Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 164297-5 О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

у Президента РФ
28.11.2009

Номер законопроекта:164297-5
Комментарий законопроекта:в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также оказанию коммунальных услуг
Дата внесения законопроекта в ГД:18.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/164297-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Профильный комитет:Комитет ГД по бюджету и налогам
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Дата изменения статуса/фазы:28.11.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:287-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №164297-5 О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также оказанию коммунальных услуг

Дата заседания 18.11.2009, номер заседания 124, строк в стенограмме 10325

О проекте федерального закона № 164297-5 "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1345 Вопрос 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и

1346 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена

1347 Комитета по бюджету и налогам Евгения Александровича Самойлова.

1348

1349 Пожалуйста.

1350

1351 САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1352

1353 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все

1354 надлежащие экспертизы к третьему чтению и рекомендуется комитетом к принятию.

1355

1356 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1357

1358 Будут ли замечания по докладу, желание выступить по мотивам? Рохмистров

1359 Максим Станиславович - по мотивам записываю.

1360

1361 Выносим проект федерального закона на "час голосования".

1362

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

9735 Пункт 4.

9736

9737 Рохмистров, пожалуйста, по мотивам от фракции.

9738

9739 РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, в части освобождения от налога на

9740 добавленную стоимость мы всегда выступали за, но говорили: надо быть

9741 последовательными и не применять так называемую налоговую ставку ноль

9742 процентов, когда деньги потом надо назад истребовать из налоговой инспекции,

9743 а истребование у нас происходит всегда с откатами. Поэтому то, что наконец

9744 пошли на то, чтобы освобождать от налога на добавленную стоимость - это

9745 хорошо, но мы считаем данную меру недостаточной. Мы считаем, что необходимо

9746 срочно пересматривать вообще всю практику взимания налога на добавленную

9747 стоимость, и здесь есть два пути, эксперты их называют. Первый путь - это

9748 снижение налога на добавленную стоимость до разумных рамок, где-то до 12

9749 процентов. В этом случае мы и коррупционную составляющую убираем, которая

9750 сегодня достаточно высокая, и грешат ею в основном представители налоговой

9751 службы, а именно в части льгот, которые предоставляются по налогу на

9752 добавленную стоимость, и уменьшаем нагрузку на реальный сектор экономики, на

9753 предприятия реального сектора экономики, для которых сегодняшняя действующая

9754 ставка налога на добавленную стоимость является фактически запретом на

9755 развитие.

9756

9757 Второй путь, он наиболее эффективен, - это применение самого легко

9758 администрируемого налога - налога с продаж, который является более

9759 эффективным налогом. Он решит те проблемы, с которыми сегодня у нас никак не

9760 могут справиться - это фирмы-однодневки, это завышение себестоимости товара,

9761 и целая куча других проблем. И вот хотя бы взять тот факт, что у нас сбором

9762 налога на добавленную стоимость занимаются порядка 70 процентов всех

9763 сотрудников Федеральной налоговой службы, то есть почти весь огромный аппарат

9764 сидит и занимается налогом на добавленную стоимость. И если бы мы увидели те

9765 данные, в получении которых, к сожалению, мне даже через Государственную Думу

9766 почему-то отказывают, когда я даю протокольное поручение (это в части

9767 возврата из бюджета либо зачёта неправомерно начисленного налога на

9768 добавленную стоимость), эти позиции, наверное, убедили бы всех в том, что

9769 надо срочно менять что-то в этой системе и вводить налог с продаж, как

9770 наиболее эффективный, наиболее легко администрируемый. Это достаточно ярко

9771 видно и в бюджете, доходная часть которого просто не выдерживает никакой

9772 критики. И сегодня, наверное, второе чтение бюджета прошло бы гораздо проще,

9773 если бы у нас был достаточно эффективный налог... (Микрофон отключён.)

9774

9775 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время.

9776

9777 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

9778 статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

9779

9780 Включите режим голосования.

9781

9782 Покажите результаты.

9783

9784 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 42 мин. 05 сек.)

9785 Проголосовало за 352 чел.78,2%

9786 Проголосовало против 0 чел.0,0%

9787 Воздержалось 0 чел.0,0%

9788 Голосовало 352 чел.

9789 Не голосовало 98 чел.21,8%

9790 Результат: принято

9791

9792 Принято.

9793

Дата заседания 13.11.2009, номер заседания 123, строк в стенограмме 6950

О проекте федерального закона № 164297-5 "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3576 Пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и

3577 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает член

3578 Комитета по бюджету и налогам Евгений Александрович Самойлов.

3579

3580 САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

3581

3582 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом, напомню,

3583 предусматривается освобождение от НДС операций по реализации конечным

3584 потребителям коммунальных услуг и строительных работ по содержанию и ремонту

3585 общего имущества в многоквартирном доме, которые организации покупают,

3586 соответственно, у поставщиков таких услуг и работ.

3587

3588 В ходе подготовки ко второму чтению поступили в комитет пятнадцать поправок,

3589 две из них рекомендованы к принятию, они касаются возможности предоставления

3590 права выбора организации по пользованию такой льготой и сроков введения,

3591 тринадцать рекомендованы к отклонению. Комитет просит поддержать

3592 соответствующие таблицы.

3593

3594 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1, здесь две поправки,

3595 которые комитет рекомендует принять.

3596

3597 Депутат Хованская, пожалуйста.

3598

3599 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.

3600

3601 Я прошу исключить поправку 1 из таблицы.

3602

3603 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1 выносится на отдельное голосование.

3604

3605 Ставится на голосование таблица 1, за исключением поправки 1.

3606

3607 Включите режим голосования.

3608

3609 Я понимаю, мы голосуем таблицу без 1-й поправки.

3610

3611 Покажите результаты.

3612

3613 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 52 сек.)

3614 Проголосовало за 389 чел.86,4%

3615 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3616 Воздержалось 0 чел.0,0%

3617 Голосовало 389 чел.

3618 Не голосовало 61 чел.13,6%

3619 Результат: принято

3620

3621 Таблица принимается без 1-й поправки, по которой обосновывает сейчас свою

3622 позицию депутат Хованская.

3623

3624 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.

3625

3626 Уважаемые коллеги, представленная редакция даже хуже предыдущего варианта,

3627 потому что, сохраняя все дефекты, которые были в первом чтении, дополняет ещё

3628 норму: кроме организаций коммунального комплекса указываются поставщики

3629 электрической энергии и газоснабжающие организации. Возникает двойное

3630 толкование при применении этой нормы, потому что у нас чётко в Жилищном

3631 кодексе, в статье 154, части 4, перечислено, какие коммунальные услуги

3632 предоставляются гражданам.

3633

3634 Зачем вот это уточнение? Оно только введёт дополнительные неприятные моменты

3635 при правоприменении, поэтому я предлагаю хотя бы сохранить редакцию первого

3636 чтения, хотя к ней у меня тоже очень много претензий.

3637

3638 Спасибо.

3639

3640 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет, ваша реакция.

3641

3642 САМОЙЛОВ Е. А. Мы, наоборот, дорабатывая законопроект ко второму чтению,

3643 попытались конкретизировать и уточнить эти понятия. Действительно, мы не

3644 ставили целью подробно расшифровывать, да и неправильно в Налоговом кодексе

3645 прописывать понятие "коммунальные услуги", но вот как раз такими добавлениями

3646 мы пытались сделать так, чтобы эти понятия не потерялись и как раз эти

3647 организации тоже подпадали под исключение по налогу на добавленную стоимость.

3648

3649 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы принятых.

3650 Комитет предлагает оставить её в таблице принятых, депутат Хованская

3651 предлагает её отклонить.

3652

3653 Включите режим голосования.

3654

3655 Покажите результаты.

3656

3657 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 03 сек.)

3658 Проголосовало за 309 чел.68,7%

3659 Проголосовало против 38 чел.8,4%

3660 Воздержалось 0 чел.0,0%

3661 Голосовало 347 чел.

3662 Не голосовало 103 чел.22,9%

3663 Результат: принято

3664

3665 Поправка остаётся в таблице принятых.

3666

3667 Переходим к таблице 2. Здесь тринадцать поправок, отклонённых комитетом. Есть

3668 предложение у депутата Хованской.

3669

3670 Пожалуйста, Галина Петровна, какие поправки вынесем на отдельное голосование?

3671

3672 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.

3673

3674 Уважаемые коллеги, я предлагаю исключить из таблицы поправок, предложенных к

3675 отклонению, 1, 2, 9 и 12-ю поправки, поставить их на отдельное голосование.

3676

3677 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 за исключением 1, 2,

3678 9 и 12-й поправок.

3679

3680 Включите режим голосования.

3681

3682 Покажите результаты.

3683

3684 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 03 сек.)

3685 Проголосовало за 338 чел.75,1%

3686 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3687 Воздержалось 0 чел.0,0%

3688 Голосовало 338 чел.

3689 Не голосовало 112 чел.24,9%

3690 Результат: принято

3691

3692 Таблица принята.

3693

3694 Пожалуйста, включите микрофон депутату Хованской. Обоснование по поправке 1.

3695

3696 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Олег Викторович, разрешите мне 1-ю и 2-ю поправки

3697 прокомментировать вместе...

3698

3699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно.

3700

3701 ХОВАНСКАЯ Г. П. ...потому что 1-я, она техническая более-менее.

3702

3703 По поправке 2 следующий комментарий. Дело в том, что деятельность товариществ

3704 собственников жилья, жилищных кооперативов и так далее подпадает под действие

3705 статьи 146, она не признаётся объектом налогообложения вот согласно пункту 2

3706 статьи 146, поэтому именно сюда нужно было вносить вот эти перечисления. Мы,

3707 по существу, сейчас начинаем освобождать от налога те юридические лица, те

3708 некоммерческие организации, которые и так не должны платить этот налог.

3709 Поэтому совершенно уместно было бы внести в статью 146, пункт 2, вот эти

3710 изменения, которые я предлагаю поправкой 2. Прошу поддержать.

3711

3712 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.

3713

3714 САМОЙЛОВ Е. А. Комитет категорически не согласен с такой позицией. Как раз

3715 целью законопроекта является облегчение администрирования налога на

3716 добавленную стоимость, то есть товарищества собственников жилья не будут

3717 просто подавать налоговые декларации и отчитываться по этому налогу, потому

3718 что всё равно обычно он у них равен нулю. А как раз изменение в статью 146

3719 введёт дополнительный объект, который освобождается от обложения этим налогом

3720 и освободит всю цепочку таких операций, в том числе, понятно, будет пересчёт

3721 тарифов и пересчёт этих услуг и будут серьёзные потери для федерального

3722 бюджета, кои мы допустить не можем, нет такой цели у этого законопроекта.

3723

3724 Комитет не поддерживает данную поправку.

3725

3726 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, могу ли я с разрешения депутата Хованской

3727 поставить на голосование 1-ю и 2-ю поправки вместе? Ставится на голосование

3728 1-я и 2-я поправки из таблицы отклонённых. Депутат Хованская предлагает эти

3729 поправки принять. Комитет предлагает их отклонить.

3730

3731 Включите режим голосования.

3732

3733 Покажите результаты.

3734

3735 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 40 сек.)

3736 Проголосовало за 37 чел.8,2%

3737 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3738 Воздержалось 1 чел.0,2%

3739 Голосовало 38 чел.

3740 Не голосовало 412 чел.91,6%

3741 Результат: не принято

3742

3743 Остаются в таблице отклонённых эти две поправки.

3744

3745 Поправка 9. Пожалуйста, Галина Петровна.

3746

3747 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Олег Викторович.

3748

3749 Уважаемые коллеги, поправкой 9 я пытаюсь исправить дефекты, которые были

3750 присущи тексту, принятому в первом чтении. Неужели мы действительно думаем,

3751 что именно управляющая организация, ТСЖ или ЖСК предоставляют коммунальные

3752 услуги? Большей глупости придумать просто нельзя! Дело в том, что у нас есть

3753 ресурсоснабжающие организации, которые предоставляют услуги, а товарищество

3754 собственников жилья, управляющая компания или жилищно-строительный кооператив

3755 никакого отношения к производству этой услуги не имеют. Они лишь подписывают,

3756 заключают договор и контролируют исполнение этого договора. Нельзя

3757 перепродать услугу, неужели это непонятно?!

3758

3759 Я уже не говорю про терминологию, про то, что мы этой формулировкой

3760 выкидываем то, что сейчас, по существу, будет приниматься. Вот ситуация с

3761 кооперативами, где нет общего имущества, а у нас это в тексте связано с общим

3762 имуществом. Ведь кооператив - это юридическое лицо. Могут быть ситуации,

3763 когда пай не выплачен ни одним из членов, и сейчас у нас будут такие ситуации

3764 в малоэтажках, когда очередников мы будем объединять в кооперативы, в частных

3765 домах, в домах на одну семью - нет там никакого общего имущества. Мы знаем,

3766 когда возникает общее имущество. Почему эта поправка отклоняется, мне понять

3767 совершенно невозможно.

3768

3769 Я уже не говорю про термины. Нет у нас термина "жильё" в Жилищном кодексе, у

3770 нас есть термины "жилище" и "жилое помещение" в Конституции и в Жилищном

3771 кодексе. Но это уже мелочи по сравнению с тем, о чём я сказала.

3772

3773 Пожалуйста, поддержите поправку 9.

3774

3775 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, позиция комитета.

3776

3777 САМОЙЛОВ Е. А. На самом деле вопрос с терминологией, я думаю, будет решаться

3778 при подготовке к третьему чтению.

3779

3780 А по поводу перепродажи коммунальной услуги... А чем, как не перепродажей,

3781 занимаются организации, непосредственно обслуживающие жителей? Они работают с

3782 поставщиками и непосредственно перепродают услуги конкретно каждому

3783 домовладельцу, каждому квартиранту.

3784

3785 Поэтому мы не можем согласиться с вашей формулировкой и с вашими терминами.

3786

3787 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 9 из таблицы поправок,

3788 рекомендуемых к отклонению. Депутат Хованская предлагает её принять. Комитет

3789 против.

3790

3791 Включите режим голосования.

3792

3793 Покажите результаты.

3794

3795 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 55 сек.)

3796 Проголосовало за 90 чел.20,0%

3797 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3798 Воздержалось 0 чел.0,0%

3799 Голосовало 90 чел.

3800 Не голосовало 360 чел.80,0%

3801 Результат: не принято

3802

3803 Не принято, эта поправка остаётся в таблице отклонённых.

3804

3805 Поправка 12. Пожалуйста, депутат Хованская, ваше обоснование.

3806

3807 ХОВАНСКАЯ Г. П. Снимается - дальнейшая дискуссия бессмысленна.

3808

3809 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы поправки рассмотрели.

3810

3811 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

3812 статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" во

3813 втором чтении.

3814

3815 Включите режим голосования.

3816

3817 Покажите результаты.

3818

3819 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 45 сек.)

3820 Проголосовало за 405 чел.90,0%

3821 Проголосовало против 0 чел.0,0%

3822 Воздержалось 0 чел.0,0%

3823 Голосовало 405 чел.

3824 Не голосовало 45 чел.10,0%

3825 Результат: принято

3826

3827 Принимается.

3828

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4796 ЯХИХАЖИЕВ С. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4797

4798 Уважаемая Надежда Васильевна, по пункту 14 повестки дня Дедов, Зырянов,

4799 Никонов и Яхихажиев голосовали за.

4800

4801 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4802

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5570 ОСАДЧИЙ С. Ю. Для протокола, коллеги: по 14-му вопросу повестки дня, это о

5571 проекте федерального закона № 164297-5, Груздев, Егоров, Ищенко и Симановский

5572 голосовали за.

5573

5574 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5575

Дата заседания 13.05.2009, номер заседания 93, строк в стенограмме 6576

О проекте федерального закона № 164297-5 "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также коммунальных услуг).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1520 Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 162

1521 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Сергея

1522 Дмитриевича Шаталова.

1523

1524 Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.

1525

1526 ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

1527 статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.

1528

1529 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект предлагает

1530 упрощение налогообложения и освобождение от налога на добавленную стоимость

1531 некоторых видов работ и услуг.

1532

1533 О чём идёт речь? Товарищество собственников жилья может оказывать достаточно

1534 широкий круг услуг, который выражается в предоставлении коммунальных услуг -

1535 это водо-, газо-, электроснабжение, - а также услуг и работ по содержанию и

1536 ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом товарищества

1537 собственников жилья, по существу, выступают посредниками и сборщиками платы в

1538 пользу других специализированных организаций, которые непосредственно

1539 занимаются поставками или ремонтом.

1540

1541 В этих условиях, на наш взгляд, разумно освободить деятельность товариществ

1542 собственников жилья по предоставлению этих услуг от налога на добавленную

1543 стоимость, тем более что арбитражная практика как раз идёт по этому пути и

1544 уже есть целый ряд решений, в соответствии с которыми признано, что здесь

1545 объекта для налогообложения не существует. Аналогичные услуги могут

1546 оказываться управляющими компаниями, а также жилищно-строительными,

1547 строительными кооперативами и другими специализированными кооперативами. В

1548 этих условиях разумно принять симметричное решение и такие кооперативы тоже

1549 освободить от налогообложения. Именно это предлагает правительство.

1550

1551 Кроме того, для осуществления ремонта мест общего пользования в

1552 многоквартирных домах во многих случаях создаётся резерв на предстоящий

1553 ремонт. Те средства, которые поступают на формирование этого резерва, на наш

1554 взгляд, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, и это ещё одна

1555 норма, которая предлагается этим законопроектом.

1556

1557 Мы просим его поддержать.

1558

1559 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Дмитриевич.

1560

1561 Содоклад делает член Комитета по бюджету и налогам Евгений Александрович

1562 Самойлов.

1563

1564 САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1565

1566 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет также предлагает

1567 поддержать этот законопроект. Действительно, он существенно облегчает

1568 администрирование по этому налогу, облегчает работу бухгалтерам товариществ

1569 собственников жилья.

1570

1571 Вместе с тем коротко обращу внимание на некоторые недостатки, на которые

1572 обратил внимание на заседании комитета. Не сформулировано чётко понятие

1573 "коммунальные услуги", как оно сформулировано в отраслевом законодательстве.

1574 Мне кажется, это надо доработать. Более того, комитет считает необходимым

1575 обратить внимание на невключение индивидуальных предпринимателей в перечень

1576 тех лиц, оплата услуг которых освобождается от НДС, и предлагает также

1577 освободить от НДС эту категорию плательщиков. Так же концептуально стоит

1578 рассмотреть вопрос о работах, производимых самим собственником жилья. Он не

1579 рассмотрен, но, мне кажется, основания для этого есть.

1580

1581 Поэтому с учётом этих предложений и некоторых замечаний юридико-технического

1582 характера предлагается законопроект поддержать и ко второму чтению

1583 доработать.

1584

1585 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите секундочку, есть вопросы, может

1586 быть, и к вам.

1587

1588 Много рук. Давайте-ка запишемся.

1589

1590 Пожалуйста, включите режим записи.

1591

1592 Покажите результаты записи.

1593

1594 Шесть человек.

1595

1596 Рохмистров, пожалуйста.

1597

1598 РОХМИСТРОВ М. С. Первый раз в этом году первый.

1599

1600 Прозвучала фраза: упрощает администрирование. В связи с этим у меня такой

1601 вопрос. У нас обычно применение нулевой ставки НДС связано с тем, что потом

1602 предприятие получает так называемый возврат НДС. То есть проводятся

1603 документарные, камеральные проверки, которые длятся в течение шести месяцев,

1604 после этого - коррупционная договорённость на откат 25-30 процентов, а потом

1605 осуществляется возврат НДС. Вот упрощённое администрирование - это что,

1606 зафиксирована ставка отката, что ли, или в чём там упрощение

1607 администрирования? Непонятно.

1608

1609 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это кому вопрос?

1610

1611 РОХМИСТРОВ М. С. Обоим.

1612

1613 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шаталов, пожалуйста.

1614

1615 ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Максим Станиславович, хочу обратить ваше внимание: не

1616 идёт речь о нулевой ставке, а предлагается освободить эти услуги от

1617 налогообложения. Это абсолютно разные вещи. Никаких возвратов, никаких

1618 откатов.

1619

1620 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ исчерпывающий.

1621

1622 Депутат Федоткин.

1623

1624 ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос, наверное, Сергей Дмитриевич, к вам.

1625

1626 Вот как изменятся тарифы по сравнению с нынешними или с теми, которые

1627 продекларированы на ближайший год, - они уменьшатся или останутся на прежнем

1628 уровне? В таком случае вся экономия, которая заложена в прежних тарифах, но

1629 при пониженных налогах, просто останется в карманах у этих фирм, которые

1630 обслуживают, а население ничего не выиграет. С уменьшением тарифов как-то

1631 связано принятие этого закона?

1632

1633 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.

1634

1635 ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.

1636

1637 Никак не связано с тарифами, более того, я в своём выступлении говорил, что

1638 это не более чем законодательное оформление сложившейся правоприменительной

1639 практики, уже подтверждённой судами, то есть, по существу, механизм уже

1640 работает.

1641

1642 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.

1643

1644 РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.

1645

1646 Сергей Дмитриевич, я, конечно, на стороне жителей, за то, чтобы они всё-таки

1647 платили как можно меньше, а получали как можно больше услуг и более

1648 качественных. Но, по мнению якобы Правительства Российской Федерации,

1649 освобождение от налогообложения по НДС не ведёт к потерям федерального

1650 бюджета. Поясните, пожалуйста, вот эту связь.

1651

1652 ШАТАЛОВ С. Д. Я ещё раз хочу подтвердить, что речь идёт о закреплении

1653 правоприменительной практики. Сегодня этот налог не уплачивается, но

1654 основания для того, чтобы он не уплачивался, базируются в основном на

1655 спорных... на прецедентах и на судебных решениях. Теперь законодательство

1656 закрепляет эту норму и, соответственно, никакого перераспределения или

1657 дополнительного налогообложения здесь не происходит.

1658

1659 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.

1660

1661 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.

1662

1663 Уважаемый Сергей Дмитриевич, считаете ли вы возможным задним числом его

1664 ввести в действие, хотя бы с 1 января, учитывая, что всё-таки люди платят

1665 свои деньги и ремонтируют свои дома и места общего пользования? Тем более вы

1666 сказали, что он не изымается, хотя я имею другую информацию.

1667

1668 ШАТАЛОВ С. Д. Давайте этот вопрос обсудим, может быть, при подготовке ко

1669 второму чтению. Я не вижу острой актуальности этого вопроса, но если вы

1670 представите такие примеры, мы их рассмотрим.

1671

1672 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть.

1673

1674 ЛОКОТЬ А. Е. Облегчить работу бухгалтеров - конечно, это очень важно, но,

1675 наверное, цель данного законопроекта всё-таки другая, мы должны думать о

1676 квартиросъёмщиках, и поэтому, Сергей Дмитриевич, вопрос к вам. Поскольку этот

1677 закон одинаков для всех форм управления собственностью, жилыми квартирами, не

1678 считаете ли вы сейчас необходимым сделать второй шаг и уравнять в этом

1679 отношении в правах... дать возможность пользоваться фондом реформирования

1680 ЖКХ, с тем чтобы в отношении вот этого самого капитального ремонта, о котором

1681 идёт речь в данном законе, были одинаковые возможности у всех пользователей?

1682

1683 Спасибо.

1684

1685 ШАТАЛОВ С. Д. На мой взгляд, это совершенно другая и неочевидная норма,

1686 которую вы предлагаете, поскольку налогоплательщиками в случае, если

1687 используются средства фонда, будут выступать те организации, которые

1688 оказывают соответствующие услуги. Поэтому это сомнительно. Давайте рассмотрим

1689 при подготовке ко второму чтению.

1690

1691 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хованская Галина Петровна.

1692

1693 ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "Справедливая Россия".

1694

1695 Уважаемый Сергей Дмитриевич, я буквально счастлива, что через полтора года

1696 хотя бы после постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда № 57 от 5

1697 октября 2007 года министерство поняло, что нет вообще темы для

1698 налогообложения. Поэтому у меня к вам единственный вопрос. Вы в своём

1699 выступлении сказали, что не существует объекта налогообложения. Так почему же

1700 в проекте этот объект присутствует? Вы освобождаете от налога, который и так

1701 не должны платить. То есть идея-то правильная, но изменения нужно вносить не

1702 в эту статью, а в статью 146.

1703

1704 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.

1705

1706 ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.

1707

1708 На мой взгляд, то, что нет объекта, - это, скорее, не совсем точное описание,

1709 формулировка. Услуга, которая здесь присутствует, которая здесь описывается,

1710 на самом деле существует. Она предоставляется, как правило, безвозмездно. И с

1711 этой точки зрения, мне кажется, локализация 149-й статьи Налогового кодекса

1712 является абсолютно правильной.

1713

1714 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру вопросов и

1715 ответов. Есть ли желающие выступить? Есть, двое, Рохмистров и Хованская. Нет,

1716 ещё Коломейцев. Трое, подводим черту.

1717

1718 Пожалуйста, депутат Рохмистров.

1719

1720 РОХМИСТРОВ М. С. Наша фракция поддержит настоящий законопроект. Мой вопрос

1721 был не случайный, это не значит, что мы не читали законопроект и не поняли, в

1722 чём его суть, просто хотелось бы обратить внимание ещё раз (мы неоднократно

1723 обращали) на налог на добавленную стоимость. Не секрет, что это один из самых

1724 коррупционных налогов, который сегодня применяется у нас в стране. Кроме

1725 того, если мы проанализируем ситуацию во всех странах, увидим, что у нас один

1726 из самых высоких в Европе налог на добавленную стоимость, что существенно

1727 сдерживает развитие нашего реального сектора экономики. То есть он один из

1728 самых сложно администрируемых налогов, потому что при применении нулевой

1729 налоговой ставки, которая у нас декларируется, узкому кругу предприятий

1730 возвращается НДС без жёстких, так сказать, карательных мер и без откатов, все

1731 остальные товарищи, которые у нас работают по данной ставке, так или иначе

1732 участвуют в схемах коррупционных. Если вы посмотрите анализ МВД о привлечении

1733 за коррупцию, вы не найдёте ни одного привлечения должностного лица,

1734 связанного с получением отката по налогу на добавленную стоимость, хотя все

1735 прекрасно знают, что это есть, потому что, во-первых, и нити тянутся очень

1736 далеко и очень высоко, и суммы там не 15 тысяч рублей, а гораздо больше.

1737 Махинаций с входящим НДС, с выплатой происходит великое множество. Судебные

1738 процессы... Суды завалены исками. И не секрет, что многим добросовестным

1739 плательщикам НДС не возвращается. Не секрет, что в последнее время меньше, но

1740 всё равно так называемые схемные, когда не было реально произведено никаких

1741 работ, получают возврат. То есть фактически воруют деньги из бюджета.

1742

1743 Один из самых сложно администрируемых налогов. Наша фракция неоднократно

1744 выступала, с тем чтобы отменить данную схему применения налога на добавленную

1745 стоимость и взамен выпадающих доходов ввести легко администрируемый налог с

1746 продаж, который и администрируется легко, и имеет большую собираемость, он

1747 более прозрачный, соответственно, коррупции здесь будет меньше. Если мы

1748 декларируем борьбу с коррупцией, то, наверное, надо показывать какие-то

1749 результаты. На сегодняшний день те результаты, которые у нас имеются...

1750 Чиновники, которые занимаются возвратами миллиардов, сами лично решают,

1751 должны они быть возвращены или не должны. Как вы догадываетесь, суммы тут

1752 другие, и когда какого-то чиновника, который работает в этой сфере,

1753 задерживают с 15 тысячами рублей взятки - это вызывает только смех. Все

1754 прекрасно понимают, сколько этот чиновник зарабатывает на одних откатах по

1755 возврату НДС, учитывая, сколько в среднем через каждую налоговую инспекцию

1756 проходит возвратов НДС, и зная, что ставки по откатам от 20 до 35 процентов.

1757 Но ни одного чиновника, работающего по этой схеме, ещё раз говорю, не было

1758 задержано. Если вы посмотрите сводки по схемам возврата НДС по несуществующим

1759 товарам, то увидите, что по этому вопросу у нас статистика тоже достаточно

1760 слабенькая.

1761

1762 Поэтому мы ещё раз призываем правительство в лице и Минэкономразвития, и

1763 Министерства финансов пересмотреть свою позицию и в интересах государства

1764 заменить налог на добавленную стоимость на налог с продаж. Мы уберём

1765 коррупционную составляющую, мы поможем нашему реальному сектору экономики,

1766 потому что на сегодняшний день это не только тяжёлое бремя - 18 процентов, 10

1767 процентов, по разным вариантам разная ставка, - но это ещё и огромное

1768 количество проверок. Любая налоговая инспекция любому предприятию за

1769 третьего, за четвёртого поставщика насчитывает такие сумасшедшие суммы за

1770 отсутствие "входящего" НДС, что разорить можно любую организацию. И если вы

1771 посмотрите банкротства, то увидите, что основным банкротящим органом в стране

1772 является налоговая инспекция, и в большинстве случаев претензии по налогу на

1773 добавленную стоимость. Мы ещё раз призываем отменить этот ужаснейший налог,

1774 который тормозит развитие нашей страны, и ввести легко администрируемый,

1775 менее коррупционный налог с продаж.

1776

1777 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1778

1779 Депутат Хованская.

1780

1781 ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо.

1782

1783 Уважаемые коллеги, мы, безусловно, поддерживаем направленность этого

1784 законопроекта, положительно оцениваем его направленность, вопрос этот давно

1785 назрел и даже перезрел, но, к сожалению, ко второму чтению законопроект

1786 требует серьёзной доработки.

1787

1788 В проекте закона говорится, что коммунальные услуги оказывают управляющие

1789 организации - ТСЖ, ЖСК, однако эти организации сами никаких коммунальных

1790 услуг не оказывают, они лишь обеспечивают надлежащее состояние общего

1791 имущества и имущественного комплекса, используемого для оказания коммунальных

1792 услуг. Они заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах

1793 собственников и нанимателей, контролируют их исполнение, аккумулируют на

1794 своих расчётных счетах коммунальные платежи и осуществляют расчёты с

1795 организациями коммунального комплекса. Вот что делают эти организации.

1796

1797 Услуга всегда направлена непосредственно от производителя к потребителю, то

1798 есть в данном случае от организации коммунального комплекса -

1799 ресурсоснабжающей организации к фактическим потребителям, которыми являются

1800 лица, пользующиеся помещениями. У нас происходит следующее: было

1801 непосредственное управление, потом создали ТСЖ или ЖСК в доме - и возникает

1802 вдруг совершенно непонятная ситуация, когда граждане, председатели ЖСК и ТСЖ,

1803 обязаны в судах отстаивать свою позицию.

1804

1805 Тот факт, что коммунальные услуги оказывают не ТСЖ и не ЖСК, а

1806 непосредственно ресурсоснабжающие организации, повсеместно подтверждается

1807 решениями и постановлениями арбитражных судов. Так, в постановлении Пленума

1808 Высшего Арбитражного Суда № 57 указывается, что обязательство ТСЖ перед

1809 организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими,

1810 чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами. Так

1811 вот и надо приводить законопроект в соответствие с правоприменительной

1812 практикой. Услугу невозможно приобрести и перепродать, а именно об этом идёт

1813 речь в законопроекте. Услуга потребляется бесследно, так сказать. Вы же не

1814 можете свою причёску, которую вам сделали, перепродать кому-то. Это очевидные

1815 вещи, но их приходится доказывать.

1816

1817 К сожалению, в проекте закона использовано словосочетание "приобретение

1818 коммунальных услуг". Приобретать можно товары, результаты работы, но никак не

1819 услуги. К сожалению, эта ошибочная концепция проникла в 210-й федеральный

1820 закон и дальше уже начала гулять по нормативным документам правительства,

1821 однако и постановление правительства № 307 опровергается решениями,

1822 постановлениями арбитражных судов.

1823

1824 Дальше. Деятельность ТСЖ и ЖСК по содержанию и ремонту общего имущества в

1825 многоквартирном доме неправомерно, с моей точки зрения, отождествляется в

1826 проекте с выполнением работ и оказанием услуг. В рамках уставной деятельности

1827 ТСЖ и ЖСК нет положения о реализации продукции, поэтому работы и услуги

1828 отсутствуют. Эта часть проекта закона также требует корректировки.

1829

1830 Представляется ошибочным, как я уже сказала, и то, что изменения вносятся в

1831 статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Дело в том, что статья

1832 149 касается освобождения от налогообложения ряда операций, составляющих

1833 объект налогообложения НДС. В данном же случае операции поступления средств

1834 собственников не надо освобождать, поскольку изначально они не представляют

1835 собой объект налогообложения, не являются реализацией. Исключение составляют

1836 лишь работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества и

1837 имущественного комплекса, которые осуществляются коммерческой управляющей

1838 организацией. Вот здесь действительно их надо освободить, и не только

1839 организации, но и, как совершенно правильно сказал депутат Самойлов,

1840 индивидуальных предпринимателей, оказывающих эти услуги. Поэтому я утверждаю,

1841 что вносить изменения надо не в статью 149, а в статью 146, соответствующие

1842 поправки мы предложим.

1843

1844 Кроме того, разработчики забыли, что у нас восстанавливается кооперативное

1845 движение и у нас будут кооперативы, они являются юридическим лицом, у

1846 которого нет общего имущества, оно не возникает, единственный собственник -

1847 это юридическое лицо. Но это ко второму чтению можно добавить и

1848 скорректировать.

1849

1850 Спасибо за внимание.

1851

1852 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1853

1854 Депутат Коломейцев. Обращаюсь с просьбой: поскольку в двух предыдущих

1855 выступлениях депутаты уложились в пять минут, может быть, вы тоже уложитесь?

1856

1857 Пожалуйста, Николай Васильевич.

1858

1859 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

1860

1861 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я объясню почему: у нас впереди тридцать законопроектов

1862 первого чтения.

1863

1864 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович. Я, как правило, укладываюсь в

1865 меньший период времени, если вы мешать не будете, Олег Викторович.

1866

1867 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не буду.

1868

1869 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уже мне включили микрофон, а вы минуту говорите.

1870

1871 Уважаемые коллеги, на самом деле мы тоже поддерживаем этот закон и считаем

1872 его запоздавшей на полтора года реакцией правительства на несуразицу в ими же

1873 предложенном законе. Сергей Дмитриевич сказал о том, что якобы не изымается

1874 налог, но на самом деле здесь уже предыдущие выступавшие говорили о

1875 многочисленности судебных тяжб, вызванных именно тем, что с людей пытаются

1876 брать или брали средства неправомерно. Сейчас уже и правительству стало это

1877 понятно. Но я бы предложил здесь правительству пойти дальше.

1878

1879 Мне кажется, что ошибочным было решение, а может, пиаровским просто,

1880 предвыборным, о создании фонда содействия ЖКХ, который, кроме обогащения

1881 сотрудников этого фонда и колоссальной коррупции, которую он предполагает,

1882 ничего не дал. Поэтому, Сергей Дмитриевич, здесь надо правительству

1883 посмотреть и в развитие вашей нахлынувшей инициативы всё-таки выйти с

1884 предложением об упразднении этого фонда. А ещё лучше эти деньги трансфертами

1885 отдать целевым порядком на ремонт коммуникаций и запущенного ЖКХ, потому что

1886 только за счёт средств обнищавшего населения мы, конечно же, не сможем

1887 привести подавляющее большинство домов в порядок.

1888

1889 Наша фракция поддержит этот законопроект, но ещё раз повторяю, что мы

1890 призываем, вообще-то, провести парламентские слушания на тему о ходе

1891 реализации Жилищного кодекса, рассмотрев в комплексе не только налоговые, но

1892 и другие возникшие правовые коллизии, которых колоссальное множество сегодня

1893 именно в этой сфере. И те, кто проводил встречи с избирателями во дворах

1894 домов... В общем-то, это бесконечные встречи, если учитывать, что там

1895 приходят всё время новые люди и, как правило, приносят новые проблемы.

1896

1897 Мы поддерживаем этот законопроект.

1898

1899 Спасибо.

1900

1901 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм, спасибо.

1902

1903 Представители президента, правительства настаивают на участии в дискуссии?

1904 Нет. Сергей Дмитриевич? Не просит заключительного слова. Евгений

1905 Александрович? Также нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О

1906 внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса

1907 Российской Федерации" в первом чтении.

1908

1909 Включите режим голосования.

1910

1911 Покажите результаты.

1912

1913 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 24 сек.)

1914 Проголосовало за 442 чел.98,2%

1915 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1916 Воздержалось 0 чел.0,0%

1917 Голосовало 442 чел.

1918 Не голосовало 8 чел.1,8%

1919 Результат: принято

1920

1921 Принимается законопроект.

1922

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

2137 КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Любовь Константиновна, по пункту 8 повестки дня

2138 депутаты Игнатова, Клинцевич, Манаров, Саввиди, Шойгу, Шхагошев и Язев

2139 голосовали за, не сработала система.

2140

2141 И по пункту 5 повестки, второе чтение, Горбачёв Владимир Лукич тоже голосовал

2142 за.

2143