Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 157379-5 О ратификации Соглашения о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности

О ратификации Соглашения о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности

у Президента РФ
05.04.2009

Номер законопроекта:157379-5
Дата внесения законопроекта в ГД:02.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157379-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по обороне
Дата изменения статуса/фазы:05.04.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:49-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №157379-5 О ратификации Соглашения о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности

Дата заседания 20.03.2009, номер заседания 81, строк в стенограмме 7304

О проекте федерального закона № 157379-5 "О ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1552 Пункт 7. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке

1553 оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения

1554 Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона

1555 коллективной безопасности". Доклад официального представителя Президента

1556 Российской Федерации начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской

1557 Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации Николая

1558 Егоровича Макарова.

1559

1560 Пожалуйста.

1561

1562 МАКАРОВ Н. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации,

1563 начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый

1564 заместитель министра обороны Российской Федерации.

1565

1566 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

1567 Руководствуясь положениями Соглашения о статусе формирований сил и средств

1568 системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года, Протокола о

1569 порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной

1570 безопасности государств - участников ДКБ, 23 июня 2006 года в городе Минске

1571 главами государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности

1572 подписано Соглашение о порядке оперативного развёртывания, применения и

1573 всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания

1574 Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

1575

1576 Данным соглашением устанавливаются международно-правовые основы оперативного

1577 развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил

1578 быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной

1579 безопасности. Соглашением определяются статус военнослужащих состава

1580 национальных контингентов, вопросы юрисдикции сторон, порядок пересечения

1581 воинскими контингентами государственных границ, порядок ввоза и вывоза

1582 вооружений, военной техники и материальных средств, порядок использования

1583 воздушного пространства, пользования объектами инфраструктуры, порядок

1584 обеспечения материальными средствами и возмещения причинённого ущерба,

1585 порядок налогообложения. Соглашение направлено на поддержание уровня

1586 боеготовности вооружённых сил сторон, адекватное и своевременное реагирование

1587 на новые угрозы национальной и региональной безопасности, что отвечает

1588 интересам Российской Федерации.

1589

1590 Содержание соглашения соответствует Конституции России, общепризнанным нормам

1591 международного права, законодательству и договорной практике Российской

1592 Федерации. Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов

1593 из федерального бюджета.

1594

1595 Так как положения соглашения затрагивают вопросы, касающиеся

1596 обороноспособности Российской Федерации, на основании подпункта "г" пункта 1

1597 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." оно подлежит

1598 ратификации.

1599

1600 Все замечания и предложения, полученные в ходе согласования, учтены в

1601 редакции закона. Уважаемые депутаты, прошу вас принять федеральный закон "О

1602 ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и

1603 всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания

1604 Центральноазиатского региона коллективной безопасности".

1605

1606 Благодарю за внимание.

1607

1608 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Присаживайтесь.

1609

1610 Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и

1611 связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста.

1612

1613 ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума,

1614 коллеги! Позвольте в развитие доклада официального представителя президента

1615 дополнить следующее. Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный

1616 законопроект и подчёркивает его исключительную важность для военного

1617 строительства Организации Договора о коллективной безопасности.

1618

1619 Нельзя не отметить, безусловно, что в последнее время военно-политическая

1620 обстановка в Среднеазиатском регионе осложняется, увеличивается конфликтный

1621 потенциал в районах, непосредственно примыкающих к территориям государств

1622 Среднеазиатского региона. Возрастание напряжённости и характер современных

1623 вызовов и угроз требуют консолидации усилий государств Средней Азии и

1624 адекватных действий. Мы уверены, что положения настоящего соглашения, которые

1625 направлены на совершенствование системы коллективной безопасности ОДКБ,

1626 устанавливают международно-правовые основы регулирования управления

1627 объединённой группировкой войск Среднеазиатского региона, способной

1628 обеспечить поддержание высокого уровня боевой готовности вооружённых сил

1629 сторон, закладывают военно-политическую основу для поддержания мира и

1630 безопасности в Среднеазиатском регионе, столь значимом для обороноспособности

1631 нашего государства.

1632

1633 Уважаемые коллеги, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками

1634 рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное соглашение. Наши

1635 соисполнители - Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет

1636 Государственной Думы по безопасности - также поддерживают данное решение.

1637 Просим вас поддержать нас.

1638

1639 Спасибо.

1640

1641 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.

1642

1643 Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Три... четыре вопроса.

1644

1645 Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.

1646

1647 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику.

1648

1649 В этом соглашении ничего нет об ответственности принимающей стороны в тех

1650 случаях, когда будут какие-либо акты насилия в отношении военнослужащих,

1651 особенно из России, или оскорбительные какие-то действия. Вот пример Грузии,

1652 когда они захватывали имущество, заставляли наших солдат ложиться на землю,

1653 издевались, а мы потихонечку оттуда уходили. Когда заключают такое

1654 соглашение, надо иметь в виду даже и в том числе возможность убийств. Какая

1655 ответственность? Ничего об этом здесь не говорится. Хотелось бы услышать

1656 ответ.

1657

1658 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович.

1659

1660 МАКАРОВ Н. Е. Правовые нормы прописаны в данном законе. В то же время сейчас

1661 идёт дальнейшая разработка, и мы выходим на заключение договорных

1662 обязательств со всеми странами Организации Договора о коллективной

1663 безопасности, где будет прописано, что все военнослужащие Российской

1664 Федерации подчиняются только законам Российской Федерации, только законам

1665 Российской Федерации.

1666

1667 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1668

1669 Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

1670

1671 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

1672

1673 Уважаемый Николай Егорович, из договора не очень понятно, что такое

1674 угрожаемый период, в который предполагается разворачивание вооружённых сил,

1675 войск, и кто определяет, что наступил именно угрожаемый период? Исходя из

1676 чего это определяется? То есть это внешняя угроза Российской Федерации, либо

1677 это внешняя угроза другим участникам договора, или это, допустим, какие-то

1678 другие угрозы, внутренние угрозы? Если можно, пожалуйста, ответьте.

1679

1680 МАКАРОВ Н. Е. У нас коллективный орган - это Объединённый штаб Договора о

1681 коллективной безопасности, по представлению которого президенты стран,

1682 входящих в этот договор, принимают решения о применении сил и средств. По их

1683 решению они будут применяться.

1684

1685 А угрозы, или так называемый угрожаемый период, могут возникнуть из ряда

1686 обстоятельств, тогда ситуация анализируется и меры своевременно предлагаются

1687 именно штабом, президентом и Советом министров обороны. Пока такой механизм.

1688

1689 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

1690

1691 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Егорович, насколько синхронизируется это

1692 соглашение с действующим межправительственным соглашением о транзите войск и

1693 средств сил НАТО через нашу территорию? Это потенциальный наш противник.

1694

1695 И второе. Будет ли кому развёртываться, если сегодня под разговоры о

1696 приведении к новому облику, так сказать, ликвидируются самые подготовленные

1697 спецподразделения ГРУ, в том числе имеющие горнострелковую подготовку?

1698

1699 Спасибо.

1700

1701 МАКАРОВ Н. Е. Что касается транзита через территорию Российской Федерации

1702 войск стран НАТО, вы знаете, у нас с НАТО нет договора. У нас есть пока

1703 двусторонние договора, в том числе с Германией, о транзите грузов невоенного

1704 характера, только невоенного характера, то есть продовольственных, вещевых

1705 грузов, не грузов военного характера, ещё раз повторяю.

1706

1707 Что касается подразделений спецназа, мы здесь этот вопрос уже обсуждали,

1708 вопрос идёт в большей степени о бригаде, которая находится в городе Бердске

1709 Новосибирской области. Я могу ещё раз дать пояснения и сказать о том, что в

1710 Новосибирском округе находятся две бригады спецназа: одна - в Улан-Удэ,

1711 другая в - Бердске. Эти бригады укомплектованы на сегодняшний день на 50

1712 процентов по штату, это первое. Они сейчас переходят на численность более

1713 двухсот пятидесяти человек, каждая бригада. В Бердске, я вам как бывший

1714 командующий этого округа объясняю, имеется всего одно помещение, и это для

1715 проживания трёхсот семидесяти человек. Это второе. И вот эти 50-процентные по

1716 штатной укомплектованности бригады мы сливаем в одну, делаем стопроцентную

1717 укомплектованность. Ещё раз говорю: ни одного офицера мы не теряем, они все

1718 входят в состав новой бригады, которая будет размещаться теперь в городе

1719 Иркутске на базе военного училища, где всё обустроено и готово к их приёму.

1720 Это что касается спецназа. Ни один военнослужащий сил спецназа, как элиты

1721 Вооружённых Сил, не уходит из рядов Вооружённых Сил. Я могу ещё раз объяснить

1722 индивидуально порядок реорганизации этой бригады.

1723

1724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич.

1725

1726 БАГДАСАРОВ С. А. У меня три вопроса к начальнику Генерального штаба.

1727

1728 Первый. Так как речь идёт о конкретном театре военных действий, скажите,

1729 пожалуйста, кто вероятный противник?

1730

1731 Второй. В статье 3 говорится, что это соглашение может вступить в действие,

1732 если обратится одна или несколько стран. Допустим, одна из стран обратилась к

1733 нам за помощью, но агрессия идёт с территории другой страны, входящей в

1734 Договор о коллективной безопасности. Как мы будем в этом случае поступать?

1735

1736 И третий вопрос. Почти три года прошло после подписания этого соглашения. За

1737 это время, естественно, в Генштабе, я думаю, многие вещи обдумывались.

1738 Скажите, будет ли учитываться опыт ведения боевых действий в конце 80-х -

1739 90-х годах в этом регионе, а также опыт гражданской войны 20-30-х годов, это

1740 очень серьёзный опыт, при подготовке войск?

1741

1742 Спасибо.

1743

1744 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.

1745

1746 МАКАРОВ Н. Е. Что касается того, какого противника мы видим, в договоре

1747 прописано, для чего предназначены Коллективные силы быстрого развёртывания. В

1748 случае возникновения угрозы они будут являться той базой, которая будет

1749 обеспечивать развёртывание основных группировок, предназначенных для действия

1750 в этом регионе. Противник может быть различный. Вы знаете, этот регион имеет

1751 как внешние проблемы, так и внутри региона не всё в порядке. И судить сейчас

1752 о конкретном противнике крайне сложно. Тем более, что вы знаете, какая сейчас

1753 обстановка в Афганистане, там тоже не всё в порядке. Если этот вопрос

1754 необходимо обсудить более чётко и тонко, то это, наверное, необходимо делать

1755 в закрытом режиме.

1756

1757 Что касается сроков. Прошло три года, да, договор практически три года

1758 проходил проработку. В большей степени это связано с тем, что Узбекистан

1759 сначала входил в ОДКБ, затем вышел, затем, уже после принятого соглашения, он

1760 опять вошёл. И нормативно-правовая база требовала довольно серьёзной

1761 проработки, чтобы привести эти договорные обязательства в соответствие со

1762 всеми документами, прежде всего правовой направленности.

1763

1764 Что касается опыта, который был получен в годы Гражданской войны и при

1765 последних конфликтах, то да, мы учитываем. Состав, силы и средства в большей

1766 степени носят аэромобильный характер, они будут вооружены лёгким и средним

1767 вооружением, все они авиатранспортабельны, чтобы можно было быстро их

1768 задействовать в любом из районов Центральноазиатского региона.

1769

1770 По-моему, все вопросы? Или ещё какой-то я пропустил?

1771

1772 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо.

1773

1774 Есть ли желающие выступить? Три человека: Коломейцев, Жириновский и

1775 Багдасаров.

1776

1777 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

1778

1779 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! При безусловной

1780 поддержке самой идеи заключения такого соглашения хотелось бы обратить ваше

1781 внимание на несколько фактов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают

1782 совершенно противоположный вектор строительства наших Вооружённых Сил и

1783 вообще действий Российской Федерации внутри самой Российской Федерации.

1784

1785 Под председательством Бориса Вячеславовича буквально три недели назад

1786 состоялось полузакрытое заседание трёх комитетов по очень важному вопросу, я

1787 постараюсь оперировать только цифрами, прозвучавшими в открытой части этого

1788 заседания. А проблема в чём? ОДКБ прежде всего нужна для того, чтобы

1789 обеспечить безопасность так называемого мягкого подбрюшья России, то есть со

1790 стороны Средней Азии. Что происходит? Даже натовские генералы в отставке не

1791 понимают наше руководство, и особенно руководство Министерства обороны

1792 Российской Федерации, по поводу так называемого соглашения о транзите войск и

1793 средств НАТО, а ещё больше не понимают ситацию, когда четыре российские

1794 авиакомпании осуществляют переброску грузов и сил НАТО, в том числе внутри

1795 Афганистана, в том числе, возможно, и наркотрафик. Это при том, что на момент

1796 вывода советских войск в Афганистане производилось всего 50 тонн опия.

1797 Сегодня в Афганистане, по данным ООН, производится 7700 тонн опия, или

1798 примерно 1600 тонн героина. За время присутствия войск НАТО в Афганистане (а

1799 их численность сегодня уже примерно равна составу и численности войск

1800 Советского Союза на момент выхода) там было оборудовано и действует четыреста

1801 лабораторий по переработке сырого опия в героин и производится примерно 1600

1802 тонн (это данные ООН) героина, 90 процентов которого идёт на территорию

1803 Российской Федерации. Если посмотрите глубже, то увидите - опять же из

1804 открытой информации, прозвучавшей на этих слушаниях, - все организации

1805 среднеазиатских государств и республик, борющиеся с наркотиками,

1806 финансируются из США и де-факто даже не подчиняются своему руководству.

1807

1808 То есть вот эти все вопросы о чём говорят? О том, что по ОДКБ можно принимать

1809 любые соглашения, можно рассуждать о наших возможностях, но если мы приводим

1810 к такому облику свои Вооружённые Силы и более двухсот тысяч офицеров

1811 выбрасываем на улицу, если мы сокращаем армию, в которой сегодня один миллион

1812 семьдесят тысяч, и без того не могущую обеспечить охрану 61 тысячи километров

1813 наших границ, если мы сокращаем военные училища и из шестидесяти пяти делаем

1814 десять учебных центров, то о какой ОДКБ речь, вы мне поясните?

1815

1816 Второй момент. Во всех странах Западной Европы, в Турции, в других странах,

1817 сегодня двадцать шесть оперативных штабов НАТО прорабатывают, имеют глубоко

1818 проработанные операции против кого? Вокруг всей территории Российской

1819 Федерации не сокращена ни одна американская база, а существует программа

1820 окружения Российской Федерации примерно ста тысячами крылатых ракет, которые

1821 накроют все стратегические и оперативные объекты Российской Федерации без

1822 возможности быть отслеженными и без наличия средств для их противодействия,

1823 потому что ПВО у нас уничтожена.

1824

1825 Поэтому, поддерживая ратификацию этого соглашения, мы ещё раз обращаемся к

1826 вам, коллеги: давайте остановим бездумное разрушение наших Вооружённых Сил,

1827 бессмысленное и вредное для России уничтожение её специальных служб, как то:

1828 ГРУ, СВР, в руководство которых проталкиваются некомпетентные люди, а я даже

1829 возьму на себя смелость назвать их вредителями, потому что эта ситуация очень

1830 больно скажется на безопасности Российской Федерации. И призываю руководство

1831 Генерального штаба всё же отказаться от неправильной, по мнению специалистов,

1832 идеи о ликвидации армейского дивизионного звена, вам некого будет выводить за

1833 пределы Российской Федерации, потому что двести пятьдесят спецназовцев, даже

1834 очень хорошо подготовленных, не смогут решить ни одной серьёзной оперативной

1835 задачи.

1836

1837 Спасибо.

1838

1839 Председательствует Первый заместитель

1840 Председателя Государственной Думы

1841 О. В. Морозов

1842

1843 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1844

1845 Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович.

1846

1847 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Когда я первый выступаю, мне некого критиковать, а когда

1848 второй, я уже вынужден отметить некоторые моменты, связанные с первым

1849 выступлением, например с прозвучавшей фразой "система ПВО уничтожена". Если

1850 бы она была уничтожена, нас бы давно уже уничтожили. Как раз система ПВО

1851 такая, что американцы не в состоянии нанести нам никакого удара.

1852

1853 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1854

1855 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, а вы, конечно, в курсе, вы там стоите около всех

1856 русских систем ПВО каждый день и смотрите их боевую мощь. Я имею в виду

1857 систему ПВО на территории России, и она пока обеспечивает защиту, это наш

1858 ракетный щит. И давать врагу повод лишний раз думать, что у нас всё плохо,

1859 всё уничтожено, - вот как раз это и есть игра на противника. Потому что

1860 сегодня всё решится по принципу "кто кого психологически переиграет". Оружия

1861 полно у всех, важен психологический момент - кто испугается первый. Вот вы

1862 провоцируете, говоря, что мы должны чего-то бояться. Нам нечего бояться. Это

1863 американцы боятся, они в Ираке проиграли и в Афганистане проигрывают.

1864

1865 Теперь что касается развёртывания наших сил. Ведь всё красиво сказано словами

1866 "соглашение о порядке развёртывания, применения..." и так далее. А если на

1867 бытовой язык перевести, чтобы простому народу было понятно, то это означает:

1868 о ведении войны в Центральноазиатском регионе, ибо развёртывание боевых

1869 частей, их применение - это и есть война. Какие здесь угрозы? Конечно, мы и

1870 первое соглашение ратифицируем, и второе, и ещё сто соглашений ратифицируем,

1871 это не проблема - ратифицировать, мы исходим здесь из принципов "с паршивой

1872 овцы хоть шерсти клок" и "из двух зол надо выбирать меньшее". Но каковы

1873 угрозы, которые не в состоянии, может быть, правильно определить в

1874 Генеральном штабе? Здесь вот раздаются голоса: зачем ликвидировали какие-то

1875 воинские подразделения на территории России? А одна из главных ошибок - это

1876 ликвидация 7-го управления Генерального штаба. Вот там офицеры занимались как

1877 раз тем, о чём я вам здесь говорю. У вас нет таких офицеров. Я это говорю

1878 потому, что вы меня призвали, направили в Тбилиси, на два года меня лишили

1879 нормальной юности, лишили возможности находиться в кругу друзей. А там у вас

1880 тоже были подготовленные специалисты. И, приехав туда, я спросил: "А почему

1881 вот этот грузин работает в Доме пионеров не про профилю, хотя у него моя

1882 специальность, а я рядом, в штабе, приехал из Москвы работать?" Вы мне тогда

1883 (теперь это можно говорить) правду сказали: что вы им не доверяете. Это была

1884 правильная позиция, и мы теперь видим, что такое Грузия при режиме

1885 Саакашвили. А тогда был разгар советской власти, нам говорили, что это

1886 прекрасный режим, замечательный брежневский режим. Тотальная коррупция была в

1887 этой Грузии, тотальная! Там никакой советской власти не было! Поэтому я

1888 вместо Москвы служил там два года.

1889

1890 Вот то же самое касается и Средней Азии. Когда советская власть вместо

1891 Бухарского эмирата, Хивинского ханства, Ургенча (это национальные регионы,

1892 география) создала Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению - это война.

1893 И эту войну устроил Ленин. А теперь мы будем выделять деньги, чтобы снова там

1894 проливал кровь русский солдат. Потому что границы установили не там, где

1895 проживают народы, а как захотели начальники. На Юге Киргизии живут узбеки и

1896 таджики. Что будет делать Киргизия, с кем бороться? Полстраны - это не

1897 киргизы. То же самое в Таджикистане: есть узбеки, они есть и в Афганистане, и

1898 на юге Казахстана. То есть спровоцировала будущую войну вот та самая

1899 ленинская национальная политика, политика создания национальных государств.

1900 Это и ведёт к войне. А веками там были многонациональные территории, которые

1901 географически назывались так: город Бухара (Бухарский эмират), город Хива,

1902 город Ургенч. И вот развернуть там боевые действия нам будет очень тяжело.

1903 Что самое мерзопакостное в этом деле? Когда в будущей войне в Средней Азии,

1904 если она случится (такие планы есть у США, а не у нас), с тем чтобы

1905 осуществить какие-то, возможно, провокации с юга... Вот в Китае уже

1906 безработные штурмуют российское посольство: дайте бесплатно визы. Это только

1907 начало! А потом они пойдут через границу, которая, так сказать, пустая

1908 граница. Это тоже создала советская власть - великое китайское государство.

1909 Построила там промышленность, дала ядерное оружие - самое страшное. Хрущёв

1910 такой умный был руководитель, что дал ядерное оружие такому соседу. А вот

1911 теперь проблема будет. Так вот в Средней Азии в этом как бы суть.

1912

1913 Вот видите уже поведение Узбекистана? То он входит в ОДКБ, то не входит. Вот

1914 так же и военнослужащие Узбекистана: если они войдут в состав коллективных

1915 сил, они будут перебегать то на ту, то на другую сторону. И в конечном итоге

1916 окажется, что русские солдаты (в Средней Азии проживает ещё много русских) со

1917 стороны армии какого-то среднеазиатского государства будут биться с русскими

1918 солдатами в составе Вооружённых Сил Российской Федерации, которые будут

1919 развёрнуты там. Вот что самое страшное! Как это уже произошло в Грузии, когда

1920 из Украины приехали русские или украинские офицеры, славяне всё равно, и

1921 сбивали наши самолёты, в которых сидели русские лётчики. Вот так нужно вести

1922 войны (так делает Америка, так делает НАТО): чужими руками, стравить, чтобы

1923 русские с русскими бились на Кавказе и в Средней Азии, а потом с китайскими

1924 братьями на Дальнем Востоке, которые с красным флагом и с нашими заводами и

1925 фабриками.

1926

1927 Поэтому здесь проблема большая, такая опасность будет, поскольку там нет ни

1928 одного государства, где были бы чёткие границы, везде наряду с

1929 государственными границами... Очень много этнических группировок. В своё

1930 время казахи и узбеки бились за столицу. Об этом не говорили советскому

1931 народу. Но добрый Сталин сказал: ладно, узбекам - Ташкент, а казахам давайте

1932 отдадим город Верный. Я там родился. Мой родной город отдали казахам, и потом

1933 меня оттуда вышвырнули, через двадцать - тридцать лет. Вы, добрые коммунисты,

1934 и ваши диктаторы - вы всё раздаёте, границы чертите. Я-то живой стою перед

1935 вами, а сколько русских погибло там от басмачей, сколько погибло их в

1936 Закавказье!

1937

1938 Сегодня паспорта отбирают у русских. Они приехали сюда уже, их выгнали

1939 отовсюду, и здесь русская миграционная служба у них отбирает паспорта, потому

1940 что коррупционеры в миграционной службе лет пять назад выдали неправильно

1941 паспорт. Да, ошибка, да, неправильно оформили документы - при чём здесь они,

1942 русские? Сперва их вбросили в Среднюю Азию. Они приехали сюда, и теперь у них

1943 паспорта отбирают, вы, говорят, не граждане России. Кто они теперь, эти

1944 русские? Кто они? Вот продолжается (видно, советская власть не ушла) такое же

1945 издевательство над русским народом. Опять виноваты русские, потому что

1946 русские чиновники в миграционной службе за взятки неправильно оформляют

1947 документы.

1948

1949 Вот эти все проблемы Генштаб должен учитывать. И воссоздайте хотя бы в малом

1950 формате 7-е управление. Это всё правильно, все реформы направлены на то,

1951 чтобы сделать более эффективным... Депутат Коломейцев говорит: мы поставим

1952 сотни дивизий по 20 тысяч солдат и офицеров и будем их содержать. Вы

1953 экономику армии, пограничных войск, знаете? Если всё сделать, что сказал

1954 депутат Коломейцев, мы все должны сидеть в трусах сейчас и голодные. Чтобы

1955 все границы закрыть нашими пограничниками... это абсолютно правильно, но

1956 экономически невозможно. Обеспечить страх для всего мира, чтобы стояла

1957 десятимиллионная кадровая Российская армия, - это можно, но тогда вся страна

1958 будет работать только на армию. И работать не сможете... Нам нечем будет

1959 кормить... В этом же проблема! У нас уже была десятимиллионная армия, в 91-м

1960 году была семимиллионная армия.

1961

1962 Ведь в чём причина экономического кризиса? Америка надорвалась. У неё нет

1963 десятимиллионной армии, у неё всего-то, наверное, миллион солдат, и они все

1964 за границей, а они надорвались из-за этого.

1965

1966 Вы нам предлагаете повторить американский вариант: снова всю армию бросить в

1967 разные регионы, начиная со Средней Азии, и содержать их там. А их там будут

1968 потихонечку отстреливать. Это ошибка! Американцы на этом как раз прокололись.

1969 В этом причина мирового экономического кризиса - что триллионы долларов

1970 бросили на войну! Вот во что она им обходится. И погибли сотни тысяч

1971 американских солдат. В этом потеря Буша, и американцы поэтому против него

1972 проголосовали, проголосовали за обещание Обамы вернуть американскую армию

1973 домой. А вы предлагаете русскую направить туда. Ни с кем не воевать! Делать,

1974 как завещал Александр III: не воевать ни с кем и не провоцировать нигде

1975 войны. Пускай другие гибнут. Тем более эта последняя модель рухнула.

1976

1977 А защищаться у нас есть чем, достаточно, никто на нас никогда не нападёт. И в

1978 этом смысле у начальника Генштаба есть наработки. Какие есть новые

1979 истребители шестого поколения! Вы тут говорите, что четвёртого поколения нет,

1980 да уже есть такие истребители, каких ни у кого в мире нет.

1981

1982 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1983

1984 Депутат Багдасаров, пожалуйста.

1985

1986 БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые товарищи, мы сегодня на самом деле обсуждаем очень

1987 важный вопрос. Я считаю, что анализ ситуации показывает, что война в

1988 Центральной Азии неизбежна. Она возможна при...

1989

1990 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1991

1992 БАГДАСАРОВ С. А. Я вам не мешал, что же вы мне мешаете?

1993

1994 Она возможна при развитии различных обстоятельств. Поэтому то, что мы сейчас

1995 делаем, это крайне важно, и крайне важно не допустить здесь ошибок.

1996

1997 Я считаю, что такие соглашения должны обсуждаться в закрытом режиме, чтобы

1998 можно было более точно высказывать свои мысли, однако попытаюсь высказать их

1999 в условиях открытого режима. Я недаром задал вопрос: а кто вероятный

2000 противник? Дело в том, что ситуация на сегодняшний день хоть и запутанная, но

2001 достаточно понятная.

2002

2003 Первое. Основным противником, с кем нам придётся столкнуться, является

2004 Исламская партия Туркестана, которая на сегодняшний день, несмотря на

2005 имеющиеся проблемы внутри этой структуры, является одной из самых мощных

2006 радикальных исламских группировок в мире. Её переименование из Исламского

2007 движения Узбекистана является немаловажным. (Кстати, в 2002 году её первым

2008 рабочим названием было - Исламская партия Центральной Азии.) Мы обычно

2009 ожидаем, что военный конфликт может начаться тогда, когда "Талибан" выйдет к

2010 границе. Нет, военный конфликт может начаться завтра, сегодня, когда угодно.

2011 Это подтверждает и опыт известных событий конца 1990-х - начала 2000-х годов,

2012 когда теоретически этого не должно было быть, потому что существовал буферный

2013 Северный альянс и были другие нюансы. Мало того, я вам скажу, что Исламская

2014 партия Туркестана присутствует на территории Российской Федерации, в

2015 Приволжском федеральном округе, в ряде других районов. Я не просто так задал

2016 этот вопрос. Кроме этой структуры имеется ещё добрый десяток различных

2017 организаций, которые активно действуют в Центральной Азии, в первую очередь

2018 на юге Киргизии, в Узбекистане и Таджикистане. И когда мы планируем все вот

2019 эти вещи, мы должны это учитывать.

2020

2021 Второе. Я задал вопрос, к сожалению, начальник Генерального штаба не ответил.

2022 У нас статья 3 предусматривает, что обратиться за помощью может одна или

2023 несколько стран. Ну, допустим, обратится к нам Таджикистан в связи с

2024 агрессией, а агрессия осуществляется с территории другого государства,

2025 входящего в Организацию Договора о коллективной безопасности. Что мы будем

2026 делать? Это наиважнейший вопрос, на который, я так понимаю, сегодня у нас

2027 пока ответа нет.

2028

2029 Следующий момент. Я не просто так сказал об опыте ведения боевых действий не

2030 только в конце 90-х годов, но и в 2000 году, в целом об опыте гражданской

2031 войны в Центральной Азии в 20-30-е годы. Дело в том, что в эти годы был

2032 накоплен колоссальный опыт ведения боевых действий, а также, что особенно

2033 важно, работы с местным населением. Однако в последующие годы этот опыт был

2034 практически уничтожен, и на сегодняшний день, для того чтобы докопаться до

2035 сути, надо очень сильно поработать. Поэтому я считаю, что в Генеральном штабе

2036 должны изучить и этот вопрос, чтобы быть всесторонне готовыми к такому

2037 развитию событий. Надо понимать, что мы можем вести боевые действия не только

2038 где-то там, в Туркестане, мы завтра можем в Москве их вести. Извините меня за

2039 откровенность, я уже сказал, что у нас в России, в том числе, кстати, в

2040 Москве и московском регионе, присутствуют такие структуры, как Исламская

2041 партия Туркестана, как "Хизб ут-Тахрир аль Ислами".

2042

2043 Я вот задаю элементарный вопрос нам всем. На сегодняшний день активно

2044 отрабатывается северный маршрут поставок военного и невоенного имущества.

2045 Военного тоже, товарищ начальник Генерального штаба. Наши авиакомпании,

2046 которые осуществляют туда полёты, доставляют военные грузы, в том числе

2047 авиакомпания "Волга - Днепр" за 2006-2007 годы до 60 процентов всех

2048 негабаритных грузов перевезла. То есть мы фактически участвуем в войне в

2049 Афганистане.

2050

2051 Хорошо, сейчас южное направление перекрыто, так сказать, то есть трудно

2052 осуществлять поставки, они осуществляются с севера. Что будет делать

2053 вероятный противник, который видит, что юг перекрыт, а с севера грузы

2054 доставляются? Он нанесёт удар по северному направлению. Он нанесёт удар по

2055 нам, по нашим мегаполисам - Москве, Санкт-Петербургу и так далее. То есть

2056 этот вопрос выходит даже за рамки компетенции Генерального штаба. Нам уже

2057 давно пора создать не курсы какие-то и рабочие комиссии, а, возможно,

2058 объединённый штаб, куда входили бы Генеральный штаб, Госнаркоконтроль,

2059 Федеральная служба безопасности и МВД, и этот штаб рассматривал бы реализацию

2060 подобных соглашений не только в аспекте отражения ударов на дальних

2061 подступах, но и в аспекте решения вопросов внутри Российской Федерации.

2062

2063 Теперь тут важный вопрос отметили - по поводу 7-го управления. 7-го

2064 у?

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2739 Пункт 7, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке

2740 оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения

2741 Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона

2742 коллективной безопасности".

2743

2744 Включите режим голосования.

2745

2746 Покажите результаты.

2747

2748 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 33 сек.)

2749 Проголосовало за 444 чел.98,7%

2750 Проголосовало против 0 чел.0,0%

2751 Воздержалось 0 чел.0,0%

2752 Голосовало 444 чел.

2753 Не голосовало 6 чел.1,3%

2754 Результат: принято

2755

2756 Принято.

2757