владимир Лазаревич, Депутат ГД
Иванов Максим Анатольевич, Депутат ГД
Канаев Алексей Валерианович, Депутат ГД
Карамышев Виктор Николаевич, Депутат ГД
Катенев Владимир Иванович, Депутат ГД
Клыканов Александр Борисович, Депутат ГД
Кобзев Юрий Викторович, Депутат ГД
Кобилев Алексей Геннадьевич, Депутат ГД
Ламейкин Дмитрий Викторович, Депутат ГД
Левицкий Юрий Андреевич, Депутат ГД
Литовченко Анатолий Григорьевич, Депутат ГД
Максимов Александр Александрович, Депутат ГД
Марков Андрей Павлович, Депутат ГД
Медведев Иван Владимирович, Депутат ГД
Мельник Владимир Иванович, Депутат ГД
Минкин Иршат Султанович, Депутат ГД
Носов Александр Алексеевич, Депутат ГД
Осипов Илья Владимирович, Депутат ГД
Павлова Ольга Ивановна, Депутат ГД
Панов Владимир Александрович, Депутат ГД
Пахомов Сергей Александрович, Депутат ГД
Петров Анатолий Ильич, Депутат ГД
Петрунин Николай Юрьевич, Депутат ГД
Поляков Александр Алексеевич, Депутат ГД
Романов Михаил Валентинович, Депутат ГД
Синяговский Владимир Ильич, Депутат ГД
Сураев Максим Викторович, Депутат ГД
Тетерин Иван Михайлович, Депутат ГД
Тутова Лариса Николаевна, Депутат ГД
Хуснулин Равиль Камильевич, Депутат ГД
Цыбизова Татьяна Игоревна, Депутат ГД
Чернышев Михаил Анатольевич, Депутат ГД
Шаманов Владимир Анатольевич, Депутат ГД
Юрков Дмитрий Васильевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №155717-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

в части уточнения полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований

Дата заседания 20.12.2017, номер заседания 87, строк в стенограмме 10621

О проекте федерального закона № 155717-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения вопросов местного значения, касающихся благоустройства территории муниципальных образований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7282 Пункт 71, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

7283 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

7284 Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7285

7286 Игорь Вячеславович Сапко, пожалуйста.

7287

7288 САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом

7289 Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного

7290 самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении названный

7291 законопроект. Напомню, уважаемые коллеги, что данный законопроект крайне

7292 важен: его ждут и муниципалитеты, и региональные власти. Законопроект призван

7293 разрешить множество вопросов, связанных с темой благоустройства, в том числе

7294 в рамках реализации важнейшего приоритетного проекта по формированию

7295 комфортной городской среды.

7296

7297 Данный законопроект был Государственной Думой принят в первом чтении 16

7298 ноября 2017 года. В режиме подготовки ко второму чтению поступило 13

7299 поправок: 4 поправки включены в таблицу № 1 и рекомендованы к принятию, 9

7300 поправок - к отклонению; при этом хочу отметить, что поправки, предложенные к

7301 отклонению, учтены в редакции поправок, включённых в таблицу № 1, которые

7302 предлагается принять.

7303

7304 Уважаемые коллеги, прошу проголосовать за принятие законопроекта во втором

7305 чтении.

7306

7307 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7308

7309 Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.

7310

7311 Ставится на голосование таблица поправок № 1.

7312

7313 Включите режим голосования.

7314

7315 Покажите результаты.

7316

7317 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 57 сек.)

7318 Проголосовало за 387 чел.86,0 %

7319 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7320 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7321 Голосовало 387 чел.

7322 Не голосовало 63 чел.14,0 %

7323 Результат: принято

7324

7325 Принимается.

7326

7327 Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.

7328

7329 Ставится на голосование таблица поправок № 2.

7330

7331 Включите режим голосования.

7332

7333 Покажите результаты.

7334

7335 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 25 сек.)

7336 Проголосовало за 348 чел.77,3 %

7337 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7338 Воздержалось 1 чел.0,2 %

7339 Голосовало 349 чел.

7340 Не голосовало 101 чел.22,4 %

7341 Результат: принято

7342

7343 Принимается.

7344

7345 Включите микрофон на трибуне.

7346

7347 САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, большая просьба поставить в

7348 прядок работы Государственной Думы на 21 декабря рассмотрение данного

7349 законопроекта в третьем чтении.

7350

7351 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

7352

7353 Пункт 72...

7354

7355 Коллеги, извините, я не поставил на голосование...

7356

7357 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

7358 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в

7359 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",

7360 второе чтение, вопрос 71.

7361

7362 Включите режим голосования.

7363

7364 Покажите результаты.

7365

7366 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 26 сек.)

7367 Проголосовало за 416 чел.92,4 %

7368 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

7369 Воздержалось 0 чел.0,0 %

7370 Голосовало 416 чел.

7371 Не голосовало 34 чел.7,6 %

7372 Результат: принято

7373

7374 Принят во втором чтении.

7375

Дата заседания 16.11.2017, номер заседания 77, строк в стенограмме 8187

О проекте федерального закона № 155717-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения вопросов местного значения, касающихся благоустройства территории муниципальных образований).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4058 32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

4059 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

4060 Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4061 Докладывает Александр Геннадьевич Сидякин.

4062

4063 СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

4064 предлагается законопроект о внесении изменений в ряд федеральных законов в

4065 части благоустройства территорий.

4066

4067 Мы с вами приняли ряд действительно очень важных решений в рамках бюджета

4068 2017 года, предусмотрели выделение более 20 миллиардов рублей на

4069 благоустройство городов. Это крайне важно! Когда мы с вами в 2016 году вели

4070 избирательную кампанию, то общались с людьми во дворах, и двор в каком-то

4071 смысле стал единицей нашего политического измерения. Состояние дворов не

4072 могло нас не обеспокоить, и мы пришли с этой повесткой сюда, обсуждали этот

4073 вопрос в стенах Государственной Думы, и в послании президента прозвучала тема

4074 благоустройства городской среды и дворов. Мы с вами эту программу утвердили,

4075 сейчас она, как приоритетный проект, находится в правительстве, и у нас во

4076 фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть несколько партийных проектов, посвящённых этой

4077 тематике. Это действительно важно, потому что 80 процентов населения нашей

4078 страны живёт в городах, и то, какими будут эти города, как они будут

4079 конкурировать за человеческий капитал прежде всего, зависит в том числе от

4080 нас с вами.

4081

4082 Что сделано за этот год? В совокупности с учётом регионального

4083 софинансирования на эти цели было направлено 42 миллиарда рублей.

4084 Предполагается, что на эти деньги мы обустроим 19 тысяч дворовых территорий в

4085 этом году, а всего через пять лет (программа рассчитана как минимум на пять

4086 лет) - 20 тысяч плюс ещё 100 - будет обустроено 120 тысяч дворов. Я вам

4087 напомню, что в России всего 730 тысяч многоквартирных домов, и если исходить

4088 из того, что один двор - это четыре дома в среднем, то получается, что

4089 благодаря этой программе мы сможем обустроить практически все дворы в нашей

4090 стране.

4091

4092 Мы запустили огромную программу по модернизации жилищного фонда - это и

4093 капитальный ремонт, и расселение аварийного жилья, - и наши решения,

4094 связанные с дворовыми территориями, являются логическим продолжением тех

4095 изменений, которые мы стараемся привнести в города. На любых площадках -

4096 урбанистических форумах, архитектурных форумах, - которые проводит партия

4097 "ЕДИНАЯ РОССИЯ", мы действительно слышим только позитивные отклики на эту

4098 программу. Во всех городах - вы представляете себе наши города - появляются

4099 скверы, парки, набережные, создаётся новый архитектурный облик города, самое

4100 главное - обновляются дворы, а значит, совершенно иное восприятие будет у

4101 людей. Общественное обсуждение этой тематики дало следующую статистику: более

4102 полумиллиона человек участвовало в обсуждении вопроса, каким должен быть двор

4103 или улица, - а значит, эти люди будут стоять на страже сохранности того, что

4104 будет сделано властью, обществом. Вот это и есть нормальное, полноценное

4105 функционирование институтов гражданского общества.

4106

4107 Реализуя эту программу, и органы исполнительной власти субъектов, и

4108 федеральные органы исполнительной власти сейчас столкнулись с

4109 недостаточностью правового регулирования в этой сфере. Приведу пример: у нас

4110 есть ГОСТы, которые предписывают, что во дворах должны стоять вот такие

4111 перекладины, на которых можно выбивать ковры, - помните, в нашем детстве так

4112 ковры чистили? - вот до сих пор такие ГОСТы есть. Согласитесь, это просто

4113 морально устарело, не отвечает потребностям современного общества, не должно

4114 быть таких стандартов. Сейчас правила благоустройства в муниципальных

4115 образованиях определяются органами власти этих муниципальных образований без

4116 каких-либо ориентиров. Предлагаемые изменения, коллеги, предполагают, что

4117 будет принято постановление правительства, которое утвердит стандарты

4118 благоустройства, и органы местного самоуправления будут применять эти

4119 стандарты благоустройства при реконструкции дворов, при переоборудовании

4120 каких-то малых архитектурных форм, при создании парков.

4121

4122 Кроме того, есть проблемы, касающиеся применения административной

4123 ответственности за нарушение этих правил. Все вы знаете, что в городах есть

4124 газоны, зоны зелёных насаждений, и в разных субъектах Российской Федерации

4125 уже устанавливали административную ответственность за парковку там

4126 автомобилей, но Верховный Суд регулярно, методично отменял эти законы,

4127 признавал их недействующими, потому что это вторжение в федеральное

4128 законодательство. Все вопросы, связанные с газонами, с зелёными насаждениями

4129 на городских территориях, регулируются законом "Об охране окружающей среды",

4130 то есть законом субъекта такая ответственность не может быть установлена, а

4131 на федеральном уровне она отсутствует. Таким образом, сейчас де-юре не

4132 существует ответственности за парковку на газоне.

4133

4134 Поправки, которые предлагает группа депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",

4135 направлены на решение этой проблемы. В закон "Об охране окружающей среды"

4136 вводится норма, определяющая правоотношения, связанные с регулированием этого

4137 вопроса. Таким образом, мы подходим к решению, мне кажется, двух

4138 фундаментальных задач: во-первых, мы определяем, кто утверждает стандарты

4139 благоустройства; во-вторых, устанавливаем, что органы местного самоуправления

4140 - и в городах, и во внутригородских территориях, и в районах - должны будут

4141 свои правила благоустройства привести в соответствие с этими стандартами.

4142 Также отдельно мы оговариваем то, что касается зелёных насаждений.

4143

4144 Нам крайне необходимо принять этот закон, потому что в прошлом году мы

4145 направили 25 миллиардов и сейчас предполагается, что, если мы поддержим,

4146 примем федеральный бюджет, такая же сумма будет направлена на решение этих

4147 вопросов во все субъекты Федерации, за исключением Москвы, Петербурга и

4148 Ямало-Ненецкого автономного округа. И нам важно, чтобы и освоение этих денег,

4149 и реконструкцию, которая на эти деньги идёт, субъекты осуществляли не кто во

4150 что горазд, а в соответствии с правилами, именно в соответствии с правилами и

4151 стандартами.

4152

4153 Коллеги, крайне важно, чтобы мы этот законопроект именно сегодня поддержали,

4154 приняли в первом чтении, потому что это закон совместного ведения, он уйдёт в

4155 долгую рассылку, это займёт 30 дней. Если мы сегодня его примем, я надеюсь, у

4156 нас ещё до Нового года заработают новые, понятные правила, которые нужны

4157 каждому региону.

4158

4159 Спасибо большое.

4160

4161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич.

4162

4163 С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по

4164 федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

4165

4166 ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр

4167 Геннадьевич сказал всё то, что нужно было сказать. Как автор этого

4168 законопроекта, хочу обратить ваше внимание на то, что мы работаем над ним

4169 начиная с весны 2017 года, а Александр Геннадьевич начал эту работу ещё

4170 раньше. С тех пор в комитете мы дважды рассматривали текст законопроекта,

4171 после первого рассмотрения авторы согласились законопроект доработать и он

4172 был им возвращён, была внесена новая редакция проекта закона с учётом тех

4173 замечаний, которые были сделаны депутатами - членами комитета при

4174 рассмотрении его первой редакции, а также замечаний, которые поступили от

4175 субъектов законотворческого процесса.

4176

4177 Уважаемые коллеги, действительно очень важно - и Александр Геннадьевич об

4178 этом сказал - сделать так, чтобы беспрецедентные, наверное, за последние

4179 10-15 лет средства, направляемые на благоустройство территорий, конечно же,

4180 максимально эффективно использовались и чтобы те мероприятия, которые были

4181 реализованы с учётом этой колоссальной финансовой поддержки, были

4182 эффективными, а объекты существовали долгие годы. Отсутствие ясных критериев

4183 привлечения к ответственности за порчу таких объектов, конечно же, не

4184 способствует их долговечности. Уже было сказано, что в Российской Федерации

4185 за последние 15 лет несколько изменились подходы к установлению на

4186 субъектовом уровне ответственности за нарушение правил благоустройства. С

4187 2004 года, к сожалению, суды начали субъектовые законы опротестовывать,

4188 признавать не соответствующими федеральному законодательству и существенно

4189 ограничивать субъекты в возможности привлекать к ответственности за нарушения

4190 норм в сфере благоустройства, а нарушения очень разноплановые. В этом,

4191 кстати, причина серьёзной проблемы с выполнением мероприятий, связанных с

4192 благоустройством: озеленением территорий, дорожной деятельностью,

4193 строительством малых архитектурных форм. Муниципалитетам, которые в первую

4194 очередь это реализуют, с учётом того что они занимают первую ступень в

4195 нормативно-правовой иерархии, довольно сложно определять законодательную

4196 политику в плане установления ответственности за нарушение правил

4197 благоустройства, принимая свои, муниципальные нормативные правовые акты.

4198

4199 Самый яркий пример уже был приведён - парковка автомобиля на газоне.

4200 Сотрудники органов внутренних дел могут привлекать к ответственности, если

4201 автомобиль припаркован неправильно, не в соответствии с Правилами дорожного

4202 движения, но если место парковки не является объектом дорожного движения -

4203 например, это детская площадка, газон, что угодно, не являющееся объектом

4204 дорожного движения, - то привлекать к ответственности сотрудник ГИБДД уже не

4205 может, эта функция перекладывается на другие органы, которые не имеют в

4206 достаточной степени ни соответствующих сотрудников, кадровой базы, ни

4207 финансовой базы. И конечно же, эффективность этих устанавливающих

4208 ответственность норм гораздо ниже, чем эффективность норм, устанавливающих

4209 ответственность за нарушения Правил дорожного движения. Поэтому регионы и

4210 выходили неоднократно с инициативой по закреплению на федеральном уровне

4211 ответственности за нарушение правил благоустройства.

4212

4213 Хотел бы добавить к тому, что сказал в своём выступлении Александр

4214 Геннадьевич: кроме того что мы предлагаем правительству устанавливать

4215 требования, правила благоустройства, мы также даём правительству довольно

4216 серьёзное полномочие по установлению подходов, критериев к определению

4217 прилегающей территории, которая в соответствии с действующим законом должна

4218 быть установлена, с тем чтобы собственники зданий, строений, сооружений,

4219 земельных участков принимали участие и в том числе несли расходы в реализации

4220 мероприятий по благоустройству, то есть в поддержании участков в чистоте,

4221 озеленёнными, устроенными и доступными для граждан.

4222

4223 Наверное, это самая спорная часть законопроекта, которую мы также на

4224 заседании комитета обсуждали в связи с тем, что это может вызвать

4225 дополнительную нагрузку как на представителей малого и среднего бизнеса, так

4226 и на граждан. Конечно же, на этом следует остановиться особо, поскольку в

4227 дальнейшем, при разработке соответствующих документов правительству

4228 необходимо будет выработать критерии, с тем чтобы нагрузка на разных

4229 участников этого единого процесса благоустройства шла с учётом уровня

4230 финансовой обеспеченности и сложности мероприятий по благоустройству и чтобы

4231 всё-таки более состоятельные субъекты осуществляли более затратные

4232 мероприятия. Ну а граждан по возможности не следует существенно вовлекать в

4233 этот процесс... (Микрофон отключён.)

4234

4235 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.

4236

4237 ДИДЕНКО А. Н. ...поскольку и сегодня довольно много средств тратится

4238 гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах на содержание

4239 общего имущества, а я так понимаю, после принятия соответствующего закона и

4240 документов правительства граждане могут получить дополнительную нагрузку на

4241 семейные бюджеты в виде затрат на содержание имущества при реализации

4242 мероприятий по благоустройству.

4243

4244 В целом комитет проект закона поддерживает и просит принять в первом чтении.

4245

4246 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.

4247

4248 Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Кроме депутата Куринного у кого-нибудь есть

4249 ещё вопросы? Есть. Тогда проведём запись.

4250

4251 Алексей Николаевич, задержитесь, пожалуйста.

4252

4253 Включите режим записи на вопросы.

4254

4255 Покажите список.

4256

4257 Николаев Олег Алексеевич.

4258

4259 НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

4260

4261 Уважаемый Александр Геннадьевич, сейчас в органах местного самоуправления

4262 идёт активный процесс принятия правил благоустройства, которые требуют,

4263 соответственно, общественного обсуждения и так далее, и так далее, то есть

4264 это достаточно длительный процесс. В связи с принятием данного законопроекта

4265 не надо ли будет заново принимать эти правила благоустройства, и если надо,

4266 то в какие сроки?

4267

4268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон.

4269

4270 СИДЯКИН А. Г. Орган местного самоуправления самостоятелен в определении

4271 правил благоустройства, но они должны соответствовать стандартам, которые

4272 будут утверждены правительством. Закон предполагает срок для приведения этих

4273 правил в соответствие, он обозначен.

4274

4275 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4276

4277 Куринный Алексей Владимирович.

4278

4279 КУРИННЫЙ А. В. У меня к Александру Геннадьевичу вопрос.

4280

4281 Александр Геннадьевич, наш Верховный Суд весьма пластичная организация, он по

4282 поводу парковок раза три, наверное, менял своё мнение: то разрешал, то

4283 запрещал, то опять разрешал, потом опять запрещал - я имею в виду

4284 установление ответственности за парковку на газонах, на детских площадках.

4285 Сейчас предлагается внести отсылочную норму в закон "Об охране окружающей

4286 среды". С юридической точки зрения этого будет достаточно для того, чтобы

4287 привлекать за нарушение местных правил благоустройства? Это первый вопрос.

4288

4289 И второй, что касается участия собственников в благоустройстве окрестных

4290 территорий. У Верховного Суда позиция достаточно жёсткая: нельзя привлекать

4291 собственника, во всяком случае по законам субъектов, к благоустройству или к

4292 дополнительным расходам, связанным с благоустройством близлежащей территории.

4293 Эта проблема юридически сегодня разрешена?

4294

4295 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон.

4296

4297 СИДЯКИН А. Г. Алексей Владимирович, спасибо большое, очень хорошие вопросы.

4298

4299 Что касается достаточности этой формулировки. Мы при подготовке этого

4300 законопроекта советовались, обсуждали его на многочисленных экспертных

4301 площадках, скажем так. Это работа не только депутатов Государственной Думы,

4302 мы оттачивали формулировку и с правовиками профильного министерства, и с

4303 Государственно-правовым управлением советовались, поэтому такое изъятие, по

4304 нашему мнению, будет достаточным, ведь именно на отсутствие такого изъятия

4305 всё время обращает внимание в своей судебной практике Верховный Суд. Если вы

4306 посмотрите пояснительную записку к законопроекту, то увидите, что там есть

4307 ссылки на многочисленные судебные решения. Так что ответ на ваш первый вопрос

4308 - да.

4309

4310 Вопрос второй, привлечение граждан. Сам паспорт приоритетного проекта

4311 "Формирование комфортной городской среды" подразумевает обязательное участие

4312 граждан в обсуждении этого вопроса, в формировании подходов к благоустройству

4313 того или иного двора, той или иной территории, поэтому во всех методических

4314 рекомендациях, которые были в прошлом году соответствующим ФОИВом выпущены,

4315 такое требование, даже не рекомендация, содержится. И со своей стороны,

4316 больше, наверное, не как автор, а как член партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я хочу

4317 сказать, что в рамках партийных проектов мы очень тщательно работаем с нашими

4318 региональными партийными структурами в части контроля именно вот этого факта

4319 - участия общественности в обсуждении вопроса о том, какими территории должны

4320 быть.

4321

4322 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4323

4324 Синяговский Владимир Ильич.

4325

4326 СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4327

4328 Уважаемые Александр Геннадьевич и Алексей Николаевич! У меня просьба: никто

4329 не сомневается в том, что это самый удачный партийный проект и вообще проект

4330 Государственной Думы, он затрагивает интересы миллионов жителей, но итоги по

4331 качеству выполненных за 2017 год работ обязательно надо подвести. Задача на

4332 2018 год, поскольку проект поздно начали выполнять, - не потерять, как

4333 говорится, те дворы, которые есть сегодня, ведь они будут ещё в 2019-2020

4334 годах, потому что если мы закончим проект в 2018 году, то мы оставим людей

4335 без надежды. Ну и главное - нужно информировать население о том, что

4336 делается, кто это делает, что это партийный проект, что это делает

4337 Государственная Дума, - вот это очень и очень слабо на местах осуществляется.

4338 Просьба учесть эти вопросы при обсуждении.

4339

4340 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич.

4341

4342 Мне кажется, здесь не требуется ответ, были высказаны пожелания.

4343

4344 Геннадий Григорьевич, у вас вопрос?

4345

4346 Депутату Онищенко включите микрофон.

4347

4348 ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4349

4350 Александр Геннадьевич, как вы отнесётесь к тому, чтобы уточнить очень гибкую

4351 формулировку, что муниципалитет сам утверждает нормативы благоустройства?

4352 Они, вообще-то, ведут к спартанизации - не осталось детских площадок,

4353 спортивных. Может быть, всё-таки уточнить формулировку и написать:

4354 "соответствующие гигиеническим требованиям" и "не ниже гигиенических

4355 стандартов"? Я понимаю, что можно, развивая, увеличивать до беспредела, но

4356 давайте при доработке этого документа установим нижнюю границу?

4357

4358 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Сидякину включите микрофон.

4359

4360 СИДЯКИН А. Г. Геннадий Григорьевич, формулировка, которая предлагается на

4361 сегодняшний день, как раз и подразумевает, что правила благоустройства

4362 территории утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с

4363 теми стандартами, которые пропишет федеральное правительство. Учитываются,

4364 естественно, и стандарты, связанные с безопасностью дорожного движения, и

4365 гигиенические стандарты, и так далее.

4366

4367 Сейчас ситуация такая, что правила утверждают кто во что горазд - это не

4368 совсем правильно. Мне кажется, раз мы такое количество бюджетных средств на

4369 это выделяем, сформировали целую отрасль, работают архитекторы, те, кто

4370 соответствующие материалы начал изготавливать для малых архитектурных форм,

4371 значит, мы должны соответствовать в своей модернизации самым современным

4372 стандартам урбанистики и развития городского пространства. У нас есть чему

4373 поучиться, у нас есть очень хороший опыт Москвы в обустройстве общественных

4374 пространств. Конечно, когда мы что-то делаем, нам нужно руководствоваться

4375 лучшими практиками, которые существуют в мире, у нас в России, чтобы была не

4376 просто банальная замена скамеек и уличных фонарей, а чтобы это действительно

4377 отвечало понятию "экология глаза" и так далее. Я согласен, что мы должны

4378 установить минимальные требования, но именно это в законе и прописано. В

4379 постановлении правительства такого рода стандарты, мы предполагаем, будут, по

4380 крайней мере к третьему чтению в соответствии с нашим Регламентом мы попросим

4381 проект этого постановления у правительства.

4382

4383 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4384

4385 Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.

4386

4387 Включите режим записи на выступления.

4388

4389 Покажите список.

4390

4391 Шеин Олег Васильевич.

4392

4393 ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

4394

4395 Нам приятно, что коллеги из другой, большой фракции оценивают данный пакет

4396 как свою партийную инициативу. Я думаю, будет справедливо сказать, что это

4397 соответствует и партийным инициативам "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", поскольку ни для

4398 кого не секрет, что мы всегда поддерживали жилищное движение и настаивали на

4399 переносе в Россию практики бюджетов участия, которая реализуется в других

4400 странах мира, но я хотел бы обратить внимание на несколько аспектов.

4401

4402 Безусловно, мы будем голосовать за данный законопроект, однако очень важно,

4403 чтобы определение на местном уровне критериев для формирования реестра тех

4404 объектов, которые будут подлежать включению в оперативную программу, на

4405 текущий год, было максимально осмысленным. Почему я об этом говорю? Моя

4406 родная Астрахань тоже находится в пакете финансирования на следующий год, и в

4407 250 домах люди провели собрание. Люди собирались, люди голосовали, готовили

4408 очень большой пакет документов, а по факту получилось так: местная

4409 администрация сама определила 34 объекта и эти 34 объекта вынесла на

4410 обсуждение так называемой общественной комиссии - вот, мол, как мы решили,

4411 так оно и будет. Причём знаете, какие придуманы критерии? Например, "крепкая

4412 управляющая компания". У нас нет в законодательстве понятия "крепкая

4413 управляющая компания". При чём здесь управляющая компания вообще, если речь

4414 идёт о собственниках, которые, кстати, вправе создать, например, товарищество

4415 собственников жилья?

4416

4417 В этом контексте, мне кажется, очень важно всем коллегам из регионов

4418 внимательно следить за тем, чтобы сейчас, в четвёртом квартале 2017 года,

4419 определение реестра объектов на 2018 год было максимально прозрачным,

4420 корректным, потому что наша задача очевидная - не просто потратить деньги, а

4421 способствовать развитию жилищного самоуправления, активизму граждан. Тем

4422 более мы хорошо понимаем, что, если люди контролируют эти деньги, те или иные

4423 работы могут быть сделаны существенно дешевле. Всем хорошо известно,

4424 насколько отличается стоимость при ТСЖ и при модели траты денег из общего

4425 котла. Вот об этом мне хотелось сказать. Как партия, которая всегда

4426 содействовала развитию жилищного движения, помогала, приветствовала,

4427 выступала за справедливость в ЖКХ, мы, конечно, будем голосовать за эти

4428 предложения.

4429

4430 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.

4431

4432 Качкаев Павел Рюрикович, от фракции.

4433

4434 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4435

4436 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь все семь минут не

4437 использовать, но тем не менее мне хотелось бы ещё ответить на вопросы,

4438 которые здесь задавали. Я так понимаю, что партийный проект "Городская

4439 среда", который был принят у нас в прошлом году и по которому мы сегодня

4440 работаем, у некоторых вызывает недопонимание, поэтому сегодня я, наверное,

4441 больше буду говорить не о том, что мы, как фракция, как авторы, предлагаем в

4442 данном законопроекте, а несколько минут посвящу партийному проекту "Городская

4443 среда".

4444

4445 Первое. И автор проекта, и представитель комитета уже много говорили о том,

4446 почему мы внесли данный законопроект. Основная причина, конечно, состоит в

4447 том, что у нас сегодня нет единообразия в правилах и в трактовке элементов

4448 благоустройства. Когда готовили, формировали паспорт проекта "Городская

4449 среда", очень много изучали нормативных правовых актов субъектов Российской

4450 Федерации, органов местного самоуправления, порядок и правила отличаются

4451 порой значительно. Более того, сегодня у нас нет таких понятий, как "двор",

4452 "прилегающая территория", "придомовая территория", в том числе нет

4453 определения элементов малых архитектурных форм. Для того чтобы проект

4454 всё-таки работал и благоустройство наших дворов привести к какому-то единому

4455 знаменателю, приняли решение предложить данный законопроект.

4456

4457 Второе. Сегодня уже прозвучало в одном из вопросов, почему Верховный Суд

4458 признаёт недействующими законы органов местного самоуправления в части

4459 административных правонарушений и штрафов. Вопросы озеленения, вопросы

4460 парковок на клумбах Верховный Суд, суды Российской Федерации считают

4461 вопросами федерального законодательства, поэтому те нормативные правовые

4462 акты, которые принимаются в регионах и в муниципалитетах, отменяются. И те,

4463 кто работал в органах местного самоуправления, прекрасно знают, как сложно

4464 решаются вопросы благоустройства наших населённых пунктов и изыскиваются

4465 средства для приведения в порядок дворов, для устройства газонов и установки

4466 малых архитектурных форм, но ещё сложнее решаются вопросы с последующим

4467 содержанием всего этого, даже не столько с содержанием, сколько с

4468 поддержанием в нормальном состоянии наших газонов и всего, что относится к

4469 благоустройству.

4470

4471 Что касается вопроса, не будут ли нужны дополнительные затраты на содержание

4472 и на благоустройство наших населённых пунктов. Вообще, партийный проект

4473 "Городская среда", то, о чём сегодня говорили и Александр Геннадьевич, и

4474 многие выступавшие, предусматривает как материальные, так и трудовые затраты

4475 на решение вопросов благоустройства наших дворов. Причём есть как бы два

4476 перечня мероприятий по благоустройству: перечень минимальный - мероприятия

4477 финансируются только из федерального, регионального и муниципального

4478 бюджетов, и перечень дополнительный, когда сами граждане могут участвовать в

4479 софинансировании в том или ином виде. На сегодня у нас порядка 50 процентов

4480 субъектов Российской Федерации и муниципалитетов участвуют в выполнении

4481 мероприятий из дополнительного перечня и финансируют те или иные работы: по

4482 установке детских площадок, по обустройству парковок и многого другого, что

4483 относится к дополнительному перечню, причём объём финансирования составляет

4484 от нескольких процентов до 100 процентов. В новых правилах, которые

4485 рассматриваются Правительством Российской Федерации и которые уже близки к

4486 утверждению, мы всё-таки - по предложению партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - финансовое

4487 участие решили ограничить, с тем чтобы не было там никаких 100 процентов

4488 финансирования, а было участие в софинансировании мероприятий из

4489 дополнительного перечня на уровне не выше 15 процентов.

4490

4491 Я думаю, что в доработке данного законопроекта ко второму чтению будут

4492 участвовать все фракции в Государственной Думе, и мы этот законопроект с

4493 учётом тех замечаний, которые Геннадий Григорьевич высказывал, приведём

4494 именно в тот вид, когда он послужит делу благоустройства наших дворов.

4495

4496 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект.

4497

4498 Спасибо за внимание.

4499

4500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.

4501

4502 Куринный Алексей Владимирович - выступление от фракции.

4503

4504 КУРИННЫЙ А. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы выслушали большое

4505 количество благодарностей, реверансов в адрес партийного проекта, мнений о

4506 необходимости его популяризировать. Но я точно так же поддерживаю мнение

4507 коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": как только этот проект поступил в

4508 Государственную Думу, как только на него поступило государственное

4509 финансирование, а это средства от налогов, то есть это средства наших

4510 граждан, средства, собранные с наших граждан, так он становится

4511 государственным. Мы однако не объявляем проектами "ЕДИНОЙ РОССИИ" отсутствие

4512 индексации пенсий работающим пенсионерам или зафутболенный 1 триллион рублей

4513 на американские счета, хотя мы тоже понимаем, кто принимал решения, в этом

4514 зале эти люди присутствуют. Поэтому давайте аккуратнее подходить к этим

4515 вопросам.

4516

4517 Ещё раз говорю, что проекты по благоустройству, которые сегодня реализуются,

4518 весьма важны; весьма важны и те проблемы, которые пытаются сегодня решить

4519 авторы законопроектов, они тоже, скажем так, висят годами: проблемы парковок

4520 на детских площадках, проблемы парковок на газонах.

4521

4522 Я не зря говорил о практике Верховного Суда, с 2008 года мы этим вопросом

4523 занимались в Законодательном Собрании Ульяновской области. Практика была

4524 самая разнообразная: сначала этот закон работал, по нему штрафовали; потом

4525 Верховный Суд принял решение, что это незаконно, что в данном случае законы

4526 субъектов противоречат закону федеральному; потом новая волна - опять можно

4527 было привлекать к ответственности; и вот последняя волна, наверное

4528 полтора-два года назад, Верховный Суд уже наконец однозначно выработал свою

4529 позицию - нельзя. В этой части та отсылочная норма к 7-му федеральному

4530 закону, которая содержится в проекте закона, на мой взгляд, является

4531 недостаточно определённой. И если есть такая возможность, желательно было бы

4532 узнать ко второму чтению мнение Верховного Суда Российской Федерации, хотя бы

4533 предварительное, чтобы впоследствии опять же не возникла коллизия, когда есть

4534 нами принятый закон, новые правила благоустройства, новые региональные законы

4535 и есть новая, скажем так, позиция Верховного Суда, в соответствии с которой

4536 вся эта практика вновь становится невыполнимой. Там были ещё очень хитрые

4537 моменты: до сих пор, к сожалению, нет варианта соглашения, заключаемого между

4538 субъектами и правоохранительными органами, и по ряду правонарушений

4539 составлять протоколы просто некому, то есть нет этих соглашений - нет

4540 должностного лица, нет протоколов, нет ответственности. Это первый момент.

4541

4542 Второй момент, касающийся ответственности собственников. Я задал этот вопрос

4543 по какой причине? Суды - и областного уровня, и верховные суды субъектов -

4544 отменяют соответствующие решения о привлечении к административной

4545 ответственности собственников тех или иных коммерческих организаций,

4546 различных предприятий за несодержание прилегающей территории, по той причине

4547 что муниципальная территория никоим образом не может быть отнесена к

4548 собственнику, соответственно, все наложенные штрафы, все меры

4549 ответственности, которые применялись к собственнику согласно местным правилам

4550 благоустройства, региональным законам, являются сегодня противоречащими

4551 федеральному законодательству. Для того чтобы здесь опять не возникло

4552 недопонимания, чтобы опять не возникло коллизий, когда Верховный Суд, со

4553 своей стороны, опять примет позицию "отвечает собственник" (а ведь по

4554 большому счёту прилегающие территории - это чаще всего муниципальные

4555 территории, соответственно, за них ни при каких условиях собственник не

4556 отвечает), хотелось бы, чтобы это не было поддержано и в новой редакции

4557 закона.

4558

4559 Со своей стороны, фракция КПФР поддержит данный законопроект, будет

4560 участвовать в его доработке ко второму чтению и предлагает всем депутатам это

4561 сделать.

4562

4563 Спасибо за внимание.

4564

4565 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.

4566

4567 Представители президента и правительства? Нет. Докладчик?

4568

4569 Пожалуйста, Александр Геннадьевич, заключительное слово.

4570