Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 163864-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

у Президента РФ
22.10.2014

Номер законопроекта:163864-5
Комментарий законопроекта:в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия
Дата внесения законопроекта в ГД:17.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/163864-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по культуре
Профильный комитет:Комитет ГД по культуре
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по делам национальностей
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Дата изменения статуса/фазы:22.10.2014
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:315-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Головнёв Владимир Александрович, Депутат ГД
Груздев Владимир Сергеевич, Депутат ГД
Драпеко Елена Григорьевна, Депутат ГД
Журова Светлана Сергеевна, Депутат ГД
Ивлиев Григорий Петрович, Депутат ГД
Кобзон Иосиф Давыдович, Депутат ГД
Крашенинников Павел Владимирович, Депутат ГД
Кущев Вячеслав Митрофанович, Депутат ГД
Новиков Дмитрий Георгиевич, Депутат ГД
Панов Валерий Викторович, Депутат ГД
Плескачевский Виктор Семенович, Депутат ГД
Плигин Владимир Николаевич, Депутат ГД
Попов Сергей Александрович, Член СФ
Степанова Зоя Михайловна, Депутат ГД
Тягунов Александр Александрович, Депутат ГД
Федоров Евгений Алексеевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №163864-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

в части установления обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия

Дата заседания 10.10.2014, номер заседания 189, строк в стенограмме 6804

О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия; проект № 163864-5; в связи с отклонением закона Советом Федерации; в редакции согласительной комиссии).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2240 17-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон

2241 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

2242 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2243

2244 Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста.

2245

2246 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2247

2248 Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Федеральный закон "О внесении

2249 изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов

2250 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

2251 был принят Государственной Думой 4 июля 2014 года и отклонён Советом

2252 Федерации 9 июля 2014 года с предложением создать согласительную комиссию по

2253 преодолению разногласий по данному федеральному закону. Работа в рамках

2254 согласительной комиссии прошла на высоком профессиональном уровне с участием

2255 представителей Правительства Российской Федерации и экспертов в области

2256 охраны объектов культурного наследия, что позволило депутациям

2257 Государственной Думы и Совета Федерации оперативно выработать единый текст

2258 указанного федерального закона. Сопоставительная таблица содержит

2259 четырнадцать поправок, предложенных Советом Федерации к федеральному закону.

2260 По результатам обсуждения в рамках работы согласительной комиссии по всем

2261 поправкам достигнуто единогласное решение депутаций Государственной Думы,

2262 Совета Федерации и представителей правительства. Федеральный закон в редакции

2263 согласительной комиссии прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и

2264 получил положительное заключение Правового управления. Прошу поддержать

2265 федеральный закон в редакции согласительной комиссии.

2266

2267 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2268

2269 Выносим закон на "час голосования".

2270

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5563 17-й пункт, о Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон

5564 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

5565 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5566 Ставлю на голосование в редакции согласительной комиссии.

5567

5568 Включите режим голосования.

5569

5570 Покажите результаты.

5571

5572 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 43 сек.)

5573 Проголосовало за 292 чел.64,9 %

5574 Проголосовало против 2 чел.0,4 %

5575 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5576 Голосовало 294 чел.

5577 Не голосовало 156 чел.34,7 %

5578 Результат: принято

5579

5580 Закон принят.

5581

Дата заседания 17.09.2014, номер заседания 182, строк в стенограмме 6605

О проекте постановления Государственной Думы № 601155-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (проект № 163864-5)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1162 3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной

1163 комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об

1164 объектах культурного наследия... народов Российской Федерации" и отдельные

1165 законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Елена Григорьевна

1166 Драпеко.

1167

1168 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1169

1170 Уважаемые коллеги, 4 июля этого года Государственной Думой был принят

1171 Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах

1172 культурного наследия..." и отдельные законодательные акты Российской

1173 Федерации", Советом Федерации 9 июля текущего года этот федеральный закон был

1174 отклонён с предложением создать согласительную комиссию для преодоления

1175 разногласий. Комитет по культуре подготовил проект постановления

1176 Государственной Думы о создании согласительной комиссии и об избрании в её

1177 состав депутатов Государственной Думы Балберова Александра Александровича,

1178 Драпеко Елены Григорьевны, Кузьмичёвой Екатерины Ивановны, Максимовой Надежды

1179 Сергеевны, Попова Сергея Александровича, Рахматуллиной Зугуры Ягануровны, что

1180 соответствует числу членов Совета Федерации, указанных в постановлении Совета

1181 Федерации от 9 июля 2014 года. Также предложено установить срок работы

1182 депутации до 20 октября 2014 года, избрать сопредседателем от Государственной

1183 Думы Драпеко Елену Григорьевну и пригласить для участия в согласительных

1184 процедурах представителей Правительства Российской Федерации.

1185

1186 Проект постановления прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний

1187 у Правового управления нет.

1188

1189 Прошу поддержать.

1190

1191 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1192

1193 Есть ли вопросы? Николай Васильевич Коломейцев, единственный записавшийся.

1194

1195 Пожалуйста, Николай Васильевич.

1196

1197 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

1198

1199 Елена Григорьевна, а почему фракционный принцип не выдержан? Три

1200 представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и один - фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

1201

1202 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна Драпеко.

1203

1204 ДРАПЕКО Е. Г. Мы предлагаем не по фракционному принципу, а по принципу

1205 степени участия в работе над этим законом.

1206

1207 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет.

1208

1209 Выносим законопроект на "час голосования".

1210

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5059 3-й пункт повестки, проект постановления Государственной Думы "О

5060 согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в

5061 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской

5062 Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5063

5064 Включите режим голосования.

5065

5066 Покажите результаты.

5067

5068 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 52 сек.)

5069 Проголосовало за 440 чел.97,8 %

5070 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5071 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5072 Голосовало 440 чел.

5073 Не голосовало 10 чел.2,2 %

5074 Результат: принято

5075

5076 Постановление принимается.

5077

Дата заседания 04.07.2014, номер заседания 180, строк в стенограмме 7176

О проекте федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2641 31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

2642 закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской Федерации" и

2643 отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2644

2645 Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста.

2646

2647 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

2648

2649 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором

2650 чтении 2 июля, прошёл все необходимые экспертизы. Прошу его принять в третьем

2651 чтении с учётом технической поправки, которая роздана в зале.

2652

2653 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

2654

2655 Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.

2656

2657 Выносим законопроект на "час голосования".

2658

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5511 31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный

5512 закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

5513 народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской

5514 Федерации".

5515

5516 Включите режим голосования.

5517

5518 Покажите результаты голосования.

5519

5520 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 16 сек.)

5521 Проголосовало за 348 чел.77,3 %

5522 Проголосовало против 6 чел.1,3 %

5523 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5524 Голосовало 354 чел.

5525 Не голосовало 96 чел.21,3 %

5526 Результат: принято

5527

5528 Принимается.

5529

Дата заседания 02.07.2014, номер заседания 179, строк в стенограмме 9362

О проекте федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия; принят в первом чтении 17 марта 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5433 26-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в

5434 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и

5435 культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты

5436 Российской Федерации". Докладчик отсутствует.

5437

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5480 26-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в

5481 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и

5482 культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты

5483 Российской Федерации".

5484

5485 Елена Григорьевна Драпеко, пожалуйста.

5486

5487 ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

5488

5489 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию

5490 предлагается проект федерального закона, принятый в первом чтении 17 марта

5491 2010 года. К законопроекту поступило 350 поправок, 107 поправок включено в

5492 таблицу поправок № 1, рекомендуемых Комитетом по культуре к принятию, 243

5493 поправки - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Так,

5494 поправками, предлагаемыми Комитетом по культуре к принятию, предусмотрено

5495 совершенствование механизма установления ограничений имущественных прав на

5496 объекты культурного наследия, предложены механизмы, направленные на

5497 привлечение внебюджетных средств...

5498

5499 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5500

5501 ДРАПЕКО Е. Г. Да, давайте перейдём к таблицам.

5502

5503 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.

5504

5505 Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.

5506

5507 Ставится на голосование таблица поправок № 1.

5508

5509 Включите режим голосования.

5510

5511 Покажите результаты.

5512

5513 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 40 сек.)

5514 Проголосовало за 285 чел.63,3 %

5515 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5516 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5517 Голосовало 285 чел.

5518 Не голосовало 165 чел.36,7 %

5519 Результат: принято

5520

5521 Принимается.

5522

5523 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2?

5524

5525 Включите режим голосования по таблице поправок № 2.

5526

5527 Покажите результаты.

5528

5529 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 08 сек.)

5530 Проголосовало за 239 чел.53,1 %

5531 Проголосовало против 0 чел.0,0 %

5532 Воздержалось 0 чел.0,0 %

5533 Голосовало 239 чел.

5534 Не голосовало 211 чел.46,9 %

5535 Результат: принято

5536

5537 Принимается таблица поправок № 2.

5538

5539 Законопроект выносится на "час голосования".

5540

5541 Включите микрофон на центральной трибуне.

5542

5543 ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, в случае принятия законопроекта

5544 во втором чтении, если можно, просим поставить его на 4 июля 2014 года для

5545 рассмотрения в третьем чтении - он готов.

5546

5547 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.

5548

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

8164 24-й пункт пропустим, проголосуем по нему несколько позже, а пока ставлю на

8165 голосование 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в

8166 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия..." и отдельные

8167 законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.

8168

8169 Включите режим голосования.

8170

8171 Покажите результаты голосования.

8172

8173 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 30 сек.)

8174 Проголосовало за 295 чел.65,6 %

8175 Проголосовало против 6 чел.1,3 %

8176 Воздержалось 1 чел.0,2 %

8177 Голосовало 302 чел.

8178 Не голосовало 148 чел.32,9 %

8179 Результат: принято

8180

8181 Законопроект принят во втором чтении.

8182

Дата заседания 17.03.2010, номер заседания 148, строк в стенограмме 6617

О проекте федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся обременений права собственности и иных вещных прав на объекты культурного наследия; внесён депутатами Государственной Думы С. С. Журовой, Г. П. Ивлиевым, В. С. Плескачевским, В. Н. Плигиным, Е. А. Фёдоровым, П. В. Крашенинниковым, В. В. Пановым, Е. Г. Драпеко, З. М. Степановой, А. А. Тягуновым, В. А. Головнёвым, В. М. Кущёвым, И. Д. Кобзоном, Д. Г. Новиковым, С. А. Поповым).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4575 Пункты 9.1 и 9.2 - два альтернативных законопроекта. О проекте федерального

4576 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного

4577 наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в

4578 отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 9.1 повестки дня)

4579 докладывает депутат Государственной Думы Виктор Семёнович Плескачевский.

4580

4581 Пожалуйста, Виктор Семёнович.

4582

4583 ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по

4584 собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4585

4586 Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Вашему вниманию предлагается

4587 законопроект, который стал результатом совместной работы двух комитетов на

4588 протяжении многих лет. Примерно пять - семь лет Комитет по собственности

4589 работал вместе с Комитетом по культуре над этим законопроектом. Кто-то его

4590 называет законом о приватизации памятников, мы же называем его законом об

4591 экономическом использовании памятников с учётом национального интереса.

4592

4593 Назначение этого закона. Сегодня очевидно (надеюсь, что очевидно), что ни в

4594 одной стране мира никакого бюджета не хватает для того, чтобы обеспечить свой

4595 интерес в части сохранности памятников национального значения. Для этих целей

4596 используются различные формы привлечения финансовых ресурсов с учётом хорошо

4597 известной в мире частной собственности на конкретный памятник. Однако в

4598 большинстве развитых стран существует сложнейшая форма привлечения средств

4599 собственника в том случае, если он является собственником памятника

4600 федерального значения.

4601

4602 Каждый из нас, бывая в Европе, скажем в Страсбурге, в Париже, в Берлине,

4603 видит много зданий, имеющих национальное значение для соответствующих

4604 государств. И возможно, вам известно, что существует, с одной стороны,

4605 сложнейшая система контроля за использованием этих памятников с учётом всех

4606 обременений, а с другой стороны - система поощрений добросовестных

4607 собственников в форме налоговых льгот, начиная от налоговых льгот и до

4608 прямого субсидирования со стороны государства или муниципалитетов по вопросам

4609 сохранения памятников.

4610

4611 Должен сказать, что до сегодняшнего дня мы не могли решиться на приватизацию

4612 памятников, на использование такой формы, как частная собственность, потому

4613 что вынуждены признать, что существующая система обременений фактически

4614 работает очень плохо. В результате появляются страшные цифры,

4615 свидетельствующие об огромных объёмах руинирования, то есть исчезновения

4616 памятников как таковых каждый год. Проблема та же: не хватает ресурсов на их

4617 содержание. Поэтому мы решились затронуть эту сложную и очень деликатную

4618 тему, для того чтобы прописать механизмы, известные в мире.

4619

4620 Концепция этого законопроекта достаточно проста. Я по-прежнему не верю, что у

4621 него будет лёгкая судьба во втором чтении и в третьем чтении, но наша задача

4622 - заинтересовать всех работой над этим документом. Концепция очень простая.

4623

4624 Первое. Необходимо установить, что вне зависимости от формы собственности

4625 существует одинаковая ответственность всех перед законом, то есть с точки

4626 зрения необходимости соблюдения всех мероприятий по сохранности каждого

4627 конкретного памятника. Напоминаю: вне зависимости от того, находится ли он в

4628 муниципальной собственности, или в федеральной собственности, или в частной

4629 собственности, должен действовать строжайший механизм. И это была одна из

4630 причин, по которой сильно возражали и Министерство культуры, и многие в

4631 правительстве, кто работает в этой сфере, потому что сегодня очевидно, что к

4632 частнику, к пользователю памятника государство вроде готово предъявить

4633 какие-то требования, а к себе нет. Итак, частью концепции является равенство

4634 всех форм собственности перед законом, а может быть, даже возведение органа

4635 по надзору за сохранностью памятников едва ли не в ранг прокуратуры.

4636

4637 Второе. На сегодняшний день наше право - земельное право и право, в котором

4638 обращаются здания и сооружения, - фактически разорвано. Мы предлагаем сегодня

4639 хотя бы для памятников установить понятие единого объекта и стремиться к

4640 тому, чтобы имущественный комплекс, в который входят и земля, и прилегающие

4641 территории, и само здание, составлял единое целое, единый объект

4642 недвижимости, к которому и предъявляются эти специальные права. Необходимо

4643 создание системы не только государственного учёта памятников (сегодня

4644 перечень таких памятников существует), но и кадастрового учёта, в котором

4645 должны быть упомянуты все необходимые основные обременения по каждому

4646 конкретному объекту. Таким образом, перечень обременений устанавливается не

4647 договором, как сегодня, охранной грамотой, а на уровне регистрационных

4648 органов, то есть фактически на уровне закона устанавливается перечень

4649 необходимых обременений. И необходим механизм, который предлагается ввести

4650 этим законом, по прекращению всех имущественных, всех вещных прав на

4651 конкретный объект в случае, если выявлено систематическое нарушение правил

4652 его содержания, правил его сохранности. При этом считаем, что потребуется

4653 огромная работа над этим законопроектом в части детализации конкретных

4654 ситуаций, но главная цель, главное назначение этого закона - с учётом

4655 использования частных возможностей, частных средств, обеспечить условия

4656 сохранности этих объектов, обеспечить полноценный инвестиционный процесс,

4657 когда лицо, приобретающее памятник, должно знать, каким обременением он на

4658 сегодняшний день наделён, чтобы просчитать свои возможности.

4659

4660 Известно, что в Российской Федерации, например в Петербурге, более двух тысяч

4661 памятников находится под защитой ЮНЕСКО. В Париже их около пятисот, в

4662 Лондоне, говорят, около ста, в Казани их практически не осталось совсем, тех

4663 памятников, которые были бы исторически достоверными, в Москве их около

4664 двадцати. Никто не знает точных цифр.

4665

4666 Наша задача и цель этого законопроекта - создать условия использования не

4667 только бюджетных средств, но и средств частных для обеспечения необходимой

4668 сохранности памятников, то есть соблюдение, на наш взгляд, национального

4669 интереса. Комитет по собственности и авторы этого законопроекта просят

4670 поддержать его в первом чтении, для того чтобы начать вместе с вами работу

4671 над его усовершенствованием.

4672

4673 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна - доклад по второму,

4674 альтернативному законопроекту.

4675

4676 Пожалуйста.

4677

4678 Пожалуйста, включите микрофон.

4679

4680 ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, от имени авторов законопроекта "О внесении

4681 изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия..." (в части

4682 установления порядка доступа граждан к объектам культурного наследия и

4683 особенностей сделок с объектами культурного наследия) я вас попрошу

4684 поддержать другой, альтернативный проект, который разрабатывался в Комитете

4685 по культуре.

4686

4687 Необходимость принятия такого закона обуславливается тем, что у нас

4688 наблюдаются разночтения в ряде законодательных актов - в федеральных законах

4689 об объектах культурного наследия, о приватизации, о совершенствовании

4690 разграничения полномочий, о регистрации сделок с имуществом. Эти противоречия

4691 касаются охранного обязательства пользователя объектом культурного наследия:

4692 даны различные определения понятия "охранное обязательство" и указаны разные

4693 органы, устанавливающие порядок определения условий охранного обязательства и

4694 его оформления. Необходимо уточнение понятия охранного обязательства, так как

4695 действующее определение содержит требования по сохранению, содержанию,

4696 реставрации памятника и по порядку доступа к нему граждан, что не является

4697 охраной объекта культурного наследия.

4698

4699 Необходимо оформление охранного обязательства при заключении всех сделок с

4700 объектами культурного наследия: при изымании из государственной или

4701 муниципальной собственности, а не только при приватизации памятников. Нужно

4702 оформлять охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия

4703 не только при сдаче его в аренду или при передаче в безвозмездное

4704 пользование, но и в случаях передачи объекта культурного наследия на праве

4705 оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления, а

4706 также на иных правах, предусмотренных федеральными законами. Необходимо

4707 указание на то, как в документах, сопровождающих сделки с имуществом, должно

4708 быть оформлено охранное обязательство.

4709

4710 В общем, причин для принятия такого закона, как нам представляется, более чем

4711 достаточно. Ряд из них сейчас доложил вам и председатель Комитета по

4712 собственности. Мы согласны, что проблему эту надо решать. Нам представляется,

4713 что сегодня исходя из норм действующего закона "Об объектах культурного

4714 наследия..." каждый новый собственник при регистрации договора купли-продажи

4715 и каждый арендатор принимает на себя охранное обязательство. Понятие

4716 охранного обязательства введено федеральным законом о приватизации в 2001

4717 году. В законе содержалось требование по сохранению памятника, которое

4718 впоследствии было дополнено требованием по его содержанию, использованию и по

4719 доступу к нему граждан. Охранное обязательство является дополнением к

4720 обязательному требованию к собственнику содержать своё имущество так, как это

4721 указано в пункте 3 статьи 48 закона "Об объектах культурного наследия..." и в

4722 статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации: собственник и

4723 пользователь обязаны обеспечивать содержание своего имущества с условием

4724 неизменности облика интерьера объекта культурного наследия и в соответствии с

4725 предметом его охраны.

4726

4727 В связи с этим законопроектом не предусмотрено заключение обязательства по

4728 содержанию объекта культурного наследия, поскольку эта норма является нормой

4729 прямого действия и не нуждается в дополнительных договорах. Проектом

4730 предлагается заключение охранного обязательства в случаях, когда в

4731 гражданский оборот попадают объекты наследия, находящиеся в государственной

4732 или муниципальной собственности, так как пользователь или будущий собственник

4733 сознательно идёт на выполнение определённых требований, получая памятник из

4734 рук государства. Для собственника памятника истории и культуры, не

4735 принадлежащего государству, либо объявленного памятником после приобретения

4736 права собственности, либо приватизированного более десяти лет назад, нашим

4737 законопроектом заключение охранного обязательства не предусмотрено. В этом

4738 случае собственник обязан нести бремя содержания этого имущества.

4739

4740 Ну, для примера скажу. Живёт Баба-яга в своей избушке на курьих ножках. Вдруг

4741 эту избушку признают памятником. С этого момента Баба-яга должна заключить

4742 охранное обязательство на восстановление своей избушки в её первоначальном

4743 виде, то есть она должна потратиться: покрыть заново крышу, резьбу сделать и

4744 всё остальное. Если у Бабы-яги денег на это нет, значит, Баба-яга попадает в

4745 трудное положение и её частная избушка может быть отобрана в пользу

4746 государства. Представляется, что в этих случаях ущемляются законом права

4747 частного собственника, так как значительно сокращается его возможность

4748 продать или сдать в аренду своё имущество без оформления будущим

4749 собственником охранного обязательства, и в первую очередь обязательства по

4750 проведению ремонтно-реставрационных работ памятника.

4751

4752 Примером может служить также и предъявление требований проведения

4753 ремонтно-реставрационных работ фасадов высотных домов к владельцам

4754 приватизированных квартир, которые живут в домах-памятниках, являющихся

4755 объектами культурного наследия, а также к жителям деревянных жилых

4756 домов-памятников (я вам уже рассказывала про Бабу-ягу). Нельзя забывать, что

4757 предусмотренная действующим федеральным законом № 73-ФЗ норма о компенсации

4758 собственнику понесённых им затрат на сохранение объекта не работает -

4759 Министерству финансов денег на это жалко, денег нет.

4760

4761 В законопроекте предлагается охранное обязательство именовать обязательством

4762 по сохранению объекта культурного наследия, как и было изначально

4763 предусмотрено в 73-м законе, и дополнить требованием по доступу граждан к

4764 объектам культурного наследия независимо от формы собственности. Указанное

4765 обязательство предлагается регистрировать в Государственном реестре прав на

4766 недвижимое имущество и сделок с ним, условия доступа граждан к объектам

4767 наследия, как в действующем законе, устанавливаются собственником имущества

4768 по согласованию с органом охраны памятника. Проектом федерального закона

4769 даётся определение обязательства по сохранению, устанавливается наличие

4770 указанного обязательства в качестве неотъемлемой части договора или

4771 нормативного акта, регулирующего передачу права на объект культурного

4772 наследия.

4773

4774 Очень важные нормы предусмотрены в статье 2 нашего законопроекта, согласно

4775 которым в течение двух лет со дня вступления в силу закона на все объекты

4776 наследия, переданные юридическим и физическим лицам из государственной и

4777 муниципальной собственности, должны быть оформлены обязательства по

4778 сохранению данных объектов наследия, а в случае отсутствия указанных

4779 обязательств сделки признаются ничтожными. В течение двух лет не оформил

4780 охранное обязательство - сделка по передаче объявляется ничтожной и этот

4781 объект возвращается в собственность муниципалитета или государства.

4782

4783 Существенной является норма, предусматривающая наложение ответственности на

4784 лицо, причинившее ущерб объекту культурного наследия в результате

4785 неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по его сохранению.

4786

4787 Подводя итог сказанному, хочу коротко повторить основные положения нашего

4788 законопроекта. Обязательство по сохранению объекта является существенным

4789 условием всех сделок с объектами культурного наследия, находившимися или

4790 находящимися в государственной или муниципальной собственности. Обязательство

4791 по сохранению объекта оформляется только в случае, когда объект отчуждается

4792 из государственной или муниципальной собственности либо находится в

4793 государственной или муниципальной собственности, то есть обязательство по

4794 сохранению объекта является обременением права собственности, которое

4795 возникает при появлении собственника, готового нести соответствующее

4796 обременение. Остальные собственники и пользователи объектов нашего наследия

4797 несут бремя содержания принадлежащего им имущества, то есть в том виде, в

4798 каком оно существует на нынешний момент, нет требования к реставрации и

4799 восстановлению декора и всех дорогостоящих штучек.

4800

4801 Введены сроки определения и оформления обязательств по сохранению объектов, в

4802 отношении которых ранее не имелось указанных обязательств. Введена норма,

4803 согласно которой сделки с объектами в случае, если обязательства не

4804 оформлены, признаются ничтожными. Предложена норма, согласно которой

4805 требования по доступу граждан к объектам должны регистрироваться в

4806 государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе обязательств

4807 по сохранению объектов культурного наследия, то есть при переходе прав эта

4808 норма остаётся.

4809

4810 Предлагаемые изменения действующего федерального закона не повлекут за собой

4811 расходов из средств федерального бюджета и изменений бюджетного и налогового

4812 законодательства и могут быть реализованы сразу после принятия этого закона.

4813

4814 Прошу поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.

4815

4816 Спасибо.

4817

4818 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Десятиминутный регламент вы выбрали

4819 полностью.

4820

4821 Пожалуйста, Ивлиев, от комитета содоклад по двум законам.

4822

4823 ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Нам на

4824 рассмотрение предложены важнейшие законопроекты в сфере охраны культурного

4825 наследия нашей страны. Культурное наследие нашей страны принадлежит всему

4826 народу, в чьей бы собственности ни находился конкретный объект недвижимости,

4827 и это принципиальное положение, которое позволяет нам устанавливать для

4828 собственников, пользователей объектов культурного наследия ограничения,

4829 позволяющие сохранять объект культурного наследия и для настоящего времени, и

4830 для будущих поколений.

4831

4832 Проекты федеральных законов, предложенные на рассмотрение, неоднократно

4833 обсуждались с представителями общественности и специалистами в области охраны

4834 объектов культурного наследия России. Начало рассмотрению этих проектов

4835 положило обсуждение в экспертном совете Комитета Государственной Думы по

4836 культуре, затем проекты рассматривались во Всероссийском обществе охраны

4837 памятников истории и культуры, в Общественной палате, в Российском

4838 научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени

4839 Лихачёва, в Пскове и Санкт-Петербурге с представителями общественности.

4840 Проекты ещё до их официального внесения были размещены на сайте Комитета по

4841 культуре и были доступны всем желающим для обсуждения. Проекты вызвали живой

4842 отклик специалистов, мы получили большое число замечаний и предложений,

4843 которые были внимательно рассмотрены.

4844

4845 В проекте федерального закона № 163864-5, о котором докладывал депутат

4846 Плескачевский, предпринята попытка восполнить пробелы, обнаруженные в

4847 процессе применения законодательства об объектах культурного наследия. Данным

4848 проектом предлагается уточнить понятие объекта культурного наследия как

4849 исторически взаимосвязанного единого объекта недвижимости, состоящего из

4850 зданий, строений и сооружений и земельного участка, а также предлагается

4851 создание системы государственного учёта объектов культурного наследия,

4852 основанной на взаимосвязи сведений об объекте, включаемых в единый

4853 государственный реестр объектов культурного наследия, со сведениями об этом

4854 объекте, содержащимися в государственном кадастре недвижимости и в Едином

4855 государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4856

4857 Вместо охранного обязательства, предусмотренного законодательством Российской

4858 Федерации только для пользователей и арендаторов объектов культурного

4859 наследия, а также для собственников объектов, отчуждённых из государственной

4860 и муниципальной собственности, законопроектом устанавливается обязанность

4861 заключения собственником договора о выполнении установленных требований при

4862 осуществлении любых сделок по распоряжению объектами культурного наследия.

4863 Это касается случаев передачи объектов в оперативное управление или

4864 хозяйственное ведение, в доверительное управление, при заключении

4865 конституционного соглашения и других случаев перехода права собственности или

4866 пользования на объекты культурного наследия.

4867

4868 Проектом предлагается обязательность наличия в договорах передачи прав

4869 владения или пользования объектами культурного наследия норм,

4870 предусматривающих неустойку, а также возмещение убытков за неисполнение

4871 обязательств. Для обеспечения перехода к каждому новому собственнику

4872 установленных обременений, а также для обеспечения особого правового режима

4873 земель объектов культурного наследия проектом предлагается создание целой

4874 системы, предполагающей регистрацию всех обременений во всех трёх реестрах.

4875

4876 Проектом устанавливается порядок применения санкций в отношении собственника

4877 или пользователя, определяется порядок прекращения права собственности на

4878 объект культурного наследия не только в случае ненадлежащего содержания

4879 памятника, как это предусмотрено действующим законодательством, но также в

4880 случае несоблюдения собственником установленных в отношении данного объекта

4881 ограничений прав или совершения действий, угрожающих сохранности данного

4882 объекта. Проектом вводятся нормы, запрещающие некоторые виды использования

4883 объектов культурного наследия, например под склады и производство взрывчатых

4884 и огнеопасных материалов, материалов, загрязняющих интерьер, оказывающих

4885 динамическое или вибрационное воздействие на конструкции.

4886

4887 Важно, что уточняется процедура приватизации объектов культурного наследия и

4888 предусматривается возможность такой приватизации только на конкурсной основе.

4889 Предполагается возможность исключения из стоимости приватизированного объекта

4890 культурного наследия расходов, необходимых для проведения

4891 ремонтно-реставрационных работ на данном объекте. Также важно, что

4892 предусмотрено возмездное прекращение права собственности на объект

4893 культурного наследия в случае невыполнения установленных законом требований.

4894

4895 Законопроектом устанавливается порядок доступа граждан к объектам культурного

4896 наследия, условия которого определяются органом охраны объектов культурного

4897 наследия с учётом предложений собственника объекта, а не собственником по

4898 согласованию с органом охраны, как это предусмотрено действующим законом.

4899 Вводится процедура общественного обсуждения заключения историко-культурной

4900 экспертизы.

4901

4902 Важно также, что наряду с обязанностями собственники, физические и

4903 юридические лица, получают права, необходимые им для сохранения объектов

4904 культурного наследия. Проектом предусматриваются меры поощрения

4905 добросовестных собственников, в том числе предоставление бюджетных субсидий

4906 собственникам объектов культурного наследия, осуществившим работы по их

4907 сохранению, освобождение от налога на добавленную стоимость в случае

4908 производства научно-исследовательских, проектных и противоаварийных работ.

4909 Важно также, что установлены имущественные налоговые вычеты по налогу на

4910 доходы физических лиц в сумме, израсходованной налогоплательщиком на

4911 приобретение на территории Российской Федерации объекта культурного наследия.

4912 Предлагается освободить от налогообложения организации - в отношении всех

4913 объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, а

4914 не только объектов федерального значения. Однако предлагаемые меры

4915 экономического характера нуждаются в доработке, как это стало понятным из

4916 заключений, поступивших в комитет Государственной Думы от комитетов,

4917 являющихся соисполнителями по данному законопроекту. На совещании в Комитете

4918 по культуре с участием специалистов Комитета по бюджету и налогам и Комитета

4919 по строительству и земельным отношениям были обсуждены замечания, касающиеся

4920 изменения налогового и бюджетного законодательства, законодательства в сфере

4921 градостроительной деятельности. В результате была достигнута договорённость о

4922 корректировке в дальнейшем предложенных положений Налогового кодекса в части

4923 состава документов, представляемых для получения права на льготы, ограничения

4924 размера и количества имущественных вычетов. Были рассмотрены также другие

4925 замечания и предложены направления, чтобы их учесть. Достигнута

4926 договорённость о доработке определения понятия земельного участка объекта

4927 культурного наследия и его взаимосвязи с понятием "территория объекта

4928 культурного наследия".

4929

4930 На законопроект поступило семьдесят два положительных заключения из органов

4931 государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых

4932 высказывались замечания и предложения. Есть восемнадцать отрицательных

4933 заключений. Отрицательные заключения связаны главным образом с тем положением

4934 законопроекта, в котором предлагается передать полномочия по охране объектов

4935 культурного наследия на федеральный уровень. Очевидно, необходимость создания

4936 территориальных органов федеральной службы по охране объектов культурного

4937 наследия существует. И мы должны внимательно рассмотреть вопрос о соотношении

4938 полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской

4939 Федерации, с тем чтобы найти оптимальную модель сохранения.

4940

4941 Замечания касаются также того, что в проекте необходимо предусмотреть

4942 доработку отдельных положений в части обеспечения сохранности объектов

4943 археологического наследия. Действительно, такая необходимость существует. И у

4944 нас есть предложения археологов по доработке этого законопроекта. Причём эти

4945 предложения касаются не только проекта, который мы внесли, но и всего закона

4946 "Об объектах культурного наследия...", начиная с введения статьи о понятии

4947 археологического наследия. И очевидно, что такие поправки мы будем готовить

4948 ко второму чтению и принимать.

4949

4950 Важно также отметить необходимость доработки понятия историко-культурной

4951 экспертизы, и, скорее всего, существует необходимость добавления слова

4952 "государственной" - государственная историко-культурная экспертиза, - для

4953 культурной общественности это положение очень важно. Дополнения, предлагаемые

4954 в отдельные законодательные акты Российской Федерации - а их десять, и это

4955 Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, законы "Об

4956 оценочной деятельности...", "Об исполнительном производстве" и другие, -

4957 позволяют обеспечить полноценную защиту объектов культурного наследия в

4958 различных случаях, связанных с гражданским оборотом недвижимости. Внесения

4959 изменений только в закон "Об объектах культурного наследия...", конечно же,

4960 недостаточно. Система охраны объектов культурного наследия должна быть тесно

4961 связана со всей процедурой гражданского оборота недвижимости, и только в этой

4962 взаимосвязи мы увидим, что гражданский оборот не будет разрушать систему

4963 охраны объектов культурного наследия.

4964

4965 Предлагается также рассмотреть вопрос о вступлении в силу предлагаемого

4966 закона, такую норму мы будем согласовывать и определять с учётом срока,

4967 необходимого на доработку данного законопроекта.

4968

4969 Этот законопроект был поддержан Правительством Российской Федерации, но в то

4970 же время замечаний было достаточно много, поэтому комитет предложил авторам

4971 перевнести этот законопроект. У нас есть справка об учёте замечаний

4972 правительства, большая часть этих замечаний учтена, остальные будут

4973 доработаны до второго чтения.

4974

4975 Важно также отметить активную работу по этому законопроекту

4976 комитетов-соисполнителей, среди которых не только Комитет по собственности и

4977 Комитет по строительству и земельным отношениям, но и другие комитеты:

4978 Комитет по бюджету и налогам, Комитет по гражданскому, уголовному,

4979 арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет по делам

4980 общественных объединений и религиозных организаций и некоторые другие. И мы

4981 очень признательны нашим коллегам за оценку и поддержку этого законопроекта.

4982 Все комитеты дали и серьёзные замечания, которые мы будем рассматривать до

4983 второго чтения, но во всех заключениях поддерживается принятие законопроекта

4984 в первом чтении.

4985

4986 Несколько слов о другом законопроекте, который был внесён... (Микрофон

4987 отключён.)

4988

4989 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время.

4990

4991 Добавьте минуту.

4992

4993 ИВЛИЕВ Г. П. ...законопроект был очень важным этапом в развитии наших

4994 представлений о том, какое должно быть законодательство, но часть его

4995 положений уже использована в других нормативных актах, которые были приняты.

4996 Часть положений не противоречит тому законопроекту, о котором я вам

4997 докладывал. Мы признательны авторам этого законопроекта за большую работу, но

4998 комитет предлагает альтернативный проект отклонить и проголосовать за

4999 законопроект, рассмотренный первым, так как он охватывает большую часть

5000 положений, предусмотренных и вторым законопроектом, и в то же время он, так

5001 сказать, гораздо больший предмет имеет.

5002

5003 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5004

5005 Есть ли вопросы? Есть вопросы: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь,

5006 восемь. Коллеги, давайте, может быть, по одному вопросу от фракции?

5007

5008 Депутату Тягунову включите микрофон.

5009

5010 ТЯГУНОВ А. А. Я как раз и хотел внести предложение: по одному от фракции.

5011

5012 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - два вопроса, от фракции "ЕДИНАЯ

5013 РОССИЯ" - один, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - два, от КПРФ - четыре.

5014

5015 По ведению - депутат Коломейцев.

5016

5017 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.

5018

5019 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, можно вообще всё

5020 свести к абсурду - вообще не задавать вопросы. Мы рассматриваем два

5021 альтернативных законопроекта, председателю комитета даже не хватило

5022 регламентных пятнадцати минут для доклада, а вы хотите по полвопроса. Ну что

5023 же вы законотворчество так ни во что ставите?! Я считаю, что, если есть

5024 вопросы, их надо задавать. Давайте ограничим по времени рассмотрение вопроса

5025 и зададим все вопросы.

5026

5027 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, было предложение Тягунова, и есть

5028 альтернативное предложение Рохмистрова.

5029

5030 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5031

5032 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказал, что четыре вопроса от фракции коммунистов,

5033 были руки, два вопроса от фракции ЛДПР, один от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", два

5034 вопроса от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".

5035

5036 Пожалуйста, Рохмистров.

5037

5038 РОХМИСТРОВ М. С. Я предлагаю компромиссное решение: хотя бы по два вопроса.

5039 Всё-таки мы обсуждаем с вами единственный вид имущества, который прописан

5040 отдельной строкой в Конституции России, по которому государство выступает

5041 гарантом, поэтому давайте хотя бы по два вопроса.

5042

5043 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будете возражать, если по два вопроса?

5044 Давайте по два.

5045

5046 Пожалуйста, от фракции КПРФ кто задаёт вопрос? Локоть Анатолий Евгеньевич.

5047

5048 ЛОКОТЬ А. Е. У меня двум основным докладчикам вопрос. Настораживают прежде

5049 всего два момента.

5050

5051 Первое. Сегодня очень уважаемый человек в культуре - министр культуры

5052 произнёс, дважды повторив, концептуальный, на мой взгляд, тезис о том, что у

5053 нас в России культура вступила в конфликт с рыночными отношениями, и

5054 проиллюстрировал это яркими примерами.

5055

5056 Второе. Некоторое время назад средства массовой информации были переполнены

5057 примерами случаев, когда просто утрачивались объекты культурного наследия,

5058 которые перешли в частные руки. В частности, очень много видеосюжетов было по

5059 городу Москве - рушились фасады, крыши и так далее, и так далее. Вот свежая

5060 "Комсомолка" со статьёй о том, в каком плохом состоянии находится икона,

5061 которая, правда, не в частные руки, а религиозной организации была передана.

5062

5063 У меня вопрос...

5064

5065 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот видите, договорились по два вопроса от фракции и

5066 не укладываемся даже во время.

5067

5068 Пожалуйста, вопрос-то задайте, Анатолий Евгеньевич.

5069

5070 ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос: существует ли сегодня статистика, примеры того,

5071 что происходит с объектами культурного наследия, которые переходят в частные

5072 руки?

5073

5074 Спасибо.

5075

5076 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Кто отвечает?

5077

5078 ИВЛИЕВ Г. П. Давайте я отвечу.

5079