Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 166928-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной де

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной де

у Президента РФ
02.08.2009

Номер законопроекта:166928-5
Комментарий законопроекта:в части правового обеспечения установленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов
Дата внесения законопроекта в ГД:25.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/166928-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям
Профильный комитет:Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по образованию
Комитет ГД по промышленности
Комитет ГД по собственности
Дата изменения статуса/фазы:02.08.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:217-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Автор(ы) законопроекта:Володин Вячеслав Викторович, Депутат ГД
Морозов Олег Викторович, Член СФ
Осипов Вячеслав Константинович, Депутат ГД
Пехтин Владимир Алексеевич, Депутат ГД
Рязанский Валерий Владимирович, Член СФ
Чилингаров Артур Николаевич, Депутат ГД
Яковлева Татьяна Владимировна, Депутат ГД
Фракция:Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №166928-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности

в части правового обеспечения установленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям

Дата заседания 24.07.2009, номер заседания 107, строк в стенограмме 686

О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (проект № 166928-5)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

88 Переходим к пункту 2 порядка работы. О проекте постановления Государственной

89 Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений

90 в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания

91 бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в

92 целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной

93 деятельности". Доклад заместителя председателя Комитета по науке и наукоёмким

94 технологиям Вячеслава Константиновича Осипова.

95

96 Пожалуйста.

97

98 ОСИПОВ В. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

99

100 Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Вячеславович! Борис Вячеславович довольно

101 подробно объяснил ситуацию, почему мы сегодня собрались в этом зале, поэтому

102 повторяться я не буду. Скажу только, что в связи с отклонением принятого нами

103 15-го числа закона Советом Федерации был поставлен целый ряд вопросов, и все

104 материалы, которые с этим связаны, были направлены в комитет, ответственный

105 за этот законопроект, - Комитет по науке и наукоёмким технологиям.

106

107 Рассмотрев указанный федеральный закон и материалы к нему уже в новом

108 контексте, комитет решил следующее. Создать по предложению Совета Федерации

109 согласительную комиссию для преодоления разногласий по Федеральному закону "О

110 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по

111 вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями

112 хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)

113 результатов интеллектуальной деятельности". Избрать в состав согласительной

114 комиссии от Государственной Думы депутатов Государственной Думы Балыхина

115 Григория Артёмовича, Груздева Владимира Сергеевича, Макарова Андрея

116 Михайловича, Осипова Вячеслава Константиновича, Русских Алексея Юрьевича,

117 Фёдорова Евгения Алексеевича и Шудегова Виктора Евграфовича. Установить срок

118 работы в составе согласительной комиссии избранных в неё депутатов

119 Государственной Думы до 24 июля. Избрать сопредседателем указанной

120 согласительной комиссии от Государственной Думы депутата Государственной Думы

121 Осипова Вячеслава Константиновича.

122

123 Уважаемые депутаты, основные положения, которые изложены в решении комитета,

124 нашли своё отражение в постановлении Государственной Думы о создании

125 согласительной комиссии по данному федеральному законопроекту. Необходимости

126 зачитывать текст этого постановления, очевидно, нет - как решат депутаты, -

127 потому что этот документ есть у всех. Я предлагаю утвердить данное

128 постановление о создании согласительной комиссии.

129

130 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

131

132 Будут ли вопросы к докладчику?

133

134 Включите режим записи на вопросы.

135

136 Покажите список записавшихся.

137

138 Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

139

140 ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.

141

142 Борис Вячеславович, сначала к вам вопрос. Я вообще плохо понимаю, что

143 происходит. В нарушение Регламента нам не дали возможность обсудить повестку,

144 это во-первых.

145

146 Во-вторых, я хотел бы понять всё-таки, почему отклонён данный закон. Здесь

147 представитель Совета Федерации - пусть выступит. Если мы должны пользоваться

148 опять только той информацией, которая озвучена в СМИ, я думаю, что это

149 неправильно. Это не деловой и не рабочий подход, чтобы депутатов собрать и

150 только по тому, что озвучено по телевидению, проводить сегодня слушания. Что

151 произошло с законом? Я прошу внятно объяснить, кто шепнул Совету Федерации,

152 что закон данный принимать не надо. Потому что речь не о законе в конечном

153 итоге идёт, речь идёт об антикризисном управлении нашей страной. Президент

154 сказал, что действия сегодня всех структур не скоординированы -

155 администрации, правительства и Совета Федерации. Это очень жёсткая оценка,

156 поэтому вопрос этот... (Микрофон отключён.)

157

158 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопрос Вячеславу Константиновичу задан. Если есть

159 возможность на него ответить, пожалуйста, Вячеслав Константинович, в рамках

160 вашей компетенции отвечайте на этот вопрос. Если нет ответа, тогда так и

161 скажите.

162

163 ОСИПОВ В. К. Нет, ответ есть. Предварительно комитет, естественно, работал

164 вместе с Советом Федерации, после того как закон был отклонён. В рабочем

165 порядке мы выяснили некоторые детали, на которых основывалось отклонение

166 закона, и пришли к такому выводу, что в принципе поставленные вопросы

167 необходимо обсудить в согласительной комиссии.

168

169 Какой основной принцип преследовал Совет Федерации и с чем мы согласились?

170 Комитет Совета Федерации по образованию и науке, с кем мы в основном

171 работали, ориентировался на усиление государственного контроля в статьях

172 этого закона. Вот что я могу сказать по поводу того, над чем мы работали.

173

174 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если Светлана Юрьевна не возражает... может быть, вы в

175 рамках отведённого времени ответили бы на вопрос депутата? Пожалуйста,

176 Светлана Юрьевна.

177

178 ОРЛОВА С. Ю., заместитель Председателя Совета Федерации.

179

180 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы действительно очень

181 серьёзно рассматриваем все законы, не только этот. Этот закон особо важен.

182 Когда мы его обсуждали в палате, наш комитет по образованию поднял ряд

183 серьёзных вопросов. Первый вопрос - это уведомительный характер регистрации.

184 Второй вопрос - это права третьих лиц, когда будут созданы предприятия. И с

185 учётом того, что мы всё время мониторим законодательство, законы, которые

186 принимаем, мы приняли решение отправить этот закон в согласительную комиссию.

187 Вчера в два часа согласительная комиссия от Совета Федерации... у вас пока

188 состав согласительной комиссии не определён, вы его сейчас утверждаете, но

189 представители Комитета по образованию работали с нашими коллегами, обсудили

190 все вопросы.

191

192 В выступлениях на заседании палаты ещё звучали предложения, что нужно учесть

193 поправки, связанные с Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом, но они сейчас

194 пока не рассматриваются, потому что очень важный фактор - уведомительный

195 характер регистрации.

196

197 И считаю, что на то и есть работа депутатов и сенаторов, особенно в кризисное

198 время: Президент России ставит задачу - её нужно спокойно, грамотно и

199 профессионально выполнять. И ничего страшного в этом не вижу.

200

201 Спасибо.

202

203 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрчик Владислав Григорьевич, пожалуйста.

204

205 ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.

206

207 Обухов по карточке Юрчика.

208

209 У меня всё-таки вопрос к представителю комитета, к докладчику. Главное

210 обвинение - я читаю внимательно стенограмму Совета Федерации - это

211 коррупционность данного закона. Прокомментируйте, пожалуйста, это положение.

212

213 И у меня вопрос к представителю высшего руководства "ЕДИНОЙ РОССИИ" госпоже

214 Орловой. Как такая несогласованность-то получается: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Думе

215 голосует за - в Совете Федерации "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует против? У нас что,

216 нет координирования в работе? Дальше: представитель президента в

217 Государственной Думе за - представитель президента в Совете Федерации против.

218 У нас что, нет единого мнения у представителей президента, они говорят

219 разными голосами? Пожалуйста, проясните ситуацию.

220

221 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень много вопросов задано...

222

223 Пожалуйста, Вячеслав Константинович, часть вопроса ваша, будьте добры.

224

225 ОСИПОВ В. К. Относительно заданного вопроса по коррупционной теме.

226

227 В процессе работы комитета и, как сказала госпожа Орлова, предварительного

228 заседания совместной комиссии все вопросы по коррупционному характеру этого

229 закона были сняты. Вот что я могу сказать.

230

231 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

232

233 Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

234

235 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.

236

237 Спасибо, Борис Вячеславович. Я чего-то не очень понимаю: вопросы сняты, для

238 чего мы тогда собрались?

239

240 Во-первых, почему в составе согласительной комиссии, уважаемый Вячеслав

241 Константинович, нет представителей других фракций? Первый вопрос.

242

243 Я вот не очень расслышал: вы сказали, срок полномочий этой согласительной

244 комиссии до 28-го, если я правильно расслышал, а в тексте написано: до 24-го.

245 То есть не получается спокойное, вдумчивое исполнение решения президента, как

246 сейчас сказала представитель Совета Федерации, поскольку это всё уже задним

247 числом решено. И для чего в принципе нас тогда срывали?

248

249 И, Борис Вячеславович, если уж нас сорвали, так могли бы ещё десяток законов

250 рассмотреть. Для чего из-за одного вопроса огород городить было?

251

252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы обратить внимание, Сергей Владимирович, я, как

253 председательствующий на этом заседании, слушаю внимательно докладчика, он

254 сказал: до 24-го, а не до 28-го. Это первое.

255

256 Второе. Если нет представителей от вашей фракции в предлагаемом

257 постановлении, не надо обобщать, что нет и от других. От других фракций есть.

258 Я комментирую ваши неправильные высказывания исключительно.

259

260 Вячеслав Константинович, если есть что ответить ещё в дополнение -

261 пожалуйста.

262

263 ОСИПОВ В. К. Я думаю, Борис Вячеславович, вы уже полностью ответили.

264

265 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

266

267 Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович.

268

269 РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.

270

271 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция просит включить в

272 состав согласительной комиссии представителя фракции ЛДПР.

273

274 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Озвучьте фамилию.

275

276 РОХМИСТРОВ М. С. Депутат Воложинская.

277

278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она здесь, присутствует?

279

280 РОХМИСТРОВ М. С. Да, она присутствует здесь.

281

282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сейчас мы продумаем, как поступить.

283

284 Вопросы заданы. Есть ли необходимость выступить? Ну я думаю, что у нас есть

285 возможность выступить от фракции по одному, наверное, депутату. Вот, я вижу,

286 Локоть Анатолий Евгеньевич. И, пожалуйста, определитесь, кто будет выступать

287 от фракции ЛДПР. Иванов Сергей Владимирович.

288

289 Спасибо, Вячеслав Константинович, присаживайтесь.

290

291 Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

292

293 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

294

295 Уважаемые коллеги, Борис Вячеславович! Я думаю, мы ожидали, что соберёмся,

296 потому что в стране кризис. Кризис развивается, углубляется, ситуация не

297 улучшается отнюдь, что подтверждают наши встречи, которые мы успели провести

298 за это небольшое время, поэтому мы предполагали, что ситуация заставит нас

299 собраться принимать какие-то решения. Но мы не ожидали, что соберёмся по

300 такому поводу. А по какому? По поводу того, кто главный всё-таки у нас в

301 стране. Ведь всерьёз речь же идёт не о законе, речь идёт об элементарной

302 организации управления страной. Кто подсказал Совету Федерации или лично

303 председателю Миронову, что не надо голосовать, надо забаллотировать данный

304 закон? Кудрин ли это сделал, о чём пишут сегодня средства массовой

305 информации, или, может быть, сам председатель правительства - это на самом

306 деле не столь уж важно на сегодняшний день. Важно одно: важен общепризнанный

307 сегодня факт - это оценка, которую озвучил Президент Российской Федерации,

308 озвучил в крайнем раздражении, что сегодня не скоординированы действия по

309 управлению страной верховных структур власти, прежде всего администрации,

310 правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Речь идёт о

311 неумелом управлении, о неумелом антикризисном управлении. Это очень важный

312 вопрос, Борис Вячеславович, и я думаю, что сегодня как раз самый подходящий

313 момент поставить вопрос о том, что осеннюю сессию мы с вами всё-таки должны

314 начинать с отчёта правительства об экономическом, социальном положении у нас

315 в стране и об эффективности антикризисных мер.

316

317 Мы поддержим предложенные сегодня решения, но ситуация - она скандальная на

318 сегодняшний день, и, к сожалению, ответов чётких на вопросы, на чёткие

319 вопросы, которые депутаты задали сегодня в зале, мы не услышали.

320

321 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

322

323 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович.

324

325 Я просто уточнил по поводу даты. Мне всё-таки послышалось, что докладчик

326 назвал 28-е число. Можно поднять стенограмму, запись на магнитофонной ленте и

327 уточнить. Но не в этом дело.

328

329 Уважаемые коллеги, вкратце напомню суть данного закона, который мы сегодня

330 обсуждаем в связи с созданием согласительной комиссии. Дело в том, что, как

331 вы знаете, у нас очень многие изобретения, результаты интеллектуальной

332 деятельности не доходят до стадии внедрения в жизнь. Именно в связи с этим и

333 был предложен и разработан этот закон, который мы с вами долго обсуждали, как

334 вы помните, и в весеннюю сессию приняли. Там всё очень просто: научным

335 учреждениям разрешается результаты своей интеллектуальной деятельности

336 отдавать в качестве уставного взноса в уставный капитал тех предприятий,

337 которые потом на практике будут это внедрять, воплощать в жизнь и,

338 соответственно, помогать развиваться. То есть полностью здесь государство всё

339 контролирует.

340

341 Я прекрасно помню обсуждение данного закона. Мы много раз поднимали вопрос,

342 как бы не получилось так, что результаты интеллектуальной деятельности, на

343 которую государство даёт деньги, действительно очень дорогостоящие и зачастую

344 затрагивающие интересы обороноспособности нашего государства, попадут в руки

345 нечистоплотных людей. Это всё мы обсуждали. И тут вдруг, смотрите, Совет

346 Федерации - большие специалисты! - разглядели в этом законе что-то такое

347 коррупционное. Вот это уже наводит на мысль, что здесь явно кто-то что-то

348 лоббирует, какие-то свои корыстные интересы, увидел здесь угрозу своим

349 интересам. В этом законе мы, наоборот, немного, немножечко ослабили контроль

350 государства, дали свободу действия, развязали руки тем научным организациям,

351 которые действительно полезные вещи выпускают.

352

353 Сейчас у нас происходит, ну, не знаю... Согласительная комиссия - ладно. То

354 есть, коллеги, вдумайтесь, мы сейчас с вами... Я вот в базе поглядел - даже

355 не нашёл возражений, что да как, что там направлено, почему Совет Федерации

356 так сильно возражал. Оказывается, эти вопросы уже сняты и через два часа нам

357 доложат о том, что согласительная комиссия здорово поработала и что-то там

358 сняла. Вот такая практика работы, по-моему, не красит наш парламент и не

359 делает независимой исполнительную, законодательную и судебную власть. У нас

360 как-то всё так переплелось, что о независимости говорить сложно.

361

362 Спасибо.

363

364 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

365

366 Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы - я сразу

367 предупреждаю - за основу. Ставится на голосование: принять за основу проект

368 постановления Государственной Думы в соответствии с пунктом 2 порядка работы.

369 Кто за? Прошу голосовать.

370

371 Включите режим голосования.

372

373 Покажите результаты голосования.

374

375 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 04 сек.)

376 Проголосовало за 435 чел.96,7%

377 Проголосовало против 0 чел.0,0%

378 Воздержалось 0 чел.0,0%

379 Голосовало 435 чел.

380 Не голосовало 15 чел.3,3%

381 Результат: принято

382

383 Принято.

384

385 Поступило предложение ввести Воложинскую Татьяну Львовну в состав

386 согласительной комиссии.

387

388 Уважаемые коллеги, напоминаю, что в согласительной комиссии количественный

389 состав представителей от Совета Федерации и от Государственной Думы должен

390 быть одинаковым, значит, тогда процедура следующая: замена одного из

391 представителей, предложенных в состав согласительной комиссии. У нас от

392 Комитета по образованию два представителя, можно заменить одного из них, в

393 частности Шудегова Виктора Евграфовича, оставив Балыхина Григория Артёмовича.

394 Если мы по такому пути пойдём, не будет возражений? Тогда я ставлю на

395 голосование предложение ввести...

396

397 Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович.

398

399 Микрофон включите.

400

401 ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".

402

403 Но тогда получается так, что целая фракция лишается своего представителя в

404 согласительной комиссии. Мне кажется, это не очень корректно. Я за то, чтобы

405 ввели представителя от другой фракции, но я категорически против того, чтобы

406 это сделали за счёт нашей фракции. Были бы у нас там три представителя, как

407 уже есть от одной из фракций, я бы лично согласился, а когда у нас был один

408 представитель и теперь не будет ни одного, по-моему, это некорректно.

409

410 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но главный представитель вашей фракции - это

411 Черешнев Валерий Александрович, который возглавляет комитет, ответственный за

412 данный закон, но его я что-то не вижу сегодня на заседании.

413

414 Уважаемые коллеги, поступило предложение ввести Воложинскую Татьяну Львовну

415 вместо Шудегова Виктора Евграфовича, я ставлю его на голосование. Кто за?

416 Прошу голосовать.

417

418 Включите режим голосования.

419

420 Покажите результаты голосования.

421

422 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 31 сек.)

423 Проголосовало за 352 чел.78,2%

424 Проголосовало против 34 чел.7,6%

425 Воздержалось 0 чел.0,0%

426 Голосовало 386 чел.

427 Не голосовало 64 чел.14,2%

428 Результат: принято

429

430 Принято.

431

432 Ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы в

433 соответствии с пунктом 2 порядка работы в целом. Кто за? Прошу голосовать.

434

435 Включите режим голосования.

436

437 Покажите результаты голосования.

438

439 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 07 сек.)

440 Проголосовало за 434 чел.96,4%

441 Проголосовало против 0 чел.0,0%

442 Воздержалось 0 чел.0,0%

443 Голосовало 434 чел.

444 Не голосовало 16 чел.3,6%

445 Результат: принято

446

447 Принято.

448

О проекте постановления Государственной Думы "О повторном рассмотрении Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (проект № 166928-5) о принятии закона в редакции согласительной комиссии в связи с отклонением Советом Федерации

Стадия рассмотрения: Рассмотрение закона, отклоненного СФ

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

471 По 3-му вопросу - об итогах работы согласительной комиссии - доклад

472 сопредседателя согласительной комиссии заместителя председателя Комитета по

473 науке и наукоёмким технологиям Вячеслава Константиновича Осипова.

474

475 Пожалуйста.

476

477 ОСИПОВ В. К. Уважаемые депутаты, в соответствии с вашим поручением и

478 предложениями Совета Федерации согласительная комиссия Государственной Думы

479 завершила свою работу по внесению изменений в Федеральный закон "О внесении

480 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

481 создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных

482 обществ в целях практического применения (внедрения) результатов

483 интеллектуальной деятельности". Речь идёт о двух поправках. В принципе можно

484 даже сказать, что получается не две, а четыре поправки, так как закон состоит

485 из двух частей: одна затрагивает научные организации, а другая -

486 образовательные учреждения. Две поправки практически повторяют друг друга, но

487 в целом получается четыре.

488

489 Первая поправка. Бюджетные научные учреждения и созданные государственной

490 академией наук научные учреждения приобретают право без согласия собственника

491 имущества, но - добавляется - с уведомлением федерального органа

492 исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной

493 политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и

494 научно-технической деятельности, быть, в свою очередь, учредителями, в том

495 числе совместно с другими лицами, хозяйственных обществ, деятельность которых

496 заключается в практическом применении, то есть внедрении, результатов

497 интеллектуальной деятельности - программ для электронных вычислительных

498 машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов,

499 селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, секретов

500 производства, то есть ноу-хау, - исключительные права на которые принадлежат

501 данным научным учреждениям. При этом уведомление о создании хозяйственных

502 обществ должно быть направлено бюджетным научным учреждением или созданным

503 государственной академией наук научным учреждением в течение семи дней с

504 момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о

505 государственной регистрации хозяйственных обществ.

506

507 Вторая поправка касается того, что денежные средства, оборудование и иное

508 имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного учреждения или

509 созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть

510 внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного

511 общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

512 Аналогичная поправка, как я уже говорил, касается бюджетных вузов и вузов,

513 созданных государственной академией наук.

514

515 Эти поправки прежде всего направлены на усиление государственного контроля за

516 использованием результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счёт

517 бюджетных средств. Указанные поправки не изменяют концепции федерального

518 закона, принятого Государственной Думой 15 июля 2009 года, и единогласно

519 поддержаны членами согласительной комиссии как от Государственной Думы, так и

520 от Совета Федерации. В заключение прошу депутатов поддержать указанный закон.

521

522 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Константинович. Присаживайтесь.

523

524 Уважаемые коллеги, согласительная комиссия отработала, все решения по

525 поддержке или по отклонению каких-либо поправок приняты единогласно. Сейчас

526 по процедуре рассмотрения таких вопросов я выношу данный федеральный закон в

527 редакции согласительной комиссии на "час голосования". И есть возможность

528 выступить по мотивам, если необходимо. От фракции по одному. Пожалуйста,

529 определитесь.

530

531 От фракции КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.

532

533 ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.

534

535 Уважаемые депутаты, сегодня собралось в зале порядка двухсот пятидесяти

536 депутатов, может быть, несколько больше. Приезд каждого из депутатов сюда, по

537 моим прикидкам... ну, мой приезд обошёлся в 100 тысяч рублей, туда-обратно

538 билет, кому-то, может быть, меньше, кому-то больше, в среднем тысяч по 70,

539 умножаем, плюс другие расходы - получаем: около 30 миллионов рублей стоит

540 наше сегодняшнее заседание. Разделим на две поправки - стоимость каждой

541 поправки получается не менее 15 миллионов рублей. Заплатили за данный закон

542 наши налогоплательщики. Не за закон, а за эту огреху, я подчеркиваю, огреху в

543 антикризисном управлении страной. Так управлять страной нельзя.

544

545 Ответственность за сегодняшний скандал, за сегодняшнее скандальное пленарное

546 заседание ложится на всё руководство, на федеральное руководство Российской

547 Федерации - на администрацию президента, на правительство и на Федеральное

548 Собрание. В период кризиса, Борис Вячеславович, ситуации могут быть в

549 дальнейшем разные, и вполне возможно, что придётся принимать решения, очень

550 ответственные решения, именно Государственной Думе, если ситуация будет

551 развиваться дальше в подобном направлении. Это не дело, когда две ветви

552 власти не могут выяснить отношения, это слишком дорого обходится нашим

553 налогоплательщикам.

554

555 Мы проголосуем за данные поправки, за данный закон, но я подчеркиваю: цена

556 этого решения слишком высокая. Из этого надо делать выводы. И ещё раз

557 предлагаю начать осеннюю сессию с отчёта Правительства Российской Федерации

558 об экономическом, социальном положении в нашей стране.

559

560 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

561

562 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

563

564 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну, раз сложилось так, как

565 сложилось, фракция ЛДПР тоже поддерживает данный закон. Однако, коллеги, хочу

566 напомнить, что, как уже предыдущий докладчик отметил, практически из-за одной

567 поправки, которую можно было в принципе нормативным актом ввести, мы с вами

568 потратили довольно большие деньги. Поэтому, уважаемый Борис Вячеславович,

569 уважаемые коллеги, я хотел бы предложить вам, чтобы мы с вами палатой

570 обратились к президенту, например, к Управлению делами президента, чтобы они

571 из бюджета Совета Федерации вычли ту сумму, которую Государственная Дума

572 потратила на созыв. И чтобы они в другой раз знали... С марта законопроект

573 обсуждался, можно было сто раз эти поправки внести и в первом, и во втором, и

574 в третьем чтении, однако вот решили, что нам скучно, - давайте-ка потратим

575 деньги налогоплательщиков.

576

577 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

578

579 Москалькова Татьяна Николаевна.

580

581 МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "Справедливая Россия".

582

583 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я думаю, нам надо обратить

584 внимание в первую очередь на то, что в нарушение Регламента до сведения

585 депутатов не было доведено место сбора комиссии и все были лишены возможности

586 участвовать с правом совещательного голоса в работе этой комиссии. Работа

587 комиссии прошла, можно сказать, не сегодня, а вчера, и сегодня закреплялся

588 тот результат, который был достигнут вчера, что недемократично. Не говоря уже

589 о том, что от фракции "Справедливая Россия" не было ни одного человека. И

590 ссылка на то, что Черешнев является председателем комитета по науке,

591 несостоятельна, ибо он тоже не вошёл в состав этой комиссии.

592

593 Теперь по существу вопроса. Из всех поправок большую часть мы принимаем, и

594 она не вызывает сомнения, в частности то, что собственник НИИ и вузов должен

595 знать о создании предприятий малого и среднего бизнеса, где должны

596 использоваться продукты интеллектуальной деятельности. Но одна поправка, в

597 суть которой никто из присутствующих не имел возможности вникнуть,

598 существенно изменяет содержание этого закона. В первоначальной редакции

599 имелось в виду, что только право на использование продуктов интеллектуальной

600 деятельности может быть внесено в уставный капитал. В нынешней редакции не

601 только право на использование продуктов интеллектуальной деятельности, но и

602 здания, сооружения, денежные средства - всё это, созданное для благих целей,

603 вносится в уставный капитал предприятия среднего или малого бизнеса. Но

604 каковы юридические последствия в случае банкротства этого предприятия, куда

605 внесены в качестве уставного капитала здания, оборудование, принадлежащие НИИ

606 или вузу, это непонятно. Поэтому вот эта поправка - что денежные средства,

607 оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении

608 бюджетного научного или созданного государственной академией наук научного

609 учреждения (то же самое в отношении вуза), могут быть внесены в качестве

610 вклада в уставный капитал - противоречит статье 298 Гражданского кодекса, в

611 которой говорится, что учреждения не имеют права отчуждать или иным способом

612 распоряжаться имуществом, а статья 299 разрешает эти действия только с

613 согласия собственника... (Микрофон отключён.)

614

615 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

616

617 Уважаемые коллеги, выступления по мотивам завершены. Я в рамках "часа

618 голосования" ставлю на голосование Федеральный закон "О внесении изменений в

619 отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания

620 бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в

621 целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной

622 деятельности" в редакции согласительной комиссии. Кто за? Прошу голосовать.

623

624 Включите режим голосования.

625

626 Покажите результаты голосования.

627

628 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 37 сек.)

629 Проголосовало за 432 чел.96,0%

630 Проголосовало против 0 чел.0,0%

631 Воздержалось 0 чел.0,0%

632 Голосовало 432 чел.

633 Не голосовало 18 чел.4,0%

634 Результат: принято

635

636 Принято.

637

Дата заседания 15.07.2009, номер заседания 105, строк в стенограмме 10413

О проекте федерального закона № 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (принят в первом чтении 3 июня 2009 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7892 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

7893 законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными

7894 научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях

7895 практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной

7896 деятельности". Докладывает председатель Комитета по науке и наукоёмким

7897 технологиям Валерий Александрович Черешнев.

7898

7899 ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и

7900 наукоёмким технологиям, фракция "Справедливая Россия".

7901

7902 Глубокоуважаемый Олег Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Я постараюсь быть

7903 кратким. Не буду повторять название законопроекта, просто хочу сказать, что

7904 законопроект направлен на решение ряда вопросов инновационной деятельности в

7905 нашей стране. Законопроектом разрешается государственным учреждениям науки и

7906 образования организовывать самостоятельные хозяйственные общества для

7907 реализации их интеллектуальных наработок.

7908

7909 Хочу сказать, что законопроектом предусматривается, что в уставный капитал

7910 создаваемых хозяйственных обществ будут вноситься только права на создание

7911 интеллектуальной собственности, а исключительное право будет оставаться за

7912 институтами и учреждениями, которые создали эти хозяйственные общества.

7913

7914 Законопроект подвергся тщательной проверке. Хочу сказать, что обсуждение шло

7915 в четырёх комитетах, помимо нашего ещё в Комитете по промышленности, Комитете

7916 по образованию и в Комитете по собственности.

7917

7918 На ваше рассмотрение выносится восемь поправок, пять из которых рекомендованы

7919 к принятию, три - к отклонению.

7920

7921 Прошу поддержать этот законопроект.

7922

7923 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в таблице 1 пять поправок,

7924 рекомендованных к принятию. Есть замечания? Есть. Депутат Балыхин.

7925

7926 БАЛЫХИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию,

7927 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7928

7929 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прошу вынести на отдельное

7930 голосование поправки 2 и 3 из таблицы 1 поправок, рекомендованных к принятию.

7931

7932 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 3.

7933

7934 БАЛЫХИН Г. А. Поправки 2 и 3 из пяти.

7935

7936 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 1 без поправок 2 и 3.

7937

7938 Включите режим голосования.

7939

7940 Покажите результаты.

7941

7942 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 36 сек.)

7943 Проголосовало за 404 чел.89,8%

7944 Проголосовало против 2 чел.0,4%

7945 Воздержалось 0 чел.0,0%

7946 Голосовало 406 чел.

7947 Не голосовало 44 чел.9,8%

7948 Результат: принято

7949

7950 Таблица принята.

7951

7952 Если я правильно понимаю, в зале розданы поправки депутата Балыхина, две

7953 поправки, которые являются иной редакцией поправок, вынесенных на отдельное

7954 голосование.

7955

7956 Включите микрофон депутату Балыхину.

7957

7958 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаю

7959 указанные поправки рассматривать одновременно и отклонить, поскольку в зале

7960 розданы мои поправки, уточняющие редакцию указанных поправок.

7961

7962 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование поправки 2 и 3 из таблицы

7963 принятых. Депутат Балыхин предлагает их отклонить, поскольку есть другая

7964 редакция этих поправок. Если не ошибаюсь, комитет поддерживает данное

7965 решение? Поддерживает.

7966

7967 Ставлю на голосование поправки 2 и 3 из таблицы принятых. Комитет предлагает

7968 их отклонить.

7969

7970 Включите режим голосования.

7971

7972 Покажите результаты.

7973

7974 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 52 сек.)

7975 Проголосовало за 20 чел.4,4%

7976 Проголосовало против 0 чел.0,0%

7977 Воздержалось 0 чел.0,0%

7978 Голосовало 20 чел.

7979 Не голосовало 430 чел.95,6%

7980 Результат: не принято

7981

7982 Отклоняются эти поправки.

7983

7984 Депутат Балыхин, пожалуйста. Две поправки - это новая редакция этих же

7985 поправок, они розданы в зале.

7986

7987 Пожалуйста, Балыхину включите микрофон.

7988

7989 БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Две розданные в

7990 зале поправки предлагаю рассматривать одновременно с учётом тех

7991 обстоятельств, которые я приводил, предлагая отклонить поправки 2 и 3. Хочу

7992 особо подчеркнуть, что внесённые мною поправки содержат практически те же

7993 предложения, что и отклонённые поправки депутатов Балыхина, Черешнева,

7994 Кидяева, Осипова и члена Совета Федерации Чеченова, но с отдельными

7995 уточнениями. Учитывая технологию принятия поправок, вынужден был просить

7996 отклонить поправки, ранее одобренные Комитетом Государственной Думы по науке

7997 и наукоёмким технологиям, одним из автором которых я являюсь, хотя отличие

7998 розданных поправок в зале от отклонённых заключается лишь в следующем, я

7999 прошу обратить на это внимание.

8000

8001 Первое. Предлагается в законопроекте особо отметить положение о том, что при

8002 передаче права использования результата интеллектуальной деятельности

8003 хозяйственному обществу исключительное право на этот результат сохраняется за

8004 учреждениями науки и образования.

8005

8006 Второе. В части, устанавливающей запрет передачи указанного права третьим

8007 лицам, предлагается дополнить текст, одобренный Комитетом по науке и

8008 наукоёмким технологиям, словами: при условии, что иное не предусмотрено

8009 федеральным законом.

8010

8011 И третье. Поправками предлагается расширить возможность использования

8012 материалов, оборудования и иного имущества, вносимых соучредителями в

8013 уставный капитал хозяйственного общества.

8014

8015 В остальном текст розданных в зале поправок не отличается от текста

8016 отклонённых поправок. Прошу предложенные поправки поддержать.

8017

8018 Спасибо.

8019

8020 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите.

8021

8022 Мнение комитета.

8023

8024 ЧЕРЕШНЕВ В. А. Спасибо, глубокоуважаемый Олег Викторович, спасибо большое и

8025 Григорию Артёмовичу. Мы обсуждали эти варианты, понимаем, что они носят

8026 уточняющий характер и более точно выражают смысл закона, поэтому мы также

8027 полностью поддерживаем.

8028

8029 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование таблица и две поправки, которые

8030 розданы в зале взамен тех двух поправок, которые мы изъяли из таблицы

8031 принятых. Комитет и автор поправок - депутат Балыхин - предлагают их

8032 поддержать.

8033

8034 Включите режим голосования.

8035

8036 Покажите результаты.

8037

8038 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 48 сек.)

8039 Проголосовало за 404 чел.89,8%

8040 Проголосовало против 0 чел.0,0%

8041 Воздержалось 0 чел.0,0%

8042 Голосовало 404 чел.

8043 Не голосовало 46 чел.10,2%

8044 Результат: принято

8045

8046 Принимаются поправки.

8047

8048 Переходим к таблице 2. Здесь три поправки, которые комитет отклонил. Есть

8049 замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 2.

8050

8051 Включите режим голосования.

8052

8053 Покажите результаты.

8054

8055 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 22 сек.)

8056 Проголосовало за 406 чел.90,2%

8057 Проголосовало против 0 чел.0,0%

8058 Воздержалось 0 чел.0,0%

8059 Голосовало 406 чел.

8060 Не голосовало 44 чел.9,8%

8061 Результат: принято

8062

8063 Принято.

8064

8065 Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.

8066

8067 Включите режим голосования.

8068

8069 Покажите результаты.

8070

8071 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 53 сек.)

8072 Проголосовало за 409 чел.90,9%

8073 Проголосовало против 0 чел.0,0%

8074 Воздержалось 0 чел.0,0%

8075 Голосовало 409 чел.

8076 Не голосовало 41 чел.9,1%

8077 Результат: принято

8078

8079 Принято.

8080

8081 Пожалуйста, центральная трибуна.

8082

8083 ЧЕРЕШНЕВ В. А. Глубокоуважаемые коллеги, учитывая, что законопроект прошёл

8084 лингвистическую и юридическую экспертизы в Правовом управлении, мы просили бы

8085 принять его в третьем чтении.

8086

8087 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я всё-таки задам вопрос комитету: новая редакция,

8088 которую предлагал депутат Балыхин, уже проходила соответствующую экспертизу?

8089

8090 ЧЕРЕШНЕВ В. А. Да.

8091

8092 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет предлагает проголосовать законопроект

8093 в третьем чтении. Есть замечания? Нет. Объявляется "час голосования", и в

8094 рамках "часа голосования" я ставлю данный законопроект на голосование в

8095 третьем чтении. Документы розданы.

8096

8097 Включите режим голосования.

8098

8099 Покажите результаты.

8100

8101 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 49 сек.)

8102 Проголосовало за 412 чел.91,6%

8103 Проголосовало против 0 чел.0,0%

8104 Воздержалось 0 чел.0,0%

8105 Голосовало 412 чел.

8106 Не голосовало 38 чел.8,4%

8107 Результат: принято

8108

8109 Принято.

8110

8111 Валерий Александрович, присаживайтесь, пожалуйста.

8112

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

8684 НИКОНОВ Б. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

8685

8686 Уважаемая Надежда Васильевна, для протокола: по пункту 13, второе чтение,

8687 таблица 1 принятых поправок, по поправке депутата Балыхина Жолобов голосовал

8688 за.

8689

8690 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

8691

Дата заседания 03.07.2009, номер заседания 104, строк в стенограмме 8133

О проекте федерального закона № 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (использования, внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (принят в первом чтении 3 июня 2009 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности").

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1071 ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и

1072 наукоёмким технологиям, фракция "Справедливая Россия".

1073

1074 Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, у нас аналогичная просьба: мы просим

1075 пункт 41 перенести на 15 июля в связи с поступлением буквально вчера ряда

1076 концептуальных поправок.

1077

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1389 Черешнев Валерий Александрович просит 41-й вопрос перенести на 15 июля. Он

1390 докладчик. Нет возражений? Нет. Соглашаемся.

1391

Дата заседания 03.06.2009, номер заседания 97, строк в стенограмме 7957

О проекте федерального закона № 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7471 Пункт 22, последний вопрос сегодняшнего заседания. О проекте федерального

7472 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

7473 Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования

7474 хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)

7475 результатов интеллектуальной деятельности". Докладывает заместитель

7476 председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям Вячеслав

7477 Константинович Осипов, который понимает, что время - 19.39.

7478

7479 ОСИПОВ В. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7480

7481 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится

7482 законопроект, направленный на создание благоприятных условий для внедрения

7483 результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счёт бюджетных

7484 средств. По мнению авторов, он должен стать одним из основополагающих

7485 правовых актов в области формирования инновационной экономики. Законопроект

7486 призван восполнить пробел в правовом регулировании отношений в цепи:

7487 фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки -

7488 освоение и тиражирование инновационной продукции.

7489

7490 С принятием части четвёртой Гражданского кодекса законодательно определён

7491 основной принцип распределения прав на результаты интеллектуальной

7492 деятельности: они закрепляются за исполнителем. Новый законопроект нацелен на

7493 обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической

7494 деятельности, создаваемых за счёт бюджетных средств, права на которые

7495 принадлежат государственным учреждениям науки и образования и учреждениям

7496 науки и образования государственных академий наук.

7497

7498 В настоящее время большинство результатов интеллектуальной деятельности,

7499 полученных за счёт бюджетных средств, не могут быть реализованы создавшими их

7500 научными и образовательными учреждениями, так как они лишены возможности

7501 вести производственную деятельность, самостоятельно создавать хозяйственные

7502 общества для внедрения результатов научно-технической деятельности. В итоге

7503 значительная часть накопленного научно-технического потенциала оказывается

7504 невостребованной, что снижает эффективность использования бюджетных средств

7505 на науку. В случае же предоставления возможности самим учреждениям науки и

7506 образования быть учредителями и участниками хозяйственных обществ они будут

7507 заинтересованы в осуществлении инновационной деятельности и в получении

7508 доходов от коммерциализации собственных разработок.

7509

7510 Вместе с тем согласно Гражданскому кодексу учреждения могут быть участниками

7511 хозяйственных обществ, но только с разрешения собственника. Это

7512 обстоятельство является серьёзным препятствием на пути создания таких

7513 обществ, призванных обеспечить внедрение в хозяйственный оборот результатов

7514 интеллектуальной деятельности. Указанное положение существенно удлиняет,

7515 бюрократизирует и усложняет процедуру создания малых инновационных

7516 предприятий, внедряющих, как я уже говорил, результаты интеллектуальной

7517 деятельности.

7518

7519 Предлагаемый вашему вниманию законопроект предусматривает внесение изменений

7520 в следующие федеральные законы: "Об образовании", "О науке и государственной

7521 научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном

7522 образовании", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

7523 Федерации". В результате таких изменений за научными и образовательными

7524 учреждениями будет закреплено право самостоятельно создавать хозяйственные

7525 общества, внося в их уставные капиталы права на использование результатов

7526 интеллектуальной деятельности без согласия собственника имущества.

7527

7528 Важно отметить, что предлагаемые в новом законопроекте нормы не приведут к

7529 бесконтрольному распоряжению правами на результаты интеллектуальной

7530 деятельности, поскольку после приобретения доли акций в уставных капиталах

7531 хозяйственных обществ научные и образовательные учреждения получат право

7532 контроля за их деятельностью. Кроме того, исключительные права на результаты

7533 интеллектуальной деятельности не будут отчуждаться создаваемым хозяйственным

7534 обществом. Законопроект предусматривает, что в уставный капитал будут

7535 вноситься лишь права на использование соответствующих результатов

7536 интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам. Исключительные права

7537 при этом будут оставаться у учреждений, создавших соответствующие результаты

7538 интеллектуальной деятельности.

7539

7540 Изменения в федеральные законы о науке и об образовании также предусматривают

7541 возможность привлечения денежных средств соучредителей при условии сохранения

7542 контроля учреждений науки и образования за созданными хозяйственными

7543 обществами в виде пакета акций или доли в размере не менее 25 процентов

7544 уставного капитала. Отчуждение принадлежащих указанным учреждениям акций или

7545 доли уставного капитала созданных с их участием хозяйственных обществ

7546 допускается с предварительного согласия собственника имущества, то есть

7547 государства. Использование доходов, или дивидендов, получаемых учреждением от

7548 созданных хозяйственных обществ, направляется исключительно на осуществление

7549 их основной деятельности.

7550

7551 В Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в

7552 Российской Федерации" вносится изменение, с тем чтобы хозяйственные общества,

7553 созданные государственными научными и образовательными учреждениями, а также

7554 научными и образовательными учреждениями государственных академий наук могли

7555 получать статус малых и средних предприятий. Необходимость таких изменений

7556 вызвана тем, что в настоящее время не могут быть признаны малыми или средними

7557 предприятиями юридические лица, в уставном капитале которых доля лиц, не

7558 являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, превышает 25

7559 процентов.

7560

7561 Принятие законопроекта будет способствовать созданию благоприятных правовых

7562 условий для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности, созданных

7563 за счёт бюджетных средств, в хозяйственный оборот. Законопроект создаст

7564 необходимые условия для роста доходной части государственного бюджета за счёт

7565 налоговых отчислений от реализации инновационными предприятиями произведённой

7566 новой продукции, в том числе высокотехнологичной. Кроме того, организация

7567 малых инновационных предприятий позволит создать дополнительные рабочие

7568 места, что особенно актуально в условиях кризисной ситуации.

7569

7570 Отзывы и заключения на законопроект поступили от Правительства Российской

7571 Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы, трёх

7572 комитетов-соисполнителей - комитетов по образованию, по собственности и по

7573 промышленности, от Комитета Совета Федерации по образованию и науке, а также

7574 от восьмидесяти пяти законодательных и высших исполнительных органов

7575 государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых содержится

7576 ряд конструктивных замечаний и предложений, не меняющих концептуальных основ

7577 законопроекта. В настоящее время в Комитете по науке и наукоёмким технологиям

7578 осуществляется экспертная проработка поступивших замечаний и предложений,

7579 которые будут учтены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

7580

7581 Уважаемые депутаты, надеюсь на вашу поддержку данного законопроекта, который

7582 напрямую будет стимулировать основную деятельность учреждений науки и

7583 образования по созданию и практическому использованию нового знания, ускорит

7584 процесс введения в оборот результатов интеллектуальной деятельности, права на

7585 которые принадлежат государственным научным и образовательным бюджетным

7586 учреждениям, научным и образовательным учреждениям государственных академий

7587 наук.

7588

7589 Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)

7590

7591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я понимаю так, что бурные аплодисменты вызваны

7592 тем, что Вячеслав Константинович использовал только девять минут из

7593 отведённых ему пятнадцати.

7594

7595 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Вопрос? Пожалуйста.

7596

7597 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да нет, всё очень подробно было доложено, но я смотрю,

7598 чертовски хочется поработать людям, поэтому давайте повестку до конца

7599 рассмотрим.

7600

7601 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже слышал это предложение. Я, в общем, не против,

7602 просто, по моим подсчётам, это ещё примерно часа на четыре-пять.

7603

7604 Уважаемые депутаты, поскольку нет вопросов... нет, есть вопрос у депутата

7605 Романова Валентина Степановича. И Рябов, да? Нет, только Романов. Подводим

7606 черту: один вопрос.

7607

7608 Романов Валентин Степанович.

7609

7610 РОМАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Константинович, с одной стороны, понимаю

7611 логику и хочется верить, что в этот раз мы искренне и логично всё предлагаем,

7612 и в то же время думаю... Мы же запомнили слова министра Фурсенко о том, что

7613 надо бы в пять раз сократить число вузов, в пять раз сократить финансирование

7614 фундаментальной науки. Не получится ли - вы взвешивали в комитете? - не

7615 получится ли, что наш закон толкнёт бедолаг, называемых ректорами и

7616 директорами, к поиску денег в коммерческом смысле, а государство будет

7617 постепенно их поджимать, чтобы именно туда их энергия уходила? Повторяю,

7618 внешне выглядит очень благородно, а сомнение такое есть. Как вы это

7619 оцениваете?

7620

7621 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Константинович.

7622

7623 ОСИПОВ В. К. Очевидно, то сомнение, которое сейчас вы высказали, какой-то

7624 элемент... какую-то основу имеет. Но дело в том, что сегодня результаты

7625 интеллектуальной собственности очень часто принадлежат частнику... не

7626 частнику, вернее, а работнику государственного учреждения, и он имеет право

7627 на законодательной основе, о которой я сказал, участвовать в реализации этой

7628 интеллектуальной собственности на базе малых предприятий, других

7629 предприятиях. То есть, откровенно говоря, получается, что разбазаривание

7630 интеллектуальной собственности гораздо шире, а мы сейчас предлагаем в

7631 законопроекте сосредоточить реализацию всех результатов интеллектуальной

7632 деятельности именно в учреждениях, которым даны такие права.

7633

7634 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

7635

7636 Коллеги, я уже побаиваюсь спрашивать, настаивают ли... Настаивают. Депутат

7637 Медведев настаивает на выступлении. Юрий Германович Медведев.

7638

7639 Присаживайтесь, пожалуйста, Вячеслав Константинович.

7640

7641 МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

7642

7643 А что, я тоже хочу аплодисменты заслужить. (Аплодисменты.)

7644

7645 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они есть уже.

7646

7647 МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемые коллеги, если серьёзно, то вопрос архиважный,

7648 архиактуальный, и он важен не только с точки зрения принятия нами части

7649 четвёртой Гражданского кодекса. От того, как мы дальше будем заниматься

7650 наукой, как мы будем способствовать развитию новых технологий, зависит

7651 будущее нашей экономики, а следовательно, и всей нашей страны. И об этом

7652 говорят все. Вот вчера, например, была трёхсторонняя комиссия. Господин

7653 Кудрин нас, участников этой комиссии, убеждал в том, что нам необходимо

7654 больше внимания уделять инновациям, развитию именно новых технологий и так

7655 далее, и так далее. Но при этом, когда мы принимаем решения... В том числе на

7656 заседании трёхсторонней комиссии были предложены проекты правил, как раз

7657 ущемляющих те территории, те субъекты, которые имеют огромный экономический

7658 потенциал, которые имеют новые технологии, в конечном итоге определяющие всю

7659 финансовую составляющую нашей страны. То есть мы говорим об одном, а

7660 практически делаем другое.

7661

7662 Несомненно, за последние годы мы очень много сделали, вернее, пытались

7663 сделать для того, чтобы создать условия для развития инновационных

7664 технологий, в том числе для развития патентности и так далее. Приняли закон

7665 "Об особых экономических зонах...", какие-то там льготы, но это всё,

7666 поверьте, такие мелкие, маленькие шаги, которые принципиально ситуацию не

7667 изменили. Почему-то у нас не хватает или смелости, или знаний, или ещё

7668 чего-то подходить к этим вопросам комплексно. К примеру, мы не создаём

7669 условия для организации исследовательских центров при университетах, или не

7670 определяем льготы, которые давали бы возможность прямо и в полном объёме

7671 списывать большие издержки на различные разработки, это касается и

7672 субсидирования аренды площадей, или, например, мы не освобождаем от налогов

7673 те доходы, которые идут на реинвестирование в производство или научные

7674 разработки. Мы всё как-то однобоко подходим, с какой-то одной стороны

7675 пытаемся решить такие сложные вопросы.

7676

7677 Конечно, закон очень нужен, тот, который предложен сегодня комитетом и

7678 группой депутатов, и наш Комитет по собственности за него проголосовал, но он

7679 снова поднимает только один пласт всей этой проблемы.

7680

7681 И замечания по существу, которые сформулированы комитетом.

7682

7683 Первое. При доработке закона необходимо порядок оценки стоимости имущества,

7684 стоимости прав пересмотреть, иначе это противоречит действующему закону "Об

7685 акционерных обществах".

7686

7687 Второе замечание касается норм, определяющих условия сохранения контроля за

7688 созданием хозяйственных обществ, то, о чём говорил уважаемый докладчик. Не

7689 надо определять предел 25 процентов, потому что если мы говорим об обществах

7690 с ограниченной ответственностью, то там речь идёт об одной трети, то есть не

7691 менее чем о 34 процентах. Это надо тоже предусмотреть, подойти к этому очень

7692 аккуратно, иначе будет некое противоречие.

7693

7694 Третье. Положение о том, что третьи лица должны оплачивать долю только

7695 денежным ресурсом, тоже не совсем правильное в условиях кризисной ситуации. К

7696 примеру, можно оплачивать энергетическими ресурсами, можно площадями, можно

7697 оборудованием и так далее, и так далее.

7698

7699 И последнее - то, с чего я начал. Я всё-таки желаю комитету, который мы

7700 специально создали в этой Думе, чтобы он более активно работал и более

7701 активно предлагал идеи решения этой очень сложной, важной задачи, с тем чтобы

7702 действительно мы от разговоров перешли к делу, к развитию инновационной

7703 экономики в нашей России.

7704

7705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Германович.

7706

7707 Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаивают ли они на

7708 выступлении? Нет, не настаивают. Вячеслав Константинович тоже не настаивает

7709 на заключительном слове, как я понимаю.

7710

7711 Ставится на голосование проект федерального закона - внимание! - под пунктом

7712 22. Уверяю вас, что это последний пункт сегодня.

7713

7714 Включите режим голосования.

7715

7716 Покажите результаты.

7717

7718 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 54 мин. 29 сек.)

7719 Проголосовало за 408 чел.90,7%

7720 Проголосовало против 0 чел.0,0%

7721 Воздержалось 0 чел.0,0%

7722 Голосовало 408 чел.

7723 Не голосовало 42 чел.9,3%

7724 Результат: принято

7725

7726 Принято.

7727