Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 164661-5 О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

в первом чтении
11.09.2009

Номер законопроекта:164661-5
Комментарий законопроекта:в части исключения обязанности резидентов по репатриации валютной выручки, причитающейся за услуги перестрахования, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами
Дата внесения законопроекта в ГД:18.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/164661-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Профильный комитет:Комитет ГД по финансовому рынку
Дата изменения статуса/фазы:11.09.2009
Статус законопроекта:Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка):отклонить законопроект
Тип документа решения:Постановление ГД
Наименование документа решения:2504-5 ГД
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Герасимова Надежда Васильевна, Депутат ГД
Драганов Валерий Гаврилович, Депутат ГД
Зубов Валерий Михайлович, Депутат ГД
Коваль Александр Павлович, Депутат ГД
Кулик Геннадий Васильевич, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №164661-5 О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

в части исключения обязанности резидентов по репатриации валютной выручки, причитающейся за услуги перестрахования, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами

Дата заседания 11.09.2009, номер заседания 109, строк в стенограмме 7129

О проекте федерального закона № 164661-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (об освобождении резидентов от обязанности по репатриации валютной выручки, причитающейся за услуги перестрахования, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Герасимовой, В. Г. Драгановым, В. М. Зубовым, Г. В. Куликом, а также А. П. Ковалем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5125 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19

5126 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

5127 Докладывает депутат Государственной Думы Валерий Михайлович Зубов.

5128

5129 ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".

5130

5131 Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении

5132 изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и

5133 валютном контроле". Законопроект направлен на развитие финансовых рынков

5134 России, что способствует общепринятому намерению создать в России мировой

5135 финансовый центр, а также на увеличение сбора налогов и улучшение общих

5136 условий ведения бизнеса в стране. Авторы данного законопроекта исходят из

5137 того, что сейчас благоприятная ситуация для захвата чужих рынков. Рейтинговые

5138 агентства в момент кризиса немножко оплошали, значит, самое время формировать

5139 рейтинговые организации в России. Страховые и перестраховочные компании, в

5140 том числе самая крупная американская, провалились, самое время укреплять наш

5141 страховой бизнес и захватывать рынки - вот основная идеологическая цель

5142 закона.

5143

5144 Что предлагается по существу? По существу предлагается перестраховочные

5145 компании освободить от обязанности репатриации валютного дохода, получаемого

5146 за рубежом, в день, который указан в договоре, учитывая специфику

5147 перестраховочных компаний. Суть заключается в том, что в 25 процентах

5148 случаев, когда наши компании, а их всего двадцать пять перестраховочных, не

5149 так уж много, семнадцать работают с зарубежными партнёрами... вот в 25

5150 процентах случаев зарубежные партнёры задерживают перевод средств в Россию.

5151 Естественно, после этого наступают санкции, должны наступить санкции по

5152 отношению к нашим перестраховочным компаниям. Правда, 80 процентов этих

5153 задержек носят незначительный характер: от одного дня до двух недель. Если -

5154 в 20 процентах случаев - задержки больше, то компании пересматривают договора

5155 и начинают судиться либо отказываются от партнёрства.

5156

5157 Обращаем ваше внимание на то, что согласно статье 284 Налогового кодекса

5158 налог в размере 20 процентов уплачивается перестраховочной компанией по факту

5159 начисления премии по договору перестрахования ещё даже до получения денег на

5160 свои счета. Вопрос не идёт о том, что выручка не возвращается в страну,

5161 перестраховочная компания заинтересована в возврате её вовремя. Вопрос в том,

5162 что контрагент не выполняет обязательств, но вне зависимости от этого, если

5163 даже контрагент не выполнил обязательства, наша компания всё равно налог

5164 уплачивает, поэтому она кровно заинтересована в том, чтобы как можно быстрее

5165 получить эти деньги.

5166

5167 Напомню ещё раз, в условиях кризиса мы внесли достаточное количество

5168 изменений в федеральные законы, направленных на дополнительное расходование

5169 бюджетных средств - сотни миллиардов рублей - для создания рабочих мест. В

5170 данном случае предлагается решение о дополнительных доходах в бюджет и

5171 сохранении уже существующих рабочих мест в перспективном для России секторе

5172 экономики.

5173

5174 Прошу внимательно отнестись к данному законопроекту, который, на первый

5175 взгляд, охватывает незначительный объём финансовых ресурсов, но который

5176 касается как раз тех самых инновационных, высокотехнологичных мест на

5177 финансовом рынке, которые сегодня нам судьба дарит для захвата.

5178

5179 Спасибо.

5180

5181 Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы

5182 Н. В. Герасимова

5183

5184 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Михайлович, присаживайтесь,

5185 пожалуйста.

5186

5187 С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по финансовому рынку

5188 Лиана Витальевна Пепеляева.

5189

5190 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

5191

5192 Уважаемые коллеги, статьёй 19 Федерального закона "О валютном регулировании и

5193 валютном контроле" предусмотрена обязанность резидентов обеспечить

5194 поступление валютной выручки от нерезидентов за переданные им товары и

5195 оказанные услуги. Сроки исполнения данной обязанности определяются условиями

5196 внешнеторгового договора.

5197

5198 Что предлагает законопроект? Он предлагает для одной группы - для резидентов,

5199 которые оказывают услуги в области перестрахования, - отменить необходимость

5200 исполнения данной обязанности. Авторы законопроекта обосновывают

5201 необходимость внесения данных изменений спецификой деятельности

5202 перестраховочных компаний.

5203

5204 Перестраховочная премия, которая в данном случае составляет валютную выручку,

5205 до окончательного завершения расчётов и поступления резиденту в

5206 перестраховочную компанию действительно проходит несколько этапов: расчёты

5207 страхователя, страхового брокера, страховщика, перестраховочного брокера.

5208 Именно поэтому, по мнению авторов законопроекта, перестраховочные компании не

5209 имеют возможности влиять на сроки окончательного завершения расчётов и не

5210 смогут в должной степени добросовестно выполнять требования статьи 19

5211 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

5212

5213 Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию

5214 проекта федерального закона по следующим основаниям. Валютным

5215 законодательством не установлены конкретные сроки для репатриации резидентами

5216 валютной выручки. Резиденты-перестраховщики могут в своих внешнеторговых

5217 договорах установить любые сроки для завершения расчётов. Таким образом,

5218 действующие нормы законодательства не препятствуют добросовестным

5219 резидентам-перестраховщикам организовывать свою внешнеторговую деятельность в

5220 соответствии со всеми требованиями валютного законодательства.

5221

5222 Кроме этого, необходимо отметить ещё один факт. Наличие сложной цепочки

5223 взаиморасчётов характерно не только для деятельности в сфере перестрахования,

5224 но также для многих иных видов внешнеэкономической деятельности. Проект

5225 федерального закона ставит перестраховщиков в исключительное положение,

5226 практически выводя их из-под контроля органов валютного регулирования. Такой

5227 избирательный подход, по мнению комитета, не представляется обоснованным.

5228 Поэтому Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует

5229 Государственной Думе не поддерживать законопроект при его рассмотрении в

5230 первом чтении.

5231

5232 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна.

5233

5234 Уважаемые депутаты, имеются ли вопросы к докладчику и содокладчику?

5235

5236 Депутат Емельянов, пожалуйста, ваш вопрос.

5237

5238 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. У меня к докладчикам вопрос.

5239

5240 Коллеги, объясните, пожалуйста, дилетанту. Вот исходя из обсуждения

5241 законопроекта не совсем понятно, что всё-таки раньше происходит: сначала наша

5242 компания предоставляет услугу зарубежной компании и потом уже идёт расплата

5243 за это, страховая премия, или всё-таки наоборот? От этого зависит тогда и

5244 смысл закона.

5245

5246 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лиана Витальевна.

5247

5248 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Перестраховщик в данной ситуации - это фактически страховщик

5249 для специализированной страховой компании. Ну если говорить уж совсем

5250 откровенно, то сложная цепочка расчётов, конечно, имеет место быть, но она не

5251 так сложна, как во многих других видах деятельности. По сути, как только

5252 иностранная страховая компания понимает, что ей нужно, допустим, у нашей

5253 российской компании перестраховать свои риски, то есть она уже предполагает

5254 наличие этих рисков и имеет необходимые финансовые ресурсы, она обращается к

5255 нашим перестраховщикам - вот такая цепочка взаимоотношений.

5256

5257 И ещё важно сказать, что для перестраховщиков уже предусмотрены определённые

5258 льготы в той же самой статье 19 Федерального закона "О валютном регулировании

5259 и валютном контроле". У нас там есть шесть исключений, одно из них касается

5260 данного вида деятельности. Но говорить о том, что вообще необходимо вывести

5261 из-под контроля одну конкретную небольшую группу наших страховых компаний, по

5262 мнению комитета, не совсем корректно.

5263

5264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросов больше нет.

5265

5266 Присаживайтесь, пожалуйста.

5267

5268 Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить?

5269

5270 Пожалуйста, включите микрофон депутату Гартунгу.

5271

5272 ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".

5273

5274 Спасибо.

5275

5276 К сожалению, вопрос моего коллеги депутата Емельянова остался без ответа. Я

5277 хотел бы пояснить всем депутатам, что в страховом деле, так же как и в

5278 перестраховочном бизнесе, сначала вы уплачиваете страховую премию и только

5279 потом возникает обязанность по перестрахованию, а никак не наоборот.

5280

5281 Закон о валютном регулировании говорит о том, что если вы поставили товары

5282 или услуги за рубеж, то вы обязаны вернуть выручку в страну. В данной

5283 ситуации услуг не возникает, если не оплачена страховая премия. Что

5284 получается? Заключён договор перестрахования, но деньги по нему вовремя не

5285 поступают. Санкции, скажем так, по недействующему договору уже возникают, так

5286 как выручка не поступила. Перестраховщик обязан заплатить налоги, мало того,

5287 если просрочка составляет больше семи дней, он подпадает под санкции, а

5288 фактически денег он не получил.

5289

5290 Вот эту коллизию предложенный законопроект и устраняет. Он даёт возможность

5291 российским страховым компаниям работать на рынке перестрахования, но не

5292 подпадать под действие вот таких жёстких санкций, если вдруг по вине

5293 зарубежного партнёра договор не будет выполнен, потому что не поступит

5294 выручка, - вот только об этом идёт речь.

5295

5296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Карлович.

5297

5298 Полномочный представитель президента не желает высказаться? Правительства?

5299 Нет. Ставится на голосование...

5300

5301 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5302

5303 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, пожалуйста.

5304

5305 Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович.

5306

5307 ЗУБОВ В. М. Я не знаю, по Регламенту кто первым должен выступать?

5308

5309 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик.

5310

5311 ЗУБОВ В. М. Потому что у нас Регламент часто меняется, трактовка Регламента

5312 очень часто меняется. Сегодня мы умудрились снять законопроект без согласия

5313 авторов, поэтому давайте как положено.

5314

5315 Первое. Насчёт исключений. Правительство приняло, я посчитал, - у вас это

5316 есть в розданных документах - пятнадцать решений, избирательно снижающих

5317 импортные пошлины до 5 процентов, и пятнадцать решений - до 10 процентов. Вот

5318 вам и исключение из общих правил!

5319

5320 Второе. Насчёт того, что в договоре установлены сроки. Они установлены, и,

5321 как правило, теми, с кем уже установлены длительные доверительные отношения,

5322 они всегда выполняются. Но когда наши компании набирают новых партнёров,

5323 расширяют рынок, они не сразу могут определить, кому можно доверять, а кому

5324 нет, - только в процессе работы это определяется. И я назвал цифру: в

5325 основном до 80 процентов всё происходит в срок. Естественно, от

5326 сотрудничества с теми партнёрами, которые не будут в срок выполнять договора,

5327 заключённые с нашими компаниями, наши компании откажутся, но вот как

5328 расширять бизнес?

5329

5330 Теперь что касается того вопроса, который задали. Мне тоже показалось, что

5331 мой оппонент от комитета просто не может объяснить суть законопроекта. Почему

5332 можно сделать исключение в этом законе, подчеркнуть отличие страховой,

5333 перестраховочной деятельности от деятельности по производству товаров? Товар

5334 производится, и пока за него не заплатили из-за рубежа, наш производитель

5335 кредитует товаром зарубежного партнёра. В данном случае даже не имеет

5336 значения, на сколько дней будет задержка, но если деньги поступают сюда, то

5337 кредитует зарубежный партнёр страховую, перестраховочную компанию. Почему от

5338 этого отказываться? Не будет выполнять условия по выплате по страховому

5339 случаю наша компания, если деньги не поступили в соответствии с договором в

5340 срок либо на несколько дней задержались. Наступит страховой случай между тем

5341 днём, который указан в договоре, и тем днём, когда деньги поступили, и наша

5342 компания не будет предоставлять услугу и выплачивать. Мы абсолютно ничего не

5343 теряем в этой ситуации, мы только теряем возможность расширения рынка.

5344

5345 И поэтому позвольте мне всё-таки сказать то, что надо сказать. Мы так много

5346 говорим о развитии финансового рынка, о создании финансового центра в России.

5347 Вот случай, когда можно по копейке прибавлять, - почему, когда до дела

5348 доходит, мы должны голосовать против? Как вы хотите создавать финансовый

5349 центр на одном из самых конкурентных рынков в мире, не давая преференций, не

5350 поддерживая, просто выталкивая наши компании, которые попадают в таких

5351 условиях под юрисдикцию других стран? Это же факт. Надо тогда прекратить

5352 разговоры о том, чтобы создать в стране финансовый центр. Надо думать о своём

5353 бизнесе, который единственный создаёт рабочие места и даёт налоги, которые

5354 потом мы можем через бюджет делить, а не заменять целенаправленную финансовую

5355 политику, основанную на заинтересованности поддерживать свой отечественный

5356 бизнес, формальными отписками, по существу, что продемонстрировал наш Комитет

5357 по финансовому рынку в данном случае. Предлагаю всё-таки принять этот закон.

5358

5359 Недавно один из моих коллег заявил в средствах массовой информации, что всё у

5360 нас известно, что уже известно, как проголосуем, и можно не выступать, и

5361 можно не задавать вопросы, и вообще можно не ходить. И он спрашивает: а

5362 почему же вы тогда пишете законопроект, который отклоняется? Отвечаю. Четыре

5363 года назад вам был представлен законопроект "Об образовательных кредитах".

5364 Правительство сказало: не надо его принимать, мы проведём эксперимент. Не

5365 приняли. Эксперимент провалился. Предупреждали, почему он провалится.

5366 Согласились теперь, что провалился именно по тем причинам. Четыре года

5367 потеряли! Вот сейчас правительство приняло решение, которое фактически, по

5368 смыслу совпадает с решением по тому законопроекту, который мы четыре года

5369 назад отклонили. Мы теряем время на принятие необходимых решений, к этому

5370 вопросу придётся вернуться! Поэтому я предлагаю всем быть как тот мой

5371 коллега-депутат, который сказал: "Ну, сегодня не приняли, завтра подумают,

5372 послезавтра примут. Мы романтики". И я тоже романтик. Но лучше делать всё

5373 вовремя и упреждая.

5374

5375 Прошу проголосовать за закон.

5376

5377 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович.

5378

5379 Включите, пожалуйста, микрофон депутату Пепеляевой. Заключительное слово,

5380 Лиана Витальевна.

5381

5382 ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, хотела бы обратить ваше внимание на три

5383 обстоятельства.

5384

5385 Первое обстоятельство. Любой, абсолютно любой внешнеэкономический договор

5386 несёт в себе риски расчёта не вовремя. Договор по перестрахованию не является

5387 исключением, где-то отношения добросовестные, где-то не очень.

5388

5389 Второе обстоятельство. Как я уже сказала, и это принципиально, в этом

5390 внешнеэкономическом договоре перестраховщик может установить абсолютно любые

5391 условия завершения расчёта. Предполагает он, что будут расчёты в марте, -

5392 пусть ставит март, посчитает необходимым май - пусть ставит май. Самое

5393 главное, что сроки расчётов должны быть определены и в соответствии с этими

5394 сроками должна быть перечислена валютная выручка в нашу страну.

5395

5396 Третий момент. У каждого вида отношений есть своя специфика. Например, на

5397 финансовом рынке тоже непростые, сложные цепочки взаимоотношений. Тем не

5398 менее мы не освобождаем все компании от необходимости привлечения валютной

5399 выручки. Мы требуем, чтобы валютная выручка поступала в страну, и мы говорим

5400 о том, что у нас есть специальные органы, которые контролируют её

5401 поступление. Никакой романтики в данном законопроекте нет, есть конкретное

5402 выделение определённого вида деятельности, перестраховочной деятельности,

5403 которую предлагается вывести полностью из-под контроля органов валютного

5404 регулирования. Мы считаем, что в данной ситуации такой избирательный подход

5405 является некорректным, поэтому мы не поддерживаем данный проект федерального

5406 закона.

5407

5408 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна.

5409

5410 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

5411 статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

5412 Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Комитет против.

5413

5414 Включите, пожалуйста, режим голосования.

5415

5416 Покажите, пожалуйста, результаты.

5417

5418 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 09 сек.)

5419 Проголосовало за 38 чел.8,4%

5420 Проголосовало против 0 чел.0,0%

5421 Воздержалось 0 чел.0,0%

5422 Голосовало 38 чел.

5423 Не голосовало 412 чел.91,6%

5424 Результат: не принято

5425

5426 Не принято.

5427