Мониторинг законопроектов РФ, ГД

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 167050-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

у Президента РФ
12.05.2009

Номер законопроекта:167050-5
Дата внесения законопроекта в ГД:25.02.2009
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/167050-5
Ответственный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Профильный комитет:Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Дата изменения статуса/фазы:12.05.2009
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:94-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Президент РФ
Стадии рассмотрения:
  •  
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  •  
  •  
  •  

Стенограмма к законопроекту №167050-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Дата заседания 24.04.2009, номер заседания 90, строк в стенограмме 6997

О проекте федерального закона № 167050-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

4898 МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

4899

4900 Прошу поддержать предложение комитета о замене докладчика по пункту 12

4901 порядка работы: с докладом от комитета выступит Москалец.

4902

4903 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

4904

4905 Уважаемые депутаты, переходим к законопроектам третьего чтения. Пункт 12 как

4906 раз, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные

4907 законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением

4908 представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания

4909 Российской Федерации". Докладывает Москалец Александр Петрович. Как раз на

4910 этот законопроект я обратил внимание в своём докладе.

4911

4912 МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Целью данного

4913 законопроекта является расширение представительства избирателей с различными

4914 политическими предпочтениями в законодательном органе Российской Федерации,

4915 имеется в виду Государственная Дума. Законопроект полностью подготовлен к

4916 рассмотрению в третьем чтении, заключение Правового управления Аппарата

4917 Государственной Думы получено. Комитет по конституционному законодательству и

4918 государственному строительству просит вас принять данный законопроект в

4919 третьем чтении.

4920

4921 Спасибо.

4922

4923 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания? По мотивам записались депутат

4924 Иванов от фракции ЛДПР и депутат Решульский от фракции КПРФ.

4925

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5352 Уважаемые депутаты, продолжаем "час голосования". Я начинаю с пункта 12. У

5353 нас здесь записались по мотивам голосования депутат Иванов и депутат

5354 Решульский.

5355

5356 Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов, от фракции ЛДПР. Напоминаю, что по

5357 мотивам выступают от фракций.

5358

5359 ИВАНОВ С. В. Спасибо.

5360

5361 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Уважаемый Гарри Владимирович, я

5362 надеюсь, вы немножко отвлечётесь. Александр Александрович, перестаньте

5363 отвлекать представителя президента.

5364

5365 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обращаются персонально к представителю президента.

5366

5367 ИВАНОВ С. В. В лице Гарри Владимировича фракция ЛДПР всё-таки хочет

5368 обратиться и к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, поскольку это его

5369 законопроект, его инициатива. Но если не получится, мы с ним через блог,

5370 наверное, будем списываться и обсуждать данный вопрос.

5371

5372 Мы все люди, Гарри Владимирович и уважаемые коллеги, и всем свойственно

5373 ошибаться.

5374

5375 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5376

5377 ИВАНОВ С. В. Что такое?

5378

5379 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

5380

5381 ИВАНОВ С. В. Да ничего страшного!

5382

5383 Поэтому, уважаемые коллеги, если уж мы действительно за то, чтобы все наши

5384 избиратели, которые, следуя своему гражданскому долгу, пришли на

5385 избирательный участок и проголосовали за ту или иную политическую партию,

5386 допущенную к выборам, то было бы абсолютно несправедливо лишать этих

5387 избирателей своих представителей. И в связи с этим, как мы и предлагали -

5388 Гарри Владимирович, наверное, в курсе наших предложений, изучал их... Это

5389 неправильная позиция, когда партия, за которую проголосовали 5 процентов,

5390 получает одного депутата, а если от 5 до 7 процентов, то двух депутатов.

5391 Фракция ЛДПР говорит: уважаемые коллеги, если мы действительно за то, чтобы

5392 все, кто принял участие в голосовании, имели своих представителей в

5393 Государственной Думе, то давайте сделаем просто, понятно и, самое главное,

5394 заметьте, справедливо. У нас осталось не так много политических партий,

5395 которые допущены к выборам. Мы с вами имеем представительство в

5396 Государственной Думе, нам не надо собирать подписи, какие-то партии будут

5397 собирать подписи и тоже будут допущены к выборам, и вот дальше, как много раз

5398 говорил Владимир Вольфович, пусть избиратель решает как и что. Избиратель,

5399 проголосовав за те или иные политические партии, отдав им свой голос, имеет

5400 право на то, чтобы они действительно были представлены. Как это сделать?

5401 Очень просто. Проголосовали люди, время своё потратили в субботу, пришли,

5402 вместо того чтобы идти куда-то по своим делам, - надо уважать их. Поэтому

5403 никакого проходного барьера не надо: допустили до участия в выборах -

5404 прекрасно. У нас четыреста пятьдесят мест в парламенте, а какое-то количество

5405 проголосовали - всё, потом мы четыреста пятьдесят мест поделили, вернее, то

5406 количество проголосовавших поделили на четыреста пятьдесят мест и получили

5407 норму представительства. А дальше - пожалуйста: если за эту партию

5408 проголосовали столько-то, значит, она трёх депутатов получит, а если

5409 столько-то, значит, она тридцать получит. Это правильно, и это справедливо, и

5410 тогда действительно будет демократия. А один или два депутата - это,

5411 извините, не представительство.

5412

5413 Спасибо.

5414

5415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский, пожалуйста.

5416

5417 Включите микрофон.

5418

5419 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

5420

5421 Прекрасно выступил мой коллега Сергей Владимирович Иванов, который со своей

5422 позиции действительно показал всю эфемерность или, так скажем, используя

5423 модное слово, виртуальность той политической системы, которую сейчас

5424 навязывают нашей стране.

5425

5426 Сегодня какой-то особый день, потому что столько вопросов сошлось в повестке

5427 одного пленарного заседания - Олег Викторович, это, наверное, не происки

5428 оппозиции, - и именно все эти вопросы воочию показывают бесполезность

5429 Государственной Думы нынешнего состава как органа государственной власти. Я

5430 ещё раз то, что говорил утром, повторяю осознанно: неужели вы, уважаемые

5431 коллеги, не понимаете, что пересидеть можно какое-то время, но всё равно

5432 кризис в стране коснётся всех присутствующих в этом зале. Говорю это потому,

5433 что ни вы, сидящие здесь, ни те, кто отсутствует, да и ни сам инициатор,

5434 Президент России, наверное, абсолютно не могут себе представить, что же будут

5435 делать эти депутаты так называемые, на мой взгляд, потешные депутаты в

5436 Государственной Думе, если четыре фракции здесь, в этой Государственной Думе

5437 не могут установить порядок, о чём не раз с этой трибуны говорили наши

5438 депутаты, - чтобы учитывались мнения всех присутствующих депутатов, всех

5439 желающих выступить депутатов, депутатов, которые работают в Государственной

5440 Думе, а не только числятся. Что это за мода такая?! Ну представьте, моду мы

5441 взяли тут такую по настоянию "ЕДИНОЙ РОССИИ": по одному от фракции, по три

5442 минуты и так далее.

5443

5444 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По десять.

5445

5446 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, мы обычно делаем по три, в лучшем случае по пять. По

5447 десять - за это сегодня уже слова благодарности в ваш адрес говорили, я к ним

5448 присоединяюсь. Но вас не было здесь в пятницу, вы не видели, что здесь

5449 происходило, когда были ускоренный режим и быстрое обсуждение. Всё уже шло к

5450 тому, что половина этого зала, по крайней мере три фракции собирались

5451 покинуть зал и больше не приходить сюда, поскольку такого издевательства над

5452 правами депутатов я - а вы меня назвали пятикратным, так сказать, депутатом

5453 совершенно верно - за эти годы ещё не видел.

5454

5455 Так вот я хочу сказать, что в той системе, в той создаваемой политической

5456 системе, парламентской системе, самый главный принцип будет преобладать -

5457 управляемая демократия. И управлять будут, поверьте мне, не президент, не

5458 председатель правительства - сегодня они вроде бы как-то с вами или вы с

5459 ними, их поддерживаете, - а управлять будут чиновники, бюрократы, которые...

5460 (Микрофон отключён.)

5461

5462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение, фракции

5463 высказались по мотивам. Ставлю на голосование проект федерального закона "О

5464 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

5465 связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе

5466 Федерального Собрания Российской Федерации".

5467

5468 Включите режим голосования.

5469

5470 Покажите, пожалуйста, результаты.

5471

5472 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 04 сек.)

5473 Проголосовало за 354 чел.78,7%

5474 Проголосовало против 57 чел.12,7%

5475 Воздержалось 0 чел.0,0%

5476 Голосовало 411 чел.

5477 Не голосовало 39 чел.8,7%

5478 Результат: принято

5479

5480 Принято.

5481

Дата заседания 22.04.2009, номер заседания 89, строк в стенограмме 6761

О проекте федерального закона № 167050-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1656 Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт

1657 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные

1658 законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением

1659 представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания

1660 Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному

1661 законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича

1662 Плигина.

1663

1664 Пожалуйста.

1665

1666 ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному

1667 законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1668

1669 Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект закона в первом

1670 чтении принят 27 марта 2009 года. Напомним, что целью законопроекта является

1671 расширение представительства избирателей с различными политическими

1672 предпочтениями в законодательном органе Российской Федерации -

1673 Государственной Думе для списков, получивших менее 7 процентов голосов

1674 избирателей, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в

1675 голосовании.

1676

1677 Законопроект подготовлен ко второму чтению. В нём учтены положения,

1678 касающиеся предоставления депутатам, получившим указанные депутатские

1679 мандаты, ряда прав, которыми обладают представители фракций в Государственной

1680 Думе. При этом предусматривается, что порядок реализации указанных прав будет

1681 устанавливаться - есть поправка - Регламентом Государственной Думы. Другое

1682 уточнение носит технический характер, касающийся технологии распределения

1683 нераспределённых депутатских мандатов.

1684

1685 Вашему вниманию предлагается таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

1686 принятию. Поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется, соответственно,

1687 таблицы 2 нет. Предлагаю утвердить таблицу 1 и принять законопроект во втором

1688 чтении.

1689

1690 Спасибо.

1691

1692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1693

1694 Таблица 1 содержит две поправки. Нужно ли их отдельно обсуждать? Лебедев

1695 Игорь Владимирович, пожалуйста.

1696

1697 ЛЕБЕДЕВ И. В. Поправка 1.

1698

1699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1. Спасибо.

1700

1701 Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к

1702 принятию, без поправки 1. Кто за? Прошу голосовать.

1703

1704 Включите режим голосования.

1705

1706 Покажите результаты голосования.

1707

1708 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 05 сек.)

1709 Проголосовало за 348 чел.77,3%

1710 Проголосовало против 0 чел.0,0%

1711 Воздержалось 0 чел.0,0%

1712 Голосовало 348 чел.

1713 Не голосовало 102 чел.22,7%

1714 Результат: принято

1715

1716 Принято.

1717

1718 Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович, по поправке 1.

1719

1720 ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данная

1721 поправка состоит из двух частей. Здесь говорится о том, что депутату, который

1722 избран в соответствии с этим законом... В действующей сегодня редакции

1723 говорится о том, что его права должны обеспечиваться наравне с

1724 представителями фракций. Данная поправка предлагает заменить фразу "должны

1725 обеспечиваться" на слово "предоставляются". Мы считаем, что данная поправка,

1726 данное изменение ставит под сомнение факт предоставления прав этому депутату

1727 наравне с остальными, поскольку фраза "предоставляется" подразумевает то, что

1728 может предоставиться, а может и нет.

1729

1730 Кроме того, добавление в данную статью фразы о том, что порядок реализации

1731 указанных прав устанавливается Регламентом Государственной Думы, на наш

1732 взгляд, является излишним, поскольку нам бы хотелось, чтобы данный закон

1733 конкретно регламентировал все права депутатов, которые получат депутатские

1734 мандаты в соответствии с этим законом, поскольку мы все знаем, что в

1735 Регламенте есть положение о том, что Государственная Дума может принять любое

1736 решение. В соответствии с этим положением и ссылаясь на эту статью закона,

1737 если она будет принята в данном виде, Государственная Дума может принять

1738 решение не предоставлять никаких прав этим депутатам в составе парламента -

1739 ни предлагать свои кандидатуры на руководящие посты, ни заниматься ещё

1740 какой-либо деятельностью, то есть получится фиктивное присутствие депутатов

1741 от малых партий в парламенте, которые, по сути, не будут обладать никакими

1742 правами, не будут наравне с депутатами остальных фракций.

1743

1744 В целом фракция ЛДПР считает, что в принципе данный законопроект не нужен,

1745 потому что если уж говорить о развитии демократизации в нашем обществе, то

1746 более логично было бы снизить избирательный порог для всех политических

1747 партий и тем самым дать возможность всем принять участие... получить равное

1748 представительство в палате. И не надо придумывать вот такие нормы: один

1749 депутат, два депутата, полтора депутата - как всё это будет потом

1750 высчитываться, непонятно.

1751

1752 Спасибо.

1753

1754 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста.

1755

1756 ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, если возможно, я упущу вторую часть

1757 комментария Игоря Владимировича, поскольку это было предметом обсуждения в

1758 первом чтении.

1759

1760 Что касается нормы, то я бы просил обратить внимание на следующее.

1761 Регламентом Государственной Думы, как было указано в первом чтении, должны

1762 обеспечиваться наравне с представителями... и далее идёт перечисление прав.

1763 Мы считаем, что Регламент Государственной Думы - это документ, принимаемый

1764 Государственной Думой, и в законодательстве в принципе нигде не даются такого

1765 рода указания, не даются указания по формированию Регламента. То есть, таким

1766 образом, наверное, слова "Регламентом... должны обеспечиваться"... Необходимо

1767 более корректно, более точно указать, что это право Государственной Думы и

1768 порядок реализации указанных прав устанавливается Регламентом Государственной

1769 Думы, и, с нашей точки зрения, эта формула более корректна по отношению к

1770 документу - Регламенту Государственной Думы. Собственно говоря, вот из этого

1771 мы и исходили, предлагая данную поправку.

1772

1773 Спасибо.

1774

1775 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы 1. Кто

1776 за? Прошу голосовать. Предложение депутата Лебедева - отклонить.

1777

1778 Включите режим голосования.

1779

1780 Покажите результаты голосования.

1781

1782 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 12 сек.)

1783 Проголосовало за 358 чел.79,6%

1784 Проголосовало против 76 чел.16,9%

1785 Воздержалось 0 чел.0,0%

1786 Голосовало 434 чел.

1787 Не голосовало 16 чел.3,6%

1788 Результат: принято

1789

1790 Принято.

1791

1792 По ведению - Розуван Алексей Михайлович.

1793

1794 РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1795

1796 Прошу для протокола зафиксировать: по 6-му вопросу Мальчихин, Муцоев, Розуван

1797 и Ненашев голосовали за. Произошёл сбой электронной системы.

1798

1799 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.

1800

1801 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О

1802 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

1803 связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе

1804 Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.

1805

1806 Включите режим голосования.

1807

1808 Покажите результаты голосования.

1809

1810 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 18 сек.)

1811 Проголосовало за 349 чел.77,6%

1812 Проголосовало против 45 чел.10,0%

1813 Воздержалось 0 чел.0,0%

1814 Голосовало 394 чел.

1815 Не голосовало 56 чел.12,4%

1816 Результат: принято

1817

1818 Принято.

1819

Дата заседания 27.03.2009, номер заседания 83, строк в стенограмме 7470

О проекте федерального закона № 167050-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

3308 У нас на фиксированное время поставлены два законопроекта. Пункт 11, проект

3309 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты

3310 Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в

3311 Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает

3312 полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной

3313 Думе Гарри Владимирович Минх.

3314

3315 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в

3316 Государственной Думе.

3317

3318 Спасибо.

3319

3320 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается

3321 внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона "О

3322 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

3323 связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе

3324 Федерального Собрания Российской Федерации".

3325

3326 Хочу напомнить, что соответствующее предложение было сформулировано

3327 Президентом Российской Федерации в ежегодном послании, которое было

3328 представлено палатам Федерального Собрания в ноябре прошлого года. И основная

3329 мысль, которая была высказана президентом, сводилась к тому, чтобы принять

3330 меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства

3331 во власти. Поэтому здесь речь идёт прежде всего о том, чтобы обеспечить

3332 максимальный учёт тех взглядов, которые разделяет достаточно большое

3333 количество граждан Российской Федерации, для того чтобы соответствующие

3334 представители этих социальных групп участвовали в работе Государственной Думы

3335 Федерального Собрания.

3336

3337 Основная новелла, или основная мысль, предлагаемой инициативы состоит в том,

3338 чтобы те партии, которые получили на выборах депутатов Государственной Думы

3339 менее 7 процентов, но более 5 процентов голосов избирателей, также получили

3340 депутатские мандаты. Для того чтобы эту новеллу реализовать, предлагается

3341 внести изменения в пять федеральных законов. Два федеральных закона, в

3342 которые предлагается внести изменения, условно можно назвать статусными

3343 законами - это Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе

3344 депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и

3345 Федеральный закон "О политических партиях". Кроме того, предлагается внести

3346 изменения в три избирательных закона: в базовый закон "Об основных гарантиях

3347 избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

3348 Федерации", в закон "О выборах Президента Российской Федерации" и в закон "О

3349 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

3350 Федерации".

3351

3352 Теперь более подробно о том, какие предлагаются изменения. Прежде всего я бы

3353 хотел назвать основания, при наличии которых соответствующим политическим

3354 партиям передаются депутатские мандаты.

3355

3356 Во-первых, я уже об этом сказал, федеральный список этих кандидатов должен

3357 получить на выборах более 5 процентов, но менее 7 процентов голосов. Здесь

3358 есть определённая разница: если федеральный список набрал более 5 процентов,

3359 но менее 6 процентов, то он получает один депутатский мандат; если

3360 федеральный список набрал более 5 процентов и более 6 процентов, но менее 7

3361 процентов, то тогда этой политической партии передаются два депутатских

3362 мандата.

3363

3364 И здесь я бы хотел обратить внимание не только на определённый

3365 терминологический нюанс, но и на смысловое различие. Я употребил понятие (оно

3366 предлагается в законопроекте): "этим политическим партиям передаются

3367 депутатские мандаты". Оно, как вы понимаете, отличается от понятия

3368 "допущенные к распределению депутатских мандатов", и смысл его в том, что

3369 действительно передача депутатских мандатов происходит до распределения.

3370 После того как политическим партиям, если таковые будут на следующих выборах,

3371 будет передано определённое количество мандатов, к распределению, которое

3372 будет проводиться между партиями, набравшими более 7 процентов, уже будет не

3373 четыреста пятьдесят депутатских мандатов, а минус то количество, которое

3374 будет передано так называемым малым партиям.

3375

3376 Кому будут переданы эти мандаты? Прежде всего эти депутатские мандаты будут

3377 передаваться тем кандидатам, которые были включены в общефедеральную часть

3378 федерального списка, и, соответственно, в той очерёдности, в которой они в

3379 этой общефедеральной части будут обозначены. Если в общефедеральной части не

3380 будет кандидатов, то депутатские мандаты будут переданы тем кандидатам,

3381 которые стоят первыми в региональном списке, в региональной группе - той

3382 региональной группе, которая наберёт наибольшее число голосов. Если будут

3383 передаваться два депутатских мандата, то они будут переданы первым в порядке

3384 очерёдности кандидатам, включённым в две региональные группы кандидатов,

3385 получившие наибольшее число голосов избирателей.

3386

3387 Что влечёт за собой получение депутатского мандата теми депутатами, которые

3388 пройдут в таком порядке в Государственную Думу? По сути дела, эти один или

3389 два человека, два представителя от политической партии, они будут иметь весь

3390 набор прав, которые имеет фракция в Государственной Думе: они будут иметь

3391 возможность предлагать кандидатов на выборные должности в Государственной

3392 Думе, они будут иметь право выступать в Государственной Думе, они будут иметь

3393 право на получение соответствующих материалов и документов, и они будут иметь

3394 право участвовать в работе Совета Государственной Думы. То есть, по сути

3395 дела, это будут такие микрофракции. И указанные депутаты Государственной Думы

3396 могут быть только членами той политической партии, от которой прошли на

3397 выборах, получили эти депутатские мандаты, через этот механизм они были

3398 избраны депутатами, и они не могут входить ни в одну из других фракций в

3399 Государственной Думе. Единственное исключение, которое предусматривается в

3400 законе, - это тот случай, когда политическая партия по своему решению

3401 прекратит существование. Помимо этих прав депутаты, которые будут таким

3402 образом представлены в Государственной Думе, получают... Следует отметить,

3403 что малые политические партии (назовём их так условно опять же) будут иметь

3404 тот же самый правовой статус и те же гарантии, что и политические партии,

3405 которые будут допущены к распределению депутатских мандатов. Они,

3406 политические партии, будут участвовать в формировании избирательных комиссий

3407 всех уровней, они могут регистрировать кандидатов и свои списки кандидатов

3408 без сбора подписей, и они могут предлагать кандидатуры для замещения

3409 вакантных депутатских мандатов. Как я уже сказал, политическая партия может

3410 своим решением прекратить свою деятельность, но политическая партия не может

3411 быть ликвидирована в связи с тем, что у неё отсутствует необходимое

3412 количество региональных отделений или необходимое число членов партии.

3413

3414 Здесь я хотел бы обратить внимание ещё на то, что основная мысль, основная

3415 идея предлагаемого законопроекта состоит в том, чтобы в Государственной Думе

3416 максимально представить наибольшее количество избирателей. Хочу вам

3417 напомнить, что по данным, которые опубликованы Центральной избирательной

3418 комиссией, на последних выборах в Государственную Думу были включены в списки

3419 чуть более ста девяти миллионов избирателей. Политическая партия должна

3420 набрать более 5 процентов голосов избирателей, значит, потенциально (ну опять

3421 же потенциально, потому что стопроцентной явки мы, конечно, никогда не

3422 планируем) это примерно не менее пяти с половиной миллионов избирателей, 6

3423 процентов - это примерно шесть с половиной миллионов избирателей. Поэтому вот

3424 здесь основная задача - чтобы в Государственной Думе были максимально полно

3425 представлены все группы, все слои избирателей Российской Федерации.

3426

3427 Уважаемые депутаты, с учётом того, что я сказал, и с учётом того, что речь

3428 идёт прежде всего о совершенствовании учёта мнений избирателей, о том, чтобы

3429 представительная функция, или представительная составляющая, Государственной

3430 Думы была реализована максимально полно, я прошу вас поддержать эту

3431 инициативу Президента Российской Федерации.

3432

3433 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

3434

3435 Содоклад делает председатель Комитета по конституционному законодательству и

3436 государственному строительству Владимир Николаевич Плигин.

3437

3438 ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Статьёй 1, часть

3439 1, Конституции Российской Федерации определяется, что Российская Федерация

3440 есть демократическое федеративное правовое государство. Хотелось бы

3441 остановиться здесь именно на этом слове - "демократия". Понятие "демократия"

3442 разделяет судьбу многих политических понятий, выражающих различные

3443 политические идеалы, оно используется для обозначения множества вещей, к

3444 которым первоначальный смысл его не имеет почти никакого отношения.

3445

3446 Позволю себе процитировать лауреата Нобелевской премии фон Хайека, который в

3447 своё время написал очень интересно по поводу демократии: хотя демократия сама

3448 по себе не есть свобода - свободен при ней разве лишь тот не вполне

3449 очерченный коллектив, который мы именуем большинством народа, - она всё же

3450 является одной из важнейших гарантий свободы. С тех самых пор, как открыт

3451 этот единственный метод мирной передачи власти, демократия присутствует в

3452 нашей жизни на правах первостепенной, но не явной ценности. Она стала чем-то

3453 вроде санитарной меры против чумы: нет никаких свидетельств её эффективности,

3454 пока она есть, но стоит её устранить, и результаты будут катастрофичны.

3455

3456 К чему это всё? Всё дело в том, что при представительной демократии каждый

3457 раз возникает вопрос: до какой степени дробления мы доходим в связи с этой

3458 представительной демократией, мнение какого количества людей, какого

3459 количества избирателей мы должны учитывать? Различные страны используют,

3460 конечно, различные методики при решении этого вопроса.

3461

3462 На предыдущих выборах в Государственную Думу общее число людей,

3463 проголосовавших за те политические партии, которые не представлены в

3464 настоящее время в Государственной Думе, составило немногим более пяти

3465 миллионов человек, но тем не менее мы понимаем, что это пять миллионов

3466 человек и их мнение должно учитываться. При демократических формах построения

3467 общества не должно учитываться мнение только, собственно говоря, тех групп

3468 людей, которые отнесены к маргинальным, к экстремистским группам,

3469 представленным достаточно небольшим набором людей. То есть, таким образом,

3470 задача того законопроекта, о которой говорим мы сегодня, заключается в том,

3471 чтобы действительно попробовать в деятельности Государственной Думы учесть

3472 максимальное число мнений и максимальное число позиций избирателей.

3473

3474 Я не буду останавливаться на деталях, Гарри Владимирович подробно изложил

3475 текст законопроекта, но тем не менее действительно несколько новаций стоит

3476 ещё раз отметить. Прежде всего это новации, связанные с тем, что согласно

3477 изменениям в Федеральный закон "О политических партиях" в период между

3478 выборами депутатов Государственной Думы партия, представленная в

3479 Государственной Думе, не может быть ликвидирована в связи с отсутствием

3480 необходимого общего числа её членов или отсутствием региональных отделений

3481 политической партии с необходимой минимальной численностью её членов в более

3482 чем половине субъектов Российской Федерации. Это имеет принципиальное

3483 значение, точно так же, как имеет принципиальное значение то, что она может

3484 предлагать списки кандидатов на выборах различного уровня без сбора подписей.

3485

3486 В настоящее время в политической жизни Российской Федерации представлены семь

3487 политических партий - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия",

3488 "ЯБЛОКО", "ПАТРИОТЫ РОССИИ", "Правое дело". В стадии ликвидации находятся

3489 Партия социальной справедливости, "СПС", "Гражданская Сила". То есть это я

3490 просто о возможных претендентах на такое положение.

3491

3492 Не останавливаясь подробно на законопроекте, в то же время отмечу, что

3493 некоторые положения законопроекта будут нуждаться в дальнейшем

3494 редактировании. В частности, в этой связи я бы хотел остановиться на анализе

3495 тех положений, которые обозначают права представителей этих политических

3496 партий в Государственной Думе. Я думаю, что ко второму чтению мы будем иметь

3497 возможность предметно обсудить список полномочий, которые будут у данных

3498 представителей.

3499

3500 Мне представляется, что важнейшие полномочия, которые будут иметь депутаты,

3501 представляющие политические партии, набравшие от 5 до 7 процентов голосов,

3502 достаточно полно урегулированы Конституцией Российской Федерации. Это прежде

3503 всего право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы

3504 предоставляет широкие возможности для выражения мнения тех избирателей,

3505 которые голосовали за данную политическую партию, со всеми вытекающими отсюда

3506 последствиями, в частности, это право настаивать самым активным образом на

3507 обсуждении данных законодательных инициатив. Совершенно естественно, что

3508 данным представителям должны быть даны ещё какие-то дополнительные гарантии

3509 активного участия в деятельности Государственной Думы.

3510

3511 Вот на этом, собственно говоря, хотелось бы закончить выступление с учётом

3512 того, что доклад был сделан совершенно предметно.

3513

3514 Спасибо.

3515

3516 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы? Депутаты Решульский, Федоткин, Иванов,

3517 ещё один Иванов, Гудков, Илюхин, Куликов... Ну, вот я уже назвал восемь

3518 фамилий.

3519

3520 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3521

3522 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, давайте запишемся.

3523

3524 Включите режим записи, пожалуйста.

3525

3526 Всем дам слово, всем, если, конечно, после этих моих слов ещё двадцать

3527 человек не запишется. Сейчас посмотрим, сколько записалось.

3528

3529 Покажите, пожалуйста, список.

3530

3531 Девять человек. Ну, хорошо.

3532

3533 Куликов, пожалуйста.

3534

3535 КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ.

3536

3537 Уважаемый Гарри Владимирович, не кажется ли вам, что проще было бы понизить

3538 планку проходного барьера, чем такую сложную и, я думаю, мало где

3539 представленную в мире систему внедрять в Российской Федерации?

3540

3541 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.

3542

3543 МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Анатольевич, хочу сразу сказать, что, когда

3544 готовилась эта инициатива и, напоминаю опять же, когда состоялось выступление

3545 президента с ежегодным посланием Федеральному Собранию, специально было

3546 указано на то, что речь не идёт о снижении 7-процентного барьера, речь идёт

3547 об указанном варианте расширения представительства в Государственной Думе

3548 Федерального Собрания. Исходя из этих концептуальных подходов и

3549 сформулированы нормы данного законопроекта, потому что и вариант снижения

3550 этого барьера, и вариант его снятия - в принципе это, повторюсь, иная

3551 концепция, и она не заявлялась Президентом Российской Федерации.

3552

3553 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

3554

3555 ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.

3556

3557 Уважаемый Гарри Владимирович, меня очень порадовала ваша оговорка, что

3558 стопроцентную явку вы не планируете, это радует. Вопрос в связи с этим такой.

3559 Понятно, что если партия принимает решение о ликвидации, то в этом случае

3560 депутата это не касается. А если всё-таки депутат при наличии партии изъявил

3561 желание выйти из неё? Я не нашёл в этом законопроекте, что он лишается в

3562 связи с этим мандата.

3563

3564 И к Владимиру Николаевичу вопрос. Вот вы про демократию говорили. Демократия

3565 - это власть народа, это в Конституции записано. Власть - это возможность

3566 наградить или наказать. Как вы считаете, какую власть будут иметь один или

3567 два депутата от так называемых малых партий, если даже фракции, которые здесь

3568 представлены, не имеют власти для того, чтобы хоть какие-то свои решения во

3569 власть, так скажем, воплотить?

3570

3571 Спасибо.

3572

3573 МИНХ Г. В. Отвечая на первый, адресованный мне, вопрос, Сергей Владимирович,

3574 я хотел бы действительно повторить ту норму, которая содержится в

3575 законопроекте: депутат, который по такому варианту проходит в Государственную

3576 Думу, не вправе быть членом никакой иной партии. Единственное исключение -

3577 это тот вариант, когда сама партия в электоральный период принимает решение о

3578 ликвидации, о прекращении деятельности. Поэтому здесь депутат, как и

3579 известный персонаж, в определённом смысле раб лампы. Так что предлагается

3580 такое правовое регулирование.

3581

3582 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич.

3583

3584 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вот спасибо. У меня вопрос...

3585

3586 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, секундочку. Был второй вопрос. Второй раз

3587 прерываю, извините, ради бога, Сергей Николаевич.

3588

3589 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3590

3591 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, будет вам минута, не волнуйтесь.

3592

3593 ПЛИГИН В. Н. Очень интересно было сформулировано понятие власти, о её

3594 возможности наградить или наказать. Конечно же, это более общее понятие.

3595 Сергей Владимирович, вы обладаете властью, это не вызывает никаких сомнений.

3596 И вы обладаете властью, и все депутаты Государственной Думы обладают властью,

3597 это не вызывает никаких сомнений. И последствия любого решения из тех,

3598 которые принимаются в данном зале, очень серьёзные, конкретные и точные. С

3599 моей точки зрения, сомневаться в этом не приходится. А что касается вообще

3600 понятия власти, властных решений и прочего - это слишком долгий разговор.

3601

3602 Спасибо.

3603

3604 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Теперь вот точно слово Сергею Николаевичу Решульскому.

3605 Пожалуйста.

3606

3607 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое.

3608

3609 У меня вопрос к Гарри Владимировичу.

3610

3611 Уважаемый Гарри Владимирович, вы предлагаете статью 7 закона "О статусе члена

3612 Совета Федерации и статусе депутата ..." дополнить частью четвёртой, в

3613 соответствии с которой депутат Госдумы, избранный в составе федерального

3614 списка и так далее, обеспечивается наравне с представителями фракций правом

3615 предлагать кандидатов на должности, правом на выступления в Госдуме,

3616 получение и распространение материалов и документов, они не перечисляются. И

3617 последнее убийственное предложение: если в составе данного федерального

3618 списка кандидатов избраны два депутата Госдумы, указанные права

3619 обеспечиваются одному из таких депутатов. А другой что, за депутатскую

3620 зарплату здесь ему портфель, что ли, будет носить, не имея никаких прав? Вот

3621 статья 8, дополнение в статью 8. Избрался по общефедеральной части

3622 федерального списка - тебе семь субъектов, по региональному списку - один

3623 субъект... (Микрофон отключён.)

3624

3625 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, чтобы закончить, потому что я отнимал

3626 время немножко.

3627

3628 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...три субъекта закрепляют за этим депутатом. Но ведь вся

3629 страна голосовала, все голоса подсчитали, что, депутат не может в другом

3630 регионе проводить встречи с избирателями? Вот эти нелепицы или несуразности

3631 объясните, пожалуйста. Для чего они тогда здесь? Один носит портфель другому,

3632 другой не может дальше своего региона выехать, а что они будут делать здесь?

3633

3634 МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, по первому вопросу, который вы

3635 задаёте. Речь идёт о дополнительных правах процессуальных (я их так условно

3636 назову), связанных с участием в работе Совета Государственной Думы, с

3637 возможностью выдвигать кандидатуры на те должности, которые замещаются по

3638 решению Государственной Думы и так далее, речь идёт ровно об этом. Смысл в

3639 том, чтобы не получились две маленькие фракции, а не в том, что все иные

3640 полномочия, все остальные элементы статуса депутата он не может реализовать.

3641 Владимир Николаевич об этом сказал. И право законодательной инициативы, и всё

3642 остальное в полной мере имеет отношение к любому депутату Государственной

3643 Думы, в каком бы порядке он ни был представлен в Государственной Думе. Это

3644 первая часть вопроса.

3645

3646 Второй вопрос, по поводу общефедеральной части и региональной группы. Как мы

3647 с вами знаем, несмотря на то что на выборах в Государственную Думу

3648 формируется один общефедеральный избирательный округ, тем не менее, когда

3649 речь идёт о распределении депутатских мандатов, именно о распределении по

3650 действующему сегодня законодательству о выборах депутатов Государственной

3651 Думы, учитывается количество голосов, поданных за ту или иную региональную

3652 группу. Соответственно, если кандидатов в одной региональной группе проходит

3653 три человека, а в другой пятнадцать, то это не означает нарушения принципа

3654 пропорциональности, это как раз в полной мере соответствует этому принципу.

3655 Здесь логика точно такая же, зеркальная. Если ты получил свою электоральную

3656 поддержку в рамках региональной группы (а региональная группа, хочу вам

3657 заметить, это группа, включающая не по одному субъекту, там может быть и

3658 несколько субъектов Российской Федерации), то ты, естественно, работаешь по

3659 тем субъектам Российской Федерации, которые являются твоей электоральной

3660 составляющей, и плюс тебе даётся возможность поработать ещё в другом

3661 субъекте. Поэтому здесь абсолютно адекватный подход с точки зрения того,

3662 каким образом этот депутат приобретал голоса своих избирателей

3663

3664 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин.

3665

3666 ФЕДОТКИН В. Н. Гарри Владимирович, два вопроса.

3667

3668 Наша фракция в конце прошлого года встречалась с главой правительства Путиным

3669 Владимиром Владимировичем. Это было понятно: фракция пришла, мы решали

3670 вопросы. Так что, теперь Путин будет встречаться с одним человеком один на

3671 один, ну, если все фракции, все депутаты имеют равные условия?.. Мне

3672 непонятно. Или, скажем, эти минифракции. Вот "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - триста

3673 пятнадцать человек: у них будет одно фракционное мнение, у трёхсот

3674 пятнадцати, и такое же фракционное мнение будет у одного человека. Не

3675 кажется, что здесь есть какие-то нестыковки, причём очень серьёзные? Один не

3676 может быть умнее трёхсот пятнадцати. Это получается - все четыре фракции плюс

3677 ещё один своего рода вольный стрелок, вольный стрелок в Государственной Думе.

3678 Наверное, надо как-то прописать его возможности, чтобы не ущемлять другие

3679 фракции и партии.

3680

3681 И второй момент. Вы говорили о том, что партии, которые были поддержаны 5

3682 процентами, не могут быть лишены права... (Микрофон отключён.)

3683

3684 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. (Шум в зале.)

3685

3686 Такая у него очень интересная логика.

3687

3688 МИНХ Г. В. К сожалению, второй вопрос я не услышал, потому что микрофон был

3689 отключён. Отвечу на тот вопрос, который я услышал.

3690

3691 Здесь я всё-таки не соглашусь с логикой, что изначально, скажем, фракция ЛДПР

3692 немножко умнее фракции "Справедливая Россия", причём на два человека она

3693 умнее, а фракция КПРФ умнее фракции ЛДПР на восемнадцать человек. А ту

3694 фракцию, которую назвали...

3695

3696 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3697

3698 МИНХ Г. В. Да, она уж... Это ваша логика, поэтому я её вам, так сказать,

3699 возвращаю, как абсолютно с ней не согласный.

3700

3701 Теперь второе. Если говорить по существу вопроса, который вы поставили,

3702 никаких норм в действующей или в предлагаемой редакции закона о статусе по

3703 поводу того, как высшие должностные лица Российской Федерации организуют

3704 формат своих встреч с депутатами Государственной Думы, с членами Совета

3705 Федерации, не содержится. Поэтому если Президент Российской Федерации,

3706 Председатель Правительства Российской Федерации пригласит на встречу одного,

3707 двух, тридцать депутатов Государственной Думы по тем принципам и подходам,

3708 которые ему представляются наиболее адекватными задаче, которую он хочет

3709 решить во время этой беседы, то это его право. И точно так же,

3710 соответственно, есть право у депутата отказаться от такого приглашения.

3711 Поэтому это не правовая норма, это не вопрос статуса, это вопрос

3712 эффективности, корректности и уровня взаимодействия между различными ветвями

3713 и институтами власти. Поэтому здесь я не вижу никаких проблем.

3714

3715 Спасибо.

3716

3717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков.

3718

3719 ГУДКОВ Г. В. Спасибо.

3720

3721 Ну, у меня первая часть вопроса - к Владимиру Николаевичу. Владимир

3722 Николаевич, изберут одного человека от пяти с половиной миллионов

3723 избирателей, ему что, в зале заседаний будет даваться каждый раз право на

3724 выступление, если будут выступления от фракций по десять минут? Будет ли он

3725 вице-спикером? Вот я не увидел этого из закона.

3726

3727 А вторая часть вопроса - к Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, наверняка

3728 президент, внося этот законопроект, совещался, и были какие-то точки зрения.

3729 Вот скажите, пожалуйста, вам известно, это последний шаг к реальной

3730 демократии, такой вот робкий, или у нас ещё какие-то впереди движения, чтобы

3731 хотя бы приблизиться к цивилизованным странам, где 3, 4 процента, 5 процентов

3732 максимум, и то очень редко? Вам не кажется, что от пяти с половиной миллионов

3733 один мандат - это очень похоже на такую шутку горькую, и называть это

3734 демократией можно только при очень большом, практически неисправимом

3735 оптимизме. В той же Болгарии всего пять с половиной миллионов избирателей, но

3736 у них парламент под триста человек.

3737

3738 Спасибо.

3739

3740 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич, вам был вопрос.

3741

3742 ПЛИГИН В. Н. Прежде всего, в той статье, которая предлагается в настоящее

3743 время, не содержится никаких обязательных требований, связанных с тем, что то

3744 или иное лицо, представленное в рамках этой процедуры, должно быть назначено

3745 на какую-то должность. То есть у человека есть право вносить предложение.

3746 Таким образом, это не предрешает вопрос.

3747

3748 А что касается второго вопроса, я несколько забегаю вперёд, но просто хочу

3749 сказать следующее. Мы перед этим говорили, что каждая страна определяет своё

3750 представительство в зависимости от численности людей, и для каждой страны то

3751 число, которое считается относительно незначительным, является числом

3752 собственной страны. Так что мне представляется, что эта формула достаточно

3753 адекватно реализует интересы действительно представительной демократии.

3754

3755 Спасибо.

3756

3757 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Анатолий Семёнович... Извините,

3758 пожалуйста, ещё Гарри Владимирович.

3759

3760 МИНХ Г. В. Олег Викторович, спасибо.

3761

3762 Уважаемый Геннадий Владимирович, мне кажется, что на этот вопрос я вам

3763 отвечал, когда представлял другой проект федерального закона, внесённый

3764 президентом. Я могу ещё раз повторить то же самое, что я вам говорил тогда.

3765

3766 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

3767

3768 МИНХ Г. В. Ну, вопрос задан, буду отвечать.

3769

3770 В предложенном законопроекте речь идёт о механизме расширения

3771 представительства избирателей, и никаких новелл в направлении снятия

3772 заградительного барьера или его снижения президент пока не предлагает, об

3773 этом он заявил в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5

3774 ноября.

3775

3776 И кроме того, вы задавали вопрос, мол, представительство от пяти миллионов в

3777 виде одного депутатского мандата - не шутка ли это? Думаю, что не шутка,

3778 учитывая, что сейчас представительство от семи миллионов избирателей равно

3779 нулю, потому что 7 процентов - это семь миллионов шестьсот тысяч. Я бы

3780 сказал, что мы движемся в сторону улучшения. Если следовать вашей логике, то,

3781 если сегодня правительство предлагает индексацию пенсии поэтапно, ну,

3782 например, в конце на 30 процентов, вы скажете: нет, этого мало, давайте в

3783 шесть раз - это гораздо лучше, а если мы не дадим увеличения в шесть раз, то

3784 за 33-процентную индексацию я бы, мол, не проголосовал. Я думаю, что всё-таки

3785 лучшее - это враг хорошего. Вот такая у нас логика.

3786

3787 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов, пожалуйста.

3788

3789 ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, мой вопрос уже частично звучал, но я хочу

3790 задать его в другом аспекте. Всё же представляется нелогичным такой вариант

3791 избирательной системы, наверное, было бы проще сразу снизить барьерную

3792 планку. В чём тут логика, в чём отличие этих двух вариантов? Партии, которые

3793 будут участвовать в выборах и преодолеют 5-процентный барьер, потом получат

3794 депутата, одного депутата от партии - только в этом отличие? Но ведь дело-то

3795 не в количестве депутатов, а в позиции партии.

3796

3797 Гарри Владимирович, конечно, обязан представлять законопроект, даже если он с

3798 ним не согласен, поэтому у меня к Владимиру Николаевичу вопрос. Всё же,

3799 Владимир Николаевич, объясните логику, в чём различие этих вариантов? Зачем

3800 усложнять процесс, может быть, сразу снизить планку избирательную?

3801

3802 Спасибо.

3803

3804 ПЛИГИН В. Н. Структуризация политического, партийного поля Российской

3805 Федерации в послеперестроечный период происходила достаточно сложно.

3806 Действительно, было представлено достаточно значительное число политических

3807 партий, часто эти политические партии были партиями одного человека, поэтому

3808 те меры, которые принимались в рамках совершенствования политического поля, в

3809 рамках совершенствования партийного поля, в частности, изменение

3810 избирательного законодательства и установление определённых барьеров, - они

3811 привели к позитивным изменениям. Что касается развитой партийной системы, то

3812 во многих странах эта развитая партийная система представлена, допустим,

3813 двумя-тремя политическими партиями, поэтому дробить это политическое поле нет

3814 необходимости. Таким образом, этот 7-процентный барьер выполнил, с нашей

3815 точки зрения, свою позитивную роль.

3816

3817 Что касается данного предложения, то это одна из форм реализации принципа

3818 представительной демократии, она предлагается на наше усмотрение. Это

3819 предложение вносит Президент Российской Федерации. С этой формой можно

3820 соглашаться, с ней можно не соглашаться. Логика её заключается в том, что мы

3821 ищем наиболее адекватные современному политическому развитию России формы,

3822 которые позволили бы представить большее число избирателей Российской

3823 Федерации в высшем органе законодательной власти. Вот это и есть логика. С

3824 этой логикой можно соглашаться, можно не соглашаться. Речь идёт об одной из

3825 форм реализации представительной демократии.

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

5251 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Коллеги, для стенограммы: по 11-му вопросу Музыкаев, Касьянов

5252 и Драпеко голосовали за.

5253

5254 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

5255