Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 161721-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

в первом чтении
04.06.2010

Номер законопроекта:161721-5
Комментарий законопроекта:в части квотирования рабочих мест для выпускников ВУЗов и техникумов
Дата внесения законопроекта в ГД:11.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/161721-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Профильный комитет:Комитет ГД по труду и социальной политике
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам молодежи
Дата изменения статуса/фазы:04.06.2010
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:3736-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Беляков Антон Владимирович, Член СФ
Дмитриева Оксана Генриховна, Депутат ГД
Левичев Николай Владимирович, Депутат ГД
Михеев Олег Леонидович, Депутат ГД
Шудегов Виктор Евграфович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №161721-5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

в части квотирования рабочих мест для выпускников ВУЗов и техникумов

Дата заседания 04.06.2010, номер заседания 167, строк в стенограмме 6277

О проекте федерального закона № 161721-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части квотирования рабочих мест для выпускников вузов и техникумов).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3985 Кворум имеется, можем работать. Переходим к пункту 20 повестки дня. Блок

3986 "Социальная политика". "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О

3987 занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об

3988 административных правонарушениях". Докладывает депутат Государственной Думы

3989 Виктор Евграфович Шудегов.

3990

3991 Пожалуйста, на трибуну.

3992

3993 ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

3994

3995 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется

3996 проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации

3997 "О занятости населения в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации

3998 об административных правонарушениях" в части квотирования рабочих мест для

3999 выпускников вузов и техникумов. Законопроект направлен на социальную

4000 поддержку наиболее уязвимой части нашего общества - выпускников

4001 профессиональных образовательных учреждений, которые при отсутствии опыта

4002 работы и больших практических навыков сталкиваются с серьёзными проблемами

4003 при трудоустройстве. Особенно это актуально в условиях экономического

4004 кризиса, который в России будет болезненно ощущаться ещё несколько лет. По

4005 оценкам Федерации независимых профсоюзов России, в стране с начала

4006 экономического кризиса было уволено более двух миллионов человек. Более того,

4007 в России приобрела массовый характер скрытая безработица, которая, по мнению

4008 экспертов, достигла семи миллионов человек, и тенденция к росту продолжает

4009 сохраняться.

4010

4011 К сожалению, действующее законодательство в сфере обеспечения занятости

4012 населения и трудоустройства не даёт необходимых гарантий и возможностей

4013 трудоустройства для выпускников вузов, техникумов и профессиональных училищ.

4014 Несмотря на то что некоторые студенты вузов начинают свою трудовую

4015 деятельность на третьем или четвёртом курсе, большинство выпускников как

4016 вузов, так и техникумов испытывают проблемы при поиске работы и первичном

4017 трудоустройстве. Всего учреждений профобразования в России в этом году

4018 закончат около полутора миллионов очников. Из них примерно шестьсот тысяч -

4019 выпускники вузов, четыреста шестьдесят тысяч - техникумов и четыреста тысяч -

4020 училищ. Согласно данным регионов по состоянию на 1 июня этого года, проблемы

4021 с трудоустройством будут иметь 11 процентов выпускников вузов, 9 процентов -

4022 ссузов и 10 процентов - училищ. Полагаю, что эти цифры значительно занижены,

4023 но даже если верить им, то в этом году не менее ста пятидесяти тысяч молодых

4024 людей останутся нетрудоустроенными, без средств к существованию и без

4025 перспективы устроить нормально свою взрослую жизнь. А ведь это и

4026 политическая, и социальная, и экономическая мина замедленного действия.

4027

4028 Судите сами, в статье "Бизнес потянуло на молодых" в последнем номере газеты

4029 "Труд" приводятся интересные данные мониторинга перспективы трудоустройства

4030 выпускников. Мониторинг показал, что в лучшем случае только около 60

4031 процентов организаций готовы принять экономистов, инженеров и айтишников. По

4032 другим профессиям этот показатель варьируется от 28 до 47 процентов. Как

4033 видите, ситуация крайне напряжённая и требует нашей реакции. Кстати, во

4034 многих европейских государствах действует ряд мер, специально направленных на

4035 облегчение перехода молодёжи от обучения к трудовой деятельности. Например, в

4036 Испании, Франции создана система льгот для предприятий, которые берут на

4037 стажировку, а в дальнейшем на работу молодых людей в возрасте от шестнадцати

4038 до двадцати шести лет. Льгота заключается в снижении размеров взносов

4039 предприятий в социальное обеспечение.

4040

4041 Целью настоящего законопроекта является установление для организаций и

4042 работодателей обязательных квот по трудоустройству граждан в возрасте от

4043 восемнадцати до двадцати трёх лет из числа выпускников государственных

4044 учреждений начального и среднего профессионального образования и граждан в

4045 возрасте от двадцати двух до двадцати пяти лет из числа выпускников

4046 государственных учреждений высшего профессионального образования, ищущих

4047 работу впервые. Квота устанавливается в следующих размерах: для организаций,

4048 среднесписочная численность работников за месяц которой составляет от ста до

4049 двухсот человек, - два рабочих места; для организаций, среднесписочная

4050 численность работников за месяц которой составляет двести один и более

4051 человек, - не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников за

4052 месяц. Ещё раз подчёркиваю, что квоты предназначены для указанных категорий

4053 выпускников, ищущих работу впервые. Соблюдение квоты для указанных категорий

4054 граждан является обязательным для всех организаций независимо от

4055 организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением молодёжных

4056 и детских общественных объединений, а также общественных объединений

4057 инвалидов и образованных ими организаций. Организация квотируемых рабочих

4058 мест для указанных категорий граждан осуществляется работодателями за счёт

4059 собственных средств. Порядок квотирования рабочих мест должен определяться

4060 законодательством субъекта Российской Федерации.

4061

4062 Законопроектом также предусматривается ответственность работодателей за

4063 нарушение прав в области трудоустройства и занятости по квотам в отношении

4064 указанных категорий граждан в виде административного штрафа, налагаемого на

4065 должностных лиц, от 2 до 3 тысяч рублей.

4066

4067 Уважаемые коллеги, что касается замечания, которое высказали Правовое

4068 управление Аппарата Государственной Думы и профильный комитет - Комитет по

4069 труду и социальной политике, по поводу того, что мы квотируем места только

4070 для государственных образовательных учреждений, а обязываем предоставлять

4071 рабочие места все организации независимо от форм собственности, я считаю, что

4072 это абсолютно правильно, потому что, когда мы даём контрольные цифры на

4073 федеральном, региональном и муниципальном уровнях, для образовательных

4074 учреждений это фактически госзаказ. Эти студенты, учащиеся обеспечиваются

4075 финансами, а по завершении обучения, как выясняется, государство их не может

4076 трудоустроить. Конечно, это неправильно, это подход негосударственный,

4077 поэтому прежде всего мы должны трудоустроить выпускников государственных

4078 образовательных учреждений.

4079

4080 Принятие данного законопроекта будет одобрено и поддержано большинством

4081 нашего общества, так как он направлен на развитие экономики - молодёжь

4082 приносит с собой в экономику новые технологии, инновации, молодёжный задор, -

4083 а также на создание условий для адаптации молодёжи в обществе, уберегая её от

4084 криминальной среды. Напомню, что сегодня содержание одного заключённого в

4085 несколько раз обходится дороже, чем студента или учащегося. Трудоустройство

4086 выпускника обеспечит его становление не только как специалиста, но и как

4087 личности.

4088

4089 Законопроект поддерживают Комитет Государственной Думы по делам молодёжи,

4090 комитеты Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, по

4091 экономической политике, предпринимательству и собственности, по образованию и

4092 науке, а также представители объединений профсоюзов в Российской

4093 трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

4094

4095 Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект.

4096

4097 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.

4098

4099 Содоклад делает Анатолий Семёнович Иванов от Комитета по труду и социальной

4100 политике.

4101

4102 Пожалуйста, Анатолий Семёнович.

4103

4104 ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4105

4106 Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике рассмотрел данный

4107 законопроект и отмечает следующее. Во-первых, квотирование рабочих мест в

4108 законопроекте предлагается осуществить только для трудоустройства выпускников

4109 государственных учреждений профессионального образования, то есть из сферы

4110 государственного регулирования трудоустройства исключаются выпускники

4111 негосударственных образовательных учреждений, в том числе и имеющие

4112 государственную аккредитацию, что является, по мнению комитета,

4113 необоснованным.

4114

4115 Во-вторых, предлагаемые законопроектом изменения в статью 13 Закона "О

4116 занятости..." потребуют внесения соответствующих изменений и в статьи 5 и 7-1

4117 данного законопроекта.

4118

4119 В-третьих, практика квотирования рабочих мест, и прежде всего на примере

4120 квотирования рабочих мест для инвалидов, показывает, что этот инструмент

4121 обязательного трудоустройства неэффективен, особенно в период экономического

4122 кризиса. Более эффективной мерой по обеспечению трудоустройства молодёжи было

4123 бы поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие

4124 места для приёма на работу указанных в законопроекте категорий молодёжи.

4125

4126 В настоящее время государственная политика содействия занятости молодёжи

4127 строится по нескольким направлениям. Во-первых, службами занятости

4128 реализуются программы профессиональной ориентации и профессиональной

4129 подготовки. Всё большую популярность среди молодёжи приобретают ярмарки

4130 вакансий рабочих мест, организуемые службами занятости.

4131

4132 Во-вторых, с 2009 года начали действовать региональные программы по

4133 организации стажировок выпускников образовательных учреждений. В 2010 году

4134 численность участников этих программ увеличилась в полтора раза, а срок

4135 стажировок увеличился до шести месяцев. Также введены доплаты работодателям

4136 за наставничество. Предполагается, что в стажировках примут участие более 70

4137 процентов выпускников из числа находящихся под риском нетрудоустройства. В

4138 текущем году предполагается участие в программах девяноста семи тысяч

4139 человек, объём средств, предусмотренный на эти цели, - в размере 2,8

4140 миллиарда рублей - в основном это средства федерального бюджета. Размер

4141 возмещения работодателю затрат на выплату заработной платы на одного

4142 выпускника в месяц будет осуществляться в минимальном размере оплаты труда с

4143 учётом районного коэффициента. Оплата труда наставника составит 50 процентов

4144 заработной платы выпускника.

4145

4146 В решение проблемы занятости выпускников вузов и техникумов вносят свой вклад

4147 и работодатели. Так, в большинстве крупных компаний за счёт собственных

4148 средств осуществляется подготовка специалистов в учебных заведениях, а также

4149 привлекаются студенты-практиканты с последующим трудоустройством. Примером

4150 такой кадровой политики трудоустройства выпускников является акционерное

4151 общество "РЖД". Например, сегодня по целевым программам от дорог и других

4152 филиалов и подразделений РЖД в железнодорожных вузах и техникумах учатся

4153 более пятидесяти тысяч студентов, расходы на их подготовку составляют более

4154 700 миллионов рублей.

4155

4156 Как показывают исследования, основными причинами обращений выпускников за

4157 содействием в трудоустройстве являются несоответствие объёмов и профилей

4158 подготовки специалистов потребностям рынка и недостаточно оперативное

4159 реагирование на изменения ситуации системы профессионального образования.

4160

4161 Таким образом, решение проблемы занятости выпускников учебных заведений

4162 должно носить комплексный характер и затрагивать в том числе систему

4163 образования и подготовки кадров. К сожалению, квотированием рабочих мест эту

4164 проблему решить невозможно.

4165

4166 На основании вышеизложенного Комитет по труду и социальной политике

4167 рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить.

4168

4169 Спасибо.

4170

4171 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4172

4173 Вопросы есть, я вижу. Была одна Тамара Васильевна, было так хорошо. Так,

4174 Останина, Кашин, Плетнёва, Гартунг, Драпеко и Бесчётнов. Тридцать секунд на

4175 вопрос и минута на ответ.

4176

4177 Пожалуйста, Останина.

4178

4179 ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, мы скоро междометиями говорить будем,

4180 по-моему, только.

4181

4182 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да я шучу. Ладно, задавайте полноценно вопрос.

4183

4184 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, если бы все доводы, которые вы

4185 приводили, звучали только как аргументы правительства, то можно было бы

4186 как-то это понять, но когда это исходит от вас, Анатолий Семёнович, человека,

4187 который знает не только по написанному ситуацию с молодёжной безработицей, и

4188 когда вы выступаете от имени профильного комитета - Комитета по труду и

4189 социальной политике, тогда невольно спрашиваешь: а кто, правда, тогда будет

4190 защищать нашу молодёжь сегодня? Ведь вы сами знаете, когда приходишь в

4191 молодёжную аудиторию, там два вопроса. Они не просят денег, они не просят

4192 пособий, они просят работу, обеспечить их работой, которая давала бы

4193 достойную заработную плату.

4194

4195 Сегодня у нас двадцать восемь миллионов детей, молодёжи. Вы называете цифру:

4196 с помощью ярмарок вакансий девяносто семь тысяч трудоустроили. Сами

4197 вдумайтесь: какая же это пропорция, которая позволяет вам заявлять о том, что

4198 достаточно мер, предпринимаемых правительством? Поэтому когда вы говорите о

4199 комплексе мер, Анатолий Семёнович... (Микрофон отключён.)

4200

4201 ИВАНОВ А. С. Уважаемая Нина Александровна, действительно, закон с одной

4202 стороны, наверное, популярный, но, на мой взгляд, его невозможно реализовать.

4203 Когда мне предложили докладывать этот законопроект и вести его, я

4204 первоначально не согласился, потому что, ну, популярность его, она мне стала

4205 понятна, но когда я подумал над тем, можно ли его реализовать, я понял, что

4206 его реализовать невозможно, поэтому согласился его вести.

4207

4208 Как службы занятости будут направлять, кого они будут направлять, куда -

4209 одного выпускника в газовую компанию, где 100 тысяч рублей в месяц, а другого

4210 на какую-то там швейную фабрику? Вот кто именно будет это определять, как

4211 будет определять служба занятости? На мой взгляд, на этом примере можно

4212 сказать, что закон будет коррупционным. А как работодатель будет определять,

4213 кого брать на работу, соответствует ли профилю, уровню профессиональной

4214 подготовки данный выпускник? Будет ли у работодателя выбор, брать или не

4215 брать? Здесь много таких вот неясностей, таких вопросов, о которых нужно

4216 говорить. Предлагая законопроект, нужно и механизмы предлагать. К сожалению,

4217 они не предложены.

4218

4219 Вот когда Виктор Евграфович докладывал, ссылаясь на другие страны, он о чём

4220 говорил? О том, что в других странах существуют меры стимулирования

4221 трудоустройства, то есть работодателям какие-то льготы предоставляются. А в

4222 данном случае предполагается только обязать работодателей принять на работу.

4223 То есть реализовать закон невозможно.

4224

4225 Я говорил о том, что в настоящее время действует законодательство о квотах

4226 для инвалидов, но реально оно не работает.

4227

4228 Спасибо.

4229

4230 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.

4231

4232 ПЛЕТНЁВА Т. В. Анатолий Семёнович, совершенно правильно вы говорите. Чем

4233 думать, лучше вообще ничего не делать - и всё замечательно. Вот у меня такой

4234 вопрос...

4235

4236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, я прошу вас: докладчика не стыдите.

4237 Докладчик выполняет свою функцию. Вы задавайте вопрос, пожалуйста. Ну,

4238 неудобно просто.

4239

4240 Пожалуйста.

4241

4242 ПЛЕТНЁВА Т. В. Вы меня не прерывайте, пожалуйста.

4243

4244 Задаю вопрос. В законе не указаны инвалидные организации, организации детских

4245 и общественных объединений. Зачем вы приводите в пример то, чего нет - для

4246 того, чтобы в качестве аргумента привести, или как? При чём тут стажировка, о

4247 которой вы говорите? Когда стажировка - это, так сказать, не трудоустройство

4248 на работу. Объясните, пожалуйста.

4249

4250 ИВАНОВ А. С. Что касается моего примера, касающегося инвалидов, я сказал, что

4251 в настоящее время действует законодательство о квотировании рабочих мест для

4252 инвалидов и оно не работает, то есть оно не реализовано. Это для инвалидов, а

4253 для выпускников его тем более реализовать будет труднее. Почему оно в

4254 настоящее время не реализовывается? Ну например, работодатели предлагают

4255 такие рабочие места для инвалидов, на которые сами инвалиды не идут. И здесь

4256 то же самое, если работодатель не захочет взять кого-то на работу, он

4257 предложит такое место, что и сам выпускник туда не придёт. К сожалению,

4258 реализовать данный закон невозможно.

4259

4260 Что касается второго вопроса, о стажировке. Вот это как раз одна из форм

4261 реального трудоустройства, и этим занимается служба занятости. Направляется

4262 выпускник на какое-то предприятие, он проходит там стажировку, он показывает

4263 свой профессионализм, и если действительно этот человек профессионален, то, я

4264 уверен, в большинстве случаев работодатели возьмут этого человека на работу.

4265

4266 Спасибо.

4267

4268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.

4269

4270 КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович.

4271

4272 Анатолий Семёнович, статистика и социология, которой мы не очень-то доверяем,

4273 свидетельствует, что 50 процентов молодых специалистов являются безработными.

4274 Тех, кто работает не по специальности, тоже огромное количество. В советское

4275 время система была отлажена, мы с вами это хорошо знаем. И докладчик приводил

4276 действительно хорошие зарубежные примеры. Если этот закон, как вы считаете в

4277 комитете, нереализуем, почему тогда вы вместе с авторами на площадке комитета

4278 не занимаетесь этой кричащей проблемой? О какой модернизации, о каких

4279 перспективах возрождения экономики можно говорить, если мы не заботимся о

4280 молодых специалистах? Что вы думаете в комитете делать по этому вопросу?

4281 Пожалуйста, ответьте.

4282

4283 ИВАНОВ А. С. Владимир Иванович, комитет, конечно, занимается вопросами

4284 трудоустройства, и работает со службами занятости, и свои предложения вносит,

4285 но я бы хотел предложить, чтобы вы от своей партии внесли реальные

4286 предложения, предложения, которые можно реализовать. К сожалению, таких

4287 предложений реальных ведь нету.

4288

4289 Спасибо.

4290

4291 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гартунг.

4292

4293 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

4294

4295 У меня два вопроса - к автору и к представителю комитета. К Виктору

4296 Евграфовичу вопрос: Виктор Евграфович, представитель комитета высказал

4297 замечания по законопроекту, считаете ли вы, что их можно учесть в процедуре

4298 второго чтения?

4299

4300 И к представителю комитета. Вы считаете, что нет разумного зерна в этом

4301 законопроекте. Есть ли законодательные инициативы, разработанные комитетом,

4302 которые помогли бы защитить нашу молодёжь и обеспечить её занятость? Вот,

4303 пожалуйста, ответьте.

4304

4305 Спасибо.

4306

4307 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Евграфович, с места.

4308

4309 ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Валерий Карлович, я считаю, что нет никаких проблем,

4310 чтобы внести ко второму чтению поправки, в том числе и по тем замечаниям.

4311 Одно из замечаний я приводил, второе замечание - о штрафах: вы берёте 2-3

4312 тысячи, а нужно больше и так далее. Конечно, это всё можно сделать, было же

4313 желание у профильного комитета.

4314

4315 Спасибо.

4316

4317 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна.

4318

4319 ИВАНОВ А. С. Уважаемый коллега Гартунг, я хотел бы продолжить ответ на первый

4320 вопрос. Часть замечаний, которые есть у комитета и у Правового управления,

4321 конечно, можно учесть, но самое основное замечание комитета заключается в

4322 том, что данный закон реализовать невозможно. Это во-первых.

4323

4324 Во-вторых, комитет считает, что реальными мерами поддержки молодёжи были бы,

4325 конечно, какие-то инициативы по трудоустройству, направленные на

4326 стимулирование работодателей. Вот таких, к сожалению, предложений в данном

4327 законопроекте нет, и их внести-то невозможно, потому что это будет уже другая

4328 концепция.

4329

4330 Теперь что касается комитета. Как известно, у нас комитет не является

4331 субъектом права законодательной инициативы, субъектом права законодательной

4332 инициативы является отдельный депутат, группа депутатов. Поэтому, Валерий

4333 Карлович, готовьте такие предложения, и будем их совместно вносить. Если они

4334 будут реальные, будем их рассматривать.

4335

4336 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко, пожалуйста.

4337

4338 ДРАПЕКО Е. Г. У меня вопрос к Виктору Евграфовичу.

4339

4340 Виктор Евграфович, дорогой, мы с вами неоднократно рассматривали в этом зале

4341 очень много вопросов - о повышении рождаемости, о стимулировании борьбы с

4342 детской беспризорностью, о том, чтобы увеличить количество бесплатных мест

4343 для образования. Не кажется ли вам, что в связи с тем, что у нас

4344 невостребованы сто пятьдесят тысяч детей-выпускников на рынке труда, может

4345 быть, и не нужно таких больших усилий по увеличению численности населения

4346 Российской Федерации?

4347

4348 И вопрос к содокладчику. Для получивших художественное образование дефицит

4349 рабочих мест, может быть, даже больше, чем в промышленности. При этом за

4350 Уралом мы не можем собрать даже один симфонический оркестр. Не кажется ли

4351 вам, что квотирование мест совместно с другими мерами... (Микрофон отключён.)

4352

4353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.

4354

4355 Пожалуйста, Шудегов Виктор Евграфович.

4356

4357 ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо.

4358

4359 Елена Григорьевна, что касается лишних, я с этим, безусловно, не согласен. Мы

4360 только что в составе официальной делегации вместе с Борисом Вячеславовичем

4361 Грызловым, под его руководством, побывали в Китае, и мы увидели, что более

4362 миллиарда населения занято на всевозможных внутренних стройках, всевозможном

4363 расширении инфраструктуры, сельской в том числе.

4364

4365 Я считаю, что, с одной стороны, здесь, конечно, надо государству создавать

4366 рабочие места, а с другой стороны, и со стороны работодателей, безусловно,

4367 должны быть вакансии. В противном случае молодёжь просто пополнит

4368 криминальную среду.

4369

4370 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что-то хотите сказать, Анатолий Семёнович? Пожалуйста.

4371

4372 ИВАНОВ А. С. Вы говорили о том, что много вакантных мест в сфере культуры, и

4373 вот здесь напрашивается как бы другой законопроект и другая инициатива,

4374 другое государственное регулирование. Если связать его с тем законопроектом,

4375 где речь идёт только о государственных учреждениях, то, наверное, было бы

4376 более логичным внести изменения, для того чтобы обязать выпускников

4377 государственных учреждений, на которых деньги потрачены... направить их, как

4378 вот было в прежние, советские времена, на работу с обязанностью отработать

4379 несколько лет на определённых рабочих местах. Я думаю, что такую инициативу я

4380 бы поддержал.

4381

4382 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бесчётнов, пожалуйста.

4383

4384 БЕСЧЁТНОВ К. В. Спасибо.

4385

4386 Вопрос депутату Шудегову. Скажите, интерес молодых выпускников, особенно в

4387 условиях кризиса, очевиден, потому что трудоустройство сегодня - это очень

4388 актуально и возможность трудоустроиться для них - это, понятно, шикарная

4389 возможность сегодня. А вот в чём интерес малого бизнеса, например? То есть

4390 почему они должны принимать этих выпускников и зачем им это делать?

4391

4392 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, депутат Шудегов.

4393

4394 ШУДЕГОВ В. Е. Во-первых, я считаю, что малый бизнес мы здесь не подрываем,

4395 потому что у нас коллективы от ста человек должны квотировать. А что касается

4396 вообще приёма молодёжи на работу, опять же сошлюсь на последний номер газеты

4397 "Труд", где приведена статистика по десяти крупнейшим работодателям для

4398 выпускников вузов, ссузов и училищ. Именно десять крупнейших, как выяснилось,

4399 имеют самый большой процент молодёжи в составе работников. Не это ли

4400 определяет их такое мощное развитие по сравнению с другими? Мне кажется, мы

4401 вот эту составляющую никак не хотим учесть в нашем законодательстве.

4402

4403 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Анатолий Семёнович, все вопросы заданы.

4404

4405 Есть ли желающие выступить по данному законопроекту?

4406

4407 ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции.

4408

4409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение: по одному депутату от фракции. Ставлю

4410 на голосование предложение депутата Гайнуллиной.

4411

4412 Покажите результаты.

4413

4414 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 40 сек.)

4415 Проголосовало за 301 чел.100,0%

4416 Проголосовало против 0 чел.0,0%

4417 Воздержалось 0 чел.0,0%

4418 Голосовало 301 чел.

4419 Не голосовало 0 чел.0,0%

4420 Результат: принято

4421

4422 Принято.

4423

4424 Кто выступит от фракции КПРФ?

4425

4426 Пожалуйста, депутат Плетнёва.

4427

4428 Включите микрофон, пожалуйста.

4429

4430 ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как сказал

4431 Анатолий Семёнович, закон опять популистский. Как только закон о детях, о

4432 школе, о пособиях, о пенсионерах, вообще о социальной политике, так он

4433 популистский. И он вначале не хотел вести его, а потом понял, что

4434 законопроект, в общем-то, никак реализовать нельзя. Наверное, в наше время

4435 действительно ничего нельзя реализовать. Первый докладчик сказал, что у нас

4436 сейчас кризис и в связи с кризисом нужно, необходимо вот эти квоты вводить, а

4437 я думаю, что кризис наступил уже очень давно, ещё в 85-м году, когда под

4438 разглагольствования о перестройке и о прочих вещах, о демократии начался

4439 просто развал страны и всех наших ценностей, с которыми мы жили и к которым

4440 привыкли. Ну а сейчас, естественно, есть ещё одно оправдание - что кризис

4441 стал мировым. Я хотела бы напомнить всем нам, что, когда мы с вами учились в

4442 школах при советской власти - мы прекрасно это помним, - у нас квоты... Это

4443 даже не называлось квотой, была просто обязанность закончившего вуз человека

4444 отработать где-то на производстве. В какой области это было необходимо, он

4445 туда и должен был ехать. Там ему давали квартиру, давали подъёмные молодому

4446 человеку, иногда выделяли комнату в общежитии, если не было квартир, особенно

4447 в сельской местности, давали возможность жить где-то на квартире, но тем не

4448 менее это оплачивалось государством, и три года человек должен был

4449 отработать. Почему сегодня этого никак нельзя сделать? Потому что мы вообще

4450 не знаем, сколько в какой отрасли нам нужно специалистов. Можно сколько

4451 угодно шуметь, ёрничать, но этот вопрос мы тысячу раз поднимали ещё в первой

4452 Думе. Мы спрашивали, зачем нам нужно столько юристов, экономистов, зачем

4453 столько коммерческих вузов, в которых дают некачественное образование, - все

4454 молчали. Было очень удобно и выгодно, что дети вроде бы как за деньги там

4455 где-то учатся, а что будет потом, будет видно. Потом вдруг и президент начал

4456 об этом говорить, но тем не менее с места эта тема, проблема не двигается. До

4457 сих пор мы не знаем, нужны ли нам машинисты, нужны ли нам вообще... Сколько

4458 учителей вот лишних теперь выбросили, так сказать, и людей других профессий.

4459

4460 Поэтому первое, что нам необходимо сегодня сделать, - это, безусловно,

4461 госкомстату заняться вопросом развития экономики и определения потребности в

4462 специалистах в любых отраслях.

4463

4464 Второе. Сегодня делается только маленькая попытка как-то этот вопрос

4465 разрешить, совсем маленькая. Говорят, не получилось ведь, когда пробовали это

4466 сделать в отношении инвалидов. Не надо мешать всё в одну кучу. Я вам просто

4467 напоминаю, что мы отстаивали промышленные предприятия, где работают инвалиды,

4468 и мы просили, чтобы там не меньше 50 процентов инвалидов работало, потому что

4469 здоровые люди туда пристраивались, пользовались налоговыми льготами. Вот

4470 почему мы выбивали эту квоту - чтобы предприятие работало и чтобы

4471 действительно получали льготы инвалиды - слепые и прочие.

4472

4473 Путать эти вопросы совершенно не надо. Здесь авторы требуют квоту, чтобы

4474 определённое количество мест было: для организаций, где до ста человек

4475 работающих, - два рабочих места, а если больше двухсот человек - там уже 2

4476 процента обязательно.

4477

4478 Почему у нас сегодня эта проблема возникла? Очень часто к нам, депутатам,

4479 обращаются молодые люди и говорят о том, что их не принимают на работу, хотя

4480 есть места: ты, говорят, не имеешь опыта, у тебя стажа нет, а нужно со

4481 стажем. А в другое место приходит человек, у которого есть стаж, но возраст

4482 им не нравится: уже после сорока, не надо такого. И вот появляется эта армия

4483 безработных: с одной стороны, молодёжь, которая не имеет опыта, а с другой

4484 стороны, те, кто имеет опыт, но у них возраст. Вот почему сегодня в отношении

4485 молодёжи эта проблема и поднимается.

4486

4487 Что в этом законе несовершенно, на мой взгляд? Ну, первое - это то, что

4488 указывают государственные учреждения. У нас их всё меньше и меньше. Поэтому

4489 во втором чтении, если этот законопроект будет принят, нужно обязательно

4490 внести поправку, что все учреждения, в том числе и коммерческие, тем более

4491 что их сегодня большинство. И второе - это наказание. Там есть норма о

4492 штрафе: 2-3 тысячи. Ну, извините, смехотворная сумма. Может быть, это потому,

4493 что законопроект уже давно внесён, может быть, авторы пытаются для малого

4494 бизнеса такую маленькую сумму сделать. Я думаю, что размер штрафа для

4495 работодателя, если установлена квота, а он не принимает молодого человека на

4496 работу, нам нужно увеличивать.

4497

4498 Мы будем голосовать за.

4499

4500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от фракции ЛДПР? Нет желающих.

4501

4502 Кто от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Ну, я бы выступил, но не могу, вот веду

4503 заседание. Мне говорят, что нельзя мне выступать, тем более что меня даже

4504 объявить некому.

4505

4506 Тогда Дмитриева, пожалуйста.

4507

4508 Я просто хотел рассказать, как я, окончив Казанский государственный

4509 университет первым на курсе, не получил распределение в советское время, не

4510 получил рабочего места. Очень забавная история. Я был номер один на курсе.

4511