Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 162078-5 О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации

у Президента РФ
19.10.2011

Номер законопроекта:162078-5
Комментарий законопроекта:о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты
Дата внесения законопроекта в ГД:12.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/162078-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Профильный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:19.10.2011
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:284-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Ананьев Дмитрий Николаевич, Член СФ
Лебедев Олег Владимирович, Депутат ГД
Пепеляева Лиана Витальевна, Депутат ГД
Резник Владислав Матусович, Депутат ГД
Свистунов Аркадий Николаевич, Депутат ГД
Скоч Андрей Владимирович, Депутат ГД
Шипунов Константин Борисович, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №162078-5 О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации

о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты

Дата заседания 07.10.2011, номер заседания 254, строк в стенограмме 8662

О проекте федерального закона № 162078-5 "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1990 Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 809 и

1991 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад

1992 заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и

1993 процессуальному законодательству Ольги Дмитриевны Гальцовой.

1994

1995 Пожалуйста.

1996

1997 ГАЛЬЦОВА О. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1998

1999 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию

2000 предлагается в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в статьи 809

2001 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

2002

2003 Напомню депутатам, что проектом данного федерального закона предлагается

2004 закрепить право граждан на досрочное расторжение договоров займа, денежные

2005 средства по которому получены только для личного, семейного, домашнего и

2006 иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Кроме

2007 того, данным законопроектом предлагается предусмотреть механизм осуществления

2008 гражданином данного права путём направления заёмщиком письменного уведомления

2009 займодавцу не менее чем за тридцать дней до такого возврата. При этом

2010 предлагается установить и возможность определения в договоре займа более

2011 короткого срока уведомления займодавца.

2012

2013 Думаю, что такой законопроект позволит решить многие вопросы большинства

2014 заёмщиков, которые получили кредиты на свои личные, семейные и бытовые нужды.

2015

2016 Настоящий законопроект принят в первом чтении Государственной Думой

2017 Российской Федерации 6 ноября 2009 года, во втором чтении - 5 октября 2011

2018 года. Текст законопроекта прошёл юридико-техническую и лингвистическую

2019 экспертизы - замечаний не имеется.

2020

2021 Учитывая вышеизложенное, предлагаю Государственной Думе принять данный

2022 законопроект в третьем чтении.

2023

2024 Спасибо.

2025

2026 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2027

2028 Гартунг по мотивам, записываю. Валерий Карлович, записал. Выносим 5-й вопрос

2029 на "час голосования".

2030

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

6728 Пункт 5. Депутат Гартунг не настаивает на выступлении по мотивам, поэтому

6729 ставлю на голосование в третьем чтении.

6730

6731 Включите режим голосования.

6732

6733 Покажите результаты.

6734

6735 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 22 сек.)

6736 Проголосовало за 420 чел.93,3 %

6737 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

6738 Воздержалось 0 чел.0,0 %

6739 Голосовало 420 чел.

6740 Не голосовало 30 чел.6,7 %

6741 Результат: принято

6742

6743 Принимается.

6744

Дата заседания 05.10.2011, номер заседания 253, строк в стенограмме 7447

О проекте федерального закона № 162078-5 "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты; принят в первом чтении 6 ноября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3737 Прошу Андрея Геннадьевича Назарова доложить таблицы поправок по 5-му пункту

3738 повестки дня, это проект федерального закона "О внесении изменений в статьи

3739 809 и 810 части второй Гражданского кодекса...". У нас три минуты, поэтому

3740 только таблицы.

3741

3742 НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению

3743 поступили поправки. Из тринадцати поправок восемь - в таблице 1 и

3744 предлагаются комитетом к принятию и пять поправок - в таблице 2, к

3745 отклонению. Просим поддержать таблицы и проголосовать во втором чтении.

3746

3747 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1, в ней восемь поправок, которые

3748 поддержаны комитетом. Есть замечания по таблице? Нет.

3749

3750 Включите режим голосования.

3751

3752 Покажите результаты.

3753

3754 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 55 сек.)

3755 Проголосовало за 263 чел.58,4 %

3756 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3757 Воздержалось 0 чел.0,0 %

3758 Голосовало 263 чел.

3759 Не голосовало 187 чел.41,6 %

3760 Результат: принято

3761

3762 Принимается таблица.

3763

3764 Таблица 2 - пять поправок, рекомендованных к отклонению. Есть замечания по

3765 этой таблице? Ставлю на голосование таблицу 2. Голосуйте, коллеги.

3766

3767 Покажите результаты.

3768

3769 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 27 сек.)

3770 Проголосовало за 253 чел.56,2 %

3771 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

3772 Воздержалось 1 чел.0,2 %

3773 Голосовало 254 чел.

3774 Не голосовало 196 чел.43,6 %

3775 Результат: принято

3776

3777 Принимается таблица.

3778

3779 Выносим законопроект на "час голосования".

3780

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5904 Ставится на голосование пункт 5 порядка работы Государственной Думы, проект

5905 федерального закона "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй

5906 Гражданского кодека Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу

5907 определиться голосованием.

5908

5909 Включите, пожалуйста, режим голосования.

5910

5911 Покажите, пожалуйста, результаты.

5912

5913 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 00 сек.)

5914 Проголосовало за 437 чел.97,1 %

5915 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5916 Воздержалось 1 чел.0,2 %

5917 Голосовало 438 чел.

5918 Не голосовало 12 чел.2,7 %

5919 Результат: принято

5920

5921 Принято.

5922

5923 По ведению - Назаров.

5924

5925 Включите, пожалуйста, микрофон.

5926

5927 НАЗАРОВ А. Г. Спасибо.

5928

5929 Есть предложение комитета законопроект "О внесении изменений в статьи 809 и

5930 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" поставить на

5931 пятницу в третьем чтении, так как он прошёл лингвистическую,

5932 юридико-техническую экспертизы и полностью готов к принятию. Просим

5933 рассмотреть в пятницу в третьем чтении.

5934

5935 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5936

Дата заседания 06.11.2009, номер заседания 121, строк в стенограмме 6392

О проекте федерального закона № 162078-5 "О внесении изменений в статью 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (о досрочном возврате суммы займа, предоставленного гражданину под проценты).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5683 Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 810 части

5684 второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад депутата

5685 Государственной Думы Аркадия Николаевича Свистунова.

5686

5687 СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович.

5688

5689 Уважаемые коллеги, цель настоящего законопроекта - защита интересов массового

5690 заёмщика, а именно физических лиц, простых граждан. Все мы или наши коллеги,

5691 наши друзья сталкивались, наверное, с такими случаями: когда мы хотели

5692 вернуть банку досрочно кредит, нам предлагали какие-то дополнительные условия

5693 в виде штрафов, комиссий или моратория на досрочное погашение. Вся эта

5694 ситуация объясняется одним - тем, что в настоящее время в Гражданском кодексе

5695 есть статья 810, которая называется "Обязанность заёмщика возвратить сумму

5696 займа". Согласно пункту 2 указанной статьи сумма беспроцентного займа может

5697 быть возвращена заёмщиком досрочно, если иное не предусмотрено договором

5698 займа, а вот сумма займа, предоставленного под проценты, может быть

5699 возвращена досрочно только с согласия заимодавца. Такая конструкция

5700 предусматривает смещение акцента в правах в сторону кредиторов, то есть в

5701 сторону заимодавца. По его желанию, по его доброй воле может быть принято

5702 решение о досрочном погашении, а может быть и не принято.

5703

5704 Законопроект предлагает внести следующие изменения. Предлагается абзац второй

5705 пункта 2 изложить в следующей редакции: "Сумма займа, предоставленного под

5706 проценты заёмщику, являющемуся физическим лицом и получившему заёмные

5707 средства не для осуществления предпринимательской деятельности, может быть

5708 возвращена заёмщиком досрочно", а также предлагается дополнить пункт 2

5709 абзацем третьим следующего содержания: "Сумма займа, предоставленного под

5710 проценты иным заёмщикам, может быть возвращена досрочно с согласия

5711 заимодавца". Таким образом, предлагается разделить коммерческие сделки, когда

5712 заём привлекается в коммерческих целях, например сделки между юридическими

5713 лицами, где стороны будут более или менее равноправными, и те сделки, когда

5714 происходит потребительское кредитование физических лиц, то есть когда

5715 фактически не происходит коммерческих сделок, а люди привлекают деньги на

5716 свои личные нужды. Вот в последнем случае и предлагается разрешить досрочное

5717 погашение без всяких дополнительных комиссий.

5718

5719 Почему нам представляется важным изменить существующий порядок с досрочным

5720 погашением займов? Во-первых, в связи с менталитетом наших российских

5721 граждан. Как-то вот не привыкли мы жить в долг, такая вот у большинства из

5722 нас привычка. То есть мы стараемся быстрее погасить свои задолженности, свои

5723 кредиты, в отличие, например, от Америки, где такой образ жизни всячески

5724 популяризируется, и они, американцы, в общем-то, привыкли к таким вещам. У

5725 нас же гражданин старается быстрее сбросить с себя бремя займа. Кроме того,

5726 возникает желание сэкономить на процентах, что особенно видно на долгосрочных

5727 займах, таких как, например, ипотека, где срок составляет десять, двадцать

5728 лет. Когда видишь сумму переплаты за весь срок, видишь, что платишь в два

5729 раза больше за имущество, которое приобретаешь, конечно, возникает реальное

5730 желание быстрее рассчитаться с кредитом и снизить платежи по процентам.

5731

5732 Помимо этого, есть ещё и желание избежать валютных рисков. Ну вот сейчас,

5733 когда произошёл кризис, мы все видели, что произошла довольно резкая

5734 девальвация рубля, и, соответственно, те граждане, которые привлекали кредиты

5735 в валюте, понесли довольно ощутимые убытки из-за валютного риска. Конечно, у

5736 них у всех возникло желание вернуть кредиты быстрее. Они занимали деньги или

5737 продавали какое-то имущество, приходили в банк и были, в общем-то, сильно

5738 "порадованы" тем, что такое досрочное погашение либо не принимается вовсе,

5739 существует мораторий, либо оно принимается при определённой комиссии. Одним

5740 словом, люди не хотят нести необоснованные затраты или дополнительные

5741 расходы.

5742

5743 Здесь нужно всегда понимать, что банки, конечно, в определённом смысле

5744 возражают против этого, настаивая на том, что они имеют право претендовать на

5745 получение этих доходов. Да, когда это коммерческий оборот, когда речь идёт о

5746 коммерческих взаимоотношениях, наверно, это правильно, а вот когда речь идёт

5747 о личных доходах, тогда надо вспомнить, что доходы для банка - это расходы

5748 для людей. Ведь они деньги берут не из коммерческих доходов, а из своей

5749 личной зарплаты, поэтому невозможно, чтобы законодатель заставлял людей нести

5750 дополнительные расходы, они имеют право минимизировать свои расходы. Однако

5751 действующая модель в Гражданском кодексе сегодня не позволяет это сделать,

5752 закон как бы делает акцент, перенос на сторону кредитора.

5753

5754 Банки применяют различные меры для так называемого дестимулирования

5755 досрочного погашения. Это, например, мораторий в течение определённого срока.

5756 В частности, у нас в стране применяется мораторий до года: два, три месяца,

5757 чаще - полгода, но максимум год. Это могут быть штрафы и комиссии при

5758 погашении. Здесь тоже различные суммы применяются, начиная, условно говоря,

5759 от тысячи долларов и кончая 2, а то и 4 процентами от суммы досрочного

5760 погашения. Кроме того, возможно введение минимальной суммы досрочного

5761 погашения и тому подобные вещи.

5762

5763 Есть ещё и процедурные ограничения. То есть каждый раз гражданин, чтобы

5764 досрочно погасить какую-то сумму, должен заранее написать заявление в банк, а

5765 банк ещё может посмотреть, принять это заявление или не принять, и только

5766 после этого сумма будет зачтена. То есть, даже если человек просто перечислит

5767 эти деньги на свой счёт для погашения, кредитор имеет право не засчитать их в

5768 погашение, и эти деньги так и останутся.

5769

5770 Здесь возникает, конечно же, вопрос, каков уровень риска для банка, не

5771 увеличим ли мы риски для банковской системы в связи с тем, что уберём вот эти

5772 дополнительные комиссии и так далее. Определённые исследования были

5773 проведены, и были проведены совещания, например с Ассоциацией региональных

5774 банков, с банковским сообществом, по рынку в целом. Выявились вот такие

5775 факты. Например, Сбербанк, который занимает большую часть рынка

5776 кредитования, по некоторым оценкам, где-то около 50 процентов, вообще не

5777 применяет комиссии и мораторий на досрочное погашение, не пользуется этим.

5778 Остальные банки, коммерческие, пользуются. Особенно грешат этим иностранные

5779 банки, например Райффайзенбанк, Ситибанк и другие. Хотя даже у них мораторий

5780 на досрочное погашение составляет не больше года, то есть три - шесть

5781 месяцев. То есть банки сами заинтересованы в том, чтобы кредит вернулся

5782 всё-таки раньше, но какой-то период отработал, чтобы получить какую-то

5783 комиссию.

5784

5785 Поэтому уровень риска будет, в общем-то, несущественным, на наш взгляд. Кроме

5786 того, наличие у банков довольно широкого спектра профессиональных

5787 инструментов для вложения этих денег в другие сегменты рынка... (Шум в зале.)

5788

5789 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу...

5790

5791 СВИСТУНОВ А. Н. Я понял. Спасибо вам большое.

5792

5793 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...не мешать докладчику, у него ещё семь минут.

5794

5795 Пожалуйста, продолжайте, Аркадий Николаевич.

5796

5797 СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемые коллеги, я понял, что все хорошо разобрались с

5798 этим, поэтому я добавлю буквально два слова.

5799

5800 На законопроект получены положительные отзывы от Исследовательского центра

5801 частного права, от Правительства Российской Федерации, от Комитета по

5802 финансовому рынку, от комитета Совета Федерации.

5803

5804 В связи с изложенным прошу поддержать указанный законопроект, принять его в

5805 первом чтении.

5806

5807 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич.

5808

5809 Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников, у вас десять минут для

5810 содоклада.

5811

5812 Включите микрофон Крашенинникову.

5813

5814 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.

5815

5816 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Аркадий Николаевич настолько

5817 подробно всё изложил, что мне просто хочется акцентировать внимание только на

5818 том, что речь идёт о кредитах потребительского свойства для личных, семейных,

5819 домашних нужд. Конечно, мы всячески поддерживаем вот такие законопроекты,

5820 которые поддерживают наших граждан. Наш комитет рекомендует поддержать в

5821 первом чтении данный законопроект.

5822

5823 Спасибо.

5824

5825 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Нет. Есть желающие выступить? Нет. Ставлю

5826 на голосование вопрос, обозначенный в пункте 17 повестки дня.

5827

5828 Включите режим голосования.

5829

5830 Покажите результаты.

5831

5832 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 03 сек.)

5833 Проголосовало за 433 чел.96,2%

5834 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5835 Воздержалось 0 чел.0,0%

5836 Голосовало 433 чел.

5837 Не голосовало 17 чел.3,8%

5838 Результат: принято

5839

5840 Принято.

5841