Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 157405-5 О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой

О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой

в первом чтении
01.11.2010

Номер законопроекта:157405-5
Дата внесения законопроекта в ГД:02.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157405-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по аграрным вопросам
Дата изменения статуса/фазы:01.11.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:4327-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Коваль Александр Павлович, Депутат ГД
Кулик Геннадий Васильевич, Депутат ГД
Лебедев Олег Владимирович, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Скоч Андрей Владимирович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №157405-5 О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой

Дата заседания 01.11.2010, номер заседания 189, строк в стенограмме 4640

О проекте федерального закона № 157405-5 "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой" (внесён депутатами Государственной Думы Г. В. Куликом, В. М. Резником, А. В. Скочем, О. В. Лебедевым, а также А. П. Ковалем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1694 Теперь вопрос 18, он включает в себя два альтернативных проекта федеральных

1695 законов: пункт 18.1 - "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с

1696 государственной поддержкой" и пункт 18.2 - "О сельскохозяйственном

1697 страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой".

1698 Докладчик по обоим законопроектам - Геннадий Васильевич Кулик.

1699

1700 Пожалуйста.

1701

1702 КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, засуха текущего года - а я работаю в сельском

1703 хозяйстве с 57-го года - действительно по своему размаху, продолжительности и

1704 отрицательным последствиям для урожая является самой рекордной, самой

1705 жестокой. Мы получили данные на 1 октября, я могу сказать, что валовой сбор

1706 зерна сейчас пока, точная цифра, - 59 миллионов тонн, это 66 процентов от

1707 уровня прошлого года. Осталось не убрано два с небольшим миллиона гектаров

1708 площадей, то есть цифры будут порядка 63-64 миллионов тонн, это максимум, что

1709 будет получено в текущем году.

1710

1711 Чтобы вы имели объективное представление, хочу сказать, что даже те

1712 территории, которые признаны в нынешних условиях наиболее успешно работающими

1713 в сельском хозяйстве, территории, применяющие передовые технологии, сильно

1714 пострадали от засухи. Скажем, Татария. Все знают об успехах этой республики в

1715 последние годы, они собирали 5-6 миллионов тонн зерна - в этом году они

1716 получат около 1 миллиона тонн. Башкирия получит 29 процентов от среднего

1717 сбора урожая за прошлый год. Ну, я могу назвать буквально любую из областей

1718 Поволжья, где валовые сборы в большинстве своём составляют 29-32 процента от

1719 уровня прошлого года. Это говорит о том, что действительно засуха оказалась

1720 настолько жестокой, что требуется принятие самых срочных, неотложных мер по

1721 созданию системы защиты крестьян, защиты их финансовой устойчивости при таких

1722 явлениях, которые, к сожалению, не редкость на территории России, если

1723 учесть, что 75 процентов пашни у нас расположено в зонах так называемого

1724 рискованного земледелия, где в период вегетации выпадает меньше 250

1725 миллиметров осадков.

1726

1727 В чём проблема? Она состоит в том, что в России нет сегодня законодательства,

1728 которое формировало бы страховую базу, определяло бы условия страхования

1729 производителей сельскохозяйственной продукции в период таких жестоких

1730 природных явлений. Причина этого кроется в том, что действующая система

1731 страхования - а достаточно много, более трёхсот, страховых организаций так

1732 или иначе работают в сельском хозяйстве - привела в отсутствие

1733 законодательной базы к тому, что возврат средств в период, когда крестьянин

1734 попадает в такие условия, составляет менее 70 процентов, а в последние годы -

1735 60-62 процента от того, что сам крестьянин заплатил этой страховой

1736 организации. Понятно, что в этих условиях интерес к страхованию сильно упал.

1737 И в прошлом году, когда, конечно, никто не ожидал, что будут такие условия,

1738 застраховали свои посевы всего-навсего около 5-7,9 процента всех

1739 сельскохозяйственных организаций. Поэтому необходимо разработать и срочно

1740 принять закон по сельскохозяйственному страхованию, я бы так сказал, это

1741 должно стать серьёзным добавлением к той аграрной политике, которую

1742 выработало и проводит руководство страны в плане приоритетного развития села.

1743 И если мы не сможем подготовить и принять закон - а он должен вступить в силу

1744 с 1 января следующего года, - который гарантировал бы в таких условиях

1745 возмещение хозяйствам значительной части понесённого ущерба, тогда развитие

1746 сельского хозяйства у нас будет идти... Это будет напоминать состояние

1747 аритмии у человека, тот, кто болеет этой болезнью, знает, что это такое.

1748 Тогда нам потребуется определённое время на то, чтобы восстановить

1749 достигнутое, и восстанавливать это мы будем с большим трудом. Я сразу могу

1750 сказать: я буду докладывать по первому закону. Прошу вас второй законопроект

1751 не поддерживать. Это те же авторы, которые стоят на трибуне и сидят в зале,

1752 авторы и первого, и второго законопроекта, просто первый законопроект

1753 является результатом переработки той версии, которая предлагается во втором.

1754 И скажу откровенно, доработка этого законопроекта шла с очень активным

1755 участием всех заинтересованных ведомств - экономических, финансовых,

1756 Министерства сельского хозяйства и страхового сообщества.

1757

1758 Что нового мы предлагаем в этом проекте закона? Первое. Мы предлагаем ввести

1759 понятие "гибель посевов". Не "недобор посевов", как принято сейчас в

1760 различных документах, а "гибель посевов". Что мы понимаем под гибелью посевов

1761 и какие последуют гарантии, какие меры должны быть осуществлены, чтобы

1762 возместить убытки, которые понёс сельхозтоваропроизводитель? Вдумайтесь,

1763 пожалуйста, непростое решение мы предлагаем. Мы предлагаем под гибелью

1764 посевов понимать ситуацию, когда сельхозтоваропроизводитель недобирает до

1765 средних сборов за предыдущие пять лет 50 процентов яровых зерновых культур и

1766 35 процентов озимых зерновых культур. Вот это считается гибелью.

1767

1768 Какие последствия? Последствия, меры по оказанию поддержки таким

1769 товаропроизводителям очень серьёзные. Мы в законопроекте предлагаем

1770 возместить 80 процентов от застрахованной массы планового урожая. Это

1771 покроет, по расчётам самых разных специалистов, потери от гибели посевов и

1772 даст ещё какое-то, ну, будем говорить, маленькое превышение, с тем чтобы

1773 хозяйство могло принять меры к восстановлению в ближайшее время того, что оно

1774 потеряло. Это первое.

1775

1776 Второе. В текущем году, когда погибло 30 процентов посевов в областях,

1777 пострадавших от засухи, а недобор, как я вам сказал, составляет больше 50

1778 процентов, общая сумма убытка оценивается в 42 миллиарда рублей. Мы с вами

1779 выделили крестьянству пока 35 миллиардов, в том числе 10 миллиардов в форме

1780 безвозмездных субвенций и 25 миллиардов в форме кредита. Но, уважаемые

1781 коллеги, в связи с тем что нет этих законов, пока поступило в хозяйства около

1782 20 миллиардов тех и других средств. Поскольку, ещё раз повторяю, они идут из

1783 бюджета, пока это всё раскрутится, мы теряем время, а это отрицательно

1784 сказывается на ситуации. Переход к тому, что предлагается законопроектом,

1785 конечно, упростит систему получения возмещения от страховой организации.

1786

1787 Законопроект предлагает ещё целый ряд других подходов. Так, мы считаем, что

1788 должно быть ограничено расходование средств страховыми организациями на свою

1789 хозяйственную деятельность, необходимо создание резервов. Вся эта часть

1790 потребует серьёзной доработки ко второму чтению, о чём здесь говорили и

1791 представители КПРФ. Мы принимаем сегодня законопроект в первом чтении, а вот

1792 формирование страховых фондов, которые давали бы возможность страховым

1793 организациям и в таких условиях, которые были в этом году, выполнять свои

1794 обязательства по выплате, - это чрезвычайно важно и потребует ещё серьёзной

1795 доработки.

1796

1797 Наконец, следующее. Мы понимаем, что в бюджете на эти цели, на цели поддержки

1798 сельского страхования, есть 6 миллиардов и 6 миллиардов должны внести сами

1799 сельхозтоваропроизводители, то есть итого - 12 миллиардов, а сегодня, как я

1800 вам сказал, требуется 31... 41 миллиард. Эта проблема остаётся, и она тоже

1801 требует своего по крайней мере обозначения в законопроекте, подготовленном ко

1802 второму чтению. Поэтому, поверьте, ситуация такова, что законопроект требует,

1803 на мой взгляд, доработки, это верно, но он обязательно должен быть принят, с

1804 тем чтобы мы начали работать с хозяйствами по заключению договоров

1805 страхования уже с 1 января следующего года.

1806

1807 И ещё одна новация предлагается. Сегодня, когда страховая организация пришла

1808 в хозяйства, страхует, сельхозпроизводитель должен заплатить 100 процентов

1809 премии, которая причитается исходя из установленных правительством нормативов

1810 страховых премий. При этом ему будет возмещено 50 процентов этой страховой

1811 премии. Но пока проходит эта ниточка от хозяйства до профильного

1812 министерства, от этого министерства до Министерства финансов и потом проходит

1813 весь путь назад, он получает это возмещение в первом квартале следующего

1814 года. Это совершенно недопустимо. Причём, когда он выплачивает страховую

1815 премию, у него нет денег, и он иногда вынужден использовать кредитные

1816 ресурсы, которые ему выдаются без компенсации кредитной ставки.

1817

1818 Я заканчиваю. Мы хотим сделать систему более чёткой и упрощённой:

1819 сельхозпроизводитель оплатил 50 процентов причитающейся премии - с этого

1820 момента договор считается вступившим в силу, а страховая организация должна

1821 хлопотать, как ей получить остальные 50 процентов. Вот примерно, грубо

1822 говоря, схема, которая предлагается. Нелегко это даётся страховщикам, но это

1823 значительно облегчает положение сельхозтоваропроизводителей.

1824

1825 Уважаемые коллеги, я очень надеюсь на поддержку этого законопроекта. Всех

1826 приглашаем активно участвовать в его доработке. Я надеюсь, что и Компартия

1827 понимает - тут не надо никаких, так сказать, обвинений друг другу

1828 предъявлять, - что без такого законодательного акта нам такую систему

1829 поддержки и финансовой устойчивости села не создать, это совершенно ясно.

1830

1831 Скажу для справки: такие законы приняты на Украине, в Белоруссии, в

1832 Казахстане, мы изучили опыт многих стран Европы, поэтому этот документ не

1833 только не родился на пустом месте, но мы ещё и посмотрели вокруг себя.

1834

1835 Доклад закончен, спасибо вам за внимание.

1836

1837 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Ольги

1838 Владимировны Онищенко.

1839

1840 Пожалуйста.

1841

1842 ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1843

1844 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом "О

1845 сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой

1846 поддержкой" устанавливаются условия и порядок предоставления государственной

1847 финансовой поддержки при осуществлении сельскохозяйственного страхования.

1848 Однако механизм оказания государственной финансовой поддержки в форме

1849 предоставления из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской

1850 Федерации денежных средств в виде субсидий на компенсацию

1851 сельскохозяйственным производителям части их затрат по выплате страховой

1852 премии в законопроекте прописан недостаточно чётко, что не позволит

1853 эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на оказание

1854 финансовой поддержки и не обеспечит реальную защиту сельскохозяйственных

1855 товаропроизводителей от страховых рисков. На данный законопроект имеется

1856 отрицательное заключение Правительства Российской Федерации.

1857

1858 Неоднократно собирались рабочие группы по доработке текста законопроекта, и

1859 доработанный текст содержится в законопроекте "О сельскохозяйственном

1860 страховании, осуществляемом с государственной поддержкой". Цель принятия

1861 данного законопроекта подробно изложена в предыдущем докладе Геннадия

1862 Васильевича, поэтому я только отмечу, что Комитет по финансовому рынку

1863 считает, что принятие указанного законопроекта будет способствовать созданию

1864 эффективной системы сельскохозяйственного страхования. К законопроекту

1865 имеется ряд замечаний, однако их возможно устранить ко второму чтению,

1866 поэтому Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предлагает проект

1867 федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с

1868 государственной финансовой поддержкой", обозначенный в порядке работы

1869 Государственной Думы под пунктом 18.2, в первом чтении отклонить, а проект

1870 федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с

1871 государственной поддержкой", обозначенный в порядке работы Государственной

1872 Думы под пунктом 18.1, - принять.

1873

1874 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1875

1876 Будут ли вопросы?

1877

1878 Включите режим записи на вопросы.

1879

1880 Покажите список записавшихся.

1881

1882 Уважаемые коллеги, записалось девять человек. Из двух фракций, я так думаю.

1883 Есть предложение: по два вопроса от фракции. Ставить на голосование? Нет.

1884

1885 Волчек Денис Геннадьевич от ЛДПР, пожалуйста.

1886

1887 ВОЛЧЕК Д. Г., фракция ЛДПР.

1888

1889 Вопрос к докладчику. Проработана ли каким-нибудь образом ситуация, когда

1890 данный закон позволит руководителям хозяйств явно быть заинтересованными в

1891 завышении цифр своих убытков, и каким образом от этого застраховаться? Потому

1892 что закон явно открывает путь заплатить половину страховой премии и после

1893 этого при любых обстоятельствах глобально завышать свои убытки, что

1894 происходит, я уверен, и сейчас, и в этом году было. Вот над этим думали

1895 авторы данного законопроекта, когда работали над его написанием?

1896

1897 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. С места.

1898

1899 КУЛИК Г. В. Обязательно, тем более что страховщики в этом отношении имеют

1900 богатый опыт, страхуя и другие разделы нашей реальной экономики. Вводится

1901 экспертиза, порядок определения допуска экспертов, и в случае любых

1902 разногласий обязательно приглашается эксперт, который даёт своё заключение.

1903 Дальше, если стороны приходят к соглашению, этот вопрос решается на месте, а

1904 нет - пожалуйста, с обращением в судебные органы.

1905

1906 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста.

1907

1908 ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.

1909

1910 Спасибо.

1911

1912 Уважаемый Геннадий Васильевич, я уже сейчас осознаю и чувствую, сколько

1913 технических неурядиц, сколько технических препятствий, неотработанностей

1914 появится при исполнении этого закона. Всё это, как говорится, преодолимо.

1915 Меня другое волнует.

1916

1917 Геннадий Васильевич, а нельзя ли создать вообще государственный фонд

1918 страхования, под эгидой государства? Он будет государственным, он будет

1919 страховать, он будет получать страховые взносы и в случае их накопления будет

1920 обращать эти страховые взносы опять на поддержку сельского хозяйства. То, что

1921 вы предлагаете сегодня, какая-то страховая компания, даже под крышей

1922 государства... Боюсь, опять мы не сработаем здесь, как вы считаете?

1923

1924 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Кулику.

1925

1926 КУЛИК Г. В. Ну, мы хотим всё-таки использовать тот опыт, который есть в

1927 странах, где аналогичная система работает, и ввести режим перестрахования, с

1928 тем чтобы гарантировать выполнение обязательств страховыми организациями за

1929 такой период, как, скажем, текущий год. И кроме этого, страховое сообщество

1930 будет создавать объединённый страховой фонд, пока примерно в размере 10

1931 процентов от суммы страховых премий. Этот вопрос обсуждается. Поэтому

1932 движение в этом направлении есть, и используются те реальные институты,

1933 которые и по другим видам страхования существуют, и существуют во всём мире.

1934

1935 Кстати говоря, есть и мировая практика, когда можно перестраховываться в

1936 специально созданных крупных организациях, что не исключено и у нас, когда мы

1937 научимся работать в своей России.

1938

1939 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич.

1940

1941 КАШИН Б. С. Геннадий Васильевич, в соответствии с данными, которые вы нам

1942 представили, в 2009 году было собрано более 9 миллиардов рублей

1943 страховщиками, а выплачена половина от этой суммы. При таких цифрах,

1944 очевидно, это просто кормушка для страховых компаний, и ваш законопроект

1945 никаких новаций в этом плане, то есть в плане защиты интересов государства,

1946 не предполагает. Какие вы, вообще, видите механизмы, которые государство

1947 должно обеспечить, чтобы свои интересы защитить? Сейчас, получается, можно и

1948 не сеять, и не сажать, а всё равно распилить руководителю сельхозпредприятия

1949 со страховой компанией эту премию - и все довольны.

1950

1951 Спасибо.

1952

1953 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Кулику.

1954

1955 КУЛИК Г. В. Мы вместе с вами по многим вопросам работали. Я прошу вас

1956 успокоиться. Мне надо бы тогда, если бы я это допустил, на трибуне

1957 застрелиться.

1958

1959 Я ещё раз повторяю: впервые в законе записано, что такое гибель, впервые в

1960 законе установлено, - кстати говоря, это отличает наш закон от законов тех

1961 стран, которые я называл, - что 80 процентов будет выплачиваться

1962 сельхозтоваропроизводителю на возмещение понесённых убытков. Это прежде всего

1963 нас заботит, и мы это обязательно сделаем. Кроме того, я сказал, что

1964 собственные расходы страховой организации должны будут укладываться в

1965 определённый процент, пока он равняется 10 процентам. Есть разные

1966 предложения, посмотрим и доложим вам ко второму чтению.

1967

1968 Поэтому распиливать ничего не придётся, распиливать можно только 10

1969 процентов. Вот это распиливайте: вместе, раздельно - как хотите!

1970

1971 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.

1972

1973 СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое.

1974

1975 Я так понимаю, Геннадий Васильевич всё-таки предполагает, что по этому

1976 законопроекту распиливать можно будет. Какая разница, сколько пилить - 5, 10

1977 или 15 процентов? Если вы законопроект делаете такой, по которому можно

1978 пилить, и вас не волнует, как будут пилить бюджетные деньги, то это странный

1979 законопроект. Кого он лоббирует всё-таки? Почему нельзя оказывать поддержку

1980 непосредственно сельхозпроизводителям, а необходимо осуществлять её через

1981 страховщиков? Тут очень много "почему". Почему законопроектом

1982 сельхозстрахование, осуществляемое с господдержкой, устанавливается как

1983 добровольное страхование, однако в других статьях законопроекта говорится

1984 обратное, что господдержка по другим направлениям сельхозпроизводства

1985 осуществляется при условии заключения договора сельхозстрахования одного

1986 конкретного риска? И здесь куда ни плюнь, в любой статье вот такое есть...

1987 (Микрофон отключён.)

1988

1989 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич.

1990

1991 КУЛИК Г. В. Вы старайтесь не плевать в то, что делают ваши коллеги, не такие

1992 вы там сидите всезнающие, чтобы плевать в это дело. Так вот, ответ вам на это

1993 даётся совершенно чёткий, мы вам объяснили, что сегодня, да, добровольно, но

1994 мы в законе предусматриваем, что, если вы не подписали договор страхования

1995 сельскохозяйственных культур от гибели, вы не получите, будете лишены

1996 поддержки из бюджета по другим направлениям. Например, компенсации кредитной

1997 ставки, использования поддержки для развития молочного животноводства и так

1998 далее. Мы считаем, что эта мера заставит наших сельхозников - и это для нас

1999 очень острая запись! - страховать свои посевы зерновых, сахарной свёклы и

2000 подсолнечника. Будет план утверждаться на каждый год. Всё это продумано в

2001 законе, ещё раз повторяю. Нам остаётся продумать вопрос о том, как мы будем

2002 выходить из ситуации, если, не дай бог, повторится когда-нибудь ситуация 2010

2003 года. Этот вопрос требует того, чтобы ко второму чтению его внимательно

2004 посмотрели и расписали.

2005

2006 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2007

2008 Есть ли необходимость выступить? Кашин Владимир Иванович и Иванов Сергей

2009 Владимирович.

2010

2011 Уважаемые коллеги, один, наверное, представитель, уж по крайней мере один из

2012 Кашиных.

2013

2014 Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.

2015

2016 КАШИН В. И. Спасибо.

2017

2018 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно, вопрос

2019 страхования в сельском хозяйстве является сегодня одним из обсуждаемых, одним

2020 из самых острых. Действительно, он требует сегодня законодательного

2021 усовершенствования. Почему? Потому что сегодня всё, что связано с финансовым

2022 рынком, всё, что связано со страхованием, к большому сожалению, направлено в

2023 пользу или банкира, или страхователя. Приведу пример. Геннадий Васильевич

2024 коротко об этом сказал, специалисты сразу почувствовали это. Действительно,

2025 сегодня получается так, что крестьянин должен заплатить сто процентов, потом

2026 дождаться пятидесяти процентов и так далее, и тому подобное, а потом что-то

2027 ему, может быть, отдадут, не в полной мере. Эта абсурдность точно такая же,

2028 уважаемый Борис Вячеславович, и в кредитовании. Во всём, что связано с

2029 льготным кредитованием, аналогичная ситуация: надо сначала всё заплатить, эти

2030 проценты, а потом дождаться того, что государство даст крестьянину. Проходит

2031 временной период, всё накладывается здесь - от инфляции до всех других бед и

2032 дел.

2033

2034 И данный законопроект, по большому счёту, к сожалению, не пересматривает

2035 кардинально эту ситуацию, я даже сказал бы, что он слабо работает по

2036 изменению этой ситуации, очень слабо, очень робко. Всё равно эта заложенная

2037 модель, которая сегодня есть и в кредитовании, и в страховании, она будет

2038 работать снова на эти две структуры: банкира и страховщика. Нам надо в корне

2039 менять ситуацию.

2040

2041 Смотрите, о каких суммах идёт речь. Геннадий Васильевич, и вам пора перейти к

2042 поддержке крестьянина, раз с 57-го года работаете, раз крестьянство находится

2043 в таком положении, раз мы бюджет сократили в двадцать раз по отношению к тем

2044 годам, когда вы министром были, раз расцвёл махровым цветом диспаритет, раз

2045 эта реформа разорила, по большому счёту, всё, что называется деревней и

2046 агропромышленным сектором, и мы видим сегодня эти осколки, раз 40 миллиардов

2047 долларов везём сегодня именно тому зарубежному фермеру, который тащит

2048 зачастую некачественную продукцию. Вот в этом плане надо действовать! Ведь

2049 надо государству положить на это дело всего максимум 15 миллиардов рублей. И

2050 давайте сделаем в конце концов государственное страхование. Ведь для чего

2051 крестьяне сеют этот хлеб, это зерно, и выпекают хлебобулочные изделия, делают

2052 макароны? Для чего они содержат крупный рогатый скот? А кому идёт молоко? В

2053 первую очередь... все же знают, что ребёнка не вырастишь без молока.

2054 Пенсионер завтра сломает и руки, и ноги, если не будет в своём возрасте литр

2055 молока потреблять, поскольку тогда без кальция кости ломаются при малейшем

2056 движении. Ну почему государству не взять, как это было, в конце концов на

2057 себя разрешение этой ситуации? Ведь деньги-то копеечные! Из чего мы на этом

2058 деле экономим? Мы только лишь взращиваем очередных прилипал и даём ещё право

2059 трудоустраивать вот эту корпоративно-коррупционную завязку, развиваем и

2060 поддерживаем этого спрута. Ну кому непонятен этот механизм?! Разве большие

2061 деньги?! Мы каких-то 35 миллиардов рублей даём сегодня на поддержку

2062 непосредственно поля и фермы.

2063

2064 Если у нас всё будет нормально, эти деньги будут у государства, их никто не

2065 заберёт. Ну что же мы ломимся в открытые двери?! Что же мы всё себе по лбу

2066 стучим дубиной и говорим, что мы рыночники? Ну какие же рыночники?! Ну как

2067 крестьянин может заплатить страховой взнос, если у него нет прибыли, если

2068 сегодня у крестьянства в селе хозяйство убыточное? Если сделать сейчас

2069 заработную плату, уважаемый Борис Вячеславович, на уровне средней по

2070 промышленности, то всё село будет убыточным, всё. Что же тогда с убытков

2071 можно взять, где средства для этого страхования? А оно же необходимо, оно

2072 действительно необходимо, пусть оно будет государственным.

2073

2074 Ну, а уж создание фонда, и 10 процентов ещё опять крестьянских денег,

2075 прилегающие к премии страховой, и ещё здесь, как говорится, покрутить плюс к

2076 тем 10 процентам, о которых Геннадий Васильевич говорил, а тут ещё 10

2077 процентов - ну, это уже, мне кажется, перебор большой. Аргументация коллеги

2078 Кулика с точки зрения проблемы правильная, но она опять ничего не даёт

2079 крестьянину для его более спокойной, уравновешенной, стабильной работы по

2080 производству зерна и всей сельскохозяйственной продукции, молока и мяса.

2081 Крестьянин должен знать, что в случае стихийных бедствий ему государство

2082 вернёт его затраты. Крестьянин должен знать, что, если он вырастил, получил

2083 урожай, у него будет возможность его реализовать, и его труд будет оценен в

2084 соответствии с истинными затратами, и общество будет к нему относиться как к

2085 своему кормильцу. Давайте разворачивать механизм!

2086

2087 Мы, фракция, не против того, чтобы определить понятийный аппарат, о чём

2088 говорил убедительно Геннадий Васильевич. Но мы против того, чтобы суть

2089 осталась прежней, но была несколько завуалирована. В итоге снова с

2090 крестьянина будут последние гроши собирать, чтобы он осуществлял это

2091 страхование и кормил многочисленные страховые компании. Новелла вторая, кроме

2092 фонда страхового, ещё одна: ещё саморегулируемым организациям и другим

2093 однодневным фирмам страховым зелёный свет включить. Мы не можем голосовать

2094 против идеи, но и за мы не можем голосовать, поскольку механизма не видим.

2095 Если мы поработаем активно ко второму чтению, если наши предложения, о чём

2096 говорили мои коллеги Виктор Иванович Илюхин, Борис Сергеевич Кашин...

2097 Контроля ведь тоже не предлагается. А мы же знаем, что сегодня миллиарды

2098 денег крестьянских уходят именно в страховые компании, которые жируют, как и

2099 отдельные крупные торговые и другие структуры, которые сегодня созданы как

2100 раз для того, чтобы на этом очень тяжёлом почётном труде, но оплачиваемом

2101 грошами, иметь миллиардные прибыли, но которые ничего не делают, только

2102 поддерживают эту корпоративно-коррупционную составляющую, вот тут они

2103 талантливы.

2104

2105 Спасибо.

2106

2107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.

2108

2109 ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, тема страхования - очень интересная тема. Вы

2110 знаете, со времён приснопамятного страхового агента Юрия Деточкина у нас

2111 госстрах называют не иначе, как госужасом.

2112

2113 Что можно сказать? Мы, конечно, с уважением относимся, Геннадий Васильевич, к

2114 специалистам, которые работали над данным законопроектом, но, как вы все

2115 знаете, практика проверяет любую теорию. Вы знаете, когда говорят, давайте

2116 застрахуем ваше жилище там от пожара и прочего, прочего, люди страхуют. Но

2117 когда случается несчастье, говорят: "Вы знаете, вот здесь в страховом

2118 договоре мелкими буквами написано, что мы вам возместим ущерб от пожара, но

2119 что у вас пропало всё остальное - мебель там, вещи и так далее, - это вам

2120 пожарники, извините, подгадили, они всё намочили, и всё пришло в негодность".

2121 И человек ничего не получает. Это первое.

2122

2123 Второе. Нам говорили, давайте введём страховую ответственность по автомобилям

2124 - приснопамятное ОСАГО. Я уж не говорю про то, что нам обещали стоимость

2125 этого ОСАГО в виде заправки одного бака автомобиля... но ничего мы,

2126 разумеется, не получили. Нам говорили: "Как будет, ребята? Теперь вы не

2127 будете друг с другом урегулировать эти вопросы, приедут замечательные

2128 специалисты, обменяются визитками, и всё - и вы получите там за свой ущерб".

2129 Произошло так? Ничего подобного! Сейчас у нас пытаются застраховать всё что

2130 ни попадя, но практика показывает, что, к сожалению, простым людям от этого

2131 абсолютно не легче.

2132

2133 Вернёмся к сельскому хозяйству. Ну, вы знаете, наверное, ни для кого не

2134 секрет, что работники сельского хозяйства, они вообще в долгах, как в шелках,

2135 - у них денег ни на что нет, и они практически всё время живут в кредит: им

2136 надо брать кредит на покупку семян, молодняка, техники, горючего и так далее.

2137 Как сейчас вообще происходит страхование в сельском хозяйстве? Да очень

2138 просто! У него и так нет денег, у сельхозтоваропроизводителя, к нему приходит

2139 товарищ из страховой организации и говорит: "Бога ради, мы же люди добрые и

2140 войдём в твоё положение, вот тебе деньги - иди страхуйся. А если уж потом

2141 что-то с тобой случится, слушай, ну какое ты имеешь право с нас что-то

2142 требовать, вот получи 10 процентов от ущерба и будь доволен". И вот, к

2143 сожалению, сейчас такая обстановка повсеместно. Неужели вы думаете, что, если

2144 мы примем сейчас данный законопроект, нам в будущем, в ближайшем обозримом

2145 будущем не рисуются, как говорится, сплошные недороды, неурожаи, там, падёж

2146 скота и так далее? Да разумеется, там, где можно какую-то копейку урвать,

2147 урвут.

2148

2149 Поэтому фракция ЛДПР в данном случае законопроект не хочет поддерживать, если

2150 только не будет исполнено одно условие - исключительно за госсчёт. Никаких

2151 перекрёстных схем делать не надо, у нас и так нищий крестьянин, и загонять

2152 его в долговую кабалу было бы вообще верхом бессовестности.

2153

2154 Спасибо.

2155

2156 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денисов Валентин Петрович. С места.

2157

2158 Пожалуйста, включите микрофон.

2159

2160 ДЕНИСОВ В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.

2161

2162 Я высоко ценю решение депутатов о переносе времени рассмотрения этого

2163 законопроекта сегодня на более ранний срок, поэтому буду предельно краток. Я

2164 хочу лишь только своим коллегам напомнить о том, что этот законопроект должен

2165 рассматриваться в пакете с бюджетом на 2011 год и параметрами на 2012 и 2013

2166 годы, потому что он требует дополнительной финансовой нагрузки на федеральный

2167 бюджет и затягивание его рассмотрения и принятия играет на руку нашим

2168 оппонентам, которых было предостаточно и с которыми мы многие месяцы спорили.

2169 Поверьте, этот законопроект был написан намного раньше, нежели наступила

2170 засуха в России, ещё весной этого года. Я считаю, что Геннадий Васильевич

2171 высокопрофессионально доложил закон, и даже тот, кто не читал, сегодня смог

2172 понять, если он хотел этого, в чём суть этого закона.

2173

2174 Оппонентам из КПРФ, которые здесь выступали, уважаемому Владимиру Ивановичу

2175 Кашину хочу напомнить, что в 2006 году, когда мы принимали закон "О развитии

2176 сельского хозяйства", вы не только не голосовали за него, вы с Николаем

2177 Михайловичем подняли фракцию и ушли в знак протеста. Закон работает сегодня,

2178 программа господдержки работает.

2179

2180 Поверьте, мы обсуждали этот проект закона в тех территориях, которые в этом

2181 году больше всего пострадали, непосредственно с сельхозтоваропроизводителями.

2182 Да, несомненно, есть темы, вопросы, которые ко второму чтению надо

2183 дорабатывать. Ну приходите, пожалуйста, по конкретной статье, по конкретной

2184 строке.

2185

2186 А вообще, если бы государство сто процентов... Нереально сегодня, это

2187 вчерашнее.

2188

2189 Спасибо.

2190

2191 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный вопрос. Выносим

2192 пункты 18.1 и 18.2 на "час голосования".

2193

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3038 Пункт 18 мы рассматриваем в режиме альтернативных законопроектов.

3039

3040 Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона в

3041 соответствии с пунктом 18.1. Кто за? Прошу голосовать.

3042

3043 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3044

3045 Спасибо.

3046

3047 Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом

3048 18.2. Кто за?

3049

3050 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)

3051

3052 Спасибо.

3053

3054 Покажите результаты голосования по пункту 18.1.

3055

3056 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 53 сек.)

3057 Проголосовало за 315 чел.70,0%

3058 Проголосовало против 37 чел.8,2%

3059 Воздержалось 0 чел.0,0%

3060 Голосовало 352 чел.

3061 Не голосовало 98 чел.21,8%

3062

3063 Спасибо.

3064

3065 Покажите результаты голосования по пункту 18.2.

3066

3067 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 21 сек.)

3068 Проголосовало за 3 чел.0,7%

3069 Проголосовало против 49 чел.10,9%

3070 Воздержалось 2 чел.0,4%

3071 Голосовало 54 чел.

3072 Не голосовало 396 чел.88,0%

3073

3074 Уважаемые коллеги, по пункту 18.1 проголосовали за триста пятнадцать

3075 депутатов, и этот проект федерального закона принят в первом чтении.

3076