Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 157763-7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции

в первом чтении
17.01.2018

Номер законопроекта:157763-7
Дата внесения законопроекта в ГД:24.04.2017
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157763-7
Ответственный комитет:Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
Дата изменения статуса/фазы:17.01.2018
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:
Наименование документа решения:
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Аксаков Анатолий Геннадьевич, Депутат ГД
Ананских Игорь Александрович, Депутат ГД
Белоусов Вадим Владимирович, Депутат ГД
Бурков Александр Леонидович, Депутат ГД
Гартунг Валерий Карлович, Депутат ГД
Грешневиков Анатолий Николаевич, Депутат ГД
Драпеко Елена Григорьевна, Депутат ГД
Емельянов Михаил Васильевич, Депутат ГД
Епифанова Ольга Николаевна, Депутат ГД
Миронов Сергей Михайлович, Депутат ГД
Нилов Олег Анатольевич, Депутат ГД
Омаров Гаджимурад Заирбекович, Депутат ГД
Ремезков Александр Александрович, Депутат ГД
Терентьев Александр Васильевич, Депутат ГД
Тумусов Федот Семёнович, Депутат ГД
Чепа Алексей Васильевич, Депутат ГД
Шеин Олег Васильевич, Депутат ГД
Газзаев Валерий Георгиевич, Депутат ГД
Крючек Сергей Иванович, Депутат ГД
Николаев Олег Алексеевич, Депутат ГД
Рыжак Николай Иванович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №157763-7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции

Дата заседания 17.01.2018, номер заседания 92, строк в стенограмме 7525

О проекте федерального закона № 157763-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

630 РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.

631

632 Уважаемый Вячеслав Викторович, под пунктом 7 проекта порядка работы Госдумы

633 стоит законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный

634 кодексы в части введения понятия незаконного обогащения. Фракцией Компартии

635 ещё в 2011 году был внесён такой же законопроект, об изменениях в УК, и в

636 части установления ответственности за незаконное обогащение он является

637 альтернативным. Я не знаю, почему комитет не вынес наш законопроект на

638 рассмотрение.

639

640 У меня предложение: либо снять законопроект под пунктом 7 сегодня с

641 рассмотрения и внести уже два альтернативных проекта - фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ

642 РОССИЯ" и КПРФ, либо сегодня добавить наш законопроект, № 600388-5, о

643 внесении в УК изменений в части установления ответственности за незаконное

644 обогащение - это абсолютно альтернативные два законопроекта.

645

646 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.

647

648 Давайте послушаем мнение председателя комитета.

649

650 Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.

651

652 КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по

653 государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

654

655 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроекты сходные, но

656 не альтернативные, и исходя из этой точки зрения в соответствии с Регламентом

657 мы вынесли на рассмотрение вот этот законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ

658 РОССИЯ", который к тому же по просьбе фракции является внеочередным. Поэтому

659 просим его рассмотреть, а тот законопроект по мере готовности мы также

660 представим.

661

662 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы считаете, это мнение комитета, что они не

663 являются альтернативными.

664

665 Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом альтернативность определяет

666 комитет, и мы должны следовать решению, которое принял комитет.

667

668 Валерий Фёдорович, пожалуйста, выносите на рассмотрение законопроект.

669

670 Пожалуйста, включите микрофон Рашкину Валерию Фёдоровичу.

671

672 РАШКИН В. Ф. Огромное спасибо.

673

674 Я знаю Регламент, уважаю его, но уже был прецедент, когда вы решением Совета

675 Думы поправляли комитет. Зная об этом примере, я просил бы вас внимательно

676 рассмотреть ситуацию. На мой взгляд, на наш взгляд, на взгляд фракции,

677 законопроект является абсолютно альтернативным - мы настаиваем на этом, -

678 просто тут началась уже вкусовщина. Да, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вынесла

679 законопроект как приоритетный, но давайте рассмотрим его как один из

680 альтернативных. Я просил бы вас, как председателя, поправить комитет.

681

682 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жалко, здесь нет Иванова Сергея Владимировича, он бы,

683 думаю, сказал, что таких прав у председателя нет. Вот Нилов, автор

684 законопроекта, может поправить.

685

686 Олег Анатольевич, как на ваш взгляд? В принципе, если законопроекты

687 альтернативные, лучше их рассматривать как альтернативные, это даже пойдёт на

688 пользу, потому что будет более содержательная дискуссия. Пожалуйста.

689

690 НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

691

692 Во-первых, коллеги, этот законопроект, как было правильно отмечено,

693 приоритетный от фракции, в повестке прошлого заседания он стоял 12-м пунктом,

694 мы тогда дошли до 11-го, чуть-чуть не хватило времени. Я хочу спросить, где

695 вы были с этим предложением на прошлом заседании, на заседании Совета Думы,

696 неужели это невозможно было увидеть раньше, коллеги?

697

698 Ну а во-вторых, я хотел бы уважаемых коммунистов призвать к следующему.

699 Сегодня все мы, и вы в том числе, будем иметь возможность выступить по этому

700 важнейшему вопросу, а на следующем заседании вы сможете воспользоваться своим

701 правом и вынести свой законопроект на рассмотрение, и мы сможем обсудить эту

702 тему ещё раз, а не только сегодня. Поэтому тактически нам с вами даже

703 выгоднее на эту тему поговорить не один раз и не только сегодня.

704

705 Спасибо за внимание.

706

707 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, но дело-то не в тактике, а в

708 Регламенте и в смысловой составляющей. На ваш взгляд, эти законопроекты

709 являются альтернативными, какова ваша позиция, позиция автора законопроекта,

710 который стоит в повестке как приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ

711 РОССИЯ", по поводу законопроекта фракции КПРФ?

712

713 Пожалуйста, Нилову включите микрофон.

714

715 НИЛОВ О. А. К сожалению, я не могу сказать, так как не изучал досконально

716 законопроект 2011 года, если я верно услышал, не было такой возможности, но

717 возражать против того, чтобы рассматривать его сегодня в качестве

718 альтернативного, - такого решения фракции, как мне только что доложили, нет.

719

720 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мы придём к тому, что эти законопроекты можно было

721 бы рассмотреть как альтернативные - хотя я ещё раз подчёркиваю, что мы должны

722 отталкиваться от решения комитета, - мы могли бы их рассмотреть вместе на

723 очередном заседании.

724

725 По ведению - Гартунг Валерий Карлович.

726

727 Пожалуйста.

728

729 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

730

731 Уважаемый Вячеслав Викторович, мнение нашей фракции: нужно сегодня

732 рассматривать этот законопроект. Мы не возражаем, чтобы рассматривался и

733 другой законопроект, как альтернативный, но, раз они не воспользовались своим

734 правом и тот законопроект не попал в повестку, а наш законопроект, как

735 справедливо было сказано, уже дважды стоял в повестке, мы считаем, что нет

736 смысла его переносить, нужно его рассматривать сегодня.

737

738 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1095 7-й вопрос нашей повестки - это приоритетный законопроект фракции

1096 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - проект федерального закона "О внесении изменений в

1097 Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс

1098 Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных

1099 мер, направленных на противодействие коррупции".

1100

1101 Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов.

1102

1103 НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы в

1104 очередной раз хотим поблагодарить Думу, Совет Думы за предоставленную, в том

1105 числе по нашей инициативе, по инициативе коллег из других оппозиционных

1106 фракций, возможность рассматривать приоритетные законопроекты фракций в числе

1107 первоочередных. Именно благодаря этому законопроекты, которые лежали годами,

1108 вот как похожий законопроект фракции КПРФ, получают возможность быть

1109 рассмотренными.

1110

1111 Сегодня рассматривается, мы считаем, наиважнейший законопроект, который мы

1112 предлагали уже не раз и другие оппозиционные фракции, я подтверждаю,

1113 предлагали уже не раз. Он касается распространения юрисдикции Российской

1114 Федерации в отношении деяний, предусмотренных статьёй 20 Конвенции ООН против

1115 коррупции и связанных с незаконным обогащением должностных лиц. Это

1116 принципиальный вопрос, о котором мы много раз говорили, и я считаю, что

1117 настало время для введения этого состава в Уголовный кодекс, таким образом

1118 будет полностью завершён процесс ратификации конвенции. Сейчас много споров:

1119 ратифицировала Россия конвенцию или не ратифицировала - да, можно сказать,

1120 что ратифицировала, но имплементации в законодательство нет. Мы предлагаем

1121 это сделать - это ключевое содержание, идея законопроекта.

1122

1123 На сегодняшний день теми законами, теми многочисленными поправками, которые

1124 мы здесь принимали, определённые шаги сделаны, но за незаконное обогащение -

1125 а таковое проявляется в значительном расхождении между задекларированными,

1126 заявленными доходами в соответствующих декларациях и тем, что на самом деле

1127 выявляется в качестве активов должностных лиц, - наступает, ну, такая лёгкая

1128 ответственность. По закону № 230-ФЗ нарушитель - он не преступник, он

1129 правонарушитель - в лучшем случае, то есть при максимальном наказании, будет

1130 уволен. В том случае, если он не сможет доказать законность происхождения

1131 средств, дающих вот такое серьёзное расхождение, может наступить и более

1132 жёсткая ответственность - материальная ответственность в виде лишения этой

1133 собственности. И всё, на сегодняшний день точка. Мы предлагаем идти дальше -

1134 мы предлагаем считать это не правонарушением, а преступлением, речь идёт о

1135 значительном превышении стоимости активов над доходами, задекларированными в

1136 соответствии с требованиями закона. Мы определяем, что значительным является

1137 превышение на сумму более 5 миллионов, и предлагаем ввести следующую

1138 градацию: превышение на сумму более 10 миллионов и более 20 миллионов -

1139 незаконное обогащение в крупном и особо крупном размере соответственно. В

1140 зависимости от размера превышения будет разная степень ответственности,

1141 разные размеры штрафов и разные сроки лишения свободы. Сразу скажу: лишение

1142 свободы на срок от двух до семи лет - вот что грозит по нашему предложению

1143 тем должностным лицам, которые не внемлют требованиям этого закона. Итак,

1144 законные доходы - это всё, что задекларировано.

1145

1146 Какие ещё новации? В декларациях сегодня, мы считаем, есть серьёзные

1147 недоработки. Там какой-то ограниченный перечень имущества, которое требуется

1148 задекларировать, - не буду говорить, что это сознательно, но забыли про

1149 ценности, драгоценности, антиквариат, живопись. Получается, коллеги, как-то

1150 действительно неловко и неудобно: у должностных лиц и квартир нет, и машин

1151 нет, и гаражей нет - ну ничего нет! Они годами работают, неплохо работают и,

1152 судя по декларациям, зарабатывают неплохо, а имущества никакого нет. Поэтому

1153 мы предлагаем: всё, что стоит свыше 5 миллионов, обязательно должно быть

1154 задекларировано - тогда не будут обнаруживаться коллекции часов, ручек,

1155 драгоценностей, которые в декларации не требовалось вносить. Вот это ещё одна

1156 новация.

1157

1158 Ну и предложение, которое много раз мы слышали на разных общественных

1159 слушаниях, "круглых столах", о введении обязанности декларировать имущество

1160 совершеннолетних детей - сегодня мы также предлагаем вменить это в

1161 обязанность должностным лицам.

1162

1163 Также мы предлагаем распространить право контроля за достоверностью указанных

1164 в декларациях сведений о доходах и расходов на органы прокуратуры. Сейчас они

1165 этим занимаются, если поступают соответствующие обращения от специально

1166 созданных контрольных структур, но права осуществлять такой контроль у

1167 генерального прокурора и прокуроров нет - мы его предлагаем ввести.

1168

1169 Ну и предлагается распространить действие закона на должностных лиц, которые

1170 уволились или ушли на заслуженный отдых: в течение трёх лет после увольнения

1171 они будут обязаны, что называется, соответствовать перечисленным требованиям,

1172 то есть у них также не должно быть вот такого существенного расхождения между

1173 задекларированными доходами и реальными расходами.

1174

1175 Уважаемые коллеги, я прошу поддержать.

1176

1177 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1178

1179 Пожалуйста, Николай Гаврилович Брыкин, содоклад.

1180

1181 БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1182

1183 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В своём докладе Олег

1184 Анатольевич говорил о таком противоправном деянии, как коррупция, и я думаю,

1185 что нам всем, здесь сидящим, это небезразлично, мы понимаем, что коррупция

1186 порождает вообще дестабилизацию общества и власти. Но то, что предлагается в

1187 рассматриваемом сегодня законопроекте, - это совершенно другой предмет

1188 правового регулирования.

1189

1190 Прежде всего необходимо отметить правовую неопределённость относительно того,

1191 какие действия виновного должны признаваться преступными, так как диспозиция

1192 статьи не содержит описания противоправного деяния. Что я имею в виду? Само

1193 по себе превышение стоимости активов над размером законных доходов не

1194 свидетельствует об их незаконном происхождении, тем более что в законопроекте

1195 не указан порядок определения стоимости таких активов и непонятно, каким

1196 образом действовать дальше.

1197

1198 Также отмечу, что в законопроекте не установлен временной промежуток

1199 получения доходов, предшествующий отчётному периоду, за который должностное

1200 лицо обязано отчитаться об источниках получения средств. В соответствии с

1201 Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих

1202 государственные должности..." сведения о доходах представляются только за

1203 последние три года, предшествующие отчётному периоду. Следовательно, в случае

1204 принятия закона все активы на сумму свыше 5 миллионов, приобретённые более

1205 чем за три года до отчётного периода и в связи с этим не задекларированные,

1206 окажутся незаконными.

1207

1208 Заслуживает внимания и тот факт, что лицам, которые будут подозреваться в

1209 данном деянии, придётся доказывать в процессе уголовного разбирательства свою

1210 невиновность в получении доходов, что противоречит статье 49 Конституции

1211 Российской Федерации, которая устанавливает, что обвиняемый не обязан

1212 доказывать свою невиновность.

1213

1214 Кроме того, никак не обосновано предложение в проекте закона по снижению в

1215 части второй статьи 46 Уголовного кодекса максимального штрафа с 5 миллионов

1216 до 1 миллиона рублей, назначаемого в качестве наказания лицу, признанному

1217 виновным.

1218

1219 Я думаю, что если этот закон принять, то под коррупционные деяния, наверное,

1220 подпадут и действия тех лиц, которые его будут исполнять, осуществлять его

1221 правоприменение, потому что по каждому случаю будут проводиться проверки

1222 непонятные, люди будут отчитываться непонятно за что. Мы живём в правовом

1223 государстве и должны действовать в рамках правового поля, мы не можем

1224 действовать в рамках вот таких мер. Вспомните, например, как в фильме

1225 режиссёра Бортко домком Швондер пришёл профессора Преображенского

1226 раскулачивать непонятно за что - это же какая-то парадоксальная ситуация!

1227

1228 Комитет по государственному строительству и законодательству данный

1229 законопроект не поддерживает.

1230

1231 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.

1232

1233 Включите режим записи на вопросы.

1234

1235 Покажите список.

1236

1237 Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.

1238

1239 ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к Николаю Гавриловичу, представителю комитета.

1240

1241 Вы сказали, что непонятно, как оценивать размер превышения стоимости

1242 имущества, но сейчас уже действует такая норма, просто при нарушении не

1243 наступает уголовная ответственность, а механизм работает: в суде госслужащий

1244 обязан доказать законность происхождения средств. И собственно говоря, в этой

1245 части наш законопроект ничего нового не вносит: есть работающая процедура,

1246 есть сложившаяся правоприменительная практика - мы ровным счётом ничего здесь

1247 не меняем. Вы на этом заостряете внимание: каким образом считать. Ответьте,

1248 пожалуйста, а как сейчас считают?

1249

1250 БРЫКИН Н. Г. Валерий Карлович, приведите мне статистику, где и сколько было

1251 таких фактов. Это первое.

1252

1253 Второе. Вы говорите, что это лицо никаким образом не отвечает. Олег

1254 Анатольевич говорил о законе № 230-ФЗ, там чётко прописано: в случае

1255 установления этих фактов могут быть возбуждены дела как по 290-й статье, так

1256 и по 285-й статье "Злоупотребление должностным положением". О чём вы говорите

1257 сегодня? Не надо говорить о пустых вещах!

1258

1259 Председательствует Первый заместитель

1260 Председателя Государственной Думы

1261 И. И. Мельников

1262

1263 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.

1264

1265 ВОСТРЕЦОВ С. А. У меня вопрос к Олегу Анатольевичу.

1266

1267 Олег Анатольевич, а почему именно три года после окончания службы, а не пять,

1268 не десять лет, почему не до конца жизни чиновник должен отчитываться о

1269 доходах, почему вы определили именно три года? Что должно произойти после

1270 трёх лет?

1271

1272 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон.

1273

1274 НИЛОВ О. А. Ну, мы готовы будем поспорить и услышать ваши предложения. У нас

1275 есть предложение начать с трёх лет, если вы выступаете за то, чтобы было пять

1276 лет и больше, даже пожизненно... Мы не считаем, что нужно осуществлять

1277 контроль больше трёх лет, в том числе и потому, что тогда будет слишком

1278 большое количество контролируемых лиц. Бывают случаи, когда некоторые

1279 непорядочные, можно сказать, преступные должностные лица могут припрятать

1280 серьёзные средства, когда какие-то Корейко их копят, но я думаю, что, если в

1281 течение трёх лет это не проявляется, значит, и не было умысла использовать

1282 потом такие средства в своих интересах. Но мысль интересная, раз вы

1283 предлагаете сделать пять и более лет, давайте это рассмотрим.

1284

1285 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1286

1287 Альшевских Андрей Геннадьевич.

1288

1289 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1290

1291 Олег Анатольевич, бесспорно, тема, которую вы подняли, очень важная, и я

1292 думаю, что в этом зале и вообще в Российской Федерации нет людей, которые не

1293 считали бы её одной из самых важных и острых. По поручению президента от 16

1294 февраля 2016 года сейчас проводится довольно большая работа по подготовке

1295 изменений в федеральное законодательство, в том числе в 230-й закон, о

1296 контроле за соответствием расходов доходам. Скажите, пожалуйста, с вашей

1297 точки зрения, как продвигается эта работа? И было бы целесообразным,

1298 предположим, объединить усилия и вместе с исполнительными органами власти

1299 подготовить нормальный пакет поправок в закон, которые мы бы здесь обсудили?

1300 Это первое.

1301

1302 И второе. Прокомментируйте, пожалуйста, те замечания, которые высказаны

1303 Верховным Судом в официальном отзыве на ваш законопроект.

1304

1305 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон.

1306

1307 НИЛОВ О. А. Вы знаете, в последнее время действительно очень часто происходит

1308 такое объединение усилий депутатов разных фракций, в том числе и наша фракция

1309 делает много заявлений, вносит много законопроектов, и через какое-то время

1310 наши предложения поддерживаются и администрацией, и президентом и вносятся в

1311 виде не альтернативных, но очень похожих законопроектов. Я вам напомню, что

1312 совсем недавно был такой случай. Месяц назад с этой трибуны я докладывал о

1313 законопроекте об освобождении от соответствующего налога обладателей садовых

1314 участков площадью 8 соток. Тогда тоже выступали оппоненты, говорили: как же

1315 так, Олег Анатольевич, это сложно, это потери для бюджета!.. Но буквально

1316 через три недели эта инициатива была поддержана.

1317

1318 Я уверен, что и по этому вопросу ведётся работа, мы готовы объединить усилия,

1319 и дополнительная дискуссия, обсуждения, я считаю, будут только способствовать

1320 ускорению этого процесса. Я утверждаю, что принятых мер недостаточно, это

1321 доказывают те колоссальные объёмы незаконного обогащения, которые выявляются,

1322 правда, в редких случаях, - это только вершина айсберга, но и это

1323 колоссальные объёмы. К сожалению, тюрьмой мы коррупционера не напугали, не

1324 остановили, даже не минимизировали растекающиеся коррупционные потоки,

1325 поэтому над наказанием ещё и сумой мы тоже работаем. Я не буду сейчас

1326 подробно рассказывать о ещё одном законопроекте из этой же серии, о

1327 конфискации имущества коррупционера, его ближайшего окружения, который

1328 находится в работе. Надеюсь на объединение и считаю, что нашему комитету,

1329 который высказывает опасения, что это чрезмерно жёстко, несправедливо, нужно

1330 показывать пример объединения всех участников, депутатов разных фракций,

1331 представителей органов исполнительной власти и, самое главное, общества, ведь

1332 это общество требует сегодня такого шага: установления уголовной

1333 ответственности за незаконное обогащение, в этом главная идея, остальное

1334 можно вообще убрать - оставить только одну статью в этом законопроекте, мы

1335 готовы. Но не признавать это деяние уголовным преступлением мы считаем

1336 архиневерным, в этом и заключается сегодняшний спор, в этом концепция.

1337

1338 Тех, кто за то, чтобы признать это уголовным преступлением, ещё раз скажу, в

1339 соответствии с 20-й статьёй Конвенции ООН против коррупции, прошу поддержать

1340 законопроект, а те, кто против, кто считает, что это лёгкая шалость

1341 чиновников и должностных лиц, ну, пусть не голосуют.

1342

1343 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1344

1345 Куринный Алексей Владимирович.

1346

1347 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.

1348

1349 Вопрос Олегу Анатольевичу.

1350

1351 Олег Анатольевич, в целом поддерживаю концепцию, но есть два технических

1352 момента. Первый - это порядок определения незаконного пользования имуществом,

1353 что это: однократное пользование, многократное? Законопроект ответа на этот

1354 вопрос не содержит. И второй - это порядок определения стоимости активов и

1355 временного промежутка: превышает за сколько - за три года, за четыре, за

1356 пять?.. Я понимаю, что все эти замечания можно учесть ко второму чтению, но

1357 всё-таки какие у авторов мысли на этот счёт?

1358

1359 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон.

1360

1361 НИЛОВ О. А. Да, по пользованию я просто не успел доложить. Действительно, мы

1362 предлагаем рассмотреть и ввести запрет на безвозмездное пользование чужим

1363 имуществом, юридического или физического лица. А что вы удивляетесь,

1364 уважаемые коллеги? Огромное количество таких случаев! "Я живу на вилле, я

1365 использую яхты, да, но это не моё". - "А чьё?" - "Ну, товарища моего". Так

1366 вот это тоже мы предлагаем фиксировать и запрещать в случае выявления. Да, мы

1367 здесь не прописываем, кроме объёма опять-таки свыше 5 миллионов рублей, что

1368 пользование чужим имуществом тоже подлежит декларированию и что нужно

1369 предъявлять документы о каких-то договорных отношениях, - но чтобы это не

1370 было абсолютно бесплатно, свободно и "как хочу".

1371

1372 Ну а что касается фиксации по срокам, мы ежегодно подаём декларацию о доходах

1373 и расходах, и, если говорить об исполнении этого закона в случае его

1374 принятия, конечно, проверка должна проходить в течение каждого года, и она

1375 проходит. Только теперь мы предлагаем передать ещё и прокуратуре

1376 осуществление таких проверок, ну, может быть выборочных, и в случае

1377 обнаружения за этот период вот такой существенной разницы между

1378 задекларированными доходами и расходами и будут возникать проблемы у

1379 должностных лиц, у которых это обнаружилось. И ещё раз говорим, что мы не

1380 сразу вводим на сто процентов уголовную ответственность - идём навстречу,

1381 можно сказать, пожеланиям добрых следователей: за, так скажем, уход от уплаты

1382 налогов (может быть, эти деяния были осуществлены с целью минимизации

1383 платежей по налогам) - административная ответственность, штраф от половины

1384 стоимости незадекларированных доходов до суммы в десятикратном размере. В

1385 случае же огромных расхождений, разночтений, в случае злого умысла мы

1386 предлагаем применять именно уголовную ответственность.

1387

1388 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1389

1390 Коллеги, есть желающие выступить? Есть.

1391

1392 Включите режим записи на выступления.

1393

1394 Покажите список.

1395

1396 Гартунг Валерий Карлович.

1397

1398 От фракции, Валерий Карлович? От фракции.

1399

1400 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я прошу вас

1401 набраться терпения, прошу минуточку внимания.

1402

1403 Мы сегодня рассматриваем чрезвычайно важный законопроект. Я только скажу, о

1404 чём идёт речь. Масштабы коррупции, которая поразила российскую экономику,

1405 космические, и, на мой взгляд, это фактически основная причина того, что

1406 государство последовательно, из года в год, не выполняет социальных

1407 обязательств перед гражданами. Напомню, в этом зале были приняты решения -

1408 может быть, где-то и вынужденные - не индексировать заработную плату

1409 бюджетникам, запретить индексацию пенсий работающим пенсионерам, ограничить

1410 индексацию пенсий военным пенсионерам, отказать в ежемесячной доплате к

1411 пенсии сельским пенсионерам, тем, кто прожил и проработал на селе более 30

1412 лет, и так далее, то есть приходится принимать очень много вынужденных

1413 решений из-за того, что коррупция высасывает из экономики страны триллионы

1414 рублей: одни только госзакупки показывают, что мы теряем триллионы рублей.

1415

1416 Теперь по сути предложенного законопроекта.

1417

1418 Сейчас правоприменительная практика такова - зайдите в Интернет и посмотрите,

1419 - что уже есть решения судов об изъятии в пользу государства имущества,

1420 законность происхождения которого не нашла подтверждения в суде. Это судебная

1421 процедура, мы эту процедуру не меняем - мы предлагаем только упростить

1422 работу. Вот смотрите, возьмём того же полковника Захарченко: на миллиарды

1423 рублей изъято имущества в пользу государства, но, чтобы предъявить ему

1424 обвинения в уголовном преступлении, нужно доказать какой-то его отдельный

1425 вид, то есть нужно доказать, что он что-то совершил. Мы же предлагаем сам

1426 факт незаконного обогащения признать уголовным преступлением, и тогда

1427 никакого дополнительного доказывания не нужно будет. Это первое.

1428

1429 Второе, о чём хотелось бы сказать, и это очень важно. Мы предлагаем расширить

1430 перечень имущества, подпадающего под действие этой статьи и учитываемого в

1431 объёме всего имущества, происхождение которого нужно доказывать: не только

1432 недвижимое или движимое имущество - более широкий список.

1433

1434 Следующее. Мы предлагаем дать Генпрокуратуре возможность самостоятельно

1435 проводить проверку. Сейчас ведь как происходит? Сейчас специальный орган

1436 проводит проверку имущества, а потом по результатам направляет в

1437 Генпрокуратуру представление - мы предлагаем Генпрокуратуре дать право делать

1438 это самостоятельно.

1439

1440 Дальше, ещё одна новация. Очень часто госслужащие, когда уходят с

1441 государственной службы, вдруг становятся крупными бизнесменами, откуда-то у

1442 них появляется имущество на десятки миллионов и даже сотни миллионов долларов

1443 - мы предлагаем в течение трёх лет проверять доходы таких граждан. Как

1444 минимум три года они будут, скажем так, воздерживаться, не смогут

1445 пользоваться незаконно нажитым имуществом.

1446

1447 И ещё хотелось бы сказать вот о чём, есть ещё одна новация в этом

1448 законопроекте. Что такое право собственности? Это право пользования,

1449 распоряжения и владения. Так вот мы одну из частей права собственности -

1450 пользование - тоже вводим сюда, и это тоже новация законопроекта. Сейчас

1451 чиновники, ссылаясь на то, что это не их имущество, могут пользоваться этим

1452 имуществом - имуществом третьих лиц, - вести роскошный образ жизни,

1453 практически ни от кого не скрываясь. Спрашивается, откуда у государственного

1454 служащего, у человека, который всю жизнь провёл на государственной службе...

1455 Он никогда не смог бы накопить на частный самолёт - и вдруг он летает частным

1456 самолётом, пользуется роскошными яхтами, виллами и так далее. Мы эту лазейку

1457 перекрываем. И хочу сказать, что этого ждут от нас граждане, они ждут ответа

1458 на вопрос: а что же сделает Государственная Дума, чтобы пресечь это

1459 беззаконие и в конце концов не дать возможности коррупционерам использовать

1460 это имущество? Данный законопроект отвечает на эти вопросы. Безусловно,

1461 всегда, скажем так, одна голова - хорошо, а две - лучше, а 450 - ещё лучше.

1462 Если поработать над этим законопроектом - нет предела совершенству, - ко

1463 второму чтению можно доработать любую из его статей.

1464

1465 Напоминаю, что сейчас по этому направлению есть поручение президента, которое

1466 отрабатывается и в правительстве, и в Государственной Думе, но я уже говорил

1467 с этой трибуны: коллеги, а зачем мы перекладываем свою работу на президента

1468 страны? Может быть, тогда нас не надо здесь держать, может быть, если

1469 президент вынужден принимать все решения, в том числе за нас, надо нас

1470 разогнать?! Я уже говорил об этом с трибуны, поэтому, коллеги, просто

1471 призываю: есть поручение президента - мы должны свою работу сделать. И

1472 представленный законопроект - это как раз очень удобный случай изменить

1473 законодательство, позволяющее коррупционерам жить сегодня на широкую ногу,

1474 доработать его, упростить процедуру изъятия незаконно нажитого имущества в

1475 доход государства и ввести (повторяю: ввести) отдельный вид уголовного

1476 преступления - незаконное обогащение. Мы считаем, что наступило время для

1477 принятия таких решений, и просим вас поддержать законопроект. Ко второму

1478 чтению все нюансы, о которых сегодня было сказано, - есть и справедливые

1479 замечания, - я думаю, можно учесть.

1480

1481 Я хочу сказать, самое главное - это то, что правоприменительная практика по

1482 контролю за доходами государственных служащих у нас уже сложилась (кто не

1483 знает об этом, может зайти в Интернет и посмотреть, все эти данные имеются),

1484 единственное, как показывает эта практика, привлечь к уголовной

1485 ответственности, когда чиновник фактически уличён в получении преступных

1486 доходов, нельзя. Вот этот законопроект позволяет привлечь чиновника к

1487 уголовной ответственности, даже если он не уличён в каких-то других деяниях,

1488 направленных на обогащение.

1489

1490 Предлагаю поддержать этот законопроект и в дальнейшем, при подготовке ко

1491 второму чтению, вместе над ним поработать.

1492

1493 Спасибо за внимание.

1494

1495 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1496

1497 Куринный Алексей Владимирович.

1498

1499 Три минуты поставьте.

1500

1501 КУРИННЫЙ А. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Один простой пример из

1502 практики обычного провинциального города: два года назад в городе Ульяновске

1503 прокуратура при проверке неожиданно выявила у одного из чиновников комитета

1504 по дорожному хозяйству две квартиры в Подмосковье стоимостью порядка 15-16

1505 миллионов рублей; посчитали доходы и чиновника, и членов его семьи, в том

1506 числе за десять лет, предшествующих этой покупке, и выяснили, что он не мог

1507 бы заработать на эти две квартиры, даже если бы вся семья не ела, не пила и

1508 не одевалась. Действия прокуратуры: длительное время препирались, около

1509 полугода, через полгода эти квартиры были изъяты и обращены в доход

1510 государства, но чиновник никакой ответственности в итоге не понёс, кроме

1511 того, что опять же при участии суда был уволен со своей должности, да он ещё

1512 сопротивлялся, подавал в суд! Всё, вот вся ответственность!

1513

1514 В чём суть предлагаемой новеллы? По большому счёту, введение института

1515 незаконного обогащения сегодня никто не оспаривает, он действует в

1516 большинстве цивилизованных стран мира, и ничего страшного в этом нет. Более

1517 того, нет никакого противоречия с Конституцией Российской Федерации, в

1518 конституциях большинства стран есть такая же формулировка: невиновный не

1519 обязан доказывать свою невиновность. Но есть факт, и это предусмотрено

1520 уголовным законодательством: факт - украл, вот она, диспозиция; факт - убил,

1521 вот она, диспозиция; третий факт - факт превышения стоимости активов

1522 гражданина над тем, что он мог заработать, это тоже факт, который требует

1523 проверки. Если гражданин не может представить оправдательных документов,

1524 откуда появились активы, значит, должно возбуждаться уголовное дело со всеми

1525 вытекающими отсюда последствиями. Мы не говорим про опыт Китая, мы не говорим

1526 про расстрелы, мы не говорим про жёсткие методы, но есть Сингапур, который

1527 точно так же тридцать лет назад был одним из коррумпированнейших государств в

1528 мире, а в настоящее время это государство занимает первые места по тем

1529 методам, по тем антикоррупционным мерам, которые были приняты.

1530

1531 Чего нам ждать, чего опасаться? Три новеллы. Первая новелла - это, я повторю,

1532 сам институт признания незаконного обогащения. Вторая новелла - это факт

1533 использования имущества, а не только владения этим имуществом. И здесь много

1534 вопросов: почему живёт на той даче? почему пользуется дорогим автомобилем?

1535 почему отдыхает на тех курортах, где не может себе позволить? Это в любом

1536 случае должно подпадать под действие законодательства, под регулирование. Ну

1537 и третья новелла - это сроки, которые вполне могут быть отрегулированы ко

1538 второму чтению и чётко зафиксированы, то есть когда, за сколько, кто, почему,

1539 а также период, трёхлетний или пятилетний, после увольнения со службы тоже

1540 должен быть, опять же это следует из опыта.

1541

1542 Предлагаю поддержать данный законопроект и доработать его ко второму чтению.

1543

1544 Спасибо за внимание.

1545

1546 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1547

1548 Рашкин Валерий Фёдорович. Выступление от фракции.

1549

1550 РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, часть третья статьи 110 Регламента

1551 Государственной Думы устанавливает: в случае если внесены в Государственную

1552 Думу альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении

1553 законопроекта по тому же вопросу, то Совет Государственной Думы принимает

1554 решение и они рассматриваются в первом чтении одновременно. Вот сегодня

1555 очередной случай, когда, на мой взгляд, Регламент нарушается: да,

1556 рассматривается проект закона, внесённый фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и

1557 правильно рассматривается, он вообще должен был в первоочередном порядке

1558 рассматриваться, сразу и давно, на мой взгляд, потому что это очень важный

1559 вопрос, но хочу акцентировать внимание на том, что фракция Компартии

1560 Российской Федерации 9 сентября 2011 года внесла законопроект № 600388-5

1561 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

1562 (в части установления ответственности за незаконное обогащение). Чувствуете

1563 разницу? Нет, никто из сидящих здесь, в этом зале, не чувствует! Оба они

1564 направлены главным образом на введение в уголовное законодательство понятия

1565 "незаконное обогащение" и установление ответственности за указанное деяние, в

1566 обоих предлагается дополнить Уголовный кодекс соответствующей статьёй.

1567

1568 Напоминаю, 8 ноября произошло аналогичное нарушение Регламента:

1569 рассматривался проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1570 законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального

1571 размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения",

1572 внесённый Правительством Российской Федерации, законопроект был принят в

1573 первом чтении, но не в качестве альтернативного проекту федерального закона с

1574 тем же наименованием, внесённому фракцией Компартии Российской Федерации в

1575 целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для

1576 трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, - и сегодня мы

1577 наступаем на те же самые грабли. Оба этих законопроекта главным образом были

1578 направлены на установление МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для

1579 трудоспособного населения и предусматривали внесение соответствующих

1580 изменений в закон "О минимальном размере оплаты труда". Тогда я направил в

1581 адрес Председателя Государственной Думы обращение, в котором призвал принять

1582 меры в связи с нарушением Регламента, за председателя ответил Комитет по

1583 Регламенту и контролю, который решил, что, цитирую, по смыслу части третьей

1584 статьи 110 Регламента альтернативность того или иного законопроекта

1585 определяется Советом Госдумы, который принимает соответствующее решение с

1586 учётом мнения ответственного комитета. Проблема в том, что комитет исходил из

1587 сложившейся порочной практики, в то время как из буквального толкования

1588 указанной нормы следует только то, что Совет Госдумы обязан принять меры,

1589 направленные на рассмотрение в первом чтении альтернативных законопроектов

1590 одновременно с внесённым ранее.

1591

1592 Далее в ответе на моё обращение приводится мнение профильного, ответственного

1593 комитета о том, что названный мною законопроект об установлении МРОТ не ниже

1594 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения якобы не

1595 является альтернативным. Аргументы, по сути, сводятся к тому, что

1596 законопроекты несколько по-разному реализуют эту идею, в том числе вносят

1597 сопутствующие изменения в разные законы. Из этих горе-рассуждений можно

1598 сделать вывод, что альтернативными могут быть только чуть ли не идентичные до

1599 запятой законопроекты. Но мы же с вами не вчера стали депутатами, у нас есть

1600 уже обширная практика рассмотрения альтернативных законопроектов. К примеру,

1601 18 декабря 2015 года рассматривалось сразу четыре альтернативных

1602 законопроекта, в том числе о так называемом дальневосточном гектаре, и их

1603 объединяла исключительно идея о том, что гражданам надо предоставить по

1604 гектару земли, а всё остальное различалось: где предоставлять, кому, на каком

1605 основании и так далее. В законопроектах предлагались совершенно разные

1606 изменения в разные законы, но никому в голову не пришло рассматрива?